Рассказ критики шукшина читать

Февраль 1942 года. под москвой идут тяжелые бои. а на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется

«Далекие зимние вечера» рассказ. Автор Василий Шукшин

Февраль 1942 года.

Под Москвой идут тяжелые бои.

А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки. Сумки с книжками валяются в стороне.

Обыгрывает всех знаменитый Мишка Босовило – коренастный малый в огромной шапке. Его биток, как маленький снаряд, вырывает с кона сразу штук по пять бабок. Мишка играет спокойно, уверенно. Прежде чем бить по кону, он снимает с правой руки рукавицу, сморкается по-мужичьи на дорогу, прищуривает левый глаз… прицеливается… Все затаив дыхание горестно следят за ним. Мишка делает шаг… второй… – р-р-раз! срезал. У Мишки есть бабушка, а бабушка, говорят, того… поколдовывает. У ребятишек подозрение, что Мишкин биток заколдован.

Ванька Колокольников проигрался к обеду в пух и прах. Под конец, когда у него осталась одна бабка, он хотел словчить: заспорил с Гришкой Коноваловым, что сейчас его, Ванькина очередь бить. Гришка стал доказывать свое.

– А по сопатке хошъ? – спросил Ванька.

– Да ты же за Петькой бьешь-то!

– Нет, ты по сопатке хошь? – Когда Ваньке нечего говорить, он всегда так спрашивает.

Их разняли.

Последнюю бабку Ванька выставил с болью, стиснув зубы. И проиграл. Потом стоял в сторонке злой и мрачный.

– Мишка, хочешь “Барыню” оторву? – предложил он Мишке.

– За сколько? – спросил Мишка.

– За пять штук.

– Даю три.

– Четыре.

– Три.

– Ладно, пупырь, давай три. Скупердяй ты, Мишка!.. Я таких сроду не видывал. Как тебя еще земля держит?

– Ничего, держит, – спокойно сказал Мишка. – Не хочешь – не надо. Сам же напрашиваешься.

Образовали круг. Ванька подбоченился и пошел. В трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, Ванька пляшет “Барыню”. И как пляшет! Взрослые говорят про него, что он, чертенок, “от хвоста грудинку отрывает”.

Ванька пошел трясогузкой, смешно подкидывая зад. Помахивал над головой воображаемым платочком и бабьим голоском вскрикивал: “Ух! Ух! Ух ты!”. Под конец Ванька всегда становился на руки и шел, сколько мог, на руках. Все смеялись.

Прошелся Ванька по кругу раз пять, остановился.

– Давай!

Мишка бросил на снег две бабки.

Ванька опешил:

– Мы же за три договаривались!

– Хватит.

Витька передвинул шапку козырьком на затылок и медленно пошел на Мишку. Тот изготовился. Ванька неожиданно дал ему головой в живот. Мишка упал. Заварилась веселая потасовка. Половина была на Ванькиной стороне, другие – за Мишку. Образовали кучу мялу.

Но тут кто-то крикнул:

– Училка!

Всю кучу ребятишек как ветром сдуло. Похватали сумки – и кто куда! Ванька успел схватить с кона несколько бабок, перемахнул через прясло и вышел на свою улицу. Он был разгорячен дракой. Около дома ему попалась на глаза снежная баба. Ванька дал ей по уху. Высморкался на дорогу, как Мишка Босовило, вошел в избу. Запустил сумку под лавку, туда же – шапку. Полушубок не стал снимать – в избе было холодно.

На печке сидела маленькая девочка с большими синими глазами, играла в куклы. Это сестра Ваньки – Наташка.

– Ваня пришел, – сказала Наташка. – Ты в школе был?

– Был, был, – недовольно ответил Ванька, заглядывая в шкаф.

– Вань, вам про кого сёдня рассказывали?

– Про жаркие страны. – Ванька заглянул в миску на шестке, в печку. – Пошамать нечего?

– Нету, – сказала Наташка и снова стала наряжать куклу деревянную ложку – в разноцветные лоскуты. Запела тоненьким голоском:

Ох, сронила колечко-о

С правой руки-и!

Забилось сердечко

По милым дружке-е…

Наташка пела песню на манер колыбельной, но мелодии ее невыносимо тяжкой и заунывной – не искажала. Ванька сидел у стола и смотрел в окно.

Ох, сказали, мил помер

Во гробе-е лежи-ит,

В глубокой могилке-е

Землею зарыт.

Ванька нахмурился и стал водить грязным пальцем по синим клеточкам клеенки.

Голос Наташи, как чистый ручеек, льется сверху в синюю пустоту избы.

Ох, надену я платье-е,

К милому пойду-у,

А месяц укажет

Дорожку к нему-у…

– Хватит тебе… распелась, – сказал Ванька. – Спой лучше про Хаз-Булата.

Наташа запела:

Хаз-Булат удало-ой…

Но тут же оборвала:

– Не хочу про Хаз-Булата.

– Вредная! Ну, про Катю.

– Катя-Катерина, купеческая дочь?

– Ага.

– Тоже не хочу. Я про милого буду.

Ох, пускай люди судю-ют,

Пускай говоря-ят…

Ванька поднялся, достал из-под лавки сумку, сел на пол, высыпал из сумки бабки и стал их считать. Вид у него вызывающе-спокойный; краем глаза наблюдает за Наташкой.

Наташка от неожиданности сперва онемела, потом захлопала в ладоши:

– Вот они где, бабочки-то! Ты опять в школе не был? Обязательно скажу маме. Ох, попадет тебе, Ванька!

– …Семь, восемь… Говори, я ни капли не боюсь. Девять, десять…

– Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть-то близко будет, да не укусишь.

Ванька делает вид, что его душит смех.

– …Одиннадцать, двенадцать… А лоботрясом, думаешь, хуже?

В сенцах что-то треснуло. Ванька сгреб бабки и замер.

