Рассказ ирины антоновой эксперимент

Сегодня государственный музей изобразительных искусств им. а.с. пушкина отмечает свой день рождения - 109 лет со дня открытия. отцы-основатели музея

Сегодня Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина отмечает свой день рождения — 109 лет со дня открытия. Отцы-основатели музея — два выдающихся человека Иван Цветаев и Юрий Нечаев-Мальцов.

Знаменитый ученый историк, археолог, искусствовед Иван Владимирович Цветаев стал организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств, которым он руководил до самой своей смерти. Фабрикант, дипломат, владелец крупнейших в России стекольных заводов и щедрый меценат Юрий Степанович Нечаев вложил в строительство музея баснословные по тем временам 2,6 миллиона рублей. Сразу же после открытия музей, названный в честь императора Александра III, стал очень популярным, каждый день его посещали около 700 человек, а по праздникам число посетителей возрастало до двух тысяч.

Сегодня в ГМИИ им. Пушкина приходят более 1,3 миллиона человек в год. Во многом эта заслуга гениального Директора (именно так, с большой буквы), талантливейшего искусствоведа, человека-легенды Ирины Александровны Антоновой, которая посвятила музею 73 года своей жизни. Теперь эстафету приняла Марина Лошак. Эта новая страница в истории одного из лучших музеев мира, которую еще нам предстоит «прочитать».

А о том, каким был музей при Ирине Александровне, она рассказала сама в своих «Воспоминаниях», которые, к сожалению, не успела закончить. Ее смерть в ноябре 2020 года стала потрясением для всех. Ее воспоминания — это откровенный рассказ женщины, которую знал весь мир, о себе, своем детстве, юности, военных годах, любви всей своей жизни, встречах с известнейшими людьми, начиная от художников и кончая президентами, и, конечно, о служении великому искусству. Книга Ирины Антоновой «Воспоминания. Траектория судьбы» вышла в издательстве АСТ. С разрешения издательства мы публикуем отрывки, рассказывающие о том, как девочка, мечтающая стать балериной и артисткой цирка, однажды пришла в музей и осталась в нем на всю жизнь.

Рассказ ирины антоновой эксперимент

Фото: Издательство АСТ

Как смотреть картину?

Видеть и понимать искусство Ирину Антонову научил ее муж Евсей Иосифович Роттенберг, советский и российский искусствовед, один из крупнейших отечественных специалистов по истории и теории западноевропейского изобразительного искусства XVI-XVII вв. Вот что пишет об этом Ирина Александровна:

«Помню, как он однажды показывал мне картину Вермеера и обратил внимание не на персонажей, а на карту на заднем плане, которая много значила для понимания смысла картины, рассказывал, почему здесь карта и как это надо понимать, много говорил о приемах освещения, о цвете и о том, какую художественную информацию несет этот цвет. Обычно начинают с сюжета: сначала «что?», а потом уже «как?» и «почему?». А он быстро проходил «что?» и переходил к «как?», то есть к тому, от чего зависит впечатление…»

Встреча с музеем

Ее первая встреча с музеем состоялась сразу же после окончания института. Кто бы тогда мог подумать, что с первого взгляда это будет любовь на всю жизнь:

«Официально же я пришла на работу в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1947 году, после окончания института и получения диплома. И застряла в нем на всю жизнь. Хотя я очень люблю перемены и ненавижу топтаться на одном месте.

Рассказ ирины антоновой эксперимент

Фото: Издательство АСТ

Мои первые впечатления от музея были, если можно так выразиться, очень суровыми. Он был просто закрыт: только огромные залы и пустые стены. Экспонаты прибыли в самом конце 1944 года. Их еще не достали, не рассортировали, не расставили и не развесили. Все покоилось в заполонивших пространство нераспечатанных ящиках. Распаковывать их работники музея не решались, потому что здание было в ужасном состоянии: промерзшее, холодное, с разбитыми стеклянными перекрытиями. Застекление крыши музея началось на моих глазах, когда я в апреле 1945 года была принята туда на работу. А пока я могла видеть только разбитые окна, стены со следами протечек да кучу ящиков с экспонатами, вернувшимися из эвакуации в родные стены. У меня сохранились фотографии, где видно, что в музее — прямо на полу — лежит снег, а в Итальянском дворике стоит вода, потому что снег, который падал через пробитые стекла, уже растаял.

Да и экспозиции собирались поспешно, на скорую руку, чтобы как можно быстрее восстановить разрушенное войной и начать работу. Детище профессора Цветаева еще долго не могли восстановить до конца. Когда я в 1961 году стала директором, эти протечки, приносившие нам столько бед и проблем, просто доводили меня до нервных срывов. Я бесконечно просила министерство обратить внимание на наше бедственное положение. Но, увы, проблема никак не решалась. К 1974 году это стало настоящей катастрофой. Вода текла изо всех щелей. Бывало, что меня вызывали ночью: «Ирина Александровна, течет на Пуссена!» И я вскакивала с постели, бежала, садилась в машину, ехала в музей и вместе с работниками снимала картины, спасала их, как могла. После очередной такой катастрофы я написала отчаянное письмо Алексею Косыгину, которое заканчивалось словами: «Умоляю, не дайте разрушиться музею». На следующий день его вернули с подписью: «Фурцевой, Промыслову. Принять меры!». И тогда все закипело».

