Рассказ как появились знаки препинания

Презентация на тему: история возникновения знаков препинания скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:история возникновения знаков


Презентация на тему: История возникновения знаков препинания

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
История возникновения знаков препинания Работу выполнила: уч-ца 9-го класса Рост

Описание слайда:

История возникновения знаков препинания Работу выполнила: уч-ца 9-го класса Ростова Алёна.Руководитель: Буравлёва А.В.

№ слайда 2
Цели и задачи: Найти и обобщить исторический материал.Определить значение и роль

Описание слайда:

Цели и задачи: Найти и обобщить исторический материал.Определить значение и роль знаков пунктуации

№ слайда 3
В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько

Описание слайда:

В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и — соответственно — слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом? Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?

№ слайда 4
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются

Описание слайда:

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.

№ слайда 5
На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и к

Описание слайда:

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.

№ слайда 6
А когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам з

Описание слайда:

А когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?

№ слайда 7
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точ

Описание слайда:

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [» «].

№ слайда 8
ТочкаДревнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнеру

Описание слайда:

ТочкаДревнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•…

№ слайда 9
ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком каранд

Описание слайда:

ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко.

№ слайда 10
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Е

Описание слайда:

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Её изобрёл на рубеже XV-XVI веков известный венецианский типограф Альд Мануций.

№ слайда 11
“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „остан

Описание слайда:

“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

№ слайда 12
ДвоеточиеДвоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XV

Описание слайда:

ДвоеточиеДвоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

№ слайда 13
Восклицательный знак Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицан

Описание слайда:

Восклицательный знак Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

№ слайда 14
Вопросительный знакВопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI в

Описание слайда:

Вопросительный знакВопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века. Придумали его братья Венделин и Иоанн да Спира. Однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

№ слайда 15
ТиреК более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнени

Описание слайда:

ТиреК более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака.

№ слайда 16
МноготочиеЗнак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1

Описание слайда:

МноготочиеЗнак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

№ слайда 17
Кавычки Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил

Описание слайда:

Кавычки Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [« »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века.

№ слайда 18
Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что он

Описание слайда:

Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“ > „крючок“, „закорючка“.

№ слайда 19
Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются искон

Описание слайда:

Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить», «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret < tїrer.

№ слайда 20
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российско

Описание слайда:

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть более чем полвека назад.

№ слайда 21
Роль знаков препинания

Описание слайда:

Роль знаков препинания

№ слайда 22
Роль знаков препинания

Описание слайда:

Роль знаков препинания

№ слайда 23
Точка с запятой 1.Отделение сложных фраз, там где не подходит точка и не хватает

Описание слайда:

Точка с запятой 1.Отделение сложных фраз, там где не подходит точка и не хватает только лишь запятой (что-то среднее между запятой и точкой – сильнее запятой и слабее точки).

№ слайда 24
Роль знаков препинания

Описание слайда:

Роль знаков препинания

№ слайда 25
Роль знаков препинания

Описание слайда:

Роль знаков препинания

№ слайда 26
Роль знаков препинания

Описание слайда:

Роль знаков препинания

№ слайда 27
Роль знаков препинания

Описание слайда:

Роль знаков препинания

№ слайда 28
Роль знаков препинания

Описание слайда:

Роль знаков препинания

№ слайда 29
Скобки1.Отвлечение от основной мысли. 2. Объяснение.

Описание слайда:

Скобки1.Отвлечение от основной мысли. 2. Объяснение.

№ слайда 30
Основные функции знаков препинания

Описание слайда:

Основные функции знаков препинания

№ слайда 31
1. Пунктуация нужна не сама по себе (пунктуация ради пунктуации), а для более по

Описание слайда:

1. Пунктуация нужна не сама по себе (пунктуация ради пунктуации), а для более полного понимания смысла текста.

№ слайда 32
2. Для отображения чувств, эмоций, интонации, с которыми была произнесена речь.

Описание слайда:

2. Для отображения чувств, эмоций, интонации, с которыми была произнесена речь.

№ слайда 33
3. Знаки препинания необходимы для разграничения языковых единиц - смысловых отр

Описание слайда:

3. Знаки препинания необходимы для разграничения языковых единиц — смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, для указания на синтаксические и логические отношения между словами.

