Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста
по теме: « О Тургеневе детям…»
ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие
Программное содержание:
- Продолжить знакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством И.С. Тургенева;
- Развивать мышление, воображение, тренировать память;
- Способствовать развитию творческих способностей;
- Воспитывать чувства патриотизма и любовь к Орловскому краю;
- Способствовать пополнению и расширению словарного запаса;
Материалы и оборудование:
Портрет писателя, мультимедийное оборудование, фотографии мест имения писателя, ½ альбомного листа, цветные карандаши, произведение писателя и обложка к книге, звуки колоколов, природы и животных, классическая музыка
Ход занятия:
I часть Воспитатель заходит вместе с детьми, предлагает посмотреть на портрет писателя:
— Дети как вы думаете, кто изображен на этом портрете? (варианты детей)
— А кем был И.С. Тургенев? (писателем)
— А что писал Иван Сергеевич? (рассказы, сказки). Правильно дети, а так-же он занимался переводами разных произведений зарубежных писателей. Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле. А так как он родился на орловской земле, то для нас с вами он кто? (земляк) Так вот, когда маленькому Тургеневу исполнилось 3 года, его семья переехала жить в Спасское – Лутовиново. Здесь и прошло детство великого писателя. А сейчас я предлагаю вам пройтись по местам где вырос этот замечательный писатель.
Мольберт №1-изображение Спасской церкви. (звук — колокольный звон)
Посмотрите здесь на входе расположена церковь, как вы думаете для чего она тут нужна? Правильно, на праздники тут идет служба для жителей деревни.
Мольберт №2- изображение усадьбы.(звуки природы-пение птиц)
Пройдемся дальше, что мы видим? Правильно, тут мы с вами видим двухэтажный красивый дом, который окружен тенистым парком, садами, лужайками, покрытыми цветами и сочной зеленой травой. Любимым местом маленького Тургенева была библиотека, где он проводил целые дни и много читал. Мальчик был очень любознательным. Игрушки его не интересовали, он любил гулять в парке, где у него были любимые места.
Мольберт №3 –изображение конюшни.(звук ржание лошадей)
Дальше мы что мы видим? (конюшни). Чем занимался писатель на конюшнях? Иван Сергеевич очень любил русскую природу и животных, у него была конюшня, где он ухаживал за лошадьми, она существует и по сей день. Вы можете проехаться по всему имению
Мольберт №4 –изображение пруда (звуки природы и пение птиц и журчание воды)
Что мы видим на этой фотографии? (пруд) А чем занимался тут писатель?(ответы детей). Правильно, он любил порыбачить и насладиться пением птиц и красотой природы.
Презентация Бежин луг
А теперь давайте пройдемся по окрестностям имения. Тут можно увидеть деревню Тургенево, где находится памятник писателю, деревню основал еще дедушка писателя, а вот и знаменитый Бежин луг, откуда берут свое начало рассказы писателя. С ружьем и собакой прошагал молодой Тургенев по окрестностям родной земли, нередко ночуя то в крестьянских избах, то в тесных сторожках лесников, то в укрытых травою и листопадом шалашах, на сеновалах, в сараях или просто на тёплой земле у потухающего костра. Что послужило началом для творческого пути писателя. Много человеческих судеб и трагедий увидел молодой Тургенев. И все это откладывалось в его памяти и сердце, а через многие годы вновь ожило в его произведениях. Недаром он и сам говорит: «Моя биография в моих произведениях»
Давайте ненадолго остановимся и полюбуемся здешней природой
II часть. Физ.минутка «На лугу»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
III часть. Ну вот мы и прогулялись с вами по красивым тургеневским местам, а сейчас я предлагаю вам пройти в кабинет писателя, где он писал свои произведения. Что вы видите в кабинете? (ответы детей) А как вы думаете какие книги кажутся самыми интересными? (с картинками) Такие картинки называют иллюстрации, повторите дети… . Я предлагаю вам иллюстрировать одну его интересную сказку «Капля жизни». У меня есть обложка и сама сказка, нам необходимы иллюстрации. Но сначала мы вспомним, о чем эта сказка? (краткий пересказ детей). Что мы можем изобразить на наших иллюстрациях? (ответы детей). Воспитатель помогает детям придумать сюжеты, если они затрудняются. Правильно, а теперь приступим к выполнению работы. (звучит негромкая и приятная музыка)
IV часть. Воспитатель хвалит детей и предлагает собрать книгу. Затем воспитатель проводит Д/И «По Тургеневским местам…», дети поочереди кидают мяч и перечисляют места где они побывали на занятии.
Затем спрашивает у детей что нового и интересного они узнали на занятии?( ответы детей). Воспитатель предлагает детям вместе с родителями посетить природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское — Лутовиново».
Автор Андрей Измаилов На чтение 6 мин. Просмотров 24 Опубликовано
Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?
