Рассказ иван сусанин читать полностью

Михаил иванович глинка 1804-1857 основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и творческий путь своих последователей-композиторов, среди которых — А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и многие другие. Выдающийся музыкальный критик В. Стасов сравнивал значимость творчества Глинки для русской музыки со значением творчества А. С. Пушкина в литературе.

История создания

Опера Глинки «Иван Сусанин» — одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В. Жуковского. В основе содержания – подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками. Большое влияние на формирование образа главного героя оперы оказала поэма К. Рылеева — «Иван Сусанин».

Создатель либретто оперы «Иван Сусанин» — Г. Ф. Розен. Премьера состоялась в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 года. Постановка была восторженно принята передовой интеллигенцией, увидевшей в создании оперы «Иван Сусанин» начало нового этапа развития русской музыки. Придворная аристократия их восторга не разделила, хотя сам император присутствовал на премьере.

По желанию Николая I опера Глинки «Иван Сусанин» была переименована в «Жизнь за царя», чтобы у нее появился монархический подтекст. После крушения монархии она вновь стала называться «Иван Сусанин». Либретто Розена было подвергнуто обработке поэтом С. М. Городецким.

О «Жизни за царя» М. И. Глинки, названии и премьере на сцене Большого театра в Петербурге

С оперой «Жизнь за царя» выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки связано немало интересных фактов. Произведение затрагивает события 1613 года, частности, рассказывает о походе польского войска на Москву.

Опера состоит из 4 актов с эпилогом. Автор либретто — барон Егор Розен. При СССР сделали новую редакцию либретто, автором которого был Сергей Городецкий, и название было изменено, понятно по каким причинам. Советские власти избавлялись от упоминания всего царского. А опера ведь гениальная.

Стоит отметить, что с названием этой оперы и в дореволюционной России было не всё гладко, и причём, с самого начала. Называться опера должна была абсолютно не так. Сам автор, Михаил Глинка, поначалу не хотел называть её «Жизнью за царя», и «Не жизни за царя» был против. Не совсем понятно? Тогда слушайте весь рассказ, где много чего можно почерпнуть интересного.

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»

В 1836 году Михаил Иванович Глинка закончил оперу. Поначалу композитор не мог добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. С большим упорством этому препятствовал тогдашний директор императорских театров А. М. Гедеонов.

Затем он отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу, которому, напротив, понравилась опера и он дал ей самый лестный отзыв. Итак, её собирались ставить в Санкт-Петербурге. Репетиции начались в мае 1836 года и опера имела название «Иван Сусанин».

История Ивана Сусанина

Все помнят историю о том, как польско-литовское войско хотело захватить юного Михаила Фёдоровича, первого русского царя из династии Романовых. Но враги не знали, где он находится. По дороге им встретился Иван Сусанин, который стал их проводником. Но он повёл не к царю, а далеко в чащу леса, к болотам, где те погибли.

Иван Сусанин остался героем навечно в памяти наших людей, вошёл в российскую историю. Имя героя стало нарицательным. Простой крестьянин совершил геройский поступок, который будет во все времена вызывать восхищение, на этом композитор и хотел сделать ударение. А, по сути, Сусанин отдал жизнь за царя.

История с названиями

Поэтому один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать оперу и назвать её — «Жизнь за царя». Михаил Глинка долго не соглашался. Для него важен был героизм Сусанина, это он хотел поставить во главе угла, сделать тему подвига центральной.

Тогда было предложено и другое название — «Смерть за царя». Однако, после рассуждений и дискуссий, выводом которых стало убеждение в том, что «за царей» надо только жить, закрепилось название «Жизнь за царя». И композитор согласился.

Премьера и огромный успех

Премьера состоялась 9 декабря (27 ноября по старому стилю) 1836 года в Большом театре в столице Российской империи. Роль Сусанина исполнял Осип Петров, а роль Вани была поручена певице Анне Воробьевой, скоро ставшей Петровой. Время их свадьбы совпало с репетициями, и тогда автор Нестор Кукольник и композитор Михаил Глинка преподнесли свой своеобразный свадебный подарок.

Удлинили сперва небольшую роль Вани новыми ариями, которые великолепно исполнила Анна Яковлевна Воробьева, доказав свой талант и блистательное мастерство. Первым дирижёром оперы стал Катерино Кавос, который считался одним из лучших дирижёров и музыкантов своего времени и оценил талант Глинки.

