Рассказ городок в табакерке рассказ о мише

Тема: владимир федорович одоевский городок в табакерке.цель : познакомить учащихся с научно-познавательной литературной сказкой в.ф.одоевского городок в табакерке, используя методы

Тема:
Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Цель
: познакомить учащихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы исследования, развивать интерес к механике.

а) образовательные: Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению сказки Одоевского «Городок в табакерке». Формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы, учить передавать содержание прочитанного.

б) развивающие:Создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, для развития техники чтения учащихся, пополнить словарный запас учащихся.

в) воспитывающие:Способствовать воспитанию любви к чтению, любознательности, при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулка.

Сами пляшут.

Сами песни поют.

Табакерка
3.2×2.9×12.2 cм Россия. 17 век.

фигурные табакерки.

Табакерка с портретом великого князя Павла Петровича
Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, роспись. 3.3х7.1х5.5 см Адор, Жан Пьер. Россия. Санкт-Петербург. 1774

Табакерка с памятником Екатерине II
Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры; литье, чеканка, роспись, пунцирование, гильошировка. Выс. 1.9; диам. 6.9 см Шарф, Иоганн Готлиб. Россия. Санкт-Петербург. 1776г

Музыкальная табакерка
Золото, эмаль и алмазы. (Женева) c. 1820

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

Бюро
— письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Ставни
— деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Флюгер
— прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Объясните значение слова бахрома

.

тесьма с висящими с одной стороны нитями.

«Творчество Михаила Лермонтова» — Человеческие отношения. Познакомится с новым произведением. Делу — время. Исследователь. Выбери правильное толкование слова. Ночевала тучка золотая. М.Ю. Лермонтов. Утёс. Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Познакомиться с новым литературным приёмом. Контраст. Исследовать произведение.

«Серия книг «Школьная библиотека»» — Любимая девочка дяди Федора. Белый клык. Путь. Серия книг «Школьная библиотека». Приключения Электроника. Юные друзья. Сказка о потерянном времени. Маленький водяной. Денискины рассказы. Приключения Тома Сойера. Малыш и Карлсон. В стране невыученных уроков. Волшебник изумрудного города. Дядя Федор, пес и кот. Рассказы Чехова. Книга. Королевство кривых зеркал. Про Веру и Анфису. Рассказы о природе.

««Куприн» 4 класс» — Годы жизни: 1870 – 1938. В костюме водолаза. Дом – музей, г. Наровчат. Куприн Александр Иванович. Дом творчества, Голицыно. Давайте поиграем. В кабинете. Страницы жизни и творчества А.И.Куприна. Кадет, 1880 год. Объясните выражение. Творчество. Словарно – лексическая работа. Страницы жизни и творчества. Домашние питомцы. Спешите почитать. Вопросы к кроссворду. Журналы, рукописи. В годы странствий.

«Зощенко «Ёлка»» — М. М. Зощенко «Ёлка». Родился 10 августа 1894 г. в Петербурге в семье художника. В 1921 г. Зощенко стал членом литературного кружка «Серапионовы братья». Речевая разминка. В каких словах выражена главная мысль произведения? 59-64 подготовить чтение «по ролям», нарисовать иллюстрацию к рассказу. Словарно-лексическая работа. Умер 22 июля 1958 г. в Ленинграде, похоронен в Сестрорецке. «золотушный» — больной, истощённый ребёнок.

«Одоевский «Городок в табакерке»» — Флюгер — прибор для определения направления и измерения скорости ветра. Табакерка — маленькая изящная коробочка. Ставни — деревянный затвор на окнах в деревянных домах. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Городок в табакерке. Затеплилась звездочка. Окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. Музыка играет да играет. Горка – это мебель для посуды.

«Стихи Сергея Есенина» — Есенин Сергей Александрович. Ветер дует нам в лицо. Москва. Задремали звезды золотые. С добрым утром. В этом мире я только прохожий. Совершенствование навыка выразительного чтения. Жить нужно легче. Литературное чтение. Урок понравился. Творческая работа в группах. Анализ стихотворения С.Есенина. Работа над новым материалом. Живые картины. Вражда племён. Мне было интересно.

Цель урока:
создать условия для знакомства обучающихся с краткой биографией В. Ф. Одоевского, проведения первичного анализа произведения
«Городок в Табакерке».

Воспитательные
: продолжать
воспитание коммуникативных навыков: умение работать в группе, умение слушать и слышать товарища, проявлять дружеское отношению друг к другу.

Умение выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Умения сравнивать, делать выводы.

Умение работать в парах и группе, умение слушать и понимать речь других.

Умение определять жанр произведения; умения находить литературные приемы в тексте.

Оборудование
: компьютер, слайд-шоу (презентация), книга В. Ф. Одоевского, портрет автора, макет городка в табакерке, свитки с устаревшими словами, раздаточный материал.

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые ребята. Меня зовут Оксана Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Создание рабочей атмосферы в классе, повышение уровня мотивации к изучению нового материала

Речевая разминка

Давайте для начала прочитаем скороговорку про себя:

Гордость города городом гордится.

Прочитаем вслух медленно.

Прочитаем быстрее.

Еще быстрее.

Молодцы.

Работа со скороговоркой.

Подготовка речевого аппарата к работе на уроке: чтению, беседе

Актуализация знаний

Постановка темы и цели урока.

Что вы видите у меня в руках?

А в чем этот город?

Сейчас мы можем назвать это коробкой, шкатулкой, а раньше такие коробочки назывались табакерками.

Что же такое табакерка? Поработайте в группах: используя выданные листочки, составьте небольшой рассказ о табакерке по плану: 1. Что такое табак. 2. Историческая справка о табаке. 3. Для чего использовался нюхательный табак. 4. Что такое табакерка. 5. Особенности музыкальной табакерки.

У вас две минуты.

Итак, пожалуйста, первая группа.

С чего мы начнем рассказ о табакерке?

Продолжает вторая группа.

Для чего же использовался нюхательный табак?

А теперь поговорим о табакерке. Что такое табакерка, 4 группа?

И завершает пятая группа.

Молодцы. Что ж, посмотрим на макет табакерки и города внутри неё. Как может называться произведение, которое мы будем изучать?

Определите тему урока.

Поставьте цель, которую нам нужно будет достичь.

В одной руке – шкатулка, в другой – коробка, внутри которой расположен город.

Таба́к — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает вредное привыкание, оказывает отрицательное влияние на здоровье человека.

В 18 веке в Петербурге курили, в основном, иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

Город(ок) в табакерке.

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Цель урока: проанализировать произведение В. Ф. Одоевского «Городок табакерке».

Используя свой личный жизненный опыт, дети не только узнают новое, но и определяют тему и цель урока.

Первичное усвоение новых знаний

Судя по названию, предположите, к какому жанру будет относиться «Городок в табакерке»?

Да, вы совершенно правы. Но это немного необычная сказка. В чем ее особенность, мы узнаем в процессе знакомства. Но для начала необходимо познакомиться с тем, кто подарил нам это произведение.

Его написал В. Ф. Одоевский.

Владимир Федорович был не только писателем, но и философом, филологом, музыковедом и даже педагогом. Родился Одоевский был 1-ого августа 1803 года в Москве. Отец его был потомком княжеского рода, а родители мамы были крепостными крестьянами. Будущий писатель и знаменитый филолог учился в Московском университетском благородном пансионе. В то же самое время Одоевский начал сотрудничать с журналом «Каллиопа» (в 1820-ом году). Два года своей жизни он возглавлял самый первый философский кружок в России – «Общество любомудрия». Центральным произведением Владимира Фёдоровича стали «Русские ночи», которые принято считать основным литературным памятником русского любомудрия. В 1826-ом году Одоевский переезжает в Петербург, и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В это же время он знакомится и сближается с А. С. Пушкиным. В 1844-ом году выходит полное собрание сочинений Одоевского в трех томах. С 1846-ого года Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. 27-ого февраля 1869-ого года Владимир Фёдорович Одоевский скончался в Москве в возрасте 63 лет.

В тексте вам будут встречаться незнакомые слова, ведь действие происходит 183 года назад! Но герои нашей сказки уже позаботились о нас с вами и подготовили свитки со значениями устаревших слов. Когда мы будем встречать какое-то незнакомое, непонятное слово – эти свитки будут помогать нам в его растолковании.

К сказке – ведь город не может располагаться в шкатулке/табакерке.

Слушают рассказ учителя.

Познакомить учащихся с биографией В. Ф. Одоевского.

Анализ произведения.

Постановка проблемного вопроса

Итак, это произведение вами уже прочитано. Что ж, давайте рассмотрим сказку подробнее, обсудим ее.

Кто главный герой сказки?

С чего начинается сказка?

Почему Миша называют своего папу именно так – «папенька»? как еще можно называть отца?

Чем табакерка привлекла внимание Миши?

Как назывался этот городок? Зачитайте это описание.

Какое природное явление показано в сказке?

Что произошло, когда папенька тронул пружинку? Зачитайте этот фрагмент.

Что увидел Миша внутри табакерки?

Что наказал не делать ему папенька?

С какой проблемой столкнулся Миша?

Что произошло в следующей части?

Давайте посмотрим, как художники представляли себе встречу Миши и мальчика-колокольчика. (Видеофрагмент)

Что значит «учтиво поклонился»?

Что такое «свод»?

Как мальчикам удалось пройти сквозь своды? Найдите подтверждение в тексте.

Почему у Миши и мальчика-колокольчика случилась небольшая размолвка, ссора?

Мог ли мальчик-колокольчик не говорить «динь-динь»?

А про какие же тогда поговорки говорил папа Миши?

Главный герой – мальчик Миша.

Папа поставил на стол табакерку.

Так раньше называли папу. Еще можно говорить «папа», «папочка», «отец» и т.д.

На ней располагался красивый город.

Этот городок назывался Динь-Динь. Зачитывают отрывок.

Заиграла музыка – зачитывают фрагмент.

Смена дня и ночи.

Внутри табакерки располагались разные колокольчики, молоточки, пружинки…

Папенька наказал ему не трогать пружинку.

Миша уснул и встретил мальчика-колокольчика.

Просмотр видеофрагмента.

Почему играет музыка?

Учтиво – очень вежливо.

Свод – перекрытие в форме дуги, соединяющее стены какого-то сооружения.

«Вдали все кажется маленьким…»

Миша обиделся на то, что колокольчик смеялся над ним. В ответ он сказал, что, по словам его папы, использовать поговорки нельзя. Колокольчик обиделся.

Нет, так как он на самом деле издавал этот звук.

«Типа», «как бы».

Проводить анализ произведения: обсуждение главных героев и причин их поступков. Находить взаимосвязь предметов «литературное чтение» и «окружающий мир». Поиск проблемы урока.

Физминутка

Немного отдохнем.

Выполним наклоны влево-вправо, как будто мы все – мальчики или девочки-колокольчики.

Постучим, как дядьки-молоточки.

Поприседаем, как пружинка.

Руки на пояс. Переворачиваемся слева направо, как г-н Валик.

Повторяют за учителем

Физическая и эмоциональная разрядка учащихся

Первичная проверка понимания.

Анализ произведения.

Хорошо, продолжим обсуждение нашей сказки.

Найдите в тексте и прочитайте, что увидел Миша, открыв очередные двери?

Почему колокольчики были разного роста, «не одинакие»?

Что понял Миша, обсудив жизнь мальчиков-колокольчиков? Согласился ли он с ними? А вы согласны?

С кем же затем познакомился Миша?

Понравились ли ему дядьки-молоточки?

Какая поговорка была у них? Почему?

Прочитайте разговор с господином Валиком ПО РОЛЯМ. Стр. 164.

Какой вывод сделал для себя Миша?

А как считаете вы – нужно ли присматривать за вами, детьми? Почему?

С кем еще встретился Миша? Прочитайте.

О чем рассказала царевна Пружинка?

Какая поговорка была у нее?

Поверил ли ей Миша?

Почему папа запрещал ему это делать?

Чем закончилась история?

Попробуйте рассказать механизм работы музыкальной табакерки на примере этой сказки.

Какова главная мысль этой сказки? Что автор хотел сказать своим читателям, то есть нам с вами?

«Улицу…» Стр. 162.

Они были неодинаковыми: кто больше – у того и голос толще.

Весь день заниматься один и тем же делом – скучно.

Высказывания детей.

Миша познакомился с дядьками-молоточками.

Нет, они были грубы и без сожаления били мальчик.

«Тук-тук-тук» — звук молотка.

Чтение по ролям.

«теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит».

Высказывания детей.

Царевна-Пружинка.

Она подробно описала механизм работы музыкальной табакерки.

Зиц-зиц-зиц.

Мише захотелось проверить, правду ли она говорит.

С. 166 – «В одно мгновение пружинка …»

Так можно сломать табакерку.

Миша проснулся – всё его путешествие оказалось просто сном.

Пружинка толкает валик – валик вертится и цепляет молоточки, молоточки стучат по колокольчикам, колокольчики звенят и издают мелодичный звук.

Возможно, если часто думать о какой-то проблеме, то ее решение придет во сне.

Он боялся ослушаться папу – надо слушаться старших.

Анализ произведения. Составление полной цепочки событий, происходящих в сказке. Знакомство с устройством музыкальной табакерки. Принцип и алгоритм ее работы.

Первичное закрепление.

Подведем итог: что мы сегодня узнали?

Какое произведение изучали и обсуждали?

С кем познакомился герой во время своего путешествия по табакерке?

Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

Самостоятельная работа: ответьте на вопросы:

  1. Как звали автора сказки?

а) Владимир Иванович Одоевский

б) Александр Сергеевич Пушкин

2. Кто не является героем произведения?

а) молоточек

б) колокольчик

в) винтик

3. Из чего была сделана табакерка?

а) из черепахового панциря

б) из золота

в) из папье-маше

4. При изучении какой науки могут пригодиться полученные сегодня знания?

а) механика

б) биология

в) астрономия

Узнали биографию В. Ф. Одоевского, выяснили значение новых слов.

Обсудили сказку «городок в табакерке».

Миша познакомился с мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, господином Валиком и Царевной Пружинкой.

Полученные знания могут пригодиться на уроках физики; в беседе со сверстниками или взрослыми…

в) Владимир Фёдорович Одоевский

в) винтик

а) из черепахового панциря

а) механика

Закрепление изученного материала. Проверка усвоения материала.

Домашнее задание

Разделить текст на части, озаглавить их. Стр. 168, № 8.

Записывают д/з.

Оформление записи домашнего задания в дневнике

Рефлексия

А закончим мы наш урок заполнением «Табакерки настроения».

У вас на партах лежат герои сказки: Пружинка, мальчик-колокольчик, господин Валик.

Каждый герой характеризует определенное отношение к уроку:

Пружинка – та, без кого табакерка не могла бы издавать этот прекрасный звук. Если вам понравился урок и произведение, изучаемое на уроке – выбираем Пружинку.

Мальчик-колокольчик был проводником Миши в городок в табакерке, но в определенный момент они даже немного повздорили. Если во время урока или прочтения сказки у вас возникли какие-то противоречия – выбирайте Колокольчика.

Господин Валик показал себя ленивым участником событий, совершенно не следил за дядьками-молоточками и мальчиками-колокольчиками. Если вам что-то не понравилось во время урока или осталось непонятным – выбираем Валика.

Заполняем нашу табакерку этими героями. Посмотрим, кем же будет населён наш Городок в табакерке.

Спасибо за урок!

Выбирают героя и прикрепляют его изображение на доску.

Осознание смысла и способа собственной деятельности,

объективная оценка своих результатов,

обнаружение проблем, возникших по ходу урока.

Резерв

Составление синквейна о главном герое.

Составить творческое описание главного героя. Применить знания об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, синонимах на практике.

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Цель урока: проанализировать произведение В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Произведения В. Ф. Одоевского

Московский университетский благородный пансион А. С. Пушкин Румянцевский музей

Владимир Фёдорович ОДОЕВСКИЙ 1 августа 1803 – 27 февраля 1869 г.г. В 1826-ом году Одоевский переезжает в Петербург и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В это же время он знакомится и сближается с А. С. Пушкиным. В 1844-ом году выходит полное собрание сочинений Одоевского в трех томах.

Господа дядьки-молоточки Надзиратель Валик

Царевна Пружинка

Это был сон…

Подведём итог… Выберите правильный ответ: Как звали автора сказки? а) Владимир Иванович Одоевский б) Александр Сергеевич Пушкин в) Владимир Фёдорович Одоевский 2. Кто не является героем произведения? а) молоточек б) колокольчик в) винтик 3. Из чего была сделана табакерка? а) из черепахового панциря б) из золота в) из папье-маше 4. При изучении какой науки могут пригодиться полученные сегодня знания? а) механика б) биология в) астрономия

Синквейн – нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строчек, где: 1-я строчка – тема (одно имя существительное); 2-я строчка – описание (два имени прилагательных); 3-я строчка – действие (три глагола); 4-я строчка – отношение к теме (фраза из четырёх слов); 5-я строчка – синоним к теме (одно слово).

Домашнее задание: стр. 168, № 8 . Разделить текст на смысловые части, озаглавить их. Дополнительное задание: Выполнить иллюстрацию к сказке.

Если вам понравился урок и произведение, изучаемое на уроке – выбирайте Пружинку. Если во время урока или прочтения сказки у вас возникли какие-то противоречия – выбирайте мальчика-колокольчика. Если вам что-то не понравилось во время урока или осталось непонятным – выбирайте господина Валика.

Верьте в чудеса. Слушайтесь родителей. И помните, что в этом мире всё взаимосвязано… Спасибо за урок!

Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского; литературная сказка «Городок в Табакерке»; ознакомление с реальным устройством музыкальной шкатулки; формирование навыка выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучение деления текста на смысловые части, составление плана; умение передавать содержание прочитанного от имени героя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ В.Ф. Одоевский «Городок в Табакерке» Петухова Г.В. г. Лабытнанги

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Речевая разминка Прочитайте «птичьим базаром»

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Прочитайте медленно

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Прочитайте с ускорением

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Прочитайте с вопросительной интонацией

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Прочитайте с утвердительной интонацией

Прочитайте с веселой интонацией Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.

О чем эта присказка? Как понимаете «гусли-самогуды»? Как образовалось слово «самогуды»?

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

музыкальные шкатулки

Словарно-лексическая работа Подберите синонимы к слову «папенька»

Словарно-лексическая работа (отец, папа (разг.); папаня, батя, батька, тятя, тятька, тятенька, батюшка, родитель, папаша).

Словарно-лексическая работа (Так раньше называли отца)

Работа над пословицами и поговорками Всякое дело человеком …, человеком и …

Работа над пословицами и поговорками Всякое дело человеком человеком и славится, ставится,

Работа над пословицами и поговорками Дело не комар:

Работа над пословицами и поговорками Дело не комар: (от него не отмахнешься)

Работа над пословицами и поговорками Доброе дело без…

Работа над пословицами и поговорками Доброе дело без… награды не останется

Работа над пословицами и поговорками Суди о людях не по словам, …

Работа над пословицами и поговорками Суди о людях не по словам, … (а по делам)

Петухова Г.В. учитель начальных классов МАОУ СОШ №5 WWW:// school 5- lbt.ucoz.ru

«Урок чтения в 1 классе» — «Фотографирование слов». Лоб сугроб голубь прорубь. Гневная интонация – удивление шутливая ироничная возмущённая. Отдохнём. «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». Мыш миш мош кеп реп щеп кош. Чем отличается театр от радиотеатра? Шаш шап шуб пуш пеш каш кас. Лицо – Снег – Птица – Вода –. Рефлексия. Работа со скороговорками.

«Летнее чтение» — Список литературы 11 класс. Список литературы 1 класс. Список литературы 9 класс. Список литературы 10 класс. Список литературы 5 класс. Повести и рассказы. Список литературы 8 класс. Список литературы 7 класс. Список литературы 4 класс. Что читать. Список литературы 2 класс. Список литературы 6 класс.

«Майнашевские чтения» — Кожуховской С.В., директора МОУ Чарковская РШИС(П)ОО. Приветствия участников Майнашевских чтений песнями, стихами и танцами. Мамышевой Н.А., зав.учебно-методическим кабинетом ХРИПКиПРО. Содействовать расширению практики исследовательской деятельности по творчеству В. Майнашева научной и педагогической общественности.

«КВН по литературному чтению» — Урок-КВН. Команда исполняет песню. Что получилось. Итоги конкурса. Проверяются итоги конкурса. Инсценировка. Отправимся в прошлое. Литературная викторина. Книга мала, а ума придала. Мы объехали весь свет. Узнайте пословицу по ее началу. Творческие способности. Правильные ответы к конкурсу. Команда-победитель.

«Урок литературного чтения» — Уроки по литературному чтению. И что?бы друзе?й не меня?ть, услы?шав мыча?ние. Дает возможность обучающимся работать с различными видами информации. Всего в Федеральном перечне учебников названо 14 УМК по данному предмету. И что?бы коро?ва меня? не съе?ла неча?янно. Задание 1. Читай стихотворение вслух: медленно, спокойно, радостно…

«Чтение с ребёнком» — Навык чтения. Читающая семья. Детские журналы. Виды чтения. Читать с ребенком каждый день. Выразительность. Открытие читательского дневника. Настроение стихотворения. Техника чтения. Содержание ранее прочитанного. Рекомендации Всеволода Николаевича Зайцева. Читайте. Этнографические тропинки. Рекомендации для родителей.


2021 02 12«Русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций…» В. Г. Белинский

Владимир Федорович Одоевский (1804–1869 гг.) – русский писатель, автор сказок, мистических рассказов и повестей, человек энциклопедических знаний, философ, музыкальный критик, литературовед, химик, просветитель и гуманист – таков не полный перечень его дарований. Влиятельный сановник, он принимал активное участие в организации училищ, детских приютов, составлял книги и учебники для народных школ. Одоевский был убежден, что невежество всегда идет рука об руку с безнравственностью. Мысли по этому поводу писатель изложил в большом труде «Наука до наук”.

Из всего многообразия литературных занятий Одоевского наибольшее признание получили сочинения для детей: «Пестрые сказки с красным словцом», «Детские песни дедушки Иринея» , «Детская книжка для воскресных дней». Свои педагогические идеи писатель в художественной форме полностью реализовал в сборнике: «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1841 г.). В нем Одоевский проповедует идеи, служению которым посвятил всю свою жизнь: просвещение, трудолюбие, доброта, уважение к человеку и ко всему живому.

Дедушка Ириней – один из многих псевдонимов писателя, придуманного им специально для для детей. Одоевский, по словам критика Белинского, воплотил в себе качества, необходимые детскому писателю: «и талант, и душу живую, и поэтическую фантазию, и знание детей».

В сборник «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» вошли произведения: «Серебряный рубль», «Шарманщик», «Разбитый кувшин», «Городок в табакерке», «Анекдоты о муравьях», «Бедный Гнедко», «Столяр», «Мороз Иванович», «О четырех глухих», «Червячок», «Житель Афонской горы», «Сиротинка», «Отрывки из журнала Маши», «Два дерева». Некоторые из сказок, такие как «Мороз Иванович» или «Городок в табакерке» приобрели широкую известность и по праву считаются золотым фондом классической русской детской литературы.

Давайте же и мы, уважаемые читатели, совершим «путешествие» по страницам сборника «Сказки и рассказы дедушки Иринея».

Детская литература тех лет не обходилась без нравоучений. Не миновал этого и Одоевский в рассказах «Сиротинка», «Шарманщик», «Столяр» и «Бедный Гнедко».

Рассказ «Сиротинка» о том, как получив образование в городе, сирота Настя вернулась в родную деревню, чтобы обучать грамоте своих юных земляков. Она учила их без принуждения, забавляя и развлекая, своим поведением показывала пример трудолюбия и доброты. Произведение заканчивается трагично: «И не стало на земле сиротинки..», но в нашей душе остается тепло, благодарное умиление силой воли, упорством, участливостью Настеньки к бедам других.

Герой рассказа «Шарманщик» спас замерзающего на улице ребенка и устроил его в детский приют. Мальчик вырос и у него обнаружился талант живописца. Став известным художником, он не забыл своего спасителя; найдя его в бедственном положении, поселил у себя.

В рассказе «Столяр» создан образ талантливого мальчика Андрея – столяра и сына столяра. Он был умным, добрым и любил учиться. Тепло и уважительно говорит о нем автор: «Наш Андрей осмелился представить Академии свое сочинение» , Академия воздавала «похвалы нашему Андрею» .

Пройдут годы и бывший столяр станет известным ученым и архитектором. Этот рассказ – прекрасный мотиватор для учебы, пример упорства, трудолюбия и умения, при необходимости, начать все с нуля.

«О четырех глухих» — рассказ о людях, не сумевших по причине глухоты понять друг друга, и потому оказавшихся в смешной ситуации. Но, как говорит писатель, хуже, «если люди и слышат, но не умеют слушать друг друга» . Такое утверждение послужила автору поводом напомнить, что каждый ученик, чтобы не вырасти «дурак дураком», должен внимательно слушать учителя. Одновременно сказка глубоко иронична: «Сделайте милость, друзья, не будьте глухи! Уши нам даны для того, чтобы слушать, слушать и понимать друг друга» .

“Городок в табакерке” – первая в детской литературе научно-познавательная сказка. Мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальную табакерку. Он поражен ее красотой. Но еще больше его занимает внутреннее устройство чудесной игрушки. Миша засыпает и погружается в удивительный, фантастический сон, где кругом колесики, валики, молоточки и настоящие маленькие жители того королевства. Просыпается Миша с пониманием того, как же работает музыкальный ящик.

Сказка «Мороз Иванович» — произведение Владимира Одоевского, которое знакомо многим детям. Эта сказка о двух девочках с именами Рукодельница и Ленивица. Рукодельница ненароком обронила ведро в колодец и полезла за ним. А в этом колодце были чудеса! Печь с вкусными пирогами, яблонька с золотыми яблоками, а хозяином оказался Мороз Иванович. Рукодельница стала помогать добросердечному дедушке по хозяйству. Ленивица тоже решила спуститься в колодец, но трудиться не хотела. Прилежную и старательную девочку щедро наградил сам Мороз Иванович, чего нельзя сказать о Ленивице. История двух девочек Рукодельницы и Ленивицы наглядно показывает: «каков труд – такова и оплата».

2021 02 12 2

«Бедный Гнедко» — очень мудрая сказка, в которой показано, что всякое зло взаимосвязано — ребятишки дразнят извозчика, он вымещает зло на лошади. Извозчику все равно, что лошадь хромает. Господину все равно, что его извозчик мучает лошадь. Равнодушие, «а мне какое дело» — корень многих бед.
Рассказ о бедной лошади Гнедко, вконец замученной хозяином-извозчиком, заканчивался словами: «Не мучьте никакого животного, друзья!».

Особый интерес представляет небольшой очерк «Анекдоты о муравьях» — результат интересных наблюдений над жизнью муравьев, этих, по словам автора: «трудолюбивых и смышленых насекомых». Одновременно писатель рассказывает об остроумных опытах, которые помогут изучить жизнь муравьев и их способности.

Своими удивительными наблюдениями делится с нами внимательный и мудрый дедушка Ириней в сказке «Червячок». Она о появлении на свет маленького червячка, его краткой жизни и перерождении в бабочку. Автор передает нам не только факт рождения червячка, но и его «ощущение» жизни: «…светло, хорошо, и солнышко греет…» . Но разве только для этого он появляться на свет?: «Может быть, я на что и другое гожуся?.» Именно это нам интересно: на что же сгодится червячок?. Природа мудра, щедра, бесконечна в своем развитии. И вот у червячка появились «большие, радужные крылья, он жив, свободен; он гордо поднимается на воздух…» Короткая, изящная зарисовка — представление о гармонии, источник полезных знаний о жизни природы, о взаимозависимости всего живого.

Произведение «Отрывки из журнала Маши» написано в жанре дневника от лица десятилетней девочки. На день рождения Маша получает подарок – книжку в сафьяновом переплете, где записывает все, что происходит с ней в течение дня. Мы видим, как родители воспитывают у девочки чувство ответственности, как они помогают ей научиться вести хозяйство. Благодаря ее записям мы получаем возможность узнать о воспитании детей в дворянских семьях. Родители Маши умны и дальновидны. Они не скрывают от детей трудностей реальной жизни, дают им возможность проявить свою самостоятельность, внушают детям необходимость учиться, получать образование.

В сказке Владимира Одоевского «Серебряный рубль» дедушка обещает своей внучке Лидочке подарить серебряный рубль, если она будет хорошо учиться. Рубль, по тем временам, довольно большая сумма. Смысл этой сказки в том, что надо стараться учиться не ради денег или иного поощрения, а ради знаний. В ней поднимается вопрос о необходимости самоанализа своих поступков: сам человек должен судить себя строже, чем окружающие, и не давать себе поблажек. Так же, сказка учит добру, отзывчивости, умению признавать свои ошибки, быть внимательными к тем, кто ниже тебя по социальному положению.

Небольшая поэтическая зарисовка – притча Владимира Одоевского «Житель Афонской горы», так же вошла в сборник «Сказки и рассказы дедушки Иринея». Не случайно автор выбрал именно Афонскую гору. В переводе с греческого языка она означает «Святая гора». Именно на этой горе, рассматривая прекрасный цветок, лекарь, добрые поступки которого не всегда находят отклик в сердцах тех, на кого они направлены, вновь обретает твердость духа. Он понимает, что даже цветок приносит пользу и не ждет благодарности. Ведь к нему прилетают пчелы, собирают мед и не ждут награды за верность своему делу, очень нужному для других. И тогда на лекаря снисходит озарение, что жить нужно не только для себя. Поняв это, отчаявшийся было человек, вновь обретает смысл жизни и продолжает ходить по хижинам и помогать больным. Читая притчу, ребенок приобщается к миру взрослых, их знаниям, ценностям, моделям поведения.

«Разбитый кувшин» – рассказ о женщине,которая воспитывала свою дочь и племянницу Машу – дочь умершей сестры. Девочке не сладко жилось в семье тетки. Маша выполняла всю работу по дому, как служанка. Однажды Маша случайно разбила кувшин. Чтобы не привлечь гнев тетки на себя, девушка решила найти такой же кувшин. Что увидела по дороге Маша, когда отправилась на поиски, сумела ли найти кувшин и вернуть его тетке? Ответы на эти вопросы – в сказке «Разбитый кувшин». Она учит ребят доброте, вежливости, щедрости.

У одного помещика, в сказке «Два дерева», родились сыновья-близнецы. В честь этого отец посадил две яблони. Когда мальчикам минул третий год, отец дал Петруше и Мише по дереву, чтобы они ухаживали за ними. Миша быстро утратил интерес к своему дереву. Петруша оказался терпеливым, любознательным мальчиком и скорее всего, будет вознагражден. Его дерево не погибло, хоть и висела над ним масса угроз. Видно, что из него вырастет настоящий хозяин, заботливый и трудолюбивый. Сказка учит терпению и объясняет, что каждый труд может дать плоды , и не только в виде яблок.

2021 02 12 10

Писатель обращается к нам, надеясь, что мы услышим его: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление» .

Познакомиться с книгами Владимира Федоровича Одоевского можно в нашей библиотеке.

Открытый
урок

Урок:
Литературное
чтение

Тема: В. Одоевский
«Городок в табакерке».

Цели:

1)         —
закрепить и обобщить знания, полученные при знакомстве с произведением

           
В. Одоевского «Городок в Табакерке»;

— закрепить представления о жанре
«литературная сказка»;

— определить, в чём
особенность данной литературной сказки, написанной как    

  учебное пособие и найти
значимые отличия от других литературных сказок, уже

  известных детям;

— пронаблюдать, как в форме
сказки писатель знакомит детей с реальным  

  сложным устройством
музыкальной шкатулки
;

— выявить, чему учит автор;

— по­полнять словарный запас учащихся;

— знакомить с предназначением старинных
предметов, со словами-архаизмами,  

  которые уже не употребляются в
современной речи;

2)         —
развивать
умение работать с текстом: фор­мировать навыки выборочного
чтения,   

           
грамотного составления ответов на вопросы;

— развивать внимание, память, связную речь;

— развивать выразительное и осмысленное
чтение,

— развивать умение
анализировать произведение,
определять мотив поведения   

  героев путём выбора правильного ответа
из текста, оценивать события и  

  поступки;

— способствовать развитию
творческих способностей, воображения
;

3)         —
воспитывать любознательность, интерес к изучению литературного чтения;

— способствовать воспитанию
коммуникативных навыков: умению работать в  

  группе, умению слушать и слышать
товарища, дружескому отношению друг к  

  другу.

Тип
урока: 
закрепление
изученного материала.

Оборудование:
проектор,
компьютер, экран;

музыкальная
шкатулка, карточки для речевой разминки, тестовые задания, названия устройств
шкатулки, демонстрационный материал с изображением элементов устройства
шкатулки для выполнения групповой работы, листы самооценивания (Приложение 1),
бонусные баллы (за правильные ответы учитель их вклеивает учащимся в листы
самооценки в течение всего урока).

Ход урока

1.      Организационный
момент (Слайд 1)

«Динь-динь-динь», —

звенит звонок.

Начинается урок.

Урок литературный,

а мы народ культурный.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

К знаниям идём упрямо.

Будем мы читать красиво,

дружно будем отвечать,

хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели к нам прийти.

Проверка домашнего задания

2.      Артикуляционная
разминка


          Наш урок мы начнем с

РЕЧЕВОЙ
РАЗМИНКИ
(Слайд
2)
:

Динь-динь-дон

Слышен звон со
всех сторон.

Ля-ля-ля

говорю всё чётко я.

Ши-ши-ши

Мои звуки хороши.

ИНТОНАЦИОННАЯ
РАЗМИНКА

(Слайд 4)


Перед вами карточка с фразой, которую нужно прочитать с разной расстановкой
логического и интонационного ударения.

Слово,
которое нужно выделить, подчеркнуто. Итак, начнем! (Читают хором)

3.      Проверка домашнего
задания


С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

 
(«Городок в Табакерке»)
(Слайд 5)


К какому жанру относится это произведение? (Это литературная сказка).


Как понять, что сказка литературная, а не народная? (У литературной сказки
есть конкретный автор, она не подлежит никаким исправлениям, в
содержании сочетается действительность и вымысел, чувствуется явная позиция
автора
. А народная сказка передавалась из уст в уста, у неё нет единого
автора, может иметь много вариантов)
.


Приведите примеры-пары знакомой вам литературной сказки и народной сказки. («Конёк Горбунок» автор Пётр Ершов и
народная сказка «Колобок»; ««Красная Шапочка» автор Шарль Перро и «Лисичка со
скалочкой» и др.)


Кто же автор литературной сказки «Городок в табакерке?» (Автор – Владимир
Фёдо-рович Одоевский).

 Учитель демонстрирует портрет писателя.


Да, верно, В.Ф. Одоевский… Жизнь самого писателя была удивительной и
необыкновенной.

Что вы узнали об авторе? Я задавала дома придумать вопросы к биографии В.Ф.
Одоевского и подготовить ответы к ним. Проверим, как вы справились.

Приём
«Микрофон» (Слайд 6-7)

Учитель
даёт учащимся микрофон и предлагает им попробовать себя в роли журналистов.
Поочерёдно один ребёнок задаёт вопрос, другой отвечает на него и по цепочке
передаёт «микрофон» следующему.  Так дети вспоминают факты биографии В.Ф.
Одоевского и по очереди дополняют друг друга. (Приложение 2)

Тестовая
работа по произведению (Слайд 8)


Дома вам нужно было дочитать сказку до конца. Ну, а как вы подготовились к
уроку, проверим с помощью теста. У каждого ребёнка на столе карточка с
тестом.

КАРТОЧКА-ТЕСТ:

1.Папенька поставил на стол:

а) шкатулку 
б) коробку 
в) табакерку

2. Главного героя звали:

а) Володя 
б) Миша 
в) Алёша

3.Как назывался город, в который попал мальчик?

а) Тук — Тук 
б) Динь — Динь 
в) Дзынь — Дзынь

4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:

а) поговорку 
б) присказку 
в) пословицу

5. «Миша в свою очередь закусил…»

а) губу 
б) язычок 
в) щеку

6. Перечисли жителей табакерки. Запиши их.

а) _____________________  в)
_____________________
 
б) _____________________  г)
_____________________

7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?

а) химия         б) литература            в) механика

— Поменяйтесь работами, возьмите ручку с зелёной
пастой и проверим работы.

Учитель зачитывает вопрос, дети хором дают
правильные ответы. Если у напарника ответ не верен, исправляют зелёной пастой.

 Поменяйтесь
обратно работами. Проверяем
(Слайд 9)

—  Кто ни разу не ошибся?  Какие вопросы
оказались для вас трудными, и вы допустили ошибку?

— Запишите в свой оценочный лист заработанные
баллы:

 нет ошибок- 5 баллов;

1 ошибка – 4 балла;

2 ошибки – 3 балла;

3 ошибки – 2 балла;

4 ошибки – 1 балл;

5 и более ошибок – 0 баллов;

4.      Актуализация
опорных знаний, умений и навыков

Визуализация
образа (Слайд 10)

В руках учителя музыкальная шкатулка. Он открывает крышку шкатулки, включается
музыка.


          У меня в руках шкатулка,

Музыкальная она

Ах как музыка играет,

В ней так много волшебства.


 О чём же пойдёт наш разговор, вы догадались? (О музыкальной шкатулке.)

— 
Правильно. Как называлась музыкальная шкатулка в сказке? (Табакерка)

Словарная работа

— 
Поработаем над лексическим значением слова «табакерка». Как вы поняли, что это
за предмет? (Ответы детей)

— 
Где мы можем найти правильное лексическое значение интересующего нас слова?

  
(В толковом словаре)


 Какие толковые словари вам уже известны? (С.И. Ожегова,  В. Даля…)(Слайд
11)


 Я для вас принесла из библиотеки толковый словарь. Так давайте же обратимся к
нему  за более полным разъяснением, что же такое табакерка. (Слайд 12)

(1 ученик ищет и зачитывает значение слова «табакерка» в словаре
С.И. Ожегова).

—  Где ещё в современном мире мы находим интересующую нас информацию?
Да, в интернет-пространстве есть тоже справочники, например,
универсальная  интернет-энциклопедия «Википе́дия» («вики»
быстрая). Обратимся к ней с тем же вопросом.

(Учитель выводит на экран изображение страницы
Википедии, а один  ученик зачитывает значение интересующего слова).
(Слайд 13)

—  Музыкальные табакерки
превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать
табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько
рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими
миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая
выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой
пастушки.

(Учитель показывает иллюстрации табакерок и демонстрирует на слайдах) (Слайды 14-16)


Ребята, сказка «Городок в табакерке» была написана В. Одоевским в 1834 году.

 
А это — почти 2 века назад! И, конечно, в тексте много устаревших слов.

 
Какие это слова, и как вы поняли их значение?

Работа
в парах (Слайд 17-18)

НАЙДИ
СООТВЕТСТВИЯ:

на
карточках соединить слово с его значением.

Работа над лексическим значением слов-предметов (Слайд 19-24) :

Бюро — стол для письменных занятий
и хранения бумаг.

Горка — стеклянный
шкаф, где хранится посуда.

Флюгер — прибор
для определения силы и движения воздуха

Свод — верхняя часть помещения
купола, который сводится в одну точку.

Ставни – деревянные затворы к окнам

Шатёр – покрывало в виде высокой
многогранной пирамиды


Молодцы! За каждый правильный ответ те ребята, кто отвечал правильно, могут поставить
себе в оценочный лист 1 балл.

Физминутка

5.    Работа
по теме урока
(Слайд
25-27)

Беседа с выборочным чтением


Ребята, откройте нашу сказку и найдите в тексте фрагмент где описывается
внешний вид табакерки. («Какая прекрасная табакерка!……по всему небу.»)

Минутка
активного чтения


А сейчас-жужжащее чтение. Поставьте пальчики на начало этого отрывка и
приготовьтесь все его читать с выполнением команд.

(Учитель
даёт команду:

«день»
— дети читают в полголоса в обычном темпе,

«ночь»
– закрывают глаза,

«день»
— дети открывают глаза и продолжают чтение в обычном темпе,

«скорость»-
читают быстро,

«мегаскорость»
-читают очень быстро,

«молния»
– разовый бросок глазами вверх и продолжение чтения.)


Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием и нашли строки, где
описано, как выглядела табакерка. 2-3 ученика по цепочке зачитывают этот
фрагмент вслух, а остальные следят по тексту
.


Как объяснил папа, что же было изображено на крышке табакерки? (Городок)


Какие предметы увидел мальчик в изображенном городе?

(Ворота,
башенки, золотые домики, золотые деревья с серебряными листочками, а в небе —
солнышко с розовыми лучиками).

(Каждый
правильно ответивший ребенок крепит на панно изображение названного предмета и
получает 1 балл в оценочный лист)


Посмотрите, какой красивый городок Динь-Динь мы с вами построили!


Дети, а как вы думаете, это реальное описание или сказочное?

 
(Реальное. Такое изображение могло быть на шкатулке)


Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку?

 
(Восторг и любопытство).

Проходим
мастер-класс

— 
Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, что произошло, когда «вдруг,     невидимо
где, заиграла музыка».


Чтобы вы смогли лучше прочувствовать происходившее, я вам включу звукового
помощника. Красивое выразительное чтение профессионального актёра поможет вам также
правильно соблюдать интонацию, и произношение.

(Звучит
фрагмент из аудиосказки «Вдруг, невидимо где…синеватые лучи».

 Дети
шёпотом проговаривают отрывок, читают за аудиочтецом)

Группа
«ПОЧЕМУЧКИ»
(Слайд 28)


Для вас Солнышко из сказки подготовило вопросы. Кто был внимательным, тот без
труда ответит на них.

 (Выходит
ребёнок, берёт в руки Солнышко. Отрываем лучик и читаем вопрос:

1)      Что сделало солнце
вначале, когда только заиграла музыка?

     (Вышло из-за деревьев и
поднималось вверх, освещая городок)

2)      Что солнышко
сделало, когда дошло до самого верха?

(«…перешло на другую сторону»)

3)      Каким был путь солнышка
потом?

 (Опускалось всё ниже и ниже, потом
совсем скрылось.)

4)      От чего в городке
стало светлее после ухода солнца?

(Загорелись звёздочки, вышел месяц,
окошки засеребрились).

5)       
Как
вы думаете, какое привычное для жителей Земли явление описал здесь автор?    (Смена
дня и ночи)


Молодцы!

Чтение
по ролям


О чём стал просить Миша папеньку?

(Пустить
его вовнутрь шкатулки)


В нашем «театре у микрофона» ребята озвучат сцену разговора папы и Миши.    

 Роль папы будет читать…. Роль Миши — …. Слова
автора — …

(«-Папенька!……иначе
всё изломается»)


Как видите, папа не разрешил Мише трогать пружинку, лезть в устройство
табакерки. Ведь это сложный механизм. А мальчик не владеет знаниями его
устройства. И только из-за любопытства так можно навсегда испортить и сломать
дорогую вещь.


Ребята, вы, наверное, заметили, что такая история могла бы произойти и в
обычной, не сказочной жизни. И тогда это был бы рассказ. Но наше произведение
называется сказка. Как вы думаете, с какого момента начинаются действительно
необычные, сказочные события?


того момента, когда Миша увидел, как внизу табакерки открылась дверца и выбежал
мальчик-колокольчик).


Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком?

 
(Он беспокоился о том, что не сможет войти, ведь своды были низкие, а он 

 
большой.)

Группа «ХУДОЖНИКИ»


Давайте посмотрим рисунки, которые для нашего урока подготовила творческая
группа «Художники» (демонстрация рисунков).

Работа
с иллюстрациями в книге с. 157, с.161
(Слайд 30)

А
теперь задание участников группы.


Что и кого изобразил на иллюстрации художник?


Как вы считаете, какой эпизод проиллюстрирован?

Чтение
по ролям


Прочитайте этот отрывок, когда он всё-таки пошёл за мальчиком-колокольчиком в
город, и о чём они беседовали по пути к городу.

(«Миша
послушался… Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.)

Роль Миши будет озвучивать…. Роль
Колокольчика — …. Слова автора — …)

Работа
над фразеологизмами и поговорками
(Слайд31)


Ребята, какие фразеологизмы вы встретили в тексте и что они значат?

 
(Закусить губу – смутиться от того, что понял, что сказал не то и
резко замолчать;

     — заставить себя сдержаться и
прервать высказывание.  

  
Из
городка ни пяди  —  т.е. никуда нельзя уходить.)


Какую поговорку постоянно говорил колокольчик?

(«Динь-динь»)


Что в значении «поговорка» здесь имел в виду автор сказки? Почему к ним не надо
привыкать? Это не те поговорки, которые
отражают народную
мудрость
,
добавляют образность, меткость высказываний. Здесь это слова, которые безграмотные
люди по привычке повторяют без смысла. В нашей жизни такими будут слова «значит»,
«ну»…

(т.е.
засоряют речь, а не обогащают её, «слова-паразиты»).


Скажите, а какие поговорки повторяли всегда другие герои сказки?


Почему автор вложил в уста героев именно такие поговорки?

(Потому
что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают).

Группа
«АРТИСТЫ»

(Слайд 32-34)

Угадай
героя сказки

Ребята
подготовили для вас отрывки из сказки. Догадайтесь, кто какого героя
представляет. К
то
сказал эти слова:

Б)  «Прочь ступай, не мешай!
Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается,
прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство
табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)

– А кто сказал эти слова:

В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не
я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я
надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры,
шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись
«валик»)

– Какой вывод сделал Миша из
разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо) 
– А за вами детьми нужно присматривать? 

– Чьи это слова:

Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты
мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не
толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не
цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы
не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под
надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)

– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.
– Из каких же частей состоит табакерка?

5. Как же получается музыка?
Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед каждым учеником лежит
карточка с текстом слов Пружинки)

-Какую
историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?

-Чему
научил мальчик-колокольчик Мишу? Понравилось ли Мише в городке?

-Почему
сами колокольчики не считали себя счастливыми? Докажите словами текста.

-Что
случилось, когда Миша прижал пружинку пальчиком?

6.      Обобщение
полученных знаний

Группа «ФИКСИКИ-МЕХАНИКИ» (Слайд 35)

Участники группы предлагают всем группам задание:

разложить в нужном порядке детали устройства табакерки.

(На столе у каждой группы лежат предметные картинки с 
изображением валика, пружинки, молоточка и колокольчика).

— А для того, чтобы проверить, правильно ли вы справились,
предлагаем вам посмотреть фрагмент мультфильма «Фиксики. Музыкальная шкатулка»,
где герои побывали внутри такой шкатулки и разобрались с механизмом её
устройства.

Группа «ОТКРЫВАТЕЛИ»


Эту сказку В. Одоевский написал в учебное пособие «Наука до науки. Книжка
дедушки Иринея». Автор как раз и работал под псевдонимом Ириней.


Проанализировать, какие открытия под видом обычных сказочных строк спрятаны в
произведении нам предлагают ребята из творческой группы «Открыватели».

НАУЧНЫЕ
ОТКРЫТИЯ И ЗАКОНЫ
(Слайд
37)
:

1)
С. 156-157 —  смена дня и ночи;

2)
С. 160-161 – закон Перспективы (издали всё кажется меньше => со стороны всё
кажется незначительным);

3)
с.166 – устройство механизма табакерки (сложный механизм, который без знаний
трогать нельзя, иначе сломается.)

4)
С.162 – музыкальный тон (у колокольчика побольше – голос низкий, у колокольчика
поменьше –голос высокий)

5)
начало 4-й части – закон взаимосвязи (даже маленькая деталь важна в механизме).


Как же можно назвать эту сказку? (Научно-познавательной)

Группа «ПСИХОЛОГИ» (Слайд 38)


Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Давайте подумаем, могут ли
открытия Миши пригодиться нам в жизни? Какие советы ты бы дал детям на месте
Миши?

Советы:

=>
все мы разные

=>
без учебников и учёбы жить неинтересно, праздная жизнь быстро надоедает или
ведёт к деградации человека;

=>
хорошо, когда за тобой кто-то присматривает или заботится о тебе, иначе нет
порядка или может что-либо случиться («…теперь вижу, что бывает с бедными
мальчиками, когда за ними никто не смотрит»);

=>
не ломай вещи, нельзя портить поделки только ради любопытства или ради забавы,

береги
чужой труд!

  
Как мальчик вёл себя в гостях у жителей табакерки, что можно сказать о его  

  
воспитании?  Как вы думаете, а грубияна и невежу пригласили бы они к себе в
гости,  

  
общались бы с ним?

=>
всегда соблюдай правила приличия в гостях и в общении с окружающими.

Составим
психологическую  характеристику  Миши
(Слайд 38-39)

На
доске – изображение Миши.

Карточки
с характеристикой разных качеств размещены на другой части доски.

Из
всех предложенных карточек дети из группы «Психологи» выбирают только те, которые
помогают составить правильную характеристику Миши и крепят их рядом с Мишей.

(Миша:
— осторожный                     -воспитанный                       — учтивый                  -любознательный

            
-внимательный                    -любопытный                       — находчивый -добрый.

7.
Рефлексия


По листам самооценки оцените свою работу на уроке
(Слайд 41)

Выставление
оценок


А теперь предлагаю вам подойти к нашему стенду с изображением тучки и солнышка.
Поставьте свой колокольчик на сторону тучки, если вам урок показался сложным,
непонятным или скучным. Если вам было интересно, познавательно, тогда поставьте
свой колокольчик на сторону солнышка.

8.
Итог урока

— 
Можете ли вы привести примеры других произведений, мультфильмов с той же
авторской задачей? («Алиса в Стране Чудес», «Фиксики» и др.)


Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем?

Домашнее
задание

А вы смогли представить себя в табакерке? Удалось ли автору удивить вас,современных 
детей?  Где бы вы хотели оказаться в современном мире, какой прибор изучить?
Придумайте свою сказку о путешествии в нём.

В.Ф.
Одоевский был потомком старинного княжеского рода Рюриковичей. Он родился в
1803 году в Москве. Отец служил директором Московского банка, мать была
крепостной крестьянкой. Мальчик получил первоклассное по тому времени
воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы
пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. Много лет
тесные дружеские и творческие отношения связывали Одоевского с А.С. Пушкиным.
Одоевский прославился как философ, журналист, издатель книг, талантливый
музыкант, писатель- сказочник, у него были мистические повести и рассказы.

Одоевский
очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не
появлялся, его сразу же окружали дети. Владимир Федорович организовывал игры,
забавы, развлечения для детей, организовывал детские приюты, детские больницы.

Одоевский
написал сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки
“Червячок”, “Мороз Иванович”…

“Городок
в табакерке” он написал как сказку в
учебное пособие «Наука до науки.
Книжка дедушки Иринея», где
Ириней — строгий, но добрый и понимающий
детей наставник. Кстати говоря, Дедушка Ириней- это и есть псевдоним, под
которым работал автор. В этой сказке научный материал Одоевский записал детям в
занимательной и близкой для понимания сказочной форме.

Скачано с www.znanio.ru

Год написания:
1834

Жанр:
сказка

Главные герои:
Миша
, его папа

Сюжет

Отец показал сынишке необычную изящную вещичку — табакерку, играющую различные мелодии, сделанную из панциря черепахи. На крышке этой небольшой шкатулки были изображены домики, крепости, башенки. Мальчику очень захотелось побывать в этом сказочном городке. И он вдруг стал уменьшаться и попал в желанный город, где встретил музыкального мальчика с колокольчиком на голове. В городке было много таких ребят, и они все издавали красивые звуки под ударами злых дядей-молоточков.

Когда Миша поинтересовался, зачем дядьки обижают мальчиков, они ответили, что по приказу надсмотрщика Валика. А сам Валик поворачивался от ударов принцессы Пружинки, живущей в прекрасном шатре.

А потом Миша проснулся и понял, что во сне он побывал в сказочном городе и познакомился с его удивительными жителями.

Вывод (мое мнение)

В такой нетрадиционной форме ребята лучше поймут устройство любых механизмов, и это поможет им в изучении физики и механики.

В 1834 году Владимир Федорович Одоевский написал сказку «Городок в табакерке», краткое содержание которой представлено ниже. Это прекрасное произведение, которое говорит о важности получения новых знаний. Дети, прочитав эту сказку, знакомятся с удивительным миром механики.

Волшебная табакерка

Этот городок назывался Динь-динь. Отец нажал на пружинку, и послышались звуки чудесной мелодии, а солнце стало двигаться по небу. Когда же оно спряталось на небосклоне, на небе зажглись звезды и засиял месяц. Все это было похоже на сказку.

Предупреждение отца

Продолжается краткое содержание «Городка в табакерке» тем, что Миша захотел попасть в этот необычный городок. Мальчик поинтересовался у отца, кто его жители. Отец ему ответил, что в нем обитают колокольчики. Он приподнял крышку табакерки.

2142639

Ребенок увидел колокольчики, молоточки. Заинтересовавшись устройством, он спросил у отца как же городок приходит в движение. Папа ответил Мише, что пускай он попробует сам обо всем догадаться. Только предупредил его, чтобы он не трогал пружинку, потому что если ее повредить, то музыка больше не будет играть.

Жители городка

Мальчик подошел и был удивлен: дверца-то оказалась подходящей ему по росту! Незнакомец-колокольчик оказался жителем этого городка. В нем жили такие же колокольчики, которые услышали, что Миша хотел посетить городок, и решили позвать его к себе в гости.

Мальчик-колокольчик провел Мишу через бумажные своды, которые становились все меньше и меньше. Герой засомневался, сможет ли он пройти через них. Колокольчик, постоянно повторяя «динь», объяснил, что вдалеке предметы всегда кажутся меньше. Когда-то герой хотел нарисовать своих родителей: папу, а в некотором отдалении от него маму. Но у него ничего не получилось, потому что в то время он еще ничего не знал о таком понятии, как перспектива.

Колокольчика позабавила эта история и он засмеялся, Миша обиделся. И, в свою очередь, заметил, что не нужно часто использовать в речи поговорки. Мальчику-колокольчику тоже стало обидно. Миша увидел, что в городке живут такие же колокольчики, отличающиеся размером. Сначала он решил, что это ему только кажется из-за перспективы. Но его провожатый объяснил, что они на самом деле разные. У больших голос звучит громче и «тяжелее», а у маленьких он звонкий. Мальчик-колокольчик сказал Мише, что и у любителей поговорок можно чему-нибудь научиться.

Знакомство с молоточками

2142635

Далее в кратком содержании «Городка в табакерке» Одоевского рассказывается о том, как Миша познакомился с влиятельными молоточками. Новые знакомые стали жаловаться своему гостю на то, что им нечем заняться, покидать городок нельзя, а музыка уже им надоела. А злобные дядьки-молоточки ходят и стучат по ним.

Миша увидел как по городку прогуливаются важные господа на тонких ножках и с длинными носами. Гость подошел к ним и поинтересовался, за что они колотят мальчиков-колокольчиков. Они ответили, что они выполняют поручение другого важного господина. Колокольчики подтвердили, что это правда, этого господина зовут Валик.

Валик и царевна Пружинка

Далее в кратком содержании сказки «Городок в табакерке» рассказывается о том, что Миша знакомится с Валиком. Мальчики-колокольчики сказали ему, что это добрый, но ленивый господин, он только и делает, что лежит в халате. На его халате Миша увидел большое количество крючков.

2142631

Переворачиваясь с боку на бок, он задевал ими молоточки, которые, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Гость спросил, для чего он это делает. Но Валик сказал, что ему ни до чего нет дела. Миша увидел красивый шатер, в котором находилась царевна Пружинка. Она все время двигалась и толкала в бок Валика.

Мальчик спросил, а для чего она это делает. Царевна ответила, что если она не будет приводить в движение господина Валика, то молоточки тогда не будут стучать по колокольчикам. А если они звенеть не будут, то и музыки чудесной не будет.

Волшебный сон

Далее в кратком содержании «Городка в табакерке» рассказывается о том, что мальчик решил проверить, а не обманула ли его царевна, и прижал ее пальцем. И тут же валик сильно закрутился, молоточки сильнее застучали, и музыка стихла. И тут Миша вспомнил о запрете отца, испугался и вдруг проснулся.

Миша поведал родителям о волшебном сне. Отец похвалил своего сына за его любознательность и стремление самостоятельно понять, как все устроено. Он сказал, что мальчик почти понял механизм табакерки, а больше он узнает тогда, когда будет изучать механику.

2142645

Можно читать и краткое содержание «Городка в табакерке» Одоевского, но оригинал позволит прочувствовать все волшебство этой прекрасной истории. Это была одна из первых научно-познавательных детских книг. Эта сказка еще удивительна и тем, что в ней затрагивается необычная тема — механика. Ее основные закономерности раскрываются на примере устройства прекрасной табакерки.

Главной целью этой сказки является стремление показать ребятам, насколько удивителен и прекрасен мир науки. Ее явления и закономерности кажутся детскому уму настоящим волшебством. В. Ф. Одоевский известен тем, что увлекался необычными теориями. Он писал в жанре фантастического романтического рассказа.

Его сказка о волшебной табакерке и ее жителях тоже имеет черты романтизма и фантастики. Возможно, именно поэтому она так понравилась детям своим сочетанием науки и волшебства. Позже, в 1976 году, по этой сказке был снят фильм «Шкатулка с секретом». В советскую эпоху именно это сочинение Одоевского публиковалось чаще всего. Возможно, именно поэтому оно является самым известным из творчества Владимира Федоровича. Оно поощряет детские фантазии и подталкивает детей к познанию мира, стремлению получить новые знания.

План к сказке «Городок в табакерке» можно составить используя эти варианты.

«Городок в табакерке» план рассказа

1. Мечта Миши.

2. Как выглядит шкатулочка с музыкой.

3. Сон Миши.

4.Миша с мальчиком-колокольчиком.

5. Нехорошие дядьки-молоточки.

6. Миша увидел надзирателя.

7. Царевна Пружинка.

8.Сломанный механизм.

9.Миша рассказывает сон родителям.

«Городок в табакерке» план сказки

  1. Подарок папы. Чудесная музыкальная табакерка
  2. Мишу интересует как работает табакерка?
  3. Миша засыпает под звуки табакерки
  4. Миша видит мальчика, который зовет его в табакерку.
  5. Миша в табакерке.
  6. Миша говорит с молотками и узнает, что во всем виноват Валик
  7. Миша говорит с Валиком и тот отказывается от всего
  8. Миша находит Пружинку, которая и объясняет ему как работает табакерка
  9. Пружинка лопается и Миша просыпается.

«Городок в табакерке» план

  1. Удивительная табакерка.
  2. Нельзя ли войти в этот городок?
  3. Приглашение принято.
  4. Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь — большое.
  5. Маленькая размолвка.
  6. Очутились на улице.
  7. Встреча с колокольчиками.
  8. Господа — дядьки-молоточки.
  9. Знакомство с надзирателем
  1. Сударыня-царевна.
  2. Миша проснулся.»Городок в табакерке»

«Городок в табакерке» план кратко

1)Чудесная табакерка.

2)Мечта Миши.

3)Приглашение в гости

4)Закон рисования.

5)Встреча с молоточками.

6)Встреча с надзирателем

7)Царевна пружинка.

Одоевский «Городок в табакерке» план

1.Табакерка.

2.Чудесный город.

3.Рассказ колокольчиков.

4.Молоточки.

6.Пружинка.

7.Рассказ о приключениях папеньке и маменьке.

«Городок в табакерке» характеристика Миши и других героев кратко изложенная в этой статье.

Был не только основателем музыкознания, но и гениальным мыслителем и писателем. Он писал даже сказки для детей. Самая известная из них это «Городок в табакерке». Сказка рассказывает историю о том, как однажды папа подарил своему сыну табакерку. Малышу захотелось узнать как работает игрушка и он загорелся желанием попасть внутрь нее. Однажды случилось чудо: к нему вышел мальчик-колокольчик и пригласил Мишу в табакерку. Главній герой сказки «Городок в табакерке» много чего узнал об устройстве табакерке, но как проснулся, понял, что это был всего лишь сон.

Характеристика героев сказки «Городок в табакерке»

  • Миша
    – главный персонаж сказки. Он немного упрямый, так как не послушался папу и самостоятельно отправился в городок, расположенный в табакерке. Но вместе с тем Миша любопытный и любознательный, добрый и находчивый, честный и добрый. Попав в чудесную страну табакерки по приглашению мальчика-колокольчика, Миша стал изучать устройство игрушки. Он смог разобраться в сложном механизме. Но, к сожалению, все это только приснилось мальчику.
  • Папенька
    – второстепенный персонаж. Проявил себя как заботливый и умный отец мальчика Миши. Он старался, чтобы сын вырос честным и образованным человеком. Именно папенька подарил Мише музыкальную игрушку – табакерку. Открыв крышку, он оставил мальчика с ней наедине, дабы сын проявил сообразительность и самостоятельно разобрался с механизмом устройства.
  • Мальчики-колокольчики –
    второстепенные персонажи. Это маленькие жители табакерки. Они помогли мальчику понять, как работает музыкальная игрушка: мальчики-колокольчики объяснили Мише законы перспективы в рисовании, физические законы; дали общую характеристику механизма. Жители табакерки работают для того, чтобы в ней играла музыка.
  • Дядьки-молоточки
    – второстепенные персонажи. Они постоянно занимаются тем, что беспрестанно стучат по колокольчикам. Эти тощие господа имеют длинные носы и тонкие ножки. Они зависят от Валика — надзирателя, который их цепляет крючочками. Мальчики-колокольчики считают молоточков нехорошими и злыми.
  • Валик
    – второстепенный персонаж. Это надзиратель, который приводит в движение молоточки, лежа на диване. Себя он считает добрым надзирателем.
  • Царевна Пружинка.
    Является главной частью механизма музыкальной табакерки. Она приводит все устройство в движение, и музыкальная табакерка начинает играть. Царевна Пружинка толкает валик, который цепляется за молоточки, те стучат по колокольчикам, и играет музыка. Если пружинку испортить, то музыкальная игрушка станет негодной. Мальчик Миша решил проверить, так ли это. Он прижал Царевну Пружинку и она вылетела из табакерки. Мишенька так испугался от того испортил игрушку и проснулся.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали краткую характеристику героев сказки Городок в табакерке.

1


В первой половине XIX в. многие писатели обращались к жанру сказки, так как это давало возможность воплотить романтическое соединение двух миров: реального и волшебно-романтического. В подобном «двоемирии» любой герой имеет возможность глубокого раскрытия характера, может как бы посмотреть на себя и на мир со стороны. К таким образцам относятся сказки А. Погорельского, В.А. Жуковского и др.

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь — как устроена табакерка. Познание через сказку и волшебство — это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.

Герой-ребенок — главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

Устройство музыкальной табакерки — это функциональная «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая на змейку царевна Пружинка беспрестанно движется, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков. Речь отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят «Тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.

Мальчик Миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение Миши показывает, что события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям.

Таким образом, В.Ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «Городок в табакерке» оказался микромоделью мира.

Библиографическая ссылка

Киселёва Е.В. «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» В.Ф. ОДОЕВСКОГО КАК ПЕРВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 176-177;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27804 (дата обращения: 11.08.2019).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

  • Рассказ вредный старик леонид каминский
  • Рассказ волна сколько страниц
  • Рассказ ветерана какой падеж
  • Рассказ вовка добрая душа рассказ
  • Рассказ веснушка и кипятоша