Какая еще «Джоконда»?

Ирина Антонова совершила невероятное — привезла в Москву шедевр Леонардо Да Винчи, его загадочную и завораживающую «Мону Лизу»:

«Ну какая еще «Джоконда»! Можно себе представить, во сколько это обойдется. Безумные деньги. Где они у государства?» — думаю, примерно так я в то время и размышляла. А в 1974 году промелькнула в прессе информация, что «Джоконда» экспонируется в Японии. И тут я сообразила, что, наверное, летела картина через Москву. А как еще в Японию? Не через Америку же. Так оно и оказалось. И я подумала, что, скорее всего, и назад полетит через нас. А раз так, то нельзя ли ей в Москве сделать пересадку? С недолгим пребыванием на нашей российской земле. И как только эта здравая мысль пришла мне в голову, я, не раздумывая и не тратя времени, отправилась к Фурцевой и говорю ей: «Екатерина Алексеевна, великое произведение — «Мона Лиза» — показывается в Японии. А назад будет возвращаться через Москву. Что, если ее остановить, чтобы она наш музей на какое-то время посетила, а?

Сделайте такое чудо. Вы же все можете», — неприкрыто льстила я ей.Но и на самом деле я к Фурцевой относилась с большим уважением. Потому что было за что. Не самый плохой министр культуры на моем долгом веку. Она была человеком дела. Разбиралась ли товарищ министр в литературе, я судить не берусь, но в искусствах пластических, как и многие, мало что смыслила, признаться. Но мне верила и вообще с уважением относилась к мнению профессионалов. Любила что-то сделать интересное, знаковое, решить сложную задачу, да так, чтобы получилось на славу. Я ей рассказала, кто такой этот Леонардо да Винчи, про его шедевр «Джоконда» и какой это будет успех и ее личный триумф, если мы сможем выставить картину в Москве. «Вы даже не представляете, Екатерина Алексеевна, какой это может иметь резонанс!», — заключила я. Она выслушала и говорит: «Я попытаюсь». Но если уж быть совсем честной перед историей, то она выразилась так: «Французский посол в меня влюблен. Поговорю с ним, может, во имя любви договорится со своими». Слово Фурцева сдержала…»

Рассказ ирины антоновой эксперимент

Фото: Издательство АСТ

Делать Шагала или нет?

Со знаменитым художником Марком Шагалом Ирину Антонову познакомил директор Лувра. Они вместе завтракали и говорили об искусстве:

«Так это же Шагал! И вот мы втроем за этим déjeuner и разговаривали. Шагал очень живой в разговоре, общительный, легкий. Набралась смелости и говорю: «Я мечтаю сделать в Москве вашу выставку». А он и рад. Так мы с ним предварительно обо всем и договорились…

Но, к сожалению, тогда выставку мы так и не сделали. Не дали. Даже в 80-е годы кто-то все еще чесал голову: «Делать Шагала или нет?». Какова сила запрета на то, что, как считалось, «советскому человеку не нужно». Как это? Я не могла понять, что происходит. Да мы к тому времени уже «Москву — Париж» сделали и еще многое из того, что раньше было немыслимо. А «эти» в своих кабинетах все еще сидели и раздумывали, давать ли разрешение на выставку Шагала. Меня это просто поразило тогда. И я пошла на прием к министру. Мне ответили: «Ирина Александровна, не сомневайтесь, сделаем!» А потом Шагал умер. Так и не дожив до своей выставки в Москве. Мы, конечно, Шагала в Россию привезли, выставку сделали, но позже. Жена его приехала и, конечно, дочь Ида, с которой я тогда подружилась и потом бывала у нее неоднократно. Они даже подарили нам ряд его вещей. А мы довольно щедро кое-что передарили Третьяковской галерее, понимая, что ему приятно было бы, что он висит в Третьяковке среди художников ХХ века».

Сегодня в ГМИИ им. Пушкина приходят более 1,3 миллиона человек в год. Во многом эта заслуга гениального Директора (именно так, с большой буквы), талантливейшего искусствоведа, человека-легенды Ирины Александровны Антоновой, которая посвятила музею 73 года своей жизни. Теперь эстафету приняла Марина Лошак. Эта новая страница в истории одного из лучших музеев мира, которую еще нам предстоит «прочитать».

А о том, каким был музей при Ирине Александровне, она рассказала сама в своих «Воспоминаниях», которые, к сожалению, не успела закончить. Ее смерть в ноябре 2020 года стала потрясением для всех. Ее воспоминания — это откровенный рассказ женщины, которую знал весь мир, о себе, своем детстве, юности, военных годах, любви всей своей жизни, встречах с известнейшими людьми, начиная от художников и кончая президентами, и, конечно, о служении великому искусству. Книга Ирины Антоновой «Воспоминания. Траектория судьбы» вышла в издательстве АСТ. С разрешения издательства мы публикуем отрывки, рассказывающие о том, как девочка, мечтающая стать балериной и артисткой цирка, однажды пришла в музей и осталась в нем на всю жизнь.

