Рассказ котенок льва николаевича толстого читать

Автор андрей измаилов на чтение 8 мин. просмотров 2 опубликовано 26.06.2021 анализ басни лев и мышь структурно басня лев и

На чтение 8 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Анализ басни «Лев и Мышь»

Структурно басня «Лев и Мышь» представляет собой единое целое, но по смысловой нагрузке ее можно разделить на две части. Первая говорит о мудрости и доброте сильного льва, который отпустил на волю пойманную мышь, несмотря на то, что не поверил в ее возможную последующую помощь. Вторая – повествует о том, как слабая мышь спасает царя всех зверей, перегрызая веревку, которой тот был связан.

Мудрость Льва обернулась ему добрым исходом, спасшим жизнь. Однако в реальности чаще всего подобные «Цари» поступают совсем иначе: гнобят и пренебрегают низшими по должности или званию, пользуясь своим силовым (должностным) превосходством. И вопреки различным несправедливым догмам, те самые мелкие «Мыши» по истечение времени становятся самыми нужными и важными людьми, от которых зависит не только «честь мундира» и достоинство, но порой и жизнь.

Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.

Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т.е. собрался совещательный орган.

К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,

…«Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,

Мне шерсти пособрать».

Итак, Лев предупредил (специально — старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде «складчины», — к тому же много ли старику нужно на матрац.

Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях — жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти «жирных», как сказал бы Маяковский. Это не конец, продолжение ниже.

Читайте также:  Игры со строительным материалом. Старшая группа картотека (старшая группа) на тему

Полезный материал по теме

  • Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни

Своя рука владыка… И вот что ответили и вот что сделали бояре:

«Кто станет для тебя жалеть своей

Не только шерсти — кожи…»

Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.

«От этого их не убудет;

Напротив, им же легче будет».

Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней — ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он

Не нахвалится усердием друзей…

«Но в чем же то они усердие явили?» — спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани — запаслись себе на зиму тюфяком. .

Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. «Ищите, где он добр» — для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер, — нет. Проблема «доброго Льва» — проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —

О том, как Лев прогнал маленькую Мышь из владений, но горько пожалел об этом, оказавшись в ловушке, поведает басня «Лев и Мышь» Крылова.

Герои басни Толстого

  • мышь – полезная, хоть и небольшая
  • лев – оказался в трудной ситуации
  • охотники – опасность

<glav>Другие Басни этого автора</glav>← Лев и Лягушка↑ Басни ТолстогоЛев, Медведь и Лисица →

Русская сказка

Сказка Льва Толстого «Лев и мышь»

Одно удовольствие читать сказки Льва Толстого о животных. Он подмечает их повадки и невольно начинает идти сравнение их характеров с человеческими.

О чём пишет автор

Лев мирно спал, а Мышь возомнила себя слишком смелой и решила пробежаться по могучему телу зверя. Как такое мог стерпеть царь зверей?! Конечно, Лев легко поймал проказницу. Мышь испугалась, но включила всю свою находчивость, сказав, что за доброе дело она добром когда-нибудь отплатит Льву, лишь бы он её отпустил. Льву стало смешно от обещания маленькой мышки помочь ему, могучему Льву. Хищник выполнил просьбу Мыши.

Читайте также:  Цель, правила и разновидности веселой подвижной игры “Медведь и пчелы”

Случилось охотникам поймать того самого Льва, нашли они подходящее дерево и привязали к нему пойманного зверя. Лев заревел на весь лес так, что Мышь услыхала и поняла, что её знакомый хищник попал в беду. Прибежав к дереву, она перегрызла верёвку и напомнила о том разговоре, когда она пообещала доброе дело сделать для Льва, а он тогда не принял это всерьёз. Добро может совершать каждый, было бы желание.

Что автор хотел сказать детям

Видно, что текст сказки рассчитан на детей. Они поймут содержание произведения без подсказки. Но в книге сказок Льва Николаевича много таких повествований, которые будут понятны малышам. Но у них ещё мало жизненного опыта. По этой причине, необходимо читать такие сказки вместе, чтобы взрослые вовремя подсказали, что делать добро гораздо приятнее, чем совершать злые поступки. Самое главное в человеческой жизни – помогать друг другу, чаще всего взаимопомощь без корысти всегда достойна похвалы и уважения. Даже слабый человек сможет помочь сильному, подсказав дельный совет, оказать в нужный момент поддержку тому, кто в ней будет нуждаться. Лев посмеялся над Мышью, он думал, что никогда ему, сильному и грозному царю зверей, не поможет маленькая мышка, потому что она слишком слаба. Реальность доказала хищнику, что ситуации могут быть разными, и пренебрегать помощью даже слабой мыши никогда не стоит. Надо отдать должное тому, что Мышь из сказки может держать своё обещание. Другая бы на её месте убежала бы без оглядки, вырвавшись из лап Льва, так далеко, чтобы никогда не попадаться ему на глаза. Но ведь не случайно говорят, что «долг платежом красен». Если пообещал помочь – помоги, иначе твоё слово ничего не будет стоить, станет просто пустым обещанием. Никого не стоит недооценивать, иногда может пригодиться тот человек, о котором даже и не думал, как о герое или помощнике.

Об авторе

Толстой – очень мудрый писатель. Замечательно то, что он пытался передать свою мудрость детям. Сейчас главное – умело воспользоваться этими мудрыми советами.

