Рассказы о том, как хорошо летом в лесу: пахнет грибами, спелой, душистой земляникой, громко поют птицы, бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки…
Хорошо и привольно летом в лесу.
Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.
Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.
У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.
к оглавлению ↑
Летний рассвет
Кончилась летняя тёплая ночь. Занимается над лесом утренняя заря.
Над лесными полями ещё стелется лёгкий туман. Прохладной росою покрыта листва на деревьях.
Уже проснулись певчие птицы. Закуковала и поперхнулась спросонья кукушка.
«Ку-ку! Ку-кук- кук!» — звонко по лесу раздалось её кукованье.
Скоро взойдёт, обсушит росу тёплое солнышко. Привечая солнышко, ещё громче запоют птицы и закукует кукушка. Растает туман над поляной.
Вот с ночного промысла возвращается усталый зайчишка-беляк.
Много врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь.
От всех врагов ушёл маленький зайчишка.
к оглавлению ↑
Филин
Перед восходом солнца в глубокое, тёмное дупло спрятался ночной разбойник— филин.
Раскинув огромные крылья, всю ночь неслышно летал он над лесными опушками, высматривал добычу. Даже в ночной темноте хорошо видят его круглые злые глаза. Много зверьков и доверчивых птиц поймал и съел ушастый разбойник.
Боится дневного, яркого света филин. Если увидят днём филина птицы, начинается в лесу переполох. Громко трещат сороки, кричат хлопотливые сойки. На этот крик со всех сторон слетаются вороны и ястребы. Даже самые маленькие лесные птички собираются судить и наказывать ночного разбойника, ослеплённого солнечным, ярким светом.
Увидела в дупле ушастого филина проворная попрыгунья-белочка, пронзительно на весь лес заверещала:
«Разбойник! Разбойник здесь живёт!»
к оглавлению ↑
На вырубке
Осветило лесную вырубку тёплое солнышко.
Обсохла ночная холодная роса.
Спокойно и тихо на глухой вырубке в лесу. Пахнет багульником, спелой, душистой земляникой.
На край вырубки вывела свой выводок старая глухарка-мать. Будто пушистые, мягкие шарики, рассыпались маленькие глухарята. Ловят в траве мошек, клюют сладкую землянику.
Взлетела на пенёк старая глухарка. То посмотрит на небо, то поглядит в лес. Не покажется ли ястреб-тетеревятник, не пробежит ли хитрая лисица, не промелькнёт ли в высокой траве проворный горностай?
Зорко сторожит свой выводок осторожная глухарка.
Как в настоящем детском саду, бегают по лесной вырубке шустрые, маленькие глухарята.
к оглавлению ↑
Лесные сторожа
Самая чуткая и умная птица — ворон.
Всё видят, всё чуют умные вороны — зоркие лесные сторожа.
Вот с добычею в зубах, хоронясь в кустах, пробежал по лесу волк. Увидели волка зоркие вороны, закружились над разбойником, закричали во всё вороново горло:
«Каррр! Каррр! Разбойника бить! Разбойника бить!»
Услыхал этот крик волк, уши прижал, побежал скорей в своё логово.
На берегу лесного озера заметили вороны лисицу. Тихонечко пробиралась кумушка в нору. Разорила много птичьих гнёзд, много обидела птенцов.
Увидели вороны и лисицу:
«Каррр! Каррр! Ловите, ловите разбойницу!»
Испугалась, спряталась в тёмный лес лисица. Знает, что чуткие лесные сторожа не дадут ей разорять гнёзда, обижать маленьких птенцов.
к оглавлению ↑
Лисья нора
В сосновом лесу вырыла глубокую нору лисица.
Ещё ранней весною здесь, в норе. родились слепые маленькие лисенята.
Каждый день уходит лисица за добычей, оставляет в норе лисенят. Подросли, окрепли рыжие лисенята, стали выходить из тесной тёмной норы. Привольно играть и резвиться в лесу под деревьями, кувыркаться по мягкому моху.
Хоронясь за деревьями, возвращается с добычею старая лисица.
Жадно набросятся на добычу голодные лисенята.
Быстро растут, много едят бойкие лисенята.
к оглавлению ↑
Над рекой
По берегам реки — сосновый бор.
