Рассказ или стихотворение про осень

Рассказы об осенних превращениях леса, когда на моховых болотах рассыпана по кочкам румяная клюква, на лесных полянах краснеют гроздья рябины,

Рассказы об осенних превращениях леса, когда на моховых болотах рассыпана по кочкам румя­ная клюква, на лесных полянах краснеют гроздья рябины, воздух чист и прозрачен, а многие птицы готовятся к перелету…

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые под­осиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румя­ная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправ­ляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие жу­равли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.к оглавлению ↑

Улетают журавли

В золотые осенние дни собира­лись к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собрав­шись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шум­ные города высоко в небе летели жу­равли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чут­кие журавли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Чуть брезжит над рекой, над лес­ными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли подни­маются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, жу­равли! До радостной встречи вес­ною!

к оглавлению ↑

У лесного озера

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озе­ром солнце.

На яркий, осыпанный росинка­ми-алмазами расписной ковёр по­хожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросши­ми вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.

Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; пе­репорхнёт, сядет долбить дерево дятел.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.

В таёжных глухих лесах каж­дую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глуха­ри колючей и жёсткой сосновой хвоей.

Ходит по гальке глухарь, выби­рает крепкие камешки. Не шелох­нётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осен­нее солнце.

к оглавлению ↑

Беляк

Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слу­шает.

Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хит­рая лисица, или схватит голод­ный волк, или спрыгнет с дере­ва и загрызёт быстрая рысь…

Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется бе­ляку, это идут злые волки. Прыг­нет из-под ног лягушонок — то­же страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрач­ные дни. Где ни ляжет, ни спря­чется, его видно издалека: кру­гом всё жёлтое, золотое, а пор­точки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит роб­кий беляк.

Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.

Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

Зароется он в снежный суг­роб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни бы­страя рысь.

к оглавлению ↑

Ёж

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, че­рез лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.

Осенью у ежей мало до­бычи. Попрятались в зем­лю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

В ясные осенние дни го­товит себе хлопотливый тру­женик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лес­ной мох — стелет зимнюю постель.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бе­гать по лесу, ловить червей и жуков.

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный суг­роб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдёт его ло­гова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зи­му проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

к оглавлению ↑

Белки

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут про­ворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спу­скаются на землю собирать грибы.

В развилине елового сучка белки развесили су­шить красноголовый под­осиновик, тонконогие ма­ленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отбор­ные, вкусные орехи.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Поздней осенью пере­менят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки.

В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах белки вос­питывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых моро­зов и холодных ветров.

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шу­страя белка.

к оглавлению ↑

Медведи

Вечером вышла медве­дица с медвежонком на лес­ную полянку, увидела му­равьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.

А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-му­равьед, добывал муравьи­ные яйца. Услыхал он мед­ведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.

Подошла медведица к муравьиной куче, стала раз­гребать лапой кучу. Раско­пала её и высунула длин­ный красный язык.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Облепят муравьи медве­жий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит му­равьёв. Смотрит на медве­дицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.

Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зи­му, накопить побольше жи­ру, нужно устраивать тёп­лую берлогу.

Поздней осенью забе­рутся медведи в свои бер­логи, будут спать до весны, до весеннего тёплого сол­нышка.

к оглавлению ↑

Рысь

Вечером, после охоты, вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зу­бах краснобрового тетере­ва-косача.

Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно ска­чет под ними чуткая рысь.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Слышит рысь, как пада­ют с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистит в лесной чащобе рябчик и попискивают шу­стрые синички, как пере­порхнул, уселся на сухом дереве дятел.

Всё видит, всё слышит рысь в глухом лесу.

И лето и зиму скитают­ся по лесу, ищут добычу чуткие рыси. То поймают неосторожного зайчишку- беляка, то схватят белку или подкрадутся к задре­мавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть ос­торожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь, умеет заби­раться на высокие густые деревья.

к оглавлению ↑

Осенний вечер

Быстро наступает вечер в глу­хом лесу.

Тёмные тени лежат под де­ревьями. Недвижно высятся ста­рые сосны, чернеют густые разла­пые ели.

Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Скрылось за деревьями вечер­нее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел —• желна. Он звонко долбит сухое де­рево.