– Ага! – сказала Наташка.

Но это трещит мороз.

Однако бабки все равно нужно припрятать. Ванька ссыпал их в старый валенок и вынес в сенцы.

Потом опять он сидит у стола. Думает, где можно достать три полена дров. Хорошо бы затопить камелек. Мать придет, а в избе такая теплынь, хоть по полу валяйся. Она, конечно, удивится, скажет: “Да где же ты дров-то достал, сынок?” Ванька даже пошевелился – так захотелось достать три полена. Но дров нету, он это знает.

Наташка уже не поет, а баюкает куклу.

Нудно течет пустое тоскливое время.

За окнами стало синеть.

Чтобы отвязаться от назойливой мысли о дровах, Ванька потихоньку встал, подкрался к печке, вскочил и крикнул громко:

– А-а!

– Ой!.. Ну что ты делаешь-то? – Наташка заплакала. – Напужал, прямо сердце упало…

– Нюня! – говорит Ванька. – Ревушка-коровушка! Не принесу тебе елку. А я знаю, где вот такие елочки!

– Не надо мне твою елочку. Мне мама принесет.

– А хочешь, я тебе “Барыню” оторву?

Ванька взялся за бока и пошел по избе, и пошел, высоко подкидывая ноги в огромных валенках. Наташка засмеялась.

– Ну и дурак ты, Ванька! – сказала она, размазывая по лицу слезы. – Все равно скажу маме, как ты меня пужаешь.

Ванька подошел к окну и стал оттаивать кружок на стекле, чтобы смотреть на дорогу.

В избе тихо, сумрачно и пусто. И холодно.

– Вань, расскажи, как вы волка видели? – попросила Наташка.

Ваньке не хочется рассказывать – надоело.

– Как… Видели, и все.

– Ну уж!

Опять молчат.

– Вань, ты бы сейчас аржаных лепешек поел? Горяченьких, спрашивает Наташка ни с того ни с сего.

– А ты?

– Ох, я бы поела!

Ванька смеется. Наташка тоже смеется.

В это время под окнами заскрипели легкие шаги. Ванька вскочил и сломя голову кинулся встречать мать.

Наташка запуталась в фуфайке, как перепелка в силке, – никак не может слезть с печки.

– Вань, ссади ты меня, а… Ва-ань! – просит она. Ванька пролетел мимо с криком:

– А я первый услыхал!

Мать в ограде снимала с веревки стылое белье. На снегу около нее лежал узелок.

– Мам, чо эт у тебя?

– Неси в избу. Опять раздешкой выскакиваешь!

В избе Наташка колотит ножонкой в набухшую дверь и ревет – не может открыть. Увидев Ваньку с узелком в руках, она перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату.

Вместе проходят к столу, быстренько развязывают узел – там немного муки и кусок сырого мяса. Легкое разочарование – ничего нельзя есть немедленно.

Мать со стуком свалила в сенях белье, вошла в избу. Она, наверно, очень устала и намерзлась за день. Но она улыбается. Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу, пустоты и холода в избе как не бывало.

– Ну, как вычтут?.. Таля? (Она так зовет Наташку.) Ну-ка расскажи, хозяюшка милая.

– Ох, мамочка-мама! – Наташка всплескивает руками. – У Ваньки в сумке бабки были. Он их считал.

Ванька смотрит в большие синие глаза сестры и громко возмущается:

– Ну что ты врешь-то! Мам, пусть она не врет никогда…

Наташка от изумления приоткрыла рот, беспомощно смотрит на мать: такой чудовищной наглости она не в силах еще понять.

– Мамочка, да были же! Он их в сенцы отнес. – Она чуть не плачет. – Ты в сенцы-то кого отнес?

– Не кого, а чего, – огрызается Ванька. – Это же неодушевленный предмет.

Мать делает вид, что сердится на Ваньку.

– Я вот покажу ему бабки. Такие бабки покажу, что он у нас до-олго помнить будет.

Но сейчас матери не до бабок – Ванька это отлично понимает. Сейчас начнется маленький праздник – будут стряпать пельмени.

– У нас дровишек нисколько не осталось? – спрашивает она.

– Нету, – сказал Ванька и предупредительно мотиулся на полати за корытцем. – В мясо картошки будем добавлять?

– Маленько надо.

Наташка ищет на печке скалку.

– Обещал завезти Филипп одну лесинку… Не знаю… может, завезет, – говорит мать, замешивая в кути тесто.

Началась светлая жизнь. У каждого свое дело. Стучат, брякают, переговариваются… Мать рассказывает…

– Едем сейчас с сеном, глядь: а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы.

Наташка приоткрыла рот – слушает. А Ванька спокойно говорит:

– Это потому, что война идет. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах. Рыжуха, наверно?

…Мясо нарублено. Тесто тоже готово. Садятся втроем стряпать. Наташка раскатывает лепешки, мать и Ванька заворачивают в них мясо.

Наташка старается, прикусив язык; вся выпачкалась в муке. Она даже не догадывается, что вот эти самые лепешечки можно так поджарить на углях, что они будут хрустеть и таять на зубах.

Если бы в камельке горел огонь, Ванька нашел бы случай поджарить парочку.

– Мама, а у ней детки бывают? – спрашивает Наташка.

– У кого, доченька?

– У лисы.

Ванька фыркнул.

– А как же они размножаются, по-твоему? – спрашивает он Наташку.

Наташка не слушает его – обиделась.

– Есть у нее детки, – говорит мать. – Ма-аленькие… лисятки.

– А как же они не замерзнут?

Ванька так и покатился.

– Ой, ну я не могу! – восклицает он.- А шубки-то у них для чего?

– Ты тут не вякай, – говорит Наташка. – Лоботряс!

– Не надо так на брата говорить, доченька. Это нехорошо.

– Не выучится он у нас, – говорит Наташка, глядя на Ваньку строгими глазами. – Потом хватится.