Видеть и понимать искусство Ирину Антонову научил ее муж Евсей Иосифович Роттенберг, советский и российский искусствовед, один из крупнейших отечественных специалистов по истории и теории западноевропейского изобразительного искусства XVI-XVII вв. Вот что пишет об этом Ирина Александровна:

«Помню, как он однажды показывал мне картину Вермеера и обратил внимание не на персонажей, а на карту на заднем плане, которая много значила для понимания смысла картины, рассказывал, почему здесь карта и как это надо понимать, много говорил о приемах освещения, о цвете и о том, какую художественную информацию несет этот цвет. Обычно начинают с сюжета: сначала «что?», а потом уже «как?» и «почему?». А он быстро проходил «что?» и переходил к «как?», то есть к тому, от чего зависит впечатление…»

Встреча с музеем

Ее первая встреча с музеем состоялась сразу же после окончания института. Кто бы тогда мог подумать, что с первого взгляда это будет любовь на всю жизнь:

«Официально же я пришла на работу в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1947 году, после окончания института и получения диплома. И застряла в нем на всю жизнь. Хотя я очень люблю перемены и ненавижу топтаться на одном месте.

Мои первые впечатления от музея были, если можно так выразиться, очень суровыми. Он был просто закрыт: только огромные залы и пустые стены. Экспонаты прибыли в самом конце 1944 года. Их еще не достали, не рассортировали, не расставили и не развесили. Все покоилось в заполонивших пространство нераспечатанных ящиках. Распаковывать их работники музея не решались, потому что здание было в ужасном состоянии: промерзшее, холодное, с разбитыми стеклянными перекрытиями. Застекление крыши музея началось на моих глазах, когда я в апреле 1945 года была принята туда на работу. А пока я могла видеть только разбитые окна, стены со следами протечек да кучу ящиков с экспонатами, вернувшимися из эвакуации в родные стены. У меня сохранились фотографии, где видно, что в музее — прямо на полу — лежит снег, а в Итальянском дворике стоит вода, потому что снег, который падал через пробитые стекла, уже растаял.

Да и экспозиции собирались поспешно, на скорую руку, чтобы как можно быстрее восстановить разрушенное войной и начать работу. Детище профессора Цветаева еще долго не могли восстановить до конца. Когда я в 1961 году стала директором, эти протечки, приносившие нам столько бед и проблем, просто доводили меня до нервных срывов. Я бесконечно просила министерство обратить внимание на наше бедственное положение. Но, увы, проблема никак не решалась. К 1974 году это стало настоящей катастрофой. Вода текла изо всех щелей. Бывало, что меня вызывали ночью: «Ирина Александровна, течет на Пуссена!» И я вскакивала с постели, бежала, садилась в машину, ехала в музей и вместе с работниками снимала картины, спасала их, как могла. После очередной такой катастрофы я написала отчаянное письмо Алексею Косыгину, которое заканчивалось словами: «Умоляю, не дайте разрушиться музею». На следующий день его вернули с подписью: «Фурцевой, Промыслову. Принять меры!». И тогда все закипело».

Какая еще «Джоконда»?

Ирина Антонова совершила невероятное — привезла в Москву шедевр Леонардо Да Винчи, его загадочную и завораживающую «Мону Лизу»:

«Ну какая еще «Джоконда»! Можно себе представить, во сколько это обойдется. Безумные деньги. Где они у государства?» — думаю, примерно так я в то время и размышляла. А в 1974 году промелькнула в прессе информация, что «Джоконда» экспонируется в Японии. И тут я сообразила, что, наверное, летела картина через Москву. А как еще в Японию? Не через Америку же. Так оно и оказалось. И я подумала, что, скорее всего, и назад полетит через нас. А раз так, то нельзя ли ей в Москве сделать пересадку? С недолгим пребыванием на нашей российской земле. И как только эта здравая мысль пришла мне в голову, я, не раздумывая и не тратя времени, отправилась к Фурцевой и говорю ей: «Екатерина Алексеевна, великое произведение — «Мона Лиза» — показывается в Японии. А назад будет возвращаться через Москву. Что, если ее остановить, чтобы она наш музей на какое-то время посетила, а?

Сделайте такое чудо. Вы же все можете», — неприкрыто льстила я ей.Но и на самом деле я к Фурцевой относилась с большим уважением. Потому что было за что. Не самый плохой министр культуры на моем долгом веку. Она была человеком дела. Разбиралась ли товарищ министр в литературе, я судить не берусь, но в искусствах пластических, как и многие, мало что смыслила, признаться. Но мне верила и вообще с уважением относилась к мнению профессионалов. Любила что-то сделать интересное, знаковое, решить сложную задачу, да так, чтобы получилось на славу. Я ей рассказала, кто такой этот Леонардо да Винчи, про его шедевр «Джоконда» и какой это будет успех и ее личный триумф, если мы сможем выставить картину в Москве. «Вы даже не представляете, Екатерина Алексеевна, какой это может иметь резонанс!», — заключила я. Она выслушала и говорит: «Я попытаюсь». Но если уж быть совсем честной перед историей, то она выразилась так: «Французский посол в меня влюблен. Поговорю с ним, может, во имя любви договорится со своими». Слово Фурцева сдержала…»

Рассказ ирины антоновой эксперимент

Делать Шагала или нет?

Со знаменитым художником Марком Шагалом Ирину Антонову познакомил директор Лувра. Они вместе завтракали и говорили об искусстве:

«Так это же Шагал! И вот мы втроем за этим déjeuner и разговаривали. Шагал очень живой в разговоре, общительный, легкий. Набралась смелости и говорю: «Я мечтаю сделать в Москве вашу выставку». А он и рад. Так мы с ним предварительно обо всем и договорились…

Но, к сожалению, тогда выставку мы так и не сделали. Не дали. Даже в 80-е годы кто-то все еще чесал голову: «Делать Шагала или нет?». Какова сила запрета на то, что, как считалось, «советскому человеку не нужно». Как это? Я не могла понять, что происходит. Да мы к тому времени уже «Москву — Париж» сделали и еще многое из того, что раньше было немыслимо. А «эти» в своих кабинетах все еще сидели и раздумывали, давать ли разрешение на выставку Шагала. Меня это просто поразило тогда. И я пошла на прием к министру. Мне ответили: «Ирина Александровна, не сомневайтесь, сделаем!» А потом Шагал умер. Так и не дожив до своей выставки в Москве. Мы, конечно, Шагала в Россию привезли, выставку сделали, но позже. Жена его приехала и, конечно, дочь Ида, с которой я тогда подружилась и потом бывала у нее неоднократно. Они даже подарили нам ряд его вещей. А мы довольно щедро кое-что передарили Третьяковской галерее, понимая, что ему приятно было бы, что он висит в Третьяковке среди художников ХХ века».

Источник: https://rg.ru/2021/05/31/reg-cfo/irina-antonova-ia-prishla-na-rabotu-v-muzej-v-1947-godu-i-zastriala-v-nem-na-vsiu-zhizn.html

Вечером 30 ноября 2020 года в возрасте 98 лет скончалась Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина.

English version | Version française | Deutsche Version | Versione italiana

Ирина Александровна посвятила Пушкинскому музею 75 лет своей жизни и стала его подлинным символом. В годы ее руководства музей превратился в важнейший культурный центр страны и завоевал широкое международное признание, здесь прошли десятки важнейших выставок, легендарным стал фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», созданный Ириной Александровной вместе с великим музыкантом сорок лет назад.

В годы Великой Отечественной войны, пройдя курсы медицинских сестер, И.А. Антонова работала в госпитале на Красной Пресне. Окончив МГУ, 10 апреля 1945 года она начала свой путь в ГМИИ им. А.С. Пушкина в должности научного сотрудника отдела западноевропейского искусства. В 1946–1949 годах Ирина Александровна училась в аспирантуре при музее. В ту пору областью ее научных интересов стало итальянское искусство эпохи Возрождения. С февраля 1961 по июль 2013 года она занимала должность директора, а затем – президента музея.

В минувшие десятилетия Пушкинскому музею под руководством И.А. Антоновой выпала уникальная миссия открыть нескольким поколениям отечественных зрителей сокровища мировой художественной культуры. Именно смелое решение Ирины Александровны сделало возможным проведение в ГМИИ эпохальной выставки «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), которая в условиях жесткого идеологического контроля стала важнейшим прорывом к воссозданию подлинной картины русской художественной культуры ХХ века. Международный авторитет директора ГМИИ им. А.С. Пушкина сделал возможным показ в Москве самого знаменитого произведения мирового искусства – «Джоконды» Леонардо да Винчи (1974).

Среди других выставок, организованных под руководством Ирины Антоновой, необходимо упомянуть «Сокровища гробницы Тутанхамона» (1973), «Марк Шагал. К 100-летию со дня рождения художника» (1987), «Мир этрусков» (1990 и 2004), «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), «В сторону Пруста» (2001), «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005), «Встреча с Модильяни» (2007), «Тёрнер. 1775–1851» (2008), «Альберто Джакометти» (2008) и многие другие.

В 1974 году, после капитального ремонта музея, Ирина Александровна инициировала крупнейший проект новой экспозиции музея. Преодолев критику профессионального сообщества, она приняла решение значительно сократить экспозицию слепков на втором этаже, чтобы расширить показ живописной коллекции, в том числе, произведений импрессионистов и постимпрессионистов.

За годы руководства музеем Ирины Антоновой его площадь значительно расширилась благодаря передаче целого ряда зданий в прилегающих кварталах. Это началось в далеком 1961 году, когда ГМИИ им. А.С. Пушкина получил нынешний Дом графики. Впоследствии Ирина Александровна выступила инициатором создания Музейного городка, о котором мечтал основатель музея Иван Владимирович Цветаев. Активные работы по реконструкции целого ряда зданий ведутся сейчас, и мечта Ирины Александровны найдет свое осуществление в ближайшие годы.

По инициативе Ирины Александровны с 1967 года в ГМИИ имени А.С. Пушкина ежегодно проводится научная конференция «Випперовские чтения», посвященная памяти выдающегося искусствоведа Бориса Робертовича Виппера. Особенность этого симпозиума — комплексное рассмотрение проблем искусства и культуры на основе материалов самых значительных выставок музея.

Ирина Александровна активно способствовала возвращению забытых имен коллекционеров, в частности Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова, а также поддержала инициативу Ильи Самойловича Зильберштейна, открыв в январе 1994 года Музей личных коллекций (ныне — Отдел личных коллекций) в составе ГМИИ.

И.А. Антонова являлась почетным членом Международного совета музеев, академиком Российской академии художеств, Российской академии образования, почетным доктором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), заслуженным деятелем искусств РФ.

Ирина Александровна – полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», она была удостоена ряда государственных наград Советского Союза – орденов Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, а также стала лауреатом Государственной премии РФ 1995 и 2017 годов.

И.А. Антонова является командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», командором ордена Искусств и литературы (Франция), кавалером ордена Почетного легиона. За вклад, внесенный в развитие культурного сотрудничества между Японией и Россией, она была удостоена ордена Восходящего солнца (Золотая и Серебряная звезды).

В течение многих десятилетий музей было невозможно представить без Ирины Антоновой – ее непреклонной воли и вдохновенного энтузиазма. До последних своих дней Ирина Александровна жила жизнью музея, постоянно участвовала в обсуждении долгосрочных задач и текущих проектов, со свойственными ей страстью и последовательностью отстаивая свою точку зрения.

Для товарищей и коллег уход Ирины Александровны – колоссальная личная потеря, сравнимая с потерей родного человека. Для многих и многих посетителей музея, зрителей ее программ на канале «Культура», для всех просвещенных людей страны уход Ирины Александровны – окончание целой эпохи в культурной жизни России. За полвека своего руководства она сформировала современный облик ГМИИ им. А.С. Пушкина, воспитала поколения его сотрудников, и теперь миссия Пушкинского музея – продолжать ее благородное дело служения высокому искусству, поддержания связи времен и культур.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Трудно представить себе Пушкинский музей без Ирины Александровны Антоновой, которая стала его неизменной составляющей, его лицом, его символом частью мифа Пушкинского во всех его проявлениях. Она пришла в музей в 1945 году, будучи юной девушкой, и до сегодняшнего дня, за исключением нескольких месяцев этого года, связанных с коронавирусом, практически каждый день приходила в музей, и мы привыкли ощущать ее рядом. Даже когда не разговаривали с ней о делах, даже когда просто слышали шуршание бумаг или звук ее голоса за дверью ее кабинета, мы понимали, что она есть и ощущали ее присутствие. Присутствие человека очень эмоционального, очень открытого, любящего не на показ и очень строгого в своем отношении к жизни. Мне трудно назвать подобную нам институцию, которая так плотно срослась бы с образом человека, как Пушкинский музей и Ирина Александровна Антонова. Ирина Александровна была человеком абсолютно бесстрашным бесстрашным как профессионал, бесстрашным как личность. Она на протяжении своей профессиональной жизни демонстрировала очень яркие шаги, сделанные навстречу новому, шаги человека, который готов рисковать. Это были поступки человека, который понимает, что дело и принципы важнее всего остального. Это происходило в довольно сложное время работы Ирины Александровны в музее в советские годы, когда многое из того, к чему мы сейчас привыкли, было под запретом, поэтому особенно ценны ее завоевания: выставка «Москва — Париж. 1900–1930» (1981), выставка «Москва — Берлин. 1900–1950» (1996), выставки, связанные с именами крупнейших художников мира, приезд «Моны Лизы» в музей. Предшествовала всему этому и ее работа в период пребывания в ГМИИ коллекции Дрезденской галереи. Судьба этого человека каждым своим моментом жизни связана непосредственно с музейной историей, победной и уникальной. Нам, сотрудникам музея, будет очень недоставать ее, ее бескомпромиссного отношения к жизни, ее честного мнения, ее открытого забрала перед опасностью, ее умения отстраниться от сиюминутного и продемонстрировать отвагу. Нам будет не хватать этого человека, который, безусловно, часть нас и часть наших собственных жизней.

Причиной смерти Ирины Александровны послужила острая сердечно-сосудистая недостаточность, осложненная коронавирусной инфекцией. Ирина Александровна, согласно ее желанию, будет похоронена на Новодевичьем кладбище рядом c матерью и мужем. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией прощание состоится в закрытом формате в музее в узком кругу близких людей.

Все желающие выразить соболезнования, могут отправить письмо на почту antonova@pushkinmuseum.art. Они будут опубликованы на «Стене памяти» на сайте музея (pushkinmuseum.art).

Скачать пресс-релиз в формате pdf

Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
ул. Волхонка, 12, Москва, 119019
press@arts-museum.ru
pushkinmuseum.art

Добро пожаловать на сайт нашей библиотеки!

Здесь Вы узнаете о работе библиотек Нефтеюганского района, о ярких событиях, творческих находках, почерпнете много полезной и интересной информации. Надеемся, Вам с нами будет интересно!

bigГде-то далеко-далеко есть крошечная деревенька, окруженная густым лесом. Это необычное место, ведь там живут малютки — крошечные существа, которые обладают удивительными талантами. Кто-то из них пишет книги, кто-то печет булочки, а кто-то владеет искусством стирки. И только Шустрик понятия не имеет, какой у него талант. Он перепробовал все на свете, но у него ничего не получается! Может, у него и вовсе нет особого дара? Но разве такое возможно? Шустрик решает отправиться к мудрой Волшебнице Севера. Уж она-то точно должна ему помочь! Вот только добраться до нее о-очень непросто! С ним в путь отправится верная подруга Лизбет. Друзей ждет удивительное приключение, полное сюрпризов!

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Сингапайской поселенческой библиотеки, Усть-Юганской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1.

Рассказ ирины антоновой экспериментПеред вами — книга очень необычных научных сказок, основанных на реальных событиях. Эти истории из жизни выдающихся личностей позволят взглянуть по-другому на рождение научных открытий и покажут, что чудеса — рядом. Читатель узнает: о жестокой битве австралийских мух и жуков; об Эйнштейне, который сумел затормозить время; о создании самого большого в мире телескопа и о других сказочно увлекательных историях о великих людях и открытиях, изменивших наш мир навсегда.

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость». Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Обь-Юганскрй поселенческой библиотеки, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Сингапайской поселенческой библиотеки, Усть-Юганской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки.

2856969 detailВеселые и остроумные сказки Ирины Антоновой дети читают и слушают всегда с удовольствием. Если хотите узнать, как Заяц дрессировал Волка, как спасти похищенную Кукушку, как Волк стал царем зверей, почему Лев очень похож на Зайца и кто самый-самый в лесу, прочитайте эту смешную и поучительную книжку о приключениях колючего, ушастого и зубастого! Будьте уверены, в их компании скучать не придется!

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е. Айпина, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Сингапайской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки.

63730311Серия книг о девочке, которая понимает язык животных: «Китти и лунный котенок», «Китти и пушистый вор», «Китти и тайна сада на крыше», «Китти и загадка двух псов» и продолжение следует…

С виду Китти обычная девочка, но у нее есть большой секрет: она обладает волшебной силой! Если кто-то попал в беду, она обязательно придет на помощь! Китти всегда думала, что она единственная, у кого есть магическая сила. Но оказалось, что это не так…

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеке «Радость», Обь-Юганской поселенческой библиотеке, Каркатеевской поселенческой модельной библиотеке, Куть-Яхской поселенческой библиотеке, Салымской поселенческой модельной библиотеке имени А. С. Тарханова, Сингапайской поселенческой библиотеке, Усть-Юганской поселенческой библиотеке, Чеускинской поселенческой библиотеке.

Рассказ ирины антоновой экспериментМилые и забавные человечки-джинглики жили, не зная проблем, в своей счастливой стране вечного лета. Но однажды случилась беда: нежданно начался снегопад, а затем выяснилось, что во всех устройствах иссякла энергия, не работают даже порталы, объединяющие континенты. Чтобы разобраться в случившемся и исправить положение, отважные герои должны отправиться в дальнее и опасное путешествие. Удастся ли их миссия, тем более что тайный враг все время чинит им препятствия?..

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеке «Радость», Каркатеевской поселенческой модельной библиотеке, Куть-Яхской поселенческой библиотеке, Салымской поселенческой модельной библиотеке имени А. С. Тарханова, Сингапайской поселенческой библиотеке, Чеускинской поселенческой библиотеке.

54083681 lui stouell drakon v bibliotekeКит терпеть не может читать. Ей гораздо больше нравится гулять, играть или даже лазать по деревьям — только бы не торчать дома с книжкой. Но когда в один прекрасный день Кит вместе с друзьями приходит в библиотеку, она становится свидетельницей настоящего волшебства. Ребята узнают о том, что в этой библиотеке хранятся особые книги — волшебные. И их нужно беречь от злого мистера Солта…

Читайте в серии: «Чудовище из озера».

Эти книги есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеке «Радость»,  Салымской поселенческой модельной библиотеке имени А. С. Тарханова, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Сингапайской поселенческой библиотеки, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Куть-Яхской поселенческой библиотеки.

2761444 detailОфелия фон Пышнохвост Пятая из Взломщиков — кто она? Непостижимая одиночка, кошка-налетчица, которая штурмует мир обаянием и отвагой. Сохраняя верность древним традициям своего рода, она держит марку непревзойденного мастерства взломщиков. Представьте себе пушистого суперагента со страстью к бриллиантам и роскошным платьям.

Читайте в серии : «Офелия и гималайский бриллиант»; «Офелия и легендарные сокровища».

Эти книги есть в фонде: Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е. Айпина, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Сингапайской поселенческой библиотеки, Усть-Юганской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки.

b510c28fc7d4a9afc404f6dd3e74697fИ скучно? И грустно? И надоел телефон? А из дома выйти ну никак не получится?

Тебе не обязательно сидеть таращиться в экран только потому, что за окном непогода или еще какая напасть приключилась. Устрой дома битву снежками, создай мумию, поставь палатку, организуй гонку с препятствиями, приготовь напитки, меняющие цвет, и времени для печали не останется вовсе. Дома можно веселиться на полную — эта книга подкинет тебе сотню идей, как это сделать!

 Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Сингапайской поселенческой библиотеки.

strannyy sluchay v klube pechene i kostochka 210267Вот это новости! В лесу открылся настоящий клуб для животных «Печенье и косточка»! Щенок Максвелл и его друзья оказались в числе первых посетителей. Это просто рай для всех зверят: здесь угощают ягодным соком, ароматным вареньем и хрустящим печеньем. В таком классном месте точно никому не будет скучно! Но неожиданно веселью приходит конец: в клуб влетает лисичка, которая вся дрожит от страха. Что же случилось с бедняжкой? Без помощи хвостатой команды тут точно не разобраться…

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е. Айпина, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Сингапайской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки, Обь-Юганской поселенческой библиотеки.

