Пьеса «Гроза», краткое содержание которой переносит читателя на недолгое время в вымышленную провинцию Калинов, знакомит с драмой героев, пленников устоявшегося образа жизни. Атмосфера города подавляет молодых людей, стремящихся жить свободно и честно.
Действие первое. Знакомство с героями
По краткому содержанию пьесы «Гроза» в первом действии читатель знакомится с главными героями:
- Дикой — злой, высокомерный, богатый купец.
- Борис — племянник Дикого. Влюблен в замужнюю Катерину Кабанову.
- Кабаниха — свекровь главной героини Катерины. Деспотичная, жестокая женщина.
- Катерина — свободолюбивая, но тихая девушка, оказавшаяся в оковах жесткого контроля свекрови. Верит в Бога, боится грешить.
- Тихон — муж Катерины. Слабовольный, добрый человек. Любит жену, но боится гнева матери.
- Варвара — сестра Тихона. Уживается с Кабанихой благодаря лицемерию и лжи.
- Иван Кудряш — молодой парень, работающий конторщиком у Дикого. Тайно встречается с Варварой.
- Кулигин — мещанин, изобретатель-самоучка.
Кратчайшее содержание первой части «Грозы»
Кулигин и Ваня Кудряш, прогуливаясь, становятся свидетелями сцены, в которой купец Савел Дикой ругает своего племянника Бориса. Парень равнодушен к замечаниям, чем раздражает дядю еще больше.
Перед тем, как читать краткое содержание «Грозы» Островского стоит познакомиться с историей Бориса. Молодой человек жил с родителями и сестрой отдельно от бабушки. Отец с матерью умерли от холеры. Вскоре скончалась и бабушка, указав в завещании, что наследство достанется внукам при одном условии: Борис должен почитать дядюшку. Парню тяжело в чужом доме. Он понимает, что угодить дяде не сможет, но терпит ради сестры.
Борис влюблен в молодую замужнюю женщину, в чем боится признаться. В пьесе «Гроза» Александра Островского представлена Катерина, краткое содержание описания ее состояния сводится к постоянному смятению.
Девушка мечтает превратиться в птицу. Она встает над Волгой и хочет расправить крылья. Дать волю чувствам не позволяют семейные устои провинциальных городков. Катерина хочет вести себя покорно перед мужем и Богом. Другая часть стремится в полет, к свободе.
Интересно! Прототипом главной героини стала актриса Л. П. Косицкая, с которой у автора были сложные личные отношения.
Катя живет в доме свекрови Кабанихи. Муж Тихон трусит ослушаться мать. Мужчина любит жену, но беспрекословно выполняет приказы матери. Кабаниха недовольна невесткой, ревнует к ней сына. Лишь сестра Тихона Варвара упрекает брата в слабоволии, чего тот слушать отказывается.
Краткое содержание первой части для читательского дневника заканчивается грозой. Страх природного явления преследует Катерину на протяжении всей пьесы. Женщина боится умереть, не покаявшись в грехах.
Действие второе. Отъезд Тихона
В откровенном разговоре с Варварой Катерина делится тяжелым душевным состоянием. Женщина тоскует по родному дому, где ее опекали и оберегали от тяжкого труда. Катя любит другого, но как верующий человек, боится своих чувств.
Тихон собирается в дорогу. Катерине страшно оставаться одной в противоречивых чувствах: жалеет мужа, но любит другого. Девушка умоляет мужа остаться, но Тихон откровенно хочет недолгой свободы.
Тяжелая разлука дополняется укорами свекрови: невестка неприлично прощается (бросается на шею, а не кланяется в ноги), не плачет по уехавшему мужу.
В отдельном явлении «Грозы» Островский раскрывает мысли Кабанихи, краткое содержание их сводится к осуждению молодежи. Женщина считает, что только контроль старшего поколения позволит жить без насмешек окружающих.
Действие третье. Встреча Катерины с Борисом
К дому Кабанихи подошел Борис, посланный проведать, где дядя. Мужчина мечтает увидеть Катерину. Он часто оказывается у ворот, понимая опасность встречи с возлюбленной. Борис признается Кудряшу в чувствах к замужней женщине.
Катерина тайно выходит к Борису, в чем ей помогла Варвара. Влюбленные признаются в чувствах друг к другу и договариваются о следующей встрече.
Действие четвертое. Признание Катерины
Тихон возвращается домой раньше запланированного срока. Все десять дней его отсутствия Катерина встречалась с Борисом. После приезда мужа девушку накрыла тревога. Она хочет признаться в грехах Тихону.
Прохожих пугает гроза, краткое содержание их разговоров сводится к мыслям о том, что сегодня кто-то погибнет. Катерина чувствует приближение смерти. В страхе грехов девушка признается Тихону и Кабанихе во встречах с Борисом.
На заметку! Образ грозы в прямом и переносном смысле встречается с первой по последнюю часть пьесы. Цель явления — расшевелить застоявшееся провинциальное общество.
Действие пятое. Катерина бросается в пропасть
Краткое содержание заключительной части «Грозы» по явлениям:
- Тихон делится новостями с Кулигиным. Мужчина простил бы жену, но боится маменьки.
- Катерина ищет Бориса. Вина поедает девушку, вызывая мысли о смерти.
- Борис разговаривает с Катериной. Он собирается уехать в Сибирь по указанию дяди. Девушка просится с ним в дорогу, но получает отказ.
- Катерина не желает возвращаться домой и терпеть упреки. Девушка бросается в реку.
- Все ищут Катерину. Прохожий сообщает, что видел женщину, бросившуюся в Волгу.
- Кабаниха запрещает сыну идти в реку. Кулигин вытаскивает мертвую Катерину.
- Тихон впервые кричит на мать, обвиняя ее в смерти жены.
В пьесе «Гроза» краткое содержание заключительной части отмечает изменение отношения Тихона к матери. Ослушавшись запрета, мужчина оплакивает жену.
Краткое содержание пьесы «Гроза» по всем главам позволяет погрузиться в угнетающую атмосферу необразованного застоявшегося общества. Устаревшая жизненная позиция делает несчастными всех жителей провинции.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Краткое содержание

И. Шишкин. Перед грозой. 1884
Автор живописует нам грозу. Зачастую гроза вызывает у людей тревогу, чувство страха. Но у Тютчева гроза абсолютно другая: сильная, торжественная, весёлая. Гроза освежает, дарит ощущение безграничной радости. Мы наблюдаем её в развитии: зарождение, активное действие и завершение.
Автор описывает свои эмоции. Он смотрит, искренне восхищаясь столь стремительной и активной жизнью окружающей природы. В каждой строке чувствуются воодушевление и восторг. Мы как будто слышим вместе с поэтом всю звуковую палитру, которой наполнено стихотворение: раскаты грома, шум воды, многоголосие птиц.
История создания
Календарное время написания произведения – 1828 г. В это время Тютчев нёс дипломатическую службу на территории Германии. Первые читатели смогли познакомиться с произведением на страницах московского журнала «Галатея», спустя год.
Находясь в Германии, Тютчев переживает творческий взлёт. Этому способствовал круг его общения: он знакомится с Шеллингом и Гейне. В Германии поэт обзавёлся первой семьёй. В момент написания этого произведения Тютчев пребывал в прекрасном расположении духа.
Первоначальную версию стихотворения поэт написал в 25 лет. Спустя годы, в 1854 году, он вновь вернулся к этому произведению, изменив его текст. На сегодняшний день мы знаем и любим более позднюю, вторую редакцию стихотворения.
Жанр, направление, размер
Перед нами образец ранней пейзажной лирики поэта, в которой чувствуются философские ноты: гроза гремит, меняя целый мир. Таким образом, размышляя о природном мире, автор проводит чёткую параллель с миром людским.
Тютчев использовал свой любимый стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихием. Это придало поэтическим строкам легкость и мелодичность. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.
Композиция
Произведение построено, словно монолог лирического героя. С композиционной точки зрения оно делится на три части:
Первая строфа – мы знакомимся с грозой. Она является главной героиней стихотворения.
Вторая и третья строфы – мы наслаждаемся различными картинами природы, связанными с грозой. Всё поэтическое «полотно» наполнено светом и сиянием. Автор проводит параллель с поведением юноши, вырвавшимся из-под родительского гнёта и мечтающим вкусить все радости огромного мира.
Четвёртая строфа – мы видим божественное начало природы, когда радостная богиня Геба обрушивает на землю гром и молнии. С помощью божественного сюжета поэт демонстрирует, что грозы, как и сотни лет назад, будут греметь всегда. Этим Тютчев говорит о цикличности мироздания.
Образы и символы
Автором представлены яркие образы, помогающие донести до читателей основную тематику произведения:
образ грозы – ей признаётся в любви поэт. Гроза представлена в виде живого, мыслящего существа. Макрообраз грозы включает в себя несколько микрообразов – это «поток проворный», «раскаты молодые», «гром резвящийся» и пр. Гроза символизирует молодость, активность;
образ лирического героя – герой выступает в роли восхищённого наблюдателя за величием, красотой весенней природы. Настроение героя полностью рифмуется с пейзажем окружающего мира.
Темы и настроение
Основная тема произведения – это гроза. Тютчев рисует её многогранно: это не просто обычная природная стихия, а настоящий символ положительных перемен в будущем. Всё поэтическое пространство произведения наполнено сиянием и светом. Это наделяет стихотворные строки настроением радости и оптимизма.
Основная идея
Основная идея произведения – подчеркнуть взаимосвязь человека и природы. Автор говорит о том, что молодость похожа на грозу: она так же громко заявляет о себе. Идея единства передаётся посредством сквозных образов солнца, неба, воды и пр. Связь природного и человеческого приводит к мировой гармонии, когда каждый элемент окружающего мира становится его неотъемлемой частью.
Средства выразительности
Тютчеву не удалось бы создать столь яркие образы, если бы не виртуозное использование тропов. Средств художественной выразительности в произведении не слишком много, но все они расположены точно на своих местах:
эпитеты – «молодые раскаты», «птичий гам», «дождевые перлы», «небо голубое», «весенний, первый гром»;
метафоры – «пыль летит», «гром грохочет», «солнце нити золотит»;
олицетворения – «гром резвится и играет», «поток бежит»;
аллитерация – для усиления реалистичности восприятия грозы используется игра с буквами «г» и «р»;
обилие глаголов придает динамику стихотворному действию.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.8k | Оценить:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Краткое содержание
И. Шишкин. Перед грозой. 1884
Автор живописует нам грозу. Зачастую гроза вызывает у людей тревогу, чувство страха. Но у Тютчева гроза абсолютно другая: сильная, торжественная, весёлая. Гроза освежает, дарит ощущение безграничной радости. Мы наблюдаем её в развитии: зарождение, активное действие и завершение.
Автор описывает свои эмоции. Он смотрит, искренне восхищаясь столь стремительной и активной жизнью окружающей природы. В каждой строке чувствуются воодушевление и восторг. Мы как будто слышим вместе с поэтом всю звуковую палитру, которой наполнено стихотворение: раскаты грома, шум воды, многоголосие птиц.
История создания
Календарное время написания произведения – 1828 г. В это время Тютчев нёс дипломатическую службу на территории Германии. Первые читатели смогли познакомиться с произведением на страницах московского журнала «Галатея», спустя год.
Находясь в Германии, Тютчев переживает творческий взлёт. Этому способствовал круг его общения: он знакомится с Шеллингом и Гейне. В Германии поэт обзавёлся первой семьёй. В момент написания этого произведения Тютчев пребывал в прекрасном расположении духа.
Первоначальную версию стихотворения поэт написал в 25 лет. Спустя годы, в 1854 году, он вновь вернулся к этому произведению, изменив его текст. На сегодняшний день мы знаем и любим более позднюю, вторую редакцию стихотворения.
Жанр, направление, размер
Перед нами образец ранней пейзажной лирики поэта, в которой чувствуются философские ноты: гроза гремит, меняя целый мир. Таким образом, размышляя о природном мире, автор проводит чёткую параллель с миром людским.
Тютчев использовал свой любимый стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихием. Это придало поэтическим строкам легкость и мелодичность. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.
Композиция
Произведение построено, словно монолог лирического героя. С композиционной точки зрения оно делится на три части:
Первая строфа – мы знакомимся с грозой. Она является главной героиней стихотворения.
Вторая и третья строфы – мы наслаждаемся различными картинами природы, связанными с грозой. Всё поэтическое «полотно» наполнено светом и сиянием. Автор проводит параллель с поведением юноши, вырвавшимся из-под родительского гнёта и мечтающим вкусить все радости огромного мира.
Четвёртая строфа – мы видим божественное начало природы, когда радостная богиня Геба обрушивает на землю гром и молнии. С помощью божественного сюжета поэт демонстрирует, что грозы, как и сотни лет назад, будут греметь всегда. Этим Тютчев говорит о цикличности мироздания.
Образы и символы
Автором представлены яркие образы, помогающие донести до читателей основную тематику произведения:
образ грозы – ей признаётся в любви поэт. Гроза представлена в виде живого, мыслящего существа. Макрообраз грозы включает в себя несколько микрообразов – это «поток проворный», «раскаты молодые», «гром резвящийся» и пр. Гроза символизирует молодость, активность;
образ лирического героя – герой выступает в роли восхищённого наблюдателя за величием, красотой весенней природы. Настроение героя полностью рифмуется с пейзажем окружающего мира.
Темы и настроение
Основная тема произведения – это гроза. Тютчев рисует её многогранно: это не просто обычная природная стихия, а настоящий символ положительных перемен в будущем. Всё поэтическое пространство произведения наполнено сиянием и светом. Это наделяет стихотворные строки настроением радости и оптимизма.
Основная идея
Основная идея произведения – подчеркнуть взаимосвязь человека и природы. Автор говорит о том, что молодость похожа на грозу: она так же громко заявляет о себе. Идея единства передаётся посредством сквозных образов солнца, неба, воды и пр. Связь природного и человеческого приводит к мировой гармонии, когда каждый элемент окружающего мира становится его неотъемлемой частью.
Средства выразительности
Тютчеву не удалось бы создать столь яркие образы, если бы не виртуозное использование тропов. Средств художественной выразительности в произведении не слишком много, но все они расположены точно на своих местах:
эпитеты – «молодые раскаты», «птичий гам», «дождевые перлы», «небо голубое», «весенний, первый гром»;
метафоры – «пыль летит», «гром грохочет», «солнце нити золотит»;
олицетворения – «гром резвится и играет», «поток бежит»;
аллитерация – для усиления реалистичности восприятия грозы используется игра с буквами «г» и «р»;
обилие глаголов придает динамику стихотворному действию.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.8k | Оценить:
Первое действие
I явление
В саду на берегу Волги беседуют местные жители. Изобретатель Кулигин восхищается видом набережной и реки. Неподалеку Савел Дикой ругает своего племянника.
Кудряш, работник купца, уверяет, что мог бы утихомирить своего начальника, подкараулив и поколотив его по-тихому, но ему нужны такие же крепкие ребята, как он. Кудряшу напоминают, что Дикой может отправить его в армию.
II явление
Дикой орет на племянника за то, что тот попался ему на глаза и вообще не занят никаким делом. Борис объясняет, что сейчас нет дел из-за праздника. Купец удаляется, плюнув.
III явление
Кулигин расспрашивает, почему юноша терпит такое обращение. Оказалось, после смерти родителей и бабушки все деньги Бориса и его сестры остались у дяди. По достижении совершеннолетия купец должен отдать сиротам деньги – при условии почтительного отношения к нему. Но угодить ему никто не может, все его боятся, поэтому денег сироты могут не дождаться.
Кулигин жалеет молодого человека:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе! В мещанстве вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
Мимо идет богомолка Феклуша и нахваливает купчиху Кабанову за щедрость. Кулигин поясняет, что Кабаниха совсем затравила родных, а на публике хочет казаться хорошей.
Борис просит Кулигина не бросать поиски «вечного двигателя».
IV явление
Борис в одиночестве ругает себя за нежные чувства к незнакомке, которую видел несколько раз. Вот и сейчас он смотрит издали, как она с семейством возвращается с церковной службы. Предмет его интереса – Катя, невестка Кабановой.
V явление
Кабановы возвращаются домой. Купчиха отчитывает сына за любовь к жене, которая проявляется больше, чем любовь к матери. Также она сетует, что жена не уважает мужа, так как не страшится его.
Достается и Катерине за то, что отвадила ребенка от матери. Кабанова уверяет, что ругает родных из лучших побуждений. Она верит, что за глаза о ней плохо говорят и вообще ждут, когда она умрет, чтобы пожить своей жизнью. Сын, дочь и невестка пытаются убедить Кабанову в том, что уважают ее. Купчиха уходит домой, Тихон с женой и Варя остаются погулять.
VI явление
Тихон совестит Катю: это из-за нее мать ругается и злится. Варя заступается за Катю. Варвара понимает, что брата тянет выпить, и велит ему не задерживаться долго в гостях, чтоб мать не ругала их. Тихон уходит, обещая быстро вернуться.
VII явление
Катерина благодарно целует и обнимает Варю за то, что она к ней относится с жалостью и пониманием. Она рассказывает, какой она была раньше и как увяла в доме Кабановых. Ей хочется покинуть это место:
«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Девушки откровенничают. Катерина кается в том, что у нее есть греховные мысли. Ей полюбился один человек, и она знает, что за это поплатится жизнью. Варя советует Кате не мучиться, а устроить свидание, когда Тихон уедет по делам. Оказывается, Варя давно заметила, что Катя страдает в этом замужестве.
VIII явление
Мимо девушек проходит странная женщина. Она предрекает девушкам погибель и адские мучения за красоту и любовные желания. Катя в ужасе от сказанного.
IX явление
Варя успокаивает Катю. Оказывается, эта сумасшедшая старуха всех пугает наказанием в аду.
Надвигается гроза, и Катерина торопится быстрее оказаться дома, пусть и без мужа. Ей страшно умереть от грозовой молнии и не успеть отмолить свои греховные мысли. Варя утешает напуганную Катю. Возвращается подвыпивший Тихон, и все бегут домой.
Второе действие
I явление
Странница Феклуша спрашивает служанку Глашу о Кабановых: долго ли продлится поездка Тихона, будет ли жена выть (плакать) от расставания с мужем.
Богомолка рассказывает Глаше о государствах с неправедными законами и страшных правителях, которым далеко до православных. Также уверяет, что есть земли, где людей наказали за неверность собачьими головами.
Феклуша отправляется за милостыней, входят Варя и Катя.
II явление
Девушки разговаривают о замужестве Кати. Варя уверяет, что когда-нибудь сердце Катерины успокоится. Прозорливая Варя видит, что Катя не испытывает любви к мужу, только жалеет. Она давно знает, что Кате нравится Борис Григорьевич, племянник Дикого. Девушка предлагает жить в свое удовольствие и любить, кого хочется.
Варя зовет Катерину ночевать в садовой беседке, так как ей одной страшно.
Кабанова дает наставления сыну перед долгой поездкой.
III явление
К девушкам заходят Тихон и свекровь. Кабанова требует, чтобы Тихон отдал указания супруге, как ей себя вести, пока он будет в отъезде. Тихон отказывается, но мать заставляет повторять указы за ней. Катерине велено работать, почитать мать и не обращать внимания на других мужчин.
IV явление
Муж с женой остаются одни. Тихон извиняется за поведение матери, просит пропускать мимо ушей ее брань.
Катерина умоляет взять ее с собой или не уезжать – так она защитится от греха. Но Тихон хочет оторваться от материнской юбки, потому что устал от ругани и контроля.
Катерина готова дать какое-нибудь страшное обещание мужу, но Тихону это не нужно. Прощание окончено, женщина в отчаянии.
V явление
Входят свекровь, служанка и Варвара. Все прощаются согласно обычаям под присмотром Кабановой. Тихон кланяется в ноги матери, жена – мужу.
VI явление
Кабанова ворчит, что молодежь не соблюдает правил, не научилась делать что-либо самостоятельно, а значит – должна слушаться стариков.
VII явление
Свекровь отчитывает Катерину за то, что она не плачет и не горюет, проводив мужа – хотя бы для виду. Катерине не хочется изображать горе. Варя просится гулять, мать ласково отпускает ее.
VIII явление
Катя задумывается о своем жизненном пути. Ей бы хотелось детей, но их пока нет. Девушке кажется: ей надо было умереть, пока она была ребенком.
Катя хочет занять себя работой, пока муж ездит по делам.
IX явление
Варвара отдает Катерине украденный у Кабановой ключ от садовой калитки. Катя хочет его выбросить, она предчувствует грех.
X явление
Катю мучают противоречивые мысли. Ей страшен грех, но и хочется пожить для себя, в радости, а не в тоске и неволе. Она решает увидеться с Борисом Григорьевичем.
Третье действие
Сцена первая
I явление
Сидя возле дома, Кабанова беседует с Феклушей о суетности мира и быстротечности времени, из-за которых люди стали грустными и худыми. Богомолка рассказывает о пугающем новшестве – машинах, на которых ездят в Москве. Женщины приходят к выводу, что наступили суровые, греховные времена.
II явление
Мимо идет Дикой. Он слегка выпил, потому что у него испортилось настроение, ведь к нему опять обратились за денежной помощью. Дикой просит Кабанову унять его раздражение и успокоить. Купчиха считает, что всему виной нрав Савела Прокофьевича. Кабанова приглашает Дикого на поздний ужин. К дому приближается племянник купца – его послали узнать, где дядя.
III явление
Выяснив, что Дикой в гостях у соседки, Борис собирается уходить. Молодой человек печалится, что увидеть Катерину удается только в церкви.
Проходящий мимо Кулигин зовет его на бульвар, гулять.
Он снова сетует на порядки в семьях богатых сословий:
«Не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог».
Внезапно Бориса знаками подзывает к дому Варвара.
IV явление
Варя объясняет Борису, куда нужно будет подойти ночью. Юноша догадывается, что там он, наконец, увидит свою возлюбленную.
Сцена вторая
I явление
Кудряш в назначенном месте поджидает свою любовь – Варвару Кабанову. Он поет под гитару песню о казаке, который решает, как ему наказать супругу.
II явление
Борис в указанном месте обнаруживает Кудряша. Тот дает понять, что не потерпит конкурентов и не позволит отбить у него девушку. Но Борис объясняет, что влюблен в другую женщину – жену Тихона. Кудряш дает совет забыть эту любовь или быть крайне осторожным, потому что чувства к замужней осуждаются обществом. Кудряш объясняет: раз девушка сама пригласила, значит, Борис ей нравится.
III явление
Варвара уводит Кудряша гулять. Борис радуется, предвкушая свидание. Выходит смущенная Катерина, Борис почти сразу говорит ей о любви. Катерина пытается сохранить благоразумие и прогнать Бориса, но ей тяжело противиться чувствам. Женщина решает: будь что будет, она готова согрешить из-за любви и предстать перед судом людей. Катя открывает, что влюбилась давно, с первой минуты.
IV явление
Варя с кавалером возвращаются, теперь другая пара идет гулять. Кудряш хвалит Варю за хитро обставленное свидание. Девушка поясняет, что с такой матерью приходится быть осторожной. Но она хорошо знает, что Кабанова не хватится. Около часу ночи приходит время прощаться.
V явление
Борис с трудом расстается с Катей до завтра. Они обещают поделиться тем, что приснится каждому из них. Кудряш и Варя напевают под гитару.
Четвертое действие
I явление
Десять дней спустя народ гуляет по бульвару в честь праздника. Начинается гроза, поэтому все собираются под крышу в старой постройке. На стенах сохранилась древняя роспись, на ней видны грешники, которых отправляют в ад. Жители обсуждают картину. Входят Савел Прокофьевич и Кулигин.
II явление
Изобретатель просит у купца денег на благо горожан. Он хочет сделать на аллее большие часы, а еще поставить громоотводы, потому что грозовая активность беспокоит людей. Дикой проклинает науку и Кулигина, называя его вором, фальшивым субъектом, мошенником.
Кулигин отступает и уверенно заявляет: когда он станет миллионером, Дикой иначе будет к нему относиться. Дождь утихает на время, и жители расходятся.
II явление
Изобретатель просит у купца денег на благо горожан. Он хочет сделать на аллее большие часы, а еще поставить громоотводы, потому что грозовая активность беспокоит людей. Дикой проклинает науку и Кулигина, называя его вором, фальшивым субъектом, мошенником.
Кулигин отступает и уверенно заявляет: когда он станет миллионером, Дикой иначе будет к нему относиться. Дождь утихает на время, и жители расходятся.
III явление
В это же строение входит Варвара, а после Борис Григорьевич. Варя сообщает: неожиданно из поездки вернулся Тихон, и Катя сразу упала духом. Она бледна и печальна, ведет себя непонятно, не смотрит на мужа, вызывает подозрение свекрови. Варвара боится, как бы Катерина не решилась рассказать об измене. Борис надеется: это пройдет, и все закончится благополучно.
IV явление
В этом же здании семейство Кабановых торопится укрыться от грозы. Боязнь стихии накладывается у Катерины на чувство вины за измену, ей вдвойне страшно. Тихон посмеивается над страхами жены, лишь Варвара понимает, как плохо девушке.
Подошедший Борис усиливает отчаяние Катерины, она горько плачет.
Кулигин убеждает, что бояться нужно нравов людей, а не природного явления.
V явление
Катя слышит пересуды о том, что гроза станет причиной чьей-то гибели.
Женщина воспринимает это как пророчество и просит возносить молитвы за ее душу.
VI явление
Входит барыня, которая в прошлый раз напугала Катерину, обещая ей мучения в аду. Катя прячется, но старуха прямо указывает ей, что она умрет. Не выдержав давления, женщина признается родным в своем увлечении Борисом Григорьевичем и падает в обморок. Кабанова злословит и ругает невестку.
Пятое действие
I явление
Тихон возвращается домой, встречает Кулигина. Обсуждают поступок его жены и полный разлад в семействе. Тихон жалеет Катерину, потому что любит, а вот мать требует ее «живой в землю закопать, чтоб она казнилась». Тихон так устал, что готов пропить свой ум: «пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится».
Кабанов сообщает: Варвара сбежала от матери со своим кавалером, Бориса высылают в Сибирь на работу.
Приходит Глаша и сообщает тревожные вести: Катерина покинула дом, ее давно нет. Тихон уходит на поиски.
II явление
Катерина в одиноком отчаянии ходит по улицам. Ей хотелось бы увидеться с любимым, но это кажется невозможным. Женщина чувствует, что ей проще погибнуть, чем терпеть осуждение и муки совести. Ей жаль, что эта история погубит будущность Бориса. Катя громко призывает возлюбленного, и неожиданно он появляется.
III явление
Влюбленные рады, что довелось увидеться перед разлукой навсегда. Девушка просит прощения у Бориса, но он не винит ее. Ему тяжело оставлять любимую, но взять ее с собой нет возможности. Оба плачут и стараются сказать друг другу самое важное. Борису пора уезжать, и он с тяжелым сердцем оставляет Катю, понимая, что ей лучше умереть, чем возвращаться домой.
IV явление
Катерина представляет, что придется пойти домой, терпеть издевательства свекрови и пьянство мужа. Она решает, что лучше умереть, а могила –
это спокойствие и избавление от мук. Катерина идет к Волге.
V явление
На набережной мать и сын Кабановы, Кулигин и народ. Обсуждают, что где-то здесь видели беглянку. Тихон напуган и плачет, а мать его ругает за проявление чувств к жене.
Кулигин видит в воде тело женщины и зовет людей на подмогу.
VI явление
Тихон чувствует, что это его жена, но мать не пускает его даже посмотреть, угрожает, что проклянет сына. Даже в такой момент Кабанова продолжает злословить о ней.
Жители вынимают утопленницу и приносят на берег. Она совсем как живая.
VII явление
Кулигин оставляет тело несчастной женщины Кабановым. Он сочувствует ей: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Кабанов бросается к телу жены, плачет, обвиняет мать в ее гибели. Кабанова не сожалеет о случившемся: дома она устроит самосуд.
Тихон горько обращается к погибшей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали.
Краткий пересказ
(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.
Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.
Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами.
Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.
На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.
Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать.
В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале.
Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Отзыв
(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.
Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики».
Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики».
Автор: Диана Танцур
Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа «Судьба человека». Основные события и сюжет о бедах, приключившихся с шофером Андреем Соколовым на войне, в сокращении — удобный способ быстро ознакомиться с произведением, или подобрать из него аргументы для экзаменационного сочинения и других работ. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл произведения. Приятного просвещения!
Краткий пересказ
(712 слов) Действия рассказа происходят в первую весну после войны. Повествование начинает мужчина-рассказчик, переживший войну пожилой человек, чье имя неизвестно. На переправе через реку повествователь знакомится с Андреем Соколовым и его сыном Ванечкой. Андрей принимает рассказчика за шофера, потому и начинает диалог. Андрей говорит о своей довоенной жизни, о том, как его родители и сестра умерли от голода, о том, как он женился на девушке-сиротке Ирине и воспитал с ней сына и двух дочек. Позже Андрей увлекся машинами, стал водителем. Накопив денег, Андрей купил семье дом рядом с авиазаводом, в котором они счастливо жили.
Началась война, Андрея призвали на фронт. Прощаясь с семьей, он оттолкнул жену, которая не держала себя в руках, боясь потерять мужа. Андрей сказа тогда: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!». На войне родные часто писали Соколову, но он редко им отвечал, так как не любил «на жалобных струнах играть». Он презирал тех солдат, которые жаловались в письмах на жизнь своим женам, считая, что это не достойный поступок мужчины и солдата. За войну был два раза ранен, но попал в плен при наступлении немцев. В тот день Соколову надо было проскочить между двух наступающих линий противника и доставить к батарее сослуживцев снаряды. На подъезде к батарее рядом с его машиной падает снаряд. Очнувшись, герой понимает, что он уже в плену фашистов, ведь бой идет уже за его спиной. Соколов встречает немецких автоматчиков, которые отправляют по дороге в сторону лагеря, отобрав при этом ботинки. По пути его подхватывает колонна с пленными, где ему помогают идти. Тех, кто отставал, убивали на дороге. На ночь их загнали в разрушенную церковь. Врач помогает вправить Соколову выбитую из сустава руку. Один солдат хотел в туалет, но не мог осквернить храм, отчего стал стучать в дверь. Фашист пустил очередь, убив беднягу и еще четверых. Один из пленных хотел на утро сдать командира своего, который был хилым пареньком. Соколов помогает парню, задушив предателя Крыжнева.
Утром немцы расстреливают евреев, командиров и прочих значимых чинов, после чего вновь гонят пленных. В лагере, во время копки могил, Соколов сбегает. Его находят собаками на четвертый день, и возвращают в лагерь, сильно ранив. Его гоняли по разным предприятиям и лагерям два года, где он натерпелся разных лишений. В лагере под Дрезденом Соколов говорит:
«Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».
Эти слова доносят до коменданта Мюллера, который славился своими профилактическими кровопусканиями и отличным знанием русского мата. Соколов прощается с товарищами и идет по вызову к коменданту. Перед расстрелом Андрею предлагают выпить за победу немцев, но тот отказывается. Тогда ему предлагают выпить за свою гибель, на что он соглашается и выпивает стакан шнапса, при этом не закусывая. Перед смертью ему предлагают закусить, но Соколов говорит «после первого стакана не закусываю». Так он выпивает три стакана, за что, изрядно насмеявшись, его отпускают, дав в придачу кусок сала и хлеба. Он поделил харчи на всех поровну.
В 1944 героя определили шофером в строительную контору дорог и сооружений. Соколов возил майора и думал, как бы сбежать из плена, ведь недалеко звучала советская артиллерия. Андрей подготовился к побегу, украв немецкую форму и стащив гирю с бинтами. В пути к очередному укреплению, Соколов оглушает майора замотанной гирей, после чего привязывает его к сиденью, чтобы не упал. Соколов прорывается на машине через линию фронта, где его чуть не убивают свои, приняв за немца. Накормив и напоив героя, ему выписывают благодарность и отправляют в госпиталь. Там Соколов получает письмо от соседа, что при бомбежке авиазавода одна из бомб попала в его дом, убив семью, после чего сын его пошел на фронт добровольцем. Через время Андрей добирается до места, где стоял дом. Он прощается с семьей, но через три месяца узнает, что его сын стал капитаном батареи. Соколов надеялся увидеться с сыном, но 9 мая сына убил немецкий снайпер, о чем Соколову докладывает командир роты. Андрей прощается с сыном, после чего отправляется в Урюпинск к знакомым, где устраивается шофером.
По пути он знакомится с мальчиком Ванюшей, мать которого убита бомбой, а отец погиб на фронте. Соколов представляется ему отцом и забирает мальчика к себе. Они живут вместе и командируются от места к месту. На этой ноте рассказ Андрея Соколова заканчивается. Так два одиноких человека находят друг друга. Собеседники прощаются, став по-настоящему родными людьми. Ванюша машет рукой рассказчику, чем заставляет его пролить слезу.
Отзыв
(293 слова) Мое впечатление о книге «Судьба человека» положительное. Это суровое, пропитанное духом войны произведение, которое привлекает глубиной передаваемых героем эмоций. Рассказ полон реализма (многие события описаны с исторической точки зрения, герои имеют своих реальных прототипов), что делает описание героев таким близким по восприятию к читателю. Автор описывает жизнь людей во время войны, полную не только героизмом и решимостью, но и страхом, одиночеством, коварством и жестокостью. Именно за это данный рассказ можно полюбить.
Главная мысль произведения «Судьба человека» заключается в том, что, несмотря на лишения и невзгоды, важно оставаться человеком. В рассказе мы, как читатели, видим выбор, который делает каждый человек, попавший в сложную ситуацию: думать о себе и своем счастье, пренебрегая собственной нравственностью и человечностью, или же делать то, что должен, поставив себя под удар обстоятельств, но сохранив при этом свои принципы и взгляды. Именно эти самые сокровенные стороны человеческой души показывает Шолохов, чем и вызывает интерес. Мое мнение о рассказе «Судьба человека» совпадает с отношением моих пожилых родственников — ветеранов войны, которые отметили реализм и мораль произведения.
Рассказ «Судьба человека» учит не сдаваться, учит верить и преодолевать даже самые сложные ситуации, не падая при этом духом. На примере истории Андрея Соколова мы можем сказать, что только решительность и вера в лучшее способны вывести человека из любых обстоятельств. Более того, «Судьба человека» показывает силу любви, способной «починить» даже «сломанное» сердце. Так, переживший множество страшных моментов войны и плена, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни в лице мальчика Вани. Именно это встреча оживляет в герои чувства, которые он испытывал во время пребывания со своей семьей.
Идея того, что каждый должен продолжать искать свой смысл и свое счастье, идеально раскрывается в контексте военного времени, полного других, более «земных» проблем. Шолохов заставляет задуматься о том, что даже в такое время есть силы для воплощения светлых намерений человеческой души.
Автор: Илья Шляпников