Рассказ корень слова по составу

Контрольное тестирование для 10 класса по теме морфемика и орфография вариант 1. 1. в каком варианте верно дано определение: словообразование

Контрольное тестирование для 10 класса по теме «Морфемика и орфография»

Вариант 1.

1. В каком варианте верно дано определение:

Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т. е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т. е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа слова?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) передовой
Б) по-французски
В) пригородный
Г) полено

4. В каком ряду записаны однокоренные слова?

А) рукавица, подручный
Б) рожица, рожки
В) водянистый, подводить
Г) молоко, молодой

5. Каков способ образования слова подлёдный?

А) приставочно-суффиксальный
Б) приставочный
В) сложение
Г) суффиксальный

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А) абон..мент, выб..рать, уед..нение
Б) ув..дающая пр..рода, ч..столюбивый
В) по..стеречь, птицево..ческий, зо..чество
Г) оз..рение, выр..внять грядку, расп..хнуть дверь

7. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

А) чес..ный, пору..чик, песчан..ый
Б) лан..шафт, громоз..кий, извес..ка
В) прелес..ный, рас..читывать, искус..ный
Г) аген..ство, словес..ный, ровес..ник

9. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

10. В каком слове есть приставка РОС-?

А) россиянин
Б) роскошество
В) росистый
Г) роспуск

11. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

А) по прибыти.. поезда, в глубоком ущель..
Б) рассказ о Юри.., держись на расстояни..
В) деревья в ине.., в течени.. суток
Г) письмо из Дани.., на знамен..

12. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ;

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

13. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

14. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.

15. Из данного фрагмента стихотворения А.А. Блока выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

16. Из третьей и четвёртой строк фрагмента стихотворения (см. задание 15) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.

Контрольное тестирование по теме «Морфемика и орфография»

Вариант 2.

1. Морфема – это…:

А) наименьшая значимая часть слова;

Б) звук;

В) Буква;

Г) слово;

Д) словосочетание

2. Корень – это…:

А) состав слова

Б) центральный элемент структуры слова

В) основа слова

Г) логическое ударение

Д) система морфем

3. Аббревиатурами называются:

А) сложносокращённые слова

Б) иноязычные слова

В) устаревшие слова

Г) новые слова

Д) заимствованные слова

4. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) прабабушка
Б) подгорелый
В) правдоподобный
Г) по-весеннему

5. Каков способ образования слова превыше?

А) приставочно-суффиксальный
Б) приставочный
В) сложение
Г) суффиксальный

6. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

А) прилагательное

Б) причастие

В) существительное

Г) наречие

Д) местоимение

7. В каком ряду записаны однокоренные слова?

А) прощение, рощица
Б) горюющий, пригорок
В) холодильник, прохладный
Г) поворот, повар

8. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А) суффиксальный

Б) приставочный

В) приставочно-суффиксальный

Г) переход одной части речи в другую

Д) сложение основ

9. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

А) серебрян..ый, рас..чёт, гиган..ский
Б) дилетан..ский, словес..ный, пьес..а
В) вес..ник, истин..ый, контрас..ный
Г) интел..ект, блес..нуть, чудес..ный

10. В каком слове есть приставка ИС-?

А) испугаться
Б) искомый
В) искренность
Г) искусство

11. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

А) в полном молчани.., быть в раздумь..
Б) позвони Анастаси.., по окончани.. сеанса
В) в продолжени.. вечера, о лицемери..
Г) на пустош.., в Суздал..

12. Найдите слово с нулевым окончанием:

А) книга

Б) умный

В) стул

Г) вышла

Д) сильное

13. Основы бывают:

А) непроизводные и производные

Б) прямые и косвенные

В) глухие и звонкие

Г) парные и непарные

Д) сильные и слабые

14. Какие слова называются однокоренными?

А) Слова с одним лексическим значением

Б) слова с переносным значением

В) слова с прямым значением

Г) слова с одинаковым корнем

Д) слова с несколькими лексическими значениями

15. Из данного фрагмента стихотворения М. Волошина выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Пройди по лесистым предгорьям,
По бледным полынным лугам
К широким моим плоскогорьям,
К гудящим волной берегам.

16. Из данного фрагмента стихотворения (см. задание 15) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.

На чтение 15 мин. Опубликовано

  • Панова Галина Афанасьевна, учитель русского языка и литературы

Разделы:Русский язык

Цель: углубить знания о морфемном составе слова в целях подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку за курс основной средней школы; совершенствовать умения и навыки морфемного разбора с учетом морфологии.

Ход урока

I. Вводная часть урока. Мотивация

1. Обращение учителя к классу:

Учитель: Дорогие ребята! Вам в скором будущем предстоит не совсем легкий экзамен. ЕГЭ по русскому языку. Раздел лингвистики “Морфемика”, как и другие разделы языкознания может вызвать некоторые трудности.

– Да легко, – вмешался Павел. – Подумаешь, найти части слова – корень, суффикс, приставку, окончание. Что тут трудного?

– Хорошо. Даю вам первое испытание. Разберите по составу слова СИНИЙ, ЛИСИЙ. Все ли в них одинаково? Докажите в любом случае: если да и если нет.

2. Ученики приступают к самостоятельной работе.

Через пару минут на экране высвечивается правильный разбор. Идет самопроверка.Результаты: более половины класса разобрали неверно. В обоих словах -ИЙ выделили как окончание.

Затем учитель обращает внимание учеников на определение каждого слова как части речи.

Оказывается, СИНИЙ – полное качественное прилагательное, имеет окончание -ИЙ, однако в прилагательном ЛИСИЙ суффикс -ИЙ со значением притяжательности, а окончание нулевое.

3. – Ладно. С этим разобрались. Следующее испытание. Выделите суффиксы в глаголах:

ЗАШИТЬ – ЗАШИВАТЬ; ЗАПИТЬ – ЗАПИВАТЬ: ЗАПЛЫТЬ – ЗАПЛЫВАТЬ; ЗАПЕТЬ – ЗАПЕВАТЬ.

Приходим к выводу: в глаголах со значением несовершенного вида суффикс – ВА.II. Основная часть урока-практикумаУчитель. В отдельных случаях разбор слова по составу следует проводить при наличии контекста. Например, два предложения:Задание: разобрать по составу слово интересно в каждом предложении. Составить лингвистическое рассуждение.

