Рассказ казакова тихое утро чему учит

Персонажи рассказав рассказе как я ловил человечков бориса житкова только два героя бабушка и мальчик, ее внук. внук приезжает

Персонажи рассказа

В рассказе “Как я ловил человечков” Бориса Житкова только два героя — бабушка и мальчик, ее внук. Внук приезжает к бабушке и его воображение пленит игрушечный пароход на полке. Игрушку взять нельзя — бабушка это запрещает, но мальчик придумывает целую фантастическую историю с маленькими человечками и крошечными топорами. В итоге, мальчик не устоял перед искушением и разломал пароход. Что-то ему скажет бабушка?

Главные герои рассказа “Как я ловил человечков”:

  1. Мальчик-рассказчик. Фантазер и выдумщик, легкомысленный, нетерпеливый, непослушный. Обманывает бабушку, которая его любит и о нем заботится. Предает ее доверие, испытывает угрызения совести и страх перед наказанием. В общем обычный мальчик, иногда просто замечательный, иногда неслух и безобразник.
  2. Бабушка. Строгая, но и добрая. Любит внука, готова дать ему все, что тот пожелает, но только не пароход, который дорог ей как память о ком-то.

План для пересказа

По краткому содержанию «Как я ловил человечков» можно кратко составить план пересказа.

Он состоит из следующих пунктов:

  1. Приезд к бабушке.
  2. Поразительный кораблик.
  3. Бабушкин запрет.
  4. Судно завладело вниманием ребенка.
  5. Маленькие человечки.
  6. Ночник и наблюдение.
  7. Приманки из леденца и хлеба.
  8. Боря остался один.
  9. Взлом корабля.
  10. Человечков не оказалось.
  11. Стыд и огорчение.

Краткое содержание «Как я ловил человеков»

Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.

И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.

Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.

Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.

Основная мысль

Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.

Смысл финала книги «Как я ловил человечков»

Мальчик понял, что совершил непоправимое и бабушка сейчас все увидит. Ему и страшно и больно, он спрятался и плачет. Вошедшая же, увидев внука, подумала, что он очень болен, заволновалась и стала утешать дитя.

В душе она может даже корит себя, что оставила нездорового ребенка одного дома. Но что будет если она увидит пароходик?

Автор сознательно не пишет о дальнейших подробностях взаимоотношений родных людей, давая возможность читателю самому домыслить развязку. Все сводится к тому, что мальчик понесет наказание. И это справедливо. Ребят с раннего возраста нужно учить ответственности за свои поступки.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»

Мальчик Боря, живя у бабушки, увидал у неё пароходик, очень похожий на настоящий, только маленький. Бабушке он был дорог, как память, и она не разрешала даже трогать его. Боря даёт честное слово, что даже не прикоснётся к нему. Но сам не мог оторвать от пароходика глаз и стал верить, что там живут маленькие человечки.

Однажды Боря решает угостить человечков леденцом и оставляет его рядом с пароходиком, утром леденец исчезает, от хлеба таинственным образом остаются лишь крошки… Тогда мальчик решает поймать человечков. Происходит непоправимое: оставшись один, Боря подковырял палубу, срезал лесенки с пароходика, но там внутри оказалось пусто, а пароходик было уже не починить.

Характеристика главных героев

В произведении 2 главных героя — мальчик и его бабушка. Их описание и характеристика:

  1. Борька — обычный маленький мальчик, которого на каникулы отправили к бабушке. Он добрый, весёлый, любознательный, но любопытный, нетерпеливый и склонен обманывать. Однако при этом он настоящий фантазёр и мечтатель, представляющий, что внутри игрушечного пароходика живут маленькие человечки. Совершив ошибку, он раскаивается и не может сдержать искренних слёз.
  2. Бабушка — заботливая, любящая и мудрая, не строгая, обычно она всё разрешала внуку, но в некоторых моментах — непреклонная и принципиальная. Красивый реалистичный пароходик на полке является для неё дорогой памятью.

