Рассказ красное вино победы

Конспект урока литературы в 11 классе величие духа русского солдата по рассказу е.и. носова красное вино победы. тема урока величие

Конспект урока литературы в
11 классе
Величие духа русского солдата» (По рассказу Е.И.
Носова «Красное вино Победы.)

Тема урока «Величие духа русского
солдата» (По рассказу Е.И. Носова «Красное вино Победы
.)

Форма урока: урок-размышление

Цели урока:

-углубить понятие о нравственном подвиге русского
солдата  в рассказе Е. Носова «Красное вино победы»;

-организовать деятельность учащихся по проникновению в
художественный мир произведения, пониманию художественных образов;

-способствовать развитию у учащихся умений
формулировать проблемы, задумываться над художественным значением произведения

Воспитательные:

-вызвать у учащихся интерес к чтению;

-помочь ребятам сохранить память о солдатах в
назидание живым – память, поднимающую и очищающую человеческую душу;

-учить стойкости в жизни на образе Копёшкина.

Оборудование к уроку:  портрет  Е.И. Носова;  книги Е.И.
Носова с рассказом «Красное вино Победы»; звукозапись песни Р.Гамзатова
«Журавли» в исполнении М. Бернеса; горящая свеча; на доске эпиграфы к уроку.

Ход урока.

Эпиграфы:

«Так их остаётся мало,

Так им всем недолго жить…»

М.Матусовский.

«Он не дожил до всех побед…»

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово
учителя.

Учитель читает стихотворение
М. Матусовского.:

Под прямым и косым прицелом,

Настигающим всех у дорог,

 Пал под городом он под
Белым,

Где и я бы остаться мог.

Но молчат о нём обелиски,

 Все архивы о нём молчат.

От него, составляя списки,

Отступился военкомат.

Как свидетелям сохраниться,

Если дням потерялся счёт,

Снег заносит его глазницы,

 Дождик кости его сечёт.

Где последний приют солдата?

Кто заплачет о нём навзрыд?

Ведь считали же мы когда-то

Что никто у нас не забыт.

Чтобы правду на солнце
вынесть,

Тут нужны, почитай, года.

Но свершается справедливость

Лучше поздно, чем никогда.

Не погибшие в схватках
бранных,

В душегубках или печах,

Лёгкий гроб его ветераны

На согбенных несут плечах.

Навзничь пав на земле
ничейной,

Он не дожил до всех побед.

И грохочет салют ружейный

С опозданьем на много лет.

Звучат 2 куплета песни Р. Гамзатова
«Журавли».

Слово учителя на фоне музыки:

-Наша память… она живая. Как вы много
знаете о судьбах своих дедушек, прадедушек? Знаете, на каких фронтах они
воевали, какие ранения получили, какие имеют награды? Тема Великой
Отечественной войны – животрепещущая тема. Память о ней поднимает и очищает
человеческую душу.

II.

1.Слово учителя:

-Давайте представим себе  огромный
храм, тёмный и мрачный. И вот в этом храме зажгли свечу /учитель зажигает
свечу/
— она тоненькая, маленькая, но её живой огонёк трепещет, не сдаётся.
Он живой. Кто же зажёг свечу нашей памяти? Конечно, писатели, которых мы читаем
и любим. Один из них – Евгений Иванович Носов, подаривший нам прекрасный
рассказ «Красное вино победы». /Открывается портрет Е.Носова/. Так кто
же он Евгений Носов?

Учащимся было дано задание
прочитать рассказ Е.Носова «Красное вино Победы», найти и перечитать эпизоды
«Ранбольные госпитальной палаты», «Рядовой Копёшкин», «Последние дни
Копёшкина», «Незаметная смерть Копёшкина»; индивидуальное задание – подготовить
сообщение «Биография Е.И. Носова».

2. Сообщение учащегося
«Биография Е.И. Носова.

3. Слово учителя.

-Итак, жизнь писателя Носова навечно
связана с памятью войны. У нас с вами сегодня не совсем обычный урок – у нас
Урок-память, Урок-благодарность, преклонение перед подвигом, Урок-размышление.
Что такое подвиг? Является ли солдат Копёшкин героем? Вот на эти вопросы мы с
вами на сегодняшнем уроке будем искать ответы.

III. Изучение нового материала.

Анализ рассказа.

1. Беседа

-Давайте мысленно перенесёмся далеко-далеко
и во времени и в пространстве.

-Когда происходит действие в
рассказе? (Весна 1945 года)

Просмотр кадров «Май 1945
года» из электронного учебника «От Кремля до Рейхстага» на фоне песни «Весна
сорок пятого года».

-Где происходит действие? (В военном
госпитале небольшого городка Серпухов, что под Москвой

-Носов ведёт нас не к Рейхстагу, не в
Потсдам, а в военный госпиталь. Попробуем почувствовать те события, которые
происходят в рассказе, и ощутить при этом волнение памяти.

1.Анализ I эпизода « Ранбольные госпитальной
палаты»

-Мы уже знаем, что рассказчику 21
год, мы вместе с ним видим солдатские лица раненых, или ранбольных. Какие это
лица? /Бледные, худые, жёлтые, с запавшими глазами, под глазами синие круги,
заострившиеся носы – всё это свидетельство страданий/.

-Назовите ранбольных. /Саша
Селиванов, правый сосед Бородухов, слева – солдат Копёшкин, Михай, молодой
рассказчик/.

-Весна 1945 года – когда мы читаем
эти слова, сразу в памяти возникает Победа, праздник, народное ликование после
страшной войны. Но ничего этого нет. А что есть? /Выборочное зачитывание
эпизодов: «нас выносили прямо в нижнем белье», «мы заново приучались есть из
тарелок», «гипсы, в которые мы закованы всяк на свой манер», «медленно
заживающие раны зудели. И это было пыткой» и др./.

-В чём чувствовалась близость конца
войны? /на освободившиеся места не клали новеньких, но страшная мясорубка
крутилась на предельных оборотах/.

-«Это была самая томительная военная
весна». Почему томительная? /Со дня на день, с часу на час ждали Победы .И
страшная мясорубка!»

2. Анализ II эпизода «Солдат Копёшкин».

-«Слева от меня солдат Копёшкин». Чем
отличался раненый Копёшкин от остальных солдат в палате? /Самый тяжело
раненный, перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, другие увечья».

-Кем он был на войне? /Рядовой,
ездовой, числился в обозе/.

Чтение по ролям диалога
Копёшкина с Самоходкой.

-Ребята, писатель сказал всего
несколько слов, а перед нами вся военная судьба и характер солдата. Считает ли
Копёшкин себя героем? /Нет, он говорит, что « дак и стрелял, куда
денешься…»/.
Убил кого? / «А шут его разберёт»/.

-Как Копёшкин отвечает на вопросы
Саши Самоходки? /Просто, как о чём-то обыденном/.

-О чём сожалеет Копёшкин в конце
разговора? /О прибитых лошадях «от самого Сталинграда берёг»/.

-О чём это говорит? /добрая
русская душа, заботливый, много переживший человек, солдат/.

3. Анализ III эпизода «Последние дни Копёшкина».

Чтение эпизода учащимися
вслух
.

-Как вы понимаете выражение
«последние дни»?

-Как  он их прожил?

-Как помогают ему их прожить рядовые
солдаты, которых судьба забросила в эту палату? /Выборочное чтение
эпизодов/.

-В чём она русская душевность,
доброта?

-Почему он так долго читает письмо?

-«С ним он спал ночью. А может, и не
спал». А если не спал, то о чём он думал? /О доме, о детях, о жене, о
деревне, т. е. о том, ради чего так хотел выжить/.