Характеры тургеневских героев раскрываются не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. Комедия «Месяц в деревне» не стала исключением. В первом действии перед читателем – гостиная Ислаевых. Ракитин читает книгу. Это все обыденный фон, но через него проступает истинная сущность происходящего. Наталье Петровне все не по душе, ее раздражает и то, что муж за все принимается с жаром, и то, что Ракитин с ней безоговорочно соглашается во всем.
Похоже, что ей ненавистна эта скучная гостиная, «кружево» умных разговоров, и хочется ей естественных чувств и искренних поступков. Поэтому ее потянуло к молодому студенту с «веселым, смелым взглядом». В разговоре с Ракитиным она подчеркивает, что Беляев на них нисколечко не похож, что он человек другого мира. Читатель уже готов поверить ей: что она женщина, рвущаяся на простор, на волю от умных, но апатичных собеседников.
Но тут появляется Шпигельский с историей о девице Вереницыной. И проницательный доктор на жалобы Ислаевой, что ей скучно, говорит: «Барыня вы моя, кто же вас рассмешит? Вам теперь не того нужно». Имея мужа, она четыре года удерживает возле себя Ракитина, теперь появился студент, смущающий ее покой. Отсюда учащенный пульс, нервы, желчь. Шпигельский прописывает ей капли, но на вопрос Анны Семеновны, здорова ли Наташа, отвечает: «Совершенно».
С его точки зрения, все любовные переживания Ислаевой – просто барская блажь. Он ее не одобряет, но не медлит воспользоваться в своих корыстных целях. Она отвергла предложение о замужестве Верочки, утверждая, что та совсем дитя. Но, гонимая ревностью, Ислаева возвращается к разговору о ее замужестве.
Наталья Петровна терзает Ракитина загадками, обращается к нему за помощью. Но в то же время не скрывает своего отношения к Беляеву. Это стремление захватить как можно больше внимания и привязанностей говорит не столько о ее чувствах, сколько об эгоизме. Слыша ее монолог о презрении к себе, обещание любить только мужа, о ревности, об угрызениях, читатель уже не верит в глубину ее переживаний. Именно этим умением Ивана Сергеевича и восхищались его современники. Как мастерски, в диалогах и монологах раскрывает драму в «Месяце в деревне» Тургенев.
Драма или комедия?
Пьесу «Месяц в деревне» Тургенев в подзаголовке назвал «комедия». Но по приметам жанра, по содержанию это, скорее, драма. Сам автор называл пьесу повестью в драматической форме. Многие критики также отмечали, что пьеса длинна и скучна, не постановочная, так как нет в ней драматической жилки. Замечали, что пьеса не совсем комедия, а, скорее, повесть в диалогах.
Несомненно, любовная коллизия, в которой оказались герои, напоминает, скорее, традиционный комедийный сюжет. Но Тургенева отличает редкое умение передать все душевные движения своих героев через их слова. Внимательный зритель увидит за ними переживания и мысли. Казалось бы, герой толкует о постороннем, а перед читателем раскрывается целая драма. Так проявляется душевное состояние и в реальной жизни. Именно в этом ценность произведения Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание пьесы приводится ниже.
Экранизации ?
Краткое содержание рассказа “Муму” Тургенева: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении
Герасим и Муму.Иллюстрация Д. Боровского
Рассказ “Муму” является одним из самых известных произведений великого русского писателя И. С. Тургенева. В этой статье представлено краткое содержание рассказа “Муму” Тургенева: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении.
Смотрите: Все материалы по рассказу “Муму”Приезд в Москву Главный герой рассказа – крепостной крестьянин Герасим, глухонемой с детства. Герасим – мужчина средних лет, высокий и очень сильный. Окружающие боятся Герасима за его богатырскую силу. Герасим живет и работает в деревне всю свою жизнь.
Хозяйкой Герасима является старая капризная московская барыня. Однажды барыня преводит Герасима из деревни в Москву и назначает дворником.
Герасим и Татьяна
Герасим живет в Москве у барыни. Однажды барыня решает женить своего башмачника Капитона на прачке Татьяне. Все слуги знают, что Герасим влюблен в Татьяну. Барыня не знает об этом.
За глухонемого Герасима никто не заступается. В результате барыня женит Капитона на Татьяне и через год отправляет молодых в дальнюю деревню. Герасим грустит. На прощание он дарит Татьяне красный платок. Молодожены уезжают. Встреча с Муму
В тот же вечер Герасим видит в реке тонущего щенка. Герасим спасает собачку и ухаживает за ней, как за ребенком.
Проходит 8 месяцев. Собачка вырастает. Герасим дает ей кличку “Муму”. Собачка становится лучшим другом Герасима.
Барыня и Муму
Читайте также: Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)
Проходит год. Герасим счастливо живет со своей собачкой Муму. Однажды барыня видит Муму в окно и велит принести собаку в дом. Когда приносят Муму, она не ласкается к барыне. Старуху это обижает. Она велит слугам избавиться от Муму.
