Рассказ хорошо осенью в лесу

Конспект нод по речевому развитию старшая группа рассматривание сюжетной картины осенний день в лесуцель: совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы

Конспект НОД по речевому развитию ( старшая группа)  

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу»

Цель: совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по сюжетной картине, придерживаясь плана.

Образовательные задачи:

— учить (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины «Осенний день в лесу»;

— закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;

-обогащать речь детей с прилагательным резной

— помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом

Развивающие задачи:

— продолжать развивать речь как средство общения;

— обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;

— упражнять в образовании однокоренных слов (береза-березовый, клен-кленовый)

— развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

Воспитательные задачи:

— воспитывать самостоятельность, инициативность, эстетические чувства;

— воспитывать любовь к к окружающему миру.

Материалы: осенние листья, «волшебный» листик на палочке (на каждого ребенка, картины осени, большая корзина, корзинка с кондитерской выпечкой «Грибы», схемы-модели «Признаки осени», Королева Осень, магнитная доска, карточки- схемы «Мое настроение» на каждого ребенка, аудиозапись музыкальный альбом «Классика малышам» В. Моцарт.

Ход.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес.

Но в какой сказочный лес мы узнаем отгадав загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю.

Но не боюсь я сосен

И ёлочек …я (осень).

В: Правильно осень

Значит в какой лес мы отправимся?

Скажи Никита, Саша, Риана

+ Осенний

В: Молодцы, осенний. А чтобы отправиться в осенний волшебный лес нам нужно

проговорить волшебные слова и подуть на волшебный листок.

Артикуляционная разминка (чистоговорка).

Ла – ла – ла – осень к нам пришла!

Ре – ре – ре – осень на дворе!

Ца – ца – ца – осень у крыльца!

Ном – ном – ном – осень за окном!

В: Молодцы, дети.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Листок».

В: Давайте все вместе скажем волшебные слова и подуем на листок: «Отнеси нас листок в осенний лесок», затем стоя, спокойно вздохнуть, длительно выдохнуть — подуть на листик. Воспитатель предлагает пройти в осенний лес (на ковер). (включаю аудиозапись классика Малышам Моцарт)

В: Вот мы и в осеннем лесу! И встречает нас Королева Осень с корзиной.

Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Осенью в лесу»

Заходи в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот березки золотые стоят,

Под березками грибочки сидят Дети выполняют ходьбу на месте.

Разводят руки в стороны и оглядываются

вокруг. Поднимают руки вверх.

Сегодня в лесу чудесная погода: светит солнышко, по небу плывут облака, гонимые осенним ветром. Все деревья, кусты, травы – в осеннем наряде. А под ногами ковер из осенних листьев.

Посмотрите всюду лежат листья. Правда они красивые?

— А давайте мы их соберем?

+ (дети берут по одному листочку)

Воспитатель:

— Скажи Самира, какой у тебя лист? (спрашиваю нескольких)

+ листик рябины

— Правильно листик какой, Кира?

+ Рябиновый

— Молодец, рябиновый. Рябиновый листик какой?

+ красный, золотой, резной.

— Скажи, Саша, резной.

— Повтори ты Аделя

— Повтори ты Есения

— Давайте все вместе скажем

РЕЗНОЙ

(то же про листик клена, березы)

(Спрашиваю 3 детей)

Предлагаю с листочками поиграть. Игра называется «Назови признаки осени».

Каждый по очереди называет признаки осени и кладет листочек в корзину.

Дети: +Дни стали короче, ночь длиннее, солнце светит мало, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные ветра, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда.

Воспитатель:ребята.

— Скажите, дети, а как ведут себя лесные жители и насекомые.

+ заяц меняет свой цвет, медведь ложится спать в берлогу, белка запасается грибами, орешками, насекомые прячутся под кору деревьев.

— Воспитатель: правильно, молодцы, ребята.

— Ой, посмотрите, ребята, акто это у нас сидит весь такой грустный?

+ Ежик.

— Ребята, ежик говорит, что чтобы идти в спячку, ему нужно составить рассказ по картине.

Давайте ему поможем.

— Сядем все на стулья и поможем нашему Ежику.

2. Основная часть.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней.

