Рассказ костер джек лондон

История создания рассказ костр 1908 был написан в период творческого расцвета джека лондона и напечатан в сборнике потерявший лицо. литературное

История создания

Рассказ «Костёр» (1908) был написан в период творческого расцвета Джека Лондона и напечатан в сборнике «Потерявший лицо».

Литературное направление и жанр

Джек Лондон – американский писатель реалистического направления. Рассказ «Костёр» развивает северную тематику в его творчестве. Описание противостояния человека и природы на суровом Севере требует определённой доли натурализма, но это не самоцель писателя. Для реалиста важны причинно-следственные связи, его интересуют психология героя, мотивы его поступков, внутренние источники сил для сопротивления.

Тема, основная мысль, проблематика

Тема рассказа – противостояние человека и суровой северной природы. Основная мысль не лежит на поверхности. В борьбе человек погибает, но погибает достойно, как сильный противник. Причина его гибели в том, что он переоценил свои человеческие возможности. Царя природы погубило противостояние с природой, к которой нужно было приспособиться. Важным образом для раскрытия этой идеи становится образ собаки, которая, будучи частью природы, не противостоит ей, да и человека воспринимает как одну из природных сил.

Проблема рассказа – это проблема физической и психологической выносливости человека. Джек Лондон поражается тому, что человек, слабое физически существо, на жизнь которого влияет понижение температуры на лишних 10 градусов, всё же рискует сразиться со «сплошной белизной» Севера.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит в Заполярье в конце зимы. Это становится понятным, потому что герой знает, что через несколько дней солнце, которое давно уже не поднималось, впервые покажется за горизонтом. Автор подробно и географически точно описывает местность, где происходит событие, дорогу, проложенную по руслу реки Юкон.

Автор описывает один день из жизни героя, последний его день. Человек собирался пройти в обход тот путь, который его товарищи совершили через перевал. Поступок героя имел практический смысл: он должен был проверить, можно ли весной переправить сплавной лес с островов на реке.

Герой оказывается в поле зрения читателя в 9 утра. Он собирается дойти до лагеря к шести вечера, когда уже стемнеет. Человек не отклоняется от маршрута, делая 40 миль в час, по руслу ручья Гендерсона собирается дойти до развилины и позавтракать там припасёнными бутербродами.

И в тот момент, когда читатель почти успокаивается и надеется, что беспечный герой всё-таки дойдёт, для читателя открывается новая опасность: в насквозь промёрзшем ручье есть родники, так что вода перемежается со льдом, а под снегом родник незаметен. Но можно провалиться и промочить ноги, «а промочить ноги в такую стужу не только неприятно, но и опасно».

Герой несколько раз счастливо избегал ловушек, а однажды заставил идти вперёд собаку. Дойдя до развилины ручья, герой убедился, что коченеет. С помощью разведённого костра «он перехитрил мороз хотя бы на время».

После развилины «случилась беда»: человек провалился и промочил ноги. Сначала этот факт вызывает в нём только досаду: придётся опоздать на час, потому что в такой мороз нужно развести костёр и высушить ноги. Когда человеку удаётся развести костёр, он понимает, что спасён. Читатель вздыхает с облегчением. Но случается новая беда: костёр, разведённый под елью, засыпает снегом. С этого момента надежды для героя не остаётся: «Человеку стало страшно, словно он услышал свой смертный приговор».

Герой сразу смиряется с тем, что пальцы на ногах спасти уже не удастся. Сцена повторного разведения костра описана очень подробно. Автор вглядывается в каждую травинку, которую подкладывает в огонь герой. Но из-за потери чувствительности пальцев человеку не удаётся подержать зажжённое слабое пламя: «Податель огня не выполнил своей задачи».

Кульминационная сцена борьбы обезумевшего человека с собакой, которую он хотел убить, чтобы погреть руки в её тёплом теле, показывает, что собака как часть природы всё равно победит.

Человек решил бежать до лагеря, борясь с мыслями о смерти, но «мороз брал верх над ним». Смирившись, человек принял смерть достойно, «погрузился в такой сладостный и успокоительный сон, какого не знавал за всю свою жизнь».

Герои рассказа

У героя рассказа нет имени. Он называется просто «человек». Но это не значит, что человека читатель видит с точки зрения собаки. Рассказчик в рассказе скорее подобен высшей силе, наблюдающей за попытками человека достичь своей цели. От этого проницательного рассказчика не скрыты ни мысли, ни чувства, ни мотивы поступков героя. Он всё видит, но ни во что не вмешивается. От рассказчика читатель узнаёт, что настоящая температура – не 50, а 75 градусов ниже нуля.

Путешествие героя в одиночестве можно считать недалёким, глупым или дерзким поступком. Но причина такого поведения в том, что герой был новичком в этой стране и «на свою беду, не обладал воображением». Поэтому он и умер, что не смог себе представить, что мороз ниже 50 градусов делает с человеком, какая мучительная смерть его ждёт.

