Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс

Сценарий внеклассного мероприятия концерт-лекция на тему: путешествие по страничкам детского альбома п. и. чайковского автор: дильман виктория юрьевна, преподаватель мбоу

Сценарий внеклассного мероприятия

Концерт-лекция на тему:

«Путешествие по страничкам детского альбома  П. И. Чайковского»

Автор: Дильман Виктория Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ №27

                 п.Степной Кемеровская области Новокузнецкого района

             Цели:

— формирование и преобразование духовного мира личности путем приобщения учащихся к «золотому фонду» классической музыки;

— формирование чувства эстетического сопереживания произведениям искусства;

-развитие фантазии и воображения;

— воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

Методы:

— беседа;

— живое исполнение произведений самими учащимися и преподавателями

Оборудование:портрет П.И.Чайковского, иллюстрации к Детскому альбому, фортепиано.

Ведущая:Дорогие ребята, сегодня мы пригласили вас на встречу с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

 Мы познакомимся с «Детским альбомом». В нём собраны музыкальные пьесы для детей. Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили  давно, когда ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колесиках, но девочкам, так же, как и сейчас, дарили красивых кукол в длинных бальных платьях. Пётр Ильич Чайковский жил в те далёкие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и для детей его возраста более интересным. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня её услышите вы.

1. Утреннее размышление.

Представьте. День только начинается. Впереди множество разнообразных событий – веселых, грустных, серьезных и приятных. Хорошо остаться наедине с собой, привести в порядок свои мысли, вслушаться в себя. Неторопливо и светло звучит музыка, как напутствие автора перед дальней дорогой.  Что может просить ребёнок, о чём обращаться в молитве? Наверное о здоровье всех близких, о том, чтобы ничего не омрачило этот светлый день. Спокойная и светлая музыка этой пьесы, с простым, ясным аккордовым складом напоминает церковное хоровое пение.

«Утреннее размышление» (Исполнение пьесы учащимся или преподавателем)

2. Зимнее утро. Музыкальная зарисовка увиденного за окном. Ощущение морозного, колючего воздуха на улице передано в коротких мотивах, беспокойных интонациях. А в доме тепло и уютно и хочется побегать, поиграть.

Звучит «Зимнее утро» (Исполнение пьесы учащимся или преподавателем)

Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич? (исполнение пьесы учащимся или педагогами)

3. Мама.

Ласковая и внимательная, настойчивая и все понимающая. «С большим чувством и нежностью» — помечает в нотах Петр Ильич. А как впрочем, иначе можно сыграть, рассказать, поведать о человеке, роднее которого нет на свете?

«Мама»(исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

4. Марш деревянных солдатиков.

Игрушечный марш. Деревянные солдатики шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках.

«Марш деревянных солдатиков»,  (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

5. Болезнь куклы.

Какое настроение в этой пьесе, ребята, какие интонации у мелодии? (Ответы детей) Да, в этой пьесе грустное настроение: девочка переживает, что кукла заболела. Музыка здесь печальная, отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи., стоны и как капают слёзы– девочки сопереживают своей любимице, которая не на шутку разболелась. П.И. Чайковский наделил персонаж этой пьесы, детскую игрушку – куклу – подлинными человеческими чувствами.

«Болезнь куклы»  (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

6.Похороны куклы.

Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

 «Похороны куклы» (Исполнение пьесы учащимся или педагогом)

7. Новая кукла.

Но вот девочке купили новую куклу:  «Это кому?» — «Мне?» — секундная растерянность, смятение и буря восторгов, целые потоки едва поспевающих друг за другом слов. Девочка взяла куклу и от радости , начала кружиться с ней в вальсе.

«Новая кукла»  (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

Однако время браться за уроки. Начинаются они часом танца.

8.     Мазурка.

Блестящий, помпезный танец, пришедший в Россию из Польши. Женщины танцевали мазурку с особой плавностью и грациозностью Мужчины — со звоном шпор, гусарской удалью.

«Мазурка» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

9. Камаринская.

Композитор в этой пьесе показал старинный русский народный танец, который ловко и весело отплясывали деревенские ребята. И хотя «Камаринская» исполняется на фортепиано, в ней хорошо слышатся звучания разных русских народных инструментов. Задорно бренчит балалайка, ее сменяет гармоника.

«Камаринская»  (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

10. Полька.

Очаровательная полька. Это народный, веселый танец, он пришел к нам из Чехословакии. Танец подвижный, с подскоками. Отсюда и музыка – легкая, отрывистая, задорная. Полька из «Детского альбома» воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор описывает именины сестры Саши: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

.

«Полька», (исполнение пьесы учащимся или педагогом, можно привлечь танцевальный коллектив)

Подошел к концу урок танцев, а теперь отправимся в путешествие.

11. Итальянская песенка.

