Рассказ из скороговорок связанных по смыслу

49-летний петербуржец евгений туганков, осужденный по дворцовому делу за удар омоновца на митинге в поддержку алексея навального, освободился из колонии

49-летний петербуржец Евгений Туганков, осужденный по «дворцовому делу» за удар омоновца на митинге в поддержку Алексея Навального, освободился из колонии поселения, куда его отправили летом этого года. Туганков объявлял в колонии голодовку, где не было лекарств и умывальников для заключенных. Приговоренные к самому «легкому» виду лишения свободы фактически находятся в тюремных условиях, написал он российским властям: камеры и секции переполнены, заключенным не хватает места для хранения и приема пищи, нет душевых, и периодически приходится мыться в холодной воде. В интервью корреспонденту Север.Реалии Туганков рассказал, как администрация колонии отреагировала на протест и что, по его мнению, необходимо сделать, чтобы сломать систему.

Евгения Туганкова осудили ровно через два месяца после акции протеста 31 января. Он ударил сотрудника ОМОН по фамилии Кривов на Пионерской площади. По словам Туганкова, он увидел, как люди «в черном» и «без опознавательных знаков» начали арестовывать человека. «Я посчитал это несправедливым и посчитал нужным таким образом вмешаться», – говорил он судье. Прокуратура требовала для него 2,5 года колонии-поселения, адвокат просил суд не назначать наказание, связанное с лишением свободы. В итоге Евгения Туганкова приговорили к году колонии-поселения. Наказание он отбывал в ФКУ КП-8 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

– Что вы ощутили, когда вышли на свободу?

– Интересный момент: когда освобождаешься, словно никакой тюрьмы и не было. Вся тюрьма как будто чик (показывает пальцами руки ножницы) – и всё ушло. Где-то ты там был, тебя пять минут не было, и ты снова здесь, на воле. Сколько бы ты там ни сидел: месяц, год, пять лет – наше подсознание плохое не берет.

– Во время следствия вы находились в СИЗО «Кресты» в Петербурге. Какие отношения у вас были с администрацией изолятора и с другими арестантами?

– Я был в СИЗО в Горелово три недели – взяли мазок на ковид. Там плохая еда, отстойное содержание, врачей нет. Стало человеку плохо, звонили, долбили в двери ночью четыре часа – тишина. На «Крестах» было нормально. Я сразу заехал, меня вызвал оперативник. Я сказал: «Вы меня не прессуете, по хатам не катаете, а я не вызываю журналистов, не пишу юристам». Они ответили: «Без проблем». Так что в «Крестах» с операми нашел общий язык. Меня там посадили в очень интересную хату, где сидел Дмитрий Гаркуша, обвиняемый по делу Сабадаша (экс-сенатор от НАО и бизнесмен Александр Сабадаш, осужденный в 2017 году по делу о выводе денег из банка «Таврический». В 2020 году ему предъявили новые обвинения. Дмитрий Гаркуша, бывший акционер «Таврического», проходил обвиняемым по тому же делу, что и Сабадаш. В 2017 году был осужден. В 2020 СК предъявило Гаркуше новые обвинения. – СР). У них в камере было радио, они слышали про митинги. Мы много с ним болтали. Он очень тихий интеллигентный дядька, сразу спросил о деле, я ответил, что за митинг. Мы начали с ним вступать в идеологический спор. Я ему говорил: «Дима, послушай, ты сидишь, тебе дали 7,5 лет ни за что. Ты отсидел их. Потом ты вышел, прогулял полгода, и тебя по этому же делу опять закрыли. Ты опять сидишь. И ты мне говоришь: почему мне не нравится эта власть?»

– Почему в колонии-поселения вы объявили голодовку?

Я терпел, терпел, но меня достали

– Я приехал в колонию-поселение. Всё там мило: воздух над головой свежий. «Кресты», конечно, вроде поменялись: камеры большие, питание получше, но все равно это душное очень заведение в моральном плане. Постоянно одни и те же люди – четыре человека, иногда ни радио, ни телевизора нет. Я думал, спокойно досижу в колонии-поселении: спорт, книжки и пойду спокойно домой. Я прекрасно понимал, что никакого УДО и освобожусь со звонком (после окончания срока заключения. СР). Но начались моменты… Я терпел, терпел, но меня достали.

По УИКу (Уголовно-исполнительному кодексу РФ. – СР) в колонии-поселении у нас гражданская одежда, но почему-то, например, в шортах на проверку выходить нельзя, в локалке (огражденные прогулочные территории. СР) майку снимать нельзя. Откуда локалка на поселении? Лето, жара 30 градусов, и ты не можешь выйти без майки. Я спрашиваю: шорты – это гражданская одежда? Отвечают: гражданская. Почему я не могу выходить в шортах, почему майку не могу снять в локалке, когда солнце 30 градусов? Мне неделями не отдавали письма и газеты. Девочка, младший оперативный сотрудник, все время смеялась на то, что мне люди пишут. Её как-то это веселило. Я спрашивал: «Вас что веселит-то? Вы людей не знаете, а оскорбляете их». Не отдавали неделю, две, я спрашивал: «Вы что там читаете? Вы что цензурируете в «Новой газете»? Правительство РФ разрешило эту газету, а вы хотите найти какие-то ошибки, и значит, правительство РФ ошиблось? Хотите что-то найти, что нельзя мне читать?» Они говорят: «У нас одна девочка, у неё времени нет». Лекарств нет. В колонии-поселении нет медсанчасти, парацетамола нет, анальгина нет.

– Если кому-то из заключенных станет плохо?

