Рассказ иван владимир богомолов

В статье рассмотрены особенности специфического самосознания и поведения мальчика-разведчика ивана буслова, мстящего за гибель своей семьи в условиях смертельной опасности.

В статье рассмотрены особенности специфического  самосознания и поведения мальчика-разведчика Ивана Буслова, мстящего за гибель своей семьи в условиях смертельной опасности. Он отказался от отправки в суворовское училище и самовольно уходит за линию фронта, где попал в руки врага и погиб, ничего не сказав.

В статье проанализированы противоречия между воинским долгом и детским возрастом, между мальчиком и взрослыми в ощущении войны, между профессией разведчика и войскового офицера. Показано драматическое смещение самосознания мальчика на войну: для него лучше погибнуть, чем поехать в тыл.  

Ключевые слова: военное самосознание, режим секретности личности,  навыки разведчика, фронтовое братство, обеспечение перехода через фронт.

Abstract: The article considers the peculiarities of the specific self-consciousness and behavior of the scout boy Ivan Buslov, who is taking revenge for the death of his family in conditions of mortal danger. He refused to be sent to the Suvorov school and voluntarily goes behind the front line, where he fell into the hands of the enemy and died without saying anything. The article analyzes the contradictions between military duty and childhood, between a boy and adults in the sense of war, between the profession of a scout and a military officer. The dramatic shift of the boy’s self-consciousness to the war is shown: it is better for him to die than to go to the rear.

Keywords: military self-awareness, personal secrecy regime, intelligence skills, front-line brotherhood, ensuring the transition through the front.

Воинское самосознание юного разведчика

В статье И.Н. Позерта исследуется стиль и язык повести Владимира Богомолова «Иван», характеризующие обстановку войны, общение солдат  и офицеров на фронте. Однако предметом данной статьи отнюдь не является  литературоведческая задача: нас интересует мировоззрение и мироощущение  на войне главного героя и других персонажей повести:  мальчика-разведчика с псевдонимом Бондарев и его боевых друзей [2].

Впервые мы его встречаем после переправы через Днепр, когда он, посиневший от холода и дрожащий, в мокрых штанах и рубашке, с босыми ногами в грязи, мальчик лет одиннадцати задержан охранением в воде возле берега ночью в расположении батальона старшего лейтенанта Гальцева, занимающего позиции на восточном берегу Днепра. Случай произошёл в октябре 1943 года, перед форсированием советскими войсками этой большой реки с целью освобождения Киева и правобережной Украины – в повести указана ширина  пятьсот метров.  Мальчик переплыл реку,  держась за вертящееся в воде полено, из-за судороги едва не утонул в студёной воде при температуре +5 ° С. В военном наставлении по форсированию рек сказано, что при температуре меньше +15°С переправа через широкую реку невозможна даже для взрослого человека, а мальчишка чудом выбрался.

В блиндаже командира батальона он назвал себя Бондаревым и сразу потребовал сообщить о нём «Пятьдесят первому» в штаб армии, причём точно назвал номер воинской части, соответствующий штабу армии. Сняв свою рваную одежду, мальчик бросил её на полу, не собираясь сушить и уверенно заявил, что ему привезут другую одежду. После полученного нагоняя от начальника штаба полка за просьбу связаться со штабом армии и доложить о каком-то неизвестном Бондареве, Гальцев повторно спросил  мальчика и услышал, что тот добрался  с другого берега и не поверил ему. Когда мальчик понял, что о нём не собираются сообщать в штаб армии, пригрозил, что если о нём не доложат «Пятьдесят первому», то за это ответят. Оказалось, что он знает начальника разведки армии подполковника Грязнова и офицера разведотдела штаба армии капитана Холина. Гальцев хорошо знал их лично по прежнему месту службы, будучи офицером связи и в качестве переводчика участвуя в допросах пленных, когда Грязнов возглавлял разведотдел  дивизии – и потребовал позвонить, либо он сам будет звонить. На вопросы Гальцева, откуда Бондарев знает Грязнова и Холина, мальчишка не ответил, а потребовал сообщить Грязнову о его местонахождении.

После звонка начальнику разведки дивизии майору Дунаеву вскоре Гальцеву перезвонил сам начальник разведки армии подполковник Грязнов и приказал выгнать всех из землянки, чтобы никто посторонний не видел Бондарева и не приставал с расспросами. Создать ему все условия и дать бумагу и ручку, всё написанное немедленно отправить в пакете в штаб полка, а оттуда пакет заберёт посыльный из разведотдела армии. Бондарев на предложение поесть ответил отказом: потом, а сразу начал писать на листе какие-то сведения и писал целый час, закрывая от Гальцева написанное рукавом. Он соблюдал первую заповедь разведчика: информация не должна попадать в посторонние руки для успеха задуманной операции, безопасности разведчика и связанных  с ним людей. Из грязного платка Бондарев достал семена подсолнечника, зёрна ржи и пшеницы, хвоинки от сосны и ели, тщательно пересчитал и записал числа [1, с. 25-26].

Для запоминания информации юный разведчик применил способ шифровки, который не вызывал подозрения врагов в случае задержания и обыска: зёрна и семена можно выдать за пищу на случай голода, хвоинки могли сами попасть в карманы при ночёвках на земле в лесу. Истинное значение каждого символа знал только он сам, да и мало ли чего валяется в кармане бродяжки? Однако отсюда мы можем понять, что Иван умело зашифровал пять родов войск или вооружений, а количество зёрнышек и хвоинок может  означать, например, количество пехотных полков и дивизий, дивизионов и полков тяжёлой артиллерии, танковых полков и дивизий, авиационных частей и соединений.

Гальцев уходил на время отдыха мальчика в расположение батальона, а проснувшись, Бондарев спросил, не разговаривал ли он во сне: раньше не говорил, а теперь не знает, появилась какая-то нервность. Вопрос о разговоре во сне связан с опасностью нечаянно проговориться, если его схватят враги. Вскоре появился капитан Холин и они с мальчиком крепко обнялись, как старые друзья. Холин сообщил, что Катасоныч – командир взвода армейской разведки старшина Катасонов – ждёт его возле деревни Диковки на другом берегу Днепра, а он уже здесь. Бондарев пояснил, что возле Диковки не мог подойти к берегу, поскольку там полно немцев, а он плыл от хутора Сосновки и едва выплыл, на середине реки выбился из сил, да ещё прихватила судорога; в студёной воде он проплыл около трёх километров, что поразило даже капитана Холина. После этого разговора капитан-разведчик приказал подогнать машину разведотдела поближе, в блиндаж никого не пускать.

