Рассказ как дубровский стал дефоржем 6 класс

В 30-е годы начинается новый этап в . от романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать

В 30-е годы начинается новый этап в . От романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать действительность такой, какая она есть. Его начинают волновать проблемы российского общества, которым он посвящает один из своих самых известных романов .

Документальная основа романа

Однажды, беседуя со своим приятелем П. В. Нащокиным, Пушкин услышал историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом. Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться. Дальнейшая судьба этого человека, так же, как и , неизвестна.

Ситуация Островского так поразила Пушкина, что он тотчас решил написать о роман, первоначально дав главному герою имя его отчаянного, удалого прототипа.

Создание произведения

Работу над ним Александр Сергеевич начинает в 1832 году. В черновиках писателя помечается место событий – Козловский уезд Тамбовской губернии. Именно там произошла ещё одна реальная история, которая нашла отражение в романе: полковник Крюков выиграл судебное дело о принадлежности имения у своего соседа поручика Мартынова. Судебные тяжбы с подобными исходами происходили неоднократно. По всей России у небогатых помещиков отбирали имения более состоятельные дворяне. Вопиющая несправедливость суда в подобной ситуации возмущала Пушкина, он решился описать похожую ситуацию с максимально тонкими деталями. Среди жертв именитых и беспринципных соседей-аристократов был и помещик Дубровский. Эту звучную фамилию Александр Сергеевич выбрал для своего благородного героя.

Над произведением Пушкин трудился в течение года. Последние записи черновиков датируются 1833 годом.

Как роман появился в печати

Пушкин так и не успел завершить роман о благородном разбойнике. Даже окончательного названия произведению автор не дал (вместо заглавия в черновиках стоит просто дата «21 октября 1821 года»). В печати произведение появилось после гибели великого поэта, в 1841 году. Такова история создания романа «Дубровский».

Но исследователи пушкинских черновиков обнаружили у него продолжение повествования. По замыслу писателя пожилой должен был умереть, а Дубровский – вернуться в Россию, скрывать свою личность, быть разоблачённым и потом снова бежать. Если бы Александр Сергеевич не погиб, возможно, финал у романа был бы счастливым.

Писатель и поэт А. С. Пушкин внес неоценимый вклад в русскую литературу. Его творческое наследие поистине бесценно. Затмить гения оказалось не под силу ни одному живущему как во времена творения классика, так и по сегодняшний день. Его слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» оказались поистине пророческими. Народная тропа к нему никогда не зарастет.

Одним из множества величайших произведений великого писателя является роман «Дубровский». Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

История создания романа «Дубровский»

Идея написать данный роман возникла у Пушкина после того, как он услышал от одного из своих друзей рассказ о жизни дворянина Островского. Данный персонаж и стал прообразом главного героя. Его жизненные невзгоды и история создание романа «Дубровский» — тесно переплелись между собой. В 1830 году у Островского отняли его родовое имение, и он остался бездомным. Доведенный до нищеты, дворянин белорусского происхождения начал мстить чиновникам. Себе в союзники он взял своих же крестьян. Вместе с ними Островский стал грабить богатых. Данная история закончилась трагически. Островский, в конце концов, был пойман и отправлен в тюрьму.

Имеются также сведения, что история создание романа «Дубровский» берет свое начало еще после одного печального дела. В результате длительной судебной тяжбы, поручик Муратов потерял имение, по праву принадлежащее ему. По несправедливому решению чиновников, оно было отдано влиятельному господину Крюкову.

Эти истории до глубины души потрясли Пушкина, который сам являлся бескомпромиссным борцом за право каждого человека мыслить свободно. За эти свои качества, поэт и писатель неоднократно подвергался гонениям. История создание романа «Дубровский» началась во времена вражды между социальными слоями страны. В произведении отображается взаимная неприязнь различных классов, а также весь драматизм происходящих в то время событий.

История создания романа «Дубровский». Краткое содержание

Богатый русский барин К. П. Троекуров, отличающийся жестоким нравом, поддерживает дружественные отношения со своим соседом — небогатым дворянином А. Г. Дубровским. Любимым развлечением Троекурова является запирание своих гостей в комнате с голодным медведем. Жестокие шутки характеризуют помещика как беспринципного и аморального человека.

Однажды между приятелями происходит крупная ссора, которая перерастает со временем в откровенную вражду. Помещик подкупает суд, и, пользуясь своим влиянием — отсуживает у соседа его имение. Дубровский лишается рассудка в зале суда и тяжело заболевает. Его сын Владимир, покинув службу в Петербурге, приезжает к больному отцу, который вскоре отдаёт Богу душу. Вне себя от гнева, Владимир поджигает имение, чтоб оно не досталось жестокому помещику.

1550927

Впоследствии Дубровский-младший становится разбойником, который грабит богатых местных помещиков. Но он не трогает имение Троекурова. Подкупив проезжего учителя, он под его видом оказывается гувернером в семье своего врага. Между Владимиром и дочерью Троекурова Машей со временем вспыхивает любовь.

1550926

Троекуров отдает свою дочь против её воли замуж за старого князя. Дубровский пытается этому помешать, но не успевает этого сделать — Маша уже дала клятву, поэтому отказывается от помощи Владимира. Губернские власти, через какое-то время, пытаются обезвредить отряд молодого человека. Однако им это не удается. Владимир распускает своих людей, а сам скрывается заграницей.

Образ главного героя

История создания романа «Дубровский» и главные герои были навеяны автору тяжелым для крестьян временем, в котором власть и деньги решали все. Пушкин с большой точностью отображает в своем произведении быт русской деревни, а в противовес ему показывает уклад жизни помещиков, который наполнен излишествами и жестокими забавами.

Личность главного героя по ходу романа претерпевает существенные изменения. Если в начале произведения он показан как легкомысленный и беззаботный юноша, тратящий деньги отца, и не задумывающийся о жизни простых смертных — то в дальнейшем, столкнувшийся с потерей близкого человека и несправедливостью жизни — он в корне меняется. Беззаботность Владимира сменяется обеспокоенностью и ответственностью за судьбы крестьян, которые ему подвластны.

Дубровский начинает мстить, и не столько за себя, а для того чтобы хоть как-то восстановить справедливость в этом жестоком мире. Образ Владимира приобретает романтические черты, так как он остается благородным, несмотря на свой разбойничий уклад жизни. Он грабил только богатых и никого не убивал.

Любовь к Маше преображает Дубровского. В итоге он отказывается от своей мести. Однако судьба главного героя печальна. Он претерпевают неудачу в любви, остаётся одиноким и никому не нужным.

1550930

Возможное продолжение

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» так и не была завершена автором. Она осталась незаконченной. Великий писатель не успел завершить свое произведение. Есть версия, будто бы Пушкин планировал продолжить свой роман следующим образом. После смерти мужа Маши, Дубровский возвращается на Родину, чтобы воссоединиться с возлюбленной. Однако на Владимира поступает донос, который связан с его разбойничьим прошлым. В дело вмешивается полицмейстер.

Выводы о возможном продолжении романа были сделаны после изучения черновиков великого писателя.

Критика

Не всем по нраву пришлась история создания романа «Дубровский». Кратко свою критику данного произведения высказывала Анна Ахматова.

