Приложение №2
к рабочей программе по русскому языку
основного общего образования,
Утверждено приказом № 93 МБОУ СШ № 1
От 28.08.2020г.
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по предмету: Русский язык (5 класс).
Учитель: Бароненко Е.Ю,
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Нормы оценки письменных работ.
-
Контрольные работы и работы по развитию речи.
-
Список используемой литературы.
1.Пояснительная записка
Данный сборник КИМов для 5 класса разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов авторов Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, М.Т.Баранова, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык, 5 класс». Он включает тексты диктантов и изложений, тестовые задания, с выбором ответа по теоретическому материалу курса, ответы к заданиям, критерии оценивания.
2.Нормы оценки письменных работ.
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). Для оценивания уровня знаний выводится средняя оценка по итогам двух работ: диктанта и грамматических заданий.
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии пяти и более исправлений.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 4 пунктуационные ошибки, или 6 орф. и 5 пунк., или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
3.Контрольные работы и работы по развитию речи.
Контрольные работы
1.К.Р. №1. «Повторение пройденного в 1-4 классах».
2. К.Р.№2. «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
3. К.Р.№3. «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».
4. К.Р. №4. «Морфемика. Орфография. Культура речи».
5. К.Р.№5. «Имя существительное».
6. К.Р. №6. «Глагол».
7. К.Р.№7. Итоговая контрольная работа.
Работы по развитию речи
1. Обучающее изложение «Хитрый заяц».
2. Обучающее сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».
3. Сжатое изложение (упр.144).
4. Сочинение. «Памятный день».
5. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
6. Изложение – повествование (упр.283).
7. Сочинение – описание (упр.301).
8. Подробное изложение (упр. 375).
9. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
10. Изложение текста с изменением лица (упр.420).
11. Сочинение-описание по картине П. Кончаловского «Сирень».
12. Обучающее сочинение-рассуждение.
13. Сжатое изложение (упр.513)
14. Изложение текста с изменением лица (упр.547).
15. Сочинение по картине И.И.Нисского «Февраль. Подмосковье».
16. Описание животного. Изложение (упр.585).
17. Сочинение по картинкам.
18. Сочинение-повествование «Невыдуманный рассказ».
19. Сжатое изложение с изменением лица (упр.688).
Урок № 15.
Обучающее изложение «Хитрый заяц».
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 70.
Урок № 26.
Устное сочинение по картине А.Пластова «Летом»
Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».
Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.66
Упражнение 109, стр.50
Урок № 28.
Контрольная работа №1 Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»
Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.
Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.
Задание.
1.Озаглавить текст.
2. Выписать из текста грамматические основы предложений.
Урок № 35.
Сжатое изложение: «Гордость – это хорошо или плохо?»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.69, упражнение 144.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
-Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
-Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
(В.Катаев)
Задания:
-
Озаглавьте изложение.
-
Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.
Урок № 37.
Сочинение на свободную тему: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная история»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.74, упражнение 157.
Урок № 50.
Контрольная работа №2 по теме «Синтаксис простого предложения».
Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.
Осенью.
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Кругом всё видно насквозь.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие листья.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей ели и сосны.
Земля устлана сухими разноцветными листьями. В сырую погоду они мягкие и пухлые. И не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. В морозы листья жёсткие и хрупкие, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. (По С.Т.Аксакову)
(82 слова)
Грамматическое задание.
Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Земля устлана сухими разноцветными листьями.
Урок № 57.
Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».
Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. Сейчас картина «Опять двойка» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей перед ней всегда много, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает. А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе»
– Что объясняет нам название картины?
– Чем вам понравилась картина?
– В каком жанре она написана? (Картина написана в бытовом жанре.)
– Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.)
– Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10–11 лет.)
– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в школьную форму, на нем пальто на вырост с меховым воротником, на ногах новые блестящие галоши. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаз на своих родных.)
– Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины подтверждает, что это его не первая двойка.
– О чем говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потертый, рваный портфель. Зимой он служит ему санками, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой. Из него вместо учебников торчат коньки.)
– Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о них, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, у героя картины новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.)
– Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит. Вот как он отплатил ей за ее заботу о нем и любовь!)
– Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)
– Что выражают взгляд и поза сестры? Как она учится? (Сестра смотрит на своего брата с осуждением, укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на «отлично». Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, непотрепанный, как у мальчика.)
– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к мальчику, положив лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака любит своего друга.)
– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть.
В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; на стене в другой комнате висит географическая карта. Прилежность сестры и трудолюбие мамы должны быть примером для мальчика.)
– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)
– Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, чтобы каждый, находясь на своем месте, был хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)
– Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины/сочетание различных цветов? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто болотного цвета на мальчике и т. д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.)
План.
1) История создания картины.
2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
3) Осуждающий взгляд матери.
4) Взгляд и поза сестры.
5) Собака – верный друг мальчика.
6) Основная мысль картины.
7) Мое отношение к картине
Урок № 59.
Контрольная работа №3 по теме «Синтаксис и пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.
Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г.
Мальчики
Вся семья Королевых бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Наталья начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, а отец Володи закричал: «А мы тебя еще вчера ждали!»
Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели. Всё смешалось в один сплошной радостный звук. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили чужого мальчика. Мать шёпотом спросила Володю: «А это кто?». Володя ответил, что он привёз погостить своего товарища.
Грамматическое задание
Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Огромный черный пес Милорд стучал хвостом по стенам и по мебели.
Урок № 63,64.
Изложение – повествование «Шкатулка»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 283.
Урок № 67.
Сочинение – описание предмета.
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.138, упражнение 302.
Урок № 74.
Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».
Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г, стр.161.
Предзимье.
Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.
Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой.
Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.
Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н. Сладков «Лесные тайнички» («Рассказы и сказки»);125 слов)
Грамматическое задание:
1.Фонетический разбор слова
1 вариант: отъелся,
2 вариант: предзимье.
2. Выписать из первого абзаца слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Урок № 88.
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»
Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», М., 2014г. Стр.47.
Живые обелиски.
Школьный парк в городе Керчи называют садом непрерывного цветения. Здесь свыше двухсот видов растений. Они подобраны так, чтобы с весны до осени не скудела их живая палитра. До самых заморозков пышно цветёт роза Глория Дей. Много забот отдали юннаты этой красавице, которую высадили в честь погибших за освобождение Крыма воинов.
Дендропарку присвоили имя Победы. Жители города прислали в дар тис ягодный, кипарис аризонский, каменную розу. Живым обелиском поднялась голубая ель, которую посадила тётя пионера-героя Вити Коробкова.
Словно капли крови, рдеют ягоды рябины. В память о пионере-герое Володе Дубинине рябину посадила его сестра.
Потом ребята создали ещё и аллею в честь городов-героев.
Урок № 91.
Подробное изложение «Первый снег».
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 375.
Урок № 96.
Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс».
Издательство ВАКО, — Москва, 2017 г. Стр.181.
План-образец:
1. И. Грабарь – мастер пейзажа.
2. Главная героиня картины – берёза.
а) Цвет.
б) Ветки.
в) Ствол.
г) Берёзовый лес вдали.
3. Отношение автора к изображённому
Урок № 99.
Выборочное изложение «Последний лист».
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 419-420.
Урок №112.
Контрольная работа №6 по теме «Морфемика».
Словарный диктант.
Велосипедный фонарь, вести под уздцы, старинное пианино, мягкий диванчик, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, сделать изо льда, растет под окном, расположиться в кабинете, встречаем рассвет, царицыно поведение, одеваться безвкусно, точно рассчитать, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, обширная площадь, костюм работницы, расцвет искусства, редакция газеты, точный маршрут, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, вихри надо лбом, цикл телевизионных передач, надомная работа, искусное изделие, испугаться ошибки, подробный отчет, цирковой артист, расчетливые дельцы.
Задание:
Выполнить морфемный разбор слов: расположиться, пролетает, безграмотная, надомная, работницы.
Урок № 114.
Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.43, упражнение 470.
План:
1. П. П. Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.
2. Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.
