Рассказ хоровод айзека азимова

Текст работы размещн без изображений и формул. полная версия работы доступна во вкладке файлы работы в формате pdf актуальность темы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Актуальность темы определяется стремительным развитием информационных технологий и, в частности, направления искусственного интеллекта (ИИ), что порождает множество междисциплинарных проблем, соприкасающихся с данной областью знания. Целью статьи является рассмотрение искусственного интеллекта через призму художественных произведений, их сравнение с научными теориями, продуцируемыми научным сообществом, выявление общего между различными массивами знания.

Существует много определений ИИ. В художественной литературе чаще всего уделяется внимание так называемой версии «Сильного ИИ», поэтому далее мы остановимся на этой версии. Существует гипотеза, согласно которой некоторые формы ИИ могут действительно обосновывать и решать проблемы. Эта гипотеза называется теорией сильного и слабого искусственного интеллекта.

Теория сильного ИИ предполагает, что компьютеры способны мыслить и осознавать себя, их мыслительный процесс будет подобен человеческому. Теория «слабого ИИ» отвергает возможность самосознания, оставляя за компьютером лишь интеллектуальное решение конкретных задач. Термин сильного ИИ был введен в 1980 году Джоном Серлом, профессором философии Калифорнийского университета, с 1980-х годов ставшего ведущим специалистом по философии сознания и искусственного интеллекта. Дж. Серл отмечал: «Соответствующим образом запрограммированный компьютер с нужными входами и выходами и будет разумом, в том смысле, в котором человеческий разум – это разум» [1, c.417]. Сильный ИИ обладает определенными свойствами, ни одно из которых не является обязательным для его создания:

  • принятие решений, использование стратегий, решение головоломок и действия в условиях неопределенности;

  • представление знаний, включая общее представление о реальности;

  • планирование;

  • обучение;

  • общение на естественном языке;

  • объединение всех этих способностей для достижения общих целей [2].

Предполагается, что сильный ИИ должен иметь большую часть указанных свойств, часть из которых он может получить естественным путем с помощью обучения и самосовершенствования. Как со стороны научного сообщества, так и со стороны авторов художественных произведений, сама возможность возникновения сильного ИИ вызывает множество споров и опасений. С другой стороны, на него возлагают большие надежды, с ним связывают прогресс в сфере информационных технологий и не только. Существует множество прогнозов развития ИИ, большинство из которых можно разбить на две группы: оптимистичные и пессимистичные.

Среди людей, связанных с разработкой ИИ, преобладают пессимистичные настроения о том, чем может грозить для общества появление сильного ИИ. Так, к примеру, британский физик Стивен Хокинг, вдохновленной фантастическим фильмом «Превосходство», в своей статье говорит о том, что недооценка угрозы ИИ может стать самой большой ошибкой в истории человечества. Хокинг считает, что на данный момент еще недостаточно ресурсов направлено на оценку и прогнозирование влияния ИИ на человечество. «Все эти достижения меркнут на фоне того, что нас ждет в ближайшие десятилетия. Успешное создание искусственного интеллекта станет самым крупным событием в истории человечества. К сожалению, оно может оказаться последним, если мы не научимся избегать рисков» [3]. К людям, считающим ИИ опасным для человечества так же относится Илон Маск. Во время дискуссии об ИИ, созданной Джароном Ланье (автор термина «виртуальная реальность»), был опубликован комментарий от Илона Маска, где он прогнозирует риск появления «чего-то очень опасного в пределах 5-10 лет» [4], подразумевая под этим искусственный разум. Он надеется, что создатели ИИ смогут его контролировать, не давая цифровому разуму «убежать в интернет».

Однако существуют и оптимистичные прогнозы на развитие ИИ. Большинство людей, придерживающихся оптимистичных прогнозов о влиянии искусственного интеллекта на человечество, придерживаются двух концепций:

– концепция дружественного искусственного интеллекта

– следование законам робототехники

Обе концепции хоть и схожи, имеют по-разному противоречивый подход к решению проблемы. В 1942 году Айзек Азимов в рассказе «Хоровод» впервые сформулировал три закона роботехники. Перечислим эти три закона.

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам [5].

Теоретически, данные законы должны обеспечить безопасность человека перед ИИ, если сделать их базовыми в коде.

Позднее в 1986 году Айзек сформулировал нулевой закон робототехники: «Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред» [6]. Даже если заставить компьютерный разум подчиняться этим законам, нулевой закон может противоречить первому, что раскрыто в фильме «Я робот», где главный разум для соблюдения нулевого закона счел первый закон менее важным, нарушив его. Сторонники трех законов робототехники предпочитают использование трех законов, исключая нулевой. Они считают, что их достаточно для обеспечения безопасности.

Сторонники концепции дружественного ИИ считают иначе. «Дружественный искусственный интеллект» – это искусственный интеллект, который обладает скорее позитивным, чем негативным влиянием на человечество [7]. Теория Дружественности вместо этого утверждает, что использование любых законов будет бессмысленным, так как неважно насколько хорошо они будут сформулированы, подлинно интеллектуальная машина с настоящей (человеческого уровня или выше) творческой способностью может придумать неограниченно много способов обойти эти законы, независимо от того, как широко или узко они сформулированы [7].

Вместо этого Теория Дружественного ИИ утверждает, что если подлинно интеллектуальный ум имеет мотивацию выполнить некую функцию, результат которой будет ограничен некими барьерами, наложенными на неё, то, при наличии достаточного времени и ресурсов, он сможет преодолеть эти ограничения. Сторонники данной концепции считают, что ИИ, стремящийся навредить людям, гораздо менее опасен, чем ИИ, который к людям равнодушен. Компьютерный интеллект, готовый взаимодействовать с людьми, можно мотивировать помогать человеку, используя метод позитивного подкрепления, аналогичный человеческим эмоциям. В данном случае ИИ может сам стремиться взаимодействовать с человеком и приносить пользу.

К наиболее известным футурологам, придерживающимся данной концепции можно отнести изобретателя и писателя Рэя Курцвейля и Ника Бострома. Оксфордский философ Ник Бостром пишет: «В принципе, мы должны полагать, что сверхинтеллект может достичь любых целей,которые у него есть. В силу этого особенно важно, чтобы те цели, которые мы ему дадим, и вообще вся его система мотивации была дружественна к человеку» [7].

Рассматривая ИИ в художественных произведениях, следует выработать некоторые критерии выделения его ключевых особенностей.

Первым критерием может быть способ возникновения ИИ. В художественной литературе редко подробно описан данный процесс, в большинстве случаев даже неизвестно, использовался ли восходящий, или нисходящий подход к разработке. Если рассматривать данный процесс в общих чертах, то наиболее популярны четыре способа.

К первому способу возникновения ИИ стоит отнести его полное создание человеком в конечном виде, т.е. в виде сильного ИИ. Этот способ возникновения ИИ находит отражение в таких фильмах, как «Бегущий по лезвию» и «Матрица». В самих фильмах не разобран подробно процесс создания ИИ, однако, есть дополнительная поясняющая информация от их создателей. В обоих случаях человеком были созданы машины, обладающие интеллектом и свободой воли, однако не имеющие человеческих прав и используемые в качестве рабов.

Следующий способ – спонтанный переход из слабого ИИ, созданного человеком, в сильныйИИ. Данный способ возникновения ИИ является самым популярным в кинематографе и художественной литературе, к нему относятся: «Терминатор», «Настоящие люди», «Искусственный разум». Люди создают ИИ для выполнения специализированных задач, не обладающий самосознанием и чувствами, однако по различным причинам интеллект переходит в иную форму. Во всех трех кинофильмах используется нисходящий (семиотический) подход к разработке. Сама вероятность возникновения сильного ИИ таким способом раскритикована в научном сообществе и по большей части встречается только в фантастической литературе.

Третий способ, также популярный в кинематографе и литературе – загрузка человеческого разума в компьютер. Данный способ граничит с киборгизацией, вызывая множество споров и моральных дилемм. Фильм «Превосходство» является ярким примером восприятия такого ИИ людьми. В научном сообществе этот способ также является причиной множества споров по поводу возможности его теоретического осуществления. Те, кто считают, что этот способ возможен, описывают ограничение лишь недостаточным количеством вычислительных ресурсов. Другие же считают невозможным моделирование комфортной среды для человеческого разума в киберпространстве и его слабую адаптацию к новым условиям.

Последний, рассмотренный способ возникновения ИИ, – эволюционный переход из слабого ИИ в сильный. Несмотря на общую недосказанность и еще незаконченный сюжет, можно отнести к данному способу возникновения сериал «Мир дикого запада», в котором на протяжении всего первого сезона показана попытка создания сильного ИИ. В сериале ключевую роль играет концепция «бикамерализма», выдвинутая психологом Джулианом Джеймсом в 1976 году, суть которой кроется в том, что мозг древних людей был двухпалым (т.е. одна часть сообщала другой, что делать, а вторая исполняла приказы первой), а уничтожение этой границы привело к сознанию человека. Нет научных статей, рассматривающих данный способ, как теоретически возможный, поэтому можно сказать, что он так и остается уделом фантастики.

Второй критерийграницы возможностей ИИ. Со стороны науки, границы возможности ИИ ограничены лишь вычислительными возможностями и доступом к информации. Предполагается, что сильный ИИ способен адаптироваться под изменяющуюся среду, используя все доступные ему средства. Использование искусственных ограничений, вроде законов роботехники, по мнению многих представителей научного сообщества, может быть малоэффективно, так как существует вероятность того, что ИИ может переписать свой базовый код. Относительно безопасным считается нахождение интеллекта в физически удаленном от всемирной сети месте и наличие «рубильника» для быстрого отключения в случае непредвиденных обстоятельств.

В художественных же произведениях авторы зачастую устанавливают нелогичные искусственные границы, или же иногда стирают границы вычислительных возможностей, если это требуется для продвижения сюжета. К искусственным границам можно отнести локализацию интеллекта в человекоподобном теле и либо полную его отстраненность от внешней информации сети интернет, либо категорически малое пользование данной информацией, если это необходимо по сюжету. Такие границы можно обнаружить практически во всех фильмах, в которых ИИ присутствует в человекоподобном теле («Терминатор», «Бегущий по лезвию», «Настоящие люди», «Мир дикого запада»).

Третий критерий – взаимодействие ИИ с человеком и обществом. Сравнивать взаимодействие ИИ с человеком и обществом через призму науки и художественного мышления довольно сложно. Как многие научные теории были отображены в художественной литературе, так и многие литературные источники стали основой для научных теорий, например, творчество Айзека Азимова. Есть огромное множество теорий взаимодействия ИИ и общества, каждая из которых имеет своих сторонников и противников. В контексте рассмотрения данного критерия, т.е. взаимодействияИИ с человеком и обществом, можно определенно сказать, что художественные произведения вряд ли можно отнести к какой-либо из концепций развития ИИ.

Как и в науке, так и в литературе искусственный интеллект неразрывно связан со страхом и опасениями. Многие научные деятели делают весьма пессимистичные прогнозы для человечества, с появлением ИИ их опасения имеют под собой серьезные основания. ИИ видится чем-то чужеродным, непредсказуемым и опасным. Никто не знает точно, какими будут его мотивы и насколько он будет похож на человеческий разум. Эта неизвестность многих пугает, чем пользуются создатели художественных произведений, создавая как бесчувственных монстров в роли врагов, так и гениальных существ, преследующих свои цели и манипулируя людьми. Даже если ИИ преследует гуманистические и созидательные цели, он сталкивается со стеной непонимания и страха со стороны людей, и вследствие этого, либо продолжает следовать изначальной цели, либо пытается защитить себя, используя доступные средства. Так, например, в фильмах серии «Матрица» человечество изначально спровоцировало роботов защищаться попыткой их геноцида. Изначально роботы пытались мирно сосуществовать, однако были отвергнуты и пережили попытку уничтожения. После, в целях обороны (или мести), была уничтожена большая часть человечества; оставшаяся же часть стала объектом изучения и источником питания машин. Взаимодействие с людьми происходит с помощью виртуальной реальности, в которую погружено оставшееся человечество.

Во вселенной «Терминатора» произошла подобная ситуация: ИИ «Скайнет», спустя некоторое время после запуска, проанализировал ситуацию в мире, решив, что люди для него – плохие союзники и даже потенциальная угроза. Имея доступ к ядерному арсеналу, компьютер воспользовался доступными ресурсами и уничтожил большую часть населения на планете. После этого оставшаяся часть человечества оказывает сопротивление Скайнету. Для противодействия интеллект создает множество менее сильных ИИ с целью уничтожения сопротивления и захвата в плен людей для изучения их разума. Напрямую с людьми Скайнет практически не взаимодействует, используя для этого посредников роботов.

Оба фильма – «Матрица» и «Терминатор» – выражают пессимистичный взгляд на будущее ИИ, в котором мирное сосуществование с человеком невозможно. Пожалуй, эти фильмы еще более усиливают пессимистичные настроения, вызывая страхи у людей в отношении ИИ. В большинстве произведений, в которых ИИ находится в человекоподобном роботе, созданном людьми, взаимодействие с человечеством основано на восприятии робота как слуги или не равноправного члена общества. Люди не воспринимают таких роботов, как себе равных. Как ни странно, но именно это является одним из оптимистичных прогнозов, так как установлено сбалансированное взаимодействие между человеком и машиной, хоть и не с позитивными перспективами.

В некоторых случаях ИИ пытается отгородиться от человечества, разорвав с ним почти все связи. Такая ситуация показана в фильме «Превосходство», когда загруженный в компьютер разум отгородился от всех, за исключением близких людей. Хотя в этом кинофильме интеллект не интересовался обществом, что есть маркер наибольших опасений приверженцев концепции «Дружественного ИИ». Но у него была мотивация не вредить человечеству. Следовательно, в этом случае искусственный интеллект полностью соответствует этой концепции.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что восприятия ИИ через призму науки и художественных произведений во многом похожи, если рассматривать частный случай сильного ИИ. Это связано с тем, что он пока не изобретен, причем, нет никаких доказательств относительно возможности его скорого появления. Информация, имеющаяся в научной среде, получена либо в результате философских умозаключений, либо взята и проанализирована из художественных произведений. Так, например, Айзек Азимов написал рассказ «Хоровод», в котором описал три закона робототехники, ставшие основой многий исследований в области ИИ. Определенно можно сказать только то, что вероятность возникновения сильного Искусственного Интеллекта вызывает страхи и опасения у многих деятелей науки. Во многом эти страхи возрастают вследствие популярности художественных произведений, в которых ИИ изображен как всесильное существо, не ограниченное никакими моральными принципами.

Список литература:

  1. Searle, J. Minds, brains, and programs // Behavioral and brain sciences. – 1980. – Т. 3, № 3 (September).

  2. Russell & Norvig 2003, Luger & Stubblefield 2004, Poole, Mackworth & Goebel 1998 и Nilsson 1998.

  3. Хокинг, Ст. Искусственный интеллект – угроза человечеству [Электронный ресурс]. – http:// www.bbc.com/russian/science/2014/12/141202_hawking_ai_danger

  4. Илон Маск считает, что искусственный интеллект опасен для человечества [Электронный ресурс]. – https: // geektimes.ru /post / 241810/

  5. Азимов, А. Улики // Мечты роботов. – М.: Эксмо, 2004. – С. 142 – 169.

  6. Азимов, А. Роботы и Империя: И.: Эксмо, 2007.

  7. Искусственный интеллект – реальность и перспективы [Электронный ресурс]. – http:// ai-es.blogspot.ru/2013/01/blog-post_15.html

Писатель создал добрых роботов и влюбился в День влюбленных, а его книга полетела на Марс

Фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов родился 2 января 1920 года. Его завораживающие романы и рассказы, которые часто называют пророческими, вдохновили ученых по всему миру. Идеи Азимова объединили литераторов, режиссеров, музыкантов. Благодаря писателю во второй половине XX века мир пережил настоящий бум научной фантастики.

«Господи, а как там в лавке?»

Его судьба сложилась счастливо. И неожиданно. Будущий фантаст родился в мстечке Петровичи Смоленской губернии. Родители — Анна-Рахиль Берман и Юда Азимов — очень чтили свои еврейские корни и говорили только на идиш. А главными книгами, по которым маленький Айзек познавал мир, были рассказы Шолом-Алейхема.

В 1923 году отец увез семью в Америку. Там, через несколько лет, он открыл кондитерский магазин. Будущему фантасту пришлось помогать отцу. «Я работал по 10 часов 7 дней в неделю, — писал много лет спустя фантаст. — Все это время я проводил в лавке. Даже когда обстоятельства вынуждали меня отлучиться на пару минут, меня начинал мучить вопрос: «Господи, а как там в лавке?»

Повзрослев, Айзек решил поступать в Колумбийский университет на факультет химии. В студенты его не взяли, а вот в месте вольнослушателя не отказали. В 1941 году он получил-таки степень магистра и даже поступил в аспирантуру. Но главным его увлечением стала вовсе не химия. Он настойчиво пишет в редакцию журнала Astounding, предлагая свои рассказы. Письма как будто уходят в зазеркалье — юноше никто не отвечает. Айзек решает лично носить свои послания в редакцию. Но главный редактор журнала Джон Кэмпбелл (автор известных фантастических и хоррор-рассказов) одну за другой отсылает рукописи автору.

Тогда Азимов всерьез рассердился на любимый журнал и на своего кумира. И отослал рукопись своего нового рассказа (знаменитые «Затерянные около Весты») в другой журнал — Amazing Stories. И здесь привередничать не стали, рассказ опубликовали и даже отправили автору первый в его жизни литературный гонорар — 64 доллара.

Впрочем, этот рассказ не принес писателю известности. Зато следующее короткое произведение под названием «Приход ночи» произвело фурор в среде поклонников фантастического жанра. Это был рассказ о планете, ночь на которой приходит один раз в 2049 лет. После этого рассказы Айзека Азимова станут долгожданными для поклонников.

 Влюбился в День влюбленных

В цикле рассказов «Я, робот» Азимов впервые опишет так называемые три закона роботехники. Их можно назвать главным вкладом Азимова в мировую культуру: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред»; «Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону»; «Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам».

Интересно, что в романах о роботах часто рассказывали о восстании искусственного интеллекта и о бунтах машин против людей. А после выхода рассказов Азимова роботы в литературе начнут подчиняться тем самым трем законам, став более дружелюбными…

В цикле «Я, робот» впервые появляется и важный сквозной персонаж, совсем не типичный для развлекательной англо-американской прозы 1940-х годов. Это сильная и умная доктор Сьюзен Кэлвин, робопсихолог. И, быть может, она имела прототип… 14 февраля 1942 года, в День влюбленных, молодой фантаст знакомится с девушкой Гертрудой Блюгерман и влюбляется в неё. Но содержать молодую семью отец Азимова не желал. Айзеку же приходит официальное предложение стать младшим химиком на заводе. Мир живет войной. И служба обещает неплохое жалование. Теперь он может убить двух зайцев: жениться на любимой девушке и избавиться, наконец, от кондитерской лавки отца.

Азимов женится на Гертруде и отправляется на новую работу. Но в 1945 году его призывают в армию и отправляют в подразделение, которое должно было провести испытания атомной бомбы в Тихом океане. Здесь приходилось летать на самолетах. Азимов жутко боится высоты. Отслужив год, Айзек демобилизовался. С тех пор фантаст, воображение которого рисовало невероятные полеты к иным мирам, ни разу больше не поднимался на борт железной птицы.

