Рассказ календарь майя слушать

Автор: майя кучерская название: как писать прозу 2 проза для продолжающих 2019 описание: курс проза для продолжающих рассчитан на тех,

Автор: Майя Кучерская
Название: Как писать прозу 2 Проза для продолжающих (2019)

1631889188976-png.45631

Описание:

Курс «Проза для продолжающих» рассчитан на тех, кто уже в пути, кто сделал первые шаги и хочет учиться писать дальше.

Если вы живете в другой стране, другом городе или просто слишком заняты для очных занятий, но хотите писать лучше и больше – этот проект для вас.

Как устроен этот проект?

Каждую неделю мы будем выкладывать видео-материалы по теории и практике литературного письма.

Вместе с видео каждую неделю вы будете получать теоретическую литературу по теме и творческое задание. В финале мы попросим вас написать рассказ на одну из предложенных тем.

Проект рассчитан на 10 недель

Онлайн-проект «Проза для продолжающих» представлен в двух вариантах: с рецензированием и без рецензирования.

Если вы выберете первый вариант «с рецензированием», тогда ваши творческие работы будут прочитаны и разобраны мастером — рецензентом. Вы получите то, чего так не хватает всем пишущим людям, – профессиональный отклик от рецензента, а также от своих коллег.

Второй вариант – «без рецензий». Вы будете получать творческие задания, а читать и комментировать их будут такие же участники проекта, как и вы.

Какие задачи решает этот курс?

Новый курс будет построен вокруг обсуждения трех ключевых проблем, с которыми сталкиваются не только начинающие, но и зрелые авторы.

Первая: как заговорить собственным голосом, писать в своей неповторимой манере, а значит, нащупать идеальную для звучания именно вашего голоса тему.

Вторая: как рассказывать историю. Кому доверить рассказ, как строить отношения с собственным повествователем, а как – с читателем? Каким образом передавать точку зрения персонажа, тем более сразу нескольких, совсем непохожих друг на друга, из каких материалов создавать ткань нарратива.

Третья проблема самая масштабная. Это структура произведения, грамотное расположение частей, умение сделать так, чтобы читатель не заскучал, но и не умер от разрыва сердца над вашей книгой. Мы обсудим, что важно сообщить читателю сразу же, что приберечь на потом, как усиливать и ослаблять напряжение сюжетной нити. Как быть со снами и видениями героев, прологами и эпилогами, какую роль в развитии сюжета играет диалог и предметные детали.

В итоге мы вновь, хотя и на более глубоком уровне, сформулируем правила создания хорошего текста – сочного, красивого, умного, непредсказуемого и… неправильного, потому что живого. Мы вновь убедимся в том, что буквальное соблюдение правил в прозе никому не нужно. Правильность уязвима. Самое важное, что должно произойти в финале курса, вы создадите ВАШ собственный текст. Свежий. Новый. Другой.

Что нового в этом курсе по сравнению с предыдущим?

В рамках первого курса, мы изучили азы литературного мастерства, научились писать короткие рассказы. В новом курсе мы двинемся дальше: будем работать над усложнением структуры текста и характеров героев, сочинять не только диалоги, но и полилоги, делать наше повествования более стилистически изощренным и полифоничным, то есть выходить на следующий уровень мастерства.

Кто будет вам помогать?

Все наши лекторы – профессиональные филологи и писатели. Среди них – Людмила Улицкая, Алексей Иванов, Марина Степнова, Дмитрий Бак, Ольга Славникова, Вячеслав Курицын, Николай Александров. Все наши мастера-рецензенты – Михаил Эдельштейн, Евгений Абдуллаев, Роман Арбитман, Лиза Новикова, Дмитрий Данилов и другие – талантливые писатели, редакторы и преподаватели, которые умеют не только сочинять свои произведения, но и грамотно разбирать чужие.

Программа курса:

Лекция 1-2
Выбор темы. «Скучная» история. Трагичные, рискованные, фантастические истории. Рождение замысла у классиков.

Лекция 3-5
Герой. Поиск персонажа. Узнаваемость и постепенность. Стратегии усложнения героя. Главные и второстепенные персонажи. Сколько должно быть тех и других? Двойники. Проблема типов. Герои, жертвы, злодеи. Как сделать героя живым?

Лекция 6-8.
Структура текста. Искусство завязки. Начала, середины и концовки. Эмоциональный и событийный сюжет. Основные и побочные сюжетные линии. Внутренние рифмы. Концепция «пять актов».

Лекция 9-10.
Диалог и подтекст. Функции диалога в тексте: обрисовка характеров, мотивации, тайна, усиление конфликта. Логика развития диалога. Диалог и основная проблема истории. Диалог и его роль в сюжете

Вам необходимо зарегистрироваться для просмотра ссылок

Диалог в «Бедных людях» Достоевского.

Лекция 11-12
Контекст: история, политика, культура. Что важно и что не очень. Как быть с историческими сюжетами? Культурные ассоциации, явные и скрытые цитаты – как они работают в тексте?

Лекция 13-14
Проблема нарратива. Кто рассказывает историю? Типы нарратива. Демиург и ткач. Временная дистанция. На что в тексте влияет аудитория? Автор и читатель. «За мной читатель!» – А кто ты такой?

Лекция 15-16
Проза от первого лица и последствия подобного выбора. Третье лицо: преимущества и ограничения. Право на точку зрения. Второе лицо? Надежный и ненадежный рассказчик. Язык и стиль. Искусство стилизации. Сравнения, метафоры и чувство меры.

Лекция 17-18
Редактирование: лучшие рецепты от профессионалов. Как стать профессиональным писателем (версия писателя Алексея Иванова).

Лекция 19-20
Как живется писателю сегодня?

Подробнее:

Скачать материал:

Урок комплексного учебного курса ОРКСЭ

модуль «Основы религиозных культур»

по теме «Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях».

«Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки»

Учитель: Омарова С.А.

Цель урока: формирование осознанного нравственного поведения, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций разных народов.