3. Корзина. Фон натюрморта.
4. Впечатление от натюрморта.
Урок № 116. .
Сочинение-рассуждение.
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.16, упражнение 402.
— Какую телевизионную программу вы постоянно смотрите и почему?
— Какой школьный предмет вам больше всего нравиться и почему?
— Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?
Урок № 121. .
Сжатое изложение «Перо и чернильница».
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., упражнение 513.
Урок № 128.
Изложение с изменением лица.
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.72, упражнение 547.
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаза. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.
Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…
Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…
(В.Астафьев)
Задание:
Озаглавить текст. Написать изложение от 3-го лица.
Урок № 135.
Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.80, упражнение 563.
План.
1) Художник и его картина.
2) Дорога уходит вдаль.
3) Справа от дороги бегут поезда.
4) Слева от дороги можно погулять.
5) Краски на полотне.
6) Особенности картины.
7) Настроение от картины.
Урок № 133.
Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное». Диктант с грамматическим заданием.
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра.
За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье.
У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга. Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.
(На основе книги Д. Зуева «Времена года».)
(119 слов.)
Дополнительные задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1-й вариант – на улей, подсолнух;
2-й вариант – сборщики, (к) попрыгунье.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1-й вариант – лучик;
2-й вариант – пчелка.
4) Произведите синтаксический разбор
1-го (1-й вариант) и 2-го (2-й вариант) предложений.
Урок № 140.
Описание животного «Кошка Ю-ю»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.91, упражнение 587.
План
1) Описание кошки (котенок, красавица).
2) Характер, привычки.
3) Судьба.
Написание изложения по второй и третьей частям текста.
Урок № 145.
Контрольная работа №8. Диктант по теме «Имя прилагательное»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г. Часть 2.
В лесу.
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера4. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро4. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.
Дополнительные задания.
1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.
2. Произведите морфологический разбор одного прилагательного.
Урок № 149.
Сочинение-рассуждение по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г., стр.172.
Урок № 165. Контрольная работа №9 по теме «Глагол». Диктант с грамматическим заданием
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.228. Часть 2.
«Белка»
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму*.
(По И. Соколову-Микитову.)
(108 слов.)
Дополнительные задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Графически объясните написания -ТСЯ (-ТЬСЯ) в глаголах, которые встречаются в данном тексте.
3) Произведите морфологический анализ слов:
1-й вариант – услышите;
2-й вариант – доносились.
4) Составьте схему 1-го предложения последнего абзаца.
Урок № 169.
Итоговая диагностическая работа. (Тест)
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.299
Текст. Часть 1.
1. В каком ряду даны только звонкие согласные звуки?
1) [ц], [ф]; 2) [ж], [г];
3) [щ’], [б]; 4) [к], [з].
2. Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются…
1) синонимами; 2) антонимами;
3) омонимами; 4) омографами.
3. Найдите неологизм.
1) Брокер; 2) кафтан;
3) небо; 4) губернатор.
4. В каком предложении выделенное слово является существительным?
1) На бескрайних просторах Руси стоят белокаменные церкви.
2) Они похожи на воинов-богатырей в боевых шлемах.
3) Часто их стены действительно защищали людей от врагов.
4) Поэтому и назывались они монастыри-крепости.
5. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
1) Приморский; 2) присмотреться;
3) зверолов; 4) ледниковый.
6. Укажите слово, образованное бессуфиксальным способом.
1) Каменный; 2) вода;
3) синь; 4) бить.
7. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква ь?
1) Обез_яна, в_юнок; 2) руч_и, в_ехать;
3) об_явление, под_ём; 4) сер_ёзный, с_есть.
8. Укажите слово, где в корне пишется о.
1) Предл_гать; 2) з_ря;
3) к_саться; 4) р_сток.
9. Укажите несклоняемое существительное.
1) Жюри; 2) сани;
3) облако; 4) дорога.
10. В каком сочетании слов есть прилагательное в форме единственного числа женского рода?
1) Каменный дом; 2) редкая птица;
3) новое платье; 4) интересные передачи.