Работа идет в группах. Время: три минуты. По окончании этого времени выступают представители каждой группы. Более правильный ответ высвечивается на экране.

“В первом предложении слово ИНТЕРЕСНО поясняет глагол и обозначает признак действия. Значит, это наречие, образованное от прилагательного ИНТЕРЕСНЫЙ, и его морфемный состав таков: ИНТЕРЕС – корень, Н – суффикс прилагательного, Н – суффикс наречия.

Во втором предложении слово ИНТЕРЕСНО поясняет имя существительное и обозначает его признак; в данном случае слово ИНТЕРЕСНО изменяемое (ср.: повесть интересна, рассказ интересен), в предложении является сказуемым. Значит, это краткое прилагательное, поэтому разбирается иначе.

Учитель. Довольно часто в сложных словах при разборе по составу допускается грубая ошибка.Задание: произвести морфемный разбор слов ВОДОПРОВОДЧИК, БЕСПЕРЕБОЙНЫЙ. Ученики показывают два варианта разбора: один – неправильный, другой – верный. Затем формулируют ошибку: ошибка заключается в том, что в слове БЕСПЕРЕБОЙНЫЙ выделена только одна (первая) приставка, а вторая отнесена к корню. И в слове ВОДОПРОВОДЧИК неверно обозначен второй корень.Учитель. Значит, какое действие необходимо выполнить в первую очередь? Ответ однозначный – высветить корень слова путем подбора однокоренных слов.Упражнения на закреплениеУпр. 1. Разберите выделенные слова по составу в ниже указанных предложениях.

Бабушка пила молоко. Острая пила лежит в сарае. Простой человек бывает интересен. Зафиксирован простой вагонов. На столе – горячий пирог. Заячий след взят лисой. Неприлично разбрасывать вещи. Необходимо каждое утро умывать ребенка. Надо своевременно выдергивать сорняки. Выливать воду из ведра. Глубоко задумываться. Озеро Байкал глубоко.

Учитель. Сложны для морфемного анализа слова с прерванными основами, то есть, когда окончание находится не на конце слова. Это, в частности, касается возвратных глаголов, причастий и местоимений.Задание: разобрать слова: кто-либо, кого-нибудь, кому-то, трудящиеся, улыбаться, учиться, заниматьсяОбразец: кто-либо (к-корень, то-окончание, либо-суффикс); основа прерванная.Упр. 2. Выделите и определите характер основы в словах: тряпка, атеист, замок, увлекающийся, мчаться, кто-то, надеть, развиваться, свергнуть, обожжется, привыкнуть.

Учитель. Поскольку в школьных учебниках отсутствуют исторические справки, то ученики обычно испытывают затруднения при морфемном анализе тех слов, в которых имеются исторические чередования:

1) чередование гласных:

2) чередование согласных:

3) выпадение согласных звуков перед – ну

ПОДСКАЗКА (высвечивается на экране): следует помнить, что при изменении внешнего вида морфема сохраняет свой статус. Например: в глаголе ЖНУ корень ЖН-, в глаголе корень ЛЮБЛ-, в глаголе ТРОНУТЬ корень ТРО- (от ТРОГАТЬ).

Упр. 3. Укажите исторические чередования и разберите слова по составу: увядать – увянуть, прижать – прижимать – прижму, смять – сминать – сомну, зажать – зажимать – зажму, понять – понимать – пойму, спать – заснуть, топить – топлю – отопление, капать – капля – подкапывать.Учитель. Трудности морфемного анализа могут быть вызваны несовершенством нашего письма. Чаще всего это связано с появлением звука Й на стыке морфем. Для этого надо знать, что среднеязычный согласный звук Й в русской графике не имеет постоянного изображения. Звук Й произносится, но графически не изображается в буквах е, ё, ю, я в следующих случаях:Упр. 4. На месте пропусков вставить буквы и произвести морфемный разбор слов: пред…юбилейный, в…южный, с…язвить, разъединить, кон…як, кон…юнктура.Учитель. Затрудняют морфемный состав слова соединения на стыке корня и суффикса, основы и окончания. Так, при формальном анализе по составу слова БОЕЦ вычленяют корень БО и суффикс -ЕЦ. однако такой разбор ничего общего не имеет с настоящим строением слова, так как БОЕЦ соотносится со словом БОЙ. Значит, при анализе букву Е нужно графически представить двумя звуками; БОЙ-ЭЦ (ср.: БОЙЦА).

Такое же явление может наблюдаться на стыке основы и окончания. В слове СЕМЬЯ буква Я не должна рассматриваться как окончание, так как окончание здесь -А, а звук Й входит в основу (ср.: СЕМЬЙА – СЕМЕЙ). Неправильно выделяется тогда и окончание -Е в словах СТРЕМЛЕНИЕ, ЖЕЛАНИЕ, т.к. окончания в этих словах – Э, а звук Й относится к основе (ср.: ЖЕЛАНИЙА, СТРЕМЛЕНИЙА).

Упр. 5. Разберите по составу слова: герои, припаять, выступление, лилия, развеять, батарея, хозяин, строить, читающий, края, читаю.Учитель. В процессе исторического развития может изменяться морфологическая структура слова. Первое – это когда бывшая производная основа становится непроизводной. В языкознании этот процесс называется ОПРОЩЕНИЕМ. Например, б слове ПЕСЕЦ (этимологически оно восходит к слову ПЕС) когда-то выделялся суффикс -ЕЦ. В настоящее время ПЕСЕЦ не соотносится с ПСОМ (собакой), т.к. песец – полярная лисица с ценным мехом, поэтому слово следует рассматривать как корень. Или слово СТОЛИЦА является производным от слова СТОЛ со значением возвышение, трон. Поэтому киевские князья сидели на столах, а не на стульях. В фильме “Ярослав Мудрый” есть реплика: “А кто сейчас сидит на столе в Киеве?” В современном языке такое значение СТОЛА утрачено, следовательно, в существительномом СТОЛИЦА выделяется непроизводная основа СТОЛИЦ.

Возьмем растение ЛЮТИК. Он произошел в лексическом значении от ЛЮТЫЙ. Это растение названо так по его едкому, “лютому” соку, А ОКУНЬ – от ОКО. Эта рыба названа по ее большим глазам.

