Рассказ хамелеон ответы на вопросы 6 класс

1860 1904 читательский дневник по рассказу чехова хамелеон поможет сделать акцент на его основных значимых моментах. в данном произведении

Чехов Антон Павлович

1860 — 1904

Читательский дневник по рассказу Чехова «Хамелеон» поможет сделать акцент на его основных значимых моментах. В данном произведении автор мастерски описал небольшую сценку на базарной площади, которая читателя и насмешит, и заставит задуматься. Рассказ интересен не только для российских читателей, он известен и популярен во всем мире.

1. Время и место сюжета

Чехов написал рассказ в 1884 году. Приблизительно это же время описано и в произведении. Сюжет разворачивается на базарной площади одного из городов России.

2. Главные герои и их характеристика

Хрюкин — человек, любящий выпить, поскандалить, обратить на себя внимание. Он дразнит щенка, а потом получает по заслугам. Чехов дает емкую фамилию персонажу, которая и показывает его истинное нутро.
Очумелов — беспринципный человек, для которого существует только одна правда – та, которая выгодна лично ему. Он подстраивается под ситуацию, как ящерица, которая меняет цвет. Чехов дал ему соответствующую фамилию. Действительно, можно очуметь, если неоднократно менять свою позицию на противоположную в течение нескольких минут.
Елдырин — городовой. Этот человек безлик, прислуживает Очумелову. Для него приказы начальника разумны и справедливы.

3. Краткий пересказ рассказа

Очумелов, полицейский надзиратель, идет по базарной площади в сопровождении городового. Они слышат шум, подходят к толпе людей. Блюстители порядка узнают, что полупьяного Хрюкина, ювелира, укусила собака. Он выставил укушенный палец и желает получить компенсацию. Для полицейского надзирателя важно выяснить, кто хозяин собаки.

Из толпы он слышит совершенно разные реплики. Они мгновенно меняют отношение Очумелова к происходящему. Если щенок – собственность генерала или его брата, то Очумелов обращается к ней по-доброму, нежно и порицает Хрюкина, если же – нет, то поддерживает протест Хрюкина, в собаку собирается «истребить». В итоге выясняется, что ее хозяин – брат генерала, которому собаку и возвращают.

Смотрите более подробный краткий пересказ рассказа Хамелеон Чехова А.П.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Независимо от ситуации, человек должен руководствоваться чувством справедливости, быть честным перед собой и перед людьми.

5. Вывод

Хамелеон – это вид ящериц, меняющий свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. Если говорить о человеке-хамелеоне, то речь идет беспринципности, изменении своих взглядов в угоду окружению, обстановке. Толпа потешается над Хрюкиным, но у меня смех вызывает именно полицейский надзиратель. Он в течение короткого отрезка времени кардинально меняет свое мнение на противоположное. И это повторяется несколько раз. С такими людьми неприятно общаться, сложно сотрудничать и дружить.

Исторически у россиян была не очень легкая жизнь. В сталинскую эпоху приходилось соответствовать ожиданиям вышестоящих органов, вести себя тихо и незаметно, следить за тем, что говоришь. Иначе можно было погубить себя и свою семью. Приспосабливаясь к обстоятельствам, люди превращались в подобострастных хамелеонов.

Теперь другое время, легче говорить то, что думаешь, делать, что хочешь. Но пережитки давней эпохи сказываются на нас до сих пор. Я наблюдала их в своей семье – и в отце, и в матери, и в более старшем поколении. Я и в себе замечаю такое же поведение хамелеона. Я подстраиваюсь под других людей из страха быть непонятой и непринятой, боюсь полицейских, вышестоящих органов. Бывают моменты, когда не хочу сделать человеку больно, отмалчиваясь или соглашаясь с ним. Мне такое поведение не нравится, я стараюсь изменить себя.

6. Система образов произведения

Систему образов можно назвать неразветвленной — несколько главных героев и толпа. Центральное место занимает собака – дрожащий перепуганный щенок, которую тоже можно отнести к главным героям.

Образ ювелирного мастера противостоит образу собаки, которую он сам же дразнил. Образ Очумелова сливается поочередно то с собакой, то с Хрюкиным, им же и противостоит. Все зависит от того, кто хозяин собаки, а полицейский надзиратель умеет держать нос по ветру.

Есть еще образ толпы, выполняющей второстепенную роль. Она сливается с образами Очумелова и городового, пытается помочь им выделить виновника. Толпа противостоит образу Хрюкина, потешаясь над ним. Удивительно, что образ толпы находится в слиянии с образом Очумелова-хамелеона. Понятно, что и для толпы его поведение является привычным и повседневным.

7. Словарь незнакомых слов

Городовой — младший чин полицейского в царской России.
Кабак — заведение для распивания спиртных напитков, существовавшее до революции.
Лавка — небольшая торговая точка, магазин.
Полицейский надзиратель — должностное лицо в дореволюционной России, человек, следящий за порядком.
Мировой — судья, разбирающий мелкие уголовные дела.

8. Понравившиеся цитаты

В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине.

Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!

Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит

Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура и тяпни…

да и самый палец имеет вид знамения победы

Сердится, шельма, цуцик этакий

Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…

Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!

«Краткость – сестра таланта». Это изречение можно с успехом применить к творчеству его автора, Антона Чехова. Не выходя за пределы небольшого рассказа или новеллы, он мог создать емкие образы, затронуть большое количество различных тем – социальных и вечных. Используя говорящие фамилии, детали, скупо комментируя поступки героев, Чехов преобразовывал повседневные, бытовые ситуации в нечто большее – то, что позволяет судить, насколько человек добр или зол, насколько счастлив и т.д. Все это можно применить к рассказу «Хамелеон». Как писатель относится к Хрюкину и Очумелову? Кто из героев является хамелеоном? Ответу на этот вопрос посвящена данная статья.

