19 мая в актовом зале Центра детского творчества (ул. Спортивная 3) состоялась Детская юношеская филармония. Она была посвящена теме «Песня». На мероприятии присутствовало 25 обучающихся и 5 педагогов. Ведущей Шлыковой Раисой Петровной была раскрыта тема зарождения и развития песни. Вниманию всех зрителей были представлены концертные выступления в исполнении Кобелевой Виктории, Сабановой Антонины (педагог Горбан Т.А.), Нельгус Дарья, Никонова Полина, Шубина Диана (педагог Финк Е.А.)
Песня играет большую роль в жизни человека: она его поднимает на определенную высоту, переживает вместе с ним, обнажает чувства, эмоции.
Песня – распространенный и
популярный вид вокальной музыки, в которой мелодия и стихи взаимосвязаны. Форма
исполнения, склад и жанр песни могут быть разными, но при этом в любом таком
произведении находит отражение народная душа. По сути, песня является
словесно-музыкальным произведением небольшого размера. Исполняться она может
хором или одним человеком.
От стихов
тексты песен отличаются тем, что имеют четкую композицию. Законченная мысль в
них имеется в каждой строфе. Фраза составляет одну строку. Классические русские народные песни часто содержат в себе трехдольный размер.
Особая связь присутствует между словами и мелодией. Содержание текста образно
передается и музыкой. Песни состоят из куплетов или строф, которые часто
дополняются припевом.
- Уже в глубокой древности появился музыкальный жанр песни. На музыку и поэзию никакого разделения не было в эпоху средневековья. В те времена было только песенное искусство. Первые песни писались для одного голоса. Несколько музыкантов начали их исполнять во Франции и Италии в шестнадцатом веке. Традиционные военные песни часто писались для исполнения хором солдат. Все произведения делят на авторские и народные, однако между этими двумя типами песен имеется тесная связь. Народные мелодии часто используются композиторами. Авторские же песни порой становятся настолько популярными, что их начинают считать народными.
- Сопровождение клавишных инструментов и камерные песни-романсы появились в
восемнадцатом веке. Массовая революционная песня как жанр появилась во время
Великой французской революции. Марсельеза – яркий пример такой песни. Рабочие
революционные песни стали появляться во многих странах в двадцатом веке.
Интернационал – лучший международный образец такого жанра. Именно революционная
песня выступила в качестве прародителя массовых песен, которые в советском
музыкальном искусстве заняли ведущее место.
Во время Гражданской войны, а также в период Великой Отечественной войны в
нашей стране массовая песня развивалась особенно активно. Она стала очень
похожа на народные песни. В холодных окопах солдат согревали песни. Они же вели
их в атаку. Дарили надежду и любовь, сохраняли память о доме.
Это случилось давным-давно. Люди тогда умели говорить, да не могли
договориться. Поэтому каждый жил сам по себе: в одиночку работал, в одиночку
строил себе жилище, варил пищу и ел тоже в одиночестве. И разговаривал только
сам с собой.
Но прошло время, и человек узнал, что на земле кроме него
есть и другие люди. Есть мужчины, есть и женщины. И вот мужчине захотелось
поговорить с женщиной, а женщине с мужчиной, но люди не умели объясняться друг
с другом.
Дни шли за днями. Желание сойтись поближе все крепло, но как
это сделать, люди не знали. И каждый, занимаясь своим делом, стал что-то
бормотать себе под нос. Вначале шепотом, а потом все громче и громче. Сперва их
разговор был отрывистый и резкий. Отдельные выкрики сотрясали воздух. Но вот
речь сделалась плавной, люди заговорили нараспев. Всяк прислушивался к речам
соседа — чем благозвучнее был разговор, тем дружелюбнее глядели люди друг на
друга.
И люди запели. Чуть кто услышит песню, тотчас отвечает тем
же. В песне были горе и радость, страдание и надежда. Сблизились люди,
подружились. Стали петь вместе.
Вот как на земле появилась песня. Вот чем стала песня для
людей.