Позитивные отзывы и отзвук Стасова

В своих записках композитор о после премьеры назвали музыку оперы «кучерской» — «это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

На следующий день после премьеры, на дружеском обеде в честь Глинки у А. В. Всеволжского был сочинен «Канон в честь М. И. Глинки»:

1 куплет — Жуковского:

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! Наш Глинка —

Уж не Глинка, а фарфор!

2 куплет — Вяземского:

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея — Глинку

От Неглинной — до Невы.

3 куплет — Жуковского:

В честь столь славныя новинки

Грянь, труба и барабан,

Выпьем за здоровье Глинки

Мы глинтвеину стакан!

4 куплет — Пушкина:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

Так, шутливо, тепло и по-доброму друзья поздравили Михаила Глинку с успехом оперы.

Музыкальный критик Владимир Одоевский:

С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!

Брат знаменитого французского писателя Просперо Мериме Анри:

По сюжету и музыке это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне… Это более, чем опера, это — национальная эпопея.

Один отрицательный отзвук был. В 1861 году известный критик Василий Стасов написал:

Никто, быть может, не сделал такого бесчестья нашему народу, как Глинка, выставив посредством гениальной музыки на вечные времена русским героем подлого холопа Сусанина, верного, как собака, ограниченного, как сова или глухой тетерев.

Опера Глинки при СССР

Долгое время опера при советской власти не исполнялась. Были попытки полного изменения сюжета и приспособление его к обстоятельствам времени. Как писал Л. Л. Сабанеев:

Первая редакция была — перенесение времени действия в эпоху большевистской революции. В соответствии с этим Иван Сусанин обратился в «предсельсовета» — в передового крестьянина, стоящего за советскую родину. Ваня обращен был в комсомольца. Поляки остались на месте потому, что в это время как раз была война с Польшей, где выдвинулся Тухачевский.

Финальный гимн был перефразирован: «Славься, славься, советский строй». Благодаря поэту Сергею Городецкому, который с помощью дирижёра Самуила Самосуда создал новое «советское» либретто, опера Глинки была поставлена в Большом театре в 1939 году режиссёром Борисом Мордвиновым.

Премьера при СССР и свет Сталина

Опера в новом варианте была выдержана уже в духе борьбы русского народа против чужеземного ига и прославляла народ-победитель, а в заключительной песне «Славься» говорилось о русском народе. Премьерная постановка от 21 февраля 1939 не впечатлила Сталина, и он предложил внести несколько изменений, в частности, высказавшись:

Почему на сцене так темно? Нужно больше света, больше народу!

Все изменения были учтены в постановке от 2 апреля 1939 года, встреченной критиками с большим восторгом. С 1945 года спектаклем «Иван Сусанин» Глинки в различных постановках открывает ежегодный сезон Большой театр. Партию Ивана Сусанина исполняли Максим Михайлов, Иван Петров, Александр Ведерников, Евгений Нестеренко.

Опера Глинки в ХХ-XXI веках

В 1988 году режиссёр Николай Кузнецов, художник Валерий Левенталь и дирижёр Александр Лазарев поставили «Ивана Сусанина» в Большом театре в декорациях первой постановки и со «старым», первоначальным либретто. Признание оперы со стороны зрителей было трудно переоценить. Однако прошёл спектакль всего 23 раза, потом был почему-то снят со сцены.

В 1997 году Большой театр в Петербурге возобновил сезоны показа оперы, для которой взяли изначальное либретто Розена и даже название композитора: «Иван Сусанин». Использовались декорации баратовского спектакля. Благодаря мастеру оперного дирижирования Марку Эрмлеру и таланту исполнителей, таких как Владимир Маторин, Лариса Рудакова, Владимир Щербаков и Александра Дурсенева, спектакль получился поразительно живым. За рубежом одна из значительных постановок оперы была представлена в миланском «Ла Скала».

Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге

В театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки — «Жизнь за царя», ознаменовавшей рождение новой русской классической оперы, и «Руслан и Людмила» в 1842 году. Ставились также оперы других русских композиторов; выступали певцы Е. С. Сандунова, П. В. Злов, П. Т. и В. Ф. Рыкаловы, А. Я. Петрова, О. А. Петров, Леон Леонов, Г. Климовский, А. Г. Ефремов, В. А. Шемаев, Я. С. и А. И. Воробьёвы.

