Рассказ как пушкин учился в лицее

в мае 1811 года пушкину исполнилось 12 лет. родители решили было отвезти его в петербург и отдать на воспитание

   В мае 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет. Родители решили было отвезти его в Петербург и отдать на воспитание в Иезуитский коллегиум. Но в это время до Москвы дошёл слух, что царь Александр I намерен открыть осенью в Царском Селе новое, ещё небывалое в России учебное заведение – Лицей. Слух этот заинтересовал отца Пушкина, Сергея Львовича, любителя всяких новостей.

push21
   Пушкин-лицеист. Памятник в лицейском саду.

   Сергей Львович навёл справки и скоро узнал, что Лицей должен готовить будущих помощников царя, государственных деятелей.

   В то время царь Александр I ещё был вольнодумцем. Его отец, деспот Павел I, был убит придворными, и Александру, чтобы удержаться на престоле, приходилось проявлять мягкость души и свободу мыслей, что он и делал некоторое время.

   В Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян: предполагалось, что по окончании Лицея они займут важные государственные должности по дипломатической и военной части. Царь хотел лично наблюдать за воспитанием лицеистов и потому приказал открыть Лицей в Царском Селе, в четырёхэтажном флигеле, примыкавшем к большому царскому дворцу.

   И бесплатное обучение, и покровительство царя, и блестящая карьера в будущем – всё это взволновало Сергея Львовича, и он решил во что бы то ни стало устроить сына в Лицей. Но детей родовитых дворян было много, а в Лицей принимали всего тридцать воспитанников. Надо было хлопотать, искать протекции. Обычно ленивый и беспечный, Сергей Львович тут проявил достаточную энергию и добился того, что его сыну разрешили держать экзамен.

   В июле Пушкин вместе с дядюшкой Василием Львовичем, известным в ту пору поэтом, выехал на лошадях из Москвы в Петербург. Он выдержал экзамен и был принят в Лицей.

push22
   В этом здании, налево от арки, помещался Царскосельский лицей.

   19 октября, утром, в тихом живописном Царском Селе, во дворцовом флигеле, произошло торжественное открытие Лицея. После молебна в придворной церкви лицеистов, 10–14-летних мальчиков, одетых в новую парадную форму – в синие мундиры с красными воротниками, шитыми серебром, в белые брюки и высокие ботфорты, – ввели в большой лицейский зал. Между колонн стоял стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На столе лежала «Высочайшая грамота» – указ царя об открытии Лицея.

   Лицеистов выстроили в три шеренги справа от стола. Вместе с ними встало их взволнованное начальство: директор, инспектор, гувернёры, – а напротив, лицом к ним, выстроились лицейские профессора и чиновники.

   В торжественной тишине чиновник из министерства народного просвещения тонким, дребезжащим голосом прочитал указ об открытии Лицея и устав Лицея, в котором говорилось, что в этом «новом святилище наук» телесные наказания запрещаются. Это было необыкновенно и ново, потому что в те годы во всех учебных заведениях школьников секли розгами самым унизительным образом. Потом директор Лицея, держа в дрожащих руках длинный лист бумаги, невнятно и робко прочитал скучную, длинную речь.

   Но вот следом за ним к столу смело, с достоинством вышел молодой профессор политических наук Куницын. Он не читал свою речь, а говорил уверенно, громко, обращаясь не к царю, а к лицеистам. Он призывал их к славе, к служению отечеству, народу, к честному выполнению долга гражданина и воина.

   В его речи не были и тени раболепства, он ни разу не упомянул имени царя. Это тоже было необыкновенно. Все ораторы обычно призывали своих слушателей к служению прежде всего царю, а потом уже отечеству, народу. Куницын смело нарушил этот обычай. И это глубоко взволновало лицеистов и запало в их души на всю жизнь.

   Через 25 лет, за три месяца до своей трагической смерти, Пушкин в день 19 октября, в «Лицея день заветный», вспоминал о речи Куницына и только о ней как о большом событии в день открытия Лицея.

   Лицеисты с восторгом слушали смелую речь Куницына и смотрели на него, как на человека необыкновенного. И он действительно оказался необыкновенным человеком. В течение шести лет он был их любимым профессором. Он воспитал в них чувство чести и независимости, стремление к свободе, ненависть к тирании и рабству.

«Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…» –

   писал о нём Пушкин в 1825 году в ссылке, в Михайловском, в стихотворении, посвященном четырнадцатой годовщине открытия Лицея.

   Вечером, когда царь и важные гости уехали, лицеисты переменили парадную форму на будничную и вышли гулять. На улице лежал пушистый, рано выпавший снег. Вокруг Лицея горели плошки. При свете этой пышной иллюминации лицеисты бросились играть в снежки, забыв о том, что они будущие «столпы отечества».

   Торжество кончилось. Начались школьные будни.

   Как во всех закрытых учебных заведениях, жизнь в Лицее шла по строго установленному порядку. У каждого лицеиста была своя комната. В комнате железная кровать, комод для белья, конторка, стул, стол для умыванья. На конторке чернильница, гусиные перья, подсвечник, щипцы, чтобы снимать нагар с сальной свечи. Лицеисты вставали рано – в шесть часов утра, – одевались при свечах и сбегали с четвёртого этажа вниз по лестницам в зал на молитву, потом шли в класс, учились с семи до девяти часов, пили чай в столовой и шли на прогулку. С десяти до двенадцати снова учились, обедали, снова гуляли и снова учились. Вечером, в половине девятого, ужинали и до десяти часов занимались всяк своим делом: одни читали в библиотеке журналы и книги, другие бегали по залу, играли в мяч, третьи в тихом углу рассказывали смешные и страшные истории. В десять часов расходились по комнатам и ложились спать. Длинный сводчатый коридор четвёртого этажа погружался в тишину и во мрак. Только тускло горели ночники да дежурный дядька уныло шагал из конца в конец.

   Пушкин впервые в жизни попал в такое большое общество сверстников. В Москве у него не было близких друзей, он не учился, как другие лицеисты, ни в гимназии, ни в пансионе.

   В Москве, в родительском доме, мать, отец и опостылевшие ему гувернёры не очень любили его. У него был неуравновешенный, своенравный характер. Из одной крайности он легко переходил в другую. То ленивый, неподвижный увалень, то «неуёмный» проказник, то непокорный, вспыльчивый упрямец, он часто раздражал родителей и гувернёров. Они бранили его, жестоко оскорбляли его самолюбие и как бы вовсе не замечали его больших достоинств – его ума, его горячего сердца, его неукротимой жажды знания. Он тогда уже перечитал почти всю библиотеку отца, знал наизусть многих русских и французских поэтов. В голове у него уже теснились свои мысли, мечты и стремления. А этого – главного-то – в нём и не замечали. И он замыкался, держался настороже.

   Потому и в Лицее он не сразу раскрыл свою душу. Он быстро подружился только со своим соседом по комнате, спокойным, добрым, умным Иваном Пущиным, а с другими товарищами сходился туго. При малейшем намёке на обиду он мгновенно вспыхивал и давал отпор.

push23
   Пушкин в возрасте 12–14 лет. Гравюра Е. Гейтмана.

   Но всё хорошее, что было в Пушкине: его горячее, доброе сердце, его сверкающий ум, прямота, искренность, преданность друзьям, – не могло не раскрыться в повседневном общении. Товарищи полюбили Пушкина, полюбил их и Пушкин.

   Лицей считался высшим учебным заведением. Лицейское начальство и профессора смотрели на лицеистов, как на взрослых студентов и предоставляли им большую самостоятельность и свободу. В классы на лекции они могли являться по своему усмотрению. Кто хотел учиться, тот учился, а кто не хотел, мог предаваться лени. Пушкин с увлечением занимался только такими науками, которые были ему по душе. Он любил русскую и французскую литературу, любил историю, лекции Куницына и пренебрегал другими предметами. Страсть к литературе и истории зародилась в нём ещё в детстве, в Москве. В родительском доме он видел многих известных в ту пору поэтов: Карамзина, Жуковского, Дмитриева, своего дядюшку Василия Львовича, – с волнением слушал их споры о литературе, о бурных исторических событиях, происходивших тогда в Европе, о непрерывных войнах Наполеона Бонапарта. Слышал он рассказы и о предках своих – непокорных Пушкиных, о знаменитом прадеде своём, арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале. Имена многих предков Пушкина были тесно связаны с русской историей, и история была для него как бы «семейной хроникой».

   И теперь в Лицее в Царском Селе он жил в кругу исторических памятников. В великолепном царскосельском парке в честь победы над турками было воздвигнуто множество колонн и обелисков, на которых сверкали медью имена многих русских полководцев, воспетых Державиным в патриотических одах. Среди них было имя предка Пушкина – Ивана Ганнибала, цехмейстера морской артиллерии, который сжёг турецкие корабли и взял крепость Наварин.

   Французскую литературу в Лицее преподавал родной брат Марата. Он рассказывал лицеистам и о французской революции, и о Марате, и о Робеспьере с живостью
и непосредственностью человека, видевшего всё своими глазами. Даже лицейский повар – и тот был связан с историей: он был когда-то поваром фельдмаршала Суворова.

   Всё это невольно поддерживало интерес и страсть Пушкина к истории. А страсть к литературе поддерживали и профессора, и гувернёры, сочинявшие пьесы для
лицейских спектаклей в стихах и прозе, и товарищи-лицеисты, особенно Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер, Яковлев, Корсаков, которые с не меньшей страстью, чем Пушкин, читали журналы, заучивали наизусть стихи Жуковского, Крылова, Батюшкова, сами сочиняли эпиграммы, шуточные песни и издавали свои рукописные журналы.

push24
   Лицейский зал. В этом зале Пушкин читал перед Державиным свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

   Не прожил Пушкин и года в Лицее, как надвинулось чрезвычайное историческое событие. В июне 1812 года шестисоттысячная армия Наполеона перешла через Неман и стремительно двинулась на Москву. Началась Отечественная война, которая пробудила неслыханный патриотизм в сердцах русских. Лицеисты с волнением читали газетные сообщения о ходе войны и до слёз завидовали тем, кто шёл умирать за родину. А через Царское Село то и дело проходили к фронту бородатые ратники, казаки. В Лицей приезжали прощаться родственники, старшие братья, тоже уходившие на поле боя.

«Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас…»

   Бородинскую битву, пожар Москвы лицеисты переживали с большой болью и тревогой. Что же дальше? Неужели Наполеон двинет свои полчища на Петербург? Этого ждали, и лицейское начальство стало спешно готовиться к эвакуации Лицея на Север. Портные уже начали было шить лицеистам бараньи тулупы. Но вот началось поспешное отступление Наполеона. Теперь газетные сообщения уже не огорчали лицеистов, а радовали. Они с восторгом следили за действиями русской армии и русских партизан – крестьян и крестьянок. Наконец французы были окончательно разбиты. Русские войска вошли во Францию и заняли Париж. Русский народ-победитель встал в центре внимания всего мира. Это ещё больше наполнило сердце Пушкина и его товарищей чувством великой гордости за свой родной народ.
Один из товарищей Пушкина – Илличевский – писал в письме своему другу, который учился тогда в петербургской гимназии: «…Хвала русскому языку и русскому народу! Последняя война доставила ему много славы, и я уверен, что иностранцы разуверились, что мы варвары, разуверятся также и в том, что наш язык варварский: давно пора этому!»

   Победа русского народа укрепила страсть лицеистов к русской литературе.

   Не ускользали от лицеистов и тёмные стороны тогдашней русской действительности. Когда царь Александр I вернулся из Парижа, лицеистов повели в Павловск на празднество, устроенное в честь царя. Они издали смотрели на балет, который шёл на лугу на фоне великолепных декораций, изображавших окрестности Парижа. Потом в павильоне, увитом гирляндами роз, был бал. А когда начался разъезд, кто-то из царских вельмож позвал своего слугу: «Холоп!». На лицеистов так и пахнуло XVII веком.

   Лицеистов волновало то, что русский народ, защитник родины, освободитель народов Европы, который вынес всю тяжесть войны, по-прежнему остался в презрении, нищете и рабстве. Этих героев дворяне по-прежнему секли розгами, выменивали на борзых собак и продавали, как скот. Эта жестокая несправедливость жгла стыдом и негодованием сердца честных людей.

   Отечественная война пробудила в Пушкине чувство гордости за героический русский народ, любовь к народу и чувство негодования к тем, кто продолжал держать его в нищете и рабстве. Эти чувства стали основой творчества Пушкина.

   В эти годы стал быстро развиваться поэтический дар Пушкина. Живой и пылкий, серьёзные занятия он перемежал с шалостями, иногда слишком вольными, и оттого
близоруким воспитателям казался «легкомысленным» и «крайне неприлежным». Но Пушкин никогда не был лентяем. Всё существо его всегда было в непрестанной деятельности. Голова его всегда была полна мыслей, сердце – чувств. Он много читал, размышлял и много писал. Он одержим был поэзией.

   «Не только в часы отдыха от ученья, в рекреационных залах, на прогулках, но нередко и в классе, и даже в церкви ему приходили в голову разные поэтические
вымыслы, и тогда лицо его то хмурилось, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, его занимавших. Набрасывая же мысли свои на бумагу, он от нетерпения грыз перо и,
насупя брови, надув губы, с огненным взором читал про себя написанное»*.

   Уже в 1814 году в журнале «Вестник Европы» наряду с известными в то время поэтами было напечатано стихотворение пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». Это было большое событие, но оно ещё не ставило Пушкина на первое место среди лицейских поэтов, потому что друзья Пушкина Илличевский, Дельвиг тоже печатались в том же журнале. В январе 1815 года, когда лицеисты переходили на четвёртый, старший курс, на экзамен приехал прославленный поэт Державин. Пушкин прочитал тогда своё патриотическое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

push25
   Гавриил Романович Державин.

   «Я не в силах описать состояние души моей, – вспоминал впоследствии Пушкин, – когда дошёл я до стиха, где
упомянуто имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я
кончил своё чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел обнять… меня искали, но не нашли».

   Пушкин был признан первым поэтом Лицея. О его даровании говорили уже за стенами Лицея, в литературных кругах. Особенно внимательно следили за быстрым развитием его исключительного таланта Жуковский и дядюшка Василий Львович.

   Лицеисты жили затворниками, как в монастыре. Их не отпускали ни зимой, ни летом за пределы Царского Села. Но жизнь всё-таки врывалась к ним, и они знали многое,
что тогда происходило в России и в Европе. Царь Александр I стал во главе европейской реакции, приблизил к себе жестокого, грубого генерала Аракчеева, который
и правил теперь Россией.

push26
   Иван Иванович Пущин.

   Лицеисты остро переживали это усиление реакции, особенно Пушкин, Пущин и Кюхельбекер, тем более что к ним в Лицей проникала запрещённая литература, рукописная и печатная. Они читали гневную книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», направленную против крепостного права, знали наизусть его оду «Вольность».

   Вскоре после благословения Державина Пушкин написал одно из лучших своих лицейских стихотворений, «Лицинию», в котором он с негодованием пишет о рабстве древнего Рима, но в нём ясно слышны намёки на русскую действительность:

«О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?
Кто вас поработил и властью оковал?»

   И кончает стихом:

«Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

   Это было первое стихотворение, в котором Пушкин со всем пылом юности восстал против позорного рабства.

push27
   Антон Антонович Дельвиг.

   На старшем курсе лицеистам была предоставлена уже большая свобода, чем прежде. Они в одиночку, без надзора гувернёров, могли бродить по Царскому Селу, бывать у знакомых, посещать домашний театр графа Толстого. В это время Пушкин подружился с лейб-гусарами, полк которых стоял в Царском Селе. Среди молодых гусаров были образованные, умные, честные люди, сражавшиеся против Наполеона в Отечественную войну, побывавшие вместе с русской
армией-освободительницей за границей.

   Один из этих лейб-гусаров, П. Я. Чаадаев, оказал на Пушкина большое влияние. Он первый указал Пушкину на то, что поэтический дар – это грозное
оружие – надо направлять на защиту народной свободы.

push28
   Пётр Яковлевич Чаадаев.

   Вместе с тем Пушкин всё больше и больше сближался с прославленными поэтами и писателями. В 1816 году он познакомился с Батюшковым, которого очень высоко ценил. В том же году в Лицей к Пушкину приезжали поэт и историк Карамзин, Жуковский, Вяземский, дядюшка Василий Львович. С Жуковским и Вяземским он часто переписывался. Они сообщали ему все важные литературные новости. А у Карамзина, который жил в то лето с семьёй в Царском Селе, Пушкин часто запросто бывал, как в родном доме.

   Литература всё больше и больше овладевала всеми его помыслами, и он всё больше и больше склонялся к тому, чтобы посвятить ей всю свою жизнь. Он никогда не мечтал ни о высоких чинах, ни о богатстве. О чинах и богатстве он говорил и писал в стихах с неизменной насмешкой и презрением. Он хотел быть прежде всего человеком независимым и честным и беспечно относился к тому, кем же он будет, когда кончит Лицей. А вопрос этот уже вплотную вставал перед ним.

   Приближались выпускные экзамены. Ещё месяц, другой – и лицеисты разъедутся из Царского Села, и всяк пойдёт своей дорогой. Какую же ему избрать дорогу?

   В стихотворении «Товарищам» Пушкин писал:

«Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И Царскосельские поля.
Разлука ждёт нас у порогу.
Зовёт нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум.
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мёрзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рождённый быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всём послушный,
Счастливой лени верный сын.
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
Равны мне писари, уланы,
Равны Законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора…»

   Он хотел быть поэтом и только поэтом.

   Хотя шестилетнее пребывание в Лицее Пушкин и называл «годами заточения» и как будто и рвался на свободу, но вместе с тем он с грустью расставался с Лицеем.
В Лицее он узнал первую дружбу, первую любовь. Здесь впервые посетила его Муза и впервые слава осенила его кудрявую голову. Здесь горячо любили его, восхищались им, верили в его блистательную будущность, и он горячо любил своих друзей. Тогда же перед выпуском он написал прощальные стихи в альбом Кюхельбекера:

«Прости… Где б ни был я: в огне ли смертной
битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я!»

   9 июня 1817 года состоялся выпуск лицеистов тихо, скромно, без тени той торжественности, с которой шесть лет назад открылся Лицей.

push29
   Василий Андреевич Жуковский.

   Директор прочитал короткий отчёт о шестилетнем обучении лицеистов. Так же коротко царь поблагодарил его и весь лицейский штат. Лицеисты хором спели прощальную песню, сочинённую Дельвигом, и выпускной акт кончился.

   Да, не так, не так открывался Лицей! Шесть лет прошли – и переменили многое и многих…

   Лицеисты выросли и возмужали. Многие из них глубоко возмущались реакционной политикой царя и горели желанием свято выполнить тот долг гражданина
– служить не царю, а народу, – о котором так смело говорил Куницын в день открытия Лицея.

   Пущин, Кюхельбекер и Вальховский выходили из Лицея вполне созревшими к тому, чтобы вступить в тайное общество, принять потом самое деятельное
участие в восстании декабристов, а Пушкин покидал Лицей вполне готовым, чтобы «вслед Радищеву» написать оду «Вольность»:

«Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!»

___________

*Из воспоминаний лицейского товарища Пушкина – Комовского.

Александр Сергеевич Пушкин поступил в Царскосельский лицей в возрасте 12-ти лет. И следующие 6 лет провел в стенах этого учебного заведения.

Это было счастливое время в жизни великого поэта. Здесь он обрел верных друзей, встретил первую любовь, получил первое большое признание на литературном поприще.

Друзья

Еще во время поступления в лицей, Пушкин познакомился в Иваном Пущиным. Они оказались близки по духу, и сразу сдружились.

В лицее они жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, а Пущин — в №13. На ежедневных прогулках они часто ходили в паре, увлеченно беседуя.

Со стороны они казались очень разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин же наоборот был высоким и спокойным человеком.

Но между ними была крепкая дружба, которую они впоследствии смогли пронести через всю жизнь.

С другими лицеистами Пушкин нашел общий язык не сразу. По-началу он был угрюм, серьезен. Любую шутку в свой адрес воспринимал в штыки. И лицеисты сразу поняли, что с таким как он шутки плохи.

Со временем они узнали, что у Пушкина добрый нрав, просто иногда он бывает вспыльчив и многое воспринимает близко к сердцу.

Кроме того, он писал неплохие стихи, чем тоже заслужил некоторое уважение.

Среди лицеистов у Пушкина были и другие близкие друзья: Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля) и Антон Дельвиг (Тося).

Первый славился обидчивым нравом, чем постоянно пользовались лицеисты. У Вильгельма было больше всего прозвищ. Дельвиг же прославился тем, что был невероятно ленив.

Прозвища

У всех лицеистов были прозвища, и Пушкин не стал исключением. Сначала его прозвали «французом» за великолепное владение французским языком.

Потом его прозвали обезьяной за язык тела, после к нему прилипло прозвище «тигр» за его вспыльчивый нрав и пронзительный взгляд. Эти звериные прозвища вылились в «смесь обезьяны с тигром«.

Иногда его называли по номеру комнаты — «№14«. А за неусидчивость его звали «егозой«.

Учеба

К сожалению, Пушкин не был прилежным учеником. Казалось, что кроме сочинения стихов его ничто не увлекало. Иногда его даже выгоняли с уроков за то что вместо изучения предмета он писал стихи и совершенно не слушал учителя.

Он с удовольствием занимался французским, русской словесностью и латынью. С радостью посещал спортивные мероприятия (фехтование, верховая езда, танцы).

Но другими предметами он заниматься не желал: математика, логика — это давалось ему с большим трудом. Немецкий язык он считал уродливым.

Прочими предметами: географией, историей, правом, каллиграфией и рисованием он занимался неохотно и без прилежания. Но, несмотря на это, от занятий был некоторый толк. Например, позже он сделает большое количество набросков и рисунков к своим стихам.

Стихи

В лицее Пушкин писал стихи. За 6 лет им было создано более 130 произведений.

Но он не был единственным в лицее, кто увлекался стихотворством. Многие из его однокурсников сочиняли стихи, и многие делали это даже лучше чем он.

Но у Пушкина несомненно был талант, и этого никто не отрицал: ни однокурсники, ни учителя. Он был увлечен этим. И его друзья с интересом наблюдали, как молодой поэт погружался в задумчивость, грыз перо и быстро набрасывал строчки новых стихов.

Надзиратели сначала пытались запретить ученикам писать стихи, пробовали забирать у них бумагу. Считалось, что это отвлекает учащихся от важных наук.

Тогда Пушкин начал писать прямо на уроках, совершенно не вникая в преподаваемый материал. Пришлось разрешить лицеистам писать стихи, а для контроля выпустить газету с произведениями учеников.

Первый успех

Первый успех на литературном поприще Пушкин заслужил в 1814 году, когда в журнале «Вестник Европы» было опубликовано стихотворение молодого поэта «К другу стихотворцу».

Пушкин отправил свое стихотворение в журнал за компанию с Дельвигом. И оно было опубликовано.

Дядя Пушкина, Василий Львович, который устроил Александра в лицей, сам был поэтом. А потому особенно гордился успехами племянника, когда в таком популярном журнале опубликовали его произведение.

Первое большое признание

Первое большое признание Пушкин получил от знаменитого литератора того времени — Державина.

Это случилось на торжественном переводном экзамене по литературе 8 января 1815 года.

Все ученики лицея должны были выступить со своими произведениями. Пушкин подготовил стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором шла речь о войне с Наполеоном и о самом господине Державине.

Выступление так впечатлило почетного гостя, что он разволновался, расплакался и даже привстал со своего места, чтобы поближе рассмотреть юного поэта. Он даже хотел обнять его, но Пушкин так испугался реакции Державина, что убежал из зала.

Учителя сначала не поняли реакции Державина и попытались извиниться за выступление молодого поэта. Но тот ответил: «Оставьте его поэтом.»

Это был истинный успех и признание.

Вступление в Арзамас

Через некоторое время Пушкина неофициально приняли в закрытое литературное сообщество «Арзамас».

Это была большая честь для молодого Александра, ведь в этом обществе состояли очень известные писатели и поэты. Немыслимо, чтобы совсем юного молодого человека пригласили стать членом подобного клуба.

Известные литераторы Карамзин, Вяземский и дядя Василий Львович лично прибыли  лицей, чтобы сообщить Пушкину об этом.

Любовь

Во время пребывания в лицее Пушкин ухаживал за разными девушками. Им он посвящал стихи, в которых признавался в своих чувствах.

Но самой первой большой любовью поэта считается Екатерина Бакунина — старшая сестра одного из лицеистов. Очень красивая девушка, которая занималась рисованием и писала прекрасные картины.

Ее семья жила в Петербурге, а лето она проводила в Царском селе. Пушкин они мог ее видеть на балах и во время прогулок в парке.

Александр посвятил ей большое количество стихов, которых хватило бы на целый сборник. К сожалению, их пути разошлись.

Отношение к лицею

Удивительно, но во время учебы в лицее Пушкин часто нелестно отзывался о нем. Видимо он не чувствовал себя свободным, а потому называл его в своих стихах «монастырем», а себя «монахом» и «узником темницы».

После окончания лицея лицейские годы описывались Пушкиным как «ясные дни», а себя и друзей называл «семьей».

После лицея

Выпускной состоялся 9 июня 1817 года. В этот последний день лицейские друзья поклялись хранить дружбу до конца жизни.

Пушкин получил чин X класса, и через несколько дней был зачислен в Коллегию иностранных дел в Петербурге. Началась совершенно другая взрослая жизнь.

Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях [1]

А.С.Пушкин в Лицее

      <…>Дом лицейский огромный, четырехэтажный. В нижнем этаже живут преподаватели, служащие; во втором – столовая, больница с аптекой, актовый зал, канцелярия; в третьем – классы, зал для отдыха после занятий, физический кабинет, комната для газет и журналов, библиотека. Наверху, на четвертом этаже, комнаты мальчиков – у каждого своя, маленькая, и все комнаты одинаково обставлены: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, умывальник. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами.
      
В прекрасных садах Царского Села, под вековыми липами, на зеленых лужайках, у берегов Большого озера лицеисты гуляли, и часто на одной из скамеек парка сидел мальчик Пушкин.
      
Начались занятия, потекла размеренная лицейская жизнь. «Мы скоро сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье – свои кружки; в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого; близко узнали мы друг друга, никогда не разлучаясь; тут образовались связи на всю жизнь», – вспоминал позднее Пущин.
      
Случайно комната Александра Пушкина, номер четырнадцать, оказалась рядом с комнатой Ивана Пущина – Жанно, как называли его лицеисты. Как часто, когда все в Лицее уже спали, мальчики вели вполголоса через невысокую перегородку задушевные разговоры. Они говорили обо всем: о каком-нибудь «вздорном случае» дня, о товарищах, об учителях, о войне, которая началась вскоре после открытия Лицея. Пущин был старше Пушкина на один год. Рассудительный, справедливый, он не раз успокаивал вспыльчивого, быстрого в своих суждениях и поступках Пушкина, которого полюбил душевно, навсегда. А за стеной по коридору шагал дежурный дядька, изредка постукивал в дверь и призывал к порядку.
      
Среди преподавателей были молодые профессора, такие, как Галич, Куницын. Они держали себя с лицеистами просто, говорили с ними как с равными, как с младшими товарищами, старались внушить им мысли о равенстве людей, о справедливости, о долге гражданина. Недаром обоим вскоре запрещено было преподавать, а лекции Куницына царское правительство приказало сжечь. Пушкин всегда с благодарностью вспоминал Куницына. «Он создал нас, он воспитал наш пламень», – писал он в своих стихах.
      
Началась Отечественная война 1812 года. Вся Россия, от мала до велика. поднялась на борьбу с иноземными захватчиками. Лицеисты жадно, с тревогой следили за военными событиями, читали газеты. Они знали, что Василий Андреевич Жуковский – один из самых тогда любимых поэтов – пошел добровольцем в действующую армию. Все они, конечно, читали его стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое было напечатано в журнале и в 1813 году вышло отдельной книжкой.
      
< …> Мимо Лицея проходили на войну гвардейские полки, в которых у лицеистов были родные и знакомые.

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…

      
Казалось, что учиться в то время, когда отечество в опасности, невозможно. До лицеистов доходили слухи, что во многих учебных заведениях старшие учащиеся группами подавали заявления о том, что не могут учиться, и часто уходили — вернее, убегали – на войну.
      
В Лицее занятия продолжались своим чередом. Пушкину все давалось легко, но учился он неровно и не очень любил математику. Как-то в математическом классе вывали его к доске и задали алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и писал какие-то формулы. «Что же вышло? Чему равняется икс?» – спросил наконец преподаватель. «Нулю», – улыбаясь, ответил Пушкин. «…У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи». Но случалось, что тот же преподаватель математики изгонял его из класса, когда, забыв об уроке, Пушкин весь углублялся в чтение посторонних книг. По этому поводу лицеисты даже песенку сочинили:

А что читает Пушкин?
Подайте-ка сюды!
Ступай из класса с богом,
Сюда не приходи!


      
Читал Пушкин очень много как на русском, так и на французском языке. За это товарищи прозвали его «французом», на что он во время войны особенно сердился. Из произведений русских писателей он увлекался тогда стихами Державина, Жуковского, Ломоносова, Батюшкова, читал комедию Фонвизина «Недоросль», только что вышедший сборник басен Крылова и много других книг. В Лицее была большая, хорошая библиотека. «Все видели, — рассказывал позднее Пущин, – что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать, как это часто бывает в те годы».
      
В Лицее Пушкин встретил товарищей, которые, как и он, интересовались литературой, писали стихи. У Пушкина страсть к поэзии проявилась очень рано. Еще дома по вечерам, когда он долго не мог заснуть и его спрашивали: «Что ты, Саша, не спишь?» – он отвечал: «Сочиняю стихи». Ему было тогда лет семь-восемь. Очень скоро среди лицеистов образовались литературные кружки, стали издаваться рукописные журналы, и Пушкин принимал участие во всех лицейских журналах: писал стихи, песни, сочинял эпиграммы. На уроках литературы, или словесности, как тогда говорили, задавались часто сочинения, которые можно было подавать и стихами и прозой. Особенно отличался на этих уроках Пушкин – он, казалось, и думал стихами. Однажды преподаватель дал тему классного сочинения «Восход солнца», и один из товарищей Пушкина ничего не мог придумать, кроме фразы:

Грядет с заката царь природы…


      
Пушкин, не задумываясь, тут же подсказал ему:

И изумленные народы
Не знают, что им предпринять –
Ложиться спать или вставать.

      «Не только в часы отдыха от ученья в рекреационной зале, на прогулках, но нередко в классах и даже в церкви ему приходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его то хмурилось необыкновенно, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, его занимавших, – рассказывал один из товарищей Пушкина. – Набрасывая же мысли свои на бумагу, он удалялся всегда в самый уединенный угол комнаты, от нетерпения грыз обыкновенно перо и, насупя брови, надувши губы, с огненным взором читал про себя написанное». Лицеисты были очень горды, когда в 1814 году в журнале «Вестник Европы» появилось первое напечатанное стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу», обращенное, вероятно, к Кюхельбекеру. Стихотворение это Пушкин подписал так: Александр Н.к.ш.п.
      
Весной этого года в Петербург переехала семья Пушкиных, и теперь родители иногда навещали сына, даже как-то на праздники брали его домой. Брат Левушка поступил в Благородный пансион при Лицее, и с ним Пушкин видался еще чаще. Левушка очень любил старшего брата, знал наизусть все его стихи и был очень доволен, когда узнал, что к Саше в Лицей приходил сам Жуковский. Жуковский действительно пришел познакомиться с Пушкиным и писал об этом поэту Петру Андреевичу Вяземскому: «Я сделал еще приятное знакомство! с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». С тех пор Жуковский приходил иногда один, а как-то пришел с писателем Карамзиным, в другой раз – с Вяземским. Он любил читать свои стихи Пушкину, и те строки, которые Пушкин не мог сразу запомнить, Жуковский уничтожал или переделывал.
      
В январе 1815 года, когда лицеисты переходили на старший курс, состоялся публичный экзамен. Пушкин читал свое новое стихотворение – «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене присутствовал поэт Гаврила Романович Державин; стихи его хорошо знали и любили в Лицее. «Державин был очень стар… Экзамен наш очень его утомил… – вспоминал позднее Пушкин. – Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился… Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»
      
<…>В те годы в Царском Селе стоял гусарский полк, вернувшийся с войны. Среди офицеров этого полка было много образованных, передовых людей. Служил здесь Петр Яковлевич Чаадаев – писатель, философ, человек очень образованный, будущий член тайного политического общества. Лицеистам старших курсов разрешалось посещать знакомых в Царском Селе, и Пушкин бывал у Карамзиных, которые обычно жили здесь летом. У них познакомился он и сблизился с Чаадаевым, который пригласил его к себе в полк. Вместе с друзьями – Пущиным, Кюхельбекером – Пушкин стал бывать у Чаадаева в кружке гусарских офицеров. Буйная, веселая пирушка часто сменялась здесь вольными разговорами о политических событиях, чтением запрещенных книг, горячими спорами. Юноша Пушкин жадно ко всему прислушивался, но не знал, что товарищи его по Лицею, Вольховский и Пущин, уже вступили в Союз спасения — первоначальную организацию будущих декабристов.
     
В стихах, которые Пушкин писал в эти годы, нашли свое отражение и эти споры, и вольные мысли, и мечты о счастье и свободе родины. Так, в шестнадцать лет Пушкин написал стихотворение «Лицинию», в котором есть такие строки: «Я рабство ненавижу…»; «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа». Правда, в стихотворении говорилось о древнем Риме и древних римлянах, но главная мысль его заключалась в том, что государство может жить только тогда, когда у граждан есть свобода, и что гибнет оно от рабства и деспотизма. Ясно, что так чувствовал и так думал сам молодой поэт о своей родине, о России.
      
Подходили к концу лицейские дни. Открывая Лицей для детей из дворянских семей, царь Александр I хотел подготовить их для будущей государственной службы, воспитать верных себе слуг. Но он жестоко ошибся. Лицей не оправдал его надежд. Подрастая, лицеисты все больше набирались вольного духа. В стенах Лицея выросли будущие декабристы: Пущин, Кюхельбекер, – люди «с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной». Наступил день выпуска лицеистов.

Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум…

      Расставаясь, лицеисты решили встречаться каждый год 19 октября – в день открытия Лицея. И никогда потом Пушкин не забывал отметить этот день. В будущем со многими товарищами разошлись у Пушкина пути, но навсегда крепкая дружба связала его с Пущиным, с поэтом Дельвигом, с Кюхельбекером.

По книге: Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. Детгиз, 1960

Лицей, в котором учился Пушкин, был особенным учебным заведением. Назывался императорским, потому что был создан по воле императора Александра I для подготовки будущих государственных деятелей, дворян.

В Лицее преподавались науки не только среднего образования, но и высшего: для будущих юристов, дипоматов и других крупных государственных чиновников. Обучение происходило шесть лет, разделялось на первые и вторые три года.

Будущие воспитанники съехались в Лицей. Они довольны своим содержанием и веселы. У некоторых из них плохая одежда. Но всем выдали форменные сюртуки и сапоги. Указали комнаты для каждого отдельно живущего лицеиста с номерами по списку принятых в Лицей. Комната Александра Пушкина четырнадцатая. В пятнадцатую поселили Пущина, с которым Александр уже подружился. Шла деятельная подготовка к открытию Лицея профессорами, преподавателями, обслуживающим персоналом.

В середине октября 1811 г. в зале Лицея в присутствии министра просвещения А.К. Разумовского шла репетиция церемониала акта открытия Лицея. Воспитанников вводят «известным порядком в залу», ставят на установленные места по списку, вызывают и учат кланяться по направлению к тому месту, где будет сидеть Александр I и его семейство.

18 октября. Среда. Вечером в лицейской зале в присутствии А.К. Разумовского и лицеистов директор Лицея В.Ф. Малиновский читает речь, с которой он должен выступить на торжестве открытия Лицея.

Александр Пушкин в Лицее

Александр Пушкин в Лицее

19 октября. Четверг. Торжественное открытие Лицея в Царскосельском Екатерининском дворце. Присутствовали Александр I со своей семьей, члены Государственного совета, министры, придворные и «прочие первенствующие чины». В первом часу дня началась обедня в придворной церкви, после чего освящалось помещение Лицея. Акт начинается чтением высочайшей грамоты Лицею, затем В.Ф. Малиновский произносит речь, секретарь конференции Лицея профессор Н.Ф. Кошанский зачитывает списки служащих и воспитанников Лицея. Профессор Куницын произносит речь, имевшую большой успех у слушателей. После речей всех воспитанников вызывали по списку и каждый из них кланялся императору Александру I. После акта гости осматривали помещение Лицея и остались в столовой, где обедали лицеисты. Вместо казенного ужина лицеистов угощали обильным десертом. Вечером – иллюминация.

Занятия в Лицее начались в понедельник, 23 октября. Лицеистов – 30 человек. Учеба – в будни. Отдых – по воскресеньям и в табельные дни.
Табельными днями назывались церковные праздники, кроме воскресений, и особенные дни в жизни императора и членов его семьи. Табельных дней в течение учебного года было много.

О педагогическом процессе сохранились описания, где каждый раз встречается имя Александра Пушкина.

«1 марта 1812 г. Составлена «Ведомость о дарованиях, прилежании и успехах воспитанников по части географии, всеобщей политической и российской истории от 23 октября 1811 по 1 марта 1812». Пушкин занимает 14-е место. «Дарований очень хороших. Прилежен, успехов очень хороших».

1 марта 1812 г. Полугодичные испытания лицеистов.

Вид на Лицей и Придворную церковь

Вид на Лицей и Придворную церковь

«15 марта 1812 г. Составлен список воспитанников Императорского Лицея из российского и латинского классов, с показанием их способностей, успехов и прилежаний с 23 октября 1811 по 15 марта 1812 г.»

«Из латинской грамматики пройдено: склонения, роды имен и спряжения правильных глаголов. Из российской: повторена этимология и весь синтаксис, причем каждое правило объяснимо было приличными и собранными с их понятием примерами».

Пушкин занимает 14-е место.

«Александр Пушкин более имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить его; но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в латинском хороши: в русском не столько тверды, сколько блистательны».

19 марта 1812 г. «Табель, составленная из подданных ведомостей гг. профессоров, адъюнктов и учителей: 1) об успехах, 2) о прилежании, 3) о дарованиях лицеистов с 23 октября 1811 г. по 19 марта 1812 г.». Пушкин занимает 17-е место. «В росс. и лат. яз.: 1) успехи в латинском хороши, в русском не столько тверды, сколько блистательны, 2) слабого прилежания, 3) одарен понятливостью и вкусом. Во франц. яз.: 1) считается между первымми, 2) весьма прилежен, 3) одарен понятливостью и проницанием. В нем. яз.: 1) мало успехов, 2) не прилежен, 3) весьма понятен. В арифмет.: 1) посредственные успехи, 2) ленив, 3) неплохих дарований. В географии и истории: 1) очень хорошие успехи, 2) довольно прилежен, 3) очень хороших дарований. В рисовании: 1) медленные успехи, 2) прилежен, но нетерпелив, 3) очень способен. В чистописании: 1) посредственные успехи, 2) прилежен, 3) способен».

31 марта 1812 г. Рапорт (на французском языке) об успехах лицеистов с отзывом о Пушкине: «Кажется, он никогда не занимался немецким языком до поступления в Лицей и, кажется, отнюдь не желает делать этого и сейчас: между тем, если бы он захотел на это решиться, он сделал бы успехи самые быстрые, будучи одаренным проницательностью и памятью».

По воскресеньям разрешалось посещать как Лицей, так и отдельных лицеистов. Лицеистам также разрешалось в воскресенья отдыхать вне Лицея.
Лицеисты обратили внимание на Пушкина. В ноябре 1811 г. Александр Пушкин за прекрасное знание французской литературы получил от товарищей прозвище «француз».

Александр Пушкин-лицеист

Александр Пушкин-лицеист

В ноябре 1811 г. Пушкин написал в альбом кн. А.М. Горчакова прозаические строки: «Вы пишете токмо для вашего удовольствия, а я, который вас искренно люблю, пишу чтоб вам сие сказать».

Творчество Пушкина в Лицее началось в первый год обучения. Февраль (?) – март, 25, 1812 г. «Состязаясь с Илличевским», Пушкин сочинил рыцарскую балладу в подражание балладам Жуковского (не сохранилась).

25 марта 1812 г. Илличевский написал своему товарищу, П.Н. Фуссу, воспитаннику петербургской гимназии, что Пушкин, «Живши между лучшими стихотворцами, приобрел много в поэзии знаний и вкуса» и о том, что он (Илличевский) пишет с Пушкиным стихи «украдкою», так как лицеистам «запрещено сочинять».

Пушкину 13 лет. 26 марта 1812 г. – апрель 20 (?). Профессор Н.Ф. Кошанский после лекции обратился к ученикам с предложением описать розу стихами. Пушкин «мигом» сочинил два четверостишия, которые всех восхитили (не сохранились).

26 апреля 1812 г. Илличевский пишет П.Н. Фуссу, что лицеистам позволили сочинять.

Приведенная картина первого года обучения в Лицее повторялась и в следующие пять лет занятий лицеистов. Александр Пушкин становился старше, обучался, воспитывался, становясь зрелым человеком. Как это происходило в его жизни и творчестве, будет видно, если посмотреть, каким лицеистом был Александр Пушкин в остальные пять лет обучения в Лицее.

Каким лицеистом был Пушкин

Большое внимание в воспитании лицеистов уделялось оценкам личности. Говорилось и о Пушкине, каким он был в первый год обучения в Лицее. Продолжая приводить оценки в последующие пять лет занятий Пушкина в Лицее, можно летописно сказать, каким лицеистом, постепенно изменяясь, возрастая, был Пушкин в следующие пять лет.

18 ноября 1812 г. Рапорт об успехах лицеистов, отзыв о Пушкине: «Он стал гораздо более прилежным, чем раньше, и его успехи постоянно укрепляются».

19 ноября. В рапорте с приложением списка воспитанников и с указанием их успехов в геометрии с 1 марта по 19 ноября 1812 г. Пушкин занимает 26-е место. «Очень ленив, в классе невнимателен и нескромен, способностей не плохих, имеет остроту, но, к сожалению, только для пустословия, успевает весьма посредственно».

Комната Пушкина в Лицее

Комната Пушкина в Лицее

В тот же день. Рапорт с приложением отчета о поведении и свойствах воспитанников, где о Пушкине сказано: «Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов, довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие; познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости».

В тот же день рапорт с приложением распределения воспитанников Императорского Лицея по немецкой литературе. О Пушкине: «С огорчением вижу, что этот ученик, одаренный в высшей степени проницательностью и памятью, упорствует в равнодушии к моему предмету». В распределении Пушкин помещен в последнем разделе, занимая в нем третье место из девяти.

В тот же день. Составлен список воспитанников Лицея с показанием их способностей, прилежания и успехов по части логики и нравственной философии с 1 марта по 19 ноября 1812 г. Пушкин занимает 19-е место. Отзыв о Пушкине: «Александр Пушкин – весьма понятен, замысловат и остроумен, но вовсе не прилежен. Он способен только к самым легким предметам, требующим самого малого прилежания, отчего успехи его очень незначущи, особливо в логике. Характер имеет живой, но скрытый и вместе вспыльчивый».

В тот же день. Черновик табели о поведении и успехах воспитанников. Пушкин занимает 23-е место. Отзывы те же, что и в беловом тексте (от 20 (?) ноября), только в графе «Закон Божий» (как у всех лицеистов) отзыва нет, а о поведении сказано: «Легкомыслен, повеса».

20 ноября. Пушкин в рисовальном классе называет Горчакова «вольной польской дамой».

В тот же день рапорт учителя рисования с приложением ведомости об успехах воспитанников по части рисовального искусства с 19 марта по 20 ноября 1812 г. Пушкин занимает в первом отделении 4-е место. О нем сказано: «Отличных дарований, особенно прилежания, но тороплив и неосмотрителен; а потому – успехи его не столько ощутительны, как у первых трех его товарищей».

В тот же день. Составлена ведомость об успехах воспитанников по части чистописания с 1 марта по 20 ноября 1812 г., где Пушкин назван наряду с другими четырьмя лицеистами, о которых сказано: «Способны и прилежны, успели в русском и французском весьма порядочно, а в немецком посредственно».

В тот же день. Табель, составленная из поданных ведомостей гг. профессоров, адъюнкт-профессоров и учителей: 1) об успехах, 2) о прилежании, 3) о даровании воспитанников Лицея, какие оказали они с 19-го марта по 20 (?) ноября 1812 г. Пушкин занимает 23-е место.

Пушкин на лицейском экзамене, картина Ильи Репина

Пушкин на лицейском экзамене, картина Ильи Репина

На втором годе обучения в Лицее в летописи говорится о поведении Пушкина среди товарищей:

21 ноября. «Во время обеда Пушкин начал громко и насмешливо говорить, что Вольховский меня боится оттого, чтобы не потерять доброго своего имени, а мы, говорит, шалуны, его увещаниям смеемся. Тут пристал и г. Корсаков, и начали оба говорить, что я браню их родителей. Такая смелость зажгла тотчас самолюбие в других и заставила после обеда Гурьева и Дельвига пристать к их мнению».

22 ноября. «Ввечеру окружили меня воспитанники, и Гурьев начал исчислять мне слышанные и замеченные им в моих речах слова, относящиеся до их родителей. Он показал тут непоколебимую наглость. К сему вызову тотчас присоединились и прочие, Пушкин, Дельвиг, Бакунин, Корсаков, Стевен и некоторые другие, которые, кроме Гурьева, все отозвались, что они слышали от других, а не сами были свидетелями, отчего многие и отстали…»; «Упорнее всех Гурьев, Пушкин, Яковлев, Стевен, Бакунин, Горчаков по причине своей пылкости и чрезвычайной ревности к чести своей или по честолюбию».

23 ноября. И. Пилецкий на уроке отнимает у Дельвига «бранное на г. инспектора сочинение». Пушкин «с непристойной вспыльчивостью» громко говорит: «Как вы смеете брать наши бумаги – стало быть, и письма наши из ящика будете брать».

30 ноября. Нескромный разговор Пушкина о модных французских лавках.

Ноябрь… Декабрь. Список воспитанников с указанием их поведения и свойств характера. Отзыв о Пушкине: «Мало постоянства и твердости в его нраве, словоохотен, остроумен, приметно в нем и добродушие, но вспыльчив с гневом, легкомыслен».

13 июня 1813 г. Пушкин «в классе чистописания смеялся довольно громко», чем «Калиныч был недоволен».

26 июня. Классный рисунок, изображающий продавца кваса. Возможно, это портрет лицеиста П. Юдина (номер его комнаты (№6) выставлен на бочонке). Подпись: «Рисовал Александр Пушкин».

Октябрь 1814 г. Список воспитанников по успеваемости в немецком языке. Пушкин занимает 25-е место.

1815. Рапорт об успехах воспитанников. О Пушкине: «Он понятлив и даже умен. Крайне прилежен, и его очень заметные успехи столь же плод его суждений сколь и прекрасной памяти, ему место среди первых в классе по французскому языку».

1 января. В ведомости от 1 ноября 1812 по 1 января 1814 г. о Пушкине, занимающем 17-е место, сказано: «При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи, и сие должно приписывать одним только прекрасным его дарованиям. В поведении резв; но менее противу прежнего».

1 февраля. В ведомости от 19 ноября 1812 по 1 февраля 1814 г. о Пушкине, занимающем 20-е место, сказано: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не велики, особливо по части логики».

1814, 23 сентября. Свойства и поведение гг. воспитанников с отзывом о Пушкине: «Легкомыслен, ветрен и иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность. Подает надежду к исправлению».

1814. Список воспитанников Лицея «по части французской словесности». Пушкин занимает в 1-м отделении 3-е место.

1814. Рапорт об успехах лицеистов в алгебре и физике с 1 августа «минувшего» 1813 г. Пушкин «слаб и успехов приметных не сказал»; занимает 23-е место.

1816. 22 марта. В черновых заметках директора Лицея Е.А. Энгельгардта, написанных для себя, «Нечто о воспитанниках старших отделений Лицея» (на немецком языке) дана резко отрицательная характеристика Пушкину: «Его высшая и конечная цель – блистать, и именно поэзией. Он основывает все на поэзии и с любовью занимается всем, что с этим непосредственно связано. Пушкину никогда не удастся дать своим стихам прочную основу, так как он боится всяких серьезных занятий, и его ум, не имея ни проницательности, ни глубины, совершенно поверхностный, французский ум. Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине. Его сердце холодно и пусто: в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце. Нежные и юношеские чувствования унижены в нем воображением, оскверненным всеми эротическими произведениями французской литературы, которые он, когда поступал в Лицей, знал частию, а то и совершенно наизусть, как достойное приобретение первоначального воспитания». При характеристике М. Яковлева Энгельгардт отмечает склонность Пушкина к сатире.

31 декабря. В таблице об успехах и поведении лицеистов за октябрь–декабрь 1816 г. показаны отметки Пушкина: энциклопедия права – 4, политическая экономия – 4, военные науки – 0, прикладная математика – 4, всеобщая политистория – 4, статистика – 4, латинский язык – 0, российская поэзия – 1, эстетика – 4, немецкая риторика – 4, французская риторика – 1, прилежание – 4, поведение – 4.

1817 г. 17–24 марта. В общей табели об успехах, прилежании и поведении воспитанников Лицея предположительно за январь–март 1817 г. показаны отметки Пушкина: Закон Божий, энциклопедия права, политическая экономия – 3, военные науки – 0, прикладная математика, опытная физика – 0, всеобщая политическая история и статистика – 4, немецкая риторика – 0, французская риторика – 1, рисование – 0, фехтование – 1, прилежание – 4, поведение – 3.

Монахиня Серафима (Розова; 1901–2001)

Распорядок дня

Весь день у лицеистов был тщательно распланирован:

  • 6 утра — подъем, сборы, молитва;
  • 7 — 9 — уроки;
  • 9 — 10 — завтрак;
  • 10 — 12 — уроки;
  • 12 — 13 — прогулка;
  • 13 — 14 — обед;
  • 14 — 17 — уроки;
  • 17 — 18 — полдник и прогулка;
  • 18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
  • 20:30 — ужин;
  • 22 — вечерняя молитва, сон.

«Друзья, прекрасен наш союз!»

Впервые в жизни его окружали люди, которые испытывали к нему уважение и восхищение. «Друзья, прекрасен наш союз!» — писал он в адрес одногрупников. Именно в лицейский период Пушкина произошла столь важная перемена в его жизни: была обретена «роскошь человеческого общения».

Его товарищи вместе с профессором Александром Куницыным, который читал сразу 12 предметов, и Александром Галичем, преподавателем латинской и российской словесности, горячо обсуждали события Отечественной войны 1812 года. Она началась через год после их поступления в Лицей. Все вместе они искали смысл жизни, каждый свое собственное предназначение, служение высоким целям.

В истории мировой литературы еще не было такого, чтобы кто-то из поэтов или писателей в своих произведениях так много места уделял альма матер, как Пушкин своему Лицею. Спустя годы он даже на рукописи «Евгения Онегина» нарисовал Лицей.

Это учебное заведение отображено в его стихах, ранних и поздних, посланиях друзьям, на страницах нетленных романов, в посвящениях годовщинам школы.

Какие предметы преподавались

За 6 лет ученики изучили следующие предметы:

  • закон Божий,
  • русский язык,
  • латинский язык,
  • французский язык,
  • немецкий язык,
  • логика,
  • нравственность,
  • математика,
  • география,
  • история,
  • чистописание,
  • фехтование,
  • рисование,
  • верховая езда,
  • танцы,
  • плавание.

LiveInternetLiveInternet

Большую роль в жизни Пушкина сыграл его дядя Василий Львович, который, кстати говоря, был поэтом. А. С. Пушкин, по словам отца, в детстве слушал стихи своего дяди, «затвердил некоторые наизусть и радовал тем почтенного родственника».

Именно Василий Львович привез в Лицей 11-ти летнего Пушкина.К своему знаменитому племяннику Василий Львович относился с величайшим восхищением, которое выражал в своих посланиях к нему.

Лицей, в который был принят будущий поэт, помещался в Царском Селе — летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца.

Комнаты лицеистов

Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен лишь в особых случаях. Все эти меры были предприняты для того, чтобы оградить лицеистов от воздействия двора и воспитать истинных сынов Отечества. Лицейская изоляция вызвала в поэзии Пушкина тех лет образы монастыря, иноческой жизни, искушений, которым подвергается монах со стороны беса. С этим же связано и стремление вырваться из заточения.

Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом.

8 января 1815 года Державин рукоположил Пушкина в поэты. В стенах Императорского Царскосельского Лицея, в котором обучался А.С.Пушкин, на переводном лицейском экзамене (с младшего курса на старший) состоялась единственная встреча Державина и юного Пушкина.

Позднее сам Пушкин вспоминал:

Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…

В лицее царил особый, «лицейский» дух. Преподаватели стремились привить воспитанникам культ чести и дружбы. Программа лицея должна была обеспечить максимальное развитие личности каждого воспитанника.

Поощрялись литературные опыты, издавалось несколько рукописных журналов. Лицеисты изучали классическую отечественную и европейскую литературу, учили латынь, французский и немецкий языки.

В Лицее нашел Пушкин прекрасных товарищей, дружбу с которыми сохранил на всю жизнь. Особенно полюбил он Пущина, Дельвига,

Кюхельбекера. «Великое благо в сей жизни — дружба!» — говорил Белинский. Прекрасное чувство товарищества связывало лицеистов. Оно сложилось на основе общности идейных интересов, на основе пламенного патриотизма. Иван Пущин в своих воспоминаниях говорит о том, что он и Пушкин согласно мыслили «о деле общем», подразумевая здесь единство их свободолюбивых стремлений. Здесь они дали обет взаимной верности.

О Лицее Пушкин впоследствии писал:

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село

Лицейские годы Пушкина совпали с историческими событиями — Отечественной войной 1812 года. Эти события всколыхнули всю страну, пробудив в обществе чувство патриотизма. Вместе со своей Родиной и лицеисты переживали необычайный патриотический подъем. Они видели, как через Царское Село на борьбу с врагом шли русские воины, и выбегали провожать их. «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской,— вспоминал Пущин,— приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея; мы всегда были тут, при их появлении выходили даже во время классов, напутствовали воинов… обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас… Не одна слеза тут пролита. Газетная комната никогда не была пуста в часы, свободные от классов».2

Лицеисты с волнением следили за событиями, гордились успехами и героическими подвигами русских воинов. Чувство горячей любви к борющейся с иноземными захватчиками Родине переживал и Пушкин.

Уже окончив Лицей, лицеисты установили замечательную традицию: 19 октября каждого года — в годовщину открытия Лицея — собираться на «братскую перекличку». И сколько чудесных стихотворений посвятил Пушкин этой дате и своим лицейским друзьям! В Лицее Пушкин и его друзья познакомились с русскими офицерами, участниками войны 1812 года, служившими в лейб-гусарском полку, стоявшем в Царском Селе. Среди них выделялся П. Я. Чаадаев. Это был образованный и политически передовой человек. Его разговоры на политические темы запомнил Пушкин на всю жизнь.

Все 30 знаменитых лицеистов первого выпуска (1811 – 1817 гг.) вошли в историю, все состоялись как личности. С лицейского порога разошлись их пути: кто шагнул на капитанский мостик, кто стал военным, кто дипломатом, кто поэтом…

Лучшие друзья Пушкина

Лучшими друзьями Пушкина по лицею являлись:

  • Пущин,
  • Дельвиг,
  • Кюхельбекер,
  • Малиновский.

Хотя он хорошо общался со многими сокурсниками. Про многих написал стихи.

Решение поступить в лицей

При достижении мальчиком 11-летия, родители приняли решение отдать сына на обучение в лицей. К тому времени у него уже было хорошее образование, полученное дома после лучших преподавателей, поэтому попасть на обучение особого труда не составило. Он прошёл обучение и неплохо разбирался в литературе Франции, ознакомился с поэтическими работами М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, разговаривал на нескольких иностранных языках, старался постоянно быть в курсе новинок в литературе. Как признались в будущем товарищи по лицею, он был впереди во всём, знал то, о чём ещё и не слышали.

В 1811 году по инициативе Александра Первого для дворян открылся Лицей в Царском Селе, на него возлагались большие надежды. В то время страна очень нуждалась в новых деятелях, имеющих общенациональный и общегосударственный образ мыслей.

В заведение было вложено всё лучшее, что было в культурном развитии России того времени. В нём сначала планировали обучаться даже младшие братья царя.

Создал проект лицея М. М. Сперанский, который хотел, чтобы это была не только хорошая школа с качественным образованием для детей чиновников, но и место, откуда могли выпуститься люди, способные преобразовать Российское государство. Директором назначили члена коллегии Василия Фёдоровича Малиновского.

Царскосельский Лицей собрал руководство из умнейших людей страны, это были не просто обычные преподаватели, а просветители, такие как В. Ф. Малиновский, А. А. Энгельгардт. Каждый преподаватель читал ученикам не просто дисциплину, а профессорскую науку. Под влиянием А. П. Куницина у молодого поэта сформируются вольнолюбивые и в какой-то степени тираноборческие взгляды. Состав библиотеки постоянно пополнялся литературой, средств на это не жалели.

Для каждого учащегося давалась отдельная комната, не применялись в заведении и физические воздействия в виде наказаний.

Отвёз Александра на учёбу его дядя, известнейший писатель того времени, Василий Львович Пушкин. Мальчик сильно волновался перед сдачей экзамена, но всё прошло хорошо и его приняли в заведение. 19 октября 1811 года будущий поэт официально стал лицеистом. На празднике в честь открытия заведения присутствовала и царская семья, но больше всего в памяти ученика отложились слова и встреча с профессором Кунициным, которая повлияла на дальнейшее нравственное развитие писателя, на его становление как личности. Профессор давал наставление молодым дворянам чтить и знать законы, любить отечество, жизнь и свободу.

Война с Наполеоном

Война с Наполеоном длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. Пушкин застал ее в Царскосельском лицее.

За это время ему и его товарищам пришлось перенести массу событий:

  • сборы войск на войну,
  • сожжение Москвы,
  • приближение вражеских войск к Петербургу,
  • переживания за родных и близких, которые жили в Москве,
  • срочная подготовка к эвакуации.

Все эти события произвели огромное впечатление на молодого поэта и его друзей. В это время все они стали взрослее.

Пушкин напишет о войне несколько стихотворений.

Доклад-сообщение 2

Летом 1811 знать обсуждает и очень ждёт, когда откроется учебное заведение. Лицей был задуман Александром l так, что в нём мог учиться только дворянский род. Программа была не лёгкой, но довольно увлекательной. Ученикам надо было за годы обучения знать великое множество наук. В лицее преподавали лучшие учителя, в их число входил такой человек, как профессор нравственных наук А.П.Куницын. Из-за него сформируется вольнолюбивый и тираноборческий взгляд Александра Сергеевича.

Юный Пушкин сильно волновался, так как он прибыл со своим дядей в Царское Село на поступление в лицей. Мальчик сильно подготовился к важному моменту жизни. Когда ему сказали, что он принят, радость и веселье охватили поэта. И 19 октября 1811 года он стал учеником лицея. Экзамен он сдавал вместе с Дельвигом. Из-за открытия лицея, устроили огромный праздник, и даже царская семья прибыла туда. Но даже не это осталось в памяти, а выступление Куницына.

Обучение в здании лицея было как в престижном заведении. Оскорбительные наказания не присутствовали, каждый ученик имел отдельную комнату. В этой комнате он вставал в 6 утра и занимался около двух часов, и только после этого завтракал. Потом учения продолжались, уже после обеда. Обучение занимало 7 часов в день. Его отдых был — чтение.

В лицее существовала дружба между учителем и учеником. В своих действиях лицеист имел полною свободу. А. Галич часто встречался в мемуарах, как человек который участвовал в пирушках с воспитанниками. В годы обучения в лицее, Пушкин интересовался литературой и историей древнего мира. Но любимой наукой была словесность. Александр Сергеевич присутствовал в числе редколлегии всех рукописей лицея. Это лучшие эпиграммы и памфлеты. Собрание поэтического кружка не начиналось, пока он не придёт. Но, даже пользуясь таким статусом, отличником он не являлся. Пушкин был не прилежный, хотя преподаватели отмечали его талант.

Из-за крайне вспыльчивого характера, у сверстников отношения с поэтом были разные. Некоторые его любили, но большинство его дразнили и относились как к доносчику. Александру Сергеевичу это, конечно, не нравилось и он даже вызвал на дуэль Кюхельбекера.

Война с французами ассоциировалась как боль и злость. Именно после победы молодой поэт начинает писать о жизни народа.

День переходного экзамена(8 января 1815) стал незабываемым. Пушкин написал сочинение в высокопарном стиле на тему «Воспоминания в Царском Селе». Его проверял Державин. После услышанного, он растрогался и долго не мог выйти из комнаты.

В 1816 году у Александра Сергеевича начала заказывать произведения императорская семья.

Первую любовь Пушкин встретил на лицейном балу. Ей оказалась Бакунина, которой посвящено стихотворение «К живописцу». Несмотря на это, у поэта были впереди друзья, а не женщина.На годовщину лицея он напишет стих на тему дружбы.

«В садах Лицея являться Муза стала мне»

Лицейский период Пушкина длился шесть лет, с 1811 по 1817 годы. Писать серьезно он начал в 13 лет. И также рано попал в печатные издания. В июльском номере «Вестника Европы» впервые появился опус 15-летнего поэта под названием «К другу-стихотворцу». Правда, он поставил псевдоним «Александр Н.к.ш.п.». Современные филологи расшифровали его: это были согласные буквы его фамилии, но в обратном порядке. Таким манером подписывал отдельные свои стишки его дядя — Василий Львович Пушкин. Он только просто выбрасывал все гласные буквы — П.ш.к.н.


Стихотворения Пушкина лицейского периода, по мнению большого знатока его творчества, Бориса Томашевского, показывают, что он вполне овладел техникой поэзии. А написанное им в 13 лет явилось целой вехой, поворотом в судьбе.

Ссылка

В 1823 году Александр Пушкин переехал в Одессу, добившись перевода по службе в канцелярию графа Воронцова, но здесь ему не удалось выстроить отношения с начальством, и вскоре поэт попросил отставки. Но еще до того, как он успел это сделать, в Москве полиция вскрыла его письмо другу-лицеисту Кюхельбекеру и сочла его содержание настолько недопустимым, что вместе с отставкой Пушкин был определен в ссылку. Следующие два года поэт пребывал в родовом имении в селе Михайловском Псковской области под надзором и без содержания.

В Михайловском Пушкин жил в одиночестве, родные покинули имение. Единственной, кто скрашивал одиночество поэта, была няня Арина Родионовна. Сказки и народные песни няни сильно повлияли на творчество Александра Сергеевича, а ее литературный образ появился в некоторых произведениях писателя. В этот период Пушкиным была написана трагедия «Борис Годунов», что стало новым этапом в его творчестве.

В конце 1825 года после смерти Александра I Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом. Однако после того, как в 1826 году был опубликован первый сборник «Стихи Александра Пушкина» и поэт обрел всенародную любовь, Николай I пригласил его на аудиенцию в Петербург. Император планировал, что Пушкин станет придворным поэтом, но сближения не произошло, Александр Сергеевич оставался на позициях свободомыслия, что не устраивало консервативную власть. За Пушкиным установили надзор и ограничили его передвижения.

Иван Пущин

Вторым лицейским товарищем Пушкина, который оказался на Сенатской площади в рядах восставших декабристов, был Иван Пущин. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».

Вскоре после окончания учебы в Лицее Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель», основанное гвардейскими офицерами в 1814 году. Позже был членом тайных политических обществ — Союза спасения и Союза благоденствия.

11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.

…Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.

Александр Пушкин, «19 октября», 1825 год

В том же году, незадолго до событий 14 декабря, Иван Пущин вернулся в Петербург, чтобы участвовать в восстании. После его подавления Верховный уголовный суд признал Пущина «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», и приговорил к смерти через повешение, которую заменили пожизненной каторгой.

Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу, послал Пущину в сибирские рудники стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»:

Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней.

Спустя 20 лет, в 1856 году, Пущин получил амнистию, а через год женился на Наталье Апухтиной, вдове декабриста Михаила Фонвизина. Последние годы жизни он провел в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер 3 апреля 1859 года.

Годы, проведенные в лицее, оказали огромное влияние на Пушкина. В лицее он обрел самых близких друзей. Вспыльчивого, страстно мечтающего о поэтическом поприще Кюхельбекера, ленивого, добродушного Дельвига, одаренного поэтическим талантом, решительного и бескомпромиссного Пущена. В лицее сложились основные представления поэта о самых важных жизненных понятиях, о своем месте в жизни,сформировались главные черты его характера. Друзья любили Пушкина за доброту, 31 отзывчивое сердце, легкость, остроумие, вспыльчивость, насмешливость приводили частым ссорам и даже чуть ли не дуэлям. Все лицеисты имели прозвища, которые иногда говорили о них больше, чем самые подробные! характеристики. У Пушкина их было целых три. За безупречное, изящное владение французским языком его называли Французом; за* резвость, непоседливость и говорливость — Сверчком; за пылкий нрав, частые ссоры, гримасничанье и подвижность — Смесью Обезьяны с Тигром. В лицее Пушкин опубликовал и первое стихотворение. Оно появилось в журнале «Вестник Европы» летом 1914 года и называлось « Другу-стихотворцу ». А во время публичного экзамена при переходе с начального курса на окончательный Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Совершенством формы, глубиной мысли и образностью произведение пятнадцатилетнего юноши потрясло слушателей. Присутствовавший на экзамене Державин, носивший тогда неофициальный титул «первого русского поэта», со слезами восторга объявил юного стихотворца своим преемником! и хотел обнять его, но Пушкин в смущении уезжал в Царскосельский сад. С этого дня и началась слава Пушкина. Уже в лицейские года он стал признанны! поэтом. Его творчество высоко оценили знаменитые тогда Жуковский и Батюшков, Вяземский и Карамзин и даже строгий ко всему новому Шишков. Каждый из этих мастеров слова был вдвое, а то и втрое старше Пушкина.

Пользовавшийся благосклонностью императрицы стареющий поэт Нелединский-Мелецкий, получив от нее заказ на сочинение стихов в честь дня обручения ее дочери с принцем Оранским, демонстративно передал этот заказ Пушкину, и тот за два часа написал требовавшиеся для торжественного случая стихи. Жуковский пригласил получившего всеобщее признание юношу написать в соавторстве с ним слова государственного гимна «Боже царя храни». А одно из первых стихотворений Пушкина стало народной песней и попало на лубочные картинки. Репин. Пушкин на акте в лицее Так в один год юный Пушкин стал поэтом, известным всей России — от царского двора до крестьянской избы.

  • Рассказ как родилась песня
  • Рассказ как проводим выходные с семьей
  • Рассказ как правильно чистить зубы
  • Рассказ как появилась наша планета
  • Рассказ как поссорились иван иванович с иваном никифоровичем полностью