Читайте рассказ сказку русского писателя Льва Николаевича Толстого «Лев и мышь» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

Басня Лев и Мышь читать

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Мораль басни Лев и Мышь:

Мораль басни дана в заключительной части. Баснописец напоминает: воздержись от плевка в колодец, впоследствии придется из него пить. Лев прогнал бедную Мышь, но она могла разорвать острыми зубами сети, в которые он угодил. Льва погубила гордость и надменность. Сильные мира сего недооценивают простых людей, но их дар и талант может оказаться полезным в самую неожиданную минуту. Баснописец указывает: совершающим злые поступки, зло обязательно вернется.

Басня Толстого «Лев и Мышь» – часть глубокой и извечной темы о равенстве, угнетении превосходства над слабыми и борьбе за истинную справедливость в социальном мире.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Котёнок».»(2 класс)

1Организационный момент — Всем – доброе утро. Придумано кем-то просто и мудро...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    1Организационный момент — Всем – доброе утро. Придумано кем-то просто и мудро

    Описание слайда:

    1
    Организационный момент
    — Всем – доброе утро.
    Придумано кем-то просто и мудро:
    При встрече здороваться «Доброе утро!»
    Доброе утро, деревьям и птицам,
    Доброе утро, улыбчивым лицам
    И стало вокруг всё добрым, доверчивым,
    Пусть доброе утро длится до вечера.
    — Давайте так проведём наш урок так, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым

  • 2 слайд

    РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА Ра – ра – ра иди дорогою добра. Ро – ро – ро

    Описание слайда:

    РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

    Ра – ра – ра иди дорогою добра.
    Ро – ро – ро плати добром за добро.
    Ри – ри – ри думай, а потом говори.

  • 3 слайд

     Нашёл Нашла Нашли

  • 4 слайд

     Кошка на окошке кашку кушала.

    Описание слайда:

    Кошка на окошке кашку кушала.

  • 5 слайд

    Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910)Для кого писал Л.Н.Толстой? ( — 625 про

    Описание слайда:

    Толстой
    Лев Николаевич (1828 — 1910)
    Для кого писал Л.Н.Толстой? (
    — 625 произведений для детей написал Л.Н.Толстой.
    — Вспомните, с какими из них вы встречались на страницах «Литературного чтения».

  • 6 слайд

    6

  • 7 слайд

    «Чуткому сердцу откроются тайны»Л. Н. Толстой

    Описание слайда:

    «Чуткому сердцу
    откроются тайны»
    Л. Н. Толстой

  • 8 слайд

    8Организация работы в парах -Поиграем в игру «Найди лишнее»— «Старый дед и в

    Описание слайда:

    8
    Организация работы в парах
    -Поиграем в игру «Найди лишнее»—
    «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»
    -Обоснуйте свой ответ.

  • 9 слайд

    9Организация работы в парах -Поиграем в игру«Найди лишнее»— Возьмите конверт

    Описание слайда:

    9
    Организация работы в парах
    -Поиграем в игру«Найди лишнее»— Возьмите конверт с полосками.
    ( На полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
    — Найдите среди четырёх полосок лишнюю.
    Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».
    -Обоснуйте свой ответ.
    Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.)

  • 10 слайд

    10Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы позн

    Описание слайда:

    10
    Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня.
    Что за зверь со мной играет,
    Не мычит, не ржёт, не лает.
    Нападает на клубки,
    Прячет в лапки коготки?
    Целеполагание — Какую учебную задачу мы поставим на урок?

  • 11 слайд

    11(Котёнок) Целеполагание —Будем читать рассказ Толстого «Котёнок».

    Описание слайда:

    11
    (Котёнок)
    Целеполагание —Будем читать рассказ Толстого «Котёнок».

  • 12 слайд

    Рассказ котенок льва николаевича толстого читать

  • 13 слайд

    Быль Л. Н.Толстого «Котёнок»

    Описание слайда:

    Быль Л. Н.Толстого
    «Котёнок»

  • 14 слайд

    Быль – это произведение, события которого могли происходить на самом деле.

    Описание слайда:

    Быль – это
    произведение,
    события которого
    могли происходить
    на самом деле.

  • 15 слайд

    15Речевая разминка ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал.ил –ул –ал –ол Он

    Описание слайда:

    15
    Речевая разминка
    ол – ил – ул – ал
    Белый кот клубок катал.ил –ул –ал –ол
    Он загнал его под стол,
    ал – ол – ил – ул
    А затем загнал под стул.
    ел – ил – ёл – ял
    Долго кот клубок катал,
    ил – ел – юл — ул
    Потянулся и уснул.—
    Кот играл со своими любимыми словами и рассыпал их на буквы.

  • 16 слайд

    Словарная работаамбар подле что было духу

    Описание слайда:

    Словарная работа
    амбар
    подле
    что было духу

  • 17 слайд

    Работа с текстом.Читают текст подготовленные ученики. Какое впечатление п

    Описание слайда:

    Работа с текстом.
    Читают текст подготовленные ученики. Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Чей поступок понравился? За кого переживали? Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его.
    — Какие трудные слова встретили в тексте?
    17

  • 18 слайд

    18

  • 19 слайд

    А) Герои были – брат и сестра? Б) У кошки родилось 6 котят? В) Один раз дети

    Описание слайда:

    А) Герои были – брат и сестра?
    Б) У кошки родилось 6 котят?
    В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
    Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.
    Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.
    Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них
    Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от себя

  • 20 слайд

    Работа в парах по карточкам. Соедините линиями слово и его значение. Амбар Со

    Описание слайда:

    Работа в парах по карточкам.
    Соедините линиями слово и его значение.
    Амбар
    Солома
    Щавель
    Что было духу
    Подле
    очень быстро
    строение для хранения зерна, муки
    около
    травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом
    стебли пшеницы, ржи после обмолота
    — Что требуется сделать?
    20

  • 21 слайд

    .Амбар — строение для хранения зерна, муки; Солома – стебли пшеницы, ржи посл

    Описание слайда:

    .Амбар — строение для хранения зерна, муки;
    Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота;
    Щавель -травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом;
    Что было духу— очень быстро;
    Подле— около.

