Рассказ игорь робинзон вкратце

Черный с., рассказ игорь-робинзон жанр: рассказы о детяхглавные герои рассказа игорь-робинзон и их характеристикаигорь. маленький мальчик. добрый, шалун, проказник, фантазер.


Черный С., рассказ «Игорь-Робинзон»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Игорь-Робинзон» и их характеристика

  1. Игорь. Маленький мальчик. Добрый, шалун, проказник, фантазер. Находчивый и смелый. Сумел спастись на необитаемом острове
  2. Цезарь. Умный пудель.
  3. Жибер. Садовник, бельгиец.
  4. Настя. Кухарка.

План пересказа рассказа «Игорь-Робинзон»

  1. Один дома
  2. Бюст Гоголя
  3. Надутый индюк
  4. В лодке у берега
  5. Лодка отчалила
  6. На острове
  7. Лодка уплыла
  8. Обстрел крысы
  9. Сон про крокодила
  10. Пудель на берегу
  11. Пятница для Робинзона
  12. Записка садовнику
  13. Спасение мальчика
  14. Медаль Цезарю

Кратчайшее содержание рассказа «Игорь-Робинзон» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Игорь остался один и ему было скучно.
  2. Он сел в лодку и стал качаться, а лодка сорвалась с привязи.
  3. Игорь оказался на острове и упустил лодку.
  4. Он прогнал крысу и позвал пуделя.
  5. Игорь привязал к ошейнику записку с просьбой о помощи.
  6. Садовник спас Игоря, а мальчик наградил собаку медалью.

Главная мысль рассказа «Игорь-Робинзон»
Никогда не надо отчаиваться и паниковать, выход всегда найдется.

Чему учит рассказ «Игорь-Робинзон»
Рассказ учит быть осторожным, предусмотрительным, думать о последствиях своих поступков. Учит не баловаться на воде. Учит не терять надежду и находить выход из любой ситуации. Учит настойчивости и упорству. Учит быть благодарным к тем, кто тебе помог.

Отзыв на рассказ «Игорь-Робинзон»
Мне очень понравился этот рассказ и мне понравился мальчик Игорь. Это был очень хороший мальчик и большой выдумщик. С ним точно никогда не было бы скучно. И Игорь мне понравился тем, что не стал плакать, а стал искать выход из трудной ситуации.

Пословицы к рассказу «Игорь-Робинзон»
На баловство то он смел, а как делать, так в лужу сел.
Умным и смелым трудности не страшны.
Дорога помощь вовремя.
Смелому и море по колено.
Хорошо то, что хорошо кончается.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Игорь-Робинзон»
Игорь остался дома один. Папа уехал в Париж, мама и экономка ушли в магазин, а Игоря не взяли, потому что он слабый. Игоря это обидело, ведь вчера он проскакал на лошади восемнадцать верст, да еще десять секунд держал на вытянутой руке банку с краской.
Игорь взял на кухне тесто и вылепил бюст Гоголя. Но пришел надутый индюк и съел Гоголя, а Игоря клюнул.
Тут Игорь вспомнил, что на пруду стоит привязанная лодка. В ней можно было играть в адмирала или ловить рыбу. Он побежал к пруду и залез в лодку. Вычерпал банкой воду и сел на скамейку. Он стал качать лодку, воображая, что это волны.
И докачался. Цепочка лодки вырвала крючок из трухлявого столбика и Игорь увидел, что он уже в пяти шагах от пристани.
Игорь взял весло и попробовал грести, но весло было тяжелым и неудобным, и мальчик отбросил его. Вскоре лодку прибило к тенистому острову посреди пруда. Там стояла беседка и жили кролики.
Игорь обежал остров, думая, во чтобы тут поиграть, даже хотел искать клад, но тут вспомнил, что не привязал лодку. А та уплыла.
Игорь испугался и стал звать кухарку Настю. Но кухня была далеко и услышали Игоря только корова и индюк. Мальчик замолчал и стал думать как быть. Кричать дальше ему показалось стыдным, индюк и так дразнился на него.
Мальчик сел на пень и задумался. К нему прибежали кролики, но у Игоря было нечем их угостить. Потом прилетела оса и мальчик положил в сторонке конфетку, оса отстала.
Вдруг Игорь увидел полоску воды — к острову кто-то плыл. Эта была крыса, которая приплывала сюда душить кроликов. Мальчик стал бросать в нее камни и крыса уплыла. А Игорь запоздало испугался, а ну как крыса ночью приведет с собой целую армию?
Он стал думать, как спастись. Пустая лодка качалась посредине пруда, в ней осталась булавка, на которую можно было бы ловить рыбу. Ружья у Игоря не было и аэропланы над островом не летали.
Мальчик сел на сено в беседке, согрелся и заснул. Приснился ему страшный крокодил.
Игорь проснулся и услышал лай — на том берегу его заметил пудель садовника и взволновался. Игорь закричал и замахал руками, и пудель прыгнул в воду. Он быстро доплыл на остров и был встречен радостным мальчиком. Тот обнимал Цезаря и говорил, что пудель будет у него как Пятница у Робинзона. Игорь радовался, что больше не один.
Он решил написать записку месье Жиберу, садовнику и сообщить тому, что он на острове. Пудель быстро понял, что от него хочет мальчик и поплыл обратно. Но садовник нашел записку и ничего не понял. Он выбросил записку в кусты.
Однако пудель не успокаивался и тянул садовника к пруду. Тут тот испугался, не случилась ли беда с Игорем и поспешил на берег. За ним побежала Настя.
Увидев Игоря на острове, они удивились, как мальчик там оказался. Потом садовник привязал к бечевке камень, забросил его в лодку и вытянул ее на берег. А следом отправился на остров и привез обратно Игоря.
Игорь обрадовался, что никто из взрослых еще не вернулся и быстро сделал медаль для Цезаря, за спасение погибающего мальчика.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Игорь-Робинзон»

