Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться

Изменено: 04.01.2022, 20:17 благодаря всемирной паутине нам открыт доступ к цифровому миру, большому объему информации, образованию и визуальному представлению разных

Изменено: 04.01.2022,
20:17

Благодаря всемирной паутине нам открыт доступ к цифровому миру, большому объему информации, образованию и визуальному представлению разных полов. Но, несмотря на все это изобилие, многие люди до сих пор путают “гендер” и “пол”.

Pandaland попытается восполнить этот пробел и расскажет о гендере простыми словами.

Что такое гендер?

Немного истории.

На протяжении многих веков разные народы придерживалось представления, что человек — либо мужчина, либо женщин. Третьего было не дано. Сейчас люди тоже часто используют “пол” и “гендер” как синонимы, но это неправильно.

Научный термин “гендер” появился в 1968 году. Американский исследователь, психолог и психоаналитик Роберт Столлер написал книгу “Гендер и пол” (“Gender and sex”), где впервые упомянул пол и гендерную самоидентификацию. Пол определяет, кто человек при рождении, мужчина или женщина, а гендер в процессе жизни определяет мужественность и женственность.

Активная общественная деятельность феминисток, которые хотели добиться гендерного равенства и справедливого отношения к женскому полу, и работа Столлера стали отправной точкой в создании понятия “гендер” как социальный пол. После этого, на проблему гендерного неравенства обратили внимание другие ученые и начали проводить исследования.

Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться

Теперь перейдем к самой сути.

Обычно при рождении врачи говорят маме кто у нее родился сын или дочка, а может и двое. Пол определяется на основе физиологических характеристик, включая хромосомный состав и гениталии. Тот пол, с которым рождается ребёнок, называется биологическим. Однако биологический пол человека не обязательно определяет тот гендер, к которому человек себя относит.

Пол дается человеку при рождении в зависимости от анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик человека.

Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться

Гендер — это английское слово “gender”, которое имеет латинские корни, и в переводе означает “род”. Гендер включает в себя личность, то, как себя чувствует человек и какую социальную роль он представляет.

В отличие от пола, гендер не состоит только из мужчин и женщин. Гендер (социальный пол) включает в себя:

  • Мужчина → глава семейства → отец → кормилец → защитник;
  • Женщина → хранительница очага → мать → домохозяйка → работница.

В нынешних реалиях гендерные роли могут меняться. Мужчина может быть домохозяйкой, а женщина — кормильцем в семье.

Если вы еще не поняли и задаетесь вопросом: “Кто такой гендер?”. Отвечаем: Гендер это простыми словами то, кем человек себя идентифицирует. Люди появляются на свет или девочками, или мальчиками. Однако самоидентификация мужчины и женщины происходит в процессе жизнедеятельности. Гендер строится на:

  • воспитании;

  • социуме;

  • общественных нормах.

О гендере мы узнаем от родителей, педагогов, сверстников, а также через воспитание, кино или литературу. Такой процесс называется гендерной социализацией, то есть в течение своей жизни мы распознаем манеры поведения принадлежащий мужчинам или женщинам. Соответственно, гендерный человек — тот, кто соотносит себя с определенным гендером.

Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться

Гендерные стереотипы и гендерные признаки — что это?

Что обычно дарят на рождение мальчика? Скорее всего, вещи синего или голубого цвета, а когда на свет появляется “принцесса”, то в ее гардеробе преобладает одежда розового оттенка. Принято считать, что девочки играют в куклы, а мальчикам нужно покупать машинки и оружие.

Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться

Это все гендерные стереотипы, которые сложились в обществе. Некоторые ученые до сих пор спорят, что такое гендерный признак, а что гендерный стереотип. Четкого определения нет, но мы попытаемся разобраться.

Гендерный признак — это характерные для женщин и мужчин черты, которые человек получил в ходе социализации.

Гендерный признак — маскулинность (мужественность) и фемининность (женственность) без внешнего вида и биологической индивидуальности, а гендерный стереотип — это то, что общество считает “чисто мужским” и “чисто женским”. Например, косметика и уходовые средства — женские вещи, гайки, ключи и шуруповерты — мужские.

Гендерная принадлежность — что это?

Кроме термина гендер, есть еще гендерная принадлежность или идентичность.

Гендерная принадлежность — это внутренний и индивидуальный опыт каждого человека. Это ощущение того, что человек может чувствовать себя женщиной или мужчиной. В большинстве случаев гендерная принадлежность совпадает с полом, которым нас нарекли при рождении. Однако в западных странах все больше звезд и простых граждан объявляют каминг-аут. Селебрити открыто и добровольно признаются в том, что они относят себя к одному или сразу нескольким гендерам.

Человек идентифицирует себя с гендером, который отличается от биологического пола. Например:

  • можно родиться мужчиной, но чувствовать себя женщиной (мужчина в женском обличии);

  • можно появиться на свет с женской внешностью и гениталиями, при этом ощущать себя мужчиной (женщина в мужском обличии);

  • гендерная принадлежность может быть посредине между мужским и женским полом;

  • или осознание себя как другую гендерную идентичность.

Некоторые люди могут еще не определиться какая у них гендерность.

Сколько всего гендеров?

Поскольку все общества разные, то хотим вам рассказать, сколько гендеров существуют.

Все гендеры и их описание:

  • Цисгендер — люди, чей биологический пол совпадает с самоощущением (гендерной принадлежностью).

  • Бигендер — двойной пол. Гендерная самоидентификация меняется под влиянием внешних факторов.

  • Демигендер — частичная связь с определенным гендером.

  • Трансгендер — человек, который родился с одним полом, но чувствует себя другим. Например, женщина ощущает себя мужчиной.

Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться

  • Гендерфлюид — где-то посередине между мужчиной и женщиной.

  • Андрогин — человек, наделённый внешними признаками и мужчины, и женщины.

  • Пангендер — мультигендерная принадлежность или общеполовая. Относит себя к множеству гендеров.

  • Гендерквир или небинарный гендер — люди, чья идентичность отличается от традиционных разделении полов.

В чем различие между гендерной и сексуальной идентичностью?

Гендерную и сексуальную идентичность часто путают, поэтому нужно разобраться в чем их отличие.