Исторические песни появились тогда же, когда и былины. Произошло это в
XIV столетии. От былин они отличались тем, что в них пелось о каких-то
конкретных событиях, имевших место в отечественной истории. В них
присутствовали достоверные факты. А былины можно было назвать
обобщенно-гиперболическими произведениями, передававшими информацию о
незапамятных временах. Ни в одной исторической песне не наблюдалось каких-либо
фантастических элементов, характерных для мифов. Напротив, их содержание
отличалось реалистичностью, даже когда не совсем правдоподобно передавало
свершившиеся факты. Темы исторических песен События, запечатленные в
сохранившихся до настоящего времени исторических песнях, распространяются на
несколько периодов – начиная c глубокой старины, когда еще страна была свободна
от татаро-монгольского ига, и вплоть до конца минувшего века. Основные темы
дошедших до нас произведений – это противостояние русских людей ордынскому
нашествию, Ермак, Стенька Разин, Петр Великий, Полтавский триумф, отважность суворовских
солдат, русско-французская война, освобождение южных славян от гнета Турции,
Иван Васильевич, смута, Булавинское восстание, оборона города Севастополя и т.
д. Герои исторических песен были знаменитыми и прославленными людьми. Их имена
были известны каждому. Да и сейчас практически каждый человек в той или иной
степени осведомлен об этих исторических личностях. Знакомиться с их
деятельностью дети начинают еще со школьной скамьи. Циклы песен, их особенности
Историческим песням свойственны доступный язык, лаконичность, обилие фактов и
точная передача события, на котором базируется сюжет. Чем же они примечательны?
Они насыщены патриотизмом, бережным отношением к отечественной истории,
восхвалением подвигов русских солдат и тех, кто сражался за социальное
равенство. Что же касается народной трактовки действий великих людей прошлого в
подобных произведениях, то она не только приукрашивает, но и нередко
корректирует факты, полученные из официальных источников тех периодов. Зачастую
встречаются песенные циклы, базирующиеся на основополагающих событиях и
происшествиях, закрепившихся в памяти людей. Они могут включать в себя
несколько произведений. Русская народная историческая песня всегда производит
на слушателей сильное впечатление, позволяет ознакомиться с некоторыми ранее не
известными фактами. В этом и заключается ее уникальность. Некоторые
впечатлительные люди не могут сдержать слез при прослушивании красивой, берущей
за душу народной песни. Она уносит в прошлое, на много веков назад, можно
сказать, что человек совершает своеобразное путешествие. Откуда можно узнать об
исторических песнях? Однако, к сожалению, самые старые исторические песни до
нас не дошли. О том, что такие произведения часто исполнялись еще задолго до
появления Древнерусского государства, иногда оговаривались историки Византии. А
исторические народные песни, распространенные в Новгородской и Киевской Руси,
сейчас нам известны в очень сокращенном варианте. О них можно узнать из
сохранившихся письменных источников. Многообразие песен, народное творчество
сегодня Имеются немного переделанные тексты сказаний и песен, есть и эпизоды,
которые, по сути, являются записями фрагментов устной поэзии. Все они
представляют большой интерес для исследователей. В число песен, записанных ими
в XVIII-XX столетиях из уст людей, входят несколько таких, в которых
повествуется о знаменитых исторических событиях и личностях XI-XIV веков. Но
есть и произведения, которые не содержат никаких конкретных сведений и фактов,
и лишь ориентируясь на общее содержание, можно предположить, что они относятся
к периоду обороны Руси от периодических нападений половцев, а также печенегов,
которые происходили в X-XIII столетиях. Как бы то ни было, исторические песни –
это богатство народа, которым следует дорожить. К сожалению, некоторые
пренебрегают им, не понимая его ценности. Но есть и другие люди, которые
стараются сохранить и распространить старинное творческое наследие, и за это их
можно уважать. Сейчас достаточно много фолк-групп, исполняющих исторические
песни и играющих на древних инструментах. Благодаря их стараниям широкий круг
слушателей узнает много интересного о нашей родине, о том, какой она была в
прошлом. Разве это не замечательно? Последствия ордынского ига
Монголо-татарское иго очень негативно сказалось на всех сторонах жизни страны,
в частности, ее культура стала деградировать. Как следствие, разрушались
прекрасные города, уничтожались шедевры прикладного искусства, поэзии и
живописи. Многие люди стали безграмотными. Также пришло в упадок устное
художественное творчество, которое неустанно развивалось в течение столетий и
находилось на тот момент на высокой ступени. Однако войско Батыя не разорило
Новгородскую землю, и именно там сохранился уникальный эпос. А что касается
старинных исторических песен Северо-Восточной, Центральной, а также Южной Руси,
то многие из них канули в Лету. Прекратилась та великолепная поэтическая
культура древности, которая породила прекрасные произведения. К ним относятся,
в частности, «Слово о погибели Русской земли», «Слово о полку Игореве» и
несколько других. Данные исторические песни, кстати, известны людям до сих пор.