Чтение рассказа «Как я ловил человечков» позволяет сделать выводы о поступках и характере каждого из главных героев.

Пересказ по плану «Как я ловил человеков»

План пересказа рассказа “Как я ловил человечков”

  1. Пароходик на полке
  2. Запрет бабушки
  3. Честное слово
  4. Маленькие человечки
  5. Взгляд из-под одеяла
  6. Леденцовая приманка
  7. Кусочек хлеба
  8. Мнимый больной
  9. Взлом пароходика
  10. Пустота
  11. Раскаяние

Кратчайшее содержание рассказа “Как я ловил человечков” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
  2. Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
  3. Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
  4. Боря притворился больным, чтобы остаться одному
  5. Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
  6. В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.

Главная мысль рассказа“Как я ловил человечков” Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.

Чему учит рассказ“Как я ловил человечков” Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.

Пословицы к рассказу“Как я ловил человечков” Давши слово держись, а не давши крепись. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Честное слово на дороге не валяется. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. В ком стыд, в том и совесть.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Интересно, что рассказ имеет открытый финал: бабушка ещё не видела разломанного и кое-как собранного пароходика. Остаётся неизвестным, будет ли она ругать внука или всё-таки простит его.

Главная мысль «Как я ловил человечков» — чрезмерное любопытство может привести к печальным последствиям. Не стоит идти на поводу у своих желаний и нарушать данное слово, даже если сдержать его трудно. Эту идею можно выразить в пословице: «давши слово, держись, а не давши, крепись».

Рассказ учит:

  • всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
  • с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
  • не обманывать и не хитрить;
  • задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
  • раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Сюжет рассказа «Как я ловил человеков»

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

Видео с пересказом «Как я ловил человеков»

Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» впервые увидел свет в 1934 году. Работа относится к автобиографическим рассказам автора, в которых он придается воспоминаниям о своем детстве. В рассказе Житкова «Как я ловил человечков» главная мысль – важность выполнять данное обещание. По мотивам произведения в 2007 году вышел на экраны мультипликационный фильм.

Это интересно: Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Популярные сегодня пересказы

  • Яшка лось — краткое содержание рассказа Астафьева
    Мама маленького жеребенка Яшки была кобылой не совсем обычной. Во-первых, её звали Марианна. Для деревни, в которой раньше и не слышали такого имени, оно воспринималось как что-то оскорбительное.
  • Аякс — краткое содержание трагедии Софокла
    Замечательное произведение, ставшее достоянием древней литературы, называется «Аякс», а написано оно Софоклом. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
  • Святогор и Микула Селянинович — краткое содержание былины
    В данном поэтическом сказании повествуется о русском богатыре Святогоре, обладающего недюжинной силой, да такой, что он сам не мог справиться с нею. Однажды богатырь, мечтая померяться с кем-нибудь силушкой своею
  • Сапсан — краткое содержание рассказа Куприна
    Автор представляет рассказ от имени собаки, её зовут Сапсан Тридцать шестой. Скорее всего автор попытался представить мир в том свете, в котором видит его животное.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.

История создания

Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».  

Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

Жанр, направление

Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.

Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.

Смысл названия

Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.

Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

Суть: о чем рассказ?

Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.

Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.

Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:

  1. Яшка — деревенский мальчик, желающий показать приятелю, что такое рыбалка. Привык к местным нравам, знаком с работой, достаточно самостоятелен, так как занимается приготовлениями без помощи родителей. Кажется немного обидчивым и грубым, так как все утро задевает Володю неприятными словами в отместку за испорченное настроение. Тем не менее, отважно прыгает в воду, спасая товарища. Он вовремя раскаивается в недостойном поведении и исправляет ошибку, рискуя собой, чтобы спасти товарища.
  2. Володя — мальчик, приехавший из Москвы. Ему любопытно все, что происходит вокруг, потому что в городе такого не увидишь и не попробуешь. Хочет казаться более значимым, умелым, чем есть на самом деле. «Ладно, пусть…  Пускай издевается, они меня еще узнают, я не позволю им смеяться!» — думает он, когда задетый небрежным отношением, когда Яшка язвит насчет неопытности Володи в рыболовном деле. Но, несмотря на размолвки, он уважает друга и старается перенимать его знания.