Далеко слышен в вечернем ти­хом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.

Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и чер­вяков.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова зай­чишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчиш­ке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.

(Илл. Никольского Г.)

image_pdfimage_print

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6»

Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Конспект ООД «Развитие речи»

Тема: «Рассказывание по опорным картинкам «Осень»»

старшей группы комбинированной направленности № 6 «Ромашка»

                                                                                              Выполнил: воспитатель  

           Медведева А.С.

2020 г.

Тема: Рассказывание по опорным картинкам «Осень».

Цель: Дети умеют подбирать глаголы к существительному, в правильном согласовании прилагательных с существительными; умеют составлять рассказ по опорным картинкам по предлагаемому образцу; совершенствуется диалогическая и монологическая речь; закреплены знания об осени и осенних признаках.

Образовательная среда: доска с магнитами, «размытое письмо», картинки по содержанию рассказа, бумажные «осенние листочки» — по количеству детей.

Виды детской деятельности:

-коммуникативная (отгадывание загадки, составление рассказа);

-игровая (сюрпризный момент, дидактические игры: «Какой? Какая? Какие?», «Что делает? Что делают», «Размытое письмо», физ.минутка «Осенние листья»).

Характер взаимодействия: ситуативно-деловой.

Ход деятельности:

Потребностно – мотивационно — целевой этап:

Загадка про осень. Рассказывает ребёнок (домашнее задание)

Практический этап:

— Сегодня мы поговорим об осенней поре.

1. Дидактическая игра «Что делает? Что делают?» с мячом.

Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос:

— листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.

— птицы осенью (что делают?) —  Птицы осенью улетают.

-урожай осенью с огорода (что делают?)  – урожай осенью убирают.

-деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду).

Что мы надеваем осенью на улицу? (куртку, штаны, сапоги)

2. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?».

Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

3. Дидактическая игра «Размытое письмо».

Ребята я составила для вас рассказ, но осенний дождик размыл некоторые строчки и вам придется самим догадаться, о чем там было написано.

Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла … (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели … (разноцветный наряд). … (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик … (моросит) и заставляет прятаться … (по домам). Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

(Картинки сделать на выделенные слова).

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, взять листочки и поиграть с ними.

Или  

Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.

Физкультминутка «Осенние листья»  

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (присесть).

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели (присесть.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (легкий бег по кругу).

Закружились, полетели

И на землю тихо сели (присесть).

И снова закружились, полетели

И на стульчики  присели (садятся на стульчики).

4.  Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей. Воспитатель по ходу чтения рассказа выкладывает картинки.

Или

Воспитатель рассказывает второй раз рассказ, дети подбирают картинки.

-А сейчас, мы поиграем, к моему рассказу надо будет подобрать картинки в правильной последовательности, слушайте внимательно.

Воспитатель говорит предложение, после которого просит ребёнка прикрепить на доску магнитом картинку соответствующую этому предложению

5. Дети пересказывают.

Дети пересказывают рассказ, с опорой на картинки.

— А сейчас вы будете рассказывать рассказ по картинкам.

Например, Лиза начинает рассказывать рассказ, но как  только  я хлопну, вы поднимете одну руку, а  Лиза, перестаёт рассказывать и выбирает, хлопает по ладошке того, кто продолжит рассказ.

Результативный этап:

— О каком времени года говорили?

— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад).

Или

Вы большие молодцы, очень хорошо справились со всеми заданиями,

предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет», я буду читать стихотворение  по строчке и если вы согласны, если «да», то будете хлопать, если «нет» — топать.

Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Занятие 10.

Тема: Осень в гости к нам пришла.
Пересказ  рассказа «Как звери готовятся к зиме» В.Бианки

Цель:  развивать связную речь детей, активизировать
словарный запас по теме «Осень».

Задачи:

-обогащать активный словарь детей по теме «Осень», учить
отвечать на вопросы полным предложением;

— учить подбирать прилагательные к заданному
 существительному;

— учить составлять рассказ по картинке, используя опорные
картинки – символы с эпизодами;

— воспитывать любовь к природе.

Интеграция: ОО – речевая, познавательная.

