Рассказ грибоедова горе от ума полное содержание

Детские годы великий русский писатель сергей тимофеевич аксаков родился в г. уфа 20 сентября 1791 года. его родители тимофей степанович

Детские годы

Великий русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков родился в г. Уфа 20 сентября 1791 года. Его родители Тимофей Степанович Аксаков и Мария Николаевна Зубова были представителями древнего дворянского рода.

Будущий писатель с детства отличался трепетным отношением к природе и сельскому быту, унаследовав эти качества от своего отца. Окружающая природа и наблюдение за жизнью крестьян оказали огромное влияние на развитие личности Аксакова, чье детство прошло в деревне. Он уважал рабочих и сочувствовал им, видя их тяжелый труд. Благодаря крестьянским женщинам, юный Аксаков узнал множество прекрасных произведений народного творчества, чрезвычайно обогативших его чуткий духовный мир. Много лет спустя, Аксаков напишет свою знаменитую сказку «Аленький цветочек» по рассказу дворовой ключницы Пелагеи.

Образование

Когда Аксакову исполнилось 10 лет, он поступил учиться в казанскую гимназию. Смена окружения оказала на писателя значительное благотворное влияние. Гимназистское обучение продлилось три года. За это время Аксаков обогатился новыми интересами, среди которых нельзя не упомянуть увлечение театром. Спустя год, Аксаков начинает писать для журнала «Аркадские пастушки» вместе со своим товарищем А. Панаевым. Из прочих интересов писателя важно упомянуть постоянное посещение им лекций натуралиста Фукса, коллекционирование бабочек и активное участие в спорах на разные литературные темы.

При университете действовал любительский театральный кружок, который Аксаков не только активно посещал, но и вскоре его возглавил. У публики выступления писателя пользовались большим успехом.

Творческий путь

После получения университетского диплома, Аксаков год живет в деревне, изредка посещая столицу, а затем принимает решение о переезде вместе с семьей в Петербург. Его известный покровитель и друг Карташевский помогает писателю получить хорошую должность переводчика.

Живя в Петербурге, писатель по-прежнему не оставлял театр. Здесь Аксаков более близко знакомится с ведущими литературными деятелями, актерами и писателями, среди них — артист Шушерин, адмирал Шишков, Державин, Дмитриев и другие. Политика писателя мало интересовала, в этом вопросе он всегда и во всем соглашался с Шишковым. Его литературным кумиром стал поэт князь Шихматов. Аксаков понемногу занимается переводами, не боясь браться за такие известные «вещи», как «Школа мужей» Мольера и «Филоктет» Софокла. Переводы Аксакова отличаются высоким, торжественным стилем. Эти годы писатель провел в постоянных разъездах, живя то в Петербурге, то в Москве, то в деревне.

В 1816 году Аксаков вместе с супругой Ольгой Семеновной Заплатиной переезжает к родителям в деревню. Там они живут в течение 5 лет. В 1820 году Аксаков получает в вотчину Надеждино, что в Оренбургской губернии. Весь следующий год он живет в Москве. В его дом вхожи все старые друзья и множество новых знакомых. Писатель прочно укоренился в столичном литературном обществе. В 1821 году он печатает перевод десятой статиры Буало.

Финансовое положение писателя было сложным, поэтому он отказывается от жизни в столице и, ради экономии, переезжает в Оренбургскую губернию, где остается до 1826 года. Здесь Аксаков пишет небольшое критическое четверостишье и идиллию «Рыбачье горе», которые печатают в «Вестнике Европы» за 1825 год. Также в те годы выходит две критические статьи: «О переводе «Федры» (Лобанова) и «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве». В конце 1826 года Аксаков навсегда покидает деревню и становится столичным жителем.

Благодаря своему хорошему другу Шишкову, в Москве писатель устраивается на должность цензора. Расширяется круг знакомых Аксакова: он сближается с Ю. Венелиным, профессором П.С. Щепкиным, М.Г. Павловым и Н.И. Надеждиным. Из театральных деятелей частым гостем в доме писателя были Щепкин и Мочалов.

В 1832 году Аксакова отстраняют от должности за публикацию в журнале «Европеец» запрещенной статьи «Девятнадцатый век». Но получить новую должность, при связях писателя, ему не составляет труда. Спустя год он становится инспектором землемерного училища, а позже — его директором и устроителем.

В 1839 году у Аксакова умирает отец и оставляет ему богатое наследство, вскоре после чего писатель окончательно уходит со службы. В это время в его писательской деятельности наблюдается некоторый спад: им создано лишь несколько театральных рецензий и пара небольших статей. Чрезвычайной популярностью пользовался его перевод мольеровского «Скупого», поставленный в московском театре. В 1830 году в «Московском Вестнике» опубликован рассказ Аксакова «Рекомендация министра», без подписи автора. В 1834 году – также, неподписанным, выходит очерк «Буран», он был напечатан в альманахе «Денница».

В «Буране» Аксаков раскрылся как писатель. В период создания очерка он находился под влиянием мировоззрения нового поколения, а именно – своих сыновей. В тот момент Аксаков будто переродился. Сложилось впечатление, что Аксаков несколько опередил свое время. Ведь он создавал такие произведения, которые не могли вместиться в принятые литературные рамки. Ему нужны были иные, новые формы выражения написанного, но создать он их не мог. Лишь после внедрения этих форм в литературу великими писателями Пушкиным и Гоголем, Аксаков сумел вместить в них плоды своего безмерного таланта и необычайной наблюдательности. Это явилось своеобразным спусковым механизмом для творчества Сергея Тимофеевича, ведь с того времени оно словно «расцвело». За «Бураном» последовала «Семейная хроника». Аксаков обрел необычайную популярность, его несколько раз номинировали на получение различных литературных наград.

Последние годы

Приближалась старость. На время отложив «Семейную хронику», Аксаков обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, создав «Записки об уженьи рыбы» (1847).  Книга стала очень популярной, но стареющего писателя это мало радовало. Его угнетала сложившаяся жизненная обстановка и чтобы немного отдохнуть, он уезжал в подмосковье на рыбалку.

В 1852 году были изданы «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», вызвав еще больше восторга у читателя. Автор также продолжил писать «Семейную хронику» и в 1856 году книга была завершена. Последние годы складывались для писателя нелегко: денег не хватало, а здоровье его слабело с каждым днем. И только успехи на литературном поприще поддерживали Аксакова в это нелегкое время. Вскоре писатель почти ослеп и уже не мог сам писать. Теперь его рассказы и воспоминания записывались под диктовку. В 1858 году выходит продолжение «Семейной хроники» — «Детские годы Багрова внука». Но книга вызвала уже гораздо меньше эмоций у читателей и критиков, вероятно потому, в отличие от «Семейной хроники», картина мира здесь значительно более узка, уже нет здесь привычной потрясающей воображение глубины изображения.

Писателем создано множество незначительных литературных работ, имеющих автобиографический характер: «Замечания и наблюдения охотника брать грибы», «Литературные и театральные воспоминания» и другие. Остается незаконченной «История моего знакомства с Гоголем», имевшая большой успех и подтвердившая исключительное дарование писателя. Все эти последние сочинения созданы в перерывах тяжелой болезни, от которой Аксаков вскоре скончался. Это произошло 30 апреля 1859 года в Москве.

Аксаков оставил после себя бесценное литературное наследие. Он ни на мгновение не переставал развиваться, как писатель, он рос параллельно своему времени. Его величайший писательский талант попросту не мог вместиться в общепринятые литературные формы, что долгое время не позволяло писателю раскрыться по-настоящему.  Но едва в литературный мир ворвались новые формы реального повествования, Аксаков наполнил их замечательным, блестящим содержанием.

Сергей Тимофеевич Аксаков один из немногих писателей, рискнувших писать на такие трудные темы как история и описание быта. И, нужно заметить, справился с этим блестяще. Он показал себя замечательным мастером изображения пейзажей и жизни природы. Аксаков навсегда останется в литературе величайшим классиком русского языка и превосходным мемуаристом.

Урок 1

Тема:
«А.С.Грибоедов: личность и судьба».

Цели урока:

  • дать
    представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической судьбе;
  • развивать
    умение выстраивать обзор (биографию) жизни и творчества писателя;
  • стимулировать
    интерес учащихся к чтению художественной литературы;
  • воспитывать
    твердую гражданскую позицию учащихся.

Оборудование:

1.     Презентация к уроку.

2.     Запись вальса, автором которого
был А.С. Грибоедов.

3.     Тынянов Ю.И. Смерть Вазир —
Мухтара.

4.     Попов И.В. Путник. Повесть из
жизни Грибоедова.

5.     Литература. 9 класс. Учеб. для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И.
Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной.- 17-е изд.- М. :
Просвещение, 2010.

Ход урока

I. Вступительное
слово учителя.

Слайд 1

Именем А.С. Грибоедова открывается одна из
самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и
глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей
национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного
дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное.
Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической
эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством «Горе от
ума», блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью
образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и
таинственна. Достоверно неизвестно, в каком году он родился, и погиб поэт при
загадочных обстоятельствах.

Кто он был: драматург? военный? дипломат?
музыкант? политик? Может быть, все вместе?…

 —
Запишите в тетради тему урока «А.С.Грибоедов: личность и судьба» и вопрос, на
который должны будете ответить в конце урока: «Что поразило меня в личности и судьбе
Грибоедова?»

II. Лекция с элементами беседы.

1.
Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной, родовитой семье. Окружающих
поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. Он
получил прекрасное домашнее образование, продолжил обучение в Московском благородном
пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет. Через два года окончил
философский факультет и продолжил обучение на юридическом факультете. В 1810
году заканчивает обучение, но не уходит из университета, а поступает на
факультет математики и естественных наук. Война 1812 года помешала закончить
третий факультет, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора
юридических наук.

Слайд 2

Грибоедов
добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен
в Иркутский полк. В военных действиях ему не пришлось участвовать, так как оба
полка находились в резерве.

В
1815 году Грибоедов перевёл с французского пьесу Мариво и выпустил её под
названием «Молодые супруги». Она стала литературным и сценическим дебютом
драматурга.

В
1816 году Александр оставляет военную службу и определяется в Коллегию
иностранных дел, куда по окончании Лицея был зачислен и Пушкин. Грибоедов был
очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками
(английским, французским, немецким, итальянским), изучал древние и восточные
языки (знал персидский, арабский, турецкий, учил санскрит), много читал (почти
наизусть знал Гете, Шиллера, Шекспира в подлинниках), занимался музыкой
(любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вебер и др.), но не
только был знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли 2
вальса Грибоедова. Один из этих вальсов я предлагаю вашему вниманию.

Звучит грибоедовский вальс

2.
После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого
удивительного человека: каким он был?..

Слайд 3

Если
внимательно всмотреться в портреты, может невольно прийти мысль: а не разные ли
эти люди? Повторяется только одно — очки.

Слайд 4, 5, 6, 7

— А каким вы увидели Грибоедова на
портретах Крамского и Каратыгина, на гравюре Уткина, на акварели Машкова?

Примерные ответы:

На
знаменитой гравюре Уткина (1829 г.) — задумчивый молодой человек с грустным и
спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по
моде.

На более раннем портрете П. Каратыгина (1828
г.) — надменный профиль с длинным носом, несколько презрительным выражением
лица, с застывшей усмешкой — холодный, уверенный в себе чиновник.

На
акварели Машкова (1827 г.)- тонкогубый, задумчивый человек с аккуратно
зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А
вот портрет Крамского, более поздний (1873
г.) — высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови,
оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы,
язвительно сжатые в полусмешке «Холодный лик».

3.
Каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?

Слайд 8, 9, 10

4. Значит,
не было у Грибоедова «холодного лика»? Принято считать, что домом
Грибоедовых управляла мать, которая была жестока с крепостными. Поэтому с юных
лет Александр жил «умом и сердцем» в другом мире, где господствовали
совершенно иные мысли, настроения, интересы. Он принадлежал к тому кругу
передовой дворянской молодежи, которая заявила себя противницей насилия и жадно
мечтала о новой свободной жизни.

Уже
в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими
декабристами.

5. В
1817 году Грибоедов участвует в дуэли «четверых» в качестве
секунданта. После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость
проститься с Петербургом и «праздной рассеянностью». Ему предложили
отправиться на дипломатическую службу в Соединенные Штаты Северной Америки,
либо в Персию. Он выбрал Персию.

Назначенный
секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов
отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои
лучшие годы. «Секретарь бродячей миссии» — так окрестил себя сам
Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горе от
ума».

Грибоедов
постоянно вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург
находится на Кавказе. Здесь, в крепости «Грозная», он был арестован
22 января 1826 года по подозрению в принадлежности к тайному обществу. В
заключении он провел 4 месяца, но за неимением улик был освобожден с
«очистительным аттестатом».

Вскоре
после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война.
Александр Сергеевич возвращается к месту службы в Тифлис, участвует в походе.
Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры
вел Грибоедов. Переговоры продолжились, а затем в местечке Туркманчай был
подписан мирный договор.

Грибоедов
с почетом был принят императором в Петербурге, награжден чином статского
советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост
полномочного министра в Персии.

Грибоедов
был выдающимся дипломатом, мог бы принести огромную пользу государству, но все
его последующие пожелания и планы не были одобрены правительством Николая I.
Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для
другого поприща, но его заставили служить, упрятали в «политическую
ссылку».

В
1828 году Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе.

Слайд 11

 Но
он вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в
политические споры, конфликты. Гибель Грибоедова была результатом продуманного
и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что
произошла нелепая случайность, недоразумение (всего лишь!). А русское
правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.

30
января 1829 года огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая
религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят,
что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было
отступать перед опасностями, он гордо отвечал осведомителям, что никто не
посмеет поднять руку на посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники
посольства и сам посол защищались героически. Но силы были слишком не равны.
Все русское посольство — 37 человек — было растерзано. По некоторым версиям,
обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение 3 дней таскала по улицам
Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство по настоянию
жены Грибоедова потребовала выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать
только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли. Николай I за
убийство Грибоедова благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха —
огромный бриллиант. «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское
дело» , — заявил русский император.

Слайд 12

В алмазном фонде России хранится рядом с портретом А. С. Грибоедова один красивый и необычный
камень — алмаз в форме октаэдра, на котором сделана гравировка на персидском
языке. Бриллиант под названием «Шах» весом 88,7 каратов не огранен, а просто
отполирован, абсолютно прозрачный и имеет небольшой желтоватый оттенок.
 

11 июня 1829 года А. С. Пушкин, направляющийся в действующую против турок
армию, по дороге из Тифлиса в Карс, встретил простую арбу, запряженную двумя
волами. Несколько грузин сопровождали ее. «Откуда вы?» — спросил
Пушкин. «Из Тегерана». — «Что вы везете?» —
«Грибоедова…»

Незадолго
до отъезда в Персию Грибоедов, как бы предвидя свою гибель, говорил жене:
«Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, то похорони меня в
Тифлисе, в монастыре Давида». Там он и похоронен.

Слайд 13

Учитель читает отрывок из стихотворения Я.Полонского «Н.А.Грибоедова»

7. Вот
такая загадочная, трагическая судьба необычайно одаренного человека. Если она
вас заинтересовала, вы можете прочитать две очень интересные книги о жизни
Грибоедова (это художественные произведения):

1.     Тынянов Ю.И. Смерть Вазир —
Мухтара.

2.     Попов И.В. Путник. Повесть из
жизни Грибоедова.

III. Обобщение. Итоги.

В начале урока вы получили задание
подумать над вопросами: «Что поразило вас в личности и судьбе Грибоедова?»

Послушаем ваши ответы, ваше мнение, ваши
суждения.

Домашнее задание.

1.     Составить связный рассказ о судьбе
Грибоедова, пользуясь конспектом или учебником с.141-147.

2.     Прочитать об истории создания
комедии «Горе от ума» (учебник с. 144, 147)

3.     Прочитать комедию А.С.Грибоедова
«Горе от ума».

Урок 2

Тема:
«А.С.Грибоедов «Горе от ума». Прототипы комедии и история создания».

Цели урока:

   закрепить знания о личности А.С.Грибоедова ;


 проследить историю создания комедии «Горе от ума»;

    начать знакомство со своеобразием комедии А.С.Грибоедова –
в

  
сравнении с традициями классицизма.

   пробудить интерес к личности А.С.Грибоедова и желание  

 
самостоятельно изучать его жизнь и творчество.

Оборудование:

1. Презентация к уроку.

2. Литература. 9 класс. Учеб. для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И.
Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной.- 17-е изд.- М. :
Просвещение, 2010.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Слайд
1

 Сегодня
мы начнём знакомство  с
гениальным и бессмертным творением А.С.Грибоедова «Горе от ума».

а)
записывается тема урока;

б) сообщение цели урока:

— проследить историю создания
комедии;

— начать знакомство со своеобразием
комедии А.С.Грибоедова – в сравнении с традициями классицизма.

II. Проверка знаний,
полученных на предыдущем уроке и в ходе подготовки домашнего задания
(опрос)

Задание: подтвердить
или опровергнуть следующую информацию, дополнить её.

1.      Грибоедов родился в Москве, в
обедневшей дворянской семье.

2.      В 13 лет поступил в университет.

3.      Закончил за 6,5 лет 2 факультета.

4.      Знал 4 языка: английский,
французский, немецкий, итальянский.

5.      Грибоедов – замечательный
композитор.

6.      Грибоедов – известный дипломат.

7.      Участвовал в войне 1812
г.

8.      В Персию сослан за причастность к
восстанию декабристов.

9.      Грибоедов щедро награждён
правительством за подписание мирного договора с Персией.

  10. Гибель его была
случайной.

11.    Погиб в Тегеране.

12.    Похоронен в Тифлисе, в монастыре
Давида.

13.    «Горе от ума» — трагедия.

III. Изучение нового материала.

 а)
Работа с понятиями.

Учитель:
Мы говорим,
Грибоедов создал бессмертное драматическое произведение, давайте вспомним, что
собою представляют драматические произведения? чем они отличаются от
других жанров?

(Ответ
подготовленного ученика.)

Драматические
произведения отличаются от лирики и эпоса, прежде всего тем, что предназначены
для исполнения на сцене. Их содержание составляют речи, разговоры действующих
лиц в форме диалога и монолога. Речи действующих лиц сопровождаются ремарками,
т.е. авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии
героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется
режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим
героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни
персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка…)
усиливают впечатления от спектакля.

В
драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба
противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же
время сами события могут быть очень просты и обыкновенны, но каждое слово,
каждое движение раскрывает характер персонажа, его побуждения, его общественное
лицо, место в жизни.

Учитель:  Назовите основные виды
драматических произведений.

 (Трагедия, драма, комедия).

           
—        Каковы
отличительные признаки комедии?

 (В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни,
отрицательные черты и свойства характеров людей)

                   -Грибоедов
создал комедию. Какие стороны общественной жизни, отрицательные черты и
свойства характеров людей  в
ней осмеиваются, мы узнаем в ходе анализа произведения (на последующих уроках),
а вот какова история её создания, нам расскажет…

б)
История создания комедии.

(Рассказ подготовленных учеников об истории
создания комедии)

1
ученик

Лучший
друг Грибоедова С. Н. Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был
сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен,
но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил
некоторых действующих лиц…»

2
ученик

В.
В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что
Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует,
хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или
перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно
допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

3
ученик

Существует
и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в
письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен)
подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я
дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство,
затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; ВО
СНЕ ДАНО, НА ЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»

Учитель:
Комедия была
завершена к осени 1824 года. Сохранилась и первая (черновая) редакция пьесы,
которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Слайд
2

 Грибоедов
очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен
цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это
напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей
России в виде «описков». Успех был потрясающий: « Грому, шуму, восхищению,
любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год).

Только
после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое
отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными
купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет
его на «Горе от ума».

Работа
с учебником

             
— Прочитаем в учебнике о комедии «Горе от ума». Откройте стр. 147.

           
( чтение вслух)

в)
Прототипы комедии.

Учитель: — Настоящему уму горе причинить
нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Одной из основных задач автора было не просто отразить в комедии черты
современного общества, но вынудить общество себя в зеркале узнать.

Современный читатель (в идеале — зритель) комедии
немедленно соображал, о ком идет речь: «узнавал по портрету». И
исчезала пропасть меж сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о
лицах, узнаваемых публике, у зрителя и персонажа оказывались «общие
знакомые» — и достаточно много. Таковым образом, Грибоедову удалось
сделать умопомрачительный эффект: он стирал грань меж настоящей жизнью и
сценической реальностью.

В видах неких второстепенных героев и внесценических
персонажей вполне узнаются черты настоящих современников автора.

 Так, Репетилов обрисовывает Чацкому одного из тех, кто
«шумит» в Английском клубе:

Не нужно именовать, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, возвратился
алеутом,

И прочно на руку нечист.

Большая часть читателей «узнавали по портрету»
колоритную фигуру того времени: Федора Толстого — Американца. Занятно, к слову,
что сам Толстой, прочитав «Горе от ума», себя вызнал и при встрече с
Грибоедовым попросил изменить последнюю строку следующим образом: «В
картишках на руку нечист». Он своими руками переправил так строчку и
приписал пояснение: «Для верности портрета сия поправка нужна, чтоб не
поразмыслили, что ворует табакерки со стола».

Помните, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь
возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых,
над которыми оба они три года назад потешались. В частности, поминает он и
некоего «черномазенького»:

А этот, как его, он турок либо грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Оказывается, удалось установить, что был во времена
Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к
описанию Чацкого.

О прототипе Чацкого нельзя сказать с той же
определенностью, однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей.
Образ Чацкого — меньше всего портрет того либо другого настоящего человека; это
собирательный образ, социальный тип эры, своеобразный «герой времени».
И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова — П.Я.
Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846).

Слайд 3

 Фамилия «Чацкий», непременно, несет в себе
зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эры: Петра
Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от
ума» Грибоедов писал имя героя по другому, чем в окончательном:
«Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже часто произносили и писали с
одним «а»: «Чадаев».

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном
антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м
внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное
общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новые философские
учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в
Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат:
«Философические письма». Взоры, идеи, суждения — словом, сама система
мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась так неприемлема для
николаевской России, что автора «Философических писем» поняло
небывалое и ужасное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом
он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не
повторил судьбу собственного прототипа, а предсказал её.

Пушкин писал П.А.
Вяземскому
:
“Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чадаева; в
теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны.

Слайд 3(в этом же слайде по щелчку
открываются и другие портреты)

Развернута аргументация об отражении в образе
Чацкого характера и биографии В.К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера,
вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого, Ю.Н. Тынянов писал в
статье “Французские отношения Кюхельбекера”.


Несомненно,
что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого
Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников:
горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов
вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать,
что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание
иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное
столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его
дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам
герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности
Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора
напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал:
«…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей
комедии».

г) Литературное направление в комедии

Учитель:
А теперь
обратимся к изученному ранее литературному направлению – классицизму.

                  —
Расскажите о правилах классицистической драмы.

                  —
Мы вспомнили правила, в соответствии с которыми строили свои произведения
писатели-классицисты. Дома вы читали комедию Грибоедова, проследим, какие из
этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие нарушены.

               
 — Проследим соблюдается ли в комедии “принцип трёх единств”.

•   Сохраняется
единство времени? (Да,
действие укладывается в рамки одного дня).

•   Сохраняется
ли единство места? (Да,
события развиваются в доме Фамусова).

•   А
единство действия сохранено? (Нет,
в пьесе уже не один конфликт, а два: любовный и социальный,
и полного их
разрешения мы не наблюдаем). 

Учитель:
 Совершенно верно, автор в комедии касается множества серьёзных
вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о
крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и
независимости человеческой личности, об общественном признании человека и его
гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах
просвещения и воспитания и т.д.

•   Соблюдается
ли в комедии композиционный принцип?

    (Да,
в пьесе 4 действия: в 3-кульминация, в 4 — развязка).

•   Какие
ещё классицистические черты  можно
отметить в комедии?

 (Любовный треугольник (их целых
три);

присутствие резонёра (выразителей
авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза );

 сохраняет автор и говорящие фамилии:
Репетилов, Молчалин, Хлестова, Хрюмин, Скалозуб, Тугоуховский);

 Вывод:
Таким образом, Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки

   
  Какие черты
реализма мы можем увидеть в комедии?

(По словам Гончарова, в комедии Грибоедова, “как в зеркале”
отразилась Москва того времени, её обычаи, нравы. Героев мы не можем оценить
однозначно как положительных или отрицательных. Даже в Чацком наряду с его прекрасными
душевными качествами мы можем обнаружить недостатки, например, отсутствие
знаний о человеческой душе, неумение разобраться в чувствах любимой девушки.
Все характеры изображены очень точно, мы можем проследить, почему у них
сложились те или иные представления о жизни, об обществе, их внутренний мир
показан полно и правдиво. Поэтому комедию “Горе от ума” мы можем смело назвать
реалистическим произведением)

       
•Какова роль романтических мотивов в комедии “Горе от ума”?

      
 • Какие черты
романтического героя мы видим в Чацком?

(Чацкий в комедии разыгрывает роль романтического героя:
несчастный влюблённый, бунтарь-одиночка, не понятый “светом”: “все гонят, все
клянут, мучителей толпа”, в его монологах присутствует мотив странничества).
      
 В монологах ещё какого героя мы встречаем
отсылки к романтизму?

(В Софье также можно найти черты романтической героини.“Ей сна нет
от французских книг” – говорит Фамусов. Мы можем предположить, что это
сентиментальные и романтические французские романы. Кроме них, Софья,
по-видимому, воспитана и на таких произведениях как баллада Жуковского
“Светлана”. Это видно из сна, придуманного Софьей для Фамусова).

Вывод: Несмотря на то, что романтические черты присутствуют в образах
Чацкого и Софьи, мы не можем воспринимать эти черты всерьёз в комедии. Таким
образом, автор использует романтические мотивы для того, чтобы дать более
полную характеристику внутреннему миру главных героев, но в то же время
относится к ним иронически.

 IV. Итог урока.

Учитель:
 
Итак, сегодня на уроке мы начали
знакомство с гениальной комедией «Горе от ума», по средствам которой Грибоедов
внес неоценимый вклад в историю русской литературы. А чтобы подтвердить эти
слова, прочитайте насколько высказываний современников Грибоедова.

Слайд
4, 5, 6,

Учитель: — Мы доказали, что “Горе от ума” является комедией, познакомились с
художественным своеобразием этого жанра. Сделали вывод о том, что в комедии
“Горе от ума” сочетаются классицистическая (в основновном) форма, романтические
мотивы и реалистическое содержание.

Выставление
и комментирование оценок.

V. Домашнее задание.

 Проанализировать список действующих лиц, выделить говорящие
фамилии, определив их значение.

(задание для девочек)

 Подготовить сравнительную
характеристику Чацкого и Молчалина по плану (опираясь на текст)

        возраст;

        происхождение;

        положение в обществе;

        общественные взгляды и
идеалы;

        личные
качества;

        проявление в любви

(задание для мальчиков)

 Образ Софьи.

Дайте характеристику по плану:

возраст;

происхождение;

положение в обществе;

взгляды на жизнь и идеалы;

личные качества.

Краткое содержание статьи «Мильон терзаний», которую написала Иван Александрович Гончаров, значительно сокращает время на прочтение данного произведения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, при помощи которого вы сможете узнать основные моменты и мысли статьи.

Краткое содержание

Данная статья посвящается такой прекрасной и актуальной во все времена пьесе «Горе от ума», написанной Грибоедовым. Так же она рассказывает об испорченном обществе, и Чацком – который является борцом за свободу. Он не терпит лжи в любом её проявлении, стараясь бороться с ней. Его образ будет присутствовать в любом обществе постоянно. Иван Александрович подчеркивает актуальность и молодость пьесы «Горе от ума».

Иван Александрович сравнивает данную пьесу со столетним стариком, рядом с которым все отживает свой век, умирает и разрушается. Старик же в свою очередь остается бодрым и свежим, наблюдая за старением и появлением нового.

Несмотря на всю гениальность Александра Сергеевича Пушкина, герои его произведений постепенно отходят на второй план. В то время, как пьеса «Горе от ума» появилась на свет раньше, но до сих пор не теряет своей актуальности – именно так считает Иван Александрович Гончаров. Данное произведение цитируется постоянно, что добавляет пьесе еще большего интереса.

Пьеса «Горе от ума» стала своего рода картиной нравов, где при помощи острой сатиры показываются различные типажи людей. Гончаров отметил так же и то, что данное произведение имеет художественную завершенность, что удавалось лишь Гоголю и Пушкину.

Все ситуации, которые происходили в московских гостиницах, собрались воедино в одной книге. Такие себе «Фамусовы» и «Молчалины» будут существовать до того времени, пока в обществе будет место сплетням, безделью и низкопоклонничеству.

Главная роль в произведении отводится Чацкому, который пожинает горе из-за своего ума. Пушкин же считает, что у него и вовсе ума не было.

Но если сравнивать личность Чацкого с Онегиным или Печориным, то он является значительно умнее. В своих поступках он искренний и честный, чего не скажешь от тех, которые вели больше партизанскую деятельность. Более того, в отличие от Онегина и Печорина, которые были совершенно не приспособлены к жизни и не способны на великие дела, Чацкий провел серьезную самоподготовку. Он посвятил достаточно много времени обучению, чтению литературы, путешествиям. Он не смог смириться с министрами лишь по одной причине, которую отлично передает фраза: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».

Основную идею комедии можно проследить благодаря бесконечным спорам Чацкого с Фамусовым. Чацкий поддерживает новые идеи, а Фамусов же отстаивает право на жизнь прошлых устоев.

Из-за своих взглядов они разделяются на две противоречивых стороны. По одну сторону остается Фамусов, с такими же, как он сам единомышленниками. С другой же стороны находится Чацкий, который с пылом и напором пытается отстаивать свои взгляды на жизнь и новые идеи. Хоть он и один, но он не собирается сдаваться, а продолжает свою борьбу.

Так же в пьесе присутствуют и любовные интриги. Своим обмороком, после того как Молчалин упал с лошади, Софья выдает свои чувства. Чацкому становится все понятно. Он теряет разум, пытаясь выиграть у соперника. Поступок этот лишен смысла, поскольку Софья ещё ранее сказала ему, что есть люди, к которым она расположена намного больше, чем к нему. Чацкий пытается выпросить любовь, не понимая, насколько глупый и бесполезный этот поступок. Он пытается упрекнуть Софью, разжалобить её:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?

Чацкий в отчаянии, в его словах звучат слезы, но все же благодаря своему уму, он перестает унижаться, понимая всю бесполезность своих действий. Софья продолжает выдавать свои чувства, в тот момент, когда речь заходит о Молчалине. Она считает, что их встреча была задумана еще на небесах. Но от этих отношений девушку спасло то, что Молчалин оказался низким, ничтожным человеком. Она пытается описать Чацкому образ Молчалина, сама не понимая того, что портрет получается не самым прекрасным и пошлым:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит…
…от старичков не ступит за порог…
…Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.

Чацкий старается себя успокоить тем, что девушка относиться к Молчалину без уважения, не любит его и так далее.

Чацкому не остается ничего другого, как уехать в Москву. Московская жизнь обрушивается на героя с такой силой, что вытесняет его воспоминания о пережитых интригах. Начинают происходить сразу несколько комедий, в которых принимаю участие новые лица. Ярким примером становятся Горичевы, муж-барин, который обрюзг и опустился, и превратился в подкаблучника у своей жеманной жены. Князь Петр Ильич, который вместе со своей супругой становятся отображением прошлого. Загорецкий, который был настоящим мошенником.

Описание этих людей настолько ярко, что читатель забывает ещё о недавних интригах Чацкого.

Чацкий не сдерживает себя ни в репликах, ни в высказываниях, чем обретает большое количество недоброжелателей. Он рассчитывает, что его поддержит Софья, но сам даже не подозревает о том самом заговоре, который строится против него.

Единственный урок, который герой выносит из этого – это «мильон терзаний» и «горе от ума». До этого времени Чацкий постоянно одерживал победу, благодаря своему уму, с помощью которого он умел поразить больное место у своего врага.

Но он устал бороться, поэтому начал все чаще грустить, и ко всему придираться. Углубившись в свое состояние, Чацкий практически подтверждает слух, распущенный Софьей, о своем сумасшествии.

Скорее всего, Пушкин усомнился в умственных способностях Чацкого из-за заключительной сцены в четвертом акте. Ведь его герои Онегин и Печорин, ни в коем случае не стали бы вести себя так, как повел себя Чацкий. Из-за своей искренности и простоты, и нежеланием рисовки, ему изменяет здравый смысл и логическое мышление. Герой совершил очень много пустяков и глупостей. Став свидетелем свидания Софьи и Молчалина, Чацкий выступает в роли Отелло, на что не имел никакого права. Он даже пытается упрекнуть девушку в даче ложной надежды, но дело в том, что Софья только и делала, что всеми путями отталкивала молодого человека от себя.

Если так задуматься, то и Софью нельзя назвать безнравственной. Она грешна хотя бы тем, что позволила себе жить, как и все: в неведении, слепоте.

Гончаров передает основную мысль морали, используя строки Александра Сергеевича:

Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!

Он отмечает то, что Софья смогла смотреть на мир и вещи в нем трезво. Лишь благодаря Чацкому. Но из-за того, что благодаря Чацкому она, наконец-то, смогла увидеть истинное лицо своего возлюбленного Молчалина, Софья не может более относиться к нему уважительно. Для нее он стал постоянным напоминанием её незрячести.

Софья соединила в себе положительные качества вместе с ложью, ума и полное отсутствие идей и убеждений. Она была умна, но при этом совершенно слепа нравственно. Эти качества были заложены в ней благодаря её воспитанию. Сама по себе она была человеком нежным, горячим и мечтательным. Она умела мечтать, чувствовать, но совершенно не могла думать и анализировать происходящее.

Не зря гончаров сравнивает чувства Софьи к Молчалину. Которые были такими чистыми, наивными и искренними, с чувствами Татьяны Александра Сергеевича Пушкина. Софья подобно Татьяне так же находит  свое жизненное призвание в любви и чувствах, и не боится сделать первый шаг. Хотя у девушки есть внутренний стержень и натура, которая так покорила Чацкого. Но девушку привлекало больше милосердие. Ей нравилось помогать бедному, вытаскивать его на необходимый уровень, чтобы впоследствии он стал её марионеткой.

Чацкий сеял свои мысли и поступки, а вот их плоды пожинали уже другие. Главной его проблемой было то, что его дело было лишено успеха. Мильон терзаний – это наказание таких людей, как Чацкий. Они сами страдают от своего ума, а так же от оскорбленного самолюбия.

На его месте невозможно представить ни Онегина, ни Печорина. Убив Ленского, Онегин забирает с собой тот самый «гривенник» терзаний. Чацкий же в корне отличается от них. Он не соглашается с тем режимом. По которому привыкли жить остальные. Ему необходима свобода, независимость. Ему тошно прислуживать кому-то, поэтому он укоряет тех, кто занимается низкопоклонством.

Для него настоящая свобода – это свобода и независимость от всего того рабовладельческого строя, к которому так привыкло общество. Внутренне многие соглашаются с его суждением, но они не готовы изменить своим привычкам и взглядам.

Он не устает обличать ложь, доказывая всем, что даже один в поле воин. Но для этого нужно быть таким же Чацким, мнение которого сломить невозможно.

Гончаров считает, что образ Чацкого вряд ли когда-то потеряет свою актуальность. Ведь Грибоедов его наделил самой важной и глубокой ролью.

Такие Чацкие встречаются постоянно в нашей обыденной жизни. Это может быть и наш коллега, и сосед, который живет рядом с людьми, которые придерживаются старых принципов.

Данное произведение будто-бы включает в себя целых две комедии. Одна охватывает одну конкретную любовную интригу, вторая же описывает более масштабные события.

Гончаров рассказывает о постановке данного произведения на сцене. Он уверяет нас в том, что не нужно стараться повторить историческое время. Артист должен сам понять и прочувствовать пьесу Грибоедова, прежде чем сыграть её на сцене. Так же автор настаивает на художественном сохранении языка пьесы.

Актер, опять-таки, должен прочувствовать, подобно музыканту, сам звук голоса, тембр и интонацию, с которой он будет озвучивать данную роль. Это все у него получится, как только он поймет истинный смысл произведения.

%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE

Фото: Из личного архива

В этом году исполнилось 200 лет с начала написания комедии А. Грибоедова «Горе от ума». И бессмертная комедия Александра Сергеевича Грибоедова, тёзки великого Александра Сергеевича Пушкина, «Горе от ума» появишаяся 1824 года, буквально до сих пор вызывает споры. Правда, в последнее время о ней как-то забыли, но, наверное, на то есть причины, на которых остановлюсь ниже.

Комедия «Горе от ума» – феноменальное по существу своему и по своей историко-литературной судьбе произведение. Александр Блок определил его как «до сих пор не разгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы» – это было сказано в начале 20 века. История истолкования, несмолкающие споры о «Горе от ума» на протяжении более полутора столетий свидетельствовали о сложности этого произведения, отражающего сложность самой жизни. Жизнь, действительно, бесконечна, поэтому неисчерпаемо и содержание «Горя от ума». Но очень кажется странным, что тогда, когда в стране победила демократия, это произведение ушло в тень. Почему?

Грибоедов был русским патриотом с ярко выраженным демократическим, народолюбивым оттенком. Упоминаемый в речах Чацкого «умный, бодрый наш народ» противопоставляется писателем дворянам, сделавшимися иностранцами в глазах этого народа. Не то ли сегодня происходит с нашей, так называемой, «элитой», у которой государство идёт на поводу. Наверное, это одна из причин забвения произведения. Ведь в советские времена комедия была на первом месте в репетуаре всех ведущих театров страны, а ныне…, больше зарубежный суррогат. Но, как ещё отмечал А. Блок, много исследовавший творчество А. Грибоедова, в 1918 году, а тогда было смутное время, схожее моментами с нынешним: «…Трагические же произведения Грибоедова и Гоголя остались: будущим русским поколениям придётся возвращаться к ним; их конём не объехать! Будущим поколениям надлежит глубже задуматься и проникнуть в источник их художественного волнения, переходившего так часто в безумную тревогу…» («Размышления о скудности нашего репертуара», 1918 г.). К слову, статья очень актуальная для нашего времени.

Не будучи профессиональным писателем и не работая в литературе систематически, Грибоедов остался автором одного гениального произведения, оказавшего огромное, не поддающееся исчерпывающему учёту влияние на всю русскую литературу. Жаль, что не в полной мере, это понимают нынешние чиновники от образования и литературы. Даже Пушкин, наше всё, восхищался языком комедии – совершенно свободный, разговорный, живой, без какой бы то ни было нарочитости или стеснённости. Мастерство диалога в комедии изумительное. И А. Пушкин после первого же чтения предсказал грибоедовским стихам долгую жизнь в языке народа: «…половина войдёт в пословицу». Что и случилось. «Подписано, так с плеч долой», «Счастливые часов не наблюдают», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» и другие – повторяя это сегодня, люди даже не догадываются, что все эти изречения пошли из грибоедовской комедии.

Секрет жизненности пьесы, незаменимость её хорошо объяснил писатель И.А. Гончаров, заявив, что «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим» и что «литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснётся борьбы понятий, смены поколений». Ситуация борьбы свежей силы с косностью, столкновения Чацкого с барской Москвой, сегодня она стала чиновничьей, типична и диалектична, вечна, как мир, и это обеспечивает комедии Грибоедова долгую жизнь, вызывая уверенность в том, что нечто подобное должно появиться и в наши дни. Комедия «Горе от ума» всё же имеет оптимистическое звучание и заключает в себе идею неодолимости нового, есть такое понятие «исторический оптимизм», и это радует. Я почувствовал это, перечитав сегодня великую комедию, и принял мнение И.А. Гончарова как своё – «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанес ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Должна же наконец появиться и сегодня эта свежая сила!

В голове после прочтения комедии масса мыслей, ассоциаций, аналогий, что не вместить в небольшую статью. Я просто предлагаю тем, кто когда-то читал и изучал творчество Грибоедова, перечитать, а тем, кто не читал, прочесть комедию «Горе от ума» и задуматься о сегодняшнем дне. А раз мы говорим о ней, то грех не вспомнить хотя бы парой строк, и об её авторе.

Жизнь Александра Грибоедова (1795?–1829), по выражению Пушкина, была «затемнена некоторыми облаками», во многом представляется загадочной, – начиная с года рождения, о котором до сих пор точно неизвестно – то ли 1795, то ли 1794. Точно известна только дата его рождения 4 января ст.ст. Свою смерть он предсказал сам.

Отпрыск родовитой барской семьи, получивший хорошее воспитание и образование, он в 1812 г. пошёл на военную службу в Московский гусарский полк. Но в 1815 году, бросив военную службу, переехал в Петербуврг и поступил на службу в Коллегию иностранных дел, куда в то же время поступили Пушкин и Кюхельбекер. Там начались его контакты с русскими писателями. Пройдя пирушки и дуэли, что было свойственно тогдашней золотой молодёжи, он не стал прожигателем жизни.

Первые пробы пера начались в 1816 году – были ранние комедии, стихотворения, но его прославила комедия «Горе от ума», которой предшествовали 15 лирических произведений той же направленности, из которых примечательно программное стихотворение «Давид» (1824). «Горе от ума» оказалось продуктом одинокой вспышки великого дарования. Едва ли можно сомневаться в том, что Грибоедова задушила реакция, наступившая вслед за подавлением восстания декабристов 14 декабря 1825 г. «Весёлость моя исчезла», – говорил Грибоедов С.Н. Бегичеву в 1828 г., объясняя ему невозможность писать новую комедию.

Мучаясь мрачными предчувствиями, он продолжал исполнять свой служебный долг полномочного министра-резидента в Персии, где и погиб от рук фанатиков 30 января 1829 года. За его смерть шах Персии откупился перед русским царём знаменитым бриллиантом «Шах». Но за свою короткую жизнь Александр Сергеевич успел создать для Отечества свой бриллиант – это бессмертная комедия «Горе от ума», которая остаётся бриллиантом в короне русской литературы и драматургии и по сей день.

К сожалению, «Горе» всегда остаётся с нами, а вот «Ум» мы переодически теряем!

Вадим Тимофеевич Кулинченко, публицист, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Говорящие фамилии в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» имеют серьёзное смысловое значение. Однако автор дал своим персонажам сложные имена, не такие очевидные, как, к примеру, фамилии основных героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Говорящие фамилии являются типичной чертой классицизма. Их использовали для обозначения каких-либо качеств. Имя персонажа предполагает его характер, становится своеобразным эпиграфом к образу, определяет авторское отношение к герою и настраивает читателя на необходимый лад. Иногда достаточно просто прочитать список действующих лиц, для того чтобы получить полное представление о героях произведения. Кроме того, говорящие фамилии предусматривают чёткое деление на положительных и отрицательных персонажей. Несмотря на то, что пьеса «Горе от ума» написана в новаторском стиле, А.С. Грибоедов обратился к приёмам классицизма и использовал говорящие фамилии для более глубокой характеристики своих героев.

Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения. Он является представителем «века нынешнего» и противопоставляется всему фамусовскому обществу. В первом варианте пьесы его фамилия звучала как Чадский и, скорее всего, она была образована от устаревшего слова «чадить» — дымить, коптить. Александр Андреевич словно «горит» в своих речах, однако все его слова развеиваются как дым.

По другой версии фамилия Чадский была образована от фамилии Чаадаева, русского философа, объявленного сумасшедшим из-за его публикаций. Он слишком смело критиковал русскую действительность, поэтому его труды были запрещены в императорской России. У Чаадаева действительно много общего с Чацким, поэтому этот вариант выбора фамилия для главного героя представляется многим литературным критикам наиболее правдоподобным.

Павел Афанасьевич Фамусов – главный представитель «века минувшего» — консервативного дворянства, единственными ценностями которого являются необходимые связи и материальное благосостояние. Самое главное для Фамусова – это положение в обществе, поэтому он мечтает породниться со Скалозубом, который должен стать генералом.

Вся жизнь Павла Афанасьевича складывается вполне удачно: он имеет приличное состояние, служба не доставляет особых хлопот, представители высшего света ценят его и уважают. Единственное, чего боится Фамусов – сплетни и осуждение окружающих. Именно эта черта характера и отображена в его фамилии, которая происходит от латинского слова «fama», что в переводе на русский язык означает «общественное мнение».

Павел Афанасьевич всегда думал в первую очередь о том, что скажут люди. Узнав о романе своей единственной дочери с Молчалиным, он сразу же принимает решение отправить её в Саратов, опасаясь того, что подумает княгиня Марья Алексеевна.

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Павла Афанасьевича Фамусова, живущий в его доме. Фамилия Молчалина является одной из самых простых для понимания скрытого в ней смысла. Она происходит от глагола «молчать», и этот персонаж действительно не отличается особой разговорчивостью. Алексей Степанович говорил, что в его годы не пристало иметь собственное мнение. Не случайно в пьесе присутствуют такие сцены, где Молчалин не произносит ни слова. Для достижения своих жизненных целей, ему было необходимо подстраиваться под окружающих и выслуживаться перед вышестоящими лицами. Многословность в этом деле – помеха.

Сергей Сергеевич Скалозуб тоже имеет говорящую фамилию. Он является типичным представителем армейской среды того времени. Подобно Фамусову он руководствуется в жизни идеалами «минувшего века», только делает это более грубо и откровенно. Главной целью в его жизни является продвижение по карьерной лестнице, а также следующие отсюда богатство и знатность.

 Фамилия Сергей Сергеевича образована от простонародного прозвища «скалозуб». Мысленно сразу рисуется образ скалящего зубы человека, который не отличается особыми интеллектуальными способностями. Видимо, такое прозвище давали человеку, который всё время смеялся, не соблюдал рамки приличия, жестоко подшучивал над другими. Подобная фамилия характеризует Сергея Сергеевича как глупого и бесчувственного человека, интересующегося только собственной персоной.

Репетилов – второстепенный, но весьма важный в пьесе персонаж. Он представляет собой своеобразное зеркало, отражающее всё, что является модным. Репетилов умеет подстроиться под любого представителя общества, говорить то, что хотят слышать другие. В нём соединились практически все черты характеров окружающих. А фамилия Репетилова является подтверждением этого, ведь с французского языка слово «repeto» означает «повторять». И действительно всё, что он может – это повторять слова других людей.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что говорящие фамилии в пьесе «Горе от ума» помогают увидеть характеры персонажей, их мировоззрение и образ жизни. А все вместе они дают возможность понять основную проблематику произведения – комедии, в которой высмеиваются общественные пороки.

  • Рассказ господин из сан франциско в оценке современников
  • Рассказ горячий камень краткое содержание для читательского дневника
  • Рассказ господин из сан франциско читать краткое содержание
  • Рассказ господин из сан франциско бунин краткое содержание
  • Рассказ господа головлевы краткое содержание