История создания и жанровые особенности

«Хамелеон» принадлежит к жанру юмористического рассказа. Как известно, на протяжении раннего периода своего творчества (80-х годов позапрошлогоднего века) Чехов создал десятки, если не сотни, разнообразных рассказов, новелл, «картинок», «мелочишек» и сценок. В них он высмеивал различные человеческие недостатки. И «Хамелеон», будучи написанным в 1884 году и опубликованным в «Осколках» под псевдонимом Антоша Чехонте, не представляет собой исключения. Попробуем выяснить, над каким недостатком смеется Чехов в этот раз, и кто из героев является хамелеоном. Однако для начала разберем содержание.

Посыл автора

По задумке автора даже «говорящая» фамилия героя рассказа может дать ему характеристику и сформировать в подсознании читателя образ. Фамилия Хрюкин показывает свинское поведение и отношение к другим людям. Если в случае с Очумеловым Чехов высмеивает пороки надзирателя, то манеры поведения мастера автор категорически осуждает. Это заметно по эпитетам, которые применяет к ювелиру полицейский, называя его свиньёй и подразумевая, что ему не место в обществе воспитанных и манерных людей.

Подытожить можно тем, что не во всех литературных произведениях присутствуют положительные герои. Некоторые рассказы нацелены на то, чтобы показать пороки людей и сделать соответствующие выводы. Рассказ «Хамелеон» — яркий тому пример.

Сюжет

Отличительная черта прозы Чехова – динамичность. Здесь нет долгих размышлений, отсылок автора к прошлому. Напротив, действие происходит здесь и сейчас, очень стремительно. Рассказ начинается с описания того, как полицейский надзиратель по фамилии Очумелов проходит по базарной площади. Описание деталей внешнего вида главного героя, равно как и окружающего пространства, дается скупо. Однако читателю с хорошим воображением не составит труда представить грузного человека средних лет (ну а каким еще может быть полицейский надзиратель) и шагающего рядом с ним городового, у которого на руках находится непосильная ноша – решето с конфискованным крыжовником. На площади же очень тихо и уныло («нет даже нищих»). Несомненно, изображаемый городок является цитаделью мещанства, к которому Чехов испытывал ужасное отвращение.

Но вернемся к рассказу. Мерное шествие Очумелова и городничего прерывает шум. Еще секунда – и мужчины видят, как из сарая выбегает сначала собака, а затем гонящийся за ней Хрюкин, золотых дел мастер, с окровавленным пальцем. Это собирает толпу. Очумелов слушает историю пострадавшего (которого пес укусил из-за того, что пьяница тыкал ему в морду сигаретой) и делает вывод: собаку истребить. Но тут кто-то замечает, что животное, возможно, принадлежит генералу. Очумелов сразу же становится на сторону собаки, пока городовой не высказывает сомнения по поводу происхождения пса. Так Очумелов меняет несколько раз свое мнение, пока проходящий мимо Прохор, генеральский повар, не свидетельствует: животное принадлежит брату генерала, приехавшему с визитом. Это вызывает у надзирателя умильную улыбку и угрозу в адрес Хрюкина. Конец истории. Одно непонятно: кто является хамелеоном в рассказе Чехова? И как объяснить название произведения? Обычный пересказ сюжета текста не даст ответа на эти вопросы.

Вопросы и задания

Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

Эпизоды:

Грустно становится при созерцании картины, которую рисует Чехов – «открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти». Еще более заунывно понимание того, что здесь не может произойти ничего интересного. Зеваки стягиваются даже на такой непримечательный случай, как решение судьбы бродячей собаки.

Не случайно рассказ назван «Хамелеон». Как и ящерица, способная менять свой окрас, ситуация в начале повествования (жара и пустынная базарная площадь) приобретает совершенно иной характер. Стоило только Хрюкину нарушить тишину, и любопытные зеваки создают вокруг него целую толпу.

Диалоги:

Невольную усмешку также вызывает его обращение к борзой – «Так ты кусаться, окаянная? Нынче не велено кусаться!». Полупьяный герой Чехова оказывается наравне с бедной собакой, ведя с ней этот бессмысленный разговор.

Поступки:

Смешным кажется величественное вознесение Хрюкиным окровавленного пальца вверх, выставление его напоказ.

Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять героев?

Имена, которые Чехов давал своим героям, очень хорошо характеризуют их типаж. В рассказе «Смерть чиновника» имеется герой по фамилии Червяков. Он стал символом раболепства и чинопочитания.

В «Хамелеоне» Очумелов будто находится в трансе, в очумелом состоянии. Его мнение очень изменчиво.

Главный герой рассказа Чехова «Унтер Пришибеев» беспрекословен. Его мнение непоколебимо.

Краткое содержание Хамелеона Чехова, которое будет представлено ниже, позволит узнать его главных героев поближе.

Итак, кто из героев является хамелеоном?

В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда обозначает его отрицательную оценку. Кого только не встретишь в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, имеющего жену-сельдь. А то и вовсе столкнешься с бараном в людском обличии – беда! Очень часто в этом бестиарии можно встретить и хамелеонов, которые обладают умением менять свои мнения применительно к обстановке. Так кто из героев является хамелеоном? Ответ прост: надзиратель Очумелов, изменения в поведении которого вызвали у толпы удивление, а у читателя – ироническую улыбку.

