Рассказ ивана захаровича сурикова детство

К 180-летию со дня рождения русского поэта ивана захаровича сурикова 1841-1880 иван захарович суриков русский поэт-самоучка, яркий представитель крестьянского

К 180-летию со дня рождения русского поэта

Ивана Захаровича Сурикова (1841-1880)

Иван Захарович Суриков – русский поэт-самоучка, яркий представитель «крестьянского» направления в русской литературе, автор хрестоматийного стихотворения «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»).

Рассказ ивана захаровича сурикова детство

Другое его стихотворение «В степи» в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом». По многим его стихам были написаны песни, которые стали считаться народными: «Сиротой ли я росла…», «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?», «Дубинушка». Музыку на его стихи писали такие великие композиторы, как П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков

Рассказ ивана захаровича сурикова детство

Иван Суриков появился на свет 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье оброчного крепостного графа Шереметева.

Ранние годы будущего поэта прошли на деревенских просторах. Он рос тихим, скромным, болезненным мальчиком, постоянно окруженный заботами матери и бабушки. Природная красота, простой и мирный деревенский уклад оставили неизгладимый отпечаток в душе Ивана Сурикова. Эти мотивы потом часто встречались в его поэтическом творчестве.

В возрасте 8 лет он вместе с матерью уехал в Москву, присоединившись к отцу, работающему приказчиком в мелочной лавке. А когда ему исполнилось 10 лет, его послали учиться грамоте к двум пожилым дамам из древнего рода купцов – сестрам Финогеновым. Старшая учила мальчика житию святых, а младшая – лирике русских поэтов-песенников И.И. Дмитриева, А.Ф. Мерзлякова, Н.Г. Цыганова. Он обучился письму и чтению, гражданской и церковной азбуке. В его восприятии мира народное устное творчество переплелось с церковными мотивами, что вылилось в итоге в неудержимую страсть к поэтическому творчеству.

Иван учился читать по старинке («нараспев»), получалось, что и стихи он не читает, а поет. Такая привычка сохранилась у него надолго и пригодилась в начале творческого пути, когда свои написанные стихи он проверял с помощью пения.

Его первые литературные опыты были подражанием А.В. Кольцову и Н.А. Некрасову, но уже в них чувствовалось оригинальное поэтическое дарование. Большой удачей в судьбе Сурикова оказалось его знакомство в 1860 году с писателем и поэтом «некрасовской школы» А.Н. Плещеевым, которого потрясли стихи самоучки. Будучи авторитетным критиком и уважаемым литератором, он помог Сурикову впервые выпустить в свет стихи. Они были опубликованы в журнале «Развлечение».

Иван ушел из лавки отца. Ему приходилось работать переписчиком бумаг, наборщиком в типографии, и даже пробовать себя в промышленной торговле – продавать уголь и железо. В результате жизненная дорога снова привела его к хорошо знакомому семейному делу. В конце 1860-х годов Иван Захарович познакомился с писателями Ф.Д. Нефедовым и А.И. Левитовым. Они способствовали продвижению его стихов в периодику. Так он стал печататься в таких изданиях, как «Дело», «Семья и школа», «Воспитание и обучение». И, наконец, в 1871 у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник.

Пройдя сложный творческий путь, он с особой искренностью и теплотой относился к тем самородкам, которые вышли из народа. Суриков призвал таких поэтов объединиться и выпустить общий сборник. Альманах «Рассвет» вышел в 1872 году.

Это были лучшие творческие годы поэта. Одно за другим печатались его произведения (былины, сказания, поэмы): «Богатырская жена», «Казнь Стеньки Разина», «Василько». В 1875 году были изданы два сборника стихов. На него обратили внимание критики, быть может, не всегда их комментарии были лестными, тем не менее, талант Ивана Захаровича был признан. Его избрали в московское «Общество любителей русской словесности».

