Рассказ косточка в осеева

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: забвению не подлежит, я и

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут) 
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)

Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского»   (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)

argumety

Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар»  (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница»  (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота»  (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)

А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)

Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка»  (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»

Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черемушку не срубали, и на ней птички вили гнезда.

Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину, на приречный луг.

А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках.

Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки.

Неслышная днем, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. Тихо пробежавши мимо кладбища, она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась, измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом, речка: из нее брали воду на поливку гряд, в баню, на питье, на варево и парево, бродили по ней, валили в нее всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь.

Вот и наговаривает, наговаривает сама с собой, довольная тем, что пока ее не мутят и не баламутят. Но говор ее внезапно оборвался — прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и, как слишком уж расшумевшееся дитя, пристыженно смолкла. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю, и растягивал Енисей светлую ниточку деревенской незатейливой речки на многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей.

Кто-то собирался плыть в город и сколачивал салик на Енисее. Звук топора возникал на берегу, проносился поверх, минуя спящее село, ударялся о каменные обрывы увалов и, повторившись под ними, рассыпался многоэхо по распадкам.

Сначала бабушка, а за нею я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Весной по этому распадку рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его пугь обозначился до блеска промытым камешником.

В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Под ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки.

Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившу- юся сосенку, по кустам переплетались камнеломки, повилика, дедушкины кудри. Мы запугивались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову студеные капли.

Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ, бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяя, что от росы да от дождя люди растут большие-пребольшие.

Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделею затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу. Енисей словно бы набух молочной пеною, берега и сам он заснули, успокоились под непроглядной, шум не пропускающей мякотью. Даже на изгибах Фокинской речки появились белые зачесы, видно сделалось, какая она вилючая.

Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в распадках, загоняло в потайную дрему тайги.

Топор на Енисее перестал стучать. И тут же залилась, гнусаво запела на улицах березовая пастушья дуда, откликнулись ей со двора коровы, брякнули боталами, сделался слышен скрип ворот. Коровы брели но улицам села, за поскотину, то появляясь в разрывах тумана, то исчезая в нем. Тень Енисея раз-другой обнаружила себя.

Тихо умирали над рекой туманы.

А в распадках и в тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя и было за далью гор, где стойко держались снежные беляки, ночами насылающие холод и эти вот густые туманы, что украдчиво ползли к нашему селу в сонное предутрие, но с первыми звуками, с пробуждением людей убирались в лога, ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле.

Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.

Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти- ти-ррри…».

— Что это, баба?

— Это Зорькина песня.

— Как?

— Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.

И правда, на голос зорьки — зорянки, ответило сразу несколько голосов — и пошло, и пошло! С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других. Зорька улавливала какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные щели и вставляла туда свою сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся песню.

— Зорька поет! Зорька поет! — закричал и запрыгал я.

— Зорька поет, значит, утро идет! — пропела благостным голосом бабушка, и мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись, обомлевшие от росы и притихшие от песен, сосенки, ели, рябины, березы и боярки.

В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чугь шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу.

А птицы все так же громко и многоголосо славили утро, солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала…

Да и по сей день неумолчно звучит.

Рассказы Валентины Осеевой — иллюстрацияВалентина Осеева писала рассказы для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Её произведения наполнены чувством справедливости и глубокой моралью. Все рассказы можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF и DOC бесплатно.
Распечатать рассказы В. Осеевой можно одним нажатием, и читать текст с листа. Это очень удобно, если вы читаете по ролям или ставите детский спектакль.
Читать рассказы Валентины Осеевой будет интересно детям дошкольного возраста, и ученикам 1, 2, 3 класса. Многие из произведений входят в школьную программу и урок внеклассного чтения. Не нравоучительными нотациями, а силой примера они учат детей честности, справедливости, доброте, умению переживать за других. В рассказах часто высмеиваются отрицательные черты и недостойное поведение.
Главная мысль и задача в рассказах Осеевой. По-дружески объяснить маленьким читателям, что нужно уважать старших и заботиться о младших, защищать тех, кто тебя слабее, уметь распознать истинную дружбу от лицемерия, не ссориться по пустякам, уметь прощать и не быть злопамятным.
Короткие детские рассказы В. Осеевой такие как: «Синие листья», «Волшебное слово», «На катке», «Сыновья», «Три товарища», «Печенье», «До первого дождя», «Почему?» и многие другие вы можете читать онлайн на сайте Детский островок!