Такая особенность воображения героя не равнозначна его глупости. Наоборот, «он зорко видел и быстро схватывал явления жизни, но только явления, а не их внутренний смысл». Герой – человек рациональный, привыкший доверять только своему разуму и своим рассуждениям. Потому он и не пользуется своей интуицией, чутьём, которое дано вместо разума собаке. Его не пугают страшные погодные предзнаменования, то, что плевок замерзает не на снегу, а в воздухе. Следующим предупреждением становятся немеющие нос и скулы, которые человек машинально растирает всю дорогу.

Человека пугает не столько то, что его рука без рукавицы через минуту закоченела, сколько то, что он перестаёт чувствовать пальцы рук и ног, ведь это признак обморожения.

Смерть подкрадывается к герою постепенно, автор использует для приём градации, чтобы рассказать о постепенном обморожении. Вот человек уже не может владеть своими руками, они болтаются отдельно от него. А вот чувствует себя Меркурием, летящим над землёй, потому что ноги потеряли чувствительность.

Герой имел опыт переходов при морозе 50 и 55 градусов. Он рассчитал время перехода, скорость движения, он хорошо знал маршрут (движение по ручью Гендерсона, завтрак в развалинах).

Казалось, герой предвидел всё. Он взял с собой завтрак (пропитанные жиром лепёшки, переложенные толстыми ломтями поджаренного сала), спрятал его под рубашку, чтобы не замёрз. Герой защитился от мороза рукавицами, наушниками, мокасинами и толстыми носками, был одет в меховую куртку.

Чем большей опасности подвергается герой, тем чаще вспоминает старика с Серного ручья, который не советовал в морозы выходить в одиночестве. Герой убеждается в правоте старика: «Никогда не нужно быть слишком уверенным в себе».

Внешность героя описывается как бы между делом, позже, чем его одежда. У него густые усы и борода, широкие скулы. Внешность героя интересует рассказчика только с точки зрения пользы для борьбы с морозом. Она даётся в противопоставлении с собачьей приспособляемостью к суровым северным условиям. Если у собаки от дыхания морда покрыта инеем, то у человека появляется мешающий ему «намордник изо льда», «ледяная борода, плотная и жёлтая, как янтарь» — дань, которую платили «все, жующие табак».

Собака – полноценный герой рассказа. Рассказчик впервые упоминает о ней как бы между делом. Сам человек собаки будто не замечает.

Собака прекрасно приспособлена к морозу. Это собака местной породы, «рослая, с серой шерстью», очень похожая на волка и внешним видом, и повадками. Инстинкт предостерегал её от дальних переходов. Описание внешности животного говорит о том, что оно угнетено: она идёт за человеком понуро, потом покорно плетётся за человеком, опустив хвост. Автор раскрывает чувства, ощущения, желания собаки: её охватывает смутное чувство страха, она ждёт, что человек разведёт костёр, она жаждет огня или зарыться в снег и переждать лютый мороз.

Отношения человека и собаки нельзя назвать партнёрскими. Собака не друг человеку, да и человек ей не друг: «Она была его слугой, его рабом  и никогда не видела от него ласки». Крики человека напоминают ей удары бича. Человек пинками подгоняет животное на опасное место, чтобы проверить прочность льда. Но он же помогает собаке избавиться от льда между когтями передних лап, погрузившихся в воду. Для человека собака – всего лишь средство. Он не задумываясь собирается её убить, чтобы отогреть руки. В его бессильных объятьях символический смысл: природе нужно не противостоять, а приспосабливаться к ней, договариваться с ней.

По мере проигрыша морозу человек всё больше завидует собаке, «которой было тепло и надёжно в её шкуре». И всё-таки собака оказывается лучше человека. Она уходит к другим подателям корма и огня только после того, как чувствует запах смерти.

Художественные особенности

Рассказчик пристально наблюдает за своим героем. Он передаёт повторяющиеся, циклические мысли героя с помощью повторяющихся слов. Например, в первом предложении день дважды называется холодным и серым.

Противостояние человека и природы на протяжении рассказа подчёркивается мелкими деталями, которые показывают усиление этого противостояния (приём градации). Например, ледяной намордник, как будто надетый природой, чтобы обуздать человека, сначала не мешает ему, потом не даёт разговаривать, как бы лишая человеческой сущности, но в критической ситуации не позволяет взять зубами спичку.

Пейзаж рассказа апокалипсический при полной реалистичности: «Горб земного шара заслонял солнце от человека, который шёл, не отбрасывая тени». На фоне этого пейзажа события совершаются медленно, они монотонны. Таковы же и мысли героя. Это постоянно повторяющиеся мысли о пути, о морозе, о старике, предостерегавшем от дальних путешествий.