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды встретил мальчика, который пел песенку и аккомпанировал себе на гитаре. Мальчик пел не от радости. Он был из очень бедной семьи и пением зарабатывал деньги, чтобы родные не умерли с голода. Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

«Итальянская песенка» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

12. Старинная французская песенка..

Изысканная, лирическая. Чайковский услышал ее во время путешествия по Франции, но от музыки почему-то веет таким знакомым и близким —

«осенней» русской печалью.

« Старинная французская песенка», (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

13. Немецкая песенка.                                                                                                     Сейчас послушайте ещё одну пьесу из цикла путешествие.
            

«Немецкая песенка» (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)


 Что можете сказать о мелодии?
( Озорная, подпрыгивающая, слышны звучания деревянных каблучков, тяжёлых башмаков).
Мелодия похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер. Куда мы попали с вами?
( В Германию).

14.Неаполитанская песенка

 Одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

«Неаполитанская песенка», (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

Закончились занятия. Пора отдыхать.

15. Баба Яга. .

Няня рассказывает сказку о Бабе Яге: « Поутру пробудилась Баба Яга – костяная нога в своей избушке на курьих ножках. Глядь, нет Ивана Царевича. Бросилась в погоню во весь дух. На ступе скачет, помелом следы заметает, мчится за Иваном Царевичем, только ветер свистит, тучи разгоняет».

 Музыка здесь колючая, звуки отрывистые, фразы заканчиваются громким аккордом, как будто Баба Яга выкрикивает грозные слова. Композитор показал в своей музыке характер и повадки Бабы Яги.

«Баба Яга»  (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

16. Сладкая грёза.

Пьеса-фантазия. Мечты и мысли о чем-то приятном скользят, никуда не торопясь. Музыка выразительная, плавная, певучая.

«Сладкая греза»  (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

17. В церкви. Хор.

Это хорал – торжественный и значительный «Господи помилуй».

Словно прощаясь, Пётр Ильич обращается к своему маленькому слушателю. Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби! «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — писал Чайковский. Мир тебе! молитвой начинался и заканчивался каждый день. Эта пьеса – прощание с ещё одним прожитым днём. Строго и стройно поёт церковный хор на вечерней службе. В мягких, говорящих интонациях первых фраз можно расслышать: «Господи, помилуй…», а в последних звуках слышится мерное и чуть грустное тягучее звучание  вечерних церковных колоколов.

« В церкви»,  (исполнение пьесы учащимся или педагогом.)

Все вместе мы сейчас окунулись в атмосферу XIXвека и прожили один день ребенка благодаря музыке «Детского альбома». Все пьесы «Детского альбома» выразительны, доступны юным исполнителям.

И с радостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют эти пьесы и делают жизнь музыки П.И. Чайковского – вечной! 

Жаль закрывать последнюю страничку «Детского альбома». Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И.Чайковского вечной.

Литература

1.     « Детский альбом» ГФ « Полиграфресурсы» Москва,1994

2.    «Шедевры мировой классической музыки» ООО « Мир книги», 2003

3.    С. Могилевская « У лиры семь струн  Москва  « Детская литература»,1981

4.    Н.Калинина « П.И. Чайковский»  Москва  « Детская литература»,1988

Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс

Дорогие читатели, сегодня я вас приглашаю немного отдохнуть, наполниться прекрасной музыкой вместе с вашими детьми и внуками. Поговорим мы с вами о музыке П.И.Чайковского, о его «Детском альбоме». Я вспоминаю то время, когда и сама играла многие пьесы из этого удивительного альбома. Вспоминаю и то, как работая в музыкальной школе, давала многие произведения детям, помню их отклик на эти произведения. Музыка из этого альбома близка, понятна и интересна детям. Они словно проживают свою жизнь в музыке, узнают себя, сопереживают героям, учатся размышлять, познают мир.

На страницах своего блога я часто обращаюсь к вам: приобщайте детей к прекрасному с детства. Слушайте хорошую музыку, ходите с ними в филармонию, на концерты, которые им будут близки и понятны. Это очень важный момент воспитания в наших детях чувства прекрасного. Да и для семьи всегда это важно. Обсуждайте с детьми услышанное, развивайте их кругозор.

Надеюсь, что и наши небольшие беседы на блоге будут вам в помощь. Сегодня мы вместе с Лилией Шадковски, читательницей моего блога, учителем музыки с огромным опытом работы с детьми, подготовили материал в нашей рубрике О влиянии музыки на человека Передаю слово Лилии и сама чуть дополняю ее статью.

Добрый день всем читателям блога Ирины! Сегодня мы еще раз приглашаем Вас вместе с вашими детьми и внуками совершить путешествие в увлекательный мир музыки великого русского композитора П.И. Чайковского, чью чудесную и поэтическую музыку любят не только взрослые, но она понятна и интересна детям.

Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс

Цветы, музыка и дети – лучшее украшение жизни

П.И. Чайковский очень любил детей, тонко и чутко понимал их душу, чувствовал их настроение. Он часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».

И действительно, детская тема проходит через все его творчество, а «Детский Альбом» стал первым сборником пьес для детей в России, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В нем поместилась целая детская страна, большой мир ребенка, рассказанный в звуках.

История создания «Детского альбома П.И.Чайковского

Одним из факторов, определившим желание композитора написать музыку для детей, стал пример Роберта Шумана, чьи увлекательные пьесы «Альбома для юношества» очень полюбились и детям и учителям.

Другим очень важным фактором к созданию «Детского альбома» послужило необычайно теплые отношения с детьми своей сестры. Он подолгу гулял с ними, много играл, рассказывал им о своих путешествиях и невероятные истории о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал детские рассказы о разных событиях в их жизни. Необычайно нежные и теплые отношения с племянниками дали толчок к написанию детского альбома.

В марте 1878 года Петр Ильич Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками. Пётр Ильич преуютно расположился в своей комнате и уже что-то строчил за письменным столом. Через несколько дней он проговорился:

— Вот, эти пичуги, — он указал на детей,- непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!

И писал для «Детского альбома» и играл их с детьми. А еще любил Петр Ильич слушать, как дети занимаются музыкой. Слушая игру маленьких музыкантов, он не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много.

Кому посвятил Чайковский «Детский альбом»?

После того, как был закончен «Детский альбом», Петр Ильич решает посвятить его любимому племяннику.

«Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,- писал Чайковский в письме к Н.Ф. фон Мекк. И действительно, на титульном листе первого издания было написано: «Посвящается Володе Давыдову».

Мы перелистываем страницы музыкального сборника и перед нами одна за другой встают картинки из жизни детей. Сколько событий, интересных историй и происшествий!

Здесь веселые игры и огорчения, занимательные сказки и картины русской жизни, а так же — зарисовки русской природы. Я думаю, что Вам тоже будет интересно прочувствовать через музыку Чайковского особый дух того времени, узнать как жили тогда дети, что их окружало, как они проводили свое время?

Посмотрите на содержание альбома. Название пьес сразу о многом расскажет.

Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс

«Детский альбом» Чайковского. Содержание

В «Детский альбом» вошли следующие пьесы:

  1. Утренняя молитва
  2. Зимнее утро
  3. Мама
  4. Игра в лошадки
  5. Марш деревянных солдатиков
  6. Болезнь куклы
  7. Похороны куклы
  8. Вальс
  9. Новая кукла
  10. Мазурка
  11. Русская песня
  12. Мужик на гармонике играет
  13. Камаринская
  14. Полька
  15. Итальянская песенкa
  16. Старинная французская песенка
  17. Немецкая песенка
  18. Неаполитанская песенка
  19. Нянина сказка
  20. Баба-Яга
  21. Сладкая грёза
  22. Песня жаворонка
  23. Шарманщик поёт
  24. В церкви

Пройдемся по страницам «Детского альбома» и послушаем музыкальные зарисовки, пьесы, некоторые из них наверняка вам уже знакомы. В сборнике 24 пьесы, где просматривается несколько сюжетных линий. Мы с вами послушаем часть из них.

Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс

Утренняя молитва

Первая сюжетная линия связана с пробуждением ребенка и началом дня. День в семье начинался и заканчивался молитвой. Мы предлагаем вам послушать «Утреннюю молитву», чьи светлые и лирические интонации полны возвышенного покоя и созерцания. Это своего рода размышления о Боге, о душе. Наверняка дети настраивались на добрые дела и поступки, проговаривая тексты молитв. Послушаем её вместе с детьми.

Зимнее утро

Своими особыми композиторскими приемами П.И. Чайковский передал поэтическую атмосферу зимнего утра. Стремительное и колючее, тревожное и неприветливое. В такое утро хочется посидеть дома в тепле, почитать книжку или просто прижаться к маме, уткнуться в её теплые ладошки…Вспомните с детьми строчки Ф.Тютчева.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Ф. Тютчев передает умиротворенное состояние зимней природы, погрузившейся в волшебный сон при помощи образных метафор. В лучах утреннего солнца она действительно становится похожа на настоящее сказочное королевство! А вот сама музыка. Слушаем «Зимнее утро» из «Детского альбома» Чайковского.

Мама

Необычайно трогательные звуки умиротворенности и покоя. Сразу же перед нами встаёт светлый образ матери и все, что связано с вечным символом материнства. Мы чувствуем её нежные руки, слышим ласковый голос, чувствуем защиту и дружескую поддержку, видя её спокойный взгляд.

