Рассказ или басня льва николаевича толстого

Слайд 1российская федерация министерство образования и науки амурской области государственное профессиональное образовательное автономное учреждение амурской области амурский педагогический колледж гпоау

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК 02.07 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Специальность: 44. 02.01 Дошкольное образование Преподаватель психолого – педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна Выразительное чтение и анализ произведений Льва Николаевича Толстого для детей (практический урок)

Слайд 2

Содержание Чтение (пересказ) произведений Л.Н. Толстого. Исполнительский анализ произведений Л.Н. Толстого . Литературоведческий анализ произведений Л.Н. Толстого. Драматизация отрывков из произведений Л.Н . Толстого / разыгрывание театрализованных этюдов.

Слайд 3

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Саша был трус”. Вопросы и задания к рассказу — О ком говорится в рассказе? — Чего испугался Саша? — Почему Саша влез в шкаф? — Сколько Саше придется сидеть в шкафу? -Как называют людей, которые всего боятся? -Кого вы видите на картине? — Какими качествами наделены другие дети изображённые на картине? — Чему учит этот рассказ? — Что можно пожелать Саше?

Слайд 4

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Котёнок” (1875) История создания. Жанр и направление. Смысл названия. Композиция. Суть : о чём рассказ? Главные герои и их характеристика. Темы. Проблемы. Основная идея. Чему учит? Художественные особенности. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа.

Слайд 5

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Акула» Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция текста. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа .

Слайд 6

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” ( 1880) Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция произведения. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Выводы по тексту. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 7

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Пожарные собаки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 8

Анализ рассказа по плану Жанр. История создания. Тематика и проблематика. Композиция. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка ). Главные герои рассказа и их характеристика. Литературные приёмы. Конфликт произведения. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ » Филипок». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Филипок” ( 1875)

Слайд 9

Выразительное чтение и анализ рассказа (были) Л.Н . Толстого “Корова” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль рассказа. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Анализ рассказа Л.Н. Толстого по плану

Слайд 10

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ сказки Л.Н . Толстого “ Белка и волк” Анализ сказки по плану Жанр . Главные герои сказки и их характеристика. Мораль и главная мысль сказки. Анализ. Главная мысль. Чему учит сказка. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания сказки .

Слайд 11

Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Отец и сыновья” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Краткий анализ текста. Главные герои и сюжет басни. Пословицы и поговорки, которые подходят для о писания текста. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 12

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Два товарища ” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого « Два товарища ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 13

Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет рассказа. Краткое содержание рассказа. Основная идея произведения. Анализ рассказа. Мораль рассказа Толстого «Старый дед и внучек ». Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек”

Слайд 14

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Лгун ” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 15

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “ Дуб и орешник ” ( 1875) , разыгрывание театрализованного этюда Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 16

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Девочка и грибы” Анализ рассказа по плану Жанр. Главные герои рассказа и их характеристика. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 17

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ б асни Л.Н . Толстого “Кот и мыши” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания б асни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 18

Анализ басни по плану Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Собака и ее тень ” Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни.

Слайд 19

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Свадьба” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 20

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Зайцы и Лягушки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям для анализа содержания басни .

Слайд 21

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Царь и лягушки” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 22

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Старик и Смерть ” Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого «Старик и Смерть ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы для анализа содержания басни.

Слайд 23

Домашнее задание В портфолио по предмету поместить: п ортрет Л.Н. Толстого (лист формата А4); п еречень произведений для детей Л.Н. Толстого по всем возрастным группам из «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 6-е изд., доп. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 368с.»; образец литературоведческого анализа произведения Л.Н. Толстого, конспект занятия с подробным перечнем вопросов по содержанию произведения/ вопросы и задания к произведению (лист формата А4, поля верхние/нижние – 2 см, левое – 3 см, правое – 1см, шрифт -12).

Слайд 24

Источники Арденс. Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого / Н.Н. Арденс. – М.: Пушкин. Дом, 1962 г. – 678 с. Бурсов Б.И. Идейные искания и творческий метод Л.Н. Толстого / Б.И. Бурсов. – М.: ГИХЛ, 1960 г. – 408 с . Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. / С. П. Бычков. – М.: ГИХЛ, 1954 г. — 480 с. Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000 г. — С. 45 — 46. Зондель М. А. Семантико-стилистические особенности детских рассказов Л. Н. Толстого /М. А. Зондель // Проблемы языка и стиля. Л. Н. Толстой: респ. сб. ст. – Тула, 1977 г.- С. 105 — 111.

Слайд 25

Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого / Г. Н. Ищук. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1972 г. — 273 с. Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук – М.: Книга, 1984 г. — 191 с. Каштанова И. А. «Детские рассказы» Л. Н. Толстого / И. А. Каштанова //Народное образование. — 1963. -№ 9. — С. 93 — 95 . Лощинин Н. П. Л. Н. Толстой – великий русский писатель / Н. П. Лощинин. – Тула: Областное книжное изд-во, 1953 г. — 63 с. Тюриков И. П. Л. Н. Толстой о специфике детского восприятия художественной литературы / И. П. Тюриков // Проблемы детской литературы: межвуз. сб. – Петрозаводск, 1989 г — С. 5 – 13. Хрестоматия для младшей группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020.

Слайд 26

Хрестоматия для средней группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для старшей группы детского сада. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020 . Хрестоматия для подготовительной группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 лет. – 3-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3 – 4 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 – 5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6 – 7 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018

Слайд 27

Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам » Навигации» почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя… URL: http: //nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна

На чтение 8 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Анализ басни «Лев и Мышь»

Структурно басня «Лев и Мышь» представляет собой единое целое, но по смысловой нагрузке ее можно разделить на две части. Первая говорит о мудрости и доброте сильного льва, который отпустил на волю пойманную мышь, несмотря на то, что не поверил в ее возможную последующую помощь. Вторая – повествует о том, как слабая мышь спасает царя всех зверей, перегрызая веревку, которой тот был связан.

Мудрость Льва обернулась ему добрым исходом, спасшим жизнь. Однако в реальности чаще всего подобные «Цари» поступают совсем иначе: гнобят и пренебрегают низшими по должности или званию, пользуясь своим силовым (должностным) превосходством. И вопреки различным несправедливым догмам, те самые мелкие «Мыши» по истечение времени становятся самыми нужными и важными людьми, от которых зависит не только «честь мундира» и достоинство, но порой и жизнь.

Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая постель.

Он созывает к себе бояр, волков и медведей, т.е. собрался совещательный орган.

К нему обращена речь Льва. Он говорит о том, что постель ему стала слишком жестка,

…«Так как бы, не тягча ни бедных, ни богатых,

Мне шерсти пособрать».

Итак, Лев предупредил (специально — старик знал, что в таких случаях происходило) своих бояр: не тягчить ни бедных, ни богатых. Всего вероятнее, после этого следовало ожидать, что пушистые и косматые произведут нечто вроде «складчины», — к тому же много ли старику нужно на матрац.

Не тут-то было. Мы забыли, где мы находимся, забыли о всеподавляющей системе и ее добродетелях — жадности, скаредности и сутяжничестве. О власти «жирных», как сказал бы Маяковский. Это не конец, продолжение ниже.

Читайте также:  Игры со строительным материалом. Старшая группа картотека (старшая группа) на тему

Полезный материал по теме

  • Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни

Своя рука владыка… И вот что ответили и вот что сделали бояре:

«Кто станет для тебя жалеть своей

Не только шерсти — кожи…»

Какая готовность пожертвовать все! Но вельможи продолжают. Они говорят, что у них есть много зверей, с которых они наберут шерсти.

«От этого их не убудет;

Напротив, им же легче будет».

Речь поистине удивительна: басня позволила вести рассказ на уровне типического. Грабь ограбленного. Ему же будет легче. Бери шерсть с тех, на ком ее нет. Какая страшная логика. Самое потрясающее в ней — ее правдивость. Потрясает в ней глубокое понимание Крыловым, великим писателем-социологом, крепостнической системы государственного управления. И тотчас выполнен совет премудрый сей. А что наш старый, справедливый, добрый Лев? Лев? Что Лев! Он

Не нахвалится усердием друзей…

«Но в чем же то они усердие явили?» — спрашивает Крылов и дает точный, фотографически точный ответ. Тем, что дочиста обрили зверей, а сами, хотя и были вдвое богаче шерстью, не поступились ни волоском, а даже поживились из дани — запаслись себе на зиму тюфяком. .

Можно добавить, что к Крылову никто из русских писателей уже ничего в этом смысле не добавил и не мог добавить. Не только Гоголь, но и Герцен, но и всеведающий Щедрин. И уже сейчас, в порядке предварительного вывода, можно сказать, что этому же, то есть выявлению законов системы, служит у поэта и поиск доброго царя, доброго Льва. «Ищите, где он добр» — для Крылова не многозначность характера, не борение страстей, в котором пафос пробивается через все препоны и утверждает себя как пафос, как характер, — нет. Проблема «доброго Льва» — проблема выявления сущности системы путем выключения главного члена ее.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —

О том, как Лев прогнал маленькую Мышь из владений, но горько пожалел об этом, оказавшись в ловушке, поведает басня «Лев и Мышь» Крылова.

Герои басни Толстого

  • мышь – полезная, хоть и небольшая
  • лев – оказался в трудной ситуации
  • охотники – опасность

<glav>Другие Басни этого автора</glav>← Лев и Лягушка↑ Басни ТолстогоЛев, Медведь и Лисица →

Русская сказка

Сказка Льва Толстого «Лев и мышь»

Одно удовольствие читать сказки Льва Толстого о животных. Он подмечает их повадки и невольно начинает идти сравнение их характеров с человеческими.

О чём пишет автор

Лев мирно спал, а Мышь возомнила себя слишком смелой и решила пробежаться по могучему телу зверя. Как такое мог стерпеть царь зверей?! Конечно, Лев легко поймал проказницу. Мышь испугалась, но включила всю свою находчивость, сказав, что за доброе дело она добром когда-нибудь отплатит Льву, лишь бы он её отпустил. Льву стало смешно от обещания маленькой мышки помочь ему, могучему Льву. Хищник выполнил просьбу Мыши.

Читайте также:  Цель, правила и разновидности веселой подвижной игры “Медведь и пчелы”

Случилось охотникам поймать того самого Льва, нашли они подходящее дерево и привязали к нему пойманного зверя. Лев заревел на весь лес так, что Мышь услыхала и поняла, что её знакомый хищник попал в беду. Прибежав к дереву, она перегрызла верёвку и напомнила о том разговоре, когда она пообещала доброе дело сделать для Льва, а он тогда не принял это всерьёз. Добро может совершать каждый, было бы желание.

Что автор хотел сказать детям

Видно, что текст сказки рассчитан на детей. Они поймут содержание произведения без подсказки. Но в книге сказок Льва Николаевича много таких повествований, которые будут понятны малышам. Но у них ещё мало жизненного опыта. По этой причине, необходимо читать такие сказки вместе, чтобы взрослые вовремя подсказали, что делать добро гораздо приятнее, чем совершать злые поступки. Самое главное в человеческой жизни – помогать друг другу, чаще всего взаимопомощь без корысти всегда достойна похвалы и уважения. Даже слабый человек сможет помочь сильному, подсказав дельный совет, оказать в нужный момент поддержку тому, кто в ней будет нуждаться. Лев посмеялся над Мышью, он думал, что никогда ему, сильному и грозному царю зверей, не поможет маленькая мышка, потому что она слишком слаба. Реальность доказала хищнику, что ситуации могут быть разными, и пренебрегать помощью даже слабой мыши никогда не стоит. Надо отдать должное тому, что Мышь из сказки может держать своё обещание. Другая бы на её месте убежала бы без оглядки, вырвавшись из лап Льва, так далеко, чтобы никогда не попадаться ему на глаза. Но ведь не случайно говорят, что «долг платежом красен». Если пообещал помочь – помоги, иначе твоё слово ничего не будет стоить, станет просто пустым обещанием. Никого не стоит недооценивать, иногда может пригодиться тот человек, о котором даже и не думал, как о герое или помощнике.

Об авторе

Толстой – очень мудрый писатель. Замечательно то, что он пытался передать свою мудрость детям. Сейчас главное – умело воспользоваться этими мудрыми советами.