Поэтому при морфемном анализе очень важно просматривать смысловые связи данного слова с другими.

Упр. 6. Указать в данных словах значение суффиксов, объяснить, где эти суффиксы не выделяются уже и почему.Упр. 7. Определите значение приставок и укажите случаи, где они в современном языке не выделяются.Упр. 8. Пользуясь этимологическим словарем, разбейте на морфемы слова: полотенце, стачка, лохматый, перчатка, рубаха, рубль, опрятный, простыня, калина, козырек, корица, мохнатый.

ОБРАЗЕЦ (высвечивается на экране): спичка – образовано как уменьшительно-ласкательная форма к слову спица (в славянских языках спица имеет значение стебель, прутик, палка). В словаре С.И. Ожегова: СПИЦА – 1. Длинная тупая игла для вязания, 2. Один из стержней, соединяющих втулку колеса с ободом. СПИЧКА – тонкая деревянная палочка с головкой из воспламеняющегося вещества для получения огня. Значит, СПИЧКУ нельзя считать уменьшительно-ласкательным образованием к слову СПИЦА, поэтому в слове СПИЧКА суффикс -К-, выделявшийся ранее в слове СПИЧКА, сейчас не вычленяется, и СПИЧК будет непроизводной основой.

Второй процесс, связанный с историческими изменениями в структуре слова, – это НАЛОЖЕНИЕ.

Обратимся к примерам. В слове РОЗОВАТЫЙ суффикс -ОВ- является одновременно суффиксом прилагательного (от сущ. РОЗА) и начальной частью суффикса -ОВАТ- со значением неполноты качества. Членение данного слова на морфемы выглядит так: роз-ов-ат-ый.

Упр. 9. Разберите по составу слова: омский, лиловатый, свердловский, разевать, расти, пнуть, радушный, знаменосец, расчет, расти, бескозырка.III. Вывод по уроку

Знание трудных случаев разбора слова но составу убеждает в том, какие большие резервы для повышения орфографической грамотности кроются в работе по анализу строения слова.

11.08.2010

п.1. Понятие морфемного разбора

Морфемный разбор (разбор слова по составу) – это последовательное выявление значимых частей слова (морфем).

В результате морфемного разбора в слове выделяют не просто буквы или их сочетания, а морфемы, которые обладают языковыми значениями.

Например, в слове прибежишь (к финишу) имеется окончание ишь, указывающее на форму глагола 2-го лица единственного числа будущего времени (это и является грамматическим значением окончания). Приставка при придаёт слову значение приближения: прибежать – «достигнуть какого-либо места бегом» (ср.: прилететь – «достигнуть чего-либо, летя», приплыть – «достигнуть чего-либо, плывя»). Корень -беж-//-бег- находим в родственных словах с общим значением «двигаться быстрым, резко отталкивающимся от земли шагом» (бегун, отбежать, беготня, бегающий, бегом, пробежка).

Таким образом, морфемный разбор связан со смысловым анализом слова, поскольку требует выделения частей, передающих определённые языковые значения.

п.2. Цель морфемного разбора

Цель морфемного разбора – определение состава слова, выявление морфем, из которых оно состоит.

п.3. План морфемного разбора

п.4. Примеры письменного морфемного разбора

соискатель писательскийобдумываетмедленно

Помогай другим Отвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделю См. подробности

    10-11 класс Хороший вопрос Жалоба Ответить image

    АндрО1 17 июня 2015 г., 15:45:23 (5 лет назад)

    Крас-корень

    ив-суффикс

    ый-окончание

    красив-основание) 

    Хороший ответ ЖалобаОтветить Loganova85 17 июня 2015 г., 18:11:42 (5 лет назад)

    крас – корень

    ив – суффикс

    ый – окончание

    красив – основа

    Хороший ответ ЖалобаОтветить Ответить

    Другие вопросы из категории

    накопление где сонорный согласный 10-11 класс ответов 1 цитированный отрывок- отрывок, который цитировали(причастие) , что делать? цитировать несов. в Вопрос: тогда почему пишется -нн- ??? 10-11 класс ответов 2 помогите пожалуйста разобрать предложения.вид.тип придаточных. и охарактеризовать каждое предложение.и схемы с вопросами 10-11 класс ответов 1 Найдите и исправьте речевые ошибки 1) прототипами героев романа были реальные люди 10-11 класс ответов 1 Помогите написать мини-сочинение-Как я пользуюсь интернетом. 10-11 класс ответов 2

    Читайте также

    морфемный состав слова: засмотрелась,находилось,задумчивый,белоснежной,всклоченные,ушли, непреодолимо,самовозгораемость,загорая,застывать

    фонетический разбор слова: всегда

    10-11 класс ответов 1 Фонетический разбор слова-деревень 10-11 класс ответов 1 Помогите сделать фонетический разбор слов ПЕРЬЯ и БЛЮДЦЕ.

    А так же правильно ли сделан разбор слов по составу КОРМУШКА (КОРМ – корень, УШК – суффикс, А – окончание, КОРМУШК – основа). ТРЕСКУЧИЕ (ТРЕСК-корень, УЧ – суффикс, ИЕ – окончание, ТРЕСКУЧ – основа). Заранее спасибо.

    10-11 класс ответов 1 100 балл :Производите морфологический100 балл :Производите морфологический разбор слова: Занимается

    Производите морфологический разбор слова: Учила

    10-11 класс ответов 2 буквенный разбор слова одежда 10-11 класс ответов 2 Вы находитесь на странице вопроса “Морфемный разбор слова Красивый“, категории “русский язык“. Данный вопрос относится к разделу “10-11” классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “русский язык“. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

    Анализ составных частей слова, заключается в разборе частей составляющих данное слово и их взаимосвязи. Это, морфемный разбор слова, который напрямую связан с такими понятиями как словообразование и части слова. В школьной программе отведено несколько часов на получение учащимися данных знаний.

    Принцип морфемного разбора

    Если с разбором возникают затруднения, то необходимо использовать специализированные морфемные словари, в которых уже включены слова, используемые в школьной программе, а также наиболее распространенные слова сложного состава из обихода.

    Чтобы понять принцип морфемного разбора необходимо изучить следующие понятия:

    • Что такое часть слова, какие бывают части слова (определение);
    • Основы словообразования;
    • Изучение примеров.

    Этого достаточно для морфемного анализа и определения составных частей слова в различных родах, спряжениях, числах и склонениях.

    Дополнительные проверочные слова помогают точно выделить входящие в слово морфемы.

    План морфемного разбора

    Стандартный план морфемного разбора заключается в следующих действиях:

    1. Отношение изучаемого слова к определенной части речи;
    2. Делается выделение основы и окончания. Чтобы выяснить окончание слово склоняют по числам или падежам. Часть, которая будет изменяться, является окончанием. Оставшаяся часть относится к основе. В наречиях нет окончания, это неизменяемое слово, полностью относится к основе.
    3. На следующем этапе необходимо определить вхождение в слово других частей (суффикс, приставка). Для этого достаточно сделать сопоставление со словами однокоренными.
    4. Следует найти данные суффиксы и приставки в аналогичных словах.
    5. Чтобы завершить морфемный разбор слова, все составные части обозначаются графически.

    Большое значение при морфемном разборе имеет работа со словарями. Как правило, там морфемы отделены слешами. Отличие составляет словарь Т.Ф. Ефремовой.

    Особенности морфемного разбора слова

    Учителя, филологи и другие специалисты могут произвести морфемный разбор слова различными способами. При этом каждый специалист убедительно аргументирует свой подход, считая его оптимальным. Как пример можно привести инфинитивы глаголов. Здесь, например, сочетание букв «ть» в слове жить может трактоваться как суффикс, окончание, суффикс с нулевым окончанием. Также образовательные программы в ВУЗах и школах могут значительно различаться. В университетах в приоритете изучение этимологии, словообразования от нулевого корня, сложные примеры составных частей.

    Школьникам следует придерживаться программы ориентированной на изучение в школе. В настоящее время даже ведущие филологи не могут прийти к единому мнению относительно морфемного разбора слова в русском языке, поэтому допускается существование различных вариантов.

    Примечание

    Приступая к разбору слова по составным частям необходимо помнить о существовании слов с нулевым окончанием (автобус), совсем не имеющих окончания (ателье), с наличием многих корней (авиапочта), прочие варианты сложного состава.

    Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

    Хотите улучшить информацию?

    Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

    Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах.

    Анализ составных частей слова, заключается в разборе частей составляющих данное слово и их взаимосвязи. Это, морфемный разбор слова, который напрямую связан с такими понятиями как словообразование и части слова.

    Содержание

    Принцип морфемного разбора

    Если с разбором возникают затруднения, то необходимо использовать специализированные морфемные словари, в которых уже включены слова, используемые в школьной программе, а также наиболее распространенные слова сложного состава из обихода.

    Чтобы понять принцип морфемного разбора необходимо изучить следующие понятия:

    • Что такое часть слова, какие бывают части слова (определение);
    • Основы словообразования;
    • Изучение примеров.

    Этого достаточно для морфемного анализа и определения составных частей слова в различных родах, спряжениях, числах и склонениях.

    Дополнительные проверочные слова помогают точно выделить входящие в слово морфемы.

    Особенности морфемного анализа

    Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

    Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

    Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

    Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.

    План морфемного разбора

    Стандартный план морфемного разбора заключается в следующих действиях:

    1. Отношение изучаемого слова к определенной части речи;
    2. Делается выделение основы и окончания. Чтобы выяснить окончание слово склоняют по числам или падежам. Часть, которая будет изменяться, является окончанием. Оставшаяся часть относится к основе. В наречиях нет окончания, это неизменяемое слово, полностью относится к основе.
    3. На следующем этапе необходимо определить вхождение в слово других частей (суффикс, приставка). Для этого достаточно сделать сопоставление со словами однокоренными.
    4. Следует найти данные суффиксы и приставки в аналогичных словах.
    5. Чтобы завершить морфемный разбор слова, все составные части обозначаются графически.

    Большое значение при морфемном разборе имеет работа со словарями. Как правило, там морфемы отделены слешами. Отличие составляет словарь Т.Ф. Ефремовой.

    Примеры анализа

    Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

    • метро — неизменяемое существительное, нет окончания;
    • лес — существительное с нулевым окончанием;
    • пришкольный — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой (при-), корнем (-коль-), суффиксом(-н-) , окончанием (-ый);
    • ледокол — существительное с двумя корнями (лед-), (-кол) и соединительной гласной (-о-);
    • позвала — глагол с приставкой (по-), корнем (-зв-), окончанием (-а), словооразующим суффиксом (-а-) и формобращующим суффиксом (-л-), который не входит в основу;
    • быстро — наречие с корнем (быстр-), суффиксом (-о), не имеет окончания.

    Приступая к разбору слова по составным частям необходимо помнить о существовании слов с нулевым окончанием (автобус), совсем не имеющих окончания (ателье), с наличием многих корней (авиапочта), прочие варианты сложного состава.

    К концу 3-го класса все ученики должны обладать базовыми умениями и навыками по русскому языку. Эти знания проверяются различными контрольными, самостоятельными, тестовыми работами. Также учащиеся пишут промежуточную аттестацию, которая может включать в себя диктант с грамматическими заданиями и опрос в виде теста.

    Какие же базовые знания необходимы ребенку для успешной сдачи всех проверочных работ по русскому языку в конце 3-го класса?

    Ученик 3 класса должен уметь:

    1. Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами,  знаки препинания в конце предложения;
    2. Производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
    3. Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
    4. Распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
    5. Изменять имена существительные по числам;
    6. Склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
    7. Изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
    8. Изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
    9. Распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
    10. Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
    11. Производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
    12. Писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
    13. Определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
    14. Делить текст на части, соблюдать красную строку;
    15. Устанавливать связь между предложениями в каждой части текста и между частями текста;
    16. Распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
    17. Писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
    18. Писать без ошибок слова с непроверяемыми написаниями (могут отличаться в разных учебниках): автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
    19. В некоторых программах также подразумевается знание однородных членов предложения и умение производить морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола.

    Основной целью итоговой проверочной работы в конце учебного года является проверка и оценка способности третьеклассников применять полученные в процессе изучения русского языка знания на практике.