Все творчество поэта, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, ярко отражает его собственную жизнь, полную лишений и страданий. Пережитое он сумел выразить в простых, прочувственных строках в таких стихотворениях, как «Работники», «По дороге», «В могиле», «Трудящемуся брату» и других. Прекрасно давались Сурикову картины природы, очень чутко он описывал красоту России в своих стихах «На берегу», «Зима», «В воздухе смолкает», «Весной», «Помнишь, были годы», «На чужбине», «От деревьев тени» и многих других.

Рассказ ивана захаровича сурикова детство

В 1976 году поэт тяжело заболел, у него стала быстро развиваться чахотка. В 1877 году он выпустил третью книгу. Отдельные циклы были посвящены детям. В 1879 переехал на лечение в Крым, но болезнь быстро прогрессировала.

6 мая 1880 года И.З. Суриков скончался в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище.

Спустя век его стихотворение «Детство» было включено в хрестоматию по литературе, и каждый советский (а теперь и российский) школьник в третьем классе обязательно учит наизусть строки «Вот моя деревня, вот мой дом родной» …

P.S. Все произведения, упомянутые выше, имеются в фонде библиотеки.

Подготовлено с использованием материалов открытых источников.

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Крестьянская поэзия. Анализ стихотворения Сурикова «Зима»

Крестьянская поэзия. Так принято называть одно из направлений русской литературы. Наибольшего расцвета течение, рассказывающее о нелегком быте крестьян, красоте и скромности русской природы, получило в восемнадцатом-девятнадцатом веке прошлого столетия. Яркими представителями крестьянской поэзии являются такие поэты, как Сергей Александрович Есенин, Николай Алексеевич Некрасов, Спиридон Дмитриевич Дрожжин, Иван Захарович Суриков и многие другие замечательные авторы.

Творческое наследие Ивана Захаровича Сурикова

Поэзия Ивана Сурикова, по оценкам критиков, самобытна. Она имеет свои особенности, благодаря которым творения автора остаются в памяти читателя на долгое время, а порой на всю жизнь. Удивительная простота слога, мелодичность и необыкновенная яркость образов способны заворожить любого, кто хоть однажды прочитал стихи этого поэта. Доказательством подобного утверждения может стать анализ стихотворения Сурикова «Зима» и многих других его творений.

Несмотря на то что перечень произведений, принадлежащих перу поэта и входящих в круг интересов современных читателей, не так уж велик, имя этого замечательного мастера слова знают многие.

Читайте также:  Пушкин и Лермонтов учебно-методический материал по литературе на тему

Произведения Ивана Захаровича включены в программу по литературному чтению начальной и средней школы. Стихотворение Сурикова «Зима», а также «Детство», «В ночном», «В степи», «Утро в деревне», «Осень» и многие другие легко заучиваются наизусть. Произведение «Рябина» («Что стоишь, качаясь. «) переложено на музыку, и многие, кстати, считают эту песню народной. Она и сегодня звучит в исполнении профессиональных певцов, актеров и просто любителей пения. Подобный факт говорит о безоговорочном признании таланта поэта.

Пейзажная лирика

В перечне произведений, принадлежащих перу поэта, важное место занимают те, что относятся к разряду пейзажной лирики. Например, таковым является и стихотворение Сурикова «Зима».

До конца своих дней Иван Захарович не переставал восхищаться красотой и совершенством окружающего мира. В самых обыденных и привычных глазу явлениях природы он умел увидеть волшебство. Однако в своих стихах он умел рассказать об этом просто и непринужденно, что говорит о большом таланте литератора, а также о безграничной любви к родной русской природе, народу России.

Описание снегопада. Иван Суриков, «Зима»

Стих относится к разряду пейзажной лирики. В двух первых строфах описан падающий снег, который нежно покрывает землю. Белое одеяло делает мир не только необыкновенно нарядным — оно способно защитить все живое от предстоящих лютых морозов. В этом заключен философский смысл стихотворения. От слов лирического произведения веет спокойствием, умиротворением. В то же самое время читатель предвкушает наступление праздника, который обязательно наступит в природе с приходом зимы.

