Рассказ как рубашка в поле выросла к ушинский читать

Худо тому, кто добра не делает никомугришенька, одолжи мне на минутку карандаш.а гриша в ответ: носи свой; мой мне самому

Худо тому, кто добра не делает никому

Читать рассказ Ушинский — Худо тому, кто добра не делает никому
Гришенька, одолжи мне на минутку карандаш.
А Гриша в ответ:
— Носи свой; мой мне самому нужен.
— Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку.
А Гриша в ответ:
-Книги твои, сам их и укладывай.
Любили ли Гришу товарищи ?

Четыре желания

Читать рассказ Ушинский — Четыре желания - 1
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

Читать рассказ Ушинский — Четыре желания - 2Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёном)’ лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Читать рассказ Ушинский — Четыре желания - 3Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. — И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Читать рассказ Ушинский — Четыре желания - 4Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года! — Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Утренние лучи

Читать рассказ Ушинский — Утренние лучи
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу; побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ку-реку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Кто дерёт нос кверху

Спросил мальчик отца:
— Скажи, мне, тятя, отчего это иной колос так и гнётся к земле, а другой — торчмя торчит?
— Который колос полон, — отвечал отец, — тот к земле гнётся, а который пустой, тот и торчит кверху.

Детские очки

Читать рассказ Ушинский — Детские очки
Говорит мальчик отцу:
— Купи мне, тятя, очки; я хочу по-твоему книги читать.
— Хорошо, — отвечал отец, — я куплю тебе очки, только детские. — И купил мальчику азбуку.

Вместе тесно, а врозь скучно

Читать рассказ Ушинский — Вместе тесно, а врозь скучно

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол».
Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

Лекарство

Читать рассказ Ушинский — Лекарство
Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горького лекарства. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай я выпью лекарство за тебя».

Сила не право

Читать рассказ Ушинский — Сила не право
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры, Тани, куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и всё видел.
Что сказал Мите отец?

Дедушка

Читать рассказ Ушинский — Дедушка
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась.

Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.

Трусливый Ваня

Читать рассказ Ушинский — Трусливый Ваня
Замесила мать Вани тесто в квашне и поставила на печь киснуть, а сама ушла к соседке.
В сумерках пришёл Ваня домой, окликнул — никого в избе нет. Вот и хотел он огоньку вздуть, как слышит: кто-то на печи пыхтит. «Видно, домовой!» — подумал Ванюша, затрясся от страху, выпустил из рук лучину — да бежать.

Впотьмах наступил Ваня на кочергу, а она его по лбу. «Ай-ай, батюшки, помогите!» — завопил Ваня и хотел было вон из избы. На ту беду, разулся у него лапоть, и Ванюша прихлопнул дверью оборку от лаптя. Растянулся в сенях и вопит благим голосом: «Ай, батюшки! ай, соседушки! помогите! отымите! держит меня домовой!»

Прибежали соседи, подняли Ванюшу, ни жива, ни мертва; а как узнали в чём дело, то стали над ним смеяться. Долго потом дразнили Ванюшу и расспрашивали его: как это он испугался теста в квашне, кочерги в углу, лаптя на своей ноге.

Дети в роще

Читать рассказ Ушинский — Дети в роще - 1
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы ещё успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелёными кустами, под кудрявыми берёзками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети жёлтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчёлка, — мне нужно собирать мёд.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить своё хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал:
— Строю гнездо для своих маленьких деток.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днём и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идёт кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Читать рассказ Ушинский — Дети в роще - 2
Детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зелёной ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превесёлую песенку.
— Эй ты, весёлый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

Как рубашка в поле выросла

Читать рассказ Ушинский — Как рубашка в поле выросла
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
— Что ты, тятя, делаешь?
—А вот сею ленок, дочка. Вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
— Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
«У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят.
А сёстры тут ей опять сказали:
— Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне.
Потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.
Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры.
Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.
«Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето — настала осень. Мать установила в избе кросна, натянула на них основу и начала ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек.
Принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Чужое яичко

Читать рассказ Ушинский — Чужое яичко
Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку.

Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и побольше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички, сбегает поклевать зёрнышек, попить водицы, и опять на место; даже вылиняла, бедняжка. И какая стала сердитая, шипит, клохчет, даже петушку не даёт подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в тёмном уголке делается. Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклёвываться, один за другим: проклюнет скорлупку носом, выскочит, отряхнётся и станет бегать, ножками пыль разгребать, червяков искать.

Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел: кругленький, пушистый, жёлтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. «Странный у меня вышел цыплёнок, — думает курица, — клюёт, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается». Подивилась курица своему цыплёнку, однако же какой ни на есть, а все сын. И любит, и бережёт его курица, как и прочих, а если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги.

Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыплёнок завидел воду, так прямо и кинулся в неё. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый ещё раз в своей жизни заорал сиплым голоском: «Ку-ку-ре-ку!» Помогите, мол, добрые люди! Братец тонет!

Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапами. На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: «Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу».

Гуси

Читать рассказ Ушинский — Гуси
Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.
Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?
Отец. Нет.
Вася. Кто же кормит диких гусей?
Отец. Они сами отыскивают себе пищу.
Вася. А зимою?
Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в тёплые страны, а весною возвращаются снова.
Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в тёплые страны?
Отец. Потому, что домашние животные потеряли уже отчасти прежнюю ловкость и силу и чувства у них не так тонки, как у диких.
Вася. Но почему это случилось с ними?
Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Из этого ты видишь, что и люди должны стараться делать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.
Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.

Читать сказки К.Д. Ушинского

Лиса и гуси

Читать сказку Ушинский — Лиса и гуси
Пришла однажды лиса на лужок. А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит:
—Вот я сейчас всех вас съем! А гуси говорят:
—Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас!
—Нет! — говорит лиса, — не буду жалеть, всех съем! Что тут делать? Тогда один гусь говорит:
—Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас!
—Ну ладно, — говорит лиса, — пойте! Стали гуси все в ряд и запели:
— Га! — Га-га! Га-га-га! Га-га-га-га! Га-га-га-га-га!
Они и теперь поют, а лиса ждёт, когда они кончат.

