Рассказ каверина два капитана

Однажды в городе энске, на берегу реки, был найден мертвый почтальон и сумка с письмами. тетя даша каждый день читала

Однажды в городе Энске, на берегу реки, был найден мертвый почтальон и сумка с письмами. Тетя Даша каждый день читала своим соседям вслух по одному письму. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях…

Саня живет в Энске с родителями и сестрой Сашей. По нелепой случайности Саниного отца обвиняют в убийстве и арестовывают. О настоящем убийце знает только маленький Саня, но из-за немоты, от которой лишь позже избавит его чудесный доктор Иван Иванович, он ничего не может сделать. Отец умирает в тюрьме, через какое-то время мать выходит замуж. Отчим оказывается жестоким и подлым человеком, который мучает и детей, и жену.

После смерти матери тетя Даша и сосед Сковородников решают отправить Саню с сестрой в приют. Тогда Саня и его друг Петя Сковородников бегут в Москву, а оттуда — в Туркестан. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — эта клятва поддерживает их в пути. Мальчики пешком добираются до Москвы, но Петькин дядя, на которого они рассчитывали, ушел на фронт. После трех месяцев почти бесплатной работы у спекулянтов им приходится скрываться от проверки. Петьке удается бежать, а Саня попадает сначала в распределитель для беспризорников, оттуда — в школу-коммуну.

Сане нравится в школе: он читает и лепит из глины, у него появляются новые друзья — Валька Жуков и Ромашка. Однажды Саня помогает донести сумку незнакомой старушке, которая живет в квартире заведующего школой Николая Антоновича Татаринова. Здесь же Саня встречает Катю, хорошенькую, но несколько склонную «задаваться» девочку с косичками и темными живыми глазами. Через некоторое время Саня вновь оказывается в знакомом доме Татариновых: его посылает туда за лактометром, прибором для проверки состава молока, Николай Антонович. Но лактометр взрывается. Катя собирается взять вину на себя, но гордый Саня не позволяет ей это сделать.

Квартира Татариновых становится для Сани «чем-то вроде пещеры Али-Бабы с её сокровищами, загадками и опасностями». Нина Капитоновна, которой Саня вовсю помогает по хозяйству и которая кормит его обедами, — «сокровище»; Марья Васильевна, «ни вдова, ни мужняя жена», которая всегда ходит в черном платье и часто погружается в тоску, — «загадка»; а «опасность» — Николай Антонович, как выяснилось, двоюродный дядя Кати. Любимая тема рассказов Николая Антоновича — двоюродный брат, то есть муж Марьи Васильевны, о котором он «всю жизнь заботился» и который «оказался неблагодарным». Николай Антонович уже давно влюблен в Марью Васильевну, но пока та «безжалостна» к нему, скорее её симпатию вызывает иногда приходящий в гости учитель географии Кораблев. Хотя, когда Кораблев делает Марье Васильевне предложение, он получает отказ. В тот же день Николай Антонович собирает дома школьный совет, где Кораблев резко осуждается. Решено ограничить деятельность учителя географии — тогда он обидится и уйдет, Саня сообщает Кораблеву обо всем услышанном, но в результате Николай Антонович выгоняет Саню из дома. Обиженный Саня, заподозрив Кораблева в предательстве, покидает коммуну. Пробродив по Москве целый день, он совершенно разболевается и попадает в больницу, где его вновь спасает доктор Иван Иванович.

Прошло четыре года — Сане семнадцать лет. В школе идет представление инсцени­ро­ванного «суда над Евгением Онегиным», именно здесь Саня вновь встречает Катю и раскрывает ей свою тайну: уже давно он готовится стать летчиком. Саня наконец узнает от Кати историю капитана Татаринова. В июне двенадцатого года он, заехав в Энск попрощаться с семьей, вышел на шхуне «Св. Мария» из Петербурга во Владивосток. Экспедиция не вернулась. Мария Васильевна безрезультатно посылала прошение о помощи царю: считалось, что если Татаринов погиб, то по собственной вине: он «небрежно обращался с казенным имуществом». Семья капитана переехала к Николаю Антоновичу. Саня часто встречается с Катей: они вместе ходят на каток, в зоопарк, где Саня вдруг сталкивается со своим отчимом. На школьном балу Саня и Катя остаются наедине, но их разговору мешает Ромашка, который затем обо всем докладывает Николаю Антоновичу. Саню больше не принимают у Татариновых, а Катю отправляют к тетке в Энск. Саня избивает Ромашку, оказывается, и в истории с Кораблевым именно он сыграл роковую роль. И все же Саня раскаивается в своем поступке — с тяжелым чувством он уезжает в Энск.