Систему можно и нужно ломать, если знать, как и чего она боится

– В лучшем случае, если осужденные надавят на дежурную смену, то она вызовет врачей. Летом во время ковида лекарств не было. Я уже звонил в «ОВД-Инфо» (признан СМИ-иноагентом. – СР). Они дали объявление о сборе лекарств. Люди прислали нам лекарства, хотя бы парацетамол, ибупрофен. Их выдали. Колония-поселение – самый легкий вид наказания. А я попал в такую тюрьму, где общий режим, или особый, или строгий. В любых зонах – особого, общего и строгого режима – три проверки в день. На колонии-поселении – пять! С чего это? Просто захотелось, чтобы пять раз проверяли?! В этой колонии ничего не соответствует ничему: от количества унитазов, шкафчиков, тумбочек, душевых до помещений, где люди живут. Медицины нет, ШИЗО… На колонии-поселении ШИЗО не может быть вообще. Максимум, что может быть, – тебя отстраняют от работы, и ты месяц живешь на бараке с четырехчасовой прогулкой в день. В колонии-поселении люди (осужденные) простые, 90% – обычные мужики, которые к преступному миру отношения не имеют вообще. Они с воли заехали процентов 30–40, а их в тюрьму отправили, хотя им присудили колонию-поселение. Последней каплей стало то, что в общей столовой нет умывальников. Я хожу есть, иду по улице в столовую, открываю двери, но не могу помыть руки. Это все накопилось, достало. Утром в один день я написал заявление на хозяина (начальника колонии-поселения. – СР), на врача о том, что объявляю голодовку. И сразу из Москвы звонят Потапенко (главе ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти Игорю Потапенко. СР). Везде в стране пандемия, а у нас не то что даже каких-то антисептиков, умывальников нет. Представляете уровень этого заведения? Через четыре часа появилось два умывальника. Систему можно и нужно ломать, если знать, как и чего она боится.

– Как администрация отреагировала на вашу спонтанную акцию протеста в колонии?

Им часто надо выбирать между человечностью, порядочностью, нравственностью и тем, что им диктует система

– В силу обстоятельств у меня много друзей сотрудников, в том числе связанных с ФСИН. И как у Задорнова: все по отдельности – классные люди, с ними можно дружить, пить водку, отдыхать, но как только он приходит и надевает форму – всё. Он человек системы. И им часто надо выбирать между человечностью, порядочностью, нравственностью и тем, что им диктует система. Понимаете, это выбор не очень простой на самом деле. Представьте, вы подполковник или майор, прослужили всю жизнь, вам до пенсии год-два и здесь надо принять решение, они понимают, что оно может быть незаконным, но если не сделают этого, то им придется уволиться. Они живут, лавируя постоянно между этим. Они не какие-то вурдалаки-упыри. Они нормальные мужики, но не в этой системе, которая говорит, что нужно ломать человека, что зэк – не человек. Много и тех, кто реально ненавидит арестантов и зэков, но много нормальных. Администрация в моей колонии-поселения была нормальная. Меня вызвали и спросили: «Женя, ну что ты к нам прийти не мог? Ну, поставили мы бы эти умывальники». УФСИН дала на сайте, что голодовки не было, но она была. Утром я отдал заявление, а в 15 часов меня вызвали к хозяину и сказали: вот умывальники, идите смотрите. Естественно, я прекратил голодовку. Потом проблем не было: администрация сказала, если что-то надо, мы все решим. В принципе, если это не влияет на какие-то отношения с управой (вышестоящей администрацией. СР), то ничего не стоит пойти тебе навстречу. Они говорят: есть проблемы – приходи, будем обсуждать, решать. Я использовал это, чтобы помочь кому-то, потому что у меня в принципе все было нормально.

– Как отреагировали другие осужденные на ваше уголовное дело?

Реакция у всех была разная. Первый вопрос был, много ли мне заплатили, может, нас куда-то можно устроить, чтобы денег получить. Я так смеялся. Все время этот вопрос слышал.

– Почему вы пошли на митинг 31 января?

Если кто-то думает, что что-то изменилось, то они ошибаются. Это просто Советский Союз эпохи интернета

Я вообще очень люблю митинги, демонстрации. Мне нравится, когда люди отстаивают свои права, пытаются что-то донести до власти. Потому что обратная связь должна быть, без этого власть начинает умирать и тащит нас за собой: экономику, культуру, да вообще все. Российский народ аполитичен, инертен и местами очень равнодушен. Лично для меня все началось с Беларуси. Я очень удивился, что в Беларуси начался протест, потому что это такая терпеливая и спокойная нация. Я видел, как людей бьют, убивают. И 23 января у меня было просто желание выйти. Организация протеста была никакая. Я хотел просто выйти и сказать власти, что она не права. Такая обстановка была, что надо было что-то делать. Я живу в этой стране всю жизнь, почти 50 лет. Я застал Советский Союз и сегодняшнюю власть. Если кто-то думает, что что-то изменилось, то они ошибаются. Это просто Советский Союз эпохи интернета. Вот и все. Людей так же убивают. Ты не можешь ничего говорить, выходить на митинги за свои права. Никому ничего не надо тут. И власть у нас неподсудна и делает, что хочет. Если бы не интернет, то просто как раньше: всех к стенке, в лес и все.

– В суде вы говорили, что сожалеете о случившемся во время митинга. Это действительно так?

– Я сожалею о том, как я это сделал: я ударил его в спину, потому что в спину бить не по-мужски. Я за это попросил прощения. Я бы с удовольствием сделал это лицом к лицу.

– То есть бить сотрудников правоохранительных органов можно?

Знаете, здесь палка о двух концах, как говорится. В ПВР (правилах внутреннего распорядка. – СР), например, написано, что ты обязан выполнять законные требования сотрудника. Но часто сотрудники ведут себя незаконно. Я выполнял свое законное конституционное право на митинг. Я не считаю, что власть должна давать мне разрешение на митинг. Она живет за наш счет, и мы не должны спрашивать у нее разрешения. Мы хотим собраться по такому-то вопросу и обсудить. Давайте как-то решим, чтобы не мешать другим людям, машинам. Я не должен спрашивать, можно или нет. Государство как структура существует за наш счет. У нас в Конституции прописана свобода митингов собраний.

– Вы не жалеете о том, что с вами случилось?