Их изучают в школах и университетах, потому что это великие памятники русской
культуры, которые должны остаться в памяти людей навсегда. Влияние творчества
странников-калик, упоминание религии в песнях И нет ничего странного в том, что
некоторые песни, повествующие об исторических событиях, произошедших до XVI
века, к примеру знаменитое произведение о Глебе и Борисе, в той форме, в какой
их записали исследователи, нередко имеют некоторые черты позднейшей школы
странников-калик. Это люди, не имевшие определенного места жительства и
бродившие по свету. Они исполняли, как правило, народные песни, в которых
содержалась некая мораль. Нередко в них упоминалась религия. Но исторические
песни, конечно, представляют больший интерес, чем творчество калик. Следует
учитывать то, что на Руси в средние века вера в Бога считалась основополагающим
символом народной сплоченности. Она, по сути, являлась знаменем длительной
борьбы против гнета жестоких кочевников-басурман, проживающих в степи. А чуть
позже она стала ассоциироваться с всеобщим стремлением освободить родную страну
от монголо-татарского ига. Поэтому некоторые исторические песни, помимо всего
прочего, имеют упоминания о Боге. Не стоит удивляться этому. Утрата ценных
рукописей Судить же об очень древних видах русских народных исторических песен
довольно тяжело, учитывая драматические события, разворачивавшиеся в то время.
В результате нашествия Батыя сгорело множество старинных и весьма ценных
рукописей, о чем исследователи сейчас горько сожалеют. Теперь люди никогда не
узнают, о чем повествовали уничтоженные произведения. Эти исторические песни
утеряны навсегда.
Какой была первая музыка?
Существует множество легенд, посвященных появлению музыки. В Библии упоминается об Иувале, родоначальнике всех музыкантов. В одной старинной испанской книге рассказывается о том, как Иувал бывал в кузнице и однажды обратил внимание на то, что при ударах по наковальне возникают разные по высоте звуки. Он попытался голосом воспроизвести эти звуки и вскоре научился петь высокие и низкие ноты.
В греческих мифах повествуется о боге Пане, который изобрел пастушескую свирель. Однажды Пан сидел на берегу реки и дул в тростники. Он заметил, что проходящее через них дыхание издает печальные звуки. Он наломал тростинок разной длины, связал их вместе и получил таким образом музыкальный инструмент.
Конечно, это всего лишь легенды. По всей видимости, различные музыкальные инструменты существовали у всех первобытных людей. Но их музыка служила не только развлечением. Она использовалась в магических ритуалах, обрядах поклонения силам природы и богам. Народная музыка, которая является древнейшей разновидностью музыки вообще, появилась, когда непрофессиональные певцы придумывали свои песни.
У древних греков музыка была неразрывно связано с поэзией и драматическим искусством. Они пользовались такими музыкальными инструментами, как арфа, лира и флейта.
В значительной степени музыкальное искусство обязано своим развитием ранней христианской церкви. Какое-то время спустя из церковной музыки возникли новые направления и формы, и музыка стала одним из видов искусства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Где была напечатана первая газета?
Где была напечатана первая газета?
У вас в школе наверняка есть доска объявлений. Когда вы читаете их, что вы получаете? Информацию! Когда-то давно такой была единственная существовавшая в мире газета. Всю информацию и все новости сообщало правительство и приносили
Какой была первая музыка?
Какой была первая музыка?
Существует множество легенд, посвященных появлению музыки. В Библии упоминается об Иувале, родоначальнике всех музыкантов. В одной старинной испанской книге рассказывается о том, как Иувал бывал в кузнице и однажды обратил внимание на то, что
Когда была создана первая скульптура?
Когда была создана первая скульптура?
Скульптура, вероятно, самое старое искусство. Люди высекали из камня фигуры еще до того, как начали рисовать или даже строить дома.Уцелело только незначительное количество предметов, показывающих, какой была скульптура тысячи лет
Когда была сделана первая звукозапись?
Когда была сделана первая звукозапись?
Первая звукозапись была сделана Томасом Эдисоном в 1877 году. Его первая машина для записи звука имела цилиндр, который поворачивался при помощи ручки. Еще в ней был рожок и затупленная игла. С узкого конца рожок был закрыт гибкой
Когда была создана первая русская скульптура?
Когда была создана первая русская скульптура?
Первая (конечно, из известных нам) русская скульптура была создана… более пяти веков назад. Вдумайтесь, прошло более полутысячи лет! Каменное изваяние Святого Георгия Победоносца, закалывающего змея, увидело свет в XV веке
Когда была изготовлена первая пластмасса?
Когда была изготовлена первая пластмасса?
