Рассказ кодекс рыцарской чести

Рассказ о самом понятии куртуазности, про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях

Рассказ о самом понятии «куртуазности», про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек.

Куртуазность в эпоху средневековья

    Эпоха средневековья ознаменовалась сильнейшими изменениями в общественных отношениях, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, главенством Церкви и другими событиями, поэтому этот период часто называют одним из самых мрачных в истории.

    Однако, именно в это время (XII—XIII вв.) окончательно сформировалась рыцарская культура. А основой рыцарского поведения стала куртуазность, своеобразный кодекс хорошего тона.

    В своей работе я постараюсь дать определение куртуазности и выявить основные черты куртуазной любви.

    Рассмотрим понятие «куртуазность» более подробно.

   1. Понятие куртуазности

   Куртуазность (от courtois — учтивый, рыцарский) — это средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином. Впоследствии куртуазностью стали руководствоваться не только во взаимоотношениях с женщинами из благородного общества, но и в отношениях с мужчинами.

   В более общем смысле, куртуазность – это правила хорошего тона, хорошие манеры. Можно сказать, что куртуазность – это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали.

   2. Куртуазность как основа рыцарской культуры

   Благодаря крестовым походам, в VIII веке начинает возникать новое сословие — рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет. В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы, особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря.

   Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы (возлюбленной рыцаря).

   В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной.

   2.1 Куртуазная любовь

   С тех самых пор я ваш навеки стал,

   И ваша воля — для меня закон.

   Чтоб вам почет повсюду воздавали,

   Лишь вы одна — похвал моих предмет.


                                                                 Гильом де Кабестань

   Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют «куртуазная любовь». Современники ее называли «fine amour», т. е. «утонченная любовь».

   Как правило, это любовь неженатого мужчины (юноши) к замужней женщине (или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора). Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели. Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию.

   Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат (достижение благосклонности Дамы), а переживание и ожидание. То есть игра ради игры.

   Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Обязательным условием такой любви является непреодолимая преграда. Именно поэтому в качестве своей избранницы рыцари выбирали замужних дам или дам, стоящих выше на сословной лестнице.

   Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины.

   2.2 Рыцарские турниры

   В средние века излюбленными развлечениями были поединки. Это были роскошные зрелища, на которые собирались толпы народа, в том числе и знатные дамы. Как правило, это были поединки конных рыцарей в доспехах, суть которых заключалась в том, чтобы выбить противника из седла затупленным копьем.

   Победа в таком турнире сулила рыцарю расположение его дамы. Подаренная улыбка, ленточка по окончании турнира было безмерным счастьем для влюбленного.

   2.3 Куртуазная литература

   Рыцарские нравы и куртуазная любовь нашли отражение в средневековой литературе и музыке. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы (например, «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского).

   Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами.

   Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры (поэты и певцы), в Германии — миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский.

   Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема — куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы.

   Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку (баллады) и зачастую исполняли сами.

   Наиболее известными произведения куртуазной литературы были «Артурианский цикл», «Роман о Розе» Гильома де Лориса и другие.

   В Италии в 13–14 вв. идеи куртуазной любви получили свое наивысшее воплощение в сонетах Франческо Петрарки к Лауре.

   Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та «утонченная любовь» с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения.

   В 14 в. куртуазная поэзия уступает место литературе, становясь все больше объектом насмешек и пародий.

   Заключение

   Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни.

   Куртуазность, по мнению некоторых авторов, как бы стала новой своеобразной религией средневекового Запада, со своими ритуалами, системой ценностей, со своим божеством — Прекрасной Дамой. Это некий свод правил поведения рыцарей.

   Куртуазная личность — это «человек чести». Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность.

   Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов.

   И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время. Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам, пожилым людям – это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания.

Популярное на

NewWoman.ru:

  • Как на каникулах проводить время с детьми интересно и с пользой?
  • Гороскоп от Ольги Таевской — на сегодня, на завтра, на неделю
  • В платье какого цвета встречать 2022 год Водяного Тигра
  • Год Тигра 2022 — характеристика знака, какие года, как и в чем встречать, гороскоп
  • Каталог женских стрижек, причесок, новинки 2021 2022
  • Тренды для СРЕДНИХ волос сезона Осень-Зима 2021-2022
  • Модные КОРОТКИЕ стрижки Осень-Зима 2021-2022
  • Головные уборы Осень-Зима 2021-2022
  • Вечерние платья 2022 года для полных девушек и женщин
  • Какие куртки и парки для девушек и женщин самые модные в 2022 году
  • Модные тенденции Осень-Зима 2021-2022 для пожилых женщин
  • Деловой женский стиль Осень-Зима 2021-2022
  • Модное женское пальто 2022 года
  • Какие плащи для девушек и женщин самые модные в 2022 году
  • Женская мода 2021 2022
  • Модные блузки 2022 года
  • Модные юбки 2022 года
  • Фото женских причесок и стрижек, которые омолаживают и скрывают возраст
  • Женские сапоги 2022 года — 20 модных тенденций и 209 фото новинок с модных показов
  • Модные платья 2022 — разбор трендов, фото
  • Тренды для ДЛИННЫХ волос Осень-Зима 2021-2022
  • Восточный гороскоп на 2022 год Тигра — предсказания по году рождения
  • Рубрика «Истории женщин, вышедших замуж за иностранца»
  • Рубрика «Отношения с мужчинами»
  • Рубрика «Творчество, рассказы, стихи»
  • Рубрика «Истории любви»
  • Рубрика «Непознанное»
  • Рубрика «Секреты красоты»
  • Рубрика «Кулинарные рецепты»
  • Рубрика «Праздники — как отмечать, что дарить»
  • Рубрика «Фотогалерея«
  • Рубрика «Статьи по психологии«
  • Рубрика «Женщина и возраст»
  • Рубрика «Дом»
  • Рубрика «Конкурс красоты»
  • Рубрика «Современная проза»
  • Рубрика «Путешествия — личный опыт
  • Рубрика «Ответы Ольги Таевской на письма в службу доверия»
  • Рубрика «Женский клуб Ольги Таевской»
  • Архивы женского клуба:

