Рассказ горького вывод читать

легенда о данко, на первый взгляд, просто красивая история, пересказанная м. горькому. на самом деле, это призыв к благородным

«Легенда о Данко», на первый взгляд, – просто красивая история, пересказанная М. Горькому. На самом деле, это призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних. Писатель учит ценить таких людей, как Данко, идти за ними к «свету», стремиться быть похожими на них. Произведение изучают в 7 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку.

Краткий анализ

Год написания – 1894
История создания – «Легенда о Данко» – часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 г. М. Горький побывал в Бессарабии. Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – Главные темы произведения – поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов.

Композиция – Композиция произведения несложная, что связано с тем, что рассказывает легенду старуха Изергиль. Сюжет легенды линейный. Несюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр – Легенда

Направление – Романтизм.

Сочинение про Данко (старуха Изергиль)

Данко — герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.

Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого, он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей.

Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.

Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других.

За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»

Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим — жизнью, чтобы освятить путь людям.

Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование — это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.

В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко — лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.

История создания

Побывав в 1891 г. в Бессарабии, М. Горький захотел запечатлеть колорит южного края в литературе. Так в 1894 г. появился рассказ «Старуха Изергиль». О годе написания свидетельствуют письма М. Горького, адресованные В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Признаки данного направления видим и в «Легенде о Данко».

Впервые произведение было напечатано в «Самарской газете» весной 1895 г. как часть рассказа «Старуха Изергиль».

Популярные сочинения

  • Сочинение Особенности пьесы Гроза
    В середине девятнадцатого века ныне известный драматург затеял путешествие по Волге в рамках необычной, этнографической экспедиции. Его путевые заметки, содержащие в себе случаи из жизни
  • Характеристика общества в Горе от ума сочинение
    Общество, в труде Горе от ума, разделилось на противоположные мнения – с одной стороны, это прогрессивная молодежь, а с другой-крайне консервативные помещики старой школы
  • Составьте рассказ о своей учёбе используя план
    В школе мы изучаем много разных предметов. Мы учимся правильно писать на уроке русского языка, грамотно строить предложения. Учим слова и фразы по-английски на уроке иностранного

Тема

В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».

Данко – парень, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. Герой готов был вести народ к свету, к новой жизни. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «темных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. Чтобы осветить народу путь парень вырывает из груди пылающее сердце. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Данко Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика, указывая на смысл легенды.

Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».

Анализ 3

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора.

В лице Данко Максим Горький показывает человека, который ставит на первое место интересы общества, его жизнь наполнена благородными порывами, он старается помочь всем, часто даже тем, кто этого не заслуживает. Главный герой произведения наделен лучшими человеческими качествами: доброта, честность, смелость и любовь к близким людям. Данко идет на всё ради спасения дорогих ему людей.

В легенде говорится о людях, живших в мире полном счастья и беззаботности, но наступил момент, когда явились чужие племена и прогнали людей в глубь леса. Их окружали могучие деревья, переплетенные между собой, огромные заросли, сквозь которые не мог пробиться и луч солнца. Тогда им пришлось отправиться в сложный путь на поиски нового места, где они смогли бы вновь жить, радуясь каждому лучу солнца и блестящей, играющей волнами реке. Тогда они и решили выдвигаться. В Данко они увидели сильного и смелого человека, и воскликнули: «Веди ты нас!». И он повел. На пути они встретили множество трудностей, люди выбились из сил и не могли идти дальше. «– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!».

Люди обезумели от злости, и никто даже не вспомнил о том, что именно они выбрали его, просили вести их. Его слов никто не слушал, и когда они хотели было убить его, Данко разорвал себе грудь, вытащил сердце, которое светилось ярким пламенем любви к своему народу, и поднял его над головами людей. «Идем!» — крикнул он. И люди пошли, словно зачарованные, смотря на сердце в его руках. Лес расступался перед ним и он вывел людей на широкие степные земли, а потом гордо засмеялся, затем упал, и умер. Люди же, полные радости, даже не заметили его смерти, но один человек, заметив пылающее сердце испугался и наступил на него ногой, от чего оно рассыпалось на множество искр и потухло. В этот вечер река, отражающая последние лучи заката, казалась ярко красной, как кровь, которая била из груди отважного и необычайно смелого человека — Данко.