Темы

Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:

  1. Дружба. Отношения Володи и Яшки проходят через испытания. Сначала мальчики обнаруживают, что имеют разные привычки и навыки. Они преодолевают этот барьер не без трудностей. Но затем их разъединяет настоящая беда: Володя тонет и нуждается в помощи. Яша превозмогает боль и страх, протягивая руку помощи. Это испытание станет для детей фундаментом, на котором они построят крепкую дружбу.
  2. Сострадание. Яша поставил это качество выше любви к себе, выше инстинкта самосохранения. Он проявил силу духа и готовность помочь человеку в самых затруднительных обстоятельствах. Герой проявил сострадание и был вознагражден спасением Володи и его благодарностью.
  3. Моральная ответственность. Яша понимал, что именно он позвал неопытного мальчика на рыбалку, поэтому на его плечах лежит ответственность за его спасение. Он вовремя осознал, что не успеет спасти Володю, если побежит за помощью. Все эти озарения убеждают нас в том, что перед нами зрелая личность, готовая к самопожертвованию во имя других.
  4. Проверка на прочность. Яшка получил уникальный опыт, оказавшись в стрессовой и нетипичной ситуации. Он понял, кто он есть, каково его место в мире. Только испытание позволяет нам осознать, что творится в потаенных уголках нашей души. Яша понял, что он способен на добрые и отважные поступки, что он силен и готов сразиться с жизненными преградами.

Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:

  1. Обидчивость и высокомерие. Яшка ведет себя достаточно высокомерно по отношению к Володе. Негативные чувства вызваны неприятным столкновением утром. Несколько раз Яшка старается зацепить приятеля грубыми словами, не способный забыть о собственной обиде. Но все же он находит в себе храбрость, чтобы попытаться спасти утопающего товарища
  2. Совесть и борьба с собой. Автор поднимает проблему личной ответственности за поступки. Ведь расстроенный Яшка мог сразу же уйти, но совесть не позволяет ему так сделать. Писатель показал внутреннюю борьбу в его душе. Здесь же говорится и об умении побороть эгоизм ради другого человека. 
  3. Несоответствие менталитетов. Володя искренне не может понять деревенского образа жизни, ему чужды эти новые для него обычаи и навыки. Поэтому он не может по достоинству оценить ранний визит друга.
  4. Смелость и трусость. Яше было очень не просто побороть свои страхи и нырнуть в воду. Однако он смог пересилить себя ради высшей цели.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека. 

Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.

Чему учит?

В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.

Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.

Художественные особенности

Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.

«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»

Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.

Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.

Автор: Инна Колокольникова

I вариант.

1. К какому жанру относится произведение «Тихое утро»?
а) рассказ;+
б) воспоминания;
в) эссе;
г) очерк.

2. Чей портрет описан так: «Старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы…».
а) Егора;
б) Яшки;+
в) Володи;
г) Вадьки.

3.Когда петухи прокричали:
а) Яшка проснулся +
б) Яшка заснул
в) только пришёл домой
г) завтракал.

4. Откуда был родом Володя?
а) из Москвы;+
б) из Ленинграда;
в) из Киева;
г) из той же деревни, что и Яшка.

5. Яшка поймал:
а) судака
б) леща +
в) щуку
г) форель.

6. В каком настроении был Яшка после пробуждения?
а) плохим;
б) грустным;
в) злым;
г) радостным.+

7. Зачем Яшка «встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил. . . а если по правде говорить, то и встал-то он сегодня из-за этого заморыша, хотел места рыбные ему показать – и вот вместо благодарности и восхищения – “рано!”»? Ребята собирались…
а) на экскурсию по окрестностям;
б) на рынок продавать червей;
в) на рыбалку;+
г) кататься на лодке.