2008-2020 | 2007200620052004200320022001200019991998

  • Каталог первых женских сайтов
  • Об авторе и ведущей журнала — интервью, статьи, фото

В прошлый раз мы с вами остановились на грустном. Пропустив некий срок траура в память о героях Ронсеваля, спешу исправиться и сегодня поведаю о герое приблизительно тех же мест, ну и разве что несколько более поздних времен.

В отличие от маркграфа-пограничника Роланда герой нашего сегодняшнего повествования прожил достаточно счастливую по тем временам жизнь. Неизбежный реверанс в сторону заклепочников: жизнь, счастливую по временам 12 века, по меркам опоясанного рыцаря — а не нас сегодняшних. Имя нашего героя тоже начиналось на «Р», только дворянином и рыцарем был он совсем не французским, и даже не испанским: на территории сегодняшней Испании тогда в разных комбинациях и сочетаниях существовали Каталония, Арагон (владевший Сицилией в силу забавного казуса, о коем лучше осведомиться у заклепочников же), Леон, Астурия — и Кастилия, конечно же, Кастилия, королева которой Изабелла много позже положит истинный конец Средневековью, отжалев Кристобалю де Колон три кораблика на изыскание пути в Индию, к индийским пряностям в обход взятого османами Константинополя. Воистину, в основе всего лежит экономика, Маркс который уж раз оказывается прав.

Итак, дворянин… Лучше считать, что испанский, ибо за свою бурную биографию он успел послужить нескольким королям и даже одному халифу, так что не получится отнести его конкретно к Мадриду или там Кордове — дворянин этот носил, по испанской моде, множество имен, дабы святые покровители его, правильно наращивая силы, могли достойно противустать воинству сатаны; тем паче, на испанской земле за маврами далеко ходить не требовалось, и воинство сатаны было не где-то там в сказках святых, а прямо вот за околицей.

Так что дворянина сего мир знает под позывными Эль Сид, ну еще Кампеадор. Грубый перевод : Вождь Победитель. Скромно и со вкусом; стиль, ссска, стиль! Вот где корни ковбойских шляп и прищура Клинта Иствуда. Благо что «спагетти-вестерны» снимали не в Мексике или там Аризоне, а именно что в Испании.

Собственно, главная претензия к Сиду: что он успел послужить халифу то ли эмиру мусульманского государства и тем самым якобы погрешил против законов рыцарства.

Тут есть немалое лукавство. Ибо до Крестовых Походов (1098г) исламские соседи, расплесенившиеся по всей Северной Африке и занимавшие Испанию южнее «линии оливы» вовсе не считались такими уж исчадиями ада. Всего лишь противниками и конкурентами — но точно такими же ни разу не братьями считались пикардийцы для окситанцев, аквитанцы для нормандских потомков викингов, жители Юрских гор для средиземноморцев Марселя — и это в пределах одной и той же Франции, а уж когда туда с гор спустился ДАртаньян, там такое началось…

Так вот, против законов рыцарства Сид не погрешил ничем и нисколько. Ибо законы эти регламентируют — как служить и как себя вести на поле боя — но не особенно регламентируют, кому служить.

Со служилыми сословиями беда, конечно. Можно воспитать их в духе личной верности — но тогда свои проступки и ненужные жестокости будут они оправдывать тем, что поступали во имя государя, чем нанесут ему такой репутационный ущерб, что и выгоды заслонит. Можно воспитать их в духе верности той или иной идее — но государство живет в реальной политике, а не в абстрактном пространстве идей, и по необходимости политики блокируются со вчерашними врагами против вчерашних же друзей, чтобы завтра кинуть этих и тех во имя очередной раз изменившейся конъюнктуры. Вот, а рыцарство народ негибкий, оно назовет все это предательством, не усматривая далекоидущих последствий и не понимая, когда настает время смены образа мыслей. Собственно, дворянство до самой своей кончины — на гильотинах ли Парижа, в подвалах ли Ипатьевских домов — будет упорно держаться за эти свои убеждения. Хорошо это или плохо, я не собираюсь оценивать. В рамках нашей тематики — военного обучения — плюс тот, что имеется непрерывная учебная традиция от совсем старых предков до сего дня. Минус тот, что «генералы всегда готовятся к прошедшей войне».

Сид Кампеадор был реальным политиком и воевал против мусульман, ибо полагал свой долг рыцаря и христианина именно в этом. А что для войны против мусульман иногда нужно объединяться с такими же мусульманами, только союзными — «эта нога — кого надо нога».

Биография Сида известна, и вовсе не так заковыриста, как может показаться после предисловия. Служил королю христианскому, но по молодой горячности наскочил на Толедо и мал-мала его пограбил. Горожане Толедо пожаловались королю — это именно ситуация, когда король оказывал протекцию городам, чтобы они помогали деньгами и другими способами (скажем, информацией, стекающейся к городским купцам по их торговым связям) — а за это король обязывался защищать города.