Читайте рассказ сказку русского писателя Льва Николаевича Толстого «Лев и мышь» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

Басня Лев и Мышь читать

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Мораль басни Лев и Мышь:

Мораль басни дана в заключительной части. Баснописец напоминает: воздержись от плевка в колодец, впоследствии придется из него пить. Лев прогнал бедную Мышь, но она могла разорвать острыми зубами сети, в которые он угодил. Льва погубила гордость и надменность. Сильные мира сего недооценивают простых людей, но их дар и талант может оказаться полезным в самую неожиданную минуту. Баснописец указывает: совершающим злые поступки, зло обязательно вернется.

Басня Толстого «Лев и Мышь» – часть глубокой и извечной темы о равенстве, угнетении превосходства над слабыми и борьбе за истинную справедливость в социальном мире.

Лев Толстой, легендарный российский писатель, а также философ. Свету были представлены множество его произведений, которые стали известны всему миру. Кроме крупных тем писатель занимался написанием небольших детских рассказов. Толстой писал их для ребятишек, чтобы они росли добрыми, отзывчивыми и приходили на помощь окружающим людям. Литературный сайт полностью проанализировал популярный детский рассказ «Котенок» Льва Николаевича. Можно ознакомиться с историей , жанрами и направлениями и самое главное, основной мыслью рассказа.

 Как повесть вышла в свет

Лев Толстой еще в 1859 году открыл школьные учреждения для ребятишек в деревне с названием Ясная Поляна и других ближайших местах. Цель писателя была в создании собственной учебной системы, которую он хотел пропагандировать в открывающихся учебных заведениях. Он урезал уже имеющиеся школьные программы и сменил педагогический подход. Толстой издал свой первый журнал в 1862 г. Выходил журнал в свет примерно около года. В нем было целых два выпуска номеров. Они получили название « О школе» и « Детские книжки».  В объявлениях Лев Николаевич подробно описал, о чем будет идти речь в его журналах. Он считал, что наука несет огромное преимущество и почему важно знать азбуку с детства. Чуть позднее им были созданы две книги – « Азбука», «Новая Азбука». Они содержали множество басен и поучительных сказок, написанные самим автором.
«Котенок» нашел свое начало в 1875 году. Он входил в « Новую азбуку», которую потом переиздали и стали рекомендовать для изучения школьной программы по чтению.

Жанр рассказа

Этот рассказ предназначен для детей. Он нравоучителен, прост и доступен каждому ребенку. Толстой создавал рассказ на основе реализма с целью разработки собственной концепции по духовности. С помощью «Котенка» он хотел, чтобы людям было проще понять дар, который несет в себе литература.

В рассказе речь идет о крошечном беззащитном создании, которое нуждается в заботе и внимании. На этом писатель делает акцент. Смысл названия в том, что именно котенок стал причиной появления этой истории.

Тем более это название действует на ребенка притягательным образом, ему захочется открыть рассказ и прочитать его весь.

Композиция

Она носит линейный характер, в сюжете нет моментов возвращения в прошлую жизнь. Рассказ плавно идет от одного фрагмента в другой. Разделяется он на несколько частей.

В первой части будет повествование о главных героях, о их дружбе, как они нашли котенка. Идет рассказ о том, как они играли с ним и заботились о нем. Во второй части котенка ожидает опасность, чуть позже становится понятно, кто по настоящему готов помочь котенку и пойдет ради него на риск. Третья часть расскажет о благополучном исходе событий. Котенок будет спасен. И в заключении ребята собираются и обдумывают, какие действия предпринять на будущее, чтобы котенок смог избежать опасности.

Суть истории

Брат и сестра, Вася и Катя — главные герои. У них когда-то жила кошка, но потом она исчезла. Расстроенные дети долго занимались поисками кошки, но так и не смогли ее отыскать. Один раз, играя у старого амбара, они услышали мяуканье. Вася залез на крышу старого здания и увидел там кошку с пятью маленькими котятами. Они решили оставить себе одно из котят с белыми лапами. Остальных отдали соседям, а дети стали играть с котенком и заботится о нем. Однажды чуть не произошел роковой случай. Дети взяли котенка погулять и стали рвать траву, совсем забыв о нем. Вдруг они услышали крик, собачий лай и увидели охотника с собаками. Псы бежали на котенка, они хотели разорвать его, а тот даже не пытался от них сбежать. В итоге Катя испугалась и убежала, а Вася смело полез наперерез собакам и спас котенка от гибели. После этой опасной истории ребята решили всегда следить за котенком и больше никогда не оставляли его одного.

Главные герои рассказа это брат и сестра. Про Васю можно сказать, что он отважный мальчик, который готов был рискнуть собственной жизнью во имя спасения котенка. Он закрыл его собственным телом, не боясь, что острые зубы собак могут разорвать его в клочья.
Катя внимательна и заботлива по отношению к маленькому питомцу, но трусость ее подвела. В самый ответственный момент, когда ее любимому котенку угрожала жизнь, она просто сбежала.

Так же в повести есть и другие герои. Это охотник и мать детей.

Тематика

Разберем весь рассказ, учитывая важные моменты.

  •   В рассказе описано взаимоотношение людей и домашнего животного. Основная мысль рассказа — гуманное отношение к слабому существу, которое нуждается в поддержке. Толстой показывает насколько трогательной и верной  возможна дружба между питомцем и детьми. Он хорошо описал их сплоченную жизнь, показал любовь и заботу детей к котенку.
  •  Одной из важных тем, которых затронул автор, это, конечно же, мужество. Читая рассказ, мы сталкиваемся с разным отношением к маленькому питомцу. Дети среагировали по-разному, услышав крики охотника. Вася побежал спасать любимого котенка, а Катя же напротив испугалась и убежала. Девочка дала слабину и не смогла побороть трусость, мальчик же напротив показал чудеса отваги. Это говорит о многом, значит, в будущей жизни он вырастет отважным и будет всегда готов защитить свою семью.

О проблемах

В рассказе показана проблема нравственного характера, о воспитании детей. Такие важные черты, как милосердие и отзывчивость к другим, это важнейшая черта человеческого характера.  С юности важно прививать детям хорошие манеры, чтобы ребенок вырос ответственным, добрым и мужественным человеком. В рассказе родителям мальчика удалось привить эти важные черты, а маленькой героине только придется этому научиться.

Основная мысль

Толстой с помощью детского рассказа полностью показал читателям, что дети должны с раннего детства взаимодействовать с животными, защищать, ухаживать и проявлять к ним доброту. А самое главное научится не бояться опасности и всегда прийти на выручку к маленькому другу. Лев Толстой так же на примере пушистого героя пытался донести о необходимости оказывать помощь всем близким людям. Это и есть смысл рассказа.