Задачи урока:

  • Воспитательная: воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов, воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга;

  • Образовательная: выяснить причины возникновения и особенности древних верований, дать общее представление о коренном населении Америки; формирование понятий: цивилизация; новые имена: майя, ацтеки, инки;

  • Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, развитие умения работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте. Настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

2. Актуализация опорных знаний.

Решим кроссворд.

  1. Коренной житель страны или местности (абориген)

  2. Человек, который хранит религиозные традиции народа, совершает обряды (шаман)

  3. Различные верования людей, например в единого бога, или во многих богов, или в духов, ангелов и других подобных существ (религия)

  4. Различные традиционные действия, принятые в религиозных культурах (обряд)

  5. Как у древних народов называлась вещь, которую они обожествляли (фетиш)

  6. Как называются духовные и материальные ценности, которые человек создает на протяжении всей жизни? (культура)

  7. Традиционный порядок проведения какой-либо церемонии (религиозный обряд) (ритуал)

А

Б

О

Р

И

Г

Е

Н

Ш

А

М

А

Н

Р

Е

Л

И

Г

И

Я

О

Б

Р

Я

Д

Ф

Е

Т

И

Ш

К

У

Л

Ь

Т

У

Р

А

Р

И

Т

У

А

Л

— Молодцы. Прочитайте название континента, куда мы сегодня совершим путешествие. (Америка)

Звучит музыка (музыка индейцев Перу)

Приглашает в путешествие наш друг Алекс.

3. Рассказ о населении Америки.

Американский континент был заселен предками современных индейцев около 30 000 лет назад.  Америку заселили выходцы из Северо – Восточной Азии. Индейцы – это общее название коренного населения Америки. Название возникло из-за ошибочного представления первых европейских мореплавателей — Христофора Колумба и др. в конце XV в., считавших открытые ими заатлантические земли Индией.

Жители континента имели скуластое лицо, низкий лоб, широко посаженные глаза, орлиный нос и прямые тёмные волосы.

В различных областях Америки они приспосабливались к своеобразным местным условиям. Сражались с дикими зверями, и ягуар стал грозным символом той войны. Стремясь подчинить себе природу, они начали орошать сухие земли Мексики, осушать болота озера Тескоко, вырубать леса Амазонии.

Изолированные от внешнего мира, первые американцы не изобрели гончарного круга, не добывали железо. Из домашних животных они приручили только ламу.  Однако её нельзя было впрячь в повозку: она была недостаточно сильна. Не знали они и повозок, так как не изобрели колесо. Жители американского континента выращивали много сельскохозяйственных культур, которые нигде более не были известны.  Именно оттуда к нам пришли картофель, кукуруза (маис), томат, какао, арахис, земляника, подсолнечник, хлопок, фасоль, тыква,  авокадо, ваниль, ананас.

Мы пользуемся словами, которые взяты из индейских языков. Как вы думаете какие слова пришли к нам из индейских языков? / «томат», «шоколад», «какао», «каучук», «сигара» /географические названия, названия животных, рыб, птиц, предметов с которыми европейцы познакомились впервые в Америке.)

Постепенно индейские племена переходили к оседлой жизни, начали строить города, придумали письменность и создали свою высокую культуру.

До появления европейцев в Центральной и Южной Америке существовали четыре крупных, независимых друг от друга культурных центра. Имеются в виду земледельческое население Центральной Мексики — ацтеки, жители нынешней Колумбии (племена муиска, или чибча), народы Перу во главе с племенем инков и культура майя в современных Мексике, Гондурасе и Гватемале.

4. Выступления учащихся о древних цивилизациях.

Сделаем вывод. Что вы можете сказать о религиях индейцев майя, ацтеки и инки?

При всем различии, религиозные верования в этих четырех центрах характеризовались общим явлением — сочетанием древних земледельческих культов и сложных религиозных систем, созданных народами-завоевателями.

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Работа с учебником.

Давайте дополним рассказы наших одноклассников, прочитав текст (стр. 36)

(чтение текста и ответы на вопросы)

— Можно ли племена индейцев майя, ацтеков и инков назвать цивилизациями?

6. Рассказ о народах Северной Америки.

Североамериканские индейцы обожествляли природу, поклонялись небу, солнцу, дождю, земле. Некоторые божества, олицетворявшие эти понятия, были особенно почитаемы и любимы.

Индейцы поклонялись четырём сторонам света, а также четырём стихиям (земле, огню, ветру, воде), которые многие племена наделяли магической силой. Каждой стороне света соответствовали определённые стихия и цвет (юг — ветер и чёрный цвет, восток — огонь и красный цвет, запад — вода и жёлтый цвет, север — земля и белый цвет). Эта природная картина представляла собой символ завершённости и единства мира.

Индейцы Северной Америки уже на протяжении многих веков передают из уст в уста истории о мире, и как он стал таким. 

По мнению индейцев в природе все имеет связь между собой: скалы, люди, деревья, животные… Индейцы уверены, что человек способен превратиться в камень и наоборот. Племена, живущие в разных областях различаются между собой, но верования у них общие. Они считают, что реальность может взаимодействовать с миром духов. Поэтому индейцы считают, что дух животных, растений, предков, мест нужно почитать, тем самым можно заручиться помощью и не навлечь беды.

7. Чтение легенды в учебнике.

Мы знаем уже много легенд и мифов древних людей, вот ещё один. Давайте прочитаем легенду североамериканских индейцев. О появлении чего он рассказывает?

— Какой вывод о религии индейцев можно сделать после прочтения? (индейцы верили в духов, обожествляли животных)

8. Работа со словарем.

Подведем итоги нашей работы на уроке и заполним словарь.

Сегодня мы познакомились со следующими словами и терминами: майя, ацтеки, инки, цивилизация. Запишем их в нашу тетрадь.

9. Работа в группах.

— Сегодня для обсуждения я предлагаю вашему вниманию «Правила жизни индейцев», которые собирались столетиями. Попробуем их обсудить и ответить на вопрос, подходят ли они нам сейчас, в наши дни?

1 группа: Чем больше ты даешь, тем больше хорошего к тебе придет.

2 группа: Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.

3 группа: Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал.