1550933

По её мнению, роман не удался. Она даже выразила радость по поводу того, что произведение было не завершено. Ахматова считала, что история создание романа «Дубровский» — это была попытка заработать автором деньги, а само произведение она отнесла к «бульварным». Данный роман русская поэтесса поставила ниже всех остальных сочинений великого писателя.

Экранизация

В 1936 году советским режиссером А. Ивановским был снят одноименный фильм по роману «Дубровский». В 1989 г., а также в 2014 г. была осуществлена экранизация романа режиссерами В. Никифоровым и А. Вартановым.

Работа над романом «Дубровский» была начата А.С. Пушкиным 21 октября 1832 года. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным, рассказавшим про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский». Так и роман назывался сначала. Этот дворянин имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.

Пушкин в это время обдумывал сюжет исторического романа об удальце, дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

Н.Г. Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен в начале повести «Дубровский»».

Этот урок — о романе «Дубровский».

Сегодня в центре нашего внимания роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».

Уже говорилось, что за вольнолюбивые стихи Пушкин был отправлен в ссылку сначала в Кишинев, затем в Одессу, а потом в село Михайловское Псковской губернии. В 1826 году Александр Сергеевич был вызван Николаем II в Москву. Поле беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с умнейшим человеком России. А.С. Пушкину было разрешено жить в Москве и даже работать в архиве.

В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» он работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. Но роман так не был закончен, и при жизни писателя его не напечатали.

В основу романа легло сообщение друга А.С. Пушкина П.В. Нащокина (рис. 1) об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, имевшем процесс с соседом за землю. Островский был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.

Рис. 1. К.П. Мазер. П. В. Нащокин.1839 ()

Известно также, что перед началом работы над романом А.С. Пушкин побывал в Пскове, в Болдино, где рассматривались подобные дела помещиков Муратова, Дубровского, Крюкова. Таким образом, в основу романа легли реальные жизненные обстоятельства, которые были творчески переработаны А.С. Пушкиным.

Что же такое роман?

РОМАН — это большое повествовательное произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. То есть в романе происходят множество событий, в которых учувствуют большое количество героев.

СЮЖЕТ — последовательность и связь событий в художественном произведении.

В девятнадцатом веке стал очень популярен жанр авантюрно-приключенческого
романа, появились произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость жадности, любовь ненависти.

Многие писатели для придания занимательности использовали прием «переодевания», а также меняли хронологию событий. Главный герой такого произведения был неизменно красив, честен, благороден, смел, а заканчивался авантюрный роман победой главного героя.

А.С. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе жизненных проблем не позволили ему закончить это произведение. А.С. Пушкин не смог вместить живых героев в жесткие схемы этого жанра.

Действие романа «Дубровский» происходит в двадцатые годы девятнадцатого века и развивается в течение полутора лет.

Каким было общество тех времен?

Самодержавие, крепостное право. Во главе государства — царь. Основные сословия — дворяне, чиновники, крестьяне, крепостные и воины. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Дворянство было неоднородным. Некоторые дворяне владели обширными землями, поместьями и большим количеством крестьян, владения других были небольшие. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия.

Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своими крестьянами как имуществом. Большинство людей, не принадлежавших к дворянской фамилии, они не считали достойными уважения и внимания.

Дворяне жили в своем поместье, занимались хозяйством, ездили, друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина «барин», хозяйку — «барыня», а детей -«барчуками» или «барчатами».

Главными героями романа Александра Сергеевича Пушкина являются Кирила Петрович Троекуров, его дочь Марья Кирилловна, его сосед и друг Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир.

Поговорим о Троекурове.

Что говорит о нем Александр Сергеевич Пушкин:

Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…

То есть Троекуров имел власть над людьми и мог поступать как ему заблагорассудится:

Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…

Грубость и своенравие Кирилы Петровича Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как к крепостным крестьянам, он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.

Около семи часов вечера некоторые гости, хотели ехать, но хозяин, развеселенный пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит. Таким он был «в домашнем быту».

В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.…

Он раза два в неделю страдал от обжорства… (рис. 2)

26e21ce0 32ba 0132 3cca 015c2d23c359

Рис. 2. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых


Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.

Дубровский, единственный из окружающих его людей, держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский были похожи отчасти характерами и наклонностями, это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство сознанием своего богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер, оба любили псовую охоту и держали собак.

Разбил их дружбу случай на псарне Троекурова (рис. 3):

282e29d0 32ba 0132 3ccb 015c2d23c359

Рис. 3. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович, — или псарня моя тебе не нравится?» — «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить (рис. 4).

29642240 32ba 0132 3ccc 015c2d23c359

Рис. 4. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства, и поэтому замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя назвать нечаянным случаем, она была закономерна, потому что Троекуров ко всем относился надменно. Дубровский был глубоко оскорблен и не мог стерпеть этого унижения.

Обидеть Дубровского Троекуров не хотел и желал вернуть дружбу гордого соседа, но когда Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова, известных разбойников, то Троекуров» вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе».
Таковые подвиги были ему не в диковину.

В Троекурове возникает жажда мести, и он выбирает самый подлый способ мести — отобрать имение у своего бывшего товарища.


В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение.

Причем сделать это под видом законности и чужими руками.

Для исполнения этого подлого плана он выбирает заседателя Шабашкина, который за деньги готов с огромным рвением выполнять противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого он является.

Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы.

Дубровский был изумлен. Он не допускал мысли, что кто-то может посягнуться на его законную собственность.

Шабашкин понимает, что Дубровский мало знает толку в делах и что человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение.

Первая глава заканчивается неутешительно:

Февраля 9 дня, Дубровский получил через городовую полицию приглашение явиться к ** земскому судье для выслушания решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дубровским, и генерал-аншефом Троекуровым, и для подписки своего удовольствия или неудовольствия. В тот же день Дубровский отправился в город; на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника.

Бывшие товарищи стали врагами.

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского «никто не обратил внимание, когда же приехал Кирилла Петрович писари встали и заложили перья за ухо, члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия придвинули ему кресло из уважения к его чину летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады и жалости к Дубровскому, возмущение против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей.

А.С. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а к Дубровскому просто подносит бумагу. Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стене.

Судья рассчитывали на благодарность Троекурова. Троекуров подписал под решением суда «совершенное свое удовольствие».

Дубровский стал неподвижен, потупя голову.

Несправедливое преступное решение суда привело Дубровского к внезапному помешательству.

Судьи не получили от Троекурова желаемой награды, так как внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество. Троекуров понял, что зашел слишком далеко, в нем заговорила совесть. Вся затея судом обернулась настоящей бедой для Дубровского, и у него помутился разум.

2a9d1ed0 32ba 0132 3ccd 015c2d23c359

Рис. 5. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка была ему не нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства, он хотел сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство, но довести своего противника до сумасшествия он, конечно, не желал.

Александр Сергеевич Пушкин хотел показать, что неограниченная власть калечит душу ее обладателя, а также приводит к трагедии многих других людей.

