Рассказ хамелеон основная мысль

я знаю твои секреты. 1-я серия нина блестящий специалист по физиогномике, она безошибочно определяет, когда человек обманывает. я знаю
  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты"

    «Я знаю твои секреты». 1-я серия
    Нина – блестящий специалист по физиогномике, она безошибочно определяет, когда человек обманывает.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты"

    «Я знаю твои секреты». 2-я серия
    Однажды она находит в кафе паспорт мужчины с вложенным номером телефона, звонит по нему и встречается с женщиной, которая обещает передать документ мужу. Но по её лицу Нина видит: женщина лжёт.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты"

    «Я знаю твои секреты». 3-я серия
    Жизнь Нины круто меняется – на неё начинается охота. Следователь Скворцов, к которому обращается девушка, поначалу принимает этот рассказ за больную фантазию.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты"

    «Я знаю твои секреты». 4-я серия
    Но когда преступники убивают бывшего жениха Нины и похищают мать, Скворцов становится главным защитником девушки. Вот только опасность грозит не только ей…

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты - 2"

    «Я знаю твои секреты» — 2. 1-я серия
    Продолжение истории верификатора Нины Лучниковой и оперуполномоченного уголовного розыска Евгения Скворцова. Дмитрий Царёв, один из инвесторов компании, занимающейся новейшими разработками на основе искусственного интеллекта, обращается к Нине с просьбой проверить одного человека…

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты - 2"

    «Я знаю твои секреты» — 2. 2-я серия
    Нина без особого труда узнаёт всю правду и сообщает разоблачительные результаты проверки Царёву. Этим же вечером бизнесмена находят мёртвым. На первый взгляд всё выглядит как самоубийство.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты - 2"

    «Я знаю твои секреты» — 2. 3-я серия
    Нине не даёт покоя мысль, что она невольно могла стать причиной трагедии. Оперуполномоченный уголовного розыска Евгений Скворцов уверен: самоубийство – всего лишь инсценировка.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты - 2"

    «Я знаю твои секреты» — 2. 4-я серия
    Вскоре выясняется, что смерть Царёва – это только первый эпизод целой серии убийств. Скворцову с помощью Нины предстоит разобраться, что связывает жертв и кто стоит за чередой загадочных преступлений.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Хамелеон"

    «Я знаю твои секреты. Хамелеон». 1-я серия
    Сайт знакомств Paso предлагает клиентам, которые ищут серьёзные отношения, новую услугу – «детектор лжи» на свидании. В качестве детектора работает опытный верификатор Нина Лучникова.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Хамелеон"

    «Я знаю твои секреты. Хамелеон». 2-я серия
    Нина может определить намерения человека, вычислить мошенника или искателя лёгких приключений, а также сообщит девушке, если товарищ женат.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Хамелеон"

    «Я знаю твои секреты. Хамелеон». 3-я серия
    В то же время муж Нины, капитан Скворцов, получает новое дело. Серийный маньяк убивает девушек на романтических свиданиях…

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Хамелеон"

    «Я знаю твои секреты. Хамелеон». 4-я серия
    Опасный маньяк-убийца оставляет на месте преступления цифры, смысл которых неясен. Следы ведут на сайт знакомств…

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Римский палач"

    «Я знаю твои секреты. Римский палач». 1-я серия
    Нина начинает вести на юрфаке курс «Психология лжи». В первый же день студентка Кристина просит проверить отчима, которого подозревает в убийстве своей матери.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Римский палач"

    «Я знаю твои секреты. Римский палач». 2-я серия
    Светская львица Каширова, известная своими экстравагантными выходками, была найдена мёртвой в подворотне, одетая как бомжиха. Это громкое дело открывает целую серию убийств вип-персон.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Римский палач"

    «Я знаю твои секреты. Римский палач». 3-я серия
    Убийца оставляет следователю подсказки на латыни…

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Римский палач"

    «Я знаю твои секреты. Римский палач». 4-я серия
    Дело ведёт капитан Скворцов, одинаково далёкий от жизни древних римлян и современных богачей. Впрочем, ключ к разгадке неожиданно находится совершенно в другом месте…

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Гладиатор"

    «Я знаю твои секреты. Гладиатор». 1-я серия
    Нина в качестве гостя оказывается на популярном ток-шоу «Разоблачение» и невольно провоцирует скандал, раскрыв в прямом эфире секрет ведущего: у него роман с собственной ассистенткой.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Гладиатор"

    «Я знаю твои секреты. Гладиатор». 2-я серия
    Присутствующая в студии жена шоумена набрасывается на Нину с криком: «Чтоб ты сдохла, тварь!». Рейтинг передачи взлетает до небес. Этим же вечером ассистентку убивают.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Гладиатор"