Дует над рекой ветер. Плещут в берег шумные волны. Гуляют по волнам седые барашки-беляки.
Взлетел над волнами огромный орлан-белохвост. Держит в когтях живую, трепещущую рыбину.
Умеют ловить рыбу зоркие орланы. С огромной высоты камнем бросаются на волны, цепко схватывают добычу.
В самых больших лесах на вершинах высоких деревьев устраивают гнёзда орланы. Много всяческой добычи приносят прожорливым птенцам.
Далеко видят зоркие и сильные орланы. Под самыми облаками парят они в ясные дни. Хорошо видят, где спрятался в траве, прижав уши, зайчонок, где всплеснула над волнами рыба, где на лесную вырубку вывела свой выводок осторожная глухарка-мать.
к оглавлению ↑
Рысенок
Под старой сосной вытянулась, греется на солнышке рысь.
Тихо в глухом лесу. Слышит рысь, как перепорхнёт с дерева на дерево рябчик, как пропищит, покачиваясь на ветке, синичка, прошелестит лесная мышь.
Маленький пушистый рысёнок взобрался на спину рыси. Потягивается, мурлычет старая рысь, играет с маленьким весёлым рысёнком.
Ночью уходит рысь за добычей. Неслышно крадётся под деревьями, ловит птиц и неосторожных, робких зайчишек.
Никто не увернётся от острых когтей разбойницы-рыси: ни зазевавшийся зайчишка-беляк, ни старый тетерев и тяжёлый глухарь, ни задремавший пугливый рябчик.
Много вреда делает в лесу злая разбойница-рысь.
к оглавлению ↑
Лоси
Наступил вечер в лесу. За макушки деревьев закатилось солнышко.
Пасётся на краю болота лосиха со своим длинноногим неуклюжим лосёнком.
Досыта наелись они сочной травою.
Звенят над болотом надоедливые комары. Отбиваются от комаров лоси, потряхивают длинными ушами.
Чтобы спастись от комаров, забираются иногда лоси в воду. Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой, непролазной чащобы не страшатся сильные лоси.
Всюду бродят по лесу лоси — переходят болота, переплывают широкие реки и глубокие лесные озёра.
Там, где люди не обижают лосей, доверчиво выходят они из лесу. Нередко люди видят лосей на окраинах селений и городов. Случается, забредают они в сады и подгородние парки.
Настоящие охотники берегут, не стреляют лосей. Любуются они большими, красивыми животными, не причиняющими вреда человеку.
к оглавлению ↑
Летняя ночь
Наступила тёплая ночь в лесу.
Светит луна на окружённую лесом поляну. Стрекочут ночные кузнечики, заливаются в кустах соловьи.
В высокой траве без отдыха кричат длинноногие, проворные коростели.
«Тпрусь-тпрусь! Тпрусь- тпрусь! Тпрусь-тпрусь!» — со всех сторон слышится их громкий хриплый крик.
Беззвучно носятся в воздухе летучие мыши.
У края тропинки там и там зажглись зелёные фонарики светляков.
Тихо в ночном лесу. Чуть слышно журчит скрытый лесной ручеёк. Душисто пахнут ночные красавицы — фиалки.
Вот .проковылял, хрустнул сучком, отправляясь на промысел, заяц-беляк. Отбросив лёгкую тень на поляну, пролетела и скрылась сова.
В глубине леса вдруг ухнул и захохотал, как в страшной сказке, филин-пугач.
Испугалась филина, проснулась в гнезде, робко пискнула лесная маленькая птичка…
(Илл. Никольского Г.)
Инфоурок
›
Родная литература
›Презентации›Презентация по родной литературе на тему «Соколов-Микитов «Русский лес»»(5 класс)»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ русский лес11.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский писатель, натуралист и путешественник, родился в урочище Осеки Калужской губернии, 30 (18) мая 1892 года.
-
2 слайд
Описание слайда:
Русские художники. Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
Работа с рассказом И. Соколова- Микитова «Русский лес!»
Замечательный русский писатель завещал нам : любите наших меньших братьев,
четвероногих, пернатых, пушистых, зубастых, колючих… Лесных, полевых, речных,
озерных, летающих в небе, живущих в норе, под землей… -
3 слайд
Описание слайда:
Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес.