И что, вы думаете, сделал король? Выгнал Сида на мороз без шапки? Ну что вы, мы же не в дикой Сайберии. Король «выразил неудовольствие». Сиду, как истинному рыцарю, стало стыдно, и он удалился в изгнание.

Каррамба, сказали хором толедские жалобщики. Так четвертования не будет? Нафига мы ехали! И пошли они, солнцем палимы, каждый в свою сторону. Горожане отстраивать Толедо после налета, ну а Сид поехал еще к какому-то королю — тогда на испанском полуострове королей хватало — и с порога предложил ему повоевать мусульман.  Потому что тех ни обязывался защищать никакой христианский король; а если бы даже халиф всех правоверных в Багдаде узнал о деяниях какого-то мелкого полевого командира неверных собак на западной окраине мусульманского мира, и даже если бы выразил неудовольствие — Сид Кампеадор, как истый рыцарь, хвост коня своего клал на весь мусульманский мир с халифом, Каабой и Меккой вместе взятыми; а лично на халифа так даже и не хвост, и не коня.

Тот, второй христианский король, прикинул на пальцах расклады туда-сюда, и пришел ко вполне трезвому выводу: вотпрямщас ему невыгодно ссориться с муслимами. Посевная не закончена, урожай не собран, кони не кованы, войска не наняты, жены не… Короче, не пойдем мы сегодня на мусульман, извини, Сид.

Ах так, сказал Кампеадор — ну и сидите тут, вычисляйте прибыля. Рыцарю вычислять западло! Забрал жену — племянницу первого короля — сел на коня и был таков.

Пока Сид скачет по жаркой Испании, а молодые иберрийские красотки подносят ему кувшины холодного молока и рушник утереться, вызывая скрежет зубов у королевской племянницы, поговорим немного о практичности рыцарской этики. Вот эти все загоны, что драться надо лицом к лицу с открытым забралом, а из арбалета шмалять в спину западло. И в плечо тоже западло, вон Ричарда Львиное Сердце стрельнули, а он взял, да и помер. И кому теперь вести нас на сарацинов?

Не то, чтобы рыцарский кодекс выполнялся всегда и везде — он, как та Хартия Вольностей, был объявлен и провозглашен. Но, точно как статьи Хартии, рыцарский кодекс то действовал, то не действовал — смотря с кем рыцари сражались.

А регулировала этот процесс святая ненаша мать-церковь в лице Римского Папы, объявляя еретиками тех или этих; в силу чего обычное право войны с выкупами и куртуазией резко переставало действовать.

Папская Курия пыталась укротить мутный вал европейского черного передела, затянувшегося на столетия, и направить энергию рыцарей не против друг друга — а против внешних врагов европейской цивилизации. Против сарацинов Леванта и заодно против Византии. Против схизматиков Константинополя, а позже Москвы и гуситов Праги. Против язычников Прибалтики и Лангедока. Тут мне пеняли, что-де на Грюнвальде сражались два католических государства, и потому битва сия была всего лишь разборкой за активы.

Ага, только на одной стороне были рыцари с отпущением грехов от верховного священника всея Европы; когда это папа Римский объявлял крестовый поход, скажем, Англии против Франции? А против Прибалтики — Жемойтии — объявлял. Далее, до «Городельской привилегии» славянские земли Великого Княжества Литовского были все православные. Да и много позже окатоличивание и ополячивание коснулось только дворянства — селяне оставались православными до 19 века, почему и поддерживали всегда русского царя.

На момент Грюнвальда (1410 год, ровно 5 лет до Азенкура) Великое Княжество Литовское еще не переплелось с Польшей ни экономически, ни законодательно. Более того, князь Витовт заключал союзы с орденскими немцами против поляков. И, пожалуй, не будь Орден настолько тупо-упоротым, у Великого Княжества Литовского не возникло бы и необходимости агрегироваться с Ягайло, королем Польши. Были бы два соседа, и привычно цапались бы как кошка с собакой, а отсюда и натиск на тот же Орден вели бы не такой сильный. DEUS то он DEUS, но надо же понимать, чего он конкретно VULT вот именно здесь и сейчас.

Важно, что все эти политические изыски никоим образом не нарушали рыцарского кодекса. Его вообще не нарушало никакое действие, одобренное Папой Римским.

Тогда откуда этот культ «честной драки», fair play, «открытого забрала» и всего подобного?

Оттуда же, откуда и все остальное: из экономики. В далеком-далеком Китае знаменитый-знаменитый Сунь Цзы одной из стратагем постановил чеканно и жестоко: если ты не можешь быстро выиграть войну — постарайся быстро ее проиграть. 

Проигравший долгую войну, во-первых, получит разорение от собственно боевых действий, во-вторых, отдаст победителю все, что тот захочет.

А если сдаться быстро, то, во-первых, тупо останется в живых больше своих людей, да и ресурса вообще. Во-вторых, сам объем контрибуции можно сильно уменьшить на переговорах: ведь враг тоже хочет не войны, не разрушений и затрат, не сверхнапряжения — а победы хочет, вкусить ее результаты. Ну и вот, мы согласны на дань за три года. А хочешь за двенадцать лет — тогда война.

Тут, конечно, есть риск перестараться — но что мы проигрываем, если все равно война?