В родном городе Саня находит и тетю Дашу, и старика Сковородникова, и сестру Сашу, он узнает, что Петька тоже живет в Москве и собирается стать художником. Еще раз Саня перечитывает старые письма — и вдруг понимает, что они впрямую относятся к экспедиции капитана Татаринова! С волнением Саня узнает, что не кто иной, как Иван Львович Татаринов, открыл Северную землю и назвал её в честь своей жены Марьи Васильевны, что именно по вине Николая Антоновича, этого «страшного человека», большая часть снаряжения оказалась негодной. Строки, в которых прямо названо имя Николая, размыты водой и сохранились лишь в памяти Сани, но Катя верит ему.

Саня твердо и решительно обличает Николая Антоновича перед Марьей Васильевной и даже требует, чтобы именно она «предъявила обвинение». Только потом Саня понимает, что этот разговор окончательно сразил Марью Васильевну, убедил её в решении покончить с собой, ведь Николай Антонович к тому времени уже был её мужем… Врачам не удается спасти Марью Васильевну: она умирает. На похоронах Саня подходит к Кате, но та отворачивается от него. Николаю Антоновичу удалось убедить всех в том, что речь в письме шла совсем не о нем, а о каком-то «фон Вышимирском» и что Саня виновен в смерти Марьи Васильевны. Сане остается только усиленно готовиться к поступлению в летную школу, чтобы когда-нибудь найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту. Последний раз увидевшись с Катей, он уезжает учиться в Ленинград. Он занимается в летной школе и одновременно работает на заводе в Ленинграде; в Академии художеств учатся и сестра Саша, и её муж Петя Сковородников. Наконец Саня добивается назначения на Север. В городе Заполярье он встречается с доктором Иваном Ивановичем, тот показывает ему дневники штурмана «Св. Марии» Ивана Климова, умершего в 1914 году в Архангельске. Терпеливо расшифровывая записи, Саня узнает о том, что капитан Татаринов, отправив людей на поиски земли, сам остался на корабле. Штурман описывает тяготы похода, с восхищением и уважением отзывается о своем капитане. Саня понимает, что следы экспедиции нужно искать именно на Земле Марии.

От Вали Жукова Саня узнает о некоторых московских новостях: Ромашка стал «самым близким человеком» в доме Татариновых и, кажется, «собирается жениться на Кате». Саня постоянно думает о Кате — он решает поехать в Москву. А пока они с доктором получают задание лететь в глухое становище Ванокан, но попадают в пургу. Благодаря вынужденной посадке Саня находит багор со шхуны «Св. Мария». Постепенно из «осколков» истории капитана составляется стройная картина.

В Москве Саня планирует выступить с докладом об экспедиции. Но сначала выясняется, что Николай Антонович уже отчасти опередил его, напечатав статью об открытии капитана Татаринова, а затем тот же Николай Антонович со своим помощником Ромашкой публикуют в «Правде» клевету на Саню и тем самым добиваются отмены доклада. Иван Павлович Кораблев во многом помогает Сане и Кате. При его содействии в отношениях между молодыми людьми исчезает недоверие: Саня понимает, что Кате пытаются навязать брак с Ромашкой. Катя покидает дом Татариновых. Теперь она геолог, начальник экспедиции.

Ничтожный, но теперь несколько «остепенившийся» Ромашка ведет двойную игру: он предлагает Сане доказательства вины Николая Антоновича, если тот откажется от Кати. Саня ставит об этом в известность Николая Антоновича, но тот уже не в силах противостоять ловкому «ассистенту». С помощью Героя Советского Союза летчика Ч. Саня все же получает разрешение на экспедицию, в «Правде» печатают его статью с выдержками из дневника штурмана. А пока он возвращается на Север.

