Рассказ кнут 3 класс ответы на вопросы

Часть 1 работа с текстом работа 1 не бывает двух одинаковых облаков, т.к. они постоянно изменяют форму. это можно объяснить

Часть 1 Работа с текстом

Работа 1

Не бывает двух одинаковых облаков, т.к. они постоянно изменяют форму. Это можно объяснить тем, что облака образуются на разной высоте и при разной температуре.

Самыми высокими являются «светящиеся» и «перламутровые» облака. Они находятся на высоте от двадцати до ста километров. «Светящиеся» и «перламутровые» облака состоят из пыли и дождевых капелек. Это очень тонкие облака, наблюдать которые можно только после захода Солнца или перед восходом.

Ниже расположены «перистые» и «перисто-слоистые» облака. Эти облака по своей структуре похожи на перья, волокна или тонкие беловатые полосы. Состоят они из тонких льдинок.

На высоте от трёх до 5 километров от поверхности Земли образуются высокослоистые облака. Они часто закрывают собой небо.

На высоте двух километров, формируются слоисто — кучевые облака. Они крупные по размеру и комоватые по форме. На той же высоте расположены и дождевые облака. Они плотные, тёмные, бесформенные. Кучево — дождевые облака — высокие, плотные, похожие на цветную капусту облака, приносящие грозы и сильные ветры.

Задания

Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

0

2. Определи тему текста.

1

3. Озаглавь текст.

0

4. Определи вид текста.

0

5. Определи стиль текста.

1

6. Составь план данного текста.

2

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Как называются облака, находящиеся на высоте от 2 до 100 км?

а) мерцающие и переливающиеся

б) горящие и загоревшиеся

в) светящиеся и перламутровые

8. Как называются облака, состоящие из тонких льдинок?

а) перестые и перисто-слоистые

б) светящиеся и перламутровые

в) высокослоистые

9. На какой высоте образуются дождевые облака?

а) 3 — 5 км

б) 2 км

в) от 20 до 100 км

10. Когда можно увидеть светящиеся и перламутровые облака?

а) в любое время суток

б) после восхода солнца и перед заходом

в) только днем

1 На какой высоте образуются высокослоистые облака?

а) 20 — 100 км

б) 3 — 5 км

в) 2 км

12. Как называются облака, приносящие грозы и дожди?

а) перестые

б) кучево — дождевые

в) перламутровые

В заданиях 13 — 15 заполни пропуски словами из текста

13. Различные формы облаков объясняются тем, что они _________________________________и ______________________________.

14. На этой же высоте располагаются _______________ — плотные, тёмные, бесформенные.

15. _________________ — высокие, плотные, похожие на цветную капусту облака, ________________________________________________.

В заданиях 16 — 18 запиши ответы на вопросы.

16. Из чего состоят светящиеся и перламутровые облака?

1

17. Какие виды облаков приносят грозы и сильные ветры?

1

18. Как выглядят слоисто-кучевые облака?

0

Выполни задания 19 — 25

19. Из третьего абзаца выпиши все имена существительные.

3

20. Определи падеж выписанных слов.

2 Из второго предложения последнего абзаца выпиши имена прилагательные.

1

22. Определи род и число выписанных слов.

23. Из третьего предложения второго абзаца выпиши имена существительные в форме Родительного падежа.

1

24. Первое предложение третьего абзаца разбери по составу и выпиши из него все возможные словосочетания.

2

25. Определи, сколько километров могут занимать светящиеся и перисто-слоистые облака, если они могут находиться на высоте от 20 до 100 км?

4

Работа 2

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге в семье хозяина мелочной лавки. Рано начал увлекаться театром и литературой. Учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. После окончания гимназии он приехал в Москву. Здесь стал студентом-медиком и начал сотрудничать с юмористическими журналами, публикуя под псевдонимом Антоша Чахонте короткие рассказы.

Сначала он писал только юмористические произведения. Позже Чехов стал писать и повести, и серьёзные пьесы. О ком он только не рассказывал на страницах своих книг! Тут и врачи, и учителя, и чиновники, и студенты, и военные, и помещики, и крестьяне, и нищие, и полицейские, и арестанты.

Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость, равнодушие.