Ворона и рак

Читать сказку Ушинский — Ворона и рак
Летела ворона над озером; смотрит — рак ползёт: цап его! Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:
—Ай, ворона! ворона! знал я твоего отца и мать, что за славные были птицы!
—Угу! — говорит ворона, не раскрывая рта.
—И сестёр и братьев твоих знал — отличные были птицы!
—Угу! — опять говорит ворона.
—Да хоть хорошие были птицы, а все же далеко до тебя.
—Aгa ! — крикнула ворона во весь рот и уронила Рака в воду.

Петушок с семьёй

Читать сказку Ушинский — Путушок с семьёй
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
—Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие, чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зёрнышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

Спор деревьев

Читать сказку Ушинский — Спор деревьев
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает. Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне все же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Умей обождать

Читать сказку Ушинский — Умей обождать

Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленёхонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! — кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.

Выздоровел петушок и пошёл в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:
—Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.
Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замёрзнуть; теперь ещё лёд очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лёд проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.

Спор животных

Читать сказку Ушинский — Спор животных
Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и говорит:
– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Орёл и кошка

Читать сказку Ушинский — Орёл и кошка
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
Вдруг, откуда ни возьмись, – огромный степной орёл: как молния спустился он с вышины и схватил одного котика. Но не успел ещё орёл подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Пчела и мухи

Читать сказку Ушинский — Пчела и мухи
Позднею осенью выдался славный денёк, какие и весною на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.

– Как вы глупы со своим весельем, – сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. – Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод, и нам всем придётся пропасть.
– Зум-зум-зум! Зачем же пропадать, – отвечали мухе весёлые пчёлки. – Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето много припасено мёду.

Учёный медведь

Читать сказку Ушинский — Учёный медведь

– Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.
Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честны́м господам поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.

– А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
Идёт медведь, нейдёт; назад оглядывается, лапой за ухом скребёт.
Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться.

Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
– А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.
И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.

Леший

Читать сказку Ушинский — Леший

Жители одной уединённой деревни были в большом беспокойстве, особенно бабы и ребятишки. В ближнем любимом их лесу, куда мальчики и девочки поминутно шныряли то за ягодами, то за грибами, завёлся леший. Как только настанет ночь, так и пойдёт по лесу хохот, свист, мяуканье, а по временам раздаются страшные крики, точно кого-нибудь душат. Как зааукает да захохочет, волосы становятся дыбом.

Дети не только ночью, но и днём боялись ходить в свой любимый лес, где прежде только и слышно было что пенье соловьев да протяжные крики иволги. В то же время чаще прежнего стали пропадать по деревне молодые куры, утки и гусята.
Надоело это наконец одному молодому крестьянину Егору.
– Погодите, бабы, – сказал он, – я вам лешего живьём принесу.

Дождался Егор вечера, взял мешок, ружьё и отправился в лес, несмотря на просьбы своей трусливой жены. Целую ночь пробродил он в лесу, целую ночь не спала его жена и с ужасом слушала, как до самого света хохотал и аукал леший.
Только уже утром показался Егор из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое, одна рука у Егора была обмотана тряпкой, а на тряпке видна была кровь. Весь хутор сбежался на двор к отважному крестьянину и не без страха смотрел, как он вытряхивал из мешка какую-то невиданную птицу, мохнатую, с ушами, с красными большими глазами. Она кривым клювом щёлкает, глазищами поводит, острыми когтями землю дерёт; вороны, сороки и галки, как только завидели чудище, так стали над ним носиться, подняли страшный крик и гам.

– Филин! – крикнул тут один старик. – Ведь я ж вам, глупые, говорил, что это всё филин проказит.

Журавль и цапля

Читать сказку Ушинский — Журавль и цапля
Летела сова — весёлая голова; вот она летала, летала и села; хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела…Это присказка, а сказка вся впереди.

Жили-были на болоте журавль да цапля; построилисебе по краям болота избушки и живут. Показалосьжуравлю скучно жить одному, и задумал он жениться.«Дай, говорит, пойду, посватаюсь к цапле!» Пошёл —тяп, тяп! семь вёрст болото месил; приходит и говорит:«Цапля! пойди за меня замуж: станем вместе жить».«Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя платье коротко, ноги очень длинны, сам худо летаешь, кормить меня будет нечем. Ступай прочь, долговязый!»

Пошёл журавль домой, несолоно хлебавши; а цапля после раздумалась: «чем жить одной, пойду лучше за журавля». Приходит цапля к журавлю и говорит:«Журавль, возьми меня замуж». А журавль сердит:«Нет, цапля, не возьму тебя замуж: надо было идти, когда сватал, а теперь — убирайся!» Заплакала со стыда цапля и пошла домой. Журавль раздумал и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю; одному скучно жить; пойду и возьму». Приходит журавль к цапле и говорит: «Цапля, я вздумал на тебе жениться, пойди за меня». А цапля сердита на журавля и говорит: «Иди прочь, долговязый! не пойду за тебя замуж».

Пошёл журавль домой. Тут цапля раздумалась: «зачем отказала? пойду лучше за журавля!» Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они до сих пор по болоту один к другому: сватаются, сватаются, да никак не женятся.

Мена

Читать сказку Ушинский — Мена
Купался богатый купец в реке, попал на глубокое место и стал тонуть. Шёл мимо старик, мужичок- серячок, услыхал крик, кинулся — и купца из воды вытащил. Купец не знает, как старика благодарить: позвал к себе в город, угостил хорошенько и подарил ему кусок золота величиною в конскую голову.

Взял золото мужичок и идёт домой, а навстречу ему барышник — целый табун лошадей гонит: «Здравствуй, старик! откуда бог несёт?»Из города, от богатого купца. — «Что же тебе купец дал?»Кусок золота в конскую голову. — «Отдай мне золото, возьми лучшего коня». Взял старик лучшего коня, поблагодарил и пошёл дальше.

Идёт старик, а навстречу ему пастух волов гонит: «Здравствуй, старик! откуда бог несёт?» — Из города, от купца. — «Что же тебе купец дал?» — Золота в конскую голову. — «А где же оно?» — Променял на коня. — «Променяй мне коня на любого вола». Старик выбрал вола, поблагодарил и пошёл.