Они говорят, что они мужчины, что у них есть честь, они патриоты. Вы чьи патриоты? Путина и власти этой? России – нет

– Я бы жалел, если бы убежал. Сожаления о случившемся у меня не было ни разу. Я не ожидал, что за это может быть реальный срок, за то, что я пихнул сотрудника в спину и нанес «моральный вред» сотруднику. Мне дали год за то, что я нанес душевную травму сотруднику ОМОНа, потому что никакого физического вреда я ему нанести не мог. Ладно, если бы дали 15 суток, я бы согласился, но год… Это же не юридический момент, это политическая акция – чтобы другие не ходили. Сотрудник Росгвардии бьет женщину ногой, и ничего: ни уголовного дела, ни суда офицеров (речь идет о Маргарите Юдиной, которую росгвардеец с «запотевшим забралом» с размаху ударил ногой в живот. – СР). Они говорят, что они мужчины, что у них есть честь, они патриоты. Вы чьи патриоты, Путина и власти этой? России – нет.

– Вы говорите, что «нужно ломать систему». Что это значит в вашем понимании?

Менять систему проще всего изнутри

– Мы должны бороться, каждый как может. В первую очередь через изменения самих себя и своего мировоззрения. «Каждый день по капле выдавливать из себя раба» – это про нас. Мы также должны выходить на улицу, должны объявлять забастовки, должны требовать у власти исполнения закона и социальной справедливости. И для молодёжи я бы сказал так: идите во власть. Менять систему проще всего изнутри. Весь мой жизненный опыт говорит об этом. Но опять же: «Станьте сами теми изменениями, которые вы хотите видеть в мире». Это значит, будьте сами добры, справедливы, милосердны. Не осуждайте, не крадите, уважайте себя и других. Помогайте слабым и учитесь быть сильными. И если мы будем к этому стремиться, то Путины, Лукашенко и им подобные априори не смогут стоять во главе страны. Изменимся мы – изменится власть.

Предмет: Русский язык. Урок развития речи.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: научить передавать письменно содержание текста по вопросам.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя
(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся
(виды деятельности)

1. Организационный момент — Здравствуйте, ребята. Учиться надо весело! Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. А для этого определим девиз нашего урока. Дети приветствуют учителя и гостей, проверяют свою готовность к уроку.
Записывают число. 2. Мотивационный этап — Что записано перед вами? (Слова)
— Какое задание я предложу вам? (Составить из слов предложение)
— Молодцы! Составьте из слов предложение. Что у вас получилось? (Ученье и труд к победам ведут!)
— Как понимаете смысл этой пословицы? Запишите предложение в тетрадь. Какие правила написания предложения вы соблюдали? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку) Составляют из слов предложение, записывают его в тетрадь. 3. Постановка учебной задачи и ее решение — Послушайте, о чём речь?
«Два и более предложений, связанных друг с другом по смыслу» (Текст)
«Это устный или письменный пересказ текста. Используется для развития речи учащихся» (Изложение)
— Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Обучающее изложение)
— Какие цели поставим? (Учиться писать изложение) Отвечают на вопросы, учатся предполагать, определять тему урока, ставить цели. 4. Игровой момент — Отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком именно животном пойдет на уроке речь.
Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (лось)
— По каким признакам вы догадались, что загадка про лося?
— Что вы знаете об этом животном?

Анализируют, отвечают на вопросы, отгадывают загадку, рассказывают о лосе.

— А где мы можем найти информацию о любом животном? — в энциклопедии, в интернете, в книгах.

5.

Актуализация знаний

— Мы сегодня будем говорить о лосях, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение.

— Чтобы написать изложение, что нам необходимо? ( могут затрудниться, тогда вынести задачи на конец урока)
Чтобы написать изложение, нам необходимо повторить:
— Что такое текст? Назовите признаки текста.

Сообщение про лося
Лоси являются самыми крупными представителями семейства оленевых. Лося еще называют сохатым. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Они помогают лосям лучше слышать. Питаются лоси в основном травой, молодыми кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, молодой сосны. Лоси съедают до 25 килограмм растительной пищи ежедневно. Живут лоси 12-15 лет. Бегать они не любят, даже при опасности переходят на быстрый шаг. Летнюю жару переносят плохо и стараются найти болота и озера, и проводят там весь день. Лоси любители поплавать, и когда находят любимые водоросли в реке или озере, могут даже нырнуть за ними.
Признаки: заголовок, начало, основная часть, концовка.
У текста есть тема и основная мысль.

6. Изучение нового материала.
Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать

1) Знакомство с текстом, чтение текста учителем

— Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.

— Слушают учителя.
— (в тексте говорится о лосях) — тема
— (люди помогают лосям зимой) — главная мысль

— Придумывают название текста, записывают его. (Лось)

Сейчас я прочитаю текст, по которому мы с вами будем писать изложение.
— Определите тему текста, а кто сможет-главную мысль текста? (Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом -1).
Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.
Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.
Не страшна зима лосю!
— Но у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? (Лось) Запись в тетради.
2) Вопросы к тексту:
— Кто такой лось?
— Чем он питается?
— Почему лосю трудно зимой?
— Как люди помогают животным?
— Страшна ли зима лосю?
3) У вас на партах есть карточка с планом в виде вопросов и опорными словами к каждому вопросу. Отвечая на этот вопрос, мы составляем предложение.
Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом.
(Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы).
4) Словарная работа (даётся карточка с данными словами, одна на парту)
— В парах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
— Читаем текст ещё раз вместе и разбираем орфограммы,
В каких словах пишется мягкий знак, для чего он нужен?

— Разбирают план и отвечают на вопросы.

— Разбирают орфограммы в парах и читают текст вместе с учителем.

— Как избежать повтора в тексте слова лось?

Зверь, животное, он

Физминутка

7. Закрепление изученного материала 1. — Как мы можем назвать эти вопросы?
— Сколько в тексте частей? (3).
— Прочитайте вопросы, которые относятся к 1 части. Сколько предложений в 1 части? Перескажите 1 часть, отвечая на вопросы.
-Подумайте, какие вопросы относятся ко второй части? Сколько будет предложений? Перескажите 2 часть
— Какой вопрос относится к 3 части? Ответьте на него.
Сколько частей в тексте? Значит, сколько абзацев? Как пишется каждый абзац?

— Это план.

— Делят текст на части.

Устно пересказывают текст.

2. — План текста и опорные слова к нему у вас есть, теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем вы прочитаете ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте (работа в парах).
— Теперь попробуйте написать изложение. Пользуйтесь планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и красных строк.
3. Самостоятельная работа

Читают текст и пересказывают его друг другу.
(работа в парах)

Пишут изложение.