№ слайда 34
4. Очень важна пунктуация в юридических документах

Описание слайда:

4. Очень важна пунктуация в юридических документах

  Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки. Из знаков препинания в летописях монахов употребляется только точка, которая однако ж редко стоит на своем месте.  В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках.  
    Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ: 
точка [.], 
запятая [,], 
точка с запятой [;], 
многоточие […], 
двоеточие [:], 
вопросительный знак [?], 
восклицательный знак [!], 
тире [-], 
скобки [()], 
кавычки [» «]. 
1. ТОЧКА
Древнейшим знаком является точка. Она
 была введена точка (с 80-х годов XV века) и встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. 
     Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). 
     Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. 
    Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. 
    А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления. 
    В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“. 
2. ЗАПЯТАЯ 
    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» — это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. 
    В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным. 
    Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор. 
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731). 

    Двоеточие может ставиться и в простом, и в сложном предложении. 
В простом предложении: 
— после обобщающих слов перед однородными членами: 
Нас было двое: брат и я. 
— перед перечислением при отсутствии обобщающего слова, если надо сигнализировать о нижеследующем перечне: 
Из-под сена виднелись: самовар, кадка, коробочки, узелки и другие мелочи. 
В сложном предложении: 
— когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом: 
Любите книгу: она научит вас уважать человека. 
— когда второе предложение раскрывает содержание первого: 
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка… 
— когда второе предложение дополняет первое: 
Я вижу: сгущаются тучи, надвигается буря. 
    Сложное бессоюзное предложение с двоеточием выглядит более изящным, чем союзное. Вот сравните: 
Я знаю: в нашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 
Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 
После слов автора перед прямой речью или цитатой: 
Л.Толстой писал: «Нет величия там, где нет добра, простоты и правды».

ТИРЕ  относится к наиболее «молодым» знакам препинания. Существует мнение, что его изобрёл писатель и историк Н.М.Карамзин. Но некоторые учёные-языковеды опровергают данное мнение: этот знак встречается уже во второй половине XVIII в. Карамзин лишь способствовал его популяризации. В «Российской грамматике» А.А.Барсова 

(1797 г.) этот знак описан под названием «молчанка».

    Тире употребляется в следующих случаях. 
В простом предложении: 
— после однородных членов перед обобщающим словом: 
В поле, роще, в воздухе – везде царило безмолвие. 
— перед сказуемым или между сказуемыми для выражения быстроты действия или неожиданности: 
Вошёл – и все притихли. 
— для обособления некоторых приложений: 
Со мной был Бим – вечный мой спутник и товарищ. 
— для выделения некоторых вставных и вводных конструкций: 
Они – и это было понятно всем – совсем не понимали друг друга. 
— в неполных предложениях и конструкциях: 
В комнату вошли взрослые, за ними – дети. 
В сложном бессоюзном предложении: 
— если предложения рисуют быструю смену событий: 
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 
— если в предложении содержится противопоставление: 
Одно полено не горит и в печи – два полена не гаснут и в поле. 
— если первое предложение обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором предложении: 
Лес рубят – щепки летят. 
Для отграничения авторских слов от прямой речи: 
“Пади, пади!” – раздался крик. 
Перед репликами диалога: 
— А вы, Максим Максимыч, разве не едете? 
— Нет –с. 

 А что так? 
 Да я ещё коменданта не видел… 
— между словами и цифрами для указания на пространственные и количественные пределы и интервалы (в значении ‘от … до’): 
Поезд Анапа – Петербург отправляется через 20 минут.

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755). 
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] . 
    К более поздним знакам относится  многоточие […]. 
    Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. 
4. КАВЫЧКИ 
    Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» » ]. 
Слово «кавычки» в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“. 
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать -«остановить» , «задержать в движении».  Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer. 
    Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». 
     Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад. 

Н. Г. Гольцова, профессор 

Экология познания. Где, когда и почему появились современные знаки препинания? Какой пунктуацией пользовались в Древней Греции, Риме и Средневековье.

Где, когда и почему появились современные знаки препинания? Блогер Кейт Хьюстон на страницах BBC Culture прослеживает всю историю точек, запятых и восклицательных знаков — от Александрийской библиотеки до появления эмоджи.

Первые знаки препинания появились в III веке до нашей эры, а предложил их управляющий знаменитой Александрийской библиотекой, древнегреческий филолог Аристофан. До этого в текстах пренебрегали не только запятыми или тире, но и заглавными буквами или даже пробелами: гораздо больше в Древней Греции и Риме ценили хорошо подготовленную и убедительную речь. Беглое же чтение с листа даже на родном языке тогда выглядело чем-то невероятным. Не разграниченные ничем слова и предложения сливались в кашу, и незнакомый с текстом читатель неизбежно останавливался и запинался.