Много у Чехова рассказов и о любви. Писал он их мастерски, глубоко вникая в природу человеческих чувств, ярко раскрывая характеры своих героев.

В настоящее время пьесы Чехова не сходят со сцен театров многих стран, произведения экранизируются, а книги издаются почти на всех языках мира.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

1

2. Определи тему текста.

1

3. Озаглавь текст.

0

4. Определи вид текста.

1

5. Определи стиль текста.

0

6. Составь план данного текста.

2

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Антон Павлович Чехов родился:

a) 29 января 1870 года

б) 28 января 1860 года

в) 29 января 1860 года

8. После окончания гимназии Чехов приехала:

a) В Москву

б) в Санкт — Петербург

в) в Таганрог

9. Чехов родился в семье хозяина:

a) молочной лавки

б) мелочной лавки

в) хлебной лавки

10. Кем по образованию был А.П. Чехов?

а) врачом

б) учителем

в) строителем

11. В каком городе родился А. П. Чехов?

а) в Москве

б) в Санкт — Петербурге

в) в Таганроге

12. В каком жанре были написаны первые произведения Чехова?

а) сатира

б) юмор

в) драма

В заданиях 13 — 15 заполни пропуски словами из текста

13. Рано начал увлекаться _________________________________________.

14. __________ Чехов стал писать ___________________________________.

15. В настоящее время ________________не сходят со сцен театров многих стран, произведения________________, а книги _______________________________________.

В заданиях 16 — 18 запиши ответы на вопросы.

16. О ком А. П. Чехов рассказывал в своих произведениях?

1

17. Что, по мнению А. П. Чехова, мешало жить честно и справедливо?

0

18. Чем с детства увлекался А. П. Чехов?

0

Выполни задания 19 — 25

19. Выпиши из текста все имена собственные.

1

20. Четвёртое предложение разбери по составу.

1

21. Выпиши из текста все имена существительные в форме множественного числа.

1

22. Из четвёртого абзаца выпиши слово с непроизносимым согласным в корне слова. Подбери проверочное слово. Запиши три однокоренных слова.

1

23. Из пятого предложения выпиши имена существительные, стоящие в форме Т.п. Разбери слова по составу.

0

24. Выпиши из текста 5 глаголов прошедшего времени. Измени слова так, чтобы они стояли в форме настоящего времени.

1

25. Выпиши из текста 3 слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Запиши к ним проверочные слова.

1

Работа 3

Волк и сорока

Болгарская народная сказка

Летит сорока — чёрные крылья, белые бока. Летит не спеша, всё кругом разглядывает. Смотрит, идёт волк — хвост поджат, голова понурена. Села сорока на дерево и спрашивает: «Отчего невесел, кум волк?».

«Ох, и не спрашивай, — отвечает волк. — Плохое у меня житьё. Никто меня не любит. Что худое в лесу ни случись, все меня винят. А сегодня утром гнались за мной охотники с ружьями, со злыми собаками. Еле я от них удрал. Уйду я из этого леса».

«Что ж, — говорит сорока, — дело твоё. А я тебя на новом месте проведаю. Крылья не лапы, с ними всюду дорога. Только вот скажи, кум, что ты с собой на новое житьё захватишь?».

«Как что?! — удивился волк. — Что при мне, то и унесу. Серые бока, что собакам ободрать не терпится, быстрые ноги, чуткие уши, зоркие глаза?…».

«А куда денутся твои острые зубы да злобный нрав? Здесь останутся или с собой возьмёшь?».

«Ну и глупа же ты, сорока! — зарычал волк. — Смеешься надо мной, что ли? Как волку без острых зубов прожить?! И нрав мой неплох, не на заячий же его менять!».

Застрекотала сорока, будто засмеялась: «Эх, волк, волк! Ведь из нас двоих не я глупа. У кого нрав злой да зубы острые, за тем дурная молва по пятам гонится. Хоть уходи, хоть здесь рыскай — никуда от неё не убежишь».

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

1

2. Определи тему текста.

0

3. Определи идею текста.

0

4. Определи вид текста.

0

5. Определи стиль текста.

0

6. Составь план данного текста.

2

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Кого встретила сорока?

а) лису

б) медведя

в) волка

8. Чем был расстроен волк?

а) тем, что его никто не любит

б) тем, что ему нечего есть

в) тем, что ему не с кем дружить

9. Что решил волк?

а) подобреть

б) подружиться с кем-нибудь

в) уйти жить в другой лес

10. Что не собирался брать с собой волк в новый лес?

а) свои вещи

б) серые бока

в) быстрые ноги

11 Что, по мнению сороки, являлось недостатком волка?

а) чуткие уши

б) короткий хвост

в) злой нрав

12. За кем, по мнению сороки, водится дурная слава?

а) за тем, у кого злой нрав

б) за тем, кто труслив

в) за тем, кто болтлив

В заданиях 13 — 15 заполни пропуски словами из текста

13. ______________________________________, всё кругом разглядывает.

14. Села _________________ на дерево и ________________: «Отчего невесел, _________________________?»

15. У кого _______________________ да зубы острые, за тем _________________________________________________.

В заданиях 16 — 18 запиши ответы на вопросы.

16. Почему волк решил, что его никто не любит?

1

17. Как отнеслась сорока к тому, что волк решил уйти из леса?

1

18. Как волк объяснил свой плохой нрав и острые зубы?

1

Выполни задания 19 — 25.

19. Первое предложение разбери по членам. Определи части речи.

1

20. Из третьего предложения выпиши все возможные словосочетания.

1

2 Из второго абзаца выпиши все глаголы. Определи их время.

1

22. Выпиши из текста три имени существительных во множественном числе. Определи их род.

0

23. Из шестого абзаца выпиши все имена прилагательные. Определи их род, число и падеж.

0

24. Из третьего абзаца выпиши имена прилагательные. Определи их род, число и падеж.

3

25. Выпиши из текста три пары однокоренных слов. Разбери слова по составу.

1

Работа 4

Мир звезд велик и разнообразен. Согласись, что очень интересно путешествовать по звездным просторам вселенной. Ты, наверное, замечал, что по вечерам, если нет облаков, небо усыпано множеством звёзд. С Земли они кажутся лишь маленькими светящимися точками. Это связано с тем, что звёзды расположены далеко от Земли. Но на самом деле звезды — это огромные сверкающие раскалённые шары. Солнце — это самая большая и самая яркая звезда. Звёзды различны по своим размерам. Бывают очень большие звёзды — гиганты, а есть и звёзды — карлики.

Еще древние ученые заметили различие в размере и форме звезд. Те звёзды, которые были наиболее заметны с Земли, древние учёные объединили в созвездия. Каждое созвездие они назвали в честь героев сказок или легенд. Так появились созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи, Ориона, Лебедя, Волопаса.

В каждом созвездии Солнце бывает примерно месяц. Астрологи, наблюдая за движением планет, считают, что планеты влияют на характер людей, родившихся под тем или иным созвездием.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

0

2. Определи тему текста.

0

3. Озаглавь текст.

0

4. Определи вид текста.

0

5. Определи стиль текста.

0

6. Составь план данного текста.

2

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Что такое Солнце?

а) Планета;

б) звезда;

в) комета.

8. Что такое созвездия?

а) объединённые планеты

б) объединённые кометы

в) объединённые звёзды

9. Какое количество времени Солнце находится в каждом из созвездий?

а) примерно месяц

б) примерно год

в) примерно неделю

10. Чем звёзды отличаются друг от друга?

а) цветом

б) свечением

в) размером

11. Откуда ученые взяли названия для созвездий?

а) придумали сами

б) из сказок или легенд

в) называли созвездия в честь своих родственников

12. Как называются учёные, наблюдающие за движениями планет?

а) биологи

б) астрологи

в) экологи

В заданиях 13 — 15 заполни пропуски словами из текста.

13. Мир звёзд __________________________________.

14. Астрологи, _____________________________, считают, что планеты______________________, родившихся под_________________________

15. Наиболее _______________на тёмном небе звёзды _______________________________

В заданиях 16 — 18 запиши ответы на вопросы.

16. Что такое зодиак?

5

17. Выпиши названия всех созвездий, которые встречаются в тексте.

5

Выполни задания 18 — 25.

18. Четвёртое предложение разбери по составу.

5

19. Определи падеж имен существительных в первом предложении второго абзаца.

20. Из второго предложения выпиши сложное слово и разбери его по составу.

0

21. К выписанному слову подбери 3 однокоренных слова.

5

22. Все имена собственные, встречающиеся в тексте, поставь в начальную форму, определи их род и число.

3

23. Выписанные слова запиши в форме Творительного и Дательного падежей.

3

24. Запиши транскрипцию слова солнце.

0

25. Из последнего предложения выпиши все глаголы и определи их время.

5

Работа 5

Лиса и журавль

Русская народная сказка

Лиса с журавлем подружилась. Решила однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости.

— Приходи, кум, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, мой голубчик-кум! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего у него не выходит!

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лисица говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как не солоно хлебала.

Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

5

2. Определи тему текста.

5

3. Определи идею текста.

0

4. Определи вид текста.

0

5. Определи стиль текста.

5

6. Составь план данного текста.

2

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Кто является героям сказки?

а) лиса и тетерев

б) лиса и журавль;

в) Лиса и Дрозд.

8. Куда пригласила Лиса Журавля?

а) на прогулку

б) на экскурсию

в) в гости

9. Что приготовила Лиса Журавлю?

а) окрошку

б) манную кашу

в) похлебку

10. Что приготовил Журавль для Лисы?

а) окрошку

б) манную кашу

в) похлебку

11. Удалось ли Лисе перехитрить Журавля?

а) да

б) нет

в) не знаю

12. Чем закончилась сказка?

а) Лиса и Журавль остались друзьями

б) Лиса и Журавль вместе готовили угощения

в) Лиса и Журавль больше не дружили друг с другом

В заданиях 13 — 15 заполни пропуски словами из текста.

13. Решила однажды_______________________, пошла______________________

14. Идет__________________, а лиса _____________________________. Подала и потчевает:

— Покушай, мой голубчик-кум! _________________.

15. Взяла лису ____________, думала, ___________________________________.

В заданиях 16 — 18 запиши ответы на вопросы.

16. Как Лиса перехитрила Журавля?

0

17. Как Журавль перехитрил Лису?

0

18. С чем вернулась Лиса домой?

0

Выполни задания 18 — 25.

19. Выпиши из текста три слова с проверяемым безударным гласным звуков в корне слова. Запиши проверочные слова.

5

20. Из второго предложения выпиши слова, в которых звуков меньше, чем букв. Раздели эти слова на слоги.

0

21. Выпиши из текста три имени существительных. Определи их падеж.

0

22. Выпиши из текста три имени прилагательных. Определи их род и число.

0

23. Выпиши из текста три глагола. Поставь их в начальную форму.

0

24. Из пятого предложения выпиши все возможные словосочетания.

5

25. Из последнего предложения выпиши имена существительные женского рода. Разбери слова по составу.

5

Работа 6

Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на бумаге при помощи условных знаков. К одной и той же местности можно составить несколько разных карт.

К основным видам карт относятся физическая карта и политическая карта. У них много общего. Например, моря, реки, озёра, крупные города всегда изображаются на этих картах. Но есть у них и отличия.

На физической карте коричневым цветом обозначаются возвышенности и горы, зелёным — неизменности и равнины. Физическая карта окрашена в три цвета. Это синий, зелёный и коричневый.

На политической карте очень много различных цветов. Каждое государство обозначено своим цветом. Помимо этого, на политической карте показаны границы стран и указаны названия государств.

Но карты бывают не только физические и политические. Существует очень много и специальных карт. Например, геологические карты и карты полезных ископаемых, климатические карты и почвенные карты, карты животного и растительного мира, экономические и промышленные карты, транспортные карты и карты распространения различных религий.

Существуют даже исторические карты! На них показаны города и страны, которых уже давным-давно нет.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

5

2. Определи тему текста.

0

3. Определи идею текста.

0

4. Определи вид текста.

0

5. Определи стиль текста.

0

6. Составь план данного текста.

6

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. При помощи чего составляют карту?

а) при помощи дорожных знаков

б) при помощи условных знаков

в) при помощи математических знаков

8. В Какие цвета окрашена физическая карта?

а) синий, желтый и коричневый

б) синий, зелёный и коричневый

в) синий, красный и коричневый

9. Как называется карта, на которой указаны границы стран и названия государств?

а) политическая

б) физическая

в) климатическая

10. Как называются карты, на которых показаны города и страны, которые перестали существовать?

а) древние

б) политические

в) исторические

1. Как ты думаешь, как называются карты, на которых показано движение транспорта?

а) транспортные

б) автобусные

в) политические

12. Какие карты относятся к основным видам карт?

а) политическая и климатическая

б) физическая и историческая

в) физическая и политическая

В заданиях 13 — 15 заполни пропуски словами из текста.

13. К одной и той же местности можно __________________________.

14. На _____________карте коричневым цветом обозначаются ____________________________зелёным — ____________________________.

15. Существует____________________________________________________.

В заданиях 16 — 18 запиши ответы на вопросы

16. Что обозначают коричневым цветом на физической карте?

0

17. Какие бывают виды карт?

0

18. Что изображается на политической карте?

0

Выполни задания 18 — 25

19. Из третьего абзаца выпиши все имена прилагательные. Определи их род и число.

3

20. Из первого предложения четвёртого абзаца выпиши все возможные словосочетания.

5

21. Из первого предложения второго абзаца выпиши формы одного и того же слова.

0

22. Определи падеж выписанных слов.

0

23. Из второго абзаца выпиши имена существительные в форме Им.п.

5

24. Второе предложение четвёртого абзаца разбери по составу.

5

25. Выпиши из текста три глагола и определи их время.

0

Работа 7

Лев и заяц

Грузинская народная сказка

Жили в одном лесу звери. Хорошо жили, дружно. Одно было плохо — не давал им спокойно жить царь зверей Лев. Каждый день нападал он на кого-нибудь из них и съедал. День и ночь тряслись звери от страха — не знают, кого из них растерзает Лев завтра.

Надоело зверям вечно дрожать за свою жизнь. Собрались они и стали совет держать. Что придумать, как быть, чтобы не жить в постоянном страхе — гибнешь один раз, а ждёшь гибель каждый час!

Судили, рядили и постановили: определить Льву дань и самим отправлять к нему зверя — каждого в свой черёд.

Доложили о решении Льву. Согласился царь зверей, но только с уговором:

— Опоздаете хоть немного, пеняйте на себя, всех растерзаю! Стали звери каждый день носить Льву дань.

Вот пришёл черёд идти зайцу.

— Пойти я пойду, а съесть себя не дам. И всех вас избавлю от ненасытного владыки! — говорит заяц.

Смеются звери:

— Глядите, как расхвастался, расхрабрился трусливый зайчишка! Только зря они смеялись.

Не явился заяц ко Льву вовремя. Проголодался Лев и хотел уже броситься в лес, растерзать зверей всех до одного, но тут показался заяц.

— Где ты пропадаешь, негодник? — зарычал Лев.

— Всемогущий повелитель, — смиренно начал заяц, — я вёл к тебе волка, а по дороге повстречался нам другой лев. Схватил он волка и потащил его в яму.

— В какую яму?! Ну-ка, покажи мне её!

Заяц привёл Льва к глубокой яме с водой и говорит:

— Вот сюда прыгнул твой обидчик!

Схватил Лев зайца, чтобы тот не сбежал, и склонился над ямой.

Видит Лев, не обманул заяц. В тёмной глубине и правда сидит лев. Смотрит на него грозно, глазами сверкает, а в лапах зайца держит!

Рассвирепел Лев, зарычал и прыгнул в яму растерзать обидчика и остался там навсегда.

А смышлёный заяц помчался в лес сообщить другим зверям радостную

весть.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

5

2. Определи тему текста.

0

3. Определи идею текста.

0

4. Определи вид текста.

0

5. Определи стиль текста.

0

6. Составь план данного текста.

2

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Где жили звери?

а) в теремке

б) в зоопарке

в) в лесу

8. Кто не давал зверям жить спокойно?

а) Лев

б) Волк

в) Заяц

9. Что решили звери на совете?

а) определить, кто самый умный

б) определить, кто самый смелый

в) платить льву дань

10. Что пообещал зверям заяц?

а) что спасет зверей от волка

б) что спасет зверей от льва

в) что спасет зверей от лисы

11. Пришел ли заяц ко Льву?

