Рассказ каша из топора читать

Автор на чтение 21 мин. просмотров 13 опубликовано 10.02.2021 рассказчица вспоминает о женихе. он всегда считался в семье своим человеком:

На чтение 21 мин. Просмотров 13 Опубликовано

Рассказчица вспоминает о женихе. Он всегда считался в семье своим человеком: его покойный отец был другом и соседом отца. В июне того года он гостил у них в имении. На Петров день были именины отца, и за обедом он был объявлен женихом.

Девятнадцатого июля Германия объявила войну России. В сентябре он приехал на сутки — проститься перед отправлением на фронт. Все считали, что война кончится быстро, и свадьба не отменена, а всего лишь отложена. После ужина рассказчица долго гуляла с женихом по саду, и он вспоминал стихи Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот». Она сказала, что не переживёт его смерти, а он ответил, что будет ждать её там: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Продолжение после рекламы:

Утром он уехал. Мать рассказчицы надела ему на шею маленький шёлковый мешочек — в нём был золотой образок, который носили на войне её отец и дед.

Убили его через месяц в Галиции. С тех пор прошло тридцать лет, рассказчица многое пережила. Весной восемнадцатого года, когда отца и матери уже не было в живых, она жила в подвале у торговки на Смоленском рынке и продавала кое-что из оставшегося у неё — колечко, крестик, меховой воротник, побитый молью.

Здесь на Арбате рассказчица встретила прекрасного человека, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж. С мужем и его племянником, семнадцатилетним мальчиком, она уехала в Екатеринодар и пробыла на Дону и на Кубани больше двух лет.

Зимой с огромной толпой беженцев они отплыли из Новороссийска в Турцию. По дороге, в море, муж рассказчицы умер от тифа. У неё осталось только трое близких: племянник мужа, его молоденькая жена и их семимесячная дочь.

Через некоторое время племянник с женой уплыли в Крым, к Врангелю, где пропали без вести. Их дочь рассказчице пришлось воспитывать одной.

Рассказчица долго жила в Константинополе, тяжёлым, чёрным трудом зарабатывала на жизнь себе и девочке. Потом они скитались, прошли Болгарию, Сербию, Чехию, Бельгию, Париж, Ниццу. Девочка выросла, осталась в Париже, стала француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной к вырастившей её женщине. Рассказчица осталась жить в Ницце «чем бог пошлёт».

Так рассказчица пережила смерть единственного любимого человека. Она горячо верит: где-то там он ждёт её. Она «пожила, порадовалась» и уже скоро придёт к нему.

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация ?

Читайте также

Рассказ «Холодная осень» Бунина был написан в 1944 году. Это пронзительная история о трагической любви, которая так и не смогла случиться в жизни главной героини. Прожив долгую, полную лишений жизнь, она мечтала лишь об одном – встретить на небесах своего возлюбленного, убитого на войне много лет назад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Холодной осени». Пересказ произведения также будет полезен для проведения анализа и работы над читательским дневником.

Главные герои

Рассказчица женщина преклонных лет, которая поведала историю своей жизни и любви.

Другие персонажи

Жених возлюбленный рассказчицы, который погиб в расцвете лет на войне.

Родители самые близкие люди рассказчицы, добрые, любящие, заботливые.

Муж благородный, порядочный человек, супруг рассказчицы, который умер от тифа.

Краткое содержание

Рассказчица, женщина преклонных лет, погрузилась в воспоминания о собственной молодости. В те далекие времена она была девушкой на выданье, и в имении ее родителей часто гостил будущий ее жених, который к тому времени успел стать «своим человеком». Когда «пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда», всем стал понятно – войны не миновать. На Петров день были именины отца рассказчицы, к ним приехало много народа, и за обедом было объявлено о помолвке.

«Девятнадцатого июля Германия объявила России войну», которая перечеркнула романтические планы молодых людей. В сентябре он приехал всего на сутки, чтобы проститься перед отъездом на фронт. Тогда никто не сомневался, что война закончится очень быстро, и уже весной можно будет сыграть свадьбу. В тот вечер все были необычайно тихими, за обыденными фразами «скрывая свои тайные мысли и чувства».

Молодой человек предложил своей возлюбленной прогуляться по саду. Он «с милой усмешкой вспомнил стихи Фета: Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот…» и сказал, что вечно будет помнить этот чудесный вечер, если останется жив. Рассказчица с ужасом сказала, что не переживет его смерти, а жених с улыбкой ответил, что будет ждать ее «там».

Перед отъездом мать девушки надела на шею будущему зятю маленький шелковый мешочек, в котором был золотой образок, с которым прошли войны ее дед и отец.

Убили юношу ровно через месяц, и «вот прошло с тех пор целых тридцать лет». За это время героине довелось пережить немало испытаний. В 18-м году, когда родителей уже не было в живых, она повстречала своего будущего мужа – «человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке». Спустя несколько лет, покидая Россию вместе с толпой других беженцев, героиня стала вдовой – ее муж скончался от тифа. Из всех близких людей у нее остался «племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев». Спустя время племянник с женой отправились в Крым и без вести пропали. Рассказчице пришлось самой воспитывать девочку. Она много и тяжело работала, чтобы прокормить себя и крошку. Однако девочка выросла в красивую француженку, совершенно равнодушную к своей спасительнице.

Оглядываясь на свою жизнь, женщина призналась, что все хорошее, что у нее было, – «только тот холодный осенний вечер». Теперь же она мечтала о встрече со своим возлюбленным, который пообещал ждать ее «там»…

Заключение

Произведение Бунина учит ценить каждую минуту, проведенную с любимым. Любовь способна яркой вспышкой осветить жизнь человека, наполнить ее смыслом, подарить наивысшее наслаждение.

После ознакомления с кратким пересказом «Холодной осени» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Холодная осень»?</h3>

    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Иван Бунин</label>
    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Михаил Булгаков</label>

(новая вкладка)

Рассказчица вспоминает события тридцатилетней давности. В 1914 году на именинах ее отца, в Петров день (12 июля), она и ее любимый человек были при всех объявлены женихом и невестой. Знакомы они были давно: их семьи дружили. А спустя неделю «Германия объявила России войну».

Осень в тот год была ранней, холодной. В сентябре жениха призвали на фронт. Венчание пришлось отложить, как тогда думали – до весны. Родителям девушки юноша был как сын. Тем более его отец давно умер. На душе у всех была печаль.

Это был последний их вечер. Разговор не клеился. Он позвал ее в сад. Было зябко, звезды высыпали на небе. Он сказал, что запомнит этот вечер навсегда. И в шутку процитировал Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот». После поцелуя он долго смотрел ей в лицо. И спросил: вдруг убьют, как скоро она его забудет?

На секундочку ей показалось: жизнь такая большая, все забывается. И с жаром ответила, что умрет, если он будет убит. Но жених возразил: «Поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Туда, в вечную жизнь.

Утро было ясным, прозрачным, ледяным. На шее воина была ладанка, сшитая руками ее мамы. Внутри мешочка – золотая иконка. Та самая, которая уберегла ее деда и отца в их войны. Через месяц им сообщили, что он убит. Где-то там, в Галиции.

Москва, 1918 год, весна. После революции рассказчица, как многие бывшие дворяне, ютится в подвале какой-то торговки. Распродает последние мелочи. Солдаты приценяются к колечку, крестику, одежде.

Тогда ей и встретился немолодой достойный человек, отставной военный. Они поженились, уехали в Екатеринодар вместе с молоденьким племянником мужа. Пробирались туда, переодевшись по-крестьянски.

Потом бежали дальше – в Турцию. В пути муж скончался от тифа. Племянник с женой подался в Крым, оплот генерала Врангеля. А свою семимесячную кроху они оставили на нее.

«Тяжелым черным трудом» в Сербии, Чехии, Франции рассказчица добывала хлеб для себя и своей воспитанницы. Потом бойкая девчонка устроилась в парижскую кондитерскую. И забыла свою приемную мать.

А рассказчица коротает свой век в Ницце. Жизнь прошла, как сон. И из всех событий в памяти – только холодный вечер 1914 года. Что ж, она «пожила, порадовалась», и хочет туда, где ждет ее любящий и любимый человек.

Читательский дневник по рассказу «Холодная осень» Бунина

Сюжет

Жениха рассказчицы призывают на Первую мировую войну. В последний осенний вечер он цитирует ей стихи Фета, просит сразу не забывать, если убьют, обещает ждать ее на Небесах. Хочет, чтобы и без него она прожила счастливую жизнь.

Но выходит иначе. Революция, короткое замужество (муж умер), бегство из России, нищета. На руках – чужая девочка (дочка пропавшего племянника мужа). Прошло 30 лет. Девочка стала парижанкой, забыла ее. А в ее памяти только и есть, что тот вечер с любимым, и надежда скоро увидеться с ним.

Отзыв

История учит ценить мгновения счастья рядом с близкими людьми. Учит не сдаваться в испытаниях, быть честным перед самим собой, приходить на помощь другим. Контраст погоды, природы и растерянных людей среди всего этого великолепия и молчания. Надвигающаяся катастрофа, о которой люди не догадываются.

Момент счастья – и есть целая жизнь. Любовь как путеводная звезда. Вера во встречу на Небесах. Тема любви, эгоизма и самопожертвования, семьи, дома, смерти, воспоминаний. А еще – гибели царской России, войны, изгнания, выживания. В сущности, история «маленького человека» на фоне эпохи.

Повествование рассказа ведется от имени женщины, которая вспоминает далекий летний день, когда ее семья принимает у себя в имении жениха. Его отец, погибший в Сараеве, был другом отца рассказчицы.

В один из праздничных дней во время обеденной церемонии молодого человека объявляют будущим мужем дочери. Спустя некоторое время имение облетает страшная новость о войне, которая объявлена против нашей страны Германией. Присутствующие с уверенностью говорят о ее скором завершении. Запланированная свадьба переносится на другой сезон, так как в начале осени жених должен был вступить в ряды защитников Родины.

Вечер накануне его ухода на войну был тихим и печальным. Все члены семьи лишь изредка переглядывались, сидя за самоваром после ужина. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, отец с наигранным интересом произносит несколько фраз про осень.

Неловкое молчание было нарушено вопросом по поводу времени отправления молодого человека на фронт, который решил уйти ранним утром. Перед уходом родителей спать мать благословляет сына.

Оставшись наедине, влюбленные обсуждают стихотворение А. Фета про осень. Тяжелые мысли о предстоящем дне порой сменялись романтическим настроением. Восхищаясь образом луны, деревней в осеннюю пору, девушка признается в любви.

В темноте они спускаются в сад. Наслаждаясь светом, падающим от окон, молодой человек обещает запомнить этот момент навсегда. Кроме того, он берет обещание не забывать его в случае гибели.

Много лет спустя, вспоминая эти мгновения, женщина занимается торговлей. Однажды недалеко от Арбата состоялась ее встреча с мужчиной, с которым она связала свою судьбу. Несколько лет супруги провели вместе на Дону и на Кубани. Но по пути в Турцию муж погибает. Оставшись с девочкой на руках, которая являлась родственницей покойника, она выполняла самую тяжелую работу, зарабатывая на этом деньги.

Когда девочка стала взрослой, она редко вспоминала женщину, которая ее вырастила. Преданность к ней сохранил лишь жених в те далекие годы, ознаменованные началом войны, который погиб, но ждет ее к себе.

Рассказ учит ценить каждое мгновение, проведенное с любящими людьми, уметь исправлять ошибки в настоящем, чтобы не было чувства сожаления спустя много лет.

Оцените произведение: Голосов: 41

Читать краткое содержание Холодная осень. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бунин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Холодная осень

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Трое в лодке, не считая собаки Джером

    В своём произведении Д. Джером рассказывает об увлекательном речном путешествии трёх друзей. Три товарища, Гаррис, Джордж и Джей. Решили совершить прогулку на ялике по полноводной Темзе

  • Краткое содержание сказки Каша из топора

    По пути домой решил солдат переночевать в одной деревне. Жадная старуха, хозяйка дома не накормила его ужином, объяснив, что она и сама голодная. Тогда гость предложил ей приготовить кушанье из топора.

  • Краткое содержание Балет Ромео и Джульетта

    Произведение берёт своё начало в средневековой Италии, где главенствующими звеньями являются две враждующие уважаемые семьи — Монтекки и Капулетти.

  • Краткое содержание Ахматова Реквием

    Данная поэма берет начало с рассказа Ахматовой о том, как ее случайно узнают в тюремной очереди в Ленинграде. Женщина, которая стоит рядом, просит Анну описать данный случай, на что получает положительный ответ.

  • Краткое содержание Пройслер Маленький водяной

    Мельничный водяной вернувшись в свой домик примостившийся на самом дне пруда возле мельницы был очень удивлен тишиной и порядком, творящимся в его оштукатуренных свежим илом стенах

Содержание:

История создания произведения

Впервые «Холодная осень» Бунина была опубликована 3 мая 1944 года в русскоязычной газете «Русские новости», выпускаемой парижской типографией специально для выходцев из Российской империи и эмигрантов из Союза, вынужденных бежать от революции и войны. Переживший Первую мировую войну, Октябрьскую революцию, а потом еще и начало ВОВ, лауреат Нобелевской премии, получивший высшую награду за автобиографический рассказ «Жизнь Арсеньева», был вынужден покинуть родные края, отправившись в более безопасную Европу.

Именно там, в 1933 году Иван Алексеевич начинает работу над сборником рассказов «Темные аллеи», через который красной нитью проходят темы любви, тоске по Родине и тяжелых испытаний, так или иначе связанных с главными военно-политическими событиями эпохи. В итоге автору понадобилось около семи лет на написание сборника, в который вошли следующие знаменитые рассказы:

  • «Темные аллеи»;
  • «Кавказ»;
  • «В Париже»;
  • «Речной трактир»;
  • «Холодная осень»;
  • «Пароход «Саратов»;
  • «Месть»;
  • «Чистый понедельник» и пр.

Большинство из произведений, включенных в сборник, и в частности «Холодная осень», были написаны Буниным в период Второй мировой войны, несмотря на то что в них автор описывал события, развивавшиеся на фоне предыдущего кровопролитного конфликта. Примечательно, что вдохновляться на написание этих рассказов Ивану Алексеевичу пришлось в не самых комфортных условиях, так как в небольшом городке Грасе, что на юге Франции, на тот момент правящим был коллаборационистский режим Виши, получивший развитие в результате военного поражения государства.

Лучшим произведением сборника сам автор считал «Темные аллеи», которое одно время носило название «Шиповник», однако, как показало время, рассказ «Холодная осень» получил гораздо больший отклик, причем как у зрителей, так и у критиков. Одно время роман был настолько популярен, что он стал источником вдохновения для режиссеров, в результате чего было представлено несколько красивых экранизаций и талантливых спектаклей, в том числе и на радио. Среди них:

  • Художественные картины. «Грамматика любви» в постановке Льва Цуцульковского 1988 года, сюжетная линия которой включила в себя несколько Бунинских рассказов из сборника «Темные аллеи», а также «Посвящение в любовь» (1994), отражающая события из трех произведений цикла.
  • Одноименный телевизионный спектакль (1990) режиссера Игоря Максимчука.
  • Радиоспектакли. «В кругу Бунина» (1989), поставленный по нескольким рассказам, и «Холодная осень» (1990) в исполнении Марины Пасуховой.

В своем произведении Бунин специально включил строки из безымянного стихотворения великого русского поэта Фета, немного переиначив их, благодаря чему рассказ буквально пронизывает холод ранней осени, отражающий всю горечь грядущих событий, их роковую необратимость и леденящие сердца главных героев предчувствия невосполнимых потерь.

Сам автор попытался передать свои впечатления об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево, а также роковую суть и масштаб последствий этой ужасной провокации, хотя на самом деле произведение получилось еще более глубоким, позволяя прочувствовать трагедию обычных людей, которым не посчастливилось жить в те времена.

Краткое содержание и анализ

Сюжет рассказа разворачивается вокруг реального исторического события — убийства эрцгерцога Австрийского, ставшего прецедентом для начала Первой мировой войны с дальнейшим включением Царской России в конфликт. Ключевым моментом является и то, как эти внешнеполитические обстоятельства повлияли на жизнь людей, которые прекрасно осознавали весь трагизм ситуации, предчувствуя масштаб возможных ее последствий.

Главные персонажи

Лейтмотивом произведения стала вечная тема любви. Причем речь идет не только о трепетных чувствах, которые возникают у вынужденного эмигранта при воспоминаниях о покинутой Родине, или у влюбленной молодой пары по отношению друг к другу, но и о привязанности между близкими людьми и неразрывной их внутренней связи длиною в жизнь. Что касается главных героев «Холодной осени», то в этом замечательном произведении стоит выделить следующих персонажей:

  • Она. Девушка из старинного дворянского рода. Скромная, сдержанная в проявлениях чувств, благородная. Бунин специально показывает, как она старательно подавляет в себе смятение, чтобы не пугать любимого и родных, то берясь раскладывать пасьянс, пытаясь хоть как-то отвлечься от тревожных мыслей, то силясь вспомнить недосказанные им строчки Фета, как будто они имеют значение в столь сложный и страшный жизненный момент. Хорошо показано в произведении и то, как уже будучи взрослой женщиной, героиня смогла сохранить свое благородство, проявляя заботу о своих случайно обретенных подопечных, несмотря на собственные тяготы и невзгоды. Удивительным образом пронесла она через всю жизнь и воспоминания о том самом холодном осеннем вечере, который разделил ее жизнь на до и после.
  • Он. Молодой офицер дворянского происхождения, часто гостивший в родовом имении девушки и ее родных. Добрый, романтический юноша, исполненный благородных помыслов. Отправляясь на почти верную смерть, он думает не о себе, а о любимой, советуя в случае его гибели пожить на свете в радость, пока он будет ждать ее там. Много глубины в его чувствах, несмотря на немногословность. Он боится, боится очень сильно, но в этом страхе нет ничего постыдного. Так, все слова и мысли юноши пронизаны светлой грустью, тягостным предчувствием скорой кончины и невозможности предотвратить эту ситуацию, несмотря на внутренние знания, что делает его образ еще более благородным.
  • Отец девушки. Состоятельный представитель дворянского рода, умный, проницательный и очень тактичный человек, который пытается скрыть свои опасения по поводу грядущих событий перед дочерью и ее женихом. Прочитав в газетах новость о Фердинанде, он сразу понял, что войне быть, поспешив предупредить об этом близких. Его пылкая любовь к дочери и большая симпатия к будущему зятю очевидны. «Душа моя!», — обращается он к молодому человеку, демонстрируя тем самым искренность своих чувств и глубину опасений за его жизнь и здоровье.
  • Мать девушки. Скромная, благородная женщина средних лет, всем сердцем переживающая за будущее своих детей. Пока родные ведут неспешную беседу в гостиной за чаем, женщина зашивает в небольшой тканевый мешочек доставшийся ей от отца и деда образок, который должен защитить жениха дочери на войне. Она же крестит юношу на ночь, несмотря на то, что прощание должно состояться только утром, и надевает напоследок мешочек с той самой золотой иконкой, дорогой сердцу фамильной реликвией, используемой в качестве своеобразного оберега.

Сюжетная линия

Вряд ли стоит читать эту прозу в сокращении, ведь на то, чтобы ознакомиться с рассказом полностью, понадобится не более 10 минут. Если же по каким-то причинам нужен именно краткий пересказ (зачастую подобный материал используется для написания сочинений или составления литературных композиций с цитатами), то сокращение всегда можно найти на любом онлайн-ресурсе.

Сюжет рассказа включает в себя следующие последовательные события, рассказанные героиней от первого лица:

  • Сначала идет предыстория, в которой рассказчица описывает летнее имение своего отца и частого гостя в нем, молодого человека, сына близкого друга семьи. Рассказывает она и о новости про гибель Фердинанда, воспринятую отцом с большой тревогой, который сразу же понял, что это верный признак грядущей войны. Вспоминает героиня и о том, как в день Петра, совпавший с именинами отца, была объявлена их помолвка, и что свадьбу пришлось отложить на весну из-за того, что любимого отозвали на фронт.
  • Следующая и последняя их встреча произошла только в сентябре, когда названый жених приехал проститься с героиней и ее семьей. Рассказчица делает акцент на том, насколько холодным был тот осенний вечер, как по-особому светили ледяные звезды в небе и светились окошки родного имения. Грусть и дурное предчувствие буквально витали в воздухе, хотя герои пытались бодриться и только в конце девушка не выдержала и горько зарыдала, прекрасно понимая, что этот поздний разговор может стать последним.
  • Дальше идет сухая констатация факта — героиня коротко сообщает о том, что любимого убили через месяц в Галиции. Вскользь она упоминает и смерть родителей, правда, без указания причины, но судя по тому, что девушка называет весну 1918 года, они не пережили революцию. Сама она была вынуждена, как и многие дворяне того времени, распродавать свое имущество, подрабатывая на рынке и снимая угол в подвале у торговки, которая каждый раз пыталась побольнее уколоть ее, напоминая о былом статусе и сложившемся бедственном положении.
  • Вспоминает рассказчица и свою встречу с отставным военным, человеком прекрасной души, который стал ее мужем. Прожив два года на Дону, она и ее супруг решили бежать в Константинополь, взяв с собой его племянника, семнадцатилетнего добровольца. Однако судьба-злодейка почему-то вновь оставляет героиню в одиночестве, забирая ее мужа, который прямо на борту корабля скоропостижно скончался от тифа.
  • Героиня временно оседает на турецкой земле, воспитывая семимесячную девочку, оставленную ей племянником и его молоденькой женой, которые в поисках лучшей доли решили податься в Крым, а потом и на далекую землю Врангеля, а там и окончательно потерялись. Женщине пришлось тяжело работать, чтобы прокормить себя и девочку, отправляясь из одной европейской страны в другую.
  • Осесть ей довелось только во Франции, сначала в Париже, а потом в Ницце, оставив уже подросшую девочку в столице, которая быстро освоилась и совсем скоро позабыла о своей заботливой тетушке.

В конце этого коротенького повествования героиня приходит к выводу, что из всего обилия событий и пришлых людей в ее жизни, главными оказались именно тот холодный осенний вечер и любимый человек, обещавший дождаться ее на небесах в случае своей гибели. И хоть мечтать и радоваться, как завещал безвременно ушедший жених, она больше не смогла, так как обстоятельства складывались не самым лучшим образом, она все-таки сохранила светлую память о нем и том вечере, как о самом важном судьбоносном моменте.

Суть рассказа

Проводя анализ «Холодной осени», стоит уделить максимум внимания символизму, которым наполнено произведение. И прежде всего автор делал упор на времени года, ассоциируя жаркое лето с молодостью, любовью и чувственной страстью. Когда же теплой поре довелось кончиться, сменившись холодными осенними днями с пробирающим до косточек ледяным воздухом, то волею судьбы завершилось и счастье главной героини, познавшей горечь утраты в столь раннем возрасте.

Основную идею рассказа можно условно разбить на две части, первая из которых погружает читателя в описываемую эпоху со всеми ее ужасающими испытаниями, тогда как вторая позволяет рассмотреть на конкретном примере всю разрушительную мощь войны, способной беспощадно калечить судьбы миллионов ни в чем неповинных людей. Очевидно, что автор осуждает эти события, стараясь осветить проблематику изнутри и заставить читателя прочувствовать на себе весь трагизм происходящего, включая те испытания, которые выпали на долю героини.

И даже красавица-южанка Ницца предстает героине в двух разных образах, вспоминаясь как прекрасный средиземноморский курорт в прошлом, который ей довелось посетить вместе со своими родителями еще в бытность их благоденствия, и воспринимаясь как место для влачения жалкого существования в настоящем, полностью потерявшем былое волшебство и легкость восприятия.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://briefly.ru/bunin/kholodnaia_osen/
  • https://obrazovaka.ru/books/bunin/kholodnaya-osen
  • https://kratko.rustih.ru/ivan-bunin-holodnaya-osen/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bunin/holodnaya-osen
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kholodnаyа-osen-bunina.html

Вам продали идею, что телевидение — один из лучших источников информации. Это так называемое орудие образования было провозглашено великим изобретением века. Но ваши средства массовой информации контролируются теми, кто желает, чтобы вы оставались в неведении, на уровне развлекательных программ. Они желают, чтобы вы жили неосознанно. Телевидение насаждает определенные выборочные версии реальности, абсолютно игнорируя возможность проявления других. Телевидение замедляет процесс вашей духовной эволюции и ограничивает вас. Особенно разрушительно его влияние в раннем детстве. Детское воображение и ранние впечатления играют ключевую роль в том, каким образом будет развиваться ваша жизнь. Телевидение удерживает вас в весьма узком диапазоне эмоционального самовыражения — в основном, в пределах хаоса и страха. Сегодня еще более, чем когда-либо. Существует компания по продаже телевизионных устройств, предлагается бесплатное кабельное телевидение. Людей завлекают с той лишь целью, чтобы их сознание было приклеено к последней версии очередного скандала или насилия, будто это самый важный для них вопрос на данный момент. Научитесь наблюдать за собой: как вы себя чувствуете, когда смотрите телевизор? Телевидение — один из способов частотного контроля. Такой контроль значительно расширяется и усиливается по мере распространения вибрации праха по всей планете с помощью телевидения.

Большая часть населения Земли в настоящее время загипнотизирована экранами телевизоров. Мы постоянно призываем вас черпать жизнь из первоисточника, из своего активного жизненного опыта. Познавайте жизнь сами, без «посредников». Мы хотим, чтобы вы активно задействовали свое воображение и творческий потенциал, а не пользовались идеями и образами других. Вы наносите вред вашему сознанию и своему потенциалу развития, когда отдаете свое время телевидению. Вы подавляете свое воображение и используетесь теми великими дарами, которые у вас есть. Через несколько веков люди поймут, каким образом во второй половине двадцатого века людей вводили в «сумеречное» состояние сознания посредством телевидения, принуждая их вести себя определенным образом, «спать наяву» и болеть.

Вы просто зря тратите время, смотря телевизор. Он мешает вам жить полноценно и полнокровно. Телевидение служит искусственным заменителем настоящего жизненною опыта. А только собственный жизненный опыт, наши дорогие друзья, может вас чему-либо научить. Некоторые из вас могут сказать: «Но есть же и хорошие образовательные передачи, я смотрю только их». А мы зададим вам встречный вопрос: «Какие частоты накладываются на или транслируются под основной «доброкачественной» сутью? Что вы не можете увидеть, но можете воспринять? Если вы настаиваете на том, чтобы у вас в доме был телевизор, выключайте его из сети. Дело в том, что волны частотного контроля могут передаваться и при выключенном телевизоре, если последний включен в сеть. Пересмотрите свои взгляды на свой жизненный опыт и выберите возможность прислушаться к тому, что говорит вам природа. Прислушайтесь к голосу Земли. Она — говорит.

источник — Барбара Марсиниак: Земля. Плеядеанские Ключи к Живой Библиотеке

5d9ef86c4ab911fdb0af82fdf57f32f8

фото взято здесь https://jwapologetica.blogspot.com/2016/05/

Смирнова Елена Михайловна

Рассказ каша из топора читать

Читайте также


Впереди очередной, но более Великий праздник- Рождество ХристовоИ по старинной …


сегодня, 17:35

8

просмотров

Подробнее


После массовых беспорядков и бунта, разгоревшихся в Казахстане, многие вспомнили …


сегодня, 17:12

12

просмотров

Подробнее


сегодня, 17:10

6

просмотров

Подробнее


сегодня, 17:09

9

просмотров

Подробнее


сегодня, 17:07

9

просмотров

Подробнее


сегодня, 17:04

7

просмотров

Подробнее


сегодня, 17:03

8

просмотров

Подробнее


сегодня, 17:02

4

просмотрa

Подробнее


сегодня, 17:00

8

просмотров

Подробнее


Разберем в статье, какие изменения произошли в последнее время по части учета …


сегодня, 15:41

102

просмотрa

Подробнее


сегодня, 15:30

9

просмотров

Подробнее


В чем состоит особенность экономической ситуации в России в 2021 году? В том, что кризис …


сегодня, 14:29

14

просмотров

Подробнее


С 1 января 2022 года в России выросли выплаты для семей с детьми. Это касается всех пособий.


сегодня, 14:17

9

просмотров

Подробнее


Одной из главных мировых новостей на днях было обсуждение совместного заявления …


сегодня, 14:13

17

просмотров

Подробнее


сегодня, 14:01

8

просмотров

Подробнее

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? 

Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.

Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.

Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса

Ножка топает топ-топ.

Ручку хлопает хлоп-хлоп.

Вот пойдём с тобой танцевать,

Громко песенки распевать.

На окне сидел котище,

Под окном стоял барбос.

Целый день хозяйка ищет

Толстый хвост и мокрый нос.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…

Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.

Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.

Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?

В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.

5. Пословицы рассыпались. Собери их.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Делу время — а потехе час.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.

Первый рассказ называется «Собака на сене»

В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.

Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.

Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.

Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».

В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.

Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.

Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.

7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».

Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.

Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса

Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)

Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)

Это время золотое, урожайное такое. (Осень)

На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.

Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса

Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.

Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.

Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.

Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.

Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.

Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?

Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.

Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.

Лиса обманывала медведя, волка, козла.

Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.

Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.

Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.

11. Попробуй описать героев из следующих сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.

Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.

«Каша из топора»

Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.

Старуха жадная, глупая, негостеприимная.

«Лиса и журавль»

Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.

Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.

«Гуси-лебеди»

Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.

12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?

В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.

В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.

В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.

Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.

14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.

На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.

15. Определи присказку:

Присказки: 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.

16. Угадай из какой сказки взяты строки.

Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

17. Как подготовиться к выразительному чтению?

Порядок подготовки к выразительному чтению:

  1. Определить, какие чувства надо передать.
  2. Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
  3. Просмотреть знаки препинания.
  4. Выбрать тон и темп чтения.
  5. Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.

18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:

Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.

В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.

19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.

В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.

Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

19 ноября 

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки

 Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть. 

А  теперь поработаем с текстом.  Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня). 

1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)

2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)

3 часть — с.97 — 100.

В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.

В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов. 

Значение слов, которых нет в словаре:

Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п. 

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.

Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Царские палаты  это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.

Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.

В понедельник в классе будем работать по тексту  выборочным чтением. 

17 ноября 

Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».  А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

 Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их  произведениями. 

А.С. Пушкин. 

AVvXsEgCJs6b7ufyTpfGDvLCtmec44exoL2F7Hkz5G4TusA9cKTI2x7aCf0aJ E xdq4AnCKYq3k9c lD9bEeep8hpK6nLjhuSQcoMDul9yvjDjYGnNHFRv6mG9u6E39VQ89bpD3dknAMIK26lC ygi9F4FWhd04yg34bdiL69l91G3ebclVKFD23 LqCdC5Q=s320

Посмотрите краткую биографию поэта.

Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок? 

А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы. 

Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).

Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).

И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1. 

А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть. 

Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.

 16 ноября 

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».  

 Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень». 

На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и 

№ 2. 

Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.  

15 ноября

 Тема: В. Брюсов «Листья сухие…»,  В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)

   Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.

 Выразительно прочитайте в учебнике  новые стихотворения на с. 74 — 76.  Ответьте на вопросы. 

 Познакомьтесь с текстом на с. 77. 

Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия? 

Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.              

 Нарисуйте на листе бумаги  «жителей» особого царства живой природы. 

Кто не рассказал стихотворение — жду.

12 ноября                     

Тема урока:   А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений

Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.

 1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75

2.Ответьте на вопросы 

Физминутка

3. Послушайте ещё одно стихотворение

4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.

5 Выучите наизусть. 

Жду видео ваших выступлений.

 10 ноября

Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…».  Внеклассное чтение 2. Стихи об осени. 

Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.

 1. Работа по учебнику

Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения. 

  Озимь – это:

 1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.

Потренируйтесь читать  с выражением.  Какие стихотворения об осени вы знаете?

Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)

9 ноября

Тема урока:  Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева. 

 Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».

1. Работа с учебником 

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.

На с. 66 прочитайте обращение к учащимся. 

—    — А вам нравится осень? Если да, то чем?                                                                                На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки). 

      Физминутка 

      2.   Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

      Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»                                                                                               

 А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже.    Д/З выразительно читать стихотворение

8 ноября

Тема урока: Внеклассное чтение.  Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ. 

Цель:    познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
;
будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.

  1. Повторение

Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора.  Эти сказки можно разделить на две группы: 

— бытовые сказки

— сказки о животных

Задание 1: разделите пройденные  сказки на эти две группы.

2. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.

В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства. 

2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди

2.2 Работа по учебнику

Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).

Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка

Прочитайте сказку.

3. Закрепление 

3.1 Проверка понимания текста.

 — Понравилась вам
сказка?

— Что в сказке
волшебного?

— Назовите героев
сказки.

— Куда ушли мать и
отец?

— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?

— Кто унёс братца?

— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?

— Помогли ли они в
поиске? Почему?

— Где она нашла
братца?

— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?

—  Кто помог им
вернуться домой?

— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?

 Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:

1.    Потеря брата.

2.    Поиск.

3.    В избушке у Бабы Яги.

4.    Возвращение домой.

 

Тульский бронепоезд на исходной позиции.

Валерий Леонидович Большаков в год, когда началась война, был еще школьником.

Но его удивительная память до мелочей сохранила те события, о которых теперь мы можем узнать только из его рассказа.

Первая воздушная тревога

Прошли годы и десятилетия, но в моей памяти навсегда остались эти грозные дни. А на письменном столе стоят фотографии тех, кто отразил первый удар и спас нас от ужаса оккупации: Жаворонков, лейтенант Волнянский, капитан Горшков, комиссар Агеев, майор Зубков. Всегда я помню негромкий голос по радио 3 июля 1941 года: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».

Рассказ каша из топора читатьТот самый дом, о котором идет речь в рассказе.

В 1941 году мне, Большакову Валерию, было десять лет. Я жил с мамой Галиной Александровной и бабушкой Александрой Петровной в Туле, в большом доме с мезонином на улице Глеба Успенского, 9. С нами жила мамина сестра Ирина Александровна с мужем Константином Борисовичем. Мама работала инженером-строителем на патронном заводе. Тетя Ира – в водоканале, дядя Костя – в облторготделе. Я учился в 6-й средней школе и весной перешел в третий класс.

Рассказ каша из топора читатьВалерий Большаков у своего дома на улице Глеба Успенского.

22 июня был теплый, солнечный день. Я гулял во дворе с нашей собакой, взрослые были на работе (тогда был скользящий график выходных). Бабушка часов в одиннадцать пошла на базар. Часа через полтора возвращается – на ней лица нет. Сказала, что началась война: Германия напала на нас. На базаре она прослушала речь т. Молотова.

Через некоторое время загудели гудки заводов – начались митинги. Вскоре прибыли мама, тетя Ирина с мужем, стали обсуждать ситуацию.

Первые дней десять было спокойно, но председатель уличного комитета проверяла жителей домов и сверяла списки: продовольственные карточки готовились. Их стали выдавать в райисполкоме примерно через десять-двенадцать дней.

Особо хочу сказать о председателе уличного комитета. Им была жительница нашей улицы Надежда Ивановна Пшеничникова – женщина средних лет и удивительной энергии: она знала всех и всё, имела связь с милицией и НКВД.

В начале июля, с приближением немецкой армии, ввели светомаскировку, рекомендовали на стекла окон наклеить полоски бумаги. По распоряжению ГКО на чердаке надо было иметь бочку с водой, ящик с песком, лопату, топор. Щипцы для захвата зажигательных бомб быстро изготовили в наших артелях и развезли по домам. Приказано было силами жильцов вырыть во дворах защитные щели в пятидесяти метрах от дома. Нам помогали соседи.

Затем пожарные проехали вдоль улицы и разломали сараи и амбары, которые были ближе к дому, чем пятьдесят метров. Наш сарай уцелел, в доме №11 разломали. Затем с телеги в сопровождении Надежды Ивановны по списку раздали противогазы – нам дали четыре взрослых и один детский. Город к налетам авиации был готов.

Первая воздушная тревога была объявлена 20 или 21 июля в 13-14 часов. Я, мама (у нее был выходной), бабушка и собака побежали в сад к нашей щели, собака впереди. Однако все ограничилось зенитной стрельбой в районе Московского вокзала. Наверное, это был разведчик. Больше мы в щель не прятались, она служила складом для сельхозинвентаря. В 1945-м ее закопали.

Фронт приближался, город готовился к обороне.

В конце сентября начали рыть противотанковые рвы. Около нас ров вырыли на перекрестке улиц Пирогова и Пушкинской.

1 октября началась эвакуация заводов, занятия в учебных заведениях прекратились.

В начале октября по радио объявили, что в пригородных совхозах овощи на полях не убраны  и разрешили их собрать для себя. Недалеко от нас, в конце ул. Оборонной, были большие поля совхоза «Парники». Мы с мамой взяли у соседей тележку и пошли. На полях уже было много народа. Мы решили собрать лук-репку – получился целый мешок, хватило на всю зиму.

Периодически объявляли воздушную тревогу, но в нашем районе было тихо – бомбили вокзалы и железную дорогу, пострадали там и некоторые дома.

Маму оставили на заводе, а дядю Костю в начале октября призвали в Красную армию, но перед этим он по распоряжению ГКО сдал на хранение во Дворец пионеров свой радиоприемник СИ-235 и охотничье ружье.

Тревога нарастала. Пришел день 29 октября. Мы уже знали, что немцы у Тулы – в Подземгазе. Про этот день, 29 октября, следует сказать особо. В публикациях часто пишут о неких погромах и грабежах магазинов. Возможно, где-то и было так, но около нас все прошло спокойно. В десять утра мы с бабушкой вышли из дома в магазин, а соседка сказала, что утром народ пришел, и продавцы сообщили, что они могут брать все продукты. Конечно, возникла определенная толкотня, но без драк, битья витрин. Быстро все разобрали. Наш сосед из дома №6 привез на тележке два ящика макарон.

На базаре были три хозмагазина, товар из них тоже разобрали, сняли электросчетчики и забрали кассовые аппараты – ничто не должно было достаться врагу. Это была акция, санкционированная руководством вследствие нависшей над городом угрозы.

Еще одно событие было в районе 24-25 октября в начале ул. Макса Смирнова – близко от нас. Там жила мамина подруга по строительному техникуму Бронислава с мужем Борисом и двумя детьми – сыном Борей шести лет и дочкой Идой четырех лет. Они попросили маму взять к нам детей, если немцы войдут в город, потому что решили уйти в район, а с маленькими детьми далеко не уйдешь. Боря и Ида жили у нас с 26 октября, родители их проведывали по вечерам. Когда к середине ноября стало ясно, что немцы Тулу не возьмут, дети вернулись домой.

Мы же решили укрыться на время боев у соседей в доме №7 – он тоже двухэтажный, но низ кирпичный, и дом ниже нашего.

Снаряд пролетел в трех метрах от дома

Утром 30 октября на южной окраине началась интенсивная артиллерийская и ружейно-пулеметная стрельба. Бой продолжался весь день, к 18-19 часам затих. Мы сидели в страхе, но снаряды и мины до нас не долетели, разрушений не было.

После девятнадцати часов по улице прошла предуличкома Надежда Ивановна и сообщила тяжелое известие: немцы заняли Рогожинский поселок и вышли к поселку Красный Перекоп – до нас три километра.

Ночью были мы дома, утром – опять в дом №7. Весь день шел бой, но у нас было спокойно, я решил погулять. В нашем саду был холм за флигелем высотой два – два с половиной метра. Я поднялся на него и стал смотреть на юг. Около 14 часов бой несколько затих, и я увидел несколько немецких самолетов на юге. Это были «юнкерс-88» и «хейнкель-111». С них стали падать бомбы и послышались взрывы в районе Красного Перекопа. Самолеты улетели, и бой возобновился. К 18-19 часам затих, и мы пошли несколько передохнуть домой.

Готовились спать, и вдруг около 22 часов в центре города раздался невероятный ревущий звук. Перепуганные, мы выскочили во двор и увидели летящие от центра к югу огненные стрелы. Сразу стало радостно – мы применили новое оружие. Это был залп «катюш».

Так как нам прямой угрозы не было, 1 и 2 ноября мы у соседей уже не сидели, но в эти дни бой был весь день. 3 ноября бой стал слабее, и мы узнали, что возобновляется снабжение продуктами. Около нас было три магазина: один на углу ул. Г. Успенского, 1, второй на углу Колхозной и Пирогова, третий на углу Гоголевской и Пирогова. Мы называли их магазины Курятникова, Копанева, Волкова. Тогда еще часто называли магазины по бывшим владельцам. Мы пошли с мамой в магазин Волкова – другие два были закрыты, так как были в зоне возможного обстрела. Магазин Волкова был кирпичный, трехэтажный и прикрывал нас – очередь – с юга.

Стоим, вдруг слышим вдали пушечный выстрел, затем свист снаряда вдоль ул. Пирогова и взрыв внизу. Начался обстрел колокольни Всехсвятской церкви.

Через некоторое время вдали новый выстрел и взрыв около нас. Высовываемся из-за магазина – колокольня вся в дыму. Попали.

Так продолжалось около часа. Колокольню обстреливали примерно 7 или 8 ноября, затем бой на окраине затих. Немцы начали перегруппировку. Больше колокольню не обстреливали. В итоге южная часть колокольни была в выбоинах, железо с купола сорвало, но каркас и крест устояли, а у южного левого ангела взрывом оторвало одно крыло и часть спины.

Рассказ каша из топора читатьТак выглядела колокольня Всехсвятской церкви после обстрела.

Обстановка была весьма спокойная, продукты получали. Электричества не было, мы соорудили коптилки. Керосин два раза в неделю привозили на лошади в бочке, и мы набирали в бидоны. Вода в колонке была бесперебойно.

В этот довольно спокойный период мы вполне могли погибнуть дома в середине ноября. Дело было так. Около 21 часа я и мама сидели в комнате, ближе к воротам. Мама вышивала, а я читал Дюма «Двадцать лет спустя». Бабушка пошла вылить помои с черного хода. Вдруг напротив дома раздался взрыв. Тут вошла бабушка и сказала, что она открыла дверь, а в нее летит нечто светящееся, потом взорвалось. Утром мы пошли посмотреть. Оказалось, что снаряд пролетел от нашей комнаты в трех-четырех метрах. Перелетел через ворота и врезался в фундамент дома №6 напротив. Вмятина была небольшая. По-видимому, это был шальной снаряд танковой пушки. Но пролети он на три-четыре метра левее, попал бы в нашу комнату. Судьба сберегла нас.

Вот еще эпизод. В середине ноября я с товарищем гулял во дворе, и вдруг над нами на юг полетели снаряды. С бугра во дворе мы посмотрели вниз и увидели на путях вдоль Упы наш бронепоезд, который вел огонь по немцам на юге. Вдруг появились два мессершмидта. Они были на высоте около километра. Каждый сбросил по бомбе. Одна бомба упала в насыпь перед бронепоездом, вторая – за ним. После чего бронепоезд уехал в сторону Ряжского вокзала, а самолеты улетели.

Надо отметить, что во время осады наше перемещение было ограничено определенными границами: улицами нынешней Оборонной, Буденного и Тимирязева, к югу – до кладбищенской стены. У нас все было спокойно. В этом периметре снаряд попал только в дом №2 на ул. Гоголевской. Разрушения были небольшие, жители уехали в эвакуацию. Некоторые дома на улице стояли пустыми – хозяева уехали в эвакуацию, но ни один не был разграблен. За порядком следила милиция и наша энергичная предуличкома Надежда Ивановна Пшеничникова.

В середине ноября вечером мы увидели зарево большого пожара на уровне центра к западу от нас. Потом узнали, что сгорела бывшая фабрика Баташева на ул. Лейтейзена.

Это было большое двухэтажное здание, в нем было подсобное боевое производство патронного завода.

Еще один факт был уже после снятия осады. В середине декабря мы с мамой днем пошли на Всехсвятское кладбище. Было около двенадцати часов. Мы уже возвращались по аллее и около колокольни услышали звук немецкого самолета, он летел с юго-востока на высоте метров сто. Это был «мессершмидт-109». Он обогнул колокольню, вдруг сбросил бомбу и улетел. Взрыв раздался в районе ул. Коммунаров. Мы с мамой туда пошли и увидели, что бомба попала в средний из трех довоенных домов.

На правой стороне улицы (сейчас это дом № 66 по пр. Ленина) бомба разрушила все четыре этажа южной части дома.

Как школьники убирали урожай

20 января 1942 г. возобновилась работа учебных заведений, и я опять пошел в третий класс. В конце мая 1943 года сдал экзамены за четвертый класс – арифметику, письменный и диктант. Получил листок-табель (дневников тогда не было) с оценками за четверть и годовые и выводом: переведен в пятый класс.

Получил в библиотеке учебники для пятого класса, затем классный руководитель нам сказала, что есть приглашение из пригородного совхоза «Парники» работать летом на полях. Это было совершенно добровольно. Я пришел домой, отдал маме табель и сообщил о приглашении. Мама сказала: иди работай. И я пошел.

Поля совхоза «Парники были в конце ул. Оборонной до самой Упы, а правление около Конной площади, на ней торговали скотом. Потом на этом месте сделали трампарк. Прийти надо было в семь утра. Я прибыл в правление, меня записали в журнал и дали в кассе специальную дополнительную хлебную карточку на 400 гр. хлеба в день. Для справки: я, иждивенец, получал в день 400 гр. хлеба, мама, служащая, 600 граммов, рабочие на заводах – 800 граммов. Таким образом, я стал получать 800 граммов хлеба в день.

Нас пришло с учительницей человек двенадцать. Всех накормили скромным завтраком: ячневая каша, куска два хлеба и стакан суфле – в то время это был популярный сладкий напиток на основе толокна. После этого бригадир повел нас на поле, на прополку. Работать мы должны были до 12 часов. Бригадир сразу сказал нам: дети, вы можете на поле съесть морковку или горох, но не должны брать с собой ни одну морковку, ни один стручок гороха. Это будет считаться хищением социалистической собственности. Мы работали, учительница сидела и читала книгу.

В 12 часов мы опять приходили на центральную усадьбу, где нас ждал скромный обед: суп-лапша (иногда щи), макароны (иногда разная каша), два кусочка хлеба и стакан того же суфле.

Работали каждый день без выходных. При дожде на центральной усадьбе ждали его окончания, но тогда климат был устойчивый, и дожди утром редко случались. Так мы работали июнь и июль. В августе полоть уже было не надо.

Первого октября я пошел в пятый класс. Во время войны учеба начиналась 1 октября. Тут новость: нас разделили на школы, мужские и женские. В нашем районе четвертая школа стала мужской, 6-я и 8-я  –женскими. Другие школы района были госпиталями.

Учимся. Вдруг классный руководитель говорит, что в учительскую приехала кассир и выдает талоны на трудодни для получения на них овощей по выбору и деньги за трудодни. Я тогда получил 135 рублей – немалые деньги для подростка. Для сравнения: моя мама, инженер на патронном заводе, получала зарплату 600 рублей в месяц.

Мы с мамой взяли у соседей тележку и поехали в совхоз. Овощи предлагали на выбор: картофель, капусту, морковь, свеклу, лук-репку. У нас дома был свой небольшой огород, и я взял лук-репку.

В 1944 году после окончания пятого класса нас снова пригласили в совхоз «Парники». Я опять пошел. Работало нас мало: двенадцать–пятнадцать человек. Связано это с тем, что в нашем Центральном районе был частный сектор – огороды, сады, а у моих товарищей родители в основном работали на оборонных предприятиях и были весьма обеспеченными. Мы тоже жили весьма хорошо, но мама считала, что работа для общества полезна.

Снова приехала кассир после 1 октября и опять выдала талоны на овощи и деньги за трудодни. В этом году я не пропустил ни одного дня и получил уже 147 рублей, а правление премировало меня калошами – очень ценная тогда вещь.

В 1945 г. школьников на сельхозработы уже не приглашали.

Прошли годы, и вдруг случилось  неожиданное продолжение этого давнего периода. В 1991 году при оформлении пенсии в 60 лет ко мне обратились четыре моих бывших товарища по классу с просьбой подтвердить, что они работали в 1943-44 годах в совхозе «Парники». Подтвердил.

  • Рассказ каштанка чехов читать полностью
  • Рассказ кипрея о себе
  • Рассказ каштанка написал кто написал
  • Рассказ кентервильское привидение читать
  • Рассказ катя на дзене