4. Теперь посмотрим, что, у кого получилось. (Чтение 2-3 работ)

Несколько детей читают своё изложение

8

Подведение итогов урока. Рефлексия

— Что мы сегодня учились писать?
— Оцените свою работу.
— Кто испытал затруднение? В чем?
— Почему лосям не страшна зима?

Дети подводят итог: чему они научились за этот урок

При изучении английского языка многим особенно трудно дается понимание разговорной речи, а также восприятие отдельных слов и словосочетаний на слух. И до того момента, пока ученик на начальном уровне ограничивается лишь изучением аудиоматериалов, он в принципе понимает суть излагаемого. Однако когда у него происходит реальное общение с носителем языка или же он хочет послушать англоязычное радио, начинаются проблемы.

Возникает ощущение, что вообще ничего не понятно. Многие слова сливаются в единую массу, а какие-то звучат одинаково, но совершенно не в том контексте. Так вот в действительности, в некоторых ситуациях это ощущение испытывают даже те, кто отлично владеет английским. И в данном случае с толку сбивают английские омонимы. Об этих словах и мы поговорим более подробно.

Что такое омонимы в английском языке и почему их так много

Термин «омоним» имеет глубокие греческие корни и складывается это слово из двух греческих: homos (одинаковый) и onyma (имя). Таким образом, омонимы в английском представляют собой слова, которые похожи по звучанию или написанию, но при этом имеют разную смысловую нагрузку. В результате получается, что в определенном контексте слово, которое звучит или пишется одинаково, имеет совершенно разное значение.

Омонимия в английском языке таит в себе еще одну загадку — услышав какое-то слово, например, в разговоре с носителем языка, можно сразу не понять, о чем именно идет речь. И даже если вы захотите посмотреть значение услышанного слова в словаре, вам это будет сделать проблематично. Ведь его написание может отличаться от звукового произношения.  

Омонимов в английском очень много. По некоторым данным, их доля составляет порядка 19.5% от всех существующих слов в английском языке. Почему так произошло? Существует несколько версий происхождения такого феномена.

Первая версия гласит о том, что в процессе развития языка определенная часть слов утратила свою первоначальную фонетическую форму. Это привело к тому, что «новые» слова начали звучать по-другому, получив сходство с другими по смыслу словами.

Например, слова night и knight. В старом английском языке эти слова не были омонимами потому, что изначально буква «k» в слове knight отчетливо произносилась. Но сегодня вследствие изменений, буква «k» не произноситься, хотя пишется.

Согласно второй версии, массовое появление омонимов на английском связано с тем, что множество слов было заимствовано из латинского и французского языков. В итоге иностранные слова претерпели фонетические изменения, что привело при их произношении к схожести со словами, которые уже существовали в английском.

Третьей причиной появления новых пар слов является разница в акцентах. Англичане, ирланды, да м американцы тоже любят сокращать слова а разговоре. Интересно, что доля всевозможных сокращений составляет практически 7% от всех омонимов в английском языке.

Читайте также: 40 сложных английских скороговорок

Читай также

Что сказала Билли Айлиш, когда разделась на сцене (перевод слов Billie)

Список омонимов в английском

Все омонимы условно подразделяются на 5 групп:

  1. Absolute homonyms — слова, которые пишутся и звучат одинаково, то есть орфография и транскрипция полностью идентичны. Отличие заключается только в смысловом значении.
  2. Homographs — слова- омографы в английском языке пишутся одинаково, а читаются по-разному.
  3. Homophones — такие слова еще называют «гетеронимы», они имеют одинаковое звучание при разном написании.
  4. Oronyms —паронимы. Такие слова имеют сходство в написании и звучании.
  5. Capitonyns — слова, главным отличием которых является написание первой буквы (строчная или заглавная). При этом присутствие или отсутствие заглавной буквы в слове оказывает непосредственное влияние на его значение.

В зависимости от того, какой частью речи являются омонимы, их дополнительно классифицируют по следующим типам:

  • Грамматические — имеют определенный общий смысл, но при этом относятся к разным частям речи;
  • Лексические — характеризуются одинаковыми грамматическими параметрами, но имеют явные лексические отличия. То есть, лексические омонимы относятся к одной части речи, но их смысловая нагрузка отличается
  • Лексико-грамматические — слова, относящиеся к этой группе, имеют разные лексические и грамматические параметры, но с формальной точки зрения между ними присутствует определенная схожесть

Чаще всего в английском языке встречаются следующие слова-омонимы:

  • can (может) и can (консервная банка)
  • reek (плохой запах) и wreak (возмездие)
  • sole (единственный) и soul (душа)
  • root (корень) и route (маршрут)
  • sent (глагол to send в прошедшем времени), cent (цент) и scent (аромат)
  • sell (продавать) и cell (клетка)
  • flat (плоский) и flat (квартира)
  • lye (щелочь) и lie (ложь)
  • lead (вести) и lead (свинец)
  • prey (жертва) и pray (молиться)
  • kneed (замешивать тесто) и need (нуждаться)
  • aisle (проход между рядами) и isle (остров)
  • fowl (домашняя птица) и foul (отвратительный, слишком грязный)
  • dye (красить, краска) и die (умирать)
  • bank (берег) и bank (банк)
  • blow (удар) и blow (дуть)
  • ruler (правитель) и ruler (линейка)
  • rock (укачивать, качать) и rock (скала)
  • yard (мера длины ярд) и yard (двор)
  • grave (важный) и grave (могила)
  • box (боксировать, бить) и box (картонная коробка)
  • play (пьеса) и play (играть)
  • close (близкий) и close (закрывать)
  • rest (отдых) и rest (остаток)
  • class (класс, как общественное помещение) и class (школьный класс)
  • capital (денежный капитал) и capital (столица государства)
  • strike (бастовать) и strike (поражать, ударять)
  • arm (вооружение) и arm (рука)
  • plant (завод) и plant (растение)
  • fly (муха) и fly (летать)
  • reign (царствовать или править) и rain (дождь)
  • deer (олень) и dear (дорогой, уважаемый человек)
  • where (вопросительная форма: где?) и wear (носить)

У изучающих английский омонимы вызывают сложности. Вот, взять, к примеру, пару flat (плоский) и flat (квартира). И составим для примера самое просто предложение: It is a flat. Можно представить два варианта перевода:

  1. Это квартира.
  2. Оно плоское.

