Рассказ красота растений забайкальского края

Цель:-продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью и растениям, которые помогают нам его сохранять.-воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к

Цель:

-Продолжить формирование бережного отношения к своему здоровью и растениям, которые помогают нам его сохранять.

-Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.

-Познакомить с лекарственными растениями.

Задачи:

-Изучить значение растений для здоровья человека, формировать знания детей о лекарственных растениях, их целебных свойствах;

-Познакомить с некоторыми видами лекарственных растений и принципами их применения (фитотерапия);

-Способствовать формированию нравственных чувств и представлений;

-Воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты;

-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: гербарий с лекарственными растениями, ассортимент лекарственных трав для ароматерапии и фитотерапии, воздушные шары.

Основная часть

1.Сегодня на уроке мы узнаем какие растения называются лекарственными и для лечения каких заболеваний они используются. (Ведущий)

 Стук в дверь.

-Вам письмо, срочное! И волшебный клубок! (Почтальон)

-Пришло письмо, от Василисы Прекрасной. (Ведущий). Сейчас мы его прочитаем. (вскрывает).

-Дети, случилась беда, Василиса Прекрасная просит помощь, срочно! Злая волшебница позавидовала ее красоте и уму и решила извести красавицу. Заколдовала Василису, иссушила, всю силу отняла. Не может теперь девица ни песен петь звонких, ни хлеба печь пышного, ни танцевать весело и людям радость дарить. Плачет она и умоляет о помощи.

-Поможем Василисе Прекрасной, дети? (Да!).

-Для этого нам нужно совершить путешествие в сказочный лес, где живет травница, добрая волшебница Акулина, которая своими лечебными травами сможет снять заклятье и вернуть жизнь красавице. Но нам потребуется внимательно выслушать ее и выполнить задания. Вы согласны? А вот этот волшебный клубок нам поможет и отведет к Акулине-травнице.

Звучит лесная музыка, поют птицы.

Дети идут, сматывая клубок, и приходят на поляну — ковер, где Акулина готовит снадобье и говорит слова:

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

-Здравствуйте, дети! Зачем пришли-пожаловали, аль соскучились, аль беда какая приключилась? (Акулина)

-Дети говорят о беде Василисы Прекрасной.

-Да, я все знаю, птицы плохую весть принесли. Но заклятье спадет не сразу, нужно выполнить задания, ответить на вопросы и помочь мне. Вы согласны?

-Да! (дети).

-Я-травница, понимаю, люблю и разбираюсь в силах трав. Помогаю всем, кому нужно! Готовлю из лечебных трав отвары, настои, мази, бальзамы и с вами поделюсь своими знаниями сокровенными. Да и красавицу, Василисушку, вылечу ими с радостью. Я вам дам список нужных мне трав. Я вас жду. Как можно быстрее принесите мне лечебные травы. Удачи вам!

Ученики идут на поляну с заданиями и садятся.

Рассказ учителя

-Дети, какие лечебные растения вы знаете? (ответы детей).

-А вы знаете, что из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Собирать можно только те растения, которые не относятся к числу охраняемых видов.

Брать только здоровые, не поврежденные, хорошо известные вам растения.

Не вырывать растения с корнями, их нужно срезать ножом, давая отрасти им снова.

Не собирать растения по обочинам автомобильных дорог, по краям полей — они могут быть загрязнены выхлопными газами, удобрениями.

Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовитые.

Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду, лучше с утра, как только спадет роса.

Молодцы, вы нашли первое лекарственное растение, это ромашка. Давайте рассмотрим и понюхаем ромашку, и ученик расскажет нам о ней.

Сообщение о ромашке: Ромашки — это маленькие солнышки. Отвар из цветков ромашки улучшает пищеварение, выводит из организма болезнетворные микробы, ускоряет заживление ран, помогает при простудных заболеваниях — настоем цветов ромашки поласкают рот и горло при ангине.

2. А теперь, ребята, следующее задание. Чтобы получить это растение, надо ответить на вопросы. Только для этого нужно дружно выкрикивать правильные ответы.

 1.Лекарственными называют растения, из которых

а) готовят еду б) делают лекарства в) варят варенье

2. Лекарственные растения продают в

а) аптеке б) магазине в) на рынке

3. Какое лекарственное растение в народе считают «травой от 99 болезней» ?

а) одуванчик б) ромашку в) зверобой

4.Какое растение является чемпионом по количеству витаминов?

а) береза б) шиповник в) подорожник

5. Какое растение используют для лечения ожогов?

а) облепиха б) малина в) земляника

Молодцы, вы нашли второе лекарственное растение, это Зверобой. Рассказ ребенка о Зверобое.

Зверобой — это растение с ярко-жёлтыми цветками и приятным запахом. Трава зверобой издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне-августе. Именно в это время и собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют для укрепления десен, для снижения различных воспалений, для улучшения работы желудка. В старину зверобой считали мистическим   растением, рождённым молнией. В народных поверьях зверобой является источником света, устраняющим зло, прогоняющим духов тоски, избавляющим от чёрной печали.

3. А теперь, дети, следующее задание. Постарайтесь выполнить его без ошибок. Встаем на нашей полянке (бодрая музыка).

Игра «Деревья, кустарники, травы».

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, сирень, тополь, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, астра, липа, незабудка, крыжовник, земляника, дуб, огурец, смородина, подснежник, КОШКА, берёза.

Молодцы, вы нашли третье лекарственное растение. Это Крапива.

Сообщение о крапиве: Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не обжигался ею. Крапива укрепляет волосы. Крапива известна и как пищевое растение. Из ее листьев готовят салаты, супы. Крапива – содержит витамины, применяется при воспалениях, при заболеваниях крови, суставов, печени. В настоящее время крапива находит применение не только в медицине, но и в кулинарии (салаты, щи, чуду и т.д). Рассматривают образец.

4. Следующее задание. У нас есть корзинки с лекарственными растениями от разных болезней. Мы сейчас их рассмотрим и запомним.

От простуды : душица, репчатый лук.

От ссадин и ранок: подорожник, петрушка, чеснок.

От боли в животе: ромашка, мята укроп.

Молодцы, вы нашли четвертое лекарственное растение, это Шиповник. Рассказ ребенка о Шиповнике.

Шиповник-является прекрасным лекарственным средством. Прежде всего, за счет содержания в нем большого количества витамина С и аскорбиновой кислоты. Обычно используют свежие или высушенные ягоды шиповника. Сушеные ягоды часто используют для приготовления настоев, соков, отваров, чая и многого другого. Приготовленный чай из шиповника имеет много полезных свойств, прежде всего, он помогает снять воспаление, служит для тонуса и укрепления организма, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, печени и желудочно-кишечного тракта.

5. Чтобы получить последнее растение, надо прослушать сказку и хлопнуть в ладоши, когда услышите лекарственные растения.

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же «Скорощь помая»? Где же «Скорощь помая»?
Где же «Скорощь помая», спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь —
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев —
Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?…
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
— Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку
И попьет Цветочный мед.
Значит дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.

Вы молодцы! Нашли пятое лекарственное растение, это Подорожник.

Рассказ ребенка о Подорожнике.

Сообщение о подорожнике: Подорожник многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль.

Какие вы все молодцы! Вы собрали все растения по списку. Теперь все дружно идем к травнице.

(Травница)- Все нашли? Пока вы ходили за травами, вы, наверное, много про них узнали. А я сейчас расскажу вам о лекарственных травах то, что вы точно не знаете. (Травница «варит» во время рассказа отвар).

Уже первобытный человек понял, что природа, это не только источник продуктов питания, но первый лекарь. Стремясь избавиться от болезней древний человек понял, что одни растения могут исцелить, а другие отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны еще в древнем Египте.

На Руси с давних времен для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы, плоды растений.

При царе Иване Грозном были созданы аптекарские избы. Лекарственные растения привозили из разных стран. Стоили они на вес золота.

Российский царь Петр1 издал указ о создании «аптекарских огородов». Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. Позже «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

В наше время лекарственные растения не являются редкостью, и не так уж дорого продаются в аптеках. Не каждый человек может правильно найти лекарственные растения. Нужно знать, как выглядит растение, когда и какие его части нужно собирать, как правильно сушить. Метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений называется фитотерапия.  Фитотерапия — это одна из самых древних медицинских наук.

(Травница) Дети, вы молодцы! Вы выполнили все задания, ответили на все вопросы, принесли мне лечебные травы и лечебный отвар приобрел лечебную силу, теперь он вылечит Василису Прекрасную. Я его передала с быстрым зайцем. А для вас я приготовила полезный отвар, который восполнит ваши силы.

Травница Акулина угощает всех лечебным отваром, вареньем и баранками.

Чаепитие.

