Рассказ корнея чуковского серебряный герб

04.10.2021 корней иванович чуковский имя при рождении николай корнейчуков, 19 31 марта 1882, санкт-петербург 28 октября 1969, москва

PostDateIcon

04.10.2021

Рассказ корнея чуковского серебряный герб

Корней Иванович Чуковский (имя при рождении — Николай Корнейчуков, 19 [31] марта 1882, Санкт-Петербург — 28 октября 1969, Москва) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской. Самый издаваемый в Советском Союзе и России автор детской литературы: тираж книг Чуковского за 2017 год превысил два миллиона экземпляров.

Детство

Николай Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним Корней Чуковский, родился в Санкт-Петербурге 19 (31) марта 1882 года у крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой. Его отцом был потомственный почётный гражданин Одессы Эммануил Соломонович Левенсон (1851—?), в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Брак между христианкой и иудеем законами Российской империи не разрешался, тем не менее они прожили вместе несколько лет. До Николая родилась старшая дочь Мария (Маруся). Через несколько лет после рождения сына Левенсон оставил свою незаконную семью, женился на враче Кларе Исааковне Рабинович и переехал в Баку, где открыл «Первое типографское товарищество». Мать Николая была вынуждена вернуться в Одессу.

Дом, в котором жил К. Чуковский в Одессе

Детство Николай Корнейчуков провёл в Одессе и Николаеве. В Одессе семейство поселилось во флигеле, в доме Макри на Новорыбной улице (ныне — Пантелеймоновская), № 6. В 1887 году Корнейчуковы сменили квартиру, переехав в дом Баршмана, Канатный переулок, № 3. Пятилетнего Николая отдали в детский сад мадам Бехтеевой, о пребывании в котором он оставил следующие воспоминания: «Мы маршировали под музыку, рисовали картинки. Самым старшим среди нас был курчавый, с негритянскими губами мальчишка, которого звали Володя Жаботинский. Вот когда я познакомился с будущим национальным героем Израиля — в 1888 или 1889 годах!!!». Какое-то время будущий писатель учился во второй одесской гимназии (впоследствии стала пятой). Одноклассником его в ту пору был Борис Житков (в будущем также писатель и путешественник), с которым у юного Николая Корнейчукова завязались дружеские отношения. Окончить гимназию Чуковскому так и не удалось: из пятого класса его отчислили, по его собственным утверждениям, из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб».

По метрике у Николая и его сестры Марии, как незаконнорождённых, не было отчества; в других документах дореволюционного периода его отчество указывалось по-разному — Васильевич (в свидетельстве о браке и крещении сына Николая, впоследствии закрепилось в большинстве поздних биографий как часть «настоящего имени»; дано по крёстному отцу), Степанович, Эммануилович, Мануилович, Емельянович, сестра Маруся носила отчество Эммануиловна или Мануиловна. С начала литературной деятельности Корнейчуков использовал псевдоним Корней Чуковский, к которому позже присоединилось фиктивное отчество — Иванович. После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.

По воспоминаниям К. Чуковского, у него «никогда не было такой роскоши, как отец или хотя бы дед», что в юности и в молодости служило для него постоянным источником стыда и душевных страданий.

Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца, — носили (по крайней мере, после революции) фамилию Чуковских и отчество Корнеевич/Корнеевна.

Творчество

Журналистская деятельность до Октябрьской революции

С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.

Затем в 1903 году Чуковский как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык (которому обучился самостоятельно по «Самоучителю английского языка» Олендорфа), соблазнившись высоким по тем временам окладом — издатель обещал 100 рублей ежемесячно — отправился корреспондентом «Одесских новостей» в Лондон, куда выехал с молодой женой. Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Но гонорары из России поступали нерегулярно, а затем и вовсе прекратились. Беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. Зато в Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой — прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея.

Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский поселился с семьёй на улице Базарной, № 2 и окунулся в события революции 1905 года. Чуковский оказался захвачен революцией. Он дважды посетил восставший броненосец «Потёмкин», кроме прочего приняв письма к близким у восставших моряков.

В Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели, как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. Чуковский находился под арестом 9 дней. Позже он вспоминал речь Грузенберга на судебном процессе так:

— Представьте себе, что я… ну хотя бы вот на этой стене… рисую… ну предположим, осла. А какой-нибудь прохожий ни с того ни с сего заявляет: это прокурор Камышанский. <…> Кто оскорбляет прокурора? Я ли, рисуя осла, или тот прохожий, который позволяет себе утверждать, будто в моем простодушном рисунке он видит почему-то черты уважаемого нами судебного деятеля? Дело ясное: конечно, прохожий. То же происходит и здесь. Что делает мой подзащитный? Он рисует осла, дегенерата, пигмея. И Пётр Константинович Камышанский имеет смелость утверждать всенародно, будто это священная особа его императорского величества, ныне благополучно царствующего государя императора Николая Второго. Пусть он повторит эти слова, и мы будем вынуждены привлечь его, прокурора, к ответственности, применить к нему, к прокурору, грозную 103 статью, карающую за оскорбление величества!

— Корней Чуковский. Как я стал писателем

В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне — Репино, Курортный район Санкт-Петербурга), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком, насмешливо отзываясь о модных в то время произведениях массовой литературы и популярной беллетристики: книгах Лидии Чарской и Анастасии Вербицкой, «пинкертоновщине» и других, остроумно защищал футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда были ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фотография Карла Буллы. 1914 год

В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году Русское общество для изучения еврейской жизни (председатель — граф И. И. Толстой, товарищ председателя — А. М. Пешков) выпустило книгу Дж. Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского, с приложением статей В. Е. Жаботинского и капитана И. Трумпельдора. В оригинале книга называлась так: «С сионистами в Галлиполи» («With the Zionists in Gallipoli, by Lt.-Colonel J.H. Patterson. D.S.Q.»).

После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Условия советского времени оказались неблагоприятны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.

Литературоведение

В 1908 году опубликованы его критические очерки о писателях Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других, составившие сборник «От Чехова до наших дней», выдержавший в течение года три издания.

С 1917 года Чуковский принялся за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, много раз переиздавалась, а в 1962 году Чуковский был удостоен за неё Ленинской премии. После 1917 года удалось опубликовать значительную часть стихов Некрасова, которые либо были ранее запрещены царской цензурой, либо на них было наложено «вето» правообладателями. Примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова была введена в оборот именно Корнеем Чуковским. Кроме того, в 1920-е годы им были обнаружены и изданы рукописи прозаических сочинений Некрасова («Жизнь и похождения Тихона Тросникова», «Тонкий человек» и других).

Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), чему посвящена, в частности, его книга «Люди и книги шестидесятых годов», участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.

Детские стихи и сказки

Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 году Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил». В 1923 году вышли его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище», а через год — «Бармалей».

Несмотря на то, что сказки были напечатаны большим тиражом и выдержали множество изданий, они не вполне отвечали задачам советской педагогики. В феврале 1928 года в «Правде» была опубликована статья заместителя народного комиссара просвещения РСФСР Н. К. Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского»:

Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…

Вскоре в среде партийных критиков и редакторов возникает термин — «чуковщина». Восприняв критику, Чуковский в декабре 1929 года в «Литературной газете» опубликует письмо, в котором «отречётся» от старых сказок и заявит о намерениях изменить направление своего творчества, написав сборник стихов «Весёлая колхозия», однако обещания своего не сдержит. Сборник так и не выйдет из-под его пера, а следующая сказка будет написана только через 13 лет.