До последней запятой: как появились знаки препинания

Getty Images

Аристофан предложил использовать три вида знаков: точку посреди строки (·), снизу (.) и наверху (·), которые он назвал их запятой («comma»), двоеточием («colon») и периодом («periodos»). Правда, по сути это были скорее не знаки препинания, а комментарии к текстам — они подсказывали читателям, какой длины паузы нужно оставлять между словами и предложениями.

Римлян не впечатлило новаторство Аристофана, и поэтому с началом их господства в Средиземноморье предвестники современных знаков препинания снова пропали из манускриптов. Цицерон, один из самых известных римских ораторов, даже говорил, что окончание предложения не должно определяться ни паузой, взятой говорящим, ни каким-либо символом, поставленным переписчиком, а только лишь «требованиями ритма». Позже римляне еще немного поэкспериментировали с разграничением·слов·точками, но тоже без особого энтузиазма — во втором веке нашей эры они были отменены. Культ публичных выступлений был слишком силен и произносимые там речи читались не по бумаге, а заучивались ораторами наизусть.

Знаки препинания вернулись в книги только с приходом христианской культуры в IV-V веках нашей эры: если язычники могли передавать свои традиции устно, то для христианской культуры книги стали центральной частью ее идентичности. Псалтырь, четыре Евангелия — слово Божье шло по миру и активно украшалось декоративными буквами, замысловатыми гравюрами и, конечно, разными знаками.

До последней запятой: как появились знаки препинания

страница из Августовского Вергилия, IV век

Христианские авторы начали использовать знаки препинания примерно в VI веке, чтобы расставлять в текстах акценты, помогавшие избежать двусмысленностей и недопонимания читателей. Еще позднее, уже в VII веке, Исидор Севильский, впоследствии канонизированный католической церковью, возвращается к системе Аристофана. При этом старые знаки он наделяет новыми дополнительными смыслами. Нижняя точка (.) теперь обозначает не только паузу между словами, но и получает грамматические функции первой в истории запятой, в то время как верхняя точка (·) обозначает конец предложения.

Вскоре после этого, в VIII веке, появляются и пробелы между словами. Их вводят ирландские и шотландские монахи, уставшие вычленять отдельные слова из бесконечной вереницы плохо знакомых латинских букв.

С тех пор система точек, предложенная Аристофаном, становится в средневековой Европе общепризнанной и постепенно развивается. Новые знаки приходят из нотной грамоты, вдохновленной григорианскими песнопениями. Это punctus versus, приостанавливающий предложение (предвестник современной точки с запятой), punctus elevatus, обозначающий изменения в тоне (на письме он выглядел как перевернутая точка с запятой, а со временем развился в современное двоеточие) и punctus interrogatives, использующийся для выделения восклицательных и вопросительных предложений (современный восклицательный знак появился только в XV веке).

В результате, аристофановские точки стали постепенно вырождаться. С появлением более специфических знаков различия между ними стали настолько тонкими, что авторам наскучили эти маленькие, средние и продолжительные паузы. Теперь точку можно было ставить в любом месте текста, а означала она нечто среднее между современной запятой, точкой с запятой и, соответственно, точкой.

Совершенно новую систему пунктуации в XII веке предложил итальянский писатель Бонкомпаньо да Синья. В ней было всего два знака: слэш (/) для обозначения пауз и тире (—) для завершения предложения. И если судьба последнего туманна — не факт, что именно он стал предком современного тире, то слэш сразу стал невероятно популярен. Компактный и хорошо заметный, он подходил для обозначения пауз гораздо лучше аристофановских запятых.

Окончательно система пунктуации сложилась с выпуском первой печатной Библии: в ней слэш Бонкомпаньо да Синья упал вниз, обзавелся хвостом и стал современной запятой, в компанию к средневековой точке с запятой и восклицательному знаку присоединились похожие на них двоеточие и знак вопросительный, а древнегреческая точка наконец нашла свое законное место в конце предложения. Для писателей этого набора было вполне достаточно, а печатный процесс зафиксировал его в качестве стандарта на многие века вперед.

И только сейчас, когда основным способом передачи информации стали уже не газеты с книгами, а интернет, система пунктуации снова ожила — с запятыми и точками, разбросанными по клавиатуре, абстрактный писатель XV века еще бы справился, но что делать с эмоджи и эмотиконами?    опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Тормоза нужны даже на пути наименьшего сопротивления.

Остановись, человек пишущий, поставь нужный знак.

Ведь только в таком случае будет ясно, что ты написал.