Словарная работа:  ранняя осень, поздняя осень,  листопад,
характеристики погоды.

Оборудование:  картинки с изображением животных 
для пересказа, иллюстрации по теме  осень.

Ход занятия:

Воспитатель:
Читает стихотворение Натальи Антоновой «Осень»

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то ниже небеса,
Ярче запылали кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
 -Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.

Воспитатель: Какое время года описывает
автор в этом стихотворении?

Осень очень красивое время года, которым
все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так
называют?
— Какие осенние месяцы вы знаете?
— А какой сейчас месяц?
— Какие изменения происходят с приходом осени? Что еще меняется в природе?
(Птицы улетают в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные
начинают готовиться к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто
льет дождь и т. д., листопад)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам
предлагаю поиграть в игру

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Осень в гости к нам пришла и с собою
принесли…
Что? Скажите наугад! Ну конечно… (листопад)
Сапоги надеть нам нужно: От дождя у дома… (лужа)
И сапожки, и ботинки бережет Алеша,
Надевает в дождь и слякоть осенью…(галоши)
И осенью зеленый весь.
Стоит густой, сосновый…(лес)
Чтобы было нам тепло,
Носим осенью…(пальто)
Мы у рыжих листьев потихоньку спросим:
-Кто же вас раскрасил? Отвечают: — … (Осень!)
Летом от жары спасает легонькая шляпка,
Осенью нас согревает вязаная… (шапка)
Есть у туч осенних серых  свой сердитый вождь,
Целый день пускает стрелы — серебристый… (дождь)

Воспитатель: Вот и следующая игра «Игра
ДА или НЕТ»

— Я буду задавать вам  вопросы, вы должны
ответить  «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? Ну а
птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все
собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Солнце светит очень
жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Воспитатель : Ребята вы, наверное, устали,
я вам предлагаю сделать зарядку и отдохнуть
Физминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Воспитатель предлагает рассмотреть картину.
Кто изображен на картине?
Что делают животные?

Описание: https://sun1-47.userapi.com/c831108/v831108492/1a9610/yNTx-xCHQuM.jpg

Воспитатель: А сейчас я  предлагаю вам
прослушать рассказ «Как животные к зиме готовятся» В. Бианки. Слушайте
внимательно.

Воспитатель читает рассказ «Как животные к зиме готовятся» В. Бианки.   

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кто мог, улетел от голода и холода на
крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи
впрок.
Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли
себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землей —
спальня и несколько кладовых.
Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.

Белкина сушильня.

Белка отвела под кладовую одно из своих
круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собирает грибы — маслят и берёзовики. Их она насаживает на
обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям
деревьев, и подкрепляться сушёными грибами.

Прячутся.

Холодно становится, холодно! В пруду вода
мёрзнет.
Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.
Голодно становится, голодно!
Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись
бабочки, мухи, комары.
Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.
Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой
глубине его, где потеплее.
Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.

Мороз не велик, а зевать не велит — как
грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?

— О чем говорится в
произведение?

— Как звери готовятся к
зиме?

— Кто из зверей делает
запасы?

— Кто из обитателей
леса впадает в спячку?

Воспитатель: Давайте расскажем, как животные
готовятся к зиме. Предлагаю вам выбрать картинки животных, о ком бы вы хотели
рассказать.

А теперь послушаем еще раз рассказ В. Бианки –
повторное чтение.


Дети по очереди пересказывают рассказ, используя картинки.

ᐈ Мышка фото, фотографии мышь | скачать на Depositphotos®  Беличий тайник под капотом автомобиля | AMSRUS  Лягушка, конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой  Исследование: летучие мыши живут с коронавирусами уже миллионы лет — Российская газета

Гуляющий барсук | Барсук, Животные, Беж        Как уничтожить муравьев на участке: несколько действенных способов     Раскраски Речные рыбы - распечатать в формате А4

Воспитатель: вот и подошло наше занятие к
концу. Вы все большие молодцы.
Что вам больше всего понравилось на занятии?

  • Рассказ ильина рождественское письмо
  • Рассказ известный многим народам фразеологизм
  • Рассказ из тьмы веков
  • Рассказ изобретатель пришвин читательский дневник
  • Рассказ из цикла звездочка