Идёт старичок, а навстречу овчар — гонит овечье стадо: «Здравствуй, старичок! откуда бог несёт?» — От богатого купца, из города. — «Что же тебе купец дал?» — Золота в конскую голову. — «Где же оно?» — Променял на коня. — «А конь где?» — Променял на вола. — «Променяй мне вола на любого барана». Взял старик лучшего барана, поблагодарил и пошёл дальше.

Идёт старик, а навстречу свинопас — поросят гонит: «Здравствуй, старик! где был?» — В городе, у бога- того купца.—«Что же тебе купец дал?» — Кусок золота в конскую голову. — «Где же оно?» — Променял на коня. — «А конь где?» — Променял на вола. — «А вол где?» — Променял на барана. — «Давай мне барана, бери себе лучшего поросёнка». Выбрал старик поросёнка, поблагодарил пастуха и пошёл.

Идёт старик, а навстречу ему коробейник с коробком за спиной: «Здравствуй, старик! откуда идёшь?» — От купца из города. — «А что тебе купец дал?» — Золота в конскую голову. — «Где же оно?» — Променял на коня. — «А конь где?» — Променял на вола.— «А вол где?» — Променял на барана. — «А баран где?» — Променял на порося. — «Променяй мне поросёнка на любую иглу». Выбрал старик славную иголку, поблагодарил и пошёл домой.

Пришёл старик домой, стал через плетень перелезать и иглу потерял.
Выбежала старику навстречу старушка: «Ах, голубчик мой! я без тебя здесь совсем было пропала. Ну, рассказывай, — был ты у купца?» — Был. — «Что
тебе купец дал?» — Кусок золота в конскую голову. — «Где же оно?» — Променял на коня. — «А конь где?» — Променял на вола. — «А вол где?» — Променял на барана. — «А баран где?» — Променял на поросёнка. — «А поросёнок где?» — Променял на иглу: хотел тебе, старая, подарочек принести, стал через плетень перелезать и потерял. — «Ну, слава же богу, мой голубчик, что ты сам вернулся; пойдём в избу ужинать». И теперь живёт старичок со старушкой, счастливы и без золота.

Лиса и кувшин

Читать сказку Ушинский — Лиса и кувшин
Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы
и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит: «Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же
меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл да и полно!» — Не отстаёт кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «погоди же ты, проклятый, не отстаёшь честью, так я тебя утоплю». Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть-утонул, да и лису за собой потянул.

Стихи К.Д. Ушинского для детей

Птичка

Читать стихи Ушинский — Птичка
Птичка над моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт:
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несёт.

Птичка домик сделать хочет;
Солнышко взойдёт, зайдёт, —
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поёт.

Ночь холодная настанет,
От реки туман пойдёт:
Птичка, душенька, устанет,
Спит и петь перестаёт.

Но чуть утро, птичка снова
Песню звонко заведёт:
Весела, сыта, здорова —
И поёт, себе, поёт.

Урок

На лужайке детский крик:
Учит грамоте ребят
Весь седой ворчун-старик,
Отставной солдат.

— Я согнулся и уж слаб:
А виды видал!
Унтер не был бы, когда б
Грамоте не знал!

Дружно, дети!—все зараз:
Буки-аз, буки-аз!
Счастье в грамоте для вас.

У меня-ль в саду цветок,
Насадил я каждый сам…
Я из тех цветов венок
Грамотному дам.

Битый — правду говорит
Молвь людей простых —
Стоит двух, кто не был бит,
Грамотей — троих.

Дружно, дети, все зараз:
Буки-аз, буки-аз!
Счастье в грамоте для вас.

Летний дождь

Читать стихи Ушинский — Летний дождь
«Золото, золото падает с неба!»
Дети кричат и бегут за дождём…
— Полноте, дети, его мы сберём;
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба.

Борзый конь

Читать стихи Ушинский — Борзый конь
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы!
Всё-таки в галоп — гоп-гоп!

Трух-трух! Рысью, милый друг!
Ведь, сдержать-то станет силы.
Рысью, рысью, конь мой милый!
Трух-трух-трух! не споткнись, мой друг!

Котик

У кота-воркота
Была мачеха лиха.
Она била его, приговаривала:
— Не ходи по чужим, по дворам.,
Не качай чужих детушек.
Приди, котик-котя, ночевать,
Приди Митеньку качать!
Я тебе-то коту
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.

Небывальщинки

Читать стихи Ушниский — Небывальщинки
Середи моря овин горит;
По чисту полю корабль бежит;
Мужики на улице заколы бьют,
Они заколы бьют, рыбу ловят;
По поднебесью медведь летит,
Длинным хвостиком помахивает!

ГБОУ школа №1476, дошкольное отделение №1

Краткосрочный проект в старшей группе по теме «Одежда».

Выполнила: воспитатель Молчанова А.А.

2020г.

Программное содержание: Закрепить знания о сезонной одежде, дать её классификацию. Учить объяснять, почему различается сезонная одежда; заботиться о своём здоровье, правильно одеваться по сезону.

Актуальность проекта: Детям необходимо знать элементарное представление об окружающем мире. Дети не знают историю возникновения одежды, её виды, назначение. Несколько веков назад люди ходили в шкурах, которую они добывали сами. Такая одежда не была удобной и не сохраняла тепло. В наше время существует много тканей как искусственных, так и натуральных. Давным-давно люди поняли, что функции одежды могут быть самыми разными и использовали этот аксессуар как один из главных на своем теле. Что касается одежды для ног, то ее появление было гораздо позже.

Таким образом, появилась необходимость ознакомление детей с историей возникновения одежды , формирование у детей представление о её назначении, свойствах одежды.

Цель проекта: Закрепить понятие о том, что человек на протяжении веков создавал себе предметы для жизни; как изменялись эти предметы от века к веку, научить детей понимать назначение и функции многих предметов столовых и бытовых приборов; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Задачи проекта: разработать перспективный план по заданной теме. Провести цикл занятий по теме «Одежда», «История возникновения одежды». Организовать выставку детских рисунков. Ознакомить детей с историей по тематике «Одежда в старину». Подготовить совместными усилиями родителей альбома «Ткани». Знакомить детей с различными видами одежды, ее назначением, из каких материалов она сделана. Расширить знания детей о истории одежды, сформировать у детей умения, навыки одеваться по погоде.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный. 2 недели

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Необходимые материалы: слайды по тематике, развивающий мультфильм «Изучаем слова: одежда, обувь», альбомы «Ткани», «Бумага», предметные картинки, схема для описательного рассказа об одежде. Презентация «Одежда в старину».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Выставка творческих работ детей.