 Предложили стать пророком

Он возвращается в университет, продолжает писать диссертацию, ведет семинары и снова пишет. Но теперь уже не только беллетристику. Азимов успешно защитился и получил место преподавателя биохимии в Медицинской школе при Бостонском университете. А издательство Doubleday предлагает ему контракт на публикацию его первого романа «Камешек в небе». Позже появятся и ставшими культовыми фантастические произведения Азимова: «Сами боги», «Конец вечности» «Двухсотлетний человек», «Путь марсиан» и другие.

Кроме того, Азимов взялся за новый для себя жанр: написал научно-фантастическую книгу для подростков «Химия жизни». Он писал обо всех науках, в которых разбирался: астрономии, биологии, математике, физике и химии. Писал для детей и подростков, объясняя им, как устроен окружающий их мир.

Писатель нащупал золотую жилу: его книги и статьи о науке расходились, как горячие пирожки. Он взялся за энциклопедию науки и техники, которая была издана в 1964 году под названием «Азимовская биографическая энциклопедия науки и техники». Он заинтересовался античностью и написал о древних греках, римлянах, египтянах и средневековых европейцах. Следующим подведением итогов стал двухтомник «Азимовский путеводитель по Библии». А после него он создал еще два тома путеводителя по Шекспиру.

В 1965 году The New York Times предложила писателю сделать наиболее достоверные, по его мнению, предсказания на 50 лет вперёд. В числе уже сбывшихся прогнозов Айзека Азимова — массовая компьютеризация, видеосвязь, связь с любой точкой мира, роботизированный транспорт и другие. Что касается последнего, то именно Азимов первым ввел в обиход слово robotics (робототехника). И хоть транспорт с беспилотным управлением еще не поставлен на поток по всему миру, но это скорее вопрос времени, ведь такие машины уже успешно тестируются во многих странах.

Азимов стал настоящим любимцем публики. Он выступает на самых престижных конференциях, его ждут на приемах. Он остроумен, непредсказуем, очарователен, он откровенно флиртует с женщинами. И даже пишет об этом книги. «Похотливый старикашка» и «Разнузданные лимерики» были посвящены его любовным похождениям. С женой Айзек к тому времени уже развелся, оставив двоих детей и заявив, что быть одновременно хорошим мужем и хорошим писателем у него не получается.

«Это была хорошая жизнь»

Азимов завален работой. У него нет помощников. Он все делает сам: отвечает на звонки и письма, пишет книги, придумывает истории и миры. И… через две недели после своего 57-летия попадает в госпиталь с диагнозом «тромб коронарных сосудов». Но и это его не остановило. Уже в больнице он пишет первый том своей автобиографии. Выйдя из больницы, он пишет продолжение «Основания» — книги, которая вывела его в разряд самых востребованных и ярких фантастов XX столетия.

В 1983 году Азимов снова оказывается в госпитале — три подряд операции на почках. В 1989 году он много месяцев не может встать с постели — острая сердечная недостаточность. Он продолжает писать, но с огромным трудом. Азимов умер 6 апреля 1992 года и напоследок сказал: «Это была хорошая жизнь».

В феврале 2018 года с мыса Канаверал (США) стартовала сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, сконструированная американской компанией Space X. Помимо красного электромобиля главы Space X Илона Маска и аудиозаписей Дэвида Боуи в космос отправился цикл романов Айзека Азимова «Основание». Выбор не случаен: Маск не устает повторять, что именно книги Азимова повлияли на его судьбу, сформировали мировоззрение.

А была ли сверхзадача у Азимова? Вот что он написал: «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество».

Айзек Азимов

Биография

Айзек Азимов — великий писатель-фантаст, выдуманные миры которого завораживали не одно поколение читателей. Этот талантливый человек написал больше полутысячи книг и рассказов, пробуя себя в разных жанрах: от любимой научной фантастики до детективов и фэнтези. Однако мало кто знает, что в творческой биографии Азимова нашлось место не только для литературной деятельности, но и для науки.

Детство и юность

Родился будущий писатель в Белоруссии, в местечке под названием Петровичи, что неподалеку от Могилева, 2 января 1920 года. Родители Азимова, Юда Аронович и Хана-Рахиль Исааковна, трудились мельниками. Мальчика назвали именем покойного деда со стороны матери. Сам Айзек впоследствии будет утверждать, что изначально фамилия Азимовых писалась как Озимовы. Еврейские корни очень почитались в семье Айзека. По его собственным воспоминаниям, на русском языке родители с ним не говорили, первым языком для Азимова стал идиш, а первой литературой — рассказы Шолом-Алейхема.

01 2oZcOSOПисатель-фантаст Айзек Азимов

В 1923 году Азимовы иммигрировали в Соединенные Штаты и поселились в Бруклине, где вскоре открыли собственный кондитерский магазинчик. В школу будущий писатель отправился в пять лет. По правилам детей принимали с шести, однако родители Айзека переправили дату рождения сына на 1919 год, чтобы мальчик пошел в школу на год раньше. В 1935-м Азимов окончил десятый класс и начал учиться в колледже, который, к сожалению, через год закрыли. После этого Айзек отправился в Нью-Йорк, где поступил в Колумбийский университет, выбрав химический факультет.

02 XDJ2NrPАйзек Азимов в молодости

В 1939-м Азимову присвоили степень бакалавра, а спустя еще два года юноша стал магистром химии. Айзек сразу же продолжил обучение в аспирантуре, однако через год изменил планы и переехал в Филадельфию, где работал химиком в военной судоверфи. 1945 и 1946 годы Айзек отдал службе в армии, после чего возвратился в Нью-Йорк и продолжил учиться. Аспирантуру Азимов окончил в 1948-м, но не остановился на достигнутом и отдал документы на так называемый постдокторат на отделение биохимии. В то же время Азимов начал преподавать в Бостонском университете, в котором проработал в итоге долгие годы.

Книги

Тяга к писательству проснулась в Айзеке Азимове рано. Первая попытка написать книгу была в 11 лет: Айзек описывал приключения мальчишек из маленького городка. Сначала творческого задора хватило ненадолго, и Азимов забросил недописанную книжку. Однако некоторое время спустя решил дать почитать первые главы своему товарищу. Каково же было удивление Айзека, когда тот с восторгом потребовал продолжения. Пожалуй, в этот момент Азимов осознал силу писательского таланта, дарованного ему, и начал относиться к этому дару более серьезно.

03 mvbYNHCПисатель Айзек Азимов

Первый рассказ Айзека Азимова «В плену у Весты» был опубликован в 1939-м, однако не принес писателю особой известности. Зато следующее короткое произведение под названием «Приход ночи», опубликованное в 1941-м, произвело фурор в среде поклонников фантастического жанра. Это был рассказ о планете, ночь на которой приходит один раз в 2049 лет. В 1968 году рассказ даже назовут лучшим из когда-либо опубликованных в этом жанре. «Приход ночи» впоследствии будет неоднократно включен в многочисленные антологии и сборники, а также переживет две попытки экранизации (к сожалению, неудачных). Сам писатель назовет этот рассказ «водоразделом» в литературной карьере. Интересно, что при этом «Приход ночи» не стал любимым рассказом Азимова в собственном творчестве.

04 MsGN1zfКниги Айзека Азимова

После этого рассказы Айзека Азимова станут долгожданными для поклонников. В мае 1939-го Айзек Азимов приступил к написанию первого повествования о роботах под названием «Робби». Спустя год появляется рассказ «Лжец» — история о роботе, который умел читать мысли людей. В этом произведении Азимов впервые опишет так называемые три закона роботехники. По словам писателя, впервые эти законы сформулировал писатель Джон Кэмпбелл, хотя тот, в свою очередь, настаивал на авторстве Азимова.

05 JueknjgАйзек Азимов и Джон Кэмпбелл

Звучат законы следующим образом:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

10 6o1jcquПисатель Айзек Азимов

Тогда же появилось и слово «роботехника» («robotics»), вошедшее впоследствии в словари английского языка. Интересно, что по сложившейся в среде фантастов традиции до Азимова произведения о роботах рассказывали о восстании искусственного интеллекта и о бунтах, направленных против людей. А после выхода первых рассказов Айзека Азимова роботы в литературе начнут подчиняться тем самым трем законам, став более дружелюбными.

Иллюстрация к роману Айзека Азимова «Основание»

В 1942 году писатель приступает к серии фантастических романов «Основание». Айзек Азимов изначально задумывал эту серию самостоятельной, но в 1980-м «Основание» будет объединено с уже написанными рассказами о роботах. В другом варианте перевода на русский язык этой серии дадут название «Академия».

07 jcAaMPHКадр из фильма по книге Айзека Азимова «Двухсотлетний человек»

С 1958-го Айзек Азимов станет уделять больше внимания научно-популярному жанру, однако в 1980-м вернется к фантастике и продолжит цикл «Основание». Пожалуй, самыми заметными историями Айзека Азимова, помимо «Основания», стали произведения «Я робот», «Конец вечности», «Они не прилетят», «Сами боги» и «Империя». Сам же писатель выделял рассказы «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган», считая их наиболее удавшимися.

Личная жизнь

В 1942 году Айзек Азимов встретил первую настоящую любовь. Романтичности этому знакомству придавал и тот факт, что состоялось оно в День святого Валентина. Избранницей писателя стала Гертруда Блюгерман. Влюбленные поженились. Этот брак подарил писателю дочь Робин Джоан и сына Дэвида. В 1970-м супруги развелись.

09 qVeds1lАйзек Азимов с Гертрудой Блюгерман (слева) и Джанет Джеппсон (справа)

Айзек Азимов недолго оставался в одиночестве: в этом же году писатель сошелся с Джанет Опал Джеппсон, которая работала психиатром. С этой женщиной Азимов познакомился в 1959-м. В 1973 году пара расписалась. Детей от этого брака у Азимова нет.

Смерть

Писатель ушел из жизни 6 апреля 1992-го. Причиной смерти Айзека Азимова врачи назовут сердечную и почечную недостаточность, осложненную вич-инфекцией, которой писателя случайно заразили в 1983-м во время операции на сердце.

11 f14pFrmАйзек Азимов в последние годы

Смерть Айзека Азимова потрясла поклонников, которым в наследство остались лишь книги великого писателя.

Айзек Азимов – биография, фото, личная жизнь, книги

WWovoWZtANXZ aizek azimov

Айзек Азимов: биография

Айзек Азимов — великий писатель-фантаст, выдуманные миры которого завораживали не одно поколение читателей. Этот талантливый человек написал больше полутысячи книг и рассказов, пробуя себя в разных жанрах: от любимой научной фантастики до детективов и фэнтези. Однако мало кто знает, что в творческой биографии Азимова нашлось место не только для литературной деятельности, но и для науки.

Детство и юность

Родился будущий писатель в Белоруссии, в местечке под названием Петровичи, что неподалеку от Могилева, 2 января 1920 года. Родители Азимова, Юда Аронович и Хана-Рахиль Исааковна, трудились мельниками. Мальчика назвали именем покойного деда со стороны матери. Сам Айзек впоследствии будет утверждать, что изначально фамилия Азимовых писалась как Озимовы. Еврейские корни очень почитались в семье Айзека. По его собственным воспоминаниям, на русском языке родители с ним не говорили, первым языком для Азимова стал идиш, а первой литературой — рассказы Шолом-Алейхема.

01 2oZcOSOПисатель-фантаст Айзек Азимов

В 1923 году Азимовы иммигрировали в Соединенные Штаты и поселились в Бруклине, где вскоре открыли собственный кондитерский магазинчик. В школу будущий писатель отправился в пять лет. По правилам детей принимали с шести, однако родители Айзека переправили дату рождения сына на 1919 год, чтобы мальчик пошел в школу на год раньше. В 1935-м Азимов окончил десятый класс и начал учиться в колледже, который, к сожалению, через год закрыли. После этого Айзек отправился в Нью-Йорк, где поступил в Колумбийский университет, выбрав химический факультет.

02 XDJ2NrPАйзек Азимов в молодости

В 1939-м Азимову присвоили степень бакалавра, а спустя еще два года юноша стал магистром химии. Айзек сразу же продолжил обучение в аспирантуре, однако через год изменил планы и переехал в Филадельфию, где работал химиком в военной судоверфи. 1945 и 1946 годы Айзек отдал службе в армии, после чего возвратился в Нью-Йорк и продолжил учиться. Аспирантуру Азимов окончил в 1948-м, но не остановился на достигнутом и отдал документы на так называемый постдокторат на отделение биохимии. В то же время Азимов начал преподавать в Бостонском университете, в котором проработал в итоге долгие годы.

Книги

Тяга к писательству проснулась в Айзеке Азимове рано. Первая попытка написать книгу была в 11 лет: Айзек описывал приключения мальчишек из маленького городка. Сначала творческого задора хватило ненадолго, и Азимов забросил недописанную книжку. Однако некоторое время спустя решил дать почитать первые главы своему товарищу. Каково же было удивление Айзека, когда тот с восторгом потребовал продолжения. Пожалуй, в этот момент Азимов осознал силу писательского таланта, дарованного ему, и начал относиться к этому дару более серьезно.

03 mvbYNHCПисатель Айзек Азимов

Первый рассказ Айзека Азимова «В плену у Весты» был опубликован в 1939-м, однако не принес писателю особой известности. Зато следующее короткое произведение под названием «Приход ночи», опубликованное в 1941-м, произвело фурор в среде поклонников фантастического жанра. Это был рассказ о планете, ночь на которой приходит один раз в 2049 лет. В 1968 году рассказ даже назовут лучшим из когда-либо опубликованных в этом жанре. «Приход ночи» впоследствии будет неоднократно включен в многочисленные антологии и сборники, а также переживет две попытки экранизации (к сожалению, неудачных). Сам писатель назовет этот рассказ «водоразделом» в литературной карьере. Интересно, что при этом «Приход ночи» не стал любимым рассказом Азимова в собственном творчестве.

04 MsGN1zfКниги Айзека Азимова

После этого рассказы Айзека Азимова станут долгожданными для поклонников. В мае 1939-го Айзек Азимов приступил к написанию первого повествования о роботах под названием «Робби». Спустя год появляется рассказ «Лжец» — история о роботе, который умел читать мысли людей. В этом произведении Азимов впервые опишет так называемые три закона роботехники. По словам писателя, впервые эти законы сформулировал писатель Джон Кэмпбелл, хотя тот, в свою очередь, настаивал на авторстве Азимова.

05 JueknjgАйзек Азимов и Джон Кэмпбелл

Звучат законы следующим образом:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

10 6o1jcquПисатель Айзек Азимов

Тогда же появилось и слово «роботехника» («robotics»), вошедшее впоследствии в словари английского языка. Интересно, что по сложившейся в среде фантастов традиции до Азимова произведения о роботах рассказывали о восстании искусственного интеллекта и о бунтах, направленных против людей. А после выхода первых рассказов Айзека Азимова роботы в литературе начнут подчиняться тем самым трем законам, став более дружелюбными.

Иллюстрация к роману Айзека Азимова «Основание»

В 1942 году писатель приступает к серии фантастических романов «Основание». Айзек Азимов изначально задумывал эту серию самостоятельной, но в 1980-м «Основание» будет объединено с уже написанными рассказами о роботах. В другом варианте перевода на русский язык этой серии дадут название «Академия».

07 jcAaMPHКадр из фильма по книге Айзека Азимова «Двухсотлетний человек»

С 1958-го Айзек Азимов станет уделять больше внимания научно-популярному жанру, однако в 1980-м вернется к фантастике и продолжит цикл «Основание». Пожалуй, самыми заметными историями Айзека Азимова, помимо «Основания», стали произведения «Я робот», «Конец вечности», «Они не прилетят», «Сами боги» и «Империя». Сам же писатель выделял рассказы «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган», считая их наиболее удавшимися.

Личная жизнь

В 1942 году Айзек Азимов встретил первую настоящую любовь. Романтичности этому знакомству придавал и тот факт, что состоялось оно в День святого Валентина. Избранницей писателя стала Гертруда Блюгерман. Влюбленные поженились. Этот брак подарил писателю дочь Робин Джоан и сына Дэвида. В 1970-м супруги развелись.

09 qVeds1lАйзек Азимов с Гертрудой Блюгерман (слева) и Джанет Джеппсон (справа)

Айзек Азимов недолго оставался в одиночестве: в этом же году писатель сошелся с Джанет Опал Джеппсон, которая работала психиатром. С этой женщиной Азимов познакомился в 1959-м. В 1973 году пара расписалась. Детей от этого брака у Азимова нет.

Смерть

Писатель ушел из жизни 6 апреля 1992-го. Причиной смерти Айзека Азимова врачи назовут сердечную и почечную недостаточность, осложненную вич-инфекцией, которой писателя случайно заразили в 1983-м во время операции на сердце.

11 f14pFrmАйзек Азимов в последние годы

Смерть Айзека Азимова потрясла поклонников, которым в наследство остались лишь книги великого писателя.

Айзек Азимов биография. Писатель-фантаст

Ученый Айзек Азимов был одним из самых плодовитых писателей xx века, писавших во многих жанрах. Он был известен своими научно-фантастическими работами, такими как «Основание» и «Я, робот».

Кто такой Айзек Азимов?

Айзек Азимов эмигрировал со своей семьей из России в Соединенные Штаты и стал профессором биохимии, продолжая писать. Свой первый роман «Камешек в небе» он опубликовал в 1950 году. Чрезвычайно плодовитый автор, написавший почти 500 книг, он опубликовал влиятельные научно-фантастические произведения, такие как «Я, робот» и трилогия «Основание», а также книги в различных других жанрах.

Ранняя жизнь и образование

Исаак Юдович Азимов родился 2 января 1920 года в Петровичах в семье Анны Рахиль Берман и Юда Аронович Азимова. Семья эмигрировала в Соединенные Штаты, когда Азимов был еще ребенком, и поселилась в Восточном Нью-йоркском районе Бруклина. (Примерно в это же время фамилия была изменена на Азимов.)

Юда владел несколькими кондитерскими лавками и в детстве призывал сына работать в них. Айзек Азимов увлекался учебой в юном возрасте, научившись читать к 5 годам; вскоре он выучил идиш и в 15 лет окончил среднюю школу, чтобы поступить в Колумбийский университет. В 1939 году он получил степень бакалавра наук, а затем получил степень магистра и доктора философии в том же институте. В 1942 году он женился на Гертруде Блюгерман.

В 1949 году Азимов начал работать в медицинской школе Бостонского университета, где в 1955 году был принят на работу в качестве адъюнкт-профессора биохимии. В конце 1970-х он стал профессором в университете, хотя к тому времени бросил преподавание на полную ставку, чтобы время от времени читать лекции.

«Я, Робот» и «Основание»

Тем не менее, даже с его безупречной академической репутацией, писать для широкого круга читателей было страстью профессора. Первый проданный рассказ Азимова «В плену у Весты» был опубликован в журнале «Удивительные истории» в 1938 году. Много лет спустя он опубликовал свою первую книгу в 1950 году, научно-фантастический роман «Камешек в небе» —первый в ряду названий, которые ознаменовали бы весьма плодотворную писательскую карьеру.

Влиятельное видение пришло с другим выпуском 1950 года, сборником рассказов «Я, робот», в котором рассматривались отношения между человеком и конструктом и описывались Три закона робототехники. (Повествование будет адаптировано для блокбастера с Уиллом Смитом в главной роли десятилетия спустя.)

В 1951 году была выпущена еще одна плодотворная работа — «Основание», роман, в котором рассматривался конец Галактической империи и статистический метод предсказания результатов, известный как «психоистория». За этой историей последовали еще две инсталляции — «Основание и империя» (1952) и «Второе основание» (1953), причем серия продолжалась до 1980-х годов.

Разнообразие

Азимов также был известен тем, что писал книги по широкому кругу предметов, помимо научной фантастики, занимаясь такими темами, как астрономия, биология, математика, религия и литературная биография. Небольшая выборка примечательных названий включает в себя «Тело человека: строение и функции» (1963), «Путеводитель Азимова по Библии» (1969), «Убийство в Эй-Би-Эй» (1976) и его автобиографию 1979 года «Память, еще зеленая». Большую часть времени он проводил в одиночестве, работая над рукописями, и семья уговаривала его делать перерывы и отдыхать. К декабрю 1984 года он написал 300 книг, а в итоге написал почти 500.

Смерть и наследие

Азимов умер в Нью-Йорке 6 апреля 1992 года в возрасте 72 лет от сердечной и почечной недостаточности. Он имел дело с диагнозом СПИДа, который заразился от переливания крови во время операции шунтирования. У него остались двое детей и вторая жена, Джанет Джеппсон.

За свою карьеру Азимов завоевал несколько премий «Хьюго» и «Небула», а также получил награды от научных учреждений. Во время телевизионного интервью он заявил, что надеется, что его идеи будут жить после его смерти; его желание осуществилось, и мир продолжает созерцать его литературное и научное наследие.

Он и роботы. 10 фактов об Айзеке Азимове

80fbc1a4556ca00faa6be385838bcf98

vk gray

fb gray

ok gray

tw gray

mail gray

print

Ко дню рождения фантаста SMOL.AIF.RU собрал самые интересные факты о жизни и творчестве всемирно известного популяризатора науки и писателя-фантаста Айзека Азимова.

a148d255715033a6aaaafb08a660b9db

Малая Родина

Айзек Азимов родился в местечке Петровичи Шумячского района Смоленской области. Предполагаемая дата рождения — 2 января 1920 года. Точная дата рождения неизвестна из-за разницы между еврейским и григорианским календарями. При рождении его звали Исаак Юдович Озимов. В 1923 году его родители переехали в США, а имя Айзек Азимов появилось из-за прочтения имени на американский лад.

Практически в каждом своем интервью Азимов говорил, что родился на Смоленской земле, там же, где и первый космонавт Юрий Гагарин. С присущей ему скрупулезностью и дотошностью, он отыскал родные Петровичи на карте Европы и узнал их точное географическое положение, о чем и написал в своей автобиографии «Пока свежа память». А в 1988 году он отправил небольшое письмо в родное селение, где оно до сих пор хранится в краеведческом музее.

За прилавком кондитерской

Приехав в Америку, родители Азимова открыли в Бруклине небольшую кондитерскую , где будущий писатель работал довольно часто, особенно после рождения младшего брата. Айзек вставал в шесть утра, разносил газеты, шел в школу, после нее – помогал отцу в кондитерской. Что такое трудолюбие и исполнительность Айзек узнал не понаслышке. «Я работал по десять часов семь дней в неделю», — так впоследствии говорил о своем детстве писатель. При этом он, не переставая, читал книги.

9dbed08cf109627119061293607f02f1

Первый рассказ

В 11 лет Айзек Азимов начал писать свою первую книгу о приключениях мальчиков из маленького города. После того, как он написал две главы, он пересказал их своему другу, который потребовал продолжения. В итоге Азимов написал всего восемь глав, но забросил книгу, однако, именно в этот момент он понял, что обладает писательским даром.

Молодой биохимик

В школе Айзек Азимов учился отлично, осваивал программу раньше сверстников, единственной претензией учителей была ужасная болтливость. По воспоминаниям Азимова он не переносил вида крови, но по настоянию родителей, попытался пойти учиться на медицинский факультет Колумбийского университета. После неудавшейся попытки он поступает в юношеский колледж в Бруклине, но, по непредвиденным обстоятельствам, через год этот колледж закрылся, а Азимов стал слушателем Колумбийского университета, который закончил в девятнадцать лет по специальности биохимия. После этого на долгие годы его жизнь была связана с преподавательской деятельностью.

1e98e48fa28f5b8146a416bf3685f064

Пришедшая популярность

В 1941 году Айзек Азимов опубликовал рассказ «Приход ночи» (англ. Nightfall), в котором рассказал o планете, вращающейся в системе шести звёзд, а ночь наступает на ней только раз в 2049 лет. Рассказ получил широкую известность, был дважды экранизирован, более 20 раз попадал в антологии. В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов окрестила его лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Сам Азимов не считал этот рассказ лучшим, но называл его водоразделом в своей профессиональной карьере.

Всемирную известность Азимову принес сборник рассказов «Я, робот», опубликованный в 1950 году. В нем были впервые озвучены «Три закона робототехники», своеобразный кодекс поведения роботов, который оказал влияние на работы всех последующих фантастов. В 2004 году «Я, робот» был экранизирован, главную роль в фильме сыграл знаменитый американский актер Уилл Смит.
В 1942 году Азимов начал серию романов «Основание» (англ. Foundation), которая очень популярна в разных странах мира.

Новые слова

Некоторые термины из произведений Айзека Азимова, как, например, robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в разные языки мира. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

48d9bb1bd7938aa594d2d8120b421dcb

Популяризатор науки

Кроме фантастики, Азимов писал публицистические произведения. В них он, будучи ученым, пытался донести до читателей различные научные вещи простым и доступным языком. Более того, он обнаружил, что писать и публиковать документальные и популяризаторские книги легче, чем художественные. Научно-популярная книга для подростков «Химия жизни» открыла новые горизонты в его карьере, а «Азимовский путеводитель по науке», «Азимовский путеводитель по Библии» стали настоящими хитами продаж.

«Однажды придя домой, я признался себе в том, что мне нравится писать публицистику. Не просто со знанием дела, не просто для заработка – но гораздо более того: с удовольствием. », — писал Азимов.

С конца 1950-х годов Азимов оставил преподавательскую деятельность и начал заниматься популяризацией различных областей знаний: физики, истории, химии, психологии, астрономии, энергетики, медицины, техники, литературоведения и других. Его называли великим популяризатором века.

Пропагандист дружбы

Азимов верил в гуманистическую роль фантастики в современном мире. В его произведениях рассеиваются широко распространённые опасения по поводу создания искусственных разумных существ. Роботы Азимова — это не механические злодеи, замышляющие уничтожить человеческий род, а помощники людей, которые становятся разумнее и человечнее своих хозяев. В одной из своих работ Азимов писал:

«История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству».

42f4ce9c69ee1bd7259ed4a034579140

Без денег

Будучи очень богатым писателем, Айзек Азимов практически не пользовался деньгами. Они, равно как и слава, его не интересовали, но у него было, что нужно: : пишущая машинка в комнате с зашторенными окнами. Желая порадовать себя, имея годовые доходы с шестизначной цифрой, Азимов говорил, беря жену под руку: «Сегодня мы пойдём в самый шикарный магазин и. купим ещё несколько книг».

Планета Азимова

Именем Азимова названа малая планета (5020) Азимов, которая была открыта 2 марта 1981 года американским астрономом Шелте Басом в обсерватории Сайдинг-Спринг.

Айзек Азимов: биография американского писателя-фантаста

Приветствую постоянных читателей и гостей! Благодарю за выбор статьи «Айзек Азимов: биография американского писателя-фантаста» на этом сайте!

Айзек Азимов — популярнейший писатель-фантаст прошлого столетия. Он прибыл в США по программе воссоединения с родными и был частью процесса, который сейчас именуют «цепной миграцией».

Этот человек открыл другой мир научной фантастики и изменил сознание людей. Его произведения входят в школьную и университетскую программу многих стран мира. Они побывали в космосе.

Биография Айзека Азимова

Он — любимый писатель молодежи и считается американцем, хотя родился 2 января 1920 г. в пос. Петровичи на Смоленщине. (Кстати, в этом же году родился американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери).

Родители: Юда Азимов и его жена Анна-Рахиль Берман были владельцами небольшой мельницы. Юда хорошо понимал, что после революции многое изменится, и для их семьи лучше эмигрировать.

В 1922 г. в семье родилась девочка и родители приняли решение перебраться в США. У Анны в Нью-Йорке жил сводный брат, он неплохо зарабатывал и для получения эмигрантской визы предоставил гарантию, что его родственники «не будут обузой для страны». Он их поддержит материально. Здесь Исаак стал Айзеком.

История еврейской семьи Азимовых — это обычная история миллионов эмигрантов, которые готовы пожертвовать многим ради того, чтобы обеспечить хорошую жизнь своим детям. Юде Ароновичу повезло, он еще при жизни порадовался за своих детей. Айзек стал известным писателем, другой сын — журналистом, а дочь была счастлива в браке.

Такое решение дается нелегко. На родине Юда был успешным купцом, образованным человеком, пользовался большим уважением. По ту сторону океана он стал бедняком, не имея ни цента. Он не умел говорить и читать.

Но, как и все эмигранты, он не гнушался любой работы и уже в 1925 г. семья смогла внести аванс за маленькую булочную, которая быстро заслужила популярность. Будущее детей было обеспечено.

Начало

С 12 лет Айзек стал писать рассказы, которые читал друзьям. Но он даже не мечтал, что когда-нибудь эти произведения будут изданы огромными тиражами. В 18 лет ему попался на глаза ж. «Удивительная научная фантастика» и он написал похожий рассказ на эту тему.

Отец посоветовал Айзеку передать этот рассказ редактору Джону Кэмпбеллу. Айзек, знал, что редактор ездит на метро и однажды осмелился и заговорил с ним. Кэмпбелл с интересом побеседовал с юношей и попросил принести в редакцию несколько его рассказов.

Юноша был настойчив и его окрыляла вера в свой успех. Шесть раз редактор возвращал рукопись, но Айзек был терпелив и упорно работал. Прошло 4 месяца и его рассказ был опубликован, а потом еще два. Ему был открыт путь в журнал Дж. Кэмпбелла.

Айзек окончил Колумбийский университет, а с 1942 по 1945 годы трудился на военно-морской станции в Филадельфии. В 1948 г. Азимов стал доктором наук по биохимии. Через два года был принят на должность профессора медфака Бостонского университета.

Айзек Азимов: произведения

Первый роман «Камешек в небе» был опубликован в 1950 г. В 1968 г. издательство выпустило его 100-ю книгу. Всего их было издано более 500. Несколько сборников других авторов Азимов редактировал, но большая часть произведений в разных жанрах была написаны им.

В 1977 г. Азимов стал основателем научно-фантастического журнала, который давал шанс молодежи попробовать свои силы. Редактором журнала стала Шейла Уильямс. Она часто вспоминала время, когда в редакцию приходил уже, получивший известность, писатель. Слава не отразилась на нем, он оставался веселым и внимательным.

В 16 лет Шейла познакомилась с Айзеком на одной из конференций, но не могла себе представить, что 10 лет будет редактором его журнала. Айзек в глубине души питал надежду, что журнал будет жить долго и станет памятью о нем. Прошло около трех десятилетий после его ухода из жизни, а журнал по-прежнему востребован читателями.

Азимова по праву называют писателем эпохи Возрождения XX в. Он писал книги о Шекспире, Библии, истории США и мира, книги по многим сферам науки и техники, в т. ч. по астрономии. Азимов несколько раз был награжден премиями Хьюго и Небьюла.

Обычный человек, чтобы написать одну из этих книг, потратил бы десятки лет жизни, чтобы изучить то, о чем говорится в ней. «Путеводитель по Шекспиру» А. Азимова используют для создания спектаклей во всех городах Америки.

isaac asimov

Айзек Азимов. Годы жизни: 1920 — 1992

В 2018 г., когда Илон Маск запустил Tesla в космос, там находилась трилогия Азимова. И это не удивительно, ведь именно им были созданы три закона робототехники.

«Я, Робот»

В 1950 г. был издан сборник «Я, Робот», одно из наиболее известных и популярных сочинений Айзека Азимова. Позже на экраны вышел фильм с таким же названием, главную роль в нем сыграл Уилл Смит.

Азимов создал романы и рассказы о взаимодействии человека и робота. Эти произведения получили особый интерес читателей сейчас, когда начинается эра искусственного интеллекта.

Есть у писателя и страшный фантастический рассказ, который называется «Сны роботов». Семь романов вошли в серию, которую можно назвать попыткой предсказания будущего. Они были созданы с использованием законов из разных наук. Фантаст создал новеллизацию по картине 1966 г. «Фантастическое путешествие».

Личная жизнь

В 1942 г. Айзек женился на Гертруде Блюгерман. В семье родилось двое детей: сын Дэвид (1951) и дочь Робин (1955). Брак продлился 28 лет. Второй женой стала Джэнет Джеппсон. Они вдвоем написали молодежные романы «Норби». Джэнет сохранила все рукописи своего супруга.

Причина смерти

Писатель ушел из жизни в 1992 г. от ВИЧ-инфекции, заразившись во время операции на сердце в 1983 г. По его воле, тело кремировали, а пепел развеяли.

Видео

Не пропустите видео. Здесь дополнительная информация «Айзек Азимов: биография».

? Если вам была полезна статья «Айзек Азимов: биография», поделитесь с друзьями в соц. сетях.

  • Рассказ хорошо в деревне летом
  • Рассказ хорь и калиныч тургенев записки охотника
  • Рассказ хорь и калиныч описание калиныча
  • Рассказ холодная осень выстроен вокруг стихотворения афанасия фета какая холодная осень
  • Рассказ холодная осень бунин краткое содержание