Ну и вот, рыцарский поединок решает вопрос быстро. В твою или чужую пользу, но быстро. Не надо расходовать средства и ждать удара в спину.

Конечно, тут возникают родственники, желающие мстить — но они, в отличие от песен и фильмов, были далеко не всегда. Решение о мести принимал старший в роду — а он, как любой политик, старался сгладить углы, потому что, согласно пословице, «вовремя умирают только враги». Испанская пословица, кстати. Веселый полуостров, солнечный. И люди интересные.

Так вот, война-месть обойдется дорого, и потому вести и объявлять ее просто так не резон. Эпоха поголовного шпагопыряния за косой взгляд наступила именно после Средневековья. Когда люди сделались более личными, более обособленными, меньше завязанными на род. В Италии, где городская культура была более всего развита, дуэли появились раньше всех, еще до падения Константинополя.

А вот на территории бывшей Франкской Империи Карла Великого — напоминаю, Франция и Германия — от германских воинских братств и вообще от северян был унаследован судебный поединок. Считалось, что бог — прежде сам Один-Вотан, а потом и Христос — водит рукой бойца и указывает правого. Кто победил, тот и прав!

Это в чистом виде наследство варварской эпохи, когда для племени ценнее всего был хороший боец. Его похвальбу, дерзость, неуживчивость можно было терпеть: в бою или на охоте силач себя окупал. А поссорить варварское племя с соседями он не мог: для варвара и без того все чужаки не то что враги, буквально недолюди, и ни беречь их чувства, ни уважать нет смысла. Нет, ну есть пара-тройка путешествующих торговцев, но эти хоть полезные. А сосед…

О, сосед! «Сага о Гисли Кислом» может много чего поведать о соседях, даже и без перфоратора.

Конечно, Европа не повторяла варварские обычаи просто потому, что так делали предки. Была другая причина позаимствовать именно культ честного боя, и она четко, недвусмысленно изложена в «Саге об Эгиле, сыне Скаллагрима».

Сага повествует, как викинги вторглись в саксонскую тогда Англию. И король самого северного из Семи Королевств послал к ним вестника, и назначил место и день битвы. Далее в саге сказано примерно так: «А по древнему обычаю, если кто разорял страну после того, как было назначено место битвы, тот покрывал себя позором».

Так вот, смысл рыцарской этики простой: не тяни коня за бубеня. Быстро сразились, быстро решили вопрос, потом на пиру вознесли хвалу сэру Чарльзу Дарвину за естественный отбор, отсекающий неумелых бойцов. Как говорил все тот же Сунь Цзы все в том же Китае: «Война любит победу и не любит продолжительности». В несколько более раннем эпосе индийцев, «Махабхарате», воинской касте строго предписывалось даже в битве убивать только воинов, но не в коем случае не зрителей. Именно так и сказано: «людей, что пришли посмотреть на битву».

Сходство взглядов на вопрос, проявленное в настолько разных и настолько далеких друг от друга регионах, свидетельствует, что и здесь мы видим закономерность, а не случайную флуктуацию.

Почему? Да потому, что люди — ресурс. Ценнейший в эпоху Средневековья, да и потом тоже. Феод или аллод надо кому-то вспахать. Даже если бы рыцарь позабыл про гордость, как забывала про нее «голопузая» шляхта, и полез пахать поле самостоятельно, в одиночку он бы себя не прокормил, не то чтобы на доспех и коня собрать. Надо крестьян сотен пять, над ними надо управляющий, надо священник — а священника надо где-то выучить и рукоположить, значит, в округе должен быть хотя бы один собор-монастырь; собранное зерно надо продать, коня и доспех купить — нужен торг или ярмарка или безопасный проезд к городу, где такое есть.

Длительная война все это уничтожает. Чем же править победителю?

Поэтому лихой налет «шевоше», угон скота-людишек, а потом срок службы — 40 дней — истек. Годендаги в землю, все по донжонам. Никаких десятилетних робингудствований по лесам, никаких там засад- маневров — хитрых ловушек.

Каждая лишняя минута войны — прямой ущерб. Так назовем все это позором, и пусть Папа Римский заклеймит это со всех амвонов устами буквально каждого священника в каждом селе.

Вот отсюда провозглашаемый идеал рыцарства: между своими воюем честно, из рамок не выходим, кто нарушит, валим всей толпой. Кого считать своим, Римский Папа скажет. Понятно, что идеал этот нарушался часто — ну так в Средние Века и на сбор ополчения являлись не все, и налоги собирались не полностью.

А вот про то, что мусульманам служить зашквар, в этом идеале добавилось только уже после Крестовых Походов. Во времена Сида Кампеадора это еще не всем в мозги успели прошить. Особенно в Испании, считавшейся диким пограничьем, где культура в те поры если и цвела, то далеко не как во Франции.

Сид Кампеадор это понимал куда лучше нас, так что спокойно явился ко двору мусульманского союзного правителя — без гугла я не вспомню уже, кого именно — и сказал: слышь, эмир, я слыхал, у тебя проблемы с соседями?

Эмир оживился и приказал подать халву, шербет и прочие вещи.

Кончилось тем, что Сид стал служить у мусульманского правителя — примерно, как татарский мурза стал князем Касимовым на службе у московского великокняжеского стола. Служил Сид хорошо; по крайней мере, христианские города больше на него никому не жаловались.