Экспедицию вновь пытаются отменить, но Катя проявляет решительность — и вот весной они с Саней должны встретиться в Ленинграде, чтобы готовиться к поискам. Влюбленные счастливы — белыми ночами они гуляют по городу, все время занимаются подготовкой к экспедиции. Саша, Санина сестра, родила сына, но внезапно её состояние резко ухудшается — и она умирает. Экспедиция по непонятной причине отменяется — Сане дают совсем другое назначение.

Проходит пять лет. Саня и Катя, теперь Татаринова-Григорьева, живут то на Дальнем Востоке, то в Крыму, то в Москве. В конце концов они поселяются в Ленинграде вместе с Петей, его сыном и Катиной бабушкой. Саня участвует в войне в Испании, а затем отбывает на фронт. Однажды Катя вновь встречает Ромашку, и тот рассказывает ей о том, как он, спасая раненого Саню, пытался выбраться из окружения немцев и как Саня пропал. Катя не хочет верить Ромашке, в это трудное время она не теряет надежды. И действительно Ромашка врет: на самом деле он не спас, а бросил тяжелораненого Саню, отобрав у него оружие и документы. Сане удается выбраться: он лечится в госпитале, а оттуда отправляется в Ленинград на поиски Кати.

В Ленинграде Кати нет, зато Саню приглашают лететь на Север, где уже тоже идут сражения. Саня, так и не найдя Катю ни в Москве, где он просто разминулся с ней, ни в Ярославле, думает, что она в Новосибирске. Во время успешного выполнения одного из боевых заданий экипаж Григорьева совершает вынужденную посадку недалеко от того места, где, по мнению Сани, нужно искать следы экспедиции капитана Татаринова. Саня находит тело капитана, а также его прощальные письма и отчеты. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю.

Летом 1944 г. Саня и Катя проводят отпуск в Москве, где видятся со всеми друзьями. Сане нужно выполнить два дела: он дает показания по делу осужденного Ромашова, а в Географическом обществе с большим успехом проходит его доклад об экспедиции, об открытиях капитана Татаринова, о том, из-за кого эта экспедиция погибла. Николай Антонович с позором изгоняется из зала. В Энске семья вновь собирается за столом. Старик Сковородников в своей речи объединяет Татаринова и Саню: «такие капитаны двигают вперед человечество и науку».

Пересказала Е. В. Новикова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Одним из самых неординарных и поистине захватывающих произведений по праву считается роман Два капитана. Это произведение входит в школьную программу и вызывает у школьников немалый интерес. Сделав же по произведению Два капитана анализ, каждый учащийся сможет написать потрясающее сочинение и разберется во всех особенностях этого литературного шедевра.

Каверин Два капитана: анализ произведения

По произведению Каверина Два капитана анализ стоит начать с рассмотрения сюжетных линий. Их в этом романе две. Раскрывается судьба Татаринова и история Сани Григорьева. Правда, сюжетные линии произведения являются не параллельными, а связанными между собой.

Действия разворачиваются не в одном городе, а в нескольких. Описываются события, которые происходят в Ленинграде, столице и Энске. Разворачиваются они перед войной и непосредственно в военный период. В эти годы отмечается становление главного героя, как личности. При этом происходит немало событий. Все они находятся в тесной связи с главным действующим лицом.

Два капитана: история создания

Анализ произведения Два капитана невозможно провести, если не узнать историю создания этого романа. Замысел появился у автора в тридцатых годах минувшего столетия. В тот период ему как раз посчастливилось познакомиться с одним ученым. Его рассказы и стали основой для одной их частей данного произведения.

На написание романа у Каверина ушло около трех месяцев. Правда, в редакции ее тогда не приняли. Вновь к работе над романом писатель приступил лишь через полугодие. Он изменил при этом не только сюжетные линии, но и форму самого повествования. Оно велось уже не от третьего, а от первого лица.

В первый раз данное произведение опубликовали в издании Костер. Произошло это в 1938 году. В начале же сороковых годов первая из частей выпущена в виде отдельного печатного издания.

Правда, автор не останавливается на одной части и приступает к созданию второй. Он в то время был военным журналистом и без труда собирал материалы для будущего произведения. В начале сороковых выходит и вторая часть романа. Спустя же шесть лет его награждают премией Сталина.

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Каверина Два капитана крайне важно определить его жанр. Это проза, представленная в виде полноценного романа. В нем присутствуют элементы биографии, приключений и истории. Кроме того, просматривается также эпистолярный стиль. Он проявляется в тех моментах, где повествование осуществляется с помощью писем. Таким образом получается связать между собой настоящее и прошлое.

Анализ романа Два капитана подразумевает рассмотрение его композиции. Произведение состоит из пары частей. Повествование при этом является довольно сложным. Ведь рассказ ведется от первого и третьего лица. Помимо этого, рассказ также ведется и от имени самого автора.

Главная тема, которая поднимается в романе, это жизненные поиски. Автор показывает, как герой стремится найти истину, касающуюся пропавшей ранее экспедиции. Он ищет свой путь в жизни. Причем не только моральный, но и нравственный. За счет этого путь и становится главным символом произведения. Он выражается с помощью образов двух капитанов.

Два капитана: краткий анализ героев

Отдельно стоит рассмотреть героев этого произведения. Главным персонажем в нем выступает Саня Григорьев. Это невероятно смелый и честный человек, который во что бы то ни стало пытается достичь правды. Примером для подражания является папа любимой им девушки, а именно капитан Татаринов. Герой стремится найти правду об экспедиции этого капитана. По сути, вся его сознательная жизнь и посвящена этим поискам. При этом он проявляет немалую целеустремленность, смелость и силу воли.

Образ Татаринова тесно связан с Саней с раннего детства. Оба персонажа являются положительными. Правда, также немаловажное значение в данном произведении имеет образ Кати. Она находится в тесной связи и с одним, и с другим героем, представляет собой своеобразный мостик, соединяющий их. Она всем сердцем любит Саню и остается рядом с ним, не взирая на все сложности.

Основная мысль и смысл романа

Роман можно смело назвать произведением о поиске нравственной позиции, жизненных ценностей и истины. Автор совсем не случайно назвал своих героев именно капитанами. Как раз им и приходится быть первопроходцами, искать новые пути и вести за собой других.

С помощью образов капитанов писатель пытается донести до читателей, что не взирая на все сложности и препятствия, которые неизбежно встречаются людям на пути, необходимо оставаться настоящим человеком. Следует проявлять доброту, быть честным, совершать справедливые поступки и не позволить проявиться бесчестию.

Правда, в романе поднимается далеко не только лишь тема поиска. Здесь говорится о ценности настоящей дружбы. Кроме того, представлено также и ее противоположность – предательство. Отмечается также раскрытие и любовной тематики. Путем описания отношений Кати с другими персонажами показывается, насколько опасна эгоистичная любовь. Говорится, что нельзя стремиться завладеть интересующим человеком. Ведь вследствие этого всем будет причинен вред. Такой любви противопоставляются те чувства, которые испытывают Кораблев и Саня. С их помощью оба персонажа смогли избавиться от грусти и искренне полюбить жизнь.

Писатель говорит о том, насколько важно выбрать в жизни верный путь. Он должен строиться на чести и истине. Не стоит при этом думать о том, что идти по такому пути окажется сложно. Стоит стойко проходить все испытания, чтобы воспитать в себе сильный характер и явную силу духа. Ведь только в том случае, если следовать канонам чести, удастся достичь уважения со стороны окружающих.

В романе показано, какими именно нравственными чертами должен обладать человек. При его прочтении можно увидеть примеры как правильного, так и недостойного, неподобающего поведения. Естественно, что при этом не составит труда сделать верные выводы и понять, какую именно мысль автор пытался донести до читателей.

Агентство «Башинформ» составило Топ-10 самых интересных и запомнившихся культурных событий за 2021 год.

IMG 1308

События оценивались по значимости в плане продвижения Башкортостана на российской и мировой арене, просветительства, зрелищности и пользы для развития культуры и искусства республики.