    21

  • 22 слайд

    Да, нет, да, нет, нет, да, да.

    Описание слайда:

    Да, нет, да, нет, нет, да, да.

  • 23 слайд

    Повторное чтение произведения. Составление плана для пересказа Предлагаю сост

    Описание слайда:

    Повторное чтение произведения. Составление плана для пересказа
    Предлагаю составить словесный план.
    Будем читать по частям и каждую часть озаглавливать.
    Примите позу читателя и помните, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать.
    Прочитайте отрывок, подходящий к первой иллюстрации. (Читают 1 абзац) Определите главную мысль в первой части? Найдите отрывок, как дети обнаружили котят. Как будем читать? (радостно). Озаглавьте вторую часть.— В третьем абзаце найдите описание котёнка. Как будем читать? (ласково, с любовью). Какой заголовок подойдёт для третьей части? На стр. есть иллюстрация. Найдите и прочитайте отрывок к ней. Озаглавьте часть.— Прочитайте последнюю часть. Определите главную мысль. Придумайте заголовок.

    23

  • 24 слайд

    Повторное чтение произведения. Составление плана для пересказаплан пересказа.

    Описание слайда:

    Повторное чтение произведения. Составление плана для пересказа
    план пересказа.
    1. У Кати и Васи пропала кошка.
    2. Дети нашли котят.
    3. Самый лучший котёнок.
    4. Дети забыли котёнка на дороге.
    5. Страшные собаки.
    6. Вася спасает котёнка.

    24

  • 25 слайд

    Рассказ котенок льва николаевича толстого читать

  • 26 слайд

     План. Кошка пропала. Котята. Опасность. Спасение. Работа в парах.

    Описание слайда:

    План.
    Кошка пропала.
    Котята.
    Опасность.
    Спасение.

    Работа в парах.

  • 27 слайд

    Расставьте картинки в правильном порядке.

    Описание слайда:

    Расставьте картинки в
    правильном порядке.

  • 28 слайд

    28

  • 29 слайд

    29Работа по тетради с.9 Проверь:1. Кошка пропала.2.Нашлась, да не одна, а с

    Описание слайда:

    29
    Работа по тетради с.9
    Проверь:
    1. Кошка пропала.
    2.Нашлась, да не одна, а с
    котятами!
    3.На прогулке с котёнком.
    4.Чуть не случилась беда!

  • 30 слайд

    Делу - время, а потехе – час.Нет друга – ищи, а нашел – береги.Где смелос

    Описание слайда:

    Делу — время, а потехе – час.

    Нет друга – ищи, а нашел – береги.

    Где смелость, там и победа.

    Друзья познаются в беде.

    Работа с пословицами

  • 31 слайд

    31Закрепление пройденного, формирование умений пользоваться полученными знани

    Описание слайда:

    31
    Закрепление пройденного, формирование умений пользоваться полученными знаниями.
    Желающие ученики пересказывают по плану.
    — Оцените рассказ ваших товарищей.
    Всё мяукал котёнок
    Во дворе под кустом.
    Всё хотелось котёнку
    Чтоб позвал кто–то в дом.
    Вдруг с куста одинокий
    Прошуршал желтый лист.
    Показалось котёнку,
    Что позвали: “Кис – кис!”
    Замирая от счастья,
    Он помчался на зов,
    Только дверь оказалась
    Заперта на засов.

  • 32 слайд

    Работа в парах.Какие черты характера проявились в п

    Описание слайда:

    Работа в парах.
    Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

    ответственность
    решительность
    желание защитить беспомощного
    смелость
    находчивость

  • 33 слайд

    - Какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите. Делу время, а

    Описание слайда:

    — Какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.
    Делу время, а потехе час. (пословица)

    2.Мы в ответе за тех , кого приручили. (А. Сент – Экзюпери)

  • 34 слайд

    Вы в ответе за нас!

    Описание слайда:

    Вы в ответе за нас!

  • 35 слайд

    35Рефлексия _Что вы узнали на уроке? За что вы похвалили бы себя? Что вам зах

    Описание слайда:

    35
    Рефлексия
    _Что вы узнали на уроке?
    За что вы похвалили бы себя?
    Что вам захотелось сделать после этого урока?

  • 36 слайд

    Рассказ котенок льва николаевича толстого читать

  • 37 слайд

    Домашнее заданиеВыразительно читать быль стр. 117 – 119. Пересказ по

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Выразительно читать быль стр. 117 – 119.
    Пересказ по плану
    Подготовить рассказ о своём питомце.