В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких еле́й. Высокие вершины еле́й унизаны ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
Клесты – пернатые обитатели хвойных лесных массивов северного полушария. Унизанный –покрытый сплошь
Ожерелье — украшение, носимое вокруг шеи. Ожерелья в виде бус являются одними из древнейших видов украшений, известных людям с эпохи палеолита.
А́рка (фр. arc, итал. arco, от лат. arcus — дуга, изгиб, нем. Bogen) — тип архитектурной конструкции, дугообразное перекрытие проёма
Словарик -
4 слайд
Описание слайда:
Невидимой жизнью по́лнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.
-
5 слайд
Описание слайда:
Разберемся в прочитанном:
Какой показывает автор жизнь зимнего леса?
Найдите и зачитайте, как автор описывает берёзы?
Что автор говорит о высоких и маленьких елях?
Какие литературные приёмы использует автор, описывая березы и ели?
С точки зрения автора, какой человек может наблюдать жизнь зимнего леса? Почему? Докажите словами из текста. -
6 слайд
Описание слайда:
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилётные птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями ноздрястый снег.
Глухарь – это самая большая птица отряда куриных, а также самая крупная пернатая дичь, обитающая в лесных массивах
Токующий глухарь разворачивает веером хвост, опускает крылья, вытягивает вверх шею и топорщит «бороду». Во время пения глухарь держит клюв раскрытым, подергивает головой, часто медленно расхаживает по ветке или по земле. -
7 слайд
Описание слайда:
На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-ви́тютень.
Вяхирь или ви́тютень – это самый крупный из диких лесных голубей, обитающих в Европе. Это сугубо лесная птица. -
8 слайд
Описание слайда:
Придёт радостный день — зелёною дымкой покроется опушка берёзового леса. Кукуют кукушки. По утрам перед рассветом слетаются на ток краснобровые красавцы тетерева-косачи. Вечером над вершинами леса тянут, хоркая и цвиркая, длинноносые вальдшнепы. Крякают над рекой дикие утки. На краю лесного болота высоко в небе токует баранчик-бекас.
Вальдшнепы , или лесные кулики (лат. Scolopax), — род птиц из семейства бекасовых (Scolopacidae), состоит из восьми очень схожих между собой видов, характеризущихся длинным тонким клювом, приземистым туловищем и защитным коричневато-черным оперением.
Бека́с — небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом. Небольшой кулик размером примерно с большого пёстрого дятла. У них короткие зеленовато-серые ноги.
ХОРКАТЬ, -ает; нсв. Охотн. Издавать звуки «хр-хр», «хру-хру»
Словарик -
9 слайд
Описание слайда:
Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над жёлтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчёлы. А в кустах на берегу реки защёлкал, звонко запел первый соловей.
Ря́бчики (Tetrastes Keyserling et J. H. Blasius, 1840) — род небольших лесных птиц из подсемейства тетеревиных, отряда курообразных.
Словарик
Гугукать-издавать звук гу-гу
Пуховки-барашки, пушистые цветки ивы -
10 слайд
Описание слайда:
Разберемся в прочитанном:
Почему, по мнению автора, хорош лес ранней и поздней весною
Что можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу.
Какие литературные приёмы использует автор, описывая разноголосое пение весенних птиц?
Какие растения и цветы можно увидеть первыми на лесных полянках? -
11 слайд
Описание слайда:
Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном тёмном лесу? Примолкли самые голосистые птицы, уже не поют по закра́йкам леса звонкоголосые соловьи.
Идёшь по лесу, хорошенько приглядываясь, — нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растёт гриб. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Кое-где попадаются крепкие боровики, приятно взять в руки холодноватый гриб. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом берёзовом лесу густо сидят грибы подберёзовики.
Словарикподосиновики
красные мухоморы
Синонимы и близкие по смыслу выражения к слову «закрайка»: Закраина, закраек, кромка, край. -
12 слайд
Описание слайда:
На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зелёных ветках ягоды брусники.
земляника
лесная малина -
13 слайд
Описание слайда:
Разберемся в прочитанном:
Что автор рассказывает о знойном лете в прохладном тёмном лесу?
Какие знания о лесе, с точки зрения автора, помогают понять, где какой растёт гриб.