    Предложенная работа может быть использована для подготовки учащихся к промежуточной аттестации.

    Тестовая работа по русскому языку 3 класс

    2 класс: тексты для списыванияI вариант

    1. Найди пару слов, в которой все звуки одинаковы.
      • луг – лук
      • кучка – тучка
      • коза – коса
    2. Определи, сколько звуков в слове МАЯК.
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    1. Выбери правильное утверждение:
    • слово может состоять из суффикса и окончания;
    • слово может состоять из приставки и суффикса;
    • слово может состоять из корня, суффикса и окончания;
    • слово может состоять из приставки, суффикса и окончания.
    1. Найди слова, в которых ОБ является приставкой.
    • объезд
    • обед
    • обвал
    • обман
    • обруч
    1. Какие части слова, кроме корня, есть в слове дорожка?
    • приставка и суффикс
    • приставка, суффикс и окончание
    • суффикс и окончание
    • приставка и окончание
    1. Найди слово, в котором есть суффикс и приставка. 
    • полка
    • книжка
    • походка
    1. Из предложения выпиши существительное с нулевым окончанием.

    Ребята смастерили и повесили на дерево скворечник.

    1. Какое из слов является именем существительным женского рода?
    • грустить
    • зеленеть
    • зелень
    • озеленение
    1. Найди словосочетание, в котором имя существительное употреблено в дательном падеже.
    • переходить дорогу
    • смотреть на небо
    • подарить другу
    • делать уроки
    1. Определи, какое прилагательное подходит к существительному погода.
    • крепкая
    • лесная
    • холодный
    • тёплая
    1. Имя прилагательное – это часть речи, которая …
    • называет предметы
    • называет признаки предмета
    • называет действие предмета
    1. Три слова из четырёх имеют общий грамматический признак (род, число). Найди и подчеркни «лишнее» слово.

    сирень, скрипка, ромашка, баян

    Объясни, почему это слово можно считать «лишним».

    1. Найди слово с предлогом.
    • (у) бегать
    • (у) дома
    • (у) крашение
    1. Найди слово с непроизносимой согласной.
    • трос..ник
    • прекрас..ный
    • вкус..ный
    1. Подбери проверочное слово к данному слову СТ..РОЖИТЬ
    • сторожка
    • сторож
    • посторожить
    1. В каких словах нужно дописать Ь знак?
    • мыш..
    • молодёж..
    • плащ..
    • вещ..
    1. Определи род глагола: Над домом зависла сизая туча.
    • мужской
    • женский
    • средний
    1. В каком из «сказочных» слов нужно по правилам русского языка написать мягкий знак после шипящего?
    • здрупый гущ
    • увлатая пелеш
    • кусатая барож
    • куздраперый велош
    1. В какую группу слов нужно вставить а?
    • з..шел, н..крутил, д..гнал;
    • н..писал, з..мотал, ..бходил;
    • н..крыл, з..рисовал, н..пилил.
    1. Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне.

    поздний, весёлый, сугроб, рябчик, дорожка, лестница, большие, мягкий, капустный, борозда



    2 класс: тексты для списыванияII вариант

    1. Найди пару слов, в которой все звуки одинаковы.
      • майка — маска
      • кот — код
      • крыша — крыса
    2. Определи, сколько звуков в слове ЁЖ
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
      1. Выбери правильное утверждение:
    • слово может состоять из приставки, корня и окончания;
    • слово может состоять из приставки и суффикса;
    • слово может состоять из суффикса и окончания;
    • слово может состоять из приставки и суффикса.
    1. Найди слова, в которых ПО является приставкой.
    • поезд
    • пояс
    • походка
    • побежать
    • поводок
    1. Какие части слова, кроме корня, есть в слове беленький?
    • приставка и суффикс
    • приставка, суффикс и окончание
    • суффикс и окончание
    • приставка и окончание
    1. Найди слово, в котором есть суффикс и приставка. 
    • травушка
    • одуванчик
    • поездка
    1. Из предложения выпиши существительное с нулевым окончанием.

    В  субботу  мы  всей  семьёй  ходили  в  цирк.

    1. Какое из слов является именем существительным мужского рода?
    • морозный
    • заморозить
    • морозище
    • морозильник
    1. Найди словосочетание, в котором имя существительное употреблено в винительном падеже.
    • гулять по лесу
    • любить дождь
    • покупка дома
    • ехать на поезде
    1. Определи, какое прилагательное подходит к существительному дождь.
    • сильная
    • косой
    • трудный
    1. Имя существительное – это часть речи, которая …
    • называет признаки предмета
    • называет предметы
    • называет действие предмета
    1. Три слова из четырёх имеют общий грамматический признак (род, число). Найди и подчеркни «лишнее» слово.

    бутерброд, ножницы, книга, гитара

    Объясни, почему это слово можно считать «лишним».

    1. Найди слово с предлогом.
    • (с) сора
    • (с) тучать
    • (с) солью
    1. Найди слово с непроизносимой согласной.
    • прекрас..ный
    • чес..ный
    • тес..ный
    1. Подбери проверочное слово к данному слову СВ..РИТЬ
    • повар
    • варит
    • варёный
    1. В каком слове нужно дописать Ь знак?
    • меч..
    • брош..
    • кулич..
    • камыш..
    1. Определи род глагола: Сильный ветер гнёт деревья.
    • мужской
    • женский
    • средний
    1. В каком из «сказочных» слов нужно по правилам русского языка написать мягкий знак после шипящего?
    • козярутая бмош..
    • чурбатый квощ..
    • велисковая судрач..
    • люкнутый карыш..
    1. В какую группу слов нужно вставить о?
    • д..бежать, п..лизать, з..крыл;
    • ..ткрутил, пр..пел, п..двязал;
    • н..ложил, пр..шёл, в..спел.
    1. Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне.

    морской, местный, сапожки, звёздный, крошить, жираф, зелёный, честный, булавка



    2 класс: тексты для списыванияЕще один вариант итоговой работы для 3 класса.