Презентация «Магазин одежды». Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Одежда». Разработанные рекомендации для родителей на тему: «Одевайтесь по сезону».

У детей сформированы представления об истории происхождения одежды, её видах, частях. Родители привлечены к участию в проектной деятельности.

Список литературы:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.

2.Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.

3.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.

4.Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.

5.Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.

6.Удивительные истории. Л.Е.Белоусова (Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000).

7.Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. И.А.Лыкова. («Карапуз» Творческий центр СФЕРА. М.-2009).

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

2.подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

3.подбор наглядно -дидактического материала; художественной литературы.

4.организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основной этап:

Ознакомление детей с художественной литературой.

1. Русская народная сказка «Золотое веретено».

2. В. Осеева «Волшебная иголочка».

3. Н. Носов «Заплатка».

4. Е. Благинина «Научу одеваться и братца».

5. Л. Чарская «Большая стирка».

7. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

8. З. Александрова «Сарафанчик».

9. В. Орлов «Портниха».

10. А. Барто «Сто одёжек».

11. «Сказка про то, как одежда обиделась».

12. Р.Железнова «Приключение розовой босоножки».

Беседы:

1. Беседа «Какие опасные предметы есть у швеи?» цель: дать знания о том, чем опасен тот или иной предмет.

2.Беседа «Одежда будущего» цель: Формировать умение придумывать одежду будущего. Развивать фантазию, речь, логическое мышление.

3. Беседа «Кто изготавливает одежду?» Цель: Учить детей узнавать на картинке и называть предметы, которые необходимы для изготовления одежды.

4.Беседа «Для чего нужны ткани?» Цель: знакомить со свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представление об истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность; дать понятие о необходимости создания человеком бытовых предметов.

Рассматривание лоскутков ткани.

Цель: Активизировать интерес детей к различным видам и названиям тканей (ситец, капрон, мех, фланель, шёлк и др.)


Экспериментирование с тканью.

Цель: Формировать представления детей о том, какая ткань быстрее намокнет, какая ткань быстрее рвётся, мнётся.


Творческая мастерская: «Веселые портняжки»

Цель: Учить детей создавать бумажную одежду и пуговицы, используя разнообразные художественные материалы (цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши) для работы с детской иголкой. Учить пришивать пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями.

Рассматривание иллюстраций о том, какую одежду носили наши предки.

Цель: Продолжать расширять представления детей об истории одежды, её разновидностях,  социальном предназначении, старинном названии некоторых предметов одежды.

Экспериментирование: «В чем отличие бумаги и ткани?» цель: закрепить свойства бумаги и ткани.

Работа с родителя (разработка рекомендаций)

«Одевайтесь по погоде», «Советы родителям по воспитанию опрятности и аккуратности у детей».

Проведение образовательной деятельности:

ФЦКМ «Как появилась одежда».

Задачи: Формировать представления детей об истории возникновения одежды, о том, какая одежда была в древности, из чего её шили. Формировать представления детей о швейном производстве в современном мире, о профессиях швейной промышленности. Развивать внимание, память, мышление, речь. Расширять и активизировать словарь детей:  швея,  портной, модельер, закройщик, ателье, напёрсток, швейная фабрика, ткацкий станок. Развивать умение детей преобразовывать слова:  швея – шьёт — швейный, ткач – ткёт – ткацкий – ткань и др.

ФЦКМ «Виды ткани».

Задачи: Обобщить знания детей о различных видах ткани.

Познакомить с выращиванием хлопка. Учить сравнивать качества различных тканей, развивать умения находить изделия из различных видов тканей.
Совершенствовать умения детей мыслить, обсуждая и доказывая свою точку зрения, пользуясь распространенными предложениями. Воспитывать культуру речевого общения уважения к труду взрослых.
Словарная работа: хлопок, лен, шерсть, шелк, веретено, прялка, ткань, ткачиха и т.д.

Развитие речи: Составление описательного рассказа по теме «Одежда».

Цель: Развивать связную речь детей. Формировать обобщающего понятия «Одежда». Закреплять цветовую гамму. Умение отгадывать загадки. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Расширять и активизировать словарь имен прилагательных. Развивать память, внимание и мыслительные процессы. Познакомить с одеждой, которую носили в старину.

ЧХЛ Ушинский «Как рубашка в поле росла» цель: закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Рисование «Украсим кукле платьице».

Задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой. Развивать умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги.  Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус.

Рисование «Девочка в нарядном платье».

цель: Учить детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и окрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения

Рисование «Расписные ткани»

цель: прививать аккуратность при работе с красками.

Развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус; уметь рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань»); находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём рисунке элементы декоративно-прикладного искусства;

совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).

Рисование «Дом моделей».

цель: познакомить детей с работой модельера. Учить детей создавать свои модели одежды. Развивать эстетический вкус.

Лепка «Оденем мальчиков и девочек»

цель: обучение технике размазывания, воспитывать познавательный интерес к классификации одежды, бережное и уважительное отношение к вещам, трудолюбие, воспитывать культуру общения.


Рисование «Я –дизайнер»

Цель: Формировать умение создавать узор на одежде (картонная заготовка). Закреплять навыки рисования акварельными красками. Развивать творческие способности, цветовосприятие. Воспитывать аккуратность при работе с красками.


Аппликация «Чудо -дерево» цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать из бумаги, ранее нарисованные ребенком, одежду, обувь.

Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин одежды», «В мастерской модельера», «Дом модели».

цель: прививать доброжелательность, вежливость, дружеские взаимоотношения в игре. Закреплять представления о видах одежды, о профессиях. Продолжать учить детей строить диалог в игре.

Дидактические игры

Д/И: «Идем гулять осенью» Цель: учить отбирать соответствующие схемы.


Д/И«Узнай на ощупь».