Холин, как представитель штаба армии, по военной субординации не имел права приказывать офицерам других частей, но он был убеждён, что разведка самое главное дело в боевых действиях войск и поэтому все ему должны помогать. Однако Гальцев не стал препираться, исходя из интересов разведки и понимания её важности для армии. Когда Иван и офицеры выпили за встречу, Бондарев потребовал ехать, поскольку их ждёт подполковник Грязнов, и капитан сразу переменил своё намерение выпить ещё. Для мальчишки желание поскорее лично довести до начальника разведки армии все добытые сведения важнее отдыха и продолжения знакомства. Часто  личные впечатления разведчика не  уложить на бумагу, но они важны для понимания ситуации. От комбата Холин потребовал убрать от землянки часового и проследить, чтобы их с Иваном  никто не увидел. Прощаясь, мальчишка строго поправляет Гальцева: не прощай, а до свидания! [1, с. 35-36].

Готовясь к новому переходу линии фронта, Бондарев не спеша переоделся в заплатанную гражданскую одежду, а капитан Холин помогал ему, затем осмотрел со всех сторон. Гальцев тоже посмотрел: ни дать ни взять бездомный оборвыш, мальчишка-беженец: их немало видели на дорогах в наступлении. На ноги взрослые обули немецкие кованые сапоги, чтобы «не наследить» у немцев советскими подошвами. Холин сам завязал  шнурки маскхалата Гальцева. К поясным ремням прицепили финки и гранаты-лимонки Ф-1, капитан взял противотанковую РПГ-40. Пистолеты с патронами, загнанными в патронники,  офицеры сунули за пазуху. В таком положении патрона при крайней необходимости можно немедля открыть огонь. Надели компасы и часы со светящимися циферблатами, осмотрели ракетницы, и Холин проверил крепление дисков в автоматах.

Мальчишка – зафронтовой разведчик при встрече с врагами должен в совершенстве владеть искусством маскировки под маленького бродягу: старая одежда и обувь, грязные нестриженные волосы, худое голодное лицо, несвежие куски хлеба, настороженность, изворотливость. В кусок рядна (домотканой ткани) Холин завернул мальчику небольшой круг домашней колбасы, два кусочка сала и краюху и несколько чёрствых ломтей ржаного и пшеничного хлеба. Хлеб подовый, выпеченный в русской печи, сало неровное и не армейское,  а серо-тёмное от грязной соли.  Гальцев при этом подумал, что предусмотрена буквально каждая мелочь, чтобы не выдать связь разведчика с армией. В карманы мальчишка прячет складной ножик и затёртые оккупационные марки. Далее все попрыгали, чтобы ничего не бренчало. Облучив глаза красным светом сигнального фонарика, чтобы лучше видеть в темноте, Гальцев, Иван и Холин идут к лодке на расстоянии друг от друга, чтобы в случае засады на тропинке или стрельбы не все сразу погибли: комбат Гальцев прикрывает разведчика спереди, а Холин сзади.

Готовя новую переброску Ивана в тыл на участке батальона Гальцева, разведотдел армии присылает старшину Катасонова для наблюдения за обстановкой на переднем крае противника. Тот в стереотрубу наблюдает за немцами, а на противоположном берегу видит трупы двух наших  разведчиков, которые были убиты в глубине обороны немцев, прикрывая отход своей группы с захваченным «языком» и посажены раздетыми на берег в назидание нашему берегу. Катасонов коротко рассказал Гальцеву, что произошло и говорит, что надо бы их забрать с того берега. Глумление над мёртвыми – не только признак бесчеловечности нацизма вообще, но и того, что,  несмотря на большую ширину реки, мощные укрепления и большие силы, фашисты всё же нервничали перед тяжёлыми боями за Днепр. После тяжёлых поражений в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге они опасались, что не смогут удержать оборону «Восточного вала». 

Переход юного разведчика обеспечивали около двухсот человек, готовых прикрыть шквалом артиллерийского, пулемётного и миномётного огня по позициям немцев. Холин соврал командирам подразделений поддержки, что проводится поиск, но на самом деле Ивана переправляли как зафронтового разведчика для изучения оперативных тылов противника, о котором никто не должен был подозревать: режим сохранения военной тайны в таких случаях гораздо жёстче.

В разведке немало специфических правил соблюдения безопасности,  включая сохранение тайны от своих. Перед переправкой Ивана Буслова через линию фронта Холин приказывает Гальцеву заговорить стоящего на посту ефрейтора Дёмина, чтобы они с Иваном могли проскользнуть к лодке незамеченными. А ефрейтор итак нёс караульную службу один вместо парного наряда в окопе на берегу Днепра по приказу комбата как раз потому, чтобы обезопасить переход от ненужных свидетелей. От Дёмина Гальцев узнал, что старшина Катасонов был убит пулей, когда высунулся из окопа. Капитан Холин приказал Гальцеву не обсуждать  случившееся, а старший  лейтенант понимает, что мальчик уходит на задание и ни в коем случае его нельзя расстраивать сообщением о гибели старшего друга, собиравшегося проводить Ивана на другой берег.

Холин спрашивает Гальцева, умеет ли тот плавать, тот утверждает, что может сплавать летом туда и обратно через Днепр пять раз. Это устраивало капитана разведки: Гальцев поможет вместо убитого Катасонова проводить и прикрыть мальчика на том берегу, а в случае провала операции и утраты лодки старший лейтенант сможет переплыть реку с донесением. Поэтому комбат отправился на занятый врагом берег в нарушение боевого устава, передав командование батальоном на время отсутствия командиру пятой роты,  а не замполиту, как тот хотел. Но Холин отсоветовал ему, зная, что замполит по обязанности донесёт наверх о нарушении устава и им не избежать жёстких взысканий  от командования.  Причём, когда  Гальцев  на другом берегу хотел убить проходящих над самыми головами патрульных, капитан остановил его руку; когда комбат выразил опасение, что идущий по берегу немецкий патруль увидит лодку и отрежет их от неё, Холин злится на него за то, что тот думает о лодке: «Ты дурак или шкура?»  Тогда как прежде всего надо было опасаться, что немцы заметят идущего через их расположение Ивана и с ним что-то случится [c. 95-96].