– Завтра зайду к учительше, – сказала мать и тоже строго посмотрела на Ваньку, – узнаю, как он там…

Ванька сосредоточенно смотрит в стол и швыркает носом. Мать посмотрела в темное окно и вздохнула:

– Обманул нас Филиппушка… образина косая! Пойдем в березник, сынок.

Ванька быстренько достает с печки стеганые штаны, рукавицы-лохмашки, фуфайку. Мать тоже одевается потеплее. Уговаривает Наташку:

– Мы сейчас, доченька, мигом сходим. Ладно?

Наташка смотрит на них и молчит. Ей не хочется одной оставаться.

Мать с Ванькой выходят на улицу, под окном нарочно громко разговаривают, чтобы Наташка их слышала. Мать еще подходит к окну, стучит Наташке:

– Таля, мы сейчас придем. Никого не бойся, милая! Наташка что-то отвечает – не разобрать что.

– Боится, – сказала мать. – Милая ты моя-то… – Отвернулась и вытерла рукавицей глаза.

– Они все такие, – объяснил Ванька.

…Спустились по крутому взвозу к реке. На открытом месте гуляет злой ветер. Ванька пробует увернуться от него: идет боком, идет задом, а лицо все равно жжет как огнем.

– Мам, посмотри! – кричит он. Мать осматривает его лицо, больно трет шершавой рукавицей щеку. Ванька терпит.

В лесу зато тепло и тихо. Удивительно тихо, как в каком-то сонном царстве. Стройные березки молча обступили пришельцев и ждут. Ванька вылетел вперед по глубокому снегу и, облюбовав одну, ударил обухом по ее звонкому крепкому телу. Сверху с шумом тяжко ухнула тучи снега. Ванька хотел отскочить, запнулся и угодил о головой в сугроб, как в мягкую холодную постель.

Мать смеется и говорит:

– Ну вставай!

Пока Ванька отряхивается, мать утаптывает снег вокруг березки. Потом, скинув рукавицы, делает первый удар, второй, третий… Березка тихо вздрагивает и сыплет крохотными сверкающими блестками. Сталь топора хищно всплескивает холодным огнем и раз за разом все глубже вгрызается в белый упругий ствол.

Ванька тоже пробует рубить, когда мать отдыхает. Но после десяти-двенадцати ударов горячий туман застилает ему глаза. Гладкое топорище рвется из рук.

Снова рубит мать.

Березка охнула и повалилась набок.

Срубили еще одну – поменьше – Ваньке и, взвалив их на плечи, вышли на дорогу. Идти поначалу легко. Даже весело. Тонкий конец березки едет по дороге, и березка глуховато поет около уха. Прямо перед Ванькой на дороге виляет хвост березки, которую несет мать. Ванькой овладевает желание наступить на него. Он подбегает и прижимает его ногой.

– Ваня, не балуй! – строго говорит мать. Идут.

Березка гудит и гнется в такт шагам, сильно нажимая на плечо. Ванька останавливается, перекладывает ее на другое плечо. Скоро онемело и это. Ванька то и дело останавливается и перекладывает комель березы с плеча на плечо. Стало жарко. Жаром пышет в лицо дорога.

– …Семисит семь, семисит восемь, семисит девять… – шепчет Ванька. Идут.

– Притомился? – спрашивает мать.

– Еще малость… Девяносто семь, девяносто восемь… – Ванька прикусил губу и отчаянно швыркает носом. – Девяносто девять, сто! Ванька сбросил с плеча березку и с удовольствием вытянулся прямо на дороге.

Мать поднимает его. Сидят на березке рядом. Ваньке очень хочется лечь. Он предлагает:

– Давай сдвинем обои березки вместе, и я на них лягу, если уж так ты боишься, что я захвораю. Мать тормошит его, прижимает к теплой груди.

– Мужичок ты мой маленький, мужичок… Потерпи маленько. Большую мы тебе срубили. Надо было поменьше.

Ванька Молчит. И молчит Ванькина гордость. Мать думает вслух:

– Как теперь наша Талюшка там?.. Плачет, наверно?

– Конечно, плачет, – говорит Ванька. Он эту Талюшку изучил как свои пять пальцев. Еще некоторое время сидят.

– Отцу нашему тоже трудно там, – задумчиво говорит мать. – Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали.

– Теперь уж не остановятся, пока фрицев не разобьют.

Еще с минуту сидят.

– Отдохнул?

– Отдохнул.

– Пошли с богом.

Было уже совсем темно, когда пришли домой.

Наташка не плакала. Она наложила в блюдце сырых пельменей, сняла с печки две куклы и усадила их перед блюдцем. Одну куклу посадила несколько дальше, а второй, та, что ближе, говорила ласково:

– Ешь, доченька моя милая, ешь! А этому лоботрясу мы не дадим сегодня.

…Ванька с матерью быстро распилили березки; Ванька впотьмах доколол чурбаки, а мать в это время затопила камелек.

Потом Ванька с Наташкой сидят перед камельком. Огонь весело гудит в печке; пятна света, точно маленькие желтые котята, играют на полу. Ванька блаженно молчит. Наташка пристроилась у него на коленях и тоже молчит. По избе голубыми волнами разливается ласковое тепло. Наташку клонит ко сну. Ваньку тоже. А в чугунке еще только-только начинает “ходить” вода. Мать кроит на столе материю, время от времени окликает ребятишек и рассказывает:

– Вот придет Новый год, срубим мы себе елочку, хоро-ошенькую елочку… Таля, слышишь? Не спите, милые мои. Вот срубим мы эту елочку, разукрасим ее всякими шишками да игрушками, всякими зайчиками – до того она у нас будет красивая…

Ванька хочет слушать, но кто-то осторожно берет его за плечи и валит на пол. Ванька сопротивляется, но слабо. Голос матери доносится откуда-то издалека. Кажется Ваньке, что они опять в лесу, что лежит Ванька в снегу… Мать ищет его по лесу, зовет. А Ванька лежит в снегу и помалкивает. Странно, что в снегу тепло.