    Диктант + расширенное грамматическое задание

    Диктант

    Летом в лесу

    Наступило жаркое лето. Но в лесной чаще тишь и прохлада. Редкие лучи солнца проникают сквозь густую листву. Шелестят листьями стройные берёзки. Скрипят от ветра высокие сосны. На земле лежит мягкий хвойный ковёр. Под могучей елью большой муравейник. С утра до ночи в нём кипит жизнь. С еловых лап свисают тяжёлые шишки. С весёлым свистом пролетела синичка. Постучал по стволу старательный дятел. Свистнул рябчик. Быстро перемахнула с ветки на ветку ловкая белочка. Хорошо в лесу!

    Грамматические задания:

    1. Прочитай слова: сосна, хорошо, ковёр.

    Запиши, сколько во всех трёх словах
    а) звуков [о] ___________
    б) букв «о» _________

    2. Найди слово, в котором второй звук — мягкий согласный. Обведи номер правильного ответа:

    1) ужи 2) книга 3) чай 4) цена

    3. Подчеркните проверяемые орфограммы в корнях каждого слова. Подберите и запишите к ним проверочные слова. Напиши рядом по 2 слова с такой же орфограммой.

    лёгкий — _____________________ ,
    борозда — _____________________ ,
    вестник — ___________________ .

    4. В 3-ем предложении подчеркни основу и подпиши части речи.

    5.  Выполни морфологический разбор слов: по стволу, с весёлым, скрипят.



    Если возникнут сложности с выполнением работы, то пишите в комментариях. Помогу разобраться.

    Предлагаю также вам скачать тексты  для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.

    Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успещной учёбы!

    Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.

    Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

    Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

    Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

    О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

    Получить ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи» 

    Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!

    С уважением, Ольга Наумова

    Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

    Как учиться лучше в школе

    Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

    Рассмотрен на заседании педагогического совета

    Протокол №___от

    ___________________

    Согласовано

    Заместитель директора

    по УВР

    _________/_________________

    Утверждаю:

    Директор МБОУ ООШ

    с. Волочаевка

    _________/_______________

    Приказ № ___ от

    _______________________

    Фонд оценочных средств по учебному предмету «Русский язык»

    3 класс

    Составитель:

    Сульдина Н.А.,

    учитель начальных классов

    Волочаевка, 2020

    Паспорт фонда оценочных средств по русскому языку

    3 класс

    п/п

    Контролируемые разделы (темы) предмета

    Наименование оценочных средств

    1

    Текст. Предложение. Словосочетание

    Контрольный диктант № 1

    (входной, диагностический)

    2

    Слово в языке и речи

    Проект «Рассказ о слове»

    Контрольный диктант № 2 по теме: «Слово в языке и речи»

    Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

    Проект «Семья слов»

    4

    Правописание частей слова

    Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

    Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание корней слов»

    Контрольный диктант № 5 по теме: «Правописание частей слова»

    Проект «Составляем орфографический словарь»

    5

    Части речи

    Контрольный диктант № 6 по теме: «Имя существительное»

    Проект «Тайна имени»

    Сочинение по картине И. Билибина «Иван-Царевич и лягушка –квакушка»

    Проект «Зимняя страничка»

    Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»

    Контрольный диктант № 7 по теме: «Имя существительное»

    Отзыв по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

    Проект «Имена прилагательные в загадках»

    Отзыв по картине А.Серова «Девочка с персиками»

    Контрольный диктант № 8 по теме: «Имя прилагательное»

    Контрольный диктант № 9 теме: «Глагол»

    Итоговый контрольный диктант № 10

    Всего оценочных средств — 21

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Контрольный диктант № 1 (входной, диагностический)

    Первое сентября.

    Денис встал ночью. Он долго лежал с открытыми глазами. Тут проснулась мама. Она стала гладить школьную форму. Денис быстро оделся. Вот мальчик идёт в школу. Около школы стоят ребята. В руках детей пышные букеты цветов. Вышла учительница. Она повела учеников в класс.

    Грамматическое задание

    1. Выписать два слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

    2. Из данных слов составь предложение. Подчеркни в нём главные члены.

    На, ягоды, полянах, земляники, лесных, краснеют.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

    Прощание с осенью

    В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует сильный ветер. Шумят в саду деревья.

    Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

    Слова для справок: стало, подмёрзла.

    Грамматическое задание

    1. В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу, над каждым словом указать части речи.

    2. К словам снег, мороз, лист подобрать по 2 однокоренных слова, выделить корень.

    3. Сделать звуко-буквенный разбор слова льют.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

    В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пишу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

    Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

    По В. Бианки

    Слово для справки: постоянно.

    Грамматическое задание

    1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

    2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

    3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

    Снеговик

    Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

    Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

    Грамматическое задание

    1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

    2. Разберите слова по составу: вариант 1 — зимний, шубки; вариант 2 — белые, морковки.

    3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

    Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

    Слова для справок: оляпка, водяной.

    (Также необходимо чётко проговорить окончания в словах весёлая, пушистые.)

    Грамматическое задание

    1. Разберите предложения по членам: вариант 1 — третье, вариант 2 — десятое.

    2. Разберите по составу слова осинка, переход.

    3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»

    Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка — ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

    Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

    Грамматическое задание

    1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

    2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком нa конце.

    3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»

    Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

    Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

    По В. Бианки

    Грамматическое задание

    1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

    2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

    3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Контрольный диктант № 8 по теме: «Имя прилагательное»

    Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

    Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

    Грамматическое задание

    1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 — четвёртое предложение, вариант 2 — пятое.

    2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 — старательный ученик, высокий куст.

    3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

    Весеннее утро

    Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

    Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

    По Г. Скребицкому

    Грамматическое задание

    1. Разберите предложение по членам: вариант 1 — седьмое, вариант 2 — девятое.

    2. Разберите слова по составу: вариант 1 — засветило, утренний, берёзки; вариант 2—развесили, весёлый, местечко.

    3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

    Итоговый контрольный диктант № 10

    Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

    Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

    По А. Куприну

    Грамматическое задание

    1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

    2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

    3. Разберите предложения по членам: вариант 1 — второе, вариант 2 — третье.

    Критерии оценивания:

    «5»- нет ошибок

    «4»- не более 2 ошибок

    «3»- не более 4 ошибок

    «2»- 5 и более ошибок

    Грамматическое задание

    Отметка «5» – без ошибок.

    Отметка «4» – за полностью выполненное задание при одной ошибке

    Отметка «3» – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках

    Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий, за невыполненное задание

    Критерий № 3. Показатель 3.1.

    Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100».

    Тема: «Упражнения в разборе слов по составу».

    Предмет:Русский язык.

    Класс:3 класс.

    Урок58.

    Раздел:Слово.

    Тема:«Упражнения в разборе слов по составу».

    Тип урока — урок рефлексии.

    Цель урока – обеспечить осознание учащимися уровня освоения знаний и умений по теме «Разбор слова по составу» и определение ими проблемных зон с целью коррекции;

    Деятельностная цель — формирование у учащихся способностей к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин.

    Задачи:

    1) Помочь учащимся актуализировать знания о составе слова, порядке разбора слов по составу, через игру «Аукцион знаний» и составление схемы «Состав слова».

    2) Организовать деятельность учащихся по отработке умений разбирать слова по составу, составлять слова по схемам.

    3) Предоставить возможность осознать проблемные зоны в умениях посредством самостоятельной работы по теме.

    4) Обеспечить возможность скорректировать пробелы в знаниях и умениях посредством дифференцированной работы по типу выявленных в ходе самостоятельной практической деятельности ошибок.

    5) Предоставить возможность проверить результативность коррекционной работы.

    Формируемые умения.

    Личностные результаты

    • Мотивация к обучению и сознательной познавательной деятельности.

    • Ориентация на понимание причин успеха (не успеха) в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

    Метапредметные умения:

    Познавательные

    • Умение извлекать информацию из схем.

    • Умение представлять информацию в виде схемы.

    • Выявлять сущность, особенности объектов, относить объекты к известным понятиям (части слова).

    • На основе анализа объектов строить логические рассуждения, делать выводы.

    • Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные —

    • умение определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы:

    — определять цель учебной деятельности самостоятельно;

    — составлять план выполнения задач, решения проблем совместно с учителем;

    -умение осуществлять деятельность в соответствии с целью и планом.

    • умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его:

    — в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (на основе заполнения таблиц успешности);

    — пользоваться критериями в ходе оценки и самооценки;

    — понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

     Коммуникативные

    • Умениеслушать и понимать других.

    • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    • Оформлять свои мысли в устной форме.

    • Умение работать в группе, в паре.

    Предметные умения:

    • Умение разбирать слова по составу, составлять схемы состава слова, подбирать слова к заданным схемам.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, «Таблица самооценки».

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечания

    Этап мотивации к деятельности и актуализации знаний.

    — Сегодня наш урок русского языка мне хотелось бы начать со слов И. С. Тургенева:

    «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».

    -Кто согласен с высказыванием классика, сядьте прямо, пожалуйста.

    Начнем работу.

    Отгадайте, о чем идет речь:

    — Корень мой находится в «цене»,

    В «очерке» найди приставку мне,

    Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.

    Вся же в дневнике я, и в журнале.

    -Верно, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

    — По какой теме?

    — Вы правы, сегодня мы начинаем урок с аукциона знаний по теме «Состав слова». На продажу выставлены поистине бесценные “вещи” (карточки с обозначениями частей слова), купить которые сможет любой из вас в обмен на знания по данной теме.

    — Представьте все знания, которые мы повторили в виде схемы «Состав слова».

    — Как нужно действовать, чтобы правильно разобрать слово по составу?

    -Почему эти знания важны для нас?

    -Какая тема урока?

    — Совершенно верно, кроме того, завтра нас ждет проверочная работа по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу»

    — Какую цель поставим на урок?

    — Какие задачи ставите перед собой?

    «Оценка»

    Оценивать свои знания

    «Состав слова», ведь отгадку искали составляя слово из частей.

    Игра «Аукцион знаний».

    Дают определения понятиям.

    Учащиеся, «купившие» вещь на аукционе составляют из карточек схему «Состав слова», комментируют.

    Вспоминают алгоритм.

    Мы используем эти знания, чтобы грамотно писать, орфограммы встречаются разных частях слова и даже на стыке приставки и корня.

    Тема – «Разбор слов по составу».

    Цель – проверить умение разбирать слова по составу, подготовиться к проверочной работе.

    Этап пробного учебного действия.

    Этап локализации индивидуальных затруднений.

    Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений и реализации построенного проекта.

    Этап обобщения затруднений во внешней речи.

    Этап обобщения затруднений во внешней речи.

    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.

    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    Домашнее задание.

    — Как мы будем действовать на уроке? Спланируйте деятельность, используя пункты плана на доске.

    — Что мы сейчас делали?

    — Что мы сейчас делали?

    — Когда вы сможете сказать, что умеете применять знания о составе слова? (Еще раз обратите внимание на тему проверочной работы)

    — Это и будут критерии нашей деятельности сегодня. Они обозначены в вашей таблице самооценки.

    -Откройте учебники на стр. 165. Определите, какие умения проверяют упр. 3-5.

    — Какое умение развивает задание на доске? (умение подбирать слова к схемам)

    — Выполните задания.

    — Что надо сделать теперь?

    — Что даст проверка?

    — Сравните свою работу с эталоном.

    -Занесите результаты в таблицу самооценки.

    — Проанализируйте результаты в таблице. Расскажите друг другу те выводы, к которым пришли: что получается, а что пока нет.

    — Как построим свою работу теперь?

    — Кому надо поработать над различением однокоренных слов и форм слова, возьмите карточку «А».

    — Кому надо поработать над выделением в слове окончания и основы, возьмите карточку «Б».

    — Кому надо поработать над разбором слова по составу и подбором слов к схемам, возьмите карточку «В».

    — У кого все правильно, ошибок нет, возьмите карточку « Г».

    — Проверим результаты тренировочных упражнений.

    — Над чем работал каждый из вас?

    — Кто справился с заданием?

    — У кого остались вопросы?

    -Мы потренировались. Что теперь надо сделать?

    — Зачем?

    — Выполните задание на карточке.

    — Проверьте свою работу по образцу.

    — Заполните таблицу самооценки второй раз.

    — Сравните результаты первой самостоятельной работы и второй. Сделайте выводы.

    — Расскажите о них друг другу

    — Какая была цель урока? Кому удалось ее достичь? Почему так решили?

    — Какие умения формировали и развивали?

    — Как для этого работали?

    — Кто для себя отметил, что ему нужно повторить для завтрашней проверочной работы?