1. Главное событие года

На первом месте среди культурных событий 2021 года – бесспорно, VI Всемирная Фольклориада CIOFF. Это международное событие впервые проводилось в России, готовилось много лет и переносилось с 2020 года из-за пандемии. В нашу республику для участия в фольклориаде приехали представители 37 стран мира. В первый день фольклориады по улицам Уфы прошел красочный костюмированный парад участников, подобный карнавалу. Каждая страна шла со своими флагами, в национальных костюмах и исполняла песни и танцы своего народа. Затем участники образовали огромный хоровод. На фольклориаде поставили два мировых рекорда: в хороводе дружбы приняли участие жители 57 стран и представители 71 национальности. Во время фольклориады на главной сцене «Сердце фольклориады» в Уфе и в 22 районах и городах состоялся 61 концерт на 28 концертных площадках. В программе приняли участие звезды этнической музыки и эстрады. За восемь дней мероприятия в Башкортостане посетили более 100 тысяч человек. Участники фольклориады с концертными программами проехали около 10 000 км по всей республике. Башкирию за время проведения фольклориады посетили 60 тысяч туристов.

2. Гастроли года

Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан за всю историю существования коллектива совершил прорыв. 2021 год для одного из ведущих творческих коллективов нашей республики прошел под знаком открытий: это не только два сольных концерта в крупнейших залах нашей страны и Европы – Концертном зале им. Чайковского Московской филармонии и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, но и гастрольный тур по городам России, который прошел благодаря поддержке Министерства культуры России в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны», и участие коллектива в VI Симфоническом форуме России в Екатеринбурге.

«Я убежден: чем больше будет подобных культурных проектов, открывающих Республику Башкортостан России и миру, тем больший положительный эффект это будет иметь для развития и роста узнаваемости региона в целом, ведь только высокая культура является значимой точкой соприкосновения народов и государств, своего рода «мягкой силой», которая задает тон как внутриполитического, так и межгосударственного диалога», отметил генеральный директор НСО РБ, заслуженный артист РБ Артур Назиуллин.

3. Фильм года

Полнометражный художественный фильм «Отряд Таганок» был снят режиссером Айнуром Аскаровым по повести классика башкирской литературы Мустая Карима. После презентации до официального проката картина приняла участие во многих всероссийских и международных кинофестивалях, завоевав награды во всевозможных номинациях. «Отряд Таганок» собрал в прокате более 12 млн. рублей, став самым кассовым башкирским фильмом. Прокат фильма на башкирском и русском языках охватил 130 кинотеатров в крупных российских городах-миллионниках, а также городах и районах республики. Количество посмотревших фильм в интернете составило более 1 млн зрителей, в кинотеатрах – более 100 тысяч. Онлайн прокат продолжается и сейчас на известных интернет-платформах.

4. Перезагрузка литературы

Межрегиональный форум «Писатель ХХI века» задумывался как отправная точка для перезагрузки всей среды, неформального общения писателей, поэтов, переводчиков друг с другом и в диалоге с властью. В рамках форума Глава республики остановился на вопросах формирования общественного мнения у нового поколения, социальной поддержки писателей, переводов, книгоиздания. На форуме был презентован проект Евразийской библиотеки, литераторов наградили государственными наградами. Форум планируется проводить регулярно.

«Мосты мы построим, жилье построим, но порядок в головах людей мы не наведем без вас, без литературы, без духовного развития наших жителей. Мы живем в сложное, переходное время, когда одни ценности сменяются другими, всё происходит настолько стремительно. Мы с вами, старшее поколение, имеем прививку качественной литературы, качественного образования, качественного нравственного воспитания. Но у нас есть дети, судьба которых нам непонятна, куда они пойдут, какими они людьми будут и как они будут без нас развивать нашу республику», – сказал Радий Хабиров.

5. Возвращение имени

В центре Уфы открылся Музей полярников имени Валериана Альбанова – полярного штурмана, участника дрейфа на паровой шхуне «Святая Анна», прототипа штурмана Ивана Климова из знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана». Музей находится рядом с домом, где жил Валериан Альбанов – уроженец Уфы. Музей построен в дань уважения и памяти тысячи выходцев из республики, которые участвовали в покорении Арктики. Новый культурный объект не только расширил карту туристических мест Уфы, но и станет примером использования исторического наследия.