В последние выходные осени в Красноярске подморозит.

В конце недели погода будет умеренно морозной, пасмурной и ветреной. Атмосферное давление подскочит до очень высоких показателей — от 753 до 759 миллиметров ртутного столба. В ночь на субботу синоптики обещают до −15°C, днем — около −8°C, вечером будет ветрено. В воскресенье мороз ослабнет: −9°C в темное время суток и −4°C в светлое, пройдет снег, порывы ветра усилятся.

Важно: в Красноярском крае действует система QR-кодов для всех, кто старше 18 лет. Они нужны для того, чтобы попасть в торгово-развлекательные центры, кафе, спортзалы, гостиницы и салоны красоты, а также на культурные и спортивные мероприятия — в театр, в кино, на концерт или на спортивный матч.

«Купе номер 6»

Где: «Синема парк», «Киномакс», «Дом кино»
Когда: 27 и 28 ноября

Студентка из Финляндии садится в поезд Москва-Мурманск, пытаясь сбежать от своей таинственной московской любви. По воле случая ей приходится разделить долгую поездку и тесное купе с грубоватым русским шахтером. Нечаянное соседство помогает обоим пассажирам купе номер шесть осознать своё одиночество и тоску по человеческим отношениям.

«Я.Rеальный?»

Где: Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина, проспект Мира, 73
Когда: 27 ноября в 18:00

Действие спектакля «Я.Rеальный?» по мотивам повести Ф. М. Достоевского «Двойник» перенесено в наши дни, где социальные сети — среда, в которой живут и работают герои. В соцсетях персонажи часто представляются не реальными людьми, а вымышленными двойниками, приукрашенными фантазиями создателей аккаунтов. Зачастую действия пользователей в сети преследует обыкновенный нарциссизм и страстное желание «статусной» видимости самого себя. «Я успешен!» — кричат сегодня социальные сети. Но так ли это на самом деле?

Театр исследует современного молодого человека, мечтающего, как и Голядкин Достоевского, любой ценой добиться успеха, высокой внешней оценки путем создания виртуального двойника.

HLOFWX6NVQM

«Формы чудесного»

Где: «Музейный центр «Площадь Мира», площадь Мира, 1
Когда: 27 и 28 ноября

Красноярцы впервые смогут увидеть надувные латексные скульптуры знаменитой художницы Саши Фроловой. На выставке представлено 19 скульптур, костюмов и образов. Художница делает скульптуры из латекса, отказываясь от тяжеловесности. И создает невесомую монументальность из очень ярких образов.

Среди представленных работ, например, латексные костюмы Baroque, посвященные французской королеве. Перформанс в этих костюмах стал очень популярным, за последние 5 лет художница объездила с ним весь мир, выступала для Dolce & Gabbana, покорила Венецианский карнавал и снялась у Тима Уокера вместе с Николь Кидман.

258510

Красноярский академический симфонический оркестр

Где: Филармония, площадь Мира, 2Б
Когда: 27 ноября в 19:00

Трудно поверить, что партитуры балета «Болт» и Пятой симфонии разделены всего шестью годами. Балет, поставленный в 1931 году, был создан в русле модной тогда социально заострённой «производственной темы». Действие происходит на заводе. Здесь и комсомольский секретарь, и ударник производства, и мелкие вредители. Таких стандартных персонажей на театральных сценах в то время было более чем достаточно, и неслучайно произведение довольно быстро сошло со сцены, а композитор обратился к более серьезным задачам.

Ныне, почти столетие спустя, мы читаем в симфонии бескомпромиссное столкновение личности с враждебной ей эпохой. Трагедию, весьма далекую от оптимизма.

g09tR4upo7o

Каток на площади Мира

Где: Площадь Мира
Когда: 27 и 28 ноября с 10:00 до 22:00

Каток — только часть большого проекта «Зима на Стрелке». Летом у горожан был пешеходный «В центре Мира», а зимой — локация на площади перед филармонией. Кроме катка здесь будет работать сцена, теплый шатер с прокатом, кафешки и сувенирные лавки. Ну и конечно в центре стоит ёлка — уже с новогодней иллюминацией.

258331

Что бы почитать…

Если вы не успели на неделе и пропустили самое интересное:

  • «Тут все варятся в одном котле»: честный рассказ красноярского участкового о жизни «на районе»
  • Пассаж с куполами и храм у вокзала: красивые и навсегда утраченные здания в Красноярске
  • «Битва из-за QR-кодов»: как ковидные запреты привели красноярцев к ненависти и вражде
  • «Однажды вышла со свадьбы и заплакала от усталости»: как живет и сколько зарабатывает красноярский фотограф-фрилансер
  • «Живу в машине, так что за жилье не плачу»: как красноярец стал дальнобойщиком в США

Напоминаем: при плохом самочувствии и появлении признаков простуды лучше остаться дома и не подвергать риску заражения других людей. Не забывайте носить защитные маски и соблюдайте социальную дистанцию. Newslab желает вам отлично провести эти выходные!

Все события в афише Newslab

За последние полтора года Мария Тищенко более 20 раз сдавала тесты на антитела и ПЦР, но все они были отрицательными

Многие уже успели переболеть коронавирусом по два и даже три раза, но есть ещё те, кто ни разу не заразился. В любом случае главное — не расслабляться. К тем, кто практически два года живёт без антител к ковиду, относится медицинский обозреватель НГС Мария Тищенко. Мы попросили её написать колонку о том, какие меры профилактики она соблюдала и как умудрилась не заболеть, несмотря на работу в самых опасных местах.

Рассказ красота растений забайкальского края

Рассказывать о ситуации с коронавирусом я начала чуть раньше, чем он появился в Новосибирской области, но с 18 марта 2020 года делаю это ежедневно. Именно в этот день в регионе зарегистрировали первый случай заражения коронавирусом. И практически два года я не просто пишу об этой инфекции, но и по сути работаю на передовой, бываю в «горячих точках». Не хочется сглазить, но мне удалось не заразиться, не переболеть, несмотря на контакты с заражёнными, посещение обычных поликлиник, красных зон больниц и даже моргов. Об этом говорят результаты ПЦР-тестов и анализы на антитела, которые я по работе сдавала минимум 20 раз.

На очередной планёрке в редакции меня попросили написать колонку о том, как мне это удалось. Это будет не медицинский материал со ссылками на экспертов и исследования, а набор гипотез. Может, какая-то из них когда-то покажет себя наиболее работоспособной.

1. Меры предосторожности

На первом месте, на мой взгляд, находится профилактика. Мыть руки и пользоваться при необходимости антисептиками я любила всегда, но пандемия добавила к этому списку ещё и защитные маски. Когда был дефицит одноразовых масок, то я купила шесть тканевых, которые постоянно меняла. Их приходилось каждый день стирать и по первоначальным рекомендациям даже гладить, пропаривать, чтобы точно хорошо обработать. При этом многие окружающие не просто шутили, что не стирали свою маску с начала пандемии, а на самом деле этого не делали. Когда маски перестали быть дефицитным товаром, я меняла одноразовые каждый час. И до сих пор продолжаю это делать.

Я носила перчатки, когда их использование считали необходимым, при этом чётко контролировала, что именно трогаю руками. И этот контроль на самом деле очень важен. Если грязными руками дотронуться до носа, рта или глаз, то через слизистые оболочки как раз и можно заразиться коронавирусной инфекцией.

До пандемии я каждое утро протирала свой рабочий стол, но с появлением коронавируса стала делать это не водой, а антисептиком. Раньше я иногда протирала телефон, потому что это считается местом скопления бактерий, а теперь делаю это несколько раз в день.

Наверное, самым странным или бесполезным моим действием кажется протирание различных упаковок после похода в продуктовый магазин. Но я продолжаю тратить на это время. И, может быть, я бы перестала это делать, но столько раз видела, как в магазине какой-нибудь человек чихает, прикрываясь рукой, а потом берёт ею продукты на полках. И, например, не кладёт себе в корзину, а ставит обратно на полку. Я часто вспоминаю такие ситуации, когда сижу на полу с салфеткой и антисептиком.

Когда я ходила в медучреждения, то после этого тоже всё обрабатывала. В каких-то ситуациях на мне был обычный медицинский халат, в каких-то — только моя одежда. В красных зонах приходилось надевать разные костюмы по степени защищённости и соблюдать разную обработку.

И если сначала мои близкие очень сильно переживали, что я хожу в такие места, то потом на конкретных примерах я убедила их, что, возможно, страшнее, например, в магазине или офисе, чем в больнице. Потому что в медучреждение ты идёшь морально готовым к встрече с инфекцией и пытаешься защититься, а в офисе рассчитываешь на то, что каждый человек будет ответственным и при первых симптомах ОРВИ изолируется, но всегда находится тот, кто всё равно приходит на работу.