8. Что разозлило Яшку с утра?
а) ему пришлось рано встать;
б) не получил ожидаемого признания;+
в) ему пришлось самому копать червей;
г) ему не нравился Володя.

9.Что такое рига?
а) сарай +
б) печь
в) крупа
г) трава.

10. Кто из ребят обладал походкой, при которой шевелятся плечи и лопатки и даже уши?
а) Егора;
б) Яшки;+
в) Володьки;
г) Мишки.

11. Во фразе: «В этом бочаге у нас никто не купается… Засасывает… Как ноги опустил вниз, так всё…» – используется…
а) сравнение;
б) метафора;
в) гипербола;+
г) противопоставление.

12. Почему Володя упал в воду?
а) у него закружилась голова
б) потерял равновесие
в) его кто-то ударил
г) рыба на удочке его потянула. +

13.Кто спас Володю?
а) дядя
б) отец
в) Яшка +
г) дедушка.

14. « – Вчера наш завклубом в Плешанском бочаге сома видел….
У Володи заблестели глаза.
– Большой?
– А ты думал! Метра два… А может, и все три – в темноте не разобрать было. Наш завклубом аж перепугался, думал /…/» Что ему показалось?
а) бегемот;
б) крокодил;+
в) привидение;
г) акула.

15. Бочаг – это..
а) глубокая яма, залитая водой;+
б) остров на реке;
в) болото;
г) омут в реке.+

16. «Наконец он подвел упирающуюся рыбу к берегу, рывком выбросил ее на траву и сейчас же упал на нее животом. У Володи пересохло горло, сердце неистово колотилось…
– Что у тебя? – присев на корточки, спрашивал он. – Покажи, что у тебя?
– /…/! – с упоением выговорил Яшка».

17.Какая рыба была поймана Яшкой?
а) сом;
б) щука;
в) карась:
г) лещ.+

18. После падения Володи в воду на ум Яшке «сразу пришел рассказ Мишки о громадных /…/на дне бочага, в груди и животе стало холодно от ужаса: он понял, что Володю схватил /…/» Кто схватил?
а) крокодил;
б) бегемот;
в) осьминог;+
г) скат.

19. После того как Володю спасли, как Яшка на Володю смотрел:
а) с ненавистью
б) с лаской
в) с нежностью +
г) с завистью.

20. Что в виде шутки предложил надеть Яшка Володе на рыбалку:
а) галоши +
б) ботинки
в) шляпу
г) галстук.

II вариант.

1. Жанр произведения «Тихое утро»:
а) рассказ;+
б) воспоминания;
в) эссе;
г) очерк.

2. «Старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы…».
а) Егор;
б) Яшка;+
в) Володя;

3. Что случилось, когда петухи прокричали?
а) Яшка проснулся +
б) Яшка заснул
в) только пришёл домой
г) завтракал.

4. Почему Яшка заплакал?
а) Володя его не поблагодарил;
б) понял, что мог утонуть;
в) пережил эмоциональное потрясение;+
г) уплыла его удочка.

5. Какова идея рассказа?
а) дружба познается в беде, взаимовыручку можно считать мерилом нравственности;+
б) главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным;+
в) нужно быть осторожным человеком, не рисковать, не подвергать себя опасности;
г) трудности человека закаляют.

6. Отметьте, о ком идет речь?
«Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой, ещё неизведанной стороны…»
а) о Платонове;
б) о Казакове; +
в) об Абрамове;
г) о Твардовском.

7. Главный герой рассказа:
а) Васька;
б) Яшка; +
в) Петька.

8. Определите, откуда приехал Володя:
а) Москва; +
б) Ленинград;
в) Горький;
г) из той же деревни, что и Яшка.

9. Выберите обувь нового друга Яшки:
а) Калоши ;
б) Ботинки; +
в) Резиновые сапоги.