— Попробуйте выбрать из предложенных вам пословиц русского народа подходящие к высказываниям индейцев или предложить свои.

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Жили люди до нас, будут жить и после нас.

Не красна жизнь днями, а красна делами.

10. Подведение итогов, рефлексия.

— Что нового вы сегодня узнали? Понравилась ли вам ваша работа?

— Отметьте на своих листах.

Листок рефлексии.

На сегодняшнем уроке я:

1. понял, что знаю очень мало;

2. остался доволен результатами своей работы;

3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников;

4.иной ответ.

11. Домашнее задание.

— Рассказать родителям о населении Америки.

— Поработать дома с новыми терминами.

— Нарисовать иллюстрацию к легенде североамериканских индейцев.

— Подобрать в энциклопедиях и справочниках сообщения и иллюстрации о племенах индейцев.

Дополнительный материал

Майя

Индейцы майя – одно из самых загадочных племен обеих Америк. Это уже настоящая цивилизация, возникшая на местности от Центральной Америки до Мексики.

Свои необыкновенные познания в математике и астрономии майя унаследовали от своих предков. Они владели письменностью и цифрами. Это позволяло им делать сложные вычисления и записывать их.

Ими создан самый точный календарь на основе, которого жрецы указывали сроки начала земледельческих работ, умели предсказывать солнечные и лунные затмения.

Майя строили на большой высоте, так вот, чтобы построить город, они сначала расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из каменоломен многотонные каменные глыбы, их шлифовали и покрывали резьбой. Улицы в их городах тоже необычные, они пересекались под прямым углом друг к другу. Между городами прокладывали дороги, которые покрывали гладко оттесанными каменными плитами.

Так же майя вели обширную торговлю, обменивая соль, какао и обсидиан на другие предметы быта. Кроме того, исследования показывают, что люди этого племени были так же прекрасными земледельцами, разработавшими сельскохозяйственные системы и технологии, надолго опережающие свое время.

Религиозная  система майя исключительно самобытна. Они  почитали Бога Солнца, Бога Дождя.

Майя были уверены, что боги уже разрушали их мир несколько раз. Чтобы это не произошло, они старались задобрить богов подарками и жертвоприношениями.

Но, пожалуй, самым загадочным из всей истории майя является то, что никто еще так и не объяснил, что же все-таки случилось с этой цивилизацией. Около 900 – 1000 гг. н.э индейцы майя просто исчезли…

Ацтеки

Цивилизация ацтеков возникла и расцвела на территории сегодняшней Мексики. Когда ацтеки основали свою столицу Теночтитлан, цивилизация майя уже угасла. Менее,чем за два столетия ацтеки создали одну из самых могучих империй в докколумбовой америке.

Во главе государства стоял наследственный правитель – «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье. Во время войны, которая для ацтеков была самым почётным занятием, создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Свои мужеством на войне рядовые воины, вооруженные копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати, таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Поражает то, что с раннего детства мальчика готовили в воины.

Согласно верованиям ацтеков, мир четырежды подвергался разрушению. Чтобы отодвинуть конец пятого, существовавшего мира, люди старались удовлетворить желания богов. Ацтеки были грозными воинами. Они вели войны, чтобы расширить сови владения и захватить побольше пленных, которые будут принесены в жертву богу солнца и войны.

Ацтеки славились ювелирными ремеслами.

В городах работали школы, где обучали счету, чтению письму истории,ораторскому искусству. Огромное внимание уделялось развитию поэзии. Ацтеки имели развитую письменность. Сохранились свитки, в пиктограммах и иероглифах описывающие историю ацтеков.

Завоевывая Америку, испанцы, опасаясь колдовства сожгли все письмена ацтеков, которые попадали им в руки. Были уничтожены целые библиотеки с тысячами свитков. Сейчас это называют одним из самых страшных преступлений конкистадоров. Они не только убили большую часть населения, но и уничтожили саму культуру индейцев.

Инки

Несмотря на довольно непродолжительное существование (всего около 100 лет), империя инков оставила по себе долгую память в истории американских континентов. Сами инки называли свое государство «Землей четырех четвертей». В дни своего расцвета инки были самой многочисленной нацией на Земле, а их империя считается самым крупным государством, созданным коренными жителями в западном полушарии.

Инки поклонялись Солнцу, как главному божеству. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле, поэтому все, к чему он прикасался, сжигалось. В связи с солнечным культом были очень распространены различные изделия из золота. В государстве инков поклонялись не только земле и воде, принося им жертвы, но и пуме, медведю, лисе, кондору, голубю, соколу, змеям, жабам.

Во главе государства стоял неограниченный правитель – верховный Инка. Государство у инков подчинялось интересам войны и по образу жизни напоминало казарму. Мужчин делили на отряды – десятки, сотни – во главе с начальниками. Дисциплина в войске была крайне суровая: например, воина, который во время марша вышел из рядов, могли покарать даже смертью. Их  армия побеждала и своей численностью: на одного врага приходилось  до 20 солдат инков.

Все подданные обязаны были либо трудиться на земле, либо служить в войске.

Вступление в брак у них было обязательным.

Инки создали свою неповторимую культуру. Письменности они не знали, но создали особое узелковое письмо – кипу. Построили великолепные дороги, которые связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта). В школах наряду с историей, религией, военным искусством, музыкой и танцами дети на память заучивали сведения о порядке управления, законах и обычаях.

Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная  крепость располагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями.

Так жили инки вплоть до 20-х годов 16 века, пока их территорию не завоевали испанцы. Они захватили и разграбили столицу инков — Куско. Вот так грустно закончилась жизнь инкского племени…

Новогодние фильмы под темперамент твоего знака зодиака.

Овен — «Рождественская история» (1983)

Овны активны и прямолинейны, им важно добиваться поставленных целей. Когда что-то не получается, как хочется Овнам, у них портится настроение, и жизнь становится не мила. Сюжет фильма «Рождественская история» (не путать с одноименным мультфильмом, который вышел в 2009 году — прим.ред.) напоминает Овнов тем, что главный герой — девятилетний мальчик Ральфи — жуть как хочет получить в подарок настоящую двухсотзарядную пневматическую винтовку Красного Наездника. Ничего другого ему не хочется.

