Рассказы об осенних превращениях леса, когда на моховых болотах рассыпана по кочкам румяная клюква, на лесных полянах краснеют гроздья рябины, воздух чист и прозрачен, а многие птицы готовятся к перелету…
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
к оглавлению ↑
Улетают журавли
В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.
Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.
Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
к оглавлению ↑
У лесного озера
Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озером солнце.
На яркий, осыпанный росинками-алмазами расписной ковёр похожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросшими вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.
Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; перепорхнёт, сядет долбить дерево дятел.
Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.
В таёжных глухих лесах каждую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жёсткой сосновой хвоей.
Ходит по гальке глухарь, выбирает крепкие камешки. Не шелохнётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осеннее солнце.
к оглавлению ↑
Беляк
Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает.
Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь…
Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется беляку, это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушонок — тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.
Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека: кругом всё жёлтое, золотое, а порточки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк.
Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.
Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.
Зароется он в снежный сугроб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.
к оглавлению ↑
Ёж
Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.
Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.
Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.
Никто не найдёт его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.
к оглавлению ↑
Белки
В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.
В развилине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи.
Поздней осенью переменят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки.
В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.
Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шустрая белка.
к оглавлению ↑
Медведи
Вечером вышла медведица с медвежонком на лесную полянку, увидела муравьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.
А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-муравьед, добывал муравьиные яйца. Услыхал он медведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.
Подошла медведица к муравьиной куче, стала разгребать лапой кучу. Раскопала её и высунула длинный красный язык.
Облепят муравьи медвежий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит муравьёв. Смотрит на медведицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.
Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зиму, накопить побольше жиру, нужно устраивать тёплую берлогу.
Поздней осенью заберутся медведи в свои берлоги, будут спать до весны, до весеннего тёплого солнышка.
к оглавлению ↑
Рысь
Вечером, после охоты, вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зубах краснобрового тетерева-косача.
Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно скачет под ними чуткая рысь.
Слышит рысь, как падают с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистит в лесной чащобе рябчик и попискивают шустрые синички, как перепорхнул, уселся на сухом дереве дятел.
Всё видит, всё слышит рысь в глухом лесу.
И лето и зиму скитаются по лесу, ищут добычу чуткие рыси. То поймают неосторожного зайчишку- беляка, то схватят белку или подкрадутся к задремавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть осторожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь, умеет забираться на высокие густые деревья.
к оглавлению ↑
Осенний вечер
Быстро наступает вечер в глухом лесу.
Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели.
Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.
Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел —• желна. Он звонко долбит сухое дерево.
Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.
Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червяков.
Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.
Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.
(Илл. Никольского Г.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6»
Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Конспект ООД «Развитие речи»
Тема: «Рассказывание по опорным картинкам «Осень»»
старшей группы комбинированной направленности № 6 «Ромашка»
Выполнил: воспитатель
Медведева А.С.
2020 г.
Тема: Рассказывание по опорным картинкам «Осень».
Цель: Дети умеют подбирать глаголы к существительному, в правильном согласовании прилагательных с существительными; умеют составлять рассказ по опорным картинкам по предлагаемому образцу; совершенствуется диалогическая и монологическая речь; закреплены знания об осени и осенних признаках.
Образовательная среда: доска с магнитами, «размытое письмо», картинки по содержанию рассказа, бумажные «осенние листочки» — по количеству детей.
Виды детской деятельности:
-коммуникативная (отгадывание загадки, составление рассказа);
-игровая (сюрпризный момент, дидактические игры: «Какой? Какая? Какие?», «Что делает? Что делают», «Размытое письмо», физ.минутка «Осенние листья»).
Характер взаимодействия: ситуативно-деловой.
Ход деятельности:
Потребностно – мотивационно — целевой этап:
Загадка про осень. Рассказывает ребёнок (домашнее задание)
Практический этап:
— Сегодня мы поговорим об осенней поре.
1. Дидактическая игра «Что делает? Что делают?» с мячом.
—Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос:
— листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.
— птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают.
-урожай осенью с огорода (что делают?) – урожай осенью убирают.
-деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду).
Что мы надеваем осенью на улицу? (куртку, штаны, сапоги)
2. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?».
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
3. Дидактическая игра «Размытое письмо».
Ребята я составила для вас рассказ, но осенний дождик размыл некоторые строчки и вам придется самим догадаться, о чем там было написано.
Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла … (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели … (разноцветный наряд). … (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик … (моросит) и заставляет прятаться … (по домам). Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
(Картинки сделать на выделенные слова).
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, взять листочки и поиграть с ними.
Или
Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть).
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу).
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть).
И снова закружились, полетели
И на стульчики присели (садятся на стульчики).
4. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей. Воспитатель по ходу чтения рассказа выкладывает картинки.
Или
Воспитатель рассказывает второй раз рассказ, дети подбирают картинки.
