Рассказ характерные черты жанра

Литература на сегодняшний день располагает огромным количеством как лирических, так и прозаических жанров. все они имеют свои особенности и отличительные

Литература на сегодняшний день располагает огромным количеством как лирических, так и прозаических жанров. Все они имеют свои особенности и отличительные черты. Но данная статья посвящена лишь одному прозаическому жанру – рассказу. И на вопрос, что такое рассказ, мы и попытаемся в ней ответить.

Определение

Рассказ – жанр малой прозы, отличающийся небольшим объемом и единством художественных событий. В рассказе обычно одна сюжетная линия с конфликтной ситуацией и мало действующих лиц. Итак, ответ на вопрос, что такое рассказ, довольно прост: это произведение в прозе объемом меньше, чем повесть и роман.

Рассказ и новелла

Часто возникает вопрос: чем же рассказ отличается от новеллы? И то, и другое имеют одинаковую характеристику. Есть и иное название новеллы — краткий рассказ. Но насколько оно правильно?

что такое рассказ

Большинство русских литературоведов придерживаются мнения, что новеллы и рассказ – разные названия одного жанра. Так, попав в Россию, новелла стала называться рассказом. Подобного мнения придерживаются исследователи малых европейских жанров Б. Томашевский и Е. Мелетинский. Поэтому в дальнейшем в статье понятия новелла и рассказ будут употребляться как равнозначные.

Возникновение рассказа

Отвечая на вопрос, что такое рассказ, необходимо обратиться к истории возникновения этого жанра. Рассказ обнаруживает свои истоки в басне, сказке и анекдоте. Хотя и значительно от них отличается. С анекдотом жанр разнит возможность не только комического сюжета, но и сентиментального с трагическим. В басне, в отличие от рассказа, всегда присутствуют аллегорические образы и назидательные элементы. А сказка невозможна без элемента волшебства, который нетипичен для новеллы.

краткий рассказ

Развитие жанра

Новелла возникла в Европе в эпоху Возрождения. И уже тогда определились ее основные черты: драматический конфликт, необычные происшествия, случай, меняющий жизнь героя. Именно таковы произведения Боккаччо, Гофмана. Рассказы о животных были этому периоду еще несвойственны, главными действующими лицами являлись люди.

Каждая культурная эпоха отражалась на литературе и, следовательно, на жанре новеллы. Поэтому в романтический период рассказ приобрел мистические черты. При этом в повествовании нет философской направленности, психологизма и обращения к внутреннему миру героя. Автор оставался в стороне от происходящего, не давая оценок и не высказывая своего мнения.

После того как реализм укрепил свои позиции и вторгся во все литературные жанры, новелла, какой она была изначально, перестала существовать. Основные принципы реализма – описательность и психологизм — были абсолютно чужды новелле. Именно поэтому жанр начинает трансформироваться. Так, в 19-м веке он становится рассказом. С этого момента вопрос, что такое рассказ, становится корректным, так как именно в этот период появляется сам литературоведческий термин.

В России появляются очерки и заметки о новом жанре. Так, Н. В. Гоголь в одной из работ по словесности называет рассказом вид повести, где описывается обычный случай из жизни, который может произойти с каждым человеком.

рассказы о животных

Только в 1940 году рассказ был выделен как особый литературный жанр, отличающийся от краткой повести, имеющей несколько сюжетных линий, и физиологического очерка, который всегда публицистичен и направлен на описание.

Жанровые особенности

Как правило, рассказ повествует о каком-то моменте или событии в жизни человека. Но главным в определении жанра является не объем произведения и не количество сюжетных линий, а направленность самого автора на краткость.

герой рассказа

Например, рассказ «Ионыч» (А. П. Чехов) по своему содержанию (описание всей жизни героя) близок к роману. Однако краткость, с которой автор излагает события, позволяет назвать произведение рассказом. К тому же цель Чехова одна – изображение духовной деградации человека. В связи с этим словосочетание «краткий рассказ» избыточно, так как жанровая специфика рассказа требует от него предельной краткости.

Характерной чертой рассказа является внимание к деталям. Из-за краткости повествования любой предмет, которому автор уделил особое внимание, становится ключевым для понимания смысла произведения. Подчас даже герой рассказа может иметь меньшее значение, чем, казалось бы, незначительная деталь. Так, в рассказе «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева подарки, которые друзья преподнесли друг другу, раскрывают характеры персонажей: хозяйственный Калиныч дарит добротные сапоги, а поэтичный Хорь – пучок земляники.

Из-за малого объема рассказ всегда стилистически един. Поэтому его основной чертой является повествование от одного лица (или автор, или герой, или рассказчик).

Вывод

Таким образом, жанр рассказа вбирает в себя черты всех прошедших культурных эпох. На сегодняшний день он продолжает эволюционировать и приобретает все новые и новые черты. Развиваются и разновидности рассказа: психологический, бытовой, фантастический, сатирический.

Жанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Прочитав эту статью, вы узнаете, каковы особенности жанра рассказ, примеры самых известных произведений, а также популярные ошибки, которые совершают авторы.

Рассказ – это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.

Краткая история жанра рассказ

жанр рассказ

В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.

Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.

Единство времени

особенности жанра рассказ

Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них – единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить «Смерть Ивана Ильича» (автор – Лев Толстой) и «Душечку» Чехова. Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской «Попрыгунье» изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.

Единство действия и места

рассказ это жанр литературы

Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством – действия. Рассказ — это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).

Единство персонажа

рассказ эпический жанр

Еще одна особенность рассказа – единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко – несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ — это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе «Челкаш» Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском «Спать хочется» и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.

признаки рассказа как жанра

Единство центра

Признаки рассказа как жанра, перечисленные выше, так или иначе сводятся к единству центра. Действительно, рассказ невозможно себе представить без некоего определяющего, центрального знака, «стягивающего» все другие. Совсем не важно, будет ли этим центром какой-то статический описательный образ, кульминационное событие, само развитие действия или же значимый жест персонажа. Главный образ должен быть в любом рассказе. Именно за счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

Основной принцип построения рассказа

Вывод из размышлений о «единствах» сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент структуры текста. Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.

Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.

Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять литературный жанр рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.

жанр фантастический рассказ

Роль мотивов в рассказе

Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее.

Особенности композиции

Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе.

Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим Лев Выготский связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.