Ральфи все равно, что такой подарок может навредить ему. Он хочет, чтобы его мечта сбылась, несмотря ни на что. При этом он совершенно не знает, что будет с ней делать. Поэтому, когда отец в конце концов дарит Ральфи винтовку, он тут же бежит на улицу и выстреливает из нее. Спонтанное желание чуть не стоило Ральфи жизни — пуля отрикошетила и сбила очки с лица мальчика. Именно об этом его предупреждала мама, которая была против подарка.

Вот и Овны такие же. Представители знака иногда хотят что-то, не задумываясь о последствиях и о том, что они будут делать, когда их мечта исполнится.

Телец — «Один дома» (1990)

Телец — знак, который ассоциируется с уютным домашним времяпрепровождением. Они всегда предпочтут уединение с самим собой или близкими дальней поездке и шумному веселью. То же самое прослеживалось в поведении Кевина Маккалистера — героя фильма «Один дома». Восьмилетний мальчик мечтал побыть наедине, без своей многолюдной и громкой семьи. Когда это желание внезапно сбылось, первое время Кевин не мог нарадоваться своей самостоятельности и тому, что весь дом в его распоряжении.

Он танцевал, слушал музыку на всю катушку, смотрел телевизор после десяти вечера и ел столько мороженого, сколько в него влезало. Но через несколько дней свободы Кевин начал скучать по своим родным. Это еще один момент, который объединяет фильм «Один дома» с Тельцами. Как бы классно им ни было с самими собой, представители знака очень привязаны к своей семье и всегда по ним скучают.

Близнецы — «Отпуск по обмену» (2006)

Главные роли в этом фильме сыграли Кейт Уинслет и Кэмерон Диаз. Их героини решили провести рождественский обмен домами, чтобы отвлечься от своих проблем и сменить окружение. Поэтому Айрис (Уинслет) отправилась в Южную Калифорнию, а Аманда (Диаз) — в английскую провинцию. Аманда и Айрис, как и их дома, очень разные. То же самое можно сказать о двойственности Близнецов. Представители знака могут вести себя по-разному — быть один день замкнутыми и пугливыми, а с другой стороны — нуждаться во всеобщем внимании и всячески этого добиваться. Но это еще не все общие черты Близнецов и фильма «Отпуск по обмену». Как Аманда и Айрис, люди этого знака умеют извлекать уроки из своего поведения, всегда очень внимательно прислушиваются к своим желаниям и не боятся спонтанностей.

Рак — «Рождество Чарли Брауна» (1965)

Мультфильм «Рождество Чарли Брауна» — это в том числе рассказ о том, как важно соблюдать традиции и помнить свои корни. Раки по жизни руководствуются похожими установками. Люди, родившиеся под этим созвездием, чувствительны, эмоциональны и обладают сильной интуицией. Для них уважение и соблюдении традиций — основа основ, которая помогает не потеряться в событиях, нахлынувших задачах и эмоциях.

Лев — «Рождественская сказка Маппетов» (1992)

Родившиеся под знаком Льва — это творческие и щедрые люди, с долей тщеславия и большой любовью к жизни и веселью. Именно щедрость и желание быть окруженным друзьями — главные темы фильма «Рождественская сказка Маппетов». Подобно Львам, Маппеты — шумные и неугомонные. Когда они собираются вместе, всегда находят способ хорошо провести время.

Кадр из фильма «Полярный экспресс»

Дева — «Полярный экспресс» (2004)

Мультфильм рассказываем историю мальчика, который не верил в существование Санта-Клауса. В канун Рождества сомневающемуся герою выпала возможность отправиться в гости к зимнему волшебнику на Северный полюс. Отправился он туда на поезде «Полярный экспресс». В жизни Дев происходит немало чудес, на которые они не то, что не рассчитывали. Они даже не допускали мысли, что подобное может случиться. Девы любят во всем логику, но при этом подсознательно всегда верят в чудеса. Возможно, поэтому они и происходят с ними.

Весы — «Реальная любовь» (2003)

Сюжет фильма состоит из девяти разных историй, герои которых так или иначе связаны друг с другом. Ключевой ингредиент каждого сюжета — любовь. И пусть некоторые истории заканчиваются не так радужно, как хотелось бы, но общее впечатление от фильма вдохновляет. В киноленте герои не раз обращаются к самим себе, пытаясь найти правильное решение, и не боятся откровенных разговоров с теми, кто рядом. Ровно так же поступают Весы — представители знака умеют слышать и слушать свое сердце, но при этом учитывают чужое мнение. Такой подход помогает им по жизни.

Скорпион — «Кошмар перед Рождеством» (1993)

Фильм «Кошмар перед Рождеством» — не самый популярный выбор в новогодние каникулы. Но любить ее можно за соседство праздничного веселья и коварных планов главного героя Джека, который мечтал захватить Рождество и превратить его в страшный праздник. Ровно так же можно было бы описать характер Скорпионов. Представители знака таинственны и не любят лишний раз привлекать внимание, но свое они никогда не упустят. Родившиеся под этим созвездием люди не сопротивляются своим темным инстинктам и умеют манипулировать другими. Но Скорпионы очень отходчивы, чувствительны и не умеют закрывать глаза на несправедливость.

То же самое произошло в фильме с Джеком. Его изначальный план испортить Рождество провалился, потому что он проникся праздником. Это произошло, когда до героя дошла главная суть зимнего торжества — любовь.

Стрелец — «Эльф» (2003)

Это любопытный и энергичный знак. Стрельцы обожают путешествовать и узнавать новое, в том числе им интересны разные мистические явления и разгадки разных тайн. Такое стремление к познанию очень схоже с сюжетом фильма «Эльф». Поиски главного героя Бадди можно сравнить с упертыми поисками Стрельцов — пока не найдут ответ, не успокоятся.