Наверное, это были воспоминания Петра Ильича о своей маме, которую он безмерно любил. Недаром всю жизнь он вспоминал её необыкновенные глаза. Послушаем пьесу «Мама» из детского альбома П.И. Чайковского.

Игра в лошадки

Но вот душевные переживания сменяются озорными, веселыми мелодиями второй сюжетной линии. Мы погружаемся в безудержное веселье, смех и радость. Не было у детей ни машинок, ни самолетиков во времена Чайковского, поэтому для любого мальчика того времени – оловянные солдатики, барабан или игрушечная лошадка были предметом особой гордости. Послушайте, как необычно звучит музыка пьесы «Игра в лошадки».

Марш деревянных солдатиков

А вот бодро и торжественно звучит «Марш деревянных солдатиков» – одна из самых популярных детских пьес. Слушаешь и представляешь, как маршируют под эту музыку целое войско деревянных солдатиков. Думаю, что и вашим малышам захотелось взять в руки барабан и гордо пройтись, как настоящий бравый солдат, чеканя каждый шаг.

Болезнь куклы. Похороны куклы. Новая кукла

А дальше (для девочек особенно) будут интересны темы с куклой. С ней связаны три пьесы. Кукла заболевает. Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла. На похороны пришли все, все игрушки. Ведь они так любили куклу! Маленький игрушечный оркестр провожает куклу: Обезьянка играет на трубе. Зайчик – на барабане, а Мишка ударяет в литавры. Бедный, старый плюшевый мишка, он совсем промок от слёз.

Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс

Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами. И вот, однажды, в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка.

— Это тебе, Сашенька! – сказал он.

— Что же там такое, — сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке. Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица! Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

— Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

— Какое счастье, получить такой подарок! – думала Саша. Давайте послушаем пьесу «Новая кукла» из «Детского альбома».

Сладкая греза

Одна из любимых мною пьес «Детского альбома»- это «Сладкая греза». Греза — это мечта, трепетное состояние души, созерцание чего-то необычного и возвышенного. Думаю, что нет таких людей, которые бы не мечтали о чем-то своём сокровенном. Поговорите с детьми, спросите, о чем мечтают они.

Нянина сказка

Как и в те далекие времена, полный разных впечатлений день заканчивается хорошей доброй сказкой. С затаённым дыханием малыши слушают свои любимые сказки, искренне переживая за любимых героев.

«Нянина сказка» имеет замысловатый ритмический рисунок, создающий атмосферу сказочности и тревоги. А какие только сюжеты не предлагают дети, слушая пьесу «Нянины сказки» Вот уж где простор для полета детских фантазий! Давайте и мы послушаем эту музыку.

Песни дальних стран

Следующая сюжетная линия представлена «Старинной французской песенкой», «Немецкой песенкой», «Итальянской песенкой». В каждой из пьес отражаются особенности народной музыки этих стран. Известно, что Петр Ильич очень много путешествовал, и свои впечатления он воплощал в музыке. Вот и мы с вами совершим увлекательное музыкальное путешествие и постараемся понять особенности народной музыки и колорит этих стран.

Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс

Немецкая песенка

«Немецкая песенка» из «Детского альбома» напоминает звучание шарманки и очень похожа на старинный немецкий танец лендер, который танцевали крестьяне, с кружением и притопами в своих деревянных башмаках

Неаполитанская песенка

«Неаполитанская песенка» – одна из самых популярных и самых ярких пьес «Детского альбома», отражающая веселый итальянский карнавал. Петр Ильич на основе этой пьесы создал «Неаполитанский танец к балету «Лебединое озеро».

Музыка Чайковского, как и поэзия Пушкина, приходит к нам в детстве и остается с нами на всю жизнь. Петр Ильич оставил нам прекрасное музыкальное наследие – это наша культура, это наше искусство, без которого не может быть достойного будущего.

Рассказ к детскому альбому чайковского 3 класс

А знаете ли вы, что:

  1. «Детский альбом» написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, небольшим украинским селом близ Киева. Каменка –родовое гнездо многочисленной семьи Давыдовых Сам Лев Васильевич Давыдов был большим другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны. Каменка была излюбленным местом композитора, где он вдохновенно работал и отдыхал. Это необычайно живописное место Чайковский называл «лучезарным краем». Здесь свое свободное время он проводил среди детей, наблюдал за их играми, слушал их детские истории. Именно необычайно нежные и теплые отношения с племянниками дали толчок к написанию «Детского альбома».
  2. Созданию «Детского альбома» предшествовало и длительное общение с Колей Конради- глухонемым воспитанником П. И. Чайковского. Именно с ним и со своим братом они провели часть времени с 1877-1978 г.
  3. 3. Мысль о посвящении Володе Давыдову «Детского альбома», очевидно, возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке.
  4. Еще позже в 1878 года из Флоренции он писал Л.В. Давыдову, мужу своей сестры: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр.

Вот такое путешествие состоялось у нас сегодня с вами, дорогие читатели. Надеюсь, что оно было интересно вам и вашим детям.

И приглашаю почитать другие статьи о музыке для детей:

Волшебный эффект музыки Моцарта
Колыбельные песни для детей
Моцарт для детей

Для оформления статьи использованы книжные иллюстрации из коллекции Британской библиотеки.

Смотрите также

В музыке снега услышь свое счастье… С Новым годом, мои дорогие читатели!В музыке снега услышь свое счастье… С Новым годом, мои дорогие читатели!

Диета при сахарном диабетеДиета при сахарном диабете

Бадяга - семь нот здоровьяБадяга — семь нот здоровья

Душ ШаркоДуш Шарко

Скипидарные ванны ЗалмановаСкипидарные ванны Залманова

Пихтовое масло. Лечебные свойстваПихтовое масло. Лечебные свойства

«Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

Чайковский: Детский альбом

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

«Утренняя молитва»

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Зимнее утро»

Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…

«Мама»

Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

«Домашние игры и танцы»

Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» — озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков».

«Игра в лошадки»

Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

«Марш деревянных солдатиков»

А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.


Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)

Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы), и подобно оживающим куклам в «Щелкунчике» здесь куклы тоже «оживают». Три пьесы миницикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.

«Болезнь куклы»

Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

«Похороны куклы»

Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

«Новая кукла»

Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

«Вальс»

«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

«Полька»

Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

«Мазурка»

А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!

Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).

Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

«Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» — писал Чайковский.

«Русская песня»

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».

В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.

«Мужик на гармошке играет»

В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

«Камаринская»

«Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.

До чего сегодня весело у нас —
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

«Итальянская песенка»

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

«Неаполитанская песенка»

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое —
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

«Старинная французская песенка»

В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.

«Немецкая песенка»

В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.

Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное

«Возвращение домой».

«Нянина сказка»

Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

«Баба Яга»

Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»

«Сладкая грёза»

Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»


Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».

«Песня жаворонка»

Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.

«Шарманщик поет»

Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

«В церкви»

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах.

                      Лекция – концерт, посвящённый творчеству Петра Ильича Чайковского.

Природа – мать,

когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

 Заглохла б нива жизни!

Н. Некрасов

            Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашем сайте. Я думаю, не ошибусь, если скажу, что нет сегодня человека, который не знаком с именем П. И. Чайковского. Петр Ильич Чайковский — величайший композитор в истории музыки, поднявший русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе с темными силами зла. Мелодии, одна прекраснее другой, щедро звучат во всех его симфониях, концертах, романсах, пьесах и, конечно же, балетах. И о чем бы ни говорил Чайковский — он всегда правдив и искренен. Музыка Чайковского стала неотъемлемой частью нашей жизни. Его именем названы Московская и Киевская консерватории (1940), концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. В России конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры, и каждый раз его проведение становится одним из главных событий в стране. Его именем назван город в Пермском крае. Чайковский давно уже перерос свое национальное значение. Музыка Петра Ильича звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. Удивительно, но американский народ отмечает свой День Независимости под музыку этого композитора. Чайковский вносил в музыку что-то новое. Новые возможности для рассказа о творчестве композитора постарались найти и мы. «Жизнь его — замечательна, творчество — безгранично», — так сказал о П.И. Чайковском его близкий друг, профессор Московской консерватории Н. Д. Кашкин. П. И. Чайковский родился в посёлке Воткинске в Удмуртии…в семье горного инженера. В его семье очень любили музыку (мама хорошо пела, играла на фортепиано, в доме часто проводились музыкальные вечера). В 5 лет маленький Петя уже играл на фортепиано, а через 3 года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Мальчик рос в атмосфере родительской заботы и любви, и был правдивый, отзывчивый, чуткий к людям с ранних лет. Его воспитанием и обучением занималась француженка — гувернантка Фанни Дюрбах. В 10 лет Чайковский поступает в училище правоведения, а уже в 19 лет поступает в музыкальные классы при Русском Музыкальном Обществе и решает окончательно посвятить себя музыке. Композитор с отличием заканчивает консерваторию, в те годы появляются уже его первые крупные сочинения. Чайковский не только сочинял музыку, но и все время проявлял большой интерес к жизни, посещал экзамены, концерты, постоянно общался и помогал молодым композиторам. Его имя стало известно не только в России, но и за ее пределами. Он часто выступал как дирижер симфонических концертов и опер, посещал и Париж и Прагу, бывал в Америке, Англии. Талант Чайковского засверкал в 60-е годы 19 века, годы «Золотого века литературы», поэзии, прозы. Все мы знаем наших великих писателей: И. Тургенева, Н. Островского, Ф. Достоевского, Л. Толстого, все мы знаем картины И. Левитана, И. Репина. И вот явился Чайковский, для того чтобы перенести все эти богатства поэтов, писателей, художников как бы в новое измерение — в мир звучащих звуков. К 80-м годам — он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превращаются в триумф русской музыки, а музыкальные газеты и журналы различных стран полны восторженных отзывов и трезвых оценок его искусства.

                     Сегодня Пётр Ильич —  один из самых исполняемых композиторов.

                     Сочинение «Детского альбома» — первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет «Щелкунчик». Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепьянных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей. На протяжении долгих лет он жил в большой и дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Петр Ильич всегда чувствовал себя по-домашнему уютно. «Маленькой сюитой из русского быта» — называет Асафьев эту серию из двадцати четырёх миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства сего играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни. Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная («Русская песня», «Мужик играет на гармонике»). «Детский альбом начинается пьесой «Утренняя молитва». Молитвой всегда начинался день ребёнка. Молясь, он настраивался на добрые мысли, поступки.

Вокальный ансамбль  4 класса  П. И. Чайковский «Утренняя молитва» https://youtu.be/cBoc8us-g2w

Соколов Антон 7 класс  П. И. Чайковский «Нянина сказка» https://youtu.be/kgxWDFx0kN0

                   Главные воспоминания из детства — это игры с игрушками, машинками, конструкторами Лего. Но 200 лет назад любимые игрушки были совсем другие: у девочек куклы были не пластмассовые, а тряпичные или фарфоровые, а мальчишки постоянно играли с самодельными солдатиками. Есть даже сказка про такого солдатика, которая начинается так: «Жили-были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от одной матери — старой оловянной ложки, а значит, приходились друг другу родными братьями. Были они красавцы писаные, мундир синий с красным, ружье на плече, взгляд устремлен вперед». У Володи тоже были солдатики, только деревянные и такие же красивые, ходили четко, и выстукивали своими деревянными ножками.

  Смирнова Анастасия 4 класс  П. Чайковский  «Игра в лошадки» https://youtu.be/6DBFcqmbo_c

                    Многие пьесы сборника можно условно объединить в маленькие сюиты: так ряд пьес посвящён истории о куклах, другие рисуют картинки русской жизни, а ещё несколько пьесок повествуют о чужих странах. Ведь Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал в свой альбом. Вместе с Чайковским мы отправляемся в путешествие по солнечной Италии, откуда он привез записанную им народную мелодию. Она рисует перед нами прекрасный город Неаполь.

Мартышина Анна 3 класс П. Чайковский «Итальянская песенка» https://cloud.mail.ru/public/3wwN/4pwM3Z3TX

 Полудённова Ксения 2 класс П. Чайковский « Старинная французская песенка» https://cloud.mail.ru/public/5CmV/bNBAymn9N

Водопьянов Василий 4 класс П. Чайковский «Неаполитанская песенка» https://cloud.mail.ru/public/4YAZ/5eysEdpkP

 Мялина Дарья 4 класс  П. И. Чайковский «Итальянская песенка» 

https://youtu.be/iIe02Qt3C4M

             Сейчас вы услышите несколько пьес, составляющих сюиту о куклах. Конечно же, это пьесы не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, её похороны, а спустя некоторое время, радуется новой кукле. Это короткие музыкальные рассказы о сложной и серьезной жизни ребёнка, который чувствует всё так же сильно и остро, как взрослый человек.

У девочки заболела кукла. Она жалобно вздыхает, стонет и в конце концов засыпает.

 Кидарова Ольга 2 класс   П. Чайковский «Болезнь куклы»  https://youtu.be/6Pf7vn1Z620

                Завершает эту маленькую сюиту «Новая кукла». Легким ветерком радости предстает эта миниатюрная пьеса. Она звучит меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувств: изумление, восторг, охватывающие ребенка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой светом.

 Мялина Дарья 4 класс  П. Чайковский «Новая кукла» https://cloud.mail.ru/public/Eqr8/bjqjFHYyC

               Известный фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года» — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин. Незамысловатые, но трогательные музыкальные картинки покоряют сердца слушателей и исполнителей искренностью, чёткостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, которым отличается этот цикл.

  Мещеряков Добрыня 7 класс П. Чайковский «Подснежник» https://youtu.be/2_JvAH50v7A

              Композитором написано более ста романсов. Его романсы — маленькие драматические пьесы. К числу лучших произведений Петра Ильича Чайковского, наряду с оперой «Евгений Онегин», «Пиковая дама», Четвертой симфонией, относится балет «Лебединое озеро».