Место рассказа в мировой литературе

Рассказ — эпический жанр, который занимает важное место в мировой литературе. Горький и Толстой обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ у Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы. Таковы, например, рассказы Толстого «Три смерти» и «Смерть Ивана Ильича», тургеневские «Записки охотника», произведения Чехова «Душечка» и «Человек в футляре», рассказы Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.

Преимущества рассказа перед другими жанрами

история жанра рассказ

Интересующий нас жанр позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай, ту или иную сторону нашей жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них. К примеру, Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом «на деревню дедушке», полным детского отчаяния, подробно останавливается на содержании этого письма. Оно не дойдет по назначению и из-за этого становится особенно сильно с точки зрения обличительности. В рассказе «Рождение человека» М. Горького эпизод с рождением ребенка, которое происходит на дороге, помогает автору в раскрытии основной идеи – утверждении ценности жизни.


Подборка по базе: Контрольная работа Функции.docx, Moscow is the capital of Russia перевод.docx, Матлаб, График функции и полинома.docx, Подготовка к контрольной работе Тригонометрические функции и их , 1 Главные функции при обучении математике..docx, Тест А2_Лексика. Грамматика.docx, Процедуры и функции – методы класса.pptx, Финансовые функции в Excel.doc, Ильза ушла Перевод.docx, КТП 2Б занимательная грамматика.docx


Функции: 

1) Информационная 

2) Воздействующая 

Характерные особенности стиля: 

1)Логичность 

2) Образность 

3) Эмоциональность 

4) Призывность 

Аудитория – получатель текста – для всех людей 
Фонетические черты:  
1) Звуковые повторы 

2) Разнообразные интонации 

Лексические черты:   
1) Общественно-политическая лексика  Общественное мнение, народные избранники 
2) Аббревиатуры  ЕС, НАТО 
3) Устойчивые словосочетания фразеологического типа  Желтая пресса 
4) Газетизмы  Держава, судьбоносный 
Морфологические черты:   
1) Несчитаемые существительные в форме множественногочисла  Свободы, инициативы 
2) Использование настоящего времени глагола  Поднимаемся и подходим к двери 
3) Использование модальных слов   Конечно, вероятно, возможно 
4) Использование сложных слов  Взаимовыгодный, лесопарковый 
5) Употребление суффиксов иноязычного происхождения  Провокация, продукция 
Синтаксические черты:   
1) Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения  А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы 104! 
2) Инверсия  Не понравились они мне. 
3) Риторический вопрос  Разве можно устыдиться, если борешься за родину?
4) Парцелляция  Это понимание нужно всем. Чтобы не было войны. 
Композиционные черты:  

1) Обсуждение важных проблем 

2) Анализ и решение проблемы  

3) Обобщения и выводы 

Жанры: 

1) Статья 

2) Очерк 

3) Репортаж 

4) Интервью 

Научный стиль 
Функции: 

1) Сообщение сведений, имеющих научное значение 

2) Доказательств истины сведений  

Характерные особенности стиля: 

1) Точное и однозначное выражение мыслей 

2) Информативность  

3) Краткость, ясность 

4) Безличность, некатегоричность 

Аудитория – получатель текста – ученые, преподаватели, студенты, профессора  
Фонетические черты:  
1) Стандартность интонации 

2) Замедленность темпа 

3) Монотонность  

Лексические черты:   
1) Большое использование слов среднего рода  Явление, свойство 
2) Много абстрактной лексики   Система, период 
3) Использование терминов  Конкурентоспособность, инвестиции, 
4) Общенаучная лексика  Число, система 
Морфологические черты:   
1) Преобладание имен существительных отглагольных    Изучение, рассмотрение 
2) Глаголы выступают в роли связки  Быть, стать, являться 
3) Использование модальных слов   Конечно, вероятно, возможно 
4) Составные формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных  Более/менее высокий 
Синтаксические черты:   
1) Особые обороты  По Менделееву, по опыту 
2) Использование цепочки родительных падежей  Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.) 
3) Вводные и вставные конструкции  Во-первых, во-вторых 
Композиционные черты:  

1) Введение 

2) Основная часть 

3) Вывод 

Жанры: 

1) Реферат 

2) Аннотация  

3) Рецензия 

Художественный стиль 
Функции: 

1) Изображение живой картины, передача эмоций читателю, которые использует автор

Характерные особенности стиля: 

1) Использованием изобразительно-выразительных средств языка

2) Образность 

3) Поэтический синтаксис

4) Индивидуализация стиля 

Аудитория – получатель текста – у каждого жанра свой получатель
Фонетические черты:  
1) Использовании созвучных слов

2) Использование изобразительных свойств согласных звуков

Лексические черты:   
1) Наличие эмоционально-окрашенных слов Скукотища, ручонка 
2) Широкое использование слов в переносном значении Играет на нервах, железное здоровье 
Морфологические черты:   
1) Широкое употребление прилагательных и наречий Запевающий сон, зацветающий цвет
2) Частотность глаголов Он шумит-грозит, подавай ему курицу, будь хоть распоследняя. Ой, худо было!
3) Формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных Говорили о радостях труда, высококачественные стали, дорогие табаки, красные и белые глины
Синтаксические черты:   
1) Использование всех имеющихся в языке синтаксических средств Что тревожишь ты меня? Горит костер рябины красной 
2) Использование стилистических фигур Золотая осень, крошки во рту не было, царь зверей 
Композиционные черты:  

У каждого жанра своя композиция

Жанры: 

1) Поэма

2) Стихотворение

3) Рассказ

4) Пьеса

Разговорный стиль 
Функции: 

1) Передача информации в устной форме 

Характерные особенности стиля: 

1) Эмоциональность 

2) Образность 

3) Конкретность 

4) Простота речи 

Аудитория – получатель текста – собеседник  
Фонетические черты:  
1) Редуцирование звуков 