Слово «пластмасса» означает «вещество, способное к изменению формы». Нагретая пластмасса напоминает пластилин, и из нее можно изготавливать предметы различной формы, которая сохраняется при остывании пластмассы.При
Какой была пустыня Сахара в ледниковый период?
Какой была пустыня Сахара в ледниковый период?
В ледниковый период значительная часть Европы была покрыта льдами, из-за чего в Северной Африке дождь лил значительно чаще, чем в наши дни, а потому нынешняя пустыня Сахара была зеленой страной. Пересыхание Сахары началось
Когда была сделана первая звукозапись?
Когда была сделана первая звукозапись?
Первая звукозапись была сделана Томасом Эдисоном в 1877 году. Его первая машина для записи звука имела цилиндр, который поворачивался при помощи ручки. Еще в ней был рожок и затупленная игла. Сузкого конца рожок был закрыт гибкой
Когда была написана первая книга?
Когда была написана первая книга?
Человеку понадобилось много тысячелетий, чтобы изготовить нечто хоть отдаленно напоминающее современную книгу. Поэтому, когда мы говорим о первой книге, мы должны подразумевать что-то другое. В действительности известные нам древнейшие
Когда была создана первая скульптура?
Когда была создана первая скульптура?
Скульптура, вероятно, самое старое искусство. Люди высекали из камня еще до того, как начали рисовать или даже строить дома. Уцелело только незначительное количество предметов, иллюстрирующих, какой была скульптура тысячи лет назад.
Какой была первая пожарная команда?
Какой была первая пожарная команда?
В давние времена не было постоянных пожарных. Если загорался дом, с огнем боролись все. Люди выстраивались в линию и образовывали живую цепь от горящего дома до реки или колодца. Они передавали ведра с водой из рук в руки, пока они не
Когда была изготовлена первая пластмасса?
Когда была изготовлена первая пластмасса?
Производство пластмасс началось с создания новых молекул. Химики выстраивали молекулы в длинную цепь. Весь этот процесс называется полимеризацией. В процессе полимеризации создавались новые материалы. Химики создали
Какой была первоначальная профессия Отважного Дэна?
Какой была первоначальная профессия Отважного Дэна?
Он был викарием. Легендарный герой комиксов начинал свою жизнь как англиканский священник: Отважный Дэн, капеллан Межпланетного Патруля.С 1950 по 1969 г. «Отважный Дэн» (англ. «Dan Dare») был главным комиксом в альманахе «Орел»
Какой была пустыня Сахара в ледниковый период?
Какой была пустыня Сахара в ледниковый период?
В ледниковый период значительная часть Европы была покрыта льдами, из – за чего в Северной Африке дождь лил значительно чаще, чем в наши дни, а потому нынешняя пустыня Сахара была зеленой страной. Пересыхание Сахары началось
Проект урока по музыке во 2 классе
Тема: Как появилась песня
Тип урока: урок получения нового знания
Цель: знакомство учащихся с историей первых песен
Задачи: продолжить формирование
Личностные УУД (формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств);
Предметные УУД (умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению).
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
-
определение общей цели и путей ее достижения;
Познавательные УУД:
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Коммуникативные УУД:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Образовательная технология: проблемно-диалогическая технология
Звучит русская народная песня.
Что вы скажете о музыке, которая сейчас прозвучала?
Что необычного услышали?
Как вы думаете, почему?
Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Сегодня мы отправимся в далекие времена, когда зарождались народные песни.
Учащиеся прослушивают песню, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения по поводу ее содержания. Учащиеся выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Учащиеся осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера с помощью подводящего к теме урока диалога
Учащиеся овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Учащиеся овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами при повторении ранее изученных понятий.
Учащиеся формулируют тему урока.
Это песня. Песня протяжная, грустная.
Звучал только голос, музыкального сопровождения не было.
Потому что это — народная песня.
Регулятивные УУД:
-
определение общей цели и путей ее достижения;
Познавательные УУД:
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Коммуникативные УУД:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
А по-вашему, как появлялись народные песни?
Давайте прочитаем рассказ М. Горького «Как сложили песню»
А теперь, что вы можете сказать о том, как появлялись народные песни?
Иногда песни были похожи на рассказ, и такое исполнение называется музыкальным речитативом.
Учащиеся овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами во время чтения рассказа М. Горького.
Учащиеся отрабатывают умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования при работе с книгами.
Учащиеся выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Учащиеся овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Текст ученики читают по цепочке, прерывая чтение при обнаружении незнакомых слов.
