Рассказ ирины велембовской дела семейные

Велембовская ирина александровна - сборник произведений--год выпуска: 1962-2013автор: велембовская ирина александровнаналичие иллюстраций: нет иллюстрацийжанр: современная проза. женский роман.издательство: разныеформат: fb2качество:


Велембовская Ирина Александровна — Сборник произведенийd92344d9d5101d6456d53c76cbf91581.1624426181Год выпуска: 1962-2013
Автор: Велембовская Ирина Александровна
Наличие иллюстраций: Нет иллюстраций
Жанр: Современная проза. Женский роман.
Издательство: Разные
Формат: FB2
Качество: Электронное издание: набор,верстка
Об авторе
Велембовская Ирина Александровна,русская писательница, прозаик, сценарист. Член Союза писателей с 1966 года.
24 февраля 1922, Москва — 14 марта 1990, Москва.Настоящая фамилия — Шухгальтер.
Отец был репрессирован в 1938 году, Ирине пришлось оставить школу, окончить в 1941 курсы медсестёр, покинуть Москву. Сменила множество рабочих профессий. Заочно закончила Литературный институт имени Максима Горького (1964).
Печаталась как прозаик с 1961 года: журнал «Знамя».
В 1960-1970-х годах стала одним из самых читаемых авторов страны. В центре её произведений — судьба женщины, не понаслышке, как и сама писательница, знакомой с лишениями. Одним её героиням удается сохранить в себе человечность, для других же главным становится погоня за матеральным достатком.
Её приглашали на телевидение, на многие киностудии. Она была автором сценариев фильмов «Люди как реки… » (1968), «Впереди день» (1970), «Сладкая женщина» (1976), «Молодая жена» (1978), «Варварин день» (1982). Эти книги и фильмы пользовались популярностью и у нас, и за рубежом.
Урна с прахом захоронена на девятом участке Головинского кладбища Москвы.

По произведениям автора, сняты замечательные, советские фильмы:
«Сладкая женщина», «Молодая жена», «Варварин день».

Подробнее об авторе

Ирина Александровна Велембо́вская (настоящая фамилия — Шухгальтер; 1922 — 1990) — русская советская писательница.
Семья
Отец — Александр Александрович Шухгальтер, москвич, потомственный почетный гражданин, окончил юридический факультет Московского университета, принимал активное участие в революционной деятельности, в 1905 г. как участник вооруженного восстания был выслан за границу. В 1906 – 1917 гг. заведовал книжным магазином «Образование»; юридическим отделом в издательстве Сытина, руководил издательствами «Школа» и «Объединение». В 1919 – 1937 гг. — зав. отделом в Народном комиссариате продовольствия; один из руководителей Центральной комиссии по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ); зам. директора музыкального вещания Всесоюзного радиокомитета. В 1938 г. был арестован по 58 статье, п. 10 УК РСФСР, осужден на пять лет. Освободился в 1946 г., полностью реабилитирован в 1956 г.
Мать — Анна Игнатьевна, урожденная Фиделли, дворянского происхождения (ее родители: Игнатий Игнатьевич Фиделли, надворный советник, и Варвара Михайловна Фиделли, урожд. Шпартенко, выпускница Санкт-Петербургского Николаевского сиротского института). В юности увлекалась толстовством, революционной деятельностью. В 1930-е годы заведовала библиотекой имени Герцена в Москве.
Дочь — Ксения Михайловна Велембовская, редактор журнала «Новая и новейшая история» РАН, писательница (романы «Пятое время года», «Дама с биографией»). Внучка — Юлия Александровна Велембовская, закончила МГУ, преподаватель английского языка.
Среди предков: петербургский архитектор В.И. Фиделли — участник строительства Храма Спаса на крови; московский художник и издатель Н.И. Фиделли.
Биография
И.А. Велембовская (Шухгальтер) родилась 24 февраля 1922 года в Москве (Брюсовский переулок, дом 2/1). Была шестой дочерью в семье. В четыре года научилась читать и самостоятельно выбирала книги из огромной домашней библиотеки — Гоголя, Островского, Чехова, Пушкина, Тургенева, Толстого.
И. Велембовской было шестнадцать, когда арестовали отца. Мать тут же уволили из библиотеки. Ирина вынуждена была бросить школу и пойти работать. В августе 1941 года, закончив курсы медсестер, она ушла добровольцем на фронт, служила (как ее героиня из повести «Мариша Огонькова») в эвакогоспитале. Вскоре по нелепому обвинению была осуждена, провела полгода в Нижне-Туринской тюрьме и зимой 1942 года отпущена на поселение. На Урале трудилась на Нижне-Туринском металлургическом заводе, в горячем листопрокатном цеху, на Исовском золото-платиновом прииске, работала на лесозаготовках (повести «Лесная история», «Дороже золота», «Несовершеннолетняя», «Ларион и Варвара» и др.).
В 1944 году, после вступления Советской армии на территорию Румынии, оттуда в СССР двинулись эшелоны с немцами, интернированными из Баната и Трансильвании — мирными жителями, мужчинами, женщинами, подростками. Партия интернированных немцев прибыла и в Туру, в лагерные бараки. Так судьба свела И. Велембовскую с героями ее будущего многострадального романа «Немцы», первый вариант которого был написан еще в 1950-е, но опубликованного из-за «непроходной» в советские времена темы лишь в 2002 г., спустя 12 лет после смерти автора. В 1946 году немцев отправили обратно на родину, а в 1947 году смогла вернуться домой, в Москву, и два года проработавшая вместе с ними на лесоповале в тайге Ирина.
Но дома фактически уже не было: отцовская семикомнатная квартира в Брюсовском давно превратилась в коммуналку. Прописки тоже не было. Приютила старшая сестра, за городом, помогла устроиться дворником в школу. Потом были мебельная фабрика («Женщины»), детские ясли («Дела семейные»), фабрика игрушек, снова школа с должностью бухгалтера, затем библиотекаря. Экстерном окончив школу, в 1957 г. Ирина Александровна поступила в Литературный институт им. Горького.
В 1961 г. в журнале «Знамя» появились ее первые рассказы «Среди полей» и «По следам любви». Начинающему автору повезло: она сотрудничала с лучшими редакторами Москвы — С.Д. Разумовской и Д.В. Тевекелян. В 1964 году был опубликован рассказ «Женщины». Его экранизировали на телевидении, в главной роли выступила знаменитая Лидия Сухаревская, а в 1965 году режиссер П. Любимов снял фильм «Женщины», получивший поистине всенародное признание. Успех фильма был обусловлен прежде всего превосходным актерским ансамблем. В нем снялись мастера — Инна Макарова, Нина Сазонова, Надежда Федосова — и молодые талантливые актеры Галина Яцкина и Виталий Соломин.
В 1964 году И. Велембовская стала членом Союза писателей СССР. Однако книг у нее и тогда, и позже выходило немного, и каждая шла «со скрипом»: «женская проза» в советские времена была не в почете, а тяжелая жизнь, неустроенный быт и правдивые переживания ее героинь вызывали бесконечные придирки цензоров всех уровней.
Большой успех имела снятая в 1976 году на Ленфильме «Сладкая женщина» с Наталией Гундаревой. Следом за Гундаревой лучшей актрисой года была признана Анна Каменкова в картине «Молодая жена» (Ленфильм, 1978). Многое из задуманного в кино не получилось, и все-таки на счету было шесть полнометражных картин.
В 1970 — 1980-е годы книги И. Велембовской выходили за рубежом: в Германии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Китае.
Скончалась 14 марта 1990 года после тяжелой болезни. Похоронена в Москве на Головинском кладбище.
Проза
«За каменной стеной». В сборнике «Рассказы 1962 года» М., 1962
«Лесная история». Повести и рассказы. Советский писатель, М., 1963
«Женщины» Повести и рассказы. Советский писатель, М., 1967
«Женщины» Повести и рассказы. Советский писатель, М., 1971
«Третий семестр» Советский писатель, М., 1973
«За каменной стеной». В сборнике телевизионных пьес. Искусство, М., 1974
«Вид с балкона». Повести и рассказы. Советский писатель, М., 1981
«Сладкая женщина». Повести и рассказы. «Советский писатель», М., 1988 г.
«Все проходит» СП «Слово», Москва, 1990
«Сладкая женщина». Повести и рассказы. «Советский писатель», М., 1994 г.
«Дела семейные». Романы, повести, АСТ, М., 2010
«Немцы». Роман. АСТ, М., 2010
«Дела семейные». Романы, повести, Астрель, М., 2011
«Сладкая женщина». Астрель, 2012
«Варварин день» Повести и рассказы, Вече, М. 2013
Зарубежные издания
Германия, Австрия
“Blick von Balkon” Berlin 1977
“Die süße Frau”. Berlin 1982
“Die süße Frau”. Frankfurt am Main. 1986
“Es geht alles vorüber…” Berlin 1990
“Deutche”, Wien 2003
Чехословакия
“Sladka žena” Praha 1976 (чешский язык)
КНР
«Сладкая женщина» Пекин, 1986
Венгрия
“A kiskoru”. В сборнике “Tengeri szél” Budapest 1973
“Kilátás az erkélyrol”. В сборнике “Ég és föld között” Budapest 1978
“Egy édes asszony” Budapest 1978
Польша
“Widok z balkonu” Warsawa 1980
“Słodka kobieta” Warsawa 1981
США
«Through Hard Times». «Balancing Acts» (contemporary stories by Russian women), Bloomington and Indianapolis, 1989
Статьи
«Симпатии и антипатии Ю. Трифонова». Новый мир, 1980, №9
Экранизации
1965 — Женщины (реж. Павел Любимов)
1968 — Люди, как реки… (реж. Дамир Вятич-Бережных)
1970 — Впереди день (реж. Павел Любимов)
1976 — Сладкая женщина (реж. Владимир Фетин). После этого фильма выражение «сладкая женщина» стало крылатым[1]
1978 — Молодая жена (режиссёр Л. И. Менакер)
1982 — Варварин день