6. Премьера года

Премьера оперы «Дон Кихот» Жюля Массне Башкирского государственного театра оперы и балета в Большом театре России стала культурной презентацией региона в Москве. Подготовка спектакля в Уфе длилась 14 месяцев, работали над ним несколько сотен человек. Всего для постановки оперы было изготовлено около 400 костюмов, а в дополнение к ним – более 200 головных уборов и более 100 пар обуви. История Рыцаря печального образа – режиссёрский дебют известного оперного баса, заслуженного артиста РФ и народного артиста РБ Аскара Абдразакова, который и исполнил на премьерах в Уфе и в Москве главную партию.

«Глава республики говорил о том, что ежегодно показывать замечательные спектакли Башкирского театра оперы и балета на сцене Большого театра станет доброй традицией. До этого здесь был показан спектакль «Аттила», еще раньше – «Фауст», а сегодня – «Дон Кихот». Для нас выступать на легендарной исторической сцене Большого театра – это большая честь и гордость», – заявил художественный руководитель Башкирского театра Аскар Абдразаков.

7. Владимир Спиваков — родному городу

Наш знаменитый земляк – скрипач и дирижер Владимир Спиваков к своей родине Уфе относится с особым трепетом. Маэстро в 2021 году подарил родному городу незабываемый музыкальный марафон, который начался с III Международного конкурса скрипачей и продолжился Пятым юбилейным фестивалем «Владимир Спиваков приглашает…». Трансляция туров и гала-концерта конкурса, которые прошли в Государственном концертном зале «Башкортостан», велась на нескольких интернет-платформах. Общее число просмотров превысило два миллиона. Уникальность конкурса в том, что победители получают ценные мастеровые инструменты. Молодые скрипачи, чей первый триумф состоялся в Уфе, становятся признанными музыкантами.

«Меня очень радует, что две звездочки Даниэль Лозакович и Мария Дуэньяс выросли в потрясающих скрипачей. Сегодня они птицы высочайшего полета. Я с ними связан очень плотно, мы часто играем вместе. И все говорят: Башкортостан, Уфа, конкурс – навсегда в сердце, и они в наше такое непростое время становятся послами мира», – говорит народный артист СССР Владимир Спиваков. В 2021 году лауреатом первой премии стал Элиас Дэвид Монкадо из Мюнхена (Германия).

Неделя, посвященная Владимиром Спиваковым в Уфе, завершилась мощным выступлением Национального филармонического оркестра России с кураистом, народным артистом Башкортостана Робертом Юлдашевым.

8. Программа поддержки

В столице Башкортостана прошел Первый форум по культуре «АРТ- Курултай». Он проводился с целью профессионального роста, обмена лучшими практиками и творческих экспериментов. На форуме Глава Башкортостана объявил о старте программы для сельских сотрудников – «Земский работник культуры». Поддержка оказывается молодым специалистам в возрасте до 35 лет, с профильным профессиональным образованием в сфере культуры. Это работники культурно-досуговых учреждений, библиотек, музеев, педагоги дополнительного образования сферы культуры, которые прибыли на работу с 2018 года в сельский населенный пункт либо город с населением до 50 тысяч человек. Первые 60 специалистов в районах республики уже получили гранты по 500 тысяч рублей на улучшение жилищных условий.

9. Фестиваль 

В 2021 году впервые на сцене Башкирского театра оперы и балета уфимцы смогли посмотреть региональную программу фестиваля «Золотая маска». Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко представил одноактные спектакли трех выдающихся хореографов «Kaash» Акрама Хана, «Маленькую смерть» Иржи Килиана и «Минус 16» Охада Нахарина, театр «Мастерская П. Н. Фоменко» – спектакль «Сон в летнюю ночь» (режиссер Иван Поповски). По случаю открытия фестиваля в Уфу приезжал президент фестиваля, легендарный актер, народный артист России Игорь Костолевский.

«Многие годы так или иначе Башкирский театр оперы и балета попадал в поле зрения «Золотой Маски» – это были и номинанты, и лауреаты. И в этом году номинирован спектакль «Vita Nuova» Башкирского театра оперы и балета даже в шести номинациях», – подчеркнул Игорь Костолевский.