Рассказ игорь робинзон вкратце

Обновлено: 20.06.2021 17:18:33

Ведение читательского дневника является одним из важных заданий на летние каникулы. Нередко дети выражают по этому поводу недовольство. Но, если правильно подойти к вопросу, попросить проявить ребенка творческие моменты, можно получить довольно занимательную тетрадь и сохранить ее на долгие годы.

Читательский дневник 4 класс: образец как заполнить, краткое содержание

Зачем нужен дневник читателя

Прежде всего читательский дневник является своеобразной шпаргалкой для ребенка. Она помогает ему вспомнить содержание книги, главных героев, основную мысль. Кроме того, с его помощью дети приучаются не только к систематическому чтению, но и приобретают начальные навыки написания сочинений.

Читательский дневник учит детей:

  1. анализировать прочитанное;

  2. делать выводы;

  3. структурировать мысли;

  4. запоминать ключевые моменты;

  5. пересказывать.

Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.

Как оформлять читательский дневник в 4 классе

В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:

  1. Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.

  2. Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.

  3. Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.

  4. Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.

Как заполнять дневник читателя

В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:

  1. Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.

  2. Название книги.

  3. Год написания книги.

  4. Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.

  5. Главные герои и их характеристика.

  6. Главная мысль книги.

  7. Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.

  8. Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.

  9. Иллюстрация к прочитанному.

Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.

Общие советы по ведению дневника читателя

Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:

  1. Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.

  2. Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.

  3. Укажите начальную и конечную дату чтения книги.

  4. Если книга большая, то делите ее на части.

Произведения должны соответствовать возрасту детей.

Анализ основных произведений для 4 класса

Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.

Аксаков «Аленький цветочек»

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Название произведения: «Аленький цветочек».

Жанр: сказка.

Главные герои произведения:

  1. Купец. Торговец. Имел трех дочерей.

  2. Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.

  3. Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.

  4. Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.

Краткое содержание:

Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.

После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.

Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище. Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.

Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.

Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»

Автор: Антоний Погорельский.

Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.

  2. Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.

  3. Король. Мудрый, благодарный.

  4. Учитель. Жесткий, строгий.

Краткое содержание:

Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.

Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.

После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.

Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Автор: Павел Бажов.

Название произведения: «Малахитовая шкатулка».

Жанр: сказ.

Главные герои:

  1. Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.

  2. Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.

  3. Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.

  4. Паротя. Жестокий управляющий.

Краткое содержание:

Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.

В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.

После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.

Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.

Антон Чехов «Каштанка»

Автор: Антон Павлович Чехов.

Название произведения: «Каштанка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Лука Александрыч – хозяин Каштанки.

  2. Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.

  3. Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.

  4. Иванович – важный гусь.

  5. Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.

  6. Хавронья Ивановна – добродушная свинья.

Краткое содержание:

Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее. Каштанка бежит к ним.

Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Автор: Евгений Шварц.

Название произведения: «Сказка о потерянном времени».

Жанр: сказка.

Главные герои:

  1. Петя – неторопливый, ленивый мальчик.

  2. Злые и коварные волшебники.

  3. Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.

Краткое содержание:

Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.

Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.

Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.

Саша Черный «Игорь Робинзон»

Автор: Саша Черный.

Название: «Игорь Робинзон».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.

  2. Цезарь – умная собака, пудель.

  3. Настя – кухарка.

  4. Жибер – садовник, добрый человек.

Краткое содержание:

Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло. Мальчик кричал, но его никто не слышал.

Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика. Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.

Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.

Михаил Зощенко «Елка»

Автор: Михаил Михайлович Зощенко.

Название произведения: «Елка».

Жанр: рассказ.

Главные герои:

  1. Минька – глупый, невоспитанный мальчик.

  2. Леля – дерзкая, находчивая девочка.

  3. Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.

  4. Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.

Краткое содержание:

В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.

Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.

Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.

Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.

Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.