Список литературы

  1. Александр Сергеевич Пушкин в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. — М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
  2. В. Воеводин. Повесть о Пушкине. — М.: Детская литература, 1955.
  3. Пушкин А.С. Дубровский. — М.: Детская литература. 1983.
  4. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. — М., 2013.
  1. Либрусек. Много книг. «Наше всё». Что читать о Пушкине А.С. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
  2. «Энциклопедия русской живописи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().
  3. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Пушкинский кабинет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ().

Домашнее задание

Задание на выбор (1 или 2).

  1. Подготовьте сжатый пересказ одной главы по самостоятельно составленному плану.
  2. Подготовьте устный рассказ на одну из тем (А или Б).

    А. Тема:
    «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?»

    План.

    1. Краткая история жизни героя.
    2. Изменения в судьбе героя после смерти отца.
    3. Черты характера героя: честолюбие, любовь к отцу (3 глава), благородство (4 глава, заступается за Шабашкина); смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие.
    4. Дубровский-разбойник.
    5. Любовь к Маше Троекуровой.
    6. Авторская симпатия к главному герою.
    7. Мое отношение к Владимиру Дубровскому.

    Б. Тема:
    «Владимир Дубровский и Маша Троекурова».

    План.

    1. История жизни героев и их семей (дружба отцов, рано лишились матери, одиноки и впечатлительны).
    2. Дубровский — Дефорж (любовь к Маше).
    3. Неравнодушие Маши к Дубровскому.
    4. Встречи Маши и Владимира.
    5. Сватовство князя Верейского.
    6. Ожидание помощи от Дубровского.
    7. Свадьба Маши.
    8. Честь и верность данному слову — главные ценности героев.
    9. Мое отношение к героям.

В начале XIX столетия в русской литературе большой популярностью стали пользоваться авантюрно-приключенческие повести и романы. Не встал в стороне от модных тенденций и Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман о благородном разбойнике. В «Дубровском» анализ произведения включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанра и истории создания. Он будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с тщательным разбором по плану «Дубровский».

Краткий анализ

Год написания
– 1833 год.

История создания
– В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.

Композиция
– Экспозиция — описание героев и обстановки; завязка — ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета — приезд Владимира Дубровского, поджог Кистеневки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация — свадьба Маши со стариком; развязка — отъезд Дубровского заграницу.

Жанр
– Социальный роман.

Направление
– Реализм.

История создания

Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что ее можно взять за основу будущего романа.

По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду, и стал промышлять грабежами.

Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом, и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершен в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.

Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 год после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский».

Смысл названия
достаточно прост — так звали главного героя романа.

Тема

Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема
«Дубровского» – защита человеческого достоинства. Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы. Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.

Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.

Основная мысль романа
— отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.

Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия — покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым — вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа
— стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.

Композиция

Композиция романа отличается четкой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей — помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.

Завязкой
произведения ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время умирает.

Далее происходит развитие сюжета
. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.

Желая отомстить своему главному обидчику — Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно — Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.

В кульминации
романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.

Развязка
романа — это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.

Главные герои

Жанр

При анализе произведения следует отметить, что принадлежит оно жанру социального романа, в котором раскрыто множество остро социальных тем своего времени.

Направление, характерное для романа Пушкина «Дубровский» — реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые черты романтизма.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4
. Всего получено оценок: 2930.

Замысел романа «Дубровский» возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других», становится основой романа «Дубровский».

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа «Дубровский» является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа
:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.

»
Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в «Дубровском» как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…»

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

На чтение 6 мин Обновлено

План рассказа «Дубровский» по главам составить можно используя эти варианты. План Дубровского поможет заполнить читательский дневник и подготовить пересказ.

Пушкин «Дубровский» план по главам

  1. Глава 1: Ссора старых друзей
  2. Глава 2: Троекуров обманывает Дубровского
  3. Глава 3: Письмо от отца
  4. Глава 4: Смерть Андрея
  5. Глава 5: Похороны Дубровского
  6. Глава 6: Владимир поджег поместье
  7. Глава 7: Появление шайки бандитов
  8. Глава 8: Француз Дефорж и его храбрость
  9. Глава 9: Праздник в имении Троекурова
  10. Глава 10: Француз угрожает Спицыну
  11. Глава 11: Дефорж – это Дубровский
  12. Глава 12: Дубровский и Маша признаются в любви
  13. Глава 13: Дружба Троекурова с Верейским
  14. Глава 14: Планирование свадьбы Верейского и Маши
  15. Глава 15: Встреча влюблённых
  16. Глава 16: Письмо
  17. Глава 17: Неудача
  18. Глава 18: Невольное венчание
  19. Глава 19: Маша хранит верность; исчезновение Дубровского
План «Дубровский» 1 глава

1.Оскорбление Дубровского на охоте
2.Начало ссоры Дубровского и Троекурова
3.Троекуров в бешенстве
4.Известие из суда
5.Надобно идти в суд

План «Дубровский» 2 глава

1.Претензии Троекурова к Дубровскому
2.Внезапное сумасшествие

План 3 главы «Дубровского»

1.Владимир срочно собирается домой
2.Встреча Владимира с отцом

План 4 главы «Дубровского»

1 Троекурова мучает совесть.
2 Старший Дубровский умирает

План 5 главы «Дубровского»

1 Одиночество Владимира

План 6 главы «Дубровского»

1.Пожар в Кистеневке

План 7 главы «Дубровского»

1.Разбойники обходят стороной поместье Троекурова

План 8 главы «Дубровского»

Вариант 1:

1 Машенька
2 Появление Дефоржа в доме

Вариант 2:

1. Жизнь Маши в доме отца.
2. Учитель французского для Саши.
3. Главная забава Троекурова.
4. Дефорж в клетке с медведем.
5. Перемена в отношении Троекурова и Маши к учителю.

План 9 главы «Дубровского»

Вариант 1.
1.Встреча в Покровском
2.Спицин и Глобова
3.Дубровского ищут
4.Делордж и медведь

Вариант 2
1. Гости в Покровском.
2. Обед в доме Троекурова.
3. Опоздавший гость.
4. Рассказ Анны Саввишны о Дубровском.
5. Хвастовство Троекурова храбрым учителем.

План 10 главы «Дубровского»

Вариант 1.
1.Пышный бал в имении помещика Троекурова.
2. Танцы учителя и Маши.
3. Веселое застолье без Троекурова.
4. Невеселое настроение Антона Пафнутьича.
5. Деньги Спицына в кожаной сумке.
6. Опасения Антона Пафнутьича по поводу воров.
7. Просьба Антона Пафнутьича переночевать в комнате Дефоржа.
8. Окончание застолья, подготовка гостей к ночлегу.
9. Недовольство Спицына по поводу не слишком безопасной комнаты Дефоржа.
10. Мучительная бессонница Антона Пафнутьича из-за потемок.
11. Непродолжительный сон Спицына.
12. Ограбление Антона Пафнутьича Дефоржем.
13. Дубровский в роли учителя-самозванца.

Вариант 2.

1. Вечерний бал после застолья.
2. Спицын просится на ночлег к учителю.
3. Антон Пафнутьич ограблен Дефоржем-Дубровским.

