Презентация на тему: История возникновения знаков препинания
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
История возникновения знаков препинания Работу выполнила: уч-ца 9-го класса Ростова Алёна.Руководитель: Буравлёва А.В.
№ слайда 2
Описание слайда:
Цели и задачи: Найти и обобщить исторический материал.Определить значение и роль знаков пунктуации
№ слайда 3
Описание слайда:
В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и — соответственно — слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом? Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?
№ слайда 4
Описание слайда:
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.
№ слайда 5
Описание слайда:
На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
№ слайда 6
Описание слайда:
А когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?
№ слайда 7
Описание слайда:
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [» «].
№ слайда 8
Описание слайда:
ТочкаДревнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•…
№ слайда 9
Описание слайда:
ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко.
№ слайда 10
Описание слайда:
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Её изобрёл на рубеже XV-XVI веков известный венецианский типограф Альд Мануций.
№ слайда 11
Описание слайда:
“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.
№ слайда 12
Описание слайда:
ДвоеточиеДвоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
№ слайда 13
Описание слайда:
Восклицательный знак Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).
№ слайда 14
Описание слайда:
Вопросительный знакВопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века. Придумали его братья Венделин и Иоанн да Спира. Однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
№ слайда 15
Описание слайда:
ТиреК более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака.
№ слайда 16
Описание слайда:
МноготочиеЗнак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
№ слайда 17
Описание слайда:
Кавычки Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [« »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века.
№ слайда 18
Описание слайда:
Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“ > „крючок“, „закорючка“.
№ слайда 19
Описание слайда:
Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить», «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret < tїrer.
№ слайда 20
Описание слайда:
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть более чем полвека назад.
№ слайда 21
Описание слайда:
Роль знаков препинания
№ слайда 22
Описание слайда:
Роль знаков препинания
№ слайда 23
Описание слайда:
Точка с запятой 1.Отделение сложных фраз, там где не подходит точка и не хватает только лишь запятой (что-то среднее между запятой и точкой – сильнее запятой и слабее точки).
№ слайда 24
Описание слайда:
Роль знаков препинания
№ слайда 25
Описание слайда:
Роль знаков препинания
№ слайда 26
Описание слайда:
Роль знаков препинания
№ слайда 27
Описание слайда:
Роль знаков препинания
№ слайда 28
Описание слайда:
Роль знаков препинания
№ слайда 29
Описание слайда:
Скобки1.Отвлечение от основной мысли. 2. Объяснение.
№ слайда 30
Описание слайда:
Основные функции знаков препинания
№ слайда 31
Описание слайда:
1. Пунктуация нужна не сама по себе (пунктуация ради пунктуации), а для более полного понимания смысла текста.
№ слайда 32
Описание слайда:
2. Для отображения чувств, эмоций, интонации, с которыми была произнесена речь.
№ слайда 33
Описание слайда:
3. Знаки препинания необходимы для разграничения языковых единиц — смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, для указания на синтаксические и логические отношения между словами.
№ слайда 34
Описание слайда:
4. Очень важна пунктуация в юридических документах
Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки. Из знаков препинания в летописях монахов употребляется только точка, которая однако ж редко стоит на своем месте. В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках.
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ:
точка [.],
запятая [,],
точка с запятой [;],
многоточие […],
двоеточие [:],
вопросительный знак [?],
восклицательный знак [!],
тире [-],
скобки [()],
кавычки [» «].
1. ТОЧКА
Древнейшим знаком является точка. Она была введена точка (с 80-х годов XV века) и встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.
Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век).
Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления.
В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“.
2. ЗАПЯТАЯ
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» — это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“.
В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.
Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
Двоеточие может ставиться и в простом, и в сложном предложении.
В простом предложении:
— после обобщающих слов перед однородными членами:
Нас было двое: брат и я.
— перед перечислением при отсутствии обобщающего слова, если надо сигнализировать о нижеследующем перечне:
Из-под сена виднелись: самовар, кадка, коробочки, узелки и другие мелочи.
В сложном предложении:
— когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом:
Любите книгу: она научит вас уважать человека.
— когда второе предложение раскрывает содержание первого:
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка…
— когда второе предложение дополняет первое:
Я вижу: сгущаются тучи, надвигается буря.
Сложное бессоюзное предложение с двоеточием выглядит более изящным, чем союзное. Вот сравните:
Я знаю: в нашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
После слов автора перед прямой речью или цитатой:
Л.Толстой писал: «Нет величия там, где нет добра, простоты и правды».
ТИРЕ относится к наиболее «молодым» знакам препинания. Существует мнение, что его изобрёл писатель и историк Н.М.Карамзин. Но некоторые учёные-языковеды опровергают данное мнение: этот знак встречается уже во второй половине XVIII в. Карамзин лишь способствовал его популяризации. В «Российской грамматике» А.А.Барсова
(1797 г.) этот знак описан под названием «молчанка».
Тире употребляется в следующих случаях.
В простом предложении:
— после однородных членов перед обобщающим словом:
В поле, роще, в воздухе – везде царило безмолвие.
— перед сказуемым или между сказуемыми для выражения быстроты действия или неожиданности:
Вошёл – и все притихли.
— для обособления некоторых приложений:
Со мной был Бим – вечный мой спутник и товарищ.
— для выделения некоторых вставных и вводных конструкций:
Они – и это было понятно всем – совсем не понимали друг друга.
— в неполных предложениях и конструкциях:
В комнату вошли взрослые, за ними – дети.
В сложном бессоюзном предложении:
— если предложения рисуют быструю смену событий:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
— если в предложении содержится противопоставление:
Одно полено не горит и в печи – два полена не гаснут и в поле.
— если первое предложение обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором предложении:
Лес рубят – щепки летят.
Для отграничения авторских слов от прямой речи:
“Пади, пади!” – раздался крик.
Перед репликами диалога:
— А вы, Максим Максимыч, разве не едете?
— Нет –с.
— А что так?
— Да я ещё коменданта не видел…
— между словами и цифрами для указания на пространственные и количественные пределы и интервалы (в значении ‘от … до’):
Поезд Анапа – Петербург отправляется через 20 минут.
Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
К более поздним знакам относится многоточие […].
Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
4. КАВЫЧКИ
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» » ].
Слово «кавычки» в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать -«остановить» , «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике».
Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.
Н. Г. Гольцова, профессор
Экология познания. Где, когда и почему появились современные знаки препинания? Какой пунктуацией пользовались в Древней Греции, Риме и Средневековье.
Где, когда и почему появились современные знаки препинания? Блогер Кейт Хьюстон на страницах BBC Culture прослеживает всю историю точек, запятых и восклицательных знаков — от Александрийской библиотеки до появления эмоджи.
Первые знаки препинания появились в III веке до нашей эры, а предложил их управляющий знаменитой Александрийской библиотекой, древнегреческий филолог Аристофан. До этого в текстах пренебрегали не только запятыми или тире, но и заглавными буквами или даже пробелами: гораздо больше в Древней Греции и Риме ценили хорошо подготовленную и убедительную речь. Беглое же чтение с листа даже на родном языке тогда выглядело чем-то невероятным. Не разграниченные ничем слова и предложения сливались в кашу, и незнакомый с текстом читатель неизбежно останавливался и запинался.
Getty Images
Аристофан предложил использовать три вида знаков: точку посреди строки (·), снизу (.) и наверху (·), которые он назвал их запятой («comma»), двоеточием («colon») и периодом («periodos»). Правда, по сути это были скорее не знаки препинания, а комментарии к текстам — они подсказывали читателям, какой длины паузы нужно оставлять между словами и предложениями.
Римлян не впечатлило новаторство Аристофана, и поэтому с началом их господства в Средиземноморье предвестники современных знаков препинания снова пропали из манускриптов. Цицерон, один из самых известных римских ораторов, даже говорил, что окончание предложения не должно определяться ни паузой, взятой говорящим, ни каким-либо символом, поставленным переписчиком, а только лишь «требованиями ритма». Позже римляне еще немного поэкспериментировали с разграничением·слов·точками, но тоже без особого энтузиазма — во втором веке нашей эры они были отменены. Культ публичных выступлений был слишком силен и произносимые там речи читались не по бумаге, а заучивались ораторами наизусть.
Знаки препинания вернулись в книги только с приходом христианской культуры в IV-V веках нашей эры: если язычники могли передавать свои традиции устно, то для христианской культуры книги стали центральной частью ее идентичности. Псалтырь, четыре Евангелия — слово Божье шло по миру и активно украшалось декоративными буквами, замысловатыми гравюрами и, конечно, разными знаками.
страница из Августовского Вергилия, IV век
Христианские авторы начали использовать знаки препинания примерно в VI веке, чтобы расставлять в текстах акценты, помогавшие избежать двусмысленностей и недопонимания читателей. Еще позднее, уже в VII веке, Исидор Севильский, впоследствии канонизированный католической церковью, возвращается к системе Аристофана. При этом старые знаки он наделяет новыми дополнительными смыслами. Нижняя точка (.) теперь обозначает не только паузу между словами, но и получает грамматические функции первой в истории запятой, в то время как верхняя точка (·) обозначает конец предложения.
Вскоре после этого, в VIII веке, появляются и пробелы между словами. Их вводят ирландские и шотландские монахи, уставшие вычленять отдельные слова из бесконечной вереницы плохо знакомых латинских букв.
С тех пор система точек, предложенная Аристофаном, становится в средневековой Европе общепризнанной и постепенно развивается. Новые знаки приходят из нотной грамоты, вдохновленной григорианскими песнопениями. Это punctus versus, приостанавливающий предложение (предвестник современной точки с запятой), punctus elevatus, обозначающий изменения в тоне (на письме он выглядел как перевернутая точка с запятой, а со временем развился в современное двоеточие) и punctus interrogatives, использующийся для выделения восклицательных и вопросительных предложений (современный восклицательный знак появился только в XV веке).
В результате, аристофановские точки стали постепенно вырождаться. С появлением более специфических знаков различия между ними стали настолько тонкими, что авторам наскучили эти маленькие, средние и продолжительные паузы. Теперь точку можно было ставить в любом месте текста, а означала она нечто среднее между современной запятой, точкой с запятой и, соответственно, точкой.
Совершенно новую систему пунктуации в XII веке предложил итальянский писатель Бонкомпаньо да Синья. В ней было всего два знака: слэш (/) для обозначения пауз и тире (—) для завершения предложения. И если судьба последнего туманна — не факт, что именно он стал предком современного тире, то слэш сразу стал невероятно популярен. Компактный и хорошо заметный, он подходил для обозначения пауз гораздо лучше аристофановских запятых.
Окончательно система пунктуации сложилась с выпуском первой печатной Библии: в ней слэш Бонкомпаньо да Синья упал вниз, обзавелся хвостом и стал современной запятой, в компанию к средневековой точке с запятой и восклицательному знаку присоединились похожие на них двоеточие и знак вопросительный, а древнегреческая точка наконец нашла свое законное место в конце предложения. Для писателей этого набора было вполне достаточно, а печатный процесс зафиксировал его в качестве стандарта на многие века вперед.
И только сейчас, когда основным способом передачи информации стали уже не газеты с книгами, а интернет, система пунктуации снова ожила — с запятыми и точками, разбросанными по клавиатуре, абстрактный писатель XV века еще бы справился, но что делать с эмоджи и эмотиконами? опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Тормоза нужны даже на пути наименьшего сопротивления.
Остановись, человек пишущий, поставь нужный знак.
Ведь только в таком случае будет ясно, что ты написал.
И никому не придётся ломать голову над смыслом сотворённой тобой фразы.
Фразы, где запятая меняет смысл
Казнить нельзя помиловать.
Или:
Помиловать нельзя сослать в Сибирь. Эта фраза приписывается Петру I.
Строить нельзя сносить.
Снести нельзя облагородить.
Уйти нельзя остаться.
Перестановка запятой меняет смысл предложения на противоположный.
История развития пунктуации
Потребность в знаках препинания возникла с появлением и развитием книгопечатания.
В середине XV века в Италии была изобретена пунктуация для европейской письменности, которую в целом приняли большинство стран Европы. Она существует до сих пор.
До конца XV века тексты на русском языке вообще писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки.
В конце XV века появилась точка, в начале XVI века — запятая, потом — точка с запятой, которая сначала употреблялась в значении знака вопроса.
Потом знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки, в конце XVIII века начали употребляться тире, кавычки и многоточие.
Точка
Хотя Ошо и говорил, что жизнь не ведает точек, есть только запятые, но точки есть, и без них не обойтись.
По Далю, точка — значок от укола, приткнутия к чему-то острием, кончиком пера, карандаша.
Точка — главная среди знаков препинания.
Кроме многоточия, которое раньше называлось «знак пресекательный», она стала составляющей таких знаков препинания, как точка с запятой и двоеточие.
В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался «точкой вопросительной», восклицательный — «точкой удивления», а само учение о знаках препинания — «учением о силе точек».
Запятая
Даль связывает название этого знака препинания с глаголами запясть, запять, запинать. Не трудно догадаться, что они означают.
Восклицательный знак
Произошёл от латинского восклицания «Io», выражавшего радость. Восклицание писалось в конце предложения, как междометие.
Потом обе буквы стали для удобства писаться одна над другой, пока не слились в один символ — !
Примерно такая же история у вопросительного знака, происхождение которого связывается с латинским словом Quaestio (вопрос). Сокращённое до «Qo», оно ставилось в конце вопросительных предложений, а потом также слилось в один символ — ?.
Известна такая история.
Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю.
К ней он приложил письмо, в котором не было ни единого слова, только знак: ?. Издатель ответил: !.
Так знаки препинания помогли автору и издателю без слов отлично понять друг друга.
Тире
Оно появилось в русской печати в 60-е годы XVIII века, а популяризации этого знака и закреплению его функций способствовал Н. М. Карамзин. Сначала знак назывался молчанка и только потом его переименовали на французский манер — тире (черта), фр. — tiret, tїrer.
Маленькая чёрточка — дефис — используется для обособления отдельных частей внутри слова (например, пол-лимона).
Название знака происходит от нем. Divis (от лат. divisio — раздельно).
Кавычки
Инициатива введения в русский язык кавычек как знака препинания принадлежит Н. М. Карамзину.
Происхождение этого слова ещё до конца не выяснено. Предполагают, что оно берёт начало от глагола кавыкать (ковылять).
В русских диалектах кавыш — утёнок, гусёнок; кавка — лягушка.
Может быть, кавычки — это следы от чьих-то лапок (утиных или лягушачьих). В украинском языке этот знак препинания так и называется — лапки.
Знаки препинания
— элементы письменности, которые служат для разграничения языковых единиц — смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова.
Знаки препинания выполняют функции:
1) точка выделяет законченный смысловой отрезок текста и стоит в конце предложения;
2) тире показывает, что часть предложения, следующая после него, раскрывает смысл части предложения, предшествующей ему;
3) запятой мы отделяем слова одно от другого при их перечислении;
4) скобки словно вместили уточняющую информацию — о разграничении каких именно языковых единиц идёт речь. Недаром раньше скобки называли «знаком вместительным».
Знаки препинания могут быть одиночными и парными.
К парным знакам относятся две запятые и два тире (употребляются при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки. Остальные знаки препинания — одиночные.
Эпилог
О пользе знаков препинания
(А. Каневский)
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошёл до точки.
P. S. Про эпиграф к этой статье.
Знаки препинания всё время сравнивают с нотами — Пушкин об этом писал, Чехов, Паустовский. Но я бы больше сравнила их с тормозами. Очень подходит. Функция та же.