Цель: уметь детей определять на ощупь и называть некоторые виды тканей (мех, фланель, капрон, шёлк, кожа, драп, вельвет и др.)

Д/игра по ФЭМП: «Магазин одежды» цель: раскладывание предметных картинок по видам одежды (верхняя, нижнее бельё, женская, мужская, детская, зимняя, летняя, праздничная, специальная) – упражнять в классификации предметов.

Д/игры по развитию речи: «Кто что делает?» цель: уметь подбирать слова-глаголы, обозначающие действия той или иной профессии (швея – шьёт, закройщик – кроит, гладильщица – гладит и т.п.)

Д/И по ФЭМП «У кого больше?»

Цель: уметь считать количество предметов одежды на себе, сравнивать с количеством одежды на сверстниках.

Д/И: « Одень куклу на прогулку» Цель: закрепить классификацию одежды.

Заключительный этап

Анализ результатов проекта.

1.Создание в группе «Магазина одежды» из подготовленного детьми материала

2.получение навыков работы с иглой и фурнитурой .

3. Выставка творческих работ детей.

4. Показ презентации «Одежда в старину».

5. Показ мультфильма «Ситцевая улица», «Машины одёжки».

Приложение.

Загадки

1.От холода и снега согреет, где б ты ни был.  

Пусть в ней похож ты на мишутку, зимой наденешь что ты? (шубку)

2.Оно из шерсти иль из драпа, из меха-воротник богатый.

А чтобы вы не заболели, согреет вас от злой метели! Отгадайте, это что? Это — (зимнее пальто)

3.А ну-ка, ребята, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? (варежки)

4.Едва повеяло зимой, они теперь всегда с тобой. Согреют две сестрички, зовут их (рукавички).

5.Я как зонт не промокаю, от дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою. Ну, так что же я такое? (плащ)

6.Рукав длинный, иль короткий, планка, иль косоворотка, на груди кармашки. Что это? (рубашка)

7.Вход один, а комнат-две. Маша в домик входит и в нём гулять уходит (колготы)

8.По дороге я шёл, две дороги нашёл и по обеим пошёл (брюки)

9.Как избавиться от скуки? Надоели джинсы, брюки. Веселее стать мне, что поможет? (платье)

10.Снег на улице, мороз! Что надеть мне, вот вопрос. Босоножки не годятся, будут все вокруг смеяться. Чтобы не замёрзли ножки, нужно нам надеть…(сапожки)

11.Мы за обедом-под столом, а ночью-под кроватью (тапки)

12.Меня на голову надень и бегай в самый жаркий день.

А снимешь-недовольна мама. Я шляпа летняя… (панама)

СЧИТАЛКИ

1.Раз, два, три, четыре, пять —собираемся гулять. Завязала Катеньке шарфик полосатенький.

Наденем на ножки валенки-сапожки, пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать

2.Раз! Два! Три! Четыре! По дорожке я скачу. Раз! Два! Три! Четыре! Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре! Обломился каблучок. Раз! Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок.

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ОДЕЖДА ОБИДЕЛАСЬ

Ирина Гурина

Жил-был мальчик Андрюша. Он очень не любил одеваться. Летом бабушке удавалось с ним справиться, потому что ничего особенного одевать на Андрюшу не приходилось, а вот с наступлением холодов начиналось трудное время.
— Не хочу, не буду, не одену… — кричал Андрюша и убегал от бабушки.
Но однажды случилось вот что.
Андрюша с бабушкой как всегда собирались гулять.
— Надень колготочки, — упрашивала бабуля.
— Не буду! – отпихнул бабушкины руки Андрюша.
— Почему? – расстроилась бабушка.
— Они некрасивые, — ответил Андрюша.
— А какие колготочки ты бы хотел?
— Я бы… Я бы… Я бы хотел зеленые, как листики на деревьях. Вот! – выпалил Андрюша и победоносно посмотрел на бабушку. В это мгновение колготки вдруг превратились в две тонкие ветки, покрытые густой зеленой листвой.
— Ой, что это? – удивился Андрюша.
— Колготки, как ты хотел, — ответила бабушка.
Ветки изогнулись и звонко шлепнули вредного Андрюшу по попе.
— Ай, они дерутся, — испугался Андрюша.
— Но ты сам захотел такие, — ответила бабушка. – А свитер тебе тоже не нравится?
— Не нравится! Он противный, колючий!
— А какой свитер ты хочешь?
— Я хочу, чтобы он был мягкий, как птичий пух! – ответил Андрюша.
Внезапно свитер взмахнул рукавами и превратился в огромную птицу. Птица вытянула шею и постаралась ущипнуть непослушного мальчишку за коленку.
— Ай, он щиплется, — испугался Андрюша.
— Но ты сам захотел такой, — ответила бабушка. – А комбинезон ты наденешь?
— Нет. У него слишком много всяких застежек, я не люблю засовывать руки в рукава и ноги в штанины! Я хочу, чтобы он был живой и сам на меня надевался!
Раз! И комбинезон ожил, затопал штанинами, захлопал рукавами и замахнулся на Андрюшу.
— Ай, чего это он, — испугался Андрюша.
— Но ты сам захотел такой, — ответила бабушка. – А ботиночки ты тоже не любишь?
— Нет, у них шнурки. Я не хочу их завязывать. Хочу, чтобы они сами налезали мне на ноги, и чтобы никаких шнурков не было!
В это мгновение шнурки, как две юркие змейки, выскочили из ботинок и куда-то уползли. А сами ботинки превратились в двух маленьких собачек и, свесив язычки, начали наскакивать на Андрюшу, пытаясь его укусить. — Ай, они кусаются, — испугался Андрюша.
— Но ты сам захотел такие, — ответила бабушка. – Ну, а шапочка тебе тоже не по нраву?
— Нет, — упрямо ответил Андрюша. – Она плохая, с помпоном! А я хочу, чтобы у нее были ушки, как у медвежонка!
Тут же помпон подпрыгнул как мячик и ускакал вслед за шнурками. А шапка превратилась в ушастую медвежью голову, да как зарычит:
— Ну, что тебе еще не нравится, вредный мальчишка. Давай одеваться. Теперь все вещи такие, как ты хотел!
— Бабушка, — заплакал Андрюша. – Я хочу, чтобы вернулись мои старые вещи. Расколдуй их, пожалуйста!
— Как же я их расколдую, если ты их такими сделал. Только ты можешь вернуть все обратно.
— Колготочки, свитер, комбинезон, ботинки, шапочка! – закричал Андрюша. – Вернитесь, пожалуйста, ко мне! Я теперь всегда буду одеваться сам и не буду спорить с бабулей!
Раз! И зеленые ветки превратились в Андрюшины синие колготочки. Два! И злая птица сложилась на стуле аккуратным свитерком. Три! И комбинезон послушно лег рядом. Четыре! И откуда–то приползли шнурки, а собачки перестали тявкать и превратились в Андрюшины ботиночки. Пять! Пестрым мячиком прискакал помпон, прыгнул на медвежью голову, и она опять стала Андрюшиной шапочкой!
— Ура! – обрадовался Андрюша. – Здравствуйте мои дорогие вещи! Какие вы, оказывается, замечательные. Бабуля! Давай одеваться и пошли гулять. Я обязательно должен рассказать друзьям эту волшебную историю.

КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА.

Константин Ушинский


Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
— Что ты, тятя, делаешь?
— А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка». Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий разговорили девочке:- Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когдаголовки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён скорнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:
«Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и сталииз него нитки прясть.
«Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки
.

Е. Р. Железнова «Приключение розовых босоножек»

 Сказка

Каждый день в небольшом обувном магазине под названием «Каблучок» бойко шла торговля.

Довольные покупатели выходили из его дверей с большими и маленькими коробками в руках, унося в них новую пару обуви. Поздним вечером хозяйка закрывала свой магазинчик и уходила домой отдыхать. Дождавшись, когда на улице стемнеет и зажгутся фонари, все обитатели магазина осторожно спускались со своих полок. Они устраивались поудобнее на мягком полосатом коврике, чтобы отдохнуть и поболтать друг с другом после тяжелого трудового дня. (Надеюсь, читатель догадался, что это были за собеседники?)

— Сегодня нас примеряла премиленькая девочка, но, к сожалению, мы оказались ей велики, — вымолвили с досадой розовые босоножки, кокетливо поправляя белые бантики на пряжках.

— А нас примеряли целых три раза. Ох, и устали же мы! — вздохнули нарядные лакированные туфли, притопывая каблучками.

— Друзья, помните ли вы синие кеды? — обратились к присутствующим кожаные кроссовки. — Так вот, их купили сегодня для мальчугана, который живет вон в том доме напротив. И представьте себе, он совершенно самостоятельно завязал шнуркиl

Все восхищенно зашушукались, так как мальчик был совсем маленький. Они решили, что кеды в надежных руках,

и даже немного, самую капельку, позавидовали им.

— Господа, а вы обратили внимание, что в нашей компании не осталось ни одних шлепанцев? — воскликнули оранжевые сандалии. — В городе ужасно жарко, и люди отправились на пляж, купаться и загорать. А ведь всем известно, что шлепки для этих целей самая удобная обувь. Ни тебе шнурков, ни застежек.. .

        — Скорей бы пошел дождь, — задумчиво произнес резиновый сапожок.

        — Так хочется пройтись по мокрым

улицам! — ответил ему братец.

— А если нам повезет, побываем в лесу, побродим по утренней росе или хотя бы один разочек попадем в ту великолепную лужу, которая бывает возле кондитерской лавки всякий раз после дождя, — мечтали резиновые братья.

Парочки еще долго беседовали, по очереди рассказывая друг другу, как прошел день, и строили планы на будущее. Вскоре на небе стали появляться первые звезды.

— Пора спать! — скомандовали отбой черные солдатские ботинки, строго щелкнув каблуками.

Все, пожелав друг другу доброй ночи и приятных снов, отправились на свои места. Только розовые босоножки ослушались

 приказа и притаились под маленькой примерочной скамейкой, в то время как все дружно карабкались на полки.

Вскоре обитатели магазина уснули спокойным сном. Смелые босоножки крепко взялись за ремешки и тихонько, передвигаясь на носочках, отправились в путешествие. Надо сказать, что босоножки были большими мечтателями и давно собирались в дорогу, но, простояв на полке почти целое лето, они устали ждать своего хозяина и, отчаявшись, решились на такой дерзкий поступок. По лестнице, ведущей на чердак, босоножки поднялись на крышу. Вокруг было тихо и спокойно. Маленькие босоножки залюбовались мерцанием звездного неба. Блестящие звезды веселились, играя в прятки со своей доброй бабушкой Луной. Они то гасли, то вновь загорались ярким светом. «Ах вы шалуньиl» — ворчала обеспокоенная Луна, принимаясь в сотый раз пересчитывать неугомонных внучек.

«Как здесь хорошоl Только довольно-таки прохладно», — подумали босоножки и решили поскорее отправиться назад, в теплый, уютный магазин. Вдруг правую босоножку кто-то больно ущипнул сзади. Она жалобно вскрикнула и, обернувшись, увидела большую черную крысу. Эта крыса уже много лет жила в подвале магазина, а летом перебиралась на чердак. Характер у нее был отвратительный. Она выжила с крыши всех голубей, и даже вороны побаивались ее острых зубов. Босоножки задрожали от носка

до самых каблучков и от страха не могли сдвинуться с места.

— Как вы посмели проникнуть на мою территорию, малявкиl — зашипела взбешенная крыса и пригрозила, показав зубы: — Сейчас я разгрызу вас на тысячу малюсеньких кусочковl

Но не успела она сдвинуться с места, как почувствовала, что кто-то крепко держит ее за хвост Это были те самые солдатские ботинки с тяжелой толстой подошвой, которые давали команду отбой. Оказывается, сами они никогда не спали, а всю ночь стояли на посту, как и положено хорошему солдату.

— Умоляю, отпустите мой хвост, господин ботинок! — запищала крыса. — Уверяю вас, я вовсе не собиралась обижать эти славные босоножечки, — оправдывалась она, хитро прищурив злые глаза.

Но провести бывалого солдата было не так-то просто.

— Убирайся с нашей крышиl грозно скомандовали ботинки, топнув каблуками. — А не то познакомишься с моей ротой!