    СПАСИБО
    ЗА УРОК!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Организационный момент — Всем – доброе утро. Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро, деревьям и птицам, Доброе утро, улыбчивым лицам И стало вокруг всё добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера. — Давайте так проведём наш урок так, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым .II. Подготовка к изучению нового материала Выставка книг Л.Н.Толстого На перемене вы рассматривали книги.— Что общего у этих книг?(Их написал Л.Н.Толстой.) На доске портрет писателя. — Чем они отличаются?– (В них разные произведения; разные рисунки; книги разные по размеру.) — Для кого писал Л.Н.Толстой? (Он писал для детей и взрослых.) — 625 произведений для детей написал Л.Н.Толстой. — Вспомните, с какими из них вы встречались на страницах «Литературного чтения». б) Организация работы в парах -Поиграем в игру«Найди лишнее»— Возьмите конверт сполосками. ( На полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке») — Найдите среди четырёх полосок лишнюю. Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку». -Обоснуйте свой ответ. Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.) -Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня. Ученик загадывает загадку классу: Что за зверь со мной играет, Не мычит, не ржёт, не лает. Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки? (Котёнок) Целеполагание— Какую учебную задачу мы поставим на урок?(Будем читать рассказ Толстого «Котёнок»). III. Освоение нового знания Речевая разминка — Начнём с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка?(Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать) -Один ученик поработает учителем. Он поможет классу читать. (На слайде записаны слоги и слова, ученик у доски следит указкой за словами диктора. Дети хором повторяют чистоговорки.) ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал.ил –ул –ал –ол Он загнал его под стол, ал – ол – ил – ул А затем загнал под стул. ел – ил – ёл – ял Долго кот клубок катал, ил – ел – юл — ул Потянулся и уснул.— Кот играл со своими любимыми словами и рассыпал их на буквы. Работа в парах— Составьте из букв слова. Чья пара справится с заданием, поднимите общую руку. (Каждая пара получает конверт с буквами, составляет по одному слову. Такое же слово пара находит на столе у учителя и помещает его на доску рядом с котёнком.)На доске слова: Котёнок котик котенька коток котяра котище котёночек котька котишка — Что общего у этих слов? – (У них одинаковая часть — кот-; одинаковое значение.)— Как называются такие слова? (Такие слова называются родственными.)— Спасибо, говорит вам котёнок. А как ласково вы называете своего котёнка? Работа с текстом. Читают текст подготовленные ученики. — Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? — Чей поступок понравился? — За кого переживали? — Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его. — Какие трудные слова встретили в тексте?

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Котёнок.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Викторина по сказкам поэта.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Русские писатели. А. С. Пушкин – великий русский писатель.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

На чтение 8 мин. Просмотров 114 Опубликовано

Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

posle-bala-glavnye-geroi-45287.jpg

Краткая характеристика героев «После бала»

Главные герои

Иван Васильевич

В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

    • <label>1903</label>
    • <label>1907</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>

(новая вкладка)

«После бала» главные герои рассказа Льва Толстого представители 19 века.

«После бала» главные герои

Иван Васильевич — от его имени ведется повествование, главный герой.  Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свою жизнь, отказавшись от военной карьеры.

Варенька — девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич. У нее было худощавое тело, но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

«высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.»

Петр Владиславович — отец Вареньки. Занимал пост военного начальника.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и крепкий человек лет пятидесяти. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

 В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги, так как, экономил онна себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».

Содержание:

История создания и идея

В произведении «После бала» Лев Толстой изобразил реальный случай. История рассказана Иваном Васильевичем, бывшим студентом военного училища. Таким студентом был некогда родной брат писателя — Сергей Николаевич. Любовь к юной особе цвела в его сердце до тех пор, пока он не узнал истинную природу отца возлюбленной, который в действительности оказался немилосердным и даже жестоким начальником.

Жестокость человека, который ранее казался достойным своего звания и положения, потрясла Сергея Николаевича Толстого. Вследствие увиденного у брата писателя в сердце полностью умерла любовь к молодой и очень образованной девушке. Увидев нрав отца, он понял, что девушке привиты те же ценности, точнее, отсутствие ценностей.

Высокопоставленные люди уважают только статус и силу. А общество, где нет нравственных ценностей, а есть только право власти сильного над слабым, обречено. Стать родственником этого семейства Сергей Николаевич не захотел.

Об этом случае он рассказал Льву Николаевичу. А тот облек эмоции брата в прекрасный рассказ на философско-этическую тему.

Основные герои повести

В рассказе три главных героя. Основной персонаж — Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование. Второй герой — полковник Б., и третий — дочь полковника, в которую влюблен рассказчик.

Персонажи произведения у Толстого раскрываются так:

  1. Сам рассказчик — Иван. Он описывает себя молодым студентом, который учится в военном училище и часто гуляет с друзьями, ходит танцевать на балы. Автор намекает, что этот персонаж еще юн, в нем много ветрености. Он мало понимает свой будущий путь. Но в нем есть и любовь к людям, и прощение.
  2. Варенька — дочь полковника. Девушка мало участвует в сюжете. Она представлена как красивая и воспитанная девушка. За ней ухаживает много представительных юношей. В ней есть шарм и ум, ее статус тоже высок. Все хотят жениться на ней. Образ Вареньки на балу отпечатался в воспоминаниях рассказчика. Иван Васильевич всю ночь не мог заснуть от счастья, которое подарил ему бал и эта девушка.
  3. Полковник Б. По сюжету вечером он проводит время с семьей на балу. В высшем свете Петр Владиславович — элегантный, воспитанный мужчина, хороший танцор. С людьми своего круга полковник ведет себя приветливо и достойно.

Есть еще один герой в рассказе — беглый солдат Татарин. За побег его проводят вдоль строя, и каждый служащий армии должен его ударить. Ударить можно символично, а можно со всей злостью и беспощадностью.

Татарин уже изрядно избит и просит своих сослуживцев помилосердствовать, смягчить удары.

Полковник же требует от солдат бить палками со всей силы — в его душе нет ни капли сострадания к нарушителю.

Анализ произведения

Контраст — прием в литературе, позволяющий усилить эмоциональное воздействие образа на читателя. Петр Владиславович радикально меняется в общении со своими подчиненными. Не остается и тени образа благовоспитанного дворянина, танцующего со взрослой дочерью. Он превращается в тирана.

Если обратиться к этимологии слова «контраст», то становится понятно, для чего автор рассказа использует этот прием. Контраст — это заметная, потрясающая разница между сравниваемыми объектами или личностями.

Все увиденное и прочувствованное Иваном Васильевичем на улице изменило его судьбу. После бала главные герои продолжают жить соответственно своим идеалам. Седой старик, которым стал Иван Васильевич, рассказывает о дальнейшей участи персонажей:

  1. Варенька вышла замуж за достойного человека из своего круга.
  2. Отец Вареньки все так же муштрует солдат.
  3. Иван Васильевич больше не хочет учиться в военной школе — бросает училище. Любовь к девушке в нем тоже померкла.

Действующие лица рассказа имеют противоположные точки зрения на общество. Полковник Б. подходит на роль военного диктатора. Он не разбирает, кто прав и кто виноват, а просто наказывает, диктует, не понимает своей ответственности перед обществом за свои поступки.

Молодой герой, напротив, хорошо понимает эту ответственность. Иван знает, что наказывать надо, но и прощать тоже важно. Прощение — часть воспитания народа. Поэтому он не может жениться на Вареньке. Он не хочет двуличной жизни. В душе героя живет духовность, а не стремление к почестям. Всякий раз, как герой видит девушку, в его сердце возникает не образ прекрасного, а образ отвратительного — поругание христианских добродетелей.

Задумка Льва Толстого в рассказе «После бала» заключается в донесении до читателя этой глубокой идеи: жить надо осознанно, согласно высшим нормам морали. Ведь никогда не поздно сойти с неверного пути.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/posle-bala-glavnyie-geroi/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-posle-bala.html

Лев Николаевич Толстой – классик мировой литературы, мыслитель, просветитель, основоположник религиозно-этического учения, граф, член-корреспондент и почетный академик ИАН, четырежды номинант на премию Альфреда Нобеля.

Лев Толстой

Среди его популярных, не теряющих актуальности произведений – «Война и мир», «Смерть Ивана Ильича», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Живой труп», «Воскресенье».

Детство и юность Толстого

Родился Лев Толстой 28 августа (по новому стилю 9 сентября) 1828 года в родовом имении матери — Ясная Поляна Тульской губернии. Его отец — граф Николай Толстой, выходец из старинного рода Толстых, которые были в услужении у Ивана Грозного и Петра I. Мама принадлежала к семейству Волконских, потомков Рюриков. Лев Толстой и поэт Александр Пушкин имели общего предка — Ивана Головина, адмирала царского флота.

Мама Льва умерла вскоре после того, как родила дочь, Льву в то время не исполнилось и двух лет. Он был четвертым ребенком в семье. Отец ненамного пережил мать, он умер через 7 лет после ее кончины.

Дети осиротели, и их воспитанием занялась тетя – Т.А.Ергольская. Спустя некоторое время обязанности опекуна перешли ко второй тетушке – А.М.Остен-Сакен, носившей графский титул. Когда она умерла, дети поселились в Казани в семье сестры отца П.И.Юшковой, которая стала их новой опекуншей. Шел 1840 год. Тетушка имела большое влияние на Льва Толстого, годы, проведенные у нее, он назвал самым счастливым периодом своей жизни. Ее дом всегда был полон гостей, его считали самым гостеприимным и веселым в Казани. Детские впечатления от проживания в этой семье нашли отображение в его произведении «Детство».

Лев Толстой в детстве

Программу начальной школы Лев Толстой прошел дома. Его учили французские и немецкие преподаватели. В 1843-м Толстой стал студентом факультета восточных языков Казанского университета. Он не особо интересовался языками, поэтому успеваемость была очень низкой. Это послужило стимулом сменить факультет на юридический. Учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров — некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекали светские развлечения.

В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки. Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.

Военная карьера

В 1851-м Лев прислушался к совету своего брата Николая, который на то время уже имел чин офицера, и уехал на Кавказ. На протяжении трех лет он жил в станице, раскинувшейся вдоль реки Терек. Местная природа и образ жизни казаков Толстой потом красочно описал в своих произведениях – «Хаджи-Мурат», «Казаки», «Рубка леса», «Набег».

Лев Толстой в военной форме

На Кавказе периодически шли бои с горцами, за храбрость, проявленную в сражении, Лев Николаевич получил Георгиевский крест. Но – в этом весь Толстой – тогда же он пожертвовал его рядовому солдату, обосновав свой поступок тем, что простому человеку эта награда даст много преимуществ, которые у дворянина Толстого и так уже были в силу происхождения.

После Кавказа был Крым. На ту войну в Севастополь Толстой попросился сам. Позже писатель не скрывал, что сам для себя хотел проверить силу своего духа. В 26-летнем возрасте в 1854 году ему впервые доверили командование батареей. Но ее долго держали в резерве в тылу, а Толстой рвался в бой. Почти два года он лишь наблюдал за военными действиями. Его военная карьера чуть было не закончилась в марте 1855 года, когда он, потеряв терпение, самовольно ввязался в бой в отряде генерала Хрулева. Но все обошлось, Толстого оставили на фронте.

А уже в апреле молодой человек наконец-то попал на передовую – на земляной вал, по периметру которого работала артиллерия. Толстой, которого повысили к тому времени в звании до подпоручика, не спал по двое суток, постоянно находился под обстрелом

За участие в боевых действиях Толстого наградили Орденом Святой Анны IV степени, медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-856 гг.»

Творчество Толстого

Во время проживания на Кавказе Толстым была написана повесть «Детство», которую напечатал журнал «Современник». Толстой не подписался своей фамилией, под публикацией стояли инициалы Л.Н. Вслед за этим молодой литератор создал продолжение истории, которые получили название «Отрочество» и «Юность». Эти повести были объединены в трилогию. Дебют в литературе удался, и дал мощный толчок к развитию творческой биографии. Лев Толстой стал известным писателем.

Лев Толстой пишет за столом

Военные события в Севастополе не прошли для писателя незамеченными, он отобразил их в своих сочинениях. В свет вышли «Севастопольские рассказы», которые получили высокую оценку критиков. Они нашли в цикле рассказов смелый психологический анализ. По мнению Николая Чернышевского, этим рассказам была присуща «диалектика души». Сам император Александр Второй восхитился творческими способностями писателя, особенно ему понравился рассказ «Севастополь в декабре месяце».

В 1855 году Лев Толстой снова поселился в Петербурге и стал членом кружка «Современник». 28-летнего писателя приняли очень радушно, его называли не иначе, как «великая надежда русской литературы». На протяжении года Лев посещал все заседания кружка, присутствовал на литературных чтениях, вступал в споры и конфликты, посещал литературные обеды. До тех пор, пока не понял, что эти люди ему противны, да и он сам себе уже был не рад.

В 1856 году он оставил Петербург и снова поселился в Ясной Поляне, но пробыл там только до января 1857 года, после, отправился за границу. На протяжении шести месяцев он посетил Италию, Германию, Швейцарию, Францию.

После возвращения, Толстой решил обучать крестьянских детей, он с большим рвением занялся открытием для них учебных заведений. Благодаря усилиям писателя, в окрестностях его имения заработало два десятка школ.

Лев Толстой с рукописью

В 1860 году Толстой снова отправился за границу. Он побывал в Бельгии, Германии, Швейцарии, изучал тонкости педагогики этих стран, чтобы потом применять полученный опыт на родине.

Толстой любил детей, и создал для них немало поучительных рассказов, которые так и дышали добротой. Из под его пера вышли такие сказочные истории, как: «Два брата», «Котенок», «Лев и собачка», «Еж и заяц».

Лев стал автором школьного пособия «Азбука», в состав которого вошли четыре книги. По ним дети легко могли научиться читать, считать и писать. Пособие состоит из былин, историй, басен. Кроме этого в них есть и советы педагогам.

В 1870-м Толстой сел за написание романа «Анна Каренина», который состоял из двух основных сюжетных линий. На фоне разыгравшейся семейной драмы супругов Карениных, очень разительно выглядела идиллия помещика Левина, которого автор списал практически с себя. С первого взгляда может показаться, что роман – просто любовная история, но на самом деле в нем затронута тема смысла жизни богатых и образованных, особенно в сравнении с жизнью простого народа. Роман «Анна Каренина» получил высокую оценку Федора Достоевского.

Постепенно мировоззрение писателя меняется, он все чаще начинает говорить о социальном неравенстве, о праздности жизни господствующего класса – дворян. Это видно из произведений, которые Толстой написал в 1880-х годах. Среди них особо хочется выделить «Крейцерову сонату», «Смерть Ивана Ильича», «После бала», «Отец Сергий».

Лев Толстой все чаще стал задумываться о смысле человеческой жизни, он пытался найти ответ у православных священников, однако получал сплошное разочарование. Он решил, что церковью правит коррупция, и что священники только прикрываются верой, а на самом деле занимаются продвижением ложного учения. В 1883-м Толстой стал основателем издания «Посредник», в котором подробно изложил свои убеждения, и где нещадно критиковал Русскую православную церковь. Это послужило поводом отлучения его от церкви и установки за ним пристального наблюдения со стороны тайной полиции.

В 1898-м вышел еще один роман Льва Толстого – «Воскресение», который тоже высоко оценили критики. Однако это произведение не произвело такой фурор, как «Анна Каренина» и «Война и мир».

Впоследствии Толстой разработал учение ненасильственного сопротивления злу, и последние три десятка лет его жизни его почитали, как духовного и религиозного лидера.

Личная жизнь Льва Толстого

Глава русской литературы очень любил женщин. В его большом сердце находилось место горничным, крестьянкам, юным аристократкам и замужним дамам. Его основным настроением в молодости критики называли чувственное влечение к представительницам слабого пола вместе с жаждой семейной жизни.

В 28 лет он задумал жениться на 20-летней дочери дворянина Арсеньева Валерии. Их роман длился около полугода. Но оказалось, что у них было слишком разное представление о семейном счастье. Он мечтал, что его жена в простом платье будет посещать крестьянские избы и подавать помощь, а она – как в роскошных нарядах станет разъезжать по Невскому в собственной коляске.

Лев Николаевич был увлечен дочерью поэта Тютчева, — Екатериной, но отношения их не сложились. Затем у него была связь с замужней крестьянкой Аксиньей, родившей от него в 1860 сына Тимофея.

Лев и Софья Толстые

В 1862 году он женился на 18-летней Софье Берс. Они прожили вместе 48 лет. За время брака супруга подарила ему 13 детей — 9 сыновей и 4 дочери (пятеро из них умерли в детстве, самым большим ударом стала смерть младшего сына Вани в 1895 году)

Жена стала его секретарем, помощницей в делах, переводчицей и неофициальным редактором.

Жена Толстого - Софья

В дневнике она писала:

Левочка мне дал почувствовать, что нельзя удовольствоваться одною жизнью семейною и женою или мужем, а надо что-нибудь еще, постороннее дело

Их отношения иногда омрачались размолвками, к примеру, когда писатель хотел раздать все имущество крестьянам и, став вегетарианцем, требовал от близких отказаться от мяса.

«ВОЙНА И МИР»

Сам писатель был не в восторге от своего романа «Война и мир». Он называл его не иначе, как многословная дребедень, хотя читателям произведение пришлось по душе. Роман был написан в 1860-х годах, когда Толстой и его семья жили в Ясной Поляне. В 1865-м на страницах «Русского вестника» были напечатаны две первые главы, получившие название «1805 год».

В 1868 году писатель смог представить еще три главы, завершившие роман. Роман писался в те годы, когда автор жил счастливой семейной жизнью и ощущал прилив душевных сил. Многие герои его произведения имели прототипов в реальной жизни, или соответствовали хотя бы некоторым характеристикам родных и знакомых самого Толстого. Так княжну Марью Болконскую писатель точно «срисовал» со своей матери – женщины с блестящим образованием и творческими наклонностями. Персонаж Николай Ростов очень напоминал отца Льва Николаевича, он получился такой же насмешливый, любитель охоты и чтения.

Во время работы над романом, Толстой проделал титанический труд. Он изучал архивы, читал переписку между Толстыми и Волконскими, даже выезжал на Бородинское поле. К процессу Лев привлек и молодую супругу – в ее обязанности входило переписывание черновиков набело.

От чтения романа невозможно было оторваться, читатели были просто поражены описанием массовых сцен и раскрытием тонкостей человеческих душ. Сам писатель говорил, что он пытался написать историю русского народа.

Экранизация произведений Толстого

Спустя столетие, литературовед Лев Аннинский сделал попытку подсчитать, сколько раз произведения Толстого были экранизированы. Оказалось, что к концу 70-х годов двадцатого столетия только за границей вышло сорок экранизаций. До 1980 года роман «Война и мир» вышел на экраны четыре раза. Шестнадцать лент были сняты по «Анне Карениной», двадцать два раза экранизировали «Воскресение». Причем эти фильмы вышли не только в России, но и далеко за ее пределами.

В России первый раз картина «Война и мир» вышла на экраны в 1913 году. Режиссером ленты стал Петр Чардынин. В 1965-м за масштабную экранизацию романа принялся режиссер Сергей Бондарчук, и эта лента пользуется популярностью и в наши дни.

Уход

Последние годы жизни Толстого были омрачены ухудшением отношений с женой. Несмотря на большие тиражи, которыми издавали книги писателя, большая семья его всегда находилась в непростом материальном положении: Толстой отказался от собственнических прав на все им написанное, и Софье Александровне подчас было нелегко изыскивать средства на существование. К тому же она была согласна далеко не со всеми суждениями своего мужа, и разногласия в этой области также не укрепляли супружеское счастье.

Лев Толстой незадолго до смерти

В конце концов, опасаясь иногда подчас за душевное здоровье Толстого и во избежание новых необычных поступков с его стороны, Софья Андреевна начинает буквально следить за ним, как за малым ребенком. Толстой это замечает, и все больше отдаляется от домашних. Он начинает вести новый, тайный дневник, который прячет от всех. Толстой решает, что должен соответствовать идеям своего учения с максимальной полнотой; придя к такому выводу, он понимает невозможность своего дальнейшего нахождения в усадьбе, и ночью 28 октября 1910 года тайно покидает Ясную Поляну.

Он хочет уехать в южные губернии и там начать крестьянскую жизнь. В записке, оставленной на имя Софьи Андреевны, он пишет, что не может дальше вести жизнь, идущую вразрез с его убеждениями, и просит не искать его и не беспокоить. Путешествие Толстой начал по железной дороге, на станции Козлова Засека. Вместе с ним был его доктор Маковецкий. Сначала он направился в Козельск, в Оптину пустынь, где не был уже 17 лет, чтобы побеседовать со старцами.

К тому времени он уже был отлучен от церкви. Далее писатель поехал в находившийся неподалеку Шамардинский женский монастырь, где жила его сестра Мария. Там его застала дочь Александра Толстая. Вместе с ней он из монастыря вернулся в Козельск и там сел на поезд. В пути на станции Астапово у него начинается жар; писателю приходится сойти с поезда.

Как умер Толстой

В пять часов утра 20 (7) ноября 1910 года наступило резкое ухудшение состояния. Рядом с больным к тому времени находилась вся семья. Точным ответом на вопрос, когда умер Лев Николаевич Толстой, будет время 6 часов 5 минут утра: больной, не произнеся ни единого слова, скончался.

Он умер, не приходя в сознание. Место, где умер Лев Толстой, — станция Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Ныне здесь находится музей. В причинах, почему умер Толстой, указывают воспаление легких, которое не перенес ослабленный старостью организм.

Могила Толстого

Писатель завещал похоронить себя без могилы. И 9 ноября в Ясной Поляне состоялись его похороны — гражданские, так как умер Толстой, оставаясь отлученным от церкви. Могила писателя не имеет ни креста, ни надгробного камня, это лишь небольшой холмик на краю оврага в лесу «Старый заказ».

Могила Льва Толстого в Ясной поляне

Традиция современного музея Ясной Поляны — полная тишина, которую соблюдают все посетители на аллее, ведущей к могиле Толстого, и возле нее самой. Вся мировая общественность встрепенулась после этих событий. Его уход и смерть на протяжении всего 1910-го освещались в газетах всей Европы. Многие русские писатели отметили это событие своими заметками или полноценными очерками-воспоминаниями.