Оцените статью

 

Всего голосов: 1, рейтинг: 4

Саша
Чёрный.

Игорь –
Робинзон

Отец уехал по делам в Париж. Мама с
экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Игоря не взяли, — до местечка
три километра да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет… И на надо!
Слабый… А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров
восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться… И
потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал.
Слабый…

Игорь заглянул на кухню, выпросил у
кухарки кусок теста, вылепил из него бюст Гоголя и поставил на скамейку сохнуть
на солнце. Но пришел индюк, выругался на своем индюшечьем языке, клюнул Игоря в
кушак, а Гоголя съел. Дурак надутый!

На лужке за тополями паслась корова.
Не очень-то с ней поиграешь в красном галстуке… У тореадора — шпага, а у Игоря
только ореховый прут. И теленок ее тоже нелепое создание. Чуть увидит мальчика,
сейчас же подойдет боком, защемит губами угол курточки, и давай сосать. Это
новую- то курточку!

И вспомнил: у пристани на пруду –
лодка. Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять
адмиральский флаг – голубой носовой платок на пруте. Мало ли что можно.

Запрещено одному кататься на лодке. Но
сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, — разговора об этом не было…

Побежал- побежал, наискось через парк,
сквозь цепкую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву. Продрался к пристани,
влез в лодку и стал воду ржавой жестянкой вычерпывать. Флаг поднял, на скамейку
газетный лист подстелил – не удобно же адмиралу на мокрой доске сидеть,- сел и
давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь
побежала… Зажигательное стекло из кармана вынул и стал сквозь него вдаль
смотреть, будто в подзорную трубу: на горизонте тучи, корабль трещит по швам, в
парусах штормовой ветер гудит… «Свистать всех наверх!»

И докачался. Цепочка натянулась,
вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.
Обернулся Игорь – пристань в пяти шагах качается – кланяется. До свиданья,
адмирал!

Адмирал, однако, не растерялся,
схватил со дна весло, еле поднял, хотел за пристань зацепиться – далеко… А
легкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понес лодку на середину
прямо к тенистому островку. Игорь веслом в одну сторону поболтал, в другую,
весло упрямое, все норовит из уключины выскочить и мальчика рукояткой на
скамейке опрокинуть. Бросил весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. А
сердце на весь пруд колотится.

Зашипела над лодкой зеленая лоза,
кролики за кус¬там брызнули: лодка вздрогнула и остановилась. Остров!

Что делает в первые минуты
мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? Осматривает свое
владение. Игорь так и сделал. Со всех сторон вода. Посредине острова резная
будка, в будке охапка старого сена. Под кустами можжевельника, у самых корней
притаились испуганные кролики, — это их садовник сюда привез. Мальчик измерил
остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину пятнадцать. Много места, очень
много, — чем меньше мальчик, тем просторнее ему кажется клочок земли… А вдруг
там, под будкой, клад? Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до
самого Парижа? Ай!..

Он побежал к лодке, во поздно. Ведь он
же ее не привязал, — вильнула носом в отплыла!..

— Настя!.. Я потерпел кру-ше-ни-е!

Корова на лугу удивленно подняла
морду. В парке насмешливо залопотал индюк… Кухня далеко, конечно, Настя не
услышит.

Что же делать? Хныкать? Ни за что! Не
могут же его здесь забыть надолго — надолго, пока у него не отрастет, как у
Робинзона, большая борода… К закату вернутся, родители… хватятся Игоря — ну и
как-нибудь догадаются, где он… А если не догадаются? Ночевать в будке, а
темноте, без ужина? Чтобы холодный уж под рубашку забрался! Уснуть, конечно, и
на дереве можно. В первую ночь Робинзон всегда на дереве спит. Ну, а если он
свалится в воду?

— Настя! Я потерпел…

Нет, не стоит кричать. Только индюку
удовольствие, — ишь как передразнивает.

Сел Игорь на пень и задумался. К
ногам, сквозь шершавые ветви, подобрались кролики, понюхали пятки. Странный
мальчик, ничего им не привез – ни капусты, ни морковки… Игорь очнулся, хотел
погладить самого маленького черного. а они опять во все стороны так и дернули.
Один серый толстяк так перепугался, что запутался в узловатых корнях и стал
задними лапами о землю хлопать…

Прилетела оса. Почему у мальчиков нет
крыльев? Минута – и был бы дома… Прилетела и стала вокруг носа Игоря кружиться.
И сверху, и сбоку, — он пересел, а она снова и снова, хоть в воду от нее
прыгай… Но Игорь догадался, вынул из кармана сладкую конфетную бумажку, положил
на пень, — и оса оставил его в покое.

О! Что такое! На пруду наискось
проточного канала струилась полоска воды, точно подводная лодка под самой водой
плыла… Все ближе, все ближе к островку. Игорь присмотрелся: крыса. Ага! Значит,
садовник прав, они, с мельницы приплывают сюда душить кроликов.

Он ей покажет! Схватил бесстрашно
камень да в нее. Второй залп!.. Третий залп! Хитрая тварь быстро спрятало
усатое рыльце под воду, и шагах в десяти заструилась обратно полоска к каналу.
Удрала…

Ужасно! Вдруг она ночью приведет за
собой целую флотилию крыс? Приплывут и обгрызут у сонного Игоря уши. Хорош он
будет без ушей…

— Эй, там! Я на острове!..

Ни звука. Теленок подошел к воде,
боднул головой тополь и вдруг, задрав пробочником хвост, поскакал, брыкаясь,
вдоль ограды парка.

Между островом и парком качается
пустая лодка. Тополя кольцом обступили пруд и шелестят высокими вершинами.
Хлопья тополевой ваты медленно кружатся над водой. Рыба плеснула хвостом… Вот
ведь досада, — английская булавка в лодке осталась! Игорь вздохнул, но
успокоился: щука большая, как бы он ее из воды вытянул? Пожалуй, она бы его
сама в пруд стянула…

— Настя!

Ах, как тяжело быть Робинзоном! Пошел
Игорь в будку и стал придумывать план спасения. Если бы было ружье, он бы
выстрелил три раза. Сигнал бедствия! Или, если вверху над прудом покажется
аэроплан, — он часто здесь пролетает, — можно будет крикнуть летчику:

— Спуститесь у большого дома за парком
и скажите, что я здесь… И что я очень хочу есть!..

Но ни ружья, ни аэроплана не было. Он
согрелся на сене, закрыл заплаканные ( да, да-заплаканные) и задремал.

И приснилось ему, что из пруда вылез
огромный зеленый крокодил, поставил передние лапы на остров и спрашивает у осы:
« Эй, ты, жужжалка! А где здесь маленький мальчик? Я сегодня именинник, вот он
у меня и пойдет на третье блюдо…» А оса прилипла к конфетной бумажке, рот
сладким соком набила и, к счастью, ничего ответить не может. И крокодил стал
сердито лаять…

Дернулся Игорь во сне, ударился плечом
о косяк и проснулся… Боже мой, да это же пудель садовника лает!

Выбежал Игорь из будки, — в самом
деле, на берегу пруда пудель, лохматый, черный друг, смотрит на пустую лодку и
взволнованно лает. Увидал мальчика на острове да так и залился визгливой
флейтой в собачьей истерике:

— И-и-и! Ай-яй! И!

Ужасно взволновалась собака: как
мальчик на остров попал? Почему пустая лодка по воде плавает? Как помочь?

А мальчик руками машет, свистит,
зовет.

Бултыхнулся пудель в воду, что тут
долго думать, — и поплыл, фыркая, к острову. Лапами загребает, голову вверх
задрал.

Приплыл, встряхнулся и прямо к Игорю
на грудь. Водой всего обрызгал, в нос лизнул, в ухо лизнул, — радуется. А Игорь
и вдвое рад:

— Цезарь! Умница… Ну. теперь я не
один на острове, ты у меня вместо Пятницы будешь.

Что за Пятница? Пудель Цезарь ведь
Робинзона не читал, откуда же ему знать?

Обшарил Цезарь все углы, кролики
глупые под кусты забились, дрожат, не понимают, что умный пудель их обижать не
станет.

Что дальше делать? Смотрит собака на
лодку, на мальчика, зовет с собой домой.

Да как доберешься? На спину к Цезарю
сесть? Нельзя, — мальчик ведь тяжелее собаки.

И придумал Игорь, — беда всему научит.
Вырвал из записной книжки стрничку и написал крупными буквами письмо садовнику:

«Шер Жибер! Совэ муа, силь ву пле. Же
си сюр лиль!»

(Дорогой, Жибер! Спасите меня,
пожалуйста. Я здесь, на острове!)

Показал собаке записку, показал ей на
берег и привязал записку над головой пуделя к ошейнику.

— Ступай, ступай в воду! Беги к Жиберу
и отдай ему записку…

Пудель понял, взвизгнул, лизнул снова
Игоря в губы, — не бойся, мол, все исполню — и в воду, только брызги веером
полетели. Доплыл, встряхнулся и исчез в парке.

Старый бельгиец – садовник сначала не
понял, в чем дело. Прибежала его собака мокрая, головой в ноги тычется. Увидал
он записку, развернул… Буквы корявые, почерк детский… Подписи нет. Какай
остров? Кого спасти?.. Пожал плечами и бросил записку в смородину.

Но пудель на этом не успокоился. Тянет
Жибера за фартук к пруду… Испугался садовник – ах, Боже мой, не случилось ли с
Игорем беды, собака ведь мокрая… Побежал к пруду за собакой, за ним Настя
переваливается, руками всплескивает.

Ах, как Игорь обрадовался…

— Monsieur, Жибер, перевезите меня
домой, пожалуйста!

— Да как ты на остров попал?

— Да не знаю, сел в лодку. Лодка меня
и привезла…а потом уплыла… Как её теперь достать?

Ну, садовник не глупее пуделя был.
Достал из-за кустов вертушку с бечевкой, которой он грядки выравнивал, привязал
к веревке камень, бросил в лодку – как раз под скамейку угодил – и притянул
лодку осторожно к берегу. Потом уж дело пустое: сел в лодку с пуделем, в три
взмаха догреб до острова и доставил

Игоря — Робинзона на берег, прямо к
калитке парка.

По дороге пожурил конечно: зачем в
лодку сел без спроса? А если б в воду упал?

— Ничего, Monsieur, Жибер. Цезарь бы
меня вытащил. Но ведь я же не упал!

Поговори – ка после этого с мальчиком…

Побежал Игорь в дом. Слава Богу, что
никто еще не вернулся. Сел за стол и стал из картона большую золотую медаль для
пуделя мастерить.

Надпись придумал такую:

«Пуделю Цезарю за спасение погибающего
мальчика, который самовольно застрял на острове.

Детский Спасательный Комитет»

+++++++++++++++++++++++++

Цели:

1. Закрепление навыка определения идейного
содержания, построения и системы образов
рассказа.

2. Отработка навыков работы учащихся с
элементами комплексного анализа, навыков
сравнительной характеристики героев.

3. Воспитание чувства ответственности за свои
поступки, способности не теряться в
экстремальной ситуации, стремления достичь цели.

Ход урока

I. Слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с
творчеством писателя Саши Чёрного, говорили о
том, что когда он уехал за границу, то стал
преимущественно детским писателем. Самая
известная книга – “Детский остров”. Это сборник
остроумных, озорных и мудрых произведений,
написанных с юмором. Своими рассказами он хотел
сказать, что важной частью жизни ребёнка
является игра, что важно не только хотеть играть,
но и уметь играть. Об этом мы говорили, когда
читали его рассказ “Кавказский пленник”, об
этом вы дома должны были написать сочинение “В
какие игры я люблю играть?”

II. Проверка домашнего задания.
Несколько учеников читают свои рассказы.

III. Слово учителя.

О том, к чему могут привести игры и как вести
себя в трудных ситуациях, мы поговорим на уроке.

Сегодня мы продолжим наш разговор о творчестве
Саши Чёрного и поговорим ещё об одном рассказе —
“Игорь – Робинзон”. Мы с вами не просто читаем и
пересказываем произведения, мы учимся их
анализировать, определять идейное содержание,
построение и систему образов.

А помогают нам понять тему, идею, систему
образов схемы, которые мы учимся составлять.
Сегодня на уроке мы должны будем выстроить схему
развития сюжета и сделать выводы. Как я буду
оценивать вашу работу. Перед вами лежат карточки,
на которых изображены деревья с голыми ветками.
За каждый правильный ответ вы получите листочки,
которыми должны будет украсить свои деревья.

IV. Проверка первичного восприятия
учащимися рассказа.

Понравился ли вам рассказ?

Что показалось интересным?

Почему рассказ называется “Игорь – Робинзон”?

V. Беседа по содержанию рассказа и
составление схемы.

Начнем вычерчивать нашу схему (Приложение №1)

1. Кто главный герой рассказа?

— Игорь. Занести в схему

2. Почему он решил идти на пруд? Как это его
характеризует?

— Играть было не с кем, а там была лодка.. Он по
характеру активный, подвижный, непоседливый,
фантазёр Занести в схему

3. В какую игру он играет?

— В адмирала. Занести в схему

4. Какие детали на это указывают?

— Флаг из носового платка, лупа, качает лодку.

5. Как вы думаете, откуда он знает, что должно
быть у адмирала?

— Из книг

6. Чем закончилась эта игра?

— Лодку сорвало и унесло на середину пруда.
Занести в схему

7. Как ведёт себя Игорь?

— Не растерялся, пытается спасти положение.
Занести в схему

8. Что делает Игорь на острове? (Пересказать и
прокомментировать)

— Осматривает владения, зовёт на помощь,
задумывается, как будет ночевать, придумывает
план спасения.

1. Когда осматривает владения, что он себе
представляет? (зачитать)

— Когда осматривает владения, фантазирует о
кладе, о подземных катакомбах. Занести в схему

2. Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?

— Зовёт на помощь, а сам при этом слышит, как
мычит корова, лопочет индюк. Занести в схему

3. Когда задумывается о ночлеге, на что при этом
обращает внимание?

— Задумывается, как будет ночевать, а сам при
этом обращает внимание на кроликов, на осу, на
крысу, думает о щуке. Занести в схему

4. Когда придумывает варианты спасения, реальны
ли они или игровые?

— Придумывает план спасения нереальный, что к
нему прилетит аэроплан и т.д. Занести в схему

9. Почему автор подчёркивает, что глаза были
заплаканные?

— Потому что ему было страшно.

10. Как это ещё подчёркивает автор?

Игорь видит страшный сон.

(физпауза)

11. Как спасается Игорь? Перескажите от 1-го лица.

(ученик от первого лица пересказывает историю
спасения Игоря) Занести в схему

12. Как заканчивается рассказ?

— Игорь мастерит медаль своему спасителю.
Занести в схему

13. Вспомните, почему взрослые не взяли Игоря с
собой?

— Потому что он слабый, невыносливый.

14. Правы ли были взрослые?

— Нет.

Проблемный вопрос:

Серьёзно ли автор называет своего героя
Робинзоном?

VI. Сопоставление образов Игоря и Васютки из
рассказа “Васюткино озеро”?

Слово учителя:

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сравним
двух героев: Игоря и Васютку из рассказа В.
Астафьева “Васюткино озеро”. Мы и прежде с вами
делали сравнительную характеристику героев.
Только это были герои одного произведения, а
сегодня поговорим о героях разных произведений.
И снова воспользуемся схемой, т.к. она поможет нам
ответить на наш проблемный вопрос и определить
основную идею произведения. (Каждый ответ
заносится в схему). (Приложение
№ 2)

1. Что объединяет этих героев?

Оба оказались в затруднительном положении.
Занести в схему

2. Как ведут себя герои, оказавшись в
затруднительном положении? Какие качества
своего характера проявляют?

— Думают о своём спасении. Непоседливость,
любознательность, наблюдательность, страх и
отчаяние, желание спастись, способность к
размышлениям, связь с природой, знания.

3. Кому было труднее?

— Васютке

4. Почему?

— Игорь оказался недалеко от дома, а Васютка
один на один с тайгой Занести в схему

5. Сколько времени провёл на острове Игорь, а
сколько Васютка в тайге?

Игорь был на острове всего несколько часов, а
Васютка в тайге почти пять суток, ему пришлось
даже ночевать в тайге, добывать себе еду. Занести
в схему

6. Откуда черпает свои знания Игорь, а откуда
Васютка?

Игорь скорее всего из книжек, т.к. он хорошо
знает, как вёл себя Робинзон Крузо, знает и про
Пятницу. А Васютке помогают его воспоминания о
том, что говорила ему мать, какие таёжные законы
существуют, рассказы старших из жизненного
опыта. Занести в схему

7. Как спасается Игорь, а как Васютка?

— Игоря спасает пудель и садовник, а Васютка сам
спасается. Занести в схему

Чем было данное происшествие для Игоря, а чем
для Васютки?

— Для Игоря это приключение, игра, а для Васютки —
жизненное испытание. Занести в схему

VII. Вывод:

Серьёзно ли автор называет своего героя
Робинзоном?

— С юмором, т.к. то, что случилось с ним нельзя
назвать серьёзным приключением.

Кого можно назвать настоящим Робинзоном?

— Васютку.

Слово учителя:

Сделаем вывод: какова основная идея этого
рассказа? И вновь нам помогут народные пословицы.

Учащиеся зачитывают свои пословицы.

(Учитель обращает внимание на пословицы на
доске). (Приложение №3)

Какие пословицы передают основную идею
рассказа?

  1. На бога надейся, а сам не плошай.
  2. С книгой жить – век не тужить.
  3. Воля и труд дивные всходы дают.
  4. Где хотенье, там и уменье.
  5. Терпенье и труд всё перетрут.
  6. Бояться несчастья и счастья не видать.
  7. Важна смелость, да нужна и умелость.
  8. Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
  9. Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе.
  10. Кто смел, то и цел.
  11. Под лежачий камень вода не течёт.
  12. Кто не рискует, тот не выигрывает.
  13. Кто хочет, тот и может.

Подведение итогов: проверяются карточки с
деревьями и выставляются оценки.

Д/з: написать Памятку о том, какие правила надо
соблюдать, когда попадаешь в экстремальную
ситуацию.

Отец уехал по делам в Париж. Мама с экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Игоря не взяли, — до местечка три километра да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет… И на надо! Слабый… А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться… И потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал. Слабый…

Игорь заглянул на кухню, выпросил у кухарки кусок теста, вылепил из него бюст Гоголя и поставил на скамейку сохнуть на солнце. Но пришел индюк, выругался на своем индюшечьем языке, клюнул Игоря в кушак, а Гоголя съел. Дурак надутый!

На лужке за тополями паслась корова. Не очень-то с ней поиграешь в красном галстуке… У тореадора — шпага, а у Игоря только ореховый прут. И теленок ее тоже нелепое создание. Чуть увидит мальчика, сейчас же подойдет боком, защемит губами угол курточки, и давай сосать. Это новую- то курточку!

И вспомнил: у пристани на пруду – лодка. Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг – голубой носовой платок на пруте. Мало ли что можно.

Запрещено одному кататься на лодке. Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, — разговора об этом не было…

Побежал- побежал, наискось через парк, сквозь цепкую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву. Продрался к пристани, влез в лодку и стал воду ржавой жестянкой вычерпывать. Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил – не удобно же адмиралу на мокрой доске сидеть,- сел и давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… Зажигательное стекло из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубу: на горизонте тучи, корабль трещит по швам, в парусах штормовой ветер гудит… «Свистать всех наверх!»

И докачался. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду. Обернулся Игорь – пристань в пяти шагах качается – кланяется. До свиданья, адмирал!

Адмирал, однако, не растерялся, схватил со дна весло, еле поднял, хотел за пристань зацепиться – далеко… А легкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понес лодку на середину прямо к тенистому островку. Игорь веслом в одну сторону поболтал, в другую, весло упрямое, все норовит из уключины выскочить и мальчика рукояткой на скамейке опрокинуть. Бросил весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. А сердце на весь пруд колотится.

Зашипела над лодкой зеленая лоза, кролики по кустам брызнули: лодка вздрогнула и остановилась. Остров!

Что делает в первые минуты мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? Осматривает свое владение. Игорь так и сделал. Со всех сторон вода. Посредине острова резная будка, в будке охапка старого сена. Под кустами можжевельника, у самых корней притаились испуганные кролики, — это их садовник сюда привез. Мальчик измерил остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину пятнадцать. Много места, очень много, — чем меньше мальчик, тем просторнее ему кажется клочок земли… А вдруг там, под будкой, клад? Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до самого Парижа? Ай!..

Он побежал к лодке, во поздно. Ведь он же ее не привязал, — вильнула носом в отплыла!..

— Настя!.. Я потерпел кру-ше-ни-е!

Корова на лугу удивленно подняла морду. В парке насмешливо залопотал индюк… Кухня далеко, конечно, Настя не услышит.

Что же делать? Хныкать? Ни за что! Не могут же его здесь забыть надолго — надолго, пока у него не отрастет, как у Робинзона, большая борода… К закату вернутся, родители… хватятся Игоря — ну и как-нибудь догадаются, где он… А если не догадаются? Ночевать в будке, а темноте, без ужина? Чтобы холодный уж под рубашку забрался! Уснуть, конечно, и на дереве можно. В первую ночь Робинзон всегда на дереве спит. Ну, а если он свалится в воду?

— Настя! Я потерпел…

Нет, не стоит кричать. Только индюку удовольствие, — ишь как передразнивает.

Сел Игорь на пень и задумался. К ногам, сквозь шершавые ветви, подобрались кролики, понюхали пятки. Странный мальчик, ничего им не привез – ни капусты, ни морковки… Игорь очнулся, хотел погладить самого маленького черного. а они опять во все стороны так и дернули. Один серый толстяк так перепугался, что запутался в узловатых корнях и стал задними лапами о землю хлопать…

Прилетела оса. Почему у мальчиков нет крыльев? Минута – и был бы дома… Прилетела и стала вокруг носа Игоря кружиться. И сверху, и сбоку, — он пересел, а она снова и снова, хоть в воду от нее прыгай… Но Игорь догадался, вынул из кармана сладкую конфетную бумажку, положил на пень, — и оса оставил его в покое.

О! Что такое! На пруду наискось проточного канала струилась полоска воды, точно подводная лодка под самой водой плыла… Все ближе, все ближе к островку. Игорь присмотрелся: крыса. Ага! Значит, садовник прав, они, с мельницы приплывают сюда душить кроликов.

Он ей покажет! Схватил бесстрашно камень да в нее. Второй залп!.. Третий залп! Хитрая тварь быстро спрятало усатое рыльце под воду, и шагах в десяти заструилась обратно полоска к каналу. Удрала…

Ужасно! Вдруг она ночью приведет за собой целую флотилию крыс? Приплывут и обгрызут у сонного Игоря уши. Хорош он будет без ушей…

— Эй, там! Я на острове!..

Ни звука. Теленок подошел к воде, боднул головой тополь и вдруг, задрав пробочником хвост, поскакал, брыкаясь, вдоль ограды парка.

Между островом и парком качается пустая лодка. Тополя кольцом обступили пруд и шелестят высокими вершинами. Хлопья тополевой ваты медленно кружатся над водой. Рыба плеснула хвостом… Вот ведь досада, — английская булавка в лодке осталась! Игорь вздохнул, но успокоился: щука большая, как бы он ее из воды вытянул? Пожалуй, она бы его сама в пруд стянула…

— Настя!

Ах, как тяжело быть Робинзоном! Пошел Игорь в будку и стал придумывать план спасения. Если бы было ружье, он бы выстрелил три раза. Сигнал бедствия! Или, если вверху над прудом покажется аэроплан, — он часто здесь пролетает, — можно будет крикнуть летчику:

— Спуститесь у большого дома за парком и скажите, что я здесь… И что я очень хочу есть!..

Но ни ружья, ни аэроплана не было. Он согрелся на сене, закрыл заплаканные ( да, да-заплаканные) и задремал.

И приснилось ему, что из пруда вылез огромный зеленый крокодил, поставил передние лапы на остров и спрашивает у осы: « Эй, ты, жужжалка! А где здесь маленький мальчик? Я сегодня именинник, вот он у меня и пойдет на третье блюдо…» А оса прилипла к конфетной бумажке, рот сладким соком набила и, к счастью, ничего ответить не может. И крокодил стал сердито лаять…

Дернулся Игорь во сне, ударился плечом о косяк и проснулся… Боже мой, да это же пудель садовника лает!

Выбежал Игорь из будки, — в самом деле, на берегу пруда пудель, лохматый, черный друг, смотрит на пустую лодку и взволнованно лает. Увидал мальчика на острове да так и залился визгливой флейтой в собачьей истерике:

— И-и-и! Ай-яй! И!

Ужасно взволновалась собака: как мальчик на остров попал? Почему пустая лодка по воде плавает? Как помочь?

А мальчик руками машет, свистит, зовет.

Бултыхнулся пудель в воду, что тут долго думать, — и поплыл, фыркая, к острову. Лапами загребает, голову вверх задрал.

Приплыл, встряхнулся и прямо к Игорю на грудь. Водой всего обрызгал, в нос лизнул, в ухо лизнул, — радуется. А Игорь и вдвое рад:

— Цезарь! Умница… Ну. теперь я не один на острове, ты у меня вместо Пятницы будешь.

Что за Пятница? Пудель Цезарь ведь Робинзона не читал, откуда же ему знать?

Обшарил Цезарь все углы, кролики глупые под кусты забились, дрожат, не понимают, что умный пудель их обижать не станет.

Что дальше делать? Смотрит собака на лодку, на мальчика, зовет с собой домой.

Да как доберешься? На спину к Цезарю сесть? Нельзя, — мальчик ведь тяжелее собаки.

И придумал Игорь, — беда всему научит. Вырвал из записной книжки стрничку и написал крупными буквами письмо садовнику:

«Шер Жибер! Совэ муа, силь ву пле. Же си сюр лиль!»

(Дорогой, Жибер! Спасите меня, пожалуйста. Я здесь, на острове!)

Показал собаке записку, показал ей на берег и привязал записку над головой пуделя к ошейнику.

— Ступай, ступай в воду! Беги к Жиберу и отдай ему записку…

Пудель понял, взвизгнул, лизнул снова Игоря в губы, — не бойся, мол, все исполню — и в воду, только брызги веером полетели. Доплыл, встряхнулся и исчез в парке.

Старый бельгиец – садовник сначала не понял, в чем дело. Прибежала его собака мокрая, головой в ноги тычется. Увидал он записку, развернул… Буквы корявые, почерк детский… Подписи нет. Какай остров? Кого спасти?.. Пожал плечами и бросил записку в смородину.

Но пудель на этом не успокоился. Тянет Жибера за фартук к пруду… Испугался садовник – ах, Боже мой, не случилось ли с Игорем беды, собака ведь мокрая… Побежал к пруду за собакой, за ним Настя переваливается, руками всплескивает.

Ах, как Игорь обрадовался…

— Monsieur, Жибер, перевезите меня домой, пожалуйста!

— Да как ты на остров попал?

— Да не знаю, сел в лодку. Лодка меня и привезла…а потом уплыла… Как её теперь достать?

Ну, садовник не глупее пуделя был. Достал из-за кустов вертушку с бечевкой, которой он грядки выравнивал, привязал к веревке камень, бросил в лодку – как раз под скамейку угодил – и притянул лодку осторожно к берегу. Потом уж дело пустое: сел в лодку с пуделем, в три взмаха догреб до острова и доставил

Игоря — Робинзона на берег, прямо к калитке парка.

По дороге пожурил конечно: зачем в лодку сел без спроса? А если б в воду упал?

— Ничего, Monsieur, Жибер. Цезарь бы меня вытащил. Но ведь я же не упал!

Поговори – ка после этого с мальчиком…

Побежал Игорь в дом. Слава Богу, что никто еще не вернулся. Сел за стол и стал из картона большую золотую медаль для пуделя мастерить.

Надпись придумал такую:

«Пуделю Цезарю за спасение погибающего мальчика, который самовольно застрял на острове.

Детский Спасательный Комитет»

  • Рассказ ивана петровича белкина барышня крестьянка
  • Рассказ и полянской утюжок и мороженое
  • Рассказ зощенко слабая тара 11 класс
  • Рассказ зощенко трусишка вася читать
  • Рассказ и вспомнил олег коня своего