10. Из-за чего разозлился Яшка с утра?
а) ему пришлось рано встать;
б) не получил ожидаемого признания;+
в) ему пришлось самому копать червей;
г) ему не нравился Володя.

11. Какой цвет воды в произведении «Тихое утро»?
а) Зелёная;
б) Синяя;
в) Чёрная. +

12. Определите, что поймал Яшка?
а) Окуня;
б) Щуку;
в) Леща.+

13. Почему мальчик совершает прыжок в воду?
а) Хотел отцепить от коряги крючок;
б) Хотел достать рыбу;
в) Хотел спасти друга.+

14. Почему в произведении Ю.П. Казакова мальчик плачет?
а) Всё перечисленное; +
б) От радости и пережитого страха;
в) От того, что Мишка Каюненок врал.

15. Определите, за какую часть тела Яшка вытянул мальчика из воды:
а) За ногу;
б) За шею;
в) За руку. +

16. Кульминация для произведения Ю.П. Казакова «Тихое утро»:
а) падение Володи в реку;+
б) спасение Яшкой Володи;
в) поведение Володи после спасения;
г) плач Яшки.

17. По словам Мишки на дне водоема живут:
а) Сомы;
б) Осьминоги;+
в) Раки.

18. Выберите, каким средством выразительности автор воспользовался в своем произведении:
«В этом бочаге у нас никто не купается… Засасывает… Как ноги опустил вниз, так всё…»
а) сравнение;
б) метафора;
в) гипербола; +
г) противопоставление.

19. Какая погода была в произведении Ю.П. Казакова?
а) Светило солнце;+
б) Собирались тучи;
в) Шёл дождь.

20. Что могло произойти, если бы Яшка не действовал быстро?
а) обида на Володю;
б) гордость от своего умения ловить рыбу;
в) страх и сомнения при виде тонущего Володи;+
г) слёзы после спасения Володи.

3

Актуализация знаний

image001 

       7 минут

     8 минут

Физ. минутка.

10 минут.

-Сейчас мы познакомимся с творчеством
Ю.П.Казакова, а помогут  мне Диана и Ксюша

 (сообщение обучающихся об авторе) (слайд
№4)- 4мин.

-Спасибо!

Ю.П.Казаков- писатель честный,
правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для  своих героев. Его
волнуют нравственные проблемы.

Как нужно жить?

Какими качествами нужно обладать?

Что лежит в основе человеческого
поведения?

Что такое ДОБРО? Что такое ЗЛО?

Как правило, в основе  его рассказов
лежит действительный случай, то же можно сказать и о рассказе «Тихое утро».

В  этом рассказе писатель представляет
перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих
героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть
в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю
обсудить ряд  вопросов.

— Что такое ДОБРО? ЗЛО?

Словарная работа

(Слайд № 5)

ДОБРО- поступки, совершаемые нами во
благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.

ЗЛО- поступки, совершаемые нами во
вред другими для достижения собственных целей.

— Где существует добро и зло – во
внешнем окружающем мире или в душе человека?

-Можно ли однозначно оценивать человека,
добрый он или злой?

-Вот сейчас мы  и проследим за разными
поступками и чувствами наших героев.

(Слайд №6) – 3 мин.

image002Работа в
группах

-С этого момента, ребята, мы работаем в
группах, но цель у нас одна. Не забудьте, пожалуйста, найти ответ на тот
вопрос, который я озвучила ранее. Вы разбились на группы, я раздаю вам
задания, даю вам на обсуждение заданий в группе 5 минут, попытайтесь найти
детали текста, используя учебники. Посмотрите, какие цитаты стоит зачитать, 
а какие можно только озвучить. Раскройте характер наших героев. Какие они? 
(Подхожу к каждому столу и разъясняю.)

1 группа-  задание –чтение по ролям
отрывка из рассказа.

(Яшка
будит  Володю
. — Каким было настроение Яшки после пробуждения и
почему? Какие слова помогают понять это настроение?