Кража и возвращение Муму
Чтобы избавиться от Муму, лакей Степан в тайне от Герасима увозит Муму со двора и продает ее в Гостином Дворе. Степан просит покупателя держать Муму на привязи хотя бы неделю. Герасим разыскивает Муму по всей Москве, но не находит. Вскоре Муму сама прибегает домой.
Травля на Герасима
Когда Муму возвращается домой, Герасим скрывает ее в своей каморке. Однако все слуги знают о его секрете. Однажды Герасим выгуливает Муму ночью. Собачка лает на прохожего пьяницу. Из-за лая просыпается старая барыня. Она требует, чтобы от Муму избавились. Тогда Герасим сам решает избавиться от собаки, чтобы это не сделал кто-то другой.
Смерть Муму
Герасим ведет Муму к реке. По дороге они заходят в трактир, где Герасим заказывается для Муму вкусную еду. У реки Герасим берет чужую лодку и плывет подальше от города. Он бросает Муму в реку.
Возвращение в деревню
После смерти Муму Герасим не хочет оставаться у барыни. Он уходит в деревню, где жил раньше. В деревне Герасим работает в поле, как и раньше. После истории с Татьяной и смерти Муму Герасим не общается с женщинами и не заводит собак.
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/10/kratkoe-soderzhanie-Mumu-Turgenev-pereskaz-sjuzhet.html
Тургенев. Краткие содержания произведений
Первая русская революция 1905-1907 годов оказала серьезное влияние на литературное творчество Ивана Алексеевича Бунина. Многие его произведения обрели социальную направленность, писатель размышляет над историей русского народа и теперешним положением простых людей, пытаясь понять, что ожидает крестьян в будущем. Повесть «Деревня», созданная Буниным в 1910 году, сочетает в себе философские и национальные аспекты, став одной из первых крупномасштабных историй, написанных автором.
Общая характеристика произведения
Иван Алексеевич работал над повестью «Деревня» на протяжении 10 лет, с 1900 по 1910 год. Перед читателями предстает несомненная обреченность русской провинции в начале 20-го века, в то же время автор весьма ярко и выразительно описывает патриархальный строй, который уже постепенно вытесняется наступившей новой эпохой. Сельская местность в этом произведении кажется настоящим царством безысходности, голода и неминуемого вымирания.
Бунин поставил перед собой цель показать подлинный облик русского народа без каких-либо прикрас. Писатель отразил в повести то, что довелось созерцать ему самому, в произведении демонстрируется нищета крестьян, их крайняя косность и нежелание что-либо менять в жизни, равнодушие и жестокость по отношению к другим людям.
Основной темой данной истории становятся рассуждения о том, кто именно виновен в печальном положении деревенских жителей. Один из центральных персонажей произведения, носящий имя Кузьма Красов, уверен в том, что на несчастных земледельцах не лежит никакой вины. В то же время Тихон Красов, брат Кузьмы, полагает, что именно крестьяне несут ответственность за убогость и беспросветность собственного существования.
Тихон становится в повести воплощением разумного и предусмотрительного сельского хозяина нового времени, а Кузьма является интеллигентом, пытающимся найти объяснение сложившейся ситуации. При этом Иван Алексеевич считает, что крестьяне все же сами виноваты в своих страданиях, однако писатель не предлагает никаких конкретных мер для улучшения жизни народа.
Композиция повести
События развиваются в деревне, именуемой Дурновка и ставшей собирательным образом множества подобных селений. Данным названием автор подчеркивает то, насколько неразумным является все существование крестьян.Повесть делится на три части. В первой из них главным героем выступает Тихон Красов, во второй внимание писателя сосредоточено на его брате Кузьме, в заключительной составляющей произведения Бунин подводит итоги жизни каждого из родственников. В их судьбах отражаются многочисленные проблемы российской деревни, причем братья во многом полностью противоположны друг другу.
Тихону, родившемуся в семье крепостных крестьян, удается стать состоятельным человеком и обладателем поместья. Мужчина нисколько не сомневается в том, что основной жизненной ценностью являются деньги, он тратит всю свою энергию и смекалку на увеличение собственного капитала. Однако брат Тихона Кузьма является совершенно иным, он с горечью раздумывает о том, что ожидает в дальнейшем Россию, его искренне огорчают невежество, крайняя бедность и отсталость крестьян.
Образы братьев Красовых
Демонстрируя читателям личность Кузьмы Красова, Иван Алексеевич показывает в образе этого персонажа зарождающиеся качества новой психологии народа. Кузьма, раздумывая о лени и неразвитости обитателей села, приходит к выводу, что, помимо нелегких обстоятельств, и сами люди виновны в том, что они ведут едва ли не животное существование.
При этом Тихон, напротив, является человеком предусмотрительным и расчетливым, который всегда думает главным образом о собственном благе. Тихон прибегает к любым способам ради обогащения, но и его охватывает глубокое отчаяние, когда он размышляет о будущем родной страны.
Братья постоянно спорят между собой, и в их разговорах писатель показывает и темные, и светлые составляющие бытия мужиков, отражая полнейший упадок и деградацию мира крестьян. В последней части повести Тихон и Кузьма, жизненный путь которых уже приближается к завершению, испытывают настоящее отчаяние. Кузьма страдает от одиночества, а Тихон переживает из-за отсутствия наследников и крушения привычного для него деревенского уклада. Невзирая на всю несхожесть братьев, оба чувствуют себя лишними и никому не нужными в окружающей жизни.
Восприятие Буниным революционного движения
В данном произведении Иван Алексеевич дает четкую и объективную оценку современной ему России. Автор подчеркивает, что те, кого в те времена называли «бунтовщиками», являются неумными, ограниченными и грубыми людьми, не получившими никакого воспитания. По мнению Бунина, все их попытки каким-либо образом улучшить положение вещей обречены на провал, поскольку эти люди не могут ничего изменить в собственном сознании и мироощущении, которое остается застывшим и косным. Деревня, которую автор демонстрирует читателям, представляет собой весьма печальное зрелище.
Крестьянство в повести
Бунин откровенно демонстрирует все крайне неприятные качества, присущие мужикам, в частности, рукоприкладство по отношению к женам и детям, безжалостное обращение с животными, непрекращающееся злоупотребление алкоголем. Многие из жителей Дурновки абсолютно не осознают, что происходит вокруг них, они не в силах воспринять никаких новых впечатлений.
В селении обитает некий Серый, существующий в условиях полнейшей нищеты, несмотря на наличие у этого человека немалого количества земли. Не желая трудиться, крестьянин живет в нетопленной избе, а его дети опасаются света, привыкнув находиться в темноте.
В образе одной деревни автор представляет всю Россию. Иван Алексеевич полагает, что мужики способны лишь на стихийный бунт, который в любом случае не приведет ни к каким результатам. Бунин упоминает о том, что однажды обитатели уездных сел принялись протестовать, но их действия ограничились только сожжением нескольких усадеб.
Заключение
Многие упрекали писателя в нелюбви к народу и в том, что ему фактически не знакома реальная жизнь крестьян. Однако на самом деле Иван Алексеевич никогда не написал бы столь правдивого и пронзительного произведения, если бы искренне не болел за мужиков и родную страну. При этом в повести Бунина отчетливо отражается то, что не позволяет простым русским людям полноценно развиваться и двигаться вперед.
Иван Тургенев | |
---|---|
Тургенев, Илья Репин , 1874 г. | |
Родился | Иван Сергеевич Тургенев 9 ноября 1818 г. Орел , Орловская губерния , Российская империя |
Умер | 3 сентября 1883 г. (64 года) Буживаль , Сена и Уаза , Франция |
Занятие | Писатель, поэт, переводчик |
Жанр | Роман, спектакль, рассказ |
Литературное движение | Реализм |
Известные работы |
|
Подпись |
Портрет Ивана Тургенева работы Эжена Лами , ок. 1843-1844
Иван Сергеевич Тургенев ( ; русский: Иван Сергеевич Тургенев , IPA: [ɪvan sʲɪrɡʲe (к) ɪvʲɪtɕ tʊrɡʲenʲɪf] ; 9 ноября [ OS 28 октября] 1818 — 3 сентября 1883) — русский писатель, новеллист , поэт, драматург, переводчик и популяризатор русской литературы на Западе.
Его первая крупная публикация, сборник рассказов «Зарисовки спортсмена» (1852 г.), стала вехой русского реализма . Его роман « Отцы и дети» (1862) считается одним из главных произведений художественной литературы XIX века .
Жизнь
Спасское-Лутовиново, усадьба Тургенева под Орлом
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле (современная Орловская область , Россия ) в семье знатных русских родителей Сергея Николаевича Тургенева (1793–1834), полковника русской кавалерии, участвовавшего в Отечественной войне 1812 года , и Варвары Петровны Тургеневой ( урожденная Лутовинова; 1787–1850). Его отец принадлежал к старинному, но обедневшему роду Тургеневых тульской аристократии, история которого восходит к 15 веку, когда татарин Мирза Лев Турген (Иван Тургенев после крещения) покинул Золотую Орду, чтобы служить Василию II из Москвы . Мать Ивана происходила из зажиточного дворянского лутовинова дома Орловской губернии . Она провела несчастливое детство под властью отчима-тирана и покинула его дом после смерти матери, чтобы жить с дядей. В 26 лет она унаследовала от него огромное состояние. В 1816 году она вышла замуж за Тургенева.
Иван, его братья Николай и Сергей были воспитаны матерью, очень образованной, но авторитарной женщиной, в родовом имении Спасское-Лутовиново, подаренном их предку Ивану Ивановичу Лутовинову Иваном Грозным . Варвара Тургенева позже послужила вдохновением для хозяйки тургеневской « Муму» . Она окружила своих сыновей иностранными гувернантками; таким образом Иван стал свободно говорить на французском, немецком и английском языках. Члены семьи использовали французский в повседневной жизни, на этом языке читались даже молитвы. Их отец мало времени проводил с семьей, и хотя он не относился к ним враждебно, его отсутствие обидело Ивана (их отношения описаны в автобиографическом романе « Первая любовь» ). Когда ему было четыре года, семья совершила путешествие по Германии и Франции. В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дать детям хорошее образование.
После стандартной школы для сына дворянина, Тургенев проучился один год в Московском университете, а затем переехал в Санкт-Петербургский университет с 1834 по 1837 год, уделяя особое внимание классике , русской литературе и филологии . В это время его отец умер от почечно-каменной болезни , а его младший брат Сергей умер от эпилепсии . С 1838 по 1841 год он изучал философию , в частности Гегеля , и историю в Берлинском университете. Он вернулся в Санкт-Петербург, чтобы сдать магистерский экзамен.
Тургенев был впечатлен немецким обществом и вернулся домой, полагая, что Россия может лучше всего улучшить себя, внедряя идеи эпохи Просвещения . Как и многие его образованные современники, он был особенно против крепостничества . В 1841 году Тургенев начал свою карьеру на российской государственной службе и два года проработал в Министерстве внутренних дел (1843–1845).
Когда Тургенев был ребенком, семья дворовый прочитал ему стихи из Rossiad от Михаила Хераскова , знаменитого поэта 18 — го века. Ранние попытки Тургенева в литературе, стихах и зарисовках свидетельствовали о гениальности и были положительно оценены Виссарионом Белинским , в то время ведущим русским литературным критиком. В последние годы своей жизни Тургенев мало проживал в России: он жил либо в Баден-Бадене, либо в Париже , часто в непосредственной близости от семьи знаменитой оперной певицы Полины Виардо , с которой у него был роман на всю жизнь.
Тургенев никогда не был женат, но у него были дела с крепостными, одна из которых привела к рождению его внебрачной дочери Полинетт. Он был высоким и широкоплечим, но был робким, сдержанным и тихим. Когда Тургеневу было 19, во время путешествия на пароходе по Германии лодка загорелась. По слухам врагов Тургенева, он отреагировал трусливо. Он отрицал такие рассказы, но эти слухи циркулировали в России и преследовали его на протяжении всей его карьеры, создав основу его рассказа « Пожар на море ». Его ближайшим литературным другом был Гюстав Флобер , с которым он разделял схожие социальные и эстетические идеи. Оба отвергли экстремистские правые и левые политические взгляды и придерживались непредвзятого, хотя и довольно пессимистического взгляда на мир. Его отношения со Львом Толстым и Федором Достоевским часто были натянутыми, поскольку оба они по разным причинам были встревожены кажущимся предпочтением Тургенева Западной Европе.
Тургенев, в отличие от Толстого и Достоевского, лишен религиозных мотивов в своих произведениях, представляя более социальный аспект реформаторского движения. Его считали агностиком. Толстой, во всяком случае, поначалу больше, чем Достоевский, относился к Тургеневу с большим презрением. Путешествуя вместе по Парижу, Толстой записал в дневнике: «Тургенев — зануда». Его крепкая дружба с Толстым в 1861 году вызвала такую враждебность, что Толстой вызвал Тургенева на дуэль, после чего извинился. Они не разговаривали 17 лет, но семейных связей не разорвали. Достоевский пародирует Тургенева в романе «Дьяволы» (1872) через образ тщеславного писателя Кармазинова, стремящегося снискать расположение радикальной молодежи. Однако в 1880 году речь Достоевского на открытии памятника Пушкину вызвала своего рода примирение с Тургеневым, который, как и многие в зале, был до слез тронут красноречивой данью русского духа его соперником.
Тургенев получает звание почетного доктора, Оксфорд , 1879 г.
Тургенев иногда бывал в Англии, и в 1879 году Оксфордский университет присвоил ему почетную степень доктора гражданского права .
Здоровье Тургенева в последние годы его жизни ухудшилось. В январе 1883 года агрессивная злокачественная опухоль ( липосаркома ) была удалена из его надлобковой области, но к тому времени опухоль дала метастазы в верхней части спинного мозга , вызывая сильную боль в последние месяцы его жизни. 3 сентября 1883 года Тургенев умер от абсцесса позвоночника , осложнения метастатической липосаркомы, в своем доме в Буживале под Парижем. Его останки были вывезены в Россию и похоронены на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. На смертном одре он умолял Толстого : «Друг мой, вернись в литературу!» После этого Толстой написал такие произведения, как «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната» . Было обнаружено, что мозг Тургенева является одним из крупнейших в истории неврологически типичных людей, его вес составляет 2012 граммов.