Кто-то сочинял слова, а кто-то музыку.
Песни появлялись из раздумий, душевных переживаний. Их складывали, распевая простой текст, который возникал в беседе, в душевном разговоре.
Познавательные УУД:
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Коммуникативные УУД:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Песня была помощницей и другом в разных жизненных ситуациях.
Посмотрите на иллюстрацию картины Кустодиева «Масленица»
Какие события из жизни человека изобразил художник?
В этой картине соединены важнейшие события жизни человека: радостные и печальные. Так и в музыке несколько мелодий сливаются в стройное многоголосие.
Учащиеся овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Учащиеся отрабатывают умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования при помощи работы с репродукцией картины.
Учащиеся выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий в беседе о содержании стихотворения и деталях картины;
Учащиеся отрабатывают умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения
Песни сопровождали наших предков с самого рождения.
Познавательные УУД:
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Коммуникативные УУД:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Послушайте фрагменты русских народных песен.
Определите, к каким жанрам относятся эти песни.
Давайте вспомним, что такое «жанр»?
Звучат фрагменты песен «Колыбельная, «У зори-то у зорюшки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли».
Какие характерные интонации, особенности ритма, темпа и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой, лирическую от хороводной и трудовой?
О чем могут рассказать народные песни?
Послушайте стихотворение:
«Жизнь дает для песни образы и звуки:
Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета –
То и отразится в песне у поэта».
О чем говорится в нем?
Учащиеся овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами при анализе характера песен;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
Учащиеся выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Учащиеся осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Учащиеся овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Жанр – это вид, тип музыки
Колыбельная, лирическая, хороводная, плясовая, трудовая.
О том, что в песнях отражена жизнь человека.
О природе, об истории, о человеческих отношениях.
Познавательные УУД:
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Коммуникативные УУД:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
А сейчас я предлагаю послушать еще одну народную песню.
Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
К какому жанру вы бы отнесли эту песню?
А для чего нужна была песня солдатам?
Я предлагаю вам разучить эту песню.
Разучивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
Учащиеся выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Учащиеся осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
Учащиеся разучивают песню при помощи выданных карточек со словами.
Познавательные УУД:
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Коммуникативные УУД:
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Что нового узнали на уроке?
Какие жанры русской народной песни теперь знаете?
Из чего складывалась песня?
Народная песня рассказывает о жизни, поэтому разнообразие жанров. Песня рождалась в беседе, разговоре.
6
Доброе утро!
На референдуме в Швейцарии большинство граждан выступили за легализацию однополых браков. Прочие новости не такие радужные:
- В субботу полиция глушила акцию коммунистов в Москве песней «Дядя Вова, мы с тобой».
- Якутского шамана Габышева увезли из СИЗО на принудительное лечение.
- ФСБ выдворила из России защитницу прав мигрантов Валентину Чупик. Ей запретили въезд на 30 лет.
- На парламентских выборах в Германии социал-демократы слегка опережают ХДС/ХСС.
Вечер патриотической песни
В субботу в Москве на Пушкинской площади состоялась акция коммунистов по итогам выборов в Госдуму. Она прошла в форме встречи с депутатами, потому что митинг московские власти не согласовали (коронавирус). На площади собрались около тысячи человек (вот фотографии), и полиция придумала глушить выступающих патриотическими песнями: первой прозвучала высокохудожественная композиция «Дядя Вова, мы с тобой», после чего последовал привычный Газманов.
По данным КПРФ, в преддверии митинга полиция задержала в Москве около 60 активистов партии – как минимум одного из задержанных, Сергея Удальцова, арестовали на 10 суток. Вечером в воскресенье здание Мосгордумы покинула депутат от КПРФ Екатерина Енгалычева – полиция караулила ее с пятницы, и как только она появилась на улице, ей вручили повестку в ОВД, номер статьи в ней не указан. В городе продолжают задерживать участников послевыборной акции 20 сентября.
Акции коммунистов состоялись и в других городах России. После митинга в Екатеринбурге задержали десять нацболов.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов на московскую акцию не пришел – он в это время участвовал в онлайне с Путиным по итогам выборов (в ходе которого пожаловался на фальсификации, но дипломатично – так, что Путин внимания не обратил). Потом Путин «встретился» с избранными главами регионов (которых призвал не ставить под сомнение то, что Кадыров набрал в Чечне 99,7%), а сегодня будет «встречаться» с лидерами партийного списка «Единой России». В это время по российскому телевизору показывали, как Путин в компании с Шойгу выслеживает в сибирской тайге горных козлов.