Обыденность образа Хрюкина

Читателю автор рассказа подает Хрюкина в «Хамелеоне» как транжиру и пьяницу. В первом же упоминании он предстает в состоянии алкогольного опьянения и жуткого похмелья. Антон Павлович Чехов пытается подать своих героев как неоднозначных людей, наделенных всеми чертами характера, которые можно встретить в каждом человеке. Поэтому одного из главных персонажей также можно назвать меняющей свой окрас при разных обстоятельствах ящерицей.

Актуальность образа Хрюкина в рассказе «Хамелеон» неподвластна времени. Острая тема всего произведения написана на злобу дня.

Неоднозначна и характеристика главной виновницы того, как в рассказе появляется ювелирных дел мастер. Собака, от укуса которой пострадал злополучный пьяница, предстает перед читателями подлой тварью, а иногда чудной собачонкой и нежным зверем.

Приемы комического

Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным. Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна. Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.

Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие. Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.

Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

Способы юмористического повествования

Вспомните содержание рассказов Чехова, с которым вы познакомились в прошлые годы. Какие чеховские приёмы создавали комический эффект и заставляли вас смеяться?

Смешные диалоги

Смешные диалоги — часто используемый приём создания комического. Особенно смешными они получаются, когда говорящие не понимают друг друга.

Несоответствие

Несоответствие — основной приём создания комического. Несоответствие может наблюдаться между внешними проявлениями и внутренней сущностью. Например, в рассказе «Лошадиная фамилия» приказчик много раз вспоминает фамилию так называемого «доктора», всё более искажая разные варианты. Комично выглядит придумывание вариантов «лошадиной фамилии»: Кобылкин, Лошадкин, Жеребчиков, Конявский, Уздечкин и др. А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной».

Неожиданность

Неожиданность — приём создания комического. Неожиданный поступок или событие часто кажутся нелепыми, бессмысленными и оттого смешными. В рассказе «Толстый и тонкий» неожиданным было само развитие ситуации: искренняя радость при встрече двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам) превращается в пародию, когда тонкий, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

Говорящая фамилия

Говорящая фамилия — приём, при котором фамилия или имя персонажа передаёт важнейшую черту его характера, выражает отношение автора к персонажу. Говорящие или просто смешные фамилии вносят комизм в произведение: Очумелов, Хрюкин, Кобылкин.

Смешные речевые обороты

Речь героев Чехова часто вызывает смех. Смешным кажется, например, такое выражение: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!» Скот бывает домашним, а не бродячим. И уж, конечно, собаки не относятся к домашнему скоту! Заставляет улыбнуться подчёркнуто нелепая фраза «На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы».

Речевые ошибки

Особое значение в создании комического имеют анекдотические слова и речевые ошибки: «зубами и кормится», «ежели которые», «у себя пользует», «выпользовать», «ругатель», «дико улыбнулся», «нынче не велено кусаться», «да разве братец ихний приехали» — речь героев при этом выглядит смешной.

Гипербола

Гипербола — это художественное преувеличение. Авторы часто используют гиперболу, например, у Чехова в «Толстом и тонком»: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Преувеличенно описано подобострастие тонкого и членов его семьи: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

Внимательно прочитайте рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Читая рассказ, обратите внимание на то, какие приёмы создания комического использовал автор.

Обсуждаем прочитанное

Опираясь на текст рассказа, кратко ответьте на вопросы:

  1. С чего начинается рассказ? Кто нарушил тишину на площади?
  2. Какая картина предстала перед Очумеловым?
  3. Кто оказался виновником скандала?
  4. Как ведёт себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

Анализируем

Опираясь на текст, выполните задания.

  1. В начале рассказа Очумелов «идёт», затем «врезывается в толпу». Как вы думаете, почему именно такое выражение подобрал автор?
  2. Найдите в тексте «жалобу» Хрюкина. Объясните, что в ней смешного, как она характеризует Хрюкина.
  3. Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств. Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала».
  4. Перечислите обращения Очумелова к Хрюкину. Объясните, почему полицейский их так часто меняет.

Обратите внимание, в рассказе постоянно повторяется вопрос «Чья собака?». Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя Очумелова. Подобный композиционный приём — повторение — помогает автору достичь комического эффекта.

Проанализируйте композицию рассказа «Хамелеон» и заполните таблицу

Элемент композиции Эпизод
Экспозиция
Завязка действия
Кульминация
Развязка

Выясняем значение слова «хамелеон»

Формулируем проблему рассказа

Благодаря рассказу Чехова в русский язык прочно вошло понятие «хамелеонство», обозначающее особое социальное явление. Объясните, как вы понимаете суть этого явления, кого можно назвать хамелеоном. Проблема рассказа

Подумайте, над чем смеётся Чехов в рассказе «Хамелеон», и попробуйте сформулировать основную проблему рассказа.

Итак, Чехов показал читателям яркий пример такого явления, как хамелеонство. Герой рассказа Очумелов, желая угодить сильным мира сего, постоянно меняет своё поведение. Однако некоторые читатели считают, что в рассказе не один хамелеон. Представьте, что вы участвуете в дискуссии, в ходе которой были выдвинуты три точки зрения:

  1. В рассказе один «хамелеон» — Очумелов.
  2. «Хамелеонами» являются и Очумелов, и Хрюкин.
  3. В рассказе «хамелеонством» страдают все: Очумелов, Хрюкин и толпа обывателей.

Какое мнение вы разделяете? Обоснуйте его.

Анализируем художественное своеобразие рассказа

Чехов — признанный мастер короткого рассказа. В небольшом по объёму произведении писатель стремился сказать многое, причём, сказать так, чтобы читатель посмеялся над отрицательными сторонами жизни. Добиться лаконичности ему помогают художественные детали, мелочи, которые несут огромную смысловую нагрузку.

Проанализируйте рассказ, обращая внимание на детали.

