1. Опираясь на приведенные даты, составьте короткий рассказ об истории белорусских земель с древности до начала нашей эры.
В 24-е тысячелетие до н. э. была найдена наиболее древняя стоянка человека в Беларуси, в это время появились первые люди на белорусских землях. В 22—21-е тысячелетия до н. э. была найдена вторая стоянка древнего каменного века. После начала потепления ледник на территории Беларуси начал таять и сошёл 14 тысяч лет назад. Появление животноводства произошло в период нового каменного века, в 3-м тысячелетии до н. э., благодаря этому человек получил возможность иметь запасы еды. Примерно в середине 3-го тысячелетия до н. э. первые индоевропейцы появились на территории Беларуси. В начале 2-го тысячелетия до н. э. наступил период бронзового века на территории Беларуси, а в период около 700 г. до н. э. — железный век. Славяне существовали давно, но в составе других народов, и только в VI в. славяне стали известны под своим собственным именем, в этот же период славяне появились и на белорусских землях.
2. Покажите на картосхемах на с. 17, 44, 52, 54 учебного пособия и на с. 2, 4, 8, 9, 10, 12, 13 атласа:
1) основные направления заселения территории Беларуси людьми в каменном веке;
2) места первых стоянок человека каменного века (Юровичи, Бердыж);
3) местонахождение Красносельских шахт по добыче кремня;
4) территорию расселения балтов в бронзовом и железном веках;
5) пути расселения славян на территории Беларуси;
6) территорию расселения восточнославянских союзов племен кривичей-полочан, радимичей и дреговичей.
3. Перенесите таблицу в тетрадь и заполните ее.
Период | Время | Орудия труда | Способы добычи пропитания | Наиболее важные события, явления |
Древний каменный век | 100 тыс. лет назад — 9-е тысячелетие до н. э | скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук | охота, собирательство | потепление, таяние ледников, появление первых людей |
Средний каменный век | 9-е тысячелетие до н. э — 5-е тысячелетие до н. э. | скребки, остроконечники, резцы, простейшие копья, лук | охота, рыболовство, бортничество и собирательство | климат стал ещё более благоприятным, образовалось первое постоянное население, расцвет присваивающего хозяйства |
Новый каменный век | 5-е тысячелетие до н. э. — конец 3-го тысячелетия до н. э. | рыболовные гарпуны, крючки, кремневые топоры, мотыги | появилось животноводство и земледелие | одомашивание животных, появление производящего хозяйства и первобытного строя: люди начали жить группами, а затем объединяться в роды и племена |
4. Дайте определения следующим понятиям.
- Балты — племена индоевропейского происхождения, предки современных литовцев и латышей;
- бортничество — сбор меда диких пчел;
- вече — народно собрание, на котором решались все важные дела племени;
- восточные славяне — общность славяна, которые проживали на восточных земляхя;
- городище — укрепленное поселение;
- дреговичи — крупный восточнославянский племенной союз, населявший центральную и южную части современной Беларуси;
- дружина — группа постоянных боевых соратников и советников князя;
- животноводство — разведение животных для производства продуктов;
- идол — изображение бога, которому поклонялись;
- индоевропейцы — многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые расселялись по Европе;
- князь — изначально военный руководитель племени; позже — правитель княжества;
- кривичи-полочане — крупный восточнославянский союз племен, населявший северную часть современной Беларуси;
- охота — выслеживание, загон, добыча диких животных;
- племя — объединение нескольких родов общего происхождения;
- племенное княжение —союз племен, в котором существовала княжеская власть;
- подсечно-огневое земледелие — система земледелия, при которой вырубали участок леса, а затем сжигали, чтобы посеять в пепле зерно;
- радимичи — крупный восточнославянский союз племен, населявший юго-восточную часть современной Беларуси;
- родовая община — объединение людей, которые вели общее хозяйство и были родственниками;
- святилище — место, где молились богам и приносили им жертвы;
- собирательство — форма хозяйства, при котором собирали пригодные для пищи природные ресурсы;
- соседская община — объединение людей, которые вели общее хозяйство и владели общим имуществом, состояло не только из родственников, но и соседей;
- союз племен — форма организации общества, при котором объединялось нескольок племён;
- стоянка — место поселения первобытных людей;
- язычество — вера в существование многих богов, воплощающих силы природы, и поклонение им.
5. Дополните список понятий в четырех столбцах таблицы по предложенному образцу. Используйте понятия, приведенные в задании 4.
Хозяйство | Общество | Народы | Власть | Верования |
охота, бортничество, животноводство, подсечно-огневое земледелие, собирательство | родовая община, племя, соседская община, союз племен, стоянка, городище, племенное княжение | балты, восточные славяне, дреговичи, индоевропейцы, кривичи-полочане, радимичи | князь, вече, дружина | идол, святилище, язычество |
6. Объясните логические цепочки:
Появление земледелия и животноводства → расслоение общества. С появлением земледелия и животноводства потребовались хранилища для собранного урожая, хлева для скотины, укрепления для защиты от нападков соседей. Поэтому возникла необходимость в специальных людях, которые могли бы управлять сложной жизнью общины. Так выделились старейшины и вожди. Они получили право распоряжаться имуществом общинников. Это позволило им разбогатеть. В самой общине появились бедные и богатые семьи. Так начиналось расслоение общества.
Использование железных орудий труда → появление излишков продуктов. Использование железных орудий труда позволило более эффективно обрабатывать земли, что привело к росту урожая и появлению излишков продуктов питания.
Развитие производящего хозяйства → появление знати (знатных людей). Благодаря развитию производящего хозяйства стали появляться излишки продуктов, это позволило освободить некоторых людей от постоянной добычи пищи и создало условия для появления знати.
7. Сравните следующие явления:
Присваивающее и производящее хозяйство. Присваивающее хозяйство заключается в присвоении природных ресурсов, например, собирательство ягод, а производящее — в самостоятельном производстве продуктов, например, земледелие и животноводство.
Родовая и соседская общины. Родовая община состояла только из родственников, а в соседскую общину кроме родственников входило ещё большое количество соседей.
Мотыжное и пашенное земледелие. При мотыжном земледелии использовалась мотыга, которым человек рыхлил почв вручнуюу. А при пашенном земледелии использовали волов с рало, с помощью которого не только рыхлили, но и проводили борозды в земле, а затем с волами начали применять соху, которая отваливала пласт земли в сторону.
Дружина и военное ополчение. Дружина была всегда с князем и отличалась более эффективным ведением боя, тогда как в ополчение входило простое менее боеспособное население, которое отличалось большим количеством.
8. Определите причины:
Причины возникновения имущественного неравенства: появление земледелия и животноводства, накопление излишков продуктов, что привело к появлению старейшин и вождей и расслоению общества.
Причины строительства городищ: появление железных орудий труда, рост урожайности, накопление имущества и продуктов питания, что привлекало грабителей. Для защиты поселения строились городища.
Причины замены каменных орудий труда железными: эффективность железных орудий, железные орудия труда позволили собирать бóльшие урожаи, поскольку позволяли легче и качественнее выполнять сложную работу земледельцев.
Причины появления княжеской власти: необходимость в централизации власти для противостояния захватчикам и успехах в сражениях и войнах.
9. Составьте рассказ на одну из тем (по выбору): «Охота на мамонта»; «Изготовление глиняной посуды»; «Строительство городища»; «Жизнь в славянском поселении»; «Труд земледельца»; «Суд веча».
Охота на мамонта
Первобытные люди вели охоту на мамонтов, которые весили около 14 тонн. Одним мамонтом можно было прокормиться 2 месяца, а из шкуры сделать теплую одежду, соорудить шалаш. Одному человеку не удалось бы убить такое огромное животное и поэтому на охоту ходили группой. Охотники заманивали животное в ловушку. Шумом, криками и огнем они гнали мамонта в болото или глубокую яму. Когда животное попадало туда, его добивали и делили добычу.
10. Приведите 2—3 доказательства того, что:
История Беларуси является составной частью всемирной истории:
- белорусские земли всегда были тесно связаны с дальними и ближними землями;
- первые люди на белорусские земли пришли с других земель;
- белорусские земли подвергались влияниям с Востока и с Запада;
- люди с наших земель вписали свои имена в историю других стран.
В VI — IX вв. совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда и происходило развитие земледелия у восточных славян:
- появилось рало, а затем соха, которые в связке с волами позволили обрабатывать землю более эффективно;
- появился новый способ обработки земли — двуполье.
Восточные славяне в IX в. приблизились к созданию государства:
- появилась централизованная власть — князь;
- появились племенные княжения.
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_6,
делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!
Презентация на тему Презентация 5 класс по истории древнего мира на тему Возникновение земледелия и скотоводства, предмет презентации: История. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 25 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Переход от присваивающего к производящему хозяйству
Древний мир
5 класс
Лошадь 5,5 тысяч лет назад
Как возникало земледелие, скотоводство?
1 группа стр. 21 п 1 Как возникло земледелие?
2 группа стр. 22 п 2 Как были приручены животные?
3 группа стр. 22 п 3 Как появилось ремесло?
Из какого вида деятельности происходит мотыжное земледелие?
Сеять зерно в разрыхлённую почву.
земледелие
Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.
Растирая зерна на плоских камнях (зернотёрках), получали муку. На углях очага пекли лепёшки.
Мотыжное земледелие
Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии, именно поэтому здесь возникло земледелие раньше, чем в других районах. Из Западной Азии оно распространилось в соседние страны. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства возникло земледелие.
Изготовление глиняной посуды
плести из тонких прутьев корзины, в которых хранили продукты. Обмазывая корзину глиной, в ней можно хранить зерно и муку. Затем люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.
Ткачество и прядение
На полу в жилище обычно расстилали циновку – коврик, сплетённый из соломы, травы или тростника. Ткачество, которые освоили женщины, напоминало плетение циновки. Был изобретён ткацкий станок. А нити для изготовления тканей пряли, то есть скручивали из шести домашних животных или волокна льна. С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежда из льняного полотна и шерстяной ткани
Родовые общины и племя
Кто руководил родовой общиной?
Какими качествами он должен был обладать?
Родовые общины и племя
Для решения особенно важных дел и вопросов старейшины созывали
собрание всех взрослых членов племени
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин.
Совет старейшин
Для решения особенно важных дел и вопросов старейшины созывали собрание всех взрослых членов племени
Родовые общины и племя
Почему самым страшным наказанием считалось изгнание из племени?
Духи, идолы и жертвы.
Для первобытных людей все в природе было одушевленным.
Духи обитают в любом растении или камне, в туче, молнии,
ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.
Духи, идолы и жертвы.
Первобытные люди верили в то, что их
жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами.
Закрепление изученного материала
1.Первые земледельцы вскапывали землю …
2. Колосья срезали…
3. Растирали зерна на…
4. Рубили деревья…
5. Земледелие и скотоводство возникли в Западной…
6. Из глины научились делать…
7. Для изготовления одежды женщины научились…
8. Существа, обитающие в живой природе
мотыгой
серпом
зернотерках
топором
Азии
посуду
ткать и прясть
Духи
Найдите в тексте ошибки (не менее четырех). Исправьте их.
Охотясь, наши предки стали замечать, что вместе с ними раннего зверя преследуют тигры. Иногда они раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его добивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рыком о приближении других хищников.
Тигр стал первым домашним животным, он помогал людям на охоте, находил логово кабана. Охотники убивали зверя и маленьких поросят. Также поступали и с пойманными козлятами. Живя около людей, животные к ним привыкли. Постепенно наши предки приручили свиней, овец, коров и лошадей. Так возникло ремесло.
Распределите занятия по типам хозяйства.(Присваивающее хозяйство и производящее хозяйство)
Собирательство,
Охота, скотоводство, земледелие,
ремесла
Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова-помощники.
Начало рассказа: женщины нашего рода, перетирая принесенные из леса семена диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому……Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.
http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-12.html
2. http://lah.ru/text/sklyarov/zerno-text.htm
3. http://900igr.net/kartinki/biologija/metody-selektsii-zhivotnykh/003-metody-selektsii-zhivotnykh.html
4. http://900igr.net/fotografii/ekologija/ekologija-organizmov/007-2.-etap-agrarnoj-tsivilizatsii.html
5. http://murzim.ru/nauka/istorija/page/21/
6. http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru/45/45.htm
7.http://blogs.mail.ru/mail/galina.lena/4DF6770ED8252F4C.html
Интернет-ресурсы
Древний мир
5 класс
Вопросы
занятия
·
Присваивающее
хозяйство
·
Производящее
хозяйство
·
Скотоводство
и земледелие
·
Прядение
и ткачество
За
несколько миллионов лет эволюции человечество сделало огромный шаг вперед.
Человек научился использовать огонь для защиты себя от холода и хищников. С
помощью копья, ножа, лука и стрел охотник убивал больше животных. Жизнь
человека становилась лучше, увеличивалась продолжительность жизни людей, росло
население планеты. По некоторым оценкам ученых, три миллиона лет назад
австралопитеков проживало на Земле около одного миллиона, а кроманьонцев восемь
тысяч лет назад – около пяти с половиной миллионов.
Занимаясь
охотой и собирательством, человек постепенно уничтожал растительный и животный
мир той местности, где он проживал. Тогда приходилось сниматься с насиженного
места и перекочевывать в другое место, где в достаточном количестве было пищи.
И так на протяжении десятков тысяч лет. Такой вид хозяйствования называется присваивающим
– когда человек для своего потребления берет все необходимое у природы, т. е.
присваивает.
При
таком способе ведения хозяйства жизнь человека, да и всего рода, полностью
зависела от удачи на охоте. Засуха, проливные дожди, холодная зима могли
привести к голоду целого племени. Таким образом, мы видим, что присваивающее
хозяйство было малоэффективным, так как количество полученной еды зависело не
от труда человека, а от внешних обстоятельств.
Все
изменилось около десяти тысяч лет назад, когда люди изобрели лук и стрелы. Это
изобретение резко увеличило продуктивность охоты. На той же площади могло
кормиться гораздо больше людей. Жизнь охотников становилась более оседлой. А
оседлость позволила людям лучше узнать окружающий их растительный мир.
Вначале
люди старались селиться близи зарослей дикорастущих съедобных растений. Затем
они принялись оберегать эти заросли от животных, птиц, сорняков. Наблюдая, как
развиваются растения, люди начали закапывать в землю их семена. Первые
земледельцы появились на территории с наиболее благоприятными для этого занятия
условиями: с теплым климатом, плодородными землями, дикими злаками. Такие
природные условия были на землях, получивших название «Плодородный полумесяц».
Сюда входили территории современных Израиля, Ливана, Сирии, юго-восточной Турции
и северо-запада Иордании, Ирака.
Труд
первых земледельцев был очень тяжелым. Сначала нужно было подготовить участок
земли для посева. Мужчины топорами расчищали от кустарника и леса поле, затем
становились вряд, глубоко втыкали в землю заостренные палки и единым взмахом
поднимали глыбу земли. Только представьте себе, сколько физических усилий,
сколько изнурительного труда требовалось для этого. За ними по полю следовали
женщины с палками в руках. Они размельчали поднятую мужчинами землю и
выбрасывали камни.
Когда
почва была подготовлена, в нее бросали семена дикорастущего ячменя. Созревшие
колосья срезали каменным серпом. Зерна растирали на каменной плите – зернотерке
– в муку.
Из
муки, разбавленной водой, замешивали тесто и на раскаленных камнях выпекали
лепешки. Хлеб на долгое время стал основной пищей человека.
Постепенно
люди переходили от собирательства к земледелию, начали вести оседлый образ
жизни. Ведь для того, чтобы постоянно выращивать урожай, необходимо было жить
на одном месте. Вместо землянок и шалашей люди начали строить более совершенные
жилища. Появились целые поселки с добротными домами и хозяйственными
сооружениями.
Вокруг
поселений людей бродили дикие собаки. Они подбирали кости и остатки пищи. Их
лай предупреждал людей о приближении к поселку диких животных. Охотники приручили
собак задолго до возникновения земледелия. Собака стала первым домашним
животным – сторожем жилья и помощником на охоте. С собакой, луком и стрелами
охота была гораздо успешнее.
Когда
у общины было достаточно пищи, охотники не убивали детенышей животных. Они
приносили их домой, строили для них загоны. Человеком были приручены и
одомашнены козы, овцы, свиньи, коровы, буйволы, лошади.
Домашние
животные давали людям мясо, молоко, шерсть.
Так
постепенно наши предки перешли от собирательства к земледелию, от охоты к
скотоводству, от присваивающего хозяйства к производящему.
Скотоводство
и земледелие
возникли примерно десять – двенадцать тысяч лет назад и изменили жизнь людей.
«Но
почему не раньше?» – спросите вы. Давайте порассуждаем. Захочет ли вечно
голодный человек бросать в землю зерна и ждать несколько месяцев урожая? Хватит
ли у него сил дожидаться, пока прирученный козленок подрастет и превратиться в
козу? Нет! Он просто съест их. Значит, земледелие и скотоводство могли
возникнуть потому, что у людей появился некоторый достаток, запас пищи впрок. А
это стало возможным с более совершенными орудиями труда и оружием.
Переход
к оседлости благоприятно сказался на развитии ремесел: изготовлении посуды,
орудий труда, тканей или других изделий труда, созданных ручным способом.
Люди
научились использовать глину. Первоначально глиной обмазывали плетеные из лозы
корзины. После высушивания на солнце в них можно было переносить воду и хранить
пищу. Позже люди научились лепить из глины посуду и строить дома, изготавливать
украшения и детские игрушки.
Развитие
земледелия и животноводства повлекли за собой появление прядения и ткачества.
С помощью прялки волокна шерсти или льна скручивали в длинные нити. Затем на
деревянную раму натягивали нити – сначала вертикально, а потом пропускали
поперечно. Из полученной ткани шили одежду. Она была гораздо удобнее, опрятнее
и легче, чем одежда из шкур.
Наряду
с новыми изобретениями человек совершенствовал орудия труда и способы их
изготовления.
На
смену палке-копалке пришла мотыга. Это палка с загнутым концом из камня или из
кости. Впоследствии появилось рало – палка с металлическим наконечником. С
одной стороны крепилась веревка, которую тянул человек (или животное), а другим
концом разрезали и разрыхляли землю.
Земледелие
и скотоводство развивались медленно и незаметно для самих участников этого
процесса. Тем не менее, возникновение земледелия и скотоводства имело огромное
значение в жизни людей. Впервые человек не только брал то, что давала ему
природа (собирал растения, убивал на охоте животных, ловил рыбу), но и собственным
трудом выращивал растения и разводил животных. Жизнь стала богаче,
разнообразнее, но и сложнее.
Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства
Ход урока:
-
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»
-
1. Подготовка устного ответа по карточке № 4.
КАРТОЧКА № 4
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?» Для этого вспомни:
-
Как была найдена впервые пещерная живопись?
-
Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?
-
Что обозначает понятие «искусство»?
-
Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?
-
Почему в могилы люди клали различные предметы? Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Археолог Саутуола проводил раскопки в пещере Альтамира в Испании. Маленькая дочь заметила на потолке изображение быков. Оказалось, что эти рисунки делали древние люди. Так появилась живопись и искусство. Они иногда изображали быков, пораженных копьями. Почему же эти рисунки помещены глубоко в пещерах? Ученые не знают пока. Чтобы охота была удачной, человек дотрагивался до изображения животного своим оружием. Так появилась сверхъестественная связь между людьми и их рисунками. Человек не мог объяснить сложные явления природы. Поэтому появилась религия, то есть вера в сверхъестественные существа.
-
Работа с классом. Решение логических задач.
Известно, что в древности одни племена добывали огонь трением, другие — высеканием искры путем удара камень о камень. Во время праздников вторые добывали огонь трением.
-
Какой способ добывания огня более древний? (Так как вторая группа племен добывала огонь во время праздников трением, то, следовательно, этот способ был им известен. А так как они этот способ применяли по праздникам, то можно сделать вывод, что он был более древним. Ведь если бы он был более совершенным, чем высекание, то его применяли бы все время, й не только в праздники. Поскольку это не так, то значит, он был менее совершенным, а в праздники о нем только вспоминали.)
-
Тест* (на усмотрение учителя, как один из вариантов работы с классом).
-
Развернутый ответ учащегося по карточке № 4.
-
Переход к изучению новой темы
-
Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс. лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т. е. перешел к производящему хозяйству.
-
Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?
-
-
Изучение новой темы
-
План
-
-
-
Мотыжное земледелие.
-
Скотоводство.
-
Обработка глины и ткачество.
-
Племя.
-
-
На доске: тема урока, новые слова: зернотерка, керамика, старейшина.
-
-
-
-
Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 1 на с. 18 Вигасина или п. 4 на с. 29 Михайловского.
-
Беседа по прочитанному:
-
-
-
-
Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад.)— Как появилось земледелие? (Женщины заметили, что семена дикорастущих культур, jwae на землю, на следующий год дают там всходы.)
-
Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (Деревянной мотыгой — палкой с сучком).
-
Чем убирали урожай? (Серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем.)
-
На чем растирали зерна? (На зернотерках.)
-
Чем очищали участок для посева? (Каменным топором.)
-
Какое значение имело земледелие для людей? (Земледелие давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)
-
-
-
-
Работа с картой.
-
-
-
-
По легенде карты (с. 7 Вигасина) определите, каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия. (Зеленым.)
-
Как называется этот район? (Западная Азия.)
-
Закрасьте на контурной карте древнейший район земледелия.
-
Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 12.
-
Сообщение наиболее подготовленного ученика по теме «Как возникло скотоводство».
-
Рассказ учителя.
-
Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин. (Учитель рисует схему на доске.)
Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины.
-
-
Закрепление изученного материала
-
Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 10 (с. 12).
-
Выполни задание.
-
-
— Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени. Назовите наиболее важные из них. Как люди использовали эти открытия? Объясните связь между трудовой деятельностью первобытных людей, их открытиями и полезными наблюдениями над природой. (Первобытные люди научились добывать огонь, изобрели лук и стрелы, начали заниматься земледелием и скотоводством, научились из глины лепить посуду, придумали лодки, колесо.)
-
-
Подведение итогов урока
-
Домашнее задание: прочитать § 4 Вигасина; составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?»; уметь объяснять понятия «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание №13.
Дополнительный материал
О древнейшем способе изготовления глиняных сосудов можно судить по этнографическим наблюдениям Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего жизнь и быт папуасов Гвинеи. Он писал: «Орудия, употребляемые для выделки горшков, ограничиваются двумя или тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляют сушиться на солнце. Когда он немного подсохнет, к нему мало-помалу прилепляются по кускам остальные стенки, которые выравниваются. Правильная форма горшку придается тем, что, держа горшок на коленях, женщины просовывают левую руку с круглым или плоским камнем в горшок, подставляя его к внутренней поверхности стенки, а правой рукой ударяют дощечкой по соответствующему месту на внешней стороне и выравнивают при этом как поверхность, так и толщину горшка. Когда горшок готов, его сперва сушат на солнце, а потом обжигают на слое хвороста, обкладывая листьями, тонкими прутьями и т. п. Положив горшки в несколько рядов один над другим и обложив кучу мелким легким хворостом, поджигают костер.
Все горшки приблизительно одной формы, хотя разной величины. Украшений на них мало: иногда ряд точек вокруг горла и род звезды, иногда те же украшения выдавлены ногтем».
ÝÏÎÕÀ ÍÅÎËÈÒÀ-ÝÍÅÎËÈÒÀ
Ýïîõà íåîëèòà ýíåîëèòà ýòî íîâûé êàìåííûé âåê è ìåäíûé âåê. Ñîîòâåòñòâóåò õðîíîëîãè÷åñêîìó ïåðèîäó âðåìåíè îò 6000 äî 3000 ëåò äî í.ý.
 ýòó ýïîõó íà òåððèòîðèè Óçáåêèñòàíà ïðîäîëæàåòñÿ ðàçâåäåíèå êðóïíîãî è ìåëêîãî ðîãàòîãî ñêîòà. Íà òåððèòîðèÿõ Êûçûëêóìîâ è â Ïðèàðàëüÿ íåîëèòè÷åñêèå è ýíåîëèòè÷åñêèå ëþäè çàíèìàëèñü ñêîòîâîäñòâîì.  íèçîâüÿõ Àìóäàðüè, Àê÷àäàðüèíñêîé è Ïðèñàðûêàìûøñêîé äåëüò ÷åëîâåê çàñåëÿë åùå îáâîäíåííûå ðàéîíû è çàíèìàëñÿ îõîòîé è ðûáîëîâñòâîì.  Õîðåçìå ÷åëîâåê íîâîãî êàìåííîãî è ìåäíîãî âåêîâ íà÷èíàåò èñïîëüçîâàòü ðàíåå íå ïðèìåíÿâøåãîñÿ ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî ãëèíû. ×åëîâåê òîëüêî íà÷àë ïîçíàâàòü êà÷åñòâà ýòîãî ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ.  äîëèíå Àíãðåíà, þæíîì Êàðàìàçàðå, Ñåâåðíîé Ôåðãàíå âîçíèêàåò îðîøàåìîå çåìëåäåëèå íà áàçå èñïîëüçîâàíèÿ âîä ãîðíûõ ðå÷åê è ðó÷üåâ, èððèãàöèÿ çàðîæäàåòñÿ â âèäå àðûêîâ. Çàíèìàÿñü ðûáîëîâñòâîì ëþäè íàäîëãî ñåëèëèñü íà áåðåãàõ ðåê è îçåð, ïåðåõîäèë ê îñåäëîé æèçíè, ÷òî áëàãîïðèÿòñòâîâàëî âîçíèêíîâåíèþ òåõíè÷åñêè ïîäãîòîâëåííîãî çåìëåäåëèÿ.  íèçîâüÿõ Çàðàâøàíà íåîëèòè÷åñêèå ëþäè çàíèìàëèñü îõîòîé, ðûáîëîâñòâîì, ñîáèðàòåëüñòâîì è ïåðâûìè îïûòàìè âûðàùèâàíèÿ ïîëåçíûõ ðàñòåíèé.  ðàéîíå îçåðà Òóçêàíà íàðÿäó ñ îõîòîé íåîëèòè÷åñêèå è ýíåîëèòè÷åñêèå ïëåìåíà çàíèìàëèñü è ðûáîëîâñòâîì. Ïîñåëåíèÿ ðàñïîëàãàëèñü ïî áåðåãàì ðåê è áîëüøèõ âîäîåìîâ. Òóçêàíñêèå ïëåìåíà ëîâèëè ùóêó, ñàçàíà, ñîìà è äð.  íèçîâüÿõ Çàðàâøàíà è îç. Òóçêàíà íåîëèòè÷åñêèå è ýíåîëèòè÷åñêèå ïëåìåíà âåëè îõîòíè÷üå ðûáîëîâîâåöêîå õîçÿéñòâî è èìåëè òåñíûå êóëüòóðíûå ñâÿçè ñ ïëåìåíàìè äðåâíåãî Õîðåçìà, Þæíîé Òóðêìåíèè.  Ðîìèòàíñêîì ðàéîíå Áóõàðñêîé îáëàñòè ïëåìåíà íîâî êàìåííîãî è ìåäíûõ âåêîâ èçãîòàâëèâàëè â ìàñòåðñêèõ îðóäèÿ èç æåëòî-êîðè÷íåâîãî, òåìíî-ñåðîãî, ïðîçðà÷íîãî è íåïðîçðà÷íîãî êðåìíèÿ, ðîãîâèêà, àãàòà, îïàëà è áåëîãî õàëöåäîíà.  íèçîâüÿõ Çàðàâøàíà ïëåìåíà èìåëè çåìëåäåëü÷åñêîå íàïðàâëåíèå è ëèøü ïîçäíåå ïîÿâèëîñü ñêîòîâîäñòâî.  Ñóðõàíäàðüèíñêîé îáëàñòè, Ñóëòàíèçäàãå â ýïîõó íåîëèòà-ýíåîëèòà ðàçðàáàòûâàëèñü êàìåíîëîìíè è êðåìíå îáðàáàòûâàþùèå ìàñòåðñêèå è øàõòû.  Ó÷òóòå ïðîèñõîäèëî ðàçâèòèå ãîðíîãî äåëà ïðîñòûì è ñëîæíûì ïîäçåìíûì ñïîñîáîì.  ðàéîíå Êûçûëêóìîâ îñóùåñòâëÿëàñü äîáû÷à ãîðíûõ ïîðîä æåëòîãî è ñåðîãî ïðîçðà÷íîãî è íåïðîçðà÷íîãî êðåìíèÿ, ñåðî-êîðè÷íåâîãî êðåìíèÿ, àãàòà, õàëöåäîíà, ðîãîâèêà, êóðàíòà. Ýïîõà íåîëèòà â Óçáåêèñòàíå õàðàêòåðèçóåòñÿ äâóìÿ êðóïíûìè êóëüòóðàìè: êåëüòåìèíàðñêîé è öåíòðàëüíî-ôåðãàíñêîé. Êåëüòåìèíàðñêàÿ êóëüòóðà èìååò íåñêîëüêî ëîêàëüíûõ âàðèàíòîâ: Àêñûäàðüèíñêèé, Óçáàéñêèé, Òóçêàíñêèé, Êûçûëêóìñêèé,
 ýïîõó ìåçîëèòà íà÷àëîñü èçãîòîâëåíèå êåðàìèêè. Íà÷èíàåòñÿ ïîäçåìíûå ðàçðàáîòêè êðåìíèÿ, ðàñøèðÿÿñü ïî ïëîùàäè è âîçìîæíî óãëóáëÿÿñü.  êîíöå íåîëèòè÷åñêîé ýïîõè íà÷èíàåòñÿ èððèãàöèÿ è íà÷èíàåòñÿ îðîøàåìîå çåìëåäåëèå, à òàêæå ñîçäàíèå íåáîëüøèõ âîäîõðàíèëèù â ãîðíûõ ìåñòíîñòÿõ.  ýïîõó íåîëèòà-ýíåîëèòà ïðîèñõîäèò ðåçêîå ñîêðàùåíèå íàñåëåíèÿ â çîíå ïóñòûíü (òåïåðåøíèõ), â ñòåïÿõ æå íàáëþäàåòñÿ íåïðåðûâíûé ðîñò íàñåëåíèÿ è ñîâåðøåíñòâóþòñÿ ñïîñîáû õîçÿéñòâîâàíèÿ.  íåîëèòå áûëè îñâîåíû íîâûå âèäû ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ: ãëèíà, òàëüêîâàÿ ïîðîäà, ãëèíèñòûé ñëàíåö, öâåòíûå êàìíè, ñòðîèòåëüíûå êàìíè: îáùåå ÷èñëî ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ óæå ïðåâûøàåò 20 íàèìåíîâàíèé; ðàñøèðÿåòñÿ îáëàñòü ïðèìåíåíèÿ ñòàðûõ ìàòåðèàëîâ (êðåìíÿ, ÿøìû, ñëàíöà, ãðàíèòà), êîòîðûå âìåñòå ñ íîâûìè ìàòåðèàëàìè ïðèìåíÿþòñÿ íå òîëüêî êàê îõîòíè÷üè è ðûáîëîâíûå îðóäèÿ, íî è â çåìëåäåëèè, äëÿ óêðàøåíèé è â êóëüòîâûõ ïðåäìåòàõ; ïîÿâëÿåòñÿ ïðèìèòèâíàÿ èððèãàöèÿ, à âìåñòå ñ íåé ðàñøèðÿåòñÿ ïîçíàíèå èñòî÷íèêîâ âîäû (êàê ïîâåðõíîñòíîé, òàê è ïîäçåìíîé); ðàçâèâàåòñÿ äîáû÷à ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ: ðàñøèðÿþòñÿ ïëîùàäè è óãëóáëÿþòñÿ ïîäçåìíûå ãîðíûå ðàáîòû; ðàçâèâàþòñÿ è ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðèðîäå: íàïðèìåð, êåëüòåìèíàðöàìè ïðè ñòðîèòåëüñòâå æèëèù ó÷èòûâàåòñÿ íàïðàâëåíèå ãîñïîäñòâóþùèõ âåòðîâ. Íà÷èíàåòñÿ îäîìàøíèâàíèå äèêèõ æèâîòíûõ (ïðèäîìíûé ñêîò). Ñóùåñòâîâàëî ïðîñòîå ëèìàííîå çåìëåäåëèå, îáâîäíåíèå îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ, à òàêæå ïðîèñõîäèò ïåðåõîä îò ëèìàííîãî è êàèðíîãî çåìëåäåëèÿ ê èððèãàöèîííîìó.
×åëîâåê íåñðàâíåííî áîëüøå, ÷åì â ïðåäûäóùèå ýïîõè, íà÷èíàåò îñâîáîæäàòüñÿ îò ïîäàâëÿþùåé çàâèñèìîñòè îò ïðèðîäû. Îäíàêî ïðèðîäíûé ôàêòîð íàïðèìåð òàêîé êàê ðåêà Àìóäàðüÿ îêàçàëàñü íåïîäâëàñòíîé ÷åëîâåêó, òàê ÷òî ãîâîðèòü î òîì ÷òî ÷åëîâåê îêàçûâàë ðåøàþùåå âëèÿíèå íà ïðèðîäíóþ ñðåäó íå ïðèõîäèòüñÿ. Õîòÿ, åãî (÷åëîâåêà) âîçäåéñòâèÿ íà ëàíäøàôòû èìåþò áîëåå áîëüøåå çíà÷åíèå ÷åì ðàíüøå.
Òèïû çåìëåïîëüçîâàíèÿ â íåîëèòå-ýíåîëèòå:
îõîòà
ðûáîëîâñòâî
ñêîòîâîäñòâî
çåìëåäåëèå (ëèìàííîå, êàèðíîå) çàðîæäåíèå èððèãàöèîííîãî
ãîðíîå äåëî (äîáû÷à îòêðûòûì è ïîäçåìíûìè ñïîñîáàìè, è îáðàáîòêà)
èçãîòîâëåíèå êåðàìèêè
ïîÿâëåíèå ìàëåíüêèõ ïëîòèí.
ÝÏÎÕÀ ÁÐÎÍÇÛ
Ýïîõà áðîíçû ýòî âåê êîãäà âïåðâûå ÷åëîâåê íà÷àë èçãîòàâëèâàòü ïðåäìåòû èç ìåòàëëà (áðîíçû). Íà òåððèòîðèè Óçáåêèñòàíà áðîíçîâûé âåê ñëåäóåò äàòèðîâàòü â õðîíîëîãè÷åñêîì ïðîìåæóòêå âðåìåíè îò êîíöà 3000 ëåòèÿ äî í.ý. äî íà÷àëà 2000 ëåòèÿ äî í.ý.
 íà÷àëå áðîíçîâîãî âåêà íà òåððèòîðèè ñîâðåìåííûõ Êûçûëêóì ïî ñâèäåòåëüñòâó àðõåîëîãè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ íàáëþäàåòñÿ ñóùåñòâåííûé îòòîê íàñåëåíèÿ èç âíóòðåííèõ ðàéîíîâ ìåæäóðå÷üÿ. Íà òåððèòîðèè Õîðåçìà âîçíèêëî èððèãàöèîííîå çåìëåäåëèå, ïîÿâëÿòüñÿ ïðîñòåéøèå (íåñêîëüêî òèïîâ) èððèãàöèîííûå ñîîðóæåíèÿ.  Êàøêàäàðüå îñâàèâàþòñÿ íîâûå òåððèòîðèè, ïîÿâëÿþòñÿ íåçíà÷èòåëüíûå ïîñåâíûå ó÷àñòêè.  áðîíçå ïîÿâëÿåòñÿ ïåðâàÿ çåìëåäåëü÷åñêàÿ êóëüòóðà çàìàíáàáèíñêàÿ â îêðåñòíîñòÿõ îçåðà Òóçêàí.  ×àòêàëî-Êóðàìèíñêîì ðàéîíå è Àêòàøå â áðîíçîâóþ ýïîõó ÷åëîâåê äîáûâàåò è ïëàâèò ðóäó.  Àìóäàðüèíñêîé äåëüòå, ñîõðàíÿåòñÿ ðûáîëîâñòâî è îõîòà, îäíàêî óæå ïîÿâëÿþòñÿ çà÷àòêè çåìëåäåëèÿ è ñêîòîâîäñòâà.  Êûçûëêóìñêèõ ãîðàõ ðàçðàáàòûâàþòñÿ ìåäíûå ðóäíèêè. ×åëîâåê ýïîõè áðîíçû âûíóæäåí áûë äîñòàòî÷íî ÷àñòî ìåíÿòü ìåñòà ñâîèõ ïîñåëåíèé, òàê êàê òåððèòîðèÿ Àê÷àäàðüèíñêîé äåëüòû èìåëà íåïîñòîÿííûé âîäíûé ðåæèì è çàíÿòèå èððèãàöèîííûì çåìëåäåëèåì áûëî äîñòàòî÷íî òðóäíûì.  êîíöå áðîíçû â äåëüòå Àê÷àäàðüè îáðàçîâûâàåòñÿ î÷àã îðîøàåìîãî çåìëåäåëèÿ ñî ñêîòîâîä÷åñêèì (ïðåèìóùåñòâåííî) è çåìëåäåëü÷åñêèì òèïîì çåìëåïîëüçîâàíèÿ. Íà òåððèòîðèè Õîðåçìà ïðîäîëæàåòñÿ ðàçâèâàòüñÿ îðîøàåìîå çåìëåäåëèå è ìåòîäû èððèãàöèè.  þæíîì Ïðèàðàëüå ïðîèñõîäèò ðàññåëåíèå ñêîòîâîäîâ è çåìëåäåëüöåâ. Ïðè÷åì ñêîòîâîäñòâî èìåëî ïðèäîìíóþ ïàñòóøåñêóþ ôîðìó.  äåëüòå Àìóäàðüè è Àê÷àäàðüè ñóùåñòâîâàëî îðîøàåìîå çåìëåäåëèå.  Àê÷àäàðüèíñêîé äåëüòå íà áåðåãàõ òèõèõ äåëüòîâûõ ïðîòîêîâ ëþäè ýïîõè áðîíçû ìîãëè ïðèñïîñîáèòüñÿ ê ïðèðîäå, íå òî ÷òî íà Àìóäàðüå, ê ýòîé ñòèõèè ÷åëîâåê ïðîòèâîñòîÿòü íå ìîã.  íèçîâüÿõ Çàðàâøàíà çàìèíáàáèíñêèå îñåäëûå ïëåìåíà âåëè êîìïëåêñíîå ñêîòîâîä÷åñêî-çåìëåäåëü÷åñêîå õîçÿéñòâî, à îõîòà è ðûáîëîâñòâî èãðàëè âòîðîñòåïåííóþ ðîëü.  Àìóäàðüèíñêîé äåëüòå áðîíçîâûå ïëåìåíà çàíèìàëèñü åùå îõîòîé è ðûáîëîâñòâîì, îäíàêî ñóùåñòâîâàëè óæå çà÷àòêè çåìëåäåëèÿ è ñêîòîâîäñòâà.  áðîíçîâîì âåêå íàáëþäàåòñÿ ðåçêîå ñîêðàùåíèå íàñåëåíèÿ íà òåððèòîðèè Êûçûëêóìîâ. Ñóùåñòâåííîå ñîêðàùåíèå íàñåëåíèÿ ïî áåðåãàì îçåð (Ëÿâëÿêàíñêèå).  ðàéîíå ×óñòà îñóùåñòâëÿåòñÿ äîáû÷à ñòðîèòåëüíûõ ìàòåðèàëîâ (ñòðîèòåëüíûé êàìåíü, ãëèíà, àëåáàñòð), à òàêæå îñâîåíèå ïëàâêè ìåòàëëîâ, â ïåðâóþ î÷åðåäü ìåäè, òî÷íåå åå ñïëàâîâ.  þæíîé äåëüòå Àê÷àäàðüè ìåñòî îõîòíèêîâ è ðûáîëîâîâ çàíÿëè ïðèìèòèâíûå çåìëåäåëüöû è ñêîòîâîäû. Çàìèíáàáèíöû â íèçîâüÿõ Çàðàâøàíà çíàëè òàêèå ãîðíûå ïîðîäû êàê àãàò, áèðþçà, çìååâèê, íåñêîëüêî ðàçíîâèäíîñòåé èçâåñòíÿêà, ìðàìîðà, ñëàíöåâ, êàîëèíà, ëàçóðèòà, ñåðäîëèêà, õàëöåäîíà, õðèîïàçà, ÿøìû è äð.  íèçîâüÿõ Çàðàâøàíà è Êàøêàäàðüè áûëî ðàçâèòî ñêîòîâîäñòâî è îíî áûëî âåäóùèì òèïîì çåìëåïîëüçîâàíèÿ â áðîíçîâîì âåêå, à ÷òî êàñàåòñÿ çåìëåäåëèÿ îíî èìåëî ïðèìèòèâíûé õàðàêòåð è â áîëüøèíñòâå ðàéîíîâ áûëî ìàëî ïðîäóêòèâíûì. Íà ðóáåæå 2000 ëåòèÿ äî í.ý. íà÷èíàåòñÿ ïåðåõîä ê ïîëóêî÷åâîìó îáðàçó æèçíè ó ñòåïíûõ ïëåìåí. Íà òåððèòîðèè Êàðíàáà (Ñàìàðêàíäñêàÿ îáëàñòü) â áðîíçîâûé âåê äîáûâàëîñü îëîâî ïîäçåìíûì ñïîñîáîì, ãëóáèíà âûðàáîòîê ëåæàëà â ïðåäåëàõ 2-10 ìåòðîâ, â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ äî 18 ìåòðîâ.
 ýïîõó áðîíçû íà òåððèòîðèè Óçáåêèñòàíà âîçíèêàåò ìåòàëëóðãèÿ, êîòîðàÿ íà÷èíàåòñÿ ñ îòêðûòîé âûïëàâêè ìåòàëëîâ (â ïåðâóþ î÷åðåäü ìåäè, à çàòåì åå ñïëàâîâ). Äëÿ íèçîâüåâ Çàðàâøàíà (çàìàíáàáèíñêàÿ êóëüòóðà) ìîæíî äîïóñòèòü ÷òî â áðîíçîâîì âåêå, îñíîâíûìè òèïàìè çåìëåïîëüçîâàíèÿ áûëî îñåäëîå ñêîòîâîäñòâî è çåìëåäåëèå, à ïîäñîáíûìè îõîòà è ðûáîëîâñòâî. À äëÿ þæíîãî Ïðèàðàëüÿ çåìëåäåëèå, ê òîìó æå ëþäè áðîíçîâîãî âåêà íàó÷èëèñü ðåãóëèðîâàòü íåáîëüøèå áîêîâûå äåëüòîâûå ïðîòîêè è ïðèñïîñîáèëè èõ ê áîëåå èëè ìåíåå ïîñòîÿííîé ïîäà÷å âîäû íà ïîëÿ ñ ïîìîùüþ íåáîëüøèõ àðûêîâ. Îäíàêî èððèãàöèÿ åùå ïîëíîñòüþ çàâèñåëà îò êàïðèçîâ äåëüòîâûõ ïðîòîêîâ ðåêè. Îðîøàåìûå ó÷àñòêè ÷àñòî ïåðåíîñèëèñü ñ îäíîãî ìåñòà íà äðóãîå îíè çàíèìàëè îäíîâðåìåííî íè÷òîæíûå ïëîùàäè Àìóäàðüèíñêèõ äåëüò). Þæíîå Ïðèàðàëüå â ýïîõó ïîçäíåé áðîíçû (êîíåö II íà÷àëî I òûñ. äî í. ý.) êîëè÷åñòâî ñòîÿíîê äðåâíèõ ñêîòîâîäîâ â ïåñêàõ ðåçêî óâåëè÷èâàåòñÿ è àðåàë èõ çíà÷èòåëüíî ðàñøèðÿåòñÿ. Ýòîò ôàêò ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê äîâîä â ïîëüçó òîãî, ÷òî ê ýòîìó âðåìåíè ïðîèçîøåë óæå ïåðåõîä ê îòãîííîìó ñêîòîâîäñòâó
 ýïîõó áðîíçû ðàñøèðÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ñàìîöâåòîâ; âìåñòå ñ òåì ïðîäîëæàåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ìèíåðàëîâ è ãîðíûõ ïîðîä äëÿ èçãîòîâëåíèÿ îðóäèé è îðóæèÿ; ÷èñëî äîáûâàåìûõ ìèíåðàëîâ è ãîðíûõ ïîðîä èñ÷èñëÿåòñÿ äåñÿòêàìè, íå ñ÷èòàÿ ðàçíîâèäíîñòåé; èððèãàöèÿ ïðîäîëæàåò ðàçâèâàòüñÿ, íî åùå íîñèò ìåñòíûé (ëîêàëüíûé) õàðàêòåð; ïîÿâëÿþòñÿ ïðèìèòèâíûå ðóäíèêè ïî äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ: ìåäè, îëîâà, âåðîÿòíî, ñîëè.  íåêîòîðûõ ìåñòàõ áîëåå ðàçâèòî ñêîòîâîäñòâî, â äðóãèõ çåìëåäåëèå, èìååòñÿ åùå îõîòà è ðûáîëîâñòâî íî îíî óæå íîñèò âòîðè÷íûé õàðàêòåð, íà÷èíàåòñÿ äîáû÷à ñòðîèòåëüíîãî ìàòåðèàëà. Ïåðåõîä îò ëèìàííî-êàèðíîãî ê ðåãóëÿðíîìó îðîøåíèþ.
Ñ ýòîãî âðåìåíè íàìå÷àåòñÿ ïåðåõîä çåìëåäåëüöåâ ê áîëåå ñëîæíûì îðîñèòåëüíûì ñèñòåìàì, ÷òî ñïîñîáñòâîâàëî áîëåå çíà÷èòåëüíûì ïðåîáðàçîâàíèÿì ïðèðîäíîé ñðåäû ðå÷íûõ äîëèí è äåëüòîâûõ îáëàñòåé [31, ñòð. 104].
×åëîâå÷åñêîå âîçäåéñòâèå íà èçìåíåíèå ëàíäøàôòîâ íîñèëî ëîêàëüíûé õàðàêòåð, â íåêîòîðûõ ðàéîíàõ þæíîãî Ïðèàðàëüÿ è ×óñòà íîñèëî áîëåå èíòåíñèâíûé õàðàêòåð.  ýòîò õðîíîëîãè÷åñêèé ïåðèîä âðåìåíè ãëàâíûìè ôàêòîðàìè èçìåíåíèÿ ëàíäøàôòîâ îñòàâàëèñü ïðèðîäíûå (ãèäðîëîãè÷åñêèå, ãèäðîêëèìàòè÷åñêèå è ïð.). Êîòîðûå âûíóæäàëè äðåâíèõ çåìëåäåëüöåâ ÷àñòî ïåðåíîñèòü îðîøàåìûå ó÷àñòêè ñ îäíîãî ìåñòà íà äðóãîå.
Òèïû çåìëåïîëüçîâàíèÿ â áðîíçîâîì âåêå:
âîçíèêëî èððèãàöèîííîå çåìëåäåëèå, â òîì ÷èñëå è äåëüòîâîå
ïîÿâèëèñü ïðîñòåéøèå (íåñêîëüêî òèïîâ) èððèãàöèîííûå ñîîðóæåíèÿ
îñâàèâàþòñÿ ìåòàëëû: íà÷èíàåòñÿ äîáû÷à, âûïëàâêà è ïåðåðàáîòêà ìåäíûõ, îëîâÿííûõ, ïîëèìåòàëëè÷åñêèõ ðóä, çîëîòà è ñåðåáðà
äîáû÷à ñòðîèòåëüíûõ ìàòåðèàëîâ
çåìëåäåëèå
ñêîòîâîäñòâî
îõîòà
ðûáîëîâñòâî.