  • «Любовь к жизни», художественный анализ рассказа Джека Лондона

  • «Мартин Иден», художественный анализ романа Джека Лондона

  • «Любовь к жизни», краткое содержание рассказа Джека Лондона

  • «Мартин Иден», краткое содержание романа Джека Лондона

  • Джек Лондон, краткая биография

  • «Белый Клык», краткое содержание по главам повести Джека Лондона

  • «Белое Безмолвие», анализ рассказа Джека Лондона

  • «Белый Клык», анализ повести Джека Лондона

  • «Закон жизни», анализ рассказа Джека Лондона

  • «Бурый волк», анализ рассказа Джека Лондона

  • «Зов предков», анализ повести Лондона

  • «Зов предков», краткое содержание по главам повести Лондона

  • «Бурый волк», краткое содержание рассказа Джека Лондона

По писателю: Лондон Джек

Тема. Джек Лондон. «Жажда жизни». Описания
природы и их роль в тексте.

Значение названия рассказа

Цель: учить анализировать роль пейзажа и
художественных деталей, построение произведения; воспитывать любовь к

общечеловеческих ценностей; развивать
творческие способности учащихся, умение внятно читать, пересказывать.

Оборудование: портрет писателя, выставка его
книг, иллюстрации.

Течение урока

И. актуализация опорных знаний.

Литературный диктант

1. Джек Лондон писатель:

а)американский; б) английский; в)ирландский.

2. Настоящее имя Джека Лондона:

а)Джек Лернер; б)Джон Гриффит; в)Джон Джордон.

3. Когда герой выбросил все золото, то все же
оставил при себе:

а) клунок, ведерко, шапку;

б) укрывало, ведерко, ружье;

в) нож, куртку, сапоги.

4. «Он и сам испугался этого загадочного
существа, которое стояло прямо и не боялось его. Он стоял

, как статуя, пока опасность миновала». О ком
идет речь?

а) героя и медведя;

б) волка и героя;

в) героя и ученых с китобойного судна.

5. Чего герой боялся больше , чем умереть от
голода:

а) замерзнуть от холода;

б) укрыть своими костями землю и мох;

в)умереть лютой смертью до того, как голод
вб»есть в нем стремление жить.

6. Под конец 5 –го дня до корабля осталось
еще:

а) 5 миль;

б) 7 миль;

в) 10 миль.

7. События какого периода истории Америки
описанные в рассказе Д.Лондона «Жажда к жизни»:

а) «золотая лихорадка » на Аляске;

б) объединение всех штатов Америки в единое
государство;

в) изгнание индейцев с их земель.

8. В произведении Д. Лондона «Жажда к жизни»
звучит идея:

а) терпение и труд все перетрут;

б) веры в человека;

в) борьбы за свободу.

9. Какие события в жизни Д. Лондона стали
толчком к написанию рассказа «Жажда

жизнь»:

Kolizanka

а) рассказы друзей — золотоискателей;

б) сообщения из газет;

в) богатый собственный жизненный опыт.

10. О каких чертах характера главного героя мы
можем говорить:

а) уныние, себялюбие, зависть, упрямство;

б)смелость, терпение, упрямство, жизнелюбие;

в)эгоистичность, упрямство, злорадство,
зависть.

11. Что не бросил в дороге Билл до последней
минуты своего

жизнь:

а) золото; б)ружье; в) теплая одежда.

12. Определите идею рассказа «Жажда жизни»:

а) человек бросает вызов смерти и побеждает
ее;

б) надо жить в гармонии с природой;

в)золото дороже жизни.

Задача. Наполните рыбками аквариум – что
помогло

герою выжить в экстремальной ситуации.

II. Объявление темы и цели урока.

Просмотр видео «Аляска».

• Демонстрация фотографий пейзажей Севера
Америки.

* Беседа по вопросам.

— Как называется описание природы в
художественном произведении?

— Какие существуют разновидности пейзажа ?

— Найдите в рассказе и прочитайте, описания
природы,

созданные Джеком Лондоном.

— Как влияет природа на главного героя
рассказа Джека

Лондона?

(Оставшись без помощи, герой чувствует, что он
одинок не

лишь в этой холодной пустыне, он одинок во
Вселенной. Описания природы подчеркивают

беспомощность героя, безысходность его
положения: «Невеселая картина. Со всех сторон, вплоть до

горизонта, однообразная пустыня, невысокие,
пологие холмы. Ни деревца, ни кустика, ни травинки

— ничего, кроме бескрайней страшной пустоши; в
его глазах блеснул страх». Природа не

просто враждебна человеку — он к ней
равнодушен, и это особенно пугает, поскольку человек

чувствует себя вычеркнутой из жизни).

Беседа.

— Какой рельеф вы представляли во время чтения
рассказа?

— Каков климат местности, по которой шел
герой?