2) Неправильная расстановка ударений 

3) Выпадение слов  

4) Разная интонация 

Лексические черты:   
1) Общеупотребительные слова   День, год, спать 
2) Разговорные слова  Картошка, заправский 
3) Эмоционально-оценочная разговорная лексика  Прелестный, чудный, сыночек 
Морфологические черты:   
1) Использование частей речи в неправильном падеже   Он в отпуску, несколько помидор 
2) Произношение может отличаться от написания  Я сегодня выйду на улицу – Я сёдня выйду на улицу 
3)Употребление местоимения в сопровождении жеста без предварительного упоминания конкретного слова  Я это не возьму. Такой мне не подходит 
Синтаксические черты:   
1) Бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями которых очень различны, определить их иногда трудно  Зайду в магазин / соль нужна 
2) Неполные предложения   Приедешь – позвони 
3) Свободный порядок слов   Странный он. Побыстрее надо ехать. 
4) Использование междометий, междометные фразы  Ясно? Нет? Почему? Можно. 
Композиционные черты:  

1) Приветствие 

2) Дискуссия 

3) Прощание 

Жанры: 

1) Монолог 

2) Диалог 

3) Диспут 

Официально-деловой стиль 
Функции: 

1) Сообщение и воздействие

2) Регулирование отношений

Характерные особенности стиля: 

1) Отсутствие эмоциональности

2) Строгость

3) Точность

4) Официальность 

Аудитория – получатель текста – руководители, учреждения, коллеги
Фонетические черты:  
1) Неизменность интонации

2) Сжатость речи 

Лексические черты:   
1) Термины и словосочетания терминологического характера Иск, правоспособность, дееспособность, кредитор
2) Общеупотребительные нейтральные слова языка Закон, защита, страна
3) Речевые формулы – клише Напоминаем Вам, что… уведомляем Вас о том, что…
Морфологические черты:   
1) Существительные, обозначающие должности и звания используются в мужском роде Директор, бухгалтер, майор, почтальон
2) Использование отыменных предлогов и союзов В целях, в части, в силу того, что, вследствие того, что
3) Имена существительные называют людей по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением Усыновитель, наниматель, истец
Синтаксические черты:   
1) Большое количество простых полных предложений При неуплате налогов до указанного срока плательщик лишается права повторно выставлять свою кандидатуру на получение кредита.
2) Синтаксическое построение словосочетаний регламентируется в ГОСТах Устанавливаются должностные оклады, объявляется выговор
3) Прямой порядок слов   Порядок удовлетворения претензий кредиторов госучреждений.
Композиционные черты: 
Жанры: 

1) Акты

2) Законы

3) Приказ

4) Заявление

5) Договор


Автор:
Самый Зелёный
·

Цикл очерков «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева является отражением жизни крестьян. Для писателя было важно показать в качестве главных героев простых людей. Первым в этом цикле стал рассказ «Хорь и Калиныч», который является самым знаменитым произведением из всей книги. Разбор этого рассказа по плану предлагает вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Тургенев задумал написать рассказ «Хорь и Калиныч» в 1846 году. Впервые это произведение было опубликовано в журнале «Современник» (№1), в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника». Рассказ получил большое признание, поэтому писатель решил развить цикл, из чего сложилась целая книга под названием «Записки охотника». 

Автор знал о проблеме крепостного права не из газет. Его мать была очень жестокой барыней, которая славилась своим бесчеловечным отношением к «живому товару». В детстве писатель вдоволь насмотрелся на нищету, зависимость и рабский удел крестьян, которые при этом не таили злобы на барина и считали его прихоти законом. Видимо, из-за тяжелых детских впечатлений Тургенев стал ярым противником крепостного права и написал множество произведений, раскрывающих нелегкую судьбу многострадального русского народа.

Жанр, направление

Жанровая разновидность произведения «Хорь и Калиныч» — рассказ. Довольно небольшое по объёму, данное произведение освещает одно событие, занимающее ключевое место в тексте, где представлено небольшое число героев. Рассказ написан от первого лица, то есть от лица автора. В произведении присутствуют и характерные черты очеркового жанра, так как в тексте подробно описаны и охарактеризованы персонажи. 

Направление рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч» — реализм. В произведении показана приближённая к  действительности жизнь тех времён, реалистично показаны люди, их повседневность, быт и склад ума. 

Композиция и конфликт

Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» имеет одну развивающуюся сюжетную линию, которую условно можно поделить на три части:

  1. Знакомство рассказчика с помещиком Полутыкиным;
  2. Знакомство с крепостными Хорем и Калинычем;
  3. Отъезд рассказчика домой.

Конфликт произведения является межличностным. Он заключается в разнице мировоззрения и темперамента главных героев — крепостных крестьян Хоря и Калиныча. Однако их противоположность не создаёт между ними стену непонимания, наоборот, они остаются близкими и верными друзьями.

Смысл названия

Имена, использованные в названии, — это имена главных героев рассказа Тургенева. Персонажи выражают собой одновременно противопоставление и единство. Хорь и Калиныч — два человека, во многом непохожие, но хорошо понимающие друг друга. В их отношениях есть привязанность и дружба.

Тургенев заключает в названии «Хорь и Калиныч» глубокий смысл. Писатель считает, что вместе эти два крестьянина олицетворяют собой образцового русского человека. Хорь и Калиныч — две противоположности. В их характерах есть такие качества, которыми может обладать один человек, и этот человек мог бы приблизиться к идеалу. 

Суть: о чём?

Как-то раз на охоте барин (рассказчик) познакомился с калужским помещиком Полутыкиным, который позвал его к себе в гости, предложив переночевать. Так как дорога была неблизкая, приятели зашли в усадьбу к Хорю, крепостному крестьянину помещика, который жил на поляне посреди леса. Не застав крестьянина, Полутыкин попросил сыновей Хоря заложить тележку и поехал с рассказчиком к себе в усадьбу. 

По дороге к усадьбе Полутыкина, рассказчик стал расспрашивать помещика о Хоре: отчего тот живёт в лесу отдельно от хозяина? Помещик объяснил ему, что двадцать пять лет назад у Хоря сгорела изба, после чего крестьянин попросил позволения поселиться в лесу за хороший денежный оброк — пятьдесят рублей в год. Со временем Хорь разбогател, работая на себя, и стал платить барину сто целковых в год. Крестьянин мог бы уже давно выкупиться из крепостных, но он с этим не спешил, отговариваясь, что нет денег.

На другой день рассказчик и Полутыкин вновь собрались на охоту. По дороге они заехали за ещё одним крестьянином помещика Калинычем, который всегда ходит на охоту с барином, помогая ему во многом. И в этот раз он сопровождал Полутыкина и гостя-рассказчика. После охоты, уложив приятелей в избушке отдохнуть, он отправился работать на пасеку. 

На другой день помещик Полутыкин отправился по делам в город со своим соседом Пичуковым, а гость поехал на охоту в одиночку. После охоты он зашёл к старику Хорю, дабы познакомиться с ним, так как Полутыкин рассказывал о нём довольно занятно. Крестьянин оказался умным и интересным собеседником, чем приятно удивил рассказчика. Гость спросил у Хоря, почему тот не желает выкупиться из крепостных крестьян на волю, как не раз предлагал ему хозяин, но старик ушёл от ответа. Однако рассказчик смекнул, что Хорь отказывается от вольной жизни ради выгоды.

Гость остался в доме крестьянина с ночёвкой. Утром к Хорю пришёл его друг Калиныч. Рассказчик разговорился с ними обоими, беседа их была довольно занимательной, гость многое узнал об этих людях. После разговора с Хорем и Калинычем он вновь пошёл на охоту. 

Рассказчик остался ещё на три дня погостить у старика-крестьянина. За это время гость с радостью общался с Хорем и Калинычем, таким образом он узнал их взгляды на жизнь и характеры. По прошествии трёх дней рассказчик покинул дом Хоря, с грустью простившись с ним и его большой семьёй. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Хорь и Калиныч» представлены в таблице:

Рассказчик барин, охотник. Повествование ведётся от его лица. Для него представляют интерес простые люди, их быт и обычаи. Общаясь с крестьянами, он примечает важные детали, замечает отличительные черты характеров. Приглядываясь, он рассуждает об увиденном мысленно, пытается понять и посмотреть на жизнь глазами других людей.
Господин Полутыкин калужский мелкий помещик, барин, хозяин крестьян Хоря и Калиныча. Он «отличный человек», любящий охоту, но от услужливости Калиныча совсем разленившийся. У него есть «слабости»: например, он сватается за всех состоятельных невест в губернии, а получив отказ, много жалуется своим знакомым и друзьям, а родителям этих девушек продолжает присылать подарки — фрукты из своего сада. Полутыкин любит рассказывать один и тот же скучный анекдот, хвалит книги малоизвестных авторов. Он заикается, а вместо «однако» говорит «одначе». Свою собаку помещик называет Астрономом. В своём доме он завёл французскую кухню, которая на самом деле не является таковой. 
Хорь крестьянин, смекалистый и состоятельный пожилой человек, который принадлежит помещику Полутыкину. Он лысый, небольшого роста, широкоплечий, плотного телосложения. На вид он походит на Сократа: у него высокий лоб, курносый нос и маленькие глаза. Имеется не только внешняя схожесть с великим философом, но и внутренняя: Хорь умён, умудрён жизненным опытом, но грамоте он не обучен. Однако рассказчик оценил его простую, но в то же время умную речь. Во многом старик скрытен, выражается мудрёно, скорее всего, из проявления осторожности. Хорь не сразу доверительно относится к рассказчику, он вначале присматривается к нему, отвечает односложно, уходит от ответа, но на следующий день делается дружелюбнее. Он ощущает себя свободным, несмотря на то, что является собственностью своего помещика, при этом продолжая платить ему немалый оброк. Ему свойственна рациональность. В разговоре о заграничных поездках гостя Хорь обращал своё внимание на государственные и административные вопросы в других странах. Он неплохо поёт. Человеком он слывёт положительным, практическим. По своему складу ума Хорь близок к людям и к обществу. Старик понимает, что в жизни нужно думать о своём благосостоянии: у него свой дом, он копит деньги, ладит с властями, создал большую семью, где его слушаются. Хорь видит сущность своего хозяина, любит своего друга Калиныча и помогает ему. Старик не привык говорить много, он больше думает и размышляет; смотрит на жизнь, иронизируя.
 Калиныч тоже крепостной крестьянин Полутыкина. Мужчина сорока лет, высокий и худой. У него светло-голубые глаза. Ходит он с приподнятой головой. Лицо его смуглое, покрытое неровностями, добродушное. Он сразу понравился рассказчику. Калиныч — весёлый человек, который проникается всем, что его окружает: его приводит в восторг природа, он близок к ней. Когда рассказчик  поведал крестьянам о том, что был за границей, Калиныч заинтересовался природой чужой страны, горами и водопадами, а также необычными зданиями и большими городами. По своему характеру он слывёт романтиком, идеалистом и мечтателем. Говорит он с жаром, но и не слишком ораторствует. Сердце крестьянина отзывается на всё, что есть прекрасного в жизни. Нрава он доброго, кроткого, усердного. Хозяйство у него всегда «в исправности», однако содержать он его не может, так как всё время занят с помещиком. Каждый день Полутыкин берёт с собой Калиныча на охоту. Крестьянин носит его сумку и ружьё, оказывает ему во время охоты всяческие услуги. Без него барин уже не может обойтись. Ходит Калиныч в старой потрёпанной обуви, в лаптях, не прося у хозяина новые, перебивается «кое-как». Хоря он приветствует с нехарактерной для мужика «нежностью». Кроме того, он обучен грамоте, а также хорошо поёт и играет на балалайке. У Калиныча когда-то была жена, он её боялся. Детей у него нет. Он чтит своего хозяина Полутыкина, уважает и любит своего друга Хоря. В Калиныче есть такие способности, которые Хорь уважает в нём: он умеет лечить разные людские недуги. Кроме того, ему удаётся ладить с пчёлами, так как у него лёгкая рука. Есть в Калиныче недостаток: он не умеет и не любит рассуждать и всему верит.
Федя один из сыновей Хоря, белозубый, красивый, высокий двадцатилетний парень. Он обучен грамоте. Вместе с отцом они друг над другом подтрунивают, но, несмотря на это, Федя уважает Хоря. Молодой человек всё никак не хочет жениться, потому что не желает со своей женой «лаяться», но отец всё равно обещает найти ему невесту и обвиняет своего сына в ветрености.

Темы 

Тематика произведения «Хорь и Калиныч» основывается на представлениях Тургенева и на извечных темах:

  1. Крепостное право. В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев хотел показать разнообразие русских людей, их «живые» образы, в которых отражается жизнь крепостных крестьян. Писатель своей целью ставил «очеловечить» подневольных, показать в своём рассказе, что они тоже люди: со своими судьбами, достоинствами и недостатками. Автор показывает разносторонность, трудолюбие и душевность крепостного крестьянства, их способность к творчеству и природный ум.
  2. Личность человека. Рассказчик-барин проявляет внимание к крестьянам. Это показывает нам, что в интеллигенции проснулся интерес к крепостным, к их жизни и быту, к их мировоззрению и житейской философии. Этот интерес к людям, к личностям, а не к рабам. Автор показывает, что в среде крестьян могут быть самородки, что крепостные бывают талантливы, умны, способны показать пример жизнестойкости, оптимизма, самостоятельности, трудолюбия, умения решать проблемы, умения философствовать. 
  3. Дружба и уважение. В рассказе Тургенева прослеживается тема дружбы. То, как общались герои Хорь и Калиныч, говорит читателю о том, что дружба — это взаимодополнение. У персонажей были разногласия, но они всегда находили точки соприкосновения. Например, они любили вместе петь. Любовь к музыке — это главное, что их объединяло. 

Проблемы 

Проблематика произведения «Хорь и Калиныч» тоже является отражением позиции писателя:

  1. Проблема крепостничества. Тургенев был либералом, поэтому во многих своих произведениях уделял внимание простому народу, пытался заострить на его проблеме внимание читателей. В рассказе идёт речь о крепостных крестьянах, которые живут как могут. Кто-то, как Калиныч, ищет опору в барине, находясь в зависимости от хозяина. Хорь же, напротив, лишь в своих силах находит стержень, который держит его на плаву жизни. При этом оба героя несвободны.
  2. Впадение в крайности. Быть умным и рассудительным и слыть простаком — две противоположные стороны, присущие персонажам рассказа. Хорь являет собой образ хитрого мудреца и рационалиста, тем временем как Калиныч ведёт себя совершенно иначе — в нём живёт дух романтизма, он наивен и прост. На примере главных героев Тургенев показывает, какими разными могут быть люди, выросшие и живущие в одной среде.
  3. Инфантильность дворян. Полутыкин не мог и шагу ступить без помощи Калиныча. Даже собираясь на охоту, он брал с собой крепостного крестьянина для того, чтобы тот носил ему сумку и ружьё, показывал, где садится птица, приносил воду, собирал землянику, строил шалаши, ходил за дрожками. Тургенев показывает, как дворяне беспомощны даже в мелочах, они всегда ожидают, что им будут прислуживать. 

Смысл 

Основная идея, которую пытается донести Тургенев в своём рассказе «Хорь и Калиныч», — показать быт и жизненный уклад традиционной русской глубинки, в которой живут такие интересные и разноплановые люди, как крепостные крестьяне Хорь и Калиныч. Автор стремился описать судьбы простого народа, их привычки и мировоззрение. У каждого из персонажей есть свой потенциал. Они, как и дворяне, способны на чувства, на разумные решения, в них живёт разум и сила души. Особенно хочется отметить широту души Калиныча, в котором преобладает чувственность и сердечность. Хорь, в свою очередь, поражает своим умением устроиться в жизни. Каждый из этих крестьян привязан к своему барину, несомненно, по разным причинам. Их положение в жизни отличается, но они продолжают искренне дружить и любить друг друга, несмотря на не совпадающие взгляды на жизнь. 

Также автор говорит читателю о том, что каждый человек счастлив по-своему. Для Хоря важно накопить побольше денег, а Калиныч не видит в этом своей цели, он живёт по другим понятиям, и это делает его счастливым.

Писатель пытается донести до нас мнение о том, что нельзя делить людей на бедных и богатых, каждый человек достоин быть свободным и счастливым. Также Тургенев делает акцент на том, что русского человека невозможно сломить, независимо от положения в обществе. Писатель показывает, что крепостное право губительно не только для крестьян, но и для дворян. Такова главная мысль рассказа «Хорь и Калиныч».

Чему учит?

В любом произведении присутствует мораль, и рассказ «Хорь и Калиныч» — не исключение. Важно понимать и принимать друг друга, как это делали главные герои рассказа. Необходимо всегда оставаться человеком: ни в коем случае не унижать людей, не соответствующих твоему статусу, а говорить на равных — так поступал рассказчик, общаясь с крепостными крестьянами Полутыкина. 

Помимо этого, можно сделать вывод, что в каждом человеке, вне зависимости от его склада ума, есть своя изюминка, свой неповторимый внутренний мир. Каждый человек в мире ценен, будь он прагматиком и рационалистом или романтичным идеалистом. Очень важно принимать эту разность в людях, как данность, ведь только с помощью этого можно добиться взаимопонимания и уважения друг к другу. Не обязательно быть идентичными друг другу, чтобы достичь понимания. Гораздо важнее принять другого человека, чтобы по-настоящему стать ему верным товарищем, уважать и любить его. Это показано нам на примере Хоря и Калиныча.

Важно также отметить то, что главные герои мыслят совершенно по-разному, придерживаясь прямо противоположных точек зрения на мир. Для зрелого и разумного человека важно найти «золотую середину», центр, где сосредотачивались бы все важные человеческие качества: умение мыслить и анализировать, рассуждать и быть начеку, при этом не терять свою кротость и доброту, быть простосердечным и открытым миру, воодушевляясь и наивно радуясь жизни. Важно не утрачивать связь ни с обществом, ни с природой. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Хорь и Калиныч».

Критика 

Рассказ «Хорь и Калиныч» имел успех у читающей публики. В связи с этим на Тургенева посыпался град отзывов от известных литературных деятелей.

В книге «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848) Виссарион Григорьевич Белинский писал: 

«Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил. <…> «Хорь и Калиныч» до сих пор остаётся лучшим из всех рассказов охотника; за ним — «Бурмистр», а после него “Однодворец Овсяников” и  «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев
написал ещё хоть целые томы таких рассказов».

Константин Сергеевич Аксаков с восторгом отмечал в альманахе «Московский сборник» за 1847 год: 

«Мы должны указать на появившийся в №1 «Современника» превосходный рассказал г. Тургенева «Хорь и Калиныч». Вот что значит прикоснуться к земле и народу: в миг дается сила! Пока г. Тургенев толковал о своих скучных любовях, да разных апатиях, о своем эгоизме, — все выходило вяло и бесталанно; но он прикоснулся к народу, прикоснулся к нему с участием и сочувствием — и посмотрите, как хорош его рассказ! Талант, таившийся в сочинителе, скрывавшийся во все время, пока он силился уверить других и себя в отвлеченных и потому небывалых состояниях души, этот талант в миг обнаружился, и как сильно и прекрасно, когда он заговорил о другом. Все отдадут ему справедливость: по крайней мере, мы спешим сделать это. Дай Бог г. Тургеневу продолжать по этой дороге».

Профессор русской словесности и филолог Александр Ильич Незеленов в сочинении «Тургенев в его произведениях» (1885) выражал мнение о героях рассказа Тургенева: 

«Замечательно, что Хоря и Калиныча сблизила не одна противоположность характеров; мы видим много общего в воззрениях и симпатиях этих, по-видимому, совершенно несходных людей: поэтическое свидетельство, что в русском простом народе нет крайнего раздвоения жизни, сохраняется ее живое единство даже в резких различиях типов».

Автор: Диана Танцур

Метки: 6 классИван Тургеневпо плануразборХорь и Калиныч

Читайте также:

Меню сайта
Новые материалы

Магия старых елочных игрушек

Дата: 12.12.2021


Виктор Путинцев. Ноне. Частушки

Дата: 14.11.2021


Утерянная память

Дата: 07.11.2021


Из серии публикаций «Нолинск моего детства от А до Я». 1945-1965 гг. Ю – Юртик

Дата: 07.11.2021


Из серии публикаций «Нолинск моего детства от А до Я». 1945-1965 гг. Д – Деревни

Дата: 07.11.2021


О реальной продолжительности жизни в Нолинске

Дата: 25.10.2021


Александр Анфилатов. Я хочу, чтоб Россия жила… Стихотворения

Дата: 14.10.2021


Соседи

Муниципальное образование Нолинский район Кировской области
Сельская новь
Нолинский краеведческий музей
Нолинская централизованная библиотечная система

Русские новости
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...»
РуАН – Русское Агентство Новостей
Новости Русского Мира
Новости «Три тройки»
Поиск
Статистика

Рассказ характерные черты жанра

Яндекс.Метрика

Проза нолинчан.


Рассказ характерные черты жанра

Чирков Борис Петрович (1901 — 1982)

«Азорские острова» (Издательство: «Советская Россия», Москва, 1972г., 228 стр.)
В этой книге
народный артист СССР Герой Социалистического Труда Борис Петрович Чирков рассказывает о детстве в провинциальном Нолинске, о годах учебы в Ленинградском институте сценических искусств, о своем актерском становлении и совершенствовании, о многочисленных и разнообразных ролях, сыгранных на театральной сцене и в кино. Интересные главы посвящены истории создания таких фильмов, как трилогия о Максиме и «Учитель». За рассказами об актерской и общественной деятельности автора, за его размышлениями о жизни, об искусстве проступают характерные черты времени — от дореволюционных лет до наших дней.

Глава 1. «Городок Нолинск на реке Вое»
Глава 2. «Нолинское реальное училище»


Рассказ характерные черты жанра

Путинцев Виктор Сергеевич

Кандидат педагогический наук. Заслуженный учитель школы РСФСР. Член Союза журналистов, член творческого Союза художников РФ. Почётный гражданин Нолинского р-на Кировской обл.
Родился 25 октября 1929 года в деревне Дворинка Лебяжского района.
Школу Виктор Сергеевич заканчивал в Нолинске, где его учителями были академик Л. Щерба, литературу вела жена Бориса Полевого Юлия Иосифовна и другие не менее талантливые и высококвалифицированные специалисты из числа эвакуированных в годы Великой отечественной войны. С 1951 года и до середины 90-х годов работал в средней школе №1 г. Нолинска учителем русского языка и литературы, изобразительного искусства, преподавал историю мировой культуры, логику, а так же был учителем физкультуры. С 1983 г. по 1985г.  — директор школы.
Поэт, прозаик, публицист, художник-карикатурист, портретист, пейзажист. Автор книг: «Попробуйте!» – методический сборник заданий повышенной трудности для изучающих русский язык, «Лирика. Сатира. Юмор» – сборник стихов, «За и против» – сборник стихов и прозы, «Гвоздь» — сборник басен, «Крутится-вертится» — Нолинские страницы истории культуры Вятского края, «Ноля вострокопытая» – сборник очерков о истории нолинского спорта, «Про Афоню вятского, мужика хватского» — были-небыли, «Нолинские чудаки» — книга о людях с чудинкой.

«Калиныч», «Лев Кардашин»  из книги «Нолинские чудаки»
Страницы памяти
«Первая»


Рассказ характерные черты жанра

Чупраков Александр Иванович

Родился 25 марта 1951 года в дер. Слудка Лебяжского р-на Кировской обл.

Полковник милиции в отставке, Почётный работник МВД, автор поэтических сборников «У нас в России» (2010г.), «Чувства на ладонях» (2011г.), «Тополь в поле» (2014г.), сборника «Распрямить вопросительный знак» (публицистика, 2013г.), «Мир прекрасный — мир тревожный» (стихи и проза о войне, 2015г.).

«С цифрой семь через всю жизнь»  из книги «Мир прекрасный — Мир тревожный»
Дорожные карты» и реалии алкогольного рынка…

«Спросите у любого родителя…»
Банкротство как достояние региона?
Семена от «Единой России» — вершки и корешки
Тарифная война
Вятские «крыши» коррупции
Когда на Вятке цвели сады
Ломать шапку перед барином
Крестьянство с пропиской на обочине


Рассказ характерные черты жанра

Стяжкина Валентина Алексеевна
 

Родилась  4 октября 1934 года в деревне Котельники Нолинского района. В 1953игоду окончила Молотовское педагогическое училище, в 1960 году — историко-филологический факультет Кировского пединститута.
Работала в Нолинской вечерней школе и Нолинском техникуме механизации сельского хозяйства. Неоднократно печаталась в газете «Сельская Новь». Ею написаны краеведческие работы: «Нолинский техникум механизации сельского хозяйства: хроники, люди, события» — 2 книги; «По волнам нашей память» — история Молотовского педучилища, «Красная парта» — история Молотовской семилетней школы, «Далеко от Вятки шла война», «Была весна, цвели сады» — о городском хозяйстве 20 — 70 г.г. прошлого века и другие.
В книге «Где моя деревня? Где мой дом родной?» включены статьи о деревне Котельники, написанные в разное время.