Рассказ красота растений забайкальского края

2. Бдительность

Вторым по значимости фактором я считаю бдительность, быстрое реагирование (можно ещё назвать это неотрицанием ковида). Напрямую это не спасает от заражения коронавирусом, но в любом случае может помочь. Я имею в виду то, что при первых симптомах ОРВИ нужно всё равно подозревать коронавирус и пытаться отсечь этот диагноз, даже если вас продуло, вы попали под дождь и так далее.

Я практически два года слушаю истории людей, которые сначала подумали, что температура, насморк или кашель у них из-за того, что, например, они ездили на рыбалку и промочили ноги, уснули с открытой форточкой, посидели под кондиционером и так далее. Именно такие мысли и приводят к росту заболеваемости.

Я довольно часто болею ОРВИ, и с начала пандемии это происходило со мной раз 7–10. Каждый раз я изолировалась, наблюдала за симптомами и в зависимости от ситуации сдавала те или иные анализы. Несколько раз это были ПЦР-тесты, кровь на антитела и просто развёрнутый анализ крови с лейкоцитарной формулой и СРБ. Поэтому, учитывая эти результаты, а не только последние, сданные в ноябре 2021 года, я могу делать вывод, что не болела.

И только один раз у меня было настоящее подозрение, что это ковид (хоть и выглядело похоже на обострение хронических ЛОР-заболеваний), а в остальных случаях я думала, что это другой вирус, но нужно было заботиться и о безопасности окружающих в том числе. Жаль, что не все так делают.

3. Витамины и минералы

В начале пандемии многие начинали активно пить витамины С, D, цинк (иногда неправильно и бесконтрольно, но сейчас не об этом). Дальнейшие исследования по каким-то из них не дали нужных результатов. Например, не подтверждено, что они помогают облегчить симптомы ковида или препятствуют заражению, но смысл и не в этом, а в том, чтобы в организме максимально, насколько возможно, проблемы были решены. То есть важно следить за уровнем витаминов и минералов в организме и выходить из дефицитных состояний (и, конечно, следить за своими хроническими заболеваниями и проходить необходимые профилактические осмотры, предотвращая развитие проблем).

Я делала это и до пандемии, например, поднимала уровень витамина D, железа, магния. И к началу коронавирусной истории витамин D, например, у меня был не на низком уровне до 30, как было когда-то, а чуть больше 100. И я стараюсь не пропускать необходимых осмотров. Это тоже помогает быть в более выгодном положении, потому что уже все знают, как действует коронавирус на людей с хроническими заболеваниями.

Рассказ красота растений забайкальского края

4. Отсутствие страха

Ещё я часто слышу, в том числе от некоторых экспертов, гипотезу, что важно не бояться ковида, заражения и всего, что с ним связано.

Конечно, коронавирус — это очень страшно. В какой-то степени это русская рулетка, потому что неизвестно, кто сможет выкарабкаться, а кто «сгорит за три дня». Я общалась с пациентами, которые задыхающимся голосом рассказывали, что ждут врача пять дней и не знают, что делать. Я контактировала, как потом оказывалось, с заболевшими и, конечно, переживала, заражусь или нет. Переживать — это нормально, но паниковать и накручивать себя — сценарий похуже. Особенно если учесть, что коронавирус и так сам по себе может доводить людей до депрессивных состояний.

Поэтому, когда люди очень боятся, их общее состояние может ухудшаться, и они не всегда могут принимать взвешенные решения. А когда человек спокоен, то может чётко следовать определённому алгоритму.

И в любом случае эффект плацебо никто не отменял: если что-то помогает вам, то, может, это и неплохо. Главное — помнить о своевременном обращении к специалистам (при этом не выключайте критическое мышление и всё равно имейте в виду, что спасение утопающих часто — дело самих утопающих).

Не болейте и изолируйтесь при первых симптомах ОРВИ!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Рассказ красота растений забайкальского края

Рассказ красота растений забайкальского края

На чтение 30 мин. Просмотров 8 Опубликовано

  • Указатели энциклопедии

    Ресурсы Иркипедии

    Библиотека

    Медиатека

    Хронологический справочник

    Библиографический справочник

    Источники Иркипедии

    Памятники, достопримечательности, охраняемые территории

    Топонимика и ономастика

    Списки, цифры, каталоги

    Энциклопедия Иркутской области

    Статьи готовящейся к изданию Энциклопедии публикуются в целях общественного рецензирования.

    Алфавитный указатель

    Все статьи Энциклопедии в алфавитном порядке в блоках по главным терминам. Глубина – две первые буквы.

    Географический указатель

    Все статьи энциклопедии, отсортированные по признаку соотнесения с районами и города области.

    Тематический указатель

    Все статьи энциклопедии, отсортированные по темам в соответствии с отраслями знания и жизни.

    Именной указатель

    Все биографические статьи о людях, отсортированные по рубрикам – даты, профессии, титулы и т.п.

    Указатель организаций

    Все статьи об организациях, отсортированные по отраслям деятельности и юридическому статусу..

    Stay

  • Новости и репортажи

    Ежедневно в лентах информационных служб отражаются многочисленные события в регионе. Наша задача связать новости с материалами энциклопедии. Следите за новостями по темам и регионам:

    Байкал

    Физическая география

    Геология

    Месторождения

    Природа. Экология

    Население и демография

    Народы вокруг Байкала. Этнография

    Адм.-территориальное деление

    Власть. Политика. Общество

    Экономика. Экономическая география

    Сельское хозяйство. Рыболовство

    Наука. Техника. Технологии.

    Образование

    Здравоохранение и медицина

    Религия и духовная жизнь

    Архитектура и градостроительство

    Культура

    Искусство

    История

    Масс-медиа

    Физкультура, спорт, туризм

    Повседневная жизнь и быт

    ЧП и преступность

    Города: Алзамай | Ангарск | Байкальск | Бирюсинск | Бодайбо | Братск | Вихоревка | Железногорск-Илимский | Зима | Иркутск | Киренск | Нижнеудинск | Саянск | Свирск | Слюдянка | Тайшет | Тулун | Усолье-Сибирское | Усть-Илимск | Усть-Кут | Черемхово | Шелехов

    Районы: Аларский | Ангарский | Балаганский | Баяндаевский | Бодайбинский | Боханский | Братский | Жигаловский | Заларинский | Зиминский | Иркутский | Казачинско-Ленский | Катангский | Качугский | Киренский | Куйтунский | Мамско-Чуйский | Нижнеилимский | Нижнеудинский | Нукутский | Ольхонский | Осинский | Слюдянский | Тайшетский | Тулунский | Усольский | Усть-Илимский | Усть-Кутский | Усть-Удинский | Черемховский | Чунский | Шелеховский | Эхирит-Булагатский

    Крупные и соседние регионы: Иркутская область | Байкал | Усть-Ордынский бурятский округ | Бурятия | Якутия | Монголия |

    Stay

  • СпецпроектыЭнциклопедии районовНовые статьи энциклопедииИзменения и дополненияКарта-справочник ИркутскаНаучная энциклопедияСловникIrkipedia englishКарта-справочник АнгарскаАтласы и картыБиблиотекаМедиатекаКарта-справочник ШелеховаТопонимика и ономастикаНациональный мирКак искать?Карта-справочник Братска Stay
  • Карты

    Атлас азиатской России

    Уникальное дореволюционное издание 1914 года. Широкая панорама Сибири и Туркестана, разных сфер их самобытной жизни

    Атлас Байкала

    Итог многолетней работы российских учёных – атлас Байкала, изданный в 1993 году и до сих пор не потерявший актуальности.

    Байкальский регион

    Атлас иркутского академического Института географии: “Природные ресурсы, хозяйство и население Байкальского региона”.

    Все карты

    Около 600 карт области: физических, общественно-политических, геологических, исторических, климатических и многих других.

    Stay

  • О проекте

    Ресурсы Иркипедии

    Библиотека

    Медиатека

    Хронологический справочник

    Библиографический справочник

    Источники Иркипедии

    Памятники, достопримечательности, охраняемые территории

    Топонимика и ономастика

    Списки, цифры, каталоги

    Stay

  • Машина времени

С необходимостью предотвратить вымирание и сохранить редкие виды флоры и фауны в 2008 году была учреждена Красная Книга Иркутской области. В издании числится 408 видов растений, животных и грибов с обозначениями по состоянию их редкости. Подразделяются они по категориям следующим образом:

  1. вероятно исчезнувшие находящиеся под угрозой исчезновения сокращающиеся в численности редкие неопределенные по статусу восстанавливаемые и восстанавливающиеся

Животные

Животные, занесенные в Красную книгу Иркутской области, представлены на 16 страницах, всего их 17 видов. Хочется рассмотреть более подробно следующих млекопитающих:

  • Амурский тигр, Северный олень, Сибирский горный козел, Красный волк.