815b5f735a69fb3ce82bd67423b77d99Сборник творчества детей Нефтеюганского района «На берегах Оби широкой» наряду со стихотворениями и прозаическими произведениями содержит детские художественные работы Центра развития творчества детей и юношества гп. Пойковский и Детской школы искусств им. Г. С. Райшева сп. Салым. Он подготовлен в рамках мероприятий, посвященных 75-летию Великой Победы, 90-летнему юбилею Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и 40-летнему юбилею Нефтеюганского района. Раскованность, искренность, безграничность фантазии, способность по-своему увидеть мир, вот чем привлекает нас творчество детей. Оглянитесь вокруг. Возможно, эти произведения написал ваш сосед по парте, девочка из параллельного класса, или в книге рисунок вашего друга.

Эта книга есть в фонде: Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е. Айпина, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Салымской поселенческой библиотеки № 2, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 2, Сингапайской поселенческой библиотеки, Усть-Юганской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки.

63463296 evgeniya malinkina ograblenie bulochnoy i drugie priklucheniya no 63463296Носков и Котяткин, расследуя загадочное ограбление, наводят шурум-бурум в булочной. Пекарь Пончиков обеспокоен! Пироги в опасности! Следы повсюду! Подозреваются все! Носков не просто полосатый кот. Он сыщик. И помощник у него нашелся. Это тощий, как швабра, шустрый, как мышь, рыжий кот Котяткин. Два кота — это уже целое детективное бюро… 

Эта книга есть в фонде: Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е. Айпина, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Салымской поселенческой библиотеки № 2, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 2, Сингапайской поселенческой библиотеки, Усть-Юганской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки.

2819804 detailБулли — пони, который терпеть не может детей. Лина — девочка, которая о-очень боится пони. Казалось бы, их встреча должна была закончиться катастрофой! Но неожиданно Булли и Лина стали… друзьями! Вместе они разгадывают тайны и обожают приключения! Очередное приключение ждет наших друзей. Какую же тайну они узнают? И получится ли у них спасти своих друзей?

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1.

2824327 detailШкольная жизнь серьезная и очень насыщенная. Сколько узнаешь нового и интересного! Уроки, контрольные, сочинения, домашние задания. Сколько появляется у тебя друзей-товарищей! А походы в театр, в музей, в планетарий, на выставки!.. Школьная жизнь еще и очень веселая! Когда одноклассники собираются вместе, всегда вспоминают смешные и забавные случаи. Только и слышно «А помните…» «А как мы тогда…» В книге самые смешные истории про школу.

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е. Айпина, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Сингапайской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки.

Рассказ ирины антоновой экспериментФигурное катание — невероятно красивый и невероятно конкурентный вид спорта. Ежегодно десятки тысяч детей приходят в секции, но лишь единицы добираются до вершин. Какой путь должен пройти юный фигурист и его родители? Как дети из небольших городов попадают в столичные клубы? От чего зависит успех — от работы с именитыми тренерами или от характера самого спортсмена? Какова цена золотых медалей?

Все о современном фигурном катании глазами родителей Александры, тренеров, самой спортсменки. 

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой библиотеки «Наследие», Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова.

Рассказ ирины антоновой экспериментМальчик Яша — обыкновенный ребёнок. Любит везде залезать, бегать и рисовать на обоях. Хочет, чтобы завели домашнее животное, но ухаживать за ним будет мама. А что? Нормальный здоровый мальчик. И родители у него тоже совершенно нормальные: хотят, чтобы их малыш не бегал, не рисовал, не лазил, все время мыл руки и съедал за обедом первое, второе, третье и компот… Про эту правильную семью Э. Успенский написал несколько правдивых историй.

Эта книга есть в фонде: Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Лемпинской поселенческой библиотеки имени Е. Айпина, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Салымской поселенческой библиотеки № 2, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 2, Сингапайской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки.

 100023269741b0  Иметь друзей — просто замечательно! С друзьями можно такого напридумывать! И пойти куда-то, и поговорить обо всем на свете, и подурачиться, и чем-то поделиться, правда? Друзья — это большая ценность и большое счастье. И в этой книге поговорим о том, как найти друзей, как самому быть хорошим другом и как отличить настоящую дружбу от ненастоящей.

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Сингапайской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки.

2826841 detailНикого не шокирует шестиглазый инопланетянин, прогуливающийся по заднему двору голливудской киностудии Universal, ведь все туристы думают, что он —  часть шоу. Так настоящий пришелец Бадди получает роль в популярном телешоу, где играет (конечно же) пришельца. В одночасье Бадди становится звездой: сталкивается с толпами фанатов, ездит в гламурных лимузинах и даже появляется на красной ковровой дорожке. Но сможет ли он сохранить свою тайную личность, постоянно находясь в центре внимания?

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Сентябрьской поселенческой библиотеки №1, Сингапайской поселенческой библиотеки, Усть-Юганской поселенческой библиотеки.