Гендерная идентичность — это то, кем мы себя самоидентифицируем, с точки зрения пола. Сексуальная принадлежность связана с тем, к кому мы испытываем эмоциональное, физическое и любовное влечение.

Как в Казахстане относятся к гендерной и сексуальной принадлежности?

В большинстве стран СНГ считают, что есть только два пола, с которыми люди идентифицируют себя: мужской или женский. Такое убеждение называется гендерной бинарностью или бинарная гендерная система. Казахстан тоже не исключение. Яркий тому пример — национальная перепись населения Республики Казахстан, которая проходит в 2021 году. Респонденты в ходе анкетирования должны ответить на вопрос о том, какой у них пол. Выбрать нужно из мужского и женского. Общество скептически относится к тем, кто не идентифицирует себя с женским или мужским полом данным им с рождения. Также у части населения, в большинстве своем у старшего поколения, продолжают сохраняться предрассудки в отношении женщин. По их мнению, мужчины — самцы и кормильцы, а женщины — домохозяйки и хранительницы очага.

Представители феминистских движений критикуют традиционные гендерные роли, утверждая, что такие убеждения ставят женщин в невыгодное положение.

С раннего возраста большинство детей знают, какова их гендерная идентичность, и им действительно трудно думать о себе по-другому. Люди, не вписывающиеся в гендерную бинарность, но чувствующие необходимость следовать ей, могут испытывать гендерную дисфориею.

Гендерная дисфория — состояние, когда человек неудовлетворен биологическим полом и навязанной гендерной принадлежностью.

В Казахстане продолжают сохраняться большие проблемы с толерантностью в отношении к сексуальным меньшинствам и гендерной идентичности.

Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться

Люди, открыто выражающие свою гендерную идентичность или сексуальную ориентацию (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры), зачастую подвергаются дискриминации, поскольку “не вписываются” в традиционное общество.

История о намеренной смене пола

В 1965 году супружеская пара Джанет Грейси и Рональд Питер Реймеры, проживающие в Канаде в городе Виннипеге, стали родителями двух близнецов. Младенцев назвали Брайан и Брюс. Все было хорошо, до того момента пока мальчикам не поставили диагноз фимоз (сужение крайней плоти). Брайану и Брюсу требовалась операция.

Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться
Источник фото: taringa.net

Стандартное хирургическое вмешательство должно было помочь братьям избавиться от фимоза. Однако из-за ошибки доктора, проводившего обрезание, мужской половой орган Брюса был полностью поврежден. Отчаянные родители не знали, как им поступить, ведь один из их сыновей лишился пениса. Джанет и Рональд обратились к психологу Джону Мани.

Родители доверились ему, поскольку он был лучшим специалистом в области полового развития и гендерной принадлежности. Психолог посоветовал им сменить пол ребенка и воспитать Брюса как дочку. Рональд и Джанет последовали совету доктора, и Брюс стал Брендой.

Однако “психолог-добродетель” преследовал свои цели, о которых не подозревали родители Брюса. Джон Мани давно пытался доказать, что сексуальная принадлежность зависит от воспитания, а не от природы. Он очень обрадовался, когда ему подвернулся случай доказать свою “правоту”. Брюс перенес операцию по удалению яичек, а Мани, который все это придумал, публиковал отчеты об успешности эксперимента.

Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться

Источник фото: taringa.net

Ученый утверждал, что Бренда ощущает себя девочкой и ее повадки, и поведение отличаются от брата-близнеца Брайана. Однако все, что говорил Мани, не соответствовало действительности. Родные Бренды и педагоги утверждали в обратном, девочка росла настоящей “пацанкой”. Джанет и Рональд, смотря на то, как растет их сын-дочка, испытывали сильнейший стресс. Мать близнецов хотела покончить с собой, а отец начал злоупотреблять алкоголем. Также эмоциональную нагрузку понес и второй ребенок, Брайан — брат-близнец — постоянно находился в депрессии. В подростковом возрасте у Бренды началась усиленная гормональная терапия. Подростку давали эстроген для роста груди. Джон Мани решил довести свой эксперимент до конца и настаивал на том, чтобы родители провели вторую операцию по формированию женских половых органов. Такая идея не понравилась самой “подопытной”.

Бренда перестала посещать доктора и отказалась от приема медикаментозной терапии. Подростка довели до такого состояния, что Брюс три раза хотел покончить жизнь самоубийством. Один из суицидов привел к коме, но все закончилось благополучно, и ребенок выжил.

Покинув больничные стены и восстановившись, Брюс принял для себя решение, что хочет вернуть свой изначальный пол, данный ему при рождении. Он начал “новую” жизнь, подстриг волосы, сменил имя на Дэвид и начал процесс к возвращению в мужчины. В 1990 году он связал себя узами брака с женщиной по имени Джейн Фонтейн. Дэвид стал отцом для ее троих детей.

Рассказ как воробьенок придумал голосами меняться

Источник фото: vk.com

Однако его семья по-прежнему была в депрессии. “Новая” жизнь складывалась не так гладко как хотелось бы. У Дэвида были проблемы с трудоустройством, он не мог нормально общаться с родителями, а его брат Брайан постоянно принимал антидепрессанты.

В 2002 году Брайана не стало. Спустя два года Дэвид разводится с супругой, по ее инициативе, и совершает суицид в возрасте 38 лет.

Родители близнецов, потеряв обоих сыновей, обвиняют во всем “психолога-добродетеля” Джона Мани.

Теория Мани о том, что на гендерную принадлежность влияет воспитание и окружение, провалилась. Но, кто знает, как бы сложилась судьба мальчика, если бы не было навязанной смены пола. Однако это не оправдывает Джона Мани. Современная психогенетика подтвердила, что генетический фон и гормональные факторы тоже влияют на гендер человека. 

Подытожим
  • Пол — классификация людей на мужчин и женщин. Биологический пол дается при рождении.

  • Гендер — социально приобретенные характеристики мужчин и женщин.

  • Гендерная принадлежность (социальный пол) — ощущение того, кем ты себя чувствуешь.

  • Сексуальная идентичность — эмоциональное, физическое и любовное влечение.