Чему научил рассказ

С раннего детства дети должны быть гуманные по отношению к животным. В рассказе ребятишки проявили настоящую заботу о братьях меньших. Катя сбегала за молоком для маленьких котят, а мальчик повел себя, как настоящий герой, бросившись на защиту своему другу. Учитесь жертвовать чем-то ради родных. Это и есть мораль.

Особенности

«Котенок» написан доступным языком, потому что предназначен для чтения детям. Толстой не акцентирует свое внимание на описании внешности детей, для него важна их глубинная суть. Текст написан легко, чтобы ребенок смог быстро усвоить тему рассказа и понять ее основную мысль.

В повести практически отсутствуют диалоги, сюжет состоит из действий. Описание событий происходит честно, живо и правдоподобно. В рассказе хорошо описаны поступки главных героев. Автор проигнорировал стилистическую суть, потому что главная цель не приукрашивание текста, а его внутренняя сущность.

Так же в повести Толстой использовал тропы для придания выразительности. Например, котята пищали «тоненькими голосами» или такое олицетворение, как «шевеление ветра» соломой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Дохни́ на меня, хоть винца понюхаю… Ф.Толстой во время епитимьи

*

— Говорят, что ты, Алексей Петрович,
иногда-таки хитришь? — спросил Александр
I
талантливейшего русского военачальника, соратника Суворова и Кутузова, героя
войны 1812 года генерала Ермолова.

— Вашего веку человек, государь, — ответил
генерал.

*

Однажды
Фёдор Иваныч так всех достал своими шулерскими выходками, что его отправили с
глаз долой — с посольством в Японию. На шлюпе под командованием капитана
Крузенштерна. Но, по вине крайне безнравственного поведения Толстого на
корабле, начальник экспедиции камергер Резанов, известный нам по рок-опере
«Юнона и Авось», высадил проштрафившегося и провинившегося пассажира в районе
Камчатки (1804). Откуда тот по гряде Алеутских островов, далее через канадское
побережье (о-ва Ка́дьяк, Ситха), — с его же не совсем правдоподобных рассказов,
— перебрался на Аляску. За что и был прозван Американцем.

Толстой
пробыл некоторое время в русской Америке. Объездил от скуки Алеутские острова.
Посетил дикие племена Тлинкитов — Колошей (от слова «колюжка» — кость-украшение
в нижней губе), с которыми ходил на охоту. И возвратился через Петропавловский
порт сухим путём в Россию. Татуированный с головы до ног. Воплощая
свойственную, общую толстовскому роду «дикость», по словам двоюродного
племянника Американца — Льва Николаевича, — после смерти дяди ещё долгое время
поддерживавшего отношения с его вдовой и дочерью.

Вообще родовое
древо графов Толстых напоминает знаменитый дуб из «Войны и мира». И чем удалённее
простирались ветви от ствола, тем беднее становились семьи, мельче их поместья.

Семья
нашего героя владела имением в Кологривском уезде Костромской губернии. Отец,
Иван Андреевич, вышел в отставку генерал-майором, зажил помещиком. Избирался
предводителем кологривского дворянства. Женился он на девице из рода Майковых,
у них родились семеро детей: три мальчика и четыре девочки. Сын Фёдор появился
на свет 17 февраля 1782 года.

«Дома
он одевался по-алеутски, и стены его были увешаны оружием и орудиями дикарей,
обитающих по соседству с нашими Американскими колониями… Толстой рассказывал,
что Колоши предлагали ему быть их царём», — писал критик и сослуживец Американца
Фаддей Булгарин.

Остался
бы и царём, добавлю я, с него станется — не он первый. Тому имеются достоверные
сведения (естествоиспытатель Тилезиус). К примеру, на кокосовых островах Южного
полушария вполне себе прилично, — по туземным понятиям, — жили не тужили беглые
англичане и французы. Да не позволил тяжёлый нрав — граф Толстой был человеком
неуёмным и непоседливым, если не сказать преступным. Да и выбросили его с судна
не в тёплых Южных широтах.

К тому
же и царём предложили стать лишь по странному стечению обстоятельств. Почему-то
раздумав зажарить и попросту слопать «благовоспитанную особу» — благородного пленника.

В
небольшом городке Северо-западного побережья, куда по крайне голодной нужде
забрёл Федор Иванович, владельцу местной газетёнки пришла в голову идея
устроить денежный конкурс на самый короткий рассказ. В котором обязательно
должны были присутствовать все признаки литературного произведения: вступление,
развитие событий, кульминация, эпилог и назидательный смысл между строк, не
иначе!

Первое
место занял следующий рассказ Фёдора Толстого, ставший популярным анекдотом: «“Закурим!”
— сказал Джон, садясь на бочку с порохом. Покойнику было 40 лет».

Но… Шутки
в сторону — дело-то серьёзное: высадиться на неизвестном острове. С минимумом
провианта, «на шаг от пропасти» под наблюдением спрятавшихся за ближайшими кустами
дикарей. В придачу с корабельным проказником-орангутангом. Насчёт которого ещё
долгие годы хвостом увивались за хозяином сомнительные истории нешуточного
свойства… Правда, не те, что Вы подумали, уважаемые и просвещённые читатели. Американец
«всего лишь» съел своего человекообразного друга. Хотя и это выдумка, со слов
старого знакомца Толстого — князя П. Вяземского.

Впоследствии
дочь Фёдора Ивановича (единственная из 12-ти рождённых детей достигшая зрелого
возраста), Прасковья Перфильева, влиятельная московская барыня, в память
орангутангу своего отца также постоянно держала при себе небольшую обезьянку. Вот
тебе, студент-психолог, и тема будущей диссертации: «Благообразность
человеческого поведения под влиянием дружбы с приматами на отчаянном примере гвардии
поручика Преображенского полка Фёдра Толстого-Американца».

Отчаяние
своё он в полной мере проявил в войне со шведами при взятии Барклаем-де-Толли
Вестерботнии (1808). И далее при выступлении армии обратно в Петербург. Успев
два раза посостязаться на дуэли — для себя успешно, в отличие от соперников. И
всё то ли из-за ревности к чухонке. То ли (что более правдиво) ввиду нелицеприятного
поведения за бостонным столом, банкуя в гальбе-цвельфе. За что по праву был арестован
и разжалован в солдаты.