План 11 главы «Дубровского»

Вариант 1
1 Как Дубровский стал французом
2 Ограбленный Спицын покидает поместье

Вариант 2
1. Встреча Дубровского с Дефоржем.
2. Рассказ Дефоржа о предстоящей работе у помещика Троекурова.
3. Сделка Дубровского и Дефоржа.
4. Дубровский-Дефорж в доме Троекурова.
5. Окончание истории с ограблением Спицына.

План 12 главы «Дубровского»

1.Маша узнает правду
2. Надежды Маши
3.Поиски Дубровского и Троекурова
4.Это не Дубровский

План 13 главы «Дубровского»

1 Свадебный переполох

План 14 главы «Дубровского»

1. Верейский влюблен в Машу

План 15 главы «Дубровского»

Вариант 1.

1.Тайник с кольцом

Вариант 2.

1 Свидание Маши и Владимира.
2 Дубровский хочет избавить Машу от замужества с Верейским.
3 Маша просит Дубровского не вмешиваться и хочет отговорить отца от намерения выдать ее замуж за князя.
4 Владимир признается Маше в любви.
5 Маша обещает стать женой Дубровского и говорит о своих чувствах.
6 Владимир уговаривает Машу воздействовать на отца любым путем.
7 Влюбленные молчат, прижавшись друг к другу.
8 Дубровский надевает Маше на палец свое кольцо.
9 Кольцо можно использовать как сигнал о помощи.
10 Владимир сообщает, как использовать кольцо, если вдруг что-то случится.

«Дубровский» план 16 главы

1.Маша не любит Верейского
2.Троекуров в гневе

План 17 главы «Дубровского»

1. Надежда на Сашу
2. Поиски кольца
3.Встреча исправника с Троекуровым.

План 18 главы «Дубровского»

1 Венчание в церкви
2 Возвращение в Арбатово
3 Освобождение ценою в счастье

План 19 главы «Дубровского»

Вариант 1:

1 Неотвратимая поимка Дубровского
2 Прощание навсегда.

Вариант 2:

1 Обед разбойничьей шайки.
2 Песня караульщика «Не шуми, мати зеленая дубравушка».
3 Просьба старушки Егоровны не шуметь, чтобы Владимир мог отдохнуть.
4 Раненый Дубровский, чутье атамана.
5 Тревога в укреплении разбойников.
6 Облава укрепления, где расположились разбойники.
7 Бой с солдатами: пушечный выстрел и рукопашный бой.
8 Храбрость Дубровского, убийство офицера.
9 Смятение в войсках противника.
10 Разговор Дубровского со своими сообщниками.
11 Речь предводителя.
12 Захват нескольких человек из шайки, получение сведений о месте расположения мятежников.
13 Исчезновение Дубровского. Версии судьбы Владимира.
14 Грозные посещения прекратились

Детальный план рассказа «Дубровский»

I. Дружба, обернувшаяся враждой.

1. Решение Троекурова отнять у Дубровского имение.

2. Последствия судебных ухищрений.

3. Смерть Дубровского при появлении врага.

4. Раздумья Владимира после похорон отца и остановленный им самосуд.

5. Решение сжечь свой дом привело к невольному преступлению.

6. В округе появились разбойники.

7. Дети Троекурова и новый учитель-смельчак.

II. История любви Дубровского и Маши Троекуровой.

1. Гости Троекурова говорят о разбойниках.

2. Тайна Дефоржа раскрыта.

3. Как Дубровский стал Дефоржем?

4. Объяснение Дубровского с Машей; новость открыта и Троекурову.

5. Новый сосед из Арбатово.

6. Старик Верейский просит руки Маши.

7. Её ночная встреча с Дубровским и уговор о помощи.

8. Письмо Маши Верейскому ухудшило её положение.

9. Неудачная попытка мальчиков помочь пленнице.

10. Дубровский опоздал, и участь Маши решена.

11.Описание боя, после которого Дубровский исчез.

 «Дубровский» цитатный план

  • «терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен».
  • «утвердить за генерал-аншефа Троекурова».
  • «Здравствуй, Володька!».
  • «не было уж и признака жизни в сем теле».
  • «оставьте меня в покое».
  • «каково горит, а?».
  • «появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям».
  • «Сей учитель понравился Кирилу Петровичу».
  • «Кирила Петрович с великим удовольствием стал рассказывать подвиг своего француза».
  • «молчать, или вы пропали. Я – Дубровский».
  • «десять тысяч могу я вам дать, мне нужно только ваше отсутствие и ваши бумаги».
  • «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья».
  • «Кирила Петрович отправился с дочерью в гости к князю Верейскому».
  • «Теперь, князь, поговорим о деле, то есть о приданом».
  • «Дубровский поцеловал ее руку и скрылся между деревьями».
  • «жди себе кого хочешь в избавители».
  • «я поймал Дубровского».
  • «князь мой муж».
  • «Дубровский скрылся за границу».

Краткий план рассказа «Дубровский»

1. Троекуров и Дубровский
2. Суд и его последствия
2.Отец и сын
4. Смерть старого Дубровского
5. Похороны
6. Пожар в Кистенёвке
7. Появление разбойников
8. Храбрый учитель
9.Обед в Покровском // Новости о Дубровском
10. Ночь после праздника// Дубровский снимает маску
11. Как Дубровский стал Дефоржем
12. Объяснение Дубровского с Машей
13. Ухаживание князя Верейского
14. Сватовство князя
15. Дубровский предлагает своё покровительство Маше
16. Маша под домашним арестом
17. Два мальчика
18. Свадьба
19. Конец разбойничьей шайки

План романа Пушкина «Дубровский» 6 класс

1). Конфликт двух баринов: Троекуров и Дубровский.

2). Суд. Дубровский лишается имения.

3). Приезд сына Дубровского домой.

4). Неудавшееся примерение. Смерть Дубровского.

5). Дом отдают Троекурову.

6). В. Дубровский сжигает дом, чиновники в нем погибают.

7). Троекуров ищет виновников пожара.

8). Маша

9). Обед у Троекурова

10). Дефорж обкрадывает Спицына

11). Дубровский в роли учителя-француза.

12). Владимир открывается Маше

13). Сосед — князь Верейский.

14). Машу сватает Верейский.

15). Свидание.

16). Скоро свадьба.

17). Кольцо в дупле.

18). Венчание.

19). Дубровский после сражения исчезает.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Образ и характеристика Дефоржа в романе Дубровский

Второстепенным героем произведения «Дубровский» является преподаватель – француз Дефорж, который выполняют ключевую роль в романе. Впервые учитель появился на станции в доме у смотрителя. На станции Дефорж встретился с Владимиром Дубровским. Здесь, герой с маленьким чемоданчиком в руках ждал свой поезд.

На станции учитель разговорился с Владимиром и рассказал, что приехал по приглашению и собирается работать преподавателем в доме у Троекурова. Дефорж не имел специального образования и работал только в качестве кондитера. Он прослышал, что в России выгодно работать и решил устроиться на работу учителем. Во Франции осталась его старая мать, которая нуждается в помощи.

Троекуров предложил работу французу, при этом обещал хорошо платить. Окрыленный новыми возможностями, Дефорж распланировал свою жизнь на 5 лет. Молодой француз запланировал заработать и собрать немного денег, а затем вернуться в Париж. Выслушав историю молодого учителя, Дубровский придумал, как попасть в дом Троекурова.

Владимир запланировал провернуть аферу и предложил французу 10 000 рублей. Дефорж с радостью согласился и отдал Владимиру свои документы и рекомендательное письмо. При этом француз обещал не выдавать тайну. Владимир обрадовался, что сможет попасть в дом к Троекурову. Француз уезжает в Париж.

Тут заканчивается роль настоящего француза и начинается авантюра Дубровского. Новоявленный учитель приезжает в имение Троекурова и поселяется в доме. Учитель занимается обучением Саши. Он хорошо выполняет свою работу и старается всячески угождать своему хозяину. Он завоевывает доверие Кирилла Троекурова во время битвы с медведем. Также он производит хорошие впечатления на Машу Троекурову. Таким поступком он показал иные качества, не присущие простому учителю из Франции. Настоящий Дубровский обладал храбростью и самообладанием. Дубровский работая учителем, случайно узнает правду о том, что на самом деле случилось на суде. В дом к Троекурову приходит Спицын и все рассказывает до подробностей.

В 12 главе в повести Дубровский рассказывает все Марье Троекуровой и уходит из ее дома. Его начинают преследовать инспекторы после доноса Спицына. Дефорж сильно полюбил Марью. И решил отказаться от мщения за смерть отца. Перед уходом Владимир обещает помогать Марье. В скором времени мнимый учитель узнал, что Машу насильно выдают замуж. Троекуров узнал, что Маша общается с Владимиром с и старается им помещать. Дубровский выслеживает тех, кто везет Машу в церковь на венчание. Но девушка отказалась ехать с Дубровским. На этом месте автор заканчивает свое произведение. О дальнейшей судьбе Дефоржа автор не оставил никаких записей.

Вариант 2

Дефорж не считается главным героем и является только второстепенным персонажем. Дефорж это важный персонаж в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».

В одни прекрасный день Дубровский познакомился с французом Дефоржем. Француз собирается ехать в имение Троекурова. Он хочет работать там домашним учителем. Дефорж рассказывает Дубровскому свою историю о том, что он живет очень бедно и приехал в Россию специально, чтобы заработать денег на жизнь. В родной стране мужчина оставил свою старую маму. У него нет профессионального образования, но он собирается работать в России учителем. На самом деле Дефорж выучился на кондитера. И не случайно автор показывает Дефоржа именно учителем. Ведь он будет слугой у богатых, но и подарит кому-то пользу. Пушкин ведь мог придумать французу любую другую профессию, но не стал этого делать, потому что сюда подходит именно профессия учителя. После такой истории Дубровский захотел провернуть аферу и представился его учителем. Он предложил мужчине десять тысяч рублей, чтобы обменять их на документы. И из-за своего плохого материального положения француз соглашается на такое предложение. Он отдает все свои документы и обещает сохранить эту сделку в секрете.

Получив такую большую сумму, Дефорж собирается уехать обратно на родину во Францию. После этого Дубровский становится учителем вместо Дефоржа. Он поселяется в умение и учит сына Троекурова разным предметам. И Дубровский тщательно и хорошо выполняет свою работу, чем человек, который нанял его, очень доволен знаниями сына. Вряд ли бы бывший кондитер смог научить сына такими знаниями. Конечно, он смог бы преподавать французский язык и показал бы как, должны вести себя настоящие аристократы. Но обычные предметы он бы не смог преподать в полной мере.

Но после Дубровский рассказывает все Марье и уходит из их дома. Его постоянно ищут инспектора. Дефорж очень полюбил Марью и даже отказывается мстить за смерть отца. Но после этого Владимир узнает, что Марью выдают насильно замуж и пытается ее украсть, когда она едет на венчание. Но она отказывается ехать с ним. Именно так прерывается все произведение. И больше о французе Дефорже мы ничего и не слышали.

Когда Дубровский встречается с медведем, то он перестает играть роль зажатого Дефоржа. Он как настоящий бандит спокойно стреляет в животное с помощью пистолета. Но даже после такого поступка никто не подумал, что это мог быть не француз и Дубровского не разоблачили.

klassreferat.ru

Глава XII содержит очень важные события: Дубровский открывается Марье Кириловне и покидает дом Троекуровых. Его преследуют по доносу Спицына. Ученики найдут в тексте слова Дубровского, объясняющие Маше причину его появления в доме Троекурова под именем Дефоржа: «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться — ни за себя, ни за него… Я ему простил… вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был. свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару… как пресечь ему все пути к бегству, — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось… Я отказался от мщения, как от безумства». Пятиклассники должны понять, что Владимир Дубровский, гордый, дороживший своей дворянской честью так же, как и его отец, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги (учитель в то время был «род слуги или мастерового» не только для Маши Троекуровой), где не мог рассчитывать ни на благосклонность, ни на уважение. По своему зависимому положению и званию бедный Дефорж был обязан терпеть все обиды и прихоти хозяина, но дворянин Дубровский не мог допустить и мысли о безропотном подчинении даже во имя любви — он всегда носил с собой заряженный пистолет, рассчитывая на него как на единственное средство защитить свою честь. Владимир понимал, что Марья Кириловна не любит его, но надеялся заслужить ее любовь своей преданностью и постоянством. Он просит Машу лишь о праве помочь ей, если ее постигнет несчастье и не от кого будет ждать покровительства; «Обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего для вашего спасения?..» Благодарная и бескорыстная любовь Дубровского глубоко волнует и трогает школьников. Вряд ли стоит подвергать критике мягкость пушкинского героя, его отказ от мести, его отношение к Маше: в V классе такие оценки будут слишком поверхностными и не помогут уяснить характер героя (учитель помнит, что это характер романтический), а, скорее, исказят его восприятие. Поэтому на вопрос; «Почему Дубровский отказался от мести Троекурову?» — мы отвечаем так, как отвечает сам автор: из-за любви к. Маше, любви глубокой, благородной и самоотверженной. Для размышления и уточнения смысла обсуждаемых событий и отношений Владимира и Марьи Кириловны, Марьи Кириловны и ее отца пятиклассникам предлагаются такие вопросы: «Как относится Кирила Петрович к дочери? Как он распорядился ее судьбой?» Переходя к обсуждению дальнейших событий, дети вспомнят, что Троекурову вес в губернии давали «богатство, знатный род и связи». Счастье, по его мнению, — это деньги, знатность. Поэтому, заботясь по-своему о дочери, он радуется сватовству князя Верейского. Троекуров с искренней убежденностью говорит дочери: «Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастья» — и не принимает всерьез ее слов: «Папенька! папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою…» А как относится Маша к Дубровскому? Дети читают: брак с князем «пугал ее, как плаха, как могила. «Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». То, что брак с Дубровским воспринимается Машей наравне с монастырем и смертью, далеко не всегда понимают школьники при самостоятельном чтении, а именно это и дает достаточно яркое представление об отношении Марьи Кириловны к Владимиру Дубровскому. И только теперь учащиеся поймут смысл ее ответа Дубровскому: «Тогда, тогда, делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою» (глава XV). Троекуров распорядился судьбой Марьи Кириловны по-своему. Услышав от дочери, что она просит помощи у Дубровского, он ускорил ее свадьбу с князем Верейским. Дома школьники читают главы XVII—XIX и готовят пересказ эпизода «Последний бой». Первая часть восьмого урока посвящается истории с кольцом. Пятиклассники читают на уроке эпизод (в лицах) и оценивают поведение Саши и Мити: один из мальчиков, барчук, изнеженный и трусливый, предает сестру, другой, умный и сообразительный крестьянский паренек, держится мужественно, самоотверженно и не выдает Дубровского. Но дети не всегда понимают, что стойкий и преданный своему барину рыжий мальчишка показал, не подозревая того, где скрывается Дубровский. Именно на это и рассчитывали Троекуров и исправник, отпуская мальчика без наказания. Осмысление эпизода «Неудавшаяся попытка Дубровского освободить Машу» вызывает у ребят горячие споры. Почему Маша на слова Дубровского: «Вы свободны» — отвечает: «Нет, поздно, я обвенчана. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь… теперь поздно…» Надо пояснить детям, что по обычаям того времени и по глубокому убеждению Марьи Кириловны церковный обряд венчания соединил ее навсегда с тем, кто был ей ненавистен. Она не могла изменить своих представлений, которые воспитывали у нее с самого детства, и осталась верной обету, данному за нее в церкви. Читатель не знает, почему опоздал Владимир. Но школьники понимают великодушие Дубровского, когда он, тяжело раненный, приказывает своим сообщникам не трогать Верейского. Работая над последней главой, дети пересказывают эпизод «Последний бой», где воспроизводят описание лагеря, самих разбойников и боя. Обычность их занятий и мирного быта свидетельствует о том, что Пушкин не стремился показать «гнездо злодеев»; крепость, окруженная рвом и валом, на котором у маленькой пушки сидит караульный, говорит о том, что Дубровский использовал свое знание военного дела и обучил сообщников ведению боя. Важно обратить внимание пятиклассников на то, как заботятся разбойники о покое и здоровье своего предводителя: «странное молчание царствовало в сей толпе»; караульщик, запевший было во все горло песню, быстро прерывает ее, услышав замечание Егоровны: «Виноват, Егоровна… ладно, больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает». Чем же снискал Дубровский такое отношение со стороны своих сообщников? Пусть ребята подумают над этим вопросом. Вспоминая отдельные эпизоды повести, оценивая поступки и поведение Владимира, ученики скажут о его уме, храбрости, великодушии, стремлении к справедливости. Единомышленники Дубровского могли сочувствовать и личной судьбе своего молодого предводителя: потеря отца, внезапная бедность, несчастная любовь. Вспомним, что Владимир со своими сообщниками отбирал деньги и имущество только у богачей, что он не пролил ни одной капли крови, никого не обидел напрасно. Авторитет его так велик, что когда он советует своим единомышленникам разъехаться по дальним губерниям и мирно дожить там свои дни, то они так и поступают, о чем говорят нам последние строки повести. Но Пушкин не идеализирует своего героя. Дубровский дворянин, воспитанный в дворянских предрассудках того времени. В отношении его к членам шайки временами сквозит барская пренебрежительность, похожая на презрение. Особенно проявляется это в последней его речи, обращенной к сообщникам: «…но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло…» Автор как бы говорит нам: Владимир ошибался, считая, что его «товарищи» не откажутся от разбоя. Можно предположить, что большинство их было искренне привязано к Дубровскому.

Рекомендуем посмотреть:

  • Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина «Дубровский») — сочинение
  • Почему А. С. Пушкин изобразил дворян Троекурова и Дубровского-старшего столь разными?
  • Отзыв на роман А.С. Пушкина «Дубровский»
  • Образы дворян в повести Дубровский
  • Образы дворян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»
  • Образ Маши Троекуровой в повести Пушкина «Дубровский»
  • Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина «Дубровский» — сочинение
  • О чем нас заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Дубровский»?
  • Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)
  • История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина «Дубровский»)

Сочинение на тему Дефорж

Под видом французского учителя в произведении в дом своего врага Троекурова пробрался Владимир Дубровский, стремящийся отомстить за своего отца.

Настоящий Дефорж встретился с главным героем романа – благородным разбойником на станции и за деньги согласился отдать Дубровскому рекомендательное письмо и молчать. Он являлся типичным учителем, приехавшим в Россию учить на дому подрастающее поколение дворян. Следовательно, и Дубровский должен был для конспирации играть роль типичного французского наставника юношества.

Дефорж, судя по описанию его багажа, бедный человек. Он никогда не был преподавателем, и решил встать на эту стезю, увидев блестящие перспективы, открывающиеся в России. У себя на Родине Дефорж был кондитером. Здесь Пушкин подчеркивает профессиональную непригодность подобных домашних учителей, которая была в его время распространенным явлением. Сама профессия Дефоржа явно выбрана не случайно. Ей подчеркивается не только характер обслуги для выполнения прихотей богатых, но и малая польза этих умений. Иначе бы Пушкин сделал бы Дефоржа бывшим офицером, преподавателем или ремесленником, производившим что-то более необходимое для жизни.

Дефорж хорошо выполняет свою работу и учит Сашу так, что наниматель оказывается довольным. Наверняка кондитер смог бы дать меньше знаний своему воспитаннику, кроме, разумеется, знания французского языка и аристократических манер.

В ярком эпизоде с медведем Дубровский в роли Дефоржа ведет себя нетипично для выбранной роли. Запертый в комнате с опасным животным, дворянин, ставший бандитом-мстителем, спокойно с помощью пистолета ликвидирует опасность и лишает Троекурова и его гостей забавы. Однако, несмотря на то, что смелое отстаивание своего достоинства, было необычно для французского домашнего учителя, Дубровского не разоблачили.

Здесь сказалась двойственная роль, которую дефоржей в России. С одной стороны, они были бесправными слугами, дорогими модными игрушками, выписанными из-за границы. С другой – нанимали именно французов в силу пиетета перед этой нацией, приписываемого ее представителям благородства и множества достоинств. Благодаря последнему, им доверяли образование дворянских детей. В пользу этого говорит и хорошее впечатление, произведенное им на Машу. В случае с русским слугой, тем более крепостным, это вряд ли было бы возможным.

Другие сочинения: ← Француз Бопре в романе Капитанская дочка↑ ПушкинЕвгений Онегин. Все герои романа →

Анализ 9-13 глав романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели урока: Комментированное чтение и идейный анализ глав романа во взаимосвязи с художественными особенностями, тренировка навыков выразительного чтения, чтения в форме диалога;

Организационный момент.

(Слайд)

Звучит на фоне опера Эдуарда Францевича Направника «Дубровский».

Учитель: Здравствуйте, уважаемые друзья! Прошу садиться. Искренне желаю всем нам успеха на сегодняшнем занятии и интересных открытий при постижении писательской мысли. Сегодня, работая на уроке, вы будете получать такие (показывает конфетки) «бриллиантики», только вы их не съедайте до конца урока, пожалуйста. Кто заработает 5 «бриллиантиков», тот получит заслуженные пятёрочки, а кто заработает 4 «бриллиантика», тот получит четыре.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня у вас на слуху опера «Дубровский» композитора Эдуарда Францевича Направника. Работа над этим музыкальным произведением была закончена в последние годы 19 века (в 1895 году) и представлена публике в Петербурге, а дирижировал сам автор. Позднее музыка распространилась и была поставлена во многих городах. Вслушайтесь в мелодию. (Слушают). Скажите, пожалуйста, каков темп музыки, и какое настроение такой темп может вызвать? Возможные ответы: медленный темп может настроить нас на задумчивость, может стать тоскливо, грустно.

А почему такое настроение задаётся автором музыкального произведения? Как это связано с историей героев произведения? Попробуйте пояснить. Возможные ответы: всё дело в том, что история была несчастливая. Всё началось со ссоры двух давних друзей-помещиков – К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского. Сын Дубровского, Владимир, будет испытывать ненависть к врагу своего отца, а кроме того его постигнет любовь, которой не суждено будет иметь продолжение.

Вы совершенно правы. Дома вас просили перечитать ещё раз главы с 9 по 13. Скажите, пожалуйста, а вы помните, каким термином, каким словом мы обычно называем работу над текстом стихотворения или текста в прозе, когда ищем использованные средства выразительности, отвечаем на вопросы, решаем проблемы, поставленные автором? Ответ: анализ. Хорошо. Тогда давайте вместе попробуем дать название теме сегодняшнего урока, исходя из вашего ответа и из заданного домашнего задания. Варианты ответов: главы 9-13, анализ романа «Дубровский», анализ 9-13 глав романа «Дубровский». Замечательно. Предлагаю открыть тетрадочки и записать сегодняшнее число. (Слайд). Сегодня тринадцатое ноября. Классная работа. Тема урока, которую вы предложили «Анализ 9-13 глав романа «Дубровский» А.С. Пушкина. (Записывают). Чтобы мы могли продолжить работу, я предлагаю вам обозначить цели нашей деятельности. Ведь любая работа должна иметь результаты. А каких результатов, каких целей должны достичь мы? Я буду давать вам направление, чтобы было легче: Кто главные герои этого произведения после помещиков? (Маша и Владимир). Поменяется ли жизнь Маши и Владимира? (Да). Тогда какова наша первая цель, что мы должны выяснить? Варианты ответов: мы должны выяснить, какие события повлияли на жизнь Маши и Владимира. А с Владимиром происходили какие-нибудь перевоплощения? (Да, он выдавал себя за Дефоржа). Он смог хранить эту тайну долго? (Нет). Тогда какова наша следующая цель? Понять, почему Владимир претворялся Дефоржем и почему не смог долго держать это в тайне. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте поработаем в группах, ребята!

  1. Постановка проблемы

(Слайд). Сегодня мы говорим с вами о событиях 9, 10, 11, 12 и 13 главы. Сейчас я предлагаю вам задание, которое вы будете выполнять, поделившись на группы. У вас на шести столах лежат вагончики с номерами глав, а рядом лежат вырезки с текстами и чистый лист формата А4. Вы должны будете приклеить события к нужным вагончикам, но для этого вам придётся обратиться к учебнику, а именно в те главы, номера которых вам даны. Обратившись к учебнику, вы легко вспомните, какие события и в какой главе происходили. Чтобы работа пошла быстрее, советую каждому члену группы распределиться по главам и вместе наполнять вагончики информацией. А потом мы проверим по слайду, кто правильно ответил, и раздадим «бриллиантики». Пока вы будете работать, я подойду к каждой группе и посмотрю, как продвигается ваша работа. (Работают в течение 3-4 минут).

Прошу представителя каждой группы выйти с получившимся коллажем. (Выходят). Прочтите только заголовки чёрным шрифтом и к какой главе относятся. (Читают). Должно получиться так: «Обед в Покровском» (9 глава); «Саморазоблачение Дефоржа-Дубровского» (10 глава); «Дубровский стал Дефоржем» (11 глава); «Любовь и опасность» (12 глава); «Неожиданный жених» (13 глава). Что ж, друзья, давайте проверим по слайду. Уважаемые представители групп, поднимите руку, у кого совпадает со слайдом. (Поднимают руку). Поздравляю группы №…. и вручаю «бриллиантики»! А теперь, друзья, давайте посмотрим на слайд. (Слайд). В латинском языке существовало слово «compositio». Оно обозначало «составление, связывание, сложение, соединение, строение». Затем это слово было заимствовано в русский язык. Так появилось слово «композиция». Посмотрите внимательно на наши вагончики и на значения латинского слова и сделайте вывод, что же такое композиция. Варианты ответов: это взаимосвязь частей произведения, глав; это строение эпизодов произведения в определённом порядке. Замечательно! Запишем это определение в тетрадь. (Записывают). А все ли события в нашем коллаже идут по порядку, или есть глава, которая должна была появиться раньше, чем она есть? Посмотрите внимательно. Ответ: 11 глава должна была появиться раньше всех, раньше 9 главы. А почему? Ответ: потому что в ней описывается, как Дубровский стал Дефоржем, а в остальных главах он уже присутствует в роли учителя. Похвально!

Для чего же Александр Сергеевич Пушкин меняет местами события? Чего он хочет добиться, и как это отражается на читателях? (В помощь можно рассмотреть фильмы с обратными эпизодами: какое чувство вызывает интересный эпизод в фильме, если мы не знаем, как всё началось? Ответ: интерес). Ответ: Пушкин хочет создать интригу, вызвать читательский интерес.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

  1. Продолжение работы по теме

Сегодня вы уже доказали, что «Дубровский» по жанру – это роман. Мы помним, что главное – это волнующие страсти. Так какая же волнующая сюжетная линия является одной из главных? Ответ: Любовь Маши и Владимира. Умницы! Давайте прочитаем по ролям эпизод из разговора Маши и Владимира. Этот диалог имеется у вас на листочках на столах. (Читают по ролям: Дубровский: Я всё знаю». Вспомните ваше обещание.

Маша: Вы предлагаете мне свое покровительство, но не сердитесь — оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помощь?

Дубровский: Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.

Маша: Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня

любите — я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса…

Дубровский: Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию.

Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?

Маша: Еще есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит).

Теперь посмотрите, какими событиями закончилась 13 глава. Зачем Верейский так развлекал своих гостей, пытался произвести впечатление? Ответ: тем, что Верейский старается удивить Троекурова и Машу. Он хочет получить согласие Кирилла Петровича на брак с Марией, потому что она понравилась ему.

  1. Итог и рефлексия

Нам нужно выяснить, достигли ли мы целей сегодняшнего урока. Давайте ещё раз взглянем на них. Давайте подытожим нашу работу, ответив на вопросы. Забегая вперёд, скажите, сложится ли совместное душевное счастье у Марии и Владимира? Это напрямую связано с главой 13. Ответ: нет. Удастся ли Верейскому обворожить Троекурова своим богатством и добиться руки Маши? Ответ: Да. Почему же Дубровский отказался мстить Троекурову, и почему же не сложится счастье влюблённых? Ответ: Дубровский полюбил Марию и не мог огорчать её своими поступками, а счастье их не сложилось потому, что Троекуров неволил свою дочь и выдал замуж за князя, а честь и долг были в то время выше чувства.