Фото: pexels.com, unsplash.cim, rawpixel.com

  Очередная статья посвящена такой непростой теме, как теория относительности (СТО и ОТО), знаменитой формуле Эйнштейна (E=MC2) и связанному с этим эффекту замедления «времени»…

8. ВРЕМЯ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

  Как мы знаем из общей теории относительности, чем сильнее ускорение ракеты, и чем ближе её скорость к скорости света, тем больше возрастает её масса. Так же предполагается, что параллельно с этим будет замедляться ход часов на борту. Но с чем связаны эти процессы в физическом смысле?

  Насколько мне известно, специальная теория относительности представлена всего одной формулой — E=MC2, где E – это энергия импульса материальной точки, M – масса материальной точки, а C – скорость света. 

  Под импульсом материальной точки релятивистская механика понимает не просто произведение массы материальной точки на ее скорость, а произведение массы на частное от деления скорости на некоторую функцию, зависящую от квадрата отношения скорости материальной точки к скорости света в пустоте.

  Из новых уравнений механики с очевидностью следует, что скорость материальной точки никогда не может достигнуть скорости света в пустоте. Таким образом, скорость света в пустоте оказывается верхним пределом скорости передачи энергии в пространстве.

  Материальное тело, покоящееся относительно некоторого наблюдателя, обладает в системе координат, связанной с этим наблюдателем, энергией, равной произведению массы покоя на квадрат скорости света. Но если тело начинает двигаться, то его масса возрастает. При приближении скорости тела к скорости света она стремится к бесконечности. Это еще раз указывает на то, что никакому материальному телу с массой покоя, отличной от нуля, невозможно сообщить скорость, равную или тем более превышающую скорость света в пустоте. Эйнштейн обобщил этот результат, показав, что всякое материальное тело, обладающее некоторой массой (измеренной каким-либо наблюдателем), имеет, с точки зрения того же самого наблюдателя, энергию, равную произведению измеренной им массы на квадрат скорости света. 

  Именно поэтому говориться о том, что ни один звездолёт не сможет достичь скорости света, поскольку его собственных энергоресурсов никогда не хватит на то, чтобы двигать вперёд свою бесконечно растущую массу. Для этого необходим, как минимум, дополнительный внешний источник движущей энергии, чтобы придать дополнительный импульс ускорению.

  Однако, сейчас меня больше интересует не скорость звездолёта, а его масса. Почему она возрастает по мере ускорения движущейся системы? 

  Из школьной программы мы знаем, что масса любого объекта в состоянии покоя зависит от его объёма и плотности. Чем больше плотность вещества на один кубический сантиметр, тем больше его масса.

  В механике специальной теории относительности Масса частицы вещества M связана с ее энергией Е прямым соотношением.

  Масса покоя определяет внутреннюю энергию частицы — так называемую энергию покоя E0=M0C2. Таким образом, энергия всегда связана с массой и наоборот – M=E:C2.

Например, чёрные дыры набирают огромную массу и тем самым увеличивают своё гравитационное поле за счёт коллапсирующего вращения и уплотнения имеющегося вещества…

  В звездолёте, летящем со скоростью приближающейся к скорости света, вещество, из которого он состоит, также должно уплотняться за счёт внутренних сил тяготения, возрастающих пропорционально ускорению. Следовательно, при таких условиях, формуле M = E:C2 не хватает дополнительного значения — силы тяготения G. Тогда формула должна иметь следующий вид – M=(E:C2)G или M=E:LC2G)?..

  Тут мне нужна помощь профессионалов, если я хоть в чём-то прав…

   При таких условиях звездолёт будет сокращаться в длину и становиться более массивным, вплоть до бесконечности.

  Этот эффект можно отнести к теории преобразования Лоренца, который утверждал, что объекты движущиеся относительно неподвижного пространства могут сокращаться в линейном измерении. Его предположение не нашло экспериментального подтверждения, поскольку испытания проходили при достаточно малых скоростях. Но А. Эйнштейн смог использовать теорию Лоренца в собственной теории относительности.

  Продолжая физическую интерпретацию преобразования Лоренца, Эйнштейн показал, что любое материальное тело, движущееся относительно наблюдателя, будет ему казаться короче (в направлении движения), чем наблюдателю, относительно которого это тело покоится, т.е. наблюдателю, движущемуся вместе с этим телом.

  Кажущееся сокращение размеров сопровождается кажущимся замедлением хода часов. Наблюдатели, находящиеся, например, в системе координат А, изучая ход часов, движущихся вместе с системой В, обнаружат, что они отстают от их собственных часов, покоящихся в системе А. Иначе говоря, можно утверждать, что движущиеся часы идут медленнее неподвижных. Как показал Эйнштейн, это тоже одно из следствий преобразования Лоренца. 

  Согласно специальной теории относительности сокращение масштабов и замедление хода часов имеют взаимный характер. Если каждый из двух наблюдателей, движущихся Друг относительно друга прямолинейно и равномерно, обладают одинаковыми часами и линейками, то, произведя измерения, каждый из них обнаружит, что линейка другого короче его собственной, а часы другого отстают от его часов. Но как утверждал Эйнштейн, это будет лишь кажущийся эффект, а значит реального сокращения объектов и замедления хода часов не произойдёт.

  Что же касается общей теории относительности, когда мы имеем дело с системами, движущимися с ускорением и приближающимися к субсветовой скорости, то здесь можно говорить уже о действительном сокращении размеров , то есть уплотнении материального объекта, и замедлении хода «времени» в часах. В этом случае преобразование Лоренца приобретает новый смысл, поскольку движущиеся с ускорением тела реально сокращаются по отношению к окружающему пространству.

  Но остаётся вопрос — почему при возрастании массы в ускоряющемся звездолёте или вблизи мощного гравитационного поля замедляется ход часов?? Что происходит с механизмами, электронами и атомами хронометров?

  Я считаю, что они набирают массу и сжимаются, уплотняясь под действием внутренних или внешних сил возрастающего тяготения, поскольку в межатомном пространстве «пустоты» гораздо больше, чем самого вещества. То есть субъективно окружающие объекты могут не менять своего вида, но объективно, со стороны внешнего наблюдателя, они будут сокращаться в линейном размере.

  Сжимаясь и набирая массу, электроны в атомах естественным образом замедлят скорость своего движения. Колебания элементарных частиц также станут менее интенсивными, что в свою очередь, может отразится на продолжительности их индивидуального существования. То есть они будут двигаться значительно медленнее, но при этом жить гораздо дольше обычного.