— Что вы можете сказать о естественной зоне,
описанной в рассказе? (Тундра и лесотундра —

территория, открытая для свободного
проникновения воздушных масс с Северного Ледовитого

океана. Плюс к этому — низкие средние
температуры лета и зимы, плюс большое количество

озер, рек, ручьев. Итак, почва насыщена
влагой, но из-за низких температур она

оттаивает в летний период только на несколько
десятков сантиметров-от 10 до 30 см. А на

остальной территории-вечная мерзлота).

Волки приходят сюда лишь летом на совсем

короткое время.

Работа в группах. Воспроизведите воображаемую

разговор волка с героем.

Работа с текстом.

— Как в рассказе обрисовывается Северная

природа? Найдите ее описание в произведении.
Которой на

фоне этой природы предстает человек?

(Обратите внимание на то, как автор

отделяет каждый день описанием состояния

солнца. Каким образом Джек Лондон через

описания природы подчеркивает эмоциональное
состояние

героя?)

1) вечер, начало повествования: «возле
горизонта дотлевало солнце, едва проглядывая сквозь

завесу тумана и мглы, что налегали на
землю…»

«…солнце садится на северо-западе…»

«…тусклый круг солнца медленно скрывалось на
северо-западе…» — герой остается

один, Уил покидает его. Ужасается одиночеству.

Дотлевающее, тусклое солнце-одиночество.

Природа: «невеселая картина. Со всех
сторон, вплоть до горизонта, однообразная пустыня, холмы все

пологие и низкие. Ни деревца, ни кустика, ни
травинки — ничего, кроме бескрайней страшной

пустоши; и в глазах вдруг проблеснул страх».

Вывод. Одиночество героя подчеркивается
созданием образа северной пустыни, 

вызывает в душе героя страх.

День первый: «Солнце взошло на северо-востоке
— по крайней мере там рассвело, ибо солнце

скрывалось за толщей Сизых облаков».

«Небо тоже было серое. А на небе ни
солнца, ни даже проблеска сония».

Солнце прячется, ни проблеска его нет —
неизвестность, сомнения в своих силах.

Природа: «нигде ни деревца, ни
кустика-именно только море мха, среди которого разбросано

серые скалы, серые озерца и серые ручьи».

Выводы. Господство серого цвета и вокруг и в
душе героя создается нагнетанием

серого. Серый-неопределенность.

День второй: «Солнца не было. Земля и
небо стали еще серее, даже темнее»»

«Солнце подсушило кустики мха, и он
погрелся, выпив кипятка».

Солнца нет-все серое, холодно.

Природа: «веял холодный ветер, и первый
снег побелил сливки бугров… воздух наполнился

белой гущей. Начал падать мокрый лапатый снег.
Сначала он таял, едва касаясь

земли, но все снегопад густел, и в конце
концов снег укрыл землю сплошным завоем,

погасил костер и замочил запас мха».

Выводы. Обострение ощущения холода,
одиночества, безнадежности.

День третий:»…утром, размышляя
благоразумнее, он развязал кожаную шворку, что ею

засупонював лосячу котомку. Из нее полился
желтый поток зернистого золотого песка и

самородков. Он разделил золото надвое: одну
половину, завязав ее в ломоть укрывала,

спрятал у примитивного выступа, вторую сгреб
обратно в сумку».

Солнце не упоминается — начинается борьба за
жизнь. Отдал золото (сначала половину,

потом еще половину «…оставил себе только
кусок укрывала»).

Природа: без описания.

Вывод. Герой не ищет солнце, автор не
акцентирует на состоянии природы.

День четвертый:»опять туман». Под вечер:
«он пришел в себя, лежа лицом вверх на

каменном выступе. Грело яркое солнце».

Солнце яркое — герой увидел корабль.

Природа: без описания.

Вывод. Появилась надежда. Солнце-жизнь.

День пятый: «взошло яркое солнце…
Погода стояла чудесная…»

Солнце яркое-герой спасен.

Природа: без описания.

Выводы. Джек Лондон позволяет своему персонажу
увидеть яркое солнце, лишь

испытав его на мощь в борьбе за жизнь.

Сравните описания природы с эмоциональным
состоянием героя.

III. Рефлексия.

Вывод. Анонимность главного героя повествовали
«жажда жизни» связана с идеей

произведения: сохранение достоинства,
человеческой сущности при экстремальных условиях, победа человека

над жизненными обстоятельствами, над собой, на
смертью. Главный герой остается

Человеком. Описания окружающей среды в
рассказе «жажда жизни» создают эмоциональный фон к

событий произведения, обостряют силу конфликта
мог человеком и природой.

Заключительное слово учителя.

Герой Джека Лондоне-победитель. Это
мужественный человек, который не теряет человеческой

сущности в любых ситуациях. Даже любовь к
жизни не смогла его принудить

уничтожить человеческие чувства, Он борется за
жизнь почти бессознательно.