Работа
Тургенев первым сделал свое имя с Записками охотника ( Записки Охотника ), также известные как Очерки из альбома Охотника или Записок охотника , сборника коротких рассказов, основанных на его наблюдениях крестьянской жизни и природ, в то время как охота в лесах вокруг имение его матери Спасское. Большинство рассказов было опубликовано в одном томе в 1852 году, а другие были добавлены в более поздних изданиях. Книге приписывают влияние на общественное мнение в пользу отмены крепостного права в 1861 году. Сам Тургенев считал книгу своим самым важным вкладом в русскую литературу; Сообщается, что « Правда» и Толстой , среди прочих, полностью согласились, добавив, что воспоминания Тургенева о природе в этих рассказах были непревзойденными. Одна из историй в «Зарисовках спортсмена» , известная как «Бежин леа» или «Бежинская прерия», впоследствии стала основой скандального фильма « Бежин луг» (1937) режиссера Сергея Эйзенштейна .
В 1852 году, когда еще не было его первых крупных романов о русском обществе, Тургенев написал некролог Николаю Гоголю , предназначенный для публикации в « Петербургских ведомостях» . Ключевой отрывок гласит: « Гоголь мертв! … Какое русское сердце не тронуто этими тремя словами? … Его больше нет, тот человек, на которого мы теперь имеем право (горькое право, данное нам смертью). называть здорово «. Цензор Санкт-Петербурга не одобрил это и запретил публикацию, но московский цензор разрешил опубликовать его в газете этого города. Цензор был отправлен в отставку; но Тургенев был признан виновным в инциденте, заключен в тюрьму на месяц, а затем сослан в его загородное имение почти на два года. Именно в это время Тургенев написал свой рассказ « Муму» («Муму») в 1854 году. История рассказывает историю глухонемого крестьянина, который был вынужден утопить единственное в мире, что приносит ему счастье, его собаку Муму. . Как и его Записки охотника ( Записки Охотника ), эта работа прицеливается в жестокостях крепостного общества. Позднее этой работе аплодировал Джон Голсуорси , заявивший, что «в художественных терминах больше не было сочинения против тиранической жестокости».
В то время как он был еще в России в начале 1850 — х годов, Тургенев написал несколько повестей ( Повести на русском языке ): Дневник лишнего человека ( «Дневник лишнего человека»), Фауст ( «Фауст»), Затишье ( «Затишье»), выражая тревоги и надежды россиян его поколения.
В 1840-х — начале 1850-х годов, во время правления царя Николая I , политический климат в России был удушающим для многих писателей. Это проявляется в отчаянии и последующей смерти Гоголя , в притеснениях, гонениях и арестах художников, ученых и писателей. За это время тысячи русских интеллектуалов, представителей интеллигенции эмигрировали в Европу. Среди них были Александр Герцен и сам Тургенев, переехавшие в Западную Европу в 1854 году, хотя это решение, вероятно, было больше связано с его роковой любовью к Полине Виардо, чем с чем-либо еще.
В последующие годы выпустил новый Рудин ( «Рудин»), рассказ о человеке , в его тридцатых , который не может поставить свои таланты и идеализм любого использования в России Николая I . Рудин также полон ностальгии по идеалистическим студенческим кружкам 1840-х годов.
Следуя мыслям влиятельного критика Виссариона Белинского, Тургенев отказался от романтического идеализма в пользу более реалистичного стиля. Белинский защищал социологический реализм в литературе; Тургенев изобразил его в « Якове Пасинкове» (1855). В период 1853-62 Тургенев написал некоторые из его лучших историй, а также первых четырех из его романов: Рудин ( «Рудин») (1856), гнездо Дворянское ( «Дворянское гнездо») (1859 г.), On Ева («Накануне») (1860 г.) и « Отцы и дети» («Отцы и дети») (1862 г.). Некоторые темы, затронутые в этих произведениях, включают красоту ранней любви, неудачу в достижении мечты и разочарованную любовь. Большое влияние на эти произведения оказала его любовь к Полине и его опыт общения с матерью, которая контролировала более 500 крепостных с такой же строгой манерой поведения, в которой она его воспитывала.
В 1858 году Тургенев написал роман гнездо Дворянского ( «Дворянское гнездо») также полные ностальгии по безвозвратному прошлому и любви к русской деревне. В нем есть один из его самых запоминающихся женских персонажей, Лиза, которой Достоевский воздал должное в своей пушкинской речи 1880 года, рядом с Наташей Ростовой Татьяны и Толстого .
Александр II вступил на российский престол в 1855 году, и политический климат стал более расслабленным. В 1859 году, вдохновленный сообщениями о позитивных социальных изменениях, Тургенев написал роман «Накануне» («Накануне») (опубликован в 1860 году), изображающий болгарского революционера Инсарова.
В следующем году увидел свет один из лучших своих повестей, Первая любовь ( «Первая любовь»), которая была основана на кисло-сладкие воспоминания детства, и доставку его речи ( « Гамлет и Дон Кихот », в публичном чтении в Санкт-Петербурге ) в помощь писателям и ученым, переживающим невзгоды. Представленное в ней видение человека, разрывающегося между эгоцентричным скептицизмом Гамлета и идеалистической щедростью Дон Кихота , можно сказать, пронизывает и творчество самого Тургенева. Стоит отметить, что на этом выступлении присутствовал только что вернувшийся из сибирской ссылки Достоевский, спустя восемь лет он должен был написать роман «Идиот» , трагический герой которого князь Мышкин во многом напоминает Дон Кихота. Тургенев, чье знание испанского языка благодаря общению с Полиной Виардо и ее семьей было достаточно хорошо для него, чтобы задуматься о переводе романа Сервантеса на русский язык, сыграл важную роль в представлении этой бессмертной фигуры мировой литературы в российском контексте. .
«Отцы и дети», самый известный и прочный роман Тургенева, появился в 1862 году. Его главный герой, Евгений Базаров , которого считали «первым большевиком» в русской литературе, в свою очередь, провозглашался и критиковался либо как прославление, либо как пародия на «новых людей» 1860-х годов. В романе рассматривается конфликт между старшим поколением, не желающим принимать реформы, и нигилистической молодежью. В центральном герое, Базарове, Тургенев нарисовал классический портрет нигилиста середины XIX века. Действие «Отцы и дети» происходило в течение шестилетнего периода общественного брожения, от поражения России в Крымской войне до освобождения крепостных. Враждебная реакция на отцов и детей («Отцы и дети») подтолкнула Тургенева к решению покинуть Россию. Как следствие, он также потерял большинство своих читателей. Многие радикальные критики в то время (за заметным исключением Дмитрия Писарева ) не воспринимали « Отцов и сыновей» всерьез; и после относительного критического провала своего шедевра Тургенев разочаровался и стал меньше писать.
Следующий роман Тургенева, Дым («Дым»), был опубликован в 1867 году и снова был воспринят менее чем с энтузиазмом в его родной стране, а также вызвал ссору с Достоевским в Баден-Бадене.
Его последняя большая работа пытается сделать справедливость по отношению к проблемам современного российского общества, Новь ( «Новь»), была опубликована в 1877 году.
Истории более личного характера, такие как Вешние воды ( «Вешние воды»), Король Лир Степной ( «Степной король Лир»), и Песнь торжествующей любви ( «Песнь торжествующей любви»), были написаны в эти осенние годы его жизни. Среди других последних работ — « Стихи в прозе» и «Клара Милич» («После смерти»), опубликованные в журнале European Messenger .
«Сознательное использование искусства для посторонних целей было для него отвратительно … Он знал, что русский читатель хочет, чтобы ему говорили, во что верить и как жить, ожидая, что он получит четко противопоставленные ценности, четко различимые герои и злодеи. …. Тургенев оставался осторожным и скептичным; читатель остается в напряжении, в состоянии сомнения: проблемы поднимаются и по большей части остаются без ответа »- Исайя Берлин , Лекция об отцах и детях
Тургенев писал на темы, аналогичные темам, которые можно найти в произведениях Толстого и Достоевского , но он не одобрял религиозных и моральных забот, которые два его великих современника привносили в свое художественное творчество. По темпераменту Тургенев был ближе к своим друзьям Гюставу Флоберу и Теодору Шторму , северогерманскому поэту и мастеру новеллистической формы, которые также часто вспоминали прошлое и пробуждали красоту природы.
Наследие
Тургенев в конце карьеры.
Художественная чистота Тургенева сделала его фаворитом писателей-единомышленников следующего поколения, таких как Генри Джеймс и Джозеф Конрад , оба из которых очень предпочли Тургенева Толстому и Достоевскому. Джеймс, который написал не менее пяти критических эссе по творчеству Тургенева, утверждал, что «его достоинства формы первостепенны» (1873 г.), и хвалил его «изысканную деликатность», из-за которой «кажется, что слишком многие из его соперников придерживаются нас. , в сравнении, насильственными средствами, и познакомить нас, в сравнении, с пошлыми вещами »(1896). Владимир Набоков , известный своим небрежным увольнением многих великих писателей, хвалил «пластическую музыкальную плавную прозу» Тургенева, но критиковал его «надуманные эпилоги» и «банальную обработку сюжетов». Набоков заявил, что Тургенев «не великий писатель, хотя и приятный», и поставил его на четвертое место среди русских прозаиков XIX века после Толстого, Гоголя и Антона Чехова , но впереди Достоевского. Его идеалистические представления о любви, особенно о преданности, которую жена должна проявлять своему мужу, цинично упоминались героями чеховской «Анонимной истории». Исайя Берлин приветствовал приверженность Тургенева гуманизму, плюрализму и постепенным реформам, а не насильственной революции, как отражение лучших аспектов русского либерализма .
Библиография
Романы
- 1857 — Рудин
- 1859 — Начало Дворянского (Дворянское гнездо), также переводятся как Дворянское гнездо , Дом Дворянского и Лиза
- 1860 — Накануне (Накануне)
- 1862 — Отцы и дети (Отцы и дети), также переводится как Отцы и дети
- 1867 — Дым (Дым)
- 1872 — Вешние воды
- 1877 — Новь (Новь)
Избранные короткие художественные произведения
- 1850 — Дневник лишневого человека; новелла, английский перевод: Дневник лишнего человека
- 1852 — Записки охотника (Записки охотника); сборник рассказов, английский перевод: спортсмен зарисовка , наброски охотника , ноутбук спортсмена
- 1854 — Муму ( Муму ); рассказ, перевод на английский: Mumu
- 1855 — Яков Пасынков (Яков Пасынков); новелла
- 1855 — Фауст (Фауст); новелла
- 1858 — Ася (Ася); новелла, английский перевод: Ася или Аннушка
- 1860 — Первая любовь (Первая любовь); novella, английский перевод: First Love
- 1870 — Степной король Лир ; новелла, английский перевод: Король Лир степей
- 1881 — Песнь torzhestvuyushchey Lyubvi (Песнь торжествующей любви); novella, перевод на английский: The Song of Triumphant Love
- 1883 — Клара Милич (Клара Милич); новелла, английский перевод: The Mysterious Tales
Пьесы
- 1843 — Сыпь , что нужно сделать (Неосторожность)
- 1847 — Там, где тонко, слезы (Где тонко, там и рвётся)
- 1849/1856 — Завтрак вождя (Завтрак у предводителя)
- 1850/1851 — Разговор на шоссе (Разговор на большой дороге)
- 1846/1852 — Отсутствие денег (Безденежье)
- 1851 — Провинциалка (Провинциалка)
- 1857/1862 — Дурак Фортуны (Нахлебник), также переводится как The Hanger-On и The Family Charge
- 1855/1872 — Месяц в деревне (Месяц в деревне)
- 1882 — Вечер в Сорренто (Вечер в Сорренто)
Другой
- 1877-1882 — Стихотворения в прозе (Стихотворения в прозе)
Смотрите также
- Александр Дмитриевич Кастальский , сочинивший оперу по повести Клары Милич.
- Сэр Фредерик Эштон , создавший балет по мотивам «Месяца в деревне» в 1976 году.
- Астероид 3323 Тургенев , названный в честь писателя
- Ли Хойби , американский композитор, и его опера по мотивам «Месяца в деревне»
- Владимир Ребиков , сочинивший оперу по «Дворянскому дому» в 1916 году.
- Галина Уланова , посоветовавшая своим ученикам при подготовке к балету « Жизель» читать такие рассказы Тургенева, как «Ася» или «Весенние потоки».
использованная литература
Источники
- Сесил, Дэвид. 1949. «Тургенев», в Дэвиде Сесиле, Поэтах и сказочниках: Книга критических очерков . Нью-Йорк: Macmillan Co .: 123–38.
- Фриборн, Ричард. 1960. Тургенев: писатель-романист, этюд . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Магаршак, Дэвид. 1954. Тургенев: Жизнь . Лондон: Фабер и Фабер.
- Соколовская, Катаржина. 2011. Конрад и Тургенев: навстречу реальному . Боулдер: Восточноевропейские монографии.
- Троят, Анри. 1988. Тургенев . Нью-Йорк: Даттон.
- Ярмолинский, Авраам. 1959. Тургенев, Человек, его искусство и его возраст . Нью-Йорк: Орион Пресс.
внешние ссылки
- Произведения Ивана Тургенева в электронной форме в Standard Ebooks
- Работы Ивана Тургенева в Project Gutenberg
- Работы Ивана Тургенева или о нем в Интернет-архиве
- Работы Ивана Тургенева в LibriVox (аудиокниги в свободном доступе)
- Иван Тургенев поэзия (в России)
- Интернет-архив романов Тургенева на русском языке
- Работы Тургенева (на русском языке )
- Тургеневское общество (в основном на русском языке )
- Музей Тургенева в Буживале (на французском)
- Петри Люкконен. «Иван Тургенев» . Книги и писатели
- Тургенев Библиография 1983 — Николай Чекулин.
- Романы Ивана Тургенева: символы и гербы Ричарда Писа
- Английский перевод 4 поэтических миниатюр
- Английский перевод 4 стихотворений в поздней прозе
- Английский перевод восьми стихотворений в поздней прозе Александра Стилмарка в «Современная поэзия в переводе», № 11 (1997).