а) нет

б) да

в) может быть

12. Куда заяц заставил прыгнуть Льва?

а) в яму с водой

б) в реку

в) в озеро

В заданиях 13 — 15 заполни пропуски словами из текста

13. День и ночь ________________________ — не знают, ____________________________.

14. В тёмной ________________________и правда________________________.

5. А ____________________помчался в лес _______________________________.

В заданиях 16 — 18 запиши ответы на вопросы

16. Как Лев обижал зверей?

5

17. Что решили звери на совете?

5

18. Как заяц спас зверей от Льва?

3

Выполни задания 19 — 25

19. Выпиши из текста все имена собственные.

5

20. Четвёртое предложение разбери по составу.

5

22. Выпиши из текста все имена существительные в форме множественного числа.

3

23. Выпиши из текста три слова, в которых звуков меньше, чем букв. Запиши транскрипцию этих слов

5

24. Выпиши из текста 5 глаголов прошедшего времени. Измени слова так, чтобы они стояли в форме настоящего времени.

5

25. Выпиши из текста 3 слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Запиши к ним проверочные слова.

5

Работа 8

Ленивец

Китайская народная сказка

Жила одна красивая, умная, добрая и трудолюбивая девушка. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, родители выдали её замуж далеко от родного дома.

А муж-то оказался таким лентяем, какого свет не видал. Он ленился даже есть. Не покормит его жена, так он весь день будет голодным.

Вся работа по дому лежала на жене. Она и в поле работала, и стирала, и готовила обед, и убирала, и за детьми ухаживала, и дрова колола, и воду носила. А муж целый день дремал в постели.

Однажды собралась жена поехать с детьми навестить свою старую мать. Муж оставался дома — ему и в гости лень было ехать.

Жена задумалась:

«Как оставить такого ленивца одного дома, ведь он умрёт от голода».

И придумала: испекла большую-пребольшую лепёшку, такую, что в несколько дней не съешь; в середине лепёшки сделала отверстие и надела лепёшку своему ленивому мужу на шею.

«Ему останется только передвигать лепёшку вокруг шеи да есть. Уж это-то он сделает!» — подумала жена.

Уехала жена. А когда через несколько дней возвратилась домой, то застала мужа в постели. Только та часть лепёшки, которая находилась возле рта, была съедена.

Жена удивилась, что за несколько дней её ленивый муж съел так мало. Подошла к нему поближе, а он уж еле жив, умирает от голода, а рукой пошевелить и лепёшку повернуть не хочет. Вот какой ленивец!

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

5

2. Определи тему текста.

0

3. Определи идею текста.

0

4. Определи вид текста.

0

5. Определи стиль текста.

0

6. Составь план данного текста.

2

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа

7. Что сделали родители девушки, когда ей исполнилось 18 лет?

а) отдали её учиться

б) отдали её работать

в) выдали её замуж

8. Кем оказался муж девушки?

а) тружеником

б) ленивцем

в) учёным

9. Чем занимался муж целыми днями?

а) работал в поле

б) ленился

в) колол дрова

10. Куда уехала жена?

а) навестить мать

б) торговать на базаре

в) навсегда уехала от мужа

11. Что приготовила жена, что бы муж не проголодался?

а) большой блин

б) большой пирог

в) большую лепёшку

12. Что увидела жена, когда вернулась?

а) что мужа нет дома

б) что муж почти умер от голода

в) что муж съел лепёшку

В заданиях 13 — 15 заполни пропуски словами из текста

13. Жила одна ______________________________________девушка.

14 Она и в __________________________________, и воду носила.

15. _____________________ возвратилась домой, то застала мужа________________.

В заданиях 16 — 18 запиши ответы на вопросы

16. О чем задумалась девушка перед отъездом?

5

17. Какой выход она нашла?

0

18. Почему муж остался голодным?

0

Выполни задания 19 — 25

19. Первое предложение третьего абзаца разбери по членам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Проверка навыка чтения вслух

Вариант 1

Сами виноваты

Построили себе Заяц и Зайчиха
небольшой домик. Всё вокруг убрали, расчистили,
размели. Только остался у дороги большой камень.
– Давай оттащим его в сторонку, – предложила
Зайчиха.
– А ну его! – ответил Заяц. – Кому надо будет,
пусть убирает.
И остался камень лежать у крыльца.
Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на
дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами,
налетела на камень, щи пролила.
Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила
Ивановича Топтыгина на пирог.
– Приду, – обещал Медведь. – И мёд принесу.
Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку
мёду нёс. Споткнулся о камень, да так, что
перевернулся через голову и попал прямо в заячий
домик. Бочку с мёдом разбил, дом развалил.
Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от
горя. А зачем плакать? Сами виноваты!

(131 слово)
(По С. Михалкову)

Вопросы и задания

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Заяц расквасил себе нос?
3. Почему сказка называется «Сами виноваты»?

Вариант 2

ЧЕРЁМУХА

Очень я, Черёмуха, на людей обижаюсь… По
весне белого кружева напряду, с головы до ног
наряжусь, стою как невеста…
Глядите, стар и мал, любуйтесь! Пусть у вас на душе
станет радостно!
А люди – ломать меня.
По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки
отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки
в комнате долго ли простоят – вот уже и
осыпались…
А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз
веселила!
Поспеют летом чёрные ягоды – снова люди ко мне.
Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы
смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают…
Ну, я на хитрость пустилась.
Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут.
Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.
Ну, и поделом тебе.

(130 слов)

(Э. Шим)

Вопросы и задания

1. Опиши, какой бывает черёмуха весной.
2. За что черёмуха на людей обижена?
3. На какую хитрость пустилось дерево?

Проверка читательских умений работать
с текстом художественного произведения

Вариант 1

Кнут

– Дедушка, смотри, какой я кнут
нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты –
ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко… И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я,
конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз
вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под
хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды
согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал
меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь
кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор
увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что?
Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и
получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о
кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под
подушкой оно вроде надёжней всего…
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим
– где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо
прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот
спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут
надобно крепко покумекать. Но ты же у нас
головастый. Мать говорит – на одни пятёрки
учишься…
Красный и потный – не от чая горячего, а от
дедовских насмешливых глаз – я медленно слез
с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого
удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому
деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне
захотелось поскорее избавиться от этого
злополучного кнута.

(261 слово)
(В. Волков)

Прочитай текст «Кнут» В. Волкова.
Выполни задания. Отметь утверждения,
соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи героев произведения.

а) Дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.

2. Где происходят события, описанные в
тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из
текста, подтверждающие твой выбор.

а) В городе;
б) в селе.

3. В какое время суток происходят
события, описанные в тексте?

а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед
дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил
внук?

8. Какое значение в слово согрешить
вкладываешь ты?

а) Нарушить религиозно-нравственные
предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения,
порицания.

9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать
кнутом на улице?

10. Какой совет дал дед внуку?

11. Какое значение вкладывает дед в слова:

а) покумекать;
б) головастый/

12. Почему Вовке захотелось избавиться от
злополучного кнута?

13. Восстанови с помощью цифр верную
последовательность пунктов плана.

а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.

14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.

15. Какой нравственный урок получил внук?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

1

 

+

   

2

 

+

коса, сад, огороды,
заогородная тропка

3

   

+

 

4

кнутом

5

на дороге

6

+

     

7

кнут чужой взял и деду
соврал

8

       

9

увидит хозяин

10

спрятать кнут под
подушку

11

подумать

умный

   

12

       

13

3

4

1

2

Вариант 2

МАЛЬЧИК-ОГОНЁК

Жил на свете маленький горячий Огонёк. И
очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы
было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два
зорких глаза – словом, всё, как у ребят.
Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил
её об этом), но сказала, что от всех ребят Огонёк
будет тем отличаться, что если попадёт в воду –
погаснет, и не будет ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весёлом доме, где
жило много ребят, мальчик-Огонёк. Бегал он быстро,
прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры
вокруг так и летели.
Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они
вместе, только на реку купаться Огонёк с
товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу
реки.
Шёл он и улыбался – просто так: солнцу, речке,
деревьям, траве.
И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва
видна над водой, волны через лицо перекатываются.
Что делать?
Вспомнил Огонёк слова волшебницы: «Попадёшь в
воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни
Огонька», – вспомнил и… бросился в воду. Подплыл,
поддержал мальчишку.
И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и
ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из
последних сил плывёт он. Вытащил на берег
мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас.
Лежат на песке чёрные угольки – погасший
мальчик-Огонёк.
Всё это с высокого неба видело Солнце. Ясное,
справедливое. Оно собрало все свои лучи в один
сильный, живой и горячий луч, направило его на
погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло.
И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не
Огоньком, а большим Огнём с таким же добрым и
мужественным сердцем.

(271 слово)

(Э. Киселёв)

Прочитай текст «Мальчик-Огонёк» Э.
Киселёва. Выполни задания. Отметь утверждения,
соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходили
события, описанные в тексте?

  1. зимой;

  2. весной;

  3. летом;

  4. осенью

2. Подумай, почему слово «Огонёк»
автор написал с большой буквы?

3. Запиши самое главное желание
Огонька.

4. Отметь название произведения, где
превращение в человека тоже сопровождается
условием.

  1. Х.К. Андерсен – «Русалочка»;

  2. А.С. Пушкин – «Сказка о царе Салтане, о
    сыне его славном и могучем богатыре князе
    Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
    Лебеди»;

5. Восстанови последовательность
действий мальчика-Огонька при спасении
мальчишки.

  1. выбрался;

  2. бросился;

  3. поддержал;

  4. подплыл;

  5. вытащил;

  6. погас

6. Выпиши из текста слова,
характеризующие солнце.

7. Почему Солнце направило свой луч
на погасшего мальчика-Огонька?

  1. восстанавливало справедливость;

  2. вознаграждало большое и мужественное
    сердце;

  3. не хотело видеть чёрные угольки

8. Восстанови деформированный план
текста.

  1. Вмешательство справедливого Солнца.

  2. Заветное желание маленького горячего
    Огонька.

  3. Трудный выбор.

  4. Подарок Феи огня.

  5. Счастливая жизнь мальчика-Огонька в
    большом и весёлом доме.

9. Подумай, какое выражение лучше
других помогает понять главную мысль текста?

  1. Где отвага, там и победа.

  2. Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

  3. Большая заслуга – выручить в беде
    друга.

10. Определи главную мысль текста.

11. Понравилось ли тебе произведение
и чем?

Правильные ответы к заданиям

Варианты ответов

1

2

3

4

5

6

1

+

+

       

2

           

3

           

4

+

         

5

5

1

3

2

4

6

6

           

7

+

+

       

8

5

1

4

2

3

 

9

   

+

     


Страница 42 из 42

 Ответы к стр. 155. Проверим себя 

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Ответ:

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.

В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.

Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

Ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

Ответ:

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.

Смелый приступ — половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.

Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

Ответ:

Эти сказки очень похожи по сюжету, потому что авторы писали свои сказки на основе аналогичных народных. Отличаются авторские сказки большей детализацией образов и событий, наличием художественных изобразительных средств (сравнения, эпитеты, метафоры), наличием авторской оценки и морали.

Сравнение сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»

Общее: в сказках «Морозко» и «Мороз Иванович» похожи волшебные персонажи – Морозко и Мороз Иванович; героини резко противопоставляются по характеру; в финале одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

Различия:
«Морозко»
1. Падчерица и родная дочь
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

«Мороз Иванович»
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

Сюжетом — писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича.
Местом действия — в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича.
Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
Концовкой, гуманной и нравоучительной.

Сравнение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста»

Автору понравилась сказка, он взял ее, добавил своих героев, закончил по-своему.

Общее:
Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы.

Различия: 
В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
В русской народной сказке ворона говорит: “Ну ты молодец. Не хваста, а храбрец”. Сказку можно продолжить. У Мамина – Сибиряка сказка закончена. Баю – баю — баю…

Ребята, у нас нет в наличии рабочей тетради. Так что, если вам нужна заполненная таблица, прикрепляйте скан пустой таблицы из тетради к комментариям в вк.

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

                        Заяц-хваста
      Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

                    Можно ли назвать Зайца храбрым?
   Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

  • Рассказ когда люди радуются читать
  • Рассказ каша из топора читать
  • Рассказ каштанка чехов читать полностью
  • Рассказ кипрея о себе
  • Рассказ каштанка написал кто написал