    — В чем видите успех сегодняшнего урока лично

    для себя?

    -Какие задачи поставили на будущие уроки?

    1 уровень: стр. 163 № 4,5,6

    2 уровень: предложите вариант задания, чтобы проверить знания и умения по теме.

    -Определим, что должны знать и уметь в рамках данной темы.

    -Выполним самостоятельную работу, поймем, что умеем и в чем испытываем затруднения

    -Потренируемся

    -Снова выполним самостоятельную работу.

    -Умеем различать однокоренные слова и части слова.

    -Умеем выделять окончание и основу.

    -Умеем находить в слове корень, приставку, корень, суффикс.

    №3 — Умение различать однокоренные слова и части слова.

    №4 — Умение выделять окончание и основу.

    №5,6 –Умение разбирать слово по составу.

    На доске – подбирать слово к схеме.

    Выполняют задания

    Проверить.

    Поймем: умеем мы разбирать слова по составу или нет, правильно ли это делаем.

    Проверяют по образцу, заполняют таблицу (ставят «+» или «?»)

    Анализируют и комментируют результаты в паре, делают выводы.

    — Каждый будет работать над исправлением своих ошибок. Для этого надо потренироваться.

    Выполняют индивидуальные задания на карточках.

    Выполняют самопроверку по образцу.

    Выполнить еще одну самостоятельную работу.

    Проверить свои умения, помогла ли тренировка или еще надо потренироваться.

    Выполняют задание.

    Проверяют работу, корректируют при необходимости.

    Заполняют таблицу самооценки второй раз.

    Работают в парах и комментируют результаты.

    Отвечают.

    Приложение 1.

    План.

    Приложение 2.

    Таблица самооценки.

    Приложение 3

    (карточки для индивидуальной работы).

    Приложение 4.

    Приложение 1

    • Определение критериев оценки

    • Самостоятельная работа №1

    • Тренировочные упражнения

    • Самостоятельная работа №2

    Приложение 2

    Умения

    Отличаю однокоренные слова и формы слова

    Выделяю в слове окончание и основу

    Разбираю слово по составу

    Соотношу слово и схему

    Сам. работа №1

    Сам. работа №2

    Сам. работа №1

    Сам. работа №2

    Сам. работа №1

    Сам. работа №2

    Сам. работа №1

    Сам. работа №2

    Приложение 3

    Карточки для индивидуальной работы.

    Карточка А:

    1. Вспомни теоретический материал:

    Формы слова – это различные изменения одного и того же слова в речи (берёзка, у берёзки, за берёзкой)

    Однокоренные слова – это слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу (берёза, берёзка, березняк, берёзовый)

    Чтобы отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова, нужно:

    -обратить внимание на значение слов (у однокоренных слов оно разное)

    -определить, к какой части речи относятся слова (если слова принадлежат разным частям речи, то это однокоренные слова)

    -сравнить основы слов (если они одинаковые, то это формы слова, если нет – однокоренные слова)

    2. Запиши в левый столбик однокоренные слова к данному, а в правый – формы слова: вода вода

    3. Проверь свою работу:

    Сравни основы полученных слов, если они одинаковые – перед тобой формы слова (эти слова должны быть в правом столбике), если нет – однокоренные слова (левый столбик).

    Карточка Б:

    1. Вспомни теоретический материал:

    Окончание– это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками.

    Основа – это часть слова без окончания. Основа может состоять только из корня. В основу могут входить, кроме корня приставки, суффиксы.

    1. ИРассказ корень слова по составу змени слово и найди изменяемую часть – это окончание, выдели окончание значком (берёзка – нет берёзки, окончание —а, голубоватый – голубоватая, окончание —ая)

    2. Основа – это часть слова без окончания, выдели основу значком : берёзка, голубоват ый

    Выдели окончание и основу в словах:

    бабушка, золото, старая, деревня, сапоги, ночное, хвост, лужок, красная, картина.

    Карточка В:

    1. Вспомни теоретический материал:

    Корень –это главная, значимая часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

    Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Суффиксзначимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    Окончание– это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками.

    Основа – это часть слова без окончания. Основа может состоять только из корня. В основу могут входить, кроме корня приставки, суффиксы.

    1. Измени слово и выдели окончание (берёзка – нет берёзки, окончание —а, голубоватый – голубоватая, окончание —ая)

    2. Обозначь окончание, отдели его от основы: берёзка, голубоват ый

    3. Объясни значение слова через однокоренное, подбери другие однокоренные слова:берёзка – маленькая берёза, березняк, березовый; голубоватый –чуть-чуть голубой, голубизна, голубеет, голубенький. Выдели корень.

    4. Выдели приставки и суффиксы (если есть)

    Разбери по составу слова:

    Слезинка, бородушка, полюшко, приморский, близкий, дымоход, котята, золотой, домище, лужок.

    Напиши слова, которые соответствуют схемам:

    Рассказ корень слова по составу

    Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуДуга 6» />Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуДуга 6» />Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуДуга 6» />Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуДуга 6» />Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуник ые н ый а

    Карточка Г:

    Догадайся по схемам, слова какой части речи здесь даны. Подчеркни правильный ответ.

    Дуга 6» />Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуДуга 6» />Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуДуга 6» />Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составу

    Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составу чик тель а

    ГЛАГ.СУЩ. ПРИЛ.МЕСТОИМ.

    Приложение 4

    Самостоятельная работа №2

    1. Выпиши в один столбик однокоренные слова, в другой –формы слова.

    Сад, садовник, в саду, сажает, над садом, садовод, посадки.

    1. Спиши, выдели в каждом слове окончание и основу.

    Поле, полюшко, полевой, в поле, поля

    1. Под каждой схемой подпиши подходящее слово.

    Рассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составуРассказ корень слова по составу

    Море, моряк, приморский, поморы

    1. Разбери слова по составу.

    Земля, земляк, земельный, землекоп, подземный, землица

    Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/459630-urok-russkogo-jazyka-v-3-klasse-tema-uprazhne

  • Рассказ конь с розовой гривой читать полностью
  • Рассказ корова и козел
  • Рассказ корзина с еловыми шишками константин паустовский
  • Рассказ корзина с еловыми шишками краткое содержание
  • Рассказ корова платонов краткое содержание