Где-то лет через пять тот, самый первый король, покровитель Толедо, успокоился, отбушевал, и велел: а позовите мне Сида обратно. Он, хотя и резковат бывает, но у нас тут варварство со всех сторон. Бил бы сарацинов, а грубость можно и потерпеть. Встрепенувшимся было толедцам король сказал: не дергайтесь, мы на мавров пойдем, Сида в стране долго не будет.

«Да и на войне, глядишь, и убить могут, будь ты хоть четырежды кампеадор» — подумали про себя толедцы, шагая обратно. Но на всякий случай удвоили стражу и пристроили к воротам еще красивый барбикен. Ну просто для эстетики. А то потомкам и сфотографировать будет нечего.

Гонец королевский был человек неграмотный, но умный. Он пошел не к Сиду, а к его жене, той самой королевской племяннице. Такие дела, сказал, дядя твой на внуков поглядеть хочет, а портреты большие получаются, у голубей из лапок падают. Сказала бы ты Сиду, что ли: какая разница, рубать мусульман тех или этих? Пусть уже домой едет, он все-таки наш народный герой, а не халифатский. А то помрешь на чужбине, и некому будет осиновый кол… То есть, воды подать.

Узнав новости, Сид подумал-подумал и согласился. Но, поелику он был теперь не МТР (молодой талантливый рыцарь), а уже зарекомендовавший себя полководец, за что Кампеадором и прозывался, то сказал королю: из того, что мы в походе у мавров отвоюем, отрежешь лично мне отдельное королевство. Пусть небольшое, но чтобы никакого начальства над головой.

Король подумал-подумал и согласился тоже. Сид вернулся к нему на службу, мавров они счастливо раскатали, и Сиду выделили кусок земли, где воитель долго благоденствовал. Всем же, кто пытался попрекнуть короля, что-де: «твой рыцарь предатель, служивший халифату», король отвечал: против черта хоть с чертом. Воистину, Испания — родина многих забавных пословиц.

Помер Сид как положено герою, в ходе очередной войны, и его находчивая жена велела нарядить мертвого в доспехи и вывезти перед войском, чтобы не допустить падения боевого духа. Поскольку ту битву христиане выиграли, постольку Сид в народной памяти герой положительный. Меч Сида, Тисона, считается и поныне коронационным мечом Испанской Короны. В отличие от Дюрандаля, с Тисоной никаких неясностей: клинок в музее.

Ни король, ни те, кто его упрекал, еще не знали, что совсем скоро христиане Заморья заключат союз с натуральными желтыми чертями из ада, лишь бы удержать Иерусалим против мамлюков. А что из этого выйдет, читайте в следующей серии.

Кодекс рыцарской чести предполагал в качестве непреложного правила поведения членов этого сословия их верность слову. Подобно тому, как члены варварского комитата служили своему вождю во многом в силу необходимости защищать интересы своей групповой идентичности, что чаще всего осознавалось как долг перед тем или иным конунгом, вождем и племенем, так и рыцарские сообщества, группировавшиеся в ордена, братства, линьяжи, осмысливали свой групповой интерес через призму долга верности слову. Эта ценностная установка рыцарского мира находила различного рода выражения в самых разных обычаях и ритуалах. Именно с ней был связан обычай рыцарского обета, находившего самые причудливые формы.

Фруассар рассказывает, что сам видел английских рыцарей, прикрывавших один глаз тряпицею во исполнение данного ими обета взирать на все лишь единственным оком, пока не совершат во Франции доблестных подвигов. Французский король Людовик Толстый клянется, что не возьмет в рот ни крошки съестного, пока не возьмет замка сеньора де Куси. Знаменитый коннетабль Франции Бертран дю Геклен клянется не брать в рот мяса и не снимать платья, пока не овладеет Монконтуром.

Несомненно, рыцарский обет своими истоками восходит к временам варварства. Вспомним рассказ Тацита о том, как хатты вдевали в ноздри кольца и не вынимали их, пока не убьют врага. Не сдержать данного слова или обета означало обнаружить свою слабость. Аскетическая составляющая также роднит рыцарский обет с варварским обычаем. Воздержание призвано было стимулировать скорейшее выполнение обещанного. При этом родство варварского и рыцарского обычаев прослеживается в их нередко магической подоплеке. Зачастую как знак обета используются оковы. Так, герцог Жан Бурбонский вместе с шестнадцатью другими рыцарями и оруженосцами дает обет в течение двух лет каждое воскресенье носить на левой ноге цепи, подобные тем, что надевают на пленников, пока не отыщут они шестнадцати рыцарей, которые пожелают сразиться с ними в пешем бою.

Эта магическая форма, роднившая рыцаря с варваром, в средневековую эпоху получила новое смысловое наполнение благодаря христианству.Й. Хейзинга проводит параллель между веригами, которые носили кающиеся грешники во время паломничества, а также кандалами, в которые заковывали себя благочестивые подвижники и аскеты, и emprises (путами) рыцарей. В идеале обет приносился во имя исполнения божьего дела. Христианская этика способствовала закреплению на ценностном уровне понятия верности как одного из важнейших структурообразующих идеалов социума. Вольфрам фон Эшенбах начинает свой знаменитый роман «Парцифаль» вступлением о верности и неверности. Тот, кто был неверен, не имел ничего святого, неминуемо попадет в ад. Рыцарственный дух, соединенный с отвагой и верностью, поможет заслужить спасение:

«Неверности прощенья нет,

Ее одежды — черный цвет,

И ей во мраке ада дом.

Кто пред людьми был чист во всем

И верность Богу сохранил,

Сиянье рая заслужил».