В 1847 году на этой сцене дебютировал Мариус Петипа, сменивший в должности главного императорского балетмейстера другого французского хореографа Артура Сен-Леона и связавший свою жизнь с русским балетом на целых полвека. В 1862 году в театре поставлена опера «Сила судьбы», написанная для Большого Каменного театра Джузеппе Верди.

В 1886 году показали опера «Кармен», после чего все спектакли перенесли в Мариинский театр. Здание Большого театра было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки. Было частично разобрано и вошло в новое здание Консерватории, которая ныне расположена в Санкт-Петербурге, на Театральной площади, 3.

Первое действие

Взволнованная и динамичная музыка увертюры предвосхищает драматический сюжет краткого содержания оперы «Иван Сусанин».

По улице села Домнина поют хор крестьян и крестьянок. Мужчины славят воинские подвиги. Женщины радуются приходу весны. В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.

После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой. Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города. Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин. Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.

Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен. По краткому содержанию оперы «Иван Сусанин» становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи. Главный герой заявляет, что даст согласие на свадьбу, когда на престол взойдёт царь. Собинин рассказывает, что царём в скором времени должен стать Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу. Все расходятся, радуясь.

Краткое содержание

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие: крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленным: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план: обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване: мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского – , звучат хвалебные песни в их адрес.

Действие третье

В избе Сусанина живёт мальчик — сирота Ваня. Вместе с Иваном Сусаниным он размышляет о том, что поляки могут явиться сюда, чтобы пленить царя. Но они смогут противостоять полякам и уберечь государя от подобной участи.

Вошедшие крестьяне желают Ивану счастья. После их ухода — сцена благословения Сусаниным молодых. Вдруг раздаётся конский топот. Это поляки. Они требуют проводить их к царю, так как они думают, что царь скрывается где-то рядом, сулят Ивану Сусанину золото. Он соглашается, тихо сказав Ване, чтобы тот уведомил государя об опасности. Антонида, подумав, что отец действительно соблазнился деньгами, умоляет его не делать этого. Но отец благословляет её и наказывает праздновать свадьбу без него. После этого он уходит. Антонида горько плачет. Из краткого содержания оперы «Иван Сусанин» уже ясно: главному герою не суждено больше вернуться домой.

Пришедший Собинин недоумевает, откуда появились враги. Выслушав рассказ невесты, он собирает отряд из крестьян, чтобы освободить Ивана Сусанина.

Содержание четвертого действия

В глухом лесу Собинин с крестьянами ищут Сусанина. В это время Ваня стучит в монастырские ворота, спеша предупредить царя о грозящей ему опасности. Услышав рассказанное, бояре вместе с мальчиком отправляются к царю.

Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы «Иван Сусанин» это самый трагический момент. Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать.

Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.

Эпилог

Массовая сцена. Народ славит царя. Входят Антонида, Собинин и Ваня. Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя.

Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

Короткий пересказ «Иван Сусанин»

Краткое содержание «Иван Сусанин» опера Глинки:

Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения Богдана Собинина, жениха её, отправившегося биться с польской шляхтой. Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно.

Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов. Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.

Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.

Польский король Сигизмунд Третий настолько уверен в победе польского войска, что ещё до исхода битвы начинает пиршество в свою честь. В наполненном весёлыми гостями зале появляется гонец с известием о полном разгроме шляхты и пленённых в Москве поляков из королевского войска. Сигизмунд отдаёт приказание рыцарям собираться в боевой поход. Хвастаясь своей отвагой, с оружием в руках они клянутся разбить русских «смердов».

В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям.

После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель. Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…

Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину.

Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты. Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.

Замёрзшие, голодные и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят.

Как бы ни была мучительна его смерть, Сусанина греет мысль об исполненном долге перед родной землёй: жизнь за царя отдать – честь для русского мужика. В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, — разве может быть иначе…

Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, — они обречены…

А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, — нет рядом только Ивана Сусанина… Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.

Это интересно: «Паяцы» – опера Р. Леонкавалло, премьера которой состоялась в 1892 году, настолько полно выразила все идеи итальянского веризма, что это новаторское течение в чистом виде больше не произвело на свет ничего подобного по силе и красоте. Краткое содержание «Паяцы» можно прочитать на нашем сайте. Главное достижение данной оперы лежит в музыке: ариозо Канио является одной из самых известных в мире мелодий.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

В эти дни, в конце марта, исполняется 400 лет со дня гибели Ивана Сусанина. За прошедшие с тех пор четыре века народный герой пережил так много покушений, что невольно возникают вопросы: кто и зачем пытался убить память о нем, и почему его подвиг все-таки выжил.

Жизнь за царя

Имя Ивана Сусанина давно стало в нашей стране нарицательным. Но что на самом деле мы знаем об этом человеке?

В самом массовом на сегодня школьном учебнике истории для 7-го класса А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной ему посвящено всего семь строк:

«…Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завел польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля — погубить вероятного кандидата на русский престол Михаила Романова. Убийство Романова помогло бы сохранить русский трон для польского короля или для его сына». 

Историки, профессионально занимающиеся эпохой Смутного времени, да и непрофессионалы, интересующиеся родной историей, наверняка найдут очевидные, с их точки зрения, ошибки и вопиющие противоречия буквально в каждой строчке сего коротенького педагогического опуса, рекомендованного Минобрнауки (вместе с учебником) подрастающему поколению россиян. 

Польский король не мог дать такое задание, да и отряд не был польским. Исуповское (или Чистое) болото, где погиб Сусанин, сравнительно небольшое, всего 5 км в самом широком месте, и вполне проходимое, тем более зимой. Убийцы легко смогли бы оттуда выбраться: почти с любого места «непроходимого» болота виден купол церкви в соседней деревне Домнино. Михаил Романов на момент смерти Сусанина был не кандидатом в цари, а уже избранным царем. Его убийство не помогло бы сохранить русский трон для польского короля или его сына. И так далее.

Современная школьная версия почти слово в слово повторяет поэму Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» 1822 года:

Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —

Сусанину с сердцем вскричали враги…

А декабрист Рылеев (к слову сказать, повешенный за «покушение на цареубийство» всего через три года после того, как вложил в уста Сусанина вдохновенные слова: «Ни казни, ни смерти и я не боюсь. Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»), в свою очередь, лишь переписал стихами уже хорошо известный к тому времени сюжет о гибели простого крестьянина за царя. Эта история стала в российском обществе популярной после войны с Наполеоном, во времена патриотического подъема. 

Полдеревни за царя

Окончательно каноническая версия подвига Сусанина оформляется при Николае I в виде либретто оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1836), повторяя и поэму Рылеева, и самую первую беллетризированную версию подвига Сусанина, которую опубликовал в 1812 году в своем журнале «Русский вестник» однофамилец композитора Глинки историк Сергей Глинка.

Историк Глинка, в свою очередь, опирался на единственный реальный документ об Иване Сусанине — «обельную» (освобождающую от налогов) грамоту, жалованную 30 ноября 1619 года от имени царя Михаила Романова зятю Сусанина Богдану Собинину.

Царской грамотой также было велено «за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет» отдать во владение «ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно», то есть навечно. 

Речь шла о селе, которое сейчас носит название Деревеньки. Здесь родился Иван Сусанин, и здесь был его дом. Это село находится в 25 км от «дворцового села» Домнино, родовой вотчины матери царя Ксении Иоанновны Романовой (в девичестве Шестовой, а после насильственного пострижения в монахини Годуновым — инокини Марфы). 

В Домнино на момент свой гибели жил Сусанин с семьей зятя. Но жили они, как бы сейчас сказали, на служебной квартире. В то время дворцовое село представляло собой барскую усадьбу с монументальной шатровой церковью Воскресения Христова, возвышавшейся, по свидетельству современников, над всей долиной местной речки Шачи, а также семь дворов, где жила барская прислуга, и четыре двора церковного причта. Всего в отсутствии хозяев в Домнино постоянно проживало человек сорок.

Был Иван Сусанин рядовым дворовым барыни или «посельским» (управляющим) в Домнино, до сих пор спорят. Документальных свидетельств нет. Но это не так уж важно. Того факта, что во время воцарения первого Романова он там жил и был убит, никто из серьезных историков не оспаривает. 

Всегда спорили по, казалось бы, второстепенным вопросам: когда точно, кто конкретно и за что именно его убил. Но в зависимости от ответов на эти вопросы менялась и вся картина смерти Сусанина: из народного героя, отдавшего жизнь за царя, он мог превратиться в случайную жертву обычных бандитов.

Изыскания особо упертых архивариусов порой открывали любопытные факты. Например, от царских щедрот Ивашке Собинину было пожаловано целых полсела, которое, как выяснили историки, тогда состояло всего из двух дворов — Ивашкиного и его соседа. 

Иными словами, Собинину за спасение жизни помазанника Божьего его тестем пожаловали его же собственный дом. Дали вольную, освободили от налогов — все это так, но материально не поощрили. Вот и спасай после этого царей.

Университет за царя

Первым критиком версии «жизни за царя» стал профессор кафедры русской истории петербургского университета, академик Николай Костомаров, который в февральском номере «Отечественных записок» за 1862 год опубликовал статью «Иван Сусанин».

При этом сам Сусанин был для профессора не более чем предлогом. На его примере он атаковал государственную идеологию Николая I, суть которой глава николаевского Минобрнауки граф Уваров коротко и емко уложил в три слова: православие, самодержавие, народность. 

Сусанин ярче, чем кто-либо другой, олицетворял собой силу и глубину проникновения этой идеологии в народные массы. Его подвиг был просто обречен на развенчание с либеральных позиций нового царствования Александра II Освободителя. 

Не будь это Костомаров, нашелся бы другой. Профессионал высокого класса Костомаров был даже лучше других, потому что сразу выявил практически все слабые места официальной версии жизни и смерти Сусанина, назвав ее «анекдотом». 

Мало кто сейчас помнит, что после статьи о Сусанине Костомаров был вынужден оставить университетскую кафедру, и ни в один российский университет его до конца жизни не допускали. Претензий к профессору накопилось много, но хронологически последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, оказались его слова про «анекдотичность» Сусанина. 

Поляков — за царя

Если не вдаваться в мелкие исторические несоответствия, то главное неправдоподобие сусанинского подвига, по мнению Костомарова и всех его сторонников, заключалось в том, что полякам не имело смысла захватывать в плен и тем более убивать нового московского царя.

Отец Михаила патриарх Филарет с 1611 года содержался поляками как заложник в хорошо укрепленной резиденции польских королей — замке Мариенбург в устье Вислы. Самого Михаила вместе с матерью, инокиней Марфой, живших в Кремле, начальник его польского гарнизона Гонсевский выпустил с другими женщинами и детьми, как только к Кремлю подошло ополчение князя Пожарского. Чудом избежав при этом расправы от рук ополченцев, мать и сын тут же уехали «на Кострому».

Куда именно они отправились и где там жили, когда Михаила избрали царем, до сих пор неизвестно. Наиболее вероятных вариантов три: Ипатьевский монастырь напротив Костромы через Волгу, родовое село Марфы Домнино примерно в 70 км на северо-восток от Костромы и Макарьевский монастырь на реке Унже еще на 120 км дальше на восток. Но даже если они были в Домнино, и Иван Сусанин, встретив вооруженных людей близ села, повел их в другую сторону, вряд ли это был польский спецназ, посланный по душу юного царя. 

После пленения или убийства Михаила у поляков исчезла бы возможность давить на него с помощью отца-заложника. А в Москве, лишившись Михаила, могли избрать другого царя. Желающие имелись, Михаил устраивал далеко не всех. К тому же, он еще не был венчан на царство, то есть формально еще не стал царем. Кроме того, полякам в тот момент крайне нежелателен был бы виток вооруженного противостояния с Россией. После поражения в Москве король Сигизмунд снял осаду с Волоколамска и Смоленска и отвел войска в Польшу на переформирование и пополнение.

СНГ за царя

В 1619 году, после заключения мира, Филарета отпустили домой. Воссоединившаяся в Москве семья отправилась на благодарственное богомолье в Макарьевско-Унженский монастырь, по пути заехав в Домнино. Тут Богдан Собинин и подал царю челобитную, в которой был описан подвиг его тестя.

Самой челобитной не сохранилось, но по бюрократическим правилам того времени содержательная часть входящего документа дословно повторялась в исходящей бумаге, в данном случае — царском указе. Он сохранился и остается единственным документальным свидетельством подвига Ивана Сусанина.

Сообщая царю, что его тестя «польские и литовские люди замучили до смерти», Собинин не рискнул бы соврать. Это легко проверялось на месте у других очевидцев тех событий. Поэтому критики канонической версии подвига Сусанина говорят, что если это и были поляки, то отбившиеся от армии дезертиры. А скорее всего, Собинин и его односельчане просто перепутали поляков с «черкасами», то есть украинцами. Мол, тогда по всей России бродили интернациональные шайки разного сброда, которые грабили деревни и захватывали заложников, чтобы получить за них выкуп.

Развитие «козацкой» (украинской) версии Костомарова можно и сейчас видеть в блогах историков-любителей, которые, задаваясь совершенно резонным вопросом: «А откуда обычные бандиты так быстро узнали про избрание Михаила на царство при отсутствии мобильной связи и интернета?» — дают самый логичный, по их мнению, ответ: Михаила заказали «украинским киллерам» его московские конкуренты по выборам. 

Другие блогеры на это обижаются. Ни поляков, ни украинцев там вообще не было, настаивают они, а погубили Ивана Сусанина этнические белорусы, служившие в витебском и полоцком полках польских интервентов, которые были расквартированы как раз в Костромской области. Взывать к разуму тут бесполезно, остается только руками развести.

Эксгумация за царя

Полтора века усилий низвести Ивана Сусанина с пьедестала спасителя царя до уровня преданного холопа, спасшего барина от рядовых бандитов, результата не дали. И вряд ли когда-либо дадут: друзей у Ивана Сусанина всегда было намного больше, чем недоброжелателей, и административный ресурс друзей всегда был весомее.

В 2001 году было утверждено финансирование из костромского областного бюджета программы поиска захоронения Сусанина. Изучались погосты в Домнино и Исупове (в Деревеньках, родном селе героя, в силу его малости тогда не хоронили). К 2004 году было вскрыто уже несколько могил. Мужские скелеты в них были подходящего возраста и имели следы рубленых ран. На этом этапе к работе подключились специалисты Российского центра судмедэкспертизы во главе с профессором Виктором Звягиным. В итоге, в 2005 году по методу Герасимова на основе одного из черепов был восстановлен облик Сусанина. 

Он оказался «мужчиной восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45-50 лет с длиной тела 164 (плюс-минус 2) сантиметра». А проще говоря, имел типично русскую внешность с большой залысиной на лбу и носом картошкой, и был очень похож на своих достоверно известных прямых потомков по мужской линии в 8-15-м поколениях. Сейчас они носят фамилию Белопаховы.

«Проведенное медико-криминалистическое исследование каких-либо признаков, исключающих принадлежность костных останков из реликвария 13А некрополя «Исупово» Ивану Осиповичу Сусанину, не обнаружило», — сказано в экспертном заключении РЦСМЭ.

К сожалению, при имевшейся сохранности скелетов ДНК-экспертизу, которая сняла бы последние сомнения, провести было невозможно. Так что с ДНК-идентификаций Ивана Сусанина придется подождать, пока не появятся новые научные методы. 

Но кое-что удалось восстановить. С середины нулевых годов в Сусанинском районе Костромской области появилась туристическая программа «За веру, царя и Отечество». Теперь каждый турист, прошедший по последнему пути Ивана Сусанина, получает памятную грамоту с этим напутствием.

Иван Сусанин — народный герой, символ «мужицкой» преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник».

Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так. В 1613 году изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова. Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области и одна из польских шаек решила его погубить. Но где его искать, поляки не знали.

Зайдя в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал им, где он находится, но и повел их в противоположную сторону. По дороге, он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес: «Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!». После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен.

Зять-наследник

Таким образом, история Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине «для красного словца». Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь, которая и наследовала ему. В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…». Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так. Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать. Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета. Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

Иван Сусанин XX века

Тем не менее, едва ли сейчас можно сомневаться, что подвиг Ивана Сусанина был выдуман. Задокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него время и место засады.

В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. История эта была передана советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли – псковский охотник вероятно был неграмотным. Ну а если знал, то это тоже неудивительно. В России, как и позднее, в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Опера Глинки «Жизнь за царя» сменила название на «Иван Сусанин», к патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении и XIX и XX веков.

О реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

   Лето отпылало. Осень напустила холода. Деревья оголились. Солнце потускнело. Пошли дни пасмурные и не разгульные.

   Природа была в порядке. По божьему замыслу она и должны быть такой в осеннюю пору, а вот головы посельчан, несмотря на божий замысел, были   не в порядке и началось это с нашествия львов, которое оказалось настолько неожиданным для поселковой администрации, что она в панике бежала из государственного здания, думая не о том, как руководить посёлком за стенами, а как спастись. Посёлок – вообще вещь государственная и государству очень нужная, но оказываться на кладбище администрации как – то не хотелось.

   Рассказ можно начать и по-другому. Как мне думается другое будет лучше предыдущего.

   Нет в России таких городов, посёлков, станиц, сёл, хуторов, в которых не случались бы необычные происшествия. В любом населенном российском местожительстве найдутся мужик или баба которые такое учудят, что заграничным хлопцам никогда в голову не придёт.

   Итак, начнём.

   Иван Яковлевич Близнюк, посельчане называют его «Самоделкин», выходит на порожки дома, украшенному со всех сторон резьбой, особенно порожки по бокам с завитушками, пересекает заасфальтированный с нарисованными морскими и горными пейзажами двор, останавливается возле собачьей хатки с окнами и ставнями и говорит: «Спишь, дорогой товарищ, и не знаешь, что у твоего хозяина сегодня непостижимо напряженный и ответственный день».

   Хатка не отвечает. Дворовой спит и не догадывается, что у хозяина нелады с его дальними родственниками.

   Иван Яковлевич скрывается в мастерской, в которую, чтобы попасть, нужно пройти через деревянный лабиринт. Это ловушка для воров. Иван Яковлевич вытащил из неё уже больше десятка посельчан. Мастерская оживает звуками, они подобны звукам церковных колоколов, которые позитивно влияют на Яковлевича, но отрицательно на жену Марию.

— Опять, — голосит Мария. — Когда я умру, не хорони меня на кладбище. Поставь гроб со мной в доме. Я буду смотреть, как ты без меня жить будешь.

— Так мёртвые не могут смотреть.

— А ты был им, что так говоришь. Ты думаешь, что я живая. Я мёртвая. Только не лежачая, а ходячая. Работ по хозяйству полно, а он никак не отлипнет от своей мастерской. Чтоб она сгорела. Чтоб её гром разбил. Чтоб, — долбит она, пока не выдыхается.

— Дорогая Марьюшка, — воркующий голос из мастерской. – Ты же знаешь, как я тебя люблю, — завораживает Яковлевич. — Захлопоталась в своём хозяйстве и не видишь, что посельчане с приходом осени стали подвергаться большой опасности, а я хочу её искоренить.

— Совсем сбился с толка мужик, — наступает жена. — О какой опасности ты мелишь?

— О большой. Я пугающее изобретение разработал, чтоб люди спокойно жили и не только в нашем посёлке, но и во всей России, — замахнулся Яковлевич. — Его можно будет использовать даже в посильных военных целях, как тактических, так и стратегических. – Иван Яковлевич закладывает такие слова, что у жены начинается переполох в голове. — Изобретение в высшей степени гуманное. Без стрельбы и крови. Такого ещё даже не было. Прошу тебя успокоится и заняться полезным частным трудом. Особенно готовкой пищи.

— Так я им и занимаюсь, — отбивает жена. – Парюсь возле печки.

— Мало паришься, — припекает жену Яковлевич. — Если бы много, то не отвлекала бы своего достойного мужа от изобретательского и добродетельного дела.

   Вытащить мужа из мастерской, чтобы поставить на хозяйственную дорогу Марии не удается.

   Иван Яковлевич снимает с гвоздя сумку, вытаскивает из неё два свёртка: один большой, другой маленький, завёрнутые в бумагу.

— Ну, друзья, мои драгоценные, — говорит он, глядя на свёртки, — не подведите. Мы сегодня проводим очень сильные наступательные испытания и подвергаемся великому риску. – Иван Яковлевич усиливает речь, добавляя «риск в квадрате», и расшифровывает его следующими словами. — Вы останетесь в живых, они вас не одолеют, а я могу сильно пострадать. Вплоть до смертоубийства моей жизни.

   Он забрасывает ремень сумки на плечо, выходит из мастерской и направляется к воротам.

— Ты куда? – кричит жена.

— Не кричи, женщина, — запускает строгача Яковлевич. — Мне сейчас очень требуется душевное спокойствие. Повторяю, Моё изобретение спасет посёлок от нашествия.

— Ой, мама, — всхлипывает жена. – То опасность, то нашествие. Ваня, давай сходим в больницу. Пусть врач просмотрит твои мысли. Может в них что – нибудь застряло. Ты же то молотком стучишь, то дрелью крутишь. Отскочило что – то и застряло.

— При благородном труде ничто не отскакивает и ничто не застревает, — бросает Яковлевич.

   Он выходит на улицу и направляется на окраину посёлка, где располагается поселковая свалка, которую посельчане называют свалочный полигон. Время не властно над ней. Она остается в одном и том же «росте», так как посельчане, сколько выбрасывают, столько и растаскивают по домам и не убирают её. Мало ли что может в будущем случиться.

— Итак, — говорит Яковлевич, подходя к огромной куче, которую разгребают хозяева свалки: собаки. – Испытуемые находятся на месте. Уговорить их провести эксперимент мирно – не получится. Придётся прибегать к нестандартным поступкам и сверх разумному мышлению.

   Собаки, увидев Ивана Яковлевича, перестают рыться, сбиваются в стаю, настораживаются, начинают рычать и готовятся к атаке.

— Вы не спешите рычать, граждане свалки, — говорит Иван Яковлевич. – Послушайте, что я скажу. До меня дошли слухи, что вы нападаете на посельчан и особенно на школьников и так далее. Наносите вред. Я понимаю, что вам хочется есть, но вы поступаете не благородно. Не по – совести. Вчера чуть пацана не разорвали. Мужики еле отбили. Я не хочу наносить вам ущерб, это противно моей природе, но проучить вас надо.

   Собаки начинают наступать. Иван Яковлевич быстро отворачивается от них, вытаскивает из сумки большой свёрток, разворачивает: разукрашенная маска льва из картона с клыками, огромной пастью, из которой «бежит кровь». Он пришпандоривает маску на своё лицо, затем достаёт другой свёрсток и также разворачивает. Какой – то предмет с красной кнопочкой. Яковлевич поворачивается к наступающим, становится на четвереньки и нажимает кнопочку на предмете.

   Какое потрясение! Какой поворот! Какой ужас! Из предмета вырывается   вулканический рык льва. А маска! Невиданный зверь, страшилище. Вихрь. Ураган! Собаки начинают загребать лапами с такой скоростью, что через секунду исчезают из вида.

— Молодцы, — довольно говорит Иван Яковлевич, похлопывая по маске и предмету с красной кнопочкой. — Отработали на славу. Теперь нужно пустить изобретение в общественное и полезное производство.

   Он возвращается домой. Жена возится возле плиты. Увидев мужа, садится на стул.

— Вань, — говорит она. – Я слышала какой – то странный рёв. Так перепугалась. Ты не слышал?

— Слышал, — отвечает Иван Яковлевич. – Хочешь ещё раз послушать.

   Он лезет рукой в сумку, нащупывает кнопочку и нажимает. Лицо жены и вкривь, и вкось. Она медленно сползает со стула и распластывается на полу. В это время в кухню врывается сосед Кузьмич и орёт.

— Ваня. Львы атакуют посёлок. Наверное, убежали из городского зоопарка. Я слышал, как они революционно отвратительно (почему Кузьмич ухватил эти слова — неизвестно) рыкали. Закрывай кухню.

Кузьмич бросается к двери, Иван Яковлевич нажимает кнопочку. Сосед дико осматривается, львов нет, а рык во всю мощь, наверное, львы за стенами и сейчас начнут ломить. Он мертвенно бледнеет, оседает в ногах и валится рядом с женой Яковлевича.

— Очень хорошее общественному вниманию похвальное и сильное изобретение, — говорит Иван Яковлевич. – Противник наступает. Наши выскакивают из окопов с пришпандоренными масками тигров и нажимают кнопочки. Всё. Враг бескровно деморализован до корня. – Яковлевич рубит правой рукой. — Завтра пойду в администрацию и проведу там эксперимент. Высшие инстанции должны убедиться в необходимости массового производства моего изобретения. Вот наглядное доказательство. – Он смотрит на распластавшихся Кузьмича и жену.

— А ну, дорогие граждане — вставайте. Львов загнали в клетки. А ведь изобретение простое. Смастерил небольшой переносной магнитофон и записал в городском зоопарке рык льва. Нажал красную кнопочку и порядок. Нужно завтра попробовать моё изобретение на станичной администрации.

   И попробовал. А как повела себя администрация, читатель сам догадается и пофантазирует.

  • Рассказ и все таки наш рэй брэдбери
  • Рассказ и алтынсарина о чудесной судьбе ребенка
  • Рассказ зощенко умная тамара
  • Рассказ и бунина молодость и старость
  • Рассказ зощенко умная птичка