Перевести правильно данное предложение с первого раза новичку может быть сложно. Но если вы уже хоть немного продвинулись, то понимаете, что перед прилагательным тут артикль не ставится бы. А раз он есть, значит это существительное (квартира). Но не всегда все бывает так просто.

Игра слов с омонимами

Эта особенность английского языка стала поводом для появления огромного количества каламбуров и шуток, в основе которых лежит элементарная игра слов. «Pun» – это прием, который активно применяют в художественной литературе. Ярким примером является известное произведение Льюиса Кэрролла, который предложил миру своеобразный взгляд не только на реальность, но также – каламбур в английском языке. Речь идет о произведении «Алиса в стране чудес».

Помните, с чего начала свою историю мышь? Она предупредила Алису: «It’s a long and a sad tale». Но, взглянув на хвост мыши, Алиса с удивлением сказала: «Yes, it’s long but why do you say it is sad?». Это наглядная ситуация игры слов. Все дело в том, что слово tail (хвост) и слово tale (рассказ, сказка) созвучны в произношении, но имеют разное лексическое значение. В результате это стало причиной недопонимания двух персонажей и создало определенный юмористический подтекст. 

Существует множество примеров омонимов, мы для примера привели лишь часть из них. Но победить омонимы все-таки можно. Для этого важно пополнять свой словарный запас, запоминать словами парами и даже целыми группами, а также активно практиковать написание этих слов. Комплексный подход даст хорошие результаты. Вы без каких-либо проблем и сложностей сможете правильно определять услышанные слова. Контекст вам поможет.

Подводя итог

Очень много пар слов относятся к группе омофонов, причем — почти во всех диалектах английского. Вот только отдельные слова в американском диалекте совершенно по-другому звучат в британском варианте, и наоборот. Более того, отдельные группы слов намного чаще встречаются в американском диалекте по сравнению с британским вариантом, а некоторые слова, наоборот — чаще встречаются в британском диалекте.

Известная английская поговорка говорит о том, что «Practice makes perfect», то есть, «Практика — это путь к совершенству». Поэтому для достижения наивысших вершин в изучении английского языка потребуется много практики. И чем больше вы приложите усилий, тем лучше вы будете владеть английским. 

EnglishDom #вдохновляемвыучить

Автор: Митрофанова Лариса Николаевна

Организация: БОУ Чувашской Республики «Чебоксарская ОШ № 2» Минобр. Чувашии

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Цель: обобщение знаний о классификации предложений по цели высказывания и интонации.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  1. Совершенствовать умение осознавать предложение как единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов и словосочетаний, обладающую смысловой и интонационной законченностью.
  2. Формировать умение выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения.
  3. Упражнять в применении правила обозначения границ предложения на письме.
  4. Учить определять верное логическое ударение на слова.
  5. Формировать умение обозначать интонационную законченность предложения при помощи знаков пунктуации: «.», «!», «?».

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать устную и письменную речь.
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Развивать интонационную выразительность речи.

Коррекционно-воспитательные

  1. Повышать самооценку обучающихся, способствовать улучшению их эмоционального благополучия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

— Отгадайте загадки:

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила Вас —

Закончила рассказ.

(Точка).

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу

Разогнуться не могу.

(Вопросительный знак).

На странице вверх тормашками торчу;

Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу.

(Восклицательный знак).

II. Основная часть

-Посмотрите внимательно на символы отгадок. Как мы их называем? (Знаки препинания).

-Где мы можем встретить эти знаки? (.!?) (В конце предложения.)

-Определим тему нашего занятия. (Знаки препинания в конце предложения.)

-Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)

-Какие бывают предложения по цели высказывания?

Повествовательные. Цель — сообщить информацию. В конце ставится точка.

Вопросительные. Цель — задать вопрос. В конце ставится вопросительный знак.

Побудительные. Цель – попросить о чем-либо или отдать приказ. В конце ставится восклицательный знак.

— Придумайте одно повествовательное…, вопросительное…. побудительное предложение … и запишите в тетрадь.

-Молодцы!

-Какие предложения могут быть по интонации?

Восклицательными и невосклицательными.

Восклицательные произносятся с сильным чувством или содержат призыв, а голос к концу предложения повышается. В конце предложения ставится восклицательный знак.

Невосклицательные произносятся спокойно, голос к концу предложения понижается.

Физкультминутка.

— Отдохнем, услышишь предложение, в котором нужно поставить…

«.» — топнуть ногой

«!» — хлопнуть в ладоши над головой

«?» — почесать затылок

Как хорошо в лесу осенью!

Наступила зима.

Ты сегодня ужинал?

Быстро за мной!

Когда ты последний раз ходил на рыбалку?

Магазин открылся.

И вы называете это ответом!

Зачем ты купил этот торт?

У меня есть две кошки.

Сегодня разве праздник?

Что за пухлые румяные щёчки!

Почему небо голубое?

Какой красивый мостик!

Я пошёл.

Сколько знакомых лиц вокруг!

Куда только он не обращался!

Вы любите сладкое?

Синоптики обещают очень жаркую погоду на завтра.

Когда мы пойдём гулять?

С реки потянул свежий ветер.

Зачем птицам нужны крылья?

1. Послушайте предложение. Повторите, соблюдая заданную интонацию. Как называется предложение?

Полицейский остановил велосипедиста?

Полицейский остановил велосипедиста.

Полицейский останови велосипедиста!

III. Работа в тетрадях.

2. . Прочитайте выразительно все предложения. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Ящерица.

Особенно красива ящерица весной в это время года у нее праздничный зеленый наряд Кто сказал, что ящерица противная как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая красавица

3. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Иней.

По дороге в школу дети остановились у березы Какая она нарядная сегодня Как красиво сверкает на солнце На ветках березы блестят ледяные иголочки Это иней Откуда взялся иней на ветках березы

IV.Итог занятия

Закончите высказывание:

— Если предложение содержит вопрос, то такое предложение называется …(вопросительным).