Читая описание снегопада, человек невольно начинает ощущать себя в той обстановке, которая передана в стихах. Это еще одна особенность произведений Ивана Захаровича Сурикова.

Встреча зимы

Проводя анализ стихотворения Сурикова «Зима», необходимо обратить внимание на то, как поэт описывает приход сурового времени года. Он делает это мастерски — лаконично, но очень ярко.

Поле, лес и вся окружающая природа приспосабливаются к коротким зимним дням, продолжительным вечерам, темным ночам, наступлению холодов. И снова поэт указывает на то, что все изменения в жизни окружающей среды нужно воспринимать со спокойствием, радуясь даже самым незначительным явлениям, которые происходят в этом мире.

Крестьянский быт

Анализ стихотворения Сурикова «Зима» нельзя провести полно, не обратив внимания на описание быта крестьян. По тому, как это делает поэт, становится понятно, что ему очень знакома и близка жизнь простого народа. Из биографии поэта известно, что он выходец из крестьян.

Для сельских жителей очень важно перед наступлением зимы обеспечить себя теплым надежным жилищем, сделать запасы продуктов питания. Достаточное количество заготовленного для скота корма также дает надежду на безбедное существование крестьянской семьи в пору лютых холодов.

Это период относительного покоя в жизни крестьян. Об этом говорит анализ стиха «Зима». Суриков показывает, что у тружеников появляется время для ведения небогатого домашнего хозяйства. Мужчины занимаются подготовкой к предстоящей посевной, женщины — рукоделием. Дети от всей души предаются зимним забавам. Анализ стихотворения Сурикова «Зима» дает возможность предположить, что сельские жители, как и сам поэт, не лишены романтики. Они не проходят мимо той красоты, что можно наблюдать в природе с приходом зимы.Настоящие ценители творчества Сурикова и те, кто знакомится с его произведениями впервые, с удовольствием погружаются в мир, описываемый автором. Стихи поэта хочется перечитывать снова и снова, каждый раз открывая в строчках что-то новое для себя.

Творческое наследие Ивана Захаровича Сурикова

Поэзия Ивана Сурикова, по оценкам критиков, самобытна. Она имеет свои особенности, благодаря которым творения автора остаются в памяти читателя на долгое время, а порой на всю жизнь. Удивительная простота слога, мелодичность и необыкновенная яркость образов способны заворожить любого, кто хоть однажды прочитал стихи этого поэта. Доказательством подобного утверждения может стать анализ стихотворения Сурикова «Зима» и многих других его творений.

Несмотря на то что перечень произведений, принадлежащих перу поэта и входящих в круг интересов современных читателей, не так уж велик, имя этого замечательного мастера слова знают многие.

Произведения Ивана Захаровича включены в программу по литературному чтению начальной и средней школы. Стихотворение Сурикова «Зима», а также «Детство», «В ночном», «В степи», «Утро в деревне», «Осень» и многие другие легко заучиваются наизусть. Произведение «Рябина» («Что стоишь, качаясь…») переложено на музыку, и многие, кстати, считают эту песню народной. Она и сегодня звучит в исполнении профессиональных певцов, актеров и просто любителей пения. Подобный факт говорит о безоговорочном признании таланта поэта.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима.История написания – Стих написан в 1880 году.

Тема стихотворения – Красота зимнего пейзажа, воспевание жизни крестьян.

Композиция – Композиция последовательная, стройная, делит его две смысловые части: описание зимнего пейзажа и крестьянского быта.

Жанр – Пейзажная лирика.

Читайте также:  Гимн взятке маяковский анализ

Стихотворный размер – Трехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, рифма женская.

Эпитеты – «пушистый», «сердитый», «злой».