Просмотров: 4 043

Сыновья

Сыновья — автор В. Осеева, поучительный рассказ про то, как женщины, расхваливали своих сыновей, но только один из них на самом деле помогал маме. Текст рассказа «Сыновья» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Сыновья» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, как должен поступать любящий и

Просмотров: 3 441

Долг

Долг — автор В. Осеева, поучительный рассказ про то, как мальчик Ваня умел дружить и ничего не требовал взамен, но его друг Петя этого не оценил. Текст рассказа «Долг» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Долг» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, где начинается дружба и из-за чего она

Просмотров: 2 806

Бабка

Бабка — автор В. Осеева, трогательный рассказ про то, как в семье никто не уважал бабушку, а понял ее значимость только тогда, когда она умерла. Текст рассказа «Бабка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Бабка»» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают об отношении внука к бабушке, которую он

Просмотров: 2 691

Обидчики

Обидчики — автор В. Осеева, поучительный рассказ про то, как мальчик смог найти общий язык со своими обидчиками. Текст рассказа «Обидчики» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Обидчики» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, какой совет дала мама своему сыну, что-бы его не обижали. Краткое

Просмотров: 2 628

Синие листья

Синие листья — автор В. Осеева, поучительный рассказ про то, как у одной девочки не было зелёного карандаша, а у неё одноклассницы целых два. Текст рассказа «Синие листья» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Синие листья» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, как не должны поступать

Просмотров: 2 605

До первого дождя

До первого дождя — автор В. Осеева, короткий поучительный рассказ про то, как две девочки попали под дождь, и проверили свою дружбу. Текст рассказа «До первого дождя» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «До первого дождя» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, как не должны поступать

Просмотров: 2 569

Печенье

Печенье — автор В. Осеева, поучительный рассказ про то, как мальчики съели всё печенье, не подумав о маме и бабушке. Текст рассказа «Печенье» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Печенье» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, почему маме и бабушке не досталось печенья. Краткое содержание

Просмотров: 2 446

Волшебное слово

Волшебное слово — автор В. Осеева, поучительный рассказ про то, как простое слово «пожалуйста» может творить настоящие чудеса. Текст рассказа «Волшебное слово» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Волшебное слово» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, как вежливо можно попросить о своей

Просмотров: 2 269

Почему?

Почему — автор В. Осеева, трогательный, поучительный рассказ про то, как мальчик разбил чашку и свалил вину на свою собаку. Текст рассказа «Почему» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Почему» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, что лучше не врать, а сразу сказать правду. Краткое

Просмотров: 2 161

Просто старушка

Просто старушка — автор В. Осеева, поучительный рассказ про то, как мальчик помог незнакомой старушке, а девочка не могла понять почему. Текст рассказа «Просто старушка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Школьники могут заполнить читательский дневник, узнать характеристику главных героев, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Просто старушка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения

1. Блин

Это было давно. Это было месяца четыре назад.

Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно.

То есть сидели-то мы не на берегу, — где же там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, — а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято говорить для поэтичности.

Компания была смешанная — русско-итальянская.

Так как между нами не было ни чересчур близких друзей, ни родственников, то говорили мы друг другу вещи исключительно приятные.

В особенности в смысле международных отношений.

Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твердую, ничем несокрушимую уверенность, что Россия также прекрасна. Они кричали, что итальянцы ненавидят солнце и совсем не переносят жары, что они обожают мороз и с детства мечтают о снеге.

В конце концов мы так убедили друг друга в достоинствах наших родин, что уже не в состоянии были вести беседу с прежним пафосом.

— Да, конечно, Италия прекрасна, — задумались итальянцы.

— А ведь мороз, — он… того. Имеет за собой… — сказали и мы друг другу.