В начале ноября, после восьми дней отчаянных боёв в наступлении на другом берегу Днепра Гальцев встретил подполковника Грязнова и наедине спросил, вернулся ли Иван Бондарев. На что Грязнов недовольно спросил, какое дело комбату до мальчика. И, несмотря на то, что тот переправлял разведчика, напомнил ему: «Каждый должен знать, что ему положено. Это закон для армии, а для разведки в особенности! … А ты о нём забудь и на будущее учти: о закордонниках спрашивать не следует. Чем меньше о них говорят  и чем меньше людей о них знает, тем они дольше живут… Встретился ты с ним случайно, и знать тебе о нём – ты не обижайся – не положено! Так что впредь запомни: ничего не было, ты не знаешь никакого Бондарева, ничего не видел и не слышал. И никого ты не переправлял!» [c. 109].

В боях под Ковелем комбат Гальцев получил тяжёлое ранение, признан ограниченно годным к службе на нестроевых должностях в крупных штабах и продолжил службу военным переводчиком в разведке. В Берлине оперативная группа капитана Гальцева получила задание захватить немецкие архивы и документы. На Принц-Альбрехтштрассе в полуразрушенном здании гестапо большинство документов оказалось  вывезено и уничтожено, как и ожидал Гальцев. Однако на четвёртом этаже обнаружили уцелевшие шкафы и огромную картотеку. Во дворе в машине были обнаружены документы тайной полевой полиции группы армий «Центр».

В одной папке Гальцев увидел дело Ивана Буслова, в ноябре 1943 года вместо отправки в суворовское училище ушедшего за линию фронта и схваченного полицаем. При задержании оказал яростное сопротивление, прокусил полицаю руку и только при помощи  немца-ефрейтора доставлен в тайную полевую полицию. На допросах держался вызывающе и не скрывал ненависти к немцам, ничего не сказал даже после четырёх суток жестоких избиений. При обыске у него не было обнаружено никаких улик,  установить его личность и доказать причастность к партизанам или шпионажу в пользу Красной Армии не удалось.  Показаниями местной жительницы было установлено только его имя – Иван, которым он ей назвался. Иван несколько суток находился в расположении XXIII армейского корпуса, занимался нищенством, ночевал в заброшенной риге и сараях, руки и пальцы ног оказались обмороженными и частично пораженными гангреной. Иван был расстрелян 25 декабря 1943 года, через два месяца после встречи с Гальцевым на левом берегу Днепра [1, с. 115-116].

Антропология детского самосознания

В романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский выразил максиму антропологии: «… если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чем тут дети, скажи мне, пожалуйста? Совсем непонятно, для чего должны были страдать и они, и зачем им покупать страданиями гармонию? Для чего они-то тоже попали в материал и унавозили собою для кого-то будущую гармонию?» [2, с. 289].

Страдания и лишения на войне – обычная вещь для окопного солдата и офицера. Вдвойне тяжело это сказывается на детях с их неокрепшими физическими и душевными силами, особенно когда война забрала самых близких людей – родителей, братьев и сестёр и лишила дома. Психика детей на войне такова, что они ожесточаются больше, чем взрослые. В послевоенное время у фронтовиков ненависть к побеждённому врагу была меньше, чем у детей военного времени и их собственных послевоенных детей.

Богомолов описал, что при первой встрече с Гальцевым Иван показался комбату жалким и измученным, однако держался независимо, а говорил он уверенно и даже властно. Угрюмый и не по-детски сосредоточенный и настороженный облик мальчишки производит весьма странное впечатление на офицера. Он не просит, а требует, а его утверждение, что он добрался с того берега, кажется Гальцеву явной ложью [1, с. 19]. Между тем маленький пришелец очень многое пережил с первых дней войны на границе, даже больше многих взрослых и сильных мужчин, обладает сильным характером. Вдобавок имеет очень редкую профессию – зафронтового разведчика, связанную с высшей степенью секретности.  Более того, этот мальчишка ясно сознаёт свою роль на войне и степень власти тех, кого представляет: за линией фронта он работает  на командование армии и даже фронта, распоряжающееся жизнями сотен тысяч людей. Он не понимает механизма военной власти, но пользуется им в силу своей нужности: как разведчик, он очень нужный и ценный воин. К тому же работой по сбору оперативных разведданных он одновременно удовлетворяет детскую склонность к  приключениям и риску, желание отомстить врагу. Он побывал в лагере смерти Тростянец и  убежал из детского дома. В первом случае он был на положение маленького раба-смертника, над которым жестоко издевались, били и не кормили, во втором случае он был на положении обычного сироты.

Пока не закончен отчёт о разведке, Иван не обращает внимания на явную заботу комбата Гальцева, который принес горячей и холодной воды и поставил ведро  с водой на железную печку. О своих бытовых удобствах он вообще готов забыть ради дела: проводя зафронтовую разведку, он мстит врагам за смерть своей семьи. Он вызывал чувство вины во взрослых, которые понимали, что даже на фронте они были в большей безопасности и в более комфортных условиях, чем этот мальчик. Гальцев готов ухаживать за Иваном, как нянька, даже помыть его самому, но мальчишка отрезал: я сам!  Гальцев отметил его характерную внешность: светловолосый и белокожий, маленькие розовые асимметричные уши, широко расставленные зеленоватые глаза. После помывки Иван утратил начальную насторожённость и отчуждённость, но смотрел устало, был строг и задумчив. Ел он без аппетита, хотя много дней был полуголодным. Вместе с тем разведчик все действия Гальцева воспринимал ка должное: он возвращался с той стороны не в первый раз и знал, что как только в штабе армии узнают о нём, будут отданы распоряжения о создании особых условий для него.

Некоторые бойцы батальона подозревают Ивана: он явно не просто юный бродяжка, а возможно что-то вынюхивает и его надо бы проверить в органах контрразведки. Гальцев старается рассеять эти подозрения и соврал бойцам, что мальчишка пришёл из села сзади расположения батальона с этой стороны и у него немцы угнали мать, вот он не находит себе места. Тем самым он создаёт легенду, чтобы увести мысли солдат от его настоящего положения разведчика. После разговора с бойцами Гальцев возвратился  в блиндаж и вскоре туда приехал капитан Холин.  Капитан с мальчиком обнялись, как большие друзья. Тут мальчик впервые улыбнулся, обрадованно и совсем по-детски. В кругу близких людей Иван становится самим собой, возвращается в детство.

На фронте все трое, независимо от возраста и звания – на равных, они солдаты и мальчишка даже диктует старшим, как его принимать и что он будет делать. А он хочет воевать и мстить за убитого на пограничной заставе отца и погибшую  у него на руках младшую сестрёнку. Более того, комбат Гальцев подметил, что развязный и немного циничный капитан Холин немного побаивается своего подопечного. Если Холин предложил тост «Со свиданьицем!» и живёт текущим моментом, то Иван пьёт за то, чтобы ему всегда возвращаться из разведки: у него явно видна способность планировать своё будущее.