В: Посмотрите внимательно на картину и скажите, как бы вы её назвали?

— Какое время года изобразил художник?

+ Осень

— Какое время суток он нарисовал?

+день

— Как об этом сказать одним предложением? (Художник изобразил осенний день в лесу и точно так же назвал эту картину).

+ прогулка в осенний день.

— Как вы догадались, что на картине день?

+ В лесу светло, дети гуляют.

— А почему вы решили, что день осенний?

+ Под ногами лежат листья. Они пожелтели. Их на деревьях почти не осталось

В:

— Еще по каким признакам вы узнали, что это осень?

+ Дети тепло одеты,

+ Птицы улетают в теплые края

— Какой осенний день на этой картине?

+ Тёплый, солнечный.

В тёплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? Синее небо и плывущие на небе облака, желтые и синие тона радуют глаз.

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

— Садитесь, ребята.

Послушайте, какой рассказ я сочинила.

Наступила долгожданная осень. Ранней осенью ещё случаются тёплые деньки. Воздух чист и прозрачен. Дни становятся короче, солнышко греет меньше. В теплый край улетают птицы. Желтеют, краснеют и опадают листья. Дети вышли в лес на прогулку. Вместе с ними радуется тёплым осенним денькам собака Шарик. Мальчик и девочка о чем-то разговаривают. Все рады тёплому осеннему деньку!

— Вам понравился мой рассказ?

— Чем он понравился?

— Что особенно понравилось в рассказе?

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине, используя план – схему.

(вывешиваю план схему)

Посмотрите на схему и скажите с чего вы начнёте свой рассказ? (Разобрать план – схему к рассказу).

-1я картинка – солнышко и тучка

2я картинка – насекомые не летают, птицы улетают

3 я картинка – листья опадают

4 картинка – люди тепло одеваются

5 картинка – под ногами лежат желтые листочки

6 картинка – нам нравится или не нравится осень

— Кто желает составить свой рассказ? (Выслушиваются 2-3 детей).

— Расскажи, ,свой рассказ.

— Расскажи,, , свой рассказ

— Молодцы, ребята. Такие красивые рассказы составили. Помогли Ежику. Он говорит спасибо и уходит в спячку.

И нам ребята, пора в садик возвращаться.

— давайте мы подуем в волшебный листок и скажем: «Отнеси нас листок в детский садок»

Вот мы и в садике.

3. Итог.

— Ребята, в каком лесу мы сегодня побывали?

+ в осеннем лесу.

+ Чему мы сегодня учились?

— Что интересного узнали?

— Дети, вам понравилось в осеннем лесу? Выберите карточку схему с веселым, грустным, спокойным настроением. И мы отправим эти карточки с осенним ветром Королеве осени.

Сюрпризный момент.

Ребята, вы сегодня были очень внимательными и старательными. У вас получились замечательные рассказы про осенний день в лесу. Вы расскажите их своим друзьям и родителям.

Сценарий
осеннего праздника для младшей группы

«Как
колобок путешествовал по осеннему лесу»

Действующие
лица:

Дед, Бабка, Рассказчик, колобок (игрушечный); заяц, волк, медведь, лиса
(животные-куклы на руку).

Ход
действия:

% Под
музыку в зал входят детки, нарядно одетые.
Останавливаются на
ковре, музыка замолкает.

Арсений
Кутовой:

Если
на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край
далекий

Птицы улетели,

Вера: Если небо
хмурое,

Если дождик
льется,

Это время года

Осенью зовется.

%Играет
музыка, детки садятся на стульчики.

% Под новую
музыку появляется рассказчик.

Рассказчик: Привет,
малыши! (здороваются) А вы знаете сказку про Колобка? (дети отвечают) Сегодня
мы с вами очутимся в этой сказке и поможем Колобку победить лису. Согласны?

Дети: ДА!

Расск.: Тогда
присаживайтесь поудобнее (детки садятся на ковер напротив рассказчика),
навостряйте ушки и слушайте внимательно.

Значит-с, прошло
жаркое и солнечное лето, стало холодать, а значит, наступила осень (видео-слайд
на экране про осень).  Жили-были дед с бабулей. И попросил однажды дед бабушку
испечь колобка.

%Под музыку
появляется дедушка с бабушкой

Дед и
Бабка:

Здравствуйте, ребятишки! (дети здороваются) Как хорошо, что вы решили к нам
прийти. А мы уже колобок испекли, он на окне остывает.

В это
время колобка тянут веревочкой и он спрыгивает с окошка. Это замечает
рассказчик.

Расск.: Ой, дети,
гляньте, колобок куда-то собрался, покатился далеко от дома. Как же нам его
догнать?

Бабуля: Знаю
верное решение, нужно в листик превратиться и по ветру за колобком пуститься.

Рассказ.: Тогда
ребята встаем со своих стульчиков и будем превращаться в листочки.

Дети выходят в зал
со стульчиков, каждому ребенку раздается листочек для танца.

Бабуля: Надо
поколдовать. Давай, дед, вместе! (руками наводят на деток и громко говорят)
Раз-два-три, в волшебный листик преврати.

% Песня с
листочком (дети садятся на стульчики)

Бабуля
(хватается за голову):
Ооооойй, куда ж это колобок убежал? Оооойй,
где ж его теперь найти.

Рассказчик: Я вижу,
вон под кустом бок Колобка виднеется. Ребята, давайте спросим Колобка, куда он
спешит-бежит? (дети отвечают) (вместе) Колобок, румяный бок! Ты куда спешишь,
дружок?

Колобок: я спешу в
осенний лес.

Рассказчик:
а тебя никто не съест?

Колобок:
Не надо меня так пугать, лучше будем танцевать (встают в круг)

%Танец
«У меня, у тебя»(после садятся)

Рассказчик:
Ну, счастливо, колобок, не забудь о нас, дружок,

                 
Если будем мы нужны – позови, поможем мы!

(колобок
под музыку покатился
)

Рассказчик:
Покатился колобок по дорожке,

                
Вдруг откуда не возьмись – заяц быстрые ножки.

%
Звучит музыка, из-за ширмы показывается заяц.

Заяц:
Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок:
Зайка, ты меня не кушай, лучше песенку послушай.

                
Дети, вы мне помогайте, про дождик песню запевайте.

%
Песня «Дождик»

Рассказчик:
Только песенка умолкла – колобок встречает Волка

%
Под музыку появляется Волк
.

Волк:
Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок:
Дети, вы мне помогите и от волка защитите!

Рассказчик:Ну
что, дети поможем? Давайте пока превратимся в ежей и покажем как умеем с вами
барабанить, может таким шумом отпугнем волка (встают в круг).

%
Шумовой оркестр «С барабаном ходит ежик» (
после
садятся)

Рассказчик:
Колобок бежал, бежал и вдруг медведя повстречал.

%
Под музыку появляется Медведь

Медведь:
Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок:
Ой, ребята, помогите меня от мишки защитите!

Рассказчик:
Ну, что спасём колобка? (ответ детей)

                
Мишка, колобка не трогай, ты ступай своей дорогой.

                
Видишь —  осень в лес пришла, грибов, ягод принесла.

                
Хочешь, мишенька, гулять, грибы в корзину собирать?

%
Игра «Кто быстрее соберёт грибы/листочки»

(Описание игры:
в зале на ковре разложены грибы/листики трёх видов/цветов; участники  игры
должны быстро собрать грибы/листья, каждый определённого вида/цвета).

Рассказчик:
А давайте, превратимся в грибочки и порадуем мишку своим танцем. Покажем, какие
мы артисты!

%
Танец мальчиков «Мухоморчики»(садятся)

Рассказчик:
Пока медведь грибы искал, колобок наш убежал

                  
Колобок катился, песню громко напевал…

                  
И лису тут повстречал.

% 
Под музыку появляется Лиса из-за ширмы

Лиса:
Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок:
Что ты, Лисонька, постой!

                 
Много здесь друзей со мной!

                 
Ах, ребята, помогите, от лисы меня спасите.

Рассказчик:
Раз зовёт на помощь друг – становитесь быстро в круг. Обхитрим рыжую. Пусть у
нас будет много колобков и она не найдет настоящего.

% 
Игра с шарами «Я колобок, румяный бок» (после игры детки садятся на стулья)

Рассказчик:
Как мы славно поплясали и нисколько не устали.

Вот и сказочке
конец – а колобок наш молодец!

Под музыку бабушка
с дедушкой выносят угощенья  и всех детей благодарят за помощь Колобку.

Затем детки
прощаются с героями.

Рассказы об осенних превращениях леса, когда на моховых болотах рассыпана по кочкам румя­ная клюква, на лесных полянах краснеют гроздья рябины, воздух чист и прозрачен, а многие птицы готовятся к перелету…

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые под­осиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румя­ная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправ­ляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие жу­равли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.к оглавлению ↑

Улетают журавли

В золотые осенние дни собира­лись к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собрав­шись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шум­ные города высоко в небе летели жу­равли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чут­кие журавли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Чуть брезжит над рекой, над лес­ными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли подни­маются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, жу­равли! До радостной встречи вес­ною!

к оглавлению ↑

У лесного озера

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озе­ром солнце.

На яркий, осыпанный росинка­ми-алмазами расписной ковёр по­хожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросши­ми вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.

Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; пе­репорхнёт, сядет долбить дерево дятел.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.

В таёжных глухих лесах каж­дую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глуха­ри колючей и жёсткой сосновой хвоей.

Ходит по гальке глухарь, выби­рает крепкие камешки. Не шелох­нётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осен­нее солнце.

к оглавлению ↑

Беляк

Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слу­шает.

Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хит­рая лисица, или схватит голод­ный волк, или спрыгнет с дере­ва и загрызёт быстрая рысь…

Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется бе­ляку, это идут злые волки. Прыг­нет из-под ног лягушонок — то­же страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрач­ные дни. Где ни ляжет, ни спря­чется, его видно издалека: кру­гом всё жёлтое, золотое, а пор­точки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит роб­кий беляк.

Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.

Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

Зароется он в снежный суг­роб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни бы­страя рысь.

к оглавлению ↑

Ёж

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, че­рез лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.

Осенью у ежей мало до­бычи. Попрятались в зем­лю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

В ясные осенние дни го­товит себе хлопотливый тру­женик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лес­ной мох — стелет зимнюю постель.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бе­гать по лесу, ловить червей и жуков.

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный суг­роб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдёт его ло­гова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зи­му проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

к оглавлению ↑

Белки

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут про­ворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спу­скаются на землю собирать грибы.

В развилине елового сучка белки развесили су­шить красноголовый под­осиновик, тонконогие ма­ленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отбор­ные, вкусные орехи.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Поздней осенью пере­менят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки.

В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах белки вос­питывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых моро­зов и холодных ветров.

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шу­страя белка.

к оглавлению ↑

Медведи

Вечером вышла медве­дица с медвежонком на лес­ную полянку, увидела му­равьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.

А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-му­равьед, добывал муравьи­ные яйца. Услыхал он мед­ведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.

Подошла медведица к муравьиной куче, стала раз­гребать лапой кучу. Раско­пала её и высунула длин­ный красный язык.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Облепят муравьи медве­жий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит му­равьёв. Смотрит на медве­дицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.

Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зи­му, накопить побольше жи­ру, нужно устраивать тёп­лую берлогу.

Поздней осенью забе­рутся медведи в свои бер­логи, будут спать до весны, до весеннего тёплого сол­нышка.

к оглавлению ↑

Рысь

Вечером, после охоты, вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зу­бах краснобрового тетере­ва-косача.

Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно ска­чет под ними чуткая рысь.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Слышит рысь, как пада­ют с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистит в лесной чащобе рябчик и попискивают шу­стрые синички, как пере­порхнул, уселся на сухом дереве дятел.

Всё видит, всё слышит рысь в глухом лесу.

И лето и зиму скитают­ся по лесу, ищут добычу чуткие рыси. То поймают неосторожного зайчишку- беляка, то схватят белку или подкрадутся к задре­мавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть ос­торожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь, умеет заби­раться на высокие густые деревья.

к оглавлению ↑

Осенний вечер

Быстро наступает вечер в глу­хом лесу.

Тёмные тени лежат под де­ревьями. Недвижно высятся ста­рые сосны, чернеют густые разла­пые ели.

Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Скрылось за деревьями вечер­нее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел —• желна. Он звонко долбит сухое де­рево.

Далеко слышен в вечернем ти­хом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.

Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и чер­вяков.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова зай­чишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчиш­ке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.

(Илл. Никольского Г.)

image_pdfimage_print

Использован учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 11 страница 12, вторая половина.

Первую часть сочинений можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Темы для сочинения:

  1. Приметы золотой осени.
  2. Как красива осенняя берёзка!
  3. Осенний карнавал на лесной полянке.
  4. Осень — моё любимое время года.
  5. О чём шептались осенние листья?
  6. Разговор ёжика и зайца.
  7. Забавы осеннего ветра.
  8. Самое интересное событие моих летних каникул.

Выберите любую тему для сочинения. Определите его главную мысль. Продумайте содержание сочинения. Определите, каким типом текста вы воспользуетесь: описанием, повествованием, рассуждением. В каком жанре будет построено сочинение: рассказ или сказка. Будет ли использован диалог.

Сочинение-сказка на тему «О чём шептались осенние листья» для 4 класса

Пришла осень. Листья на деревьях забеспокоились. Они вдруг стали жёлтыми, рыжими, багряными. Неожиданные перемены пугали листья. Они не знали, что и подумать.

— Как вы думаете, это с нами надолго? — робко спросил порыжевший листик тополя.

— А что не так? — удивились багряные листья рябины. — Нам очень нравится наш новый цвет!

— А мне как-то не по себе, — признался жёлтый берёзовый лист. — Кажется, что впереди нас ждут большие перемены.

Листья помолчали, провожая взглядом стаю перелётных птиц.

— Вот тоже новость, — сказал тополиный. — Летят они и летят. Куда? Зачем?

— А что не так? — удивились рябиновые. — Может у них дела.

— А мне как-то не по себе, — признался берёзовый. — Летать опасно, куда надежней на ветке.

Тополиный лист проводил взглядом стаю и сказал:

— Вот ещё новость. Вам не кажется, что наши деревья стали к нам равнодушными? Какими-то бессочными.

— А что не так? — засмеялись рябиновые. — Мы и без соков прекрасно выглядим.

— А мне как-то не по себе. — добавил берёзовый. — Кажется, что я усыхаю.

Но тут подул ветерок и прервал разговор осенних листьев. Все они сорвались и куда-то полетели.

Сочинение-сказка на тему «Разговор ёжика и зайчика» для 4 класса

Пришла осень. Встретились в лесу зайчик и ёжик и разговорились.

— Что-ты, ёжик, зачастил яблоки и грибы таскать. Не боишься надорваться? — спросил зайчик.

— Своя ноша не тянет, — рассудительно ответил ёж. — Зато зимой голодать не придётся.

— Что это за зима? — удивился зайчик.

— Э-э, брат, да ты же весенний! — сказал ёж. — Ты ведь ни одной зимы ещё и не видел!.

Зайчику показалось, что ёжик смеётся над ним, и он обиделся.

— Ну и не видел! — сказал он. — То же мне потеря. Не видел и не надо!

— Не видел, а придётся! — внезапно стал суровым ёж. — И скажу тебе, зайчик, зима это такая штука…

Он замолчал, пытаясь придумать объяснение, что же такое зима.

— Какая такая? — насмешливо спросил зайчик.

— Она такая… Холодная! — выпалил ёж. — И снега белого вокруг много. А травы и листвы нет. И кушать почти нечего.

— Не может быть! — не поверил зайчик. — Это как так, снега? На белом же меня видно будет. Любая лиса найдёт!

— Ну, не всё так плохо. — успокоил его ёж.- Скоро твоя шубка тоже белой станет. Она зимой у всех зайцев белеет. И никто тебя на снегу не заметит.

— Ах, страхи какие! — запричитал зайчик. — Побегу-ка я к маме, попрошу, чтобы она зиму отменила.

Зайчик убежал, а ёж посмотрел ему вслед и дальше потащил добытое в саду яблоко.

Сочинение-сказка на тему «Забавы осеннего ветра» для 4 класса

В то тихое ясное утро где-то высоко в горах родился ветерок. Он покрутился вокруг заснеженной вершины, посдувал снежинки со скал и решил спуститься к земле.

Ветерок стремительно бросился вниз и вскоре оказался в прекрасной золотой роще. Он пронёсся по лесным тропам, срывая с деревьев листья и закружил их в воздушном танце. Это так понравилось ветерку, что он стал специально срывать листья, по одиночке и охапками, и разбрасывать их в разные стороны. Листья летели, падали на землю, выкладывали причудливые узоры.

А ветер поднялся чуть выше и стал раскачивать макушки высоких деревьев, сгоняя с них перепуганных ворон.

— Кар! Кар! — кричали вороны. — Берегись! Осенний ветер забавляется!

Так ветерок узнал, что он не простой, а осенний. Это его не обрадовало и не расстроило. Он просто продолжил забавляться.

Ветерок вылетел из леса и спустился к озеру. По поверхности воды пошла рябь. Ветер подул сильнее и на воде вздыбились волны. 

-Ах, как чудесно! — вскричал ветерок. — Как я люблю играть!

И это было не удивительно, ведь он был совсем юным. Суровые взрослые ветра следили за забавами малыша и не спешили их останавливать. Им нравилась непосредственность ветерка. Но самим им было не до веселья. Ведь у них была важная работа — гнать тучи и лить дожди.

А беззаботный ветерок играл в лесах, на полях и на озёрах, и ему было хорошо.

Сочинение-рассказ «Самое интересное событие моих летних каникул» для 4 класса

Жаль, что летние каникулы закончились, но это были приятные дни, которые подарили мне массу удивительных впечатлений.

Одним из самых интересных событий лета стала поездка на Телецкое озеро, которое находится в живописном месте Алтая.

Вокруг озера лежат горные вершины, густо заросшие тайгой. Огромные сосны и лиственницы смотрят на прозрачную гладь озера и отражаются в его водах.

А само озеро очень чистое, прозрачное, на его поверхности всегда можно увидеть стайки плавающих и ныряющих уток.

Мы приехали на Телецкое озеро в конце августа, когда дни уже стали короче, но погода стояла ясная и тёплая. В озере даже можно было искупаться, но вода оказалась очень холодной. Папа объяснил, что это от того, что в озеро впадают ледяные горные реки, а со дна бьёт множество ключей.

Зато в такой воде водилось много рыбы и папа почти сразу засел с удочкой на берегу.

Мы много ходили по берегам озера, любуясь не тронутой человеком природой. Птицы и белки совсем не боялись нас и с любопытством смотрели вслед. А однажды мы на конях отправились в горы. Полдня мы поднимались по извилистой тропе, а потом с высоты птичьего полёта смотрели на лежащее внизу озеро.

Оно казалось зелёным бриллиантом из-за отражавшихся в нём деревьев, и было удивительно сказочным. 

Мне очень понравилось это путешествие и на будущий год я бы хотела посмотреть и другие удивительные места нашей страны. Ведь у нас есть много чудес, о которых большинство людей просто не подозревает.

1

Для некоторых велосипедистов сезон катания не заканчивается никогда. Они готовы выезжать и в дождь, и в снег. Но есть и те, кто опасается садиться за руль в непогоду. И такие опасения не беспочвенны! Однако не значит, что пора забывать о верном «железном коне» до тепла. Достаточно хорошо подготовиться к катанию, чтобы получать от него удовольствие в любое время года.

Что надеть?

Первое, что пугает осенью и зимой – это холод. Поэтому нужно продумать гардероб, одевшись потеплее. Однако это не значит, что можно надеть на себя привычную куртку и штаны, в которых вы обычно гуляете. Важно, чтобы одежда была не только теплой, но и комфортной. Предпочтение за вещами, которые не сковывают движений и практически не ухудшают аэродинамику.

Недопустимо, чтобы штаны цеплялись за цепь или другие элементы транспорта, мешая управлению и нарушая движение.

Ключевые требования к экипировке для осени и зимы:

? Важно исключить ухудшение обзора
? Необходимо предусмотреть верхний непродуваемый и непромокаемый слой
? Желательно добиться «золотой середины» — чтобы в одежде не было слишком жарко или чересчур холодно

Стоит ли велосипедисту сидеть дома, если за окном плохая погода

Глаза защищают очками от ветра, осадков, чтобы они не слезились, не ухудшалась видимость. Фото: youtube.com

Подбирать гардероб для катания лучше всего с учетом таких рекомендаций:

✅ В первую очередь стоит купить термобелье из синтетики или полусинтетики, которое будет ближе к телу. Оно хорошо впитывает и отводит влагу
✅ Следующий слой – плотная флисовая кофта, которая прекрасно согревает
✅ Сверху надевают дождевик или теплую куртку, в зависимости от температуры

Рассказ хорошо осенью в лесу

Балаклава или бафф – вещи первой необходимости для катания в холода. Фото: youtube.com

Следует помнить также об аксессуарах, защищая от холода руки и голову. Еще полезно иметь с собой запасные носки, особенно если кататься дождливой осенью.

Промерзшие пальцы – это не только неприятно и болезненно, а и опасно! Они утрачивают чувствительность, хуже двигаются. Поэтому в экстренной ситуации выше риски ДТП.

Так как осенью и зимой в отечественных широтах мало солнца, темнеет рано, верхнюю одежду лучше брать со светоотражающими элементами.

Как подготовить велосипед?

Начнем с того, что не каждая модель подойдет для катания в холодное время года. Наиболее безопасен транспорт с шинами, у которых выраженный рисунок протектора. Поэтому городские и шоссейные пусть лучше отдыхают в гараже, а вот на горном велосипеде спокойнее и увереннее двигаться по мокрым и заснеженным дорогам и тропинкам.

Перед выездом следует проверить транспорт и подготовить к езде в непривычных условиях:

? В обязательном порядке нужно позаботиться о световом оборудовании. Так как осенью и зимой темнеет рано, да и днем маловато света, необходимы фонари и фары. В первую очередь для того, чтобы велосипедист был хорошо заметен остальным участникам движения. Но и ему самому понадобится подсветка, чтобы видеть путь
? В промозглую сырую погоду лучше выезжать с крыльями, способными защитить от брызг и грязи. Неприятно испачкаться, но еще хуже промокнуть – в сырой одежде велосипедист быстрее замерзнет
? Полезно проявить заботу о «железном коне», смазав детали специальным составом, защищающим от коррозии. Особое внимание уделяют приводной цепи. Смазку наносят, когда велосипед полностью сухой. Благодаря такому мероприятию транспорт прослужит дольше, а ход будет плавным
? Если в планах остановки, стоит взять с собой водонепроницаемый чехол. Он защитит металлические детали и укроет седло – чтобы после перерыва не пришлось садиться на мокрое сиденье

Рассказ хорошо осенью в лесу

Если предстоит выезд на улицу, где минусовая температура, стоит сначала немного постоять с велосипедом в подъезде, чтобы детали постепенно привыкали к холоду. Фото: youtube.com

Чтобы в дороге не случились неприятности, лучше иметь с собой запасные батареи для осветительного оборудования.

Отдельные элементы требуют особого внимания:

✅ Амортизационную вилку лучше заменить на жесткую, особенно если предстоит катание по снегу: она не любит соль. Снежное покрытие же и так смягчает катание
✅ Чем ниже температура воздуха, тем затруднительнее работа тросиков и рубашек тормозной системы. Важно исключать попадание влаги, которая промораживает детали, из-за чего они перестают функционировать надлежащим образом
✅ Более надежны в катании в холодное время года дисковые тормоза, а вот ободные требуют крайней осторожности. Если обод и колодки обледенели, при торможении будет проскальзывание
✅ Переключатели передач лучше смазать смазкой с влагооталкивающими свойствами. Если в них попадет вода, набьется снег или лед, они перестанут работать
✅ Цепь лучше очищать после каждого катания, особенно в зимнюю пору. Важно удалять соли и реагенты, способные разрушить металл

Рассказ хорошо осенью в лесу

Чем ниже температура воздуха, тем быстрее разряжается аккумулятор: стоит учитывать этот фактор, готовя осветительное оборудование и батареи к нему. Фото: youtube.com

В холодную пору обслуживание велосипеда требуется чаще еще и по той причине, что смазка загустевает. В таком состоянии она нарушает работу вращающихся узлов, так что они выходят преждевременно из строя.

Коварство осени

Самое главное – в осеннюю пору лучше садиться за руль, уже освоив хорошо базовые навыки катания. И уж точно не стоит начинать учиться ездить на велосипеде, когда на улице разгар дождей и листопада.

Осенняя дорога весьма коварна:

? Можно поскользнуться на мокром асфальте и на листьях, особенно если они намокли. Такое покрытие вполне сравнимо с обледеневшей дорогой: ехать и тормозить необходимо аккуратно и без резких движений
? Особенно опасны опавшие мокрые листья на поворотах: в них нужно заходить вдвойне сдержанно
? На лесных дорожках и тропинках под листвой могут скрываться ямы, упавшие ветви, корни деревьев

Даже если на улице не идет дождь, асфальт бывает слегка мокрым из-за сырости, повышенной влажности воздуха. Поэтому осенью всегда стоит придерживаться размеренного стиля езды.

Техника катания зимой

Выезжать на прогулку с обычной нешипованной резиной стоит в том случае, если на улице только выпавший или утрамбованный снег. А вот в гололед с такими покрышками лучше оставаться дома.

Для катания в неблагоприятных дорожных условиях рекомендовано менять шины на шипованные. Они обеспечивают уверенность в движении, даже если асфальт сковала корочка льда. Как минимум, необходимы около 150 шипов. Но при такой «обуви» сцепление недостаточно надежное, поэтому требуется максимальная осторожность. Особенно опасно резкое торможение – оно приводит к заносу.

Наиболее комфортная езда зимой с резиной, на которой до 350 шипов, расположенных в четыре ряда. С ней реально двигаться по льду, особо не рискуя и ощущая уверенность в управлении байком.

Дороги с боковым уклонам зимой следует избегать. Если объехать участок невозможно, лучше спешиться.

Рассказ хорошо осенью в лесу

По глубокому рыхлому снегу ездить крайне опасно: высока вероятность, что переднее колесо резко уйдет вниз, из-за чего велосипед перевернется. Фото: youtube.com

Особенно важно освоить полезные навыки торможения для зимы:

✅ Следует проверять тормоза каждые 10-20 минут. Нажав тормозную ручку, нужно проехать в таком положении несколько метров, пока тормозная колодка не начнет цеплять диск или обод. Поскольку сначала она наверняка будет проскальзывать
✅ Если необходимо затормозить, нужно нажимать ручку мягко и прерывисто: это поможет избежать заноса
✅ Тормозят зимой в такой последовательности: сначала слега нажимают задний тормоз, а затем передний

В идеале ездить стоит только по снегу, который плотно утрамбовался. Уж точно не стоит выезжать в снежную кашу, как и нежелательно двигаться по колее.

Рассказ хорошо осенью в лесу

В снежную погоду облегчают езду шипастые педали: даже забитые снегом, они неплохо цепляются за подошву ботинок. Фото: youtube.com

Зимой нужно поворачивать по большому радиусу, мягко управляя рулем. На проезжую часть лучше не выбираться, так как риски ДТП в такую пору намного выше.

Как получить удовольствие от катания в холода?

Помимо экипировки и подготовки транспорта, стоит подумать о приятных мелочах, которые превратят осеннюю или зимнюю велопрогулку в источник настоящего удовольствия. Пригодится термос или термофляга с теплым чаем – пить в холод при физической активности хочется не меньше, чем при покатушках в жару.

Рассказ хорошо осенью в лесу

Выехать на велосипеде в любимый парк или лес интересно хотя бы по той причине, что местность выглядит совсем по-другому в осенне-зимний период. Фото: youtube.com

При низких температурах организм тратит больше энергии. Так что непременно нужно захватить с собой перекус. Еще веселее будет катание в холода, если удастся найти единомышленников, которые составят компанию и в дождь, и в снег.

  • Рассказ хорошо быть оптимистом
  • Рассказ хоровод айзека азимова
  • Рассказ хорошо жить вместе придумать
  • Рассказ хорошо в деревне летом
  • Рассказ хорь и калиныч тургенев записки охотника