Статьи из книги  «Где моя деревня? Где мой дом родной?»
Незабываемое прошлое  Краеведческий сборник. Нолинск, 2008г.


Рассказ характерные черты жанра

Александр Анфилатов

Родился 18 апреля 1945 года в городе Нолинске. В 1962 году закончил среднюю школу №1 с золотой медалью. Позвало море. Учился в Калининградском техническом институте, который закончил по специальности инженер-кораблестроитель. Работал инженером в спасательной службе Балтийсого флота. В 1970 году призван на службу в органы государственной безопасности. Тридцать лет отдал службе в Военной  контрразведке. Обеспечивал безопасность дальних походов кораблей и полетов морской авиации на всех флотах России (Балтийском, Северном, Черноморском). За время службы закончил Академию ФСБ, аспирантуру. Кандидат  юридических наук. Капитан 2 ранга. Имеет правительственные награды. За время службы прошел 44000 морских миль. Неоднократно пересекал земной экватор. После увольнения в запас работал адвокатом на Украине, возглавлял юридическую фирму. Сейчас обосновался в городе российских корабелов  Воронеже.
В 2015 году номинирован на литературную премию «Писатель года 2015» на сайте Проза.ру  В 2016 году снова номинирован на литературную премию «Писатель года 2016» за стихи в прозе «Она вела литературу…» и рассказ «Собаки северной стороны».
В январе 2016 года Александр Анфилатов принят в члены Российского союза писателей.

Звёздная пыль  Повесть — эссе
Загадки биографии  История и политика
Играет мама на трубе…  Новелла
Собаки Северной стороны. Рассказы
Как писать стихи. Размышления пишущего…


Рассказ характерные черты жанра

Евгения Пахомович Мариинский (1923 — 1993)

Родился 27 чнваря 1923 г. в г. Балта Одесской области. В 30-х годах семья Мариинского переехала в п. Аркуль Нолинского района где он окончил 10 классов средней школы. В 1940 году окончил в Москве Центральный аэроклуб.
С 15 октября 1943 года младший лейтенант Е. П. Мариинский на фронтах Великой Отечественной войны в составе 27-го ИАП (9 октября 1943 года преобразован в 129-й Гвардейский ИАП), летал на «Аэрокобре».

К концу войны Гвардии старший лейтенант Е. П. Мариинский выполнил 210 успешных боевых вылетов, участвуя в 60 воздушных боях, лично сбил 20 самолётов противника.
27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал служить в ВВС. Демобилизовался в 1954 году в звании Гвардии подполковника. Поступил на факультет журналистики МГУ, который окончил в 1961 году. Живя в Москве, работал в издательстве «Молодая гвардия», редактировал альманах «Подвиг»  (1961 — 1980 годы). Автор книг: «Внизу — передний край», «До земли 15 сантиметров», «Жаркое лето боёв», «Военно — Воздушные Силы»  (в соавторстве с Лебедевым А. Г.), «Тропой подвига», «Подвиг на Висле», «Я дрался на «Аэрокобре».

Я дрался на «Аэрокобре»  Отрывок из книги воспоминаний.


Рассказ характерные черты жанра

Валерия Ситникова  (20.12.1944 — 20.12.2009)

Валерия Аркадьевна Ситникова родилась 20 декабря 1946 года в г.  Нолинске. Училась в Нолинской средней школе № 1, где посещала занятия литературно-творческого кружка. Впервые её стихи были напечатаны в районной газете, когда Валерия училась в пятом классе. Окончила теоретико-композиторское отделение Кировского училища искусств и факультет поэзии Литературного института им. Горького.  До 1964 года жила в Нолинске, работала в музыкальной школе. До 1969 года жила в Краснокамске Пермской области. В Перми публиковалась в альманахах «Молодой человек», «Современники», «Княженика». В 1970 году переехала в Кирово-Чепецк Кировской области, работала корреспондентом в газете «Кировец», вела литературный клуб «Поиск».
В. А. Ситникова печаталась во многих журналах, газетах, литературных альманахах — «Простор» (Казахстан), «Подъем» (Воронеж), «Север», «Нева», «Молодая гвардия», «Москва», «Современник», «Аврора», «Аргамак» (Татарстан). Собственного творчества ей было недостаточно, во многих местах, где ей приходилось жить, она создавала поэтические клубы — в Кировской области, Казахстане, Воронеже, Великом Новгороде. Делилась своими знаниями, воспитывала таланты. Для многих начинающих писателей Великого Новгорода стартом стал созданный В. А. Ситниковой альманах «Ювенильное море».
Первая книга В.А. Ситниковой «Земная душа» вышла в 1980 году. В том же году по её сценарию снят один из выпусков передачи «От всей души», которую Валерия Ситникова вела вместе с В.М. Леонтьевой.
С 1987 года В. А. Ситникова жила в Великом Новгороде, работала журналистом под фамилией мужа (Клебанова). Вела радиопередачу «Поэтическая тетрадь» на радио «Славия». С 2006 года руководила литературным объединением им. Кулагина и бесплатно вела поэтический кружок при Новгородском отделении Союза писателей России.
Главным в жизни В. А. Ситниковой учителем русского языка и литературы была бабушка, Марфа Кирилловна Злобина, которая жила в деревне Малая Блиновщина Кировской области. Многие стихи, рассказы и сказки, наполнены бабушкиной певучей вятской речью.
За годы творчества вышло около сорока поэтических сборников.

Рассказы: «Про измену»,  «Царские чашки»,  «Бориско»,  «Про войну».
Рассказы: «Про космос», «Про некошного».