И сразу сплотились и почувствовали, что итальянцы немножко со своей Италией зазнались и пора показать им их настоящее место.

Они тоже стали как-то перешептываться.

— У вас очень много шипящих букв, — сказал вдруг один из них. — У нас язык для произношения очень легкий. А у вас все свистят да шипят.

— Да, — холодно отвечали мы. — Это происходит от того, что у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки. Само собой разумеется, что при этом приходится иногда и присвистнуть.

— А разве у вас есть «ти-эч», как у англичан? — усомнился один из итальянцев. — Я не слыхал.

— Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эч» произносить. У нас и без того столько звуков.

— У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, — ухнула я.

Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет.

Помолчали.

— Вот приезжайте к нам ранней весной, — сказали итальянцы, — когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

— Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.

— Масленица. Блины едим.

— А что же это такое блины?

Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

— Блин, это очень вкусно, — объяснила я. Но они не поняли.

— С маслом, — сказала я еще точнее.

— Со сметаной, — вставил русский из нашей компании.

Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли.

— Блины, это — когда масленица! — толково сказала одна из наших дам.

— Блины… в них главное икра, — объяснила другая.

— Это рыба! — догадался, наконец, один из итальянцев.

— Какая же рыба, когда их пекут! — рассмеялась дама.

— А разве рыбу не пекут?

— Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина — мучное.

— Со сметаной, — опять вставил русский.

— Блинов очень много едят, — продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.

— Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. — Из растительного царства?

— Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая, темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись.

Жутко стало.

— Знаете, что, господа, — нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

Положение было не из приятных.

Но между нами был человек основательный, серьезный — учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

— Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

— А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

— Чтобы весело было!

2. Широкая масленица

Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают.

— Блины несут! Блины несут! Несут,

Но вам не хватит. Ваш сосед взял два последних, а вам придется подождать «горяченьких».

Но, когда принесут «горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, — и прислуга начинает подавать опять сначала.

На этот раз вам достается блин — один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине.

Вы берете его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло.

Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин.

Когда вы съедите его, — судьба, наверное, улыбнется, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности.

На самом почетном месте стола сидит обыкновенно блинный враль. Это просто-напросто хитрый обжора, который распускает о себе слухи, что он может съесть тридцать два блина.

Благодаря этому он сразу делается центром внимания. Ему первому подают, его блины прежде других подмасливаются и сдабриваются всякими масленичными аксессуарами.

Съев штук пятнадцать-двадцать, — сколько аппетита хватит, — с полным комфортом, он вдруг заявляет, что блины сегодня не совсем так испечены, как следует.

— Нет в них чего-то такого, этакого, — понимаете? Неуловимого. Вот это-то неуловимое и делает их удобосъедаемыми в тридцатидвухштучном количестве.

Все разочарованы. Хозяевы обижены. Обижены, зачем много съел, и зачем никого не удивил.

Но ему все равно.

— Что слава? яркая заплата на бедном рубище певца!

Он всех надул, поел, как хотел, и счастлив.

Еще несут горяченьких.

Теперь, когда все сыты, вам дают сразу три хороших горячих блина.

Вы шлепаете их на тарелку и в радостном оживлении окидываете глазами стол.

Направо от вас красуется убранное зеленью блюдо из-под семги, налево — аппетитный жбан из-под икры, а прямо у вашей тарелки приютилась мисочка, в которой пять минут назад была сметана.

Хозяйка посмотрит на вас такими умоляющими глазами, что вы сразу громко закричите о том, что блины, собственно говоря, вкуснее всего в натуральном виде, без всяких приправ, которые, в сущности, только отбивают настоящий вкус, и что истинные ценители блина предпочитают его именно без всяких приправ.

Я видела как-то за блинами молодого человека великой души, который, под умоляющим взглядом хозяйки, сделал вид, что нашел в пустой банке икру и положил ее себе на тарелку. Мало того, он не забывал на кусок блина намазывать эту воображаемую икру и проделывал все это с такой самоотверженной искренностью, что следившая за ним хозяйка даже в лице изменилась. Ей, вероятно, показалось, что она сошла с ума и лишилась способности видеть икру.