Анализируем детали

«Конфискованный» крыжовник

Чехов мог бы дать подробную характеристику полицейскому надзирателю Очумелову и городовому Елдрину, рассказать о том, как они несут службу. Однако автор лишь вскользь упоминает, что Елдырин несёт решето с «конфискованным» крыжовником.

  • Подумайте, было ли у полицейских право «конфисковать» имущество граждан или они сделали это без суда, т.е. незаконно.
  • Как характеризует эта деталь служителей порядка?

Узелок в руке

Очумелов идёт по базару в служебное время с узелком. Предположите, откуда взялся этот узелок и что в нём?

Шинель

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…

  • На что намекает автор, говоря, что шинель новая? Давно ли Очумелов в должности?
  • Проследите по тексту, сколько раз Очумелов то снимает, то надевает шинель. Опишите эти ситуации. Объясните, почему надзирателя бросает то в жар то в холод.
  • В какие моменты и почему Очумелов называет свою шинель пальто?
  • Может ли Очумелов «конфисковать» что-либо, будучи одетым в обычную одежду?

«Окровавленный палец» Хрюкина

Сначала Хрюкин держит палец как знамение победы. А что «происходит» с пальцем потом?

На какие ещё детали вы обратили внимание?

Роль художественной детали

Какова роль художественной детали в рассказе Чехова?

помогает писателю избежать многословных описаний описывает картины природы раскрывает богатый внутренний мир героев создаёт характер героев раскрывает идею произведения создаёт комическую ситуацию демонстрирует «диалектику души» персонажей выражает доброе отношение автора к герою

Не менее важным средством характеристики персонажей и создания комического эффекта для Чехова является речь героев. Проанализируйте, например, речь Очумелова. Сделайте вывод, как и почему меняется полицейского речь, как это его характеризует, что в его речи смешно, а что страшно.

Запишите выводы

Общение Очумелова снародом

Грубые слова и выражения

«Я вам покажу Кузькину мать», «А ты, болван, отпусти руку», «прочий бродячий скот», «мерзавец», «скот».

Канцелярские обороты речи

«Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».

Частое употребление местоимения «я»

Постоянное упо­треб­ле­ние мес­тои­ме­ния «я» под­чёр­ки­ва­ет ощу­ще­ние соб­ствен­ной влас­ти: «Я этого так не оставлю!», «Я вам покажу, как собак распускать».

Употребление глаголов в форме повелительного наклонения

«Не дыши!», «Не рассуждай!»

Неправильные синтаксические конструкции

«По какому это случаю тут?..», «Почему тут? Это ты зачем палец?..»

Очумелов овласть имущих

Обилие вопросительных, восклицательных, незаконченных предложений

«Ишь ты, господи! А я и не знал!».

Употребление слов с ласкательно–уменьшительными суффиксами

«Братец», «собачка», «цуцик».

Употребление глагола в форме множественного числа вместо единственного числа

Для выражения своего почтения и уважения, Очумелов говорит, например, «братец приехали» вместо «братец приехал».

Речевая характеристика Очумелова

Что можно сказать об Очумелове по его речевой характеристике?

тактичный справедливый принципиальный малокультурный необразованный вежливый

Задание соткрытым ответом Речь Хрюкина

Проследите за тем, как говорит Хрюкин. Как характеризует золотых дел мастера его речь?

Задание соткрытым ответом Говорящие фамилии

Как вы считаете, характеризуют ли героев рассказа их фамилии. О чём же «говорят» фамилии Очумелов, Хрюкин, Жигалов? Попробуйте предложить свои варианты говорящих фамилий для полицейского надзирателя, золотых дел мастера и генерала.ю

Виды комического

Вспомните значение понятий юмор, ирония, сатира, сарказм. Установите соответствие между понятием и его значением.

Термин Значение
Юмор — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Ирония — особый вид комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными; злая насмешка, резкое обличение.
Сатира — особый вид комического, изображение героев в смешном виде; смех весёлый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Сарказм — особый вид комического, осмеяние, насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона.

Юмор илисатира?

Рассказ «Хамелеон» смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Ещё раз сравните понятия «юмор» и «сатира» и подумайте, чего больше в рассказе «Хамелеон» — весёлого, добродушного смеха или злой насмешки, резкого обличения. Обоснуйте свой ответ.

Делаем выводы

Прочитайте вывод, в котором пропущены слова. Вставьте пропущенные слова так, чтобы вывод отражал вашу точку зрения.

Чехов показал нам хамелеонство, социальное явление, суть которого заключается в _______. Читатель видит, что Очумелов с простым народом _______. Его речь звучит, как команда, изобилует _______ словами. Говоря о знатных высокопоставленных людях, Очумелов превращается в _______.

После происшествия вокруг Хрюкина быстро, «словно из–под земли», собралась толпа. Те, кто сначала охотно помогал ловить собаку, потом с неменьшим энтузиазмом _______. В конце толпа _______.

Автор как бы утверждает, что хамелеонство — _______.

Подводим итоги

А. П. Чехов говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Удалось ли писателю сделать нас чуть–чуть лучше? Что же хотел сказать автор рассказом «Хамелеон»? Какова основная идея?

На месте какого героя рассказа вы хотели бы оказаться? А не хотели бы?

Авторский замысел

Итак, вопрос о том, кто из героев является хамелеоном в произведении Чехова, разрешен. Однако значит ли это, что остальные действующие лица проходят мимо авторского всевидящего ока? Конечно же, нет. Выше мы упоминали, что Чехов косвенно высмеивает и Хрюкина, однако не только этими двумя персонажами ограничивается автор. Он подвергает критике весь город, для описания которого Антону Павловичу хватило пары строк.

Рассказ Чехова – очень полезное произведение, которое необходимо изучать в школе. Благодаря ему молодое поколение узнает, кто является хамелеоном (из встретившихся на жизненном пути), а кто, напротив, – добрым и честным человеком.

Главные герои рассказа Чехова «Хамелеон»

Персонажи разноплановые и они даны без подробной характеристики, и это немаловажная деталь при том, что мы внимательно изучаем, кто главные герои рассказа «Хамелеон». Но по поведению главных героев Чехова становится понятно, что это за люди, какой у них характер и внешний вид.

Вспомним, что Очумелов был одет в шинель, а в руке держал узелок. Из его образа понятно, что он властный человек, а мы знаем, что он занимал должность полицейского. Его помощник с решетом и крыжовником. Хрюкин – странный человек с постоянными претензиями. Его фамилия говорит нам о том, что он постоянно недоволен.

Главные герои

Главный герой «Хамелеона» — полицейский надзиратель Очумелов. Его образ стал нарицательным, поскольку персонаж обладает основными качествами представителей правосудия и властей, следящих за правопорядком в городе. Он не имеет собственных принципов, может прогибаться в нужный момент перед власть имущими, угождать высшим чиновникам, приспосабливаться к обстоятельствам.

В рассказе «Хамелеон» почти отсутствуют четкие описания внешности героев и их индивидуальных особенностей. Это имеет некий скрытый намек, что образы персонажей универсальны, такие люди встречаются повсюду, многие из них имеют черты хамелеона. Делая анализ произведения на уроке литературы, стоит указать, кто является главным героем рассказа Чехова «Хамелеон», а также дать четкое описание его образа. После этого несложно будет понять суть рассказа.

Полицейский надзиратель Очумелов

Чехов точно характеризовал своих героев, давая им соответствующие фамилии. Очумелов — яркий тому пример. Фамилия персонажа больше похожа на прозвище и отображает его личностные качества — это человек беспринципный и ловко манипулирующий вопросами правды, справедливости, применения законов. Пользуясь властью, оказывает уважение не закону, а чинам и статусам.

Центральный герой не отличается образованностью или остротой ума. Его речь не имеет логики, порой бессвязна и невыразительна, наполнена просторечными штампами. По ходу выяснения обстоятельств происшествия и пытаясь понять, чья это была собака, Очумелов несколько раз меняет свое мнение:

— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…

Чехов часто в своих произведениях использовал говорящие фамилии. Ни имени, ни отчества героя не встречается в рассказе. Этим автор показывает его важность, ведь к нему не так-то просто обратиться. Фамилия, имеющая непосредственную ассоциацию со словами «чума» и «очуметь», отлично характеризует главного героя, хотя он в рассказе не один такой.

Действие происходит на базарной площади, где Очумелов важно вышагивает вместе с городовым Елдыриным. Их шествие нарушается криком Хрюкина, которого неизвестная собака укусила за палец. Именно это событие становится завязкой действия рассказа. Надзиратель Очумелов, будучи представителем власти, должен провести расследование и решить судьбу собаки.

В этой простой ситуации Чехов показывает читателю Очумелова во всей его красе. Когда из толпы выкрикнули, что собака, выбегающая «из дровяного склада купца Пичугина», генерала Жигалова, Очумелов изменился, а также поменял взгляд на ситуацию и виновницу происходящего.

Толпа и главный персонаж ведут себя одинаково. Очень быстро собравшиеся люди меняют свое мнение под влиянием надзирателя. Делают они это не потому, что так думают, а просто из желания угодить. Это явление становится заразным, люди учатся приспосабливаться, угождать и мастерски использовать свое положение.

Очумелов использовал свое служебное положение при каждом удобном случае. Рассказ начинается с его важного и медленного движения по площади, оглядывания ее хозяйским взглядом. Едва заметив шумящую толпу, он врезается в нее без всяких церемоний и с чувством полной уверенности в себе. Даже оконфузившись в процессе разбирательства, он и дальше продолжает путь с важным видом.

Безграничную власть и безнаказанность полицейского и городового Чехов показывает небольшой деталью — узелком и решетом с крыжовником, которые были конфискованы. Это их добыча.

Особое внимание читателя привлекает описание шинели полицейского надзирателя. Именно эта деталь делает его похожим на другого чеховского персонажа. Очумелов одет в новую шинель, хоть на улице в разгаре лето. Это только подчеркивает его должность и положение. В течение всех разбирательств полицейский несколько раз снимает и надевает шинель, лишний раз обращая внимание на нее.

Полицейский надзиратель Очумелов показывает, насколько порочно устройство страны. Он стал олицетворением преклонения и угодничества перед вышестоящими чинами, поскольку пресмыкается даже перед собакой генерала.

Ювелир Хрюкин

В характеристике Хрюкина нет упоминаний о его работоспособности или каких-то умственных особенностях. Автор показывает, что этот персонаж:

  • скандалист;
  • лицемер;
  • любитель приврать, выпить и получить выгоду за счет других.

Свободное время Хрюкин проводит в пьянках и издевательствах над животными. За укус чужой собаки пытается получить компенсацию в виде денежной выплаты, чем вызывает смех толпы. Люди своими насмешками показывают неуважение к этому персонажу. Даже фамилия героя говорит о его жизненной позиции, отсутствии принципов и какой-либо морали.

Городовой Елдырин

Безликий и глупый городовой выполняет роль прислуги полицейского надзирателя. Он очень странно себя ведет:

  • преклоняется перед надзирателем;
  • надевает его вещи;
  • все наказы Очумелова выполняет беспрекословно.

Чехов показывает, как «тяжела» работа этих представителей власти: они несут через площадь крыжовник, конфискованный у одного из горожан. Образ Елдырина автором показан жалким и смешным.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Проверьте себя 

1. Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью? 

         В 1892 году Чехов покупает имение Мелихово под Москвой. Здесь он наблюдает жизнь крестьян и ведёт среди них большую общественную работу (в качестве врача, попечителя школы). 

2. Каким человеком предстаёт перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели? 

         Писатели отмечают искренность, свободу и легкость Чехова, его неповторимый язык повествования. Он не любил изобилие эпитетов, не восторгался своими трудами. 

Совершенствуем свою речь 

Используя воспоминания современников, материалы словарей «Русские писатели XIX века», подготовьте устное сообщение о жизни писателя. 

         Чехов рос в небогатой семье. Его отец держал лавку, в которой они продавали разные товары. Антон часто помогал отцу. Детей в семье воспитывали строго, многое не разрешали.  

         Антон Павлович получил медицинское образование, после чего стал работать врачом, писать заметки в журнал. Т.е. всячески пытался зарабатывать на жизнь и помогать отцу. 

         Ранние рассказы он писал под псевдонимами, которых у него было много. Но вскоре стал печататься под своим настоящим именем.  

         Чехов помогал общественности, но не смог уберечь себя. Из-за туберкулеза он был вынужден переехать в Ялту, так как тот климат был благоприятен для его состояния. Но и это не помогло. 

Размышляем о прочитанном 

1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры? 

         Детали рассказа делают его смешным. Например, палец Хрюкина, который он всем демонстрировал и пальто Очумелова, которое он то снимал, то снова одевал. Грустно стало от того, как менялось поведение Очумелова в зависимости от того, кому принадлежала собака. Фамилии героев как нельзя точно передают их характер.  

2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными? 

         Чехов детально описал движение Очумелова: сначала он просто идет, кругом тишина, негде и незачем развернуться его деятельности. При появлении собаки герой «делает полуоборот налево и шагает к сборищу», — четкие, по-военному, движения. Его реплики лицемерны и заносчивы: «По какому случаю тут?», «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!», «Сними-ка, Елдырин с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Автор явно недолюбливает Очумелова.  

3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах? 

         Отношение Очумелова к Хрюкину меняется от того, когда он узнает, кому принадлежит собака. Если она генеральская, то Хрюкин сам виноват, а если ничья, то нужно собаку наказать. В первом случае, Очумелов называет Хрюкина болваном, ругает его, а во-втором, относится более уважительно.  

4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа? 

         Рассказ назван так, потому что это животное, которое меняет свой окрас в зависимости от ситуации. Очумелов подходит под это описание. Он полностью менял свое поведение и отношение к Хрюкину несколько раз. Детали важны в этом произведении. Например, то же пальто, которое постоянно снимал Очумелов.  

         Очумелов — приспособленец, готов угождать всем, кто имеет высший чин. Живет не по -совести, а ради своей выгоды. Хрюкин получил укус заслуженно, хотя этого не признал. Толпа — простой народ с разными мнениями, зеваки и прохожие. 

5. Как с помощью речи героев определяется их характер?  

         Прочитайте самостоятельно рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник». Подумайте, над чем смеётся автор и что его огорчает. 

         Речь героев играет немаловажную роль в этом рассказе. По репликам Хрюкина понятно, что он человек малограмотный. А Очумелов лицемерный, готов подстроиться под любую ситуацию. 

         В рассказе “Злоумышленник” Чехов смеется над необразованностью мужика, а огорчает его то, что мужик доволен своей жизнью и менять ничего не собирается. 

Pазмышляем о прочитанном 

1. Почему не совпали точки зрения юриста и писателя? Как Горький и Чехов отнеслись к товарищу прокурора? 

         Потому что юрист говорил официально, формально, а писатель пытался установить связь жизненных явлений.  

         Горький объясняет такую позицию юриста отсутствием опыта, называя его иронично “юный ревнитель правосудия”. 

         Чехов не принял позицию товарища прокурора, он сравнил его с граммофоном, поющим, ничего не чувствуя. 

2. Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен? Подготовьте развёрнутое устное рассуждение на эту тему. 

         Поступок Дениса — проблема всего общества. Этот герой безграмотный, мало понимающий в жизни. В рассказе показано расслоение общества. Что и такие люди, как Денис существуют. 

3. Какие эпизоды из сказок, повестей, прочитанных вами в классе и дома, вызвали у вас весёлый, добродушный смех? Против чего были направлены эти «весёлые стрелы смеха»? Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?  

         Мне было смешно при чтении рассказа А.П. Чехова “Хамелеон”. Особенно тот эпизод, когда Очумелов стал хамелеоном. Такие произведения актуальны до сих пор. В нашем обществе полно таких, как Очумелов. 

4. Объясните, какую роль выполняет смех в художественных произведениях, включённых в ваш учебник. Отвечая на этот вопрос, внимательно перечитайте в справочнике по теории литературы раздел, посвящённый сатире и юмору. 

         Юмор — доброе явление, а сатира — изображение реального действия через комическое. Смех важен в художественных произведениях. Иногда он возникает, когда ситуация действительно смешная, а бывает смешно от нелепости героев. 

Творческое задание 

Из записных книжек А. П. Чехова… Прочитайте, объясните, как вы понимаете эти записи. 

         «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас». 

         «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». 

         Можно ли отнести последнее высказывание к известным вам литературным героям? Если да, то к кому? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос. 

         «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас». Это юмористическое выражение о плодородности почвы т.е. если в нее посадить оглоблю, то повозка вырастет.  

         «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Сатирическое высказывание очень характерное для образа жизни и мыслей А. П. Чехова. Он не любил дураков, если тебя хвалит дурак, то ты и сам такой же. 

Литература и другие виды искусства 

1.Какие произведения Чехова вы видели в театре и в кино? Какие из них показались вам наиболее интересными? 

         Я видел экранизацию “Вишневый сад” еще до того, как прочитал текст произведения. Несколько дней я находился под впечатлением от увиденного. 

2. Используя ресурсы Интернета, найдите иллюстрации к рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник». Какие из них вернее, по вашему мнению, передают характеры героев? 

         Я считаю, что В. Герасимов наиболее точно изобразил происходящее в рассказе “Хамелеон”. Там Очумелов и Хрюкин напротив друг друга, между ними собака. Сзади них толпа. 

         К. Ротова мастерски отобразила образы героев в своей иллюстрации к рассказу “Злоумышленник”. На картине стол, за ним сидит прокурор в пенсне. Напротив него стоит простой мужик босиком и белой рубахе.  

Читаем самостоятельно 

Прочитайте самостоятельно рассказы А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня». Подумайте, о чём эти повествования, что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует. 

         Рассказ “Тоска” о том, как извозчик потерял сына, как он переживал эту сильную утрату, но всем окружающим было не до него. Лишь лошадь его слушала. Чехов показывает одиночество и безразличие, выражая сочувствие главному герою.  

         Рассказ “Размазня” о том, как хозяин рассчитывает гувернантку своих детей. Он проводит эксперимент: сокращает размеры причитающегося ей жалования, а она при этом не протестует, соглашается с его претензиями. 

         Чехов осуждает жестокий эксперимент, еще он размышляет о том, что легко быть сильным, если ты в положении сильного. А как же часто удается быть сильным, если ты в положении зависимого? 

Творческое задание 

Напишите читательский отзыв об одном из самостоятельно прочитанных рассказов А. П. Чехова. 

         Самостоятельно я читал рассказ “Толстый и тонкий”. Он о той же насущной проблеме, что и “Хамелеон”.  

         Встретились два друга. Толстый и тонкий. Они вспоминали были годы учебы, как вдруг Толстый рассказал о своих достижениях на работе. Тонкий сразу изменил свой тон общения, появилось чинопочитание. Это рассказ о лицемерии и услужливости.  

 Фонохрестоматия 

Слушаем актерское чтение 

А. П. Чехов. «Злоумышленник» 

1. С каким чувством актёр читает описание внешности Дениса Григорьева? Как вы считаете, совпадает ли отношение актёра к герою рассказа с авторским?  

         Актер читал описание внешности с некоторым удивлением и нотками пренебрежения. Я считаю, что отношение актера и автора к герою совпадает. 

2. Почему на первый вопрос следователя так естественно прозвучало недоумённое «чаво?» крестьянина? Каким образом актёру удалось подчеркнуть то обстоятельство, что герои рассказа говорят на разных языках, но понимают друг друга? 

         Это слово было произнесено актером полушепотом, еле слышно. Актер интонационно выразил понимание героев. 

3. Следователь уверен в том, что мужик прикидывается дураком. Согласен ли со следователем автор? Какими средствами художественного чтения актёр усиливает позицию автора? 

         Автор со следователем солидарен. Актер читает реплики следователя настойчиво, громко, выразительно и убедительно. 

4. Каково отношение автора к следователю? Помогло ли вам чтение актёра понять, как автор относится к героям рассказа? 

         Автор относится к следователю, как к человеку, который выполняет свою работу, в нем нет человечности. Чтение актера помогло это понять. Следователь показан дотошным, хитрым, рассудительным, хорошо знающим свое дело, но абсолютно не вникающим в чужую судьбу и личность. 

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Идя по Базарной площади, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин, видят, как золотых дел мастер Хрюкин гонится за белым борзым щенком. Начинается разбирательство. Хрюкин сообщает, что собака ни с того, ни сего укусила его за палец. Реакция надзирателя однозначна – собаку убить, а хозяина оштрафовать. Однако внезапно из толпы слышен крик, что щенок принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи. Кто-то из толпы начинает утверждать, что Хрюкин сам ткнул собаке в морду цигаркой.

В этот момент ситуация снова меняется коренным образом, когда Елдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов уже снова намерен убить собаку, но городовой, рассуждая о том, что собака всё-таки может быть генеральской, снова сеет в его сердце сомнения. Надзиратель накидывает на себя пальто, а после приказывает отвести собаку к генералу и спросить у него.

В этот момент на площади появляется генеральский повар Прохор, который заявляет, что собака точно принадлежит не генералу. Очумелов снова заявляет, что собаку необходимо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, заехавшему в гости. Толпа хохочет над Хрюкиным, а надзиратель рассыпается в любезностях, отпускает собаку и, погрозив напоследок мастеровому, идёт дальше по своим делам. Краткий пересказ произведения для читательского дневника Вы можете найти по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Очумелов полицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона.
Хрюкин Хрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека.

Темы

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

  1. Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
  2. Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
  3. Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях. 

  1. Нравственные пороки – за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей.
  2. Духовное рабство— толпа безропотно внемлет Очумелову и этим одобряет его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств. 
  3. Трусость — русские люди настолько запуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за случай с собакой. Поэтому Очумелов перестраховывается и стремится обезопасить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерная примета времени.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

Автор: Михаил Щепин

I вариант.

1. В каком году Чеховым был написан рассказ “Хамелеон”:
а) 1884 +
б) 1883
в) 1885

2. В какой должности был главный персонаж рассказа Очумелов:
а) Казачий урядник
б) Полицейский надзиратель +
в) Становой пристав

3. Где разворачиваются события, описанные в рассказе:
а) На набережной
б) В небольшом переулке
в) На базарной площади +

4. Какое животное укусило золотых дел мастера Хрюкина:
а) Собака +
б) Кошка
в) Крыса

5. Как звали городового в рассказе Чехова “Хамелеон”:
а) Лошадников
б) Волдырин
в) Елдырин +

6. Как выглядела собака, обидчица Хрюкина:
а) Рыжая длинношерстная дворняга
б) Белый борзой щенок с острой мордой +
в) Большой черный пес с лохматым хвостом

7. Какая ягода лежала в решете у городового Елдырина:
а) Малина
б) Смородина
в) Крыжовник +

8. Какая часть тела мастера Хрюкина пострадала от укуса:
а) Палец +
б) Лодыжка
в) Колено

9. Какой вид верхней одежды то снимал, то накидывал вновь надзиратель Очумелов:
а) Плащ
б) Шинель
в) Пальто +

10. Какую профессию имел Прохор, который опознал собаку:
а) Истопник
б) Повар +
в) Приказчик

11. Что хранилось на складе купца Пичугина:
а) Дрова +
б) Кирпич
в) Сахар

12. На чью сторону встал полицейский Очумелов в конце рассказа:
а) Остался при своем мнении
б) Защитил собаку +
в) Встал на сторону Хрюкина

13. Кого преследовал Хрюкин:
а) Собаку на трех ногах +
б) Мальчишку – беспризорника
в) Кошку

14. Кем был по профессии Хрюкин:
а) Трактирщиком
б) Городовым
в) Золотых дел мастером +

15. Что Очумелов собирается сделать с собакой:
а) Истребить ее +
б) Продать одному из присутствующих
в) Отдать хозяину

16. Что делает Очумелов после того, как выясняется, что эта собака принадлежит генералу Жигалову:
а) Все еще собирается истребить ее
б) Собирается вернуть ее генералу и набрасывается на Хрюкина +
в) Собирается потребовать с генерала компенсации

17. Как ведет себя Очумелов после того, как выясняется, что у генерала таких собак нет:
а) Уговаривает Хрюкина успокоиться и не трогать собаку
б) Приказывает разыскать хозяина
в) Снова меняет свое мнение на противоположное +

18. Кому принадлежала эта собака:
а) Помещику
б) Генеральскому брату +
в) Никому

19. Как толпа реагирует на сложившуюся ситуацию:
а) Все смеются над Очумеловым
б) Все жалеют Хрюкина
в) Все смеются над Хрюкиным +

20. В каком году был впервые опубликован рассказ Чехова “Хамелеон”:
а) 1885
б) 1884 +
в) 1886

II вариант.

1. В какой сборник вошел рассказ Чехова “Хамелеон”:
а) “Пестрые рассказы” +
б) “Базарные сплетни”
в) “Городские байки”

2. Каких людей Чехов осмеивает в рассказе “Хамелеон”:
а) Считающих, что они в любой ситуации правы
б) Меняющих свое мнение в зависимости от ситуации +
в) Глупых и необразованных

3. Откуда выбежали собака на трех ногах и полупьяный человек:
а) Из мастерской золотых дел мастера
б) Из лавки мясника
в) Из дровяного склада купца +

4. О ком из героев рассказа идет речь в цитате: “человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке”:
а) Очумелов
б) Хрюкин +
в) Елдырин

5. В чем Очумелов обвинил Хрюкина, когда узнал, что собака может принадлежать генерал:
а) Что Хрюкин издевается над толпой зевак
б) Что Хрюкин хотел убить собаку генерала
в) Что Хрюкин сам расковырял себе палец и соврал всем +

6. Как Очумелов начал относиться к собаке, узнав, что она принадлежит брату генерала:
а) Начал относиться с презрением
б) Начал относиться с умилением +
в) Сердился на собаку

7. Кого из героев можно назвать главным в рассказе:
а) Очумелова +
б) генерала
в) Хрюкина

8. Определите жанр произведения:
а) очерк
б) повесть
в) рассказ +

9. Каково авторское отношение к героям рассказа:
а) высмеивание +
б) безразличие
в) негодование

10. Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистики Чехова:
а) внутренний монолог
б) художественная деталь +
в) бытописание

11. «Шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок в руке» являются:
а) бытописанием
б) художественной деталью+
в) символом

12. “Хамелеоны” в рассказе это:
а) Очумелова+
б) Хрюкина+
в) Елдырина
г) повара
д) толпу зевак+

13. Что хранилось на складе купца Пичугина:
а) Дрова +
б) Кирпич
в) Сахар

14. Какую характеристику он дате полицейскому надзирателю Очумелова? «— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»
а) как ограниченного и невежественного человека
б) выявляется его чинопочитание и раболепие
в) как человека, привыкшего к неограниченной власти+

15. Кем работает Хрюкин?
а) золотых дел мастер; +
б) часовщик;
в) лавочник.

16. Что обещал показать Очумелов хозяину собаки, из-за которой пострадал Хрюкин?
а) Кузькину мать; +
б) золотые горы;
в) где раки зимуют.

17. Из-за чего, по мнению Очумелова, текла у Хрюкина кровь?
а) расцарапала кошка;
б) порезался на работе;
в) расковырял палец гвоздиком. +

18. Определите, каких собак, по мнению городового, любит генерал?
а) дворняжек;
б) легавых; +
в) овчарок.

19. В чем особенность произведения:
а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл; +
б) наличие нескольких рассказчиков;
в) высокий лиризм.

20. С чем связан смысл названия произведения?
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску+

  • Рассказ фонарик про революцию
  • Рассказ хитрюга 4 класс
  • Рассказ хитрая мама чарушин читать
  • Рассказ фиктивный брак клубничные облака
  • Рассказ фетисыч план рассказа