Прочее российское
- В Шереметьеве задержали руководителя некоммерческой организации помощи мигрантам «Тонг Жахони» («Утро мира») Валентину Чупик. Ей вручили уведомление с запретом на въезд в страну на 30 лет. В 2006 году Чупик бежала из Узбекистана и получила в России статус беженца.
- Шамана Александра Габышева увезли из СИЗО в Якутске на принудительное лечение. Куда именно, пока неизвестно.
- ФСБ задержала двоих уроженцев Ставропольского края по подозрению в участии в незаконном вооруженном формировании под руководством Шамиля Басаева и Эмира Хаттаба и нападении на Дагестан в 1999 году.
Вокруг света
- В Германии на выборах в бундестаг социал-демократы слегка опережают блок ХДС/ХСС, который до недавнего времени возглавляла Ангела Меркель. У СДПГ – чуть больше 25%, у ХДС – чуть меньше. Для христианских демократов это худший показатель в истории. Лидеры обеих партий заявили, что хотели бы завершить переговоры о правящей коалиции до Рождества. Здесь политолог Андреас Умланд объясняет, что какая бы коалиция ни оказалась в правительстве Германии, политика страны в отношении России и Украины останется неизменной.
- В Италии лидера каталонских сепаратистов Карлеса Пучдемона, задержанного в пятницу по запросу Испании, освободили из-под стражи. Возможность его экстрадиции будет обсуждаться в октябре.
- Великобритания столкнулась с дефицитом бензина, вызванным нехваткой водителей грузовиков. Правительство страны объявило, что выдаст пять тысяч виз дальнобойщикам из Европы (хотя перевозчики утверждают, что им не хватает 90 тысяч шоферов: пандемия наложилась на брекзит, и работать стало некому).
- Власти Мали обратились к российской «ЧВК Вагнера» для содействия в борьбе с террористами и планируют сотрудничать с ней, несмотря на протесты Франции. Эти громкие заявления прозвучали с трибуны Генассамблеи ООН.
- В Афганистане талибы публично казнили несколько человек.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 22 498. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 7 миллионов 421 тысяча; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 203 900 человек (+805 за сутки). Власти пока не вводят никаких ограничений, несмотря на рост заболеваемости и смертности.
Шесть ссылок
- Философическое. Отрывок из книги Стивена Пинкера «Просвещение продолжается. В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса» (изд-во «Альпина нон-фикшн»), в которой американский оптимист убеждает нас, что все по-прежнему идет по плану. Или фрагмент из исследования философа и психоаналитика Александра Смулянского «Исчезающая теория» (изд-во «РИПОЛ классик») – о том, как «Исповедь» Руссо определила на многие годы устройство европейской публичности.
- Современное искусство в глуши. Рассказ о судьбе «сибирского Матисса» Андрея Поздеева (1926–1998) – красноярского художника, которому успешно удавалось игнорировать советскую власть, пока она не кончилась. Или истории о том, как актуальное искусство зарождалось в советские годы в Уфе, Казани и Ростове-на-Дону.
- Центральноевропейское. 12 слов, которые помогают понять венгерскую культуру. Или рассказ поэта и переводчика Игоря Белова о том, как читать и понимать поэзию Норвида (к 200-летию последнего польского романтика).
- Больше интересных текстов, интервью и репортажей вы всегда найдете в Telegram-канале Настоящего Времени. Читать эту рассылку тоже можно из Telegram.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Белки не синтезируйте, убьёте только время — и
Они, к тому же, дороги и к водке не идут.
Картошечка с селёдочкой — милее всякой премии,
И, кстати, нынче премии продуктами дают.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1972 год)
Полный звук: СЛУШАТЬ
Песня «Товарищи учёные» – одна из самых известных песен Владимира Высоцкого, входящая в своеобразный джентльменский набор, который есть практический у каждого, кто хоть сколько-нибудь знаком с его творчеством.
Эту песню не отнесешь к категории «вечных», которые даже десятилетия спустя всё равно будут понятны любому думающему человеку. Но именно такие песни, как эта, и позволяют считать творчество Высоцкого «энциклопедией советской жизни», сохранившего приметы и нравы времени, в котором он жил.
Киев, ЗНИИ экспериментального проектирования, 24 апреля 1972 года. Фото Владимира Самойленко
«Товарищи учёные» – еще и одна из самых исполняемых песен Высоцкого.
Она написана в 1972 году, и до нас дошли 134 фонограммы, записанные во время различных выступлений и просто в компании друзей.
Но начнем мы не с песни, а со слов. Фрагмент концерта в Институте физики АН УССР. 24 сентября 1971 года: слушать
Киев, после выступления в Институте физики АН УССР, 24 сентября 1971 года
Обращаем внимание, что песни про ученых и доцентов с кандидатами, которых отправили по советской традиции на картошку, в тот момент еще не существовало.
Электросталь, ДК, 30 октября 1971 года
Но, возможно, именно в тот приезд в столицу Украины идея ее написании у Высоцкого как раз и возникла.
В беседе с исследователем творчества Высоцкого Марком Цыбульским Наталья Преображенская, в 1971 году работавшая в киевском институте микробиологии и вирусологии, вспоминала, как она сопровождала Высоцкого на концерт и просила не удивляться, мол, «если увидите научных сотрудников не в белых халатах, а в валенках и фуфайках – многие на ваше выступление приедут прямо с уборки картошки».
«К нам можно даже с семьями, с друзьями и знакомыми…»
И в конце выступления, обращаясь к залу, Владимир Семёнович сказал: «Мне тут Наташа рассказала, что вы были на картошке. Обещаю вам, что к следующему выступлению, если, конечно, вы меня пригласите, обязательно напишу песню об этом».
И мы сейчас послушаем фрагмент песни с концерта в Киеве – правда, всё-таки не из 1972-го, а 1973-го года в спецшколе №49: слушать
Газета «Приазовский рабочий», Жданов, 13 марта 1973 года
У тех, кто советскую эпоху еще помнит, больших вопросов по тексту песни не возникнет.
Сходня – это населенный пункт в ближнем Подмосковье. Упоминаются полуторки – легендарные грузовики, массово выпускавшиеся с довоенных времен до конца 1940-х и ставшие нарицательными.
В этой песне важны не какие-то конкретные детали, а атмосфера, понятная всем, кто сидел в зале.
Ведь каждую осень студенты первых курсов почти всех вузов страны отправлялись иной раз на весь сентябрь «на картошку». Сам Высоцкий тоже ездил в колхоз как первокурсник МИСИ. А студентом Школы-студии МХАТ выезжал с друзьями на целину с выступлениями для тружеников целинных земель.
Студенты 2-го курса актёрского факультета Школы-студии МХАТ во время гастролей по целине. Павлодарская область, июнь 1958 года. Фото Владимира Комратова
Помогали колхозникам и горожане – как правило, как раз работники «умственного труда».
Выезжавшие так же регулярно и на овощебазы, где собранный урожай сортировался уже, так сказать, в городских условиях. В общем, такая «смычка города и деревни», как тогда говорили, была знакома миллионам советских граждан.
И не случайно Высоцкий регулярно исполнял песню про «товарищей ученых» именно в институтах и других научных учреждениях.
Как, например, в тбилисском НИИ «Мион», занимавшемся микроэлектроникой, 11 октября 1979 года.
Тбилиси, НИИ «Мион», 11 октября 1979 года
© Издательство «Либрика»
Мы обратили внимание на этот концерт потому, что Высоцкий подчеркивает, что в каждом регионе была своя специфика.
Где-то буквально на картошку ездили, а в южных краях собирали другие сельхозкультуры. Ну и хулиганская строка в куплете, конечно, прекрасна: слушать
Текст песни был более или менее устоявшимся.
Иногда Высоцкий менял куплеты местами, иногда какие-то куплеты выкидывал. Но в записи, сделанной для Константина Мустафиди в октябре 1972 года, в наиболее полном варианте из всех известных, есть два дополнительных четверостишия. Сперва вот это: слушать
Константин Мустафиди, середина 70-х
А чуть позже исполняются и такие слова: слушать
Песня ушла в народ и была, как уже сказано, невероятно популярной.
И эта популярность нашла своё неожиданное отражение совсем в другом жанре. Фрагмент выступления в московском Институте связи, 18 апреля 1980 года: слушать
Троицк, Институт физики высоких давлений, 28 апреля 1980 года. Фото Владимира Харитонова
Рассказ, о котором идет речь, действительно был опубликован в «Литературной газете» на знаменитой 16-й странице, посвященной юмору и сатире.
Назывался он «Синхрофазотрон: бег на месте». А написал его известный и в ту пору, и сейчас сатирик Лион Измайлов.
Лион Измайлов
Но вот мы говорим сейчас, что сюжет песни вроде бы устарел и отражает несуществующие реалии.
Но у Высоцкого всегда можно найти актуальные пересечения с современностью. Послушайте отрывок из выступления в столичном тресте «Мосстрой-9»: слушать
Москва, Мосстрой-9, 10 ноября 1973 года
Патриотизм с лопатами, чтобы прославиться на всю Европу – это и нам понятная идея.
А строка про «собак ножами режете», к слову, появилась под впечатлением от рассказов друга юности Высоцкого Аркадия Свидерского, который, будучи студентом-медиком, участвовал в опытах, во время которых приходилось препарировать кроликов и собак.
Аркадий Свидерский, 1988 год
И это тогда произвело большое впечатление на Высоцкого.
Ну а теперь – песня «Товарищи учёные» целиком.
И это еще одна пленка, записанная Константином Мустафиди. 2 апреля 1974 года.
Товарищи учёные: слушать
Деревня Сатино Калужской области, выступление на практике студентов Географического факультета МГУ, июль 1974 года.
Фото Владимира Кирина
«Товарищи учёные» – песня, которая не только показывает странность и даже абсурдность ситуации, когда собирать урожай и просто помогать труженикам села отправляются студенты, ученые и прочие городские жители.
Труд которых был насколько массовым, настолько и неэффективным. Эта песня еще и прекрасно передает общее пренебрежительное отношение к тем, кто не занят физическим трудом, а «замучился с иксами, запутался в нулях». «Разлагает молекулы», «забыв, что разлагается картофель». Картофель же важнее!
«Работать как привыкли вы — на ощупь и урывками!..»
Извлекают бальзам из плесени и прочую фигню, вместо того, чтобы заняться настоящим полезным делом.
И эта пренебрежительная мысль, что настоящий труд должен быть тяжелым и грязным, а умственная работа как бы и не работа вовсе – она жива до сих пор.
Издательство «Плакат», Москва, 1981 год
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Слушайте в следующей программе: слушать
При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– А.В. Скобелев. «Много неясного в странной стране». III Материалы к комментированию избранных произведений В.С. Высоцкого. Воронеж 2012;
– «Владимир Высоцкий: монологи со сцены». Харьков, 2000. С. 167;
– «Товарищи учёные». Аврора, 1986, №9;
– Перевозчиков В.К. Правда смертного часа. Владимир Высоцкий год 1980. М., 1998;
– «В поисках Высоцкого», №25, октябрь 2016;
– «Факты и комментарии», Киев. 2003 г. 24 января.
Бонус
Приезжайте к нам: слушать (Москва, клуб ГУЖВ, 14 июня 1972 года)
Товарищи учёные:
слушать (Москва, у Константина Мустафиди, 1972 год)
слушать (Москва, НИИ «Витамин», 28 апреля 1980 года — последнее исполнение)
Москва, ДК ЗИЛ, апрель 1980 года
Начинаем рассылку лотов
Дорогие друзья!
У нас есть новости. Пока еще промежуточные, но уже совершенно точно хорошие.
Мы начинаем рассылку лотов, которые можно было приобрести в рамках проекта «Один Высоцкий. Том второй». Ведь у всех желающих поддержать нашу работу была возможность приобрести не только само мультимедийное издание, но и редкие, и даже уникальные вознаграждения.
Итак, начинается рассылка календаря на 2022 год. Когда этот лот только появился в проекте, казалось, что 2022-й год наступит ещё очень не скоро! А теперь до него рукой подать. И те, кто заказали календари, получат раритетную вещь с отличной полиграфией и уникальными фотографиями Высоцкого.
Отправляются к заказчикам и сами снимки с автографами Александра Стернина, Владимира Меклера и, к сожалению, ушедшего от нас Игоря Данилова – его работы и его подписи теперь вдвойне ценны, ведь новых уже не будет…
Наконец, начинается и отправка книжки Антона Ореха и Николая Александрова «Радиодетали. Голоса на бумаге».
При этом надо заметить, что эту книгу всё ещё можно приобрести, но уже в магазине «Планеты». И экземпляров там осталось немного!
Но вы, конечно, ждёте от нас главного – информации, когда же начнётся рассылка самого издания?
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»
Мы уже сообщали, что подготовительная часть несколько затянулась по той причине, по которой срываются сейчас многие планы и проекты. Коронавирус не обошел стороной и нашу творческую группу. А поскольку группа у нас небольшая, то «временная нетрудоспособность» каждого человека здорово тормозит процесс.
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»
Однако нам удалось частично наверстать отставание от графика, и в ближайшее время книжная часть проекта будет передана в типографию. Мы обязательно вам сообщим об этом отдельно. Спасибо за терпение и понимание!
Новость на «Планете»
Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»