Испуганная крыса стремительно спустилась с крыши по водосточной трубе. Больше ее никто и никогда не видел. Поговаривали, что она поселилась за старым амбаром на краю города и жила там, пока не попалась в лапы ночным охотникам-котам. Босоножки поблагодарили отважные ботинки за помощь, пообещав впредь вести себя хорошо и во всем слушаться старших.

Вскоре маленькие розовые босоножки купили в подарок для девочки  Кристины. И теперь они вместе путешествуют по большому городу.

Дарья Железнова. Приключения сандалика Левика.

В самом необычном городе, на самой необычной улице, в самом необычном доме жил-был сандалик Левик и его братик Правик. Жили они с мальчиком Арти и его семьей: мамой, папой и серым пушистым котом Кесей. Арти, Левик и Правик были настоящими друзьями: они вместе ходили, гуляли, танцевали, бегали, катались на качелях, ну и, бывало, падали и носы разбивали тоже вместе.

Однажды, в самый обычный…

– Необычный!

– Ой, конечно…

Однажды, в самый необычный день, когда Арти, Левик и Правик возвращались в коляске домой, липучка Левика расстегнулась и он упал.

– Правик! – закричал Левик, – Подождите, я за бортом!!! – что такое «за бортом» Левик точно не знал, он слышал эти слова в каком-то мультике, но Левик подозревал, что в этой ситуации подойдет именно такое выражение.

– Левик, ой-ой-ой! – закричал Правик.

– Ой-ой-ой, – закричал мальчик Арти.

Но мама мальчика сильно торопилась и не поняла, о чем ей говорил Арти, а язык сандаликов она не понимала (правду сказать, его понимают только детки и только в этом необычном городе).

Левик смотрел, как Правик и Арти уезжают все дальше и дальше и становятся все меньше и меньше. И вот он потерял их из виду и вдруг понял, что остался совсем-совсем один в совсем незнакомом месте. Он хотел было заплакать, но решил, что он обязательно вернется домой.

Мимо Левика как раз проходили серьезные мужские туфли.

– Извините, Вы не могли бы мне помочь? Я потерялся…

– Прости, малыш, мы торопимся на важную встречу. Тут недалеко мы видели полицейские ботинки, обратись к ним, они должны отвести тебя домой.

– А как выглядят эти полицейские ботинки? – спросил было Левик у туфель, но, видимо, они и правда сильно спешили, потому что вопрос Левик задавал уже только их задникам.

Тут рядом с Левиком медленно и явно не спеша проплыли женские черненькие лаковые туфельки на вы-ы-ы-ысоченных каблуках.

– Ой, какой хорошенький, – пропели туфельки, глядя на Левика, – ты потерялся?

– Да, я потерялся. Ой, забыл, здравствуйте, – Левик всегда старался быть воспитанным и поэтому поспешил поздороваться с такими красивыми туфельками, – Мне тут дяди туфли посоветовали обратиться к полицейским ботинкам, которые где-то тут недалеко, но я не знаю, как они выглядят и где они. Вы не могли бы мне помочь?

– Да… – протянули задумчиво туфельки, – мы видели полицейские ботинки, они большие и черные и совсем-совсем не модные, никакого вкуса и чувства стиля… – правый туфелек пренебрежительно поднял остренький носочек вверх, а левый цокнул каблучком.

«Наверно, страшные эти полицейские ботинки, раз эти красивые туфельки о них так отзываются», – подумал Левик.

– Так вот, – продолжали туфельки, – Ботинки перешли на другую сторону улицы, а там лужа… А мы по лужам не ходим – запачкаемся.

Попроси кого-нибудь другого, малыш, или сам перейди улицу – пропели туфельки и ритмично зацокали каблучками.

Самому переходить улицу было нельзя – это Левик хорошо знал. Так постоянно говорила мама Арти, потом брала мальчика за руку и переводила их (Арти и Левика с Правиком, конечно) через дорогу.

Вдруг Левик увидел, как к нему бегут спортивные кроссовки.

– Здравствуйте, не могли бы Вы мне помочь? – закричал им Левик.

– Про-сти, ма-лыш, бе-жим, спе-шим, – протопали кроссовки и мигом скрылись из виду.

Левик уже готов был расплакаться, как тут возле него остановились оранжевые балетки и белые босоножки. Он хотел к ним обратиться, но они так быстро разговаривали между собой, что Левик просто не успевал вставить слово.

– Так вот, были мы в этом бутике, – говорили балетки.

– Это тот, который за углом? – спрашивали босоножки.

– Ага, все для стильной обуви «Вакс Фактор», – отвечали балетки.

А потом:

– А крем Гутт’ Аллин нам совсем не подходит, – недовольно скашивались на бок босоножки.

– Мы же вам давно говорили, что он сушит кожу, – отвечали балетки.

И так бесконечно…

– Простите, – Левик подошел к ним поближе, – простите, что перебиваю, но я потерялся. Не могли бы вы мне помочь?

– Ой, малютка, ты долго здесь стоишь? – спросили балетки.

– И как мы тебя не заметили? – удивились босоножки.

«Если бы вы меньше трещали…» – подумал Левик, но он был воспитанным сандаликом, поэтому вслух сказал:

– Я потерялся, мне мужские туфли сказали, что надо обратиться к полицейским ботинкам, а женские туфельки сказали, что эти ботинки на другой стороне улицы. Не могли бы вы меня к ним отвести, чтобы они меня домой привели?

– Ой, ну конечно! – сказали балетки, – Мы, кстати, Болли и Белли.

– А мы Босси и Бусси, – сказали босоножки.

– Очень приятно. Я Левик, – сказал Левик и немножко застеснялся, ведь не каждый день знакомишься с такими хорошенькими балетками и босоножками.

– Бусси, расстегни застежку, она у тебя уже чуть-чуть болтается, – обратилась балетка Болли к босоножке Бусси, – тогда ваша хозяйка посмотрит вниз и увидит Левика.

– Правильно, девочки, сейчас так и сделаю, – сказала Бусси и расстегнула застежку.

Хозяйка Босси и Бусси наклонилась, чтобы ее застегнуть и увидела Левика:

– Кто-то сандалик потерял…

– Кажется внутри него что-то написано, – ответила хозяйка Болли и Белли и подняла Левика, – Да тут телефон. Давай позвоним? – и начала набирать номер телефона.