— Если предложение сообщает, повествует, то такое предложение называется …(повествовательным).

— Если предложение побуждает к действию, то такое предложение называется ..(побудительным). .

— Если предложение произносится с сильным чувством, то такое предложение называется (восклицательным).. .

— Что показалось сегодня наиболее сложный?

— Оцените себя с помощью смайлика. Спасибо за занятие!

1. Послушайте предложение. Повторите, соблюдая заданную интонацию. Как называется предложение?

Полицейский остановил велосипедиста?

Полицейский остановил велосипедиста.

Полицейский останови велосипедиста!

2. Прочитайте выразительно все предложения. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Ящерица.

Особенно красива ящерица весной В это время года у нее праздничный зеленый наряд Кто сказал, что ящерица противная Как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая красавица

3. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Иней.

По дороге в школу дети остановились у березы Какая она нарядная сегодня Как красиво сверкает на солнце На ветках березы блестят ледяные иголочки Это иней Откуда взялся иней на ветках березы

По цели высказывания предложения могут быть:

1.Повествовательные

2.Вопросительные

3.Побудительные

По интонации предложения могут быть:

  1. Восклицательными
  2. Невосклицательными

По цели высказывания предложения могут быть:

1.Повествовательные

2.Вопросительные

3.Побудительные

По интонации предложения могут быть:

  1. Восклицательными
  2. Невосклицательными

По цели высказывания предложения могут быть:

1.Повествовательные

2.Вопросительные

3.Побудительные

По интонации предложения могут быть:

  1. Восклицательными
  2. Невосклицательными

1. Послушайте предложение. Повторите, соблюдая заданную интонацию. Как называется предложение?

Полицейский остановил велосипедиста?

Полицейский остановил велосипедиста.

Полицейский останови велосипедиста!

2. Прочитайте выразительно все предложения. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Ящерица.

Особенно красива ящерица весной В это время года у нее праздничный зеленый наряд Кто сказал, что ящерица противная Как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая красавица

3. Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Иней.

По дороге в школу дети остановились у березы Какая она нарядная сегодня Как красиво сверкает на солнце На ветках березы блестят ледяные иголочки Это иней Откуда взялся иней на ветках березы

По цели высказывания предложения могут быть:

1.Повествовательные

2.Вопросительные

3.Побудительные

По интонации предложения могут быть:

  1. Восклицательными
  2. Невосклицательными

По цели высказывания предложения могут быть:

1.Повествовательные

2.Вопросительные

3.Побудительные

По интонации предложения могут быть:

  1. Восклицательными
  2. Невосклицательными

По цели высказывания предложения могут быть:

1.Повествовательные

2.Вопросительные

3.Побудительные

По интонации предложения могут быть:

  1. Восклицательными
  2. Невосклицательными

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,5 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 708,6 КБ

Опубликовано: 17.05.2021

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о развитии творческого мышления. Если вы не имеете к творчеству никакого отношения, не спешите закрывать статью. Творческое (креативное) мышление отвечает не только за написание гениальных картин и музыкальных произведений. Оно помогает вырваться из привычных закостенелых шаблонов и начать генерировать качественно новые идеи. В статье вы найдете упражнения для развития креативного мышления.

Рассказ из скороговорок связанных по смыслу

Для чего нужно развивать креативное мышление

Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.

Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций. Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день. Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.

Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.

Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.

Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие. Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.

Упражнения

Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный. Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми, бессмысленными, придурковатыми. Смело отметайте все эти мысли. Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.

Представленные задания подойдут взрослым и подросткам. Помните, что у них нет правильных вариантов решения. Поэтому вопрос о том, так ли я все делаю, не должен беспокоить вас.

Некоторые упражнения я сопроводила комментариями и поделилась своими вариантами выполнения. Призываю вас тоже делиться. Внизу статьи есть поле для комментирования. Можете отправлять результаты своей творческой деятельности туда.

Ассоциации

Возьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них. В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально.

Мне попалось слово “тетрадь”. Мой ассоциативный ряд с ним выглядит так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.

Парадоксальные связи

Выберите два слова, никак не связанных между собой. Можете снова воспользоваться книгой. А теперь постарайтесь придумать предложение, в котором будут логично употреблены оба слова.

Мне попались слова “обезьяна” и “выиграть”. Вот что у меня с ними получилось: “Я весь вечер пыталась выиграть в шахматы у обезьяны, но так и не смогла”.

Инструкции

Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.

Я взяла зубную щетку. Ей можно:

  • чистить зубы;
  • чистить обувь;
  • рисовать;
  • расчесывать волосы;
  • наносить маску для лица;
  • вычесывать кошачью шерсть;
  • чесать спину и т. д.

Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.

Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд. Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.

Ограниченный рассказ

Суть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов. Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Пробуйте разные варианты.

Нельзя отступать от заданного количества ни на слово! Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.

Новый язык

В детстве я любила придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка креативности. Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.

Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.

Биография

В следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. Что это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу.

Человек в метро

Генератор идей

Ваша задача – придумать как можно больше идей, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш начальник расщедрился и выделил вам целый год на отдых. Что вы будете делать все это время?

За и против

Возьмите какую-нибудь мысль, идею или утверждение и устройте своеобразные дебаты. Сначала сформулируйте все доводы за. Затем примите другую сторону и придумайте аргументы против.

Утверждение может быть совершенно бессмысленным и парадоксальным. Например: “Синие киты умеют летать”. Соответственно, аргументы могут казаться глупыми, надуманными, детскими. Не обращайте внимания на эти мысли. Одна из основных целей развития креативности – победить внутреннего критика. Именно он ставит жесткие ограничения на наш образ мыслей.

Сочинения

Мысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не спешите кидать в меня тапком за такие советы! Я не заставлю вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Темы для своих сочинений можете брать абсолютно любые. Главное, чтобы можно было вдоволь порассуждать и поумничать.

Вот вам список готовых тем, если фантазия подводит:

  1. Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.
  2. В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.
  3. Нравственная подоплека песни Ольги Бузовой “Мало половин”.
  4. Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.