Несмотря на критику «чуковщины», именно в этот период в ряде городов Советского Союза устанавливаются скульптурные композиции по мотивам сказок Чуковского. Наиболее известен фонтан «Бармалей» («Детский хоровод», «Дети и крокодил») работы видного советского скульптора Р. Р. Иодко, установленный в 1930 году по типовому проекту в Сталинграде и других городах России и Украины. Композиция представляет собой иллюстрацию к одноимённой сказке Чуковского. Сталинградский фонтан прославится как одно из немногих сооружений, уцелевших во время Сталинградской битвы.

В жизни Чуковского к началу 1930-х годов появилось ещё одно увлечение — изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти» (1933).

Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Муха-Цокотуха», вообще ничего не писал.

— Чуковский К. И. «О себе» // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 1. — 2-е изд., электронное, испр.. — М.: Агентство ФТМ, Лтд., 2013. — С. 11—12. — 598 с.

Другие произведения

В 1930-е годы Чуковский много занимался теорией художественного перевода (вышедшая в 1936 году книга «Искусство перевода» была переиздана перед началом войны, в 1941 году, под названием «Высокое искусство») и собственно переводами на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и другие, в том числе в форме «пересказов» для детей).

Начинает писать мемуары, над которыми работает до конца жизни («Современники» в серии «ЖЗЛ»). Посмертно опубликованы «Дневники 1901—1969».

В годы войны эвакуирован с семьёй в Ташкент. Младший сын Борис погиб на фронте. Как доносил НКГБ в ЦК ВКП(б), в годы войны Чуковский высказывался: «…Всей душой желаю гибели Гитлера и крушения его бредовых идей. С падением нацистской деспотии мир демократии встанет лицом к лицу с советской деспотией. Будем ждать».

1 марта 1944 года в газете «Правда» вышла статья П. Юдина «Пошлая и вредная стряпня К. Чуковского», в которой был устроен разбор изданной в 1943 году в Ташкенте книги Чуковского «Одолеем Бармалея!» (Айболития ведёт войну со Свирепией и её царем Бармалеем), и книга эта признавалась в статье вредной:

Сказка К. Чуковского — вредная стряпня, которая способна исказить в представлении детей современную действительность.

«Военная сказка» К. Чуковского характеризует автора, как человека, или не понимающего долга писателя в Отечественной войне, или сознательно опошляющего великие задачи воспитания детей в духе социалистического патриотизма.

Чуковский и Библия для детей

В 1960-е годы К. Чуковский задумал пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлёк писателей и литераторов и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным в связи с антирелигиозной позицией советской власти. В частности, от Чуковского потребовали, чтобы слова «Бог» и «евреи» не упоминались в книге; силами литераторов для Бога был придуман псевдоним «Волшебник Яхве». Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» вышла в свет в издательстве «Детская литература» в 1968 году, однако весь её тираж был уничтожен властями. Обстоятельства запрета издания позже описывал Валентин Берестов, один из авторов книги: «Был самый разгар великой культурной революции в Китае. Хунвейбины, заметив публикацию, громогласно потребовали размозжить голову старому ревизионисту Чуковскому, засоряющему сознание советских детей религиозными бреднями. Запад откликнулся заголовком „Новое открытие хунвейбинов“, а наши инстанции отреагировали привычным образом». Книга была опубликована в 1990 году.

Последние годы

В последние годы Чуковский, всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов, вместе с тем поддерживал контакты с диссидентами (Александром Солженицыным, Литвиновым, видным правозащитником была также его дочь Лидия). На даче в Переделкино, где писатель постоянно жил последние годы, он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых лётчиков, артистов, писателей, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского. В 1957 году передал в дар Переделкинскому райисполкому построенную на собственные сбережения библиотеку со всем инвентарём и библиотечным фондом.

В 1966 году подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

Скончался 28 октября 1969 года от вирусного гепатита в Кунцевской больнице. На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

Из воспоминаний Ю. Г. Оксмана:

Лидия Корнеевна Чуковская заранее передала в Правление московского отделения Союза писателей список тех, кого её отец просил не приглашать на похороны. Вероятно, поэтому не видно Аркадия Васильева и других черносотенцев от литературы. Прощаться пришло очень мало москвичей: в газетах не было ни строки о предстоящей панихиде. Людей мало, но, как на похоронах Эренбурга, Паустовского, милиции — тьма. Кроме мундирных, множество «мальчиков» в штатском, с угрюмыми, презрительными физиономиями. Мальчики начали с того, что оцепили кресла в зале, не дают никому задержаться, присесть. Пришёл тяжело больной Шостакович. В вестибюле ему не позволили снять пальто. В зале запретили садиться в кресло. Дошло до скандала.

Гражданская панихида. Заикающийся С. Михалков произносит выспренние слова, которые никак не вяжутся с его равнодушной, какой-то даже наплевательской интонацией: «От Союза писателей СССР…», «От Союза писателей РСФСР…», «От издательства „Детская литература“…», «От Министерства просвещения и Академии педагогических наук…» Всё это произносится с глупой значительностью, с какой, вероятно, швейцары прошлого века во время разъезда гостей вызывали карету графа такого-то и князя такого-то. Да кого же мы хороним, наконец? Чиновного бонзу или жизнерадостного и насмешливого умницу Корнея? Отбарабанила свой «урок» А. Барто. Кассиль исполнил сложный словесный пируэт для того, чтобы слушатели поняли, насколько он лично был близок покойному. И только Л. Пантелеев, прервав блокаду официозности, неумело и горестно сказал несколько слов о гражданском лике Чуковского. Родственники Корнея Ивановича просили выступить Л. Кабо, но когда в переполненном помещении она присела к столу, чтобы набросать текст своего выступления, к ней подошёл генерал КГБ Ильин (в миру — секретарь по оргвопросам Московской писательской организации) и корректно, но твёрдо заявил ей, что выступать ей не позволит.

Похоронен на кладбище в Переделкино.

Семья

  • Жена (с 26 мая 1903 года) — Мария Борисовна Чуковская (урождённая Мария Арон-Беровна Гольдфельд, 1880—1955). Дочь бухгалтера Арона-Бера Рувимовича Гольдфельда и домохозяйки Тубы (Таубы) Ойзеровны Гольдфельд.
    • Сын — поэт, прозаик и переводчик Николай Корнеевич Чуковский (1904—1965). Его жена — переводчица Марина Николаевна Чуковская (1905—1993).
      • Внучка — Наталья Николаевна Костюкова (Чуковская), Тата (род. 1925), микробиолог, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки России.
      • Внук — Николай Николаевич Чуковский (род. 1933), инженер-связист;
      • Внук — Дмитрий Николаевич Чуковский (род. 1943), муж теннисистки Анны Дмитриевой.
    • Дочь — писательница и диссидент Лидия Корнеевна Чуковская (1907—1996). Её первым мужем был литературовед и историк литературы Цезарь Самойлович Вольпе (1904—1941), вторым — физик и популяризатор науки Матвей Петрович Бронштейн (1906—1938).
      • Внучка — литературовед, химик Елена Цезаревна Чуковская (1931—2015).
    • Сын — Борис Корнеевич Чуковский (1910—1941), инженер; пропал без вести вскоре после начала Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, возвращаясь из разведки недалеко от Бородинского поля.
      • Внук — Евгений Борисович Чуковский (1937—1997), кинооператор;
    • Дочь — Мария Корнеевна Чуковская (Мурочка) (1920—1931), героиня детских стихов и рассказов отца.
  • Отец — Эммануил Соломонович Левенсон (1851-?), потомственный почётный гражданин Одессы
  • Единокровная сестра — Генриетта Эммануиловна Левенсон, врач, начальник санитарно-эпидемиологической станции Баку (убита в 1923 году), мать В. А. Рохлина
  • Племянник — математик Владимир Абрамович Рохлин (1919—1984).
  • Дед — врач Соломон Михайлович Левенсон, выпускник Берлинского университета, потомственный почётный гражданин Одессы (1872), автор монографии «К вопросу об уголовной ответственности врача» (Одесса: тип. «Одесского вестника», 1888).
  • Двоюродный брат — основатель одесской школы технической термодинамики, профессор Соломон Данилович Левенсон. Дочь двоюродной сестры — поэтесса и прозаик Софья Сауловна Шапошникова.

Память

  • Именем Корнея Чуковского названы улицы в различных населённых пунктах государств бывшего СССР. В 2014 году появилась улица Корнея Чуковского в Санкт-Петербурге.
  • В 1992 году энтомологом А. П. Озеровым был описан новый род и вид мух-муравьевидок, названный в честь самого известного литературного героя из отряда Diptera — Mucha tzokotucha.
  • В память о Корнее Чуковском, по названию альбома «Чукоккала», получил имя астероид (3094) Chukokkala, открытый 23 марта 1979 года Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории; название присвоено 11 июля 1987 года.
  • Памятник К. И. Чуковскому (1987, скульптор Игорь Замедянский) в Переделкино — напротив усадьбы Измалково.
  • Правительство Москвы в апреле 2020 года учредило премии имени Корнея Чуковского.

Воспоминания о К. И. Чуковском

  • Воспоминания о Корнее Чуковском: [Сборник / Сост. К. И. Лозовская, З. С. Паперный, Е. Ц. Чуковская]. — Москва: Сов. писатель, 1977. — 472 с., 17 л. ил.
  • Воспоминания о Корнее Чуковском. — М.: Время, 2012. — ISBN 978-5-91761-140-2
  • Нилин А. П. Станция Переделкино: поверх заборов: роман частной жизни. Москва: Редакция Елены Шубиной, 2015. ISBN 978-5-17-087072-1
  • Тынянов Ю. Корней Чуковский // Воспоминания о Корнее Чуковском. М.: Советский писатель, 1983.
  • Чуковская Л. К. Памяти детства: Мой отец — Корней Чуковский. — М.: Время, 2012. — 256 с., ил. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9691-0723-6
  • Чуковская Е. «Чукоккала» и около. — М.: Русский мир; Жизнь и мысль, 2014. — 480 с. — (Литературная премия Александра Солженицына). — 2000 экз. — ISBN 978-5-8455-0179-0.
  • Чуковский и Жаботинский: история взаимоотношений в текстах и комментариях / Еврейский университет в Иерусалиме; «Ассоциация Мосты культуры / Гишрей Тарбут»; сост. Е. Иванова. — М.: Мосты культуры, 2005; Иерусалим: Гешарим, 5765. — 272 с.: фотогр. — (Прошлый век). — ISBN 5-93273-191-5

Памятные места

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • август 1905—1906: Академический переулок, 5;
  • 1906 — осень 1917: доходный дом — Коломенская улица, 11;
  • осень 1917—1919: доходный дом И. Е. Кузнецова — Загородный проспект, 27;
  • 1919—1934: доходный дом — Манежный переулок, 6.
  • 1935 — Кирочная, 7, кв. 6.
  • 1912: на имя К. И. Чуковского (совместно с И. Е. Репиным) приобретена дача (не сохранилась) в п. Куоккала (п. Репино) наискосок от «Пенатов» И. Е. Репина, где Чуковские жили и зимой. Вот как описывают современники местоположение этой дачи:

Дача выходит в море. Она двухэтажная, с некоторым отзвуком английского коттеджа… Поместье с двух сторон отделено от соседей забором, с третьей стороны — водою ручья, с четвёртой, от берега моря его не отделяло ничего…В 1918 году территория дачи отошла к Финляндии, а сама дача была разграблена… В 1940 году К. И., имея в Москве «полный набор советских благ», пытался отвоевать дачу для сына, но его права на куоккальский дом не признали. Дом стал обкомовской дачей, никогда официально не считался чем-то особенно ценным для российской культуры — и сгорел дотла в 1986 году…

Адреса в Москве

  • ул. Горького, дом 6, кв. 89.
  • Дом-музей К. И. Чуковского — Москва, пос. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Серафимовича, д. 3.
  • Памятник К. И. Чуковскому (1987, скульптор Игорь Замедянский) в Переделкино — напротив усадьбы Измалково

Награды

  • орден Ленина (29.03.1957)
  • 4 ордена Трудового Красного Знамени (31.01.1939; 28.03.1962; 15.07.1965; 28.10.1967)
  • медали
  • Ленинская премия (1962) — за книгу «Мастерство Некрасова»
  • в Великобритании удостоен Почётной степени доктора литературы honoris causa Оксфордского университета.

Персонажи сказок Чуковского на российских почтовых марках 1993 (ИТЦ 70 — 74, Скотт 6130a — 6130e)

Список произведений

Сказки

  • 1912 — Собачье царство
  • 1915 — Крокодил
  • 1921 — Тараканище
  • 1922 — Топтыгин и Луна
  • 1923 — Мойдодыр
  • 1924 — Муха-цокотуха
  • 1924 — Телефон
  • 1924 — Топтыгин и Лиса
  • 1925 — Федорино горе
  • 1925 — Бармалей
  • 1926 — Путаница
  • 1926 — Чудо-дерево
  • 1927 — Краденое солнце
  • 1928 — Так и не так
  • 1929 — Айболит
  • 1935 — Приключения белой мышки
  • Айболит и воробей — отрывок из сказки «Одолеем Бармалея».
  • 1942 — Одолеем Бармалея!
  • 1945—1946 — Приключения Бибигона
  • Цыплёнок
  • Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»

Стихи для детей

  • 1921 — Бутерброд
  • 1921 — Слониха читает
  • 1922 — Головастики
  • 1922 — Ёжики смеются
  • 1922 — Ёлка
  • 1922 — Огород
  • 1922 — Поросёнок
  • 1922 — Свинки
  • 1922 — Федотка
  • 1922 — Черепаха
  • 1923 — Закаляка
  • 1924 — Обжора
  • 1927 — Песня о бедных сапожках
  • 1929 — Верблюдица
  • 1935 — Бебека
  • 1927 — Радость
  • 1944 — Пра-пра-правнукам
  • 1969 — Муха в бане

Английские народные песенки

  • 1921 — Дженни
  • 1922 — Курица
  • 1922 — Храбрецы
  • 1926 — Скрюченная песня
  • 1926 — Барабек (Как нужно дразнить обжору)
  • 1926 — Котауси и Мауси