Но
Американец не был бы Американцем, ежели в 1812-м не возвернул назад чины и
ордена. Вплоть до Георгия IV
степени! С безумной храбростью воюя ратником в московском ополчении. Лицом к
лицу встретив француза под Бородином уже в звании полковника.

Куда не достанет меч законов, туда достанет
бич сатиры

Ссора Фёдора
Иваныча с Пушкиным произошла, по одному мнению, из-за нечестной игры шулера-Американца.
После Отечественной войны вышедшего в отставку «героем и интересным человеком» и
занявшего видное место в московском светском обществе, — рассказывал мемуарист
С. Л. Толстой (сын Льва Николаевича).

Дамы,
шурша нарядами, неустанно бегали за ним. Однако поведение его не изменилось к
лучшему: он развёл ещё более широкую карточную игру. И опять у него были дуэли —
много!

По
другому мнению (Лернер) ссоре послужило обидевшее Пушкина письмо Толстого к его
товарищу А. Шаховскому.

Пушкин
был злопамятен на «царапины, нанесённые ему с умыслом» (Вяземский). И, почитая
мщение одной из первых христианских добродетелей, «закидал издали Толстого
журнальной грязью», — по словам самого Александра Сергеевича. Взбешённого
неимоверно, до «уголовного обвинения», выходящего за пределы поэзии: злым, тяжеловесным
толстовским пасквилем на «Чушкина»-Пушкина. Что вполне соответствовало
характеру своевольного Американца. Не чтившего и не признававшего авторитетов.

Есть ещё
соображение, почему Пушкин затеял тяжбу. Дескать, Американец
распустил слух, будто в ходе обыска у поэта, по приказу императора Александра I, осерчавшего
на гения, герой Отечественной войны Милорадович, серб по происхождению, высек А.С.!
Что было совершенно несправедливо — великодушный Милорадович не только не высек
поэта, но и склонен был простить ему написание оды «Вольность».

Однако
внутреннее положение государства требовало принятия мер — и Пушкин
отправился в Кишинёв, где и заболел гнилой горячкой. Правда, «великим шарлатаном»
Пушкин всё-таки Американца нарёк — в «арзрумских тетрадях» (1830). Сравнивая с Толстым
«проконсула Кавказа», как на древнеримский лад, — с лёгкой руки великого князя
Константина Павловича, — величали современники генерала А. П. Ермолова. Находившегося
в Грузии. В опале.

Ранее
же, не зная источника клеветы про Милорадовича, Пушкин был совершенно потрясён,
считая себя бесповоротно опозоренным, а жизнь свою — уничтоженной. Не видя, на
что решиться: покончить ли с собой или убить самого императора как косвенного
виновника сплетни (о, как это по-пушкински!) — он бросился к Чаадаеву. Здесь
нашёл успокоение: Чаадаев доказал ему, что человек, которому предстоит незаурядное,
великое поприще, должен презирать клевету и быть выше своих нечестивых гонителей.

Ссора
эта длилась несколько лет (с 1820), что А.С. изобразил впоследствии в повести «Выстрел».

Пушкин
неистовствовал, то бичуя «картёжного вора» эпиграммами. То исключая-вымарывая
стихи про Толстого из сочинений («Кавказский пленник», «К Чаадаеву»), высокомерно
не желая «повторять пощёчины». То намереваясь выставить Толстого «во всём
блеске» в 4-й главе Онегина. В конце концов, по возвращении из ссылки в столицу
(1826), поручил своему другу «Фальстафу» Соболевскому вызвать обидчика на дуэль.
(К счастью, Толстой в то время не был в Москве.) И… вскоре помирился с
Американцем.

«Почему
Толстой пошёл на примирение? Не потому, конечно, что боялся быть убитым или
раненым. Может быть потому, что дуэль с Пушкиным угрожала ему разрывом с
людьми, дружбою которых он особенно дорожил, — с Вяземским и Жуковским» (С. Л.
Толстой
, 1926).

В 1829
году Фёдор Иванович даже сватал Пушкина к Гончаровой. Правда, в тот раз
неудачно, но это уже другая история, хотя…

Вот бы
Дантесу, господа, хоть каплю, толику того благородства, что проявил Американец!
Толстой не был жесток по натуре, — продолжает биограф: — его жестокость
проявлялась лишь под влиянием страсти или гнева. И у него бывали порывы
великодушия.

Посему переставший
исправлять «ошибки фортуны» — сиречь жульничать — Зарецкий, «некогда буян», прототипом
которому был Фёдор Иванович, появился не в 4-й, а в 6-й главе «Онегина». Когда великий
игрок-бретёр с величайшим поэтом-бретёром были уже дружны. Оба вспыльчивы, бешеного
темперамента. Но умевшие сохранить хладнокровие в решающую смертельную минуту.
Два насмешника, острых на язык. Оба — Пушкин и Толстой — потомки славных, но
обедневших семейств.

Упитые вином, мы жаждем одного тебя

«Ведь
это какая отчаянная башка, надо знать! Картёжник, дуэлист, соблазнитель; но
гусар душа, уже истинно душа!» — изображал Л. Н. Толстой графа Турбина в «Двух
гусарах», подразумевая Американца.

Вообще
же, был Фёдор Иваныч «добрым приятелем своих друзей» (Жуковский). И приятели
охотно давали ему поручения, причём важные: денежные, земельные, юридические,
заёмные. Которые он исполнял толково, исправно и добросовестно. При этом все
его возмутительные проделки скрашивались необыкновенной привлекательностью. Каким-то
наивным и непосредственным эгоизмом и его гипнотической способностью заставлять
людей любоваться им и даже любить его.

Сам же
Толстой-Американец очень дорожил дружбой — «Надёжный друг, помещик мирный, и даже
честный человек» (Пушкин). Что видно из его не очень многочисленных, разборчивых
и без помарок, правда, «фантастической орфографии» (на предмет нелепостей и
ошибок) писем. Заполненных «ходячими сплетнями», тоской по бурной молодости и,
бывало, нецензурщинкой…

«Я живу
в совершенной скуке, грусти и пьянстве… Одна дочь Сарра как будто золотит моё
несносное существование; третий месяц или три месяца жена не оставляет
болезненное ложе своё, родив мне третьего мёртвого сына. Следовательно, надежда
жить в наследнике похоронена с последним новорожденным. Скорбь тебе
неизвестная, но верь, любезный друг, что весьма чувствительная» (из письма к В.
Ф. Гагарину
).