Сценарист

Начните смотреть фильм, который до этого не смотрели. Дойдя до середины, поставьте запись на паузу и попробуйте предсказать развитие сюжета. Подумайте, что случится с ключевыми героями, какой будет финал истории. Лучше всего это сделать письменно, а потом сравнить с оригиналом.

Сказочные твари

Что будет, если ежу приделать крылья? А носорогу прирастить хобот? Придумайте несколько странных несуществующих животных и поразмышляйте, как бы они жили в дикой природе. Для пущего эффекта можете нарисовать их на бумаге или создать в графическом редакторе. Это будет отличным тренингом для креативного мышления.

Буквенный бенефис

Ваша задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Постарайтесь, чтобы оно было осмысленное, но слишком сильно к смыслу не придирайтесь.

У меня получилось вот что: “Веселая ворона ворковала в Воронеже, вертясь волчком вопреки всему”.

Дорисовка

Это командное упражнение. Можете выполнять его в компании друзей. Один человек должен нарисовать на листе бумаги какую-то деталь: линию, штрих, фигуру, закорючку. Следующий продолжает рисовать на том же листе что-то свое, за ним дорисовывает другой. И так далее.

Словарик

Одно из моих любимых упражнений. Нужно придумывать новые слова на основе уже имеющихся. И сделать это так, чтобы можно было понять их смысл. Приведу несколько примеров:

  1. Самохвал – человек, который сам себя хвалит.
  2. Поздномаркет – магазин, который работает по ночам.
  3. Пчелокот – кот в черно-желтую полоску.
  4. Обижаба – жаба, которая все время обижается.
  5. Трамвася – Вася, который любит ездить на трамвае.

Множественные решения

Это упражнение не только развивает креативное мышление, но и помогает найти наилучший выход из непростых ситуаций. В следующий раз, когда столкнетесь с реальной проблемой, устройте мозговой штурм. Сядьте и накидайте как можно больше вариантов решения.

Даже самые нелепые и бредовые идеи записывайте. Возможно, одна из них сможет обойти тот самый камень преткновения, о который вы бились не один день.

Недавно прочитала в интернете забавную историю. Парень никак не мог заставить соседа по комнате в общежитии навести порядок. Тогда он зарегистрировался на сайте знакомств от имени девушки и познакомился там с этим неряхой. Виртуальный роман развивался стремительно, и вскоре сосед пригласил новую знакомую в гости. Получив согласие, он принялся убираться. Вскоре комната сияла чистотой. Вот такой вот нестандартный и креативный способ решения проблемы.

Аббревиатуры

Напишите несколько коротких слов по 3–5 букв. Затем к каждому слову придумайте расшифровку, как будто это аббревиатура.

Например:

  • РОТ – Рыбный Омлет с Тмином;
  • ГОРА – Грустный Омбудсмен, Работающий Автомехаником;
  • НИК – Научно-Исследовательская Колбаса;
  • ЛЕВ – Лучшая Европейская Валюта.

Чем забавнее, удивительнее и парадоксальнее будут аббревиатуры, тем лучше.

Задом наперед

Прогуливаясь по улице, читайте слова на вывесках и рекламных баннерах наоборот. Например, не магазин, а “низагам”, не остановка, а “аквонатсо”. Когда приноровитесь к словам, можно браться за словосочетания и предложения.

Нелогичное чтение

Попробуйте необычным способом читать художественные произведения. Начинайте не с начала, а с середины. Все, что будет непонятно, додумывайте по ходу повествования сами.

Загляните в нашу подборку книг про мышление.

Крылатые выражения

Русский язык богат крылатыми выражениями, поговорками, красочными эпитетами, идиомами. Некоторые из них у всех на слуху, а о существовании некоторых знают не все филологи. Предлагаю пораскинуть мозгами и попытаться придумать объяснение не самым известным русским поговоркам. А затем загуглить реальное значение и оценить работу своей фантазии.

Итак, погнали:

  1. Бела береза, да деготь черен.
  2. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
  3. Жалует царь, да не жалует псарь.
  4. До Бога высоко, до царя далеко.

Что на картинке

Вбейте в строке поисковика фразу “непонятные фотографии” и наслаждайтесь плодами человеческого безумия. Выберите парочку самых странных изображений и попробуйте объяснить, что на них происходит. Желательно, чтобы объяснение было такое же безумное, как и сама картинка.

Мне очень понравилась вот эта фотография, можете начать с нее.

Странная фотография

Вырезанный фрагмент

Это упражнение поможет расшевелить мозг и отучить его мыслить шаблонами. Найдите в интернете репродукцию всем известной картины, распечатайте ее и вырежьте ножницами изображение ключевого персонажа. Да хоть ту же Мону Лизу.

Придумайте, в какую обстановку могла бы органично вписаться муза Леонардо да Винчи. Можно, например, вообразить ее сидящей в кресле парикмахера. Или представить в роли психотерапевта, который выслушивает жалобы клиента. Вариантов море. Самые одаренные могут попробовать эту обстановку нарисовать на листе, а в центр поместить вырезанного персонажа.

Обратная перемотка

Учитесь мыслить в обратном направлении, а именно: строить логическую цепочку не от начала к концу, а от конца к началу. Если вы умеете играть в шахматы, можете применить это свое умение. Расставьте фигуры на доске произвольно и попытайтесь представить, какие ходы могли привести к такой расстановке.

Счастливая случайность

Каждый раз, когда перед вами стоит какая-то проблема, прибегайте к помощи слова. Возьмите любую книгу, ткните в первое попавшееся слово и попытайтесь отыскать в нем ключ к решению.

Не факт, что у вас получится, но это и не столь важно. Главная цель упражнения – сдвинуть свои мысли с накатанных шаблонных рельсов в сторону креативного мышления.

Рассказ из скороговорок связанных по смыслу

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Перестановка

Для этого упражнения нам понадобится парочка новостных заголовков. Можете поискать их в газетах или на новостных порталах в интернете. Когда найдете стоящий вариант, поменяйте в нем местами существительные. Например, было: “Голикова сообщила о росте смертности в России”, а стало: “Смертность сообщила о росте Голиковой в России”. Или было: “Ученые изобрели лекарство от коронавируса”, а стало: “Коронавирус изобрел лекарство от ученых”.