Козерог — «Эта замечательная жизнь» (1946)

Фильм Фрэнка Капры — одна из самых мрачных рождественских картин. История начинается с попытки Джорджа, — отзывчивого любящего мужа и отца, владельца небольшой кредитной компании — покончить жизнь самоубийством. Мужчина был подавлен свалившимися на него невзгодами и не видел другого выхода. Но в момент отчаяния в его жизни появился ангел-хранитель, который спас Джорджа от смерти. После он показал герою, какой была бы жизнь городка без него.

Козероги, как и Джордж, склонны к пессимистичным выводам. Они мало с кем делятся своими переживаниями, поэтому им часто сложно взглянуть на ситуацию под другим углом. Также Козероги склонны к обесцениванию своих трудов, хотя это самый трудолюбивый и результативный знак зодиака. Люди этого знака так хотят впечатлить других, что порой забывают о самих себе и своей семье.

Водолей — «Гринч» (2018)

Водолеи иногда бывают несносны, как и Гринч. Хотя люди этого знака справедливы и добры, порой они отдаляются от реальности и других людей из-за своей любви пофилософствовать и излишней обидчивости. Поэтому среди Водолеев много так называемых изгоев — людей, которые предпочитают личную свободу всему остальному. Даже если эта свобода им вредит. Они никогда не признаются и не покажут, что нуждаются в общении. Когда станет невмоготу, беспардонно ворвутся в жизнь своих друзей и близких. Не стоит их за это отчитывать, пойми, что такая демонстрация чувств — уже хорошо. Эти качества также характеризуют и Гринча, знаменитого ненавистника Рождества.

Рыбы — «Чудо на 34-й улице»

Как и многие рождественские и новогодние фильмы, «Чудо на 34-й улице» — это фильм о вере в чудо и о том, как сохранить детские мечты во взрослой жизни. Рыбы — это водный знак с хорошо развитой интуицией. Люди, родившиеся под этим созвездием, — мечтатели, которые часто разрываются между фантазией и реальностью. Такое пограничное состояние между чудесами действительностью знакомо и некоторым героям фильма «Чудо на 34-й улице» — история о маленькой девочке, которая верит, что Санта-Клаус в торговом центре — настоящий Санта.

Полный звук: СЛУШАТЬ

У Владимира Высоцкого есть песни едва ли не любого жанра и на всякое настроение.
Есть шуточные, залихватские. Но таких, которые можно было бы буквально назвать праздничными, не так уж много. Одну из них мы и решили вспомнить в этот раз.

3592302
Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Владимира Кучина

У этой песни как будто нет точного названия.
Выступая перед публикой, Высоцкий объявлял ее как «Ярмарочную». На фонограмме, записанной на Киностудии имени Горького, песню назвали «Скоморохи на ярмарке». Это важное уточнение, потому что писалась песня для фильма, который на студии Горького и снимался. При этом в списке песен к фильму рукой самого Высоцкого написано – «Ярмарка». Ну а картина, о которой идёт у нас речь – это «Иван да Марья». Мы уже рассказывали подробно об участии Высоцкого в работе над ней в одной из глав нашего цикла. А это – фрагмент его выступления 4 февраля 1976 года в Химках, в ДК «Родина»: слушать

3592312
Химки, ДК «Родина», 4 февраля 1976 год. Фото Вячеслава Тарасенко

История с фильмом «Иван да Марья» была типичной для многих картин, с которыми Высоцкому не повезло.
Он написал в нее песни, а в итоге из всего предложенного материала, половина не вошла вообще, еще половина прозвучала фрагментарно, порою с переставленными строчками.

3592306

И все это было спето не самим Высоцким, а другими голосами.
Были сделаны пробы Высоцкого на роль Соловья-Разбойника, но эту очень интересную, фактурную по сюжету роль сыграл в итоге не Высоцкий, а Николай Лавров.

3592296
Николай Лавров в фильме «Иван да Марья»

Чем-то даже внешне на Высоцкого похожий.
А нам годы спустя остается только представлять, как смотрелся бы на экране Владимир Семёнович, да еще со своими песнями. А у самого Высоцкого осталась обида, которую он не особенно и скрывал, как на концерте на Геологическом факультете МГУ 16 декабря 1978 года: слушать

3592294
Москва, Геологический факультет МГУ, 16 декабря 1978 года

Владимир Семёнович здесь не совсем точен.
Песен он предлагал не 17, а больше! В упомянутом выше списке количество песен, задуманных Владимиром Семёновичем – ни много ни мало – 25! При этом куплеты Лешего, Водяного, Бабы-яги, кикиморы-русалочки и Оборотня объединяются в одну песню, но получается больше, чем 17 песен и больше, чем 14, которые сам Высоцкий фрагментарно исполнил при показе режиссёрскому совету. Всё это действительно сделало бы фильм похожим на мюзикл. Однако у режиссера Бориса Рыцарева, как и у сценариста Александра Хмелика, был другой взгляд на концепцию «Ивана да Марьи».

3592298
Борис Рыцарев

К тому же в качестве композитора они пригласили Александра Чайковского, который сделал не слишком удачные аранжировки песен Высоцкого.
В общем, Владимир Семёнович «крупно поспорил» с создателями картины. Каждый оставался при своем мнении. Высоцкий очень дорожил своей работой, а режиссер Рыцарев очень дорожил своим замыслом, и даже время спустя они с Хмеликом полагали, что всё сделали правильно – иначе Высоцкий перетянул бы на себя одеяло, в то время как авторы видели свой замысел совсем иначе.

Фрагмент выступления Владимира Высоцкого в подмосковном военном посёлке Чкаловское, в гарнизонном Доме офицеров: слушать
14 марта 1976 года Высоцкий дал здесь сразу три концерта, и на всех трех исполнял «Ярмарочную».

3592300
Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Владимира Кучина

И больше публично не пел эту песню ни разу.
Более того, до нас дошли всего пять фонограмм. Три из них – как раз в Чкаловском, причем на одном из выступлений записывали сразу на два магнитофона. Еще одна пленка была записана на студии Горького в процессе работы над фильмом, и еще одна запись сделана в Париже в студии Михаила Шемякина в марте 1977 года.