По дороге на рыбалку.)(слайд № 7)

-Показать сцену разговора между
мальчиками, раскрывая их особенности характеров, взаимоотношения.

-Спасибо! Как ребятам удалось предать
чувства  и характер героев?

— —

— 
Найдите описание деревни. Для чего оно дано?

2 группа –задание- Опишите
Володю. Какой он? Найти детали ,характеризующие мальчика.
(стр.              
       )

(слайд № 9) — Как вы объясните
оживлённое состояние Володи?

— Как Володя реагировал на
раздражительное отношение к себе Яшки?

— Какие чувства испытывал Володя на пути
к колодцу?

Доп. Вопросы:

Как Володя
реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к
колодцу?

— Что чувствовал?

-Чему завидовал и чем восхищался Володя,
глядя на Яшку?

Сделайте вывод: Володя
городской, сдержанный, целеустремленный, воспитанный, культурный.

(слайд № 10)

 группа— задание- Сравните
Яшку и Володю. Что общего?

1)      Проанализируйте
сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе? У
колодца

 — Как и
почему изменилось отношение Яшки к Володе?

-Что произошло с мальчиками по дороге к
реке?

-Как картина природы помогает нам
передать  настроение героев?

-Найти детали текста, подтверждающие это
изменение.(стр.                 )

Сцена примирения

Вывод: Оба мальчика
добрые, сердечные, готовы помочь друг другу.

Итак,
между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной
и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а
счастливый Володя благодарным слушателем
. Какими своими знаниями об
окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом
Володей?

-Молодцы, вот мы с вами постарались
найти нужные детали, собрали их как бусинки друг на друга и получился ОБРАЗ,
точнее Образы мальчиков. Раскрыли характеры героев. Доказали, что они разные,
но и есть что-то общее у них.

Ответы обучающихся

— Добро – это поступки, совершаемые нами
во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.

— Зло – это поступки, совершаемые нами
во вред другим для достижения собственных целей.

— Добро и зло существуют не извне, а в
душе человека.

— Всё, что мы бескорыстно совершаем во
благо других, является добром.

Добро и зло существуют не извне а в душе
человека.

Нельзя, в душе человека постоянно
происходит борьба добра и зла, «взлеты» и  нравственные «падения».

Работа в группах

Обучающиеся ищут в текстах учебника
ответы, обсуждают, анализируют, доказывают,  делают выводы.

Выступление ребят

1 группы

— Яшка проснулся очень рано, до света, и
настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел
перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла
рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал
показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело
затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.

— Деревня в предрассветный час необычна.
Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт
– успевай таскать!» — скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки
радостное настроение.

Вывод:

Яшка – деревенский,
близок к природе, высокомерный, язвительный, смелый

Выступление ребят

2 группы

— На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный
взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на
улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать
ботинки».

— Он увидел прелесть утра. Ему
захотелось побыстрее отправиться на рыбалку. На презрительный вопрос Яшки:
«Ты что, в ботинках пойдёшь?» — Володя ничего не ответил, ему не хотелось
ссориться с Яшкой,
согласившимся взять его с собой; он покраснел – ему
стало стыдно и неловко оттого, что он не может ходить босиком. На злую насмешку
и издевку Яшки: «… Забежи домой – пальто возьми», Володя отвечает сквозь
зубы, дерзко, с вызовом и ещё больше краснеет – уже от обиды.

— «Володя жестоко страдал. Он
сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту
минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал,
ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…».  Володю мучило чувство своей
никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать
деревенским мальчишкам, на что он способен.

— Яшкиному виду бывалого рыбака,
Яшкиному загару и его особенной походке.

Выступление ребят

 группы

. — Яшка считал, что лучше воды, чем в
том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.

Володе не хотелось пить, «но, чтобы ещё
больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный
вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» — Володя ответил: «Законная». Яшка ждал
этой похвалы и в
глубине души был доволен, ног всё же ядовито спросил:
«Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряющее улыбнулся.
А когда Володя упавшим голосом признался, что никогда не ловил рыбу, и робко
взглянул на Яшку, опытный деревенский рыболов смягчился.

Выступление ребят

Группы

— Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному
сообщению о том, что завклубом видел сома
. Яшке захотелось стать добрым,
благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю
на сома и головлей «на две зари».

— Володе стало необыкновенно весело, ему
захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая
от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему,
было когда-то с ним

Вывод: Оба мальчика
добрые, сердечные, готовы помочь друг другу. Между мальчиками возникли добрые
отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало
спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению
героев.

Предметные

Обучающиеся 
дают ответы, опираясь на полученные знания по данным понятиям. Обобщают ранее
изученный материал, делают вывод. Метапредметные Коммуникативные

Умение проверять и адекватно оценивать
способности  и знания обучающихся и самого себя. Умение работать в
коллективе, группе  сообща.
Умение искать в текстах учебника
ответы, обсуждать, анализировать, доказывать,  делать выводы.

4

Закрепление изученного материала

5минут.

 Работа в паре

-А сейчас мы проверим как вы это
усвоили. Работаем в паре. У вас есть на столах листы с  таблицей «Сопоставительная
характеристика  мальчиков».

Задание— Сопоставьте
цитаты из текста, характеризующие мальчиков. Отметьте цветными пастами. Листы
подпишите. – (Слайд № 11)- ссылка .

Проверим.

Критерии :

«5»- ни одной ошибки

«4»- 1-2 ошибки

«3»- 3-4 ошибки

«2» — 5 и более ошибок

Оценили себя сами! Какие результаты?

У кого  ни одной  ошибки, поднимите
руки.

Одна- две?

Три – четыре?

Пять и более?

-Молодцы! С заданием справились.

Работа в паре

Работа с сопоставительной таблицей +
слайд.

Самооценка .

Теперь
наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что
теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе
у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему
теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и
нежностью”.

   Яшка повзрослел благодаря этому
случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не
думая о себе

“Друзья
познаются в беде”,

“Сам
погибай, а товарища выручай”,

“Одному
не под силу — зови товарища”

Метапредметные

умение рассуждать, доказывать,
анализировать, сравнивать, подводить под понятие.

Обучающиеся дают оценку деятельности по
результатам. Самооценка.

Предметные

Умение в паре работать с таблицей, находить
и сопоставлять цитаты, различать героев, давать им характеристики словами
автора и своими словами. Умение работать с текстом .

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ произведения «Тихое утро». Сюжет в сокращении напомнит основные события рассказа, что поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.

Краткий пересказ

(335 слов) Рассказ Казакова начинается с описания сборов Яшки на рыбалку. Автор показывает раннее деревенское утро, когда все ещё спят.

Позавтракав и снарядившись, Яшка отправляется копать червей для наживки. Он заходит за Володькой — мальчишкой из Москвы, который уговорил Яшку показать ему настоящую рыбалку. Деревенский парень недоволен жалобами Володьки на необходимость проснуться так рано. Бросая колкие замечания по поводу столичной жизни нового знакомого, Яшка ведёт его к привычному для рыбалки месту. Хоть Володька и недоволен придирками деревенского мальчишки, он держит обиду в себе, ведь ему очень интересен процесс ловли рыбы.

Ребята начинают рыбачить, в процессе Яшка рассказывает об опасностях местного болота: вода ледяная и утягивает на самое дно. Первая рыба заставила Яшку потрудиться, но сорвалась, что привело его в крайнее негодование. Вторую рыбу деревенский мальчишка смог вытащить с большим трудом, упав на неё всем телом уже на берегу. В это время удочка Володьки начала сползать с комьями земли в воду. По приказу Яшки он пустился ловить её, но схватив удочку, сам упал в воду.

Володька начал тонуть, истошно вопя. Яшка понял, что произошло, и кинулся бежать к деревне. Но вскоре развернулся и побежал обратно. Вокруг никого, верёвки нет, ничто не поможет. Деревенский мальчишка бросился в воду. Подплыв к тонущему, он пытался вытащить его. Но Володька стал карабкаться по Яшке, тем самым топя его. Из-за страха смерти Яшка ударил Володьку ногой в живот, вынырнул из последних сил и бросился к берегу. Тогда он понял, что он ударил человека, и человек этот утонул. Деревенский мальчишка снова нырнул в воду. Там, в глубине, он увидел, что Володькина нога запутана в траве. Яшка со всем усилием, на которое был способен, потянул товарища за руку и вытащил его на берег.

Деревенский мальчишка перевернул Володьку на спину, затем потряс его, давил на живот, даже схватил за ноги и вытянул вверх. Когда надежды уже не было, Володька очнулся и стал плеваться водой.

Яшка заплакал. Володька сначала не понял этих эмоций, но потом он осознал то состояние страха и радости, которые испытывает его товарищ. Мальчик из Москвы тоже заплакал.
Рассказ заканчивается описанием наступившего солнечного дня.

Отзыв

(333 слова) Моё отношение к рассказу «Тихое утро» неоднозначно. С одной стороны, произведение рассказывает о прекрасном утре в деревне, о рыбалке и подвиге. С другой стороны, это страшная история о близости одного из мальчишек к смерти. Этот контраст красоты деревенской обстановки, подчеркнутой яркими и подробными описаниями, и трагической случайности оставляет читателя в недоумении. 

События один за другим накрывают читателя словно волной: падение Володьки, невозможность спастись, бегство Яшки, его попытки вытащить товарища, удар в живот, самобичевание, ещё одна попытка помочь другу, победа над смертью и эмоциональный взрыв. Всё это кажется таким реальным и близким. Рассказ «Тихое утро» заставляет задуматься о том, что бы сделал ты в такой ситуации?

Мне понравилось то, как писатель выстроил композицию рассказа: тихое утро, резкие действия, спокойный день. Подобная кольцевая композиция подводит читателя к мысли о том, что произошедшее с мальчиками — это лишь крошечная частица нашего существования. Их история не изменила ход даже обычного деревенского дня. Но что бы могло это изменить?

Мое отношение к героям рассказа «Тихое утро» неоднозначно. Автор хотел показать образы деревенского мальчика и ребёнка из Москвы. Яшка ходит босиком, пьёт из колодца, любит рыбалку. Володька удивляется всему, что есть в деревне, и боится всего, но проявляет любознательность. Это дети из абсолютно разной среды. Казаков стремился изобразить нравы детей и их способности на контрасте. Яшка переступил через себя, решив спасти товарища. Володька же преодолел себя, когда стерпел злые придирки Яшки. Таким образом, писатель показал, что разная жизнь не помешала мальчишкам быть обычными детьми. Автор рассказа «Тихое утро» учит читателя тому, что необходимо переступать через себя, чтобы добиться результата. Нужно быть человечным, ведь это самое главное. Такова главная мысль рассказа.

Рассказ «Тихое утро» — это необычная история двух мальчишек, которым удалось победить смерть. Произведение держит в напряжении до самого конца, тем самым будто позволяя читателю быть частью этих событий. Рассказ наполнен красочными описаниями природы, создающих полную картину местности. В произведении Казакова прекрасное граничит с ужасным, что оставляет яркое впечатление в сердцах читателей. Эта история создана не столько для поучения, сколько для побуждения к размышлениям. Таково моё впечатление от рассказа «Тихое утро».

Автор: Татьяна Булычева

  • Рассказ как варили кашу мальчики
  • Рассказ кавказский пленник льва николаевича толстого
  • Рассказ казакова арктур гончий пес читать
  • Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться
  • Рассказ как готовить блины на английском