Рассказ гусь свинье не товарищ

Автор на чтение 14 мин. просмотров 21 опубликовано 15.03.2021 содержание: сюжет и персонажи в сказке зимовье зверей герои узнают, что

На чтение 14 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Содержание:

Сюжет и персонажи

В сказке «Зимовье зверей» герои узнают, что хозяева хотят пустить их под нож, спасаются бегством и скрываются в лесу.

У старика и старухи было хозяйство. В нем жили домашние животные:

  • баран;
  • бык;
  • свинья;
  • гусь;
  • петух.

Надумал как-то хозяин отправить петуха на мясо. Тот проведал и сбежал в лес. Такая же участь ожидала свинью, и она убежала вслед за петухом. На очереди был баран. Он тоже не захотел попадать под нож и скрылся в лесу, да еще и гуся прихватив с собой. Оставшийся бык, чтобы избежать печальной участи, последовал примерку собратьев.

Звери поселились в лесу дружной компанией. Летом здесь им жилось прекрасно, но оно подошло к финишу, и первым о том, как жить дальше, забеспокоился бык — нужно строить домик для зимовки. Сказал он об этом барану и получил отказ — теплая шерсть спасет от лютого мороза. Свинья тоже не захотела помогать товарищу — как только похолодает, можно зарыться в землю. Гусь понадеялся на крылья, а петух собирался переждать зиму под елкой.

Бык тогда сам построил избушку, и зажил в ней припеваючи с теплой печью.

В морозы звери попросились в теплый дом. Кто-то грозился выбить дверь, другой выщипать мох, третий подкопать землю и избу уронить, четвертый — смести с крыши землю. Добрый бык всех пустил к себе зимовать.

Прознали про зимовье волк с медведем. У них возник коварный план: напасть на дружную компанию. Вперед отправился волчище. Но бык его к стене припер рогами, баран начал бодать, петух оглушил криком, гусь пощипал, а свинья грозилась съесть живьем. Волк вырвался и убежал, а медведь и вовсе забоялся. Зажили звери в избе, не зная горя и печали.

Главная мысль

В произведении использован аллегорический прием. На примере животных раскрываются некоторые человеческие качества.

Бык является воплощением надежности, благородства, остальные звери показаны легкомысленными, ленивыми и безответственными (Баран, Свинья, Гусь, Петух), а волк и медведь — грубые и коварные в этом случае.

Рассказ учит действовать сообща и быть дружными, смелыми, решительными. Только так можно справиться с нападками врагов. Друзья, не дожидаясь смерти, нашли в лесу убежище. Самым дальновидным и практичным оказался бык, решившийся на строительство избы. Совместные действия испугали хищников.

Детальный анализ сказки «Зимовье зверей» дает понять, как нужно поступать в жизни не только аллегорическим животным. Подобные ситуации могут возникать и среди людей. Поучительный сюжет учит ценить такие качества, как дружба и взаимопомощь, умение собраться при решении сложных вопросов, с которыми сложно справиться в одиночку. Еще в произведении есть предостережение, что нельзя лениться и совершать необдуманные поступки.

Тема дружбы поднимается во многих русских пословицах: «Когда мы едины, мы непобедимы» — в этом смысл сказки. Краткое содержание «Зимовья зверей» для читательского дневника можно записать несколькими ключевыми фразами:

  1. Домашние животные жили в хозяйстве у старика со старухой.
  2. Звери узнают о решении хозяина их зарезать и убегают в лес.
  3. Бык решился на строительство избы, но ленивые звери не захотели помочь товарищу по несчастью.
  4. Инициатор стройки соорудил себе домик в абсолютном одиночестве.
  5. Друзья попросились к быку на зимовку, и он всех простил.
  6. Незваные гости явились.
  7. Волк и медведь уходят несолоно хлебавши.

Сплоченный и дружный коллектив может дать отпор врагам и победить в схватке с грозным и сильным соперником. Важно не количество и сила хотя и от этого тоже что-то зависит, но храбрость, смекалка, стремление к единой цели, взаимовыручка.

Над моралью, которая кроется в пересказе о животных, полезно подумать не только взрослым и юным читателям.

Отзывы читателей

Очень поучительная история. Это одна из моих любимых сказок в детстве. Подобные книги надо читать вместе с детьми. Звери сумели дать отпор сильным соперникам. Это говорит о том, что коллектив, если он сильный, может собраться и выполнить любую задачу. Очень понравился бык: несмотря на то, что остальные звери дали слабину в ответственный момент, он простил это.

Отличная сказка про животных. Понравилось, что бык оказался очень добрым и простил своим товарищам лень и упрямство, когда они отказались помогать ему в строительстве. Он пустил их в избушку, и это оказалось верным решением.

Еще тесты

Читайте также

«Никита» — краткое содержание рассказа А.П. Платонова для читательского дневника«Белоснежка и семь гномов» — сказка для читательского дневникаКраткое содержание рассказа А.П. Чехова «Размазня» для читательского дневника«Старый дед и внучек» — басня Л.Н. Толстого для читательского дневника

«Зимовье зверей» – добрая и поучительная история о домашних животных, которые нашли приют в лесу, и, благодаря своей дружбе, смогли одолеть волка и медведя.

zimove-zverey-chitatelskiy-dnevnik-72434.jpg

Краткое содержание «Зимовье зверей» для читательского дневника

ФИО автора: Русское народное творчество

Название: Зимовье зверей

Число страниц: 4. «Зимовье зверей». Издательство «Мелик-Пашаев». 2016 год

Жанр: Сказка

Год написания:

План

  1. Главные герои
  2. Сюжет
  3. План пересказа
  4. Главная мысль
  5. Чему учит
  6. Отзыв
  7. Пословицы
  8. Что понравилось

Главные герои

Бык, баран, петух, гусь, свинья – домашние животные, сбежавшие в лес, дружные и бесстрашные.

Старик и старуха – хозяева сбежавших зверей.

Волк и медведь – наглые и сильные хозяева леса, но на деле оказались трусишками.

Сюжет

Жили старик со старухой, которые держали большое хозяйство. У них были баран, бык, свинья, гусь и петух. И вот, однажды, решил старик петуха зарезать. Когда об это узнал петух, то убежал в лес. Тогда старик надумал зарезать свинью, но и она в лес убежала. Когда баран узнал, что теперь старик его хочет зарезать, то также скрылся в лесу, захватив с собой гуся. Остался у старика только бык, но и он сбежал в лес от страшной доли.

И вот стали звери стали жить дружно все вместе, только в лесу. Когда лето подошло к концу, бык забеспокоился – нужно строить домик на зиму. Позвал он барана на помощь, но тот отказался – у него шерсть теплая, и никакие морозы ему не страшны. Свинья также отказала в помощи – как станет холодно, она закопается в землю да листву. Позвал тогда бык гуся, но тот надеялся на свои крылья, а петух, и в вовсе, собирался пересидеть зиму под елкой.

Делать нечего, построил сам бык избу, затопил печь и горя не знает. Когда наступили лютые морозы, не выдержали звери, стали к нему проситься в теплый домик. Бык был добрым, и всех пустил.

Однажды волк и медведь узнали, что в лесу появилась теплая избушка, и решили ее отобрать. Первым зашел в нее волк, и тут звери дружно на него напали, и все бока намяли. Испугался волк, и бросился наутек. Он обо всем рассказал медведю, и больше они никогда даже близко к той избе не подходили. А звери жили в ней, и горя не знали.

План пересказа

  1. Домашние животные старика и старухи.
  2. Старик решает зарезать животных.
  3. Звери скрываются в лесу.
  4. Бык предлагает построить избу, но никто не хочет помогать ему.
  5. Теплый домик быка.
  6. Звери просятся в домик.
  7. Зимовье зверей.
  8. Нежданные гости.
  9. Волк и медведь уходят ни с чем.

Главная мысль

Только действуя сообща, дружно, можно справиться с любой бедой.

Чему учит

Сказка учит быть дружными, смелыми, решительными. Учить быть осторожными и держать ответ за свои поступки.

Отзыв

Друзья не стали дожидаться смерти, и скрылись от старика в лесу. Самым умным и практичным среди них оказался бык, который построил теплую избу. Вместе друзьям удалось даже испугать даже медведя и волка, и обеспечить себе спокойную жизнь в лесу.

chitatelskiy-dnevnik-72434-risunok-illyustraciya-k-skazke-zimove-zverey.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Зимовье зверей.

Пословицы

  • Гусь свинье не товарищ.
  • Если хочешь чтобы дело был сделано хорошо, сделай его сам.
  • Вместе можно и море напрудить.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

Что понравилось

Понравилось, что бык оказался очень добрым, и простил своим товарищам лень и упрямство, когда они отказались помогать ему в строительстве. Он пустил их в избушку, и это оказалось верным решением.

Русская народная сказка «Зимовье зверей» Жанр: народная сказка о животных в обработке А. ТолстогоГлавные герои сказки «Зимовье зверей» и их характеристика

  1. Бык, баран, петух, гусь, свинья. Домашние животные, которым пришлось сбежать в лес. Там они дружно жили в домике и никого не боялись
  2. Волк и медведь. Любители дармовщины. Получили так, что дорогу забыли к зимовью зверей.
  3. Старик. Вечно голодный любитель мяса.

План пересказа сказки «Зимовье зверей»

  1. Домашние животные старика
  2. Коварные планы старика
  3. Звери бегут в лес
  4. Инициатива быка
  5. Домик быка
  6. Зимовье зверей
  7. Волк и медведь

Кратчайшее содержание сказки «Зимовье зверей» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у старика пять животных и решил он их зарезать.
  2. Убежали животные в лес и зажили там на славу
  3. Построил бык себе домик на зиму, а остальные звери  в него переселились
  4. Узнали про домик волк и медведь, отобрать захотели
  5. Волк зашел в дом, а там его звери в оборот взяли, насилу вырвался
  6. Медведь испугался и раньше убежал.

Главная мысль сказки «Зимовье зверей» Тем кто дружен и за все берется сообща, не страшны никакие враги и никакие морозы.Чему учит сказка «Зимовье зверей» Сказка учит быть дружными, все дела делать сообща, учит быть предусмотрительными и осторожными. Учит прощать ошибки своим друзьям. Учит не бояться врагов и смело давать им отпор.Отзыв на сказку «Зимовье зверей» Замечательная русская сказка, которая говорит о том, что лучше вместе, чем одному. Мне нравится в этой сказке практичность быка, который конечно больше всего боялся морозов, а потому сразу позаботился о своем доме. Но мне нравится и то, что он не стал упрямиться и простил своим друзьям их слабость и лень. Ведь в одиночку даже бык не справился бы с волком и медведем.Пословицы к сказке «Зимовье зверей» Гусь свинье не товарищ. Если хочешь чтобы дело был сделано хорошо, сделай его сам. Вместе можно и море напрудить. Вся семья вместе, так и душа на месте.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Зимовье зверей» Жили старик и старуха и было у них много зверей в хозяйстве: бык, баран, петух, гусь и свинья. И вот захотел старик петуха зарезать. Узнал про то петух, в лес убежал. Видит старик — нет петуха. Решил свинью зарезать. Узнала про то свинья, тоже в лес сбежала. Видит старик — и свинья пропала. Решил барана зарезать. А тот не только сам в лес сбежал, но и гуся с собой позвал. Остался у старика только бык. Делать нечего, решил старик быка зарезать — очень уж кушать хочется. Но бык как услышал про это, тоже в лес убежал. И вот живут в лесу звери, горя не знают. Но лето кончилось и начал бык волноваться, о зиме и морозах беспокоиться. Позвал он барана домик строить, а тот не хочет, на шерсть надеется. Позвал свинью — и та не хочет, закопаться думает. Позвал бык гуся, а тот на крылья рассчитывает Петух и вовсе под елкой сидеть собрался. Плюнул на них бык, сам избу построил, печь затопил в тепле нежится. А зима холодная, морозная. Бежит баран к быку — пусти в домик,  а то двери вышибу. Пустил бык барана. Следом свинья катится. Угрожает подкоп сделать, избушку уронить. Пришлось и ее пустить. А там и гусь с петухом показались. Гусь грозит мох из сруба вытащить, петух землю с крыши сгрести. И их пустил добрый бык. Живут все вместе, не тужат. Узнали о том волк и медведь и позарились на избушку теплую. Пошли избу отбирать. Волк первым заходит. Тут его бык рогами к стене прижал, а баран с разбегу по бокам. Свинья в подполе бушует, живьем волка требует, гусь за бока щиплет, да петух на крыше ножи точит. Медведь как услышал такое, наутек кинулся. Еле вырвался волк, догоняет медведя, рассказывает, что мужиков в избе полно. Черный его к стене ухватом прижал, серый обухом, белый щипцами, а красный ножи готовит да по брусу бегает. И еще один в подвале сидит, живым требует. Не ходили больше к избе волк с медведем, а звери жили и горя не знали.Рисунки и иллюстрации к сказке «Зимовье зверей»

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: русский народ

Жанр: сказка

Главные герои:звери

Фольклор очень непосредственен и нравоучителен, и краткое содержание сказки «Зимовье зверей» это подтверждает.

Сюжет

Близилась зима. Бычок забеспокоился о своем будущем и стал искать, где перезимовать. Ему встретился баран, который тоже заботился о том же вопрос. Шли они по лесу, и встретилась им свинья и примкнула к компании. Затем увидали они петуха да гуся. Баран сказал, что он не пропадет, у него густая шерсть. Свинья сказала, что тоже переживет морозы — закопается в почву. Гусь и петух решили перезимуют в дупле дерева. А бык построил себе домик. Когда ударили морозы, стали проситься к нему товарищи, и пустил их хозяин дома. Услышав петушиные пения, лиса позвала волка и медведя, чтобы вместе съесть добычу. Первым пошел медведь, но такой отпор дали ему обитатели избы — бык забодал, баран бил, свинья и гусь щипали, а петух пронзительно кричал, что косолапый умчался от них в ужасе и сказал волку и лисе, что на него напали люди.

Вывод (моё мнение)

Если сплотиться и дружно давать отпор врагам, можно победить даже очень грозного и сильного противника. Важно не количество, и не сила, хотя и от них многое зависит, но храбрость, смекалка и единство и поддержка в борьбе.

Добавить в избранное

Сказка Зимовье зверей – хороший жизненный урок для больших и маленьких читателей: нужно действовать сообща ради достижения поставленной цели. С удовольствием сказку прочитают онлайн и дети, и родители.

Сказка Зимовье зверей

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказкиКраткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Зимовье зверей: (word) – (pdf)

Сказка Зимовье зверей читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Сказка Зимовье зверей – фольклорная.

Краткое содержание сказки

Зимовье зверей – поучительная сказка о животных. Когда приближалась зима, рассудительный Бык призывал своих друзей построить дом, чтобы в тепле и добре вместе зимовать. Но у всех нашлись отговорки. Построил Бык добротную избушку, и холода ему не страшны. А его друзья озябли от стужи и вспомнили о теплой избушке Быка. Хочешь – не хочешь, пришлось идти к Быку. Добрый Бык был рассудительным, не стал он друзей за беспечность упрекать. Он понимал, что вместе зимовать веселее. Отогрелись, живут – горя не знают. Встретились как-то лесные хищники Лиса, Волк и Медведь и решили поживиться в избушке Быка. Только на этот раз обитатели избушки, наученные горьким опытом, действовали совместно и дали отпор наглым хищникам, да так, что убежали они без оглядки. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Зимовье зверей

В сказке использован прием аллегории: в образах животных показаны человеческие качества. Бык воплощает надежность, хозяйственность, благородство, остальные персонажи – легкомыслие, безответственность и лень (Баран, Свинья, Гусь, Петух) или грубость и коварство (Медведь и Лиса). Чему учит сказка Зимовье зверей? Сказка учит не лениться, ценить дружбу и помогать товарищам в беде. А еще предостерегает от необдуманных поступков.

Мораль сказки Зимовье зверей

Над моралью сказки полезно подумать и детям, и взрослым: если действовать дружно и сплоченно, любое дело сладится. Это касается отношений в семье, на работе, с друзьями. В единении – сила. Эту истину следует усвоить с детства.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Когда мы едины, мы непобедимы.
  • Объединишься – победишь, разъединишься – побежишь.
  • Дружному стаду волк не страшен.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/chitatelskiy-dnevnik/zimove-zverey.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/zimove-zverey.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/07/blog-post_14.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1881-zimove-zverey.html
  • https://ihappymama.ru/iq/skazki/zimove-zverej-russkaya-narodnaya-skazka/

В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматией, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать — вот одна из важнейших задач. Каждый раз, когда дети приходят в первый класс, я волнуюсь, думаю, как научить их читать книги, полюбить чтение, чтобы они не только читали, но и переживали вместе с действующими лицами. С первых уроков обучения грамоте работаю над выразительностью речи, в дальнейшем эта работа проводится одновременно с работой над выразительностью чтения. Считаю, что дети только тогда полюбят книгу, чтение, когда научатся читать выразительно. На самых первых страницах азбуки дети практическим путём знакомятся с предложением, узнают, что в конце его ставится точка, вопросительный или восклицательный знак и в зависимости от этого надо правильно прочитать предложение. Узнают, что точка означает не только остановку: на точке заканчивается предложение, и поэтому голос понижается. Эти сведения необходимы детям, без них они не смогут научиться читать. При знакомстве с предложением дети узнают также об интонации, о заглавной букве в начале предложения.

Уже в букварный период очень важно, чтобы дети научились не только читать, и чувствовать прочитанное. В классе должна быть обстановка взаимного доверия, искренности, только тогда можно добиться от детей живой, правдивой, выразительной речи.

Больших успехов можно добиться в этом направлении при чтении рассказа по ролям. При чтении по ролям вырабатывается навык выразительного чтения прямой речи. Начиная с 69 страницы азбуки часто встречаются тексты для чтения по ролям. Яркая картинка, помещенная после рассказа «Земляника» помогает детям понять, какая бывает земляника. После разбора картинки дети читают по ролям. После прочтения можно у детей спросить: «кто из детей лучше прочитал?», «Почему ты так думаешь?»

Научить детей принимать активное участие в обсуждении прочитанного, мыслить, представлять, высказывать своё мнение и обязательно считаться с мнением других детей, уметь оценивать ответы своих товарищей — вот те немногие задачи, выполнения которых я стараюсь добиться в процессе своей работы.

Важной задачей при обучении чтению является выработка у детей умения правильно делать логическое ударение.

На уроке изучения звука и буквы Х читали рассказ «Страх и смелость». Один обучающийся прочитал рассказ. Дети следили за чтением. В ходе беседы на вопрос «Кто заметил ошибку при чтении Пети?» дети сказали, что Петя неправильно читал 2 и 4 предложение, потому что там, в конце предложения, стоит вопросительный знак. При чтении этих предложений надо задавать вопрос.

После беседы дети читают этот рассказ по ролям. Они читают с большим удовольствием, затем меняются ролями. Дома предлагаю вовлечь в чтение данного рассказа родителей, бабушку, дедушку.

С большим интересом дети работали над стихотворением «Заяц». Работали над плавностью чтения каждого слова, над интонацией предложений, читали по ролям, делали критические замечания. Дети убеждались, что нужно всегда обращать внимание на знаки препинания в конце предложений и в зависимости от них менять интонацию при чтении. Такая работа на уроке не только помогает восприятию читаемого материала, но и углубляет и расширяет знания детей, одновременно она служит и для отработки выразительности чтения.

Кроме постановки логического ударения, я учу детей с 1 класса правильно делать логическую паузу. Познакомила их с термином «пауза» в доступной форме, что пауза — это небольшой перерыв речи, небольшая остановка при чтении. Главной задачей было научить детей определять место паузы в тексте. Детям я рассказывала про паузу в конце предложения, затем между словами и словосочетаниями, внутри предложения, о относительной величины пауз, об отношении пауз к знакам препинания.

Знакомство детей с паузой в конце предложения было начато при чтении рассказа «Весна». Детям рассказала, что рассказ состоит из предложений, которые отделены друг от друга точкой. При чтении в конце каждого предложения необходимо сделать остановку, паузу. Во время паузы надо вдохнуть воздух и начать чтение следующего предложения. В букварный период работа над паузой в конце предложения осложняется тем, что некоторые дети слабо владеют техникой чтения. А при слабой технике чтения они делают много ненужных пауз. Знание правила и том, что надо обязательно делать паузу в конце предложения, является весьма полезным, т. к. дети лучше начинают понимать и осознавать, какие паузы нужны, а от каких надо избавиться. Как только дети научились читать с паузой в конце предложения, целесообразно перейти к упражнениям в постановке пауз на границе слов, внутри предложения и словосочетаний.Во втором полугодии дети знакомятся с относительной величиной пауз. Паузы бывают разной длины. Одни более длинные, другие короткие. Объяснила, что длинная пауза обозначается двойной чертой, а короткая — одной.

На следующих уроках я неоднократно возвращалась к вопросу о длительности паузы в разных местах читаемого текста и сообщила обучающимся, что паузы на границе предложения длиннее пауз между словами внутри предложений. Паузы необходимо делать длиннее, для того, чтобы лучше отделить в речи одну мысль от другой. Пауза внутри предложения, которая отделяет друг от друга слова, должна быть короче.

Чтобы научить детей с любовью относиться к урокам литературного чтения, учитель должен на каждом уроке добиваться правильного, сознательного чтения, привлекать внимание обучающихся к красоте сезонных явлений в природе, давать возможность всем и каждому ребёнку почувствовать радость от встречи с природой. Многие дети не умеют видеть красоту окружающей природы. Если учитель сумеет привить любовь к природе, к книге, значит он воспитает настоящего человека.

Большая работа в этом плане была проведена при чтении стихотворения И.Суркова «Белый снег пушистый». При чтении его была поставлена задача: научить детей внимательно читать, осмысливать и интонационно правильно воспроизводить читаемое; направить работу воображения детей на то, чтобы они как можно ярче представили себе картины наступления зимы, пережили то настроение, которым проникнуто все стихотворение. В процессе работы дети не только правильно определили, с какой интонацией следует читать произведение, его отдельные части, предложения, но и дали убедительные обоснования своим суждениям. Тон чтения должен быть ровным, не громким, что будет соответствовать содержанию и поможет создать в воображении те картины зимней тишины и покоя, которые изображаются в этом стихотворении. Затем дети читают четверостишия и по ним ведетсябеседа. Первое четверостишие читается медленно, негромко и спокойно, потому что в нём говорится о медленно падающем снеге.

Во втором четверостишие описывается зимнее утро. Оно читается в более высоком и радостном тоне.Затем дети спокойно читают картину леса зимой. А предложения четвёртой строфы произносятся тоном сообщения нового, бодро и радостно. Урок заканчивается хоровым чтением. Читая хором, самые робкие ученики приучатся произносить читаемое громко, отчетливо, соблюдают необходимый ритм, логические паузы и ударения.

Очень часто на уроках литературного чтения я использую речевую разминку. Дети знакомятся с небольшим стихотворением. Затем прошу прочитать все вместе, в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления.

— Прочитайте с утвердительной интонацией.

— Прочитайте с интонацией раздражения.

— Прочитайте с интонацией восхищения.

Такие задания обучающиеся охотно выполняют.

Кроме работы над выразительностью чтения,чтобыпробудить интерес к чтению, я использую на уроках игры.

Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

ОПТ

ПАР

ЛОН

АГА

АТА

КОР

ТАН

АРА

АДА

СКА
ПАЛ

КУР

ИЦА

КЕТ

ИКА

БАЛ

ХИС

АРМ

ПЛЯ

КЕР

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

САМО

БУК

ФУТ

БАЛ

КАП

КОН

ВА

КА

ГОН

ЧАЙ
БОЛ

ВЕРТ

ВАРЬ

НИК

КОН

НАЛ

КА

ГОН

КАН

ВАР

3) «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1. На честном человеке ботинки мокнут.

(На воре шапка горит)

2. Радость ушла — заколоти дверь.

(Пришла беда — отворяй ворота)

3. Трусость деревни избегает.

(Смелость города берёт)

4. Чужие штаны дальше от ног.

(Своя рубашка ближе к телу)

5. На свой хлеб закрой глаз.

(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.

(Сам погибай, а товарища выручай)

7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.

(Сделал дело, гуляй смело)

9. Утка корове подружка.

(Гусь свинье не товарищ)

10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.

(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Также на уроках я использую разгадывание загадок, ребусов, сканвордов, чтение скороговорок, пословиц, небылиц.

О детском чтении учитель должен заботиться ежедневно. «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, — в годы отрочества душа подростка будет пустой…» — говорил в своей книге «Сердце отдаю детям» замечательный педагог В.А.Сухомлинский.

Литература

1. А.Н. Матвеева. Лексические упражнения на уроках чтения. М., «Начальная школа», 1971 №12.

2. К.П. Петрова. Привитие детям любви к чтению. М., «Начальная школа», 1972 №7.

3. Е.В. Петрова. Интерес к чтению: как его пробудить. М., «Начальная школа», 1972 №9.

4. В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. М., 1993.

5. А.М. Черныш. Обучение правильному чтению. М., «Начальная школа», 1971 №10.

6. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009.

Не перестаю удивляться: сколько поэтов — столько и чудесных стихов, столько и разнообразия поэтического творчества. Всякий раз открываю для себя что-то новое. И сборник Ирины Минаевой «Между нами, поэтами…» — еще одно поразительное открытие.

Только что я прочла этот шедевр и едва не воскликнула: «Хочу еще!» А настроение после этого, как будто бы сходила в кинотеатр на классную комедию! Впечатление оставляет приятное и незабываемое. Все дело в том, что Ирина собрала в этом сборнике юмористические пародии. Читаются они легко, а искрометный юмор автора ни на минуту не дает заскучать во время прочтения. Стихи непохожи на классическую лирику, они настраивают на другой мотив — на веселую, позитивную мелодию. Как делает это поэтесса? Все просто и непросто…

Что такое поэтическая пародия. Это комическое подражание какому-нибудь серьезному поэтическому произведению. Автор сборника не отступает от правил и делает это изящно, тонко, в то же время остро, вызывая при этом массу положительных эмоций. Под пародии попадают отрывки из произведений известных в узких и широких кругах поэтов. 

                                   Мой юный друг, ты хочешь стать поэтом?

                                   Долой сомнения! Поэтом стать легко.

                                   Сначала ты налей, но знай при этом:

                                   поэты пьют отнюдь не молоко.

                                   Запомни: лишь из грязи вдохновенье!

                                   Нет куража в асфальтовом пути!

                                   Высокое поэта назначенье –

                                   в канаву влезть и сивый(?) бред нести!

— пишет автор в ответ на произведение Глеба Горбовского, (русского поэта и прозаика), «Назначение поэта», а конкретно на такие строки:

                                                                           Метатель бомб словесных, возмутитель

                                                                           спокойствия, несущий сивый бред,

                                                                           потёмок жизни мрачный осветитель,

                                                                            нетрезвый тип – по имени Поэт!

                                                                           … Он выбирает грязную дорогу,

                                                                            ему неведом стыд и трепет-страх…

Читая это, понимаешь, что нужно обладать особым умением, чтобы отыскать в контексте произведения именно ту «зацепку», которая хорошо попадет под пародию. Неизвестно, легко ли это выходит у Ирины, или ей приходится потрудиться, но то, что выходит на «отлично», это факт! Ведь, читая эти пародии, чувствуется, что строки написаны легко, без напряжения и долгого поиска. Причем автор не отходит от темы и высмеивает именно двойственный смысл выбранных строк. Согласитесь, так здорово написать получится далеко не у каждого…

Сами стихотворения отдаленно напомнили мне творчество Г. Остера. Особенно некоторые из них напоминают «вредные советы». Вот как примерно рассуждает автор: «Говоришь, «поэт выбирает грязную дорогу»? Что ж, тогда посоветую начинающим поэтам лезть по грязным канавам, сойдя с чистого асфальта! Говоришь, что поэты «несут сивый бред»? Тогда мой совет поэтам — пить что-нибудь покрепче, чтобы нести как можно больше бреда!» Но мы же прекрасно понимаем, что это всего лишь шутка. Или шутка, в которой есть доля правды??

Однако на «вредные советы» эти стихи похожи лишь отдаленно потому, что главная соль — совсем в другом. Если вдуматься в стихи, находишь в них совершенно иной смысл. Да, пародия — это насмешка, которая может быть как обидной, так и хорошей. Здесь она хорошая и умная, поэтому и читать такие пародии — одно удовольствие!

А вот «ответ» на строки Ларисы Рубальской «Поэт и гусь»:

                                       У поэта товарищ был – преданный гусь.

                                       Он поэта любил, знал стихи наизусть,

                                       Он дарил вечерами поэту перо,

                                       И пером по бумаге водило добро. (Л. Рубальская)

                                                                                    У поэта товарищ был – преданный гусь.

                                                                                    Все стихи его гусь гоготал наизусть.

                                                                                    Регулярно дарил он поэту перо,

                                                                                    Ждал: отплатит ему тот добром за добро.

                                                                                    Только плохо, болезный, поэтов он знал.

                                                                                    Много новых стихов друг его написал.

                                                                                    Гусь послушал и чувствует – нет больше сил.

                                                                                    «И вот это – учить?!» – он угрюмо спросил.

                                                                                    «Ах ты, глупая птица! – воскликнул поэт. –

                                                                                    Гусь другой бы похлопал, поднёс бы букет!

                                                                                    Мои строки – высоких идей торжество!

                                                                                    Коль не выучишь – съем я тебя в Рождество!».

                                                                                    «Моего не получишь ты больше пера.

                                                                                    Будешь вирши свои авторучкой марать.

                                                                                    Заводи попугая — к тебе не вернусь.

                                                                                    Гусь свинье не товарищ!» – ответствовал гусь. (И. Минаева)

Захотелось привести эту пародию полностью — очень понравилась! 

Так же запомнились, (они все прекрасны!), «Ода бесславью», «Хорошо писать стихи!», «Поэт и корова», «Захотелося вдруг», «Природа-мать».

Последнее, кстати, написано на довольно специфический оригинал Владимира Салимона…

Теперь постараюсь охарактеризовать данную поэзию с технической стороны. Стихотворения Ирины Минаевой точны, в них выдержана рифма, размер, слог легкий, простой, встречаются разговорные слова и выражения, что придает стихам особое очарование, экспрессию и звучность: «Жизнь ужасна — без просвета. Вот такие, брат, дела», «Стихи сочинять до упада!», «Вдохновенье — одна морока», «Совсем уж не вяжу я лыка», «Сочиняешь втихаря», и другие не менее емкие и удачные выражения. 

Сказать, что жанр «поэтическая пародия» оригинален, конечно нет. Но эта поэтесса пишет оригинально сама по себе. Ее рифма не затерта, чувствуется свой стиль. И, сопоставив все эти факты, я с уверенностью подтверждаю то, что Ирина Минаева — настоящий мастер в этом высоком деле, а ее стихи должны быть обязательно прочитаны народными массами, как бы пафосно это не прозвучало!

Автору сборника хочу выразить благодарность за то, что она поделилась своим талантом с нами. Это — заряд отличного настроения надолго. Пишите как можно больше таких стихов! Удачи вам, Ирина, и вдохновения!

Страницы: 1 62 63 [64] 65 66 104   Вниз

Рассказ гусь свинье не товарищАвтор
Тема: Перехват в воздухе. Операция КГБ РБ  (Прочитано 142021 раз)

версия белорусов о причине принуждения  к посадке авиалайнера в Минске неправдоподобна.

ага… а Петров и Боширов очень правдоподобные как и Навальный с котом Скрипалей
мир перевернулся «правда- это ложь» и наоборот

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан



не читают, не цитируют.

«мы», «нас»… научитесь говорить только за себя. я ж вот цитирую. и прочитал. прочитайте, вам понравится

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Рассказ гусь свинье не товарищ

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


прочитайте, вам понравится

не… он плохо пишет. Я читала. Раньше еще было… зажигал… сейчас протух окончательно

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


ХАМАС тоже осудил Лукашенко.
Это — не терроризм. Это — какой-то позор

«Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление белорусского правительства, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобные методы»

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Два записных правдоруба — кому же верить?
Гусь свинье не товарищ ахуй!

❝Министерство транспорта Белоруссии объявило, что самолет авиакомпании Ryanair, на котором из Афин в Вильнюс летел белорусский оппозиционер Роман Протасевич, хотели взорвать «солдаты ХАМАС». Письмо с угрозами зачитал журналистам директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский.
Рассказ гусь свинье не товарищ
«Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. Известно, что участники Delfi Economic Forum возвращаются домой рейсом FR4978. В этот самолет заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом».❞ https://polit.ru/news/2021/05/24/hamas/

❝Группировка ХАМАС заявила, что не имеет отношения к сообщениям о минировании самолета Ryanair, на котором из Афин в Вильнюс летел Роман Протасевич, бывший главный редактор белорусского оппозиционного телеграм-канала Nexta.
Рассказ гусь свинье не товарищ
«Это совсем не наши методы, какие-то подозрительные стороны делают это, чтобы демонизировать ХАМАС и помешать всеобщему сочувствию палестинскому народу и его законному сопротивлению», — заявил Бархум. ❞
https://polit.ru/news/2021/05/24/hamas-rejects/

Тєги : Трєбуєм !!!!  :hitlermad: отвєт : пшли нахуй !!

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


ХАМАС тоже осудил Лукашенко.
Это — не терроризм. Это — какой-то позор

«Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление белорусского правительства, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобные методы»

Соси хуй , чмирьок недойобаний

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Два записных правдоруба — кому же верить?
Гусь свинье не товарищ ахуй!

        Никому не верь и подвергай всё сомнению — ты же философ … наследник Сковороды .

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Рассказ гусь свинье не товарищ

через пять страниц заглядываю в эту ветку, но по-моему этот высер уже раз 125-й тут :zed:

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Страны, которые прекратили полёты над Белоруссией и закрыли авиасообщение с республикой.
 Эстония пока что-то притормаживает.

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Два записных правдоруба — кому же верить?
Гусь свинье не товарищ ахуй!

❝Министерство транспорта Белоруссии объявило, что самолет авиакомпании Ryanair, на котором из Афин в Вильнюс летел белорусский оппозиционер Роман Протасевич, хотели взорвать «солдаты ХАМАС». Письмо с угрозами зачитал журналистам директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский.
Рассказ гусь свинье не товарищ
«Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. Известно, что участники Delfi Economic Forum возвращаются домой рейсом FR4978. В этот самолет заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом».❞ https://polit.ru/news/2021/05/24/hamas/

❝Группировка ХАМАС заявила, что не имеет отношения к сообщениям о минировании самолета Ryanair, на котором из Афин в Вильнюс летел Роман Протасевич, бывший главный редактор белорусского оппозиционного телеграм-канала Nexta.
Рассказ гусь свинье не товарищ
«Это совсем не наши методы, какие-то подозрительные стороны делают это, чтобы демонизировать ХАМАС и помешать всеобщему сочувствию палестинскому народу и его законному сопротивлению», — заявил Бархум. ❞
https://polit.ru/news/2021/05/24/hamas-rejects/

Тєги : Трєбуєм !!!!  :hitlermad: отвєт : пшли нахуй !!

А в реале письмо прислали хихлы типа от хамаса

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Рассказ гусь свинье не товарищ

через пять страниц заглядываю в эту ветку, но по-моему этот высер уже раз 125-й тут :zed:

А ты его всё читаешь и читаешь

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Страны, которые прекратили полёты над Белоруссией и закрыли авиасообщение с республикой.
 Эстония пока что-то притормаживает.

Так а шо, теперь все это Аэрофлоту отойдет?  :o  Некисло так.

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан

Меня когда-то впечатлил фильм из жизни геев, «За канделябрами»


Страны, которые прекратили полёты над Белоруссией и закрыли авиасообщение с республикой.
 Эстония пока что-то притормаживает.

Они не могут запретить своим авиакомпаниям летать над Белоруссией, могут только рекомендовать. А вот закрыть небо для белавиа могут.

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


«Дискомфорт как правило носит двусторонний характер. Надо понимать, что сегодняшняя вспышка эмоций призвана заглушить и делигимитизировать те вещи, которые Минск начнет заявлять после того, как Протасевич стал давать показания. Тут как раз налицо банальная прагматика: желание сделать так, чтобы эти показания воспринимались как недостоверные.

Потому что, если посмотреть без эмоций, белорусские власти не совершили ничего сверхъестественного и остались в рамках международного права: суверенное государство имеет право досматривать любое транспортное средство, которое перемещается по его земле, водам и воздуху. И не будем забывать, что такие прецеденты уже были. Это и досмотр в Австрии самолета Эво Моралеса, и насильственное приземление самолета «Белавиа» Киевом, и посадка иранского лайнера американцами и пр. Было достаточно много такого рода вмешательств, которые совершали далеко не сверхдержавы, и это не вызывало такого большого международного отклика.  Поэтому здесь очевидно, что причиной скандала является не само приземление самолета, а то, какие данные в результате этого Минск может получить в свое распоряжение.

Протасевичу, я уверен, есть что рассказать. Он много знает об организации и финансировании протестов. Белорусская власть в этом плане получила очень ценный источник информации, поэтому на Западе и развернули такую кампанию, чтобы заведомо дискредитировать все его показания.»

https://aif.ru/politics/world/pustoe_nebo_kto_bolshe_postradaet_ot_zapreta_polyotov_nad_belorussiey

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Белорусская власть в этом плане получила очень ценный источник информации

Цена инфомации этой 3 копейки. Все все прекрасно и давно знают.

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Белорусская власть в этом плане получила очень ценный источник информации

Цена инфомации этой 3 копейки. Все все прекрасно и давно знают.

Знают общую картину, а он может конкретные фамилии назвать

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Белорусская власть в этом плане получила очень ценный источник информации

Цена инфомации этой 3 копейки. Все все прекрасно и давно знают.

     «Все и так знают » так же отличается от документа с подписью и свидетельством участника — как хохол от кацапа !

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Так а шо, теперь все это Аэрофлоту отойдет?  :o  Некисло так.

с каких хуёв? не факт

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Так а шо, теперь все это Аэрофлоту отойдет?  :o  Некисло так.

с каких хуёв? не факт

Ну как не факт?

Факт.

Теперь белорусы для полёта в Европу будут из Минска своим самолётом лететь в РФ,а оттуда Аэрофлотом в Европу.

Увеличение пассажиропотока Аэрофлота.

А в Минск прилетали и компании ес,и Украины,и Молдовы.

Теперь все эти пассажиры отходят Белоруссии и РФ.

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Белорусская власть в этом плане получила очень ценный источник информации

Цена инфомации этой 3 копейки. Все все прекрасно и давно знают.

Знают общую картину, а он может конкретные фамилии назвать

Угу. Вот вы серьезно? Он и сотой части реальных фигур не назовет, а назовет имена шестерок типа Певчих /максимум/. Не по рангу ему. Вот и не надо путать информацию и свидетельства участника событий /что далеко не одно и то же/.

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Белорусская власть в этом плане получила очень ценный источник информации

Цена инфомации этой 3 копейки. Все все прекрасно и давно знают.

Знают общую картину, а он может конкретные фамилии назвать

Угу. Вот вы серьезно? Он и сотой части реальных фигур не назовет, а назовет имена шестерок типа Певчих /максимум/. Не по рангу ему. Вот и не надо путать информацию и свидетельства участника событий /что далеко не одно и то же/.

Если низшее звено начнёт очковать,то высшему нечем будет руководить.

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Так а шо, теперь все это Аэрофлоту отойдет?  :o  Некисло так.

с каких хуёв? не факт

Ну как не факт?

Факт.

Теперь белорусы для полёта в Европу будут из Минска своим самолётом лететь в РФ,а оттуда Аэрофлотом в Европу.

Увеличение пассажиропотока Аэрофлота.

А в Минск прилетали и компании ес,и Украины,и Молдовы.

Теперь все эти пассажиры отходят Белоруссии и РФ.

это каклы. Они — тупые уебаны.

Белорусы с украми почти на ярд в год каклам торчат. Вот я бы тут бахнул, а не дизель банил. 6 ярдов укроэкспрта. Это дохуя. Причем, ничего критического вообще. Ноль. Просто эмбарго на все, что «сделано украми». Даешь электричесвто по 10 и доллар по 50.

Рассказ гусь свинье не товарищ
Записан


Страницы: 1 62 63 [64] 65 66 104   Вверх

Анекдоты № 1022 от 15.11.2021 г.




Знакомство с Кустодиевым

Шостакович познакомился с Борисом Кустодиевым в 1918 году, когда ему было всего 12 лет.
Шостакович вспоминал:

«Я не знал Кустодиева здоровым. Я видел его только в инвалидном кресле, которое, должен сказать, он использовал удивительно непринуждённо. Иногда он стискивал зубы — от боли — и тогда его лицо резко разделялось надвое: одна половина краснела, другая бледнела».

К инвалидному креслу художник был прикован с 1911 года, и продолжал творить! Известны портреты Шостаковича, которые Кустодиев создал в 1919 и 1923 годах. Но наибольшее впечатление на Шостаковича произвела работа Кустодиева в таком состоянии над портретом Шаляпина в 1921 году, о которой он написал:

«На картине — Шаляпин, его бульдог, две его дочери Марфа и Марина и извозчик с лошадью. Шаляпин приехал позировать Кустодиеву после спектакля. Они фиксировали позу бульдога, положив кошку на платяной шкаф: когда та мяукала, собака замирала».

Реакция Шаляпина на этот портрет, со слов Шостаковича, не заставила себя ждать:

«Шаляпин понимал, что этот портрет даёт самое лучшее представление о нём. Он приглашал Кустодиева на все свои выступления. Он приезжал за ним, вынимал из инвалидного кресла и на руках спускал с пятого этажа. После чего вёз Кустодиева в Мариинский театр и сажал в свою ложу. По окончании представления Шаляпин так же привозил его обратно».

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — русский художник; академик живописи 1909.
Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) — великий русский певец.
Марфа (1910-2003) и Марина (1912-2009) Шаляпины — дочери Фёдора Ивановича от Марии Валентиновны Петцольд (Элухен, 1882-1964), официальный брак с которой был заключён только в 1927 году.



Последние годы жизни Кустодиева

На этом знакомство Шостаковича и Кустодиева не прекратилось, а продолжалось до самой смерти художника.
О последнем периоде жизни Кустодиева композитор вспоминал:

«Хромой Кустодиев писал своих чувственных обнажённых, используя специальное устройство, приближающее холст так, чтобы можно было дотянуться до него кистью. Он наклонял холст и затем возвращал его в вертикальное положение…
Кустодиев всё сильнее уставал от жизни. Он уже не мог работать. Чувственные женщины уже не доставляли ему радости.

“Я больше не могу жить, не хочу”, —

говорил он.
И он умер, не от болезни, а от истощения. От холода, который, конечно, был только внешней причиной. Кустодиеву тогда было сорок девять лет, но мне он казался стариком».



Отношение к Тосканини

Коротко отношение Дмитрия Дмитриевича к известному режиссёру Артуро Тосканини можно выразить одной его фразой:

«Я терпеть не могу Тосканини».

В своих воспоминаниях композитор Шостакович по пунктам разбирает причину своего негативного отношения к этому дирижёру.

1. Искусство этого дирижёра Шостакович мог оценивать только по пластинкам:

«Я никогда не слышал его в концертном зале, но достаточно наслушался его записей. На мой взгляд, то, что он делает с музыкой, ужасно. Он делает из нее фарш, а затем поливает отвратительным соусом. Тосканини «почтил» меня исполнением моих симфоний. Я слышал и эти записи, и они тоже гроша ломаного не стоят».

2. Шостакович много читал о манере работы Тосканини с музыкантами, и его шокировало поведение знаменитости:

«Я читал о тосканиниевском стиле дирижирования и его манере проведения репетиций. Людей, которые описывали его неприличное поведение, оно почему-то радовало. Я просто не могу понять, что их так восхищает. Я думаю, что это возмутительно, а не восхитительно. Он кричит и проклинает музыкантов и устраивает сцены самым бесстыдным образом. Бедные музыканты должны выносить всё это хамство, иначе их уволят. И они даже начинают видеть в этом “кое-что”.
Естественно, к этому приходится привыкать. Потому что, если вас день за днём унижают, вы или привыкнете к этому, или сойдёте с ума. Только сильный человек может удержаться между этими двумя крайностями, а много ли действительно сильных людей среди оркестрантов? Привычка к групповой игре порождает стадный инстинкт. Не у всех, конечно, но у многих. Вот они-то и возвеличивают Тосканини».

3. Особенно возмутила Дмитрия Дмитриевича манера Тосканини интерпретировать произведения самого Шостаковича:

«Тосканини прислал мне свою запись моей Седьмой симфонии, и прослушивание её меня только разозлило. Всё — неправильно! И общий смысл, и оттенки, и темпы. Это — паршивая, небрежная халтура.
Я написал ему письмо, выражающее моё мнение. Не знаю, получил ли он его, возможно, получил, но сделал вид, что нет — это было бы вполне в его тщеславном и эгоцентричном стиле.
Почему я думаю, что Тосканини скрыл, о чём я написал ему? Потому что много позже я получил письмо из Америки: меня избрали членом Тосканиниевского общества! Они, видимо, считали меня большим поклонником маэстро.
Я начал регулярно получать записи — всё новые записи Тосканини. Единственное утешение — что, по крайней мере, у меня всегда есть хороший подарок на день рождения».

4. Шостакович не остановился, а уточнил, почему пластинки с записями Тосканини — это хороший подарок, лягнув напоследок великого маэстро:

«Конечно, я не подарил бы что-то подобное другу. Но просто знакомому — почему бы и нет? Если это им нравится, то тем меньше проблем для меня. Ведь одна из самых трудных задач в жизни — что подарить на день рождения или юбилей человеку, который тебе не особенно нравится, которого ты не очень хорошо знаешь или не уважаешь».

Артуро Тосканини (1867-1957) — итальянский и американский дирижёр.



Случай в кабаре

Шостакович рассказывал историю об одном приятеле актёре, который во времена НЭП’а выступал в Москве в кабаре “Кривой Джимми”.
Вышел однажды этот приятель на сцену, но начать своё выступление не может, так как некий толстый гражданин встал перед первым рядом и громко переругивался с кем-то в зале.
Немного подождав, актёр поинтересовался:

«Позволите начинать, товарищ?»

Толстяк же, не оборачиваясь, хамски ответил:

«Гусь свинье не товарищ!»

Актёр не растерялся, замахал руками как крыльями и походкой умирающего лебедя ушёл со сцены со словами:

«В таком случае, я улетаю».

Публика грохнула от смеха, а хам вылетел из зала со скоростью звука.



Великий композитор

И.Ф. Стравинский был единственным современным композитором, к которому Шостакович относился с большим уважением:

«…Стравинский — единственный композитор нашего столетия, которого я без малейшего колебания назвал бы великим. Возможно, он не всё умел сделать, и не всё, что сделал, сделал одинаково хорошо, но лучшие его произведения меня восхищают.
Другой вопрос, насколько Стравинский — русский композитор».

Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971) — русский композитор.



Стравинский — европеец

В своих воспоминаниях Шостакович весьма пространно разъясняет последний тезис:

«Вероятно он был прав, что не вернулся в Россию. У него чисто европейские представления о морали. Я это ясно увидел в его мемуарах: он говорит о своих родителях и коллегах совершенно по-европейски. Мне такой подход чужд.
И мысли Стравинского о роли музыки — чисто европейские, прежде всего французские. У меня осталось двоякое впечатление от современной Франции. Мне лично она показалась весьма провинциальной.
Когда Стравинский посетил нас, он приехал как иностранец».

Здесь уже более явно проскальзывает некоторая неприязнь Шостаковича к Стравинскому. Вероятно, такое отношение было связано с тем, что Стравинский несколько раз отрицательно отзывался о музыке Шостаковича, чуждой ему.
А в 1949 году во время поездки советских музыкантов в США Стравинский отказался встречаться с Шостаковичем, заявив:

«Как можно говорить с ними? Они несвободны. Невозможна дискуссия с людьми, которые несвободны».



Стравинский в СССР

После 1949 года Стравинский неоднократно в очень резких выражениях отзывался об СССР и советских музыкантах, а в СССР его называли прислужником империализма и другими подобными характеристиками. Однако время шло, и в 1962 году Стравинский в возрасте 80 лет всё же приехал в Советский Союз. Описание этого визита у Шостаковича отличается от описаний других современников, так что я приведу его целиком:

«Приглашение Стравинского в 1962 году было результатом высокой политики. На самом верху было решено сделать его национальным композитором номер один, но фокус не вышел.
Стравинский ничего не забыл. Например, того, что его называли лакеем американского империализма и прислужником католической церкви, причём, те же самые люди, которые теперь приглашали его и приветствовали, раскрыв объятия.
Стравинский протянул одному из этих лицемеров вместо руки трость, и тому пришлось пожать её, доказав тем самым, что он-то и есть настоящий лакей.
Другой — кружил поблизости, но так и не осмелился подойти. Он растерялся настолько, что так и простоял всё время в фойе, в точности как лакей.

“Лакей, сиди себе в передней,
А будет с барином расчёт…” —

как сказал Пушкин.
Полагаю, что всё это вызвало у Стравинского такое отвращение, что он уехал раньше, чем было запланировано. И правильно сделал. Он не повторил ошибки Прокофьева, который попал как кур в ощип».

Имена двух музыковедов в штатском:
Борис Михайлович Ярустовский (1911—1978) — музыковед.
Григорий Михайлович Шнеерсон (1901-1982) — музыковед.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — русский и советский композитор; вернулся в СССР в 1936 году.



Испорченное торжество

Шостакович утверждал, что в середине 20-х годов XX века дирижёр А.В. Гаук и его жена балерина Е.П. Гердт получили звания заслуженного артиста РСФСР. Однако я не нашёл подтверждения утверждению Шостаковича, но он рассказывал занимательную историю, произошедшую во время чествования этой пары на одном из приёмов, устроенных самими награждёнными.
Передаю слово Шостаковичу:

«На один из таких вечеров среди гостей попали и мы с Соллертинским. Было хорошее угощение и масса поздравлений. Наконец Соллертинский встал с бокалом в руке, и произнёс тост, в котором поздравил хозяев с такой высокой честью и выказал надежду, что они сдадут экзамен и подтвердят свои звания.
Гаук забеспокоился:

“Что за экзамен?”

Тут настала очередь Соллертинского удивиться. Как, разве дорогие хозяева не знают, что сначала надо сдать экзамен по марксизму-ленинизму? Пока не сдадите, вам не утвердят звания.
Соллертинский говорил так серьёзно, что Гауки ничего не заподозрили. Обоих охватила паника, поскольку экзамен по марксизму-ленинизму — это вам не шутка.
Мы спокойно закончили есть и пить и отбыли, оставив мрачную пару за пустым столом».

Александр Васильевич Гаук (1893-1963) — дирижёр и композитор.
Елизавета Павловна Гердт (1891-1975) — балерина и педагог.
Иван Иванович Соллертинский (1902-1944) — театральный и музыкальный критик, музыковед.



Краткий отзыв о балете

Соллертинский славился своим остроумием и язвительными шутками, которых опасались многие композиторы.
Например, Борис Асафьев весьма долго переживал после отзыва Соллертинского об одном из его балетов [вероятно, “Пламя Парижа”]:

«Я бы с удовольствием это ещё раз посмотрел, но ещё раз слушать – не вынесу».

Борис Владимирович Асафьев (1884—1949) — композитор и музыковед.



Слушаем Дмитрия Шостаковича. Часть I



(Продолжение следует)



© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021

  • Рассказ дана и даниэль
  • Рассказ далекая и близкая сказка краткое содержание
  • Рассказ дала за бутылку
  • Рассказ дан и данко
  • Рассказ граубина яблок на хребте нет читать