              Балет «Лебединое озеро» — это романтическая повесть о любви и верности принца Зигфрида и прекрасной Одетты, которую злой колдун превратил в лебедя. Он до сих пор единодушно оценивается как один из самых лучших образцов лирического балета в мировой балетной музыке.  Своей  балетной музыкой («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица») Чайковский опередил время, и только будущее могло дать истинную оценку его вдохновенным созданиям .Каждый раз, когда слушаешь мелодии «Лебединого озера», когда взор приковывают белые видения девушек-лебедей, сердце наполняется какими-то неизведанными оттенками больших человеческих чувств. В этой свежести — залог бессмертия «Лебединого озера». В настоящее время балет «Лебединое озеро» является украшением репертуара большинства балетных трупп. Особенно знаменитые номера этого балета, я предлагаю сейчас послушать.

 Овчинникова Варвара 6 класс  П. Чайковский  «Сцена» из балета «Лебединое озеро» https://youtu.be/wcMgI0iq1fI

Мулин Иван 4класс П. Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»   https://youtu.be/UfnuIEAdEGM

  Шерстобитов Дмитрий,  Дригерт А. А. – П.Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»  https://cloud.mail.ru/public/3UF1/2Qe9eXaCz

Чайковский написал 10 опер, две из них стали оперными шедеврами — это «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Послушайте несколько номеров из его оперного творчества.

«Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама» в исполнении дуэта преподавателей.

 Никитина Валерия 2 класс П. Чайковский  «Пастораль» 

https://cloud.mail.ruhttps://cloud.mail.ru/public/Sg13/jGiTvis7s/public/Sg13/jGiTvis7s

«Хор менестрелей» из оперы «Орлеанская дева»  в исполнении Миронец Матвея

https://cloud.mail.ru/public/KyMr/kp6wxhkgV

             Дорогие друзья, вот и подошла к концу наша встреча. От эпохи жизни Петра Ильича нас отделяет более  века, а мы, тем не менее, всё продолжаем и продолжаем открывать для себя Чайковского. Смотря на переполненные залы, мы понимаем, как важна духовность и для старшего поколения, и для молодежи. Хочется сказать словами Д. Шостаковича: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». До новых встреч!

Подготовила Калмыкова Татьяна Фёдоровна, преподаватель теоретических дисциплин.

                                                                                                                              Февраль 2021 года.

МКОУ «СОШ села имени Коста Хетагурова»

Открытый урок.

Тема: « Детская музыка П.И.Чайковского».

Форма урока: лекция – концерт.

Урок с учащимися 3 класса проводит: Федосова Елена Фоминична – учитель музыки.

Цели.

  1. Приобщить детей к творчеству П.И.Чайковского.

  2. Пробудить интерес к посещению музыкальных театров и концертов классической музыки.

Задачи.

Познавательные:

  1. Ознакомить обучающихся с биографией П.И.Чайковского – детские годы.

  2. Познакомить с историей создания «Детского альбома».

Воспитательные:

  1. Приобщить детей к великому отечественному музыкальному наследию.

  2. Воспитать культуру поведения при прослушивании концерта классической музыки.

Развивающие:

  1. Развить образное мышление, воображение.

Возраст учащихся – 9-10 лет.

План проведения лекции – концерта:

  1. Рассказ о детских годах биографии П.И.Чайковского.

  2. История создания « Детского альбома» П.И. Чайковского.

  3. Исполнение пьес из «Детского альбома».

  1. Вопросы.

  2. Задание.

Ход урока:

1. Эпиграф урока написан на доске:

«Я желаю всеми силами души, чтобы моя музыка несла людям утешение и подпору…»

Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня мы отправляемся в чудесную страну музыки и красоты.

Сегодняшняя наша встреча посвящена величайшему русскому композитору, дирижеру, педагогу Петру Ильичу Чайковскому, которому в этом году исполнилось бы 178 лет, а именно, его музыке, написанной для детей.

Итак, наш сегодняшний урок мы посвятим циклу небольших фортепианных пьес для детей, который так и называется – «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ».

Возможно, вы уже встречались с пьесами из «Детского альбома», кто-то из вас разучивал эти пьесы в музыкальной школе. Музыку П.И. Чайковского мы очень часто слышим в концертных залах, театрах, по радио и телевидению. Не только в нашей стране, а во всем мире общепризнанно — произведения Чайковского звучат чаще других, его музыку знают и любят в каждом уголке планеты.

2. Каким же был сам Чайковский, когда он был ребёнком?

 Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер ( вопрос к ребятам: как вы думаете, от какого слова произошла фамилия – Чайковский?) Прадед Петра Ильича носил фамилию Чайка, которая в дальнейшем преобразовалась в фамилию Чайковский. Мать – Александра Андреевна Ассиер. В семье воспитывалось шестеро детей.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

Няня Петра Ильича писала впоследствии ему — «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране». Пётр Ильич, став композитором, часто использовал народные мелодии в своих произведениях.