Амурский тигр относится к самым крупным животным из семейства кошачьих. Имеет очень массивное телосложение. Уши короткие, округлой формы. Крупные самцы весят до 320 кг, самки до 120 кг. Окрас красно-рыжый. У северных тигров другой окрас — охристо-желтый. Темные поперечные полосы выделяются отчетливо, с темным хвостом на конце.

1-1.jpg

Дальний Восток является основным местом обитания тигров, в Иркутской области они появляются довольно редко.

Пожары являются главной причиной, при которой гибнут амурские тигры. Основных мер не было принято, поэтому хищники гибнут от рук браконьеров и намеренных отстрелов.

Северный олень – очень красивый и крупный представитель отряда парнокопытных, приходящих в Иркутскую область из высокогорного Алтая с Саянской стороны. Ближе к голове белый окрас, спина и ноги рыжевато-коричневые.

2-1.jpg

Северный олень является желаемой добычей для снежных барсов, которые также занесены в Красную книгу края. Не редки случаи исчезновения этих животных в связи с браконьерством, пожарами, изменениями климатических условий.

Красный волк – один из крупных хищников, его длина составляет около 110 см, вес не больше 20 кг. Уникален своей яркой рыжим окрасом, а также очень пушистым и длинным хвостом — свыше 50 см.

В одиночку волки не против полакомиться самой простой пищей, начиная от ягод, насекомых, ящериц, грызунов. Но если волков будет больше двух, они способны за несколько минут убить крупное животное, например, оленя.

В основном красные волки держатся стаями, как гиеновые собаки. Обитают там, где в избытке горные скалистые породы или пещеры. Красные волки не любят схватки лоб в лоб, нападают со спины. Тем самым застают добычу врасплох.

Ученые приводят данные, что в Иркутской области красных волков остается не больше трёх тысяч. По всей видимости, они остаются не у дел в схватке за пищу со своими соперниками — серыми волками. Это постоянно сокращает их в численности. Именно поэтому они занесены в Красную книгу.

Сибирский горный козел – наиболее крупный из представителей козлов, занесенных в Красную книгу Иркутской области. В длину он может достигать 150-180 см, рост — от 90 до 110 см. Рога длиной почти 120 см. Самый крупный экземпляр может весить около 135 кг. У козлов имеется примерно 25-сантиметровая борода темного цвета, к концу она будто подстрижена.

В основном горного козла можно увидеть на скалистых поверхностях, альпийских лугах. Предпочитает места, где больше растительности и нет снега. Ходят группами, от двух особей и до сотни.

Основными факторами исчезновения этих животных являются отсутствие хороших погодных условий, камнепады, нападения хищников, браконьерство. Добраться до мест обитания сибирских горных козлов и создать им удобные условия обитания не представляется возможным, поэтому пока не приняты меры по их защите.

Птицы

Птиц, занесенных в Красную книгу Иркутской области, насчитывается 62 вида, многие из которых состоят в категории исчезающих. Особое внимание заслуживают беркут и большой кроншнеп.

Беркут имеет темно-бурый окрас, на затылке виднеется рыжеватый оттенок. Крылья выделяются белыми пятнами. Надклювье, как и лапы, окрашены в ярко-желтый цвет. Для полета ему достаточно немножко расправить крылья.

Любят беркуты обитать на горных местностях и в лесах, гнездятся на высоких деревьях или на скалах. Они вьют на выбранном месте несколько гнезд, в котором откладывают по пару яиц. Насиживают их до 45 дней. Все это время самец кормит свою самку. Чтобы окрепнуть и улететь из-под крыла матери маленькому птенцу достаточно 70 дней. Но обычно большинство птенцов не выживает, т.к. им свойственен каннибализм.

Питаются беркуты различными грызунами, зайцами, птицами, черепахами и лягушками. Может нападать на более крупную дичь: косулей, хорьков, лисиц, северные оленей. Суточная норма пищи составляет около 1,5 кг. При отсутствии пищи может голодать до полутора месяцев.

В том, что численность птиц уменьшается, в основном, виноваты сами люди: массово убивают, отравляя пестицидами, воздействуют на места их обитания.

Большой кроншнеп относятся к семейству бекасовых. Самый крупный вид из этого семейства. Вес может быть от 0,5 до 1 кг. Размах крыльев до 1 м.

Большой кроншнеп имеет рыжевато-серый или бежево-коричневый окрас. Основная особенность, которая его выделяет — интересный длинный изогнутый клюв. Живот от шеи до нижней части живота белого цвета с продольными темными пятнами. Окантовка на перьях белого цвета.

Места обитания кроншнепы предпочитают влажные, поэтому они селятся на болотах и лугах. Ближе к маю прилетают и сразу начинают сооружать себе гнезда и откладывать яйца. У каждого семейства может быть по 2-4 яйца. Высиживают они потомство сменяя друг друга, длится это не больше месяца. Сами яйца — сине-зеленого цвета с коричневыми пятнами.

Зрение у кроншнепов не особо развито, но длинный клюв помогает находить пищу под землей. К их лакомству относятся: улитки, черви, моллюски, а во время зимовки они едят креветок и мальков рыб. Когда они гнездятся, то питаются небольшими лягушками, насекомыми и червяками.

Основную угрозу большому кроншнепу представляют лисы, вороны и другие наземные и воздушные хищники. Возможно, во время паводков они не успевают среагировать и теряют потомство. Их популяция стала уменьшаться из-за осушения болот, а также разведением людьми сельскохозяйственной деятельности. За сохранностью птиц следят специальные службы, которые регулируют порядок на участке их обитания.

Растения

Растительность в Иркутской области не менее обширна. Она удивляет своей красотой и разнообразием. В Красной книге края насчитывается:

  • 40 мхов, 50 лишайников, 173 сосудистых растения, 25 видов редких грибов.

Все эти виды растений находятся под тщательной охраной в заповедниках.

Если посмотреть на схематичную карту распространения флоры, то можно увидеть неравнодушие большинства видов к прибрежным зонам и поймам. Больше половины видов отмечены у реки Иркут.

Несчитанное количество растений было потеряно при заполнении Иркутского водохранилища. Например, в 20-х годах прошлого века касатик сглаженный (ирис) и полушник озерный росли близ р. Ангара. После создания водохранилища их не было найдено. Согласно проведенным учеными исследованиям, потерянными в области считаются 44 вида растений. В более удовлетворительном положении прибывают популяции вида серобородник сибирский, большие скопления которого отмечены вдоль устья р. Куда, рек Ушковка и Иркут.

Ниже приведены несколько редких видов растений, занесенных в Красную книгу, в следующем формате:

  1. короткое описание, место распространения, численность популяции, лимитирующие факторы.

Фиалка надрезанная, травянистый многолетник не имеющий стеблей – вид, находящийся под угрозой исчезновения. Высота растения составляет 9 см. От корней растут короткие листья овальной формы, по краю зубчатые. Цветоносы на пару сантиметров выше листьев. Длина цветка до 1,5 см. Зев светлый, а ближе к краю ярко-фиолетовый. Шпорец изогнут, длиной 4-10 мм.

Растет на береговых песчано-галечных валах Байкала, в местах остепненных биотопов. Цветение в южной части области начинается с мая по июнь, на севере — в августе. Численность популяции невелика, отмечено несколько десятков экземпляров.

Наблюдается исчезновение по причине слабой конкурентоспособности вида, образование паводков, выпаса скота на территории их обитания, а также в следствие хозяйственной деятельности. Охраняется в Прибайкальском национальном парке и Байкало-ленском заповеднике.

Стародубка апеннинская относится к числу редких. Является многолетним травянистым растением с толстым и коротким корневищем. Прикорневых листьев не имеет. Цветки с золотисто-желтым оттенком, диаметром около 5 см.

Обитает стародубка на осветленных полянах, лесах, опушках. Размножается семенами. Цветет с мая по июнь. Лимитирующим фактором стародубки является сбор для букетов и использование в качестве лекарственного средства.

Первоцвет крупночашечный – многолетнее растение с коротким корневищем, относится к семейству первоцветных. Листья в прикорневой розетке в длину 5-15 см, шириной 3-7 см, яйцевидные, продолговатые. Цветоносный ствол 15-35 см, прорастает однобоким соцветием, состоящего от 3 до 15 цветков. Венчик в виде чашечки желтого цвета с оранжевым пятном внутри. Вокруг чашечки коробочка овальной формы.

Распространен первоцвет в 4-х районах области: Иркутском, Слюдянском, Нижнеудинском, Шелеховском, а также на Юго-Востоке Бурятии.

Во избежание намеренного причинения вреда редким видам флоры, ученые не указывают точных данных местонахождения растений, внесенных в Красную книгу Иркутской области.

Заключение

Сколько бы не создавалось книг в защиту животных и окружающей среды, какие слова не говорились о необходимости бережного отношения к природе, пока каждый из нас не поймет, что мы в ответе за будущее нашей планеты, ничего не изменится. Каждый из нас должен поменять свое отношение к природе. Мы все должны четко уяснить, что никакое вмешательство в экологию не пройдет бесследно. Когда-нибудь нам это «аукнется». В связи с этим призываем всех подумать и решить, что каждый из нас может сделать в защиту окружающего нас мира.

Проект “Разнообразие природы родного края. Иркутская область”. Книга природы Иркутска.

Цель проекта:  Познакомится с природой Иркутской области и ее многообразием, узнать о редких видах растений и животных, встречающихся в регионе и об охране окружающей среды края.

План проекта:

1. Общая информация о природе края

2. Растительный мир

3. Животный мир

4. Растения и животные Красной книги

5. Охрана природы края

6. Пример презентации

Доклад к проекту “Разнообразие родного края. Иркутская область”

Иркутский край находится на юге Восточной Сибири. Климат области резко континентальный, большая часть области покрыта плоскогорьями и кряжами высотой до 1000 метров. По югу области расположены отроги Саянских гор, на юго-востоке область ограничена озером Байкал.

1. Растительный мир

Большая часть Иркутского региона покрыта хвойными лесами, тайгой. Здесь растут хвойные деревья — пихта, кедр, лиственница, ель. В небольших лиственных лесах преобладают осина и береза.

Подлесок образуют кустарники — шиповник, калина, белая акация, жимолость, боярышник.

В лесных и таежных районах произрастают травы: брусника, черника, голубика, морошка, вейник, папоротник, хвощи.

В степи растут ковыль, типчак, полынь, чабрец.

Всего в Иркутском крае растут свыше 1800 видов растений, и среди них около 600 – лекарственные.

2. Животный мир

Животный мир иркутской области также очень разнообразен. Здесь живут 80 видов млекопитающих, 320 видов птиц, 70 вид рыб.

В тайге водятся лоси, олени, кабаны, соболь, куница, белка, медведь, волк, ласка, зайцы, изюбры, маралы.

В горах можно встретить кабаргу, горных козлов и баранов.

В реках области и озере Байкал водятся млекопитающее семейства тюленей нерпа, рыбы омуль, сиг, хариус, язь, щука.

Уникальна самая маленькая рыбка Байкала — широколобка Гурвича, размеров всего 2-3 миллиметра. А также живородящая рыба голомянка.

На озере гнездятся утки и гуси.

Из птиц отметим тетерева, глухаря, рябчика, даурскую куропатку. Более мелкие птицы — клест, оляпка, кедровка.

3. Животные и растения, нуждающиеся в охране

Несмотря на все богатство нашей природы, многие ее представители находятся под угрозой вымирания и нуждаются в охране. Для этого в области создана Красная книга, в которую включены 408 видов грибов, растений и животных, нуждающихся в охране. Среди них 25 видов грибов, 50 — лишайников, 40 — мхов, 173 — сосудистых растений, по 1 виду амебоидных и пиявок, 14 видов ракообразных, 10 — насекомых 12 — рыб, по 2 вида амфибий, 62 вида птиц и 17 видов млекопитающих.

4. Охрана природы края

Иркутский край является регионом с хорошо развитой промышленностью, поэтому человеческая деятельность оказывает крайне негативное влияние на все экосистемы области. Защита окружающей среды является одной из приоритетных программ правительства региона.

Для охраны животного и растительного мира в Иркутском регионе созданы два крупных заповедника — Байкало-Ленский и Витимский. Также в области существует Прибайкальский национальный парк.

Пример презентации проекта “Разнообразие природы родного края. Иркутская область”

Для просмотра кликните на иллюстрацию и листайте.

«Знакомство с животным миром Прибайкалья

в ходе реализации проектной деятельности»

Проект «Животный мир Приангарья»

Проект:  долгосрочный

Срок реализации: 1 год

Вид проекта: исследовательско-творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Цель проекта:

   Формирование  экологического сознания и обогащения знаний детей о природе родного края.

Задачи:

       1.Формировать представления дошкольников об уникальности животного мира Приангарья.

Рзвивать сенсорные способности, познавательные умения.</li>

Приобретать опыт исследовательской деятельности.</li>

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать её, охранять.</li>

Итог  проекта: создание лэпбука.

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

Актуальность:

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.

В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.

Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.

С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально – региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа.     Воспитание любви к природе, к природе родного края – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются  основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать  природу.

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животный мир Приангарья», при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного мира Приангарья.

Реализация проекта:

   1.Во время  непосредственно- образовательной деятельности и в режимные моменты: игры, трудовая деятельность.

1 этап: подготовительный

Изучение материала, планирование работы с детьми, родителями, коллегами. Пополнение методической литературы.

 « ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

октябрь

2 неделя

</td>

Беседа «Животные России»:

1.Животные России,

2.Животные Приангарья: жизнь зверей осенью.

(кабан, рысь, горный козел, ласка),

3.Красная книга (животные)

Рисование любых диких животных.

Лепка: «Лисица» (из целого куска пластилина).

  1. Д/и «Чей домик».

Рассматривание  иллюстраций.</li>

С. р. игра «Ветлечебница».</li>

Д/и «Лото» (животные).</li>

Д/и «Помоги собрать малышей».</li>

Беседа «Что было бы, если не было бы животных?».</li>

Д/и «Кто есть кто?».</li>

Решение проблемной ситуации «Можно ли обижать животных?».</li>

Чтение В.В. Киселев «Не в зверинце, а в тайге».</li>

Игра- перевоплощение «Если бы ты был животным».</li>

Составление и отгадывание загадок о животных.</li>

Фотовыставка «Животные Приангарья»</li>

</ol></tr></tbody></table>

«День врача»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Октябрь

3 неделя

</td>

  1. С.р. игра «Ветлечебница».

Д/и «Кто что ест?».</li>

</ol></tr></tbody></table>

«Краски зимы»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Декабрь

2 неделя

</td>

1. Беседа « Красота зимнего леса»:

   1. Красота зимнего леса,

   2. Жизнь зверей зимой.

2. Лепка «Животное Приангарья».

1. Изготовление украшений изо льда в форме животных.

2.Опыт «Почему заяц меняет шубку?».

3. Д/и «Лесные животные».

4. Чтение  С.К. Устинов «Рысь».

5. Д/и «Кто где живет?»

6. Д/и «Чьи следы?»

</tr></tbody></table>

«Моя Родина»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Январь

4 неделя

</td>

  1. Путешествие по карте «Найди тайгу».

Составление карты Приангарья.</li>

Знакомство с народным промыслом коренных жителей Сибири (резьба по кости, дереву формы животных).</li>

</ol></tr></tbody></table>

«День родного языка»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Февраль

2 неделя

</td>

  1. Разучивание стихов о животных.

Чтение Трофимов М. «Лесная азбука».</li>

</ol></tr></tbody></table>

«Природа родного края»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Февраль

4 неделя

</td>

1. Аппликация коллективная работа «Лесная опушка».

2. Составление рассказа по картине А.И. Попов «Одинокий волк».

3.Беседа «Животный и растительный мир родного края»:

   1. Беседа.

   2.Д/и «Узнай по описанию» (животные и растения).

 1. Беседа «Красная книга Иркутской области».

 2.Чтение С.К. Устинов «Медведь близко».

 3.Создание плаката «Защитим животных».

 4.Беседа «Сбережем тайгу – дом для животных».

 5. Д/и «Чей детеныш потерялся?».

 6.Создание памятки «Правила поведения в лесу».

 7. С.р. игра «Следопыты в тайге».

 8. Д/и «Кто живет в лесу?»

</tr></tbody></table>

«День Земли и водных ресурсов»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Март

2-3 неделя

</td>

  1. Просмотр фильма «Животный мир Байкала».

Игры с водой «Поймай рыбку для мишки».</li>

</ol></tr></tbody></table>

«День театра»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Март

4 неделя

</td>

1.Придумывание сказки (герои животные Сибири).

2.Конструирование изготовление масок для театра.

1.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»:

   1. «Лиса и выдра»,

   2. «Белка и кедровка».

2. Драматизация доступных сказок народов Сибири.

</tr></tbody></table>

«День детской книги»

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Апрель

2 неделя

</td>

  1. Создание книги «Животные тайги».

Чтение рассказов о животных.</li>

Выставка книг о животных.</li>

</ol></tr></tbody></table>

«Байкал»

нод

Образовательная деятельность в режимные моменты

</tr>

Май

3-4 неделя

</td>

1. Составление описательного рассказа «Нерпа».

2. Лепка «Нерпа».

3. Беседа «Жалобная книга Байкала»:

   1.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека»,

   2.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги».

1. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья».

2. Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).

</tr></tbody></table>

Работа со специалистами

</tr>

Выставка познавательной литературы.

Экологическая акция «Кормушка».

Изготовление масок диких животных для театра.

Составление рассказов.

Разучивание стихов.

</td>

Слушание: мелодий национальных музыкальных инструментов народов Сибири;

Слушание: «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока.

Этюд «Игра в лесу» муз. Т. Ломовой.

Разучивание «Пляска медвежат», муз. М. Красева.

</tr></tbody></table>

2 этап: основной

    В пятницу Юля принесла книгу «Животные». Ребята с удовольствием ее рассматривали, просили прочитать о понравившемся животном. Поэтому мы решили, как можно больше узнать о животных.  В ходе беседы выяснилось, что дети много знают о медведе, лисе, зайце, но хотели бы узнать о животных, которые живут в Сибири, чем питаются, как приспосабливаются к окружающей среде. Я предложила узнать об охране диких животных, о правилах поведения в лесу. Планируя работу на неделю по теме «День животных», учитывали пожелания ребят. Все знания о животных нашего региона мы решили оформить лэпбук. Лэпбук – это  в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

     Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. 

    Составили план оформления, рассмотрели листы. Всю работу по знакомству с животными Приангарья  я построила на принципе заполнения лэпбука.

«День животных»

    Очень интересно прошла беседа «Животные России». Мы узнали, какие животные живут в нашей тайге (кабан, рысь, горный козел, ласка), кто заботится о диких животных, что такое “Красная книга”, почему она так называется, для чего её составили: Красной книга называется потому, что красный цвет олицетворяет опасность, призывает к вниманию, бдительности по отношению к исчезновению с лица земли редких растений, животных, птиц, насекомых и других живых существ.

    Так же моделировали разные ситуации  на темы:  «Что произошло бы, если бы исчезли все животные?», «Почему нельзя обижать животных?». Ребята  сказали, что если бы исчезли животные, то наша планета превратилась в пустыню. 

    Дети лепили и рисовали животных, составляли и отгадывали загадки.

 Ребятам были предложены дидактические игры «Лото» (животные), «Помоги собрать малышей», «Кто есть кто?», где они применили свои знания. Итогом этой недели стала фотовыставка «Животные Приангарья», которую мы оформили  в лэпбук.

«День врача»

    Знакомясь с профессией врача, мы отметили, что животные, как и люди, могут болеть. И тогда им на помощь приходит врач-ветеринар, который  делает уколы, операции, прививки (все лекарства изготовлены только для животных).

 Полученные знания дети закрепили в с.р. игре «Ветлечебница».

   В процессе дидактической игры составили пищевую цепочку «Кто, что ест?», которая стала итогом недели и была помещена в лэпбук.

«Краски зимы»

   Зима – сказочное время года, поэтому такие же  сказочные получились украшения изо льда в форме животных, (в ходе работы уточняли фигурку какого животного ребенок заливает водой) которые мы сделали для украшения елочки. Детям была предложена д/игра  «Кто, где живёт?», закрепили среду обитания зверей.  В ходе беседы «Красота зимнего леса» ребята рассказали, что звери к зимним условиям приспособлены по-разному: одни впадают в спячку, другие покрываются густой и длинной шерстью, меняют шубку. Провели опыт «Почему заяц меняет шубку?» – белый цвет помогает прятаться от врагов. По свежим следам на снегу можно узнать, кто  из  зверей не спит. Д/игра «Чьи следы?» стала итогом недели.

«Моя Родина»

      Познакомили с народным промыслом коренных жителей Сибири: рассматривали иллюстрации и  изделия из дерева и кости с изображением животных. Очень детям нравится  «путешествовать» по карте. Поэтому  мы нарисовали карту Иркутской области и поместили  её в центре лэпбука – итог недели.

«День родного языка»

С большим интересом дети слушали рассказы и сказки о животных. Нами были прочитаны:

     В.В. Киселев «Не в зверинце, а в тайге»  (бурундук, соболь).

     С.К. Устинов «Рысь»,

     С.К. Устинов «Медведь близко»,

     М.Е. Трофимов  «Лесная азбука».

После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где мной задавались вопросы по содержанию рассказа, оценивались поступки героев. Разучивали стихи о животных, которые оформили в лэпбук.

«Природа родного края»

 При ознакомлении с природой родного края провели беседу «Животный и растительный мир родного края», где продолжили знакомить с животными и растениями. Так большинство растений нашего края съедобны и полезны для организма. В д/игре «Узнай по описанию» закрепили знания. (воспитатель описывает животное, растение, а дети показывают карточку с изображением).

Интересно прошла беседа «Сбережем тайгу- дом для животных», ребята отметили, что  животные, растения, птицы и другие существа исчезают от неправильных действий человека. Поэтому мы изготовили плакат «Защитим животных»

Так же отметили, что лесные обитатели живут как бы одной семьей, в которой есть свои правила. И все им подчиняются, поэтому, когда мы приходим в гости к «Природе», мы тоже должны соблюдать определенные правила и создали памятку «Правила поведения в лесу»:

Дети и взрослые должны знать правила поведения в лесу:

– не пытаться поймать зверька, птицу, …

– не пугать;

– не бросать палками, камнями, …;

– не разорять нору или гнездо;

– не рвать много и с корнями.

Ребята составляли рассказ по картине А.И. Попова «Одинокий волк», описывали животное, так же отметили красоту зимнего пейзажа.

В с. ролевой игре  «Следопыты в тайге» закрепили знания о животных и птицах родного края.

Итогом недели стала д/игра  «Кто живет в лесу?»

На данном этапе работы над проектом у нас оформлен лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.

Игра «Кто что ест? » Ребенок рассматривает и определяет, что едят животные.

Игра: «Чьи следы? ». Рассмотреть фото различных следов животных и определять кому, какие следы принадлежат.

Игра «Сложи картинку». Сложить картинку животных из разрезных фото.

Игра «Чье логово? ». Рассмотреть фото: дупло, берлога, нора. И определять какое логово кому принадлежит.

Игра «Назови правильно». Фото животных в тайге и в лесу. Узнавать и правильно называть животное

Работа по проекту продолжается, планируем:

«День театра»

1.Придумывание сказки (герои животные Сибири).

2.Конструирование изготовление масок для театра.

3.Чтение сказок из книги «Сказки народов Сибири»:

   1. «Лиса и выдра»,

   2. «Белка и кедровка».

4. Драматизация доступных сказок народов Сибири.

«День родного языка»

1.Создание книги «Животные тайги».

3. Оформление выставки книг о животных.

«Байкал»

1. Составление описательного рассказа «Нерпа».

2. Лепка «Нерпа».

3. Беседа «Жалобная книга Байкала»

4.Беседа «Байкал нуждается в помощи человека»

5.Экологическая игра «Животные и растения Красной книги».

6. Беседа «Животный и растительный мир Прибайкалья».

7.Изготовление фигурок животных (впоследствии использовать для театра).

Большую помощь нам оказывали родители: приносили книги о животных, иллюстрации, составляли рассказы, разучивали с детьми стихи о животных. Вместе с детьми изготовили кормушки. Ребята приносили из дома семечки, крупу для птиц.

Ожидаемые результаты:

Презентация лэпбука для родителей.

– Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

– Развитие понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека;

– Желание детей получить большую информацию о животных родного края.

Ресурсное обеспечение проекта.