Какие литературные приёмы использует автор при описании грибов?
Какие ягоды поспевают летом в лесу? -
14 слайд
Описание слайда:
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.
-
15 слайд
Описание слайда:
Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен осенью и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Каждый виден на дне камешек. Ещё цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик дятел. Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб.
Но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин. Уже облетели, плавают на воде лёгкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями. -
16 слайд
Описание слайда:
Разберемся в прочитанном
Почему, по мнению автора, особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни?
Какие литературные приёмы использует автор?
Докажите словами из текста. С чем сравнивает автор паутину? А листочки?
Какие осенью воздух и вода в лесных ручьях?
Как называется период солнечных и теплых дней в начале осени на деревне?
Какие птицы готовятся к отлёту?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 930 человек из 80 регионов
- Сейчас обучается 895 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 1017 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Родная (русская) литература Тема урока: Е.А. Пермяк « Маркел-Самодел и его дети».
-
Технологическая карта урока по родной русской литературе на тему «Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». »
-
Рабочие программы 6 класс
-
Литературоведческэ толи «Арадай аман зохёол»
-
Внеклассное мероприятие «Замбаагай нюуса»
-
Творчество Г.Дашабылова — презентация
-
Тесты по бурятской литературе
-
Мини олимпиада по бурятской литературе
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5459321 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Рассказ о ежах, которые приходили по вечерам к домику автора и без страха кормились из собачьей миски, чем раздражали собак. Летом в подполе было слышно, как ежики разговаривают друг с другом. Однажды летним вечером из подпола вышел на прогулку целый выводок маленьких ежат.
Приходилось ли вам слышать, как разговаривают между собою ежи? Наверное, никто не слыхал.
А вот я слышал.
Расскажу по порядку. Зимою и летом мы живём в Карачарове на берегу реки, в маленьком домике, со всех сторон окружённом лесом. Мы ходим в лес наблюдать и слушать, как живут и поют птицы, как расцветают лесные цветы, летают и ползают насекомые.
Выходя по ночам на крыльцо полюбоваться на звёздное небо, послушать ночные звуки и голоса, я часто слышал, как кто-то пробегает в высокой траве под сиренью. Я зажигал электрический фонарик и видел убегавшего большого ежа. Ежей мы нередко видели по вечерам, когда закатывалось солнце: в поисках пищи они безбоязненно бродили вокруг нашего домика, подбирали крошки и то, что мы для них оставляли. Нередко ежи подходили к большой чашке с едою, из которой мы кормили наших собак — добродушного чёрного Жука и хитрую Белку. Обычно Белка начинала обидчиво и яростно лаять, а её флегматичный сын Жук отходил в сторонку и терпеливо молчал. Ежи забирались передними лапами в собачью чашку и, тихо пофыркивая, спокойно ели. Несколько раз я ловил ежей и приносил в дом. Они ничуть не боялись людей, спокойно бегали по комнатам и не пытались свёртываться в клубочек. Я выпускал их на волю, и они продолжали кормиться возле нашего домика, раздражая собак.
Однажды в тёмную летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, лишь иногда с реки доносились лёгкие отдалённые звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались очень тихие незнакомые и приятные голоса. Голоса эти были похожи то ли на тихий разговор, то ли на шёпот пробудившихся в гнезде птенцов. Но какие же птенцы могли быть в подполье?.. И на мышиный писк, на злобный визг крыс не были похожи эти ласковые подпольные голоса. Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Через некоторое время я вновь услышал в подполье уже знакомый ласковый разговор. Там как бы беседовали между собою два загадочных, мне не знакомых существа.
— Каково спят наши детки? — говорил один ласковый голос.
— Спасибо, детки наши спят спокойно, — отвечал другой ласковый голос.
И загадочные голоса замолкали.
Я долго думал, кто так ласково разговаривает под моим письменным столом в подполье? “Наверное, там живут ежи, — подумал я. — Старый ёж приходит к своей ежихе и спрашивает у неё о маленьких ежатах”. Каждую ночь я слышал в подполье ежиные голоса и улыбался: так дружно разговаривали ёж и ежиха!
Однажды вечером, когда за рекой закатывалось солнце, в открытое окно меня кликнул внук.
— Дедушка, дедушка, — кричал он, — выходи скорее!
Я вышел на крыльцо. Внук показал мне на спокойно прогуливавшееся по утоптанной дорожке целое семейство ежей. Впереди шёл старый большой ёж, за ним шла ежиха и маленькими комочками катились крохотные ежата. По-видимому, родители в первый раз вывели их из гнезда на прогулку. С тех пор каждый вечер старые ежи и ежата выходили гулять на дорожку. Мы оставляли для них в блюдце молоко. Ежата спокойно пили молоко вместе с котёнком, который у нас жил и подрастал.
Так продолжалось несколько дней. Потом ежи ушли в лес, и мы их видели редко. По ночам они по-прежнему приходили к нашему домику, пили молоко и ели из собачьей чашки, но больше я не слышал в подполье ежиных ласковых голосов.
Все видели и знают ежей. Это очень смирные и кроткие звери. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся, Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами, загрызают ядовитых змей. На зиму они устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. На своих колючках они таскают в берлоги мягкий мох и сухие листья. На всю зиму ежи засыпают. Их маленькие сокрытые берлоги покрывают глубокие снежные сугробы, и ежи спокойно спят всю зиму. Просыпаются они ранней весной, когда в лесу сходит снег, выходят на охоту.
Ежи скоро привыкают к людям и делаются ручными. В соседнем пионерлагере развелось целое стадо ежей. Каждую ночь они приходят из леса к пионерской столовой и лакомятся едою, которую оставляют для них пионеры. Там, где живут ежи, нет ни мышей, ни крыс.
Когда-то и у меня жил ручной ёж. Днём он забирался в голенище валяного старого сапога, а ночью выходил на добычу. Я часто просыпался от мелкого топота и шума, который производил по ночам ёж. Два или три раза мне удалось наблюдать, как он ловит мышей. С необыкновенной быстротой ёж бросался на показавшегося в углу комнаты мышонка и немедленно с ним расправлялся. Признаться, он причинял мне много беспокойства, мешал по ночам спать и вёл себя нечистоплотно. Несмотря на все неприятности, мы очень подружились. Мне и моим гостям очень нравились некоторые ежиные смешные ухватки. Выходя из ночного убежища, он старательно обнюхивал и оглядывал каждую щёлку, подбирал на полу мелкие крошки. Было что-то уморительно смешное в его движениях, походке, в его маленькой мордочке, покрытой серыми волосами, в его маленьких чёрных и умных глазках.
Иногда я клал его на стол и громко хлопал по доске ладонью. Ёж почти мгновенно свёртывался в колючий серый клубок. Долго оставался он неподвижным. Потом начинал медленно, тихо развёртываться. Из острых серых колючек показывалась маленькая смешная и недовольная мордочка. Он обнюхивался и оглядывался. На мордочке появлялось выражение прежнего добродушного спокойствия.
О ежах написано и рассказано много. Рассказывают, как на ежей охотятся хитрые лисицы. Свернувшегося в колючий клубок ежа лисица тихонько скатывает с крутого берега в воду, где ёж быстро развёртывается, и лисица легко расправляется с ним. То же самое проделывают с ежами некоторые умные собаки.
(Илл. Устинова Н.)
Конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)
учителя МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» Городюк Ксении Аркадьевны
Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Цель урока:
-прививать любовь к природе, учить понимать природу;
— работать над развитием выразительной речи, мышления;
-расширить кругозор детей;
Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира. Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
-определять правила работы в группах,
-оценивать усваиваемое содержание( исходя из личных ценностей)
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроки — высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в учебнике;
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, фильм «Узоры».
Ход урока
1.Организационный момент
-Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Проверьте все ли на месте,
Все ль в порядке?
Разминка для глаз.
Игра » Фотоглаз».
На доске: зима
лес
сугроб
узоры
У: Сколько слов вы запомнили?
У: Назовите эти слова?
У: Какие слова вы прочитали?
У: Используя эти слова, скажите, какую картину можно нарисовать?
У: Какие узоры можно увидеть на снегу?
У: Кто может оставить узоры на снегу? ( животные)
2.Изучение нового материала
У: Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем на уроке говорить?( о животных)
Давайте познакомимся с произведением автора Ивана Сергеевича Соколова –Микитова «Узоры на снегу»
Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в. Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник.Учился в Смоленском училище, не закончив обучение ,служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы, сборники русских детских игр.
У: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком разделе мы с вами работаем?
У: Какие произведения уже прочитали?
У: Что общего у этих произведений?
У: Какое произведение будем читать?
3.Первичное восприятие чтения.
У: Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос:
У: Какие узоры на снегу увидел автор?
У: Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных? (Да или нет).
У: Могли вы определить, чьи это были следы? (Да, следы собаки, птиц)
У: Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И.Соколова — Микитова? (Да)
У: Перечислите этих животных. ( Заяц, лиса, волк, горностай, лиса, лоси.)
У: Какое животное вам мало знакомо? (Горностай)
4.Физкультминутка
Вот метель гулять пустилась
Сюда снежинка прилепилась,
Вот она взлетает, порхает,
Следите за ней глазами.
5. Проверка восприятия.Просмотр видеоролика.
У: Предлагаю вам еще раз прочитать этот текст, теперь уже на экране и посмотреть. Как выглядят эти следы. Смотрите и запоминайте. Заодно обратите внимание на то, как выглядит горностай.
У: Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?
У: Следы каких животных похожи? ( лисы и горностая) Чем? ( формой,цепочкой)
У: Следы волка похожи на следы домашнего животного, как вы думаете, кого?
У: Откройте ученик на странице 159
У: Ответим на вопросы в учебнике.
У: Объясни, почему рассказ называется «Узоры на снегу»
У: Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найди и прочитай ответ в тексте.
У: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией.
6.Работа в тетради
У:Откройте тетради на печатной основе страница ()
У: Давайте вспомним, о каких животных рассказал автор?(заяц,горностай,волк,лиса,лоси)
У: Прочитайте, название, каких животных вы записали в тетрадь?
У: Верните каждое слово по слогам так, как оно записано на доске.
У: Каких животных вы никогда не видели? Показываю картинки.
У: Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?
У: Найдите его следы на рисунке.
У: Чем питался зайчик?
У: Что нам рассказывает автор о горностае?
У: За кем он охотился?
У: На что похожи следы старой лисицы?
У: Найдите ее след.
У: Как передвигались по опушке волки? Почему?
У: Как нам автор рассказывает о лосях?
У: Почему они копытами поднимали снег?
У:Что это за скатерть?
У: Какие слова использует автор, для описания снежного покрова земли? Подчеркни их.
У: Как ты понимаешь выражение «читать следы» ? Запиши.
У: Посмотрите на доску вам предлагается решить кроссворд по картинкам. О следах каких животных говорится в рассказе? Раскрась картинки.
У: А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)
У:Почему?
7. Выставка книг
У:Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?
У:Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.
У: Ребята сегодня на выставке не хватает одной книги. Догадайтесь какой?
У: Верно. Теперь я могу поставить нашу книжку на выставку.
8. Итог урока
У:Расскажите, что нового узнали на уроке?
У:Какое произведение читали?
У:Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о
нём, как о человеке?
У:Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?
У:Что может заставить человека часто бывать в лесу?
У:Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.
9.Рефлексия
У:Давайте посмотрим какой след оставил этот урок в ваших душах?
У каждого на столе несколько ладошек.
У:Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.
У:Вот и мы оставили свои следы.
Чтение, 5
класс.
Дата:___________
Тема. «Весна».
И.Соколов-Микитов.
Цель и
задачи:
— выявить и обобщить знания учащихся о весне, о признаках весны;
— формировать плавное, сознательное чтение
с соблюдением
пауз;
— продолжать учить отвечать на вопросы,
ориентируясь в тексте;
— работать над формированием связной речи;
—
активизировать и расширять словарный запас у учащихся.
—
создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности;
—
учить работать в группе;
—
воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.
Оформление,
оборудование и инвентарь: портрет И. Соколова- Микитова, таблички со
словами; карандаши; бумага А3, маркеры, мультимедийная презентация к уроку, фильм
«Весна в лесу», компьютер, мультимедийный проектор,
экран.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: традиционная
с использованием мультимедийной презентации.
Ход урока.
1.Организация
внимания.
2. Речевая зарядка
1. Упражнение на
дыхание: — Кто дольше произнесёт звук –а; -о; -у;
2.
Упражнение на отработку правильности чтения и дикции: хорошо говори звук С.
Включаем радио :
а) молча, артикулируя
губами
б)
шёпотом
в)
вполголоса
г) громко
Выключаем радио
са –– су — со
солнышко
сва – сво – све светит
сна – сно – сне снег
3.Работа со
скороговоркой.
Каждая группа
прочитывает свою.
1 гр. Кукушка
кукушонку 2гр. У ежа — ежата
Купила капюшон У ужа- ужата
3. Вводная часть урока
1. Отгадывание загадки
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? —
Весной.
2. Назовите весенние месяцы. —
Март, апрель, май. Слайд
3. Назовите раздел, который мы
читаем.
4. Назовите те произведения и их
авторов, над которыми мы поработали?
4. Сообщение темы урока
1. Сегодня мы
читаем рассказ «Весна» Ивана Соколова – Микитова. (портрет)
Автор вам знаком. Его рассказы мы уже
читали Слайд – вставка книг
5, Знакомство с текстом
1. Словарная работа «Мозговой штурм». Вспомнить и записать все, что знают, читали о косяках – самостоятельно
( в течении 3 минут)
Косяк
– Стая рыб, птиц
Брус дверной или
оконной рамы.
2. Чтение учителем на
фоне фильма
— О каком времени года
рассказ?
3. Работа над трудными
словами
Рас- трё-пан-
ны-е растрёпанные
Про-бу-див-ша-я-ся пробудившаяся
6. Чтение и анализ текста.
1. Самостоятельное чтение с
«пометкой»
Читаем и делаем пометки Я знаю
(+)Не знаю (-)Понравилось(!)Не понял (?)
2. Проверка: Поднимите руки те,
кто «пометил» не понял; не знаю.
3. Чтение по абзацам.
— о ком будем читать? — о
чем будем читать?
4. Выполнение заданий в
группах.
1гр. Выбрать из текста и записать
слова о ком рассказ? Рассказ о грачах, о скворцах, о гусях, утках,
журавлях, о муравьях, о бабочках. 2гр. О чем рассказ? Рассказ о
солнышке, о снеге, о ручейках, о реке, о деревьях и почках.
7. Физминутка
5. Выборочное чтение и
ответы на вопросы
а) Учащиеся 1 гр.находят
в тексте предложение о солнышке. Один ученик читает предложение. —
Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко.
Затем
на слайде (по щелчку мыши) открывается картинка с предложением. Идет
сопряженное чтение.
б)Учащиеся 2 гр.находят в тексте
предложение о реке. — Посинел на реке лёд .
в ) Прочитай о деревьях. —
Надулись на деревьях пахучие клейкие почки.
г)Что делают грачи? —
Прилетели грачи, поправляют свои старые гнёзда.
Поправляют. Как можно сказать
по-другому? — Ремонтируют. Делают ремонт.
д) Кого увидели ребята?
— Увидели ребята первых скворцов.
Скворцы прилетели.
е) Что делают гуси, утки и журавли? — Летят
с юга дикие гуси, утки, журавли.
ж) 1 гр. Прочитай о муравьях. —
Побежали по кочкам муравьи.
з) 2 гр. Прочитай о бабочках. —
А над полянкой вспорхнула первая бабочка. Вспорхнула. Как
можно сказать по-другому? полетела.
8. Словесное рисование.
Нарисуйте устно картину весны, используя опорные
слова.
1гр. Рисуют картину
неживой природы
2гр. Рисуют картину
живой природы
Светит солнышко Прилетели
грачи
Надулись почки
Скворечня
Посинел лёд Робкий
заяц
Распустились пуховки Медвежата
Подснежники Хлопотливые
муравьи
9. Домашнее задание
— Выразительное чтение, пересказ.
— По желанию – сделать рисунки к тексту и
подписать их предложениями из текста
10.Просмотр учебного фильма «Весна в
лесу»
—
Понравился фильм? О каком времени года фильм?
11. Итог
урока.
-Какое произведение читали? Кто автор?
—
Смог бы он написать этот рассказ, не бывая в лесу?
—
Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану
Сергеевичу написать такие замечательные произведения.