Метафоры – «снеговые горы».

Олицетворения – «лес заснул», «морозы пришли».

Сравнения – «поле забелело, то пеленою, все его одело».

Жанр и размер

Произведение относится к пейзажной лирике. В нем гармонично соединены красота зимней природы и быт простых крестьян. Иван Захарович не понаслышке был знаком с сельской жизнью, поэтому он сдержанно описывает крестьянский быт, чем подчеркивает тесную связь между человеком и природой.

Стихотворение написано трехстопным ямбом. В нем используется перекрестная рифмовка. Ударение делается на предпоследний слог, что характерно для женской рифмы.

Жанр

Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика. В нем очень гармонично переплелось описание природы в зимнее время года и крестьянского быта.

«Зима» написана трехстопным ямбом с применением перекрестной рифмовки. Рифма женская, поскольку ударение делается на предпоследнем слоге.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 11:10

Ккакому жанру относится произведение и. и. дмитриева «стонет сизый голубочек»? впишите одно слово.

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 14:19

Сравнение характеристики сони и маруси героев повести в дурном обществе кратко.​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 11:00

На основании текста жития составьте план рассказа о жизни александра невского. нужно !

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 11:33

Переказ твору пістрява стрічка​

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 19:53

Почему послы говорили о петре, что он прославит свою страну? ​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 23:18

Почему вася из произведения «в дурном обществе » продолжил своё знакомство с ( валеком и марусей) ? почему 5 глава в произведение называется «среди серых камней»? заранее !

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 06:10

Чему учит рассказ а. с.пушкина станционный смотритель

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 14:13

Итог рассказа «о любви» (главные герои) ​

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 08:58

Вкаком черте характера идет речь во второй строфе​

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 14:40

Вглаве 8 мцыри говорит : ты хочешь знать , что делал я на воле? что значило жить для мцыри? почему он называет монастырь тюрьмой? почему всей его жизни посвящена лишь одна глава , а трем дням , проведеным на воле , — почти вся поэма?

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 21:38

Фрагмент: а лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…— что сделаю я для людей? ! — сильнее грома крикнул данко. и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес за­молчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. люди же, изумленные, стали как камни.— идем! — крикнул данко и бросился вперед на свое место, вы­соко держа горящее сердце и освещая им путь людям. они бросились за ним, очарованные. тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бе­гущих людей. все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зре­лищем горящего сердца. и теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. а данко все был впе­реди, и сердце его все пылало, пылало! и вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди данко. кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. а потом упал и — умер. люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом данко его смелое сердце. только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, на­ступил на гордое сердце ногой… и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…1.  какова роль образов природы в этом фрагменте? 2.  в чем аллегорический смысл образа «осторожного человека»? 3.  сопоставьте фрагмент из рассказа максима горького «старуха изергиль» и «легенды об арионе» геродота. какие схожие темы и мотивы представлены в этих произведениях? фрагмент рассказа геродота «легенды об арионе»… арион большую часть времени своей жизни провел у перианд­ра и затем решил отплыть в италию и сикелию. там он нажил вели­кое богатство, потом пожелал возвратиться назад в коринф. он от­правился в путь из таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. а корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить ариона в море и за­владеть его сокровищами. арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. однако ему не удалось смягчить корабельщиков. они велели ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. в таком отчаянном положении ар ион все же корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. между тем корабельщики отплыли в ко­ринф, ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к тенару.​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 23.03.2019 12:44

Между портретами, описаниями и именами героев романа м. а. шолохова «тихий дон»: 1. « кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели» а)иосиф штокман б)пантелей прокофьевич мелехов в)митька коршунов г)григорий мелехов 2. «среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом какихто скрытых мыслей» 3. «сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства» 4. «из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе»

Ответов: 3

Вопросы по другим предметам:

Категория

Қазақ тiлi, 01.02.2021 13:42

Категория

Математика, 01.02.2021 13:42

Категория

Алгебра, 01.02.2021 13:42

Категория

Геометрия, 01.02.2021 13:42

Категория

Русский язык, 01.02.2021 13:42

Категория

Английский язык, 01.02.2021 13:42

Категория

Категория

Математика, 01.02.2021 13:42

Категория

Математика, 01.02.2021 13:42

Категория

К 180-летию русского народного поэта Ивана Захаровича Сурикова 

Сергей Александрович Есенин – самый прославленный из плеяды народных поэтов, выходцев из глубин русского села, имел свою, так сказать, поэтическую родословную. Он её ясно обозначил в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» от 1917 года, где в череде своих предтеч среди прямых предшественников назвал: первым – Алексея Кольцова, вторым – Николая Клюева, себя же поставил третьим. И как жалко и несправедливо, что он забыл здесь скромного, но очень значительного для понимания истоков природной русской есенинской музы поэта – Ивана Захаровича Сурикова, без опосредованного влияния которого, может быть, не состоялось бы и явление Есенина в нашем русском национальном самосознании, о чём мы ещё поговорим. Каждый настоящий поэт может считать себя таковым, если хотя бы одним своим произведением затронет тайные струны души народной и запечатлеется в ней навсегда, словно внесёт свой неповторимый ген в общий духовный генотип нации. Подчас и одного стихотворения, нескольких немудрящих строк, достаточно, чтобы создать такой неповторимый образ, который никакие бури и перемены грядущих веков не сотрут в русской душе. Ивану Сурикову удалось сделать это, он подарил России тонкую рябину…

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына…

Есть несколько вариантов этого стихотворения, я привожу здесь тот, что стал народной песней. Это несколько сокращённый вариант реального стихотворения Ивана Сурикова, но песня, как-бы, сама себе создаёт свою канву, словно река, что прокладывает себе новое русло – это так характерно для русской природы с нашими тихими реками, разветвлёнными, подчас, на многочисленные старицы. Вот почему первоначальный вариант, созданный поэтом, находит отклик в народном сознании и сам начинает творить себя, сокращая, подчас, излишние строки, оставляя суть – тот трогательный, бередящий душу мотив…

Там за тыном, в поле,
Над рекой глубокой
Тихо, одиноко
Дуб растёт высокый…

Именно так надо петь: «высокый». Тогда это лучше сочетается с «глубокой». Вообще Сурикова часто упрекали в неточности рифмы, не очень понимая свойства старинного народного выговора некоторых слов, такого разымчивого, медлительного и душевного одновременно. Рябина, словно живой человек, жалуется в песне на свою судьбу…

Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться…

Удивительное очеловечивание природы здесь у Сурикова, так свойственное исконному русскому сознанию, которое в каждой былинке видит живое существо, а уж в стройной рябине и подавно…

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась…

Так и видится облик простой русской деревенской девушки, той же Алёнушки, словно сплетённый с узорными листьями нашей северной рябины. Но как горька ягода рябиновая, горька и судьба-разлучница…

Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Видно, сиротине
Век одной качаться.

Удивительно тонкие, лиричные слова этой песни написал простой русский мужик, родом из деревни Новоселово, что в Никольской волости Угличского уезда Ярославской губернии. Потомственные владения графов Шереметевых, крепостные крестьяне которых, дабы заработать на оброк своим господам, чтобы тем «весело и вольготно» жилось на Руси и в Европах, уходили на заработки, на «отхожий промысел» в большие города – в Москву и Питер, так как скудная северная верхневолжская земля добрых урожаев не давала, а господа были требовательные. Вот и отец Ивана Сурикова уходил на заработки в Москву, да видно, мужик был спроворный – вскоре немного разжился и завёл себе овощные лавки в «первопрестольной», и вытянул из деревни к себе своего сына Ивана, что до того рос на попечении мамушек и бабушек. Хоть и не сытое, но вольготное деревенское детство долго будет вспоминать Иван Суриков в своих простоватых стихах, которые, тем не менее, навсегда останутся с нами и которые мы часто повторяем, когда вылезаем из лощёных лимузинов, выезжая «на лоно природы», на пригородные «фазенды», или в памятные от предков родные палестины…

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной!..