Он был особенным ребенком. Его няня называла его «хрустальным» за его очень щедрое и ранимое сердце. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. С ним всегда было радостно и интересно, так как он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так в 5 лет он стал сочинять музыку.

В 1850 году Петр Ильич разлучается со своей семьёй, его отправляют учиться в училище правоведения в Петербург. В годы пребывания в училище и после окончания в 1859 году Чайковский не переставал заниматься музыкой, посещал театры, слушал произведения разных композиторов, а с 1861 года он окончательно целиком посвятил себя служению музыке. Пётр Ильич становится одним из первых студентов Петербургской консерватории. Окончив её с большой серебряной медалью, он получает приглашение и становится преподавателем Московской консерватории, носящей теперь его имя.

3. П.И.Чайковским написано огромное количество музыкальных произведений. Это произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, для симфонического оркестра, ансамблей, оперы, балеты. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества.

Мы возвращаемся к теме нашей беседы — к «Детскому альбому». Впервые композитор взялся за сочинение, обращенное непосредственно к детям.

«Детский альбом» написан в 1878 году и посвящен племяннику Петра Ильича Володе Давыдову, которому в ту пору было 6 лет. « Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» — писал композитор.

Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

4.Музыкальный цикл «Детский альбом» состоит из 24 пьес. С помощью музыкальных зарисовок композитор описывает основные события жизни ребёнка. Детский мир, обрисован композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

В начале альбома композитор помещает зарисовки утра: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».

Начинается день с утренней молитвы – светлой и полной надежд.

И сейчас мы с вами послушаем первую пьесу – «Утренняя молитва» (слушание).

И, конечно же, первая встреча с мамой.

(Слушание пьесы «Мама»)

Затем, как водится, ребенок начинает играть. Пьесы, изображающие детские игры: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».

«Марш деревянных солдатиков» — пьеса наделена чётким ритмическим рисунком, характерным для маршей. Звучание хрупкое, «кукольное», мы как-будто видим игрушечных солдатиков идущих тесным строем под сухую дробь барабанщика.

(Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков»)

В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы — игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла девочки Сони упала и разбилась. Девочка плачет, но невозможно собрать снова куклу по кусочкам. А когда ей дарят новую куклу, её охватывают радость и нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

Кроме музыки мы сегодня будем слушать стихи поэта Виктора Лунина, написанные к пьесам из « Детского альбома».

(Прослушивание пьесы «Болезнь куклы»).

Далее композитор отправляет нас в увлекательное «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»).

«Камаринская» — народная русская песня-пляска носит задорный, удалой характер. Будто все пустились в пляс под балалаечный наигрыш.

(Прослушивание пьесы «Камаринская»).

Затем — путешествуем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки). Композитор много путешествовал и по России и за границей.

Бывая в какой либо стране, Чайковский всегда интересовался народной музыкой и часто использовал в своих произведениях подлинные народные мелодии.

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границей.

«Старинная французская песенка» — протяжная, печальная мелодия погружает нас в атмосферу старины.

(Прослушивание «Старинной французской песенки»).

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

(Прослушивание «Неаполитанской песенки»)

Закончился праздник, наступает вечер. Дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

(Сейчас мы послушаем пьесу, которая так и называется – «Сладкая греза»)

Волшебство бабушкиных сказок открывают перед ребенком удивительный мир, полный прекрасных образов. Например – Песня жаворонка

(Слушание «Песни жаворонка»)

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой. День закончен.

«Детский альбом» обладает большими художественными достоинствами, является одной из жемчужин мировой музыки. Его играют не только дети, но и даже многие взрослые музыканты исполняют «Детский альбом» П.И.Чайковского в своих концертных программах.

5. Итог урока.

Теперь попробуйте ответить на вопросы.

1 Кто в семье Чайковских играл на фортепиано и пел?

2 От какого слова произошла фамилия – Чайковский?

3 Сколько лет было Пете Чайковскому, когда он начал сочинять музыку?

4 Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»?

5 Какое количество пьес входят в «Детский альбом»?

6 Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали.

6. Домашнее задание.

Наша беседа подходит к концу, хочется спросить у вас — какая из прослушанных пьес вам полюбилась больше других?

Придя сегодня домой, попробуйте нарисовать картинку, возникшую в вашем воображении при прослушивании этой пьесы. Ваши рисунки могут быть совершенно разными, ведь представляете вы каждый свое.

На этом наша встреча заканчивается, благодарю всех участников.

  • Рассказ к пословице мудрый смело исправляет ошибки а глупый боится признать недостатки
  • Рассказ к пословице ученье свет а неученье тьма 5 класс
  • Рассказ история села горюхина краткое содержание
  • Рассказ исцеление ильи муромца
  • Рассказ иуда искариот читать