После блинов вас заставят есть никому не нужную и не милую уху и прочую ерунду, а когда вам захочется спать, — вас потащат в гостиную и заставят разговаривать.

Пожалуйста, только не вздумайте взглянуть на часы и сказать, что вам нужно еще написать два письма. Посмотрите на себя в зеркало, — ну кто вам поверит?

Лучше прямо подойдите к хозяйке, поднимите на нее ваши честные глаза и скажите просто:

— Я спать хочу.

Она сразу опешит и ничего не найдет сказать вам.

И пока она хлопает глазами, вы успеете со всеми попрощаться и улизнуть.

А хозяйка долго будет думать про вас, что вы шутник.

Так чего же лучше?

На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!

Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 1- 4 классов

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

Задания для 1 класса

  • 1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
  • 2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
  • 3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

Задания для 2 класса (все как и в первом классе, плюс одна сказка)

  • 4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

Задания для 3 и 4 классы (сказки из 1 и 2 класса, плюс ещё две сказки)

  • 5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
  • 6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

Задания для 1 класса

  • 1-ое слово
    О горе тебе, бедный человек! …
    Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
    Как не вырвется сердце твое с корнем!
    Житие Александра Невского
    Правильные ответ: Зеницы — это глаза
  • 2-ое слово
    Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
    Повесть временных лет
    Правильный ответ: Уста — это губы, рот
  • 3-е слово
    И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
    Повесть временных лет
    Правильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун

Задания для 2 класса (всё как в 1 классе,  плюс одно)

  • 4 слово
    И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
    Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Сеча — это сражение

3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)

  • 5 слово
    И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
    Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

Задания для 1 класса

  • Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
  • Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
  • История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
  • Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

Задания для 2 класса

  • Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
  • История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
  • История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
  • Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

Задания для 3 и 4 классы (сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева; «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин; плюс три новые)

  • История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
  • Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
  • Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

Задания для 1 и 2 классов

  • 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
    Испугался старик, взмолился :
    «Что ты, баба, белены объелась ?…».
    Осердилася пуще старуха,
    По щеке ударила мужа.
    « Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
    Со мною, дворянкой столбовою?…»
  • 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
    — Что, что они кричат? Никак я не разберу.
    — А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
    «Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
  • 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
    Бочка по морю плывёт.
    Словно горькая вдовица,
    Плачет, бьётся в ней царица;
    И растёт ребёнок там
    Не по дням, а по часам.

3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)

  • 4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
    Наконец мы задремали.
    Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
    Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
    — Минька, пока Степка спит, давай
    повернём его ноги в обратную сторону.
    А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека. Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах. К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

Задания для 1 и 2 классов

  • Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
  • Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
  • Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

Задания для 3 и 4 классов (Змей Горыныч и Свинья, добавился персонаж)

  • Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня

Задания для 1 класса

  • Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
    Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»

Задания для 2 класса (Носов, плюс один)

  • На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
    Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)

  • Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
    Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

Задания для 1 класса

  • Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
  • Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
  • Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
  • Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
    Правильный ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

Задания для 2 класса (1 класс, плюс один автор)

  • Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

Задания для 3 и 4 классов (2 класс, плюс автор)

  • Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

Задания для 1 класса

  • — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
    Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
  • — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
    Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
  • — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
    Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)

  • — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
    Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

Задания для 1, 2, 3 и 4 классов

  • слон — вагон
  • гроза — лоза
  • сарафан — банан
  • былина — калина
  • монета — кассета
  • канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

Задания для 1 класса

  • Заяц — Листопадничек
  • Иван-дурак — Конёк-горбунок
  • Осёл — Квартет
  • Волк — Три поросёнка
  • Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей

Задания для 2, 3 и 4 классов (как в 1 классе, плюс произведение)

  • Баба-Яга — Финист — ясный сокол

  • Рассказ капитан немо слушать
  • Рассказ калининой помощники текст рассказа текст
  • Рассказ каким было детство в годы войны
  • Рассказ индеец изумрудный глаз
  • Рассказ из детской библии