Именно «…жизнь, которая еще теплилась в нем,
гнала его вперед». Сила

духа мужество, воля к жизни-отличительные
черты героев Джека

Лондона, благодаря которым писатель стал одним
из

самых любимых среди читателей.

IV. Домашнее задание.

Начать читать роман «Хижина дяди
Тома».

Составить рассказ сумочки с золотом о своем
владельце*.

Àëåêñàíäð Êóïðèí.
Çàìåòêà î Äæåêå Ëîíäîíå

   Êàê ýòî íè ñòðàííî, íî â Àìåðèêå, â ñòðàíå øòàìïà, äåëîâûõ ëþäåé è áåçäàðíîñòåé, ïîÿâèëñÿ íîâûé ïèñàòåëü — Äæåê Ëîíäîí. Ñóäÿ ïî åãî áèîãðàôèè, äîâîëüíî íåñâÿçíî ïåðåäàííîé ïåðåâîä÷èöåé, îí ñàì áûë ðàáî÷èì â ïðèïîëÿðíîì Êëîíäàéêå, ñòàëî áûòü, ðûë çåìëþ, äîáûâàë çîëîòî è äðóæèë èëè ññîðèëñÿ ñ âûìèðàþùèìè èíäåéñêèìè ïëåìåíàìè.

   È ýòèì áèîãðàôè÷åñêèì ÷åðòàì íåâîëüíî âåðèøü, êîãäà ÷èòàåøü ðàññêàçû òàëàíòëèâîãî ïèñàòåëÿ.  íèõ ÷óâñòâóåòñÿ æèâàÿ, íàñòîÿùàÿ êðîâü, ãðîìàäíûé ëè÷íûé îïûò, ñëåäû ïåðåíåñåííûõ â äåéñòâèòåëüíîñòè ñòðàäàíèé, òðóäîâ è íàáëþäåíèé. Ïîòîìó-òî ýêçîòè÷åñêèå ïîâåñòè Ëîíäîíà, îáëå÷åííûå âåÿíèåì èñêðåííîñòè è åñòåñòâåííîãî ïðàâäîïîäîáèÿ, ïðîèçâîäÿò òàêîå ÷àðóþùåå, íåîòðàçèìîå âïå÷àòëåíèå. Ýòîò àìåðèêàíåö ãîðàçäî âûøå Áðåò-Ãàðòà; îí ñòîèò íà îäíîì óðîâíå ñ Êèïëèíãîì — ýòèì óäèâèòåëüíûì áûòîïèñàòåëåì çíîéíîé Èíäèè. Åñòü ìåæäó íèìè, íå êàñàÿñü òîíà, ñòèëÿ è ìàíåðû èçëîæåíèÿ, è åùå ðàçíèöà: Ä. Ëîíäîí ãîðàçäî ïðîùå, è ýòà ðàçíèöà â åãî ïîëüçó.

   Ïîêàìåñò ó íàñ åñòü òîëüêî äâà òîìà åãî ðàññêàçîâ: «Áåëîå áåçìîëâèå» è «Çàêîí æèçíè». «Áåëîå áåçìîëâèå» — ýòî òðóäíî ñêàçàòü ÷òî: ïîâåñòü èëè ïîýìà èç æèçíè çîëîòîèñêàòåëåé â Êëîíäàéêå, ãäå ñîâåðøàþòñÿ ïåðååçäû â òûñÿ÷ó âåðñò íà ñîáàêàõ è íà îëåíÿõ, ïðè ìîðîçå â øåñòüäåñÿò ãðàäóñîâ, ãäå ÷åëîâå÷åñêàÿ æèçíü ïî÷òè íè âî ÷òî íå ñ÷èòàåòñÿ, ãäå äàæå ñëó÷àéíî ñêàçàííîå ñëîâî äåðæèòñÿ êðåïêî, êàê çàêîí.

   Îäèí èç ñàìûõ î÷àðîâàòåëüíûõ åãî ðàññêàçîâ çàêëþ÷àåòñÿ â ïðîñòîé, íåñëîæíîé è î÷åíü èçÿùíîé ôàáóëå: äâà çîëîòîèñêàòåëÿ — àíãëè÷àíèí è èðëàíäåö — ïîññîðèëèñü èç-çà ïóñòÿêîâ. Ðåøèëè ñòðåëÿòüñÿ. Íî ñòàðûé, îïûòíûé ÷åëîâåê, íà ðóêàõ êîòîðîãî, âåðîÿòíî, çàïåêëîñü ìíîãî ÷åëîâå÷åñêîé êðîâè, íå ïîçâîëÿåò òîâàðèùàì äåëàòü ýòîãî. È îí ïðèáåãàåò ê î÷åíü ïðîñòîìó è îñòðîóìíîìó ðåøåíèþ. Îí ãîâîðèò:

   — Ñòðåëÿéòåñü, íî êòî èç âàñ îñòàíåòñÿ æèâûì, òîãî ÿ çàñòðåëþ.

