Рассказ хотела галка пить толстой текст

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: л. н. толстой. детям содержания. также вы можете бесплатно проконсультироваться у

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Л. н. толстой. детям содержания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прошло уже более ста лет с тех пор, как известный русский писатель Лев Николаевич Толстой написал рассказы для крестьянских детей, которых обучал грамоте в своей усадьбе Ясная Поляна. Книг для детей тогда было очень мало. Простые и понятные, эти рассказы до сих пор не потеряли своей воспитательной значимости. Они развивают в детях чувство добра и справедливости, учат с любовью и уважением относиться к окружающему миру.
В сборник вошли следующие произведения: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл» и «Котёнок».
Для младшего школьного возраста.

  • 1 Род графов Толстых
  • 2 Детство
  • 3 Образование
  • 4 Начало литературной деятельности
  • 5 Военная карьера
  • 6 Путешествия по Европе
  • 7 Педагогические эксперименты
  • 8 Семья
  • 9 Расцвет творчества
    • 9.1 «Война и мир»
    • 9.2 «Анна Каренина»
  • 10 Религиозные поиски
  • 11 Отлучение от церкви
  • 12 Философия
  • 13 Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи
  • 14 Последние годы жизни Льва Толстого
  • 15 Музеи
  • 16 Критика Толстого
  • 17 Библиография
  • 18 Мировое признание
    • 18.1 Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом
    • 18.2 Экранизации
    • 18.3 Кинофильмы о Льве Толстом

    В течение первых 10—12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 и законченные в 1861—62 гг. «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого дошёл до размеров гения. Впервые во всемирной литературе с такою яркостью и определенностью была показана разница между изломанностью культурного человека, отсутствием в нём сильных, ясных настроений — и непосредственностью людей, близких к природе.

    Толстой показал, что вовсе не в том особенность людей, близких к природе, что они хороши или дурны. Нельзя назвать хорошими героев произведений Толстого лихого конокрада Лукашку, своего рода распутную девку Марьянку, пропойцу Ерошку. Но нельзя их назвать и дурными, потому что у них нет сознания зла; Ерошка прямо убежден, что «ни в чём греха нет». Казаки Толстого — просто живые люди, у которых ни одно душевное движение не затуманено рефлексией. «Казаки» не были своевременно оценены. Слишком тогда все гордились «прогрессом» и успехом цивилизации, чтобы заинтересоваться тем, как представитель культуры спасовал пред силою непосредственных душевных движений каких-то полудикарей.

    «Филиппок», «Лев и собачка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Котенок», «Дедушка и внучек» и другие рассказы Льва Толстого, без которых невозможно представить себе детскую литературу, прозвучат в замечательном исполнении народного артиста Льва Дурова. Повесть «Кавказский пленник» исполняет артист театра Маяковского Андрей Гусев. Для детей в возрасте 6 – 10 лет.

    Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
    Галке нельзя было достать.
    Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

    Жучка

    Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

    Волк видит — коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
    А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».

    Галка и голуби

    Галка увидала, что голубей хорошо кормят,— выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.

    Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

    (Басня)

    Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

    (Басня)

    Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

    «Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет»

    Рыбак и говорит:

    «Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит».

    (Басня)

    Один человек заказал пряхе тонкие нитки. Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал: «Нитки не хороши, мне нужны нитки самые тонкие». Пряха сказала: «Если тебе эти не тонки, так вот тебе другие», и она показала на пустое место. Он сказал, что не видит. Пряха сказала: «Оттого и не видишь, что очень тонки; я и сама не вижу».

    Дурак обрадовался и заказал себе еще таких ниток, а за эти заплатил деньги.

    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

    – Пусти меня.

    Волк сказал:

    – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

    Белка сказала:

    – Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

    Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

    – Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

    6. Каковы жанровые и тематические особенности книг для детей Л.Н.Толстого?

    Для того чтобы определить особенности произведений, вошедших в сборники Толстого для детей, выделим некоторые педагогические воззрения писателя.

    Толстой полагал, что для успешного учебного процесса нужно использовать богатый практический материал, понятный ребёнку, и добавлял, что «фантастичность и капризность постройки» в детском творчестве должны отсутствовать. Дети ещё не могут осознать условность художественного произведения: присутствие автора, сложность композиции, различное смысловое прочтение,- поэтому важным свойством детской литературы писатель считал простоту. Отсюда тематическое разнообразие его произведений для детей, но — простота сюжетно-композиционного построения и предельно лаконичный язык.

    Огромную роль в обучении писатель отдавал эмоциям, которые обогащают психику детей, способствуют развитию их творчества, а главное – заставляют глубоко переживать. Толстой отмечал одну характерную особенность детского восприятия – их тяготение к героическому. Интерес к необычному, желание выйти за рамки обыденного и в то же время найти соответствие ему в реальной жизни, неосознанное ещё стремление к идеалу, воплощающему прежде всего силу, красоту и добро, — всё это находит утоление в чтении памятников древней литературы. Поэтому произведения, включённые в «Азбуку», отличаются ярким, динамичным действием, необычными ситуациями и обязательным утверждением преимущества доброго начала над злым.

    Рассказы Льва Толстого для детей

    Повесть “Отрочество» Льва Николаевича заставляет нас задуматься и поставить себя на место другого. Главный персонаж произведения подросток Николенька, который находится в переходном возрасте, по мере взросления сталкивается со многими преградами. Здесь и предательство, и непростые отношения с близкими, родственниками и друзьями. Смысл повести Толстого в том, что несмотря на трудности, не нужно останавливаться и опускать руки. Преодолевая проблемы и совершенствуясь человек становится лучше, мудрее, приобретает нужные навыки.

    Толстой учит нас делать добро в жизни, делать его не ожидая взамен ничего. Он призывает трудится, ведь только развиваясь и трудясь над собой, своими пороками человек достигает и заслуживает лучшего в жизни. Делай добро тайно, – говорит он. Лев Николаевич показывал на своем примере, что любой труд нужен и полезен. Всю жизнь он совершенствовался в науке, в простой работе – он сам косил траву, строил избы, пилил дрова, шил сапоги. Он не был гордым и делал всякую работу, был до всего горазд и любопытен. Его интересовало все – весь окружающий и неповторимый мир.

    Он учил уважению, дружбе и любви. Любил безмерно детей, учил их, построил бесплатную школу для бедных. Зимой катался на санях, лыжах, проводил свое время с ними, учил добру и многому другому. Как говорил Толстой – доброта от холода согреет, добро это любовь, где любовь, там и Бог.

    «Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его” – Л. Н. Толстой

    Толстой был верующим и других призывал не жить во грехе. Он учил быть не гордым, а уметь верить и доверять, делать добро. Он хотел, чтобы люди стремились к божественному, то есть светлому, хорошему и начинали они это делать с себя. В его произведении «Детство» поется гимн добродетели, истинной любви к людям, мудрости, честности, бескорыстию.

    Он наставлял людей делать выводы из своих дурных поступков, так как не совершать их совсем невозможно, а перестрадав становится духовно лучше и чище. Писатель учил защищать слабых и униженных.

    Роман «Война и мир» учит понимать, что такое настоящая красота, на примере Элен и Марии Болконской. Показаны внешний блеск и внутренняя бездуховность в противовес скромности с богатым душевным внутренним миром.

    Произведение «После бала» позволяет увидеть человеческое двуличие, его величину и глубину, человеческую ложь. Лев толстой учил любить людей такими, какие они есть, прощать злодеяния и никогда не опускать руки. Такими идеями пронизаны все его бессмертные произведения.

    • Экологический проект «Деревья нашего участка»
    • Проект Золотая осень
    • Проект для детей старшего дошкольного возраста «Россия — Родина моя»
    • Проект по пожарной безопасности
    • «Развитие интереса к изучению природы у детей подготовительной к школе группы посредством экологического проекта «Золотая осень».
  • Как делают воздушные шары (Рассуждение)
  • Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было
  • Какая бывает роса на траве (Описание)
  • Рассказ аэронавта
  • Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит
  • Солдаткино житье
  • Солнце — тепло (Рассуждение)
    • Иртеньев Николай (Николенька) – мальчик десяти лет. Самый младший в семье, он нуждается в любви и внимании матери. Будучи уже повзрослевшим молодым человеком, он становится автором повествования.
    • Наталья Николаевна – мать Николеньки. Она запомнилась мальчику доброй, нежной и ласковой. Внешности ее он не помнил.
    • Петр Александрович – отец главного героя. В семье пользовался авторитетом и уважением. Только повзрослев, мальчик понял, что отец был игроком и женолюбом.
    • Владимир и Любовь Иртеньевы – брат и сестра Николеньки. Они играют с Колей, но не проявляют к нему снисходительности. Брат даже иногда посмеивается над ним.
    • Карл Иваныч – преданный учитель детей. Наставник с доброй душой, очень любим Николенькой.

    Читать рассказы Л.Н. Толстого для детей

    • Николенька Иртеньев — мальчик 10-ти лет, от чьего лица ведется повествование
    • Володя Иртеньев — старший брат Николеньки, 12 лет
    • Наталья Николаевна — мать Николеньки, Володи и Любочки (mamаn)
    • Петр Александрович Иртеньев — отец семейства
    • Любочка — сестра Николеньки, 11 лет
    • Марья Ивановна (Мими) — учительница музыки и гувернантка в семье Иртеньевых
    • Катенька — дочь Мими, 12 лет
    • Карл Иванович — немец, учитель и воспитатель мальчиков Иртеньевых
    • Гриша — юродивый, странник
    • Яков — приказчик
    • Наталья Савишна — няня, затем экономка в семье Иртеньевых
    • Бабушка — мать Натальи Николаевны
    • Княгиня Корнакова (Варвара Ильинична) — племянница бабушки
    • Этьен и его сестры — дети княгини Корнаковой
    • Князь Иван Иванович — кузин бабушки
    • Ивин Сережа — родственник Николеньки, одних с ним лет
    • Иленька Грап — сын бедного иностранца, 13 лет
    • Сонечка Валахин — дочь княгини Валахиной

    Повествование носит характер воспоминаний и начинается «12 августа 18…»: Николенька просыпается в 7 утра от того, что его разбудил Карл Иваныч, щекоча ему пятки. Какой он добрый и как нас любит…. От этих мыслей Николенька растрогался и на глаза его навернулись слезы. Но Карлу Иванычу наш герой сказал, что видел дурной сон – будто maman умерла и ее несут хоронить, воспитатель пожалел Николеньку и стал его собирать к завтраку. Карл Иванович подробно описывается рассказчиком и как строгий наставник-учитель, и как нежный заботливый воспитатель. Особенно врезаются в память Николеньки следующие детали, связанные с образом Карла Иваныча: коллекция книг на «собственной» полочке учителя, «кружок из кардона» с наклеенной картинкой барыни и парикмахера — для защиты глаз от яркого света, клетчатый платок, табакерка, футляр для очков. Учитель аккуратен, у него …совесть чиста и душа покойна. После того, как были собраны дети к завтраку, учитель меняет свой халат на фрак и идет здороваться с хозяйкой, матерью Николеньки.

    Мать ждет всех в гостиной, разливает чай. Рассказчик не дает полного портрета своей мамы, а вспоминает …карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинку на шее и сухие руки. Общее ее выражение растворяется в памяти. Также в гостиной за роялем сидит старшая сестра Любочка и ее гувернантка Марья Ивановна (Мими). Карл Иваныч приветствует свою хозяйку, а она улыбается ему в ответ. Для Николеньки улыбка матери равна избавлению от всех горестей, так выражает свою любовь повествователь к самому близкому человеку. Мама нежно приветствует детей и просит позвать к себе их отца.

    Папа в своем кабинете занят разговором с приказчиком Яковом и просит детей подождать. Беседа идет о состоянии имений, о счетах и расходах. Закончив свои дела, отец объявляет, что пора детям серьезно учиться, и что он забирает их с собой в Москву, а мама с девочками остается в деревне. Как вспоминает Николенька: …новость эта поразила нас ужасно. Но спорить с отцом неуместно и бесполезно. В утешение папа обещал взять детей на охоту. Но Николенька расплакался.

    Карл Иваныч был не в духе. Он понимает, что столько времени и сил вложил в детей, в их образование и воспитание, а сейчас с ним хотят рассчитаться, а его воспитанников увозят в Москву. Это для него является оскорблением. Николенька сочувствует горю учителя, ведь мальчик очень привязан к Карлу Иванычу. Тот же, в свою очередь, заставляет Николеньку и Володю записать в тетрадях по – немецки Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность. Именно это чувство он и испытывает по отношению к себе со стороны хозяев. Затем учитель задает новые уроки, а сам погружается в свои мысли. И в этот момент в комнату входит юродивый Гриша.

    Человек лет пятидесяти, с бледным…лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой. Все воспринимают его как предсказателя. Со слезами он бросается к Володе и, плача, говорит: …сердечные…улетят.

    Дети и Гриша спускаются вниз. Гришу сажают обедать за отдельный столик. А Любочка и Катенька просят мальчишек уговорить взять их тоже на охоту. Гриша произносит слова, которые очень трогают маму: …улетела…улетит голубь в небо…ох, на могиле камень!... Папе совсем не нравится Гриша, он считает его обманщиком, а свою жену уличает в том, что зря она приглашает таких людей в дом.

    Николенька и Володя уговаривают отца взять девочек на охоту, это их желание, ведь совсем скоро они расстанутся. Мама заодно тоже решилась их сопровождать.

    После обеда дети побежали в сад и разговаривали о разных вещах, но только не о предстоящем отъезде. Затем, услышав приближение охотничьей линейки, побежали одеваться для охоты. Володе досталась «охотничья лошадь», Николенька очень этому завидует и невольно любуется братом, так тот хорош на лошади.

    Доехав до Калинового леса, наши герои останавливаются на пикник: …это был чай на чистом воздухе, мороженое и фрукты. После небольшого отдыха начинается охота на зайцев. Николенька с собакой Жираном сидят под дубом в засаде, ожидая, когда гончие погонят зайца. Заяц неожиданно вышел на поляну и Николенька, растерявшись, что-то закричал и рано спустил собаку. Заяц ушел. Боже мой, что я наделал! От осознания, что провалил порученное ему дело, Николенька замирает на месте.

    Татьяна, как и ее сестры Мария и Александра, была последовательницей учения Толстого. От матери старшая дочь писателя унаследовала практичность, способность заниматься самыми разными делами, как и мать, она любила туалеты, развлечения и была не лишена тщеславия. От отца унаследовала способность к письму, стала писательницей.

    Характеристика Льва Толстого: «Илья, третий… Ширококост, бел, румян, сияющ. Учится дурно. Всегда думает о том, о чем ему не велят думать. Игры выдумывает сам. Аккуратен, бережлив, «мое» для него очень важно. Горяч и violent (порывистый), сейчас драться; но и нежен, и чувствителен очень. Чувствен — любит поесть и полежать спокойно… Все недозволенное имеет для него прелесть… Илья погибнет, если у него не будет строгого и любимого им руководителя».

    Он очень любил мать, та обожала его и прощала сыну все. Отец ценил доброту Андрея, утверждал, что это «самое дорогое и важное качество, которое дороже всех на свете», и советовал ему применять свои идеи на благо народа. Однако Андрей Львович не разделял взглядов отца, считая, что если он дворянин, то должен пользоваться всеми привилегиями и преимуществами, которые ему дает его положение.

    Она была трудным ребенком. Гувернантки и старшие сестры занимались с ней больше, чем Софья Андреевна и Лев Николаевич. Однако в 16 лет произошло ее сближение с отцом, с тех пор она всю жизнь посвятила ему: выполняла секретарскую работу, освоила стенографию, машинопись. По завещанию Толстого, Александра Львовна получила авторские права на литературное наследие отца.

    • Короткие рассказы для детей. Сухомлинский В. А.
    • Короткие рассказы для детей. Я. Тайц
    • Короткие рассказы для дошкольников
    • Короткие рассказы к раскраскам о природе
    • Короткие рассказы о животных

    Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
    Галке нельзя было достать.
    Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

    Крысы и яйцо

    Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
    Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватить; катить? — разбить можно.
    И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.

    Лучшие произведения Толстого для детей. Лев Толстой: рассказы для детей

    Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
    «Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
    Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
    Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
    — Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
    — Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
    Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».

    Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

    Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

    – Нашёл? Нашёл?

    Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

    – Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

    Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

    Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

    Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

    Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

    “Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

    Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

    Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

    Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

    Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

    Мальчик и отец (Правда всего дороже)

    Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.
    Никто не видал.
    Отец пришел и спросил:
    — Кто разбил?
    Мальчик затрясся от страха и сказал:
    — Я.
    Отец сказал:
    — Спасибо, что правду сказал.

    У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
    Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь».
    — «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

    Не лениться

    Были два мужика – Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено.
    А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собирался грести.
    К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела.

    Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь?
    Стали они коня друг у друга рвать.
    — « Дай мне, мой конь!» — « Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой!»
    Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

    Не объедаться

    Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь пошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

    Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей. Это были, в первую очередь, «Азбука» и «Книга для чтения».

    Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Лёва стал четвертым ребенком в этой дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих и других годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство», который и будет первым опубликован в журнале «Современник».

    В разных источниках, дата рождения Льва Николаевича Толстого, указывается по — разному. Самые распространенные версии – 28 августа 1829 года и 09 сентября 1828 года. Родился четвертым ребенком в дворянской семье, Россия, Тульская губерния, Ясная Поляна. В семье Толстых всего было 5 детей.

    Его родословное древо берет начало с Рюриков, мать принадлежала к семье Волконских, а отец был графом. На 9 году жизни, Лев вместе с отцом отправились в Москву впервые. Юный писатель был на столько впечатлен, что эта поездка, дала начало таким произведениям как ,,Детство’’, ,,Отрочество’’, ,,Юность’’.

    В 1830 году умерла мать Льва. Воспитание детей, после смерти матери взял на себя их дядя – двоюродный брат отца, после смерти которого, опекуном стала тетя. Когда умерла тетя — опекун, о детях начала заботиться вторая тетушка из Казани. 1873 года умер отец.

    Первое образование Толстой получил дома, с учителями. В Казани, писатель жил около 6 лет, 2 года потратил на подготовку, чтоб поступить в императорский Казанский университет и его зачислили на факультет восточных языков. В 1844 году стал студентом университета.

    Изучение языков для Льва Толстого не было интересным, после он попытался ,,связать’’ свою судьбу с юриспруденцией, но и здесь обучение не заладилось, поэтому в 1847 году бросил учебу, получил документы из учебного заведения. После неудачных попыток учиться, решил развивать фермерство. В связи с этим вернулся в родительский дом в Ясную Поляну.

    В сельском хозяйстве себя не нашел, зато не плохо получалось вести личный дневник. Закончив работать в сфере фермерства, поехал в Москву, чтоб сосредоточиться на творчестве, но все задуманное пока не осуществлялось.

    Совсем молодым, успел побывать на войне, вместе со своим родным братом Николаем. Ход военных событий, оказал влияние на его творчество, это заметно по некоторым произведениям, например, в повестях ,,Казаки’’, ,,Хаджи – Мурат’’, в рассказах ,,Разжалованный’’, ,,Рубка леса’’, ,,Набег’’.

    С 1855 года Лев Николаевич становился более искусным писателем. В то время, актуальным было право крепостных, о котором написал в своих рассказах Лев Толстой: ,,Поликушка’’, ,,Утро помещика’’ и другие.

    1857-1860 года припали на путешествия. Под их впечатлением подготовил школьные учебники и стал обращать внимание на издание педагогического журнала. В 1862 году Лев Толстой взял в жены молодую Софью Берс – дочь врача. Семейная жизнь, сначала, пошла ему на пользу, тогда были написаны самые известные произведения ,,Война и мир’’, ,,Анна Каренина’’.

    Середина 80-х годов была плодотворной, были написаны драмы, комедии, романы. Писателя волновала тема буржуазии, он был на стороне простого народа, чтоб выразить свои мысли по этому поводу, Лев Толстой создал много произведений: ,,После бала’’, ,,За что’’, ,,Власть тьмы’’, ,,Воскресенье’’ и т.д.

    Роман ,,Воскресенье”, заслуживает особого внимания. Чтоб его написать Льву Николаевичу пришлось потрудиться на протяжении 10 лет. В итоге произведение раскритиковали. Местные власти, на столько боялись его пера, что устанавливали за ним слежку, смогли отстранить от церкви, но несмотря на это, простой люд поддерживал Льва как мог.

    В начале 90-х годов Лев начал болеть. Осенью 1910 года в 82-летнем возрасте, остановилось сердце писателя. Это случилось в дороге: Лев Толстой ехал в поезде, ему стало плохо, пришлось остановиться на железно – дорожной станции Астапово. Приютил больного, у себя дома, начальник станции. Через 7 дней пребывания в гостях, писатель умер.

    Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

    • Юрий Владимирович Долгорукий

      Приблизительная дата рождения Юрия I Владимировича является 1090 год. Шестой сын у Владимира Мономаха в браке со второй женой Ефимией. Будучи ребенком, послан отцом, управлять Ростовом со старшим братом Мстиславом.

    • Гоген Поль

      Наверное, практически для каждого творца и подлинного художника биография имеет довольно высокое значение. Формирование взглядов, наличие насыщенного опыта – подобные факторы и формируют творческую индивидуальность.

    • Роджер Бэкон

      Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.

    • Александр Федорович Керенский

      Керенский родился не в самой богатой семье, но и не в очень бедной, 1881 года, в мае, в городе Симбирск. Кроме того, в этом городе также родился Ленин. Родители Александра хорошо дружили с родителями Ленина.

    • Уильям Гарвей

      Великий научный деятель родился 1 апреля 1578 г. в маленьком графстве Кент. Родом из богатого купеческого рода.

    Цели. Познакомить детей с творчеством Льва Толстого; формировать устойчивый интерес к чтению. Побуждать учащихся к размышлением над тем, какое значение для них играет материал, как он повлиял на их мировоззрение, их чувства. Помочь учащимся связать материал урока с их жизненным опытом. Стимулировать развитие критического мышления. Воспитывать навыки учебного сотрудничества.

    Оборудование. Плакаты: «Азбука» Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни», «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н. Толстой); портрет Л.Н. Толстого; выставка книг Л.Н. Толстого; набор открыток «Ясная Поляна»; репродукция картины Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», Фонограмма русской народной песни «Ой на горе калина», запись детских сказок, конверты с условными изображениями настроений, карточки для групповой работы.

    ХОД УРОКА

    I. Стадия «Эвокация»

    Суггестивный настрой

    -Дорогие ребята, давайте расслабимся, закроем глазки и представим самого дорогого нам человека – маму, а потом папу, бабушку и дедушку. Вон они — на семейном дереве нежно наблюдают за нами. Такое же дерево есть и у литературы. Его корни уходят в прошлое, где зарождались жанры литературы.

    2. Актуализация опорных знаний

    «Ромашка». Вспомните все, что вы знаете о жанрах литературы.

    3. Постановка цели и задач урока.

    -Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое. В тот прекрасный уголок на земле, имя которому Ясная поляна. А встретят нас там произведения из самых разнообразных жанров литературы вместе со своим автором – величайшим писателем всех времён и народов – Львом Николаевичем Толстым.

    «Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком» — так сказал об этом человеке М.Горький.

    II. Стадия усвоения.

    Рассказ учителя

    — Итак, огромное имение Ясная поляна открывает нам свои ворота, а за ними – неописуемой красоты рощи, река, лужайки по которым более 150 лет назад бегал маленький граф Лев Николаевич, Лёвушка, со своими братьями и сёстрами. Там он учился и рос, становился добрым, искренним, творческим молодым человеком. Он был богат, но не отворачивался от бедных крестьянских ребятишек. И, когда ему исполнилось 22 года, решил открыть в своём имении школу для бедных необразованных детей.

    Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
    Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого. Но скоро все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрежкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

    Звучит фонограмма. Один из ее учеников, Василий Морозов, рассказывает: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости… Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки… Порядок у нас был образцовый за все три года».

    В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в общую игру.

    Учитель показывает репродукцию картины Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе C.А. Рачинского» (1895). А сейчас мы познакомимся с одним из рассказов Льва Николаевича о жизни мальчика из одной бедной крестьянской семьи.

    2.Управляемое чтение рассказа «Филиппок» по частям.

    Часть 1.

    • Страницы жизни и творчества Льва Николаевича Толстого
    • Конспект и презентация урока по литературе по теме «Народная мораль в характере главных героев Л. Толстого «Старый дед и внучек»
    • Конспект урока по литературному чтению для начальных классов «Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»»
    • Разработка урока по литературному чтению для начальных классов «Л.Н. Толстой «Акула»»
    • Конспект и презентация урока по литературе по теме «Свет Ясной Поляны. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, педагог, писатель»

    Краткое содержание Л.Н. Толстой «Детство»

    Великого писателя Льва Николаевича Толстого называют «гордостью земли русской». Хотя сам Лев Николаевич не любил, когда его так называли. Весь мир изучает Россию по его книгам. В них, как живые, встают перед нами и дети, и взрослые, простые мужики и богатые образованные господа, солдаты и генералы; в них и картины мирной природы, и жестокие сраженья войны.

    Толстой был не только великим писателем, но и великим человеком. Его дочь Александра Львовна Толстая писала: «Мой отец был велик тем, что всю свою жизнь, с детства, стремился к добру, и, когда ошибался, заблуждался и падал, он никогда не оправдывался, не лгал ни себе, ни людям, а подымался и шёл дальше. Эти основные черты его — смирение и скромность, недовольство собой — и побуждали его подыматься выше и выше».

    Родился Толстой в усадьбе Ясная Поляна под Тулой 9 сентября 1828 года, на кожаном диване господского дома. (Толстые были графами.) На этом же диване родились и его дети.

    Маленький Лёвушка считал всех людей хорошими, он любил весь мир и всех, в нём живущих. «Кто не знает того блаженного чувства умиления в самом раннем детстве, при котором хочется любить всех: и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку; хочется одного, чтобы всем было хорошо, отдать себя, всю свою жизнь, чтобы всегда и всем было хорошо и радостно», — писал Толстой позже.

    У Лёвушки было три брата и сестра. Больше всех он любил старшего брата Николеньку. Тот был удивительным мальчиком и большим фантазёром. Николенька однажды объявил маленьким братьям, что у него есть великая тайна. Когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни ссор, все будут любить друг друга и станут «муравейными братьями». Сказал, что тайну эту он записал на зелёной палочке, а палочку зарыл на краю оврага. Братья играли в «Муравейное братство» и, завесив кресла платками, сидели в темноте, любовно прижавшись друг к другу.

    Николенька обещал отвести мальчиков на волшебную Фанфаронову гору, но для этого они должны пройти испытания. Самым трудным было стать в угол и не думать о белом медведе. Сколько Лёвушка ни пытался, это не получалось, «всё время, как назло, думалось об этом медведе!».

    Идеалу — искоренять в людях зло, вселять в них любовь друг к другу для общего блага и счастья — Лев Николаевич оставался верным всю свою жизнь. Это он утверждал своими книгами.

    Писать Толстой начал на Кавказе, куда позвал его брат Николай. Поступил на военную службу проявил себя очень храбрым в стычках с горцами. Но первый роман написал не об этом, а о своём детстве. Роман так и называется — «Детство». Подписал его «Л.Н.» и послал в Петербург Некрасову. Тот напечатал роман в своём журнале и похвалил неизвестного автора. Весь город гадал, кто же этот талантливый Л.Н.? А молодой автор понял, что его призвание — литература. Здесь пригодились и его острая наблюдательность, и умение понять и выразить самые сложные, самые тонкие переживания человека.

    Потом появились «Отрочество» и «Юность». Интересно, что «Юность» Толстой писал на Крымской войне, под пулями, в осаждённом Севастополе. И одновременно там же написал свои «Севастопольские рассказы». Они тоже произвели огромное впечатление в Петербурге. Россия ещё не видела такого безжалостно правдивого описания и ужасов войны, и мужества и терпения простых солдат. Люди плакали, читая эти рассказы.

    Желание помочь, облегчить жизнь крестьянам, нищим, неграмотным и тёмным, постоянно жило в душе Льва Толстого. Если многие дворяне крестьян и за людей не считали, то Толстой, наоборот, старался сблизиться с ними. Граф иногда сам пахал и косил траву вместе со своими крестьянами.

    Когда он работал в Земской управе, то по всей округе были открыты десятки школ для крестьянских детей. В Ясной Поляне он организовал школу в своей усадьбе и сначала учил сам. Он преподавал так, что ребята не хотели расходиться, а всё просили ещё и ещё продолжить урок. В этой школе никогда никого не наказывали, но ребята учились прекрасно. Для них он писал небольшие рассказы и сказки, простые и мудрые.

    В 1891—1892 годах в Рязанской губернии разразился страшный голод. Толстой поднял всю свою семью на борьбу с ним. По губернии объявили подписку, и на собранные деньги Толстые открывали столовые для крестьян, раздавали семена, дрова, корм для лошадей.

    Лев Николаевич создал гениальные художественные произведения: романы, повести, рассказы, которые прославили его на весь мир. В них, и особенно в своих статьях, Толстой призывал каждого человека стараться стать лучше, бороться со своими пороками, «создать царство Божие внутри себя». Без этого, говорил он, не может быть счастья всего человечества. Он сам всю жизнь старался стать лучше. С течением лет его всё больше угнетало и расстраивало, что он не может полностью жить по собственным убеждениям. Не может раздать всё имущество бедным, лишив свою многочисленную семью привычного достатка. Он страдал от обилия слуг в доме, не терпел, когда крестьян наказывали за что-либо, и т. д.

    В конце жизни Лев Николаевич даже решился уйти из дома, но по дороге простудился и 20 ноября 1910 года умер.

    В своём завещании Лев Николаевич просил дочь на деньги от издания его последних произведений выкупить землю и раздать её крестьянам.

    Похоронить себя он завещал на краю того оврага, где Николенька когда-то закопал зелёную палочку. Его воля была исполнена.

    Толстой говорил: детский возраст — это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

    Главными героями рассказа являются Михаил Семёныч, Василий Минаев и Пётр Михеев. Два мужика представляют разные позиции, противоположные друг другу. Приказчик же является сторонним злом, вокруг действий и характера которого разгораются споры. Многомудрый Литрекон объединил их в одной таблице:

    Василий Минаев Важным героем рассказа является один из мужиков, работающих в господском имении, — Василий Минаев. «Пуще всех он был зол на приказчика», — так описывает автор настрой Василия. Именно он предложил покончить с господским беспределом: «Зарыть где, как собаку, и концы в воду. Только уговор: всем стоять заодно, не выдавать!». Позиция Минаева весьма однозначно: грехом будет не убить столь жестокого, вредящего крестьянам человека.
    Пётр Михеев Не менее важен и образ Петра Михеева — крестьянина в господском имении. Именно в словах Петра отражается авторская позиция: «Кабы нам показано было зло злом изводить, так бы нам и от бога закон лежал; а то нам другое показано. Ты станешь зло изводить, а оно в тебя перейдет. Человека убить не мудро, да кровь к душе липнет. Человека убить – душу себе окровенить».
    Михаил Семёныч Олицетворением жестокости в рассказе выступает приказчик: «Сам он был человек семейный – жена и две дочери замужем – и нажил уж он денег: жить бы да жить ему без греха, да завидлив был и завяз в грехе». Мужчина гнал крестьян на работу и в праздники, и в выходные, заставлял их трудиться днями напролёт. Михаил Семёныч сознавал нелюбовь своих подчиненных к своей личности, но не считал нужным исправлять положение: страх и безысходность, сковавшие мужиков, не давали выбора — им приходилось работать в ужасных условиях.
    Стоит отметить, что приказчик осознал свою неправоту только в критической ситуации — когда все ополчились против него, и только лишь Пётр Михеев сохранял смиренность и спокойствие. Именно поведение Михеева послужило причиной перелома в судьбе Михаила Семёныча. Мужчина решил исправить ситуацию и даже направился к своим крестьянам, однако судьба всё решила иначе.
    Жена Михаила Семёныча Супруга приказчика — женщина средних лет — упоминается в рассказе лишь однажды. Однако реакция Михаила Семёныча на её слова как нельзя точно характеризует самого мужчину: «Не принял Михаил Семеныч жениных речей, только засмеялся на нее.
    – Али давно, – говорит, – по тебе плетка не гуляла, что ты больно смела стала, – не в свое дело вяжешься?».

    Супруга приказчика просила отпустить мужиков «для великого дня, праздника господня», упоминая, что ей снился нехороший сон. Таким образом, автор показывает, что жестокость не зависит от сословия. Женщина, будучи выше всех по положению, сочувствует простому народу и просит мужа не брать грех на душу.

    Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки. Отмена любых наказаний в Яснополянской школе стала новаторством для XIX века. Современники сомневались, может ли такая методика быть эффективной, и спорили: «Все это очень справедливо, но согласитесь, что без розги иногда невозможно и что надо иногда заставлять учить наизусть».

    Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.

    Похожие записи:

    Тема

    Понедельник

    Фольклор

    Вторник

    Сказки

    Среда

    Повести, рассказы

    Четверг

    Стихотворения

    Пятница

    Речетворчество

    Здравствуй, детский сад

    Чтение и заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были?» Цель:  Знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть

    В. Карасева «Оля пришла в садик»

    Цель: формировать умение слушать небольшие по объёму рассказы, оценивать поведения людей.

    Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

    Цель: формировать умение слушать литературные произведения, давая оценку поведению героев, рассказывать о помощи взрослым.

    А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»

    Цель: развивать внимание, память , формировать умение отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу; внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы.

    Ю. Тувим «Чудеса», пер. с. польской А. Милн.

    Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворное произведение, понимать смысл и выделять небылицы.

    Моя семья

    Чтение детям песенки «Дон – дон- дон»

    Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.

    Русская народная сказка «Жихарка»

    Цель: Формировать умение детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.

    Н. Носов «Заплатка».

    Цель: прививать любовь к художественной литературе, формировать умение грамотно, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь.

    Я.Аким «Моя родня» Цель: Совершенствовать представления о семье и её членах, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Дать первоначальные представления о родственных отношениях.

    Заучивание стихов к празднику Осени

    Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени

    Осень. Деревья

    Чтение потешки «Барашеньки»

    Цель: Воспитывать любовь к русскому народному фольклору.

    Развивать память, активную речь ребёнка, пополнять его пассивный и активный словарь.

    Н. Сладков «Осень на пороге».

    Цель: Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивать слух и голос; формировать умение слушать сказки.

    В. Осеева «Синие листья»

    Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поведение его героев.

    И. Бунин «Листопад» (отрывок)

    Цель: развивать внимание, память, формировать умение отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу.

    Повторение стихов, которые учим

    Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени

    Овощи. Огород

    Шотландская народная песня «Купите лук», пер. И. Токмаковой

    Цель: Знакомить с малыми формами фольклора

    Ю. Тувима «Овощи»

    Цель: формировать умение слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы.

    В.Сутеев «Бабушкин огород» Цель: формировать умение внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

    Н. Егорова «Редиска, морковка, тыква…»

    Цель: воспитывать любовь к художественной литературе

    Повторение стихов, которые учим

    Цель: вспомнить стихотворения к празднику Осени

    Фрукты. Сад

    Чтение потешки «Яблоня»

    Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.

    Г. Юдин «Как варить компот»

    Цель: формировать умение слушать произведение, отвечать на вопросы.

    Л. Толстой «Старик и яблони»

    Цель: Продолжать формировать умение детей воспринимать рассказ; вызвать эмоциональный отклик на тему рассказа; воспитывать дружеские взаимоотношения

    В. Орлов «Я учусь варить варенье»

    Цель: Вызывать интерес к чтению стихотворных произведений.

    Игровое задание «Добрый слон». Цель: развивать умение подбирать рифмы к словам.

    Лес. Ягоды. Грибы

    Потешка «Сидит, сидит зайка»

    Цель: формировать умение внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    Сказка «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

    Цель: продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни, создавать атмосферу радости от общения с природой, в игровой форме закрепить знания о грибах.

    В. Сутеев «Под грибом»

    Цель: формировать умение слушать художественное произведение, воспитывать интерес к художественной литературе

    А. Ерикеев «Осень» Цель: Познакомить с новым стихотворением, помочь детям его запомнить; развивать выразительность речи, память; закреплять умение использовать средства интонационной выразительности.

    Чтение Веселых стихотворений.

    Цель: Формировать умение понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений.

    Наша Родина

    Песенка: «Шалтай- болтай».

    Цель: Формировать умение понимать: эмоционально-образное содержание произведения; нравственный смысл произведения.  

    Сказка «Привередница»

    Цель: формировать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения

    Б. Житков «В Москве на улицах» Цель:

    Продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к родному городу.

    З. Александрова «Родина»

    Цель: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей

    Игровое задание «Мы играем – рифмы подбираем». Цель: формировать умение подбирать рифму к словам.

    Домашние животные

    Чтение потешки «Наш козёл…»

    Цель: знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть, воспитывать любовь к русскому народному фольклору.

    Мордовская сказка «Как собака друга искала»

    Цель: формировать умение слушать, оценивать поступки героев.

    К. Ушинский «Бодливая корова» Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.

    Хармс «Удивительная кошка»

    Цель: продолжать формировать умение детей понимать содержание стихотворения, юмористический смысл несоответствия.

    Игровое упражнение «Рифмы-миниатюры» Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, речь, реакцию.

    Домашние птицы

    Чтение потешки «Гуси, вы гуси…»

    Цель:  Знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть

    Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

    Цель: знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь.

    В.Сутеев «Это что за птица?» Цель: 

    Развивать лексико — грамматический строй речи, мышление, зрительное и слуховое внимание, воспитывать чувства товарищества, любви к живой природе.

    Сказка в стихах А. Крылова «Как лечили петуха». Цель: Формировать умение воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

     Игровое упражнение «Так бывает или нет». Цель: формировать умение различать нелепицы и правду, развивать речь, внимание, мышление

    Дикие животные

    Чтение детям потешки «Зайчишка — трусишка»

    Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.

    «Лисичка – сестричка и волк».

    Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, формировать умение понимать и оценивать характер героев.

    Рассказ Е. Чарушина «Волчишко»

    Цель: формировать умения слушать рассказ, беседовать по его содержанию, оценивать поступки героев, развивать любознательность.

    Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

    Цель: формировать умение слушать рассказы, оценивать поведения героев.

    Игровое упражнение «Странные рассказы» Цель: формировать умение анализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывать собственные небылицы или перевертыши.

    Зоопарк

    Потешка «Идёт лисичка по мосту»

    Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.

    Чтение сказки Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров».

    Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.

    М. Пляцковский «Сказка о перевёрнутой черепахе»

    Цель: формировать умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы.

    С.Я. Маршак «Где обедал воробей?»

     Цель: Закреплять в активном словаре названия животных, познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.

    Словесная игра «Подарки».

    Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, речь, реакцию.

    Зима

    Потешка «Кот на печку пошёл»

    Цель: познакомить детей с русской народной формой творчества.

    Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь»

    Цель: знакомить с русскими народными сказками.

    М. Пришвин «Пришла зима» Цель: Продолжать развивать умения детей воспринимать небольшие по объему тексты; довести до сознания детей смысл произведения; воспитывать интерес к худ. литературе

    И. Суриков «Зима»

    Цель: формировать умение детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чествовать и воспроизводить образный язык стихотворения.

    Заучивание стихотворения. Я. Аким «Первый снег»

    Цель: Знакомить с поэзией о зиме, развивать образность речи, память.

    Зимующие птицы

    «Чив – чив воробей» пер, с коми-пермец  В. Климова

    Цель: формировать умение слушать песенку, запоминать ее по содержанию.

    В. Осеева «Сороки»

    Цель: формировать умение слушать текст, отвечать на вопросы педагога.

    Л. Толстой «Хотела галка пить…»

    Цель: формировать умение внимательно, слушать рассказ, развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

    Я. Аким «Покормите птиц зимой». Цель: Закреплять умение детей слушать стихотворные произведения; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по тексту; воспитывать интерес к животным.

    Заучивание стихотворений к празднику «Новый год» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения

    Одежда, обувь, головные уборы

    Чтение потешки «Кисонька-мурысенька,
    Где ты была?»

    Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.

     «Крылатый, мохнатый да масляный».  Цель: продолжать формировать умение детей слушать сказки; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; помогать становлению личностного отношения к произведению.

    Н. Носов «Живая шляпа» Цель: Продолжать развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе

    Е. Благинина «Научу обуваться и братца» Цель: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев

    Повторение стихотворений к празднику «Новый год» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения

    Новый год. Традиции и обычаи

    Чтение мордовской колядки «Ой, коляда, коляда…»

    Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости

    Русская народная сказка «Мороз и заяц»

    Цель: знакомить с русскими сказками, слушать внимательно.

    Н. Воронкова «Как ёлку наряжали»

    Цель: Формировать умение поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение.

    С Дрожжин «Улицей гуляет…»

    Цель: вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить. Расширять у детей память и внимание, воспитывать доброжелательность, любовь к поэзии.

    Заучивание стихотворения А. Барто «К детям елочка пришла»

    Цель: Помочь детям запомнить небольшое стихотворение; развивать выразительность речи

    Неделя здоровья

    Чтение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико…» Цель: продолжать знакомить детей с народными формами творчества, воспитывать любовь к фольклору.

    К. И. Чуковский «Доктор Айболит» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста; поддерживать устойчивый интерес к сказкам

    Чтение рассказа «Как непослушный котенок обжог себе лапу». Цель: Продолжать развивать умение слушать художественные произведения не развлекательного характера; довести до сознания детей смысл произведения; воспитывать любовь и уважение к близким и друзьям.

    Чтение А Барто «Девочка   чумазая «

    Цель: Развивать умение вслушиваться в текст стихотворения; помочь понять смысл произведения; поддерживать  интерес к здоровому образу жизни

    Словесная игра «Снежный ком» Цель: формировать умение создавать смысловую связь между двумя словами и придумывать собственные небылицы или перевертыши

    Зимние забавы

    Потешка «Посылали молодицу » Цель:  Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть

    Сказка «Снегурочка»

    Цель: продолжать воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; подвести к пониманию образного содержания пословиц.

    Н. Калинина «Про снежный колобок»

    Цель: формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам, эмоционально воспринимать литературное произведение.

    А. Барто «Я знаю, что надо придумать» заучивание

    Цель: понимать средства выразительности, развивать образность речи, развивать память.

    Заучивание стихотворения А. Введенского «На лыжах»

    Цель: развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к зимним видам спорта.

    Квартира. Мебель

    Ю. Мориц «Дом гнома, гном — дома!» Цель: познакомить детей с малыми формами народного творчества.

    Чтение сказки » Три поросенка».

    Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. Формировать умение детей понимать эмоциональное образное содержание сказки, её идею.

    В. Инбер «До-ре-ми-фа»

    Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

    Чтение С. Маршака «Откуда стол пришёл?» Цель: Продолжать развивать умение детей внимательно слушать стихотворные произведения; создавать условия для выражения детьми восприятия текста во внешнем действии

    «Скажи наоборот».

    Цель: формировать умение использовать антонимы; выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления

    Посуда. Бытовые приборы

    Считалки Цель: познакомить детей с новой формой народного творчества

    Чтение адыгейской сказки «Золотой кувшин». Цель: Помочь детям понять смысл произведения; поддерживать устойчивый интерес к чтению

    Рассказ Ю Пермяка «Торопливый ножик». Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, рассказывать о помощи по дому.

    К. Чуковский «Телефон»

    Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Помочь детям запомнить фамилию писателя.

    Игровое упражнение «Вопросы и ответы» Цель: формировать умение подбирать рифму к словам.

    Продукты питания

    Чтение потешки «Чигарики-чок-чигары» Цель: формировать умение слушать потешку, запоминать ее по содержанию.

    Бр. Гримм «Сладкая каша» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

    И. Сенченко «Хлеб святой». Цель:

    Закрепить знания детей о том, как делают хлеб; развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя по тексту; воспитывать бережное отношение, уважение к хлебу

    К. Чуковский «Федорино горе»

    Цель: познакомить детей с творчеством К. Чуковского, учить внимательно слушать произведение.

    Заучивание стихотворений для поздравления пап к празднику «День защитников Отечества» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения

    Профессии и инструменты

    Чтение потешки «Береза моя, березонька» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению.

    Украинская сказка «Жадная мельничиха» Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, поддерживать устойчивый интерес к сказкам

    В. Осеев» Сторож».

    Цель: Продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

    С. Михалкова  » А  что у вас?  » Цель: Продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты; отвечать на вопросы по содержанию; закрепить знания о профессиях

    Повторение стихотворений для поздравления пап к празднику «День защитников Отечества» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения

    Защитники Отечества. Военные профессии

    Чтение потешки «Николенька-гусачок»

    Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости

    «Джек и бобовый росток» Цель: Продолжать формировать умение детей воспринимать сказку; вызвать эмоциональный отклик на тему художественного произведения; воспитывать дружеский взаимоотношения

    Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»

    Цель: формировать уменние слушать художественное произведение формировать представление о героизме солдат.

    С. Я. Маршак «Пограничники»

    Цель: Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; развивать внимание, память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к воинам пограничникам Российской армии, уважение к ним.

    Заучивание стихотворений для поздравления мам к празднику «8 марта» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения

    Транспорт. Профессии на транспорте

    Чтение потешки «Во реченьке-речке»

    Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного.

    «Гуси-лебеди» Цель: Продолжать знакомить детей с русско-народным произведениями; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.

    Рассказ Н. Носова «Автомобиль»

    Цель: Продолжать развивать умение слушать небольшие по объему произведения; помочь понять юмор рассказа; воспитывать культуру поведения на улице

    Б. Заходера «Труд  взрослых Цель: Развивать умение детей слушать стихотворные произведения; продолжать знакомить с профессиями; воспитывать уважение к людям различных профессий

    Повторение стихотворений для поздравления мам к празднику «8 марта» Цель: развивать память, формировать умение выразительно рассказывать стихотворения.

    Весна. 8 марта – женский праздник

    Потешка «Иди, весна, иди, красна…»

    Цель: продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению.

    С. Прокофьев «Сказка про маму»

    Цель: формировать умение оценивать поступки героев

    Чтение   рассказа    Н .Сладкова   » Весенняя   баня» Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.

    «Мамин день» Г. Виеру . Цель: формировать умение слушать произведение и отвечать на вопросы.

    Игровое упражнение «Небылицы»

    Цель: формировать умение анализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывать собственные небылицы или перевертыши

    Вода. Круговорот воды в природе

    Чтение потешки «Солнышко-ведрышко»

    Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, формировать умение внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного, активизировать словарь, ознакомить детей с приметами весны.

    «Путешествие капельки» Цель: Развивать образное мышление, воображение, память, способность составлять представление о явлениях природы. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.

    В. Сутеев «Кораблик» с Цель:   Формировать умение воспринимать смысл текста  с опорой на графические схемы,

    активировать и обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

    С. Маршак «Про всё на свете»

    Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка

    С. Маршак «Мяч»

    Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка.

    Обитатели водного мира

    Песенка .С Маршака   «Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения.

    «Первая рыбка» Е. Пермяк. Цель: формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам

    Чтение рассказа Л. Пантелеева » На море.» Цель: познакомить детей с новым автором, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.

    Г. Ладонщикова «Перекупался «Цель: Помочь детям запомнить стихотворение; закрепить знания детей о временах года

    К.Чуковский «Небылицы».

    Цель: Формировать умение внимательно слушать стихотворное произведение, понимать смысл и выделять небылицы.

    Театральная неделя

    Чтение потешки: «Сидит белка на тележке» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой. Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.

    Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях». Цель: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий.

    Д. Хармс «Очень страшная история»

    Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.

    Чтение стихотворения С. Маршак «В театре для детей». Цель: вызвать у детей желание выразительно читать знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии и театру.

    Игровое задание «Мы играем – рифмы подбираем». Цель: формировать умение подбирать рифму к словам.

    Книжкина неделя

    Песенка .С Маршака   «Рыбка» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения.

    Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

    Цель: формировать умение детей внимательно слушать сказку, верно понимать смысл прочитанного, высказывать свои мысли и рассуждать, сравнивать услышанную сказку с прочитанными ранее.

    Н. Павлова «Земляничка»

    Цель: формировать умение внимательно, слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.

    С. Михалков «Праздник непослушания»

    Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста.

    Игровое упражнение «Рифмы-миниатюры» Цель: активизировать словарь детей, развивать внимание, речь, реакцию

    Космос

    Чтение потешки   «Ах ты, жура-журавец…» Цель: развивать умение детей слушать небольшие по объему литературные произведения народного творчества.

    Сказка Д. Биссета «Про поросенка который учился летать» Цель: формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по тексту

    Чтение

    рассказа В. Бороздина «Звездолётчики».

    Цель: формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любознательность.

    Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

    Цель: Помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность:

    Заучивание считалки про планеты. Цель: развивать память, внимательность.

    Перелетные птицы

    Чтение русской народной песенки «Тень-тень-потетень».

    Цель: познакомить детей с содержанием песенки; формировать умение слушать стихотворный текст; проговаривать звукоподражательные слова, отвечать на вопросы по содержанию.

    Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

    Цель: формировать умение слушать сказку, переживать с героями, выделить главную мысль художественного произведения

    В. Бианки « Подкидыш».

    Цель: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.

    «Чудо-дерево» К. Чуковский.

    Цель: продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского, формировать умение понимать юмор, пытаться интерпретировать его, придумывая аналогичные варианты.

    Чтение «Загадок с ответами в рифму»

    Цель: Формировать умение понимать содержание стихотворений, отвечать в рифму

    Весна. Первоцветы

    Л. Николаенко «Кто рассыпал колокольчики»

    Цель: Знакомить с малыми формами фольклора.

    Н. Сладков «Медведь и солнце»

    Цель: формировать умение слушать сказки, развивать речь.

    В. Паспалеева «Лесная фиалка»

    Цель: формировать умение слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию

    Е. Баратынский «Весна, весна»

    Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

    Игровое задание «Добрый слон». Цель: развивать умение подбирать рифмы к словам.

    Насекомые

    Чтение потешки: «Как у бабушки Варвары» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой, воспитывать любовь к фольклору.

    Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

    Цель. Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

    Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

    Цель. Продолжать формировать умение детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.

    И. Крылов «Стрекоза и муравей» Цель: Познакомить детей с

    жанровыми особенностями басни;

    раскрыть значение пословиц о труде, воспитывать познавательный интерес, развивать внимание, терпение, умение слушать;

    Чтение «Загадок-обманок»

    Цель: Формировать умение понимать содержание стихотворных произведений, их юмористический смысл и несоответствия; помочь осмыслить значение образных выражений.

    Россия. День Победы

    Чтение потешки: «Туру, туру, пастушоок» Цель: Вызывать интерес к чтению. дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости; воспитывать любовь к фольклору.

    В. И. Даля «Лиса – лапотница»

    Цель: развивать внимание, память мышление, умение слушать; отвечать на вопросы.

    Чтение рассказа С. Прокофьева «Когда можно плакать?», «Маша и Ойка». Цель: помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность.

    Чтение стихотворения А Усачева «Что такое День Победы.» Цель: закреплять знания детей о празднике «День Победы»; воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за Подвиг своих предков.

    Игровое упражнение «Небылицы»

    Цель: формировать умение анализировать произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывать собственные небылицы или перевертыши

    Безопасность (ПДД ОБЖ)

    Чтение мордовской заклички «Лето приди, приди…»

    Цель:

    Продолжать знакомить детей с народной культурой. воспитывать интерес к чтению; дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости.

    Рус. нар. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. Л.Н. Толстого Цель: Продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать правила безопасного поведения на улице и дома, поддерживать устойчивый интерес к сказкам

    Л. Берг «Рассказ о маленьком автомобильчике»

    Цель: формировать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, эмоционально воспринимать литературное произведение.

    Т. Александрова «Светик -трехцветик »

    Цель: формировать умение внимательно слушать стихотворные произведения; закреплять знания о назначении светофора; воспитывать культуру поведения на улице

    Заучивание считалки про светофор. Цель: развивать память, внимательность

  • Рассказ хлебный голос ремизов читать
  • Рассказ филипок толстого слушать
  • Рассказ флаг катаев краткое содержание
  • Рассказ ушинского утренние лучи
  • Рассказ финна гекльберри финна