Перелом
в жизни — в сторону остепенения — произошёл к сорока годам. Вместе с отвыканием
от вина, «пьяноления», как он выражался. К сожалению, отказом-отвыканием временным
— не помогла тому и епитимья.

Не прекратил
также вести крупную карточную игру. Однако перестал играть недобросовестно. Покуда
если бы продолжил шильничать-передёргивать в Английском клубе, членом которого состоял,
Толстого оттуда исключили бы, выперли с позором.

Одновременно
к концу жизни стал он ханжески богомольным, по словам дочери Л. Н. Толстого М.
Каменской
.

Сам Лев
Николаевич утверждал, что Американец был богомолен и суеверен потому только,
что его мучили угрызения совести: Федя каялся, молился и клал земные поклоны,
стараясь искупить преступления своей молодости и свои жестокие поступки.
Впрочем, он был, как говорится, «добрый малый, для друга готов был на всё,
охотно помогал приятелям, но не советовал играть с ним в карты, говоря
откровенно, что в игре, как в сраженьи, он не знает ни друга, ни брата…» (Булгарин).

И под итогом нуль пиши…

Вот
некоторые о нём отклики:

Обжор, властитель, друг и бог!
Вяземский

*

…разгадывал характер и игру человека, по
лицу узнавал, к каким мастям или картям он прикупает, а сам был тут для всех
загадкой, владея физиономией по произволу. Такими стратагемами он разил своих
картёжных совместников.
Булгарин

*

Человек без всяких правил и не чтущий ни бога,
ни власти, от него поставленной. Сей развращённый молодой человек производит
всякий день ссоры, оскорбляет всех, беспрестанно сквернословит и ругает меня
беспощадно.
Н. П. Резанов

*

Природа на голове его круто завила густые
чёрные волосы; глаза его, вероятно от жары и пыли покрасневшие, показались
налитыми кровью; почти же меланхолический взгляд его и самый тихий говор его
настращённым моим товарищам казался смутным.
Вигель

*

Толстой молчит! — неужто пьян? Неужто вновь закуролесил? Денис Давыдов

*

Командуя баталионом, Толстой отличною своею
храбростью поощрял своих подчинённых, когда же при атаке неприятеля на наш
редут ранен Ладожского полка шеф полковник Савоини, то вступя в командование
полка, бросался неоднократно с оным в штыки и тем содействовал в истреблении
неприятельских колонн, причём ранен пулею в ногу.

Раевский — Кутузову

*

Он был не
глуп; и мой Евгений, не уважая сердца в нём, любил и дух его суждений, и
здравый толк о том о сём…
Пушкин

*

Он буйствовал, дрался, обыгрывал, уродовал людей,
разорял семейства лет 20 сряду…
А. И. Герцен

*

Помню его прекрасное лицо: бронзовое,
бритое, с густыми бакенбардами до углов рта и такие же белые и курчавые волосы.
Лев
Толстой

*

Человек как человек, пожилой, курчавый, с
проседью, лицо красное, большие умные глаза, разговаривает, шутит.
М. Ф.
Каменская

*

Как сильный человек, Фёдор Иванович
действовал обаятельно на некоторых своих современников, например, на Булгарина.
С. Л.
Толстой

*

На днях познакомился я с Толстым,
Американцем. Очень занимательный человек. Смотрит добряком, и всякий, кто не
слыхал про него, ошибётся.
Боратынский

*

Умён он был как демон и удивительно
красноречив. Он любил софизмы и парадоксы, с ним трудно было спорить.
Ф.
Булгарин

*

Представитель школы безнравственности, развратитель
многих московских юношей того времени.
Граббе

*

Немногие умные и даровитые люди провели так
бурно, бесполезно, порой преступно свою жизнь, как провёл её Американец
Толстой.
А. Стахович

*

Мне лично были известны только хорошие
качества. Всё остальное было ведомо только по преданию, и у меня всегда к нему
лежало сердце…
Жуковский

*

Видел я свата нашего Толстого; дочь у него
также почти сумасшедшая, живёт в мечтательном мире, окружённая видениями,
переводит с греческого Анакреона и лечится омеопатически.
Пушкин
— о дочери Толстого Сарре, кот. вскоре умерла.

*

Его жизнь может служить живой иллюстрацией
того зла, которое причинял самодержавно-крепостной строй не только угнетаемым,
но и угнетателям…
С. Л. Толстой

*

— Граф,
вы передёргиваете, — сказал ему кто-то, играя с ним в карты, — я с вами больше
не играю.

— Да, я
передёргиваю, — резко ответил Фёдор Иванович, — но не люблю, когда мне это
говорят. Продолжайте играть, а то я размозжу вам голову этим шандалом!

И его
партнёр продолжал играть и… проигрывать. Ведь «только дураки играют на
счастье», — закончу я этот небольшой очерк словами Американца. Выходки и либертинская
бравада которого, конечно же, внесли определённый вклад в становление круга настоящих
свободолюбцев — потенциальных «декабристов».

Похоже,
что в роду с сильной кровью поток может следовать своим нормальным руслом на
протяжении нескольких поколений. А потом вдруг выйти из берегов или
низвергнуться водопадом — кто ж знал, что сын Ивана и Анны из костромской глуши
окажется самым необузданным человеком Российской Империи!

Необыкновенные
приключения Фёдора Толстого привлекали всеобщий интерес до конца его феноменальной
жизни, но… С течением времени воспоминания Американца понемногу начинали
путаться, пополняя череду невероятностей.

Когда в
1842 году газеты были полны сообщениями о трениях между британцами и французами
в Южном Пасифике, старый граф не без гордости заметил, что у него есть
основания предполагать, что нынешняя королева Таити Помаре — его дочь. В
действительности же экспедиция Крузенштерна никогда не проходила мимо Таити.

Фёдор
Иваныч, рассказывая о сибирских похождениях молодости, частенько вспоминал встреченного
им в пути старика, давно уже сосланного «на Севера». Утешавшего горе своё
сивухой и балалайкой. Дребезжащим, но выразительным голосом поющего куплеты,
обливаясь пьяными гремучими слезами. Вкладывая в это русское «Авось» всю силу народного
раздолья, воли, долготерпенья и собственно толстовских дикости и абсурда:

Не тужи, не плачь, детинка,

В нос попала кофеинка,

Авось проглочу!!!

