Рассказ гришина милостыня составить план к рассказу

Что делать, если учитель попросит составить план к рассказу выскочка? для того чтобы сделать вс правильно и получить хорошую оценку,

Что делать, если учитель попросит составить план к рассказу «Выскочка»? Для того чтобы сделать всё правильно и получить хорошую оценку, следует учесть целый ряд составляющих. Мало знать лишь содержание, требуется быть осведомленным и в том, когда и почему было создано данное произведение, чем жил и как мыслил его автор. Разбор деталей и таких литературных категорий, как тема, идея, проблема – всё это также окажется полезным ученику. Поэтому в данной статье мы постарались собрать как можно более исчерпывающий материл о данном творении М. Пришвина.

Несколько слов об авторе. Юность

Любой урок литературы связан с личностью конкретного автора, поэтому привести некоторые биографические сведения о Михаиле Михайловиче Пришвине не будет лишним. Заранее подкованный в теме ученик сможет не только составить план к рассказу «Выскочка», но и блеснуть более глубоким знанием материала.

Михаил Михайлович Пришвин родился в феврале, а именно 4 числа далекого 1873 года в семье купца, обосновавшегося в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Отец, некогда зажиточный человек, промотался в пух и прах, оставив семью без средств к существованию. Образование детям дала мать, которой стоило больших усилий одной поднимать, воспитывать и ставить их на ноги. Учеба Михаила началась в 1883 году, когда он оказался зачислен в Елецкую гимназию. Однако отсюда Пришвин был исключен в 4 классе за дерзость по отношению к одному из учителей, в связи с чем окончание обучения пришлось на Тюменское реальное училище.

план к рассказу выскочка

1893 год ознаменовался тем, что Пришвин поступил в Рижский институт политехники. За участие в организуемых в стенах этого учебного заведения марксистских кружках будущий писатель попал под арест в 1897 году, год отсидел в Митавской тюрьме, после чего был на 2 года сослан обратно в родной Елец. С 1900 по 1902 года Михаил Михайлович всё же продолжал обучение, но уже в Лейпцигском университете на агрономическом факультете, по окончании которого Пришвин издал несколько книг и статей на тему собственной специальности, агрономии.

Начало литературной деятельности

Как видно, жизнь писателя нельзя назвать легкой. План к рассказу «Выскочка» требует подобных биографических сведений потому, что они позволяют читателям понять, что же в действительности хотел сказать автор. После публикации первого художественного рассказа «Сашок» в одном из выпусков журнала «Родник», Пришвин решил оставить полученную профессию и уйти в корреспонденты, а увлечение творчеством народов мира привело его к желанию путешествий по северу; Михаил отправился в Карелию, Норвегию, Олонец. Знакомство с речью, бытом и традициями северян привело к появлению сказов, переданных в форме своеобразных путевых заметок и очерков («За волшебным колобком», «В краю непуганых птиц» и др.).

план к рассказу выскочка пришвин

На долю Пришвина выпало также и участие в Первой мировой войне 1914-1918 годов (для России – до революционного 1917 года). В этот период Михаил стал военным корреспондентом, печатал свои очерки в периодике. После Великой Октябрьской революции Пришвин некоторое время работал учителем на Смоленщине, при этом продолжая страстно увлекаться краеведением и охотой.

Всё это в результате вылилось в цикл детских и охотничьих рассказов и сказок, написанных писателем в 1920-х годах. Они составили сборник «Календарь природы», который увидел свет в 1935 году; эта книга прославила Пришвина как певца средней полосы России с её красотами, секретами и тайнами. Сюда относится и «Выскочка», план которой скоро будет представлен в этом материале. Помимо уже перечисленных произведений, автор создал «Рассказы о ленинградских детях» (1943 год) о событиях уже второй, виденной им за жизнь, войны, в этом случае – против фашистской Германии. Сказка-быль «Кладовая солнца», «Повесть нашего времени», книга-дневник «Глаза земли», над которой автор активно трудился даже на закате жизни. Все эти творения только закрепили творческое наследие Пришвина. Писатель умер в январе 1954 года в Москве.

Краткое содержание

План к рассказу «Выскочка» не может быть составлен, если ученик не понимает, о чем собственно идет речь. Для облегчения ситуации приведем краткий, но исчерпывающий и достаточный пересказ основных моментов повествования. Короткая история открывается знакомством читателя с собакой породы лайка. Приехавшая к своим хозяевам с берегов Бии, она сперва и получила кличку Бия, потом сменила её на ласковую Бьюшку и, наконец, превратилась во Вьюшку. Хотя её хозяин, который и является рассказчиком в произведении, мало охотился со своим животным, он отмечал, что Вьюшка – хороший сторож, и с ней можно быть спокойным за свое имущество.

выскочка план

Однажды Вьюшка получила 2 косточки с обеденного стола, на которые тут же позарилась стая из 7 сорок. Одну стрекочущая компания всё же смогла схватить и унести благодаря маневренности, хитрости и знаниям тайн воровства, но вот с другой костью дело у сорок не задалось. Одна их представительница, та самая Выскочка, составить план по рассказу с которой является первоочередной задачей настоящей статьи, провалила всю операцию потому, что не послушала подруг, заважничала и слишком понадеялась на себя. Она почти стащила кость, но в последний момент Вьюшка цапнула её за хвост и – откусила его напрочь. Осталась Выскочка, план которой провалился совершенно, без главного украшения и достоинства любой сороки и стала просто – «шарик с пестрой головкой». По стрекотанию подруг было понятно, что это – настоящий «сорочий» срам!

Составляем план к рассказу «Выскочка»

Итак, теперь, когда понятно, какие ключевые эпизоды составляют общее полотно повествования, можно перейти к составлению грамотного плана. Он будет включать в себя следующие 7 пунктов:

  1. Бия – Бьюшка – Вьюшка.
  2. Характеристики собаки.
  3. Подаренные косточки.
  4. Украденный сороками трофей.
  5. Наступление Выскочки.
  6. Хитрость сторожевой Вьюшки.
  7. Выскочка без хвоста.

выскочка пришвин

Рассказ «Выскочка», план которого представлен выше, в итоге оказывается представлен как на ладони – в ёмкие пункты умещается основное содержание переломных моментов всего повествования. Опираясь на подобную схему, можно составить и развернутый ответ на поставленный учителем вопрос, и написать подробный анализ произведения. Однако для этого следует учитывать ещё несколько категорий и положений.

Главная мысль

Если план к рассказу «Выскочка» Пришвина благополучно составлен, то для детального рассмотрения следует вникнуть в более глубокие литературные понятия. Что хотел сказать своим произведением автор, или, другими словами, каков основополагающий лейтмотив этой истории?

На самом деле, в короткой форме автор обрисовал пороки, часто присущие не только некоторым представителям мира природы, но и самим людям. Здесь и желание абсолютной наживы (сороки украли одну кость, но этого им показалось мало), и поспешность необдуманных действий, и готовность действовать любыми правдами и неправдами, и зависть к чужому добру, и обычная глупость, выражающаяся в игнорировании того факта, что собака, уже лишившаяся одной кости, разумеется, впредь будет осторожнее и внимательнее.

план сказки выскочка

Особенности текста

Пришвин, будучи знатоком детской психологии, о чем свидетельствует период его работы педагогом, понимал, что для детей предпочтительнее короткие, но крайне наполненные сюжетом и содержанием книги. Поэтому и план к рассказу «Выскочка» Пришвина, и само произведение оказываются очень лаконичными, ведь даже исходную историю автор не перенасыщает деталями, а акцентирует внимание на главном. Полный рассказ читается всего лишь за 5-10 минут! «Краткость – сестра таланта» – это изречение, которое, как никакое другое, подходит для данного случая.

составить план по рассказу выскочка

Почему стоит читать рассказы Пришвина?

Данный раздел предназначается не только для детей и учеников школы, но и родителей, которые находятся в поиске книг для своих чад. План сказки «Выскочка», равно как и сама история, свидетельствуют о том, как мастерски Пришвин передает жизнь мира природы, повадки и отличительные особенности принадлежащих к фауне существ. Простые, понятные детскому сознанию фразы, а также незамысловатые мотивы действующих лиц в результате позволяют ребенку сразу увидеть правду, формируют бережное отношение ко всему окружающему и одновременно нравственно воспитывают его.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102. 

УКМ «Перспектива»

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.

3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?

Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.

Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.

Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.

7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.

Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса

Привет, Андрей!

Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».

Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.

С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.

А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.

На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.

И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.

Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.

8. Определите основную мысль произведения.

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса

Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.

Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.

А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.

Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.

11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.

12. Составьте и запишите план всего произведения.

План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса

  1. Осень на озере.
  2. Наблюдательный мальчик.
  3. Как барсук обжёг ночь.
  4. Мальчик зовёт автора.
  5. Лечение носа.
  6. Конец истории.

13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?

Особенности художественного рассказа:

  1. Описан реальный случай с конкретным животным.
  2. Использованы средства художественной выразительности.
  3. Описаны чувства и эмоции героев.

Особенности текста энциклопедии:

  1. Сообщаются общие факты о барсуках.
  2. Нет героев.
  3. Не используются средства художественной выразительности.

14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?

Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса

  1. В каких местах живут барсуки?
  2. Живут они в одиночку или стаей?
  3. Чем конкретно питаются барсуки?
  4. Это животное хищное, травоядное или всеядное?
  5. Какого размера барсук?
  6. Сколько он живёт?
  7. Какого цвета его шерсть?

15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.

Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса

Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.

Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.

Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.

А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.

AVvXsEjaowKHfBrpGbk679y9M1Ebz cGOhnM1lQBSBujGhNe6eHxltxwa0IeYo7RujwsGBHt O3j

  • Рассказ головы из оперы руслан и людмила
  • Рассказ выводом которого является пословица
  • Рассказ все тайное становится явным придумать
  • Рассказ галка 2 класс
  • Рассказ где обедал воробей