Ненависть Ивана к немцам за гибель семьи и собственные страдания в лагере смерти укрепила его желание мстить врагам до последнего, как сказал Гальцеву капитан Холин. Как рассказывает про лагерь или вспомнит про отца, так весь трясётся. Холин никогда не думал, что ребёнок может так ненавидеть [1, с. 66]. А между тем это не так уж удивительно для психологии детей. Он не хочет быть военным сиротой, одним из миллионов, подлежащих опеке и воспитанию взрослых, а хочет сам распоряжаться собой.  К тому же, из исключительного положения зафронтового разведчика на войне очень трудно попадать и привыкать к положению обычного ребёнка в мирной жизни.  Отсюда категорическое нежелание ехать в суворовское училище, куда его всеми силами стараются определить взрослые, справедливо полагая, что ребёнку двенадцати лет на войне не место, что он должен вырасти и стать хорошим офицером, как его отец. Взрослые желают ему просто продолжения жизни, а Бондарев видит смысл жизни в мщении врагу.

Своё донесение в разведывательный отдел армии Иван писал крупным детским почерком: он ещё не привык писать много, и детская мелкая моторика отражает реальное физическое состояние организма, которое не согласовано с его психическим состоянием рано повзрослевшего. Шоколадные конфеты мальчик ест неохотно и предлагает взрослым. После отмечания встречи Бондарев заставляет Холина отдать выпивку и продукты хозяину блиндажа Гальцеву и попрекает капитана: не жмотничай! Мальчик знал: в разведке довольствие намного лучше, чем в пехоте и таким образом мальчик хочет отблагодарить комбата за заботу о нём. Но строго поправляет комбата на слове «прощай»: говорит ему «до свидания». Он проявляет суеверность, как многие разведчики.

На Иване Гальцев увидел сшитое на него офицерское обмундирование без погон – с орденом «Отечественная война» и новенькой медалью «За отвагу». На нарах лежал очень нарядный мальчиковый полушубок  и новая офицерская шапка-ушанка. По сердечной встрече капитана Холина с Иваном и по новому  обмундированию можно судить, что в разведке армии о мальчике не просто заботились, но и сердечно любили, несмотря на упрямый характер. И судя по офицерскому пошиву мундира, его личный статус на фронте – офицерский, а не рядового солдата, как обычно бывало с детьми. Уже поэтому можно сказать: в детские годы Иван стал незаурядной личностью с задатками лидера, не по возрасту развитый и выделяющийся из рядов сверстников.

Приехав в расположение батальона Гальцева для нового перехода за линию фронта, Иван неожиданно для комбата приветливо поздоровался и дружелюбно протянул руку. Отдыхать перед заданием он отказался. Попросив журналы с картинками, мальчишка ведёт себя неузнаваемо: разговорчив, часто улыбается, к Гальцеву обращается на «ты», как к Холину с Катасоновым, что говорит о семейном чувстве к ним. В ответ Гальцев проникся к нему тёплым чувством: отдал коробку с леденцами и вместе с ним смотрел журналы, на некоторое время забыв об обязанностях командира батальона. Можно сказать, чувства Гальцева к Ивану  – скорее чувства старшего брата к младшему [1, с. 58-59].

Отложив журналы, Иван спрашивает хозяина блиндажа, есть ли  у него патефон. Узнав, что есть, но со сломанной пружиной, резюмирует: бедненько живёшь! У мальчика есть некоторая привычка к комфорту: патефон перед войной и в войну был далеко не в каждом доме и слушать музыку на пластинках могли вполне зажиточные люди, например, офицеры, чьим сыном Иван был перед войной. Но сама его привычка к музыке означала не избалованность, а разнообразие душевных потребностей  в культуре. И тут же по-детски непосредственно спрашивает Гальцева: а ты ушами двигать можешь? И торжествует, что Гальцев не умеет, а Холин с готовностью это делает по его приказу: куда пехоте до бравых разведчиков! Война заложила в нём противоречие между психологией не наигравшегося, не изжившего детство ребёнка и психологией взрослого, уже испытавшего все ужасы войны[1, с. 60-61].

Увидев во время сборов к походу за Днепр у хозяина финский нож с наборной ручкой, восхищенный мальчишка просит показать, а потом и подарить. Но Гальцев отказался дарить, потому что это единственная память о его боевом друге, погибшем при переправе через приток Днепра, поэтому обещает достать и подарить Ивану точно такой же. Мальчишки-подростки любят ножи как оружие, как предмет для игры в охотника, в воина-индейца и Бондарев в этом не отличается от сверстников: в глубине души он самый обычный мальчишка из уличной компании, где друг перед другом хвастают хорошим ножом, мячом, зажигалкой, костяной битой для игры в бабки и т.п. Иван чувствует себя неловко за беспорядок, помогает навести порядок хозяину и предлагает отмыть пятно с мылом. Как ни ответствен и тяжёл его труд разведчика, он всё же остаётся ребёнком, не изжившим своего детства, и этот ребёнок обладает качествами нормального человека: стыд за свои проделки, неудобства для других людей.

Холин объясняет Гальцеву, что в разведотделе никак не могут добиться отправки Бондарева в суворовское училище: после приказа командующего армией его  пытались оправить в тыл, но тот самовольно ушёл за линию фронта. При возвращении его обстреляли и ранили свои же, поскольку никто не был предупреждён о возвращении разведчика. Холин сообщил, что мальчишка один даёт сведений больше, чем целая разведрота: взрослые могут проникнуть не дальше тыла полка и дивизии, тактических порядков, поскольку нахождение любого взрослого мужчины в глубоком тылу немцев   вызывает подозрения у любого встречного, а особенно у тайной полевой полиции. Малолетний и щуплый Иван может долго находиться в тылах армий и фронта врага, не вызывая подозрений, если своим поведением не выдаст себя [1, с. 66-67].

По поводу прочитанного в журнале рассказа о разведчиках иронично замечает, что рассказ переживательный, но в жизни так не бывает и этих разведчиков сразу бы застукали, а им еще и ордена навесили. На вопрос Гальцева про носимый орден Отечественной войны Иван ответил, что заработал его ещё в партизанах [1, с. 71]. Едва комбат заговорил с ним о суворовском училище, Иван подумал, что того подучил Холин и заявляет, что взрослые ничего не понимают и он должен воевать, а не отдыхать в тылу. Недаром же он удрал из детского дома, где для него была скука смертная. На замечание Гальцева, что он ещё маленький, сразу парирует: «А ты  в лагере смерти был?» и глаза его загорелись лютой, недетской ненавистью, а верхняя губа нервно задёргалась.

Перед выходом в поиск Иван обиделся, узнав, что Катасоныча не будет: а ещё друг называется, даже не забежал на прощание! Холин  утешает мальчика: ты же знаешь, как он тебя любит и что кроме тебя, у него никого нет! Холин соврал, чтобы не расстраивать мальчика известием о смерти, что старшину срочно вызвал комдив по неотложному делу и тот не мог попрощаться с уходящим Иваном. Все разведчики чувствуют служебные и человеческие обязанности друг перед другом, особенно же перед Иваном, уходящим на смертельно опасное задание…

                          Библиографический список:

  1. Богомолов В.О. Иван ; Зося : повести / Владимир Богомолов ; [предисл. И. Дедкова] ; худож. О. Верейский и А. Веркау. – Москва : Дет. лит., 2016. – 203 с. : ил.
  2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы : Роман / Федор Достоевский. – Москва : Эксмо, 2008. – 912 с.
  3. Позерт И.Н. Особенности языка и стиля повести В. Богомолова «Иван» [Электронный ресурс] / http://naukarus.com/osobennosti-yazyka-i-stilya-povesti-v-bogomolova-ivan (Дата обращения: 20.03.2021).

Краткая информация об авторе

Василий Архипович Шишкин – кандидат философских наук, доцент кафедры психологии и педагогики Куйбышевского филиала НГПУ.

Научные интересы: теория познания и методология, национальное самосознание, национальный идеал, кризисы военного и политического самосознания, противоречия культуры.

Spin-код автора: 6930-6622.         Оригинальность 81,7%.

На чтение 17 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Продолжение после рекламы:

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.

Брифли существует благодаря рекламе:

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Пересказала Е. В. Новикова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация ?

Электронная книга

56051899.jpg

ИванВ ту ночь я собирался перед рассветом проверить боевое охранение и, приказав разбудить меня в четыре ноль-ноль, в девятом часу улегся спать. Меня разбудили раньше: стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час. – Товарищ старший лейтенант… а товарищ старший лейтенант… разрешите обратиться… – Меня с силой трясли за плечо. При свете трофейной плошки, мерцавшей на столе, я разглядел ефрейтора Васильева из взвода, находившегося в боевом охранении…

Читайте также

Аннотация

Владимир Богомолов

ИВАН

1

В ту ночь я собирался перед рассветом проверить боевое охранение и, приказав разбудить меня в четыре ноль-ноль, в девятом часу улегся спать.

Меня разбудили раньше: стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.

— Товарищ старший лейтенант… а товарищ старший лейтенант… разрешите обратиться… — Меня с силой трясли за плечо. При свете трофейной плошки, мерцавшей на столе, я разглядел ефрейтора Васильева из взвода, находившегося в боевом охранении. — Тут задержали одного… Младший лейтенант приказал доставить к вам…

— Зажгите лампу! — скомандовал я, мысленно выругавшись: могли бы разобраться и без меня.

Васильев зажег сплющенную сверху гильзу и, повернувшись ко мне, доложил:

— Ползал в воде возле берега. Зачем — не говорит, требует доставить в штаб. На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром. Вроде ослаб, а может, прикидывается. Младший лейтенант приказал…

Я, привстав, выпр…

Автор: Владимир Осипович БогомоловЖанр: Русская классическая прозаПросмотры: 1 158

Повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство». Трагическая и правдивая, в отличие от сюсюкающих произведений, типа «Сын полка» В. Катаева, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне.

Download Nulled WordPress ThemesDownload Best WordPress Themes Free DownloadDownload Nulled WordPress ThemesDownload WordPress Themesdownload udemy paid course for free

Читать полную книгу «Иван» автора Владимир Осипович Богомолов онлайн бесплатно и без регистрации в электронной библиотеке proknigi.com!

Читать онлайн

Загрузка…

Богомолов Владимир

Иван

Богомолов В.

ИВАН

ПОВЕСТЬ

1

В ту ночь я собирался перед рассветом проверить боевое охранение и, приказав разбудить меня в четыре ноль-ноль, в девятом часу улегся спать.

Меня разбудили раньше: стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.

— Товарищ старший лейтенант… а товарищ старший лейтенант… разрешите обратиться… — Меня с силой трясли за плечо. При свете трофейной плошки, мерцавшей на столе, я разглядел ефрейтора Васильева из взвода, находившегося в боевом охранении. — Тут задержали одного… Младший лейтенант приказал доставить к вам…

— Зажгите лампу! — скомандовал я, мысленно выругавшись: могли бы разобраться и без меня.

Васильев зажег сплющенную сверху гильзу и, повернувшись ко мне, доложил:

— Ползал в воде возле берега. Зачем — не говорит, требует доставить в штаб. На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром. Вроде ослаб, а может, прикидывается. Младший лейтенант приказал…

Я, привстав, выпростал ноги из-под одеяла и, протирая глаза, уселся на нарах. Васильев, ражий детина, стоял передо мной, роняя капли воды с темной, намокшей плащ-палатки.

Гильза разгорелась, осветив просторную землянку, — у самых дверей я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего; на нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи; при виде его дрожь пробрала меня.

— Иди стань к печке! — велел я ему. — Кто ты такой?

Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь.

— Кто ты такой? — повторил я.

— Пусть он выйдет, — клацая зубами, слабым голосом сказал мальчишка, указывая взглядом на Васильева.

— Подложите дров и ожидайте наверху! — приказал я Васильеву.

Шумно вздохнув, он, не торопясь, чтобы затянуть пребывание в теплой землянке, поправил головешки, набил печку короткими поленьями и так же не торопясь вышел. Я тем временем натянул сапоги и выжидающе посмотрел на мальчишку.

— Ну, что же молчишь? Откуда ты?

— Я Бондарев, — произнес он тихо с такой интонацией, будто эта фамилия могла мне что-нибудь сказать или же вообще все объясняла. — Сейчас же сообщите в штаб пятьдесят первому, что я нахожусь здесь.

— Ишь ты! — Я не мог сдержать улыбки. — Ну а дальше?

— Дальше вас не касается. Они сделают сами.

— Кто это «они»? В какой штаб сообщить и кто такой пятьдесят первый?

— В штаб армии.

— А кто это пятьдесят первый?

Он молчал.

— Штаб какой армии тебе нужен?

— Полевая почта вэ-че сорок девять пятьсот пятьдесят…

Он без ошибки назвал номер полевой почты штаба нашей армии. Перестав улыбаться, я смотрел на него удивленно и старался все осмыслить.

Грязная рубашонка до бедер и узкие короткие порты на нем был старенькие, холщовые, как я определил, деревенского пошива и чуть ли не домотканые; говорил же он правильно, заметно акая, как говорят в основном москвичи и белорусы; судя по говору, он был уроженцем города.

Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно, тихо шмыгая носом, и весь дрожал.

— Сними с себя все и разотрись. Живо! — приказал я, протягивая ему вафельное не первой свежести полотенце.

Он стянул рубашку, обнажив худенькое, с проступающими ребрами тельце, темное от грязи, и нерешительно посмотрел на полотенце.

— Бери, бери! Оно грязное.

Он принялся растирать грудь, спину, руки.

— И штаны снимай! — скомандовал я. — Ты что, стесняешься?

Он так же молча, повозившись с набухшим узлом, не без труда развязал тесьму, заменявшую ему ремень, и скинул портки. Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти-одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать. Ухватив рубашку и портки, он отбросил их в угол к дверям.

— А сушить кто будет — дядя? — поинтересовался я.

— Мне все привезут.

— Вот как! — усомнился я. — А где же твоя одежда?

Он промолчал. Я собрался было еще спросить, где его документы, но вовремя сообразил, что он слишком мал, чтобы иметь их.

Я достал из-под нар старый ватник ординарца, находившегося в медсанбате. Мальчишка стоял возле печки спиной ко мне — меж торчавшими острыми лопатками чернела большая, величиной с пятиалтынный, родинка. Повыше, над правой лопаткой, багровым рубцом выделялся шрам, как я определил, от пулевого ранения.

— Что это у тебя?

Он взглянул на меня через плечо, но ничего не сказал.

— Я тебя спрашиваю, что это у тебя на спине? — повысив голос, спросил я, протягивая ему ватник.

— Это вас не касается. И не смейте кричать! — ответил он с неприязнью, зверовато сверкнув зелеными, как у кошки, глазами, однако ватник взял. — Ваше дело доложить, что я здесь. Остальное вас не касается.

— Ты меня не учи! — раздражаясь, прикрикнул я на него. — Ты не соображаешь, где находишься и как себя вести. Твоя фамилия мне ничего не говорит. Пока ты не объяснишь, кто ты, и откуда, и зачем попал к реке, я и пальцем не пошевелю.

— Вы будете отвечать! — с явной угрозой заявил он.

— Ты меня не пугай — ты еще мал! Играть со мной в молчанку тебе не удастся! Говори толком: откуда ты?

Он закутался в доходивший ему почти до щиколоток ватник и молчал, отвернув лицо в сторону.

— Ты просидишь здесь сутки, трое, пятеро, но, пока не скажешь, кто ты и откуда, я никуда о тебе сообщать не буду! — объявил я решительно.

Взглянув на меня холодно и отчужденно, он отвернулся и молчал.

— Ты будешь говорить?

— Вы должны сейчас же доложить в штаб пятьдесят первому, что я нахожусь здесь, — упрямо повторил он.

— Я тебе ничего не должен, — сказал я раздраженно. — И пока ты не объяснишь, кто ты и откуда, я ничего делать не буду. Заруби это себе на носу!.. Кто это пятьдесят первый?

Повесть «Иван» Богомолова была написана в 1957 году. Это трагический и правдивый рассказ о мальчике-разведчике, который решил положить собственную жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Иван» по главам, которое пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Иван одиннадцатилетний мальчик-сирота, разведчик с несгибаемой силой воли.

Гальцевстарший лейтенант, молодой человек, привязавшийся к Ивану.

Другие персонажи

Подполковник Грязновштабной офицер, с которым напрямую работал Иван.

Холин капитан, офицер разведывательного штаба, красавец и большой шутник.

Катасонов старшина, разведчик, приятель Вани.

Краткое содержание

Глава 1

Старшего лейтенанта Гальцева, который временно исполнял обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега был задержан мальчишка, который требовал отвести его в штаб к командиру.

Гальцев увидел перед собой «всего посиневшего от холода и дрожавшего» худенького мальчика лет одиннадцати. На строгие вопросы лейтенанта он отвечал лишь, что его фамилия Бондарев, и настойчиво требовал сообщить о своем прибытии в штаб. Гальцев отказывался сделать это, и лишь когда мальчик назвал фамилии штабных офицеров, поверил ему.

Подполковник Грязнов подтвердил: «Это наш парень». Мальчик достал из платка «зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою», внимательно пересчитал их и записал данные на клочке бумаги, которую срочно отправил в штаб.

Глава 2

Иван никак не мог заснуть и все время интересовался у Гальцева, доставлено его послание или нет. Вскоре появился «рослый темноволосый красавец» Холин, который встретил Ивана как старого друга. Мальчик рассказал ему, что из-за немцев не мог добраться к лодке, и был вынужден отправиться вплавь через Днепр из другого села. Было большим чудом, «что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде» он смог пересечь реку.

Холин привез Ивану чистую одежду. Когда мальчик переоделся, Гальцев заметил, что гимнастерка была «с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу»». Подкрепившись, Иван и Холин уехали на машине.

Глава 3

Спустя три дня к Гальцеву пришел старшина Катасонов, который попросил «посмотреть немца» с наблюдательного пункта. Он рассказал, что по приказу командующего Ванюшку в «школу посылают, в суворовскую», но тот отказывается. Мальчик, чью душу разъедала страшная ненависть к захватчикам, хотел всю войну провоевать разведчиком.

Гальцев отправился в обход в сопровождении Холина, который его отталкивал своей бесцеремонностью. Они зашли в батальонный медпункт, куда прибыл новый фельдшер – «статная, лет двадцати, красивая блондинка с ярко-голубыми глазами». Заметив заинтересованность Гальцева девушкой, Холин принялся всячески задевать его.

Глав 4

Приехал Ваня, который выглядел «посвежевшим и поздоровевшим». Он удивил Гальцева своей разговорчивостью и приветливостью. В этот раз Катасонов и Холин должны были «переправить мальчика через Днепр в тыл к немцам». Однако Иван и не думал волноваться – он грыз леденцы и смотрел журналы. Ему очень понравился нож Гальцева, но тот не мог подарить его мальчику, поскольку это была память о друге.

От Катасонова Гальцев узнал, что отец Вани, пограничник, погиб в первый же день войны. Крошечная сестренка была убита прямо на руках у мальчика, а о судьбе матери он ничего не знал.

Гальцев хотел присоединиться к разведчикам, но Холин отказал ему. Когда стало известно, что Катасонова срочно вызвал к себе командир Дивизии, его место занял Гальцев. Никто из них еще не знал, что Катасонов был убит.

Глава 5

Поужинав, Холин разложил карту и ввел Гальцева в курс дела. После тщательной подготовки они отправились выполнять операцию.

Глава 6

Благополучно переплыв реку, разведчики спрятали лодку. Ваня, нарочно одетый в старое рванье, покинул старших товарищей и растворился в темноте.

Глава 7

Отпустив мальчика, Холин и Гальцев притаились в засаде. Вскоре в опасной близости от них прошли немцы. У Гальцева возникла «потребность, необходимость немедля убить их», и лишь благодаря хладнокровному и сдержанному Холину он не выдал их пребывание. Когда немцы удалились, разведчики вернулись к своим.

Холин рассказал, что Ивану «нужно пройти более пятидесяти километров», и на каждом шагу он может наткнуться на немецкий патруль. Он очень переживал за судьбу мальчика, которому в случае опасности никто не мог прийти на выручку.

Глава 8

Гальцев заказал у местного слесаря-умельца точно такую же финку, какая понравилась Ване. Он хотел при удобном случае передать нож если не самому мальчику, то хотя бы подполковнику Грязнову. Вскоре ему представилась такая возможность. От подполковника он узнал, что Иван вернулся с задания живым и невредимым. После мальчика отправили учиться в училище, но он самовольно ушел. Гальцев попросил передать Ване финку, на что Грязнов ответил, что у него «этих ножей с десяток, не меньше». Подполковник не хотел вдаваться в подробности о маленьком разведчике: «чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут».

Глава 9

Сильное ранение привело к тому, что Гальцев «стал «ограниченно годным»» и был направлен в Берлин «для захвата немецких архивов и документов». Среди чудом сохранившихся документов Гальцев обнаружил фото Вани. В донесении было сказано, что был задержан школьник, «наблюдавший за движением эшелонов» в запретной зоне. При задержании он оказал яростное сопротивление, и после допроса был расстрелян.

Заключение

Своим произведением Владимир Богомолов хотел сказать, что война – тяжелейшее испытание, особенно для детей, которым приходилось делить все тяготы военного времени наравне со взрослыми.

После ознакомления с кратким пересказом «Ивана» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Иван»?</h3>

    • <label>Владимир Богомолов</label>
    • <label>Юрий Бондарев</label>
    • <label>Валентин Катаев</label>
    • <label>Виктор Астафьев</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://briefly.ru/bogomolov/ivan/
  • https://readli.net/ivan-3/
  • https://proknigi.com/ivan/
  • https://www.rulit.me/books/ivan-read-124479-1.html
  • https://obrazovaka.ru/books/bogomolov/ivan
«Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…»

95 лет со дня рождения русского писателя-фронтовика Владимира Осиповича Богомолова

Владимир Осипович Богомолов (настоящее имя – Владимир Иосифович Войтинский) родился 3 июля 1926 года в деревне Кирилловка Московской области.

Отец Иосиф Войтинский был юристом.

В детстве воспитывался у бабушки и дедушки, участника Русско-японской и Первой мировой войны, полного георгиевского кавалера. Дед оказал большое влияние на формирование личности внука.

Владимир ушёл из средней школы в 1938 году (позднее окончил экстерном), уехал в провинцию, где работал, чтобы помогать семье.

Когда началась Великая Отечественная война, он прибавил себе годы, чтобы попасть на фронт. Позже он писал о своём уходе на фронт добровольцем: «…для нашего поколения было неестественным, диким, непонятным всякое иное решение и поведение».

Служил в армии до 1952 года. В разведке, затем в контрразведке (СМЕРШе). Участвовал в борьбе с бандеровцами и бандами на Дальнем Востоке. Есть версии, что биография будущего писателя военных лет частично скрыта.

Был комиссован по состоянию здоровья в звании лейтенанта.

В 1952 году экстерном окончил среднюю школу рабочей молодёжи.

Учился в МГУ по специальности «Русская литература», не окончил.

По его собственным словам, занялся литературным творчеством, чтобы рассказать правду о войне. В своих воспоминаниях он пишет: «Я очень много читал, в том числе и о войне, меня коробило от множества нелепейших несуразностей, особенно в художественной литературе, полагаю, именно это побудило меня написать повесть «Иван». С одной стороны, это трагическая судьба двенадцатилетнего мальчика на войне, с другой – профессионально точное описание «зелёной тропы», переброски через линию фронта разведчика, в данном случае – юного героя повести».

Первая повесть «Иван» (1957) опубликована в 1962 году. Писатель посмотрел на войну по-новому, свободно от идеологии. Рассказал о трагической судьбе юного разведчика – мальчишки, который жаждет мести фашистам и ходит в тыл врага для сбора секретных данных. Повесть многократно переиздавалась и была переведена на 40 языков.

В 1962 году Андрей Тарковский снял по повести «Иван» фильм «Иваново детство», получивший широкое признание и престижные награды.

Псевдоним Богомолов произошёл от фамилии матери – Богомолец.

Владимир Богомолов писал в разных жанрах. Среди его рассказов – «Первая любовь» (1958), «Второй сорт», «Кладбище под Белостоком», «Сосед по палате», «Сердца моего боль» (все – 1963).

Чаще писал повести. Известная повесть В. Богомолова «Зося» (1965) – история трагической любви между юным русским офицером и польской девушкой. Фильм по этой повести снял режиссёр Михаил Богин.

В 1967 году был награждён орденом «Знак почёта» за сценарии к фильмам «Зося» и «Иваново детство». От награды отказался.

Вообще Владимир Богомолов вошёл в историю советской и российской литературы как человек с несгибаемой принципиальной позицией и трудным конфликтным характером.

Свой военный опыт писатель использовал в остросюжетном детективном романе о деятельности советской военной контрразведки «Момент истины» («В августе сорок четвертого…»).

В основу истории положены реальные события. Поблизости к фронту нужно обнаружить и обезвредить немецкую группу разведчиков. Скоро предстоит наступление, и если разведчики предупредят противника, то советские войска понесут огромные потери.

В повествование включены письма героев домой, внутренние монологи персонажей, а также исторические документы времен войны (рапорты, донесения, телеграммы правительства) – стилизованные автором, но сделано это было настолько удачно, что Богомолов был вызван в КГБ – там хотели узнать, откуда у него доступ к секретным архивам.

Известно, что у Владимира Богомолова действительно был документ допуска «три К» – доступ к секретной части любых архивов. Также писатель как бывший офицер ГРУ Генерального штаба получал необходимые консультации по всему документальному материалу, использованному в романе.

Роман впервые был опубликован в 1974 году в журнале «Новый мир», затем переиздавался более 130 раз. Переведён на множество языков.

В 2000 году вышел фильм «В августе 44-го…» (режиссёр – Михаил Пташук). Владимир Богомолов отказался признать фильм, отсюда – другое название (их у романа Богомолова было несколько). Известно, что во время работы над фильмом у Богомолова была личная встреча с исполнителем главной роли – Евгением Мироновым. Они подробно поговорили о книге и о сценарии. Разговором писатель был удовлетворён, высоко оценил профессионализм Миронова. «…Но фильм-то снят о другом!» – закончил свой рассказ о встрече с актером Богомолов.

Ранее, в 1975 году, работа над экранизацией романа Богомолова «Момент истины» и вовсе была приостановлена. Тогда режиссёром-постановщиком фильма выступил Витаутас Жалакявичус, главную роль должен был сыграть Сергей Шакуров.

В обоих случаях сценарий экранизации писал сам Владимир Богомолов.

Он категорически отказывался вступать в Союз писателей СССР и России, отказался от множества наград.

В 2003 году был награждён медалью и дипломом ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу» с формулировкой за «гуманизацию жестокого военного ремесла».

В последние годы писатель работал над книгой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…». Было опубликовано две главы. В ней писатель предложил новый взгляд на послевоенную жизнь в СССР. После ухода Богомолова из жизни удалось восстановить и издать роман целиком.

В 2013 году были опубликованы ранняя повесть «Академик Челышев», а также автобиографическая книга «Десять лет спустя» – об аресте и смерти отца и о жизни советского общества в тот период.

Выпущена книга публицистики В. Богомолова «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…» Вот – известная цитата из этой книги: «Я далек от идеализации войны на любом уровне и в любой период, победа досталась поистине чудовищной ценой, огромной, небывалой кровью, однако, когда мне говорят, что мы воевали не так и делали совсем не то, я никогда не оправдываюсь и объясняю: «Мы были такими, какими были, но других не было». Когда пишешь или даже упоминаешь о цене победы, о десятках миллионов погибших, ни на секунду не следует забывать, что все они утратили свои жизни не по желанию, не по пьянке, не в криминальных разборках или при разделе собственности и не в смертельных схватках за амдоллары и драгметаллы, – они утратили свои жизни, защищая Отечество, и называть их «пушечным мясом», «овечьим стадом», «быдлом» или «сталинскими зомби» непотребно, кощунственно».

Роман В. Богомолова «Момент истины», фрагмент:

«90. АЛЕХИН ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Алкоголь только в случаях необходимости – это хорошо!.. А трепанги с жареным луком – просто великолепно!.. Ценнейшая примета!

Все, что ты знаешь о Мищенко, сейчас в любом случае без пользы… Может, это и он… А может, всего навсего Елатомцев… Алексей Павлович… Капитан Красной Армии… Фронтовик… Дважды орденоносец… Коммунист… В баню бы с ним сейчас. Спину бы его посмотреть, поясницу…

Не думай о Мищенко! Твоя задача – заставить этих троих проявить свою суть… Кто бы они ни были!.. И в положительном случае взять их живыми. Хотя бы двух… А еще лучше всех трех. И своих из группы при этом никого бы не потерять…

А помощник коменданта… Он что – все забыл?.. Почему молчит?.. Пассивно он себя ведет… некачественно… непонятно…

Предложи сам… Спокойнее… Так… Фиксируй лица!.. «На каком основании?! В чем дело?..» Не нравится!.. У лейтенанта дрогнул кадык… Фиксируй!.. Не хотят!.. Облизывает губы… Наконец-то!.. И у этого напряженность… Попадание!.. Это уже слабина!.. Дожимай!.. Теперь дожимай!..

Объясни причину… Доверительней… Пропала взрывчатка… Так… Хорошо возражает… толково… А ты – службист!.. Настаивай!.. Не хотят!.. Что же у них в вещмешках?.. Главное – чтобы они проявили свою суть!.. Не факт, что они – «Неман»… Не факт!.. Кто же они и почему не хотят?.. «Категорически!..» А в комендатуру?.. Теперь не тяни – сигнал!.. Не должны бы соглашаться… не должны… «Обыскивайте!..» Ах так… Ну что ж – тем лучше…

Помогает снять… Затянул узел!.. Ловко!.. Не подавай виду… Освободи руки, верни документы…

Посмотрим, что у них в вещмешках… Так… Сверху – буханка черного хлеба… А что под ней – вот вопрос! И этот тоже затянул! Ловкачи!.. Милые, это фокус для фраеров, а мы его уже не раз видели… Ну и узел!.. Пробуй ногтями… Ниже голову… Они тебя действительно считают придурком. И отлично!

Обступили с боков!.. Спокойно!.. Повтори сигнал – не повредит! Как они откровенны в своих действиях, как бесцеремонны!.. А кого им стесняться?.. Нас?.. Да мы для них уже трупы!.. И все же не факт, что они – «Неман», не факт!..

Поставь их на место… И обозли… Спокойнее… Повтори еще раз… Простака играй, дубоватого службиста… Больше упрямства… Обостряй! Повысь голос… Возмущение… Челюсти!.. На «ты» его, на «ты»!.. Вот наглая рожа!.. Спокойнее… Больше упрямства!.. Пистолет… Ах так… Отлично!.. А капитан молодец!.. Как владеет собой!.. Неужели это – Мищенко?.. Неужели они – «Неман»?

Лижет суставы и кусает сердце… И ничего ты не поделаешь!.. Затянул намертво… Ногтями не возьмешь… Как бы то ни было, а от Таманцева они не уйдут… А если кто и уйдет, то не дальше опушки… Через полчаса лес уже будет в кольце и начнется прочесывание… Конечно, это нежелательно… Весьма!.. Войсковые операции чаще всего дают трупы… А нам нужен момент истины! Сегодня же! И не обычный, а по делу, взятому на контроль Ставкой!.. От трупов его не получишь… Главное – чтобы они раскрылись… проявили свою суть!.. Тогда и момент истины мы получим… Если, конечно, они те, кого мы разыскиваем… Ну и узел!.. Зубами его ухватить, что ли?.. Неужели это Мищенко?.. Не думай о Мищенко!.. Кто бы он ни был, а от Таманцева ему не уйти… Если… Все!..».

  • Рассказ иван сусанин читать полностью
  • Рассказ и все таки наш рэй брэдбери
  • Рассказ и алтынсарина о чудесной судьбе ребенка
  • Рассказ зощенко умная тамара
  • Рассказ и бунина молодость и старость