-А сейчас, мы поиграем, к моему рассказу надо будет подобрать картинки в правильной последовательности, слушайте внимательно.
Воспитатель говорит предложение, после которого просит ребёнка прикрепить на доску магнитом картинку соответствующую этому предложению
5. Дети пересказывают.
Дети пересказывают рассказ, с опорой на картинки.
— А сейчас вы будете рассказывать рассказ по картинкам.
Например, Лиза начинает рассказывать рассказ, но как только я хлопну, вы поднимете одну руку, а Лиза, перестаёт рассказывать и выбирает, хлопает по ладошке того, кто продолжит рассказ.
Результативный этап:
— О каком времени года говорили?
— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад).
Или
Вы большие молодцы, очень хорошо справились со всеми заданиями,
предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет», я буду читать стихотворение по строчке и если вы согласны, если «да», то будете хлопать, если «нет» — топать.
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Занятие 10.
Тема: Осень в гости к нам пришла.
Пересказ рассказа «Как звери готовятся к зиме» В.Бианки
Цель: развивать связную речь детей, активизировать
словарный запас по теме «Осень».
Задачи:
-обогащать активный словарь детей по теме «Осень», учить
отвечать на вопросы полным предложением;
— учить подбирать прилагательные к заданному
существительному;
— учить составлять рассказ по картинке, используя опорные
картинки – символы с эпизодами;
— воспитывать любовь к природе.
Интеграция: ОО – речевая, познавательная.
Словарная работа: ранняя осень, поздняя осень, листопад,
характеристики погоды.
Оборудование: картинки с изображением животных
для пересказа, иллюстрации по теме осень.
Ход занятия:
Воспитатель:
Читает стихотворение Натальи Антоновой «Осень»
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то ниже небеса,
Ярче запылали кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
-Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.
Воспитатель: Какое время года описывает
автор в этом стихотворении?
Осень очень красивое время года, которым
все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так
называют?
— Какие осенние месяцы вы знаете?
— А какой сейчас месяц?
— Какие изменения происходят с приходом осени? Что еще меняется в природе?
(Птицы улетают в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные
начинают готовиться к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто
льет дождь и т. д., листопад)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам
предлагаю поиграть в игру
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Осень в гости к нам пришла и с собою
принесли…
Что? Скажите наугад! Ну конечно… (листопад)
Сапоги надеть нам нужно: От дождя у дома… (лужа)
И сапожки, и ботинки бережет Алеша,
Надевает в дождь и слякоть осенью…(галоши)
И осенью зеленый весь.
Стоит густой, сосновый…(лес)
Чтобы было нам тепло,
Носим осенью…(пальто)
Мы у рыжих листьев потихоньку спросим:
-Кто же вас раскрасил? Отвечают: — … (Осень!)
Летом от жары спасает легонькая шляпка,
Осенью нас согревает вязаная… (шапка)
Есть у туч осенних серых свой сердитый вождь,
Целый день пускает стрелы — серебристый… (дождь)
Воспитатель: Вот и следующая игра «Игра
ДА или НЕТ»
— Я буду задавать вам вопросы, вы должны
ответить «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? Ну а
птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все
собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Солнце светит очень
жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Воспитатель : Ребята вы, наверное, устали,
я вам предлагаю сделать зарядку и отдохнуть
Физминутка «Листочки».
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину.
Кто изображен на картине?
Что делают животные?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам
прослушать рассказ «Как животные к зиме готовятся» В. Бианки. Слушайте
внимательно.
Воспитатель читает рассказ «Как животные к зиме готовятся» В. Бианки.
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Кто мог, улетел от голода и холода на
крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи
впрок.
Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли
себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землей —
спальня и несколько кладовых.
Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.
Белкина сушильня.
Белка отвела под кладовую одно из своих
круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собирает грибы — маслят и берёзовики. Их она насаживает на
обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям
деревьев, и подкрепляться сушёными грибами.
Прячутся.
Холодно становится, холодно! В пруду вода
мёрзнет.
Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.
Голодно становится, голодно!
Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись
бабочки, мухи, комары.
Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.
Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой
глубине его, где потеплее.
Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.
Мороз не велик, а зевать не велит — как
грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?
— О чем говорится в
произведение?
— Как звери готовятся к
зиме?
— Кто из зверей делает
запасы?
— Кто из обитателей
леса впадает в спячку?
Воспитатель: Давайте расскажем, как животные
готовятся к зиме. Предлагаю вам выбрать картинки животных, о ком бы вы хотели
рассказать.
А теперь послушаем еще раз рассказ В. Бианки –
повторное чтение.
Дети по очереди пересказывают рассказ, используя картинки.
Воспитатель: вот и подошло наше занятие к
концу. Вы все большие молодцы.
Что вам больше всего понравилось на занятии?