Впрочем, возможно, нам повезет и где-нибудь отыщется кассета, записанная дома у режиссера Бориса Рыцарева.
По воспоминаниям оператора картины «Иван да Марья» Алексея Чардынина, еще до того, как творческие разногласия рассорили Высоцкого с авторами картины, они собрались вместе, Высоцкий пел написанные им для фильма песни – точнее, в тот момент еще наброски – и шло живое обсуждение этого материала.

3592304
Кинооператор Алексей Чардынин и Владимир Высоцкий в дни проведения VIII Московского международного кинофестиваля, июль 1973 года.
Фото Владимира Красникова

Возможно, именно тогда были спеты полные варианты песен, которых нет на пленке, записанной на студии Горького.
Увы, кассета где-то затерялась. А мы послушаем фрагмент пленки, записанной у Михаила Шемякина: слушать

По заданию режиссёра песня, которая планировалась на начальные титры фильма и на сцену Ярмарка, должна была перемежаться с «зазывалками».
Сохранились их наброски:

Кто из вас, касатики,
Малость разохотится?
Кто на полосатике
На ковре прокотится?

Кто на нём катается –
Тот не разбивается!
Только переплачивал,
Чтобы не укачивал!..

При этом скоморохи-глашатаи – по замыслу Высоцкого – исполняют 8-10 кусков песни с припевом «тагарга-матагарга».

Для филологов, лингвистов и специалистов по фольклору эта песня – настоящий клад.

Высоцкий использует и обыгрывает разнообразные фразеологизмы и сказочные образы – как народные, так и стилизованные литературные: обращения («ай вы купчики»), избыточные повторы («скачут-прыгают», «подходи-подваливай»), приложения («сапоги-самоплясы»), «расставленные» приложения («скатерть сбегает сама – самобраночка»), инверсии («ярмарка – звонкая, несонная да нетрадиционная»).
Использует Высоцкий и смешение стилей, когда просторечность сочетается чуть ли не с канцелярским языком («и жар-птица есть в виде жареном»). В общем, развернулся Владимир Семёнович вовсю.

3592924
Москва, ДК «Заветы Ильича», 23 февраля 1977 года. Фото Александра Стернина

Но самые большие дискуссии вызвала наверняка и вам уже запомнившаяся «тагарга-матагарга».
У лингвистов это называется «приёмом рифмованного эха»: трали-вали, шуры-муры, шырли-мырли и т.д. Но в случае с «тагаргой-матагаргой» некоторые исследователи сочли такую конструкцию даже «чуждой фольклорному миру русской народной сказки». Другие нашли сходное выражение «тыгарга-матыгарга» у народных музыкантов, в частности, балалаечников, и в частушках. И, наконец, в рассказе Горького «Мальва» обнаружили буквально следующие строки: «пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова: Та-агарга, матагарга, // Матаничка м-моя! // П-пьяная, избитая, // Растрёпанная-а!». Так что не исключено, что Владимир Семёнович не просто импровизировал и сочинял, опираясь лишь на фантазию и вдохновение, но и держал в уме реальные фольклорные и литературные образцы.

3592308
Татьяна Пискунова и Иван Бортник на съемках фильма «Иван да Марья», 1974 год

А мы с вами послушаем запись, сделанную на студии Горького 10 апреля 1974 года, когда работа на фильмом «Иван да Марья» была в разгаре и Высоцкий еще не знал, что принесёт она ему куда больше разочарования, чем радости.
К слову, только записи на студии Горького и в студии у Михаила Шемякина являются полными вариантами песни. В Доме офицеров в Чкаловском Высоцкий на всех трех концертах исполнял сокращенные версии.

Ярмарка: слушать

Ну а в следующей нашей программе вы услышите рассказ… фактически о той же самой песне.
Точнее, слова в ней совсем другие и сама она гораздо более знаменита, чем песня «Скоморохов на ярмарке». Но вот мелодия – фактически та же самая.

3592310
Павловск, ДК, октябрь 1974 года. Фото С.Алова

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

Слушайте в следующей программе: слушать

При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– Марк Цыбульский. «Иван да Марья»;
– Андрей Скобелев. Из материалов к комментированию текстов песен В.С. Высоцкого. Песни, написанные для кинофильма «Иван да Марья». «В ПОИСКАХ ВЫСОЦКОГО» май 2019, №36. Издание Пятигорского государственного университета Пятигорск – Новосибирск. 2019;
– Гавриков В.А. Система звуковых жестов в песне В. Высоцкого «Ярмарка» // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. – Воронеж, 2009. С. 91–92;
– Pfandl H. Textbeziehungen im dichterischen Werk Vladimir Vysockijs. – München, 1993. S. 303;
– Изотов В.П. Окказионализмы В.С. Высоцкого. Опыт словаря. – Орёл, 1998. С. 71;
– Горький М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 3. – М., 1950. С. 270.

Бонус

Ярмарка
слушать (Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров, 14 марта 1976 года, 3-е выступление)
слушать (Париж, у Михаила Шемякина, март 1977 года)

3592324
Набережные Челны, строительная площадка литейного завода, 24 июня — 3 июля 1974 года. Фото Виталия Гривы

Сверстали

Друзья! У нас есть ещё одна хорошая новость.

3588306
Москва, ДК МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

Мы наконец-то завершили вёрстку всех ста глав, которые войдут в книжную часть проекта «Один Высоцкий. Том второй». Это была самая трудоёмкая часть работы над нашим мультимедийным изданием. Теперь она завершена.

3588308
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Таким образом, у нас уже готовы все флешки со звуком глав 101 – 200. Отпечатан весь тираж бокса (он же «домик»), в котором они будут помещаться. Свёрстана книжная часть, которая получилась гораздо объёмнее, чем мы рассчитывали – 772 страницы! То есть второй том толще первого на 140 страниц. Что потребует от нас ещё и технической коррекции макетов обложки и коробки, в которую книга вместе с боксом для флешек будет упакована.

3588310
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Что ещё осталось? Финальная, «чистовая» корректура. И электронная версия издания, которая будет на второй флешке. В неё тоже надо будет внести все правки корректоров.