Действительно. Именно по этой причине и раскрыл Дубровский своё истинное «я».

Ребята, спасибо вам за ваши старания. Те, кто заработал 5 «бриллиантиков» и 4 «бриллиантика» после урока подадут дневники на заслуженные оценки, а вот у кого-то меньше, стоит в следующий раз быть поактивнее.

Домашнее задание: перечитайте оставшиеся главы 14-19 ещё раз. Придумайте счастливое продолжение судьбы Марии и Владимира в десяти предложениях и запишите в тетрадь.

Какой вопрос сегодня показался интересным? А какой сложным?

Всем спасибо за урок, всего доброго!

План 9 главы романа “Дубровский”

1. Приезд знатных гостей в имение Кирила Петровича Троекурова.

2. Праздничная обедня в церкви.

3. Званый обед в доме Троекурова.

4. Объяснение опоздавшего к обеду Спицына.

5. Обещание исправника поймать Владимира Дубровского.

6. Рассказ Анны Саввишны о Дубровском.

7. Исправник знакомит гостей с приметами Дубровского.

8. Критика Троекуровым примет разбойника.

9. Троекуров хвастается подвигом учителя Дефоржа, убившего медведя.

Владимир Дубровский и Маша Троекурова – это главные герои романа А.С. Пушкина «Дубровский». Они были знакомы с раннего детства, и даже могли пожениться, но всё изменила ссора, произошедшая между их отцами. В результате этого глупого конфликта Андрей Гаврилович Дубровский умер, и его сыном овладела жажда мести. Однако в скором времени он окажется перед трудным выбором: любовь или долг.

Маша и Владимир

Рассказ как дубровский стал дефоржем 6 класс

Кадр из фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988

Маша и Владимир были совсем разными людьми. Они воспитывались в разных условиях, имели совсем разные взгляды и характеры. Вначале Владимир, притворяющийся Дефоржем, не произвёл на Машу никакого впечатления. Девушка обратила на него внимание только после того, как он сразился с медведем по воле её отца.

Затем молодые люди стали проводить больше времени вместе, и сами не заметили, как полюбили друг друга. Вскоре Маше стало известно, что учитель Дефорж на самом деле был Дубровским. Владимиру пришлось уехать после этого признания, но он пообещал своей возлюбленной, что защитит её при необходимости. Однако у него не получилось этого сделать. Он не успел помешать свадьбе князя Верейского и Маше, и появился тогда, когда уже было слишком поздно что-либо менять.

Проблема выбора

Оба влюблённых оказываются перед трудным выбором. Дубровскому нужно было решить: продолжать мстить или сделать Машу счастливой. И как бы сильно он не хотел отомстить за своего отца, Маша была для него важнее.

Но для Маши выбор между долгом и чувством склонился в другую сторону. Отец решил выдать её замуж за нелюбимого человека, ради своих корыстных целей. Владимир хотел помешать этой свадьбе, но не успел из-за сложившихся обстоятельств. Когда он появился, было уже слишком поздно. Маша не смогла нарушить клятву, данную перед Богом. Вопреки своей любви она решила остаться с человеком, с которым её обвенчали в церкви. И Дубровский принял её выбор, несмотря на то, что это решение сделало их обоих несчастными.

История отношений Владимира и Маши – это пример истинной, бескорыстной любви. Они полюбили друг друга вопреки всем трудностям, стоящим на их пути. Научились быть милосердными, совершать отчаянные поступки, жертвовать всем, ради счастья любимого человека. И пусть этой любви не суждено было стать счастливой, память об этих чувствах навсегда останется в их сердцах.


Одной из главных тем романа А.С. Пушкина «Дубровский» является тема любви. В основе сюжета лежит история любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой. Они созданы друг для друга, но из-за сложившихся обстоятельств не могут быть вместе.

История знакомства

Рассказ как дубровский стал дефоржем 6 класс

Кадр из фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский». 1988

Владимир и Маша были знакомы с раннего детства, так как их отцы были лучшими друзьями и жили по соседству. Однако когда Владимиру исполнилось семь лет, он уехал, поступив на обучение в кадетский корпус. Вернулся домой он уже после ссоры, произошедшей между его отцом и Троекуровым. Вскоре после его возвращения Андрей Гаврилович умер, и Владимир поклялся отомстить за него. Придумав план мести, он проникает в дом к Троекурову под видом учителя-француза Дефоржа. Там он встретил уже повзрослевшую Машу, и в скором времени влюбился в неё.

Маша не узнала Владимира, так как не видела его много лет. Тем не менее, его чувства оказались взаимными. Маша полюбила его, даже не догадываясь, кто он на самом деле.

Начало отношений

Вначале Маша не обращала внимания на Владимира, появившегося в их доме в качестве учителя. Она видела в нём только человека, выполняющего свои обязанности, поэтому ни о каких чувствах не могло быть и речи.

Всё изменилось после того, как Дубровский убил медведя, проявив своё мужество и отвагу. Маша, наконец, поняла, что перед ней не только учитель, но и привлекательный мужчина, который стал волновать её сердце. Вскоре она полюбила его, даже не подозревая, кем он был на самом деле.

Владимир тоже влюбился в Машу, несмотря на то, что она была дочерью его кровного врага. Он отказался от своей мести, и открыл истинное лицо, не в силах более сдерживать чувств. После этого признания, ему пришлось покинуть дом Троекуровых. Но его отъезд лишь укрепил запретную любовь, для которой не было места в этом мире.

Трагическая развязка

Троекуров решил выдать свою дочь за нелюбимого человека. Маша надеется, что Владимир спасёт её от нежеланного брака, но он не успевает приехать вовремя из-за сложившихся обстоятельств. Он выполняет своё обещание, но слишком поздно. Дубровский настигает свадебную карету уже после произошедшего венчания, и Маша отказывается бежать с ним, потому что дала клятву Богу быть верной своему мужу. Эта клятва для честной девушки значила больше, чем её собственные чувства. Долг оказался важнее любви.

Так и закончилась история Владимира Дубровского и Марии Троекуровой, которая могла сделать их счастливыми, однако жизнь распорядилась иначе. Для настоящих чувств не существует преград, но благородный человек никогда не нарушит своего слова.


Список литературы
  1. Пушкин А.С. Дубровский. – М.: Детская литература. 1983.
  2. Александр Сергеевич Пушкин в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. – М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
  3. В некоторых источниках — повесть: Соболева, Т. П.Повесть А. С. Пушкина «Дубровский». Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963.
  4. Н. Н. Петрунина.Пушкин на пути к роману в прозе: «Дубровский».-Л., Наука, 1979
  5. Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. Пособие для учителя. /В.Г.Маранцман. – Л., Просвещение, 1974

Даниил Романович | Просмотров: 1.9k | Оценить:

  • Рассказ как закалялась сталь
  • Рассказ как дедушка стал моим любовником
  • Рассказ как зайка летал на воздушных шариках шукшин
  • Рассказ как девочка наступила на хлеб
  • Рассказ казакова тихое утро чему учит