 1.Ветрова Н. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Л. -1973

2. Мишарина Л. А. Комплексно – тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: учебно-методическое пособие/ Л. А. Мишарина – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. – 101с

comments powered by HyperComments

Млекопитающиеchlidonias-leucopterus_small_04.jpgПтицыlacerta-agilis_small_01.jpgРептилииpseudepidalea-viridis_small_01.jpgАмфибииsilurus-glanis_small_01.jpgРыбы и миногиprotaetia-aeruginosa_small_01.jpgНасекомыеoratosquilla-oratoria_small_01.jpgРакообразные

Млекопитающие

Грызуны

Ольхонская полёвка (Alticola olchonensis) — вымирающий вид

Прибайкальский черношапочный сурок (Marmota camtschatica doppelmayri) — уязвимый вид

Степная мышовка (Sicista subtilis) — недостаточно изученный вид

Парнокопытные

Северный олень (Rangifer tarandus valentinae) — уязвимый вид

Сибирский горный козел (Capra sibirica) — уязвимый вид

Снежный баран (Ovis nivicola) — вид на грани исчезновения

Рукокрылые

Большой трубконос (Murina leucogaster) — уязвимый вид

Длиннохвостая ночница (Myotis frater) — уязвимый вид

Ночница Иконникова (Myotis ikonnikovi) — уязвимый вид

Усатая ночница (Myotis mystacinus) — уязвимый вид

Хищные

Амурский тигр (Panthera (Tigris) tigris altaica) — недостаточно изученный вид

Выдра (Lutra lutra) — уязвимый вид

Красный волк (Cuon alpinus) — вид на грани исчезновения

Манул (Felis (Otocolobus) manul) — недостаточно изученный вид

Снежный барс (ирбис) (Uncia uncia) — вид на грани исчезновения

Солонгой (Mustela (Kolonocus) altaica) — недостаточно изученный вид

Степной или светлый хорь (Mustela (Putorius) eversmanni) — уязвимый вид

Птицы

Аистообразные

Колпица (Platalea leucorodia) — уязвимый вид

Чёрный аист (Ciconia nigra) — уязвимый вид

Веслоногие

Большой баклан (Phalacrocorax carbo) — восстановленный и восстанавливающийся вид

Кудрявый пеликан (Pelecanus crispus) — исчезнувший вид

Воробьиноoбразные

Дроздовидная камышовка (Acrocephalus arundinaceus) — уязвимый вид

Камышевая овсянка (Emberiza schoeniclus) — уязвимый вид

Овсянка Годлевского (Emberiza godlewskii) — уязвимый вид

Усатая синица (Panurus biarmicus) — уязвимый вид

Гусеобразные

Горный гусь (Eulabeia indica) — уязвимый вид

Каменушка (Histrionicus histrionicus) — уязвимый вид

Клоктун (Anas formosa) — вид на грани исчезновения

Краснозобая казарка (Rufibrenta ruficollis) — уязвимый вид

Лебедь-кликун (Cygnus cygnus) — уязвимый вид

Малый лебедь (Cygnus bewickii) — уязвимый вид

Огарь (Tadorna ferruginea) — восстановленный и восстанавливающийся вид

Пеганка (Tadorna tadorna) — уязвимый вид

Пискулька (Anser erythropus) — уязвимый вид

Серый гусь (Anser anser) — исчезнувший вид

Сухонос (Cygnopsis cygnoides) — исчезнувший вид

Таёжный гуменник (Anser fabalis middendorffii) — вид на грани исчезновения

Чёрная казарка (Branta bernicla) — уязвимый вид

Журавлеобразные

Даурский журавль (Grus vipio) — недостаточно изученный вид

Дрофа (Otis tarda) — исчезнувший вид

Коростель (Crex crex) — уязвимый вид

Красавка (Anthropoides virqo) — уязвимый вид

Серый журавль (Grus grus) — уязвимый вид

Стерх (Grus leucogeranus) — уязвимый вид

Чёрный журавль (Grus monacha) — недостаточно изученный вид

Курообразные

Немой перепел (Coturnix japonica) — недостаточно изученный вид

Поганкообразные

Чомга или большая поганка (Podiceps cristatus) — восстановленный и восстанавливающийся вид

Ракшеобразные

Зимородок (Alcedo atthis) — недостаточно изученный вид

Ржанкообразные

Азиатский бекасовидный веретенник (Limnodromus semipalmatus) — вид на грани исчезновения

Большой веретенник (Limosa limosa) — уязвимый вид

Большой кроншнеп (Numenius arquata) — уязвимый вид

Горный дупель (Gallinago solitaria) — уязвимый вид

Дальневосточный кроншнеп (Numenius madagascariensis) — недостаточно изученный вид

Длиннопалый песочник (Calidris subminuta) — уязвимый вид

Чеграва (Hydroprogne caspia) — недостаточно изученный вид

Черноголовый хохотун (Larus ichthyaetus) — недостаточно изученный вид

Шилоклювка (Recurvirostra avosetta) — недостаточно изученный вид

Совообразные

Сплюшка (Otus scops) — уязвимый вид

Филин (Bubo bubo) — уязвимый вид

Соколообразные

Балобан (Falco cherrug) — вид на грани исчезновения

Беркут (Aquila chrysaetos) — уязвимый вид

Большой подорлик (Aquila clanga) — вымирающий вид

Бородач (Gypaetus barbatus) — недостаточно изученный вид

Восточный болотный лунь (Circus aeruginosus spilonotus) — уязвимый вид

Дербник (Falco columbarius) — уязвимый вид

Кобчик (Falco vespertinus) — исчезнувший вид

Кречет (Falco rusticolus) — уязвимый вид

Малый перепелятник (Accipiter gularis) — уязвимый вид

Могильник (Aquila heliaca) — вид на грани исчезновения

Орёл-карлик (Hieraaetus pennatus) — уязвимый вид

Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) — вымирающий вид

Орлан-долгохвост (Haliaeetus leucoryphus) — недостаточно изученный вид

Сапсан (Falco peregrinus) — уязвимый вид

Скопа (Pandion haliaetus) — уязвимый вид

Степная пустельга (Falco naumanni) — недостаточно изученный вид

Степной лунь (Circus macrourus) — недостаточно изученный вид

Степной орёл (Aquila rapax) — уязвимый вид

Чёрный гриф (Aegipius monachus) — недостаточно изученный вид

Фламингообразные

Фламинго (Phoenicopterus roseus) — недостаточно изученный вид

Рептилии

Обыкновенный уж (Natrix natrix) — недостаточно изученный вид

Узорчатый полоз (Elaphe dione) — вымирающий вид

Амфибии

Монгольская жаба (Bufo raddei) — вымирающий вид

Обыкновенная жаба (Bufo bufo) — уязвимый вид

Рыбы и миноги

Костные рыбы

Арктический голец (Salvelinus alpinus) — вымирающий вид

Белорыбица (нельма) (Stenodus leucichthys) — исчезнувший вид

Елохинская широколобка (Abyssocottus elochini) — уязвимый вид

Карликовая широколобка (Procottus gurwici) — уязвимый вид

Ленок (Brachymystax lenok) — вымирающий вид

Линь (Tinca tinca) — вид на грани исчезновения

Обыкновенный валек (Prosopium cylindraceum) — вымирающий вид

Сибирский осетр (Acipenser baerii) — вид на грани исчезновения

Стерлядь (Acipenser ruthenus) — вид на грани исчезновения

Таймень (Hucho taimen) — вымирающий вид

Тугун (Coregonus tugun) — вымирающий вид

Круглоротые

Дальневосточная ручьевая минога (Lethenteron reissneri) — вымирающий вид

Насекомые

Жесткокрылые

Лионедия монгольская (Lionedya mongolica) — уязвимый вид

Перепончатокрылые

Абия Прибайкальская (Abia semenoviana) — вымирающий вид

Оруссус паразитический (Orussus abietinus) — вымирающий вид

Харакопигус черноногий (Characopygus modestus) — вымирающий вид

Сетчатокрылые

Аскалаф сибирский (Libelloides sibiricus) — уязвимый вид

Стрекозы

Красотка-девушка японская (Calopteryx japonica) — вымирающий вид

Чешуекрылые

Аполлон обыкновенный (Parnassius apollo) — вымирающий вид

Голубянка Алькон (Maculinea alcon) — уязвимый вид

Павлиний глаз ночной малый (Eudia pavonia) — уязвимый вид

Червонец фиолетовый (Thersamonolycaena violaceus) — недостаточно изученный вид

Ракообразные

Акантогаммарус Насонова (Acanthogammarus nassonowi) — уязвимый вид

Аттеелла Норденшелда (Atthehella nordenskjoldi) — уязвимый вид

Брандтия вооруженная (Brandtia armata armata) — уязвимый вид

Гаряевия Догеля (Garjajewia dogieli) — уязвимый вид

Лжемикруропус харгойский (Pseudomicruropus chargoensis) — уязвимый вид

Метапалласея (Metapallasea galinae) — уязвимый вид

Парапалласея Вознессенского (Parapallasea borowskii wosnessenskii) — уязвимый вид

Пёкилогаммарус Лидии (Poekilogammarus lydiae) — уязвимый вид

Пёкилогаммарус пятнистый (Poekilogammarus talitrus orchestes) — уязвимый вид

Пропахигаммарус двурогий (Propachygammarus bicornis) — уязвимый вид

Речной гаммарус ангарский (Fluviogammarus angarensis) — исчезнувший вид

Речной гаммарус короткохвостый (Fluviogammarus brachyurus) — исчезнувший вид

Речной гаммарус личиночновидный (Fluviogammarus larviformis) — исчезнувший вид

Речной гаммарус промежуточный (Fluviogammarus intermedius) — исчезнувший вид

Источник: Красная книга Иркутской области. Ред. Гайкова О.Ю., Попов В.В., Абаринова Н.Г., Берман М.И. и др. (2010) Иркутск: ООО Издательство Аремя странствий