Пересказы известных произведений для детей и школьников

  • Храбрый Персей (по мотивам греческих мифов)
  • Герой: [Комедия в 3 д.] / Пер. и вступ. ст. К. Чуковского. — Петербург; Москва: Гос. изд-во, 1923. — 184 с.
  • Джек, покоритель великанов: Народная валлийская сказка в пересказе К. Чуковского / Рис. В. Замирайло. — Петербург: Эпоха, 1921 [обл. 1922]. — 16 с.: ил.
  • Доктор Айболит: для маленьких детей / Гью Лофтинг; пересказал К. Чуковский; рисунки Е. Белухи. — Ленинград: Государственное изд-во, 1925. — 33, [2] с.: ил.
  • Жизнь и странные небывалые приключения Робинзона Крузо: Для средн. и старш. возраста / Даниэль Дефо; Перев. К. Чуковского; Рис. Д. Кардовского. — Москва; Ленинград: Детиздат, 1936 (М.: ф-ка детской книги Изд-ва детской лит-ры ЦК ВЛКСМ)
  • Жив человек: [Роман] / Гильбэрт Честертон; Предисл., пер. и прим. К. И. Чуковского. — Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1924. — 236, [1] с. — (Всемирная литература)
  • Занимательный Мюнхаузен: удивит. приключения на суше и в воде, на войне и на охоте, верхом и в карете, правдиво опис. писателем Рудольфом Эрихом Распэ, честно пересказ. дедушкой Корнеем Чуковским и изрис. вдоль и поперек Николаем Воронцовым / [Пер. с англ. К. Чуковский]. — 2-е изд. — М.: Олма-Пресс; СПб.: прайм-Еврознак, 2004 (ПФ Красный пролетарий). — 140, [2] с. : цв. ил.— ISBN 5-93878-143-4
  • Короли и капуста: Роман / О. Генри Пер. и предисл. К. Чуковского. — Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1926 (М.: тип. «Красный пролетарий»). — 256 с. — (Универсальная библиотека; № 45—48)
  • Листья травы: Избранные стихи и поэмы / Уолт Уитман; Пер., статья и прим. К. И. Чуковского; Предисл. Д. Мирского. — Ленинград: Худ. лит-ра, 1935 (2 тип. Трансжелдориздата)
  • Маленький оборвыш: [Повесть] / Джеймс Гринвуд; Переделка Т. Богданович и Корнея Чуковского; Рис. В. Замирайло. Папка: V. Z. [В. Замирайло]. — Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1929 (Л.: тип. «Печатный двор»). — 308, [4] с.: ил.
  • Приключения Тома Сойера: Для средн. и старш. возраста / Марк Твен; Пер. с англ. К. Чуковский. — Москва; Ленинград: Детиздат, 1936 (Л.: тип. «Печатный двор» и 24 лит. Огиза)
  • Принц и нищий: Для начальной школы / Марк Твен; Пер. с англ. К. Чуковский и Н. Чуковский. — Москва; Ленинград: Детиздат, 1937 (Ленинград: тип. «Печатный двор» им. А. М. Горького)
  • Рассказы / Киплинг; Пер. К. Чуковского; Ст. В. Тана. — Санкт-Петербург: Пантеон, 1909. — 184, [1] с.

Повести

  • «Солнечная» — автобиографическая повесть о детях — пациентах противотуберкулёзного диспансера. Повесть написана и опубликована в «Пионерской правде» в 1932 году. Прообразом «Солнечной» стал противотуберкулёзный диспансер в Алупке, где в течение года лечилась и умерла Мурочка — дочь К. Чуковского.
  • «Серебряный герб» — автобиографическая повесть, написанная в 1938 году.

Работы о переводе

  • Принципы художественного перевода (1919, 1920)
  • Искусство перевода (1930, 1936)
  • Высокое искусство (1941, 1964, 1966, 1968, 2008)

Дошкольное воспитание

  • От двух до пяти (1933)

Литературоведческие работы

Мой Уитмен: Очерки о жизни и творчестве. Избранные переводы из «Листьев травы». Проза. — М.: Прогресс, 1966. — 272 с.

Воспоминания

  • Как я стал писателем; Признания старого сказочника // Жизнь и творчество Корнея Чуковского. — М.: Дет. лит., 1978. — С. 159—182.
  • Чукоккала: Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. — М.: Русский путь, 2006. — 584 с. — ISBN 5-85887-254-9.
  • Дневник (1901—1929) / Подготовка текста и комментарии Е. Ц. Чуковской. Вступительная статья В. А. Каверина. — М.: Советский писатель, 1991. — 544 с. — ISBN 5-265-01523-X.
  • Дневник (1930—1969) / Составление, подготовка текста, комментарии Е. Ц. Чуковской. — М.: Современный писатель, 1995. — 558 с. — ISBN 5-265-02547-2.
  • Две души М. Горького — Л: Изд-во «А. Ф Маркс», 1924 (Б-ка для самообразования)
  • Люди и книги шестидесятых годов: статьи, материалы — [Ленинград]: Изд-во писателей в Ленинграде, [1934] (тип. им. Володарского). — 306, [4] с.
  • Мастерство Некрасова. — Москва: Гослитиздат, 1952 [переплёт 1953 ]. — 644 с., 5 л. ил.
  • О Чехове: Человек и мастер: Для ст. возраста / Корней Чуковский. — Москва: Дет. лит., 1971. — 206 с., 1 л. портр.
  • Последние годы Блока // Записки мечтателей. 1922. No 6.
  • Рассказы о Некрасове: С прил. статей о поэзии Некрасова — 2-е изд. книги «Некрасов». — Москва: Федерация, 1930 («Интернациональная» 39-я тип. «Мосполиграф»). — 315 с.
  • Современники: Портреты и этюды. — [Москва]: Мол. гвардия, 1963. — 702 с., 17 л. ил. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 8 [340])
  • Репин. Горький. Маяковский. Брюсов: Воспоминания. — Москва: Сов. писатель, 1940. — 224 с.: ил., портр.
  • Репин: (Из моих воспоминаний) / Корней Чуковский. — Москва; Ленинград: Искусство, 1945 (М.: тип. «Красный печатник»). — 71 с., 2 л. портр.
  • Борис Житков
  • Ираклий Андроников

Статьи

  • Живой как жизнь (неопр.).
  • К вечно-юному вопросу (неопр.).
  • История моего «Айболита»
  • Как была написана «Муха-Цокотуха»
  • Признания старого сказочника
  • Страничка Чукоккалы
  • О Шерлоке Холмсе
  • Госпиталь № 11 (неопр.).
  • Вербицкая (она же позднее — Нате Пинкертон)
  • Лидия Чарская

Издания сочинений

  • Чуковский К. И. Собрание сочинений: В 6 т. — Ил. Анненков и др —М.: Художественная литература, 1965—1969.
  • Чуковский К. И. Сочинения в двух томах. — М.: Правда — Огонёк, 1990 / составление и общая редакция Е. Ц. Чуковской
  • Чуковский К. И. Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Терра — Книжный клуб, 2008.
  • Чуковский К. И. Собрание сочинений в 15 томах. — М.: Терра — Книжный клуб, 2001—2009 (электронная версия — 2013).
  • Малое собрание сочинений: [16+] — Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2019. — 636, [1] с.
  • Чуковский К. И. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Предисл. И. Андроникова; Коммент. К. Чуковского; Сост., подгот. текста, примеч. Е. Чуковской. — 2-е изд. испр. — М.: Русский путь, 2006. — 584 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-85887-280-1.

Экранизации произведений

  • 1927 — м/ф «Мойдодыр» — не сохранился
  • 1927 — м/ф «Тараканище» — не сохранился
  • 1928 — м/ф «Сенька-Африканец»
  • 1938 — «Доктор Айболит» (реж. Владимир Немоляев)
  • 1939 — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)
  • 1939 — м/ф «Лимпопо» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
  • 1941 — м/ф «Бармалей» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
  • 1941 — м/ф «Муха-Цокотуха» — не сохранился
  • 1943 — м/ф «Краденое солнце» (реж. Иван Иванов-Вано)
  • 1944 — м/ф «Телефон» (реж. Михаил Цехановский) — снялся в главной роли, также изображён художником
  • 1946 — м/ф «Павлиний хвост» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)
  • 1954 — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)
  • 1960 — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Дёжкин и Владимир Сутеев)
  • 1963 — м/ф «Тараканище» (реж. Владимир Полковников) — изображён художником в качестве автора, роль писателя озвучил Юрий Филимонов
  • 1966 — «Айболит-66» (реж. Ролан Быков)
  • 1973 — м/ф «Айболит и Бармалей» (реж. Наталия Червинская)
  • 1974 — м/ф «Федорино горе» (реж. Наталия Червинская)
  • 1974— м/ф «Путаница» («Весёлая карусель», № 6)
  • 1976 — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Степанцев)
  • 1978 — м/ф «Краденое солнце» (реж. Натан Лернер)
  • 1981 — м/ф «Бибигон»
  • 1982 — м/ф «Путаница» (Киевнаучфильм, реж. Ирина Гурвич)
  • 1983 — м/ф «От двух до пяти»
  • 1984 — м/ф «Ваня и крокодил» (реж. Наталья Дабижа
  • 1984 — «На миг оглянуться…» (реж. Вячеслав Колегаев)
  • 1985 — м/ф «Доктор Айболит» (реж. Давид Черкасский)
  • 1985 — м/ф «Чудо-дерево» («Весёлая карусель», № 16)
  • 1985 — к/м «Телефон» (реж. Игорь Минаев) — Лембит Ульфсак в роли Чуковского

Комментарии

  • ↑ Хотя литературовед Коган утверждал, что Жаботинский и Чуковский обучались в одном классе гимназии, но одесский краевед Наталья Панасенко считала, что в воспоминания Когана закралась неточность — по её мнению Чуковский с Жаботинским учиться в одном классе никак не могли. Жаботинский учился в той же гимназии несколько лет и оставил её по собственному желанию.
  • ↑ Ю. А. Васнецову

    • Мемориал Джефферсону
    • Герб Псковской области
    • Родд, Вейланд (старший)
    • Растафарианство
    • Казанский сельсовет (Башкортостан)
    • Матчи мужской сборной России по волейболу 2010
    • Дагестан (телерадиокомпания)
    • Лучший поставщик пробивного инструмента в России
    • Желтов, Михаил Сергеевич
    • Гранатовый песок для пескоструйной обработки

    Стихи любимого детского поэта Корнея Ивановича Чуковского многие из нас помнят наизусть и до сих пор читают своим детям, но мало кому известно, что большую часть жизни он прожил под именем, которое выдумал сам, изменив фамилию матери.«Мойдодыр» в юбке: история матери Корнея Чуковского

    Младенца, рожденного 19 марта 1882 года, назвали Колей. Родителями были потомственный гражданин Одессы Эммануил Левенсон и простая крестьянка — Екатерина Корнейчукова. Эммануил был петербургским студентом, сыном уважаемого в то время врача Соломона Левинсона, а Екатерина работала в их доме прислугой.

    Студент, «полтавская крестьянка» и двое незаконнорожденных детей  

    Отношения родителей Корнея Чуковского носили неофициальный характер, потому что брак между иудеем и христианкой был запрещен законами и церковью. Проживали они тогда в Петербурге. За время совместной жизни родилась дочь Маруся, а через три года — сын Коля. Отца своих детей Екатерина очень любила, однако, спустя семь лет, их союз распался. Не посмев нарушить религиозных и родительских запретов, Эммануил Левенсон выставил Екатерину вместе с двумя детьми – шестилетней Марусей и трёхлетним Колей – из дома, а сам позднее женился на другой женщине.

    Отца у обоих детей по документам не было, так что они считались незаконнорожденными, зарегистрированы были под материнской фамилией Корнейчуковы, а отчество в документах Коли указывали разное: Васильевич, Степанович, Мануилович или Емельянович. Екатерина Осиповна Корнейчукова  прожила с детьми в Петербурге до тех пор, пока младшему сыну не исполнилось три года, а затем вернулась в Одессу.

    Рассказ корнея чуковского серебряный герб<>

    Комната в доме № 6 на Ново-Рыбной улице

    Она была женщиной крестьянского сословия и «приписана» была к «Херсонской губернии», биографы называли её «полтавская крестьянка». Переехав с детьми в Одессу,  Екатерина жила во флигеле в доме одесского домовладельца, «в бедной комнатке с погребом под полом и помойной ямой под окнами» (из автобиографической повести К. Чайковского «Серебряный герб»).

    Екатерина сама зарабатывала на жизнь и одна поднимала детей. А её стараниями их бедная комната превратилась в уютный и любимый дом с занавесками, цветами и расшитыми узорами полотенцами. Неудачницей и жертвой она себя никогда не считала, не падала духом, никогда не сидела без дела и не опускала рук. И детей воспитывала так, стараясь привить им любовь к труду и порядку.

    Из дневника К. Чуковского: «Быт она установила крепкий, никто не увидел бы в этой сильно нуждающейся семье признаков бедности – грязи, лохмотьев. Мама воспитывала нас демократически – нуждою». Правда, Екатерина Корнейчукова всегда стыдилась своей малограмотной речи и мечтала, чтобы её дети получили образование. Она преклонялась перед умом и образованностью. Когда Коле было шесть лет, мать отдала его в детский сад мадам Бухтеевой, что по тем временам было небывалой редкостью, а тем более для бедной, простой семьи. Там маленький Коля маршировал под музыку и рисовал картинки.

    Мама — «Мойдодыр»

    Первое время жизни в Одессе Екатерине присылал какие-то деньги отец детей, но потом перестал присылать, и она занялась стиркой, чтобы прокормить семью. Когда Коле было 12 лет, он серьёзно переболел скарлатиной, и на лечение и визиты врачей ушли все сбережения, от маминых скромных украшений до самовара и медных кастрюль.

    Чтобы прокормить семью и дать детям образование, Екатерина стала прачкой. Стирала она ночью, втайне ото всех,  а днем гладила бельё. Для работы ей всегда было нужно большое количество воды, и дети изо дня в день наполняли ненасытную бочку. Спать она могла по два-три часа в день, а если было необходимо, не ложилась совсем, но дом при этом  сиял чистотой, и вся посуда сверкала. К труду Екатерина приучала и детей, которые всегда помогали мыть и вытирать посуду. А к праздникам всегда готовили маме подарки.

    Рассказ корнея чуковского серебряный герб«Я никогда не слыхал, чтобы кто-нибудь называл мою маму прачкой, и очень удивился бы, если б услышал», – вспоминал потом Корней Чуковский.

    Её уважали, торговцы на рынках называли «мадам», а родной брат только по имени-отчеству. Екатерина была строгой, величавой, статной красавицей  – «чернобровой, осанистой и высокой», прекрасно пела, была деликатной и нежной, а по выходным, выходя в город, надевала шляпку и кружевные перчатки.

    Корней Чуковский вспоминал о матери много и с любовью. Для него она была человеком, который всегда поймёт, пожалеет и не станет ругать без дела, он вспоминал о её неподражаемом юморе, и о том, как она умела сохранять достоинство под осуждающими соседскими взглядами.

    Екатерина Корнейчукова была женщиной с золотыми руками и умела делать всё: «белить, красить, крахмалить и скоблить, делать  дивные вареники, и творить искусную вышивку». Но вышивкой она стала заниматься потом, когда дети подросли, стали зарабатывать и дали матери возможность оставить стирку.

    Конкурс посвящен 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского

    //Конкурс лично-командный//

    /// Данное частное положение является неотъемлемой частью общего положения ///

    РАНГ конкурса – 2 (герои произведений К.Чуковского)

    Организатор конкурса:

    •  Система добровольной сертификации информационных технологий России («ССИТ»).
    •  Научный руководитель конкурса – Заслуженный работник искусств, профессор А.А. Емельянцев

    Для Вас, педагоги, и для образовательных учреждений, которые Вы представляете – сертификация образовательных услуг.

    Для администраций, руководителей административных образований, для управленческих структур в сфере образования, для родителей – рейтинги в сфере образования. На основе аналитической обработки результатов конкурсов выстраиваются рейтинги учреждений и административных образований.

    Именно для этого проводится данный и другие сертификационные конкурсы «ССИТ».

    Контакты:

    • С вопросами обращаться на адрес электронной почты dialog@sertification.ru
    • Телефоны администратора конкурса: 8-962-907-73-20, 8-925-053-16-03.

    Цели конкурса:

    • Предоставить возможность педагогам пройти независимую сертификацию в «ССИТ».
    • Стимулировать у детей и молодежи развитие фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
    • Вызвать дополнительный интерес педагогов к более творческой работе со своими воспитанниками.
    • Способствовать более глубокому знакомству детей и юношества с классиками отечественной литературы, на примере творчества и биографии русского и советского поэта, публициста, переводчика, журналиста и любимого детьми писателя – Корнея Ивановича Чуковского.
    •  Включить итоги конкурса в действующие рейтинги образовательных учреждений, педагогов, региональные рейтинги.

    Сроки проведения:

    • Работы принимаются с 20 сентября по 15 декабря  2021 года.
    • Опубликование базы данных конкурса для сверки участниками – 31 декабря 2021 года.
    • Подведение итогов-  к 28 февраля 2022 года.

    Условия проведения конкурса:

    • Конкурс лично-командный. К участию в конкурсе приглашаются воспитанники (ученики) учреждений дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, социальной сферы, учреждений Министерства культуры РФ, частные лица.
    • Личный зачет: воспитанники (ученики) учреждений в возрасте от 3 до 19 лет включительно;
    • Командный зачет: команды воспитанников (учеников) учреждений. Команда может представлять собой студию, кружок, объединение, класс или учреждение. Участие в «командном зачёте» возможно в том случае, если команда предоставила на конкурс 20 и более работ личного участия. В командный зачёт будут взяты 10 лучших личных результатов членов команды.
    • Количество работ для участия в личном зачете от одного участника/учреждения не лимитируется. Количество команд от учреждения не ограничено.
    • На конкурс принимаются рисунки, изделия декоративно и прикладного творчества. В своих работах авторам предлагается проиллюстрировать любое произведение Чуковского, изобразить любых героев его произведений, сцены и события. За основу может быть взят сюжет: Муха-цокотуха оказалась в других произведениях Чуковского, как бы она себя вела при встрече с другими персонажами. Фантазия автора не ограничена.
    • С целью устранения ошибок до подведения итогов конкурса, будет опубликована база данных конкурса, по которой участники смогут проверить наличие и правильность своих данных. После публикации итогов и изготовления наградных документов, исправление ошибок участников производится платно (дополнительная услуга).

    Прием работ на конкурс:

    • Для участия в конкурсе необходимо предоставить целиком комплект материалов (в одном удобном для Вас варианте):
    1. Работы:
    • В электронном виде: фотографии работ должны быть пронумерованы (1, 2, 3 …) в соответствии с заявкой (не надо подписывать фото фамилией ребенка или название работы). Фотографии работ (рисунков и изделий) должны быть хорошего качества, обрезаны и повернуты. Обработка присланных фотографий организатором НЕ производится.
    • В реальном виде: каждый рисунок надо подписать, на каждое изделие сделать бирку с подписью. Подпись должна содержать: ФИ автора, возраст автора, название работы творческий замысел (обязателен для детей до 8 лет; он помогает усилить впечатление от работы, раскрыть концепцию работы). Данные подписей должны совпадать с данными заявками.
  • Заявку для работ;
  • Подтверждение об оплате оргвзноса конкурса «Цокотуха». Это может быть отчет банка об исполнении, фото (скриншот) экрана или описание оплаты в текстовом файле (напишите дату, ФИО плательщика, способ оплаты).
  • Мы сотрудничаем с платежной системой Wallet One, поэтому при оплате через карту (или телефон, пункт приема платежей)  после выбора муниципального района и направления конкурса Вас перенаправят на сайт платежной системы wl.walletone.com. Обязательно введите ФИО плательщика (либо участника).
  • Если пользуетесь онлайн-системой Вашего банка, сверьте реквизиты.
  • Наши реквизиты:
    Получатель ООО «МЦС»
    ИНН 7732009999
    КПП 772401001
    ПАО «Сбербанк России» г. Москва
    БИК 044525225
    Кор.счет №30101810400000000225
    Расч. счет № 40702810938060011933

  • Комплект материалов предоставляется одним из нижеперечисленных способов:
    1. По интернету, на адрес электронной почты sept@sertification.ru в теме электронного письма обязательно надо указать название конкурса, на который отсылаются работы: «Цокотуха» — это гарантирует своевременное поступление Ваших материалов в Конкурсный центр.
    2. По почте (или отправить с курьером) в головной орган «ССИТ» — ООО «Маркетинговый центр «Сентябрь». Почтовый адрес: 115573, г. Москва, Ореховый проезд, д. 43, корп. 2, с пометкой «на конкурс «Цокотуха». Получатель (поле Кому:) ООО «Маркетинговый центр «Сентябрь».
    3. Нарочным (лично привезти, отправить с курьером или почтовой курьерской службой). Предварительно по тел. 8-962-907-73-20, 8-925-053-16-03 следует уточнить место, дни и время приема работ.
    4. Прием работ через WhatsApp по номеру +7-925-053-16-03. Услуга отправки материалов на конкурс по WhatsApp является дополнительной, предоставляется по желанию участника, по предоплате. Организационный взнос не отменяется в данном случае. Организационный взнос за работу плюс стоимость дополнительных услуг равно стоимость участия в конкурсе. Данная дополнительная услуга предусмотрена для тех участников, у кого нет возможности самостоятельно заполнить заявку в Excel. Предоставляется только по желанию. Полные условия оформления расположены в общем положении в разделе Оформление- п.6.7.
  • Независимо от способа отправки, обязательно убедитесь, что Ваши работы доставлены и приняты организатором. Это можно сделать по телефону или написав вопрос на dialog@sertification.ru после истечения срока приема работ. Организатор не несёт ответственности за качество работы интернета, «Почты России» и других средств доставки работ.
  • Критерии оценки:

    •  соответствие данному Положению, правильность оформления заявки;
    •  оригинальность сюжета, фантазия, юмор, патриотизм;
    •  качество исполнения, самостоятельность выполнения работ, творческий замысел (особенно для детей до 8 лет включительно; он помогает усилить впечатление от работы, раскрыть концепцию работы). В творческом замысле можно записать рассказ ребёнка, что он попытался передать в своем рисунке; он помогает усилить впечатление от работы, раскрыть концепцию работы.

    Результаты конкурса:

    •  Призёры конкурса, личного и командного зачетов, (те, кто занял 1, 2, 3 место) будут награждены дипломами (содержание диплома см. Общее положение п. 5.4).
    •  Итоги командного зачета будут опубликованы на страничке с итогами конкурса. Участники командного зачета получат дипломы. Команда – победитель в командном зачете по Российской Федерации получит кубок. Кубок вручается при условии участия в конкурсе не менее 25 команд.
    •  Участники конкурса, не занявшие места, получат свидетельство об участии.
    •  Наградные документы (дипломы, свидетельства, благодарственные письма) предоставляются всем в электронном варианте.
    •  Педагоги, приславшие работы на сертификационный конкурс, получат номерное свидетельство участника добровольной сертификации. Свидетельства в электронном виде будут опубликованы на страничке «Свидетельства педагогов» (раздел Конкурсы. Сертификация — Итоги конкурсов), сроком на 6 месяцев.
    •  Электронные варианты документов с подписью и печатью будут размещены на странице с итогами конкурса. Участники конкурса смогут самостоятельно их скачать и распечатать в любом количестве. Электронные документы будут доступны для скачивания в течение года с момента публикации итогов. Изготовление и хранение электронных документов входит в состав оргвзноса.
    •  Бумажный вариант документов можно будет заказать дополнительно при заполнении Заявки на конкурс, выбрав в графе «вариант документа» — «бумажный». Графу «Вариант документа» необходимо заполнить для каждого участника. Дополнительная плата за заказ бумажного варианта документа (150 рублей за шт.) автоматически суммируется с оргвзносом за участие работы в конкурсе. Скидки по сертификатам распространяется на стоимость «бумажного» документа. В стоимость дополнительной услуги входит печать документа в типографии и отправка его адресату. Благодарственные письма педагогам и учреждениям в бумажном варианте выдаются бонусом к «бумажным дипломам», при соблюдении прочих условий (см. Общее положение п.п. 5.9. и 5.10.). После публикации итогов конкурса, заказ бумажных дипломов не принимается, или считается дополнительной услугой и оплачивается отдельно.
    •  За каждую работу педагогу и учреждению будут начислены баллы в рейтинги, на основе которых по состоянию на 1 ноября 2022 года будет принято решение о выдаче сертификатов на следующий период (подробнее см. раздел 8 «О сертификате и о сертификации» общего положения). Педагоги, не вошедшие в зону получения сертификата, получат свидетельство участника добровольной сертификации в электронном виде. Баллы также будут учтены при формировании региональных рейтингов.

    Нажмите здесь чтобы прочитать подробные условия общего положения


    Контактная информация:
    тел: 8-962-907-73-20, 8-925-053-16-03 Дежурный Администратор
    Для отправки работ используйте адрес E-mail: sept@sertification.ru
    По всем вопросам пишите по адресу E-mail: dialog@sertification.ru


    Copyright © 2012 — 2022 МЦ «Сентябрь»
    Last modified: 22.09.2021

    Корней Чуковский, автор «Мойдодыра» и «Тараканища», был прежде всего крупным исследователем литературы. Поэту Николаю Некрасову он уделил особое внимание аж с 1912 года: посвятил ему восемь десятков публикаций. Занимался его биографией, находил его рукописи, впервые опубликовал больше семи десятков неизвестных стихотворений поэта, совершившего переворот в русской поэзии.

    Рассказ корнея чуковского серебряный герб

    Фото: РИА Новости

    В чем его значение? Почему русская поэзия разделилась на донекрасовскую и посленекрасовскую? В поисках ответов Корней Чуковский составил и свою Некрасовскую анкету — обратившись с ней к видным поэтам и художникам начала нового, двадцатого века.

    Как отвечали на Анкету Чуковского 100 лет назад?

    Вот некоторые из заполненных Некрасовских анкет — от поэтов, писателей самых разных мировоззрений и художнических «лагерей». Они, конечно, о Некрасове. И в то же время неожиданно открывают чуть не всю палитру состояния умов начала ХХ столетия.

    Читая эти анкеты еще через 100 лет, стоит задуматься, пошевелить мозгами и прислушаться к себе (если получится и если не лень): а не подмигивает Некрасов, классик позапрошлого века, — еще и нам теперешним?

    Вдруг приоткроет что-нибудь еще и в нас? Мали ли, а вдруг.

    Во второй части публикуем ответы Анны Ахматовой, Владимира Маяковского и Сергея Городецкого. В первой части Чуковскому уже ответили Александр Блок, Максим Горький и Николай Гумилев.

    Анна Ахматова (март 1920):

    1. Любите ли Вы стихи Некрасова?

    Люблю.

    2. Какие стихи Некрасова Вы считаете лучшими?

    Влас, Внимая ужасам войны и Арина, мать солдатская.

    3. Как Вы относитесь к стихотворной технике Некрасова?

    Некрасов, несомненно, обладал искусством писать стихи, что доказывают особенно ярко его слабые вещи, которые все же никогда не бывают ни вялыми, ни бесцветными.

    4. Не было ли в Вашей жизни периода, когда его поэзия была для Вас дороже поэзии Пушкина и Лермонтова?

    Нет.

    5. Как относились Вы к Некрасову в детстве?

    Некрасов был первый поэт, которого я прочла и полюбила.

    6. Как относились Вы к Некрасову в юности?

    Скорее отрицательно.

    7. Не оказал ли Некрасов влияния на Ваше творчество?

    В некоторых стихотворениях.

    8. Как Вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова «поэзия и не ночевала»?

    Мне кажется, что Тургенев говорил это о тех стихах Некрасова, где действительно нет поэзии.

    9. Каково Ваше мнение о народолюбии Некрасова?

    Я думаю, что любовь к народу была единственным источником его творчества.

    10. Как Вы относитесь к распространенному мнению, будто Некрасов был безнравственный человек?

    Это «распространенное» мнение решительно никаким образом не меняет моего представления о Некрасове.

    Владимир Маяковский:

    1. Любите ли Вы стихи Некрасова?

    Не знаю. Подумаю по окончании гражданской войны.

    2. Какие считаете лучшими?

    В детстве очень нравились (лет 9) строки «безмятежней аркадской идиллии». Нравились по непонятности.

    3. Как Вы относились к стихотворной технике Некрасова?

    Сейчас нравится, что мог писать все, а главным образом водевили. Хорош бы был в «Роста».

    4. Не было ли в Вашей жизни периода, когда его поэзия была для Вас дороже поэзии Пушкина и Лермонтова?

    Не сравнивал по полному неинтересу к двум упомянутым.

    5. Как Вы относились к Некрасову в детстве?

    Пробовал читать во 2-м классе на вечере «Размышления». Классный наставник Филатов не позволил.

    6. В юности?

    Эстеты меня запугали строчкой: «На диво сложений возок».

    7. Не оказал ли Некрасов влияния на Ваше творчество?

    Неизвестно.

    8. Как Вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова «поэзия и не ночевала»?

    Утверждения не знаю. Не отношусь никак.

    9. О народолюбии Некрасова?

    Дело темное.

    10. Как Вы относитесь к распространенному мнению, будто он был человек безнравственный?

    Очень интересовался одно время вопросом: не был ли он шулером. По недостатку материалов дело прекратил.

    Сергей Городецкий (13. VIII. 1920):

    1. Любите ли Вы стихотворения Некрасова?

    В гимназии я был первым учеником, в литературе первое время — под властью салонных теорий, потому я Некрасова еще не читал как следует. Но по немногому, что я из него знаю, я его, любил и люблю.

    2. Какие стихотворения Некрасова Вы считаете лучшими?

    Про деревню.

    3. Как Вы относитесь к стихотворной технике Некрасова?

    Некрасов поэт гениальный, и техникой он владеет великолепно, но с точки зрения еще переживаемых нами узких эстетских теорий его техника не понята и не может быть понята, как не может быть понята техника былины и песни. Особенно ярко видится его техническое совершенство, если принять во внимание упадочное состояние поэзии в его время.

    4. Не было ли в Вашей жизни периода, когда его поэзия была для Вас дороже поэзии Пушкина и Лермонтова?

    Теперь.

    5. Как Вы относились к Некрасову в детстве?

    То, что знал из хрестоматий, очень любил.

    6. Как Вы относились к Некрасову в юности?

    В юности не читал.

    7. Не оказал ли Некрасов влияния на Ваше творчество?

    Некрасов влиял на меня в констелляции с Бодлером (Стихи: «Городские дети», «Лица», «Лестница» в книге «Перун»). Полное влияние еще впереди.

    8. Как Вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова «поэзия и не ночевала?»

    Гримаса барчука-помещика, который дорого бы дал, чтоб поэзия так с ним поночевала, как ночевала с Некрасовым.

    9. Как Вы относитесь к народолюбию Некрасова?

    «Народолюбие» — глупое слово. Некрасов знал народ во многом, и в изображении его жизни видел цель своей поэзии.

    10. Как Вы относитесь к распространенному мнению, будто Некрасов был безнравственный человек?

    Это оценка мещанского общества, которое органически не выносит гениальности в своей среде.

    Илья Репин (в письме Чуковскому 24 марта 1925 года):

    «1. Некрасова — читать вслух народу — большое удовольствие. Народ (помещики тоже народ) знает русский язык и смакует его и понимает все остроты, юмор и тонкие намеки. Например «Кому живется на Руси…» Какая певучесть! Какой стиль — некрасовский русский язык. Интеллигенты, а особенно нигилисты, совсем не понимали и не ценили русского языка. — Помещики знали и умели говорить на нем. Но, конечно, надо же уметь хорошо читать — тоже — обязательно знание языка. А ведь те, даже попы-семинаристы, так невежественно переиначивают всегда ударения на словах, что народ даже не понимает их чтения. — Народ — язык блюдет органически: засмеет и презирает невежд языка.

    — Вы знаете, я часто читал и здесь, и люблю — это — пение: язык кованый, стильный, широкий — требует широких легких.

    2. В детстве я Некрасова не знал, тогда он еще в Украину не доходил. По крайней мере поселянам…

    3. В юности, только в Петербурге, я знакомился с его стихами; но сатир я не любил; и лучшими стихами Некрасова считал всегда «Рыцарь на час». Брат мой всю эту превосходную поэму знал наизусть и часто читал мне, даже на прогулках, бывало, («по той дорожке в Козьи рожки») на Самарской Луке.

    Странно, никто не поверит, но «Парадный подъезд» — где «Бурлаки», я узнал уже написавши «Бурлаков». Уже товарищи стыдили, как это я не читал Бурлаков Некрасова. Бывает?

    И я тогда уже критиковал Некрасова: разве может бурлак петь на ходу, под лямкой?! Ведь лямка тянет назад, — того и гляди — оступишься, или на корни споткнешься. А главное: у них всегда лица злые, бледные: его глаз не выдержишь, отвернешься, — никакого расположения петь у них я не встречал; даже в праздники, даже вечером перед кострами с котелком угрюмость и злоба заедала их.

    «Как за хлеб, так за брань», помните? И Богу помолятся, и шапки скинут; а бес тут как тут…»

    Стихи любимого детского поэта Корнея Ивановича Чуковского многие из нас помнят наизусть и до сих пор читают своим детям, но мало кому известно, что большую часть жизни он прожил под именем, которое выдумал сам, изменив фамилию матери.

    Младенца, рожденного 19 марта 1882 года, назвали Колей. Родителями были потомственный гражданин Одессы Эммануил Левенсон и простая крестьянка — Екатерина Корнейчукова. Эммануил был петербургским студентом, сыном уважаемого в то время врача Соломона Левинсона, а Екатерина работала в их доме прислугой.

    Студент, «полтавская крестьянка» и двое незаконнорожденных детей  

    Отношения родителей Корнея Чуковского носили неофициальный характер, потому что брак между иудеем и христианкой был запрещен законами и церковью. Проживали они тогда в Петербурге. За время совместной жизни родилась дочь Маруся, а через три года — сын Коля. Отца своих детей Екатерина очень любила, однако, спустя семь лет, их союз распался. Не посмев нарушить религиозных и родительских запретов, Эммануил Левенсон выставил Екатерину вместе с двумя детьми – шестилетней Марусей и трёхлетним Колей – из дома, а сам позднее женился на другой женщине.

    Отца у обоих детей по документам не было, так что они считались незаконнорожденными, зарегистрированы были под материнской фамилией Корнейчуковы, а отчество в документах Коли указывали разное: Васильевич, Степанович, Мануилович или Емельянович. Екатерина Осиповна Корнейчукова  прожила с детьми в Петербурге до тех пор, пока младшему сыну не исполнилось три года, а затем вернулась в Одессу.

    <>

    Комната в доме № 6 на Ново-Рыбной улице

    Она была женщиной крестьянского сословия и «приписана» была к «Херсонской губернии», биографы называли её «полтавская крестьянка». Переехав с детьми в Одессу,  Екатерина жила во флигеле в доме одесского домовладельца, «в бедной комнатке с погребом под полом и помойной ямой под окнами» (из автобиографической повести К. Чайковского «Серебряный герб»).

    Екатерина сама зарабатывала на жизнь и одна поднимала детей. А её стараниями их бедная комната превратилась в уютный и любимый дом с занавесками, цветами и расшитыми узорами полотенцами. Неудачницей и жертвой она себя никогда не считала, не падала духом, никогда не сидела без дела и не опускала рук. И детей воспитывала так, стараясь привить им любовь к труду и порядку.

    Из дневника К. Чуковского: «Быт она установила крепкий, никто не увидел бы в этой сильно нуждающейся семье признаков бедности – грязи, лохмотьев. Мама воспитывала нас демократически – нуждою». Правда, Екатерина Корнейчукова всегда стыдилась своей малограмотной речи и мечтала, чтобы её дети получили образование. Она преклонялась перед умом и образованностью. Когда Коле было шесть лет, мать отдала его в детский сад мадам Бухтеевой, что по тем временам было небывалой редкостью, а тем более для бедной, простой семьи. Там маленький Коля маршировал под музыку и рисовал картинки.

    Мама — «Мойдодыр»

    Первое время жизни в Одессе Екатерине присылал какие-то деньги отец детей, но потом перестал присылать, и она занялась стиркой, чтобы прокормить семью. Когда Коле было 12 лет, он серьёзно переболел скарлатиной, и на лечение и визиты врачей ушли все сбережения, от маминых скромных украшений до самовара и медных кастрюль.

    Чтобы прокормить семью и дать детям образование, Екатерина стала прачкой. Стирала она ночью, втайне ото всех,  а днем гладила бельё. Для работы ей всегда было нужно большое количество воды, и дети изо дня в день наполняли ненасытную бочку. Спать она могла по два-три часа в день, а если было необходимо, не ложилась совсем, но дом при этом  сиял чистотой, и вся посуда сверкала. К труду Екатерина приучала и детей, которые всегда помогали мыть и вытирать посуду. А к праздникам всегда готовили маме подарки.

    «Я никогда не слыхал, чтобы кто-нибудь называл мою маму прачкой, и очень удивился бы, если б услышал», – вспоминал потом Корней Чуковский.

    Её уважали, торговцы на рынках называли «мадам», а родной брат только по имени-отчеству. Екатерина была строгой, величавой, статной красавицей  – «чернобровой, осанистой и высокой», прекрасно пела, была деликатной и нежной, а по выходным, выходя в город, надевала шляпку и кружевные перчатки.

    Корней Чуковский вспоминал о матери много и с любовью. Для него она была человеком, который всегда поймёт, пожалеет и не станет ругать без дела, он вспоминал о её неподражаемом юморе, и о том, как она умела сохранять достоинство под осуждающими соседскими взглядами.

    Екатерина Корнейчукова была женщиной с золотыми руками и умела делать всё: «белить, красить, крахмалить и скоблить, делать  дивные вареники, и творить искусную вышивку». Но вышивкой она стала заниматься потом, когда дети подросли, стали зарабатывать и дали матери возможность оставить стирку.

  • Рассказ компьютер в моей жизни на английском
  • Рассказ кот и рыба
  • Рассказ костер джек лондон
  • Рассказ кораблик для детей
  • Рассказ килиманджаро 5 букв сканворд