Полученный вариант покажется вам чушью. Ваша миссия – наполнить его смыслом настолько, насколько это возможно. Например, коронавирус мутировал до разумной деятельности и придумал, как истребить ученых, сражающихся с ним (тьфу-тьфу, пойду постучу по дереву).

Вечные вопросы

Вспомните себя в детстве. С помощью бесконечных вопросов, обращенных к взрослым, вы пытались докопаться до самой сути вещей и процессов.

– Почему дерево качается?

– Потому что ветер дует.

– Почему ветер дует?

– Потому что температура меняется.

– Почему температура меняется?

– Отстань, надоел со своими вопросами!

Сегодня взрослый – это вы, а значит, вопросы можно обращать к себе. Каждый раз, когда у вас в голове возникает какой-то вопрос, не ограничивайтесь только им. Стройте цепочку дальше. После 3-4 вопроса вы осознаете, как мало на самом деле знаете. Отличный повод начать расширять кругозор.

Двойной взгляд

Наверняка вам встречались картинки, на которых можно разглядеть два разных изображения, меняя фокус внимания. Ваша задача – нарисовать подобную картинку. Отговорки “я не умею рисовать” не принимаются. Возьмите что-нибудь простенькое, хотя бы вазу и два лица. В процессе рисования вы задействуете правое полушарие мозга. Как известно, именно оно отвечает за творческие способности.

Ваза и два лица

Рисование обеими руками

Еще одно упражнение для развития правого полушария и улучшения межполушарной передачи импульсов. Возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Одной рукой начните чертить круг, а другой – треугольник. Делать это нужно одновременно.

Сначала у вас не получится нормально нарисовать ни одну из двух фигур. Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь совершать независимые движения обеими руками.

Абстрактные картины

Проходили когда-нибудь тест Роршаха на исследование личности? Испытуемым нужно смотреть на абстрактные чернильные пятна и выбирать, на что они похожи. Мы с вами будем делать нечто похожее.

Возьмите лист бумаги и краски. Хорошенько смочив кисть, оставьте на листе несколько смачных клякс. Можете использовать несколько цветов. Затем согните лист пополам, чтобы пятна отпечатались симметрично на обеих частях листа. У вас должно получиться нечто подобное.

Симметричная клякса

Советую сделать сразу несколько разных экземпляров. А потом засесть за расшифровку.

Посмотрите на каждое изображение по очереди. Что вы видите на них? Попробуйте придумать сразу несколько вариантов. Чем сложнее они будут, тем лучше. Например, не бабочка, а два карабкающихся по пальме медведя с зонтиками в зубах.

Расфокусировка

Творческое мышление не терпит жесткости и напряжения. Мозг должен быть в легком и полурасслабленном состоянии, чтобы мыслить по-новому. Сейчас мы будем учиться создавать такое состояние.

Начните воспринимать сигналы сразу от всех органов чувств. Прислушайтесь к звукам за окном, вдохните запах, доносящийся с кухни, осмотритесь вокруг, почувствуйте прикосновение теплого одеяла к ногам. В этот момент мозг придет в расфокусированное состояние и как бы зависнет. Попытайтесь сохранить это состояние хотя бы на несколько минут. С каждым разом увеличивайте время.

Странное искусство

Это упражнение поможет вам не только развить креативное мышление, но и познакомиться с мировыми шедеврами живописи. История знает множество художников, которые создавали картины, далекие от художественного реализма. Самый попсовый – Сальвадор Дали. Кроме него есть Рене Магритт, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Жоан Миро и множество других.

Начните знакомиться с творчеством одного из них. Внимательно рассматривайте картины, ищите объяснение увиденному, размышляйте над смыслом, который хотел вложить автор. Это поможет расширить границы сознания и научиться смотреть на вещи под разными углами.

Мой фаворит – нидерландский художник конца XV века Иероним Босх. На его картинах множество деталей, символов, зашифрованных посланий. Их можно разглядывать часами.

Фрагмент картины Иеронима Босха “Страшный суд”

Знакомство с проблемой

В следующий раз, когда столкнетесь с проблемой, попробуйте поближе познакомиться с ней. Задайте себе следующие вопросы:

  1. Какой вкус был бы у проблемы, если бы ее можно было съесть?
  2. Если бы она была живым существом, то каким? Аргументируйте свой ответ.
  3. Если бы проблема могла говорить, что она рассказала бы вам?
  4. Есть ли у проблемы братья или сестры? Какие у нее взгляды на жизнь? Чем она занимается в свободное время?

Овеществление абстрактных понятий

Мы используем в речи множество слов, которые не имеют материального выражения. Это абстрактные понятия и категории, существующие только в нашем сознании, например: вдохновение, менталитет, духовность, доказательство, смятение и др. Можете сами продолжить этот ряд.

Попробуйте изобразить эти слова на листе бумаги. С чем они у вас ассоциируются? На что похожи? Будет здорово, если вы подойдете к этому упражнению со всей фантазией и создадите цветные детальные изображения.

Кстати, тренировать креативное мышление можно и онлайн с помощью специальных приложений. У нас на сайте как раз есть обзор самых эффективных.

Заключение

Вы только что освоили три десятка упражнений по развитию творческого мышления. Это первый уверенный шаг на пути к освобождению своего мозга от закостенелых шаблонов. Если хотите достичь серьезных результатов, заниматься нужно регулярно.

Возьмите за правило выполнять хотя бы по 2-3 упражнения в день. Для них даже не нужно выделять специальное время. Занимайтесь в транспорте по пути на работу, во время скучного ожидания, лежа в кровати перед сном. Всего неделя вам понадобится, чтобы заметить первые результаты. Ум станет более гибким и восприимчивым к новым идеям.

Всего хорошего!

  • Рассказ иллюстрация к фразеологизму
  • Рассказ зима по методике в к воробьевой
  • Рассказ зощенко про ленина
  • Рассказ знак дикие звери небольшой рассказ
  • Рассказ звездочка продолжение сегодня глава 266