    «Я знаю твои секреты. Гладиатор». 3-я серия
    Вскоре становится очевидно – это преступление всего лишь начало целой серии убийств, и следы ведут к скандальному телешоу.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Гладиатор"

    «Я знаю твои секреты. Гладиатор». 4-я серия
    Скворцову и оказавшейся в самой гуще событий Нине предстоит разоблачить загадочного киллера, который, скрываясь под маской гладиатора, устроил собственное шоу, исполняя самые страшные желания публики.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Автоледи"

    «Я знаю твои секреты. Автоледи». 1-я серия
    По дороге из Москвы в Калугу исчезает молодая женщина, директор по продажам крупной строительной компании Анна Брунина…

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Автоледи"

    «Я знаю твои секреты. Автоледи». 2-я серия
    Пока Скворцов с коллегами тщательно проверяет на причастность мужа пропавшей, находят её дорогой автомобиль. Убийство с целью угона? Или зацепку надо искать в профессиональной деятельности Анны?

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Автоледи"

    «Я знаю твои секреты. Автоледи». 3-я серия
    Все версии рассыпаются, когда в лесу обнаруживают тело женщины. Детали преступления окончательно запутывают следствие. Между тем новое убийство автоледи на той же трассе только добавляет вопросов.

  • Кадр из фильма "Я знаю твои секреты. Автоледи"

    «Я знаю твои секреты. Автоледи». 4-я серия
    В этом необычном деле смешались офисные интриги, языческие секты, ведьмы из японского мультфильма и неразделённая любовь. Чтобы распутать клубок загадок и найти убийцу, Скворцову снова нужна помощь Нины.

    • Сочинения
    • По литературе
    • Чехов
    • По рассказу Хамелеон

    А. П. Чехов – удивительный писатель, мастерски сочетающий в своих произведениях мягкий юмор с сатирой. При этом его творения имеют большое философское звучание.

    Прочитав «Хамелеона», невозможно забыть этот рассказ. Он настолько интересно читается, что остается в памяти надолго. И это не удивительно: проблемы, затронутые в произведении, к сожалению, волнуют и современное общество.

    Рассказ был создан в 1884 году. Однако и сегодня проблема хамелеонства процветает во многих сферах жизни, и оттого рассказ сохраняет свою актуальность.

    Главным героем является Очумелов. Он полицейский надзиратель. В образе этого человека собраны такие пороки, как подхалимство, чинопоклонство. Он обладает способностью мгновенно менять свое мнение. Именно это качество и позволило автору назвать его хамелеоном. Подобно ящеру с таким же названием, Очумелов приспосабливается к внешним факторам во избежание непредвиденных, неприятных для него последствий.

    Его двуличие ошеломляет. Не стесняясь окружающих, он заявляет о том, что собаку следует «истребить», чтобы простому человеку не мешала. То вдруг, задыхаясь от жары, просит городового Елдырина скинуть с него шинель, потому что песик может принадлежать генералу. Такую собачку он рвется защищать, взывая к силе закона и сознательности.

    Чехов настолько мастерски изобразил двойственность поведения надзирателя, что у читателя даже не возникает вопроса о том, действительно ли интересно ему состояние «пострадавшего». Совершенно очевидно, что самочувствие Хрюкина вовсе не интересует Очумелова. Выбранная им линия поведения убеждает читателя в том, что надзирателем руководит лишь одно – стремление не навредить генералу, а следовательно, себе.

    При создании образов Чехов прибегает к приему говорящих фамилий. Полицейский, как очумелый, бросается то в одну, то в другую сторону, стремясь найти удобную для него правду.

    Хрюкин, демонстрирующий свой палец, а также собака, ставшая жертвой человеческой непорядочности, не представляют для Очумелова совершенно никакого интереса. Единственное, чем озабочен надзиратель – это его должность, которой он в случае чего может легко лишиться.

    Произведение читается легко, непринужденно. Для создания комического Чехов прибегает к использованию просторечной лексики.

    Рассказ «Хамелеон» очень поучителен. Он учит тому, чтобы человек в любой ситуации оставался самим собой, умея дорожить независимостью своих взглядов.

    Сочинение по рассказу 3

    Чехов — мастер иронических рассказов, в «Хамелеоне» как всегда, лаконичен. В коротком рассказе ему удалось раскрыть яркий образ человека-хамелеона.

    Рассказ «Хамелеон» начинается с обхода территории полицейским по фамилии Очумелов. На улице все тихо и спокойно, но неожиданно идиллия прерывается криком ювелира Хрюкина. Щенок укусил Хрюкина за палец, и мастер стал громко возмущаться. Возле нетрезвого ювелира собралась целая толпа. Он обратился к Очумелову за помощью, жалуясь на то, что пораненным пальцем невозможно выполнять тонкую работу. Полицейский решил найти хозяина собаки и наказать его штрафом. В толпе кто-то заметил, что пес принадлежит генералу Жигалову. Очумелов быстро поменял свое решение, попеняв Хрюкину, будто он сам поранил палец гвоздем, и не заметил. Кто-то из толпы сказал, что у генерала нет таких собак, как эта. На что Очумелов ответил желанием истребить бесхозную собаку. В роли хамелеона выступает Очумелов – меняющий свое мнение в зависимости от того, кому принадлежит собака. Впоследствии он еще не раз «сменит свою окраску». Он не ищет справедливости, а только пытается выяснить, кому нужно выразить уважение – генералу или Хрюкину.

    Проходящий мимо генеральский повар решает судьбу песика – он сообщает всем, что собачка принадлежит брату генерала, который приехал сюда в гости. Услышав эту новость Очумелов расплылся в улыбке и наконец подытожил – Хрюкин сам виновен в этом происшествии, потому, что дразнил собаку сигаретой.

    Чехов дал своим героям говорящие фамилии. Фамилия Хрюкин – выражает всю сущность любителя напиться и вести себя по-свински. Фамилия Очумелов говорит о том, что он одержим властью, и поэтому готов лебезить даже перед генеральским псом. Для него важна только карьера и благополучие, он стремится получше приспособиться, как хамелеон. И в сущности ему все равно как поступить в этой ситуации: ему не жаль несчастного пса или покалеченной руки мастера по золоту. Для него главное не попасть впросак перед вышестоящими. Выходит, что служитель закона готов идти против всех законов если речь идет о собаке генерала.

    Юмористический рассказ поднимает серьезную тему продажности чиновников. Чехов высмеивает трусость, и желание выслужиться. Порок Очумелова вряд ли является частью его натуры, в те времена подобное поведение навязывалось обществом. Если бы Очумелов решил вопрос по справедливости, то мог лишиться хорошей должности. Поэтому заостренную Чеховым проблему «хамелеонов» стоит рассматривать глобально.

    Сочинение «Мой любимый рассказ Чехова — Хамелеон»

    Мини сочинение на тему «Мой любимый рассказ Чехова — Хамелеон» по литературе для 7 , 8 класса

    Антон Павлович Чехов написал множество смешных и лаконичных рассказов, которые представляют собой уникальную картину нравов его времени. Автор искусно высмеивал пороки, возвышал добродетель и учил нас «по капле выдавливать из себя раба». Все его рассказы проникнуты добротой и гуманностью, поэтому всегда вызывают положительные эмоции. Так что на вопрос «Какой мой любимый рассказ Чехова?» ответить не просто. Однако я, все-таки, больше всего люблю историю про хамелеона, так как в ней изобличены наиболее злободневные пороки.

    Рассказ «Хамелеон» посвящен высмеиванию таких пороков, как лицемерие и чинопочитание. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов. Он и является тем самым «хамелеоном», так как меняет свое мнение в зависимости от обстоятельств, как рептилия меняет цвет кожи. Это качество автор показывает на примере будничной ситуации: человека укусила собака, он требует от надзирателя разобраться с ней. Однако неожиданно кто-то из толпы сообщает, что собака, должно быть, генеральская. Тогда Очумелов бросается на жертву укуса с упреками, но споры о принадлежности животного не умолкают, и полицейский перебегает от одной стороны баррикад к другой, не в силах определиться с судьбой нарушителя порядка. Герой боится, что генерал, если собака все же окажется генеральской, накажет его и снимет с должности. Таким образом, надзиратель лицемерит, обвиняя то собаку, то покусанного ею человека, из боязни не угодить начальству.

    Чехов открывает нам две стороны медали. Одна, очевидная, это чинопочитание Очумелова. Другая, находящаяся в тени, это самодурство начальников. Герой боится недаром: в тех реалиях человека могли уволить практически ни за что. Жизнь простого горожанина ценилась намного меньше, чем честное слово дворянина. Если сам генерал скажет свое слово, никому на своем месте не удержаться, будь он хоть трижды хорошим работником. То есть, порок Очумелова – не его личная вина, не проблема одной испорченной личности, а проблема глобального, общественного масштаба. Все эти генералы повинны в том, как ведут себя их подданные. Они сами напугали их и лишили внутренней свободы. Поэтому мне и нравится рассказ «Хамелеон»: он дает нам объемное понимание той, далекой от нас действительности. При этом, автор оставляет нам свободу фантазии, мы сами все понимаем, а он остается в тени, ничего не пропагандируя и не навязывая.

    К сожалению, актуальность рассказа «Хамелеон» не вызывает сомнений. В нем я увидел то, что осталось нам в наследство от царского времени: боязнь начальников и двуличие. Конечно, сейчас остаться без милости вышестоящего не так страшно, но, тем не менее, многие люди жертвуют своим достоинством ради того, чтобы угодить господам. Однако мало кто из них читал и понял Чехова, а если бы они в свое время прочитали и осознали прочитанное, они бы узнали себе цену и прекратили унижаться.

    Анализ и краткое содержание рассказа Чехова «Хамелеон» Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Вариант 4

    “Хамелеон”-небольшое юмористическое произведение с двумя главными героями и несколькими второстепенными героями. Его автор, Антон Павлович Чехов, в начале своего творческого пути любил писать подобные рассказы, используя различные литературные приёмы.

    В указанном выше произведении был использован приём, когда фамилия героя показывает какими чертами или характером обладает герой, что он него можно ожидать.

    Что может сказать фамилия -Очумелов? Наверно, что человек не всегда понимает, что он делает и говорит. А ведь с этим персонажем мы знакомимся с самого начала произведения. Он является полицейским надзирателем. Здесь мы видим несоответствие фамилии и должности персонажа, и это делает произведение более комичным.

    Другой примечательный персонаж -Хрюкин. Его полупьяный внешний вид отлично дополняется фамилией. Гоняясь за собакой по улице, он собрал вокруг себя толпу народа, чем и привлёк внимание надзирателя.

    Толпа в рассказе тоже персонаж. Она даёт подсказки надзирателю и городничему, смотрит, как проходит разбирательство и поиск виновного в случившейся истории. В итоге, выносит свой приговор: толпа в конце произведения хохочет над этой историей.

    Речь героев также особенна. В ней много простых и жаргонных слов, которые добавляют комичности сюжету и описывают надзирателя, как человека с низким культурным уровнем.

    В основе сюжета идёт занимательная история. Значительную её часть занимает диалог между надзирателем, мастером и городничим. Сам рассказ забавный и похож на анекдот. А надзиратель кажется добросовестным служащим. Однако ситуация меняется, когда он узнаёт, что собака, не бездомная, а принадлежит генералу или его брату. Надзиратель сразу меняет своё мнение и уже готов наказать мастера Хрюкина за то, что тот ходит по улице и машет руками. Эти метания продолжаются не один раз. Хамелеон меняет свою окраску, а Очумелов своё мнение, в зависимости от ситуации, которая может быть выгодна для него. Он даже шинель скидывает, что ещё больше усиливает их схожесть.

    Рассказ заканчивается на базарной площади, где Очумелов, грозит расправой Хрюкину и унижается перед собакой брата генерала. А это уже не похоже на юмористическую историю и очень печально.

    Популярные темы сообщений

    • Великие художники эпохи Возрождения
      Интеллектуальный и художественный расцвет начался в 14 веке, который повлиял на общество и культуру. Эпоха Возрождения славиться титанами, великими и талантливыми художниками. Ренессанс был итальянский,
    • Реактивное движение
      Изучение физических законов для человека необходимо с точки зрения их практического использования. Закон сохранения импульса: для системы, состоящей из любого числа тел, суммарный импульс остается постоянным при отсутствии внешних сил.
    • Изобретение радио Поповым
      На ледокол «Ермак» поступил приказ спасти рыбаков. Это произошло 6 февраля 1990 года. Попов Александр Степанович был первым ученым, который смог подать сигнал, воспользовавшись радио.

    Сюжет и смысл названия

    Жителя провинциального городка по фамилии Хрюкин укусил щенок. Пострадавший обращается к полицейскому надзирателю Очумелову с требованием выплатить ему компенсацию за полученную травму. Но кто-то из наблюдавших за этой сценой предположил, что хозяин песика — генерал. Очумелов тут же готов обрушить меч Фемиды на голову самого жалобщика, но сопровождающий его городовой заявляет, что собака не принадлежит названному человеку.

    Судьба четвероногого снова под угрозой. Ситуация несколько раз поворачивается на 180 градусов, пока не выясняется, что собака принадлежит не генералу, а его брату, после чего щенка отводят к хозяину, а над Хрюкиным все смеются.

    Даже поверхностный пересказ сюжета раскрывает смысл названия произведения. Как известно, хамелеон — ящерица, обладающая способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Так и главный герой мгновенно подстраивается под ситуацию.

    Основная идея

    В школах «Хамелеона» проходят в 7-ом классе. В рассказе подняты проблемы, актуальные в 13-летнем возрасте. Это время, когда меняются приоритеты и установки, выстраиваются новые отношения друг к другу и к старшим, появляются неформальные лидеры, пересматриваются жизненные ценности.

    Стоит обозначить эти проблемы:

    • хамелеонство, то есть беспринципность;
    • заискивание перед вышестоящими и грубость по отношению к подчиненным;
    • страх перед теми, кто сильнее, и жестокость к тем, кто слабее;
    • бескультурье, в частности, это касается речи.

    «Хамелеон» дает богатый материал для обсуждения этих вопросов. И изучая рассказ, созданный почти 120 лет назад, можно отметить, что они никуда не исчезли. При написании сочинения на тему: «Анализ рассказа Чехова «Хамелеон» следует воспользоваться планом. Материал статьи также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе.

    Краткое содержание

    Провинциальный городок. Базарная площадь, по которой шагает полицейский надзиратель Очумелов. Его сопровождает городовой Елдырин. Оба несут «конфискат»: один — решето, наполненное крыжовником, другой — узелок с каким-то товаром. Кроме представителей закона, на площади никого нет.

    Тишину нарушает крик, затем раздается визг собаки. На площадь выбегает прихрамывающий щенок. Следом выскакивает ювелир Хрюкин и ловит животное. Их мгновенно окружает толпа. Хрюкин поднимает руку, и люди видят, что у него поранен палец. Ювелир кричит, что, мол, его укусила эта собака. Он требует, чтобы потерю трудоспособности компенсировали деньгами.

    Очумелов пользуется случаем и демонстрирует, кто здесь власть. «Я покажу вам, как собак распускать!», — изрекает он и приказывает городовому выяснить, кто хозяин щенка, составить протокол, а животное умертвить. Из толпы кто-то выкрикнул, что это, похоже, зверек генерала Жигалова. Очумелова бросило в жар: неужели он приговорил к смерти собаку такого человека?

    Полицейский напустился на Хрюкина, заявляя, что тот сам умышленно поранил палец, а вину свалил на животное. Когда городовой усомнился в том, что собака генеральская, Очумелов опять переменил мнение. Теперь ему кажется, что даже внешний вид щенка — «чёрт знает что». Он подбадривает Хрюкина, советует отстаивать свою правоту.

    Елдырин вдруг вспомнил, что видел такого щенка на генеральском дворе. Надзирателя из жара бросило в холод. Он тут же приказывает городовому отвести собаку к генералу и сообщить ему, что нашел животное именно он, Очумелов. Теперь щенок, по его мнению, не «черт знает что», а «нежная тварь». Хрюкина же страж порядка назвал болваном.

    Появляется повар по имени Прохор, который служит в доме Жигалова. Он говорит, что у генерала таких собак нет. Очумелов немедленно заключает, что щенок бродячий и накладывает резолюцию: «Истребить, вот и всё». Едва надзиратель это произнес, как Прохор сообщил, что собака принадлежит гостящему у генерала брату. Очумелов с умильной улыбкой отдает щенка повару, а ювелиру грозит: «Я еще доберусь до тебя!».

    На чтение 20 мин. Просмотров 1 Опубликовано

    Автор: · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 15.01.2021

    Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

    История создания

    Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

    Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

    Жанр и направление

    Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

    Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

    Смысл названия

    Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

    Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

    Суть: о чём?

    Идя по Базарной площади, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин, видят, как золотых дел мастер Хрюкин гонится за белым борзым щенком. Начинается разбирательство. Хрюкин сообщает, что собака ни с того, ни сего укусила его за палец. Реакция надзирателя однозначна – собаку убить, а хозяина оштрафовать. Однако внезапно из толпы слышен крик, что щенок принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи. Кто-то из толпы начинает утверждать, что Хрюкин сам ткнул собаке в морду цигаркой.

    В этот момент ситуация снова меняется коренным образом, когда Елдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов уже снова намерен убить собаку, но городовой, рассуждая о том, что собака всё-таки может быть генеральской, снова сеет в его сердце сомнения. Надзиратель накидывает на себя пальто, а после приказывает отвести собаку к генералу и спросить у него.

    В этот момент на площади появляется генеральский повар Прохор, который заявляет, что собака точно принадлежит не генералу. Очумелов снова заявляет, что собаку необходимо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, заехавшему в гости. Толпа хохочет над Хрюкиным, а надзиратель рассыпается в любезностях, отпускает собаку и, погрозив напоследок мастеровому, идёт дальше по своим делам. Краткий пересказ произведения для читательского дневника Вы можете найти по ссылке.

    Главные герои и их характеристика

    Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

    Очумелов полицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона.
    Хрюкин Хрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека.

    Темы

    Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

    1. Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
    2. Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
    3. Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.

    Проблемы

    Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.

    1. Нравственные пороки – за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей.
    2. Духовное рабство— толпа безропотно внемлет Очумелову и этим одобряет его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств.
    3. Трусость — русские люди настолько запуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за случай с собакой. Поэтому Очумелов перестраховывается и стремится обезопасить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерная примета времени.

    Основная идея

    Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

    Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».

    Чему учит?

    Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

    Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

    Что высмеивает автор?

    Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

    Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

    Критика

    Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

    О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

    С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

    Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

    Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

    Автор: Михаил Щепин

    Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма. История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта. Жанр — Рассказ. Направление — Сатира, реализм. Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов. Тема — Человеческие пороки, рабская психология. Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и людям, окружающих его. Композиция — Произведение построено на разговоре Хрюкина, Очумелова и реплик из толпы. В зависимости от фраз людей, Очумелов проявляет в себе способность хамелеона подстраиваться под начальство и угождать ему.

    Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

    А. П. Чехов – удивительный писатель. Нескольких страниц ему было достаточно для того, чтобы раскрыть пороки общества, которые актуальны и ныне. Свидетельством этого является произведение «Хамелеон». Изучают его в 9 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет во время подготовки к уроку и ЕГЭ. Для удобства к детальному анализу прилагается краткий разбор по традиционному плану.

    analiz-hameleon-chehov-51856.jpg

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Хамелеон.

    Год написания – 1884 г.

    История создания – Произведение было написано, когда А. П. Чехов уже работал врачом. Как писатель он тогда был почти неизвестен, но некоторые его произведения уже были опубликованы.

    Тема – Центральная тема рассказа – подхалимство и приспособленчество, пороки, которые имеют место в любом обществе

    Композиция – В основе формальной организации произведения разговор Очумелова, Хрюкина и людей из толпы. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Такое строение рассказа позволяет разоблачить людей, которые подстраиваются под обстоятельства, пытаются угодить начальству.

    Жанр – Рассказ.

    Направление – Реализм, сатира.

    История создания

    История создания произведения «Хамелеон» относится к периоду, когда А. П. Чехов начал работать врачом. Будучи студентом, он начал трудиться в жанре коротких сатирических рассказов. Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам. Некоторые его произведения уже успели увидеть мир на страницах отечественных журналов. Год написания «Хамелеона» – 1884. В этот же год произведение было напечатано в журнале «Осколки» под псевдонимом «А. Чехонте». В 1886 г. несколько измененный рассказ вошел в сборник «Пёстрые рассказы».

    В 1971 г. произведение экранизировали как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…»

    Тема

    Рассказ «Хамелеон» занял почетное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием. В «Хамелеоне» анализ нужно начинать с характеристики проблем и образов.

    В центре произведения мотивы подхалимства и приспособленчества. В контексте них формируется проблематика: сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются.

    Система образов неразветвленная. Главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин, второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки. А. Чехов не описывает внешность, характер героев, зато дает им красноречивые фамилии.

    В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалеку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина. Народ просит стражу правопорядка разобраться в случившемся. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто ее хозяин. Из толпы раздается предположение, что это щенок генерала. Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа. Наконец, выясняется, что собака – любимец брата генерала. Животное «оправдывают».

    После прочтения произведения становится понятен смысл названия. Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились в образе надзирателя Очумелова.

    Идея рассказа ­– осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией.

    Основная мысль: в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. В любой ситуации оставаться верным себе, вести себя достойно – вот чему учит писатель.

    Композиция

    Особенность композиции произведения в том, что незамысловатый сюжет подан посредством диалогов: разговор Хрюкина, Очумелова и толпы зевак. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Несюжетные элементы лаконичные, важную роль в донесении идеи рассказа А. Чехова «Хамелеон» играют художественные детали. Например, в первых строках сказано, за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Хамелеона».

    Жанр

    Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, два главных героя. В произведении «Хамелеон» переплелись признаки двух направлений – реализма и сатиры. Автор при помощи языка, комичной ситуации резко высмеивает Очумелова.

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 10

      В каком году был впервые опубликован рассказ Чехова «Хамелеон»?</h3>

      • <label>1881;</label>
      • <label>1882;</label>
      • <label>1884;</label>
      • <label>1885.</label>

    (новая вкладка)

    Автор: · Опубликовано 24.02.2017 · Обновлено 08.10.2017

    Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.

    О чем рассказ?

    Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды. Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит. Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан. Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.

    В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.

    Главная идея

    Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» —  показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.

    Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.

    Средства создания комического

    Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.

    Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.

    Говорящие фамилии

    Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:

    1. Очумелов
    2. Хрюкин
    3. Елдырин
    4. Жигалов

    Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.

    Как Чехов относится к своим героям?

    Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.

    В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.

    «Хамелео́н» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Впервые опубликован в журнале «Осколки» № 36 от 8 сентября 1884 года под подписью «А. Чехонте». В 1886 году «Хамелеон» был также выпущен с мелкими изменениями «Осколками» в составе сборника Чехова «Пёстрые рассказы»[1].

    Рассказ был переведён на болгарский, венгерский, немецкий, польский, сербскохорватский, финский и чешский языки ещё при жизни Чехова[2]. В России (а ранее — в СССР) «Хамелеон» входит в программуосновного общего образования.

    Рассказ был экранизирован в 1971 году как часть советского телефильма «Эти разные, разные, разные лица…». В 2009 году по мотивам рассказа вышел короткометражный анимационный фильм «Очумелов».

    Сюжет

    Полицейский надзиратель Очумелов стал свидетелем инцидента на базарной площади. Золотых дел мастер Хрюкин предъявляет толпе свой окровавленный палец, укушенный сжавшимся рядом бесхозным щенком борзой. Пока толпа выясняет, бродячая ли это собака или генеральская, Очумелов, в зависимости от мнимого статуса животного, неоднократно меняет свои указания истребить собаку на угрозы Хрюкину и обратно.

    Экранизация

    В 1929 году вышел в свет немой киноальманах Якова Протазанова «Чины и люди», состоящих из трёх самостоятельных новелл. Одна из частей ленты была снята по мотивам «Хамелеона» Роль Очумелова сыграл Иван Москвин, роль Хрюкина сыграл Владимир Попов.

    Ещё одна экранизация рассказа «Хамелеон» состоялась в 1971 году, когда Игорь Ильинский и Юрий Сааков выпустили телевизионный фильм «Эти разные, разные, разные лица…». Все роли в этой ленте, состоящей из семи новелл, исполнил Игорь Ильинский. В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале за актёрскую работу в этой картине Игорь Владимирович получил первую премию[3].

    • 2004 — Хамелеон / Kameleon (ТВ) (Сербия и Черногория), режиссёр Миливое Милошевич (сериал «Смешные и другие сцены»)

    В 2009 году был снят российский мультфильм Очумелов (режиссёр Алексей Дёмин) в рамках проекта «Русская классика — детям».

    Примечания

    1. Хамелеон на страницах сборника. Скан РГБ
    2. Чехов А. П. Хамелеон // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. // Т. 3. [Рассказы. Юморески. «Драма на охоте»], 1884—1885. — М.: Наука, 1975. — С. 52—55.
    3. Эти разные, разные, разные лица… (неопр.) (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус. Дата обращения: 20 декабря 2016.Архивировано 26 июня 2015 года.
    14px-Wikipedia_interwiki_section_gear_icon.svg.pngАнтон Павлович Чехов
    Библиография
    Пьесы
    Авторские сборники
    • Шалость
    • Сказки Мельпомены
    • В сумерках
    • Детвора
    • Памяти В. М. Гаршина
    • Пёстрые рассказы
    • Повести и рассказы
    • Святая простота
    • Хмурые люди
    • Человек в футляре
    Категория

    modif.png

    Эта страница в последний раз была отредактирована 17 июня 2020 в 19:20. Используемые источники:

    • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/hameleon-chehov/
    • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/hameleon-chekhov/
    • https://obrazovaka.ru/sochinenie/hameleon/analiz-rasskaza-chehova.html
    • https://literaguru.ru/hameleon-chehova-analiz/
    • https://wiki2.org/ru/хамелеон_(рассказ)

    Рассказ «Хамелеон» писателя Антона Чехова впервые опубликован в журнале «Осколки» в 1884 году под подписью «А. Чехонте».

    Описание книги для читательского дневника

    Автор: Чехов Антон Павлович
    Название произведения: Хамелеон
    Число страниц: 3.
    Издательство: «Рипол-Классик».
    Год издания: 2013 год
    Жанр: Рассказ
    Год написания: 1884 год

    Время и место сюжета

    Действие рассказа происходит в России в конце XIX века, в одном из уездных городов. В то время полицейские надзиратели не только следили за порядком в городе, но и принимали единоличные решения по мелким правонарушениям. Основное действие рассказа разворачивается на базарной площади такого небольшого города.

    Главные герои и их краткая характеристика

    Очумелов – полицейский надзиратель, беспринципный, недалекий, трусливый, отличный приспособленец, который во всех вопросах ищет собственную выгоду.

    Елдырин – городовой, глупый, безликий человек без собственного мнения, прислужник Очумелова.

    Хрюкин – ювелир, большой любитель выпить и поскандалить, лицемерный, лживый человек.

    Генерал Жигалов – важное лицо в городе, внушающее всем трепет и уважение.

    Прохор – повар, работающий у генерала, простой и бесхитростный человек.

    Краткое содержание и сюжет

    По базарной площади прогуливался полицейский надзиратель по фамилии Очумелов. За ним шагал городовой, который нес конфискованный крыжовник. Послышался собачий визг, и Очумелов увидел, как за собакой гнался разъяренный мужик. Им оказался золотых дел мастер Хрюкин, который, поймав собаку, продемонстрировал собравшейся толпе окровавленный палец.

    Оценив обстановку, Очумелов решительно заявил, что собаку нужно непременно убить во избежание других неприятных прецедентов. Он уже отдал было распоряжение городовому Елдырину, но тот сказал, что собака, по всей видимости, принадлежала генералу Жигалову. После этих слов вся решительность Очумелова испарилась, и он принялся обвинять Хрюкина в том, что он сам себе повредил палец, а на несчастную собаку наводит поклепы.

    Тем временем Елдырин стал сомневаться относительно принадлежности собаки генералу. Он стал рассуждать, что у Жигалова почти все собаки легавые. Очумелов тут же преобразился, заявив, что у генерала не может быть беспородных собак, а эта – явно непонятно что. Полицейский посоветовал Хрюкину добиться законной справедливости, и в этот момент из толпы раздался крик, что собака действительно генеральская. Очумелов вновь начал сомневаться в своем решении, и принялся обвинять Хрюкина, а не собаку.

    В это время на площади показался генеральский повар Прохор. Его спросили, есть ли у его хозяина такая собака, на что он ответил, что господин Жигалов не держит беспородных собак. Полицейский тут же разразился тирадой о том, что бродячих псов нужно истреблять.

    Между тем Прохор заметил, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Очумелов расплылся в улыбке, и спросил повара, неужели к генералу пожаловал его брат. При этом он стал нахваливать ловкость собачонки, укусившей за палец Хрюкина. Повар забрал с собой собаку, а толпа принялась потешаться над Хрюкиным. Очумелов пригрозил пострадавшему, после чего продолжил свою прогулку по площади.

    Очень краткое содержание для читательского дневника

    Очумелов шел по площади и услышал крики. Собака укусила за палец Хрюкина. Очумелов хотел уничтожить щенка, но кто-то сказал, что тот генеральский. Несколько раз Очумелов менял мнение, не зная чья собака. Прохор сказал, что собака брата генерала. Он увел щенка, а Очумелов пригрозил Хрюкину.

    План пересказа

    • По площади
    • Лай и крики
    • Несчастный щенок
    • Генеральская собака
    • Не генеральская собака
    • Прохор

    Вывод и мое мнение

    В центре произведения, безусловно, является поведение полицейского надзирателя Очумелова. Обладая подвижной, приспособленческой натурой, он с легкостью менял свое решение в зависимости от ситуации в более выгодную для себя сторону. В своих действиях надзиратель руководствовался не законом но, прежде всего, собственными интересами, что не делает ему чести. Примечательно, что люди, собравшиеся на площади, воспринимали подобное поведение как должное, и не возмущались двуличием полицейского. Таким образом, писатель не только продемонстрировал человеческие пороки в лице главного героя, но и показал проблемы в социуме, которые остаются насущными и по сей день.

    Основная мысль

    В любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. Особенно это касается представителей закона, которые должны честно выполнять свои обязанности.

    Чему учит

    Рассказ учит справедливости. Учит не подстраиваться под чье-то мнение, никому не угождать, не раболепствовать. Учит честно делать свою работу. Учит смеяться над глупцами и нечестными людьми.

    Цитаты из текста рассказа

    «…чтоб от твари терпеть…»

    «…Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить…»

    «…Никак беспорядок, ваше благородие!..»

    …Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

    Словарь новых и незнакомых слов

    Надзиратель – в Российской империи чиновник городской полиции.
    Городовой – низший чин полицейской стражи городской полиции в Российской империи.
    Кабак – питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.
    Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
    Ваше благородие – обращение к представителю власти, военному чину, крупному чиновнику.
    Цыгарка – сигарета.
    Жандарм – конный полицейский в Российской империи, имеющий особые права.
    Шельма – плут, мошенник, обманщик, пройдоха, отъявленный негодяй.
    Протокол – документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.

    Пословицы

    • Плохо тому, у кого семь пятниц на неделе.
    • Куда ветер дует, туда он и клонится.
    • И нашим и вашим, куда тянут — туда и пляшем.
    • Мы все рабы мнений.
    • И волки сыты, и овцы целы.

  • Рассказ фотография на которой меня нет относится к произведениям
  • Рассказ франса 4 буквы сканворд
  • Рассказ хамелеон краткий пересказ
  • Рассказ филипок толстого распечатать
  • Рассказ фиктивная мама для дочери чудовища