Описание

Умеете ли вы любить? Кто из женщин может ответить на этот вопрос утвердительно? Да все. А мешают, мол, всегда непонимание сильного пола и обстоятельства жизни. Ее книги всегда были близки и понятны читателю. В них исследуются простые и сложные человеческие характеры и судьбы. Она писала о вечном и самом насущном – о семье, любви и дружбе, чести и предательстве, о том непростом, подчас трагическом времени.
Классик женской психологической прозы Ирина Велембовская думала иначе. В се прозе — это всегда труд сердца, желание понять другого, будь то давний привычный спутник жизни или неожиданная встреча, из которой — кто знает — может вылепиться судьба…
Тайна вклада
Имя Ирины Велембовской хорошо известно читателю. По многим ее произведениям, вошедшим в сборник, сняты фильмы. Исследуя простые и сложные женские характеры и судьбы, И. Велембовская пишет о семье, любви, дружбе. Большую роль в формировании нравственного облика героев играет их отношение к труду. Без этого нет полноты человеческого счастья.
Немцы
В июне 1941 г. поступила на курсы медсестер, чтобы попасть на фронт. Однажды ее послали с подругами охранять склад, и в первую же ночь оттуда пропало несколько пар валенок. Девушек осудили и погнали по этапу на Урал. Она возила на подводе воду, толкала вагонетку в горячем цеху, работала на лесоповале, копала огороды. В 1945 г. ей пришлось трудиться на лесозаготовках с интернированными из восточной Европы немцами. Они не были военнопленными — по распоряжению советского правительства в конце войны немецкое гражданское население Румынии, Югославии, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Польши вывозили за Урал на тяжелые принудительные работы. Эти много лет замалчиваемые события впоследствии легли в основу ее замечательного романа «Немцы»
Писательница не раз пыталась опубликовать его, но ей неизменно отвечали, что в советской литературе такой темы нет и быть не может. Роман был издан только после ее смерти уже в новой России (2002).
Дела семейные (сборник)
Умеете ли вы любить Кто из женщин может ответить на этот вопрос утвердительно Да все. А мешают, мол, всегда непонимание сильного пола и обстоятельства жизни. Классик женской психологической прозы Ирина Велембовская думала иначе. В ее прозе – это всегда труд сердца, желание понять другого, будь то давний привычный спутник жизни или неожиданная встреча, из которой – кто знает – может вылепиться судьба…

Содержание

Тайна вклада.fb2
Среди полей.fb2
Сладкая женщина.fb2
По следам любви.fb2
Несовершеннолетняя.fb2
Немцы.fb2
Мариша Огонькова.fb2
Лесная история.fb2
Ларион и Варвара.fb2
За каменной стеной.fb2
Женщины.fb2
Дела семейные (сборник).fb2
Дела семейные.fb2
Вид с балкона.fb2
В трудную минуту.fb2

Ирина Александровна Велембовская

Дела семейные

Рассказ

1

— Васька, подожди меня!.. — кричал старший брат, припадая на белую, наколотую жесткой травиной ногу. Он сопел, потому что уже сильно простудился на июньском речном ветру, и дышал ртом, выпятив вперед маленькие потрескавшиеся губы.

Младший приостановился и подтянул съехавшие под круглый живот штаны.

— Бежи скорее, Валичек! — позвал он и помахал коричневой короткой рукой.

Младше он был всего на полчаса: братья были близнецами. Но сходство между ними почти не угадывалось. Валька, старший, был черненький, небольшой и смазливый. Загар только легонько тронул его узенькое, девочкино лицо, шеи почти не задел. А у младшего, когда он, добежав до реки, скинул рубашку, нельзя было бы найти на ворономтеле белого пятна. Волосы, просившие гребня и ножниц, желтели трепаной куделью.

— Васька, а нашу одёжу не унесут? — спросил старший близнец, неумело расстегивая вышитую крестиком сорочку.

— Не, — односложно, но убедительно отозвался младший. Но все-таки осторожно поднял одежду брата и переложил ее с чистого песка подальше под кустик, на еще более чистую траву.

Они родились в один час, обоим было по девять лет, но младший казался старше: он был выше, нескладнее и, сразу видно, сильнее. Когда пошли в воду, он взял брата за руку, но тот стал вырываться.

— Я не боюсь, — кривя губы, сказал он. — Чего ты из себя воображаешь? Младший мог бы сослаться на приказ тетки и матери, которые в один голос твердили: «Смотри, Васька, за Валечкой, на шаг от себя не пускай!» Но Васька смолчал, только крепче ухватил брата за руку.

— Хошь, я тебе попа поймаю? — спросил он ласково. Пяткой он стал щупать дно и вдруг присел, ушел в воду с ушами. А когда вынырнул, в ладони у него была зажата маленькая усатая рыбка. Васька сунул ее брату в горсточку. Тот засмеялся и попросил:

— Слови еще!

Васька опять присел и встал с рыбкой в руке. Потом вылез на берег, сломил прутик и нанизал улов. Отдал брату и опять принялся за дело.

— Их у дна видать!.. — сообщил он, отдуваясь и тряся мокрой ржаной головой. — Шевелят усищами! Я щекотки не боюсь, а то бы и не словить.

Тут он заметил, что брат, еще ни разу не окунувшийся, меленько трясется под ветром и слабая белая его кожа как бы стянулась и рябит.

— Я тебя подержу, а ты поплавай, — предложил Васька и стал ладошкой зачерпывать воду и плескать брату на плечи. Тот затрясся еще больше, потом робко окунулся, крепко держась за Ваську.

Небо было очень высоко, облачка расползлись, как овцы по выгону, и ветер никак не мог стабинуть их. Кусты занимались тихой ворожбой, в осоке бились стрекозы. Ниже того места, где купались братья, под ивой чернел омуток. Вода над ним стояла недвижная и тяжелая. Коряжистая нижняя ветка у ивы была заломлена: видно, кто-то хватался, нечаянно заплыв сюда.

Валька, осмелев, бултыхался. А Васька зорко смотрел за ним, готовый каждую секунду поймать тонкую, белую его руку. Он не видел братишку четыре года и почти забыл его. Вчера Вальку привезли из Москвы, белого, чистого и нарядного. И Васькой вдруг овладела мальчишеская нежность; он, младший, решил держаться за старшего.

— У меня трус в катухе живет, — сказал Васька, когда оба накупались до голубой дрожи. И повел Вальку смотреть кролика, который пугливо бился в ящике. — Хошь, на траву пущу его?

Мальчишки бегали за этим кроликом по выгону, растопырив руки и крича. А из окна на них в четыре глаза смотрели мать и тетка. Они тоже были родные сестры, и тоже совсем не похожие.

Мать была желтая, мешковатая и крикливая, как птица выпь. С теми, кого она любила или старалась задобрить, она говорила больным шепотком и подбирала ласковые, жалобные слова. Кого недолюбливала, на того кричала всегда, и крик этот тоже был жалобный, взыскующий.

Близнецы родились перед самой войной. Матери шел уже тридцать шестой, двоих девочек она схоронила и больше детей не ждала. К тому же похварывала, муж пил, и житье было трудное. И все-таки, откричавшись и увидев мальчика, мать сказала радостно:

— Ах ты мой родимый! Черенький какой!.. Смотрите ручку-то ему не заломите.

Но тут ей сказали, что еще не все кончилось, и она забилась в слезах.

— Да на кой же мне его? — кричала она жалобно, когда показали ей и второго. — Ведь это что же такое, Господи!.. Парень-то рыжий да страшной какой-то…

Милому сыну она выбрала и имя покрасивее — Валентин. Для второго годилось и попроще — Васька. И хотя криком братья-близнецы донимали мать одинаково, ей казалось, что младший и более горластый, и сосет злее, и мокнет чаще.

— С этим репьем я еще лиха повидаю, — жалобилась мать и первым к груди клала старшего, черненького, маленького.

…Тетка, лишившая мать любимца, была высокая, красивая и спокойная. На деревенских она ничем не походила: волосы у нее были острижены и мелко завиты на горячих щипцах. Она носила короткие платья с большим вырезом и за вырез затыкала сильно надушенный носовой платок. Глаза у тетки были какие-то соглашающиеся, ласковые. Звали ее Пелагеей, но с тех пор, как еще молоденькой девушкой попала в Москву, она стала Полиной.

В голодную весну сорок шестого мать написала Полине жалобное, горькое письмо, просила родную сестру оглянуться на ее обстоятельства: мужа уже не ждет, с огорода прожить нельзя, а от двух маленьких ребят работать не больно пойдешь, да и состояние здоровья «все хужеет».

Полина тут же приехала, привезла мешок ношеной одежды, пшеничных сухарей и мелкой, остро пахнущей селедки. Мать поела вдосталь и отекла, будто налилась вся желтой водой. Она точила горькую слезу и объясняла, что недавно пришел откуда-то их сосед Авдюшка Рязанов и сказал, что вроде бы муж ее Петр Разорёнов попался ему на глаза в одном из лагерей у немцев и что не иначе, как он там и «дошел».

— Ну чем я тебе помогну? — вздохнула Полина. — Четыре сотни ведь всего получаю. И какие это сейчас деньги? Сыта, правда…

Работала Полина сестрой-хозяйкой при детских яслях. Мужа у нее не было, был какой-то человек, но распространяться про это она не любила. Не было у Полины и детей, и, может быть, поэтому она осталась такой спокойной и красивой.

— Давай уж одного малого возьму у тебя, — сказала вдруг Полина. — Чай, уж как-нибудь вытяну.

И, не дав сестре опомниться, сама решила: Я, Маря, крестника своего возьму, Вальку. Та заплакала:

— Что же ты двойню-то разбиваешь!..

Но было ясно: ей жалко отдавать Вальку, и скажи Полина, что увезет Ваську, никаких слез не было бы.

Братья-близнецы стояли рядом — галчонок Валентин, с узкиму нездоровым личиком, но красивенький, в мать, которая в молодых годах была первой девкой на деревне. И Васька — ржаная голова, широкое лицо в пестрой крупе веснушек. Он на полголовы был выше братишки, крепкорукий и лобастый. У маленьких ребят редко бывают зеленые глаза, а у Васьки как раз были зеленые.

Он взглянул на мать, на тетку, увидел также, как вздрогнул и чуть зарозовел от радости Валька.

— Теперь каждый день буду колбасу есть! — блестя черными большими глазами, хвастал старший из близнецов, выбежав на улицу. — И на поезде поеду!..

Пока Валька собирал вокруг себя ребятишек и, вызывая у них на губы завистливую слюну, рассказывал про колбасу, Ваську мать отрядила рвать лебеду для поросенка.

Поросенок был жалконький, волосатый. Он сидел в темных сенцах, пригороженный кое-как, но по слабости и не пытался вылезти из своего кутка.

— Миш, Миш!.. — позвал его Васька, сунув ему серую, повядшую лебеду. И, потрогав за маленький рыхлый пятак, сообщил: — А Валька наш уезжает. В Москву… На поезде…

В первом же письме Полина сообщила, что Валечка ведет себя хорошо, ходит на детскую площадку. Ругаться по-деревенски она его отучила и очень просит сестру Марю не обижаться, что велела Валечке называть ее, тетку, мамой. Раз судьба так определила, пусть он привыкает. У нее у Марьки, еще сынок есть, а уж для Валечки она, Полина, ничего не пожалеет.

— Дай Господь ей здоровья! — говорила мать одним. — Помогла мне!..

А другим:

— Сумела подластиться к ребенку, змея такая! Отлучила от меня парня!..

И грозила пятилетнему Ваське:

— Не будешь слухаться, я и тебя отдам. Одолел ты меня совсем, съел начисто, буть ты неладен!..

…И вот через четыре года Полина приехала погостить в деревню и привезла Валика. Его, девятилетнего, она вела со станции за руку, несла на плече всю тяжелую поклажу, а у него в руках было только игрушечное ружье-автомат, из которого он целился по жаворонкам. Ружья этого он не выпустил даже тогда, когда тетка послала его здороваться с плачущей матерью, которая стала теперь для Валика теткой Марькой.

— Ты уж его не квели, — шепотом посоветовала Полина сестре. — Теперь уж все утрясено, и плакать не об чем.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

semiya elara1

Людке Мичуриной было уже за сорок, но никто не думал называть ее по имени-отчеству, Людка и все. С незапамятных времен кличут простых людей на Руси незамысловато: раньше – Марфушка, Агашка, Нюрка, теперь — Надька, Валька, Нинка, вне зависимости от возраста — и в пять лет и в пятьдесят. В поселке Иваньково, где родилась и всю жизнь прожила Людка, от заведенного порядка не отступали. Звучало грубовато, но так уж повелось, и не нам менять.
Правда, имелось несколько исключений — по заслугам и половой принадлежности.
Среди женщин в первую очередь отличали учителей местной средней школы номер сорок четыре — старых, из советской еще когорты, тех самых «строгих, но справедливых». Они вырастили и выучили не одно поколение поселковских, жили здесь же и отличались безупречным поведением.

Их считали немножко лучше других и называли по имени-отчеству: Анисья Абрамовна, Мария Григорьевна, Нина Александровна, но на «ты». Потому что хоть и образованные, но такие же затюканные жизнью, как все. У одной муж пил беспробудно и закончил свою никчемную жизнь под автобусом, сын пошел по его стопам. У другой муж был директор школы, но скончался раньше времени от военных ран, она одна поднимала дочерей. У третьей муж не скончался и не пил, но гулял безбожно, от чего она потом сошла с ума, ходила по поселку растрепанная. И у остальных со счастьем не лады были.

После двадцати пяти лет работы они в течение пары лет одна за другой ушли на пенсию по выслуге. Новых, молодых, пришедших на их место «училок» не уважали и звали как всех.
Пенсионерок из «простых смертных» называли по отчеству – Кузьминична или Петровна, если они вели трудовой образ жизни и не были замечены в дружбе с зеленым змием. С теми же, кто и в солидном возрасте соблюдал извечную русскую традицию -поднимать настроение выпивкой, не церемонились.
— Анька Тякунова вчерась шла, шатамшись, и упадла, — сообщалось в разговоре на лавочке. Не «упала», а «упадла», как бы соединив два смысла в одном слове. — Откуда только деньги на самогонку берет? Когда тверезая, все плачется — пенсии на еду не хватает.

Имелось еще одно исключение. В единственном числе, в лице главного бухгалтера местного механического завода Людмилы Ивановны Кудиновой. Поскольку она была пришлой, из города, немногие знали ее имени-отчества, да и не очень-то желали знать. У Кудиновой не получилось влиться в местное сообщество, завести друзей на новом месте — то ли из высокомерия от собственной должности, то ли по закрытости характера. Держалась обособленно: на лавочке возле дома не сидела, с соседями сплетни не перетирала, публичных скандалов с выпивохой-мужем не устраивала. Правда, он как муж высокопоставленной особы, будучи выпимши, вел себя прилично – ходил не шатался, матом не ругался, а выдавала его состояние лишь красная морда.

Кудинову не любили. Не за что-то конкретно, а вообще. Чужачка, вдобавок гордячка. Когда она выходила по вечерам гулять с собакой — грудастой, черной как черт, овчаркой по кличке Буран, вслед неслось ее дворовое прозвище «главбушка» и шелестело эхом «бушка-бушка-бушка». Только ее непосредственная заместительница Антонина Николаевна, по-простому Тонька, женщина предпенсионного возраста, называла начальницу по имени-отчеству. Скороговоркой, одним словом — «людмиливанна». Особого почтения в нем не чувствовалось, но звучало прилично.
С мужчинами тем более не церемонились, кроме как Витька, Петька, Ванька их не называли. Появление лысины, живота или внуков не считалось достойным поводом изменить обращение.

Особой чести именоваться по имени-отчеству удостаивались те счастливчики, которые умудрились дожить до пенсии. То есть прошли невредимыми сквозь жизненные тернии, как в сказке — через огонь, воду и медные трубы. В Иванькове это означало — не спиться, не погибнуть от несчастного случая на производстве, не утонуть пьяным в пруду и тому подобное. Таких было наперечет.
К мужчинам, находящимся в звании пенсионеров, следовало прибавить одну категорию, помоложе возрастом. Сюда входили узкие специалисты, к которым частенько обращались с личными просьбами — починить протекший кран или помочь с ремонтом машины. Их называли или по имени с предваряющим словом «дядя», или – верх уважения – только по отчеству «Николаич» или «Петрович».
Негативное исключение из правил для мужчин составляла самая малочисленная группа жителей поселка, в которую входили отъявленные пьяницы, чудом достигшие шестидесятилетия. Их, не скрывая презрения, называли по имени-фамилии, как шкодливых детишек, будто подчеркивая — именно такой-то «до пенсии дожил, а ума не нажил».

— Генка Шишков сегодня опять под забором ночевал, — сообщала местная собирательница новостей и сплетен пенсионерка Фролна — сокращенное от «Валентина Фроловна».
А мужику тому шестьдесят три стукнуло. Да, видно, ему — пьянице, буяну и самодуру вовек от клички «Генка» не избавиться. Впрочем, по собственной вине.
Но вернемся к нашей героине. Людка не подходила ни под одно из условий вежливого обращения. Она не работала в школе, не была главным бухгалтером на предприятии и до пенсии оставалось лет пятнадцать. А так как собственная мать тоже участвовала во всеобщем заговоре и любовно говорила ей, например: «Людк, спустись, я тебе клубники набрала», то обижаться не имело смысла.

Ей вообще обижаться на судьбу грех. Мать с отцом еще живы и даже бабушка. Поддерживали единственную дочку и внучку всеми силами. Помогали ощутимо: на двух Людкиных огородах работали, в финансовой поддержке никогда не отказывали.
Личная жизнь тоже в порядке: с мужем Вовкой она жила хорошо, восемнадцать лет вместе. В поселке Иваньково Мичурины считались крепкой семьей. Вовка — ладно сбитый, рыжий, конопатый, но симпатичный, был на четыре года моложе. Не пил, не курил и, вроде, не гулял. «Вроде» — слово для осторожности. Никогда не знаешь у русских мужиков… Во всяком случае, разговоры о нем, как о «кобеле», в поселке не ходили.

Соседи говорили: Людка мужа в лотерею выиграла. И точно. Он со всех сторон положительный — хозяйственный, деловой, мастер на все руки. От отца научился. Тот тоже за любую работу брался, и все у него получалось как следует. Отец всю жизнь проработал на заводе шофером, а потом почему-то повесился. Пил, правда. Слава Богу, Вовка в этом смысле не в него пошел, почти не употреблял — рюмку на праздник, не больше. К тому же верующий, в отличие от жены. Хотя на этой почве разногласий у них никогда не возникало.
Они вообще ссорились нечасто. Когда муж не пьет, не гуляет, не бездельничает – какие претензии можно предъявить?
Людка не предъявляла. Она его по-настоящему любила, а не только ради детей вместе жила.

Но сегодня была на взводе: сидела на диване и ожесточенно давила на кнопки пульта, не вникая в программы. Почему на взводе? Потому что праздник — День Святого Валентина. Каждая жена вправе ожидать от мужа хоть маленького, но знака внимания. Чего-нибудь романтичного, пусть недорогого, но ощутимого. Вроде цветочка или коробки конфет. А Вовка не только ничего не подарил, но и сам еще не явился. Про подарок, небось, даже не подумал. Теперь и напоминать бесполезно — десять вечера, магазины давно закрыты.

Из вредности Людка решила вообще ничего не говорить, не намекать. Если не догадается, пусть пеняет на себя. Она обидится и в наказание уйдет спать одна. На неделю. Нет, дня на два-три. Перебарщивать с наказанием тоже нельзя. Не в том она положении. В наше время за мужиком глаз да глаз нужен. Кругом полно одиноких и разведенок, которые только и ждут момента, чтобы увести чужого мужа. Потому не следует надолго отлучать мужчину от супружеской постели. Опасно. Вмиг переманят. Они, эти одинокие — голодные…

Вообще-то на долгое отсутствие в День Всех Влюбленных у Вовки имелась уважительная причина. Не так давно он занялся предпринимательством. Уволился с завода, где раньше трудился шофером, взял в аренду грузовик, двадцатилетней давности ГАЗ, и теперь трудился на себя. Подряжался ко всем, кто попросит подвезти – материалы на стройку, мебель на другую квартиру, мешки с картошкой до подвала, да мало ли чего. Без дела не сидел.
Заработки были бы неплохие, если бы не одна вещь. Политическая. Горбачев объявил перестройку, социалистическая экономика поменяла направление и двинулась по капиталистическому пути. Путь оказался скользким. Появился новый вид криминала под иностранным, ранее не известным на Руси названием «рэкет».
Началось с того, что правительство решило отказаться от советской уравниловки и ввести либеральную меру — разрешить гражданам работать в частном порядке. Раньше, при социализме, таких «цеховиков» и «фарцовщиков» беспощадно сажали в тюрьму. Теперь их величали предпринимателями и всячески поощряли – при условии, что будут делиться доходами с налоговой.

Новый закон выглядел прогрессивным и подразумевал лучшие намерения: дать возможность активной части населения зарабатывать честным трудом. Теперь люди могли сами определять уровень зарплаты, который зависел только от собственной трудоспособности. Но, как часто бывает, на хорошую меру тут же нашлась контр-мера. У преступного мира.
Не известно откуда — из небытия, из воздуха или из чертова подземелья материализовались рэкетиры. Они следили за предпринимательским бизнесом, прикидывали доходы и в один прекрасный день являлись за оброком. Прямо по сценарию из фильмов об американских профсоюзах. Или мафии, что, наверное, одно и то же.
Рэкетиры нагло заявляли: либо отдаешь нам часть доходов, либо пожалеешь, что начал. В награду за дележ они предоставляли защиту от других посягателей на чужой каравай. Называлось «крыша».

Новые термины и способы вымогательства поселковые узнавали из новостей по телевизору. Местные предприниматели не волновались: это в Москве бардак, она далеко — двести километров до Калуги. А Иваньково еще дальше, к тому же затеряно среди лесов, там рэкет их не найдет. Злорадствовали втихаря: москвичам так и надо. Они всегда жировали, колбасу по двести грамм покупали, которую с калужского мясокомбината привозили. А калужанам приходилось за своей же колбасой в столицу ездить, покупать батонами и обратно домой везти в «колбасных» электричках.
Московский рэкет до них и впрямь не добрался – масштаб не тот, зато добрался местный, из областной столицы, до которой от Иванькова всего пятнадцать километров и ходил автобус номер 163.
А куда смотрела милиция?

Милиция не вмешивалась. Или вмешивалась, но к своей выгоде, ведь в те времена зарплату бюджетникам выдавали нерегулярно. Вот милиционеры и нашли свою нишу в новом капиталистическом устройстве: предоставляли «крышу» — только не честным частникам, а наглым рэкетирам.
Их, продажных стражей порядка, в поселке знали в лицо и, конечно, осуждали. Потихоньку: женщины – на лавочках, мужчины – в гаражах. Заявлять никто не решался. Боялись. Кому хотелось рисковать жизнью? Время-то лихое. Каждый выживал, как умел. Впрочем, к милиционерам питали понимание – им тоже жить надо, детей кормить.
Как частный предприниматель, не избежал встречи с рэкетирами и Вовка, каждый месяц возил им оброк. Вот сегодня. Пришел с работы пораньше, вытащил из потайного ящика в серванте увесистый пакет с купюрами, отсчитал, завернул в газету и поехал на грузовике отдавать дань. Да что-то задержался.

Наверное, потому что погода испортилась: к вечеру повалил густой, крупный, мокрый снег, который за короткое время накрыл дороги скользким слоем. Вовка осторожный, едет шагом, чтобы ненароком в овраге не оказаться кверху колесами. Или сидит ждет рэкетиров. Они же сами себе хозяева, когда захотят, тогда придут, со временем других не считаются. О том, что с мужем могло что-то несчастное случиться, Людке думать не хотелось.

Чем позднее становился вечер, тем злее становилась она. Полдвенадцатого решила — ждать подарка от мужа бесполезно, пора отправляться на покой. Только собралась пойти в ванную, как в двери зачиркал ключ. Она остановилась в прихожей.
— Привет, мать, — бодрым голосом проговорил Вовка, заваливаясь в квартиру и прихлопывая сначала внешнюю дверь, потом внутреннюю. Подобно двум другим соседям по площадке, Мичурины поставили на входе дополнительную дверь.
— Привет, — сухо бросила Людка и собралась демонстративно пройти мимо.
— Пожрать есть что?
— Посмотри в холодильнике.

Лед в голосе жены его насторожил. Обычно она встречала его доброжелательной улыбкой и предлагала усаживаться за стол. Подставляла еду с пылу с жару, садилась рядом. Расспрашивала о делах, рассказывала сама. А сейчас посмотрела, как чужая, и даже есть не предложила.
Озадаченный Вовка прошел на кухню, помыл руки и отправился к холодильнику. На дверце, на уровне глаз заметил бумажку, прижатую магнитиком, на которой крупными, печатными буквами стояло: 14 февраля – День Святого Валентина.
«Ну и что? – безразлично подумалось Вовке. И вдруг дошло. – Черт! Обещал же подарок».
Оглянулся на жену. Она стояла в прихожей и сверлила его взглядом прокурора, который собрался вынести пожизненный приговор. А то и высшую меру. Вовке стало неловко. Он задумался, поискал глазами. Увидел мусорное ведро, поспешно схватил и направился обратно к двери.

— Пойду ведро вынесу, — пробормотал он, но как-то неубедительно.
«Врет, — молча вынесла вердикт Людка-прокурор, когда муж, накинув демисезонную куртку, скрылся за второй дверью. – Он никогда ведро не выносит. К тому же оно еще неполное. Что-то не так».
Сомнения сжали сердце. Первым делом подумала: свершилось. И ее настигло несчастье. Кризис сорокалетия не миновал и ее образцового мужа. Наверняка к любовнице пошел. Ах, как жить дальше?!
Не так давно сочувствовала она подруге, Надьке Перминовой, у которой муж, едва тому сорок три исполнилось, ушел к молодой, двадцатилетней. А ведь тоже раньше в распутстве замечен не был. Зарабатывал хорошо — на железной дороге. Последнюю копейку в дом нес. Мастеровой был. И верный. Все время с женой его видели: на выборы вместе, с дачи – на дачу. Помогал по дому, Надька нарадоваться не могла.
И как гром среди ясного неба — собрал вещички и ушел. Спасибо, квартиру делить не стал. Да что там делить: с двумя детьми в двухкомнатной ютились. Точно, как они, Мичурины. Только у подруги девочка и мальчик, а у Людки два сына. Почти взрослые уже. У старшего, Славика, девочка есть. Младший, любимый, тоже Вовка и ростом с отца, в девятый класс ходит.

От нехорошего предчувствия Людке стало зябко. Надьке-то она сочувствовала, да не совсем искренне. Так только, дежурными словами отделалась. А когда самой коснулось… Жутко подумать! Не дай Бог в шкуре брошенки оказаться. Молодость, красота прошли. Кому нужна в такие-то годы? Сейчас молодые девки одни остаются, а уж их, сорокалетних, и подавно никто больше замуж не возьмет.
Нет, за своего собственного, родного, дорогого Вовку она будет бороться! В буквальном смысле. Разлучницу встретит – по морде надает. Волосы повырывает. Людка со своим добром просто так не расстанется. Она покажет, на что способна. Она не даст в обиду ни себя, ни Вовку. Окрутить не позволит. Потому что он у нее необыкновенный. Домовитый. Верный. Никогда поводов к ревности не давал.

Нет, не верится, что пошел налево. Не может он ни с того ни с сего круто измениться. Если только его не приворожить. Нужно ей следить в оба. Оберегать его от сглаза. А также от черной магии. С помощью которой некоторые чужих мужей не стесняются уводить. Тут она повела глазами в сторону первого подъезда их многоквартирного, пятиэтажного дома. Знала она таких одиночек-разведенок, охотниц за чужими мужиками. Что далеко ходить — эти «некоторые» здесь же, по соседству проживают. «Танька Клеменкова» называются.

Людка накрутила себя и забыла про ванну. Любопытство разобрало. Решила она проследить. Скинула по-быстрому домашние тапки, сунула босые ноги в сапоги, накинула старое пальто поверх халата и, не покрывшись, юркнула за дверь.
Последнее дело — шпионить за мужем. Он не обрадуется, если ее застукает. Да и самой как-то неловко – взрослая баба, а как маленькая… Сомнения, угрызения длились недолго. На войне за собственного мужа любые средства хороши. Она не будет скандалить, только проверит, куда это он в двенадцатом часу намылился. Необходимо знать горькую, но правду, иначе не заснет.

Выскочила в коридор и чуть не сбила с ног соседа сверху, вечно пьяного, но доброго Витьку Давыдова. В отличие от многих мужиков, его нельзя было назвать законченным алкоголиком – из тех, которые пили, не просыхая, спуская зарплату за пару дней.
Сосед всю жизнь трудился токарем на заводе, хорошо зарабатывал. Получку честно отдавал жене Вальке, потому она не возмущалась. Откуда брал деньги на выпивку? Шабашил. Пил каждый день, но каким-то, только ему известным способом, знал меру и не напивался «до чертиков». Даже ходил, не шатаясь. Только морда выдавала – от принятой самогонки становилась красная, будто ошпаренная, а на сизом носу выступали синие прожилки.
Витька испуганно отшатнулся к стене.

— Ты что, мать, на пожар что-ль спешишь? – сказал он и выпустил терпкое, самогонное облако изо рта. Но не только оттуда шло «ароматное» амбре. Тошнотный, сивушный запах окружал его и был настолько крепок, что, казалось, исходил изо всех его пор, даже из одежды. И как Валька его каждый день выдерживает?
Хоть сосед ей не муж, Людка за компанию разозлилась и на него.
— Опять пьяный! – рявкнула.
— Эх, Люсь. Не мы такие, жизнь такая, — философски изрек Витька. Одной этой фразой он оправдывал все, поступавшие к нему претензии. С усилием отвалился от стены, вдохнул побольше воздуха и потопал наверх.
Людка его не слушала. Сбежала вниз и, крадучись, выглянула из двери подъезда. В свете единственного горевшего фонаря заметила — Вовка вывалил мусор в бак возле сараев, поставил ведро в сугроб. Домой не поспешил. Отправился по скользкому, свежему снегу вдоль дома, к дальнему его концу. Странно. Там у него ни друзей, ни родственников. Что-то он задумал…

Прячась кое-как за кустами и спинками скамеек, сгорая от любопытства и ревности, Людка последовала за мужем. Если бы он хоть раз оглянулся, без труда заметил бы ее – в свете из квартирных окон. Вовка шел, не оглядываясь и не прячась, значит, совесть не мучила. Так зачем понесла его нелегкая к первому подъезду, когда жил в шестом?
Людка услышала, как хлопнула дверь в чужой коридор, и вздрогнула, как от выстрела. До того, как он вошел в подъезд, она еще надеялась найти невинное объяснение – может, у него голова заболела, решил прогуляться, подышать здоровым, зимним воздухом перед сном. Видно, ошиблась. Побежала резвее. Прятаться перестала: муж скрылся из виду, жену-шпионку не обнаружит. Следовало поспешить, чтобы успеть заметить, в какую квартиру он войдет.
Не успела. Когда, запыхавшись и стряхивая липкий снег с лица, она забежала в подъезд, Вовка стоял на одном из верхних этажей, с кем-то разговаривал. Хлопнула дверь, и – тишина. Людка подняла голову. Порассуждала дедуктивно. До пятого этажа он дойти бы не успел, кажется, скрылся на третьем. Там проживают три семьи: в одной квартире главбушка с мужем – там Вовке делать нечего, в другой квартире семейная пара почти пенсионного возраста – они ему не друзья, в третьей…
А-а, вот в чем дело!

Третью квартиру занимала самая опасная жиличка – печально известная амурными похождениями Танька Клеменкова. Чуть помоложе Людки, симпатичная, стройная, всегда накрашенная и с прической. Известная соблазнительница местных мужчин, облегченной морали девушка, тайно ненавидимая всеми замужними женщинами Иванькова. В особенности Людкиного дома номер тридцать пять.
И было за что. Танька — редкая авантюристка. Пришлая. Приехала откуда-то из глубинки, устроилась на местный завод и сразу взяла быка за рога. То есть мужика за это самое… Да не какого-нибудь слесаря-сборщика, а самого директора завода. И на долгие годы стала его официальной любовницей. Подобное бесстыдство в поселке наблюдали впервые.

Конечно, сбить с пути истинного того Матвеича, ходока первой степени, не составляло труда, он и Людке сколько раз предлагал. Но особый талант Таньки выразился в том, что она продержалась в его пассиях дольше прежних и больше всех от него благ поимела. Чего ни до нее, ни после любовницам не удавалось.
Как приезжая, она раньше ютилась с маленьким сыном в коммуналке и на отдельную квартиру не имела права — своих очередников целый список. А она и квартиру двухкомнатную от него получила, и ремонт сделала за счет завода, и обставила. Взяла бесплатно землю под дачу, построила домик — тоже не на свои. Еще и участок под коттедж огребла. Правда, сам коттедж построить он ей не успел. Сместили Матвеича. За воровство в особо крупных. Правда, не посадили. Кто в те годы не воровал? Полстраны пришлось бы на казенный паек отправлять. Отправили Матвеича на пенсию.

Но все необходимое он ей предоставил, даже больше. Совершенно официально, не скрываясь. В том числе от жены. А чего скрываться-то? Что бы она ему сделала? Не развелась бы и скандал не устроила. Привыкла жена терпеть, как и все. Хоть шустрая тетка, не последний человек в поселке, заведующая столовой. Ее жители без особого уважения по фамилии звали – Тулякова, потому что знали: ворует без зазренья совести, к тому же зазнайка.
Заведующие столовой всегда процветали, особенно в благословенные советские времена, да и потом. Это такая должность, что голодным не останешься. Да что голодным – бедным не будешь, хотя официальная зарплата не ахти какая. Говорили, у прошлой завстоловой Соломатиной дома стоял сейф, набитый деньгами. Она до пенсии доработала и еще хотела остаться, но ее сместили: сама наворовала, дай другим. Эта особо «блатная» должность потом досталась не абы кому, а жене директора завода — тогда он еще главным инженером был.

Тулякова тоже долго продержалась, все общественные катаклизмы на своей должности пережила: социализм, перестройку, капитализм. Она бы, наверное, и после атомного взрыва выжила, как крыса у себя в норке — запасов сделала на сто лет вперед. Хитрая была, ни разу не попалась. Коллектив держала в ежовых рукавицах – чтобы воровали да меру знали. А вот супруга в ежовых рукавицах удержать не смогла. Не справилась она с Танькой.
Так вот куда муж, кобелина, отправился! Людка похолодела. Как-то сразу обмякла. Понурилась. Сердце застучало часто, заунывно. В голове – туман. Мысли в одном направлении потекли. Вот, значит, как. Значит, и ее горе настигло. Значит, нет настоящих, верных мужиков. Все они рано или поздно отправляются налево отведать сладенького. И Людку не миновала судьба обманутой жены, а она-то верила Вовке, надеялась — пронесет. А-ах, горе, горе…

Вышла из подъезда, к которому внезапно прониклась жгучей ненавистью, и поплелась домой. Не заметила, как вошла в квартиру, стянула сапоги, повесила пальто, даже не отряхнув от снега. Вошла в комнату, села на диван. Тупо посмотрела в телевизор. Шло «Поле чудес». Ведущий, нахлобучив на голову стародревний, женский чепчик, строил из себя дурака. Студия заливалась от хохота.
Людка не знала, сколько прошло времени. Она сидела в том же положении и глядела в черный ящик, не понимая, о чем там говорят, почему смеются. Хлопнула входная дверь, она вздрогнула. Вовка вернулся. Как его встречать? Будто ничего не произошло или начать ругаться?
Еще не решив для себя, повернула голову.
И обомлела.
Муж держал в руках букет ярко-желтых, свежих, явно только что срезанных тюльпанов и, довольно улыбаясь, протягивал ей. Откуда? Невозможно! Поздно… Вдруг догадка пронзила. Вот дура-то! Как же она могла забыть? Всем известно — чем занимаются супруги Замараевы, живущие в первом подъезде на третьем этаже.
Скромная семейная пара, он инженер на заводе, она воспитательница в детском саду, для пополнения скудного семейного бюджета разводили цветы. Дома, в квартире. Выделили для них отдельную комнату, ухаживали тщательно. Специально подгадывали так, чтобы тюльпаны поспевали как раз к Дню Святого Валентина, а потом – и к Восьмому Марта.

Словно феникс, возродившийся из пепла, Людка встрепенулась, всплеснула руками как крылами, бросилась обнимать мужа – так крепко, что чуть не поломала цветы. Он не понял – откуда такой энтузиазм, отвел руку с букетом подальше. Она повисла у него на шее, он обнял ее одной рукой, прошептал на ушко:
— Я же люблю тебя, заразу…
В ту ночь они так страстно занимались любовью, как давно, по молодости, когда только поженились. У Людки растаяло внутри, отлегло от сердца.
Ненадолго.
Через полгода Вовка ушел к другой, моложе его на двадцать лет. Сыновья его возненавидели. Каждый раз, когда он приходил их навестить, ребята вылетали из дома и отправлялись ходить по улицам. Людка не ругалась и была не против его приходов. Втайне надеялась, что он перебесится и вернется.
Соседи, все поголовно, жутко его осуждали и жалели Людку. Ясно ведь — еще одна разведенка без шанса снова устроить судьбу. Да вскоре успокоились. Что поделать, не она первая, не она последняя. В поселке полно таких — умных, хозяйственных да одиноких. Впрочем, замужним ненамного лучше. Редко у кого мужик не пьет да не гуляет. А чаще и то и другое. Такова уж судьба российской женщины — терпеть: и если одна, и если не одна…

А Людке повезло! В один прекрасный день, буквально из ниоткуда появился ее одноклассник Серега Чумичкин. У него жена спилась до смерти. Остался один. Прослышал про Людкино несчастье, поспрашивал подробностей у знакомых. Пришел сначала, когда ее не было дома, просить руки у ее сыновей. Обещал о матери заботиться. Ребята согласились принять мужчину в семью.
Потом он сделал предложение Людке. Она тоже согласилась.

Живут до сих пор.

Автор Ирина Лем

«Впереди день» — советский художественный фильм 1970 года режиссёра Павла Любимова по повести Ирины Велембовской «Дела семейные».

Сюжет[править | править код]

В основе сюжета — встреча братьев-близнецов, выросших в разных семьях.

На шестом году братья-двойняшки были разлучены — их отец погиб на фронте, и мать, понимая, что не сможет поднять двоих сыновей, одного отдала на воспитание своей бездетной сестре. Так Вася остался в деревне с матерью, а Валентин уехал в Москву с тёткой.

Повзрослев, братья встречаются. Выясняется, что они очень разные. У первого была нелёгкая жизнь — с малолетства работал в колхозе, отслужил в армии, затем уехал работать шофёром на рудники в Средней Азии. У второго, благодаря тётке, баловавшей его, была удобно устроенная красивая жизнь…

В ролях[править | править код]

  • Майя Булгакова — тётя Поля
  • Надежда Федосова — Марья, мать Василия и Валентина
  • Леонид Неведомский — Василий Разорёнов
  • Виталий Соломин — Валентин Разоренов
  • Татьяна Иваненко — Галя, гражданская жена Василия на стройке
  • Иван Бортник — Вячеслав Чураков, водитель, первый муж Гали
  • Юрий Смирнов — Спартак, водитель
  • Нина Корниенко — Нина
  • Наталья Тютяева — Маша
  • Инара Гулиева — Наташа
  • Наталия Дмитриева — «Мальвина», заведующая детским садом
  • Инна Фёдорова — нянечка в детском саду

Литературная основа[править | править код]

Фильм снят по повести Ирины Велембовской «Дела семейные», впервые напечатанной в журнале «Знамя», № 10, 1966.

Душевная щедрость и бездушие, желание отдать себя людям и «потребительская» философия столкнулись в повести И. Велембовской «Дела семейные». На крохотной «площади» писательница развернула судьбы, по крайней мере, четырех героев, искусно сплетая их между собой и ни одну из них не делая центральной.

Литература и современность, Том 9. — ГИХЛ, 1969

Ранее режиссёр Павел Любимов снял по её произведению фильм «Женщины», ставший одним из лидеров советского кинопроката, в котором также снимались Надежда Федосова и Виталий Соломин.[1]

Однако писательница осталась тогда недовольна работой сценариста, поэтому сценарий для фильма «Впереди день» она написала сама, переработав свою повесть.[2]

Критика[править | править код]

Снова режиссёр Павел Любимов ставит фильм по сценарию Ирины Велембовской. И снова приглашает на главные роли Надежду Федосову и Виталия Соломина. И снова рассказывает о женских, о русских судьбах с той грустью и искренностью, которые сроднили зрителей с одной из их совместных работ — фильмом «Женщины».

Кинокритик С. В. Кудрявцев дал фильму 7,5 балов из 10, особо отметив игру Леонида Неведомского:[3]

В фильме Павла Любимова тон задаёт как раз игра Леонида Неведомского, чьи актёрские работы на рубеже 60-70-х годов достойны самой высокой оценки. Он немногословен и скуп на внешние эмоции, хотя исполнен высокого человеческого достоинства и правды живого, убедительного характера. Герой заблуждается и оступается, но не теряет своего лица, оставаясь верным самому себе. А вот в разочаровании и житейской неудаче не по годам мудр и сосредоточен. Поистине, у него впереди день.

Изначально должна была играть в фильме тоже ранее игравшая в «Женщинах» Н. А. Сазонова — в роли тёти Поли, но из-за разногласий с режиссёром актриса отказалась играть (и на эту роль была взята Майа Булгакова), по её мнению режиссёр кардинально изменил смысл повести, упростив его:

И вообще — откуда в хороших семьях плохие дети? И почему у дурных людей растут порой золотые ребята? Проще всего сказать — яблоко от яблони недалеко падает. А если заглянуть поглубже? Обо всем этом говорено-переговорено было с Ириной Александровной Велембовской. Нам хотелось сказать с экрана о том, что человеческая черствость, неблагодарность, низость — слишком глубокие, капитальные, если так можно выразиться, черты, чтобы можно было всецело приписать их развитие дурному семейному воспитанию. Неслучайно ведь появилась в сценарии хищная, вздорная и ничтожная девчонка, прилепившаяся отнюдь не к Валечке, а к его доброму, честному и разумному брату Васе. В жизни ее «положительный» Вася сыграл в общем такую же незавидную роль козла отпущения, какую сыграла его тетушка в жизни брата. Истинное несчастье для человека порядочного, вольно или невольно, связать свою судьбу с человеком подлым!

В финале двое хороших людей, ставших несчастными по милости двух подонков, обращаются друг к другу. — Вася! Ведь это я тебя должна бы взять была! Тебя, а не Валечку! Сколько в этой реплике боли, обиды на судьбу! И сколько сердца! Вот с этой-то реплики и начались наши с режиссером разногласия. Никакой глубины он в ней не увидел, а увидел доказательство бабьей глупости и недомыслия. С самого начала он решил все Валечкины беды свалить на приемную мать: не сумела воспитать ребенка. Я старалась и не могла его переубедить.

Для актрисы Татьяна Иваненко это одна из немногих и единственная главная роль в кино. По словам режиссёра, он взял её на эту роль исключительно из личных симпатий:

Танечка Иваненко — моя давняя любовь, даже страсть. Она нравилась многим. Иваненко была настоящей сексуальной бомбой еще во ВГИКе. … Моя страсть к Тане, а грубее сказать, даже похоть, хотя с ней, извините, никогда не спал, проявилась в приглашении этой актрисы на главную роль в фильме «Впереди день». Ее уже тогда считали любовницей, пассией Высоцкого. Роль циничной, распутной девицы, коварной соблазнительницы ей как раз очень в то время подходила. Роль эту она сыграла вполне пристойно. Хотя более талантливая актриса сделала бы из такого материала конфетку. Внешние качества не могли сработать на полную катушку из-за отсутствия должного таланта.

Примечания[править | править код]

  1. Наталья Гундарева и Михаил Филиппов / Ирина Агапова, Маргарита Алексеевна Давыдова. — Алгоритм, 2006—280 с. — стр. 16
  2. Русские писатели 20 века: биографический словарь / Г. В Якушева. — Большая российская энциклопедия, 2000. — 806 с. — стр. 144
  3. Сергей Валентинович Кудрявцев — 3500: А-М. — М., 2008. — 687 с. — стр. 198—199
  4. Режиссер Павел Любимов — «ЗА ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ Я НЕ ВСТРЕЧАЛ ЖЕНЩИН СЕКСАПИЛЬНЕЙ ТАТЬЯНЫ ИВАНЕНКО!» // Кудрявов Борис Павлович — Страсти по Высоцкому. — Алгоритм, 2008

Источники[править | править код]

  • Васильева Г. — Простая история. (Худож. фильм «Впереди день») // Советская культура, 1 мая 1971
  • Н. Сазонова — Актерское счастье. Беседу ведет и комментирует Л. Ягункова // Искусство кино, 1971
  • Впереди день // Домашняя синематека: отечественное кино 1918—1996 / Сергей Землянухин, Мирослава Сегида. — «Дубль-Д», 1996. — 520 с. — стр. 77
  • Впереди день // С. В. Кудрявцев — 3500: А-М. — М., 2008. — 687 с. — стр. 198—199

  • Рассказ история одного города салтыков щедрин читать
  • Рассказ из ветхого завета
  • Рассказ иероглифами древнего египта и перевод
  • Рассказ и произведение это одно и тоже
  • Рассказ ивины толстой в сокращении