В. Я. Брюсов, присутствовавший на погребении, писал в статье «На похоронах Толстого. Впечатления и наблюдения»:

Будущие поколения узнают о Толстом многое, чего не знаем мы. Но как они будут завидовать всем, кто имел возможность его видеть, с ним говорить, сколько-нибудь приблизиться к великому человеку, и даже тем, кто, подобно мне, мог собирать сведения о Толстом от знавших его лично! Теперь, когда Толстого нет, мы начинаем понимать, как много значило — быть его современником!

(757 слов) Одним из главных произведений Льва Николаевича Толстого является роман-эпопея «Война и мир», заслуживший мировое призвание. Автор повествует о событиях Отечественной войны 1812 года. Над созданием своего знаменитого произведения писатель трудился на протяжении целых семи лет. Роман включает в себя не только рассказ об исторических сражениях, но и семейно-бытовое повествование. В своем произведении Лев Николаевич изобразил ярких и многогранных персонажей, раскрыл сложные и противоречивые образы. Одним из главных героев произведения является Андрей Болконский. Его жизненный путь оказался очень непростым, но у него был надёжный ориентир — честь. Рассмотрим, какие события включает дорога чести Андрея Болконского. 

Читатель, знакомясь с образом героя, замечает, что его уважали в обществе, ведь по его меркам Андрей был богат, знатен, перспективен. Но самому Болконскому было очень скучно среди людей из высшего света. Его тяготило бездействие светской суеты. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!», – заявляет Андрей Пьеру Безухову. В связи с этим персонаж решает отправиться на войну, чтобы обрести призвание и славу. Кумиром Андрея являлся Наполеон Бонапарт. Персонаж мечтал стать таким же великим человеком, как и его кумир.

Перед поездкой на фронт князь Николай наставляет своего сына:

«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет … А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!» 

Именно поэтому Андрей не служил из милости и всего добился сам. Ему не по нутру была штабная работа, он рвался на поле боя, чтобы принести реальную пользу делу. Поэтому во время позорного бегства русских солдат он сам взял знамя и повел людей в безнадежную атаку. После этого инцидента сам венценосный кумир героя похвалил его. Но Болконский меняет свое отношение к французскому полководцу после событий Аустерлицкого сражения. Будучи раненым, герой смотрит на небо и думает об истинном смысле жизни. Андрей осознаёт, что все его убеждения оказались ошибочными. «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения», – такой вывод для себя делает Болконский. Теперь персонаж воспринимает Наполеона как ничтожного и маленького человека, приносящего в мир лишь смерть и разрушение. Таким образом, Аустерлицкая битва является переломным моментом в жизни героя. Именно небо Аустерлица подталкивает персонажа к новой жизни. Мировоззрение Болконского кардинально меняется. Андрей больше не стремился к славе и признанию, теперь он желает вкладывать силы в мир, а не в войну. Разочаровались в службе, Болконский ведет спокойный образ жизни в деревне: воспитывает ребенка, помогает отцу в делах, проводит реформы в своем хозяйстве, существенно облегчая бремя крестьян. Но в такой рутинной жизни у персонажа создаётся ощущение, что его жизнь подошла к концу. Сказываются последствия травмы и потеря жены. В этот момент героя поддерживает Пьер Безухов словами: «Надо жить, надо любить, надо верить». Разговор с Безуховым придал сил и уверенности Андрею. Но главным мотивом его духовного возрождения стала любовь: во время деловой поездки он встречает Наташу Ростову, слышит ее ночной разговор с Соней о мечтах и влюбляется. Если на пути к Ростовым Андрей видел сухой и мертвый дуб посреди весеннего пробуждения и отождествлял себя с ним, то на обратной дороге он увидел уже дерево в самом расцвете сил, и его состояние совпадало с ним. Вскоре он уезжает в Петербург ради деятельности в комиссии по созданию законов. Болконскому импонирует деятельность Сперанского. Он входит в его кружок. Андрей понимает, что его призвание — законотворчество на благо Родины. Дорога чести приводит его к созданию честного и открытого документа, говорящего об истинном положении армии и необходимых реформах. Однако героя постигает разочарование, его труд отвергнут, что становится причиной новой волны душевных переживаний. Встреча персонажа с Наташей Ростовой утешает Андрея Болконского. Он делает предложение и готовится создать семейную ячейку, продолжая свой путь к нравственному идеалу. Предательство героини разрушило эти надежды, но не сломило Андрея.

Болконский отправляется на Отечественную войну, где разговаривает с Кутузовым. Великий полководец даёт главному герою прекрасный совет: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести». Полководец оказался прав. Ведь главный герой с честью и доблестью защищает Родину. Теперь его мотивация — не слава, а патриотизм. Он ведет людей не на смерть, а на спасение Родины, семьи — всего, что свято. Поэтому свое смертельное ранение он получил не в бессмысленной гонке за внимание Наполеона, а во время обстрела, когда он отказался покинуть свой полк и пройти в безопасное место.

Писатель на протяжении всего повествования демонстрировал читателю, как меняются характер и взгляды Андрея Болконского. Персонаж неоднократно разочаровывается в своей жизни и деятельности, переживает взлеты и падения. Но в любой ситуации он всегда с достоинством продолжал свой непростой путь. В образе Андрея Болконского Лев Толстой показал человека, живущего по законам чести. Как бы тяжело не было главному герою, он никогда не поступал лицемерно и эгоистично. Жизненный путь Андрея Болконского смело можно назвать «дорогой чести».

Автор: Виктория Комарова

  • Рассказ который похож на басню
  • Рассказ который заканчивается моралью басни обоз
  • Рассказ кот иваныч читать
  • Рассказ косточка толстой краткое содержание
  • Рассказ корпорация бросайте курить