Верность слову, выраженная в клятве, стоит за таким ритуалом как оммаж. Оммаж являлся обрядом, скреплявшим личный договор между рыцарем и его сеньором. Рыцарь при этом объявлял себя «человеком» сеньора, его вассалом (отсюда и происхождение термина (hommagium от homo). Кладя соединенные руки в ладони сеньора и произнося формулу: «Сир, я становлюсь вашим человеком», рыцарь приносил присягу на верность на мощах святых. Предательство рыцарем своего господина было сродни предательству Иуды. Во имя исполнение этого долга чести рыцарь в идеале должен был пожертвовать всем, включая дружеские узы и даже жизнь.

В «Песне о Нибелунгах» воплощение рыцарской чести, маркграф Рюдегер Бехларенский вынужден выбирать между дружбой с Хагеном и вассальной верностью Этцелю и Кримхильде. После мучительной внутренней борьбы он решает погибнуть, защищая дело своих господ. При этом он уплачивает последний долг дружбе с бургундами — вручает Хагену свой щит. Величие этого жеста, отмечает А. Я Гуревич, по достоинству оценивается окружающими, глаза которых покраснели при виде передаваемого им щита.

Отстаивая честь своего сеньора, Хаген идет на убийство Зигфрида, не раскаивается в содеянном (несмотря на то, что врага своих господ — бургундских королей — он одолевает хитростью, а не в честном рыцарском бою, в котором Зигфрид был бы явным победителем), открыто признает, что он убийца Зигфрида. Более того, Хаген выполняет свой вассальный долг, даже узнав о пророчестве, гласящем, что никто из бургундов, стало быть, и он сам, не возвратится живым из державы гуннов. И доблестно сражается и умирает за честь своих королей.

Верность сеньора вассалу не менее значима, чем верность вассала сеньору. Сеньор, не заботящийся о жизни своего вассала, имел мало шансов приобрести других военных слуг. В критический момент сражения с гуннами бургундские короли, чьи воины истекают кровью, получают шанс спастись самим и спасти свои дружины ценой выдачи Хагена, их вассала — этого требует Кримхильда, жаждущая отомстить за Зигфрида. Могучий Гернот на это ей отвечает:

Да не попустит бог,

Чтоб нашего вассала мы отдали в залог.

Мы тысячею братьев пожертвуем скорее,

Чем предадим хоть одного из верных нам людей.

Верность распространяется и на отношение рыцаря с Богом. Причем верность понимается рыцарским сословием как взаимное обязательство. Господь мыслился не только Богом верных рыцарей, но и верным Богом. В рыцарском сознании он предстает как защитник и даритель благ тем рыцарям, которые праведно исполняют свой долг. Не случайно Христос в миниатюрах псалтырей XII века представлен с мечом и щитом, в кольчуге, со шлемом на голове, окруженный свитой рыцарей и министериалов. В образах феодального быта рисуется и день Страшного суда, когда Господь со своими лучшими рыцарями соберет свой двор, свою курию и будет судить правых и виноватых, верных и неверных.

Цель урока:

  • создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;
  • познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Задачи:

  • Обучающие:
    • создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;
  • Развивающие:
    • способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию культуры делового общения;

    • формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная.

Ход урока

Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, уважаемые шестиклассники!

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

— Давайте пожелаем друг другу удачи! Хорошего вам настроения!

— Что нам нужно для успешной работы. Действительно для успешной работы нам нужно хорошее настроение.

На уроке работай старательно, и успех вас ждёт обязательно.

Актуализация знаний (3 мин.)

На парте у каждого из вас есть карточки, в которых есть вопросы.

На доске изображён кроссворд, отгадав который будет определено ключевое слово «рыцарь».

  1. Плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.
  2. Части пахотной земли в поместье феодала, выделяемые крестьянам, за пользование которых они несли повинности.
  3. Крупный земельный собственник, следующий после короля в феодальной лестнице.
  4. Вид повинности, принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.
  5. Тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.
  6. Хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Постановка учебной задачи (2 мин)

Дети, какое новое понятие вы встретили в результате нашей работы.

С термином «Рыцарь» вы скорее всего уже встречались, как вы понимаете смысл данного слова?

Рыцарь — феодал на военной службе, тяжеловооруженный конный воин (запись в тетрадь)

(Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.)

На экране появляется слайд № 1.

— Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2 мин. ребята думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.

— Почему вы выбрали именно эту картинку (замок находился на холме, на возвышенности, у него крепкие стены, башни)

— Давайте проверим ваши предположения. (На экране слайд № 2.3 изображение замка).

Ребята попробуйте предположить какую тему мы будем подробно будем изучать.

слайд 4 — Дети называют тему урока: «В рыцарском замке» или «Рыцарский замок», «Замок рыцаря» (учитель формулирует тему урока, т.к. смысл одинаков)

— Что бы вы хотели узнать на уроке? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), (занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д.) (Слайд № 5)

Изучение нового

1. Замок рыцаря

(Слайд 6, 7) — Опишите дом рыцаря, изображенный на слайде (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему:

Как вы думаете с чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой? (для защиты от врагов, для хранения богатства, для приёма гостей, для ведения воины и т.д.) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез) Давайте спланируем нашу работу.

Сегодня на уроке мы получим представления о замке феодала и о снаряжении рыцаря.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня.

Замок возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно — нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.

а) рассказ учителя об устройстве замка.

Замок был и домом, и крепостью феодала. Символом влиятельности своих хозяев.

Сначала замки строились из земли и дерева. Позднее их начали возводить из камня и кирпича. Такие постройки были прочнее и не боялись огня.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты: на возвышенностях, островах, в горах.

Со временем сложилась традиция постройки замков.

В основном замок состоял из следующих частей: донжон, внутренний двор, внешний двор, крепостные стены, ворота, ров.

Донжо̀н — главная башня в феодальном замке.

Донжон находился внутри крепостных стен в самом защищённом месте. Он был крепостью внутри крепости.

Донжон обычно был жилищем феодала. В нём располагались самые важные помещения замка: оружейные, главный колодец, хранилища ценностей и продовольствия. Часто в донжоне располагался крупный зал для приёмов.

Тут же располагалась тюрьма. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход.

Часовня, жилища воинов, конюшни, кузница, кухня располагались во внутреннем дворе.

Во внешнем дворе находились хозяйственные постройки, жилища ремесленников, мельница и пекарня.

Крепостны̀е стены обеспечивали замку безопасность и защиту от врагов. Они были оборудованы местами для лучников и дозорными башнями.

Одной из самых главных частей замка были ворота. Они были главным входом в замок. Ворота обладали большим количеством защитных механизмов: массивными дверями, решётками, башнями, чтобы сделать нападение на них более сложным.

Вокруг замков рылись рвы. Их заполняли водой, а на дне часто ставили колья. Рвы затрудняли доступ к крепостным стенам, мешали подкопам.

Попасть в замок можно было по подъёмному мосту. На ночь и при нападении врага его поднимали.

В ходе штурма надо было преодолеть множество препятствий.

Воинам было надо перебраться через ров, взобраться на холм и подойти к стенам, по длинным лестницам взобраться на них или разбить тараном ворота. Завладеть башнями, откуда уже можно было выйти во двор замка.

Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену. После этого предстояло ещё взять донжон.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали нападавших стрелами.

Поэтому штурм был отчаянным предприятием, гораздо более трудным и опасным для осаждавших, чем для осаждённых.

2. Снаряжение рыцаря

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами, так как они работали на земле.

— А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

— Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря. Откройте учебник на стр. 96 рисунок «Рыцарь 11-13 в»

Прочитайте пункт 2 Снаряжение рыцаря и выделите основные компоненты обмундирования рыцарей.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освящался священником у алтаря. Нередко он пользовался боевым топором и палицей — тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.

Тело рыцаря защищала кольчуга — рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы — доспехи из стальных пластин: ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. .

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало — металлическую пластинку с прорезями для глаз.

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

Рыцарь имел 2-3 коня: обычного и боевого, в доспехах.

Стоимость боевого коня и доспехов колебалась со временем от 4 до 20/30 быков.

— А теперь игра «Как одевались рыцари?»

Перед нами фигура человека. Его нужно одеть в снаряжение рыцаря. Трудность состоит в том, что вам даны снаряжения и одежда из разных эпох и разных стран.

Как же все это совместить. Давайте попробуем.

— Почему выбрали именно эти предметы?

— Молодцы! Вы справились с заданием, поэтому в свой дневник можете положить таблицу и рыцаря.

— Отправляемся дальше.

3. Воспитание рыцаря

а) Беседа с учащимися.

— Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

— Нужно ли было для этого учиться и чему?

— Почему рыцарем мог быть только богатый человек?

б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.

Умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства.

Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом — самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке — единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

  • Как воспитывали рыцаря?
  • Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?

Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода и свой девиз — краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

На доске качества человека, необходимо выделить основные качества, которые должны были быть присущи рыцарям.

Кодекс рыцарской чести:

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

Итоговый контроль и оценка

  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Какого человека мы сейчас называем благородным?
  • Какое поведение в наше время считается рыцарским?
  • Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?

Задание на дом

§12 читать, творческое задание: оформить на листе кодекс рыцарской чести.

Рефлексия

Лестница успеха.

Средневековые рыцари – история появления и забвения

Классическим символом эпохи Средневековья считается рыцарь в доспехах и оружием в руках. Становление культуры рыцарей непосредственно связано с феодальным строем. Это обусловлено тем, что рыцари часто становились феодалами, благодаря верной службе монарху, который впоследствии наделял их землей и деньгами. Ведь средневековые рыцари в первую очередь были профессиональными воинами. Во главе дружин или армий стояли рыцари, имеющие знатное происхождение.

Рыцарство – привилегия дворянства

Средневековые рыцари – история появления и забвения

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Настоящий средневековый рыцарь (особенно рыцарь в средневековой Испании) должен был происходить из знатного рыцарского рода и знать свою родословную, как минимум до пятого колена. Доказательством знатного происхождения рыцарей служили фамильный герб и девиз. Титул рыцарей передавался по наследству или давался королём за военные подвиги.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Возникновение рыцарской конницы

Первым эквивалентом рыцарей можно назвать сословие всадников в Древнем Риме. Именно они воевали на конях, часто используя качественные доспехи, но конница в римских войсках никогда не была основой войска. Конные отряды предназначались для преследования убегавших врагов, хотя тяжёлая конница аристократов могла в случае необходимости ударить по врагу.

Началом эпохи рыцарей можно считать 4-6 века, когда Римская империя пала под ударами конных кочевников. Именно сарматские всадники, использующие тяжёлые доспехи и щит, стали прототипом рыцарской конницы Европы.

Так как именно кочевники стали привилегированной кастой на территории бывшей Римской империи, именно их боевой костюм (доспехи и оружие) лежит в основе боевой амуниции, используемой рыцарями Европы. Однако так как пришельцев было достаточно мало, понадобились века, прежде чем их боевые традиции смогли распространиться в Европе.

Древние франки – первые рыцари

Средневековые рыцари – история появления и забвения

История появления рыцарей в том виде, в котором их представляют сейчас, тесно связана с франками. Именно здесь возникла острая необходимость в создании мобильного конного войска, так как участились случаи нападения арабов, которые захватили Испанию. Арабы, которые быстро перемещались на своих скакунах, были недоступны для пешего войска франков. К тому же крестьяне не могли нести службу в дальних регионах, поэтому Каролинги начали создавать конницу из дворян государства.

Так как корона остро нуждалась во всадниках, облачённых в доспехи, Карл Мартел и его сыновья начали раздавать церковные и коронные земли своим дружинникам, требуя от них за это несения конной военной службы. Если при Карле Великом в войне участвовало большое количество пехоты, то войны при Людовике 1 и Карле 2 проходили полностью без участия пехоты.

В 865 году каждый благородный вассал короля должен был иметь кольчужные или чешуйчатые доспехи, щит и меч. Кроме этого, оброчное население могло получить должность при дворе сеньора, неся службу в качестве легковооружённого конника. При должной сноровке и доле удачи, такой всадник мог заслужить бенефиции, перейдя после этого в тяжелую конницу. Новоявленный феодал должен был сразу приобрести рыцарские доспехи, иначе землю могли и отобрать. Так появилось новое средневековое сословие слуг, обязанных участвовать в войне вместе со своим феодалом. Лучшие слуги получали лены и становились рыцарями.

Такой переход в рыцарское сословие практиковался вплоть до 12 века, после чего указом Фридриха 1 (в Германии) рыцари стали полностью наследственным сословием. Крестьянам запрещалось носить меч, щит и копьё, а купцы должны были привязывать меч к седлу, но не опоясываться им.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

Средневековые рыцари – история появления и забвения

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч; Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём; Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари; Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Воспитание настоящего рыцаря

Средневековые рыцари – история появления и забвения

Будущих рыцарей начинали готовить с самого детства. Обучение начиналось с 7 лет и продолжалось до 21 года, когда молодого человека официально посвящали в рыцари. Сначала мальчиков учили держаться в седле, потом – владеть оружием. Броня детям не давалась, хотя известны случаи, когда богатые феодалы заказывали уменьшенный комплект брони, которая в точности копировала доспехи взрослых рыцарей.

Кроме этого, дети знатных землевладельцев обучались:

Плаванию (когда мальчик становился старше, он должен был уметь плавать в полном боевом снаряжении); Борьбе без оружия; Изящным манерам; Стратегии и тактике; Искусству захвата замков.

Вскоре мальчики становились пажами при дворе короля или могущественного сеньора. Несмотря на то, что пажи щеголяли в красивых костюмах, их тренировки становились с каждым годом сложнее и изнурительнее.

Подросшие пажи поступали в услужение рыцарям в качестве оруженосцев. Их задачей было сопровождение рыцаря во всех его боевых походах. Оруженосец должен был следить за костюмом и доспехами рыцаря, носить его щиты и оружие и следить, чтобы всё было в безупречном состоянии.

Только после этого молодые люди посвящались в рыцари и получали право носить родовой герб на поле своего щита.

Так как кроме войны только охота считалась занятием, достойным рыцаря, молодых людей обучали всем премудростям этого дела.

Кодекс чести средневековых рыцарей

Средневековые рыцари – история появления и забвения

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

Верность своему господину; Культ Прекрасной Дамы; Служение идеалам церкви.

Служение церкви привело к созданию рыцарских орденов. Они появились во времена крестовых походов. Рыцари в таких орденах считались монахами-крестоносцами и носили рясы поверх доспехов. Кроме этого, их щит украшался эмблемой креста.

Доблести настоящих рыцарей

Средневековые рыцари – история появления и забвения

Каждый средневековый рыцарь должен был стремиться обладать следующими качествами:

Мужеством в бою (настоящий рыцарь, не дрогнув, мог вступить в схватку с целой армией); Верностью (подразумевается верность своему господину); Щедростью; Умеренностью; Утончённостью в общении.

Главные рыцарские заповеди заключались в следующем:

Всегда стоять на защите интересов церкви; Помогать слабым и обездоленным; Сражаться за свою страну и короля; Держать своё слово; Бороться со злом во всех его проявлениях.

Естественно, что достаточно небольшой процент рыцарского сословия обладал набором таких качеств, но многие стремились именно к этому идеалу.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

Удар рыцарской конницы представлял собой железный клин, сминал неподготовленного врага в мгновение ока. К сожалению, для достаточного разбега рыцарская конница нуждалась в ровной площадке, поэтому рыцарские стычки происходили на равнинах.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Рыцарские замки

Средневековые рыцари – история появления и забвения

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Некоторые замки заслужили дурную славу, во времена «одичания» рыцарей, они становились настоящими разбойничьими гнёздами, откуда рыцарь-разбойник нападал на проезжающим мимо купцов.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Источник

  • Рассказ конан дойля о шерлоке холмсе инженера 5 букв сканворд
  • Рассказ ко дню народного единства для детей
  • Рассказ класс коррекции читать
  • Рассказ климат челябинской области
  • Рассказ клякса носова читательский дневник