Используемые источники:

  • http://irkipedia.ru/content/zhivotnyy_mir_irkutskoy_oblasti_boyarkin_vm_boyarkin_iv_geografiya_irkutskoy_oblasti
  • https://ecobloger.ru/krasnaya-kniga-irkutskoj-oblasti/
  • https://okrmyr.ru/okruzhayuschiy-mir-3-klass-1-chast-proekt-raznoobrazie-prirody-rodnogo-kraya-irkutskaya-oblast.html
  • https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/znakomstvo-s-zhivotnyim-mirom-pribayk/
  • https://zoogalaktika.ru/photos/red-data-book-region/red-data-book-sibirskij/red-data-book-irkutsk

Рассказ красота растений забайкальского края

Дом на улице Ленинградской, 3, в Чите как айсберг. Проходя мимо от вокзала в сторону площади Ленина, мы видим только его внешнюю часть, но на деле он гораздо больше и тянется вглубь квартала. Порядком поистрепавшийся, с очевидным налётом старины, но всё равно при этом впечатляющий своей солидностью и навсегда связанный с именем великого писателя, прославившего Забайкалье, – Евгения Евстафьевича Куренного.

Рассказ красота растений забайкальского края

ИА «Чита.Ру» в рамках нового проекта «Здесь был Вася» начинает знакомить читателей с примечательными постройками столицы Забайкалья через истории известных людей, которые в них жили или работали.

Здание для областной управы

Двухэтажное деревянное здание под №3 на улице Ленинградской, которая раньше была Корейской, построили в 1903 году специально для Забайкальского областного правления, образованного за 52 года до этого для руководства регионом. Сооружение возвели по проекту архитектора Гавриила Никитина, который взял за основу план и смету здания другого областного правления – якутского.

Строился дом в Чите с тем прицелом, чтобы разместить в нём всех чиновников областного правления, которых к концу XIX века стало очень много, а также оборудовать там собственную типографию и архив. Именно в этом здании, к слову, были отпечатаны первые пять номеров газеты «Забайкальский рабочий», существующей и по сей день.

Примечательно, что здание удалось не сразу принять на баланс областной казны, так как понадобилось ещё 3 года после завершения строительства на устранение недочётов. А ещё через 3 года рядом появился асфальт. Областное правление просуществовало до 1917 года, после чего в здании побывали разные ведомства, начиная от городской милиции и заканчивая областным управлением культуры. Горожане должны помнить, что слева, где высокое крыльцо, в доме располагался когда-то и магазин музыкальных инструментов.

Вот как описывает архитектуру объекта культурного наследия регионального значения сайт visitchita.ru, на который ведёт QR-код, размещённый на фасаде здания в наше время:

«Здание имеет оригинальную композицию в сочетании центрального кирпичного и боковых деревянных объёмов. Центральный кирпичный ризалит завершён парапетной стенкой. Деревянные объёмы декорированы калёваной обшивкой и пропильной резьбой. Окна обрамлены рамочными наличниками. Выносная плита венчающего карниза и межэтажный карниз, слегка выступающий, декорированы резным подзором. Карнизы окон 1 этажа поддерживаются кронштейнами криволинейных очертаний».

На сегодняшний день объект выглядит не так поэтично, как в приведённом выше описании. Краска поблёкла и облупилась, кирпичное основание здания местами разрушилось или отсырело. Очевидно, что сооружение давно нуждается в ремонте. Из новых появившихся особенностей: заснеженный огромный ковёр на крыльце, ведущем в левую часть здания, и свежая надпись краской «Моя радость» – её пока тоже не убрали.

По информации Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края, здание на Ленинградской, 3, в Чите сегодня пустует, но охраняется. До 2011 года здесь находилось региональное министерство культуры, а после строение несколько раз сдавалось организациям, но не на длительный срок.

Рассказ красота растений забайкальского края

Творчество – его единственная партия

На фоне обшарпанной деревянной стены до сих пор отлично смотрится памятная доска из зелёного гранита с отлитым на ней из сложного металлического сплава барельефом, запечатлевшим профиль известного писателя Евгения Куренного, который по праву может считаться забайкальским, хоть и родился очень далеко от нашего региона. Мемoриальная доска гласит: «В этом здании с 1977 по 1984 год работал писатель Е.Е. Куренной».

По информации из «Энциклопедии Забайкалья», родился Евгений Евстафьевич в Донбассе в 1936 году. Окончил Киевский госуниверситет по специальности «журналистика». С 1960 по 1977 год работал в редакции газеты «Забайкальский рабочий». Он запомнился как отличный публицист, но настоящую известность получил как прозаик, в 27-летнем возрасте выпустивший в Чите свой первый сборник рассказов «Цветы и камни».

С 1977 года Евгения Куренного избрали ответственным секретарём Читинской писательской организации, с этих пор он стал заниматься творчеством профессионально. Как раз об этом периоде его деятельности говорится на памятной доске на здании по улице Ленинградской, 3.

Много его повестей и рассказов были посвящены темам экологии и природы Сибири, проблемам малых деревень. Например, рассказ «Охота на тайменя», который переведён на ряд европейских языков, привлёк большое внимание критиков и читателей всего Советского Союза. Особое место в творчестве Куренного заняли повести о подвиге народа в Великую Отечественную войну: «Скирды горят», «Трофейная овчарка», «Поезд на рассвете». Известен он и своими детскими сказками, и сатирическими рассказами.

«Драматические события, происходящие в нашей стране после её развала, в эпоху смены политического строя не заставили себя ждать на страницах рукописей писателя. Его юмор тонко пронизывает серьёзное социальное обобщение, произведение становится ближе простому читателю, а сам он позиционирует себя как блестящий аналитик», – писала в своём очерке для газеты «Читинское обозрение» библиограф-краевед Ирина Куренная – супруга Евгения Евстафьевича.

Будучи писателем, Евгений Куренной являлся влиятельным человеком в регионе, к которому с разными просьбами обращались забайкальцы. И он старался решать их проблемы во властных структурах Читы и даже в Москве. Ирина Куренная вспоминает историю, когда недалеко от Театральной площади в столице Забайкалья в 1990-е годы хотели установить памятник японским военнопленным, но отказались от этой идеи, в том числе из-за позиции Евгения Куренного.

«Имя Куренного имело немалый авторитет среди самых разных социальных групп общества Читинской области. Сам он любил слушать, понимать и видеть в каждой личности человека. При этом Евгений Евстафьевич отвергал предложения различных политических сил включиться в активную борьбу. Когда же ему приходилось заниматься вопросами политики, то делал он это интеллигентно и достойно. Оставаясь верен профессии, писатель, улыбаясь, говорил, что это единственная партия, в которой он состоит», – отмечала Ирина Куренная.

В ноябре 2021 года Евгению Куренному исполнилось бы 85 лет, но в 1997 году он трагически ушёл из жизни. Это была очень громкая история, когда 21 апреля двое солдат, дезертировавших из воинской части, пробрались на дачу писателя и, решив завладеть его автомобилем, совершили убийство. Преступники были задержаны и предстали перед судом, наверное, только потом осознав, какую страшную рану нанесли не только семье прозаика, но и целому краю.

За 61 год жизни Евгений Куренной выпустил более 50 книг. Отлично пел, дружил с Георгием Граубиным, любил Байкал и свою малую родину – Донбасс, а ещё бескрайне обожал свою семью и потрясающее по своей красоте Забайкалье. В год смерти Евгению Евстафьевичу присвоили звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

«По моим повестям и рассказам нетрудно определить: у меня две литературные родины – Украина и Забайкалье. Да, это так. Я, конечно же, не мог переступить через всё то, что было моей жизнью, судьбой в детстве и юности. Но так же естественно, закономерно пришли в мои книги сибирские темы, они давно стали для меня главными», – признавался сам писатель.

Рассказ красота растений забайкальского края

***

В следующий раз, когда будете проходить мимо здания на Ленинградской, 3, и увидите посвящённую Евгению Куренному мемoриальную доску, вспомните, что именно здесь долгое время творил человек широчайшей многогранной души. И, если вдруг получится, обязательно перечитайте его рассказы – любые, и он станет вам ещё ближе и понятнее.

Рассказ красота растений забайкальского края

Рассказ красота растений забайкальского края

  • Рассказ крот и его друзья
  • Рассказ красная рука черная простыня зеленые пальцы
  • Рассказ крапивина старый дом
  • Рассказ красота гор 2 класс окружающий мир
  • Рассказ кота семена про динозавров видео