1782—1846

Конспект открытого урока литературного чтения УМК «Школа России
провела Шемякина Любовь Петровна, учитель начальных классов МОУ «Сосновская школа»

Тема урока: Отношение к людям старшего поколения в рассказе Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Цель: Создать условия для осознания детей, что семья – это самое ценное для человека, а сплочённость семьи – это фундамент благополучия.

 продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).

— формировать умение выделять главное.

 воспитывать чувства уважения к пожилым людям, родителям.

Формируемые УУД.

— относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, басня, загадка, песенка, скороговорка, рассказ.

— прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личную рефлексию.

— преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн.

— принимать участие в работе группы, сотрудничать друг с другом, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.

— оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

фронтальная, индивидуальная, групповая.

учебник по литературному чтению, 2 класс 1 часть (составители: Климанова Л.Ф., Голованова М.В.), Интерактивная доска, ноутбук, презентация на тему урока (электронный ресурс)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок

— Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко.

— Какое оно?

А давайте мы с ним немного поиграем.

— Скажите, а у вас хорошее настроение?

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и подбросим солнышко – пусть оно посмотрит сверху, как мы будем работать на уроке. (На доску вывешивается солнышко)

Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке литературного чтения?

Начните свой ответ с этих слов:

Сегодня на уроке мне хотелось бы… (Слайд 2)

Чтобы у нас всё получилось на уроке, что нам необходимо?

Мы, ребята, настроились на серьёзную работу

Пусть у нас всё получится.

Каждый урок литературного чтения — это новая встреча с кем или с чем? Продолжите…

Сегодняшний урок не исключение.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя:

— Прочитать интересный рассказ

— Получить много знаний

— Очутиться в какой-то чудесной стране

Вспоминают правила работы на уроке:

— слушать учителя,

стараться

быть внимательными,

не перебивать учителя, товарища.

Продолжают фразу, предложенную учителем:

«Каждый урок литературного чтения — это новая встреча…

— с новыми героями

— с новыми произведениями

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Личностные: внутренняя позиция школьника, настрой на положительные эмоции

Регулятивные: умение высказывать своё предположение о предстоящей учебной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные: знание правил поведения на уроке

II. Актуализация знаний

Речевая разминка

Ребята, у каждого из вас есть на рабочем столе своя скороговорка. Я даю всего полминутки, чтобы вы отработали её чтение и прочитали чётко понятно и быстро с различными интонациями: радости, удивления, сердито, весело.

Все читают хором.

Закончили. Тишина.

У кого звук р?

Назови, кто будет говорить дальше.

— Какой звук?

Прочитай с интонацией

Восхищения

Радости

Грусти

Прочитай сердито.

С вопросительной интонацией.

Прочитайте

эти скороговорки по-японски.

— Молодцы.

После такой разминки, мы должны с вами говорить четко и внятно, чтобы было всем понятно.

Ребята, а вы знаете, кто это?

(Слайд 3)

Давайте проверим.

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он писал произведения для детей, поэтому вы и знаете имя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями мы уже знакомились в этом году

— Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?

— Чем же он ещё известен?

— Значит он кто?

Чтение хором

Чтение скороговорок с различной интонацией. Выбор товарища, который будет читать следующую скороговорку.

— Л.Н. Толстой

Ответы обучающихся:

— Он организовал школу, написал «Азбуку»

— Учитель

Регулятивные: уметь различать способ чтения, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выполнять действие анализа

Коммуникативные: уметь слушать друг друга, работать в коллективе

III. Выявление места затруднения, постановка темы урока

— А вот какое произведение будем читать, узнаете, выполнив следующее задание. (Слайд 4) прочитайте названия четырёх произведений и найдите лишнее произведение. Обоснуйте свой ответ ( Старый дед и внучек, Стрекоза и Муравей, Сказка о рыбаке и рыбке, У страха глаза велики.)

— Назовите тему нашего урока?

— В этом рассказе, о ком речь пойдёт?

— Какие у вас отношения с родными пожилыми людьми?

— Какими они должны быть?

— Какова цель нашего урока?

Дети читают названия произведений, делают выбор произведения, делают обоснование своего выбора.

Определяют тему урока и ставят цель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого. «Старый дед и внучек».

Цель урока: определить, какие отношения должны быть в семье, в которой есть пожилые люди.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;

Познавательные: выполнять действие анализа

IV. Открытие нового знания

А сейчас мы с вами прочитаем ещё раз название произведения Л.Н. Толстого

«Старый дед и внучек»

(Слайд 6)

— Ребята, вам все слова знакомы?

— Что можно предположить по названию?

— Что с ними может произойти?

Давайте посмотрим иллюстрацию к данному произведению (Слайд 7)

— Что можно уточнить?

— Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?

— Это современный дом?

Мы с вами выяснили, кто будут героями нашего произведения.

Мы предположили, какие события могут с ними происходить

— А как мы можем проверить?

Откроем 110 страницу учебника и найдём произведение, которое носит наше название. Лев Николаевич жил и творил около 200 лет назад

В тексте вам могут встретиться такие слова, значение которых нам нужно с вами уточнить.

— Посмотрите в тексте, есть выделенные слова, значение которых мы должны уточнить?

-Как они выделяются?

С некоторыми словами я вас познакомлю.

— Кто может уточнить значение 1 –го слова (Слайд 8)

Невестка – это …

— В каком источнике мы узнаём значение слов?

Я вам на слайде покажу статью из этого словаря (Слайд 9)

Невестка – это жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к родным её мужа.

А вот ещё одно слово, давайте прочитаем (Слайд 10)

Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды

Слаживать – сладить, хорошо устроить —

мастерить

Выразите своё отношение к ряду утверждений по правилу: «Согласен – Не согласен» (Слайд 11):

Дети заботятся только о папе и маме.

Мамы и папы заботятся только о своих детях.

В семье все должны заботиться друг о друге.

Вывод:

— Какая тема объединяет эти утверждения?

Мы почти готовы прочитать рассказ.

Читают название произведения.