-Что произошло в палате в его
последние дни? /Перед маем трое ушли домой. Это означало конец войны. Все,
кто остался, перебрались на койки у окон, невообразимо хорошо за окном – и,
наконец, Победа!/.

-И вот красота весенней природы за
окном, выпитое вино, разбередившее души, спор о достоинствах Родины заставили
Копёшкина зашевелить пальцами и сказать: «Хорошо тоже». «…слабый, будто из-под
земли, голос Копёшкина, он пытался ещё что-то сказать и не смог, и вот…».

-«В палате воцарилась тишина».

4. Анализ IV эпизода «Незаметная смерть
Копёшкина».

-Какими же словами можно описать эту
тишину? /Страшная, мрачная, гробовая, грустная, раздумчивая, суровая, печальная/.

Чтение эпизода со слов:
«Копёшкина уже не было…».

-Почему рассказчик не может
примириться со смертью Копёшкина?

-Для чего человек рождается? /Для
жизни, а страшная война убивает самое ценное – жизнь. А можно ли с этим
согласиться?/

-Итак, Копёшкин умирает так, как жил
и воевал – скромно и достойно.

5. Словарная работа.

-Кто такой герой?

-Что такое подвиг?

6. Работа в группах.

Учащиеся делятся на две
группы (желательно с разным  мнением) и каждая группа готовит ответ на
проблемный вопрос:

— Как вы считаете, можно ли назвать
героем солдата Копёшкина? Почему? Докажите свою точку зрения.

Выступление каждой группы
(один выступает, остальные дополняют).

Вывод: (делают учащиеся,
учитель дополняет)

-Если бы не было таких солдат, кто бы
воевал, кто бы одержал Победу? Именно каждодневные, пусть и незаметные подвиги
приблизили Великую Победу. Небольшой по объёму рассказ талантливого писателя
ставит на пьедестал русского солдата, совершившего подвиг самопожертвования.

-Не кажется ли вам значительным имя солдата
– Копёшкин Иван? В чём его значение? (Иван – символ русского человека,
русского солдата).

7. Заключительная беседа по
рассказу.

 -Как вы понимаете выражение: «Вот и
пожар затушили, а, видно, чадить он долго будет. Уж больно раскочегарено…»

-Что же будет чадить? /человеческая
память, которая вечно жива, никогда не иссякнет/.

-«Вино густо окрасило белую
накрахмаленную наволочку. – Вечная тебе память, русский солдат!»

-Ребята, на цвет вино Победы красное,
как кровь, а на вкус? Наверно, горькое-горькое…от горечи невосполнимых
человеческих утрат. Пригубляют красное вино Победы, словно причащаются…

-О войне написано много, и писатель
Евгений Носов бесконечно углубляет эту тему. Что же он показывает в своём
рассказе? /нравственные корни солдатского подвига, глубину русского
национального характера/.

-Прочитаем эпиграфы к уроку. Как вы
их понимаете?

-Чем дальше от нас та страшная война,
тем более мы осознаём цену великого народного подвига и страшную цену Победы.
Всё меньше и меньше убелённых сединами людей приходят в Дни Победы к памятникам
погибших. Сейчас называют 27 миллионов погибших в годы войны и более 3
миллионов неопознанных солдат. Но они живут… где? /В нашей памяти, в сердцах
людей/.

-Человеческая благодарность погибшим
– это память живых.

-Евгений Носов – один из
талантливейших и самобытнейших наших писателей, гуманист и романтик, воевавший,
тяжело раненный, с полным правом может сказать о себе:

Уже  меня не исключить

Из этих лет, из той войны…

Уже меня не излечить

От той зимы…

И с той землёй, и с той зимой

Уже меня не разлучить

До тех снегов, где вам уже

Моих следов не различить…

На экране слайд с
изображением Вечного Огня.

Звучит звукозапись песни
«Журавли» в исполнении М.Бернеса.

1. Письменный ответ на
вопрос:
«О
чём заставляет нас задуматься рассказ Е.Носова «Красное вино Победы»?»

2. Чтение учащимися своих
высказываний.

Учитель подводит итоги урока,
говорит о достигнутых целях, благодарит учащихся за плодотворное
сотрудничество.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Что
значит  «причаститься памятью?»

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Носов; Носов, Евгений.

Евге́ний Ива́нович Но́сов (15 января 1925 — 14 июня 2002, Курск) — русский и советский писатель, художник-оформитель. Герой Социалистического Труда (1990). Кавалер двух орденов Ленина (1984, 1990). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького (1975). Член Союза писателей СССР, редколлегий журналов «Наш современник», «Подъём» и «Роман-газеты».

БиографияПравить

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском. Шестнадцатилетним юношей пережил нацистскую оккупацию. Окончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, в город Талды-Курган, работал художником-оформителем, литературным сотрудником в газете «Семиреченская правда». Начал писать прозу. В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты «Молодая гвардия», где последовательно заведовал отделами рабочей молодёжи, сельской молодёжи и комсомольской жизни. Окончил Высшие литературные курсы (1962). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Избирался членом правления Союзов писателей СССР и России. Член Академии российской словесности (1996). За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность Евгению Ивановичу Носову в 1990 году присвоено звание Героя Социалистического Труда[5]. Ранние повести и рассказы Носова посвящены труженикам села, русской природе. Книга «На рыбачьей тропе» — сборник рассказов, в которых картины природы соединяются с бытовыми зарисовками и раздумьями героев, живущих часто воспоминаниями о войне[6].

Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года. Похоронен на Никитском кладбище в Курске.

ТворчествоПравить

Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская.

В 1957 году — первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.

В 1958 году выходит его первая книга рассказов «На рыбачьей тропе».

В 1959 году он написал ставший впоследствии широко известным рассказ «Кукла».

В 1961 году поступил на Высшие литературные курсы в Москве. В 1962 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем

Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занявшие достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году — книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году — книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году — повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году — книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».

СочиненияПравить

  • 1983 — «Избранные произведения» (в двух томах). — М.: Советская Россия
  • 1989 — «Избранные произведения» (в двух томах). — М.: Художественная литература

  • 1957 — «Живое пламя»
  • 1958 — «На рыбачьей тропе»
  • 1959 — «Рассказы»
  • 1959 — «Кукла»
  • 1961 — «Тридцать зёрен»
  • 1965 — «Где просыпается солнце?»
  • 1968 — «В чистом поле за просёлком»
  • 1971 — «Берега»
  • 1971 — «Красное вино победы», сборник рассказов
  • 1974 — «Мост»
  • 1977 — «Шумит луговая овсяница»
  • 1977 — «Усвятские шлемоносцы»
  • 1985 — «Травой не порастёт»… Повесть, рассказы.
  • 1990 — «В чистом поле»
  • 2000 — «Вечерние стога». Рассказы, повесть.

ФильмыПравить

«Красное вино победы», поставлен режиссёром Эдуардом Дмитриевым в 1990 году.

По повести «Усвятские шлемоносцы» снят кинофильм «Родник» (режиссёр А. Сиренко) и фильм-спектакль Куйбышевского академического театра драмы «Усвятские шлемоносцы» (1982 год, режиссёр П. Л. Монастырский).

По лирическим рассказам Носова в 1981 году снят фильм «Цыганское счастье» (режиссёр C. Никоненко).

Короткометражный фильм «Варька» (ТО «Экран», 1971) по мотивам одноимённого рассказа. Режиссёр Т. Папастергиу.

ЦитатыПравить

Повествование и все описания Носова отличаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни; время от времени он включает в ткань повествования эпизоды из времён Второй мировой войны. Герои повестей и рассказов Носова — это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное развитие характера или раскрытие его в ходе событий, ненавязчиво, шаг за шагом.[7]

И как же Носов удерживался, чтобы не дать себя согнуть в заказную советскую казёнщину? Его сохраняла душевная чистота и природная недекларативная тихость: он и не претендовал отличиться перед начальством.

Надо было автору отдалиться на десятилетия общественного забытья воинов, оттеснения ветеранов, бесприютности фронтовиков, стыдливости за боевые ордена, уже не нужные, почти смешные, когда молодёжь в забаву пляшет около «вечного огня», молодым оркестрантам в изневолю исполнять траурный марш, и никому-никому не памятны, не известны высеченные на обелисках имена — малая доля их, кто по случайности не канул в полное беззвестье. Надо было пережить эти десятилетия, чтобы Носов сперва единожды описал нашего убитого, повисшего на немецкой колючей проволоке, у всех на глазах провисевшего так всю зиму.

Премии и наградыПравить

Памятник Евгению Носову в Курске,
(скульптор В. Бартенев)
  • Герой Социалистического Труда (1990)
  • два ордена Ленина (1984, 1990)
  • два ордена Отечественной войны II степени (28.2.1945; 20.12.1987)
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды (27.10.1944; был представлен к ордену Отечественной войны II степени))
  • орден «Знак Почёта»
  • медаль «За отвагу»[8] (10.10.1944)
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) — за «Шумит луговая овсяница»
  • премии журнала «Наш современник» (1973 год)
  • премия «Литературной газеты» (1988 год)
  • премия газеты «Правда» (1990 год)
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1996 год)
  • премия журнала «Юность» (1997 год)
  • премия «Москва — Пенне» (1998 год)
  • премия имени А. П. Платонова «Умное сердце» (2000 год)
  • премия Александра Солженицына (2001 год) — «…чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов»
  • пенсия Президента РФ (с 1995 года)
  • Почётный гражданин Курска

Интересные фактыПравить

  • Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц», что и было исполнено[9].

ПамятьПравить

  • Через три года после смерти писателя, в Курске, в небольшом сквере (на углу улицы Челюскинцев) неподалёку от дома, где жил Евгений Носов (ул. Блинова, 2/2), был установлен памятник работы мастерской курского скульптора, заслуженного художника РФ Владимира Бартенева.
  • В 2004 году вступило в силу «Положение о премии губернатора Курской области в области литературы имени Е. И. Носова». Премия губернатора Курской области присуждается по результатам открытого литературного конкурса имени Евгения Носова. Конкурс проводится один раз в три года[10]

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Калашников В. А. Носов Е. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 5: Мурари — Припев. — М.: Сов. энцикл., 1968. — Стб. 344—345.
  • Чалмаев В. А. Храм Афродиты. Творческий путь и мастерство Е. Носова. — М., 1972;
  • Чертов В. Ф. Носов Евгений Иванович // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 311—312. — ISBN 5-02-011304-2.
  • Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 261—263. — ISBN 5-89365-005-0.
  • Книга о Мастере: Холмы и берега Е. Носова: очерки о творчестве. — Курск, 1998.
  • Шеваров Д. Краюха хлеба // Российская газета. — 2008. — 29 мая (№ 115). — С. 25.

СсылкиПравить

  • Евгений Иванович Носов. Сайт «Герои страны».
  • Евгений Носов на moskvam.ru
  • Биография Носова на litra.ru
  • Сергей Щербаков И расцветают маки… (О прозе Евгения Ивановича Носова…) // Русская народная линия, 18.06.2011.

«Красное вино победы» — автобиографичный рассказ Евгения Носова о Дне Победы. Написан спустя 20 лет — первый его рассказ о войне.

Впервые опубликован в 1969 году в № 11 журнала «Наш современник». Издание отдельной книги 1979 года оформлено гравюрами Станислава Косенкова.

В 1988 году по рассказу был снят одноимённый фильм-спектакль, а в 1990 году — фильм.

Автор говорил, что тип душевного склада героя рассказа наиболее интересен для него, и вообще характерен для героев его произведений:

У них зачастую что-то не сойдется — как у Копешкина… и без медали с войны вернулся, и умирает…

Сюжет

Военный госпиталь в подмосковном городе Серпухов, последние дни Великой Отечественной войны.

Раненные из разных частей, но всех их подобрали в феврале 1945-го на Мазурских болотах при прорыве восточнопрусских укреплений. Затем была палатка-операционная в сосновой рощице, переделанный в санитарный поезд товарный состав, и вот они в госпитале. Двоих из тогда поступивших в палату унесли ещё в марте… и с тех пор койки их пустуют — война ещё идёт, ещё гибнут и получают ранения бойцы на фронте, но в этот госпиталь раненных уже не везут, он под расформированием — здание школы, которое занимает госпиталь, нужно к сентябрю вернуть школьникам.

В палате семеро. Рассказчик — израненный оксколками 21-летний артиллерист, родом из под Курска. Саша Самоходка — прозванный так за ногу в гипсе, торчащую наподобие пушки, он с Волги. Четвёртый уже раз раненный мезенский «мужик-лесовик» Бородухо. Сапёр Михай, родом из-под молдавского городка Фалешты, он единственный кто в палате без гипса — у него ампутированы обе руки. Ездовой рядовой Иван Копешкин — весь перебитый, весь в гипсе, родом из деревушки под Пензой. И двое сибиряков — Саенко и Бугаев, из полковой разведки, оба с перебитыми ногами — у одного правая, у дорогого левая — и они после обхода обнявшись упрыгивают из палаты во двор покурить и поиграть в домино.

Жизнь в госпитале идёт своим чередом. Но иногда омрачаемая уже мирными боями.

То выходкой лежащего в отдельной палате старшины кавалериста с Золотой звездой Героя Советского Союза, который довёл до слёз медсестру из-за того, что ему досталась заштопанная пижама — и все догадывались о причинах его недовольства: этот казак похаживал в общежитие к ткачихам. Казака-героя смог осадить только начальник госпиталя полковник Туранцев: «Чтобы носить эту Звезду, одной груди недостаточно. Надо лечиться от хамства».

То приходом фотографа, предлагающему сняться на фотокарточку, и для придания желающим боевого вида имеющий с собой откуда-то целый набор «реквизита» — любые боевые награды, хоть Орден Отечественной войны, хоть Орден Славы — в чём пожелает сняться клиент. Бодрый фотограф как бы не понимает цинизма предложения, и за него краснеет безрукий Михай, у которого своя только медаль «За боевые заслуги» — «Нэ надо… Чужих нэ надо». Переводя в шутку предложение творящего своё «искусство» фотографа, ребята выставляют его за дверь: « — Трупоед…— сплюнул Бородухов».

Уже третий месяц они в госпитале, страдая от зудящих под гипсом ран радуются тишине, сетуя, что не им выпало брать Берлин. Они нетерпеливо ворочаются на койках, постоянно, ругаемые за это медсестрой, распахивают окна — ведь пришла весна… ведь скоро придёт и она — Победа!

Все ждут Победы, но она прокрадывается в госпиталь незаметно: вечером солдаты узнают, что начальник госпиталя полковник Таранцев приказал начхозу Звонарчуку добыть вина. Это странно, ведь есть спирт. В госпитале тишина, но весь госпиталь не спит. Часы в ординаторской отбили три часа ночи — «Я вдруг остро ощутил, что часы отбили какое-то иное, новое время…» …за окном рассыпается гроздьями малиновая ракета, за ней всё чаще и гуще появляются другие, раздаётся автоматная очередь, и загудели на реке пароходы. Город уже не спит, как не спит и госпиталь, и полковник Таранцев и не пытается утихомирить гудящие этажи.

Поутру проходящий мимо оркестр вдруг заиграл «Вставай, страна огромная…», её подхватывают в соседней палате, потом этажом выше — и вот весь госпиталь поёт — провожает уходящую в запас великую песню. Но как смолкают последние слова, тут же, без перерыва — под стук каблуков и костылей лихо дружно запевает положенную на мотив «яблочка» песню-частушку: «Эх, Гитлер-фашист, Куда топаешь?! До Москвы не дойдешь — Пулю слопаешь!».

Днём сад госпиталя наполняется народом, играет музыка — всё больше вальсы. Лежачие обитатели палаты не могут выйти и участвуют в веселье у окна. Забывший что у него нет рук Михай, взмахивая в воздухе пустыми рукавами, пытается поймать бросаемые в окно девушками букеты. А на обед, зарёванная по случаю праздника нянечка тётя Зина разносила вкуснейший праздничный суп из раздобытого где-то начхозом Звонарчуком кабана.

Вечером, выпив по стакану вина солдаты из разных краёв одной Родины, спорят, чья сторона лучше. Но нельзя пить Ивану Копешкину, и говорить нельзя — он не может рассказать о своём доме. Пытаясь представить как выглядит его дом, ему рисуют бревенчатую избу в три оконца с деревом у ворот, и картинку ставят в перебинтованные руки. «И казалось, что Копешкин тихо разглядывал рисунок, вспоминая все, что было одному ему дорого в том далеком и неизвестном для остальных Сухом Житне». Но Копешкина уже не было… А в небе снова вспыхивали праздничные ракеты.

Основа

В основе рассказа лежит реальный случай. Автор в интервью указал, что рассказ полностью автобиографичный:

Что касается рассказа «Красное вино победы», он полностью автобиографичен. Я написал о своем пребывании в госпитале. Там же в госпитале застал меня День Победы. У каждого солдата, уцелевшего и вернувшегося домой, свой день победы. У меня вот такой, какой я написал в рассказе. Там ничего не добавлено, не придумано, написано именно так, как было в действительности. Единственное — рядом со мной лежал казах, а в рассказе лежит Копешкин. А все остальное полностью соответствует пережитому.

— автор рассказа Евгений Носов, 1989 год

8 января 1945 года ефрейтор Евгений Носов действительно был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале в Серпухове.

Описание последнего боя содержится в наградном листе на Орден Отечественной войны II степени на Е. И. Носова — ефрейтора, орудийного номера 1969 истребительного противотанкового артполка 44-ой отдельной истребительной противотанковой артбиргады РГК 3-й армии Белорусского фронта:

8.2.45 при появлении 2 самоходных орудий «Фердинанд» на опушке леса, где поворот дороги на мост через р. Дервенц, он в составе расчёта открыл огонь по самоходному орудию и вторым снарядом ожог его. Несмотря на сильный огонь противника по орудию, не считаясь с жизнью от орудия не отходил, от разрыва вражеского снаряда был тяжело ранен.

— наградной лист за подписью начальника 1969 ИПТАП гв. подполковника Ильина, 9 февраля 1945 года

В рассказе главный герой также получает ранение в бою при январском прорыве восточнопрусских укреплений в бою с «Фердинандом»:

Откуда-то взявшийся на гребне дюны «фердинанд» первым же выстрелом сшиб нашу пушку. Он разделал нас каким-то городошным ударом, выметя из огневой позиции весь наш расчет.

— из текста рассказа

Трагические подробности того последнего боя известны со слов Виктора Астафьева, которому автор как другу в личной беседе рассказал о нём:

Он воевал в расчете противотанковой пушки. Артдивизион отбивался от наседавших фашистских танков, выкатив орудия на полотно железной дороги. И если бы не это полотно!.. Сколько-то человек скатились по насыпи, и полотно закрыло их от танковых гусениц и пулеметов. Кто-то отстреливался, кто-то полз, волоча за собой кишки, кто-то кричал: «Не бросайте, братцы!» — и хватался за ноги; кого-то тащил мой друг, потом кто-то волоком пер по земле его. Будет госпиталь, и не один, будут страдания, будет День Победы…

— со слов Виктора Астафьева о последнем бое автора рассказа Евгения Носова

Критика

В отличие от многих своих сверстников — писателей-фронтовиков, Е. И. Носов обратился к теме войны только в 1969 году — рассказ «Красное вино победы» — первое военное произведение писателя. На тот момент Евгений Носов был уже признанным писателем — в 1972 году уже вышла монография В. А. Чалмаева посвящённая его творчеству, но будучи известен как автор преимущественно деревенской прозы, как военный писатель не рассматривался. В начале 70-х годов тема войны в творчестве писателя зазвучит всё более отчетливо, и вскоре критика поставит его в один ряд с такими мастерами военной прозы, как Василь Быков, Григрий Бакланов, Юрий Бондарев и др. Но, и в своих военных произведениях он останется «деревенщиком»: избегая батальных сцен, будет концентрироваться на психологическом изображении русского крестьянства — солдат-окопников:

Иногда кажется, что «деревенская» проза писателя 60-х — 70-х годов была предварительной работой перед воплощением главной писательской цели — показать миру русский крестьянский характер, особенно ярко проявивший себя в годы Великой Отечественной войны.

А. И. Хватов в 1984 году отметил эту особенность писателя — изображение солдата-крестьянина уже в первом военном рассказе «Красное вино победы»:

Даже в лучших его произведениях, непосредственно связанных с темой войны, — «Шопен, соната номер два» и «Красное вино победы» — война, скорее, источник печальных переживаний и раздумий писателя, чем предмет конкретно-бытового описания. Для героев рассказа «Красное вино победы» война уже в сущности закончилась. Раненные на немецкой земле, они «со дня на день, с часу на час ожидали близкой победы». Особым содержанием в этом рассказе наполнен образ солдата Копешкина. Сам Копешкин произносит в рассказе всего несколько фраз. И умирает он «незаметно, одиноко», и похоронили его «как обычно хоронили по лазаретам ничем не отличившихся солдат». О ратных делах этого солдата сказано только, что «Копешкин… числился в обозе, справляя и на войне свою нехитрую крестьянскую работу: запрягал, распрягал, кормил-поил обозных лошадей. . .» В тех немногих и скупых эпизодах, которые связаны с Копешкиным, писатель подчеркивает именно трудовые, крестьянские заботы своего героя.

— А. И. Хватов — литературовед, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой литературы Ленинградского института культуры

Избегание автором батальных сцен отметил Александр Солженицын в статье о творчестве Евгения Носова в журнале «Новый мир»:

Ни одной, до глубины же изведанной, батальной сцены он нам не передал. Время от времени в рассказах своих он оставлял нам как бы окружные, побочные приметы войны. Вот — многонедельное мучительное тление израненных или обезрученных в госпитальной палате, в смутной неизвестности своего выздоровления или смерти («Красное вино победы»).

«Первоклассным» назвал рассказ А. И. Кондратович, писатель, литературный критик, заместитель главного редактора журнала «Новый мир»:

Он сам участвовал в войне и был тяжело ранен, что в творчестве его до «Усвятских шлемоносцев» почти никак не выразилось, если не считать первоклассный рассказ «Красное вино победы», но он уже о самом последнем этапе войны, о госпитале, где раненые встречают День Победы. Между прочим, рассказ этот достаточно горький и вовсе не мажорный: в День Победы умирает в госпитале прекрасный человек, оставив после себя сирот, вдову, и «красное вино победы» пьется живыми, как «вино с печалью пополам».

— Кондратович, Алексей Иванович

Рассказ высоко ценится критиками и спустя полвека, при этом обращается внимание на насыщенность рассказа, широту затронутых тем:

Писатель каким-то образом сумел в маленьком рассказе затронуть многие военные темы: герой без наград, молодой мужчина, ставший инвалидом, «несвоевременное» ранение и невозможность довести войну до конца, влюбленность в медсестру, жестокая бессмысленность смерти, радость со слезами на глазах, цель, за которую воюет каждый, — и многое другое.

Автобиографичный рассказ писателя-фронтовика часто рассматривается как документ. В одной из газет, при серии публикаций к 70-летию Победы в 2015 году, этот рассказ предваряло слово ректора:

Мы старались подбирать свидетельства участников тех событий. Мы смогли написать о блокаде и об эвакуации. Но оказалось, что не осталось известных нам дневников и воспоминаний фронтовиков о Дне Победы. Поэтому сегодня мы публикуем фрагмент рассказа Евгения Носова. Рассказ этот тоже свидетельство очевидца…

Эссе 1997 года

В 1997 году Евгений Носов написал эссе «Зарисовки под капельницей» о пребывании в центральной областной больнице, опубликованное в газете «Курская правда» и журнале «Юность».

«Пунктирное соприкосновение» этого эссе писателя с рассказом «Красное вино победы» отметила в журнале «Север» писательница Татьяна Горбулина — о творчестве которой сам Е. И. Носов как-то выразился с искренним восхищением: «Атомное письмо!».

Озаглавив свою статью на эту тему «Война и Мир», предваряя его эпиграфом из Экклезиаста — «И никогда не спрашивай: Отчего те дни лучше были, чем эти…», Татьяна Горбулина, в частности, сравнила описание Е. И. Носовым в этих двух произведениях больницы 1997-го года и госпиталя 1945-го, их атмосферу:

В декабре 1997 года я прочитала эти сжигающие сердце слова в эссе Евгения Носова «Под капельницей»… И память «вернула» меня в далекий сорок пятый — в другой рассказ Е. Носова: «Красное вино победы»…

Какая пропасть разверзлась между современно оборудованной центральной областной больницей наших дней и тем военным госпиталем, оборудованным в старой школе… Но пропасть эта — отнюдь не в приспособленности здания, не в оборудовании и даже — не в полувеке, минувшем с той поры, а — в качественно разной атмосфере. В больничной затхлой атмосфере душевной черствости и жестокого индивидуализма (а разве не к индивидуализму всех нас столько лет так страстно призывали?) медицинский персонал еще удерживает фронт гуманизма от тотального прорыва, но что общего между функциональным «фасоном» гипсового панциря, в какой закован изувеченный солдат, и «престижным» фасоном аляповатого спортивного костюма? Что, в конце концов, общего между этим — наступившим Будущим и грёзами о нём — там, в преддверии добытой неизъяснимой жертвою победы?..

В эссе видны и ЭТО время, и эта «побежденная» страна, и бесперспективное житие народа… — так же, как в давнем рассказе «Красное вино победы» видны ТО вдохновляющее время, то, полное соединяющей надежды житие народа и та победная страна.

Эссе «Под капельницей» охватывает странное прозрение: сегодня мирным людям, одетым в заграничные прикиды, ХУЖЕ, чем солдатам в рассказе «Красное вино победы» — месяцами страдающим в пропитанных гноем гипсах. Но, если вдуматься, в этом и нет ничего странного. Ибо нет сегодня высокой (некухонной) Цели, нет народного единения, нет братской солидарности и никому никто не нужен. И не славы ждут сегодняшние простые граждане от будущего, не праздника, а — выплату жалкой зарплаты, а — все пущей неуверенности в завтрашнем дне. И уж не знаешь, какой момент истории губительней: войны и славы или смуты и связанного с ней упадка и бесславья? Ведь большинство окостеневшего у телевизоров народа сегодняшние «жертвоприношения» Марсу — отчасти даже чем-то развлекают (как страшное американское кино). Вот только смерть в таком «кино» обратной силы не имеет.

Как в 2000 году отметил Александр Солженицын — именно такое настроение было характерно для писателя в то время — последние десять лет жизни:

В рассказах Носова 90-х годов всё внятнее и тоскливей проступает сгущённая горечь покинутых, обездоленных, если не осмеянных ветеранов Великой войны. Надо было автору отдалиться от общественного забытья фронтовиков, стыдливости за боевые ордена, уже не нужные, почти смешные, когда молодёжь в забаву пляшет около «вечного огня»…
И ещё шире, шире приходят воспоминания: и на госпитальном-то дворе мёртвых лежало выше забора; широкими розвальнями отвозили их в братские могилы.

Иллюстрации

Для подарочного издания рассказа, вышедшего в издательстве «Современник» в 1979 году, художником-графиком Станиславом Косенковым был подготовлен цикл из 17-ти цветных гравюр «Красное вино Победы».

Работа над гравюрами длилась восемь месяцев. При этом ни одна из гравюр в принципе не может быть повторена — она уникальна: график исполнил их в технике цветной линогравюры (резьба по линолеуму) с одной доски — в этой старой, уникальной и сложной технике в то время уже мало кто работал, художник перенял её от Остроумовой-Лебедевой.

Как и для писателя, для художника это тоже было первым обращением к военной теме. Хотя Косенков не воевал — он родился в 1941 году — но эта тема была для него тоже очень важна — его отец пропал без вести в августе 41-го. И на гравюрном пентаптихе «Памяти отца, Степана Егоровича», где на самом крае обрыва автор изобразил огромный портрет своего отца — «вдруг меловые овраги Белогорья становятся у Косенкова в гравюрах красными, рифмуясь с названием знаменитого рассказа Е. Носова „Красное вино Победы“».

Этот иллюстративный цикл экспонировался на российских республиканских и Всесоюзных выставках.

Ещё в 1986 году эта серия гравюр была подробно рассмотрена в литературно-художественном журнале «Подъем»:

В листе «Ранение» мы видим надломленную взрывом фигуру солдата на поле боя и — пятном, перевёрнуто — хату. Лист сделан так, что мы почти физически ощущаем страшную, противоестественную силу, которая столкнула человека с земли и прежде, чем погасить в нем сознание, а может, и жизнь, на мгновение проявила в памяти дом его, малую его родину.

Перед листом «Копешкин с письмом» сглатываешь комок в горле… В следующем листе койка уже пуста. А на тумбочке, рядом с подснежниками — картинка, родной дом.

И в этом цикле линогравюр все образы драматичны, психологически глубинны, достоверны. Будь то безрукий Михай, немым криком застывший у двери, или заостренное лицо раненого, как подсолнух, повернутое к заоконному солнечному свету.

Часть гравюр: «Проводы», «Ранение», «У окна», «9 мая», «А Копёшкина уже не было» хранятся в фондах Белгородского литературного музея. В 2015 году в музее прошла их выставка.

Экранизации

Фильм-спектакль 1988 года

В 1988 году был снят фильм-спектакль «Красное вино победы», режиссёр Константин Антропов, Центральное телевидение Гостелерадио СССР.

Роли исполнили: Михаил Глузский, Афанасий Кочетков, Михаил Жигалов, Сергей Сазонтьев, Александр Кахун, Александр Кондрашов.

Фильм 1990 года

В 1990 году вышел фильм «Красное вино победы», режиссер Эдуард Дмитриев, «Укртелефильм».

Роли исполнили:

  • Сергей Никоненко — Никонорыч
  • Евгений Леонов-Гладышев — Саша
  • Алексей Зайцев — Иван Капешкин
  • Владимир Левицкий — Михай
  • Елена Морозова — Таня, медсестра
  • Наталья Наум — тётя Зина, нянечка
  • Альберт Филозов — начальник госпиталя
  • Пëтр Бенюк — Звонарчук
  • Борис Шевченко — Сергей
  • Александр Калугин — Бугаенко
  • Владимир Ямненко — Саенко
  • Евгений Весник — фотограф
  • Олег Масленников — Кравцов
  • Осип Найдук — Туровец

Издания

Рассказ многократно издан, переведён на иностранные языки:

  • Мост: рассказы и повести / Е. И. Носов. — М.: Современник, 1974 — 187 с. // Красное вино победы — стр. 108—137
  • Красное вино победы: рассказ / Худож. С. Косенков — М.: Современник, 1979 — 71 с.
  • Красное вино победы: повести и рассказы / Худож. Е. А. Капустин — М.: Советская Россия, 1971 — 271 с.
  • В чистом поле… : повести и рассказы / Е. И. Носов — М. :Известия, 1980 — 622 с. // Красное вино победы — стр. 191—220
  • Красное вино победы — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1981 — 278 с.
  • Избранные произведения: в 2 т. / Е. И. Носов. — М.: Советская Россия, 1983 // Красное вино победы — Том 2
  • Красное вино Победы. Шопен, соната номер два / Иллюстрация на обложке В. Комарова. — М.: Современник, 1984 — 80 с. (тираж: 1200000 экз.)
  • Избранные произведения: в 2. т. / Е. И. Носов. — М.: Художественная литература, 1989 // Красное вино победы — Том 2
  • Красное вино победы: рассказы / Е. И. Носов. — М.: Русская книга, 1992 — 286 с. // Красное вино победы. — стр. 183—211
  • Избранное: рассказы / Е. И. Носов. — М.: Детская литература, 2004 — 344 с. // Красное вино победы — стр. 185—219
  • Собрание сочинений: в 5 т. / Е. И. Носов. — М. : Русский путь, 2005 // Красное вино победы — Том 4 — стр. 227—250

Постановки

В 2015 году к 70-летию Победы в театре Самарская площадь по рассказу был поставлен спектакль «Горький вкус Победы».

Комментарии

  • ↑ например, Герасим — герой рассказа Е. Носова «Памятная медаль», также вернулся с войны без медали, и умирает, но не в 1945-ом, а спустя 50 лет — в 1995 году.
  • Конспект урока литературы в 8 классе.

    Тема урока: «Величие духа русского солдата»

    (По рассказу Е.И. Носова «Красное вино Победы»).

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма урока: урок-размышление.

    Цели урока:

    Обучающие:

    -углубить понятие о нравственном
    подвиге русского солдата в рассказе Е. Носова «Красное вино победы»;

    -организовать деятельность учащихся
    по проникновению в художественный мир произведения, пониманию художественных
    образов;

    -способствовать развитию у учащихся
    умений формулировать проблемы, задумываться над художественным значением
    произведения;

    Развивающие:

    -развивать у учащихся культуру
    речевого поведения, внимание к деталям;

    -развивать познавательные и
    творческие способности через разнообразные виды деятельности;

    -развивать образное мышление;

    Воспитательные:

    -вызвать у учащихся интерес к чтению;

    -помочь ребятам сохранить память о
    солдатах в назидание живым – память, поднимающую и очищающую человеческую душу;

    -учить стойкости в жизни на образе
    Копёшкина.

    Оборудование к уроку: кадры о Великой
    Отечественной войне из электронного учебника «От Москвы до Рейхстага»; портрет
    Е.И. Носова; карта-схема г. Москвы; книги Е.И. Носова с рассказом «Красное вино
    Победы»; звукозапись песни Р.Гамзатова «Журавли» в исполнении М. Бернеса; горящая
    свеча; на доске эпиграфы к уроку.

    Ход урока.

    Эпиграфы:

    «Так их остаётся мало,

    Так им всем недолго жить…»

    М.Матусовский.

    «Он не дожил до всех побед…»

    I. Организационный момент.

    1. Вступительное слово учителя.

    Учитель читает стихотворение М. Матусовского

    Под прямым и косым прицелом,

    Настигающим всех у дорог,

    Пал под городом он под Белым,

    Где и я бы остаться мог.

    Но молчат о нём обелиски,

    Все архивы о нём молчат.

    От него, составляя списки,

    Отступился военкомат.

    Как свидетелям сохраниться,

    Если дням потерялся счёт,

    Снег заносит его глазницы,

    Дождик кости его сечёт.

    Где последний приют солдата?

    Кто заплачет о нём навзрыд?

    Ведь считали же мы когда-то

    Что никто у нас не забыт.

    Чтобы правду на солнце вынесть,

    Тут нужны, почитай, года.

    Но свершается справедливость

    Лучше поздно, чем никогда.

    Не погибшие в схватках бранных,

    В душегубках или печах,

    Лёгкий гроб его ветераны

    На согбенных несут плечах.

    Навзничь пав на земле ничейной,

    Он не дожил до всех побед.

    И грохочет салют ружейный

    С опозданьем на много лет.

    Звучат 2 куплета песни Р. Гамзатова «Журавли».

    Слово учителя на фоне музыки:

    -Наша память… она живая. Как вы много знаете о судьбах своих
    дедушек, прадедушек? Знаете, на каких фронтах они воевали, какие ранения
    получили, какие имеют награды? Тема Великой Отечественной войны –
    животрепещущая тема. Память о ней поднимает и очищает человеческую душу.

    II. Мотивация целеполагание.

    1.Слово учителя:

    -Давайте представим себе огромный храм, тёмный и мрачный. И
    вот в этом храме зажгли свечу /учитель зажигает свечу/ — она тоненькая,
    маленькая, но её живой огонёк трепещет, не сдаётся. Он живой. Кто же зажёг
    свечу нашей памяти? Конечно, писатели, которых мы читаем и любим. Один из них –
    Евгений Иванович Носов, подаривший нам прекрасный рассказ «Красное вино
    победы». /Открывается портрет Е.Носова/.

    Так кто же он Евгений Носов?

    Учащимся было дано задание прочитать рассказ Е.Носова
    «Красное вино Победы», найти и перечитать эпизоды «Ранбольные госпитальной
    палаты», «Рядовой Копёшкин», «Последние дни Копёшкина», «Незаметная смерть
    Копёшкина»;

     индивидуальное задание – подготовить сообщение
    «Биография Е.И. Носова».

    2. Сообщение учащегося «Биография Е.И. Носова.

    3. Слово учителя.

    -Итак, жизнь писателя Носова навечно связана с памятью войны.
    У нас с вами сегодня не совсем обычный урок – у нас Урок-память,
    Урок-благодарность, преклонение перед подвигом, Урок-размышление. Что такое
    подвиг? Является ли солдат Копёшкин героем? Вот на эти вопросы мы с вами на
    сегодняшнем уроке будем искать ответы.

    III. Изучение нового материала.

    Анализ рассказа.

    1. Беседа

    -Давайте мысленно перенесёмся далеко-далеко и во времени и в
    пространстве.

    -Когда происходит действие в рассказе? (Весна 1945 года)

    Просмотр кадров «Май 1945 года» из электронного учебника «От
    Кремля до Рейхстага» на фоне песни «Весна сорок пятого года».

    -Где происходит действие? (В военном госпитале небольшого
    городка Серпухов, что под Москвой.

    Показ на карте-схеме г. Москвы.

    -Носов ведёт нас не к Рейхстагу, не в Потсдам, а в военный
    госпиталь. Попробуем почувствовать те события, которые происходят в рассказе, и
    ощутить при этом волнение памяти.

    1.Анализ I эпизода « Ранбольные госпитальной палаты»

    -Мы уже знаем, что рассказчику 21 год, мы вместе с ним видим
    солдатские лица раненых, или ранбольных. Какие это лица? /Бледные, худые,
    жёлтые, с запавшими глазами, под глазами синие круги, заострившиеся носы – всё
    это свидетельство страданий/.

    -Назовите ранбольных. /Саша Селиванов, правый сосед
    Бородухов, слева – солдат Копёшкин, Михай, молодой рассказчик/.

    -Весна 1945 года – когда мы читаем эти слова, сразу в памяти
    возникает Победа, праздник, народное ликование после страшной войны. Но ничего
    этого нет. А что есть? /Выборочное зачитывание эпизодов: «нас выносили прямо
    в нижнем белье», «мы заново приучались есть из тарелок», «гипсы, в которые мы
    закованы всяк на свой манер», «медленно заживающие раны зудели. И это было
    пыткой» и др./.

    -В чём чувствовалась близость конца войны? /на
    освободившиеся места не клали новеньких, но страшная мясорубка крутилась на
    предельных оборотах/.

    -«Это была самая томительная военная весна». Почему
    томительная? /Со дня на день, с часу на час ждали Победы .И страшная
    мясорубка!»

    2. Анализ II эпизода «Солдат Копёшкин».

    -«Слева от меня солдат Копёшкин». Чем отличался раненый
    Копёшкин от остальных солдат в палате? /Самый тяжело раненный, перебиты обе
    руки, повреждены шейные позвонки, другие увечья».

    -Кем он был на войне? /Рядовой, ездовой, числился в
    обозе/.

    Чтение по ролям диалога Копёшкина с Самоходкой.

    -Ребята, писатель сказал всего несколько слов, а перед нами
    вся военная судьба и характер солдата. Считает ли Копёшкин себя героем? /Нет,
    он говорит, что « дак и стрелял, куда денешься…»/.
    Убил кого? / «А шут
    его разберёт»/.

    -Как Копёшкин отвечает на вопросы Саши Самоходки? /Просто,
    как о чём-то обыденном/.

    -О чём сожалеет Копёшкин в конце разговора? /О прибитых
    лошадях «от самого Сталинграда берёг»/.

    -О чём это говорит? /добрая русская душа, заботливый,
    много переживший человек, солдат/.

    3. Анализ III эпизода «Последние дни Копёшкина».

    Чтение эпизода учащимися вслух.

    -Как вы понимаете выражение «последние дни»?

    -Как он их прожил?

    -Как помогают ему их прожить рядовые солдаты, которых судьба
    забросила в эту палату? /Выборочное чтение эпизодов/.

    -В чём она русская душевность, доброта?

    -Почему он так долго читает письмо?

    -«С ним он спал ночью. А может, и не спал». А если не спал,
    то о чём он думал? /О доме, о детях, о жене, о деревне, т. е. о том, ради
    чего так хотел выжить/.

    -Что произошло в палате в его последние дни? /Перед маем
    трое ушли домой. Это означало конец войны. Все, кто остался, перебрались на
    койки у окон, невообразимо хорошо за окном – и, наконец, Победа!/.

    -И вот красота весенней природы за окном, выпитое вино,
    разбередившее души, спор о достоинствах Родины заставили Копёшкина зашевелить
    пальцами и сказать: «Хорошо тоже». «…слабый, будто из-под земли, голос
    Копёшкина, он пытался ещё что-то сказать и не смог, и вот…».

    -«В палате воцарилась тишина».

    4. Анализ IV эпизода «Незаметная смерть Копёшкина».

    -Какими же словами можно описать эту тишину? /Страшная,
    мрачная, гробовая, грустная, раздумчивая, суровая, печальная/.

    Чтение эпизода со слов: «Копёшкина уже не было…».

    -Почему рассказчик не может примириться со смертью Копёшкина?

    -Для чего человек рождается? /Для жизни, а страшная война
    убивает самое ценное – жизнь. А можно ли с этим согласиться?/

    -Итак, Копёшкин умирает так, как жил и воевал – скромно и
    достойно.

    5. Словарная работа.

    -Кто такой герой? (Работа с Толковым словарём Ожегова).

    -Что такое подвиг? (Работа с Толковым словарём Ожегова).

    6. Работа в группах.

    Учащиеся делятся на две группы (желательно с разным мнением)
    и каждая группа готовит ответ на проблемный вопрос:

    — Как вы считаете, можно ли назвать героем солдата Копёшкина?
    Почему? Докажите свою точку зрения.

    Выступление каждой группы (один выступает, остальные
    дополняют).

    Вывод: (делают учащиеся, учитель дополняет)

    -Если бы не было таких солдат, кто бы воевал, кто бы одержал
    Победу? Именно каждодневные, пусть и незаметные подвиги приблизили Великую
    Победу. Небольшой по объёму рассказ талантливого писателя ставит на пьедестал
    русского солдата, совершившего подвиг самопожертвования.

    -Не кажется ли вам значительным имя солдата – Копёшкин Иван?
    В чём его значение? (Иван – символ русского человека, русского солдата).

    7. Заключительная беседа по рассказу.

    -Как вы понимаете выражение: «Вот и пожар затушили, а, видно,
    чадить он долго будет. Уж больно раскочегарено…»

    -Что же будет чадить? /человеческая память, которая вечно
    жива, никогда не иссякнет/.

    -«Вино густо окрасило белую накрахмаленную наволочку. –
    Вечная тебе память, русский солдат!»

    -Ребята, на цвет вино Победы красное, как кровь, а на вкус?
    Наверно, горькое-горькое…от горечи невосполнимых человеческих утрат. Пригубляют
    красное вино Победы, словно причащаются…

    -О войне написано много, и писатель Евгений Носов бесконечно
    углубляет эту тему. Что же он показывает в своём рассказе? /нравственные
    корни солдатского подвига, глубину русского национального характера/.

    -Прочитаем эпиграфы к уроку. Как вы их понимаете?

    -Чем дальше от нас та страшная война, тем более мы осознаём
    цену великого народного подвига и страшную цену Победы. Всё меньше и меньше
    убелённых сединами людей приходят в Дни Победы к памятникам погибших. Сейчас
    называют 27 миллионов погибших в годы войны и более 3 миллионов неопознанных
    солдат. Но они живут… где? /В нашей памяти, в сердцах людей/.

    -Человеческая благодарность погибшим – это память живых.

    -Евгений Носов – один из талантливейших и самобытнейших наших
    писателей, гуманист и романтик, воевавший, тяжело раненный, с полным правом
    может сказать о себе:

    Уже меня не исключить

    Из этих лет, из той войны…

    Уже меня не излечить

    От той зимы…

    И с той землёй, и с той зимой

    Уже меня не разлучить

    До тех снегов, где вам уже

    Моих следов не различить…

    IV. Рефлексия.

    На экране слайд с изображением Вечного Огня.

    Звучит звукозапись песни «Журавли» в исполнении
    М.Бернеса.

    1. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставляет нас задуматься
    рассказ Е.Носова «Красное вино Победы»?»

    2. Чтение учащимися своих высказываний.

    Учитель подводит итоги урока, говорит о достигнутых
    целях, благодарит учащихся за плодотворное сотрудничество.

    V. Домашнее задание.

    Написать сочинение-миниатюру «Что значит «причаститься
    памятью?»

    Инфоурок

    Литература
    ПрезентацииПрезентация «Евгений Иванович Носов. Жизнь и творчество»

    Евгений Иванович Носов (1925 – 2002)«БОЯН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    • 1 слайд

      Евгений Иванович Носов (1925 – 2002)«БОЯН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

      Описание слайда:

      Евгений Иванович Носов
      (1925 – 2002)
      «БОЯН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

    • 2 слайд

      «Сказание о Земле Русской»Однажды Носов сказал о Льве Николаевиче Толстом, чт

      Описание слайда:

      «Сказание о Земле Русской»
      Однажды Носов сказал о Льве Николаевиче Толстом, что тот голой пяткой чувствовал всю Россию. В полной мере сказанное относится и к самому Евгению Ивановичу. «Потрава», «Домой за матерью», «Храм Афродиты», «Не имей десять рублей», «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два», «Усвятские шлемоносцы», «Алюминиевое солнце» — да и все остальное его творчество -сокровенные горести и беды народа, самый оголенный нерв России.

    • 3 слайд

      «Русское искусство абсолютно доказательно. Малейшее искривление мгновенно за

      Описание слайда:

      «Русское искусство абсолютно доказательно.
      Малейшее искривление мгновенно замечается». Е.И.Носов
      Его прозой можно лечиться. Сам строй ее без надрыва и искусственности, картины природы, всепроникающее добро, внутренняя красота героев — это божественный эликсир для любой увядающей души, лишь бы она была способна воспринимать жизнь, а не довольствоваться существованием. Из всех заповедей, которым служил Евгений Иванович, пожалуй, самой важной была заповедь: «Не лги».
      «Барометр правды»

    • 4 слайд

      Из биографии писателяРодился 15 января 1925 в с. Толмачево под Курском в семь

      Описание слайда:

      Из биографии писателя
      Родился 15 января 1925 в с. Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника.
      Река Сейм (Курская
      область), где любил
      рыбачить Евгений Иванович
      Закончил восьмой класс и после Курского сражения ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше .
      В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы ». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

    • 5 слайд

      Из биографии писателяПосле войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, С

      Описание слайда:

      Из биографии писателя
      После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию , работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.
      Первая его книга -“На рыбачьей тропе” (1959) посвящалась природе родного Курского края — “порубежной окраине России”. Любимая Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений, хотя писатель затем отдаст должное и другим российским землям -например, Северу.

    • 6 слайд

      О восприятии природыКритик В.Васильев: “...его ранние пристрастия к рисованию

      Описание слайда:

      О восприятии природы
      Критик В.Васильев: “…его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав… до необычайной остроты развили… способности пластического восприятия природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний”.

    • 7 слайд

      Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом: в них практи

      Описание слайда:

      Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом: в них практически нет фронта, военных действий, то есть войны как таковой. Зато в полной мере показаны её ожидание, моральная подготовка к предстоящим испытаниям (повесть “Усвятские шлемоносцы”, 1977), то, какой война оставляет отпечаток на душах раненых солдат, в госпитале встречающих весть об её окончании (рассказ “Красное вино победы”, 1969), наконец, память о погибших на войне деревенских жителях (рассказ “Шопен, соната номер два”, 1973).
      «На фронте мне выпала
      тяжкая доля…»

    • 8 слайд

      «…из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя юность». « Я даже

      Описание слайда:

      «…из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя юность».

      « Я даже девчатам писем не писал: не успел завести…»

      «На фронте мне выпала
      тяжкая доля…»

    • 9 слайд

      Деревенская проза «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь просто

      Описание слайда:

      Деревенская проза
      «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского
      человека, его нравственные истоки, отношение к земле…»
      Люди, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной жизни, как бы тяжко им ни приходилось, описаны Носовым с самыми тёплыми чувствами: “Храм Афродиты” (1967), “Шумит луговая овсяница” (1966), “Во субботу, день ненастный…” (1968)

    • 10 слайд

      У Носова вообще отношение к животным, даже не как к братьям меньшим, а как к

      Описание слайда:

      У Носова вообще отношение к животным, даже не как к братьям меньшим, а как к равным нам Божьим существам. Тех же птичек он называет «единопланетянами». Он и людей, и всю тварь Божью ценит по делам их.
      Рассказ «Покормите птиц» поминание птичке Синьке, погибшей от человеческой жестокости. «Она лежала ничком, уткнувшись клювом в почву, широко, из угла в угол, распахнув крылья… Этой распахнутостью крыльев, обнимавших квадрат луговой земли, Синька как бы олицетворяла Яшинское:
      Улететь могли б,
      А остались зимовать
      Заодно с людьми…
      «Покормите птиц. На Руси их, кстати, всегда кормили. Баснописец Иван» (последние слова).

    • 11 слайд

      Грустная тональность произведений Носова конца 1980 – 1990-х годов (фантастич

      Описание слайда:

      Грустная тональность произведений Носова конца 1980 – 1990-х годов (фантастический рассказ «Сон», рассказы «НЛО нашего детства», «Темная вода», «Костер на ветру», «Красное, желтое, зеленое») связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма.
      Ощущение распада…

    • 12 слайд

      Оценка творчества Международная премия имени М.А. Шолохова (1996) в

      Описание слайда:

      Оценка творчества

      Международная
      премия имени
      М.А. Шолохова (1996) в области литературы и искусства

      Премия имени А.П.Платонова «Умное сердце» (2000)

      Государственная премия имени А. Солженицына (2001)
      Лауреат Государственной
      премии РСФСР
      им. М.Горького (1975) за книгу
      «Шумит луговая овсяница».

    • 13 слайд

      Почётный гражданин КурскаУмер Евгений Иванович в Курске 13 июня 2002 года

      Описание слайда:

      Почётный гражданин Курска
      Умер Евгений Иванович в Курске 13 июня
      2002 года

    • 14 слайд

      Памятник Е.Носову в Курске

      Описание слайда:

      Памятник Е.Носову в Курске

    • 15 слайд

      Источники:Михаил Еськов. Боян Земли Русской. Материал из Википедии Интернет-

      Описание слайда:

      Источники:
      Михаил Еськов. Боян Земли Русской.
      Материал из Википедии
      Интернет-ресурсы
      Автор презентации: Головина Е.В.,
      учитель
      МАОУ «Холмогорская средняя общеобразовательная школа
      им.М.В.Ломоносова»
      с.Холмогоры, Архангельская область

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

    Проверен экспертом

    Общая информация

    Похожие материалы

    • Внеклассное мероприятие, посвященное Дню рождения Пушкина «Как слово наше отзовется»

    • Статья. Повесть Андрея Платонова «Котлован»

    • Презентация ПРИЁМЫ КОМПОЗИЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ В «ГРОЗЕ»

    • Презентация на тему «Есть ли будущее у российского космодрома Восточный?»

    • Презентация Композиция «Грозы» А. Островского.Основной приём построения композиции.

    • Конспект урока литературы «Гражданская война в изображении В. Быкова»

    • Контрольная работа по литературе (6 класс, 1 четверть)

    • Тест «Формирование читательской грамотности в работе с текстом»

    • Не нашли то что искали?

      Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

      5446270 материалов.

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

    • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

    • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

    • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

    • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

    • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

    • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

    • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Рассказ красивые слова и красивые дела
  • Рассказ красивый о красоте неба
  • Рассказ кошатник вторая версия
  • Рассказ крапивина короткий самый
  • Рассказ крапивина соринка краткий пересказ