3588314
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

В общем, работы ещё хватает, но львиная доля её уже сделана!

Обязательно будем вас информировать обо всех этапах завершения работы над изданием.

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

В интернет-магазине «Планета.ру» вы можете приобрести:

3576224
«Владимир Высоцкий в х/ф Служили два товарища» Настенный календарь на 2022 год

3576234
Настольный перекидной календарь «Один Высоцкий» на 2022 год

3576240
Книга «РАДИОДЕТАЛИ. ГОЛОСА НА БУМАГЕ» с автографами авторов

«Идеальное предложение» («Perfect Offering») — так называется произведение для семи музыкантов Кассандры Миллер, знаменитого композитора, канадки по происхождению, живущей в Лондоне. «Perfect Offering» – это и идеальное приглашение на концерт «Ансамбля 21 века», который пройдёт 8 января 2022 года в Тель-Авивском музее искусств под руководством дирижёра Илана Волкова и в программу которого вошли произведения исключительно композиторов-женщин.

Помимо «Perfect Offering» Кассандры Миллер, будет также исполнена пьесы «Сoncordanza» («Согласие») Софьи Губайдулиной, чьи философские представления о творчестве и свободе личности можно выразить словами «творчество продолжает дело творения». Истиной Губайдулина считает и органичный синтез культур Запада и Востока — в философии и художественном языке. Она избегает затвердевшие культурные наслоения, ищет некие пра-состояния духа. «Стиль заставляет себя же повторять, это накладывает на человека некие оковы. Я предпочитаю состояние «прахудожника», докультурного состояния художника» — таково кредо, высказанное Губайдулиной.

Также в программе концерта 8 января: «Finché si sente la sabbia» («Пока ты чувствуешь песок») израильтянки Рахель Бежа, живущей в Милане; «Spielt, Kinderlach» Шири Райзман и «Trismus» Наамы Зисер из Лондона. Концерт «Perfect Offering» – третий в музыкальной серии «Открытия» нынешнего сезона «Ансамбля 21 века» и первый в новом — 2022-м — году. Концерт необычной музыки, которую хочется слушать и слушать. Музыки новой — как и должно быть в новом году.

И это не лёгкая «женская» развлекательная музыка, а подобранные с большим вкусом необычные академические произведения современной классики. Отчасти медитативные, отчасти завораживающие, привычные и непривычные, новые и соотносящиеся с традициями. И все эти описания в полной мере можно отнести к музыке 45-летней Кассандры Миллер, сочиняющей произведения вокальные, камерные, оркестровые и уже не в первый раз сотрудничающей с дирижером Иланом Волковым.

Кассандра Миллер – композитор-экспериментатор, в её музыке – медитативной, завораживающей, даже магической явственно слышны и шаманские песнопения и буддистские мотивы, переживания и голоса. Миллер часто использует транскрипцию как часть своего творческого процесса, посредством которой она усиливает выразительные вокальные качества уже существовавшей музыки, одновременно преображая её. Миллер создаёт не просто музыку – а скорее музыкальное пространство, гостеприимное и глубокое. Миллер часто основывает свою работу на уже существующей музыке, применяя, к примеру, компьютерную транскрипцию к исполнению Куртом Кобейной народных песен или к записи Марии Каллас, поющей «Vissi d’arte » из оперы «Тоска» Пуччини. Она исследует музыку через повторы и циклы, зачастую до неузнаваемости меняя исходный материал.

Что же касается непосредственно«Perfect Offering» — это произведение новое, созданное во время разгара пандемии в 2020-2021-м годах, в изоляции под впечатлением от слов Леонардо Коэна из его песни «Позвони в колокольчики, которые все еще могут звенеть, забудьте о своем идеальном предложении» — строчки о том, как колокольчики отмечают время. Хотя сама пьеса Кассандры Миллер «Perfect Offering» — вовсе не о Леонарде Коэне, а скорее о том что используя его слова как мантру, Кассандра превращает процесс сочинения в медитацию. И ей это, безусловно удалось, так как она создала музыка медитативную и завораживающую, сотканную из колокольных узоров, работая с записью колокольного перезвона из монастыря во Франции, замедляя и ускоряя ее, используя скрытые мелодии колокольного резонанса, объединяя их как чередующиеся строки.

Кассандра Миллер удостоена ряда премий за камерную и классическую музыку. Стоит отдельно отметить, что её дуэт для виолончели с оркестром, написанный для Чарльза Кёртиса и Шотландского симфонического оркестра BBC, был признан одним из «лучших произведений классической музыки 21 века» (The Guardian, 2019).

Миллер также дважды выигрывала канадскую награду в области современной классической музыки — Премию Жюля Леже за новую камерную музыку в 2011 и 2016 годах.

Достаточно часто Кассандра Миллер пишет произведения для конкретных исполнителей, что предполагает их непосредственное участие в творческом процессе.

Среди её ближайших соратников в этой области — сопрано Джульет Фрейзер, виолончелист Чарльз Кертис, пианист Филип Томас, скрипачка Сильвия Тароцци, скрипачка Мира Бенджамин, альтист Лоуренс Пауэр и дирижер Илан Волков, который и представит «Perfect Offering» Кассандры Миллер тель-авивской публике, после того, как её сочинения уже исполняли в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Германии, Австрии, Италии, Норвегии, Уругвае, США и Канаде. Не будем перечислять все оркестры, которые играли её музыку — от Лондона до Торонто, от Барселоны до Лос-Анджелеса, но поверьте – «Ансамбль 21 века» оказался в очень достойной компании.

Кассандра Миллер также много преподаёт, ставя во главу угла своей педагогической философии сомнения в принятии канонов музыки.