   À ñëîâî ýòîãî ÷åëîâåêà áûëî èçâåñòíî âî âñåé îáëàñòè íà ïðîòÿæåíèè äåñÿòêîâ òûñÿ÷ âåðñò è äàæå ñðåäè èíäåéñêèõ ïëåìåí. Ê ñ÷àñòüþ, èìïðîâèçèðîâàííàÿ äóýëü ðàçîøëàñü.

   Íî êîãäà òîâàðèù ýòîãî àðáèòðà ñïðîñèë åãî íà óõî: «À â ñàìîì äåëå, çàñòðåëèë áû òû åãî?» — òîò îòâåòèë: «Ïðàâî, ÿ ñàì íå çíàþ».

   ß âûáðàë íàóäà÷ó ïåðâûé ïîïàâøèéñÿ ðàññêàç Äæåêà Ëîíäîíà. Íî âcå îíè â òîì æå òîíå è â âåñåëîì, áåççàñòåí÷èâîì ñîäåðæàíèè.

   Ïðèâåäó âêðàòöå ñîäåðæàíèå è äðóãîãî ðàññêàçà èç ïåðâîãî òîìà — «Áåëîå áåçìîëâèå», ïî çàãëàâèþ êîòîðîãî íàçâàí è âåñü òîì. Äâà çîëîòîèñêàòåëÿ è æåíà îäíîãî èç íèõ, ìåòèñêà-ïîëóèíäèàíêà, ñîâåðøàþò ãåðîè÷åñêè òÿæåëûé ïóòü íà ñîáàêàõ ÷åðåç âåñü ìàòåðèê. Äî áëèæàéøåãî æèëüÿ íì îñòàëîñü íåñêîëüêî ñîòåí âåðñò. Ïðèïàñû íà èñõîäå, äà è òå ðàñõèùàþò ñîáàêè, äî òàêîé ñòåïåíè îçëîáëåííûå ãîëîäîì è íåïîñèëüíûì òðóäîì, ÷òî èõ ïðèõîäèòñÿ ïîä÷èíÿòü ñåáå, êàê äèêèõ çâåðåé. Âîêðóã ïóòíèêîâ ñíåã è òèøèíà— «áåëîå áåçìîëâèå». È âîò îäíîãî èç òîâàðèùåé— æåíàòîãî — ïîñòèãàåò ðîêîâîå íåñ÷àñòèå. Íà íåãî ïàäàåò ñòîëåòíÿÿ ñîñíà è ïðèäàâëèâàåò ê çåìëå, ðàçäðîáèâ åìó ïîçâîíî÷íèê. Íàïðàñíî îí óïðàøèâàåò ñâîèõ ñïóòíèêîâ îñòàâèòü åãî íà ïðîèçâîë ñóäüáû, ïîòîìó ÷òî ïðèïàñû èäóò ê êîíöó. Îíè îñòàþòñÿ ïðè íåì öåëûå ñóòêè, äî åãî ïîñëåäíåãî âçäîõà. Ñàìàÿ ñìåðòü åãî ïðîñòà, òðîãàòåëüíà è, íåñìîòðÿ íà ñòðàøíûå ìó÷åíèÿ, ãåðîè÷åñêè ñïîêîéíà. Äëÿ òîãî ÷òîáû âîëêè íå ñîæðàëè òðóïà, åãî òîâàðèù ïðèáåãàåò ê ñòàðîìó, íî íåîáû÷íîìó äëÿ íàñ ñïîñîáó ïîõîðîí. Îí ñâÿçûâàåò äâå âåðõóøêè äåðåâüåâ è ïðèêðåïëÿåò ê íèì òðóï ñâîåãî äðóãà. Çàòåì îí è æåíùèíà ïðîäîëæàþò ïóòü. «Çàêîí æèçíè» — ýòî èñòîðèÿ âûìèðàíèÿ èíäåéñêèõ ïëåìåí ïîä íàòèñêîì àìåðèêàíñêîé, èëè, âñå ðàâíî, êàê åå òàì íàçâàòü, åâðîïåéñêîé êóëüòóðû.

   Âñÿ äóøà è âñå ñåðäöå Ëîíäîíà íà ñòîðîíå ýòèõ âûìèðàþùèõ äèêàðåé — ãîñòåïðèèìíûõ, êðîòêèõ, âîèíñòâåííûõ, òåðïåëèâî ïåðåíîñÿùèõ âñÿêóþ áîëü, âåðíûõ â äðóæáå, íî íå ñòåñíÿþùèõñÿ ñúåñòü òðóï ñâîåãî îòöà.

   Íî ñïîêîéíûé óì åâðîïåéöà íåâîëüíî çàñòàâëÿåò åãî ñèìïàòèçèðîâàòü çàâîåâàòåëÿì ýòîé óäèâèòåëüíîé è ñîâñåì ñâîåîáðàçíîé ñòðàíû.

   Òóò-òî Ëîíäîí íà÷èíàåò äâîèòüñÿ: â íåì ÷óâñòâóåòñÿ ôàëüøü, èñõîäÿùàÿ íå èç ñåðäöà, à îò åâðîïåéñêîãî óñëóæëèâîãî óìà.

   È òåì íå ìåíåå â ýòîì òîìå åñòü ïðåêðàñíûå, ìóæåñòâåííî-æåñòîêèå, óäèâèòåëüíûå ðàññêàçû. «Çàêîí æèçíè», íåñîìíåííî, ëó÷øàÿ âåùü. È êàê îíà ïðîñòà ïî ñîäåðæàíèþ!

   Èíäåéñêîå ïëåìÿ óõîäèò íà íîâûå ìåñòà. Îñòàåòñÿ îäèí ëèøü äðÿõëûé ñòàðèê. Åãî íå áåðóò ñ ñîáîþ, îí áóäåò ïîìåõîé äëÿ îõîòíèêîâ è ëèøíèì ðòîì â ïëåìåíè. È âîò îí îñòàåòñÿ îäèí ñðåäè ñíåæíîé ïóñòûíè. Ó íåãî íåìíîãî ïèùè è êîñòåð, êîòîðûé âîò-âîò ïîãàñíåò, à êðóãîì óæå ñîáèðàþòñÿ âîëêè. Íî ó ñòàðèêà íåò íè ñòðàõà, íè çëîáû, íè ñîæàëåíèÿ. Ýòî çàêîí æèçíè,— ãîâîðèò îí. Òàê æå è îí ñàì, áóäó÷è êîãäà-òî âîæäåì, ïîñòóïàë ñ áîëüíûìè è ñòàðèêàìè. Çàêîí æèçíè! Ìåä- ëåííî, øàã çà øàãîì, ïåðåáèðàåò îí âñþ ñâîþ æèçíü… Íàêîíåö êîñòåð òóõíåò…

   Òàêîâ â áîëüøèíñòâå ðàññêàçîâ ýòîò îðèãèíàëüíûé è ÷ðåçâû÷àéíî òàëàíòëèâûé ïèñàòåëü, çàâîåâûâàþùèé ñåáå ìèðîâóþ èçâåñòíîñòü.  Ðîññèè îí ìàëî çíàêîì, ïîòîìó ÷òî åãî ìàëî èëè ëåíèâî ïåðåâîäÿò. Ãëàâíûå åãî äîñòîèíñòâà: ïðîñòîòà, ÿñíîñòü, äèêàÿ, ñâîåîáðàçíàÿ ïîýçèÿ, ìóæåñòâåííàÿ êðàñîòà èçëîæåíèÿ è êàêàÿ-òî îñîáåííàÿ, ñîáñòâåííàÿ óâëåêàòåëüíîñòü ñþæåòà.

——————————————————

   «Ñèíèé æóðíàë», 1911, 21 ìàÿ, No 22.

   

   

   

   

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ произведения Джека Лондона «Любовь к жизни». Автор запомнился читателям такими книгами, как «Мартин Иден», «Сердца трех» и «Белый клык». Но его репертуар намного шире, и большинство произведений наши соотечественники не знают. Исправим это и ознакомимся с лучшими образчиками литературного искусства хотя бы в сокращении. Сюжет не заменит оригинала, но хотя бы вдохновит читателя узнать больше. Приятного просвещения!


(927 слов) Два путника совершенно выбились из сил, шагая по безлюдной местности с тяжелыми рюкзаками на плечах. Один из них уже высказал невеселую мысль о двух патронах, которые надо бы оставить, ведь ситуация казалась безвыходной. Они переходили ледяную реку, когда один отстал, спотыкнулся и, немного подумав, сказал товарищу по имени Билл, что вывихнул ногу. Но Билл не оглянулся и уже перешел реку. Напарник крикнул еще раз. Билл ушел дальше и скрылся. Тогда герой достал часы и подумал, что делать. Он был на Полярном круге, недалеко от Ледовитого океана, где даже в июле было холодно. Ему стало страшно, и он шептал имя ушедшего друга. Из оцепенения его вывел стук ружья, упавшего в реку. Путник перераспределил вес котомки на другое плечо и, хромая, двинулся к берегу. Он пошел вслед за Биллом, его одолевал страх, ведь посреди северной пустыни никого уже не было. Путешественник думал, что скоро доберется до их общего тайника, где есть немного припасов и снасти для рыболовства. Он был голоден и мечтал о возвращении на юг, где есть фактории, где не нужно заботиться о пропитании. Уже 2 дня он не ел, но еще дольше не ел досыта. Только болотные ягоды были его пищей. Но не голод пугал его, а то, что Билла нет. Думать о том, что напарник его бросил, было невыносимо. 

Он ушиб палец ноги о камень. От изнеможения он упал. Отдохнув, герой развел костер из мха и поставил котелок с водой. Дважды пересчитал спички и аккуратно их упаковал. Вместо обуви у него остались одни лохмотья, ноги кровоточили. Он перевязал их лоскутами от одеяла. Лодыжка распухла. Путник решил поспать: завел часы и укрылся одеялом. Проснувшись, он увидел оленя, пробовал прицелиться, но тот убежал. Герой с трудом выпрямился и стал собираться в путь. Он потерял ориентацию. В сборах он нащупал мешочек с золотом. Видимо, они с Биллом были золотарями.

В пути он пробовал поймать куропатку, но тщетно. Голод терзал его. Увидев лисицу с добычей, он хотел напугать ее, но и это не помогло. Зверь не выпустил еду. В отчаянии герой начал есть луковицы болотных растений. Он искал лягушек и червей, хотя ни того, ни другого на Севере не было. Увидев рыбку, он стал ловить ее, но она не поддавалась. Тогда он вычерпал лужу, но коварная рыбка ускользнула в другую, которая побольше. Потеряв надежду, он зарыдал. Выпив кипятку, который он сделал на огне, герой устроился на ночлег. Нога болела, но голод был сильнее боли. На следующий день он уже думал только о еде, но добытые ягоды и корни не насыщали. Под холодным дождем мысли его прояснились. Он направился к тайнику, вновь перевязав ноги. В одной из луж он изловчился поймать двух пескарей и съел их сырыми. Желудок уже дремал и не особо требовал еды. Но рыбки подкрепили его силы. 

После следующей ночи путник решил все же отсыпать половину золота и спрятать в тайник за видным выступом скалы, чтобы облегчить ношу. В пути он упал на гнездо куропаток. Он съел птенцов сырыми и перебил крыло матери-куропатки. В погоне за ней он увидел чужие следы. После ожесточенной погони куропатка скрылась ночью, а путник пролежал до самого утра. Голод измучил его, половина последнего одеяла ушла на обмотки. В пути он выбросил уже другую часть золота, а затем и последнюю, и уже просто на землю. Его преследовала мысль о последнем патроне, но его не было. Ему привиделась лошадь, но это оказался медведь. Он хотел было достать нож, но опомнился. Животное хотело атаковать, но человек не двинулся с места, и медведь передумал. Когда опасность миновала, силы оставили героя, он лег. Отдохнув, он пошел дальше и наткнулся на волков. Но они не нападали, ведь боялись людей. Рядом с их логовом он нашел обглоданные кости олененка. Он стал крошить их и жадно есть. 

Постепенно все мысли и чувства притупились. Он шел, не разбирая дороги и не думая. Однажды ему привиделись река и корабль. Он знал, что это невозможно здесь. За спиной он услышал чихание и сопение. Это больной волк лежал и умирал. Но человек вдруг убедился, что и корабль с рекой настоящие! Он вспомнил карты и понял, что отклонился от маршрута и видит китобойное судно! Он стал лихорадочно соображать, все его движения были продиктованы разумом. Он сделал кипяток и начал вставать, чтобы дойти до корабля. За ним шел волк и надеялся, что человек умрет первым. У них обоих не было сил на убийство. 

Герой шел по следам другого человека. Но вот он нашел обглоданные волками кости Билла и его кожаный мешочек с золотом. Путник обрадовался находке и засмеялся. Но он тут же одернул себя: он не возьмет это золото и не станет сосать кости, хотя Билл бы стал.  Увидев рыб в реке, он попробовал их ловить, но испугался утонуть от усталости. Теперь он уже полз на четвереньках. За ним шел волк и лизал кровавый след. Но человеку было неприятно так умереть, и он не сдавался. Даже в бреду он отгонял волка. Теперь он ясно понимал, что у него нет сил, чтобы добраться до корабля. Но он двигался, не соглашаясь на смерть. В промежутках отдыха волк лизал его, но не мог одолеть и отходил. В какой-то момент человек сжал челюсть волка, навалился на него и впился в его шею зубами. Он пил волчью кровь, а потом уснул. 

Ученые с судна увидели на берегу странное существо и решили подъехать поближе, чтобы рассмотреть его. Путник двигался как червяк, еле ползая на земле. Его забрали на судно, и через три недели он рассказал, что случилось. Он был уроженцем Южной Калифорнии.

Через месяц он уже стал толстеть и без конца интересовался, хватит ли ему еды на судне. Он клянчил у всех матросов сухари и набил ими целый матрас — вдруг голод вернётся! Но это прошло, и он вновь стал нормальным.

  • Рассказ кораблик для детей
  • Рассказ килиманджаро 5 букв сканворд
  • Рассказ клюева шагом марш читать
  • Рассказ кемпинг с мамой и другом глава 2
  • Рассказ когда сердце ошиблось