Напеваем мы, часто и не помня имени того, кто написал эти строки. Там ещё будет про санки, про крутую горку, на которой упал в сугроб с разлёта деревенский мальчишка. Потом он будет отогреваться на печке, а старая бабка рассказывать ему сказки… 

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку –
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт…

Но детство кончилось, надо было зарабатывать на жизнь, помогать отцу в его небогатом мелочном торговом деле. А не с того ли начинал и Есенин? Его отец ведь тоже торговал в мясной лавке купца Крылова в Замоскворечье, был приказчиком. Тоже привёз своего сына Сергея из деревни, но судьба того сложилась иначе, ведь в Москве в десятые годы XX века существовал Суриковский литературный кружок, где и состоялись первые опыты молодого дарования, там, в детских изданиях этого кружка, основанного когда-то Иваном Захаровичем Суриковым и были опубликованы первые произведения будущего великого русского поэта! Так можно ли считать Сурикова первым учителем Есенина, давшего ему путёвку в литературу? Несомненно – да! Хотя сам Иван Захарович и не дожил до знакомства с новым светилом нашей словесности, но его поэтика – вот этот мир русской деревни прямо просматривается в стихах юного Есенина.

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредём домой.

Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, –
Говори да говори.

Совершено суриковский мотив у Есенина в стихотворении 1915 года! Только если у молодого таланта ярко пробивается задорная, весёлая и бойкая детская любознательность, то у Сурикова гораздо больше грусти и смирения перед печальной судьбой. В другое время жил Иван Захарович, не было ещё в Москве, куда переселился из своей северной деревни скромный парнишка, ни литературных кружков для поэтов из народа, ни народного университета Шанявского, где потом будет учиться Есенин. Всё это предстояло создать и создание литературно-музыкального общества, что после назовут Суриковским кружком – это несомненная заслуга крестьянина Угличского уезда. Сейчас в литературе часто встретишь предвзятое отношение к Суриковскому кружку, дескать, не было там больших талантов, Есенину вровень, не поняли там его, хотели, чтобы он писал стихи о «горькой народной доле», а Есенин писал о сельских «королевах», о нежных страстях в стогу сена («Зацелую допьяна, изомну, как цвет…»), общий мотив стихов юного «леля» из рязанских палестин более цветастый, более праздничный и яркий, чем грустная муза сына крепостного крестьянина Ивана Сурикова. Да, всё так, но именно такие самородные, часто не имеющие образования, «лапотные» таланты пробивали дорогу для народного возрождения, уже не обременённого тяжёлым наследием крепостничества и неволи. Таким пришёл в Москву молодой Есенин и быстро завоевал свою славу, а вот Сурикову досталась иная судьба. Он должен был уныло торговать в лавках своего отца, а как же – надо платить оброк барину. Хотел было открыть свою торговлю, да не потянул, разорился, пошёл работать в типографию – хотел быть ближе к печатному делу, к литературе, к которой тянулся всей душой – да здоровье подвело, ранняя чахотка.
Образования не хватает Сурикову, он читает жадно, с запоем стихи Некрасова, Кольцова, Никитина – своих предшественников по описанию «тяжёлой доли» –, а в дуще звучать иные мотивы…

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, –
Вот пришли морозцы –
И зима настала…

И тут мы видим удивительную перекличку раннего Есенина с его учителем, теперь уж можно сказать откровенно – учителем в его ранних поэтических опытах Иваном Суриковым.

Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна…

Только у Есенина всё звонче, бойчей, задорней – ничего удивительного – другое время, другое воспитание и среда, уже без тяжёлой узды крепостной неволи, которая ведь накладывала отпечаток и на души человеческие и на отношение к миру. Отсюда «муза скорби и печали» у поэтов, родом из времён крепостничества, и как важно здесь было творчество таких бунтарей, как поэт Алексей Николаевич Плещеев («По чувствам братья мы с тобой, мы в искупленье верим оба и будем мы питать до гроба вражду к бичам страны родной…»), ставший крестным отцом для Ивана Сурикова в поэзии. Именно Плещеев отметил самобытный талант торгующего крестьянина с Ордынки, где шла мелочная торговля, чем пробавлялся бывший деревенский житель, именно с лёгкой руки Плещеева стихи «крестьянина Ивана Сурикова» впервые увидели свет в московских журналах.
Но революционером, как Плещеев, Суриков никогда не станет. Крестьянская терпеливая закваска всегда будет жить в нём. Он было попытается издавать журнал народной поэзии, испросит разрешение у властей – власти запретят – «смута!» Что ж, Суриков смирится, не привыкать, стать… Как этот случай удивительно отзовётся в судьбе Есенина! Он ведь тоже до последних дней жизни будет питать надежду издавать свой журнал отечественной поэзии «Россиянин», да ему не дадут – убьют на самом взлёте его желаний… Сурикова же убивала сама тягомотина жизни, постоянная бедность, нужда – надо было тянуть семью, помогать бедствовавшим родичам в деревне, выручать беспутного отца, который если и наторговывал что, так спускал в азартных играх… не до поэзии. И потому так удивительны и хрупки чудные строки самобытного поэта, который и в тоске мещанской повседневности мог находить алмазы красоты.

Ярко светит зорька 
В небе голубом, 
Тихо всходит солнце 
Над большим селом. 

И сверкает поле 
Утренней росой, 
Точно изумрудом 
Или бирюзой. 

Сквозь тростник высокий 
Озеро глядит. 
Яркими огнями 
Блещет и горит…

Конечно, всё это мы найдём и у юного Есенина:

Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной…

Подражательство? – Нет, всё бойчее, ярче, красочней, чем у Сурикова. Так и должно быть: ученик превзошёл своего учителя. Так ведь этого и хотел Иван Захарович Суриков! – Для того он издавал на последние гроши сборники крестьян-самоучек, всё искал алмаз народной поэзии, для этих целей основал в 1872 году свой Суриковский литературно-музыкальный кружок, который часто не имел своего пристанища, кочевал по разным литературным гостиным и клубам, но дело своё делал – таланты народные раскрывал и как мог – поддерживал. Творчество самого Ивана Захаровича, наконец, нашло своё признание – в 1875 году его приняли в Общество любителей российской словесности, стали выходить сборники стихов поэта-самоучки. Жаль, жить ему оставалось недолго, чахотка убивала его. Не помогло и лечение кумысом в степях под Самарой в 1877 году и поездка в Ялту – на первые серьёзные гонорары за издания своих сборников. Поздно. В 1880 году он скончался в Москве, не дожив до сорока лет… Могила его на Пятницком кладбище в Москве не забыта, там стоит массивный кубический памятник, так не идущий к тонкой, ранимой музе самобытного поэта. Никто не догадался посадить на его могиле рябину – горькое и красивое дерево, воспетое народным поэтом, ставшее символом его творчества, как и белая берёза, что стала символом великого ученика Ивана Сурикова – Сергея Есенина, так далеко ушедшего «разухабистой гурьбой» в своём творчестве от учителя, но оставшегося, как и он, преданным до конца дней памяти простого крестьянского труда и чувству красоты своей родной земли.

  • Рассказ и история относятся к видам речи
  • Рассказ иван сергеевич тургенев бежин луг слушать
  • Рассказ и эссе отличия
  • Рассказ и жучка 4 буквы сканворд
  • Рассказ иван владимир богомолов