Рассказ характерные черты жанра

Субботин Василий Ефимович (27.02.1921 — 24.05.2015)

Родился 7 февраля 1921 года в дер. Субботинцы Вятской области, ныне Нолинского района Кировской области.
Учился в Литинституте (1939-41). Потом была война. Василий Субботин встретил войну вблизи западной границы башенным стрелком среднего танка, а закончил ее старшим лейтенантом, военным корреспондентом газеты 150-й Идрицко-Берлинской ордена Кутузова 2-й степени стрелковой дивизии, которая штурмовала здание рейхстага в Берлине.
Как поэт Субботин печатается с 1942. В стихах и лирической прозе — военная тема, фронтовые воспоминания, раздумья о жизни и культуре, путевые наблюдения. Василий Субботин автор сборников стихов: «Солдат мира» (1950), «Героическая баллада» (1953), «Стихи» (1953), «Земное лето» (1962), «Живая память» (1962), «Книга моих стихов» (1964), «Танки в траве» (1967), «Избранная лирика» (1968), «Строки» (1972), «Стихотворения» (1976), «Бранденбургские ворота» (1979) и др.
Субботин также автор книг прозы: «На мысе Голубином» (1949), «День тысяча четыреста десятый» (1961), «Мальчик на дельфине» (1965), «Как кончаются войны» (1965), «Живица» (1966), «Жизнь поэта» (1973), «Силуэты» (1973), «Рассказ о Петре Чеканове» (1974), «Первая книга» (1977), «Школа характера» (1979), «Роман от первого лица» (1979), «Красные скалы» (1980), «И настал мир» (1981), «Рассказы из прошлого» (2001).
Мемуары: По краю земли. Записки старика. — «Урал» (1999), №№ 2-4 (предисловие В.Лукьянина).
Выпустил Избранные произведения в 2 тт. М. (1981), Избранные произведения в 3 тт. М. (1990).

«МОЙ ГИД»:  рассказ из книги «И настал мир»
Рассказы из книги «Прощание с миром»


Рассказ характерные черты жанра

Ардашев Михаил Александрович (01.12.1919 — 22.03.1983)

Михаил Александрович родился 1 декабря 1919 года в д. Ворончихины Нолинского уезда Вятской губернии. Окончил школу рабочей молодёжи, работал заместителем редактора Татауровской районной газеты. В 1939 г. был призван в пограничные войска, прослужил 14 лет. Летом 1941 г. участвовал в обороне Ленинграда. Закончил войну в составе 1-го Украинского фронта. Награжден 9 медалями.
В 1953 г. М. А. Ардашев вернулся в Киров и связал свою судьбу с газетой «Кировская правда», где заведовал отделами советской работы, писем, информации. Более 20 лет возглавлял сатирический отдел газеты. Лучшие его фельетоны вошли в сборник «Лишняя дама» (Киров, 1962).
Основной в творчестве М. А. Ардашева стала тема войны. Об этом сборники рассказов «Дорога сквозь смерть» (Киров, 1962), «Фронт без окопов» (Киров, 1966), «Рассказы о пограничниках» (Киров, 1979; 2-е изд. — 1989). Главным делом жизни он считал собирание материалов о кировчанах-фронтовиках. Результатом этих поисков стало издание 4-х выпусков сборника «Герои Советского Союза – кировчане» (Киров, 1973,1978,1985,1988), а также сборника «Звёзды Славы» (Киров, 1970) о кировчанах-кавалерах ордена Славы всех трёх степеней.
Умер 22 марта 1983 г. в Кирове.

«На дальних подступах»:  рассказ из книги «Рассказы о пограничниках». Киров: — Волго-Вятское кн. изд-во, 1979г.


Рассказ характерные черты жанра

Блинов Андрей Дмитриевич (17.09.1918 — 29.01.1996)

Блинов Андрей Дмитриевич  – вятский писатель, журналист, родился в 1918 году в деревне Пономарята Татауровской волости, ныне Нолинского района Кировской области. Учился в селе Татаурово. Школа колхозной молодежи дала ему множество навыков. Увлечение писательством стало каждодневным занятием и привело его в районную газету, открыв дорогу в журналистику. Андрей Дмитриевич выступал с заметками, очерками, статьями о сельской жизни и исподволь трудился над своим затаенным — крупными произведениями. В первые месяцы Великой Отечественной войны, сержант-минометчик Андрей Блинов в составе батальона политбойцов прибыл на фронт. Участвовал в боях за Малоярославец, Подольск, Нарофоминск. За мужество награжден орденами Отечественной войны I степени и Славы III степени, медалями.  В 1942 году после тяжёлого ранения писатель возвращается в родной Вятский край, работает в районной газете «Татауровский колхозник», затем в «Кировской правде». В последующие годы во многих своих произведениях Блинов неизменно будет сохранять память о своих боевых товарищах. Непосредственно к его первой повести примыкают рассказы и повести «Встреча», «Шрам на виске», «Алешкина легенда», «Две жердочки через реку» и др., в центре которых находятся эпизоды войны.
За свой писательский труд он награжден орденами Почета, Трудового Красного Знамени.

«Алёшкина легенда»:  рассказ из книги «Полнолуние». М., Современник, 1978г.


Пользователь

Добрый день: Гость

NoAvatar
Группа: Гости

Вы с нами: дней

Случайное фото

345998180

Случайная статья

42939114 Герой Советского Союза А.Рухлядев. Письма с фронта.
Просмотров: 2719


81154751 Туснолобов С.С. — Полный кавалер ордена Славы
Просмотров: 2882


90152078 Селенкина М. САШЕНЬКА КРОПАЧЕВА. Рассказ
Просмотров: 933


69525311 Открытие мемориальной доски директору музшколы Н.П.Жуйкову
Просмотров: 2232


97830625 Любовь Дзержинского в Нолинской ссылке
Просмотров: 4927


Новое на форуме
НОЛИНСК: город любви и гастрономии

Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 31.10.2021
Ответов: 0

Татаурово (видео)

Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 23.08.2021
Ответов: 0

Посёлок Красный Яр (видео)

Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 23.07.2021
Ответов: 0

Онлайн-выставка художников Нолинска (видео)

Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 23.04.2021
Ответов: 0

Вятский говор. Случай в колхозном автобусе (видео)

Автор: nolya66
Форум: Обовсем
Дата: 30.03.2021
Ответов: 0

Поэзия нолинчан

34537614 Дайлидович С.
Просмотров: 3058


40028111 Юрий Куимов. Вещь в себе
Просмотров: 3078


88609644 Александр Анфилатов. Любовная лирика
Просмотров: 4130


Афоризмы
У семерых козлов и волк без глазу.
Погода в Нолинске

Погода в Нолинске

влажность:

давл.:

ветер:

Нолинск автовокзал

461510463

  • Рассказ хамелеон читательский дневник
  • Рассказ харуки мураками в такси 6 букв сканворд
  • Рассказ хемингуэя из одного предложения
  • Рассказ хирургия чехов краткое содержание
  • Рассказ фотографии анатолия приставкина