Предположения детей:

— Речь пойдёт о дедушке и о внуке

— Чудесная история

— Что-нибудь они сделали вместе

— Что-то случилось

— Попали в какую-то странную страну

— Жалость к дедушке

— Они были бедные

— Нет. Это русская изба.

— Прочитать произведение

— Нет.

— Слова выделяются голубым и розовым цветом.

Высказывают предположения

— Из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова.

Дети читают.

Индивидуально выполняют задание

— Семья.

— И о том, что все должны заботиться в семье друг о друге.

Регулятивные: прогнозирование: содержания произведения по заголовку и иллюстрации к тексту.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Познавательные: умение оценивать ситуации, умение анализировать информацию, отражать свои мысли

Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание

Познавательные: уметь анализировать и делать вывод.

Коммуникативные: уметь полно и грамотно формировать высказывание

Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью и задачами учебной деятельности

Личностные: проявлять познавательную инициативу, уметь решать возникающую проблему. Познавательные: учиться искать информацию из разных источников. Коммуникативные: уметь формулировать высказывание, обосновывать собственные позиции.

V. Физкультминутка

Давайте мы с вами сейчас встанем и проведём физкультминутку.

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте.

И друг другу, если сможем,

Мы всегда во всём поможем.

Маме дружно помогаем –

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки,

Со стола смахнём мы крошки,

Потрясём половики,

Чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули,

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки

И дождались тишины.

Выполняют движения согласно инструкции

Личностные: оценивать важность здорового образа жизни, снятие усталости.

VI. Этап первичного чтения текста

Давайте послушаем произведение.

Я вернусь к нашей иллюстрации, чтобы она нам помогала.

Чтение текста …

Ребята, закройте ладошкой конец текста.

Вы можете предположить, чем закончилась эта история?

Проверьте свои предположения, зачитайте концовку.

У — У истории счастливый конец, теперь мы можем успокоиться и немножко вздохнуть с облегчением.

Высказывают свои предположения

Личностные:   умение читать вслух

Коммуникативные: умение  участвовать в диалоге,

умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: уметь прогнозировать, чем закончиться история

VII. Проверка первичного восприятия

— Какие чувства вызвал рассказ?

— Сколько героев в этом произведении?

Перечислите этих героев.

Отвечают на вопросы:

— Грустный рассказ

— Обидно за дедушку и т.д. 

VIII. Вторичное чтение текста и его анализ

А сейчас прочитаем текст по цепочке.

Пожалуйста, внимательно следите и думайте, на какие две смысловые части можно разделить данный текст?

— На сколько частей можно разделить текст?

Прочитайте первую часть текста (читает сильный ученик)

Найдите в тексте описание деда и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

— Что случилось во время обеда за печкой?

-А почему дед уронил и разбил чашку?

— Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

— Правильно ли поступила невестка? Почему? Что можно сказать о характере деда?

— Найдите слова, которые доказывают эту смиренность, покорность?
— Прочитаем вслух вторую смысловую часть текста по ролям.

— Кто может определить тему текста?

— Какова тема текста?
— Какова главная мысль произведения? Докажите.

— Зачем Миша делал лохань?

— Кто подал Мише дурной пример?

— Прочитай, почему родители Миши заплакали?

 Как после этой истории стали относиться к дедушке?

— Это, какой текст?

-А как мы называем поучительный текст?
— Докажите, что это произведение относится к жанру басни.
— Чему научила нас басня Толстого?

Чтение текста по цепочке.

Выборочное чтение.

Отвечают на вопросы.

О семье, в которой живёт старый больной человек

— Поучительный

— Басня

— Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, в котором есть поучение

— Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Познавательные: овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, находить ответы на вопросы в тексте

Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные: уметь грамотно строить речевые высказывания.

IХ. Этап

проверки вторичного восприятия (творческая работа)

Мне хочется узнать ваше личное отношение к главным героям:

По группам составьте синквейн

1 группа о дедушке

2 группа о внуке

Зачитать.

— Ребята, Лев Николаевич, как вы сказали, был не только замечательным великим русским писателем, но и педагогом.

В своих произведениях он внимательным читателям уроки даёт.

— Какой урок Лев Николаевич всем нам дал, и большим и малым?

Давайте прочитаем на слайде, какой же урок даёт нам Толстой?

(Слайд 12)

Вот вы прочитали всё то, что Лев Николаевич Толстой написал нам между строк, он ведь прямо нам не сказал об этом.

Вы молодцы, поняли весь глубокий смысл этого произведения.

Работа в группе: дети распределяют выполнение задания (одни подбирают прилагательные, другие глаголы). Составляют синквейн, зачитывают.

Уважать старших, и заботиться о них.

Дети зачитывают на слайде: « Как ты будешь относиться к своим родителям, так и дети будут относиться к тебе».

Познавательные: уметь структурировать знание, уметь осознанно строить письменное речевое высказывание, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять синквейн Коммуникативные: эффективно сотрудничать со всеми участниками группы, аргументировать свою позицию, контролировать действия партнёра.

Личностные: высказывают своё отношение к героям произведения, выражают свои эмоции, осознание ответственности за выполнение учебного действия.

Х. Домашнее задание Инструктаж по заданию

— А кому бы вы посоветовали бы прочитать эту басню?

Вам задание на дом на карточке. Вы должны обосновать свой ответ, начиная его со слов:

Я советую прочитать басню Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» потому, что …

Ответы детей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

ХI. Рефлексия

Давайте мы с вами подведём итог урока.

— Над какой темой мы сегодня работали на уроке.

— Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Закончите предложение:

Сегодня на уроке у меня получилось (Слайд 13)

Отлично, я рада, что вы усвоили сегодняшний урок. Я думаю, что вы не будите совершать таких ошибок, будете уважать и ухаживать за своими родителями. Молодцы, я довольна вашей работой, солнышко тоже улыбается вам.

Продолжите фразу: «На следующем уроке я хотел бы над этим произведением поработать так:…

Дети отвечают на вопросы.

Называют виды деятельности:

— Поиграть в журналистов

Пересказывать

Работать в группе, в паре.

Составлять синквейн.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивать собственную деятельность на уроке

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний, оценивают усваиваемое содержание.

  • Рассказ из скороговорок короткий
  • Рассказ изумруд о чем рассказ
  • Рассказ или стих про осень 2 класс придумать
  • Рассказ из записок охотника тургенева свидание
  • Рассказ из пословиц и поговорок по литературе