Она преподавала и читала лекции о своей музыке в США в Стэнфордском университете, Колумбийском университете и в CalArts в Калифорнии; в Великобритании в Королевской музыкальной академии, в Бирмингемской консерватории, Центре исследований новой музыки в Хаддерсфилде и Университете Брунеля; в Канаде в Университете Макгилла, Университете Манитобы, Монреальской лаборатории современной музыки и т.д. С 2010 по 2013 год она занимала пост художественного и генерального директора Innovations en Concert — некоммерческой ассоциации экспериментальных концертов и фестивалей камерной музыки в Монреале, поддерживающей многих молодых композиторов. С 2018 года Кассандра Миллер стала профессором композиции в Гилдхоллской школе музыки и драмы в Лондоне.

«Trismus» Наамы Зиссер — сочинение для фортепиано и камерного ансамбля.

«Trismus» происходит от греческого слова тригмос / тризмос, что означает крик, дребезжащий звук, скрип, скрежет или треск. Это также медицинское название явления тризма — блокировки челюсти, спазма мышц. «Полгода назад, — пишет Наама, — во время пребывания в Австралии я проснулась утром с заблокированной челюстью. После этого начался долгий и утомительный процесс лечения, в котором моя повседневная реальность неизмеримо изменилась. По следам моего состояния и было создано это произведение для фортепиано и ансамбля. С помощью музыки я зарисовала процесс, который исследует проблему ограничения движения в его различных оттенках».

Наама — израильский композитор, живущий в Лондоне. Её работы часто сочетаются с другими формами искусства, с акцентом на оперу, современный танец, театр. Её музыка связана с интонацией, текстурами, повторением, интимностью и ностальгией и описывается как «свободная от клише».

Нааме заказывал музыку Лондонский симфонический оркестр, Королевский оперный театр, Иерусалимский симфонический оркестр и другие. Музыка Наамы исполнялась на многих международных фестивалях в Европе, Америке и Израиле. Недавно она написала оперу «Мамзер» («Бастард») — оперу, в которой используется канторская музыка и традиционные еврейские религиозные мелодии, что неслучайно: Наама родилась в 1988 году в Израиле в ортодоксальной -семье. Она переехала в Лондон в 2010 году после прохождения военной службы в качестве пианистки в армейском оркестре ВВС Израиля. Наама училась в Королевском музыкальном колледже, где была удостоена приза Hursltone & Cobbet за выдающиеся творческие достижения. По окончании учёбы она получила визу для выдающихся талантов, выданную Советом по делам искусств, для проживания и работы в Великобритании. Недавно Нааама Зиссер защитила докторскую диссертацию в Гилдхоллской школе музыки и драмы, исследуя взаимосвязь между ортодоксальной еврейской канторской музыкой и оперой.

«Finché si sente la sabbia» Рахель Бежа — сочинение для 11 музыкантов.

Источником вдохновения для написания этой работы стал феномен преемственности в музыке, непрерывности, создаваемой постоянным изменением звука и его распределения между различными инструментами. Это произведение представляет собой единый непрерывный поток звуков, который постоянно меняются. Эта непрерывность походит на пейзаж, изменяющийся на наших глазах, но остающийся прежним.

Рахель Бежа в настоящее время живёт в Милане. Она окончила музыкальную консерваторию имени Верди в Милане. Её музыка исполнялась в Америке, Европе и на Ближнем Востоке такими ансамблями, как Modern Ensemble, Divertimento Ensemble, Ensemble Multilatérale, Tana Quartet, Mdi Ensemble, Mise-ensemble и другими.

«Spielt, Kinderlach» Шири Райзман.

Вот что пишет об этом сочинении сама Шири Райзман: «Музыка этой пьесы позволяет мне самой играть и фантазировать, представляя в воображении огромную детскую площадку, на которой происходят забавные и странные события. Иногда счастливые, иногда выходящие из-под контроля. Я искала возможности создать смесь из образов, озорства, флирта, парада слонов, смеха, ведьм, кабаре и плача одного несчастного мальчика».

29-летняя Шира Райзман — композитор, певица, дирижёр, окончившая Иерусалимскую академию музыки и танца. Ученица композиторов Йосефа Барданашвили и Карла Вольнянского. В настоящее время она учится в Музыкальной академии Граца.

Связь между человеческим голосом и инструментальной музыкой, противоречие между импровизацией и исполнением по нотам — этот те темы, которые интересуют Райзман, наряду с индийской и арабской музыкой, ставшими для нее одним из источников творчества.

Музыка Шири Райзман исполнялась в Испании, Италии и Израиле, она призёр многих международных стипендий и грантов в области композиции.

«Ансамбль 21 века» был первым в израильском музыкальном мире, кто начал регулярно исполнять современную академическую музыку в концертных залах. «Ансамбль 21 века» внёс большой вклад в знакомство израильских меломанов с современной музыкой, исполняя премьеры сочинений израильских композиторов и сотрудничая со многими дирижёрами и композиторами из разных стран. Как и в предыдущие сезоны, «Ансамбль 21-го века» продолжает делать «моментальные снимки» музыкального разнообразия, предлагая слушателям широкую музыкальную панораму в данном случае творчества современных композиторов, работающих в совершенно разных стилях.

«Ансамбль 21 века» был основан в 1991 году Даном Юхасом и Замирой Луцки. В состав ансамбля входят 14 музыкантов. Ансамбль, регулярно выступает и делает записи на Израильском радио, участвует во многих европейских фестивалях. В 2005 году ансамбль открыл в Яффо свой центр современной музыки и искусства – зал «ха-Тейва» в Яффо.

«Ансамбль 21 века». Третий концерт серии «Открытия»

«Perfect Offering» века. Дирижер Илан Волков.

8 января 2022 года, суббота, 20:30. Тель-Авивский музей искусств.

Заказ билетов

http://ensamble21.tagonet-ltd.com/show.php?id=6716

Сайт «Ансамбля 21 века»

https://www.ensemble21.org.il/

Страница в фейсбуке

https://www.facebook.com/ICP21/

Страница мероприятия

https://www.facebook.com/events/656272385796107



Фотография предоставлена пресс-службой «Ансамбля 21 века»

  • Рассказ канатоходец нина дашевская краткое содержание
  • Рассказ каникулы слушать аудио
  • Рассказ каминского вредный старик
  • Рассказ календера царевича сюжет
  • Рассказ кактус фет краткое содержание