Театр «Мастерская П. Н. Фоменко» – спектакль «Сон в летнюю ночь»Фото:Валерий Шахов

10. Музыкальное телешоу 

Международный музыкальный проект «Яңы Моң» шел в эфире телеканала БСТ по субботам. 2,5 месяца интенсивной работы, 10 выпусков на БСТ, два кастинга, восемь шоу, 17 участников – таковы цифры проекта. Инициатором и руководителем телешоу для молодых талантов выступил заслуженный артист Башкортостана, советник Главы РБ по вопросам развития культуры и молодежной политики Радик Юльякшин (Элвин Грей). Кроме него, постоянными членами жюри проекта были известный российский продюсер, организатор проекта Первого канала «Фабрика звезд» Лина Арифуллина и популярная певица Гульназ Асаева. Проект «Яңы Моң» получил грант Главы Республики Башкортостан от Фонда содействия гражданскому обществу РБ в размере 30 млн рублей. Заявки на участие в конкурсе подали более 5 тысяч человек из семи стран. Эстрадное телешоу молодых талантов планируется продолжить и на будущий год.

«2021 год для сферы культуры, я считаю, был очень успешным. Даже просто потому, что практически с февраля все учреждения культуры республики работали при полной загрузке зала, ограничения были сняты. Этот год подарил надежду, что наша жизнь возвращается в прежнее русло. Мы смогли провести многие большие события, которые вынуждены были отменить в 2020 году. Эти проекты очень тепло приняли жители нашей республики. Они позволили позиционировать Башкортостан как республику с большим потенциалом и на всероссийском, и на международном уровне. Самое главное, работники учреждений культуры на сегодняшний день чувствуют свою востребованность. Мы очень рады, что жители республики живут активной культурной, духовной жизнью. Наши учреждения культуры достойно выполняют свою важную миссию – поддерживать позитивный настрой людей. Надеемся, что 2022 год нас не разочарует и нас будут ждать новые открытия, новые встречи и новые впечатления», – рассказала «Башинформу» министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова.

Советы библиотекаря: добрая советская и зарубежная классика, а также одна современная волшебная повесть.

Сотрудники библиотек Москвы рассказывают о книгах, которые весело читать с малышами и интересно обсуждать с ребятами постарше. Ольга Хлыстова, которая работает в библиотеке № 266 имени К.И. Чуковского, выбрала произведения Валентина Катаева, Мартина Видмарка, Вениамина Каверина и других писателей.

Малышам

«Цветик-семицветик и другие сказки» Валентина Катаева

Любимые многими поколениями сказки советского писателя Валентина Катаева не нуждаются в отдельном представлении. Считаю, что эта книжка с рисунками всемирно известной художницы Натальи Демидовой должна быть на книжной полке каждого малыша. Если ее у вас нет, приходите к нам в библиотеку.

Одна из самых известных сказок Катаева, «Цветик-семицветик», — его визитная карточка. Девочка Женя получила волшебный цветок, который мог выполнить семь ее желаний. Но только исполнение последнего доставило ей настоящую радость — и все потому, что она загадала его не для себя, а для хромого мальчика Вити. Женя попросила, чтобы Витя вылечился, — и вот они уже бегут играть.

Весь сборник читается на одном дыхании, события запоминаются, их легко пересказать — полезный навык, который пригодится, когда ребенок пойдет в школу.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Поки и все-все-все» Эдгара Вальтера

Добрая сказка эстонского писателя  и художника Эдгара Вальтера о приключениях лесных человечков поков и их друзей сразу полюбилась нашим самым маленьким читателям, она никогда не залеживается на полках библиотеки. Эта книга идеальна для семейного чтения, в ней яркие и красивые иллюстрации, нарисованные самим автором. Можно провести много времени, рассматривая их.

Человечки поки внешне похожи на ожившие болотные кочки. Они обитают рядом с затерянным в лесу хутором мудрого старика Пеки. Буквально засыпая вопросами Пеку, они каждый день узнают что-то новое об окружающем мире. А читатель-малыш учится вместе с ними.

Ребятам постарше

«Старый дом просыпается» Мартина Видмарка

Жил-был старик Ларсон. Жена от него ушла, дети выросли и разъехались кто куда, и он остался в своем доме один. Казалось бы, книга о грусти и одиночестве? Вовсе нет! Однажды к Ларсону придет соседский мальчишка и попросит его присмотреть за комнатным цветком. С этого момента в душе старика начнутся изменения, за которыми очень интересно наблюдать.