…Разбудить их, наверно, было нелегко. Когда Ванька всплыл из тягучего сладкого сна на поверхность, мать говорила:

– …Это что же за сон такой, обломон… сморил моих человечков. Ух, он сон какой!..

Ванька, покачиваясь, идет к столу.

В тарелке на столе дымят пельмени, но теперь это уже не волнует. Есть не хочется. Наташка, та вообще не хочет просыпаться. Хитрая, как та лиса. Мать полусонную усаживает ее за стол. Она чихает и норовит устроиться спать за столом. Мать смеется. Ванька тоже улыбается. Едят.

Через несколько минут Ванька объявляет, что наелся до отказа. Но мать заставляет есть еще.

– Ты же себя обманываешь – не кого-нибудь, – говорит она.

…После ужина Ванька стоит перед матерью и спит, свесив голову. Материны теплые руки поворачивают Ваньку: полоска клеенчатого сантиметра обвивает Ванькину грудь, шею – ему шьется новая рубаха. Сантиметр холодный – Ванька ежится.

Потом Ванька лезет на полати и, едва коснувшись подушки, засыпает. Наташка тоже спит. В одной руке у нее зажат пельмень.

В самый последний момент Ванька слышит стрекот швейной машинки завтра он пойдет в школу в новой рубахе.

«Далекие зимние вечера» рассказ. Автор Василий Шукшин


Просмотрено:
489

Публикация:

«Далекие зимние вечера» рассказ. Автор Василий Шукшин
3 574

Очень милая курносая и сероглазая ведьмочка, практикантка Выбегаллы и, видимо, симпатия Саши Привалова.

Комментарии: 7Публикации: 616Регистрация: 13-09-2019

Краткое содержание Шукшин Критики

Тимофей Макарович Новоскольцев, пенсионер, 73 летний старик, всю жизнь проработавший сельским плотником. Жил он со своим сыном и его семьей. Дружил он со своим внуком, Петькой, повсюду они ходили вместе. Самым любимым занятием у Петьки с дедом были походы в кино. Тимофей Макарович тратил половину своей пенсии на билеты.

Дед относился ко всему, что происходит на экране чрезвычайно серьезно, ему нравилась романтика, комедии, но самыми любимыми фильмами были те, которые показывали сельскую жизнь, деревенские будни, труд простого народа. Петька наблюдал за подобным дедовским отношением к кино и удивлялся, почему тот так серьезно относится ко всему, что происходит на экране. Дед порой сидел очень серьезно, когда весь зал смеялся, рассматривал каждую деталь и очень злился, когда эта «деталь» выглядела не по-настоящему, или неправдоподобно. Если фильм не оправдывал ожиданий Петьки и его деда, они возвращались домой злыми и неудовлетворенными.

После несмешной комедии, Петька с дедом пришли домой, где гостили московские родственники с маминой стороны, — тетя и дядя Петьки. Все смотрели телевизор, — дед обычно его не смотрел, потому, что считал, что это равносильно подглядыванию за жизнями чужих людей. Но в этот раз тоже присел посмотреть, фильм был про колхоз. Прошло пять минут, в фильме начали показывать плотника, — дед был крайне разозлен тем фактом, что киношный плотник даже топора держать в руках правильно не умеет. Он начал доказывать, демонстрируя свои руки, приводя логические доводы, что все, что происходит на экране – надувательство. Московские родственники сначала отнеслись к его замечаниям снисходительно, но по мере того, как дед расходился со своими доказательствами и возмущением, отношение родственников стало крайне пренебрежительным. Деда отправили помогать Петьке, учить уроки.

Еще долго, даже при внуке, дед долго не мог успокоиться, ушел. Через час вернулся хорошенько выпившим. Петька это видит, пытается заставить деда лечь спать, но не справляется. Дед рванул доказать столичным родственникам, считающим себя всезнайками, что они глубоко не правы. Он снимает с себя сапог и запускает его в телевизор, — разбивает. Сын, отец Петьки, пытается деда угомонить и связать, тетя Петьки приводит участкового. Тот оформляет протокол, и деда отправляют в вытрезвитель.

Когда Петька понял, что его дорогого деда забрали, он начал плакать. Тетя пыталась его успокоить, но Петька был зол особенно на нее, зная, что именно она привела участкового. Грубо оттолкнув ее, Петька продолжал плакать.

Порой мы пытаемся доказать собственную правоту до тех пор, пока не испортим отношения со всеми окружающими. Автор также высмеивает доморощенных критиков, точно знающих, как нужно снимать кино. В лице деда Тимофея он раскрывает многих «знатоков» чего-либо, к чему люди, по сути, не имеет никакого отношения. Так в нашей стране появляются те, кто точно знает, как играть в футбол, руководить страной, снимать кино, — и все эти люди сидят по другую сторону экрана и занимаются, по обыкновению, совершенно иными делами.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

Критики. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Прославленный автогонщик Клерфэ поехал в один из санаториев, расположенных в Альпийских горах, предназначенный для лечения людей, больных туберкулезом. Целью Клерфэ было навестить там своего друга и бывшего автогонщика Хольмана

Шла Великая отечественная война. Действия рассказа происходят на вокзале, который располагался недалеко от фронтовой линии. Главным героем этого произведения является мальчик по имени Сережа. На вид ему было около десяти лет.

Это сказка о двух друзьях, Ланко и Лейко, живших по соседству. Как-то раз отец одного из мальчиков поведал ребятам одну удивительную историю про голубую змейку, которая делает людей успешными и богатыми

К дому Мурзавецкой Меропии Давыдовны приходят за оплатой работники. Дворецкий к барыне не допускает: она гневается, сливки подали без пенки, расчета не будет. Аполлон Викторович, молодой человек 24 лет, прапорщик в отставке

Инопланетные создания далекой галактики. Они давно прекратили испытывать какие-либо чувства и эмоции Они обнаруживают воздействие которое оказывает с планета земля и начинает разрушать бесчувственный мир созданный чуждым умом дальней вселенной

Василий Шукшин — Критики:
Краткое содержание

В деревне живут и дружат дед и внук, 73-летний Новоскольцев Тимофей Макарыч и 13-летний Петька. Старик – «сухой и нервный», глуховатый, плотник на пенсии. Мальчишка – высокий, упрямый и «самостоятельный». Оба любят ходить в кино. Дед за правду в фильмах. Если драка, так чтоб как в жизни. И к актерам строг. Кино про деревню для него «хреновина». Ну что это: влюбленный ходит по деревне с песнями. Как дурачок какой. В жизни, если любишь, стыдишься. Петька спорит: «Сейчас люди другие стали!»

Раз пришли оба после несмешной комедии, видят: в доме перед телевизором отец Петьки (сын деда), мать и городская пара – тетка Петьки и ее муж. Дед сразу им: плотник на экране – фальшивый. Топор держать не умеет. В такого плотника только городской поверит. Сын гонит деда-«критика» к Петьке и его урокам, а теткин муж, как самый умный, с улыбочкой расспрашивает «дедушку».

Дед, как оплеванный, пошел к Петьке. А потом напился. Зашвырнул сапог в телевизор. Полетели стекла. Тетка за милиционером побежала, а дед кричал «городским финтифлюшкам», что он из ума не выжил, и в плотницком деле знает толк. «Я половину этой деревни своими руками построил!» Отец Петьки и мать разрешили Ермолаю Кибякову забрать деда в вытрезвитель. Петька не пускал, плакал. Мать с теткой его успокаивали: переночует да придет со стыдом, «ничего не будет с ним». Но Петька не хотел успокаиваться – и плакал в подушку.

Читательский дневник по рассказу «Критики» Шукшина

Сюжет

Деду Тимофею Макарычу 73 года, его другу, внуку Петьке – 13 лет. Они ходят в кино и обсуждают фильмы. Дома – телевизор. Его смотрят родители Петьки и тетка мальчика с мужем из города. Дед говорит им, что на экране плотник топор не так держит. А они смеются над ним, как над старым дурачком. Дед выпил, и бросил в телевизор сапог. Сказал, что полдеревни тут отстроил. Деда сдали в вытрезвитель. Петьке его жалко.

Отзыв

Смысл названия: критики тут не только дед с внуком, но и родители Петьки с родней. Только они «критикуют» не фильмы, а стариков и их жизнь. Главная мысль рассказа: нужно уважать старших, родителей, прислушиваться к ним. За их плечами непростая жизнь, опыт, годы труда. В рассказе взрослые к деду относятся как к отсталому чудаку, его стыдятся.

А он своими руками для половины жителей дома построил. Дед прав и в том, что люди во все времена одинаковы. Ему близок внук. Рассказ грустный: непонимание в семье, конфликт поколений. И смешной: дед – персонаж с яркими эмоциями, в рассказе много просторечий (ухайдакали, хреновина, несурьезный, умора, финтифлюшки).

План «Критики»

  1. Дед Тимофей и внук Петька – друзья.
  2. Любовь друзей к кино, и нелюбовь к телевизору.
  3. Дед и внук – критики актеров.
  4. Вранье в фильмах про деревню.
  5. Городские гости в доме.
  6. Дед-плотник страдает за правду.
  7. Горожане и сын смеются над ним.
  8. Тимофея сдают в вытрезвитель.
  9. Горе Петьки.

Вопросы по рассказу «Критики»

  1. Какой юмор в рассказе? (добрый и грустный)
  2. Кем по профессии был дед Тимофей? (плотник)
  3. Кто был лучшим другом деда? (внук Петька)
  4. На чьей стороне автор в рассказе? (деда и внука)
  5. Как дед называл фильмы про деревню? (хреновина)
  6. Кто назвал деда и Петьку «критиками»? (Петькин отец)
  7. Почему выпил дед? (от обиды)
  8. Кто вызвал милицию? (тетка Петьки)
  9. Куда отвели старика? (в вытрезвитель)
  10. Кто жалел деда? (Петька)

Пересказ от лица Петьки рассказа «Критики»

Дед Тимофей – мой лучший друг. Я делаю уроки – он рядом. С ним интересно ходить в кино. Он любит, чтоб фильм был правдивый, как жизнь. А я люблю фильмы всякие. Я ведь не так хорошо знаю жизнь, как дед. Мне все кажется настоящим. Мы любим вместе посмеяться. Дед в кино, бывает, смеется невпопад. Я-то знаю, что он глухой, а что другие про него подумают.

Живем мы, конечно, не одни. Но папа с мамой заняты. Или телевизор смотрят. У нас гости из города: тетка с мужем. Я решал задачку, а дед был с ними. Пришел сам не свой. Посмеялись над ним. А он правильно сказал: плотник в телевизоре неуч. Дед знает, он деревню строил. Дед выпил немножечко и кинул в экран сапог. Тетка с отцом его в милицию сдали. Я был против, но кто меня слушал. Честно скажу, до сих пор плачу. Как там дед?

Задание: придумать продолжение рассказа «Критики»

Утром дед пришел домой. Петька обнял старого друга. Деду и вправду было стыдно. Зачем он стал что-то доказывать? Ясно ведь, не поймут. Не хотят понять. А потом дед вдруг засмеялся: «Вот так вспомнил молодость! Я ж, Петька, раньше себя в обиду не давал. Кулак-то у меня вон какой! А милиция – это тебе не хреновина. Там все, как в жизни. Ночь не спали – я и Ермолай. Мы ведь с его отцом деревню строили. Ничего, Петька, не плачь. Я не гордый. У них свои заботы. Понимать надо. А в кино мы обязательно пойдем. На комедию. На смешную. А потом за уроки сядем. Ты вчера задачку решил или бросил?»

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

В данной статье дается краткий пересказ произведения В.М. Шукшина «Критики».

Василий Макарович Шукшин в творчестве постоянно поднимал темы «отцов и детей», связи поколений, уважение к старшим, а также изменение мировоззрения у людей, покинувших свой родной край и забывших свои корни.

Краткие пересказы, конечно, расскажут сюжет произведения, но глубокий анализ по ним сделать невозможно.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

Шукшина интересовали судьбы и характеры простых людей. Это произведение самим автором было отнесен к разряду «рассказ- характер».

Основные персонажи

  • Тимофей Макарович Новоскольцев — старик, пенсионер, резкий, даже несколько грубый, но справедливый и честный.
  • Петька Новоскольцев – внук Тимофея, мальчик 13 лет, упрямый и самостоятельный, очень любит деда и заботится о нем, как может.
  • Родители Петьки – считают деда выжившим из ума стариком, относятся несколько снисходительно, а порой и неуважительно.
  • Родственники из Москвы – образованные, считают себя интеллигентными и знающими людьми, любят поучать других, знают, как правильно поступать в любой ситуации.

Очень краткий пересказ

Дед Тимофей и внук Петька очень любят фильмы, но не все картины нравятся деду. Он не терпит фальши и притворства, поэтому очень часто выступает критиком увиденного.

Однажды после неудачного просмотра совсем не смешной комедии дед с внуком вернулись домой и застали там приехавших из Москвы родственников. Вся семья дружно сидела у телевизора и смотрела фильм. Деду фильм не понравился, и он попытался объяснить почему, но его не хотели слушать, тогда старик ушел, а вернувшись пьяным, разбил экран телевизора.

Вызванный милиционер забрал деда в вытрезвитель, а сын и его жена одобрили это, только внук пытался заступиться за дедушку, но его, конечно, никто не слушал.

Краткое содержание

Тимофей Макарович и его внук Петька – большие друзья, их объединяет одна общая страсть – любовь к кино. В конце месяца, подсчитывая свои доходы, дед ворчит, что много денег ушло на кино, но все равно своим привычкам не изменяет. Они часто ходят в клуб, где неизменно берут билеты на первый ряд, поскольку дед плохо слышит и не всегда разбирает, что говорят актеры на экране. Поэтому он расспрашивает внука и часто мешает другим зрителям.

Дед критично относится к фильмам из «деревенской жизни», он часто их критикует за недостоверность и фальшь.

Однажды чета Новоскольцевых отправилась в клуб, где обещали просмотр комедии. Но фильм, против ожидания, не понравился, поскольку был совсем не смешным. Дед с внуком вернулись домой крайне недовольные.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

Деда и внука объединила общая страсть – любовь к просмотру кинофильмов

А дома они увидели гостей, приехавших из Москвы, это была сестра матери Петька и ее муж. Оба они были образованные, считали себя очень культурными и снисходительно относились к своим деревенским родственникам.

И хозяева, и гости сидели у телевизора и смотрели фильм из деревенской жизни о судьбе сельского плотника. Тимофей Макарович не любил смотреть фильмы по телевизору, это казалось ему делом несерьезным. А сегодня еще и фильм был, в котором показывали все неправильно, по его мнению.

Старик стал рассуждать о том, что этот плотник совсем на плотника не похож, он и топор в руках держать не умеет. И поскольку дед сам всю жизнь проработал плотником, он считал, что может указать на недостатки. Сын Тимофея Макаровича пытался показать гостям, чтобы они не особо обращали внимание на выступление отца. Это, конечно, старика сильно обидело, и он ушел из дома.

А когда Петка учил уроки в своей комнате, дедушка вернулся в сильном подпитии и вновь продолжал убеждать всех в своей правоте. Когда гости стали смеяться над ним, он сильно рассердился и бросил в экран тяжелый кирзовый сапог. Экран, конечно, разлетелся.

А московская гостья быстро сбегала за участковым милиционером, который пришел и увидел пьяного деда и разбитый телевизор. Естественно, он сразу же вопросительно посмотрел на отца Петьки, но тот утвердительно кивнул и попросил составить протокол.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

Мнения деда и внука о фильмах не всегда совпадали, и порой они долго спорили об увиденном.

После того, как протокол был составлен, участковый встал и сказал, что сейчас заберет старика на ночь в вытрезвитель. Петька не сразу понял, что происходит. Он пытался защитить своего друга, а когда у него это не получилось, мальчик разрыдался.

Мать и тетка пытались его утешить, говорили, что ничего страшного не произошло, дед пьяный, а утром его отпустят. НО Петька, вспомнив, что этот приезжая тетка привела милиционера, оттолкнул ее и с плачем отвернулся к стене.

Основная идея рассказа

Как и все произведения Шукшина, этот рассказ учит уважению к старшим, их жизненному опыту, терпимости и доброжелательности, особенно, к близким людям. Само название рассказа говорит о том, что все люди любят осуждать других, часто не задумываясь о мотивах х поступках. Автор словно спрашивает: кто эти – критики? Краткое содержание пробудит интерес к прочтению уникального авторского текста.

Краткое содержание рассказа Шукшина «Критики», конечно, познакомят читателя с сюжетом произведения и его главными героями, но не дадут полного понимания основной мысли рассказа. Если читать только краткий пересказ, то не познакомишься с уникальным авторским стилем, не увидишь и не поймешь авторское отношение к своим героям.

Доброе утро!

