Рассказ хорошо жить вместе придумать

Глава 4 как бы ни бесила меня карина, я понимала - она в итоге своими жалобами сможет сыграть на моей

Глава 4

Как бы ни бесила меня Карина, я понимала — она в итоге своими жалобами сможет сыграть на моей стороне. Мало того, открыто говорила мне об этом уже не раз. Это, разумеется, не отменяло моих планов бежать от них с Эдом и как можно скорее, но пока нужно было собраться с силами. Непривычная ни к такому обращению, ни к тому, что мне приходилось буквально вытягивать из себя все жилы, когда я оказывалась один на один то с мужем, то с его любовницей, то с обоими вместе, я понимала, что так долго не продержусь.    

Выйдя на работу, сначала испытала облегчение, смешанное с мнимым ощущением защищенности, а потом оно испарилось и меня начала бить мелкая дрожь.     

И как назло, заказ попался тот, который разбередил в душе воспоминания. Прежде всего — о себе совсем юной, полной надежд и смотрящей на мир через розовые очки, что сейчас разбились стеклами внутрь.   

Это был свадебный букет. В заказе значилось, что он не должен быть вычурным и большим, поэтому я выбрала для него воздушные фиолетовые орхидеи и нежно-кремовые маленькие розы. Розы… символ верности и любви…    

Я всхлипнула, когда принялась за изготовление. Вспомнился дедуля, который был мне единственным по-настоящему родным и близким человеком. Его слова, его недовольство тем, что я вышла замуж за Каблукова. Как же прав он был тогда! А я… мягко с ним спорящая, как оказалось, была такой дурой… И сейчас, оставшись наедине со своей бедой, особо остро чувствовала уход того, кто меня по-настоящему любил.     

Вновь всхлипнув, я отерла слезы, что сами по себе потекли из глаз. Как же хотелось быть сильной и сделать так, чтобы дедушке на небесах не было за меня больно и страшно…   

— Ульяна? — послышался голос моей начальницы — Матильды Сергеевны, ухоженной брюнетки пятидесяти лет с каре и светлыми глазами.    

Той самой жены Эдикова друга, которая приняла меня на работу, видимо, исключительно по протекции моего мужа.    

— У тебя что-то случилось? Впервые вижу, чтобы ты рыдала над букетом.     

И вновь я услышала то, что сбивало с толку — нотки настоящей обеспокоенности. Как будто Матильде было на меня не наплевать.     

— Нет, — помотала я головой, откладывая работу и, взяв салфетку, промакивая лицо. — Ничего не случилось. Просто это так… трогательно.   
Я врала и, кажется, Матильда Сергеевна прекрасно это понимала. Я чувствовала внимательный взгляд ее глаз, которые она с меня не сводила.    

Прекрасно! Еще не хватало, чтобы мои рыдания стали достоянием для Эдика…    

— Идем, — тронув меня за плечо, проговорила Матильда и, указав на выход из салона, дала понять, что она планирует расспрашивать меня и дальше, но только не на рабочем месте.       

— Но букет… — запротестовала я, на что начальница повторила тверже: 

— Идем.      

Мы устроились в кафе неподалеку. Я сидела напротив Матильды Сергеевны и в голове у меня одна за другой проносились мысли — что стоит говорить, а чего — нет. Если поведаю о Карине, не навлеку ли на себя еще большую беду? Как вообще Эдик планировал беречь это в секрете и дальше? Или не собирался делать из своего гарема тайну?    

— Уля, если тебе нужна помощь, я постараюсь сделать все от меня зависящее, — сказала Матильда, когда мы заказали по чашке кофе.     

Я облокотилась на спинку стула и сложила руки на груди. Хотелось продолжать защищаться, как делала это с того момента, когда в моей жизни появилась беременная змея.      

— Матильда Сергеевна, обещаю, на моей работе никак не отразится то, что я иногда позволяю себе всплакнуть над букетом, — растянула я губы в невеселой улыбке.     

— А я за это не переживаю, — заверила меня Матильда. — Я переживаю за тебя.     

Эти слова были простыми и в них слышалась искренность. То, что мне так было нужно… Увериться, что я не одна.    

— У меня с мужем все… плохо, — призналась и замолчала.    

В общем и целом, ничего страшного ведь не случится, если я немного не доскажу о сути проблемы? Или же, напротив, стоит решиться и открыться ей?    

— Рассказывай. Что-нибудь придумаем вместе, — кивнула Матильда и я… сама не понимая, как так вышло, взяла и выложила ей все. От и до.    

По мере того, как мой рассказ подходил к концу, глаза начальницы округлялись все больше, а брови поднимались к линии темных волос. Еще бы… не каждый день услышишь, что приятель твоего мужа возомнил себя Эмиром Бурухтаном Вторым.    

— Погоди… дай мне уложить это в голове, — потерла лоб Матильда и отпила глоток кофе, который уже подостыл. — Каблуков действительно вытворил все это? Ты не шутишь?     

Я помотала головой и поджала губы.    

— Мне не до шуток, Матильда Сергеевна.     

— Мерзавец! Ну надо же, какой мерзавец! Тебе нужно от него уходить! — горячо заявила она и я искривила губы в улыбке.    

— Я бы очень этого хотела, но… — развела руками, говоря этим жестом, что мой рассказ о попытке побега тоже взят не из передачи Аншлаг.     

— Дай мне немного подумать.   
Матильда сжала пальцами переносицу и принялась покусывать накрашенные бордовой помадой губы. А у меня внутри загорелась надежда. Может, все не настолько плохо и мне действительно смогут помочь? Только вот как довериться на все сто?     

— У Эдуарда связи. Этого не отнимешь, — наконец заговорила Матильда. — Паспорт у тебя?     

— Да. Чудом остался, когда я на работу устраивалась. А так Эд имеет привычку хранить все документы в сейфе.    

— Понятно. Уже хорошо. Сейчас за тобой наверняка слежка… — Матильда огляделась, как будто рассчитывала в любую секунду обнаружить рядом людей Каблукова.     

— Не думаю, — помотала я головой. — Эдик уверен в том, что у него все схвачено и так.      

— Козел!     

С этим спорить я уж точно не собиралась.    

— Козел — он, а рога — у меня, — невесело скаламбурила я и мы тихо рассмеялись.    

В разговоре возникла пауза. Я видела, что Матильда охвачена идеей вытащить меня из того добра, в котором я очутилась. И была благодарна за наконец-то появившееся рядом дружеское плечо.    

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Да, всё так: кому на Руси жить хорошо? И вообще — жить?.. Ведь сегодня этот вопрос не менее актуален, чем 155 лет назад, когда увидела свет одноимённая некрасовская поэма. Ведь плохи сейчас наши дела. Совсем плохи. И не в коронавирусе с вакцинацией и QR-кодами тут дело, нет, и не в росте цен, за которым не поспевают доходы населения, и не в социальном неравенстве, основанном на эксплуатации до смерти: явной, как в случае с шахтёрами «Листвяжной», или скрытой, о которой свидетельствует только общее сокращение численности населения страны и средней продолжительности его жизни.

Те, кому от этого хорошо, в России жить не хотят, из России «валят», Россию презирают и ненавидят. Вместе с её населением, историей и культурой. И активно, миллиардами рублей, сотнями миллионов долларов финансируют уничтожение и отсутствие памяти, нежелание эту память хранить и продлевать. Она ведь — не только наше личное, но и наше общественное время, не только наше прошлое, но и наше будущее. Хорошо хоть Победу 1945 года ещё как-то отмечают: «Бессмертный полк», парады и так далее, — хотя опасность, исходящая от коронавируса, на политических весах, мы помним, оказалась важнее праздника Победы, без которого тезис: «Мы — молодая страна, нам всего двадцать (уже тридцать) лет» (Дмитрий Медведев), — звучал бы в качестве чуть ли не абсолютной, «отлитой в граните» истины. Но нет, без денег мы держаться ещё можем, а вот без памяти — никак. И непонятно, откуда же вы тогда: такие все бодрые, хорошие, комфортные и правильные, а главное — для чего?

100 лет Великой Октябрьской революции — «А в связи с чем это нужно праздновать, объясните мне» (Дмитрий Песков). 200 лет Достоевскому — а кто это? Может, его вообще стоит «разорвать на куски» (Анатолий Чубайс). Вот 200 лет Некрасову — и что?

А Пушкин, Лермонтов, Тютчев? О ком это? О чём? Для кого? Главный критерий оценки выпускного школьного сочинения, которое пишут одиннадцатиклассники в рамках ЕГЭ — количество слов. И это, наверное, всё, что нужно знать сегодня о результатах многолетних оптимизации и реформирования системы отечественного образования.

Сколько слов у Тургенева в его знаменитом гимне русскому языку:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»?

Всего пятьдесят два? Кто-то написал лучше? Но сдал бы Иван Сергеевич ЕГЭ по русскому языку и литературе? Скорее всего, нет.

Нынешнее почти поголовное и тщательно культивируемое чуть ли не с пелёнок безразличие к русской литературе (и к русской поэзии в особенности) как проявлению и воплощению «духа народного» — оно ведь не случайно возникло. Насчёт того, что «нам не нужен мир без России» (Владимир Путин), вопросов нет — конечно, не нужен нам такой мир, правильно. А вот нужна ли нам «Россия без русских»? Да без разницы уже, похоже. И не только коронавирусу без разницы. Хотя, опять же, русский язык теперь, после принятия конституционных поправок, упомянут в Основном законе нашей страны как «язык государствообразующего народа», но, например, латынь тоже в течение долгих веков после того, как её создатель и носитель, populus Romanus (римский народ), исчез с мировой арены как живая человеческая общность, оставалась международным языком церкви, науки и искусства. Этой ли судьбы мы хотим для «великого, могучего и свободного» русского языка? Или вообще готовы перейти от слова к числу, от букв к цифрам, уже полностью освобождённым от любой национальной и вообще человеческой привязки? Как можно будет сказать на языке цифр пушкинское «У Лукоморья дуб зелёный…» или некрасовское «Не ветер бушует над бором…»?

Да, речь о Николае Алексеевиче Некрасове (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)). Когда на его похоронах Фёдор Михайлович Достоевский сказал, что покойный «певец народного горя» в ряду отечественных поэтов должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым, из толпы послышались крики: «Выше! Выше! Он выше их!» Кричала, по свидетельству современников, в основном молодёжь, для которой некрасовская поэзия тогда была воздухом, без которого попросту невозможно дышать и жить, для которой некрасовские стихи были ближе и понятнее пушкинских и лермонтовских. Как по форме, так и по содержанию, по пафосу своему, по тому, что называется «духом времени», услышать и передать который способен только истинно великий поэт.

Некрасов был поэтом своей эпохи, его трёхсложного размера стихи были ближе к обыденной речи, чем пушкинские и лермонтовские ямбы. Это были стихи, пришедшие из народа и снова ушедшие в народ, — только уже преображённые в сердце поэта, отлитые и скованные там на века:

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовётся —

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, —

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснёшься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

(«Размышления у парадного подъезда», 1858)

А ведь в этом стихотворении, помимо его героев-крестьян, о которых сказано «и пошли они, солнцем палимы», присутствует и адресат некрасовской филиппики, сам хозяин «парадного подъезда», у которого размышляет автор, — высокопоставленный имперский чиновник, чьи:

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени…

Да, чего уж, с какой целью и с какой стати праздновать сегодня 200-летний юбилей такого поэта? Что изменилось за два века? Почти ничего — разве что Сицилия ныне утратила свою популярность среди нынешних российских топ-менеджеров от бизнеса и власти и их домочадцев…

Впрочем, и «широкие народные массы» своего времени нынешний юбиляр отнюдь не идеализировал:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа…

(«Кому на Руси жить хорошо», 1866)

В общем-то, эта поэма Некрасова — тоже «роман в стихах», как «Евгений Онегин» Пушкина, второй том «энциклопедии русской жизни». А отрывки из неё, такие, например, как «Коробейники» («Ой, полным полна коробушка…»), действительно стали народными песнями.

Точно так же стали достоянием всего русского языка многие некрасовские строки и фразы, которых, приглядевшись, в речи нашей можно обнаружить не один десяток, но гораздо больше того: «Мужичок с ноготок», «Рыцарь на час», «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…», «Откуда дровишки?..», «Суждены им благие порывы, но свершить ничего не дано…», «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…», «Иди и гибни безупречно. / Умрёшь не даром: дело прочно, / Когда под ним струится кровь…», «Бывали хуже времена, но не было подлей…», «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…», «В мире есть царь — этот царь беспощаден, голод названье ему…», «От ликующих, праздно болтающих, / Обагряющих руки в крови / Уведи меня в стан погибающих / За великое дело любви!..», «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям — просторно…», «Сейте разумное, доброе, вечное…» — данный список можно продолжать и продолжать.

Все эти слова тысячи, миллионы и даже миллиарды раз уже произнесены в разных ситуациях множеством людей на русском языке, вошли в нашу «цивилизационную матрицу», в её «генетический код», и уже одно это свидетельствует: Некрасов — по-настоящему великий поэт.

Но не только поэт. Николай Алексеевич на протяжении почти тридцати лет был, можно сказать, главным организатором литературного процесса в России, созидателем русской литературы в том смысле, которого требовал «неистовый Виссарион» Белинский, когда на фоне творчества Пушкина заявлял, что «у нас нет литературы». Руководимые им журналы: «Современник» (пушкинский «Современник»!) в 1847–1866 годы и «Отечественные записки» в 1868–1877 годы, — можно считать той школой, пройдя которую вся русская литература получила «аттестат зрелости».

Через редакции Некрасова прошли практически все отечественные классики той поры: Лев Толстой и Фёдор Достоевский, Иван Тургенев и Александр Островский, Иван Гончаров и Михаил Салтыков-Щедрин, — не говоря уже о менее значимых фигурах, иногда менее значимых литературно, зато сыгравших важнейшую общественную роль, — таких, как Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, Александр Герцен и Николай Огарёв…

Рассказ хорошо жить вместе придумать

двойной клик — редактировать изображение

И ведь роль Некрасова была в тысячи раз сложнее, чем роль директора школы: речь шла и о деловых контактах, и об изнурительном редакционном труде, и о непрерывном творческом, порой весьма конфликтном, общении… Это — та подводная, невидимая и даже по большому счёту непредставимая часть айсберга некрасовской жизни, над которой возвышается верхушка его собственного литературного и поэтического творчества.

В данной связи следует сказать, что Некрасова мы сегодня знаем и воспринимаем преимущественно через интерпретацию Корнея Чуковского (Николая Корнейчукова) — интерпретацию, в которой поэт предстаёт как весьма неоднозначная и даже двуличная фигура, расчётливый и циничный человек, который добивался для себя славы и богатства любыми доступными путями: от поэзии до нечистоплотной игры в карты, — одновременно презирая тех людей, которых делал героями своих произведений.

Что можно по этому поводу сказать? Лучше, чем Пушкин в письме к Вяземскому, не скажешь: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе…»

В своих «искательствах правды» относительно Некрасова Чуковский был не одинок. Это целая традиция, к которой примыкал и многолетний знакомец Николая Алексеевича — Глеб Успенский, в очерке, написанном уже после смерти поэта, сообщивший, что тот в последний период своей жизни, уже смертельно больной и измучившийся, хотел сделать главным героем-счастливцем «Кому на Руси жить хорошо»… пьяницу, что «до смерти работает, до полусмерти пьёт…» И ведь многие — даже из тех, кто зачитывался некрасовской поэмой-романом, — эту каплю яда приняли…

Это вовсе не отрицает правды «разоблачений» Чуковского: были же и гвозди на запятках кареты, и большие картёжные столы, и «ода Муравьёву-вешателю», и годы почти всеобщего общественного презрения. Всё это — правда, только правда, ничего кроме правды. Но не вся правда. А вся она заключалась в том, что некрасовские слабости и мерзости ему простили и до смерти, и, тем более, после. «Ведь только когда дерево спилено, мы видим его настоящий охват», — написал когда-то армянский поэт Паруйр Севак.

Смерть человека позволяет понимать его без оглядки на прошлое и без допуска на будущее, сравнивая уже не с живущими, а с ушедшими. Отсюда и крики из толпы на похоронах поэта. «Глас народа — глас Божий».

Впрочем, здесь я не совсем прав, поскольку будущее не только исходит из прошлого, но и притягивает к себе настоящее, ведёт его за собой. Некрасов к этому будущему стремился, хотя и видел его, так сказать, через призму товарно-денежных отношений:

Эх! эх! Придёт ли времечко,

Когда (приди, желанное!..)

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого —

Белинского и Гоголя

С базара понесёт?

На какое-то время это предсказание-пожелание исполнилось: сами знаете, когда и как, через какие потрясения это случилось.

Как исполнилось и другое некрасовское пожелание-предсказание:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

В рабстве спасенное

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное!

Сила народная,

Сила могучая —

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Сила с неправдою

Не уживается,

Жертва неправдою

Не вызывается, —

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая, —

Встали — небужены,

Вышли — непрошены,

Жита по зернушку

Горы наношены!

Рать подымается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!..

Многое из предсказанного Некрасовым сбылось, но многое и ушло в инобытие. Навсегда или на время — зависит от нас сегодняшних тоже.

Ещё, дополню от себя, в любом вопросе, как известно, содержится минимум половина ответа. И если рассматривать название некрасовской поэмы (романа в стихах) как вопрос: «Кому на Руси?..» — то эта половина звучит почти открыто: «Коммуна Руси…»

Возможна ли она у нас или, вернее, у наших потомков — с нами-то всё давно ясно — такая «коммуна Святой Руси»? Но это уже совсем иная история. История будущего.

Илл. писатель И.С. Тургенев в редакции журнала «Современник» читает свою рукопись И.И. Панаеву и Н.А. Некрасову. Конец 1850-х гг.

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.

1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. 

Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.

Глаза страшатся, руки делают.

Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.

Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.

Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.

Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.

2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.

Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса

— Как ты думаешь, что означает это выражение?

— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.

— То есть о работе, к которой не может быть претензий?

— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.

— Да, я тоже так думаю.

3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.

Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал. 

Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.

4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?

Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.

6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.

Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.

  1. «Мишкина каша»
  2. «Дружок»
  3. «Телефон»
  4. «Бенгальские огни»
  5. «Тук-тук-тук»
  6. «Огородники»
  7. «Клякса»
  8. «Федина задача»
  9. «Находчивость»
  10. «Наш каток»
  11. «Замазка»
  12. «Фантазёры»

7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.

Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.

Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.

Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:

— Работать нужно не спеша, но качественно.

— Найди себе дело и не будет скуки.

— Учиться нужно всегда.

— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.

— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.

— Нельзя делать несколько дел сразу

План рассказа о друге детства для 3 класса

  1. Моя подруга детства.
  2. Что мы делали вместе.
  3. Что любила Ира.
  4. Обиды и ссоры.
  5. Примирение.
  6. Мы до сих пор друзья.

Рассказ о друге детства для 3 класса

В детстве у меня была подруга и звали её Ира.

Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.

Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.

Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.

А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.

Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.

Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».

А потом смеялись и бегали друг за другом.

Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.

9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.

Отметим плюсом следующие выражения:

+ Герои произведения изображены в смешном виде.

+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.

+ Весёлая концовка произведения.

Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон». 

Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.

10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.

Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»

— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.

— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.

— И как тебе, понравилось?

— Весёлая книжка! Так столько смешного!

— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!

— А что тебя насмешило больше всего?

— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.

— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.

— А ты помнишь имена главных героев?

— Конечно, Миша и Я.

— Ты?

— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.

— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.

11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.

Выбираем ответы:

+ Задавать вопросы по тексту.

+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.

+ Составлять список книг для выставки.

12. Что у тебя вызывает трудности?

+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.

1

30–летие трагедии уничтожения СССР породило массу попыток осмыслить этот процесс и спрогнозировать дальнейшее развитие событий в России и на всём постсоветском пространстве. Делаются такие попытки и со стороны представителей западной «интеллектуальной элиты», которые считаются «экспертами» по нашей стране.

Одним из подобных «экспертов» является Мэри Дежевски. Её называют на Западе «одним из наиболее уважаемых» британских комментаторов по России. Она регулярно пишет для газет The Independent и The Guardian.

Рассказ хорошо жить вместе придумать

двойной клик — редактировать изображение

25 декабря 2021 Дежевски опубликовала пространную статью в The Independent под названием «Какой будет Россия через 30 лет».

Статья – образец путаницы, смешение смыслов и понятий, то, что в русском языке называется “каша в голове”. Казалось бы, не стоит обращать внимание на такие “прогнозы” и “аналитику”. Но подобные взгляды влияют на общественное мнение как на Западе, так и в нашей стране. Поэтому мы не будем игнорировать эти воззрения, а построим нечто подобное дискуссии.

М. Д. «Через 30 лет Россия станет частью гигантского международного потребительского сообщества, каким бы оно ни было. Предпочтения россиян во всём, начиная с одежды и заканчивая персональными технологиями, будут отражать изменения, происходящие в мире, — но, разумеется, с чисто русским уклоном, что отчасти продиктовано особенностями климата и русского характера. . .

. . . Тот факт, что за последние 30 лет Россия сделала такой гигантский скачок в материальной плоскости, доказывает, насколько сильно её развитие — как и развитие большинства других стран восточного блока — тормозили искусственно созданные препоны идеологии и перекосы плановой экономики. Во многих смыслах Россия сейчас навёрстывает упущенное из той точки, в которой она остановилась в 1917 году, — и это помогает объяснить еще одну, уже нематериальную перемену.

В советский период в языке и манерах большинства людей присутствовала определенная грубость и неотесанность, отталкивавшая представителей старой интеллигенции, которые в большинстве своем были вынуждены вести тайную жизнь: дома одни стандарты, в обществе — другие. Спустя несколько месяцев или даже дней после распада Советского Союза эта грань начала стираться, и «буржуа» вернулись — как и любопытство.

Слово «товарищ» в качестве обращения было быстро забыто, и для этого даже не пришлось издавать никаких указов. Его стали использовать лишь в ироничном контексте. Теперь к людям стали обращаться со словами «дамы и господа», а на официальных мероприятиях — «леди и джентльмены». Вернулись старые имена: Виктория и Анастасия, Никита и Тимофей. Отчасти это стало отражением возвращения бывшего среднего класса, который перешёл на «нелегальное положение» на все время существования советского режима. Но отчасти это также было отражением новых социальных устремлений».

Даже спустя 30 лет, считая от настоящего момента, возможно, будет еще слишком рано судить о том, насколько сможет вырасти российский средний класс, старый и новый, насколько повторное появление социальных различий окажется постоянным или временным явлением — следствие отказа от на первый взгляд бесклассовой советской системы, — и как далеко Россия зашла на пути к еще более широким социальным разногласиям».

В. О. Этот пассаж Дежевски и говорит о каше в её голове. Оказывается, Россия навёрстывает упущенное с 1917 года. Не было индустриализации, плана ГОЭРЛО, мощной советской армии, сокрушившей гигантскую всеевропейскую машину гитлеровского фашизма?

«Грубость и неотёсанность» советских людей! Это о ком? О тех, кто побеждал на международных конкурсах балета, певцов, музыкантов, театра, кино? О советской литературе? О тех кто первым проложил дорогу в космос? О советских физиках, химиках, математиках, кибернетиках? О советском уровне образования? Медицины?

А что за бред написан о возвращении имён? Что, в СССР не называли детей Настями и Тимохами?

Что касается «среднего класса», то Дежевски видимо перепутала его с прослойкой «цеховиков», которые при советской власти находились на «нелегальном положении», а полностью легализовались в ходе гайдаровских реформ, создав базу для разветвлённой сети современной организованной преступности.

И, главное, «через 30 лет Россия станет частью гигантского международного ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО сообщества»! Оказывается, по мнению «лучшего эксперта по России», именно это беспокоит сегодня молодое поколение российских граждан, которому и жить через 30 лет! Потребление, потребление и ещё раз потребление! Других целей, фантазий, мечты Дежевски не видит. Для неё человечество это, по всей видимости, разновидность скотины, которой надо хавать, хавать и хавать. То есть «потреблять». Хавать жратву, напитки, музыку, кино, удовольствия.

М. Д. «Одним из моих самых ярких воспоминаний, оставшихся с того периода, когда в 1970-х я год училась в Советском Союзе, а также с периода моей работы московским репортёром в последние годы существования СССР, стала серость, дефицит, отсутствие выбора, очереди за всем, от яиц и мяса до автобусов и трамваев, а также повсеместная разруха.

Дело не только в том, что современные молодые россияне никогда не жили в таких условиях. Дело в том, что те, кто жили в тех условиях — матери, которые поднимались еще до рассвета, чтобы встать в очередь за молоком; водители фургонов, которые следовали за грузовиками с фруктами, чтобы выяснить, куда те едут; продавцы магазинов с каменными лицами, которые откладывали лучшие продукты для своих друзей и знакомых (разумеется, за вознаграждение); люди, вынужденные делить кухни и ванные комнаты с соседями или годами стоявшие в очереди, чтобы купить автомобиль, — вытеснили все эти негативные воспоминания и чувства в далёкие уголки своей памяти. Если люди и вспоминают что-то о советских временах, так это беззаботное детство, ощущение безопасности и статус гражданина великой державы».

В. О. Действительно, что перевешивает в сознании – ощущение безопасности для 294 миллионов граждан СССР, статус граждан Великой Державы, или возможность купить колбасу и машину без очереди?

По самым скромным подсчётам, только в период межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР после его уничтожения погибло от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. Родственники погибших согласны разменять жизни своих родных на колбасу и автомашины?

Что касается жилья, то описание общей квартиры, приводимый М. Д., явно не в её пользу. Из общих квартир десятки миллионов граждан СССР БЕСПЛАТНО въезжали в собственные квартиры, либо в относительно дешёвые (относительно нынешних расценок) кооперативные квартиры.

М. Д. «. . . негативные стороны советской жизни — и сюда стоит также отнести нищету, которая пришла в страну вместе с экономическим хаосом начала 1990-х годов, — были вытеснены в сознании людей относительным достатком, который есть у них сегодня.

Спустя 30 лет после распада Советского Союза большая часть России — включая города второго и третьего уровней, которые плохо снабжались в советские времена, — имеет потребительский сектор, вполне сравнимый с потребительским сектором во многих небольших британских городах. И эта перемена произошла с невероятной скоростью.

Одним из первых изменений стал приток импортных автомобилей (в том числе подержанных праворульных автомобилей из Японии) и появление множества автозаправок, которые должны были их обслуживать. Потом в стране появились международные сети супермаркетов, а позже и собственные супермаркеты. Далее пришёл черед банкоматов — я помню свое удивление, когда я вставила карточку британского банка в банкомат в каком-то провинциальном городе, и машина выдала мне настоящие российские рубли. Далее появились торговые центры, которые зачастую финансировались и строились турецкими компаниями, с развлекательными комплексами, катками и кинотеатрами. Затем началось строительство небольших многоэтажных жилых домов, и появились ипотечные кредиты. Ikea открыла свои магазины по всей России — разве она могла поступить иначе. Сегодня в России активно развивается интернет-шоппинг, а походы по реальным магазинам превратились в разновидность отдыха, как во всем остальном мире.

В еде, напитках и одежде, в вопросе высокотехнологичных гаджетов, в сфере дорогого жилья и отдыха за границей — от недорогих турецких курортов до роскошного отдыха на Манхеттене или на швейцарских снежных склонах — россияне наслаждаются таким же уровнем жизни, как и граждане всех остальных стран развитого мира. Хотя они сталкиваются со всеми известными социальными проблемами, включая разделение на классы и неравенство, которые прежде были намного менее заметными».

В. О. Негативное «социальное эхо» 90–х годов продолжает действовать. Росстат оценил уровень бедности в стране во второй половине 2021 года в 13,1 процента, и насчитал 19, 1 миллиона человек в России, у которых доходы ниже прожиточного уровня. В 2021 году 70 процентов граждан России не имели загранпаспортов. Поэтому на мировых курортах и на Манхеттене отдыхают только «избранные». Это и есть результат тех же гайдаровских реформ, которыми восторгается Дежевски.

М. Д. «Демографические изменения легче прогнозировать. Население России, которое сейчас составляет 146 миллионов человек, будет сокращаться, и, согласно расчетам, к 2050 году его численность составит около 121 миллиона. Сокращение населения отчасти является следствием катастрофического падения рождаемости в первые годы после распада Советского Союза, однако его масштабы вовсе не так страшны, как прогнозировали многие западные предсказатели. До начала пандемии — смертность от коронавируса в России сопоставима со смертностью в наиболее пострадавших частях Европы, — был зафиксирован и рост рождаемости (благодаря правительственным программам поддержки), и рост продолжительности жизни.

Это повлекло за собой две очень заметные перемены — заметные для тех, кто видел Россию в советские времена. Первая из них заключалась в том, что к началу 2000-х годов увеличилось число семей — двое родителей и один или двое детей, — которые устраивали совместный отдых, то есть вместе гуляли, играли на детских площадках и веселились в снегу. В советские времена увидеть отдыхающие семьи можно было крайне редко: официальная идеология и требования к работникам мешали семьям проводить время вместе и тем более вместе отдыхать. Это стало важной и приятной переменой».

В. О. Начнём со смешного последнего приведённого пассажа Дежевски. Для тех молодых людей, которые не жили в СССР, достаточно взглянуть на советские плакаты и посмотреть знаменитые советские кинофильмы, такие как «Полосатый рейс» и «Бриллиантовая рука», чтобы понять, что каша в голове британского эксперта явно подгорела.

Рассказ хорошо жить вместе придумать

Рассказ хорошо жить вместе придумать

Рассказ хорошо жить вместе придумать

Рассказ хорошо жить вместе придумать

двойной клик — редактировать галерею

Забитые СЕМЬЯМИ пляжи в Сочи, Сухуми, Гаграх, Пицунде, Анапе – это, как раз, и есть рекламная картинка СССР.

Что же касается уменьшения населения и рождаемости, то здесь, как раз, и сработал фактор уничтожения Советского Союза, последующие межнациональные войны и конфликты, возросшее социальное неблагополучие. Этим вопросам посвящена масса социологических исследований последних десятилетий.

М. Д. «Другой не менее положительной переменой стало появление поколения «молодых пенсионеров», которых достаточно много в развитых странах. К середине 2010-х годов это уже была вполне оформившаяся прослойка: совершенно новая группа людей, которым за 60 или даже за 70, которые хорошо одеты и ведут активный образ жизни. Еще 20 лет назад таких людей практически не было. Многие люди, особенно мужчины, умирали рано, а если они все же выживали, они были слишком больны и слабы, чтобы куда-то выбираться. Более здоровое питание, меньше водки (и больше пива) и, возможно, более качественные медицинские услуги помогли уменьшить разрыв между Россией и другими развитыми странами.

В течение следующих 30 лет этот разрыв, несомненно, уменьшится ещё больше. К 2050 году в России, возможно, будет меньше жителей, но это будут более здоровые люди, настроенные на долголетие и мало чем отличающиеся от своих западных соседей».

В. О. Ещё одна ахинея «выдающегося эксперта по России». Говоря о поколении 60 – 70 летних в 60 – 70 годы, она забыла, что это было поколение израненных, прошедшее Вторую мировую войну, поколение, спасшее тех же европейцев от Гитлера? А часть этого поколения застала ещё и Первую мировую войну. И это поколение НИКОГДА НЕ ВЫГЛЯДЕЛО БОЛЬНЫМ И СЛАБЫМ В СРАВНЕНИИ СО СВОИМИ РОВЕСНИКАМИ В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ.

М. Д. «Тем аспектом, на изменение которого требуется больше 30 лет, оказалось мировоззрение, однако, возможно, это является отражением двух ошибок в суждениях со стороны иностранцев. Первая ошибка — что мировоззрение людей может меняться так же быстро, как и уровень жизни. Вторая — что мировоззрение должно менять и действительно меняется.

В 1990-х годах западные инвесторы и менеджеры, работавшие в России, часто настаивали на приёме на работу только молодых сотрудников, для которых, как они полагали, не были характеры приспособленчество, инертность и другие негативные практики, широко распространенные в советские времена. Но сказать оказалось легче, чем сделать, и многие западные бизнесмены пришли к печальному выводу, что должно смениться по крайней мере ещё одно поколение, прежде чем вредоносное советское наследие останется в прошлом.

. . . Одной из важных особенностей мировоззрения россиян является приверженность идее социальной справедливости — пережитку советской эпохи или даже того, что в еще более далеком прошлом именовалось соборностью — ощущением причастности к сообществу и социальной солидарности. Куда бы она ни уходила своими корнями, эта особенность мировоззрения в значительной мере обострилась в эпоху стремительного обогащения некоторых представителей российского общества в начале 1990-х годов, которые породили олигархов и сверхбогатых людей, предпочитающих держать свои деньги за границей.

С этим также связано широко распространенное убеждение, что государство имеет больше обязательств перед своими гражданами, чем многие — особенно в Соединенных Штатах — могли бы ожидать. И обе эти идеи — о щедром государстве и о социальной солидарности — возможно, постепенно возвращаются. Что интересно, это происходит в среде молодых людей, а не среди тех, кто ностальгирует по советским временам, и эта тенденция помогает объяснить заметный рост голосов за Коммунистическую партию России на минувших парламентских выборах. Если эта тенденция сохранится, она может послужить основой для возникновения чего-то вроде европейской социал-демократической партии в будущем.

При этом необходимо также учитывать врожденный социальный консерватизм, который роднит российское мировоззрение — в таких вопросах, как однополые браки, гендерная подвижность и уважение к религии (русское православие) — скорее с мировоззрением жителей Польши, Венгрии и Украины, нежели с взглядами жителей Западной Европы. Тюремные сроки для участников панк-группы Pussy Riot, которых приговорили за святотатственное выступление в главном соборе Москвы, нашли широкую общественную поддержку в России — и нашли бы ее снова сегодня.

Это вовсе не значит, что в ближайшие десятилетия никаких изменений не произойдет. Помните, как быстро изменилось общественное мнение в Республике Ирландия — от всеобщего уважения Католической церкви до голосования за легализацию абортов и однополых браков, а также избрания гомосексуального премьер-министра. Восторженное возвращение в православную церковь в те 20 лет, которые последовали за распадом СССР, было отчасти выражением «русскости», но теперь оно пошло на спад. К 2050 году Россия, которой будет управлять новое поколение, вероятнее всего, станет менее консервативной, нежели сейчас.

Станут ли россияне менее консервативными в своей верности родине — будь то проявления патриотизма или национализма — это другой вопрос. Невероятная общественная поддержка решения Путина аннексировать Крым в 2014 году — практически на всех уровнях общества —показала, с моей точки зрения, не только силу, с которой русские стремятся одержать своего рода победу после потери Советского Союза, но и то, что россияне до сих пор воспринимают свою страну как великую державу, что является отражением их мощного патриотизма. Среди россиян, которые решили жить за рубежом, — из-за учебы, работы, из-за разочарованности нынешним положением дел на родине, — вы вряд ли найдете много людей, которые отказались бы от преданности России (преданность Путину — это другое).

Что бы ни произошло, мне трудно поверить, что российская идентичность станет слабее через 30 лет. Проявит ли она себя в здоровой национальной гордости или более угрожающем национализме — или даже вспыльчивом изоляционизме — во многом будет зависеть от того, как, по мнению России, к ней будут относиться другие крупные державы и ее соседи в ближайшие годы. К тому времени, то есть спустя 60 лет после распада СССР, вполне возможно, россияне будут гораздо комфортнее чувствовать себя со своей постсоветской идентичностью и ограничениями, с которыми их страна сталкивается сейчас, — и им будет комфортнее в их постсоветских границах. Однако географический масштаб России означает, что она останется силой, с которой придется считаться».

В. О. Вот здесь эксперт по России Дежевски абсолютно права: социальная справедливость, соборность, патриотизм – неискоренимы в сознании абсолютного большинства граждан России. Помноженные на ощущение себя как НАРОДА – ПОБЕДИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ЖИТЬ В БРАТСТВЕ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ НА ВСЁМ ПРОСТРАНСТВЕ И В ГРАНИЦАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА действительно является камнем преткновения в понимании России западной «интеллектуальной элиты». Но как же корёжит от этого британского эксперта и всё мировое сообщество потребления!

  • Рассказ хорошо в деревне летом
  • Рассказ хорь и калиныч тургенев записки охотника
  • Рассказ хорь и калиныч описание калиныча
  • Рассказ холодная осень выстроен вокруг стихотворения афанасия фета какая холодная осень
  • Рассказ холодная осень бунин краткое содержание