2615986 detailХомс и Хватсон — правда, эти имена кое-кого вам напоминают? Все верно, это детективы, почти такие же знаменитые, как мистер Холмс и доктор Ватсон. Впрочем, вряд ли английским сыщикам приходилось распутывать такие сложные дела, как Хомсу и Хватсону, ведь они работают в условиях повышенной сложности — в лесу! Анализировать логику лесных преступников — это не тайну пляшущих человечков разгадывать. Попробуйте сами угадать, что скрывает зависшее над лесом мрачное зеленое облако!

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Сентябрьской поселенческой библиотеки, Сингапайской поселенческой библиотеки, Усть-Юганской поселенческой библиотеки.

Рассказ ирины антоновой экспериментСерия «Радуга для друга» включает лучшие произведения Михаила Самарского, которые обязательно покорят сердца читателей любого возраста.

Сколько на небе звезд, сколько на деревьях листьев, сколько песчинок в мире и капелек дождя, столько и историй любви, и каждая — неповторима.

Андрей влюбился в Настю, и та полюбила его в ответ. Но Свете, подруге Насти, теперь придется нелегко, ведь она тоже неравнодушна к Андрею. Пройдя через много испытаний, требуя взаимности, Света поймет: нельзя насильно влюбить в себя человека, но можно найти того, кто искренне полюбит тебя… Нужно только внимательно смотреть.

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Сентябрьской поселенческой библиотеки № 1, Сингапайской поселенческой библиотеки, Усть-Юганской поселенческой библиотеки.

Рассказ ирины антоновой экспериментЮные Повелители драконов ликуют! Король Роланд возьмет их вместе с драконами на праздник в соседнее королевство. Но Дрейку и его подруге Рори придется остаться в замке. И кто бы мог подумать, что, как только они остались одни, на замок напал темный могущественный волшебник! Он хочет поработить драконов и уничтожить королевство. Смогут ли ребята в одиночку справиться с Малдредом?

Идеально для первого самостоятельного чтения.

Эта книга есть в фонде: Пойковской поселенческой детской библиотеки «Радость», Каркатеевской поселенческой модельной библиотеки, Куть-Яхской поселенческой библиотеки, Обь-Юганской поселенческой библиотеки, Салымской поселенческой модельной библиотеки имени А. С. Тарханова, Сингапайской поселенческой библиотеки, Усть-Юганской поселенческой библиотеки, Чеускинской поселенческой библиотеки.

Еще статьи…

  1. Брэльер, Макс. Последние подростки на Земле : руководство по выживанию : [6+] / Макс Брэльер и Дуглас Холгейт ; перевод с английского Анастасия Иванова ; [иллюстрации Дугласа Холгейта]. — Москва : АСТ, 2020. — 188, [3] с. : ил.

  2. Петрова, Ася. А у нашей кошки есть бабушка? : [интересные истории для первого чтения] : [0+] / Ася Петрова ; иллюстрации Дианы Дементьевой. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 59 с. : цв. ил. ; 17 см. — (Расчитайки).

  3. Остер, Григорий Бенционович. Робинзон и 13 жадностей : [повесть] : [12+] / Григорий Остер ; рисунки дяди Коли Воронцова. — Москва : АСТ : Малыш, 2018. — 206, [1] с. : ил. ; 22 см. — (Любимые писатели — детям).

  4. Бекичева, Юлия. Лучшие загадки и задачки на эрудицию. [ 12+] / Юлия Бекичева. — Москва : АСТ, 2020. — 268, [3] с. : ил. ; 21 см. — (Самая нужная книга для каждого)

  5. Астахов, Павел Алексеевич. Детям о праве : дорога; улица; семья; школа; отдых; магазин; государство. [0+] / Павел Астахов ; художники: Л. П. Лазарева [и др.]. — 12-е издание, переработанное и дополненное. — Москва : Эксмо, 2020. — 608 с. : цв. ил. ; 22 см

  6. Кин, Кэролайн. Расследование на вечеринке у бассейна : [6+] / Кэролайн Кин ; иллюстрации Питер Фрэнсис ; перевод с английского — Москва : АСТ, 2020. — 107, [2] с. : ил. ; 22 см. — (Нэнси Дрю) (Книга улик Нэнси Дрю).

  7. Озорнина, Алла Георгиевна. Тайна древнего амулета : повесть : [12+] / Алла Озорнина ; художник Д. Лапшина. — Москва : АСТ : Малыш, 2020. — 214, [4] с. : ил. ; 21 см. — (Страшилки).

  8. Увековеченные герои детской литературы

  9. Медоус, Дейзи. Большая книга волшебных историй из Леса Дружбы : 6 историй. [6+] / Дейзи Медоус ; перевод с английского. — Москва : Эксмо : Эксмодетство, 2020. — 333, [3] с. : цв. ил. (Лес Дружбы. Волшебные истории о зверятах)

  10. Спрингер Нэнси. Энола Холмс и Леди с Лампой : [повесть]. Книга 5 / [12+] /Нэнси Спрингер ; [перевод с английского / художник А. Вайнер]. — Москва : Эксмо : Эксмодетство, 2019. — 253, [1] с.

  • Рассказ история болезни о чем рассказ
  • Рассказ ионыч написан в каком году
  • Рассказ или сочинение рассуждение мое слово обращение людям будущего
  • Рассказ интересный для девочки 8 лет
  • Рассказ илья муромец и святогор