И никому не придётся ломать голову над смыслом сотворённой тобой фразы.

Фразы, где запятая меняет смысл

Казнить нельзя помиловать.

Или:

Помиловать нельзя сослать в Сибирь. Эта фраза приписывается Петру I.
Строить нельзя сносить.
Снести нельзя облагородить.
Уйти нельзя остаться.

Перестановка запятой меняет смысл предложения на противоположный.

История развития пунктуации

Потребность в знаках препинания возникла с появлением и развитием книгопечатания.

В середине XV века в Италии была изобретена пунктуация для европейской письменности, которую в целом приняли большинство стран Европы. Она существует до сих пор.

До конца XV века тексты на русском языке вообще писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки.

В конце XV века появилась точка, в начале XVI века — запятая, потом — точка с запятой, которая сначала употреблялась в значении знака вопроса.

Потом знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки, в конце XVIII века начали употребляться тире, кавычки и многоточие.

Точка

Хотя Ошо и говорил, что жизнь не ведает точек, есть только запятые, но точки есть, и без них не обойтись.

По Далю, точка — значок от укола, приткнутия к чему-то острием, кончиком пера, карандаша.

Точка — главная среди знаков препинания.

Кроме многоточия, которое раньше называлось «знак пресекательный», она стала составляющей таких знаков препинания, как точка с запятой и двоеточие.

В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался «точкой вопросительной», восклицательный — «точкой удивления», а само учение о знаках препинания — «учением о силе точек».

Запятая

Даль связывает название этого знака препинания с глаголами запясть, запять, запинать. Не трудно догадаться, что они означают.

Восклицательный знак

Произошёл от латинского восклицания «Io», выражавшего радость. Восклицание писалось в конце предложения, как междометие.

Потом обе буквы стали для удобства писаться одна над другой, пока не слились в один символ — !
как появился знак вопроса

Примерно такая же история у вопросительного знака, происхождение которого связывается с латинским словом Quaestio (вопрос). Сокращённое до «Qo», оно ставилось в конце вопросительных предложений, а потом также слилось в один символ — ?.

 Известна такая история.

Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю.

К ней он приложил письмо, в котором не было ни единого слова, только знак: ?. Издатель ответил: !.

Так знаки препинания помогли автору и издателю без слов отлично понять друг друга.

Тире

Оно появилось в русской печати в 60-е годы XVIII века, а популяризации этого знака и закреплению его функций способствовал Н. М. Карамзин. Сначала знак назывался молчанка и только потом его переименовали на французский манер — тире (черта), фр. — tiret, tїrer.

Маленькая чёрточка — дефис — используется для обособления отдельных частей внутри слова (например, пол-лимона).

Название знака происходит от нем. Divis (от лат. divisio — раздельно).

Кавычки

Инициатива введения в русский язык кавычек как знака препинания принадлежит Н. М. Карамзину.

Происхождение этого слова ещё до конца не выяснено. Предполагают, что оно берёт начало от глагола кавыкать (ковылять).

В русских диалектах кавыш — утёнок, гусёнок; кавка — лягушка.

Может быть, кавычки — это следы от чьих-то лапок (утиных или лягушачьих). В украинском языке этот знак препинания так и называется — лапки.

Знаки препинания

— элементы письменности, которые служат для разграничения языковых единиц  — смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова. 

Знаки препинания выполняют функции:

1) точка выделяет законченный смысловой отрезок текста и стоит в конце предложения;

2) тире показывает, что часть предложения, следующая после него, раскрывает смысл части предложения, предшествующей ему;

3) запятой мы отделяем слова одно от другого при их перечислении;

4) скобки словно вместили уточняющую информацию — о разграничении каких именно языковых единиц идёт речь. Недаром раньше скобки называли «знаком вместительным».

Знаки препинания могут быть одиночными и парными.

К парным знакам относятся две запятые и два тире (употребляются при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки. Остальные знаки препинания — одиночные.

 Эпилог

О пользе знаков препинания

(А. Каневский)

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще.

За несложными фразами пришли несложные мысли. 

Рассказ как появились знаки препинания

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошёл до точки.

P. S. Про эпиграф к этой статье.

Знаки препинания всё время сравнивают с нотами — Пушкин об этом писал, Чехов, Паустовский. Но я бы больше сравнила их с тормозами. Очень подходит. Функция та же.

  • Рассказ как проверить букву з
  • Рассказ как пушкин учился в лицее
  • Рассказ как прекрасна вода
  • Рассказ как родилась песня
  • Рассказ как проводим выходные с семьей