Прошло десять лет с начала российских протестов 2011-2012 года: вот фотохроника этих событий, а вот рассказ об их самых заметных участниках. В настоящем так:

  • Видеопереговоры Путина и Байдена намечены на 7 декабря. Байден заявил, что не приемлет «ничьих красных линий».
  • Глава СК поручил проверить творчество Noize MC и Oxxxymiron после обращения «группы патриотов». Это опубликованное в ЖЖ «обращение» – сатирический скетч.
  • Россиянке Софье Сапеге предъявили обвинение в Беларуси. Ей грозит 6 лет тюрьмы.
  • Эксперты ВОЗ приедут в Россию для оценки «Спутника V» в начале 2022 года.

Вокруг Украины

  • Видеосаммит Путина и Байден предварительно намечен на 7 декабря. Байден объявил, что надеется на долгий разговор по поводу украинского вопроса, и добавил, что не приемлет заявлений Путина о «красных линиях», которые не должно переходить НАТО, размещая свою инфраструктуру в Европе.
  • Агентство Bloomberg пишет, что на дипломатическом ужине в Стокгольме между Лавровым и Блинкеном случилась перепалка по поводу украинского Евромайдана 2014 года: Лавров заявил, что власть в Киеве сменилась в результате госпереворота, а Блинкен напомнил, что подконтрольные Януковичу внутренние войска убили на Майдане больше ста человек.
  • Немецкий таблоид Bild опубликовал схему предполагаемого нападения России на Украину, основанную на оценках источников из НАТО и украинской разведки. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова назвала публикацию «пропагандой, замешанной на идеологии». Особенно ей не понравилось, что Львов на этой схеме назван по-немецки – Лемберг.
  • В Москве прошел съезд «Единой России», единогласно переизбравший председателем партии Дмитрия Медведева. На съезде присутствовал глава так называемой «ДНР» Денис Пушилин, накануне тоже вступивший в ЕР. Пушилин отчитался, что гражданство России получили более 350 тысяч жителей «ДНР», и добавил, что в конце концов их «получат все».
  • Вот интервью с Виктором Цилыком – отцом 23-летнего Александра Цилыка, задержанного в России якобы за подготовку теракта. По словам Виктора, сын пропал 15 октября – после того, как перешел российско-украинскую границу в Ростовской области. «Признаниям» сына, которые опубликовала ФСБ, Виктор не верит.

Анонимная группа патриотов

  • Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил провести доследственную проверку деятельности рэперов Оксимирона и Нойза МС. Необходимость такой проверки он обосновал обращением «инициативной группы патриотов». Довольно быстро выяснилось, что речь идет о тексте, опубликованном 2 декабря в ЖЖ Дмитрия Якушева. Блогер написал стилизованную сатирическую анонимку, «сатиру на наше время», как он говорит. Вот его монолог.
  • При этом на открытое письмо члены участковых и территориальных избирательных комиссий Тувы, в котором они рассказывают, что результаты сентябрьских думских выборов были сфальсифицированы, Бастрыкин внимания не обратил.
  • Издание TJournal рассказывает, что под новость о смене владельца и руководителя VK пришли заказные боты, которые начали хвалить нового руководителя соцсети Владимира Кириенко – сына первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко.
  • В Москве на Красной площади задержали очередного пикетчика (суд – 13 декабря); в Новокузнецке пикетчика, протестовавшего против карательной психиатрии, отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу.
  • В Москве на 76-м году жизни умер основатель фестиваля «Кинотавр» продюсер Марк Рудинштейн. Вот некролог.

Вокруг света

  • Следственный комитет Беларуси предъявил россиянке Софье Сапеге обвинение по статье о разжигании вражды (до шести лет заключения). По версии следствия, Софья Сапега администрировала телеграм-канал «Черная книга Беларуси», где публиковались личные данные белорусских силовиков. Сам канал объявлен в Беларуси экстремистским. После приговора Сапегу, вероятно, экстрадируют в Россию, где она сможет претендовать на помилование.
  • У берегов Польши едва не сел на мель российский сухогруз с пьяным экипажем.
  • Азербайджан освободил десять армянских военнопленных в обмен на карты минных полей.
  • Папа римский посетил лагерь беженцев на греческом остров Лесбос, где посетовал на то, что наступила «эпоха стен и заграждений из колючей проволоки».

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 602. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 802 тысячи; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 281 278 человек (+1206 за сутки). По данным Росстата, опубликованным в пятницу вечером, избыточная смертность в октябре составила 100 509, а с начала пандемии – почти миллион человек. Эксперты ВОЗ приедут в Россию для повторной инспекции производства «Спутника V» в начале следующего года.

Надежных данных о коронавирусной ситуации в Беларуси нет, но врачи оценивают ее как катастрофическую. Вакцинироваться белорусы не хотят в том числе из-за недоверия к российской и китайской вакцинам.

Проблема недостаточной вакцинированности стоит и в других странах: канцлер Германии Ангела Меркель в своем последнем еженедельном обращении к гражданам призвала всех сделать прививку; в Тбилиси прошел многотысячный митинг противников ковид-паспортов. В Львове городские власти придумали, как привить бездомных и дать им QR-код – даже тем, у кого нет документов.

Шесть ссылок

  • Палачи и жертвы. История репрессированного в 1942 году красноармейца Федора Шаталова, судьбу которого – с помощью «Мемориала» – удалось восстановить его внучке Татьяне Литвиновой. Или обзор книг о «неудобном прошлом» на ярмарке Non/fiction.
  • Архитектура. Отрывок из книги Анны Броновицкой и Николая Малинина «Ленинград: архитектура советского модернизма» (изд-во «Гаража») – о том, как архитекторы годами спорили с чиновниками о фасаде Морского вокзала на Васильевском острове. Или рассказ о Доме культуры ГЭС-2 – новом культурном пространстве на Болотной набережной в Москве.
  • Гиды. Путеводитель Дмитрия Волчека по лучшим фильмам крупнейшего европейского фестиваля документальных фильмов – IDFA в Амстердаме. Или отрывок из книги Бориса Гребенщикова «Священные места Индии» (изд-во АСТ) – о Канчипураме.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    1

    Организационный
    момент. Этап мотивации к учебной деятельности

    Фронтальная

    Работа со словарем

    Громко
    прозвенел звонок –

    Начинается
    урок.

