Рассказ косточка толстой текст

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 258-259толстой лев николаевич кавказский пленникчитайте также: размышляем о прочитанном1.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Доброе утро!

В уходящем году Россия попала в пятерку стран с самым низким индексом счастья – вместе с Ганой, Афганистаном, Ираком и Гонконгом. И есть от чего:

  • Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал».
  • В пяти городах России задержали бывших сотрудников штабов Навального.
  • Россия выдает Минску еще одного белоруса.
  • Новый раунд российско-американских переговоров назначен на 10 января.

Потомки победителей

Верховный суд России ликвидировал «Международный Мемориал» по иску Генпрокуратуры. Прокурор Алексей Жафяров заявил в суде: «Мемориал», спекулируя на теме политических репрессий XX века, создает лживый образ СССР как террористического государства, обеляет и реабилитирует нацистских преступников, на чьих руках кровь советских граждан. Почему сейчас мы, потомки победителей, вынуждены наблюдать за попытками реабилитации изменников родины и нацистских пособников… Наверное, потому, что за это кто-то платит».

Решение Верховного суда будет обжаловано в апелляционной инстанции. «Мемориал» пообещал, что найдет «законные способы» продолжить свою работу – вот короткое интервью с председателем правления «Международного Мемориала» Яном Рачинским.

У здания Верховного суда в Москве полиция задержала не менее семи человек, пришедших поддержать «Мемориал». Вечером в Петербурге прошли одиночные пикеты против ликвидации этой старейшей в России правозащитной организации. Здесь о решении Верховного суда говорят историк Тамара Эйдельман и адвокат Иван Павлов (оба подчеркивают необходимость сохранения исторической памяти в каких бы то ни было форматах).

Здесь рассказывается о нескольких людях, создававших «Мемориал» на закате советской эпохи, и о тех, кто продолжает в нем работать.

Сегодня Мосгорсуд будет рассматривать вопрос о ликвидации второй структуры «Мемориала», одноименного правозащитного центра, – и, вероятнее всего, тоже ее ликвидирует. Еще в понедельник многие не верили, что это возможно: вот, например, интервью с Людмилой Улицкой, в котором она говорит, что до ликвидации дело не дойдет.

Штабисты-«экстремисты»

Юристы правозащитного проекта «Первый отдел», созданного адвокатом Иваном Павловым после его вынужденного отъезда из России, обжаловали решение по делу о признании структур Навального «экстремистской организацией». В кассационной жалобе 65 страниц. Дата ее рассмотрения пока не назначена, но «экстремистское» уголовное дело в отношении соратников Навального стремительно набирает обороты: в пяти городах России прошли обыски у бывших сотрудников штабов Навального.

Бывшие координаторы штабов в Иркутске и Томске Захар Сарапулов и Ксения Фадеева (она депутат томской гордумы) стали подозреваемыми в причастности к «экстремистскому сообществу» и «организации, посягающей на личность и права граждан». В качестве меры пресечения суд назначил им запрет определенных действий (нельзя пользоваться интернетом, общаться с кем-либо без разрешения следователя и посещать массовые мероприятия). На допрос возили также бывших координаторов штабов в Архангельске и Барнауле и бывшего СММ-редактора саратовского штаба. Со всех взяли подписку о неразглашении, поэтому подробностей нет.

Ранее по делу об участии в «экстремистской организации» была арестована экс-глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева. После этого бывший координатор сети региональных штабов Леонид Волков предложил всем остающимся в России соратникам уехать, но Фадеева и Сарапулов решили остаться. Теперь им грозят 12-летние сроки.

Невеселые, нечетные годовщины

Исполнился ровно год с тех пор, как в России появились первые физлица – «иностранные агенты». За это время в Госдуму были внесены несколько законопроектов, модифицирующих «иноагентский» закон, весь год высказывались требования вообще его отменить, но российские власти упорно кивают на американский закон об «иностранных агентах», с которым у российского нет почти ничего общего. Как ситуация будет развиваться дальше, здесь предсказывают физлицо – «иностранный агент» Лев Пономарев и бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков (спойлер: будет только хуже).

Подробный рассказ о том, как живут люди со статусом «иностранного агента», читайте здесь: кроме бессмысленной мороки этот статус приносит своему носителю еще и дополнительные расходы – в размере 3,5 тысяч долларов в год. Работу «иностранным агентам» найти тоже затруднительно. Зато легко лишиться того, что уже имеешь: московские власти потребовали от комитета «Гражданское содействие», объявленного «иностранным агентом» в 2015 году, покинуть помещение, выделенное ему в 2011 году с подачи тогдашнего президента Медведева.

«Закону Димы Яковлева», запрещающему американцам усыновлять российских сирот, исполнилось девять лет. Здесь рассказывается о судьбе детей, которых собирались усыновить, но не успели, и том, как изменилось положение сирот в России за это время.

Российские будни

  • В Госдуме создают межфракционную рабочую группу по защите христианских ценностей. Возглавит ее Петр Толстой – потомок отлученного от церкви Льва.
  • Глава Совета по правам человека при Путине Валерий Фадеев выступил в защиту 19-летнего студента, приговоренного к четырем годам колонии за то, что он справил нужду на стенд с портретом ветерана и выложил соответствующее видео в инстаграм. По словам Фадеева, студенту нужно было «дать месяц обязательных работ» и отправить его «выносить горшки».
  • Житель Северодвинска написал заявление на ФСБ по статье об оскорблении ветеранов в связи с тем, что в 2014 году у него при обыске изъяли медали, кортик и десантный нож его отца. Медали потом вернули, а кортик и нож так и не отдают.
  • 22-летняя дочь главы Чечни Рамзана Кадырова стала заслуженным работником культуры Чечни. На прошлой неделе она получила медаль «За защиту прав человека».
  • В Ставропольском крае прошел обыск у юриста северокавказского филиала «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева. У него изъяли технику, после чего увезли в полицию в Пятигорск, где допрашивали как свидетеля по делу об «оправдании терроризма», задавали вопросы о телеграм-канале 1ADAT. Кто проходит обвиняемым по этому делу, Янгулбаеву не сказали. 25 декабря Янгулбаев сообщил о похищении почти сорока своих родственников в Чечне.
  • Путин без объяснения причин уволил замглавы ФСИН Анатолия Якунина. Ранее с должности был снят директор этой структуры. Неофициально эти перестановки считают реакцией властей на утечку видео пыток в российских тюремных структурах.
  • В Краснодарском крае возбуждено уголовное дело в связи с видеообращением 25-летнего Евгения Ипатова, в котором он рассказал о пытках в полиции. Через день после того, как он отослал это видео знакомой, его обезглавленное тело нашли на железнодорожных путях недалеко от Адлера.
  • Губернатор Пензенской области выписал премию своему заместителю – за то, что тот отказался от взятки. 47 тысяч 200 законных рублей вместо незаконных трех миллионов.
  • «Коммерсант» удалил по требованию Роскомнадзора новость о недвижимости бывшего министра строительства Татарстана Марата Хуснуллина, написанную по материалам расследования «Открытых медиа». Там говорилось, что семья Хуснуллина управляет портфелем участков в Татарстане площадью 86 квадратных километров. Сейчас Хуснуллин – вице-премьер российского правительства.
  • Петербургский филолог Александр Кобринский написал заявление о клевете на журналистку Римму Поляк в связи с текстом в издании Republic, в котором она анализировала реакцию партии «Яблоко», членом которой он является, на обвинения Кобринского в домогательствах. Ранее суд в Петербурге взыскал 300 тысяч рублей с журналистки «Холода» Софьи Вольяновой за статью, в которой несколько студенток анонимно рассказали о домогательствах со стороны Кобринского.

Вокруг света

  • Белый дом назвал даты переговоров России с США, НАТО и ОБСЕ: 10, 12 и 13 января. Чего ждать от этих переговоров, здесь рассказывает украинский политолог Анна Шелест (спойлер: ничего).
  • Россия выдаст Беларуси еще одного участника протестов против Лукашенко – Дмитрия Подлобникова, обвиняемого на родине в причинении морального вреда (!) сотруднику милиции. С мая Подлобников сидит в СИЗО в Подмосковье.
  • Белорусские власти предъявили обвинения активисту со стажем Павлу Виноградову: клевета на президента, разжигание розни, организация массовых беспорядков – все это за пост в фейсбуке. Обвинения в организации массовых беспорядков предъявлены и журналисту Радио Свобода Олегу Груздиловичу, ему грозит до четырех лет лишения свободы.
  • Трое участников белорусской фолк-группы Irdorath приговорены к полутора годам лишения свободы каждый. Они играли на митингах после президентских выборов, что тоже расценивается как организация массовых беспорядков.
  • По данным пограничной службы Польши, с 18 августа 2020 года в страну въехали 23 тысячи граждан Беларуси.
  • Во всем мире растет заболеваемость COVID-19 – по всей видимости, это вызвано распространением штамма омикрон. Европейские страны по-разному ужесточают ограничения: после Нового года во Франции вводится удаленный режим работы для всех, кто может работать удаленно, в Финляндии бары обязали закрываться в 18:00. В США сократили срок карантина для тех, кто болеет без симптомов, – иначе просто некому будет работать. Российский оперативный штаб, напротив, рассказывает о плавном, но неуклонном снижении заболеваемости (21 922 новых случая за сутки) и суточной смертности (935).

Шесть ссылок

  • Философское. Интервью с философом-античником Романом Светловым – о том, зачем сегодня читать древнегреческих и римских мыслителей. Или гид по разным направлениям феминизма – от марксистского и либерального до лесбосепаратизма и анархо-феминизма.
  • Религиозное. Отрывок из книги Андрея Бермана «Хлысты. Ранняя история самой известной русской религиозной секты» (изд-во Common Place) – о религиозном самозванстве и его связях с сектантскими практиками. Или фрагмент из исследования социолога Марка Юргенсмейера «Ужас Мой пошлю пред тобою: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во НЛО), рассказывающий о манифесте норвежского террориста Андерса Брейвика.
  • Киношное. Беседа Дмитрия Волчека с историком кино Николаем Изволовым, которому удалось реконструировать дебют Дзиги Вертова «Годовщина революции». Или два ответа на вопрос, что такое авангард в кино, – киноведа Евгения Майзеля и культуролога Инны Кушнаревой (со ссылками на фильмы).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

Конспект выразительного чтения в старшей группе

Для старших дошкольников характерны следующие моменты:

Совершенствование восприятия у старших дошкольников идёт по линии всё большего осмысления прослушанных литературных произведений и обогащения чувств.

Для детей этой группы характерно следующее:

– пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;

– формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;

– рост внимания к выразительным средствам языка;

– герои произведения становятся им ближе и понятнее;

– сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;

– понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;

– чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, откидываются на спинку стула, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозится (они затихают, сидят неподвижно, напряжённо слушают читающего);

– способность к элементарному анализу литературных произведений.

Структураработы над произведением

  • знакомство с произведением, основной целью которого является обеспечить детям правильное и яркое его восприятия путем художественного слова;
  • беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и художественно-литературной формы,  средств художественной выразительности;
  • повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого
  • Использование иллюстративного материала
  • Словесные упражнения
  • Рефлекси

Визитная карточка занятия

Тема

Чтение сказки Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Цель

Идея: Главную мысль этого произведения можно выразить цитатой из ,, Маленького принца» Антуана де Сент — Экзюпери : ,,Мы в ответе за тех, кого приручили» .
Лев привык к собачке, привязался к ней, поэтому так тяжело переживал ее потерю. Привязанность — очень сильное чувство, свойственное животным. Это видно на примере собак, которых выбрасываю хозяева, а они все равно приходят к родному порогу. Думаю автор произведения на примере истории про льва и собачки хотел показать людям, какими преданными могут быть животные, и нам, людям, стоит у них поучиться.

Планируемые результаты

Задачи

Образовательные: . Формировать   умения понимать авторский замысел, раскрывать идею произведения, давать характеристики действующих лиц.

Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения их переживания, чувства.     продолжать знакомить детей с детской литературой на примере рассказа «Лев и собачка»

— упражнять в умении  выделять главную мысль;

— совершенствовать умение ассоциировать последовательность содержания сказки по схемам;

— способствовать формированию  умения передавать в речи свои впечатления, своё отношение к героям рассказа.

Развивающие: развивать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Развивать чуткость к художественному слову, развивать  речь и умения анализировать текст,. продолжать, стремлению детей к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопросы по заданной теме;

Воспитательные: воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги,

Оборудование

портрет писателя, выставка его книг,», презентация,

Книга «Лев и собачка»Л.Н.Толстого

 Мультимедийные слайды

Приемы работы

Технологическая карта занятия

Структурные части

Ход деятельности

Задачи

Вариант2

Вводная

Дети, сегодня я услышала спор двух ребят Вани и Мани, они спорили  о дружбе.Ваня говорил , что дружбы не существует…и ее не нужно ценить. А маша утверждала что дружба существует и ее нужно беречь, ценить друзей.
Ребята , расходятя в своих мнениях. А как вы думаете существует ли дружба? Нужно ли ценить друзей?Беречь друг друга?
Ребята разобратся в нашем споре нам поможет  рассказ «Лев и собачонка». (Воспитатель показывает книгу).

Написал ее известный писатель Лев Николаевич Толстой — личность интересная и неординарная. Его талант не знает границ. Лев Николаевич родился четвертым ребенком в семье. У него было три старших брата и одна младшая сестра. Сам писатель был многодетным отцом, законная жена родила ему 13 детей. Несмотря на свою занятость, писатель был прекрасным отцом. Он любил проводить время с детьми, читая книги и устраивая мелкие шалости. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок,  Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие. А вот для вас есть рассказ «Лев и собачонка».В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам. Надеюсь и вам очень понравится эта сказка.

О чем же она?

Рекламный ролик

История, о которой нам сегодня расскажет Толстой, произошла очень давно в далеком городе Лондоне.  «Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: Через год собачка умерла. А вы хотите узнать что же произошло дальше? И чему нас учит сказка(цель для детей).

Вот об этом мы с вами и поговорим после того как я познакомлю вас со сказкой Л.Н.Толстого «Лев и собачонка» Усаживайтесь поудобнее. Слушайте.

В рассказе  вы встретитись с некоторыми незнакомыми для вас словами

 Зверинец- место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетинился- Поднять шерсть, щетину на спине, готовясь защищаться или нападать

Засовы-большая задвижка.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Основная

1.Знакомство с произведением

Выразительное чтение отрывка

2.Беседа о прочитанном

  • Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или кошками и собаками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей (У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
  • Как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

Как повела себя собачка, когда попала в клетку? (Поджала хвост, прижалась в углу.)

Что сделал лев? (Смотрел и не трогал.)

Почему же он так себя повел? (Понравилась собачка, захотелось иметь друга, он подружился с ней, полюбил её.)

Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?(Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).

Что же происходит с собачкой(Собачка заболела и умерла)

как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

-Зачем писатель рассказал нам этот рассказ ». Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки?

Крепкую дружбу и топором не разрубишь

Храброму смерть не страшна.

Один за всех и все за одного.

Сила сломит всё, а ум силу.

Верному другу нет цены.

-Чему же учит этот рассказ ?Дети высказывают свои суждения. Воспитатель подводит итог.

-Этот очень трогательный рассказ. Толстой в этой книге хочет сказать нам, что все могут подружиться, даже лев и собачка.  как совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу.Нужно беречь своих друзей , беречь и ценить дружбу.

уточнение содержания и художественно-литературной формы,  средств художественной выразительности

3.Использование иллюстративного материала

На столе иллюстрации к  сказке.  Перепутались фрагменты  сказки. Расположите их  по порядку

4.Словесные упражнения

А сейчас мы поиграем в игру закончи предложение..я начинаю а вы продолжаете.

5.Повторное чтение текста  

закрепление эмоционального впечатления и углубления воспринятого

Заключительная

6.Рефлексия

Ребята , как же вы все таки думаете существует ли дружба?
Нужно ценить друзей, беречь их, заботиться,помогать ?

-Чтобы вы пожелали другим что бы дружба оставалась крепкая?

-Кто из героев сказки вам понравился больше всего)

-Чему нас учит сказка?

 Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее добрее и преданнее нас.

— Я предлагаю вам дома нарисовать рисунок « Я и мои друзья»

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.

Приемы, представленные в данном докладе, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

Приемы для формирования функциональной грамотности

Формирование грамотного письма — одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма. Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Прием «Лови ошибку». Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение). А вот в третьем и четвёртом классах этот приём я часто использую в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов. (Приложение).

Прием «Яркое пятно» — прием, повышающий познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующий мыслительную деятельность ребенка. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Прием лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения в 4 классе по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с музыкальной композиции «Новый год» С.Лазарев.

«Метод кейсов». В основе метода проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации? Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной. Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор. В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

— Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (Приложение).

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

Приёмы «Чтение с остановками» и «Своя опора».

Сейчас, вам предлагается поработать в группах.

Задание 1: Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу. (Приложение)

1. Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает?

2. Как поступил отец Вани?

3. Чем мальчик выдал себя?

4. Почему Ваня заплакал?

5.Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.

6. Какие эмоции и чувства вы испытали?

Задание 2: Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.

Соблазн___________1

Стыд______________4

Проступок_________2

Отцовский урок____3

Задание 3: Какие признаки доказывают, что мы прочитали рассказ?

Задание 4: Вспомните другие поучительные рассказы. Оцените свою работу в группах.

Рассмотренные приемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. Однако, знание приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе.

Приложение

МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»

Конспект урока.

Учитель начальных классов Горскина Т.В.

Цели: развивать читательское умение предопределять содержание и ставить вопросы по тексту; продолжить работу над навыком чтения; учить понимать эмоциональный настрой произведения.

Оборудование: книга для учащихся Л. Н. Толстого «Рассказы о детях»;карточки для разминки; книги с произведениями л. Н. Толстого для выставки; опорные слова для подведения итога урока; карточки со словами: стыд, страх, раскаяние, все тихо, опасность, катастрофа, спасение, спокойствие, волнение, радость.

Ход урока.

I. Разминка.

Учитель заранее записывает на доске предложения из басни «Два товарища».

Мы проведем упражнение «Диалог с текстом». По ходу чтения басни задавайте себе вопросы и пытайтесь на них отвечать.

Предложения из басни «Два товарища» открываются по одному. Учащиеся предполагают, что будет дальше. Предвосхищение содержания проверяется чтением следующего предложения. Данное упражнение проверяет читательскую интуицию.

Что такое басня? (Разговор двух героев, где есть мораль – поучение) Чему нас научила эта басня? Кто ее написал?

II. Работа с выставкой книг.

Учитель заранее организует выставку книг с произведениями Л. Н. Толстого. Назовите книги, которые вы видите на выставке. (Ученики называют фамилию автора и заглавие.) какую книгу мы выбрали для чтения сегодня? («Рассказы о детях».)

III. Введение в книгу.

Рассмотрите книгу и определите ее примерное содержание и тему. Для этого сначала рассмотрите обложку, назовите все ориентиры: автор, заглавие, художник, издательство. Как вы думаете, в книге будет одно произведение или несколько? Какие произведения по жанру будут входить в книгу? (Рассказы, были, басни.)  давайте рассмотрим книгу и определим, чем в ней будут заниматься герои? Подведите итоги рассматривания.

Учитель вешает на доску карточки с названиями произведения.

Докажите, что вам знакомо это произведение. Коротко расскажите, какие чувства пережил Ваня и мы вместе с ним, когда читали быль «Котенок». Какие слова доказывают нам это? (Стыд – покраснел, страх – побледнел, раскаяние – заплакал.) Как вы понимаете значение слова быль? (Случай из жизни.) о чем произведение «Котенок»? (Мальчик спас котенка от собаки.) Можно ли поступок мальчика назвать героическим? (Мальчик не успел обдумать свой поступок, но его сердце подсказало, что беззащитного надо спасать.) Подберите синоним к слову героизм. (Бесстрашие.)

IV. Подготовка к чтению нового произведения.

У нас в книге есть произведение, с которым мы еще не знакомы. Как оно называется? («Девочка и грибы».) Откройте книгу. Какое по жанру это произведение? (Быль.) Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о чем будет текст, что случилось? (На иллюстрации мы увидели огромный паровоз, страшный дым, маленькая девочка машет руками.)

Затем учитель проводит словарную работу.

В тексте встретятся слова, которые требуют нашего внимания. Прочитайте их шепотом. А потом прочитайте их вслух орфоэпически, с нужным ударением.

На доске записаны слова:

насыпь         не шевелится

что               проезжающие

свистала     ничего

V.  Первичное знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.

Мы предположили, о чем пойдет, теперь давайте проверим, правильно ли мы догадались. Примите позу читателя и помните, что, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать. Будем читать по частям.

После чтения первой части учитель проводит беседу.

С кем из героев мы уже познакомились? Что делали девочки? Какую ошибку совершили девочки? (Пошли через рельсы.) Быль называется «Девочка и грибы», а оказывается, в произведении не одна, а две девочки. интересно, почему автор так назвал быль? Давайте прочитаем дальше и узнаем.

По ходу чтения второй части учитель задает вопросы.

Какое слово нам подсказывает, что что-то случилось? (Вдруг.) Какое чувство появилось у вас? (Волнение.) Мы переживаем за девочку. Как вы думаете, что случится дальше? Как засвистел машинист? (Изо всех сил.) Почему девочка не бросила грибы? (Наверное, была маленькая и не догадалась.) Что делала старшая девочка? (Кричала, плакала.) Куда побежал кондуктор и зачем? (Он побежал в конец поезда, чтобы увидеть, что стало с девочкой.) Что хочется сказать после чтения такого произведения? (Мы очень рады, что так все хорошо закончилось.)

VI. Физкультминутка.

VII. Повторное чтение произведения.

Я поняла, что вы хорошо поняли произведение. Будем мы его перечитывать? Если будем, то зачем? (Вдруг мы опустили что-то важное, а может быть, будем искать ключевые слова или отрабатывать выразительное чтение.) Найдите в тексте главные слова и предложения, которые помогут прочитать его выразительно. Определите, сколько в тексте частей.

Затем учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Прочитайте ту часть текста, которую можно назвать «Все тихо».
  2. Читая какое предложение, вы начали волноваться?
  3. Найдите предложение, которые надо читать быстро и с тревогой.
  4. Определите, о чем я говорю: «Катастрофа». Найдите в тексте предложения, описывающие катастрофу.
  5. Прочитайте тихим голосом два последних абзаца и расскажите, о чем автор не написал. Как же удалось спастись девочке?

VIII. Обобщение полученных предложений.

Можно ли сказать, что девочка совершила героический поступок? (Нет.) Как же можно назвать этот поступок? (Девочка проявила легкомыслие.) Легкомыслие – это беззаботность души, отсутствие порядка в мыслях и чувствах. Почему художник нарисовал паровоз огромным, а девочку маленькой? (Паровоз изображен

как угроза для жизни, напоминание нам, что вести себя надо благоразумно.) Какие предложения мы прочитаем с радостью? Почему нам радостно? (Девочка догадалась, как спастись.) Итак, читая текст, мы увидели четыре картины и пережили четыре чувства.

Учитель вывешивает на доску карточки со словами:

 Все тихо.           Опасность.           Катастрофа.           Спасение.

Какие чувства мы испытали во время чтения? (Спокойствие. Волнение. Страх. Радость.) Давайте прочитаем текст так, чтобы слушатели тоже могли испытать эти чувства.

IX. Итог урока.

Чему научила вас быль Л.Н. Толстого «Девочка и грибы»? (Быль «Девочка и грибы» научила нас не совершать легкомысленных поступков.) Рассказы Л.Н. Толстого простые и мудрые, как сама жизнь. Они согревали своей энергией не одно поколение людей, делая их мудрее. Дома постарайтесь прочитать эту быль  своим родителям так, чтобы и они смогли испытать четыре чувства: спокойствие, волнение, страх, радость.

  • Рассказ кот в сапогах составить план
  • Рассказ косцы бунин читать
  • Рассказ кортик рыбакова читать
  • Рассказ костя плюс ника
  • Рассказ кортик читать полностью