  Замедление движения электронов будет влиять и на объективные показания электронного хронометра. Только так и можно объяснить торможение «времени» в определённой системе, движущейся с ускорением или вблизи объектов с большой массой…

  Полную версию статьи и другие главы можно прочитать в одноименной книге.

https://author.today/reader/121375

  Кому нравится эта тема, подписывайтесь , ставьте лайк и высказывайте своё мнение. 

Автор: Кривонос Лариса Михайловна

Организация: ГУО «Средняя школа №1 г.п. Хотимска»

Населенный пункт: РБ, Могилевская область, г.п. Хотимск

Пояснительная записка

В последнее время я стала обращать внимание, что, переходя на вторую ступень обучения, многие учащиеся испытывают затруднения при пересказе текста, написании сочинения, даже при составлении предложения из отдельных слов, хотя техника чтения у них соответствует возрасту. Причины этого могут быть следующие:

— сокращение общего количества уроков русского языка и литературы;

— сокращение количества уроков развития речи во всех классах;

— отсутствие потребности в живом общении (общение заменил компьютер);

— отсутствие интереса к чтению художественной литературы.

Конечно, в своей практической деятельности человек употребляет лишь определенное количество слов, поэтому мы не сможем помочь нашим детям полностью овладеть всем словарем русского языка, но обогатить и совершенствовать их словарный запас нам под силу. И в этом помогут словарные упражнения на уроках русского языка.

Цель мастер-класса – трансляция преподавательского опыта путём передачи руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс.

Задачи: актуализировать знания участников мастер-класса о способах обогащения и пополнения словарного запаса; способствовать формированию творческого потенциала учителей-предметников, распространению эффективных образовательных практик преподавания предмета; создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Ведущая педагогическая идея мастер-класса

Вся словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети либо не знают, либо понимают неправильно или неточно; может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (фарфор, столяр и др.), а также для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Ожидаемый результат мастер-класса

Повышение профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы в организации работы над словами из словаря на уроках русского языка.

Актуальность темы мастер-класса

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещена на половине тетрадной странички, а словарных слов — огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?

Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словообразования и, наконец, связной речи вообще.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.

Ход мастер-класса

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.
  2. Информационно-деятельностный этап.

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

1.Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

2.Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

3.Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке.

4.Словарная работа – это систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Вся словарная работа может вестись по двум направлениям: словарно-семантическом и словарно-орфографическом. Однако практика показывает, что, объединив эти направления, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Существует много приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (мебель- кровать, диван, тахта);

в) описательным способом (абонент- тот, кто имеет право временного пользования чем-либо);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарно-орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов с непроверяемыми орфограммами только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. Наилучший вариант – это давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. В этом случае целесообразно предложить детям следующие задания:

-различные виды работы с орфографическим словарем;

-подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

-разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова;

-подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

-выяснить происхождение слова (часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово);

-различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

-составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказов.

При обучении детей правописанию необходимо обязательно использовать орфографический словарь. Чтобы рационально и эффективно его использовать, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, можно предложить следующие:

-устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места;

-выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “школа», “спорт” и др.; имена существительные 1скл.; слова с ударением на первом слоге и т.п.);

-списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю;

-упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.

Работа над смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации. Для этого используются два основных приёма:

-указание на род и видовой признак;

-обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.

Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам. Как известно, знакомство с новым видом орфограмм начинается с организации восприятия новых знаний. Восприятие как этап объяснения на уроке орфографии должно быть трёхкомпонентным:

1)на основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;

2)зрительное;

3)понятийное.

Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем заставить слово работать в контексте — словосочетании и предложении. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант — это тоже работа со словом.

Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём — этимологическая справка — формирует интерес к слову, к языку, к его истории.

В 5-9 классах использую всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку. Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. сесторонний анализ слова — качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у обучающихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Такая работа уже посильна учащимся 5 класса в пределах изученного ими материала. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается.

В 5 классе, после повторения материала начальной школы, предлагаю детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по составу, по определению лексического значения слова (опережающее обучение). Затем, после изучения программных разделов за курс 5 класса, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Можно начинать работу с игры “Кто больше?” Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.

Каждый класс имеет свой полный вариант задания, в соответствии с объёмом изученного материала. Вот, например, какие вопросы можно поставить в 6 классе:

• указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);

• подобрать синонимы, если они есть;

• определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);

• произвести фонетический разбор;

• указать часть речи и её грамматические признаки;

• разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов.

Среди них

• выделить слово, в котором были бы корень, суффикс, окончание;

• указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);

• в подобранных родственных словах указать “интересные” орфограммы и объяснить их правописание.

Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда я вижу, что учащиеся освоили принципы и методику работы, предлагаю самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Во всех случаях – в ходе тренировочной работы или работы контрольной – учащимся предлагаю вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник составляю совместно с учащимися. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).

Саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. В этом смысле наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение, поскольку даёт огромные возможности для развития личности. Индивидуальность раскрытия темы обеспечивает оригинальность сочинения и делает сам процесс работы над сочинением по-настоящему творческим.

Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности не только в плане раскрытия темы. Очень важно заблаговременно провести грамотную словарную работу, предусмотреть и довести до детей значения новых слов, которые можно использовать при данном виде работы. Чем полнее условия работы над сочинением отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность школьника, тем самостоятельнее и совершеннее становится мышление, тем оригинальнее получается сочинение (приложение 1).

Для активного усвоения в каждом классе предусматривается определенный словарный минимум. Основными критериями отбора словаря для активного усвоения следует считать частотность употребления и практическую необходимость слов. Но в любом случае для ребят стараюсь отобрать такие слова, которые позволяли бы ученику выражать на русском языке свои мысли, понимать собеседника в пределах требований, предусмотренных программой. Таким образом, задача состоит в том, чтобы отобрать оптимальный лексический минимум.

Кроме двух указанных основных критериев существует ряд дополнительных принципов, которые позволяют более объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения. К ним относятся:

1) сочетаемость с другими словами;

2) многозначность;

3) словообразовательная ценность.

Другим не менее важным критерием отбора слов для активного усвоения является многозначность, прямо связанная с сочетаемостью. Чем больше число значений слова, тем выше степень его сочетаемости с другими лексическими единицами. Кроме того, следует помнить, что основным условием реализации лексического значения слова является его сочетаемость. Очень важным является принцип словообразовательной ценности, исходя из которого, отбираю слова, обладающие словообразовательными способностями. Это дает возможность не включать в списки слова, которые легко могут быть образованы и усвоены учащимися в процессе словообразования по известным им моделям. Такие слова составляют потенциальный словарный запас учащихся. Основными источниками пополнения словарного запаса учащихся являются уроки, повседневная речевая практика, чтение. На каждом уроке в результате речевых ситуаций (диалог, беседа, экскурсия, рассказ) учащиеся усваивают новые слова, закрепляют ранее усвоенные.

Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений, сочетаемости с другими словами очень эффективными видами работы являются беседы по картине, описания предметов. Одним из главных источников пополнения словаря учащихся является чтение. При чтении любого текста дети усваивают новые слова, речевые конструкции, новые значения ранее изученных слов. Источником обогащения словаря учащихся могут быть также экскурсии, походы. Таким образом, источники пополнения словарного запаса учащихся разнообразны.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

  1. Подведение итогов мастер-класса.

Работа по обогащению словарного запаса учащихся важна и необходима. Она направлена прежде всего на внимание к слову. Учащиеся не только видят непонятное слово в тексте, но и пытаются объяснить его значение, в случае же неудачи обращаются к словарю. Они легко пользуются справочной литературой, изучают этимологию слова. А это способствует развитию орфографической зоркости и улучшению их грамотности.

К сожалению, количество уроков русского языка сводится к минимуму, а требования к речевой культуре школьника возрастает. Сегодня выпускник должен не только владеть определенной суммой знаний по предметам, но и активно использовать их в жизни, он должен уметь рассуждать, делать выводы, просто должен быть интересным собеседником. А для этого необходимо обладать достаточным словарным запасом. Поэтому упражнения, предложенные мною, могут быть полезны учителям-словесникам в работе по обогащению и совершенствованию словарного запаса учащихся.

Список литературы

1. Долбик, Е.Е., Леонович, В.Л., Облова, О.А. Постигая тайны слова.— Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013.- 224 с.

2. Долбик, Е.Е., Леонович В.Л., Облова О.А. О чем рассказывают слова.— Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2011.-228 с.

3. Козей, О.В., Степанова Л.Ф. За страницами учебника.— Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2003.-268 с.

4. Михневич, А.Е. Рассказы о русском языке.— Минск: Народная асвета, 1985.-231 с.

5. Печенева, Т.А. Культура речи: краткий комплексный справочник.— Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс»,— 2014.- 80 с.

6.Пташкина, В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. — Волгоград: Учитель, 2009.-238 с.

Приложение 1

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине В. Жолток «Колокольчики лесные»

Цель:

  • учить учащихся составлять текст-описание по картине;
  • углубить и закрепить знания об описании как типе речи;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
  • развивать творческое воображение, способность видеть красоту в окружающей действительности;
  • способствовать формированию интереса к белорусской живописи.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: репродукции картин белорусских художников; грамзапись музыки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»; листы с таблицей для сбора рабочих материалов; мультимедийная установка.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Объявление темы и цели.

— Несмотря на то, что за окном у нас зима, мороз, сугробы, каждый понимает, что под снежным сугробом притаились маленькие росточки травы, цветов. Он ждут солнышка, тепла, чтобы порадовать нас своей красотой. Поэтому и на уроке у нас пойдет речь о красоте, о природе, о способности человека увидеть эту красоту и передать её (тема и цель на слайде).

— Но к написанию сочинения мы приступим не сразу. Вначале мы вспомним, какие бывают виды картин в изобразительном искусстве, вспомним композиционную схему текста-описания, обсудим, как мы будем характеризовать предмет, соберем материал для написания сочинения.

3. Актуализация знаний о жанрах изобразительного искусства

— С репродукциями картин художников вы встречались уже на уроках русского языка, литературы, на уроках изобразительного искусства. Вспомните, как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж). А что в литературе мы называем пейзажем? (Определение на слайде).

— Что такое портрет? (Определение на слайде). А в литературе? Чем портрет в живописи отличается от портрета в литературе? (Это описание не только внешности, но и походки, манеры говорить и др.).

А теперь посмотрите на репродукцию ещё одной картины. Что на ней изображено? Как называются такие картины? (Натюрморт).

(На слайде все три определения)

На доске прикреплены репродукции картин.

— Незнайка оставил карточки с подписями: портрет, пейзаж, натюрморт. Может, кто готов помочь Незнайке правильно подписать картины?

— А сейчас мы посмотрим репродукции картин белорусских художников и определим их жанр (репродукции на слайдах). Учитель называет автора, название картины.

4.Работа с текстом.

— Прослушайте текст, постарайтесь выписать слова, которыми пользуются художники, люди, связанные с изобразительным искусством.

Текст

Само слово «живопись» значит живое писать, т. е. писать жизнь. Сочетание различных цветов в картине называют колоритом. Для художника важен и сам цвет, и его сочетание с другими цветами. Выразительность картины достигается и тем, как художник размещает предметы на полотне. Это и есть искусство композиции.

Каждый художник видит мир по-своему. У многих есть излюбленные краски. Иногда про художника говорят: «Какая у него богатая палитра». А про другого: «У него сдержанная палитра». Все цвета принято делить на теплые и холодные. Теплые – это желтый, оранжевый, красный. Холодные – это синие, фиолетовые, голубые.

(Слова на слайде; обращаем внимание на написание)

Физкультминутка

5.Работа с репродукцией картины В. Жолток «Колокольчики» (на слайде и в учебнике):

1) Биографическая справка о художнике (подготовленный ученик).

2) — Какую подпись вы бы закрепили под этой картиной?

— Что мы видим на переднем плане картины? Где стоит букет?

— Откуда мы любуемся цветами?

— Как они попали в дом? Кто мог их собрать?

Работаем с упр. 206: тип речи, стиль.

— А сейчас прочитаем стихотворение А. Толстого «Колокольчики». Как обращается автор к цветам?

— А как вы думаете, почему этот цветок так назвали? (упр.205)

Описать предмет можно в художественном или научном стиле.

3) Вспоминаем композиционную схему описания (на слайде).

6.Работа над черновым вариантом

— Над сочинением мы будем работать поэтапно. А музыка П.И. Чайковского поможет вашей фантазии рисовать словесную картину.

— Опишите общее впечатление от картины. Чем притягивают взор эти цветы? Ваши ассоциации, т. е. что вам вспоминается, когда вы смотрите на картину? (Зачитываем).

— Описание признаков предмета речи: цветок, чашечка, стебелек, листочки, дом, ваза, рушник, окно (материал записываем в таблицу).

— Оценка предмета речи (чувства, которые вызывает эта картина).

7.Рефлексия

— Понравилось ли вам быть художниками слова?

— Сегодня мы с вами увидели красоту красок, услышали красоту музыки и слов. И эту красоту вы сможете передать в своих сочинениях, которые вы доработаете дома. А у меня на столе лежат белые и цветные колокольчики. Выберите колокольчик по своему настроению и прикрепите его к стебельку. Вот такой цветок расцвел у нас. Значит, зиме придется отступить. Спасибо за урок.

Приложение 2

Лексические упражнения

1. Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)

вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)

герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)

2.Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов

весело – радостно – грустно

иногда – изредка – никогда

красивый – прекрасный – уродливый,

рассвет – восход – закат,

богатство – достаток – бедность,

Быстро – стремительно – медленно,

Мороз – холод – жара.

3. «Слова-приятели» (упражнение на синонимы)

«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объяснить его.

4. «Четвертый лишний»

Тетрадь, карандаш, пенал, газета;

Кресло, кровать, диван, крючок;

Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.

5.Объясни значение словосочетаний:

Сердечный человек, сердечный приём, сердечная мышца; глухой старик, глухой голос, глухой согласный, глухой переулок.

6. «Загадки-складки»

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада

А зовут меня …(прохлада)

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …(зима)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь…(тишина)

7.Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Антракт, дефект, жюри, эгоизм, сувенир

8.Сгруппируйте слова исконно русские и заимствованные:

Листовка, портфель, люстра, зажигалка, мать, парашют, сестра, ландшафт, сосна, вуаль.

Упражнения, направленные на формирование и активизацию фразеологического запаса учащихся.

  • работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.

1.Определить лексическое значение фразеологизмов:

Без году неделя (совсем недавно).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).

Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).

Обвести вокруг пальца (обмануть).

2. Допиши фразеологизмы:

1. Золотые… 2.Ломать… 3.Не сводить… 4 Зарубить… 5. От всего… 6. Калачом… 7.Как снег… 8.Лицом… 9. Выбиться… 10. На каждом… 11. Утереть… 12. Сбивать… 13. Кривить… 14. С минуты… 15. Ни к селу… 16.

В час… 17. Легок…

3. « Загадки – шутки»

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (НОС).

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые (УШИ).

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР).

Его проглатывают очень молчаливые люди; его держат за зубами, пытаясь сохранить секрет (ЯЗЫК).

4. «Загадки – складки»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольешь)

Мы исходили городок

Буквально вдоль… .( и поперек).

И так устали мы в дороге,

Что еле…(дотащили ноги)

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, … (кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши …(вянут).

5. Прочитайте. Объедините в пары фразеологизмы – антонимы.

За тридевять земель Хоть руд пруди

Повесить голову Взять себя в руки

С гулькин нос Воспрянуть духом

Выйти из себя Рукой подать

6. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

7. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать … востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)

С … нос (голубиный, гулькин)

Делать из … слона (комара, мухи)

Не в своей … (чашке, тарелке)

8. Использование пословиц.

1)Можно предложить такие задания: вставить пропущенные буквы, письмо по памяти, а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту.

Аппетит приходит во время еды.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Тот герой, кто за Родину горой.

Декабрь – хвостик года.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Большому кораблю большое плавание.

Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.

Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.

2)Восстановите пословицы.

Дружба, служба. Заварил, расхлебывай. Колодец, пригодится. Шило, мешок. Пером, топором.

Лексико-грамматические упражнения

1.Подбор однокоренных слов:

-Асфальт, асфальтный, асфальтировать.

— Болото, болотце, болотный, болотистый.

— Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

-Звук, звуковой, звучный, звучание, звучать, зазвучать.

— Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

2.Определить по словарю лексическое значение слов. Объяснить, почему данные слова имеют разное лексическое значение.

Вода, водяной, водянистый, водный, подводный, подводник.

Луна, лунный, луноход, прилуниться.

Бежать, бег, бегун, убежать, прибежать.

3.Сгруппируйте слова с одинаковым корнем.

Белый, лететь, друг, побелеть, дружеский, лётчик. Белизна, вылететь, подружиться.

4.Разбор слова по составу:

Для такой работы часто предлагаю слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, газетчик, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

5.Объясните разницу в составе и значении прилагательных; составьте словосочетание «сущ.+ прилаг.».

Зубной – зубастый;

Глазной – глазастый;

Дождевой – дождливый.

6. Найди четвертое лишнее

-Носок, мозоль, георгин, помидор.

-Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

— Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.

7.От данных слов образуйте имена существительные:

Смелый, бледный, чуткий, бодрый, быстрый, теплый, широкий, богатый

8.Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные:

Ветер, дом, погода, кофе, ножницы, каникулы.

9.Игра «Кто больше». Вспомните фразеологизмы и пословицы, в состав которых входят числительные.

10.К глаголам допишите личные местоимения 1-го и 2-го лица.

Беседовать (о ком?)… .

Скучать (без кого?)… .

Сговориться (с кем?)… .

Ссориться (из-за кого?)… .

11.Допишите глаголы к данным существительным в указанном наклонении.

Изъявительное Условное Повелительное

Глазами видят Косой… Серпом…

Ушами… Ножом… Лопатой…

Лёгким… Рубанком… Пилой…

Топором… Плугом… Метлой…

Мылом… Пером… Косилкой…

12. Допишите к глаголам существительные в нужном падеже.

Беспокоиться (о ком?)

Тревожиться (за кого?)

Обвинять (в чем?)

Осуждать (кого?)

Управлять (чем?)

Регулировать (что?)

Руководить (чем?)

Возглавлять(что?) 13.Замени слова в скобках наречием.

Прийти домой (пока светло)-

Обсуждать (со всех сторон)-

Работать (стремясь к цели)-

Находиться ( на близком расстоянии)-

Проговорить (очень тихо)-

Бродить в темноте (ничего не видя)

Слова для справок: шепотом, засветло, целеустремленно, всесторонне, невдалеке, вслепую

14. Распределительный диктант

Распредели словарные слова по частям речи (существительное, прилагательное, глагол)

Паспорт, преследовать, бирюзовый, айсберг, бархатный, отражать, аппетит, ориентация.

Лексико-синтаксические упражнения

1.Допиши определяемые существительные к обособленным определениям. Продолжите предложения.

…, заработанные на субботнике,…

…, собравшиеся на конференцию,…

…, мокрая от дождя,…

…, румяная от мороза,…

2. Из двух простых предложений составьте одно с обособленным определением.

1)Мой отец молча сидел в углу. Он был усталый и бледный. 2) В седьмом часу вечера мы вернулись домой. Мы были запыленные и усталые. 3) Незаметно наступила ночь. Она была светлая и лунная.

3.Найдите в предложениях определяемые слова и подберите определения из скобок.

Над городом прогрохотала, как праздничный салют, (бурная, оглушительная) весенняя гроза. И хлынул (проливной, сильный) дождь. По центральной, затопив её проезжую часть, стремительно несся (шумный, бешеный) поток. Весь транспорт остановился. Только мальчишки в (радостном, беззаботном) озорстве, приплясывая от удовольствия, хлюпали (босыми, загорелыми) ногами в этой (неожиданной, случайной) реке.

4.С предложенным словарным словом составь предложение (простое, СПП, ССП, СБП), произведи синтаксический разбор.

Лексико-орфографические упражнения

1.Заменить слова синонимами с приставками без-, бес-.

Правильный (безошибочный)

Храбрый (бесстрашный)

Ненужный (бесполезный)

Жестокий (беспощадный)

Множественный (бесчисленный)

Шумный (беспокойный)

2.Подберите антонимы к прилагательным. Объясните написание Ё после шипящих.

Дорогой костюм (дешёвый), белый платок (чёрный), лёгкая ноша (тяжёлая), мягкий хлеб (чёрствый), мягкие волосы (жёсткие).

3.Диктант- кроссворд.

1) Точная выдержка из текста (ЦИТАТА)

2) Плотная плетёная подстилка на пол (ЦИНОВКА)

3) Птенец курицы (ЦЫПЛЕНОК)

4) Стриженый и крашеный мех овцы (ЦИГЕЙКА)

5) Одноглазый великан (ЦИКЛОП)

6) Музыкальный инструмент (ЦИМБАЛЫ)

7) Бесстыдное поведение, проникнутое презрением к морали (ЦИНИЗМ)

4.Почему по-разному написаны слова?

Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил

Раз учительница в школе

Посоветовала Коле:

-Списывая, не спеши,

Букву к буковке пиши

Упражнения для работы со словарными словами

1.Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

2.Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

По пригоркам, по равнинам

Я веду свою машину.

Я люблю дорог простор,

А зовут меня…(шофёр).

3.Какое слово зашифровано в шараде?

Мой первый слог – крик птицы. Два других на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда. — Запиши это слово (картина).

4.Выпиши из предложения словарное слово, произведи (морфологический, словообразовательный, фонетический, морфемный) разбор.

Приложения:

  1. file0.docx.. 60,3 КБ

Опубликовано: 16.02.2021

Флешмобы в поддержку Путина не обошли стороной юг России, в  Дагестане к акциям за президента привлекли и студентов колледжа. Кремль дистанцировался от флешмобов, а их участники были раскритикованы пользователями Instagram за конформизм. Флешмобы за Путина явно задуманы как ответ на акции сторонников Навального, указал политолог Евгений Минченко.

Что было потом: Краснодарский Центр национальных культур отметился роликом в поддержку Путина

Как писал «Кавказский узел», 4 февраля на Мамаевом кургане в Волгограде прошли съемки клипа в поддержку Путина. К ним были привлечены местные педагоги, врачи и другие бюджетники. Часть участников съемок заявили, что их привлекли туда под видом съемок патриотического клипа группы «Любэ». Пользователи Instagram в комментариях к публикации итогового ролика на странице депутата Олега Ярыгина выразили возмущение таким обманом, но эти комментарии оттуда были удалены.

Видеоряд клипа содержит кадры, на которых показаны в рабочей обстановке сотрудники скорой помощи и рабочие завода «Красный Октябрь», а также спортсмены на футбольном поле и студенты ВолгГТУ в аудитории и коридорах вуза. В конце ролика показано, как толпа волгоградцев дружно шествует к Мамаеву кургану, размахивая фонариками. В песне, на которую сделан видеоклип, поется о Родине-матери, но завершается он наложенной на видеоряд фразой «Мы с вами, Владимир Владимирович!».

Студенты заявили, что их обманом привлекли к флешмобу за Путина

Флешмоб «Путин — наш президент» проходит по всей России, и в некоторых городах, в частности в Москве и Белгороде, студенты заявили, что их обманом позвали сняться в видеоролике в поддержку Путина. Так, по данным студентов Белгородского института искусств и культуры, их на перемене собрали в актовом зале и попросили станцевать для ролика ко Дню защитника Отечества. Этот ролик затем был опубликован с наложенной на него аудиозаписью скандирования лозунга: «Путин — наш президент». Руководство университета извинилось перед студентами, причем проректор Наталья Бараниченко пояснила, что университет выполнял «социальный заказ», а она не успела предупредить студентов о концепции ролика. Вскоре видео акции удалили со страниц белгородских депутатов, сообщила 9 февраля «Русская служба Би-би-си».

Студентов Московской юридической академии имени Кутафина позвали поучаствовать в записи ролика «в поддержку нашей страны как лидера в борьбе с ковидом». Но уже на месте съемки оказалось, что это ролик в поддержку президента, где надо скандировать «Президент у нас один, вместе с ним мы победим», говорится в той же публикации.

Особенно массовым стал флешмоб екатеринбургской компании «Сима-ленд», в котором участвовали несколько тысяч человек. Сотрудники предприятия с флагами России прошли колонной вдоль главного корпуса компании, а затем выстроились на парковке в надпись «Путин наш президент». Власти Свердловской области вынесли компании предупреждение за несогласованное мероприятие, сообщил 6 февраля «Коммерсант».

23 и 31 января по всей России, в том числе на юге страны, прошли акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Аналитики признали их самыми массовыми за постсоветскую историю России. 2 февраля Навальный был приговорен к заключению в колонии, в тот же день прошли массовые задержания, в том числе журналистов. Опрошенные «Кавказским узлом» политологи, однако, спрогнозировали дальнейшее угасание протестной активности в регионах. 

Флешмобы за Путина не обошли стороной и юг России

В Ростовской области ролик в поддержку Путина записал мусорный оператор «Экотранс». На видеоролике, опубликованном 8 февраля на YouTube-канале YugopolisTube, запечатлен полигон утилизации отходов в Неклиновском районе. «Владимир Владимирович, мы с вами! Во имя процветания России! Во имя будущего наших детей!» — говорит в начале видео руководитель компании «Экотранс» Валерий Завгородний, который также является депутатом Городской думы Таганрога и членом партии «Единая Россия». После этого в кадре появляются сотрудники компании, которые размахивают российскими флагами и троекратно кричат: «Путин – наш президент!»

Акция в Ростовской области скорее вредит имиджу Путина, считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. «Свалки ассоциируются у нас с нарушением закона и травлей населения. Тема вообще больная для России последних лет и вызвала много протестов. Поэтому запись такого обращение поддержки в конечном итоге только навредит президенту», — процитировал 9 февраля Гращенкова «Блокнот».

На YouTube-канале Mamix 1.0 еще 5 февраля был опубликован ролик о флешмобах в поддержку Путина, прошедших в трех городах Ставропольского края: Ставрополе, Железноводске и Пятигорске. На видео группы молодых людей размахивают российскими флагами и делают синхронные движения на фоне местных достопримечательностей.

Аналогичный ролик с участием нескольких десятков молодых людей был снят в Астрахани, он опубликован в Instagram-паблике «Трезвая Россия. Астрахань» 6 февраля. «Астрахань присоединилась к флешмобу #ПутинНашПрезидент», — говорится в публикации.

Флешмоб с десятками участников прошел в Ингушетии, у Башни Согласия в центре Магаса. На видео, опубликованном сегодня на странице Magas Capital в соцсети «ВКонтакте», процессия в национальных костюмах выходит из башни на площадь, где выстроились люди с флагами России и Ингушетии в руках.

Пользователи Instagram раскритиковали серию флешмобов в Дагестане

В Дагестане прошла церия серия флешмобов в поддержку Путина. Так, 3 февраля студенты махачкалинского медколледжа скандировали «Владимир Владимирович, мы с вами!», а 4 февраля сотрудники концерна Кизлярского электромеханического завода вышли на флешмоб со словами «Наш лидер, наш президент». 5 февраля в Хасавюрте прошел флешмоб в форме утренней зарядки, в тот же день флешмоб в поддержку Путина прошел в селе Дылым Казбековского района республики и на футбольном поле в Махачкале. 6 февраля жители Дербента выступили с обращением в поддержку президента у стен цитадели Нарын-Кала, а администрация села Ботлих распространила обращение с хэштегом #ПутинНашПрезидент от имени местных ополченцев, сражавшихся с боевиками в 1999 году, сообщило 9 февраля дагестанское издание «Мирмол».

Видео флешмоба на футбольном поле в Махачкале было опубликовано 7 февраля в Telegram-канале «Что там у дагестанцев?». В кадре молодые люди в красных, синих и черных куртках держат транспарант «Путин-наш президент» и флаги России и Дагестана. «Представители махачкалинской молодежи и спортивной общественности провели акцию #ПутинНашПрезидент», — говрится в пояснении к публикации.

Флешмоб в поддержку Путина был снят и на заводе «Дагдизель». Ролик был опубликован 8 февраля в Instagram-паблике «За президента».

Публикации с дагестанских флешмобов в Instagram вызвали в основном критическую реакцию у пользователей. «Стыдно смотреть на этих людей», — написала naika_love_you, автор наиболее популярного комментария к кадрам с флешмоба студентов медколледжа, опубликованным в сообществе mkala_. К 19.00 мск 10 февраля комментарий собрал 176 «лайков».

«Не вмешивайте детей в политику, говорили они», — сыронизировал askhab, автор наиболее популярного комментария к опубликованным в том же сообществе кадрам с флешмоба сборной России по вольной борьбе. Этот комментарий собрал 235 «лайка».

Администраторы Instagram-паблика «Эхо Дагестана» сопроводили публикацию видео флешмоба спортсменов-вольников ироничным комментарием. «Жаль, что в Дагестане не заканчивается очередь на «двухсотки» и мерсы», — говорится в публикации, очевидно, с намеком на то, что участники и организаторы флешмоба рассчитывают на дорогие подарки от власти, которую поддерживают.

Кремль дистанцировался от флешмобов в поддержку Путина

Флешмобы в трудовых коллективах и университетах в поддержку Путина однозначно являются ответом на акции в защиту Алексея Навального, но не факт, что это было «указание сверху» регионам, считает директор Международного института политической экспертизы, глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.

«Разумеется, акции [в поддержку Путина] задумывались в таком качестве. Кто это придумал – местные власти или указание спущено сверху, из Кремля, сказать сложно. Бывает, кто-то из вице-губернаторов или единороссов придумал провести флешмоб, возникла идея поддержать Путина, а дальше подхватили коллеги из соседних регионов. Но можно и допустить, учитывая, что акции проходят одновременно по всей стране, что это указание сверху», — сказал Минченко корреспонденту «Кавказского узла» Олегу Краснову.

Кремль не имеет отношения к массовым акциям в поддержку Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «К нам это никакого отношения не имеет», — процитировал его 8 февраля «Интерфакс».

Новости об акциях в поддержку Навального собраны «Кавказским узлом» на специальной тематической странице «Акции Навального».

  • Рассказ как готовить блины на английском
  • Рассказ как барин настю драл
  • Рассказ кавказцы и жена
  • Рассказ к иллюстрации билибина к сказке о царе салтане
  • Рассказ к пьесам детского альбома чайковского 3 класс придумать