    —  Я очень рада, что у вас хорошее
    настроение. Вперёд к открытиям!

    Посмотрите на тему
    урока, о чем мы сегодня будем говорить?

    — Как вы думаете,
    что значит «странный» герой ?

    — Как вы понимаете
    слово «Критик»?

    Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой
    (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист,
    занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный
    к.

    (С.И. Ожегов, Н.Ю.
    Шведова.Толковый словарь русского языка)

    Это название
    рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность
    шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

    Настраиваются на
    активную работу на уроке.

    Записывают слова,
    отвечают на вопросы устно в беседе с учителем

    Умение формировать способности к организации своей деятельности

    Умение определять
    основную мысль высказывания, формулировать цель и задачи урока.

    Умение отвечать на вопросы. Слушать товарищей.

    2

    Этап актуализации
    знаний и пробного учебного действия

    Фронтальная

    Эврестическая беседа

    Аналитическая беседа

     Прежде давайте познакомимся с жизнью и
    творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина

    А) Сообщение
    учащегося о жизни и творчестве В.М.Шукшина

    Б) Сообщение
    учащегося и типе «странного» героя в творчестве Шукшина

    Слово учителя:Шукшин ввел в литературу новый тип героев —
    «чудиков», вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить
    не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре,
    красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную
    индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина
    задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни
    главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что
    плохо? Что самое важное в человеке?

    Совместное
    чтение рассказа «Критики» стр. 127

    — Почему рассказ
    называется «Критики»?

    — Что объединяло
    Петьку и дедушку?

    — В чем взгляды
    Петьки и деда на кино совпадали?

    — Случались ли
    разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

    — Как вы думаете,
    почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве»?

    — Какой случай
    произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

    — Почему так ведет
    себя дед?

    — Как поступают
    взрослые? Муж тети?

    — Как поступает
    тетя?

    — Как поступает
    отец Петьки?

    — Почему же деда
    так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда
    разговаривали с ним?

    Обратимся к тексту
    протокола. Перечитаем его.

    — Почему этот текст
    вызывает у вас улыбку?

    — Почему рассказ
    заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в
    подушку?

    Учащиеся отвечают  домашнее
    задание.

    Выступление
    учащихся с общением.

    Учащиеся отвечают

    любили ходить в
    кино и обсуждать его после просмотра

    признавали только
    то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели

    Каждый их них судил
    с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду

    Потому что взрослые
    были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той
    непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда
    всерьез. Для деда кино — вторая реальность, достоверность

    Гости улыбались,
    относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед
    обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства
    пострадало, поэтому он напился

    Ведет себя
    непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый
    человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в
    конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта

    Тоже ведет себя
    снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее
    в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве

    Старается угодить
    гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе.
    Повторяет одно и то же слово «удосужил

    Деду не нужна
    снисходительность, ему нужна правда жизни

    Вся правда в нем,
    но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа

    Ему было жалко
    деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом

    Умение воспринимать информацию на слух.

    3

    Этап первичного
    закрепления с проговариванием во внешней речи

    Работа
    в группе

    ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
    «Странность и привлекательность главного героя рассказа»

    Черты героя

    Цитаты

    1. Возраст и
    социальная принадлежность

    2. Портрет. Чьими
    глазами он даётся?

    3. Образование,
    любимое занятие?

    4. Черты
    характера героя (огромный жизненный опыт, доброта, неумение воспринимать
    условности жизни, трудолюбие, прямота и др.)

    5. Оценка
    психологического состояния героя в ключевых фрагментах

    6. Речь

    7. Поступки

    8. Оценка, данная
    другими персонажами

    9. Авторская
    оценка

    Работа в группах. 

    1 группа 1- 3,2 группа 4- 6, 3 группа- 7-9.

    Учащиеся по
    группам заполняют таблицу

    Умение работать
    в группе.

    5

    Первичное
    применение знаний

    Групповая

    Задание:

    От лица Петьки
    передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной
    ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале.
    (Ответы учащихся)

    — Давайте еще раз
    обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками?

    — Можно ли назвать
    героя рассказа «Критики» «странным»?

    Учащиеся
    высказывают свое мнение, аргументируя свой ответ.

     Умение  выражать  свои
    мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Умение
    формулировать и аргументировать свое мнение, учет разных мнений.

    Умение строить логическую цепь рассуждений,
    выведение следствий.

    4

    Этап рефлексии
    учебной деятельности

    Фронтальная

    Выберите и
    продолжите подходящее для вас выражение

    1. Своей работой на
    уроке я..

    2. Урок для меня
    показался..

    3. За урок я..

    4. Мое настроение..

    5. Материал урока
    мне был..

    Да. Этот герой не
    похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного
    достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим
    внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего
    существования, свои чувства, отстоять себя.

     Умение
    систематизировать собственные знания.

    Рефлексия
    собственной деятельности.

    Умение соотносить
    цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и
    определять степень успешности работы.

    Доброе утро!

    В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:

    • Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
    • Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
    • В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
    • В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.

    ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.

    В России

    • В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
    • Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
    • Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
    • Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
    • С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
    • Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.

    Катастрофы

    После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.

    На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.

    Вокруг света

    В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.

    Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.

    Шесть ссылок

    • Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
    • Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
    • Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.

    Искренне Ваши,
    Семь Сорок

    • Рассказ крыжовник главные герои
    • Рассказ кровная месть серна
    • Рассказ крест дегтев краткое содержание
    • Рассказ краткий рассказ про собаку
    • Рассказ крестьянина от первого лица 6 класс