Но, или связь в этот момент была неисправной, или мама мальчика Арти была чем-то занята, в общем, на звонок хозяйки балеток никто не ответил.

– Я видела недалеко полицейского, – вспомнила хозяйка Босси и Бусси, – Давай отнесем этот сандалик к нему. А если его не найдем – возьмем с собой, позвоним попозже.

Левик, честно говоря, предпочел бы, чтобы его забрали балетки и босоножки, потому что немножко побаивался этих больших полицейских черных ботинок. Но, конечно, он никому этого не сказал.

И вот они все вместе: Болли и Белли, Бусси и Босси, и, разумеется, Левик перешли на другую сторону улицы и нашли полицейского. Пока хозяйки балеток и босоножек объяснили ему всю ситуацию, внизу у обуви шел свой разговор. Правда, Левик болтался немного выше, потому что хозяйка балеток взяла его за липучку и держала в своей руке.

– Здравствуйте, господа полицейские ботинки, – хором поздоровались балетки, босоножки и сандалик Левик, потому что они все знали, что с полицейскими нужно быть учтивыми.

– Добрый день, молодежь, – пробасили им в ответ натертые до блеска черные ботинки, – Чем могу помочь?

– Вот он, – начали балетки, указывая на Левика.

– Его зовут Левик, – перебили их босоножки.

– Да, Левик, – продолжили балетки, – так вот, он потерялся.

– А мы увидели, что у него внутри написан телефон его хозяев, – опять подсказывали босоножки.

– Ему надо помочь вернуться домой, – закончили балетки.

– А ну-ка, малыш, повернись, мы посмотрим на тебя внимательно, – серьезно обратились ботинки к Левику.

Левик немного оробел перед полицейскими такими большими и важными ботинками, но быстро собрался и немного покрутился на липучке в руке у хозяйки балеток.

– Ба, да я тебя знаю. Ты каждый день со своим братиком и вашим мальчиком Арти, и его мамой гуляете по этой аллее. Правильно?

– Да, правильно, дяди полицейские ботинки! – радостно воскликнул Левик.

– Ну, тогда все в порядке. Мой хозяин полицейский, если и не дозвонится сегодня по телефону, то завтра он опять будет дежурить здесь и обязательно встретит твоих хозяев, – медленно и важно сказали полицейские ботинки – сразу видно, что они очень и очень серьезные и обстоятельные.

– Ой, спасибо большое, господа полицейские ботинки, – сказали босоножки Бусси и Босси и балетки Белли и Болли, – тогда Левик остается с вами, и мы будем спокойны, что он точно вернется домой.

– Обязательно вернется, мы за этим проследим, – важно раздули бока полицейские ботинки.

– Тогда до свидания, – обратились одновременно хозяйки босоножек и балеток к полицейскому, а Болли и Белли, Босси и Бусси к ботинкам полицейского.

– Пока, Левик, удачи тебе, может, когда-нибудь увидимся! – попрощались балетки и босоножки с сандаликом и быстро смешались с толпой.

– До свидания! Рад был с вами познакомиться! Спасибо вам! – крикнул им вслед Левик – он никогда не забывал, что надо быть воспитанным.

На этот раз с телефонной связью все было хорошо и полицейский быстро дозвонился до мамы мальчика Арти. Оказалось, что все дома очень расстроились, когда увидели, что Левик потерялся и ломали головы, где им его искать. Полицейский сказал маме Арти, что сейчас же принесет Левика домой.

И вот минут через десять (а, может, и больше, или меньше, ведь Левик еще не совсем разбирался во времени и расстоянии) полицейский и его ботинки принесли Левика домой.

– Левик! – радостно кричал Правик, когда двери открылись.

– Ура! – кричал мальчик Арти.

– Спасибо вам большое, – сказала мама мальчика Арти полицейскому и угостила его домашним пирогом с вишнями.

– Не за что, это моя работа, – довольно ответил полицейский и взял пирог, ведь он так аппетитно выглядел и очень вкусно пах.

– Всегда следи за тем, чтобы липучки были застегнуты, – как всегда важно и обстоятельно на прощанье сказали полицейские ботинки Левику.

– Конечно – конечно, – заверил их Левик, – спасибо вам, дяди полицейские ботинки и до свидания!

Мама мальчика Арти закрыла дверь, взяла Левика на руки и сказала:

– Больше не теряйся, хорошо? А то Арти очень плакал, – она так говорила, что можно было подумать, что она понимает язык обуви. Но мы ведь знаем, что это не так.

Потом Левика и Правика помыли и, как только их поставили на полку рядом со всей остальной обувью, то все вокруг сразу начали расспрашивать Левика о его приключениях. Его много раз перебивали – удивлялись, когда Левик рассказывал о равнодушных мужских туфлях:

«И как можно так поступить с ребенком?», – причитали старые домашние тапочки.

Ахали и охали, когда речь шла о красивых женских туфельках:

«Вот, если бы и нам такие каблуки, то и мы бы были такие красивые», – мечтали на небольшом каблучке туфли мамы Левика.

И смеялись, когда Левик рассказывал о непрерывной трескотне балеток и босоножек:

«Все женщины такие, я каждый день с такими сталкиваюсь», – комментировали папины туфли.

Вечером, когда все ложились спать, Левик подумал: «Как все-таки хорошо дома!». Он придвинулся поближе к Правику (хотя тот теперь ни на шаг от Левика не отходил), они пожелали друг другу спокойной ночи и уснули. А ночью Левику снились снова все его приключения и новые знакомые…

– Левик больше не терялся?

– Нет, он теперь всегда следит, чтобы липучки были хорошо застегнуты. И не только у себя, но и у Правика тоже.

– Я тоже буду следить, чтобы мои сандалики хорошо были застегнуты, чтобы они никогда-никогда не потерялись.

– Хорошо. А теперь, спокойной ночи, малыш.

– Спокойной ночи, мамочка.

  • Рассказ кем я хочу стать на немецком
  • Рассказ как ни в чем не бывало
  • Рассказ изучили из книги великан на поляне читать
  • Рассказ значимые части слова
  • Рассказ из петли трейлер