Это потрясающе красивая книга. Трогательная история, созданная шведским детским писателем и педагогом Мартином Видмарком, заставляет думать, переоценивать, надеяться и верить. Иллюстрации Эмилии Дзюбак отлично передают смену эмоционального состояния главного героя и его восприятия жизни.

Книга предназначена для детей, но я рекомендую ее всем читателям независимо от возраста. Это история о том, что нельзя опускать руки, что бы ни случилось, и что все изменения, которые с нами происходят, — к лучшему.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Говорящий сверток» Джеральда Даррелла

Если ваш ребенок не любит читать, попробуйте дать ему это произведение, а лучше почитайте его всей семьей. В нашей библиотеке эта книга есть в переводе Натальи Рахмановой с чудесными иллюстрациями Михаила Беломлинского — рекомендую именно ее. Обещаю, вы получите огромное удовольствие.

Тут и путешествия, и разные чудесные вещи, и опасные приключения: герои попадают в страну Мифландию, где помогают жителям справиться со злодеями-василисками. Помню, в детстве я не могла от нее оторваться, читается на одном дыхании.

Джеральд Даррелл — известный английский писатель. В своих произведениях он часто затрагивает два увлечения — путешествия и изучение животных.

Подросткам

«Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля

«Кондуит и Швамбрания» — это автобиографическая повесть советского писателя Льва Кассиля, впервые опубликованная в 1931 году. Два брата придумывают собственную страну, находящуюся на выдуманном материке, карта которого нарисована как настоящая. Эта игра им не надоедает в течение многих лет, в их стране все время что-то происходит. Параллельно с этим в России происходит революция, которая заставляет братьев посмотреть на мир иначе.

Если у вашего ребенка развитое воображение, обязательно дайте ему эту замечательную книгу. Ему будет интересно следить за жизнью, приключениями, шалостями и играми сверстников из далекого уже прошлого, узнать, как учились и проводили время ребята, когда и в помине не было компьютеров.

Книга написана от имени детей, что делает ее легкой и увлекательной. Прочитав ее, ребенку наверняка захочется самому нарисовать карту вымышленной страны или придумать веселых, шаловливых персонажей.

«Два капитана» Вениамина Каверина

Классика, обязательная к прочтению. Роман о дружбе, любви, верности и стремлении к поставленной цели. Книга идеальна для подростков, переходящих от детской к взрослой литературе. Вместе с героями они начнут лучше понимать всю красоту и сложность окружающего мира, а главное, необходимость верить в мечту и идти к ней.

В небольшом городе Энске маленький Саня Григорьев находит сумку утонувшего почтальона, а в ней письма полярного исследователя. Мальчик тогда не мог и предположить, что эта находка изменит всю его жизнь, а поиск исчезнувшей экспедиции капитана Татаринова станет ее целью.

«Два капитана» — самое известное произведение советского писателя Вениамина Каверина, за него он получил Сталинскую премию второй степени. Роман был дважды экранизирован в СССР — в 1955 и 1976 годах.

Кадр из фильма «Два капитана». Режиссер В. Венгеров. 1955 год

Москва «Двух капитанов». 10 адресов, связанных с романом Вениамина Каверина

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Каверин Вениамин Александрович родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове; умер 2 мая 1989 года в Москве. Настоящая фамилия — Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина — гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В
1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О.Э.Мандельштама и В.Б.Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.

В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В.Ф.Одоевского, А.Ф.Вельтмана, О.И.Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

Важную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», в составе которой были Вс.Иванов, М.Зощенко, К.Федин и другие. В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л.Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья», в 1925 г. — роман «Конец Хазы», а в 1931 г. — роман «Художник неизвестен».

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех — их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс.Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» — он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, — отличительные особенности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя — романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась
бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

Из поздних произведений Каверина необходимо отметить романы «Перед зеркалом» (1971) и «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю.Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл.Новиковым.

Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

  • Рассказ к д ушинского органы человеческого тела
  • Рассказ кавказский пленник аудио рассказ
  • Рассказ кавказский пленник краткое содержание
  • Рассказ к пьесе чайковского детский альбом 3 класс
  • Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс