Рассказ гроза образ екатерины

Автор на чтение 16 мин. просмотров 1 опубликовано 28.02.2021 сочинение по творчеству а. н. островского на тему: для добролюбова катерина

На чтение 16 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Сочинение по творчеству А. Н. Островского на тему:

Для Добролюбова Катерина является “лучом света в темном царстве”. Она видится ему светлым и чистым человеком, рвущимся к свободе. Он жалеет её, утверждая, что Борис не стоит Катерины, и как писал сам Добролюбов о нем, “будь это другой человек в другом положении – тогда бы и в воду бросаться не надо”. В этой статье Катерину описывают как сильного человека, а сила её в том, что она решается на такой шаг, как самоубийство, ведь выхода у неё не было. Поступки Катерины находятся в гармонии с её натурой, для неё они естественны. И до самого конца она руководствуется именно своей натурой, а не каким-либо заданным решением. Для Добролюбова характер Катерины – шаг вперед во всей русской литературе.

Что касается Писарева, он видит Катерину по-иному. Он утверждает, что Добролюбов ошибся, когда “принял её личность за светлое явление”. Проблемы Катерины кажутся Писареву мелкими и незначительными, а сама Катерина – слабой женщиной. “Что за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? (…) Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?”

Мне не близка позиция Писарева, я согласен с Добролюбовым. Катерина кажется мне свободной птицей взаперти. Она до последнего не изменяла самой себе, взяла на себя ответственность за свой грех. Я думаю, что она пострадала из-за того, что просто не смогла выбрать между желанием свободной жизни и долгом перед Богом.

2013 г.

Опубликовано 11.02.2013 — 8:40 —

Тема урока. «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева (по драме А.Н.Островского «Гроза)»

Тема дискуссии: «ЛУЧ СВЕТА или ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ»?

Вид занятия: цивилизованная дискуссия (диспут) 

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.png1.docx 25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева (по драме А.Н.Островского «Гроза)»

Тема дискуссии: «ЛУЧ СВЕТА или ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ»?

Вид занятия: цивилизованная дискуссия (диспут) Неоднозначность восприятия и трактовки образа Катерины делает возможным выбор именно этой формы проведения урока(дискуссии).

1 курс СПО, в группе 27 человек

Цели и задачи:

обучающие:

  1. ознакомление с разными точками зрения на образ Катерины, осмысление этих точек зрения
  2. выяснение, с чем связана разноречивость оценки.

развивающие:

развить

  1. умение разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты);
  2. умение обосновать и аргументировать свою точку зрения, доступно и убедительно изложить информацию;
  1.  умение слушать друг друга;
  2. умение задавать друг другу вопросы;
  3. умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);
  4.  умение принимать и положительно относиться к различным мнениям
  5.  умение разрешать споры;
  6.  умение руководить групповой работой;
  7.  умение работать в команде.
  8.  умение использовать речевые клише и формулы вежливости.
  9. умение составлять памятки

Подготовка

На предыдущем уроке учащиеся были ознакомлены с высказываниями Писарева и Добролюбова о Катерине и получили задания:

Писарев:«Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством.»

 Добролюбов: «Конец пьесы нам кажется отрадным; в нем дан страшный вызов самодурной силе».

Задания:

  1. определиться, точка зрения какого критика  вам ближе;
  2. познакомиться с другими высказываниями о Катерине этого критика (Добролюбов «Луч света в темном царстве»,Писарев «Мотивы русской драмы»)
  3. составить выборочный текстуальный конспект критической статьи выбранного автора(обязательно)
  1. а) продолжить цитату(обязательно):

Добролюбов

Писарев

Характер Катерины составляет…

Добролюбов принял личность Катерины…

Решительный, цельный русский…

Ни одно светлое явление не…

Это характер по преимуществу…

Что это за суровая добродетель…

У Катерины все делается…

Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины,…

. В Катерине видим мы протест…

Воспитание и жизнь не могли дать…

Горько такое освобождение; но что же делать, когда…

Катерина разрубает затянувшиеся узлы…

Нам отрадно видеть избавление…

Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий…

  1. б)выписать другие понравившиеся высказывания, характеризующие Катерину(обязательно)
  2. в)определить свое отношение к данным тезисам, подобрать аргументацию(обязательно).
  1. Познакомиться со статьей критика-оппонента(желательно)

Особое задание получают назначенные учителем организаторы дискуссии (6 человек:4 протоколиста и 2 эксперта ):

Протоколистам подготовить

  1. памятку выступающим
  2. оценочный лист для учащихся
  3. сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаками

Экспертам :подготовить рассказ о личности и литературно-критической деятельности  Писарева и Добролюбова,о политической обстановке в годы написания каждой статьи.

Организация пространства:

столы расставлены по периметру кабинета  для 4-х групп: друг напротив друга оппоненты, остальные стороны для неопределившихся и организаторов.

Ход урока:

1этап

На левой и правой  сторонах доски известные уже цитаты:

Писарев:«Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством.»

 Добролюбов: «Конец пьесы нам кажется отрадным; в нем дан страшный вызов самодурной силе».

Учитель задает вопрос: кому ближе первое мнение? Кому второе? Кто на данном этапе не может принять какую-либо точку зрения? (методика «Градусник»)

«Добролюбовцы» и «Писаревцы» занимают места друг напротив друга.В каждой группе выбирается руководитель.Его задача координировать работу группы,чтобы у каждого участника была возможность высказаться.

«Неопределившиеся» садятся между этими группами  и получают по 2 сигнальные карточки:восклицательный и вопросительный знак. Они внимательно слушают высказывания ораторов и ,если считают выступление убедительным ,поднимают карточку с восклицательным знаком.Если возникает вопрос,недопонимание,поднимают карточку с вопросительным знаком и после выступления задают вопрос или просят уточнить высказывание. Карточки с вопросительным знаком раздаются также группам-оппонентам. Карточки с восклицательным знаком для этих групп показались излишними,т.к. у них была возможность выразить согласие-несогласие словами: «Я согласен с предыдущим оратором….»

    Организаторы напоминают учащимся о правилах ведения диалога(памятка размещается в пространстве,видимом группам-оппонентам,например,на стене за группой «неопределившихся»)

2этап

Заполнение  таблицы продолжениями цитат (центральная часть доски или мультимедиапроектор)

Добролюбов

Писарев

Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе        

Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление

Решительный, цельный русский характер        

Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…

Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный        

Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?

У Катерины все делается по влечению натуры

Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве

. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…

Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…

Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.        

Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Нам отрадно видеть избавление Катерины.

Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Катерина….-луч света в «темном царстве»

Катерина…привлекательная иллюзия

3 этап

Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.

Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации  собственного мнения.

2 протоколиста (по одному на каждую группу) по ходу дискуссии заполняют оценочный лист ,другие  2 другие фиксируют наиболее удачные высказывания ораторов.

4 этап

После того,как все желающие высказались,обеим группам задается вопрос:

«В чем причина столь разной оценки одного и того же образа?»

Чтобы ответить на этот вопрос,предлагается выслушать экспертов(один рассказывает о личности и взглядах Добролюбова,времени написания статьи,другой о личности и взглядах Писарева и изменении в политической обстановки за годы,разделяющие 2 статьи).

Делается вывод,, что на восприятие литературного образа влияют   такие факторы, как время написания статей, политические убеждения автора  статьи.

Комментируется высказывание Белинского ,который  указал на неисчерпаемость внутреннего содержания каждого значительного литературного явления и постоянную изменяемость исторической обстановки, «с которой оно вступает в эстетические соотношения».

3Подведение итогов

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Выслушивается мнение «неопределившихся»: какие выступления имели большее воздействие, какая группа выглядела убедительнее.

Самоанализ групп:

  1. Было ли интересно работать над своими темами?
  2. что удалось?
  3. В чем испытали трудности?
  4. Что узнали нового?
  5. Какие навыки в речевом общении на приобрели?
  6. Над чем можно было бы еще поработать?
  7.  Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
  8. Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-93226-1411666816.jpg

Конспект урока в 10 классе «Две Катерины» (по драме А.Н.Островского «Гроза» и очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») и презентация к нему.

Конспект урока внеклассного чтения  в 10 классе «Две Катерины» (по драме А.Н.Островского «Гроза» и очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») и презентация к нему….

Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»

Презентация к уроку литературы в 10 классе.  Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»….

: «Был ли у Катерины иной путь? Проблемы нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихсяВид урока: урок- размышлениеИспользуемые технологии: обучение в сотрудничестве, развитие критического мышленияЦели урока: О…

Развёрнутый план сочинения-рассуждения по драме А.Н. Островского «Гроза» («Почему погибла Катерина?»)

Данный материал поможет десятиклассникам написать сочинение-рассуждение по  драме А.Н. Островского «Гроза&quot…

Карточка по литературе «Образ Катерины» (по драме А.Н. Островского «Гроза»)

Карточка по литературе «Образ Катерины» (по драме А.Н. Островского «Гроза»). Цитатная характеристика. Заполнение таблиц. Работа с критическими статьями….

Конспект урока по литературе. Образ Катерины. «Луч света» или «Привлекательная иллюзия»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Деловая игра. Суд над Катериной. «Луч света» или привлекательная иллюзия»? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)….

Образ Катерины и её душевная трагедия в драме А.Н. Островского «Гроза» 10 класс

Цель: дать представление об образе Катерины – главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза», рассмотреть смысл концептов любовь, свобода, грех, гроза в драме, показав их значим…

  • Мне нравится

Краткая характеристика Катерины

Образ Катерины в пьесе Гроза выражает сильный характер, просыпающуюся личность в патриархальных условиях.

В девическом мире К. были те же порядки, что и в мире Кабанихи. Просто в родительском доме К. занимала положение любимой дочери, а в доме Кабанихи – подчиненной невестки. Именно поэтому в ее прошлой жизни не было места принуждению и насилию.

Гармония патриархальной семейной жизни – нравственный идеал К. Этой гармонии она не находит в доме своего мужа: «Да здесь все как будто из-под неволи». К. отдали замуж юной, судьбу ее решила семья. Тогда она воспринимала это естественно, ведь таков обычай. К. готова подчиняться, но подчиняться с уважением и любовью.

Попав к Кабановым, она видит, что уважать и любить ей здесь некого. Со временем в душе К. рождается новое отношение к миру и к себе: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю…» Оно проявляется в ее самостоятельном выборе — любви к Борису. Но эту проснувшуюся любовь религиозная К. воспринимает как страшный грех.

Поэтому К. всячески сопротивляется своему чувству, но ей не хватает сил и поддержки: «точно я стою над пропастью…, а удержаться мне не за что». Религиозность К. усиливается по мере нарастания ее душевной грозы.

Читайте также:  Компоновка салона и лучшие места на борту А330 Аэрофлота

Героиня чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, связанным с ее «грешной» любовью: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». После своей измены мужу К. кается всенародно в своем грехе без надежды на понимание и прощение.

Именно полное отсутствие надежды толкает героиню на еще более тяжкий грех – самоубийство. Полная невозможность примирить свою любовь к Борису с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, куда ее заточила Кабаниха, убивает К.

Сочинение про Катерину из пьесы Островского

Катерина является главной героиней пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», женой Тихона и невесткой Кабанихи. С помощью молодой девушки автор поднимает проблему судьбы неординарной и выделяющейся личности среди патриархального города.

Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все.

Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте.

Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.

Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис.

Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу.

Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.

Таким образом, Катерина была «белой вороной» в своем окружении и постоянно пыталась бороться с ним и своими желаниями, которые не соответствовали её мировоззрению. Ее смерть многим показалась неким протестом, который зашел слишком далеко, лишив девушку жизни.

Образ и характеристика Катерины

Пожалуй, мало какое произведение того времени, да и среди произведений самого автора Островского, могли вызывать столько бурных споров, чем пьеса «Гроза».

Отчаянный поступок Катерины Кабановой, переступившей черту жизни и смерти, вызывает, как сочувственное понимание, так и резкое неприятие. Одного мнения нет, и быть не может.

Любимая и балованная дочь купеческой семьи, Катерина выходит замуж за Тихона, переворачивая свой мир с ног на голову. На примере ее родителей и новой семьи мы видим, насколько разным может быть патриархальный уклад: показным и демонстративным (что скажут соседи? что подумают знакомые?), либо глубоким и душевным, потаенным от чужих глаз.

Свою лепту в то, как сложилась судьба этой женщины, вносит отсутствие полноценного образования. По рассказам Катерины свои знания она почерпнула из рассказов матери и отца, а также богомолок и странниц.

Вера людям и восхищение сотворенным Богом миром – вот ее главные черты. Тяжелой работы Катерина не знала, любила ходить в церковь, казавшуюся ей сказочным храмом, где ее ждут ангелы.

Читайте также:  Василий Денисов в романе «Война и мир»

Безоблачное и счастливое детство быстро сменяется безрадостным замужеством. Добрая, наивная и очень религиозная девушка впервые столкнулась с неприкрытой ненавистью к окружающим людям. В новой семье уже нет места ангелам и радости. Да и само замужество происходит вовсе не по любви.

И если Катерина надеется полюбить Тихона, то Кабаниха – так называют все вокруг ее свекровь – не оставляет ни шанса ни сыну, ни невестке. Быть может Тихон и стал бы тем, кто сделал бы Катю счастливой, да только под крылом матери он не ведает таких чувств, как любовь.

Встреча с Борисом дарит несчастной женщине надежду, что жизнь еще может перемениться и стать лучше. Черная атмосфера дома подталкивает ее взбунтоваться и попытаться побороться за свое счастье.

Отправляясь на свидание, она понимает, что совершает грех. Это чувство не оставляет ее ни до, ни после. Твердая вера в Бога и осознание порочности совершенного поступка толкают Катерину признаться во всем мужу и свекрови.

Пораженный, но в глубине души понимающий свою жену, Тихон не осуждает ее. Только самой Катерине от этого не легче. Самой простить себя намного труднее. Быть может и хотела она признанием облегчить свои душевные метания, да только не вышло. Прощение ей не нужно.

Сама мысль вернуться в дом для нее становится тождественной смерти, только не мгновенной, а долгой, мучительной, неизбежной. По религиозному канону самоубийство – смертный грех, который нельзя простить. Но и это не останавливает отчаявшуюся женщину.

В мыслях Катя часто представляет себя птицей, душа ее рвется в небеса. Жить в Калинове ей невмоготу. Влюбившись в Бориса, совсем недавно прибывшего в город, она воображает, как они вместе покинут ненавистный город. Любовь видится настоящим и таким близким спасением. Да только для исполнения мечты нужно обоюдное желание…

Встретившись на берегу Волги с Борисом, Катерина испытывает жесточайшее разочарование. Когда-то такой прекрасный молодой человек решительно отказывается забрать с собой замужнюю женщину, нанося ей своим отказом последний удар в сердце.

Катя не хочет быть больше камнем преткновения в своей семье, продолжать влачить безрадостное существование, день за днем ломать свою душу в угоду свекрови.

А выход вот он – совсем рядом, нужно только сделать шаг с обрыва в воды Волги. И гроза ей кажется самым что ни на есть указанием свыше.

То, о чем Катя когда-то только смутно размышляла, боясь признаться самой себе в греховных помыслах, оказалось самым простым выходом. Не найдя своего места, поддержки, любви, она решается сделать этот самый последний шаг.

Используемые источники:

  • https://otvetto.ru/notes/2409
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/11/obraz-kateriny-v-otsenke-dobrolyubova-i-pisareva-po-drame
  • https://dynalib.ru/russkie-avtory/obraz-kateriny-v-state-dobrolyubova.html

Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

История создания 

История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении. 

Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон». 

Жанр и направление 

Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии. 

Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях. 

Композиция 

Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука. 

Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность. 

Суть

С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты. 

Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили. 

На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек. 

Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался. 
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека. 
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Темы

Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно: 

  1. Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
  2. Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
  3. Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
  4. Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
  5. Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.

Проблемы 

Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

  1. Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке. 
  2. Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
  3. Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.

Основная идея 

Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

Чему учит?

Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир. 

Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

Автор: Виктория Комарова

Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»

Вариант 1
Сочинение на тему: Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза».

         К пьесе Островского «Гроза» долгое время относились неоднозначно. Своим появлением она вызвала активные споры среди общества. Некоторые посчитали драму провокационной и безнравственной, а прочие сочли ее воплощением красоты русской души, показанной в прекрасном исполнении Островского. Как бы там ни было, сейчас это великое произведение входит в образовательную систему школьников, а это говорит само за себя.

         Катерина является главной героиней пьесы. На протяжении всего повествования читатели постигают все уголки души девушки. Будучи чувствительной натурой, Катерина все принимает близко к сердцу. И главное, что чувства героини проявляются без остатка. Если любит, то искренне и сильно; если верит, то покорно и слепо; если делает, то правильно и честно. Но жизнь вносит свои коррективы в поведение Катерины.

         С детства главная героиня росла в условиях свободы. Естественно, это повлияло на формирование ее сознания. Черты характера, присущие Катерине, показывают нам ее открытость и легкость: добрая, мечтательная, сильная, и решительная. Только человек, так любящий жизнь и все прекрасное на этой земле, вынужден был страдать после замужества. Катерину с Тихоном связывает лишь жалость, но не любовь. Его семья душила личность девушки своим «темным царством». Поэтому полюбив по-настоящему, главная героиня нашла в этом прекрасном чувству свою отдушину. Катерина влюбляется в Бориса со всей силой и самоотверженностью. Но угрызения совести не дают ей жить спокойно, ведь измена – это тяжкий грех. Чтобы искупить свою вину, главная героиня решает признаться во всем мужу, что приводит к тяжелым последствиям не только в ее семье, но и в городке, где Катерина проживает. Неудивительно, что героиню стали осуждать, но не этот факт огорчал ее. Девушка поняла, что запятнала репутацию своего возлюбленного. Одолеваемая горькими чувствами и не находя выхода из темноты, в которой была Катерина, нашелся лишь одни выход – смерть.

         Возможно, стоило найти другой способ избавления от подобной жизни, но все попытки героини были обречены на провал: побег с Борисом не удался, в силу слабости духа последнего; защиты от Тихона Катерина и не ждала, т.к. он был «маменькиным сынком». Нигде не могла найти просвета несчастная девушка.

         Как относится к поступку главной героини – личное дело каждого. Но, именно в тот момент, Катерина видела лишь такой способ избавления от чувства агонии и пустоты в том мирке, что был сформирован вокруг нее.

Вариант 2
Образ Катерины и трагедия совести в драме А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский – известный русский драматург. Его творчество стало важным этапом в развитии театра. За всю свою жизнь Александр Николаевич написал около 40 пьес.

В 1856 году Островский отправился в пароходное путешествие по верхней Волге. Ему настолько понравились русские красоты, что спустя год он решил совершить еще одну поездку по волжским берегам. После путешествий он написал пьесу «Гроза», действие которой проходит летом в Калинове, на берегу великой русской реки. Главная героиня пьесы – Катерина.

Детство Катерины прошло в христианской семье. Девушка любила ходить в церковь и молиться богу. Она была счастлива в своей родной семье. Ее спокойная жизнь обрывается, когда она выходит замуж и переезжает в дом мужа. Катерина жила с супругом Тихоном, его сестрой Варварой и свекровью Кабановой. В новой жизни ее окружали двуличные и злые люди. В детстве Катерина была свободна как птица, а теперь она загнана в клетку. Но у каждого человека свое понимание свободы. Например, для Варвары свобода – это полное непослушание. Для Катерины свобода – это совесть, доброта и порядочность. Даже придя в мир злых людей, девушка не утратила чистоту души.

У Катерины, как ей казалось, есть родственная душа. Это Борис. Когда на две недели Тихон уезжает из дома, героиня втайне от всех встречается с Борисом. Она прекрасно понимала, что это большой грех и, в конце концов, не выдержав душевной тяжести, она рассказала мужу об измене. Она раскаивалась в своем поступке, что характеризует ее как порядочного человека, как истинную христианку. И даже совершив самоубийство, бросившись в Волгу, девушка оставалась чистым человеком.

Катерина – добрая душа. Добролюбов говорил о ней: «Лучик света в темном царстве», и я полностью согласна с этим высказыванием. Единственный светлый человек в пьесе «Гроза» — Катерина. Она светлая, потому что грешна и раскаивается. Другие люди темные, потому что грешны и не раскаиваются. Борис, которого Катерина считала прекрасным и добрым человеком, оказался на стороне зла.

Наше современное общество – темное царство, в котором есть лучи света. Чтобы превратить его в светлый мир, каждый человек должен меняться. Изменения всегда исходят изнутри!

Вариант 3
Образ Катерины в драме «Гроза» (сочинение для 10 класса)

Пьеса «Гроза» Островского, пожалуй, вызовет в любом человеке огромное количество разных эмоций. И многие из этих эмоций связаны непосредственно с главной героиней произведения –Катериной. Свободолюбивая, выросшая в религиозной семье, где ее окружали заботой и демонстрировали взаимоуважение, она обладает стойкостью характера и стремлением к счастливой жизни.

Жизнь и восприятие мира Катериной меняются вскоре после того, как она выходит замуж за Тихона-спокойного мужчину, глубоко подавленного своей матерью. Из-за своего стремления к счастью и любви, девушка пытается сделать над собой усилие и проявить нежность к супругу. Проявить к нему те же чувства, которые проявляла к ней ее мать. Но в атмосфере ненависти, злости, алчности ее новой семьи, Катерине крайне сложно это сделать. На Катерину постоянно давит ее новое окружение.

Особую нелюбовь к стойкой девушке проявляет ее свекровь. Кабаниха привыкла руководить всеми, кто жил под ее крышей. Поэтому старуха любыми способами извести и унизить волевую девушку. Катерине даже приходится встать на колени перед безропотным мужем, чтоб удовлетворить унизительную просьбу новой родственницы. Однако даже это оказалось не способно сломить ее. В окружении бесконечного неуважения и бессмысленных придирок к себе, девушка всё так же мечтает о светлой любви.

Но любовь находит девушку сама. И появляется она в лице Бориса – приехавшего в ее родной город по делам мужчины. При встрече с ним чувства Катерины вспыхивают практически мгновенно. Борис так же отвечает ей взаимностью. Но воспитанная в высокоморальных устоях девушка пытается отказаться от своих чувств. Организовать встречу Борису и девушке помогает Варвара – сестра Тихона. Хитрая, изворотливая, она давно научилась врать в угоду своей матери понимая, что иначе в этом доме выжить нельзя.

Свидания Катерины и Бориса длились десять дней. В это время ее муж был в отъезде. Однако, счастье ее оказывается крайне мимолетным. По возвращению Тихона домой, ее возлюбленный сразу меняет свое поведение. Он просит Варвару уговорить героиню молчать об их тайной связи. Борис сообщает ей, что собирается уехать и не может взять ее с собой. Девушка понимает, что мужчина ее не любил.

Испытывая чувство стыда, Катерина решает рассказать мужу обо всем произошедшем. Тихон избивает ее, его мать так же продолжает гнобить девушку. Пожалуй, это и является переломным моментом в восприятии мира героиней. Она не готова к его жестокости. Пожелав лишь луч счастья для себя, она вдребезги разбила собственные моральные устои. И, не найдя поддержки ни в ком, решает покончить с собой.

Образ Катерины является крайне положительным. В ней заключено огромное количество хороших качеств и черт характера. Но абсолютное честолюбие приводит ее жизнь к печальному концу.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»

В русской литературе истинно русский образ женщины (Аполлон Григорьев).

Образ Катерины Кабановой в драме «Гроза»

Детство героини определяет ее характер:

«Жила..,точно птичка на воле», «работать не принуждала», «у нас полон дом был странниц и богомолок», «И до смерти я любила в церковь ходить!», «…ночью встану… и молюсь до утра» .

Принципиально, что Островский выбирает персонаж в купеческой среде, как более патриархальной, чуждой новым веяниям, это обуславливает силу протеста героини и драматизм конфликта.

Характер Катерины

Драматург подчеркивает следующие черты в образе этой героини:

  • сила характера

«Такая я уж зародилась, горячая!», «А уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь»;

  • правдивость

«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»;

  • долготерпение

«Уж я лучше буду терпеть, пока терпится».;

  • поэтичность

«Отчего люди не летают?»;

  • религиозность

«Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,

отношение к измене как греху, к самоубийству как греху

  • суеверие (боязнь грозы как божьей кары).

Катерина в образной системе пьесы

Героиня противостоит в пьесе и в то же время сопоставима с ними:

  • противостояние Катерины и Кабанихи определяет главный внешний конфликт пьесы (противостояние веяний нового и патриархальных устоев — Домостроя);
  • сила характера героини противостоит характеру героев, Тихона и Бориса, как людей, смирившихся с властью самодуров

«к Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы» —

Борис и Тихон — образы-двойники;

  • Катерина оказывается противопоставлена и тем, кто выражает протест «темному царству» — Варваре и Кудряшу. Однако они приспосабливаются к жизни

(Варвара обманывает, потому что без обмана нельзя, Кудряш ведет себя так же, как Дикой) до поры до времени, а потом бегут. Сопоставление: Катерина — Варвара-Кудряш — молодое поколение, противостоят «темному царству». Противопоставление: Варвара и Кудряш более свободны, Варвара не замужем, Катерина — замужняя женщина.

  • образ Кулигина сопоставим с образом Катерины, так как он тоже протестует против нравов Калинова

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»),

но протест его выражается исключительно словесно.

Наша презентация о Катерине:

  • стремление полюбить мужа,
  • отказаться от встречи с Борисом,
  • чувство вырывается наружу, встречи с Борисом,
  • гнет греха, гроза, признание,
  • невозможность жить в доме Кабановых после признания,
  • борьба между понятием греха самоубийства и отсутствием выхода,
  • гибель.

Средства создания образа Катерины

Они подчеркивают ее исключительность, например, в речи персонажа, где много поэтических слов, особенно сильно это проявляется в монологах героини.

Историческая значимость появления русского женского характера в образе Катерины в литературе второй половины ХIХ века — предвестие необходимости перемен в социальной жизни России.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Образ
Катерины, главной героини пьесы, является
самым ярким. Добролюбов, подробно
анализируя это произведение, пишет, что
Катерина — “луч света в темном царстве”.
Потому что только Катерина, слабая
женщина, выступила с протестом, только
о ней мы можем говорить как о сильной
натуре. Хотя, если рассматривать поступки
Катерины поверхностно, можно сказать
обратное. Это мечтательница девушка,
которая сожалеет о детских годах, когда
она жила с постоянным ощущением счастья,
радости, и маменька в ней души не чаяла.
Любила она в церковь ходить и не
подозревала, какая ее ждет жизнь.

Но закончилось
детство. Вышла Катерина замуж не по
любви, попала в дом Кабановых, с чего и
начинаются ее страдания. Главная героиня
драмы — это птица, которую посадили в
клетку. Она живет среди представителей
“темного царства”, но не может так
жить. Тихая, скромная Катерина, от которой
иногда не услышишь и слова, еще ребенком,
чем-то обиженная дома, уплыла одна в
лодке по Волге.

В самом
характере героини были заложены цельность
и бесстрашие. Она сама знает это и
говорит: “Такая уж я зародилась горячая”.
В разговоре с Варварой Катерину не
узнать. Она произносит необычные слова:
“Отчего люди не летают?”, которые
кажутся странными и непонятными Варваре,
но много значат для понимания характера
Катерины и ее положения в кабановском
доме. Героиня хочет ощущать себя вольной
птицей, которая может взмахнуть крыльями
и полететь, но, увы, она лишена такой
возможности. Этими словами молодой
женщины А. Н. Островский показывает, как
тяжело ей переносить неволю, деспотизм
властной и жестокой свекрови.

Но героиня
изо всех сил сражается против “темного
царства”, и именно эта ее неспособность
до конца смириться с кабановским гнетом
обостряет уже давно назревавший конфликт.
Пророчески звучат ее слова, обращенные
к Варваре: “А уж коли очень мне здесь
опостынет, так не удержат меня никакой
силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.
Не хочу здесь жить, так не стану, хоть
ты меня режь!”

Всепоглощающее
чувство охватило Катерину, когда она
встретила Бориса. Героиня одерживает
победу над собой, в ней открывается
способность глубоко и сильно любить,
жертвуя всем ради возлюбленного, которая
говорит о ее живой душе, о том, что не
умерли в кабановском мире искренние
чувства Катерины. Она уже не боится
любви, не боится разговоров: “Коли я
для себя греха не побоялась, побоюсь ли
я людского стыда?” Девушка полюбила
человека, в котором нашла что-то непохожее
на окружающих, но это было не так. Мы
видим явный контраст между возвышенной
любовью героини и приземленным, осторожным
увлечением Бориса.

Но даже в
такой трудной ситуации девушка пытается
быть верной себе, своим жизненным
принципам, она стремится подавить
любовь, которая сулит так много счастья
и радости. Героиня умоляет мужа взять
ее с собой, так как предвидит то, что с
ней может случиться. Но Тихон равнодушен
к ее мольбам. Катерина хочет дать клятву
верности, но и тут Тихон не понимает ее.
Она и дальше пытается уйти от неизбежного.
В момент первой встречи с Борисом
Катерина колеблется. “Зачем ты пришел,
погубитель мой?” — говорит она. Но по
воле судьбы происходит то, чего она так
боялась.

Катерина
не могла жить с грехом, дальше мы видим
ее покаяние. И выкрики сумасшедшей
барыни, удары грома, неожиданное появление
Бориса приводят впечатлительную героиню
в небывалое волнение, заставляет ее
покаяться в содеянном, тем более, что
Катерина всю жизнь боялась умереть “со
своими грехами” — не покаявшись. Но в
этом не только слабость, но и сила духа
героини, которая не могла, подобно
Варваре с Кудряшом, жить утехами потаенной
любви, не побоялась людского суда. Не
удар грома сразил молодую женщину. Она
сама бросается в омут, сама решает свою
судьбу, ища освобождения от невыносимых
мук такой жизни. Она считает, что домой
идти, что в могилу, даже “в могиле лучше”.
Она кончает жизнь самоубийством. Большое
мужество нужно для такого решения, и
недаром ей, мертвой, завидует оставшийся
Тихон “жить… да мучиться”. Своим
поступком Катерина доказала свою
правоту, нравственную победу над “темным
царством”.

Катерина
соединила в себе гордую силу, независимость,
которую Добролюбов расценил как знак
глубокого протеста против внешних, в
том числе социальных условий жизни.
Катерина, которая своей искренностью,
цельностью и безоглядностью чувств
враждебна этому миру, подтачивает
“темное царство”. Слабая женщина смогла
выступить против него и одержала победу.

В героине
поражает верность идеалам, духовная
чистота, нравственное превосходство
над окружающими. В образе Катерины
писатель воплотил лучшие черты —
вольнолюбие, независимость, талантливость,
поэтичность, высокие нравственные
качества.

На примере жизни отдельно взятой семьи из вымышленного города Калинова в пьесе «Гроза» Островского показана вся суть устаревшего патриархального устроя России XIX века. Катерина — главная героиня произведения. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам трагедии, даже от Кулигина, который также выделяется среди жителей Калинова, Катю отличает сила протеста. Описание Катерины из «Грозы», характеристики других персонажей, описание жизни города — всё это складывается в обличающую трагическую картину, переданную фотографически точно. Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского не ограничивается лишь авторским комментарием в перечне действующих лиц. Драматург не даёт оценки поступкам героини, снимая с себя обязанности всезнающего автора. Благодаря такой позиции каждый воспринимающий субъект, будь то читатель или зритель, сам может дать оценку героини исходя из своих моральных убеждений.

Катя была выдана замуж за Тихона Кабанова, сына купчихи. Именно выдана, ведь тогда, согласно домострою, брак был скорее волеизъявлением родителей, чем решением молодых людей. Муж Кати представляет собой жалкое зрелище. Безответственность и инфантильность ребёнка, граничащие с идиотией, привели к тому, что Тихон не способен ни на что, кроме пьянства. В Марфе Кабановой в полной мере воплотились идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству».

Катя стремится к свободе, сравнивая себя с птицей. Ей тяжело выжить в условиях застоя и рабского поклонения ложным идолам. Катерина по-настоящему религиозна, каждый поход в церковь для неё кажется праздником, а будучи ребёнком, Кате не раз чудилось, будто она слышит ангельское пение. Бывало, Катя молилась в саду, потому что верила, что её молитвы Господь услышит где угодно, не только в церкви. Но в Калинове христианская вера лишилась какого бы то ни было внутреннего наполнения.

Сны Катерины позволяют ей ненадолго сбежать из реального мира. Там она свободна, словно птица, вольна лететь куда хочет, не подчиняясь никаким законам. «А какие сны мне снились, Варенька, — продолжает Катерина, — какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Однако в последнее время Катерине стал присущ некий мистицизм. Повсюду ей начинает видеться скорая погибель, а во снах она видит лукавого, который горячо обнимает её, а после губит. Эти сны были пророческими.

Катя мечтательна и нежна, но вместе с её хрупкостью в монологах Катерины из «Грозы» видна стойкость и сила. Например, девушка принимает решение выйти навстречу Борису. Её одолевали сомнения, она хотела выбросить ключ от калитки в Волгу, думала о последствиях, но всё же сделала важный для себя шаг: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!» Дом Кабанихи опостылел Кате, Тихона девушка не любит. Она думала над тем, чтобы уйти от мужа и, получив развод, честно жить с Борисом. Но от самодурства свекрови скрыться было некуда. Своими истериками Кабаниха превратила дом в ад, пресекая любую возможность для побега.

Катерина удивительно проницательна по отношению к самой себе. Девушка знает о своих чертах характера, о решительном нраве: «Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!» Такой человек не будет подчиняться самодурству, не будет подвержен грязным манипуляциям со стороны Кабанихи. Катерина не виновата, что родилась во время, когда жена должна была беспрекословно подчиняться мужу, была почти бесправным приложением, функцией которого было деторождение. Кстати, сама Катя говорит, что дети могли бы быть её отрадой. Вот только у Кати нет детей.

Мотив свободы повторяется в произведении множество раз. Интересной представляется параллель Катерина — Варвара. Сестра Тихона также стремится быть свободной, но эта свобода должна быть физической, свободой от деспотизма и запретов матери. В финале пьесы девушка сбегает из дома, обретая то, о чём мечтала. Катерина же понимает свободу иначе. Для неё это возможность поступать так, как она хочет, брать на себя ответственность за свою жизнь, не подчиняться глупым приказам. Это свобода души. Катерина, как и Варвара, обретает свободу. Но такая свобода достижима только путём самоубийства.

В произведении Островского «Гроза» Катерина и характеристика её образа по-разному воспринималась критикой. Если Добролюбов видел в девушке символ русской души, терзаемой патриархальным домостроем, то Писарев видел слабую девушку, которая сама загнала себя в такую ситуацию.

Тест по произведению

– это натура не податливая, не гнущаяся. В ней сильно развита личность, в ней много силы, энергии; ее богатая душа требует свободы, широты, – она не хочет тайком «воровать» у жизни радости. Она способна не согнуться, а сломаться. (См. также статью Образ Катерины в пьесе «Гроза» – кратко .)

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль. Серия 1

Воспитание Катерина получила чисто национальное, выработанное еще древнерусской педагогикой Домостроя . Все детство и юность жила она взаперти, но атмосфера родительской любви смягчала эту жизнь, – к тому же и влияние религии препятствовало её душе зачерстветь в удушающем одиночестве. Напротив, – неволи она не чувствовала: «жила – ни об чем не тужила, точно птичка на воле!». Катерина ходила часто по церквам, слушала рассказы странниц и богомолок, слушала пенье духовных стихов, – жила беззаботно, окруженная любовью и лаской… И выросла она прекрасной, нежной девушкой, с тонкой душевной организацией, большой мечтательницей… Воспитанная на религиозный лад, она жила исключительно в кругу религиозных представлений; её богатая фантазия питалась только теми впечатлениями, которые почерпала из жизни святых, из легенд, апокрифов и тех настроений, которые переживала она во время богослужения…

«…до смерти я любила в церковь ходить! – вспоминала она впоследствии свою юность в разговоре с мужниной сестрой Варварой. – Точно, бывало, я в рай войду… И не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мною делается! А, знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет и в этом столбе ходит дым, точно облака. И вижу я, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели, – да где-нибудь, в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходить, – упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу!»

Из этого рассказа видно, что Катерина была не просто религиозным человеком, – она знала минуты религиозного «экстаза», – той восторженности, которой богаты были святые подвижники, и примеры которой найдем мы в изобилии в житиях святых… Как и они, Катерина зрела «видения» и чудесные сны.

«А какие мне сны снились Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные…И все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнут… И горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся!»

Из всех этих рассказов Катерины явствует, что она – не совсем обыкновенный человек… Её душа, сдавленная старинным строем жизни, ищет простора, не находит его вокруг себя и уносится «горе», к Богу… Много таких натур в старое время уходило в «подвижничество»…

Но иногда и в отношениях к родным прорывалась энергия её души, – она не шла «против людей»,
но, возмущенная, протестуя, она уходила тогда «от людей»…

«Такая уж я зародилась горячая! – рассказывает она Варваре. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..

Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Из этих слов видно, что спокойная, мечтательная Катерина знает порывы, с которыми трудно справиться.

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше контрастирует с мрачными реалиями России дореформенного периода. В эпицентре разворачивающейся драмы — конфликт между героиней, стремящейся отстоять свои человеческие права, и мира, в котором всем заправляют сильные, богатые и властные люди.

Катерина как воплощение чистой, сильной и светлой народной души

Уже с самых первых страниц произведения образ Катерины в пьесе «Гроза» не может не привлечь к себе внимания и не заставить проникнуться симпатией. Честность, способность глубоко чувствовать, искренность натуры и склонность к поэтичности — вот те черты, которые отличают саму Катерину от представителей «тёмного царства». В главной героине Островский постарался запечатлеть всю красоту народной простой души. Свои эмоции и переживания девушка выражает незатейливо и не использует искажённые слова и выражения, распространённые в купеческой среде. Это нетрудно заметить, сама речь Катерины больше напоминает мелодичный напев, она изобилует уменьшительно-ласкательными словами и выражениями: «солнышко», «травка», «дождичек». Невероятное чистосердечие героиня проявляет, рассказывая о своей вольной жизни в отеческом доме, среди икон, спокойных молитв и цветов, где она жила «точно птичка на воле».

Образ птицы — точное отображение душевного состояния героини

Образ Катерины в пьесе «Гроза» как нельзя лучше перекликается с образом птицы, в народной поэзии символизирующим свободу. Беседуя с Варварой, она неоднократно обращается к этой аналогии и утверждает, что она — «вольная птица, что попала в железную клетку». В неволе ей тоскливо и тягостно.

Жизнь Катерины в доме Кабановых. Любовь Катерины и Бориса

В доме Кабановых Катерина, которой присущи мечтательность и романтичность, чувствует себя совершенно чужой. Унизительные упрёки свекрови, привыкшей держать всех домочадцев в страхе, атмосфера тирании, лжи и лицемерия угнетают девушку. Однако сама Катерина, являющаяся по натуре человеком сильным, цельным, знает, что терпению её есть предел: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Слова Варвары о том, что без обмана в этом доме не выжить, вызывают у Катерины резкое неприятие. Героиня противостоит «тёмному царству», его порядки не сломили в ней волю к жизни, счастью, не заставили её уподобиться другим жителям дома Кабановых и самой начать лицемерить и лгать на каждом шагу.

314346

По-новому раскрывается образ Катерины в пьесе «Гроза», когда девушка делает попытку вырваться прочь из «опостылевшего» мира. Она не умеет и не желает любить так, как это делают жители «тёмного царства», ей важна свобода, открытость, «честное» счастье. В то время, как Борис убеждает её, что их любовь останется тайной, Катерина желает, чтобы об этом знали все, чтобы все видели. Тихону, своему мужу, однако пробудившееся в её сердце светлое чувство кажется ей И как раз в этот момент читатель сталкивается лицом к лицу с трагедией её страданиями и муками. С этого момента происходит конфликт Катерины не только с окружающим миром, но и с самой собой. Ей трудно сделать выбор между любовью и долгом, она силится запретить себе любить и быть счастливой. Однако борьба с собственными чувствами не по силам хрупкой Катерине.

Уклад и законы, царящие в окружающем девушку мире, давят на неё. Она стремится покаяться в содеянном, очистить свою душу. Увидев на стене в церкви картину «Страшный суд», Катерина не выдерживает, падает на колени и начинает прилюдно каяться в грехе. Однако даже это не приносит девушке желанного облегчения. Другие герои драмы «Гроза» Островского не способны поддержать её, даже любимый человек. На просьбы Катерины забрать её отсюда Борис отвечает отказом. Этот человек не является героем, он просто не способен защитить ни самого себя, ни возлюбленную.

Смерть Катерины — луч света, озаривший «тёмное царство»

313940

Со всех сторон на Катерину обрушивается зло. Постоянная травля со стороны свекрови, метания между долгом и любовью — всё это в итоге приводит девушку к трагическому финалу. Успевшая за свою недолгую жизнь познать счастье и любовь, она просто не способна продолжать жить в доме Кабановых, где таких понятий вовсе не существует. Единственный выход видится ей в самоубийстве: будущее страшит Катерину, а могила воспринимается как спасение от мук душевных. Однако образ Катерины в драме «Гроза», несмотря ни на что, остаётся сильным — она не выбрала убогое существование в «клетке» и никому не позволила сломать свою живую душу.

Тем не менее смерть героини не была напрасной. Девушка одержала нравственную победу над «тёмным царством», ей удалось немного рассеять мрак в сердцах людей, побудить их к действию, раскрыть глаза. Жизнь самой героини стала «лучом света», полыхнувшим во мраке и надолго оставившим своё зарево над миром безумия и тьмы.

Катерина Петровна Кабанова — героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза». Является женой главного героя пьесы Тихона Кабанова. Образ Катерины Александр Николаевич писал для театральной актрисы Л. П. Косицкой. Из письма актрисы к автору:

"...Мне нужна для бенефиса пьеса, которая бы помогла мне и моим нуждам… одно ваше имя могло бы сделать хороший сбор, если вы не разучились делать добрые дела, то сделайте для меня одно из них, нет ли у вас пьески, разумеется вашей, дайте мне ее для бенефиса…"[1]

Образ героини[править | править код]

Катерина представлена в пьесе молодой красивой женщиной, которая воспитана по строгим канонам, но при этом свободолюбива. С первого знакомства с героиней читатель понимает, что женщина она искренняя. Катерина говорит про себя, что и на людях, и без людей остаётся одинаковой, то есть нет в ней двуличия. Её неприятие лжи также подтверждает тот факт, что она призналась своему мужу в измене.

Несчастливая супружеская жизнь Катерины обрисовывается через напрасные упреки её свекрови Кабанихи, колкие слова мужа и беседы с золовкой Варварой, которой она раскрывает истинные чувства.

"...отчего люди не летают так, как птицы?...Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела... Я у вас завяла совсем,"[2] - делится она с Варварой. 

До замужества героиня описывает себя весёлой и резвой, свободной и вольной. А теперь ей лишь мечтается превратиться в птицу, да остается вспоминать ту жизнь до.

Через беседы всё с той же Варварой становится ясно, что Катерина очень свободолюбива, что характер её может быть горяч и что с мужем она из жалости. Не находит она радости в этой семье, хотя если бы были дети, то возможно было бы по-другому.

"Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это..."[3]

Красоту её подмечают на протяжении всей пьесы. Красавицей её называет барыня, при этом ставя это в упрёк. Её ангельскую улыбку и внутреннее свечение подмечает Борис.

Катерина чувствует скорую смерть, предсказывает её себе: «…я знаю, что умру…Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.»[3]

Ярко представлен душевный раскол героини: одна часть души жаждет любви и свободы, женского счастья, другая понимает, что её желание и мечты ведут вникуда, что желания её грешны:

"Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю.."[3]

Мнения критиков[править | править код]

Образ героини двойственен, что разделило критиков на два лагеря: одни видят её отрицательной и слабовольной, другие жертвенной и решительной.

Н. Ф. Павлов пишет так, что Катерина безнравственна и бесстыжа женщина. Она выбегает к любовнику сразу, как муж уезжает из дома. Критик называет её преступницей, которая предстает «не только не в достаточно мрачном свете, но даже с каким-то сиянием мученичества вокруг чела. Она говорит так хорошо, страдает так жалобно, вокруг неё все так дурно, что против неё нет никакого негодования, а только сожаление и оправдание её порока.»[4]

Н. А. Добролюбов видит Катерину «лучом света в темном царстве». Он пишет, что характер Катерины «поражает своею противоположностью всяким самодурным началам». Он называет героиню сосредоточенно-решительной, чувствующей правду, исполненной «веры в новые идеалы» и самоотверженной. Отмечает её простую натуру и внутреннюю силу. Добролюбов отмечает, что самый сильный протест и бывает у терпеливых и слабых, имея в виду слабость женскую.[5]

Д. И. Писарев не разделяет восторженность Н. А. Добролюбова героиней. Он пишет, что Добралюбов нарочно отыскивает привлекательные стороны характера героини. Без прикрас же у неё «нет ни развитого ума, ни твердого характера». Героиня легкомыслена и влюбляется лишь от легкого взгляда. Критик отмечает её склонность к крайностям и гиперболизацию.

«Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты»[6]

А. И. Ревякин также как Добролюбов сострадает образу Катерины, воспринимая его скорее положительным. Внутри Катерины, по его мнению, и происходит вся глубина конфликта пьесы — конфликт искренних чувств и предрассудков, которые устарели. Решающаю роль в самоубийстве Катерины он видит, как бы это противоречиво не звучало, в её приверженности религии, которая доводит до крайнего шага.[7]

Фильмография героини[править | править код]

  • В фильме «Гроза» 1912 года роль Катерины исполняет актриса Вера Николаевна Пашенная
  • В фильме Гроза (фильм, 1933) роль исполняет Алла Тарасова
  • В телеспектакле «Гроза» 1977 года роль исполняет Людмила Щербинина
  • В фильме 2019 года — Любовь Аксенова

Примечания[править | править код]

  1. Глава: Роман Катерины. Любовь Никулина-Косицкая и Александр Островский. Из книги Каринэ Фалиянц. Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны
  2. [1] Текст пьесы. Действие первое. Явление седьмое
  3. 1 2 3 [2] Текст пьесы. Действие второе. Явление восьмое
  4. Добролюбов Н. А. Избранное. М.,1970. — С.234.
  5. [3] Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»
  6. [4] Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы»
  7. Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1974.

Ссылки[править | править код]

  • Текст пьесы А. Н. Островского «Гроза»
  • Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»
  • Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»

  • Рассказ дана и даниэль
  • Рассказ далекая и близкая сказка краткое содержание
  • Рассказ дала за бутылку
  • Рассказ дан и данко
  • Рассказ граубина яблок на хребте нет читать