11. Укажите глагол второго спряжения.
1) Вылет_ть; 2) выздоров_ть;
3) дыш_шь; 4) света_т.
Часть 2. Прочитай текст и выполни задания 12–19.
1) Ребята собирали лекарственные травы и забрели в вековой ельник. 2) Всюду цвели ландыши. 3)Крохотные белые колокольчики испускали удивительно нежный аромат. 4) Ребята сели на пенёк и затихли. 5) Вдруг из-за кустов выскочила лисица и выбежала на луговину. 6) Плутовка понюхала одну кисточку ландышей, другую и повалилась на бок. 7) Она каталась, подминала под себя ландыши, натиралась ими, потом перевернулась на спину, подняла лапы и замерла. Полежала лиса, села столбиком, опять понюхала ландыши и побежала своей дорогой. 9) Ребята удивлялись, неужели лисица захотела, чтобы её шубка пахла ландышами!? (Из журнала «Юный натуралист».)
12. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?
1) Лекарственные травы. 2) Лиса.
3) Ребята в лесу. 4) Лиса-модница.
13. В каком предложении содержится слово со значением «душистый, приятный запах»?
1) В предложении 1; 2) в предложении 3;
3) в предложении 4; 4) в предложении 5.
14. Зачем лиса каталась по ландышам?
1) Хотела их уничтожить из-за запаха;
2) чистила свою шкурку;
3) понравился запах ландышей;
4) отдыхала на траве.
15. Укажите номер предложения с прямой речью.
16. Укажите слово с чередованием в корне в предложениях 1–4.
17. Укажите предложение с шестью однородными членами.
18. Укажите грамматическую основу в первом предложении.
1) Ребята собирали; 3) ребята собирали и забрели;
2) собирали травы; 4) ребята забрели.
19. Выполните морфологический разбор слова «захотела».
Ответы к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1,2 | 2 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
4 | 2 | 2 | 2 | 8 | 1 | 7 | 3 |
Захотела – глагол, н.ф. – хотеть, несов.в., 2 спр., в ед.ч., прош.вр., 3 л., сказуемое.
-
Список используемой литературы.
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2017 г.
Горшкова В.Н. «Сборник диктантов: 5-9 классы ФГОС». Издательство «ВАКО», Москва, 2014 г.
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс». Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.
Интернет-портал «Инфоурок. Портал для учителя» https://infourok.ru/
22
Собственно суть темы — делиться опытом, обсуждать новинки и дальнейшее развитие направления VR. Ниже приведу свой личный опыт знакомства, развития и принятия VR как направления гейминга. Дальше, будет мой довольно большой и графоманский рассказ о своем VR опыте и то к чему в итоге пришел, читать его не обязательно, просто скажу что VR очень сильно повлиял на мое уже устоявшееся отношение к играм, геймингу и тп.
- спойлер
- Первый раз, как и многие попробовал VR в далеком 2013 году, когда в ТЦ начали появляться «аттракционы» с шлемами Oculus DK1. Ощущение было мягко скажем неожиданное, непривычное но интересное. Все портило качество картинки, выводимое в ужасном 640*480, общая конструкция устройства и уровень игр: американские горки, fruit ninja, еще какой-то мусор призванный развлекать игрока не дольше 5 минут. На удивление, отторжения не произошло, девайсом я заинтересовался.
В 2015-м попробовал уже более удобоваримый вариант DK2, с полноценными играми HL2, Doom 3 через библиотеку ALVR c GitHub. Работало оно через пень колоду, но работало. Понравилось но впервые ощутил укачивание из-за плохо настроенной камеры и геймплея, не рассчитанного на VR. Прогресс был заметен, как в плане удобства так и разрешения.
В конце 2016, вместе с HTC и Oculus на рынок вышел самый популярный шлем от Sony — Sony PS VR. Шлем был мной куплен в 2017м, оттестирован и заброшен из-за низкого разрешения, скачущего в зависимости от фреймтайма, малой библиотеки игр и плохого трекинга (кто играл тот поймет), а позже и вовсе продан. Я поглядывал на тогда топовые Oculus CV1 и HTC Vive, но тратиться не хотелось, тем более что вероятность ожечься еще раз как в случае с PS VR была.
Шло время, VR существовал где-то там на задворках индустрии развлечений, вышла Lone Echo которую все похвалили но никто не поиграл. В 2018-19 годах я захаживал в VR клуб (тот который существовал в старом ТЦ Материк, кто из Днепра те поймут), пару раз играл в Arizona Sunshine и Jon Wick Chronicles. Было весело, но все равно не оправдывало покупку девайса. Пока в ноябре 2019 года Valve не разразилась анонсом полноценной игры по Half-Life. С этого момента, стало понятно что VR это серьёзно. Я задался целью к моменту выхода, купить себе полноценный, игровой РС шлем. Потом случилось «все вот это» под названием COVID, ни о каком шлеме речи идти не могло, пока в одной из тем, в марте 2020-о не столкнулся с orionом, который распродавал целый комплект HTC Vive, с сенсорами, контроллерами, проводами и вот этим вот всем. Так я стал обладателем полноценного VR шлема в аккурат перед релизом игры:
- спойлер
-
Позже, после прохождения Alyx, я открыл для себя множество других, не менее качественных игр. От аркадных и фановых посиделок для компании типа Beat Saber, до вполне серьезной интерактивной драмы по West World. Игр было множество, качественных не так много но были. Спустя полгода, я осознал что в шлеме есть проблемы которые меня не устраивают: вес, крепление, отсутствие динамиков, низкое разрешение. Я стал искать дальше, так вторым моим шлемом стал Oculus Rift S, который вобрал в себя все самое необходимое, но все еще был проводным:
- спойлер
-
В плане удобства, это было небо и земля. В плане использования тоже, но все портило два момента — толстый и неудобный провод и приложение Facebook, которое лезло в трей, грузило свой магазин и всячески препятствовало быстрому запуску Steam VR. И все же, в 2021-м я решился сменить и его, теперь уже на «беспроводную» версию Oculus Quest. К январю этого года, он неплохо так просел в цене, на фоне выхода Quest 2, плюс обладал рядом качеств превосходящих более новую модель:
- спойлер
-
Старые проблемы у Quest остались — раздражающий магазин, в остальном это просто шедевр эволюции VR шлемов. От громоздких и неудобных, с низким разрешением и «москитной сеткой» шлем превратился в элегантный девайс, весящий 500 грамм и работающий по беспроводу. Да из-за камер через которые реализован трекинг контроллеров, он не так хорош как другие шлемы, но полностью компенсирует это мобильностью и легкостью. И все же, это было тоже не то. Хотелось чего то большего, более иммерсионного и конечно без вездесущего ока фейсбука (ой простите, меты). В конце ноября у меня выпал этот шанс и сейчас я гордый обладатель this baby:
- спойлер
-
А что в итоге? Получается я прошел полный круг и пришел в ту же самую точку из которой отправился в путешествие. От проводного, громоздкого и не очень удобного Vive с маяками-сенсорами я пришел к точно такому же шлему с проводом и маяками-сенсорами. По личным ощущениям контроллеры у Vive это произведение искусства, они легкие, интуитивные но самое главное идеально трекаются. Сам же шлем — он просто хорош. У меня есть ряд вопросов к линзам, есть вопрос к наушникам, но в остальном это самое эргономически выверенное устройство которое может быть на проводе. Дальше только беспровод и уменьшение массы шлема. Это первые ощущения и мне нужно еще свыкнуться с ним, что бы объективно сказать чем он хорош а чем плох.
Дальнейшее развитие индустрии я вижу таковым, полный отказ от провода либо комбинированное подключение как у Quest. Переход на унифицированные контроллеры, с пятипалым трекингом. Отказ от интеграции трекинга в камеры и стандартизация сенсоров для «десктопных» шлемов. Увеличение плотности PPI и переход с LCD на OLED либо IGZO. Поддержка со стороны крупных издателей, выход игр в новых жанрах и модернизация текущих. Короче Future awaits
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол