Рассказ который похож на басню

Сегодня на уроке мы: узнаем, что такое басня; выясним, где и когда появились басни; познакомимся с самыми

Сегодня на
уроке мы:

·     узнаем, что такое басня;

·     выясним, где и когда появились басни;

·     познакомимся с самыми известными
баснописцами мировой литературы;

·     поговорим о русских баснях и баснописцах.

Басня – это небольшой по объёму рассказ, часто
стихотворный, в котором высмеиваются человеческие недостатки.
Но басня всегда иносказательна, то есть в ней
главными героями выступают не люди, а другие существа: звери, птицы, растения,
реки, предметы и так далее. Все они ведут себя, как люди – имеют те же привычки
и черты характера. Такой приём называется аллегорией.

Басня обычно
носит нравоучительный характер, то есть учит, как надо поступать и как не надо.
Но поучения эти даются не прямо, а скрыто – в поведении героев и результатах
этого поведения.

Басня состоит из двух частей: основная часть и
мораль – главная мысль всей басни.
Мораль может помещаться как в начале басни, так и
в конце.

Басня –
произведение сатирическое. Сюжет её – это обычная жизненная ситуация. В басне
часто используется просторечная лексика. Герои ведут диалог – беседуют между
собой. Язык басни яркий и меткий, нередко высказывания того или иного героя
становятся крылатыми выражениями. Их начинают использовать в жизни.

Но откуда же появилось такое замечательное
произведение?

Самые первые
басни были написаны в Древней
Индии
. Они собраны в
книге «Калила и Димна».

Эту книгу на
востоке называют книгой мудрости.

Но как литературный жанр басня
появилась в Древней Греции. Поэт Гесиод, живший на границе VIII и VII века до нашей эры, был выходцем из
бедной семьи. Он видел ничем не ограниченную власть богатых людей и в баснях
показывал их отношение к народу:

Самым известным баснописцем древности
был Эзоп, живший в V веке до нашей
эры

Рассказ который похож на басню

Он был рабом, то есть принадлежал, как
вещь, своему хозяину. Открыто осуждать людей он не мог. Природный ум и
сообразительность Эзопа помогали ему высказывать поучения, не называя
конкретных лиц. В его баснях действовали не люди, а животные и растения, неживые
в реальной жизни предметы.

Эта особенность – иносказание – и стала называться
«эзоповым языком».

«Волк
увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее
упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него
и луг, и травы для нее самые прекрасные.

Но
ответила ему коза: “Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что
есть тебе нечего”. Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то
все их хитросплетения оказываются ни к чему».

Довольно
долгое время басня была забыта, и только в XVII веке французский поэт Жан де Лафонтен возродил этот
литературный жанр.

Рассказ который похож на басню

Темы его басен во многом взяты из
басен Эзопа. Но были у Лафонтена и оригинальные басни.

Басня получила распространение не
только во Франции. В Германии басни писали Лессинг, в Англии
– Мур, в Испании – Ириарте.

Особое отношение к басням было в
России. 

В XVIII веке, благодаря реформам Петра
I, русские читатели смогли познакомиться с творчеством зарубежных писателей.
Известны стали в России и басни. Российские авторы не оставили этот жанр без
внимания. Первыми, кто начал писать басни, были Антиох Дмиртиевич
Кантемир
 и Василий Кириллович Тредиаковский.

Но самым известным
автором басен был, конечно, Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов родился 13
февраля 1769 года
 в Москве.

Рассказ который похож на басню

Его отца звали Андреем
Прохоровичем
, а мать – Марией Алексеевной. Жили довольно бедно,
так как жалованье у отца – армейского капитана в отставке – было небольшим.
Пришлось покинуть столицу и переехать в Тверь.

Учился Крылов и самостоятельно. Он
сам, без чьей-либо помощи, изучил немецкий и итальянский языки – говорил, читал
и писал на них. Знал математику, изучил теорию музыки, овладел игрой на
скрипке.

Желание учиться у Ивана было велико,
но не менее велика была и его сила. Он нередко участвовал в кулачных боях и
часто побеждал даже взрослых мужчин.

В столице найти более выгодную службу
было проще, и семья переехала в Петербург. Вскоре Крылов получил должность в
канцелярии Казённой палаты.

Помимо службы, Крылов много внимания
уделял театру: писал пьесы, либретто для опер. Скоро его имя стало известным
публике. А ещё он занимался журналистикой и даже начал издавать свой
журнал «Почта духов». Журнал был сатирический, высмеивал высшее
общество – в результате вскоре его издание было запрещено.

Крылов пробовал издавать и другие
сатирические журналы, но все они были запрещены. Но как-то однажды Крылов
показал известному баснописцу того времени Ивану Ивановичу Дмитриеву две свои басни,
которые он перевёл с французского языка. Это были басни французского
баснописца Жана де Лафонтена.

Дмитриев очень похвально отозвался о
баснях Крылова и посоветовал ему заняться именно баснями.

Крылов ещё и служил, но почётная
должность помощника библиотекаря Императорской публичной библиотеки была не для
заработка, а для подчёркивания его заслуг. Должности, чины его постоянно
повышались. Он был избран членом Российской Академии и получил от неё золотую
медаль за литературные заслуги. 

Слава Крылова росла. Не было в России
человека, который бы не знал великого баснописца – да, уже при жизни он был
признан великим. Не раз он видел переиздание своих басен: 9 сборников вышли в
печати. Басни Крылова читали, учили наизусть, гордились его книгами в своей библиотеке.

Но здоровье его становилось всё хуже,
и 9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Каждый
близкий Крылову человек в день похорон получил книгу его басен. На первом листе
в траурной кайме были слова: «Приношение на память об Иване Андреевиче,
по его желанию»
.

«Волк на
псарне»

1.   Прослушайте
басню

Басня «Волк на псарне» была создана
И.А. Крылов в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с
Кутузовым о перемирии. После бородинского сражения и отступления французской
армии из Москвы Наполеону стало понятно, что компания уже проиграна.

«Волк на псарне» и другие
патриотические басни Крылова были очень популярны в армии. Кутузов получил
текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам в ноябре, после
битвы под Красным, что недалеко от Смоленска.

Основная
тема – решительная и беспощадная борьба против агрессора
. Крылов
уверен: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.

Аллегория понятна: Волк – Наполеон,
псарня – русская армия, Ловчий – главнокомандующий
русской армии Кутузов.

Басня написана простым, разговорным языком,
в ней встречаются просторечия, например междометия «ахти», означающее выражение
сильной тревоги.

Выразительна метафора «Съесть
глазами», автор изображает злость, агрессивность Волка.

В басне активно используется
противопоставление(антитеза). Овчарня – псарня,(«Волк ночью, думая залезть в
овчарню,/ попал на псарню»), что предопределяет неизбежное поражение Волка.

Обилие глаголов действия («поднялся»,
«залились»…) и наречий, обозначающих мгновенность, быстроту действий («вдруг»,
«вон»..), подчеркивает динамизм, напряженность, активность происходящего.

«Свинья под
дубом»

Прослушать
басню

Басня «Свинья
под Дубом» написана в 1823 году, в 1825 году она была напечатана. Сюжет этой
басни полностью оригинален, то есть Крылов придумал его сам. Эту басню, как и
всякую другую, можно рассматривать в прямом значении и в переносном.

Настоящая
свинья могла подрывать корни дерева, не понимая, что губит его. Свинья, в силу
строения её тела, не может смотреть вверх. Она не видит, что жёлуди на землю
падают с дуба. Но Крылов своей басней под видом Свиньи показывает не просто
невежду, а невежду воинствующего. Невежду, готового уничтожить всё, недоступное
его пониманию, непривычное его быту.

Как всегда,
Крыловым точно выбраны герои для раскрытия сути басни. Свинья – это грязь,
грубость, лень, невежество. Ворон – мудрость и рассудительность. Дуб – тот, кто
щедро и безвозмездно делится всем, что у него есть. Все герои на своих местах и
действуют согласно тем представлениям, которые сложились о них в народе.

Домашнее задание:

Ознакомиться с конспектом. Записать в тетрадь все,
что выделено желтым цветом (фото не присылать) Выучить басню «Свинья под дубом» ( снять на видео и прислать на электронную почту
anastasiadzus1995@yandex.ru   )

Срок выполнения: 19.11.2021 г.

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииС.В. Михалков басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

    Описание слайда:

    С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало».
    Тематика, проблематика.

  • 2 слайд

    Рассказ который похож на басню

  • 3 слайд

    Рассказ который похож на басню

  • 4 слайд

    С. Михалков был разносторонним писателем, однако наибольшее признание он полу

    Описание слайда:

    С. Михалков был разносторонним писателем, однако наибольшее признание он получил как детский писатель. Не будет преувеличением сказать, что на его произведениях выросло большинство поколений прошлого столетия.

    В годы войны Михалков был военным журналистом, он своими глазами видел детей, пострадавших от военных действий, детей, изможденных голодом, сломленных страданиями. Именно им он посвятил самые лучшие свои произведения.

  • 5 слайд

    Практически все произведения автора, созданные для детей, начиная с 30-х годо

    Описание слайда:

    Практически все произведения автора, созданные для детей, начиная с 30-х годов прошлого века, входят в школьные и дошкольные хрестоматии, буквари, книги для чтения, разучиваются наизусть, звучат на радио, демонстрируются на сценах и на экране.

  • 6 слайд

    Мы уже знаем, что басня – это сказка, написанная в прозе или в стихах, котора

    Описание слайда:

    Мы уже знаем, что басня – это сказка, написанная в прозе или в стихах, которая содержит нравоучение или мораль. Вы уже читали басню Льва Николаевича Толстого «Лев и Лисица», она была написана в прозе. Сегодня мы познакомимся с еще одним баснописцем, басни которого тоже написаны в прозе – С.В. Михалковым.
    Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве (рис. 1). Его отец, Владимир Александрович, имел юридическое образование. Он занимался восстановлением народного хозяйства. Мать, Ольга Михайловна, была сестрой милосердия и учительницей, поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома.

  • 7 слайд

    Особенности басен Михалкова В качестве особенностей детской поэзии Михалкова

    Описание слайда:

    Особенности басен Михалкова
    В качестве особенностей детской поэзии Михалкова следует назвать ее веселый и несколько язвительный характер. Его произведения носят ярко выраженный воспитательный характер: рисуя предосудительные или, наоборот, похвальные поступки, он учит детей и взрослых различать добро и зло, противодействовать несправедливости и быть справедливыми.

    Основными темами произведений для детей выступают следующие:

  • 8 слайд

    Основными темами произведений для детей выступают следующие: уважение к труд

    Описание слайда:

    Основными темами произведений для детей выступают следующие:

    уважение к труду и тем, кто трудится;
    воспитание дружбы и взаимопомощи;
    неприязнь к лени, эгоизму, бахвальству.

    Таким образом, детские стихи Михалкова – самобытное явление русской поэзии. В них соединяются детская любознательность и педагогическая мудрость, артистизм и остроумие. Все эти качества позволили Михалкову возродить в отечественной литературе древний жанр басни. В своих баснях он высмеивал жадность и глупость, высокомерие. Всего автором было создано более 200 басен.

  • 9 слайд

    Рассказ который похож на басню

  • 10 слайд

    Анализ, мораль басни Михалкова «Грибы» Басня С. В. Михалкова «Грибы» была опу

    Описание слайда:

    Анализ, мораль басни Михалкова «Грибы»
    Басня С. В. Михалкова «Грибы» была опубликована в 1967 году в центральной партийной газете «Правда», и это о многом говорит. Обласканный властью талантливый поэт, являясь первым секретарем правления Московской организации Союза писателей РСФСР, обладал безусловным авторитетом в литературных кругах, всегда активно строил карьеру и не имел проблем с публикациями.
    Миниатюрная басня «Грибы» при внешней лаконичности выражения является иллюстрацией внутренней философии бытия. В ее рамках поэт доступно и ненавязчиво проводит тезис о том, что внешность человека совсем не является мерилом ценности личности.Нарядный броский Мухомор при всей его внешней яркости не перестает быть обычной бесполезной поганкой. Более того, его кричащая красота таит в себе опасность – неопытный человек, соблазнившись ею, может подвергнуть свое здоровье страшной угрозе. Возможно, природа и раскрасила шляпку мухомора, чтобы предупредить людей и зверей об этой опасности – но эта истина очевидна не всем.

  • 11 слайд

    Автор обозначает собственное отношение к персонажам. В тексте басни фигурирую

    Описание слайда:

    Автор обозначает собственное отношение к персонажам. В тексте басни фигурируют оценочная лексика — «нахальный вид». Оборот «бросался в глаза» имеет явный негативный оттенок, а повелительная интонация Мухомора подчеркивается соответствующей глагольной формой — «смотрите», хвастливую ноту подчеркивает восклицательный знак. Категоричность, безапелляционность высказывания усиливается отрицательной частицей «нет» — «заметней нет».

    Перифраз-самоназвание «поганка» позволяет дополнительно подчеркнуть недалекость хвастливого Мухомора, который не улавливает отрицательной коннотации такого названия так же, как и эпитета «ядовит». Более того, Мухомор явно гордится своей ядовитостью. Поэт напоминает нам, что пустословы на поверку оказываются поверхностными, а зачастую и просто глупыми людьми.

  • 12 слайд

    Риторическими восклицаниями, вызывающими эмоцию читателя, являются все реплик

    Описание слайда:

    Риторическими восклицаниями, вызывающими эмоцию читателя, являются все реплики Мухомора — «Смотрите на меня!», «Как я красив!». Лексический повтор «…красив! Красив и ядовит…» позволяет сделать акцент на характеристике, которую дает себе Мухомор, его самолюбовании.

    Басня отлично иллюстрирует русскую пословицу «Молчание — золото». Мудрый человек не навязывает своего мнения никому. Более того, молчание становится для Белого Гриба условием выживания Среди иных средств художественной выразительности в басне использованы немногочисленные эпитеты — «яркий Мухомор», «нахальный вид», «я красив и ядовит», инверсия – «рос… Мухомор», «бросался … в глаза … вид», «заметней нет…», метафора – «вид бросался в глаза», парцелляция – «…под елочкой молчал. И потому… никто…»

  • 13 слайд

    Автор удачно использует прием противопоставления. Изначально персонажи находя

    Описание слайда:

    Автор удачно использует прием противопоставления. Изначально персонажи находятся в разных позициях. Саморекламу Мухомора облегчает его местоположение – среди лесной полянки.
    Имя существительное «в тени» приобретает в контексте басни переносное значение – таким образом, автор указывает, что Белый Гриб ведет скрытное существование. Уменьшительная форма слова «под елочкой» придает всему предложению иронический оттенок.
    Использование местоимения «никто» в конструкции «никто не замечал» подчеркивает отсутствие на поляне кого бы то ни было, способного взять ценный лесной трофей в виде Белого Гриба.
    Басня обличает людей, которые выпячивают свои сомнительные внешние черты, не понимая их истинной цены. Она не содержит сформулированной морали, но внимательный читатель сделает это самостоятельно – не стоит доверять людям, превозносящим свои физические достоинства над моральными качествами. Ирония судьбы состоит в том, что скромным знающим людям труднее добиться успеха. Поскольку они зачастую не умеют громко заявить о себе, их уделом становится несправедливое забвение.

  • 14 слайд

    Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. - Горбун! Горбу

    Описание слайда:

    Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
    — Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда.
    — Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!
    — Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!
    — И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!
    — Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом.
    — Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф.
    Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:
    — Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
    Басня С.В. Михалкова «Зеркало»

  • 15 слайд

    От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. - Послушай, друг! - ск

    Описание слайда:

    От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
    — Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь?
    — Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается?
    — Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
    Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
    — Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
    И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

  • 16 слайд

    «Зеркало» - басня Сергея Михалкова, с которой стоит познакомить всех ребят. В

    Описание слайда:

    «Зеркало» — басня Сергея Михалкова, с которой стоит познакомить всех ребят. В ней Носорог высмеивает окружающих за их внешность и характерные особенности. Как отвечают забияке Слон, Жираф, Верблюд, почему пытается избавиться от общества Носорога даже Страус? Прочтите в коротком произведении Сергея Михалкова. Басня учит принимать себя таким, какой вы есть. Она напоминает, что бессмысленно заботиться о мнении посторонних людей, которые не видят собственных недостатков.

  • 17 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин» прочитать,

    Описание слайда:

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин» прочитать, пересказ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ который похож на басню

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ который похож на басню

  • Сейчас обучается 876 человек из 81 региона

Рассказ который похож на басню

  • Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Сулаев М. Стихотворени «К1анте»

  • Бадуев а, къоман театр а

  • Конспект урока по родной литературе на тему «Алексей Балакаев. «Рассказ деда» (отрывок из повести «Бамбуш»)

  • Рабочая программа по литературе

  • Конспект урока по родной русской литературе 5 класс

  • Презентация по родной литературе «Хождение за три моря Афанасия Никитина»(6 класс)

  • Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение на родном языке» Уровень обучения — начальное общее образование,1 класс

  • План-канспект урока па беларускай літаратуры , «В.Адамчык «Салодкія яблык» 6 клас

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Интересные и познавательные рассказы о жизни рыб. У каждого вида рыб свои привычки и повадки и очень интересно наблюдать за ними.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Под водой

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

В подводном мире всё не так, как у нас на земле.

Передвигаться там нужно не стоя, а лёжа. Там очень трудно шагать, но зато просто летать. А прыгать там можно даже вниз головой.

Руки и ноги в этом мире становятся на треть короче, а рыбы, раковины и водоросли — на треть своего роста длинней. Вода сплющивает расстоя­ния и увеличивает предметы.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

В подводном мире никогда не бывает дождя и снега. На небе там не звёзды, не тучи, а волны. Между волн перекатываются пузырьки воздуха — блестящие, как звёздочки!

Зимой там не бело, а черно: всю зиму непро­глядная ночь.

Там нет горизонта — черты, где земля сходится с небом.

По земле подводного мира не скачут весёлые солнечные зайчики. Там колышутся широкие сол­нечные ленты — отсветы волн и солнца. Лиловые тени от красных кустов лежат на зыбкой серой земле. Мягкая зелёная дымка заволокла всё во­круг —- нет ни резких теней, ни острых углов.

Всё неверно, призрачно и таинственно.

Всё не так, как у нас на земле.

* * *

Я еле дождался лета: так не терпелось спус­титься под воду и увидеть рыб.

Наши озёрные рыбы — не диковина. Ерши, плот­ва, окуни, щуки — кто их в руках не держал?

Но одно дело — рыба в руке, а другое — в во­де. В воде рыба дома, там она живёт. А в руке рыба снёт — умирает.

У снулой рыбы даже цвет неживой—блёклый.

Рыбаки говорят, что снулая рыба вянет.

А то ли дело рыбы живые! Яркие, быстрые, резвые.

Кому на таких посмотреть не охота!

На лицо я надел водолазную маску.

Ноги сунул в резиновые ласты.

Стал я похож на одноглазую лягушку. И, как лягушка, нырнул в воду.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Пятое имя

Плотвицы совсем как ласточки: стройны, быстры, непоседливы. Но цветом они на ласточек не похожи.

В воде плотвицы кажутся серыми, и рыбаки иногда называют их за это серянками. Или крас­нопёрками— за красные плавнички.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Плотвицы всегда в движении. То серыми те­нями шныряют между водорослей, то разом взметнутся, блеснут, как солнечные зайчики. За этот блеск плотву зовут ещё серебрянкой.

Есть у плотвы и ещё одно имя — четвёртое.
Как-то пробирался я сквозь заросли и выплыл на подводную поляну. Пусто на полянке. Одни пузырьки, будто белые мотыльки, взлетели вверх.

И вдруг вокруг меня вихрем закружили крас­ные искры!

Я даже вздрогнул — глаза!

Красные, блестящие, как огоньки.

Мимо таких глаз не проплывёшь, остановишь­ся: не глаза, а настоящие стоп-сигналы!

За красные глаза многие рыбаки зовут плотву красноглазкой.

Сколько имён у плотвы: серянка, краснопёрка, серебрянка, красноглазка! И все хороши.

Но будь моя воля, дал бы я плотвицам пятое имя — водяная ласточка. Уж очень они резвы и ловки. И хвост, как у ласточки, вилочкой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Подводные ежи

В ерше, как и в еже, заметнее всего — колючки.

Голова, хвост, посредине колючки — вот и весь ёрш.

И ещё глаза: лилово-синие, большие, как у ля­гушки.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ростом ёрш—с мизинчик. А если с указатель­ный палец, то это уже ершовый старик.

Напугали меня эти старики. Плыву и вижу: дно зашевелилось! Зашевелилось и уставилось на ме­ня точками тёмных глаз.

Это ерши—старик к старику! Сами-то неза­метны: хвосты, головы, колючки — всё такое же пятнистое, как дно. Видны одни глаза. Я повис над ершами, свесив ласты.

Ерши насторожились. Пугливые вдруг стали падать на дно, выгибаться и нарочно поднимать облачка мути.

А сердитые и отважные взъерошили на горбу ко­лючки— не подступись!

Как ястреб над воробьями, стал я кружить над ершовой стаей.

Ерши выжидали.

Я стал похрипывать в дыхательную трубку.

Ерши не испугались.

Я вытаращил глаза — им хоть бы что!

Тогда я… чуть не сказал: «Плюнул на ершей»… Нет, я не плюнул, под водой ведь не плюнешь, — а махнул на ершей ластом и поплыл прочь.

Да не тут-то было!

От резкого взмаха ластом со дна взмыла и за­вихрилась муть. Все ерши устремились к ней: ведь вместе с мутью поднялись со дна вкусные червячки и личинки!

Чем быстрее я работал ластами, торопясь уплыть, тем больше поднимал со дна ила.

Тучи ила клубились за мной, как тёмные гро­зовые облака. За тучами тянулись стаи ершей.

Отстали ерши только тогда, когда я выплыл на глубину. Но на глубине мне стало не по себе. Я ещё не привык к глубине, — это были ведь ещё мои первые шаги под водой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Дно опускалось всё глубже и глубже. А мне казалось, что я лечу над землёй и взмываю всё выше и выше. Так и хотелось за что-нибудь ухва­титься, чтобы не грохнуться с этакой высоты!

Я повернул назад.

Вот опять заросли. В зарослях ерши. Вроде и веселей: всё живые души!

Ерши-мизинчики плавают в полводы, а стари­ки— на дне. Теперь я нарочно поднял ластами муть. «Старики» и «мизинчики», как воробьи на просо, кинулись на неё.

Я уже больше не пугаю ершей: не хриплю в трубку, не таращу на них глаза.

Просто смотрю.

И потому даже самые пугливые больше не па­дают на бок, чтобы поднять со дна муть и спря­таться в ней. А самые сердитые не топорщат ко­лючки на горбах.

Покладистые ребята. Колючки в ершах хоть и самое заметное, но не самое главное!

к оглавлению ↑

Рыбята

Светло и весело под водой в солнечный день!

Особенно на мелководье. Там на песчаных по­лянках растут длинные и тонкие водоросли, похо­жие на зелёные волосы.

На эти полянки из холодной и сумрачной глу­бины выплывают мальки — принять солнечную ванну. Мальки толкутся на поляне, как комары- толкуны.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Проплывёшь сквозь мальковый рой—будто под грибным дождиком пробежишь. Всё вокруг сверкает, и тело щекочут лёгкие «дождинки». Мальки заглядывают в маску, виляют хвостиш­ками у самого носа. Но поймать их так же не­возможно, как и схватить падающие капли дождя.

Мальки всегда очень заняты. То они сосут листики — зелёные соски. То подвешиваются на губах к водорослям — и висят как блестящие ро­синки.

Жадные хватают комаров с водяного неба, а лю­бопытные даже высовывают свои носы в наш мир.

Пронеслась однажды над водой мотыльковая метель. Легкокрылые подёнки устлали воду белы­ми крылышками. Мальки сейчас же высунули носы из воды. Но тут вдруг страшная чёрная тень пронеслась над их головами. Мальки в ужасе брызнули вниз.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Я вынырнул и успел увидеть чёрное чудовище. Это была… ласточка! Она подхватывала упавших на воду мотыльков.

Вот натерпелись мальки страху!

Но рыбята, как и все ребята, не любят уны­вать. Унеслась ласточка — все сразу за дело. Кто нос в небо, хвостик вниз; кто листик сосёт; кто мотылька за крыло тянет.

Катят по небу серые волны. Колышутся по дну широкие жёлтые ленты-блики.

Между волн перекатываются шарики воздуха, а между жёлтых лент покачиваются мальки. Блес­тящие, как капельки солнца.

Светло и весело под водой!

к оглавлению ↑

Рыцарь

Никто и никогда не нападал на меня в воде. Даже большие зубатые щуки. И вдруг накинулся малыш, ростом с палец! Тело его защищено широкими блестящими пластинка­ми. Как у рыцаря, закованного в латы. На горбу трезубец — три колючки. На груди ещё две, как два кинжала.

Рыцарь грозно растопырил все свои пять колю­чек и бесстрашно встал на моём пути. Он прямо весь потемнел от гнева, и глаза его позеленели от злости.

Рыцарь был смел и красив. Спина у него была синего цвета, бока — как серебро, а щёки малино­вые.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Я протянул к нему палец. Он кинулся вперёд, ткнул палец трезубцем, и из пальца вязкой струй­кой потянулась вверх кровь.

Я попятился назад, поднимая ластами тучи ила. Скорей укрылся за кустом пушистого рого­листника и стал смотреть.

И тут открылась мне тайна маленького смело­го рыцаря: оказывается, он сторожил свой дом!

Дом его был размером с кулак и похож на кулак, неплотно сжатый: с одной стороны вход, с другой — выход. А в домике была икра.

Никто не мог безнаказанно приблизиться к его дому. Грозя колючками, он бросался даже на больших рыб. Вот проплыла над домиком, изви­ваясь, как чёрная лента, пиявка. Рыцарь весь по­багровел, вцепился в пиявку зубами и стал тре­пать её, как треплет собака крысу. Водяного скорпиона он схватил за клешню, уволок под ши­рокий лист кувшинки и там выплюнул.

Ни на миг он не забывал о врагах. Даже про­плывающий листик и шевелящаяся тень выводили его из себя. Он сразу «менялся в лице», глаза его зеленели, и на скулах выступали красные пятна. Даже белый живот краснел от гнева.

По цвету живота можно было сразу узнать его настроение.

Блестели латы: рыцарь готов был к бою и с крохотным жучком-гладышем, и с великаном-чело­веком.

Кто бы мог подумать, что даже простая колюшка становится рыцарем, если угрожать её дому!

Колюшка-папа сторожил свой дом.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Колюшка-папа очень заботливая рыбка — не то что колюшка-мама. Колюшка-мама отложит ик­ру— и поминай как звали. А колюшка-папа икру стережёт. А потом пасёт своих непоседливых колюшат. Самых бойких и непослушных, убега­ющих из дома, он хватает ртом, тащит назад и выплёвывает прямо в дверь.

Говорят, что если разорить колюшкин дом, то колюшка-папа от горя бледнеет — совсем теряет свою яркую боевую окраску. И даже перестаёт есть.

Мне совсем не хотелось, чтоб такая красивая и бойкая рыбка стала бледной и скучной. Я вы­брался из куста роголистника и поплыл в сторону от рыбьего домика.

к оглавлению ↑

Голубой рак

Всем известно, что рак красный. Даже го­ворят: «Красный как рак!» Но красным рак становится только в кипятке. Живой рак бу­рого цвета. Это тоже всем известно.

Но вот известно ли кому, что среди обыкно­венных раков встречаются голубые?

Однажды летом я поймал такого в Грязной речке. Всё у него, как у бурого рака: клешни, гла­за на стебельках, раковая шейка. А цвет — голу­бой!

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Панцири обыкновенных раков всегда под цвет тёмного дна, а этот голубой, как весеннее небо. А что, если и его в кипяток, каким тогда станет? Неплохо бы сварить. Ракоеды говорят, что в те месяцы, в которых нет буквы «р» — летом — раки особенно вкусны!

И всё-таки я голубого рака не сварил, пожалел. Выбросил обратно в речку. Ведь может, это всем ракам рак. Может, от него вся порода рачья пере­менится. Может, не будут они, как водяные кры­сы, прятаться по тёмным норам, не станут пятить­ся задом. Может, поднимутся с тёмного дна к под­водному небу и заживут среди ярких и красивых рыб. И может, нашу Грязную речку все назовут тогда — речка Голубых раков!

Так что вот: не все раки бурые.

Бывают и голубые.

Да будет и вам это известно!

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Рыбьи пляски

До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солн­це поднялось багровое, и всё — земля и небо — окрасилось в красный цвет. Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крыльями утки, и крылья у них розовые.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Необыкновенный рассвет!

Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной.

Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплёскивая снопы искр.

Всё ближе чайки, всё резче их крики.

И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в крас­ную воду. Вот вылетел целый косячок и рассы­пался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной.

Рыбьи пляски!

Гляжу во все глаза.

Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это уди­вительное красное утро?

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятныш­ко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой. Выдра! Вот нырнула, будто рас­таяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и за­плясали: вверх-вниз, вверх-вниз!

Чайки увидали—упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.

Всё сразу стало обыкновенным.

Солнце поднялось, и чёрные чайки стали бе­лыми, чёрные рыбки—серебристыми, красная во­да— серой. Лиловое облачко на горизонте шевель­нулось и растаяло.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Хищники—чайки и выдра — вслед за пляшу­щими рыбками скрылись за поворотом реки.

А я лежал у коряги и записывал то, что видел. Начал писать на красном листочке, а кончил на золотом.

к оглавлению ↑

Осень под водой

Вы купаетесь — раздеваетесь, а я ку­паюсь— одеваюсь. Надеваю тёплое бельё, тёплые брюки и тёплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки—шерстя­ные перчатки.

Поверх всего—резиновый костюм.

На лицо маску, на ноги ласты — и в воду.

Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Жёлтые трост­ники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.

А в глубине всё в движении. Ёрзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие брёвна-топляки перевали­ваются с боку на бок, как поросята.

Над озером высокое синее небо. На берегах берёзки — горящие свечи. Чёрные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Вокруг пустынно и глухо.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ветви водорослей поломались, поникли, обвис­ли. Всё поблёкло и покрылось густым слоем мути.

Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как лени­вые сонные змеи…

Землю скоро укутает снег—наступит белая зи­ма. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле и под во­дой все с нетерпением будут ждать прихода зелё­ной весны.

к оглавлению ↑

Шепот рыб

Когда первый раз заглянешь под воду, то хочется только смотреть и смотреть. Но оглядишься — и уже хочется вмешиваться в жизнь подводного мира: хочется рисовать, фотографиро­вать. Но больше всего хочется узнавать. К тебе подплывают рыбы, рты их открываются и закры­ваются, будто они что-то шепчут…

Чтобы приучить к себе рыб и понять их язык, я устроил под водой сад. Я опустил на дно ёлочки и укрепил их большими камнями. Расчис­тил песчаные аллейки и обсадил их деревьями- водорослями. Под водорослями разложил большие раковины.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ночью я зажигал в саду фонарь, рыбы заво­рачивали ко мне на огонёк и танцевали, и пор­хали вокруг фонаря, как ночные бабочки.

На песчаной полянке я вбил кол и к колу при­крепил полочку. На полочку сыпал пареное зерно и крупу, клал червяков и кузнечиков. Это была кормовая полочка, совсем такая, как и для птиц. И, словно птицы, на полочку слетались яркие ры­бы: окуньки, плотвички, уклейки. Начиналась возня, суматоха, догонялки и отнималки. Точь-в- точь как у птиц! Только не слышно было птичьего чириканья и писка. И не потому, что чириканья и писка не было: крику было даже больше, чем у птиц. Но человеческое ухо так устроено, что не может слышать рыбьего голоса. Для этого нужно иметь особый, сложный прибор.

У меня не было такого прибора, и я не слышал, что говорят рыбы. Но, кроме хитрых приборов, есть на свете простой и верный способ услышать бессловесных животных. И не только услышать, но и понять, что они говорят. Для этого нужно их полюбить…

Мне очень понравились живые рыбы, и пото­му, наверное, я понял, что они хотели мне ска­зать.

Рыбы оказались большими хвастунишками! Они хвастали, что люди об их жизни знают совсем мало: куда меньше, чем о жизни зверюшек и птиц. Что вот только теперь, когда даже ребята смогут пользоваться водолазной маской и наблюдать рыб под водой, они расскажут людям кое-что инте­ресное.

Рыбы хвастались, что они спасают людей от комаров и малярии: ведь они так много поедают комариных личинок!

Рыбы говорили, что если они покинут озёра и реки, то ребятам придётся выбросить свои удоч­ки. А озёра и реки станут пустынны и неинтерес­ны, как леса, из которых улетели птицы.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Рыбы жаловались. Они жаловались на жадных рыбаков, которые вылавливали их сетью с мелкой ячейкой. В такой сети запутываются даже мальки, не успевшие пожить и нагулять рыбьего жирку. Они жаловались на бесхозяйственных людей, ко­торые сваливают в озёра и реки всякий хлам и спускают туда загрязнённую воду. От этого гиб­нут все рыбы: старые и малые.

Щуки и форели жаловались на охотников, ко­торые стреляют в них из ружей во время нереста.

Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, а то от застоя в них начинает портиться вода. Жители мелких озёр очень просили пробивать зи­мой лунки во льду—чтобы не задохнуться.

И за всё это рыбы обещали — все в один го­лос! — не покидать водоёмов и веселее клевать ле­том на ребячьи удочки. Даже если приманка на крючке будет невкусная, а поплавок будет такой огромный, что его и под воду-то нелегко окунуть.

Это уже известно: там, где рыба хорошо живёт, всегда веселее клёв!

Вот сколько дел тем, кто захочет не только рыб ловить, но и помочь им.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

(Илл. Федотова В.)

image_pdfimage_print

  • Рассказ который заканчивается моралью басни обоз
  • Рассказ кот иваныч читать
  • Рассказ косточка толстой краткое содержание
  • Рассказ корпорация бросайте курить
  • Рассказ королева зубная щетка