В данном произведении автор обратил внимание на актуальную во все времена проблему — эгоизм. Главный герой был совершенно иной, не такой как все. Он стремился сделать хоть что то для людей, которые были абсолютно эгоистичны, думали лишь о себе. И ради них он отдал жизнь, пусти они того и не заслуживали. Таким образом, Максим Горький поведал о существовании человека, готового отдать жизнь за свой народ, который в минуты радости даже не вспомнил своего героя и отплатил ему тем, что уничтожил сердце, которое билось за них и спасло от верной смерти в лесной глуши.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Отца в повести Детство↑ ГорькийЛитературное направление рассказа Старуха Изергиль →

Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.

Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.

От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.

Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».

Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.

Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.

Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».

Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.

Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.

Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).

Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.

Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Анализ произведения Случай с Евсейкой

Сказка Максима Горького «Случай с Евсейкой» написана в 1912 году. Рассказ предназначен для читателей младшего школьного возраста. В рассказе описывается случай с мальчиком, которому во время рыбалки на солнцепёке приснилось, что он упал в воду и там познакомился с обитателями морского дна.

Рыбы плавали вокруг него и не могли понять, к какому же типу рыб его отнести? И чешуи нет, и плавник двойной… Каждая рыбёшка разглядывала мальчика с нескрываемым удивлением и любопытством, а ребенок, то и дело отвечая на вопросы, старался осторожно обходить темы, касающиеся поедания рыб и любых моментов, которые могли бы разозлить рыб. Единственным его желанием было выбраться с морского дна, но он почему-то не мог пошевелиться и оттолкнуться от камня, на котором сидел. Мальчишка предложил рыбкам поиграть. Когда большая рыба согласилась, ребенок ухватился за розовые жабры и приказал плыть наверх, «к мухам». Оказавшись головой над водой, он понял, что сидит на берегу абсолютно сухой, а удочка уплыла далеко в море.

В данном произведении показывается, что не все, что кажется таким реальным, может происходить по-настоящему. Евсейка долго сидел на солнце, перегрелся и уснул. Приснился ему сон, который научил многому, а особенно, — выходить из стрессовых ситуаций обдуманно отвечать на вопросы, ведь от ответов зависит жизнь.

Евсейка хочет заплакать от безысходности, ведь большая рыба назвала его утопленником, а от камня оторваться и поплыть наверх самостоятельно он не может. Чуждый ему мир затянул и не отпускает. Ребенок чувствует, что вот-вот заплачет, но ловит сеть на мысли, что слез все равно видно не будет и никого эта ситуация не разжалобит.

Мальчик настойчиво предлагает рыбам поиграть, на что те с удовольствием соглашаются, ведь плыть наверх, к мухам — действительно заманчивое предложение. Несмотря на все возражения большой рыбы, мальчик крепко хватается за жабры и спасается. Кто знает, почему ему приснился такой сон? Может потому, что он перегрелся на солнце и получил солнечный удар? Или потому что рыбалка — это такое скучное занятие и бегущие волны усыпили его? Кто знает. Понятно лишь то, что Евсейка боролся за свое спасение из морского забытья. Всеми силами.

2 вариант

Максим Горький решил связать все детские произведения с землетрясением, которое произошло в 1908 году в Италии, в городе Мессине. Этот случай привел Горького в шок.  Сегодня я расскажу об одном из таких рассказов. «Случай с Евсекой» был написан Горьким в 1912 году, а также опубликован в газете и только через какое-то время в журнале «Северное сияние».

Чтобы заинтересовать детей, автор решил использовать тему приключений, ведь обычно в этой теме герои путешествуют и узнают что-то новое, что как раз-таки и интересует детей. Жанром этого произведение является сказка.

В один из дней мальчику Евсейке стало скучно, и он решил пойти ловить рыбу. Но это занятие оказалось слишком скучным для него и вскоре он уснул и из-за этого он упал в воду, пока он понимает, что с ним произошло, он уже опустился на самое дно.  Но главный герой не так сильно и испугался, даже наоборот – его заинтересовал подводный мир, и он стал все осматривать. Под водой было множество рыбок, водорослей, различный камней и ракушек и тому подобное.

Единственное, что удивило Евсей это то, что с ним заговорила одна из рыб. Вскоре вокруг главного героя образовалась целая стая рыб, которые ходили по кругу, и задирали его за отсутствие чешуй и за то, что у него два хвоста. Но большая рыба так и продолжала с ним разговаривать.

Большой рыбе стало вдруг интересно, как он у них оказался, и спросила у Евсейки. Тот в свою очередь начал волноваться, ведь понял, что он тонет, и долго так не проживет. Но у него не получалось, и он начал плакать. Рыба также продолжала с ним разговаривать, чтобы как-то отвлечь. Евсей хотел отвлечь ее и предложил поиграть в одну игру и всплыть в это на поверхность. Сел он на рыбу, и они поплыли наверх.

Когда главный герой проснулся, он сразу осознал, что это был всего лишь сон.

Из этого произведения можно вынести то, что в любой ситуации нужно оставаться спокойным и собранным.

Главный герой Евсейка – мальчик, которому стало скучно, и он решил пойти рыбачить и уснул. Умный, хитры, находчивый и умеет сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях.

Большая рыба – недоверчивая, хитрая. Она пыталась задержать как можно дольше Евсейку в воде, хотя понимала, что это не его среда обитания и он запросто может умереть в любую минуту. Но с другой стороны своими разговорами она пыталась его отвлечь, чтобы у него не было сильной паники.

Множество других рыб – были заодно с Большой рыбой, такие же недоверчивые и вдобавок еще и дразнили главного героя. В их числе были: морская звезда, лангусты, голотурия, морской пузырь.В произведении водили хоровод вокруг главного персонажа.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что такое может произойти с каждым, ведь мы не можем предугадать что будет в будущем. Может и мы когда-нибудь окажемся в подводном мире во сне.

Алексей Максимович Пешков (псевдоним – Максим Горький) старался для детей как можно ярче и эмоциональней описать всю ситуацию, все впечатления и тому подобное. Ведь только какими-то наиболее интересными ситуациями можно заинтересовать ребенка. И что самое главное, написано простым языком и читается очень легко.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Случай с Евсейкой

Анализ произведения Случай с Евсейкой

Популярные сегодня темы

  • Романтизм в творчестве Горького

    На рубеже XVIII – XIX века в Европе появляется новое направление в литературе, которое получило название романтизм. Его главной чертой является яркая передача эмоций.

  • Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс сочинение

    Стихотворения Николая Михайловича Рубцова представляют сочетание искренних чувств, позитивных мыслей, через которые читатель знакомится с его миропониманием, отношением к разным сторонам жизни

  • Сочинение по картине Нестерова Осенний пейзаж описание

    Известнейший советский художник – живописец Нестеров Михаил Васильевич очень любил осеннюю пору. Именно в этот период времени, творец получал особое вдохновение.

  • Образ и характеристика Чацкого в комедии Горе от ума 9 класс с цитатами

    Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи

  • Анализ рассказа Екимова Говори мама говори сочинение

    Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.

  • Рассказ горе от ума а судьи кто
  • Рассказ голубика 4 класс
  • Рассказ голявкина путешественник распечатать
  • Рассказ горе о туман
  • Рассказ горе о тумане читать